Характерные черты реализма в 19 веке. Реализм в искусстве (XIX-XX вв)


Каждое литературное направление характеризуется своими особенностями, благодаря которым его запоминают и выделяют в отдельный вид. Так случилось и в девятнадцатом веке, когда в писательском мире произошли некоторые изменения. Люди начали по-новому осмысливать действительность, смотреть на нее абсолютно, с другой стороны. Особенности литературы 19 века заключаются, в первую очередь, в том, что теперь писатели начали выдвигать идеи, которые и легли в основу направления реализм.

Что представляет собой реализм

Реализм появился в русской литературе в начале девятнадцатого века, когда в этом мире произошел коренной переворот. Писатели поняли, что прежние направления, тот же романтизм, не удовлетворил ожиданий населения, поскольку в его суждениях отсутствовал здравый смысл. Теперь они старались изобразить на страницах своих романов и лирических произведений ту действительность, которая царила вокруг, без каких бы то ни было преувеличений. Их идеи носили теперь самый что ни на есть реалистический характер, который просуществовал не только в литературе России, но и зарубежной в течение не одного десятилетия.

Основные черты реализма

Реализм характеризовался такими особенностями:

  • изображение мира как он есть, правдиво и естественно;
  • в центре романов - типичный представитель общества, с типичными для него проблемами и интересами;
  • появление нового способа познания окружающей действительности - посредством реалистических персонажей и ситуаций.

Русская литература 19 века представляла очень большой интерес для ученых, поскольку с помощью анализа произведений им удалось познать сам процесс в литературе, который существовал в те времена, а также дать ему научное обоснование.

Появление эпохи Реализма

Реализм сперва был создан как особая форма для выражения процессов действительности. Это произошло еще в те времена, когда и в литературе, и в живописи царило такое направление, как Возрождение. Во время Просвещения оно было значительным образом осмыслено, и полностью сформировалось в самом начале девятнадцатого века. Ученые-литературоведы называют двух российских писателей, которые давно уже признаны родоначальниками реализма. Это Пушкин и Гоголь. Благодаря им, данное направление было осмыслено, получило теоретическое обоснование и значительное распространение в стране. С их помощью, литература России 19 века получила большое развитие.

В литературе теперь не было возвышенных чувств, которыми обладало направление романтизма. Теперь же людей волновали бытовые проблемы, их способы разрешения, а также чувства главных героев, которые обуревали ими в той или иной ситуации. Особенности литературы 19 века - это заинтересованность всех представителей направления реализма индивидуальными чертами характера каждой отдельно взятой личности для рассмотрения в той или иной жизненной ситуации. Как правило, это выражается в столкновении человека с обществом, когда личность не может принять и не принимает правил и устоев, по которым живут остальные люди. Иногда в центре произведения стоит человек с каким-либо внутренним конфликтом, с которым он пытается справиться сам. Такие конфликты носят название конфликта личности, когда человек понимает, что отныне он не может жить, как жил раньше, что ему нужно что-то делать, чтобы получить радость и счастье.

Среди самых главных представителей направления реализма в российской литературе стоит отметить Пушкина, Гоголя, Достоевского. Мировая классика подарила нам таких писателей-реалистов, как Флобер, Диккенс и даже Бальзак.





» » Реализм и особенности литературы 19 века

Реализм (от позднелат. reālis - вещественный) - художественный метод в искусстве и литературе. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.

    Иллюстрация В. Милашевского к роману Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба».

    Иллюстрация О. Верейского к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

    Иллюстрация Д. Шмаринова к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Иллюстрация В. Серова к повести М. Горького «Фома Гордеев».

    Иллюстрация Б. Заборова к роману М. Андерсена-Нексё «Дитте - дитя человеческое».

Однако понятие правды, истины - одно из наиболее трудных в эстетике. Так, например, теоретик французского классицизма Н. Буало призывал руководствоваться истиной, «подражать природе». Но и ярый противник классицизма романтик В. Гюго убеждал «советоваться только с природой, истиной и своим вдохновением, которое также есть истина и природа». Таким образом, оба защищали «истину» и «природу».

Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические - все это связано с углом зрения художника на жизнь, а это, в свою очередь, зависит от его мировоззрения, от умения уловить передовые движения эпохи. Стремление к объективности нередко заставляет художника изображать реальную расстановку сил в обществе даже вопреки собственным политическим убеждениям.

Конкретные особенности реализма зависят от тех исторических условий, в которых развивается искусство. Национально-исторические обстоятельства определяют и неравномерность развития реализма в разных странах.

Реализм не есть нечто раз навсегда данное и неизменное. В истории мировой литературы можно наметить несколько основных типов его развития.

В науке нет единого мнения о начальном периоде реализма. Многие искусствоведы относят его к весьма отдаленным эпохам: говорят о реализме наскальных рисунков первобытных людей, о реализме античной скульптуры. В истории мировой литературы обнаруживаются многие черты реализма в произведениях древнего мира и раннего средневековьянародном эпосе, например, в русских былинах, в летописях). Однако формирование реализма как художественной системы в европейских литературах принято связывать с эпохой Ренессанса (Возрождения), величайшим прогрессивным переворотом. Новое понимание жизни человеком, отвергающим церковную проповедь рабской покорности, нашло отражение в лирике Ф. Петрарки, романах Ф. Рабле и М. Сервантеса, в трагедиях и комедиях У. Шекспира. После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек - это «сосуд греха», и призывали к смирению, литература и искусство Возрождения прославили человека как высшее создание природы, стремясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет, король Лир), поэтизация человеческой личности, способности ее к большому чувству (как в «Ромео и Джульетте») и одновременно высокий накал трагического конфликта, когда изображается столкновение личности с противостоящими ей косными силами.

Следующий этап в развитии реализма - просветительский (см. Просвещение), когда литература становится (на Западе) орудием непосредственной подготовки буржуазно-демократической революции. Среди просветителей были сторонники классицизма, на их творчество оказывали влияние и другие методы и стили. Но в XVIII в. складывается (в Европе) и так называемый просветительский реализм, теоретиками которого были Д. Дидро во Франции и Г. Лессинг в Германии. Мировое значение приобрел английский реалистический роман, основоположником которого явился Д. Дефо, автор «Робинзона Крузо» (1719). В литературе Просвещения выступил демократический герой (Фигаро в трилогии П. Бомарше, Луиза Миллер в трагедии «Коварство и любовь» И. Ф. Шиллера, образы крестьян у А. Н. Радищева). Просветители все явления общественной жизни и поступки людей оценивали как разумные или неразумные (а неразумное они видели прежде всего во всех старых феодальных порядках и обычаях). Из этого они исходили и в изображении человеческого характера; их положительные герои - это прежде всего воплощение разума, отрицательные - отступление от нормы, порождение неразумия, варварства прежних времен.

Реализм Просвещения часто допускал условность. Так, обстоятельства в романе и драме не обязательно были типичными. Они могли быть условными, как в эксперименте: «Допустим, что человек оказался на необитаемом острове...». При этом Дефо рисует поведение Робинзона не таким, каким оно могло быть на самом деле (прототип его героя одичал, даже утратил членораздельную речь), а таким, каким он хочет представить человека, во всеоружии его физических и умственных сил, как героя, победителя сил природы. Так же условен и Фауст у И. В. Гёте, показанный в борьбе за утверждение высоких идеалов. Черты известной условности отличают и комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Новый тип реализма складывается в XIX в. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и О. Бальзака во Франции, Ч. Диккенса, У. Теккерея в Англии, в России - А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «я».

Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX в. не означают, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами.

Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их оптимистическая вера в победу добра над злом.

Подъем рабочего движения в странах Запада, формирование в 40-х гг. XIX в. марксизма не только оказывают влияние на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности с позиций революционного пролетариата. В реализме таких писателей, как Г. Веерт, У. Моррис, автор «Интернационала» Э. Потье, намечаются новые черты, предвосхищающие художественные открытия социалистического реализма .

В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма, выводя русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание.

Богатство и многообразие русского реализма XIX в. позволяют говорить о разных его формах.

Формирование его связано с именем А. С. Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития русской культуры Пушкин как бы наверстывает ее прежнее отставание, прокладывая новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни титанам Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются основы критического реализма, развитого в творчестве Н. В. Гоголя и за ним в так называемой натуральной школе.

Выступление в 60-е гг. революционных демократов во главе с Н. Г. Чернышевским придает новые черты русскому критическому реализму (революционный характер критики, образы новых людей).

Особое место в истории русского реализма принадлежит Л. Н. Толстому и Ф. М. Достоевскому. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрел мировое значение. Их психологическое мастерство, проникновение в «диалектику души» открывали путь художественным исканиям писателей XX в. Реализм в XX в. во всем мире несет на себе отпечаток эстетических открытий Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.

Нарастание русского освободительного движения, которое к концу века переносит с Запада в Россию центр мировой революционной борьбы, приводит к тому, что творчество великих русских реалистов становится, как сказал В. И. Ленин о Л. Н. Толстом, «зеркалом русской революции» по своему объективному историческому содержанию, при всех различиях их идейных позиций.

Творческий размах русского социального реализма сказывается в жанровом богатстве, особенно в области романа: философско-исторического (Л. Н. Толстой), революционно-публицистического (Н. Г. Чернышевский), бытового (И. А. Гончаров), сатирического (М. Е. Салтыков-Щедрин), психологического (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой). К концу века новатором в жанре реалистического рассказа и своеобразной «лирической драмы» выступает А. П. Чехов.

Важно подчеркнуть, что русский реализм XIX в. не развивался изолированно от мирового историко-литературного процесса. Это было началом эпохи, когда, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, «плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием».

Ф. М. Достоевский отмечал как одну из особенностей русской литературы ее «способность к всемирности, всечеловечности, всеотклику». Здесь речь идет не столько о западных влияниях, сколько об органическом развитии в русле европейской культуры ее многовековых традиций.

В начале XX в. появление пьес М. Горького «Мещане», «На дне» и в особенности романа «Мать» (а на Западе - романа М. Андерсен-Нексё «Пелле-завоеватель») свидетельствует о формировании социалистического реализма. В 20-х гг. крупными успехами заявляет о себе советская литература, а в начале 30-х гг. во многих капиталистических странах возникает литература революционного пролетариата. Литература социалистического реализма становится важным фактором мирового литературного развития. При этом следует отметить, что советская литература в целом сохраняет больше связей с художественным опытом XIX в., чем литература на Западе (в том числе и социалистическая).

Начало всеобщего кризиса капитализма, две мировые войны, ускорение революционного процесса во всем мире под влиянием Октябрьской революции и существования Советского Союза, а после 1945 г. образование мировой системы социализма - все это сказалось на судьбах реализма.

Критический реализм, продолжавший развиваться в русской литературе до Октября (И. А. Бунин, А. И. Куприн) и на Западе, в XX в. получил дальнейшее развитие, при этом претерпев существенные изменения. В критическом реализме XX в. на Западе более свободно усваиваются и перекрещиваются самые различные влияния, в том числе некоторые черты нереалистических течений XX в. (символизма, импрессионизма, экспрессионизма), что, конечно, не исключает борьбы реалистов против нереалистической эстетики.

Примерно с 20-х гг. в литературах Запада сказывается тенденция к углубленному психологизму, передаче «потока сознания». Возникает так называемый интеллектуальный роман Т. Манна; приобретает особое значение подтекст, например, у Э. Хемингуэя. Эта сосредоточенность на личности и ее духовном мире в критическом реализме Запада существенно ослабляет его эпическую широту. Эпическая масштабность в XX в. составляет заслугу писателей социалистического реализма («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс).

В отличие от реалистов XIX в. писатели XX в. чаще прибегают к фантастике (А. Франс, К. Чапек), к условности (например, Б. Брехт), создавая романы-притчи и драмы-притчи (см. Притча). Одновременно в реализме XX в. торжествует документ, факт. Документальные произведения появляются в разных странах в рамках как критического реализма, так и социалистического.

Так, оставаясь документальными, являются произведениями большого обобщающего смысла автобиографические книги Э. Хемингуэя, Ш. О"Кейси, И. Бехера, такие классические книги социалистического реализма, как «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика и «Молодая гвардия» А. А. Фадеева.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

№ ПЕРИОД СОБЫТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 1. КОНЕЦ 1790-х – 1800-егг Карамзинскийпериод. Журнал «ВестникЕвропы» Карамзина. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзиикарамзинистов(«поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.) 2. 1810-егг Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакциейВ.А.Жуковского. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. «Психологический романтизм»В.А.Жуковского, «мечтательный романтизм» К.Н. Батюшкова. 3. 1820 -1830-егг Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов.А.С.Грибоедов. Поэты пушкинского круга.М.Ю.Лермонтов.Н.В.Гоголь.

3 слайд

Описание слайда:

Итак, писатель…русский писатель-кто он?? (напиши ответ в тетрадь) Первым профессиональным писателем был А.С.Пушкин. В середине 19в каждый большой поэт выясняет свое отношение к пушкинской традиции, т.к. нельзя было появляться в печати, не выяснив для себя и для других вслух или намеком отношение к пушкинским традициям. ПОЧЕМУ? Конспект в тетради смотри..

4 слайд

Описание слайда:

ПОЭЗИЯ I треть 19 в ПРОЗА II пол 19 в Уступает место ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ?? Поэзия быстрее реагирует на изменения, происходящие в обществе(чисто практически стихи пишутся быстрее), для написания романа требуется иногда более 10 лет

5 слайд

Описание слайда:

В 1848г Николай I еще более ужесточил цензуру, до 1855г наступает мрачное 7-летие. При Николае I нельзя было открывать новые журналы. Журналы состояли из нескольких отделов: Словесность Собственно художественное произведение Критика Библиографическая хроника Современная хроника России Литература не имела права заниматься политикой. Журналы полемизировали друг с другом. Это время демократизации литературы, появляется все больше грамотных людей, эти новые читатели диктуют свои вкусы. К этим вкусам прислушиваются, под них подстраиваются. Для кого писать? На кого рассчитывать? С этой проблемой столкнулись практически все писатели, начиная с Пушкина. Демократизация литературы означала и появление новых читателей и приток в литературу новых литературных сил.

6 слайд

Описание слайда:

Реализм как литературное направление Реализм, как художественный метод, и роман, как жанр, возникли из потребности разобраться в тех сложных процессах, которые происходили в России, и на Западе в конце 18в – первой четверти 19в. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни. В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод – реализм. Его основа – принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А.С.Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России. Русский реализм II половины 19в выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования.

7 слайд

Описание слайда:

1800г 1850г 1870-е г 1825-е г Социальное положение Образование Материальное положение Развитие естественных наук 1900-е гг

8 слайд

Описание слайда:

Основные признаки реализма Реализм обладает определенным набором признаков, которые показывают отличия от романтизма, предшествовавшего ему, и от натурализма, следующего за ним. 1. Типизация образов. Объектом произведения в реализме всегда выступает обыкновенный человек со всеми его достоинствами и недостатками. Точность в изображении деталей характерных для человека, вот ключевое правило реализма. Однако авторы не забывают о таких нюансах, как индивидуальные особенности, и они гармонично вплетаются в цельный образ. Это отличает реализм от романтизма, где персонаж индивидуален. 2. Типизация ситуации. Ситуация, в которой оказывается герой произведения, должна быть характерной для описываемого времени. Уникальная ситуация больше характерна для натурализма. 3. Точность в изображении. Реалисты всегда описывали мир таким, какой он являлся, сводя мировосприятие автора к минимуму. Совершенно иначе поступали романтики. Мир в их работах демонстрировался через призму их собственного мироощущения. 4. Детерминизм. Ситуация, в которой оказались герои произведений реалистов, это только результат поступков совершенных в прошлом. Герои показываются в развитии, которое формируется окружающим миром. Ключевую роль в этом выполняют межличностные отношения. На личность персонажа и его поступки влияет множество факторов: социальных, религиозных, нравственных и прочих. Нередко в произведении происходит развитие и изменение личности под влиянием социально-бытовых факторов. 5. Конфликт: герой – общество. Этот конфликт не является уникальным. Он характерен и для предшествующих реализму течений: классицизм и романтизм. Однако только реализм рассматривает максимально типичные ситуации. Он интересуется взаимоотношением толпы и индивида, сознания массы и отдельного человека. 6. Историзм. Литература XIX века демонстрирует человека неотрывно от среды и периода истории. Авторы изучали стиль жизни, нормы поведения в обществе на определенном этапе, прежде чем писать твои произведения. 7. Психологизм - это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей: ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. Каким образом художник раскрывает внутренний мир своего героя? В романе «Преступление и наказание» читатель познает эмоции и чувства Раскольникова благодаря описанию внешности, интерьера комнаты и даже изображению города. Для того чтобы раскрыть все то, что происходит в душе главного героя, Достоевский не ограничивается изложением его мыслей и высказываний. Автор показывает обстановку, в которой пребывает Раскольников. Маленькая каморка, напоминающая шкаф, символизирует несостоятельность его идеи. Комната Сони, напротив, просторна и светла. Но главное, Достоевский особое внимание уделяет глазам. У Раскольникова они глубокие и темные. У Сони – кроткие и голубые. А, например, о глазах Свидригайлова ничего не сказано. Не оттого, что автор забыл дать описание внешности этого героя. Скорее дело все в том, что, по мнению Достоевского, у таких людей, как Свидригайлов, и вовсе никакой души нет.

9 слайд

Описание слайда:

Учение В.Белинского о реалистическом характере: 1. Художник не должен копировать жизнь, дагеротип –признак документальной прозы. Признаком настоящего худож.произведения является создание типов. (Типическое-это общее выражается через индивидуальное) 2. Герои реализма-многоплановы, противоречивы – что значит происходит преодоление однолинейности, статичности

10 слайд

Описание слайда:

Развитие журналистики в начале века Все большую роль умного информатора и собеседника начинают играть "толстые" журналы, а имена их издателей делаются не менее популярными, чем имена модных литераторов. Разные по направлениям, взглядам издателей, они знакомили читающую публику с новостями европейской жизни, новинками в научных областях и прикладных занятиях, с произведениями зарубежных и отечественных поэтов и прозаиков. Наиболее популярными у читателей были "Вестник Европы" Карамзина, "Сын Отечества" Греча, "Северная пчела" Булгарина, "Телескоп" Надеждина, "Библиотека для чтения" Сенковского, "Отечественные записки" Краевского. В 1832 г. в России издавалось 67 журналов и газет. Изданий на русском языке среди них насчитывалось 32, в основном это были ведомственные журналы. Литературных общедоступных журналов выходило всего 8. В 1840-50-е гг. писателей, издателей, властвовавших над умами и душами читателей, заслоняет собой литературный критик. Читательская аудитория начинает нуждаться в опытном наставнике, способном научить ее ценить подлинное искусство. Роль своеобразных клубов, где происходил обмен литературными, политическими, философскими мнениями, где узнавали новости российской и зарубежной жизни, играли в начале столетия литературные салоны. Наиболее известными из них были салоны Оленина, Елагиной, Ростопчиной, Волконской. Ту же роль выполняли вечера: субботы Жуковского, Аксакова, четверги Греча, пятницы Воейкова..

11 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание Историческая обстановка на рубеже 18-19 в Русская литература начала 19 в Реализм как литературное направление Творчество Г.Р.Державина Поэзия К.Н.Батюшкова

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

Особенности:

1.В центре произведения реалистов объективная действительность. В ее преломлении через мировоззрение худ-ка.
2. Автор подвергает философской обработке жизненный материал.
3. идеал - это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь.
4. Реалисты идут к синтезу через анализ
5. Принцип типического: Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства
6. Выявление причинно-следственных связей.
7. Принцип историзма. Реалисты обращается к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего.
8. Принцип демократизма и гуманизма.
9. Принцип объективности повествования.
10. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика
11. психологизм
12. .. Развитие поэзии несколько затихает
13. Роман-ведущий жанр.
14. Обострённый социально-критический пафос - одна из основных черт русского реализма - например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя
15. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности.
16. Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.
17. «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем.

Писатели реалисты

Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» ещё в 1820 - 1830-х)

М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

И. А. Гончаров («Обломов»)

А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

А. И. Герцен («Кто виноват?»)

Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. Завершение 19 века - Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература. . Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе.

Темы: Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий.

В литературе «натуральной школы» сословное положение героя, его профессиональная принадлежность и общественная функция, которую он осуществляет, решительно превалировали над индивидуальным характером.

К «натуральной школе» примыкали:Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др.

Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, вопрос об отношениях человека и общества.

В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.

Психологизм — характеристика героя при помощи анализа его внутреннего мира, рассмотрение психологических процессов, через которые осуществляется самосознание личности и выражается ее отношение к миру, — стал ведущим методом русской литературы с момента формирования в ней реалистического стиля..

Одной из замечательных особенностей произведений Тургенева 50-х годов было появление в них героя, воплощающего идею единства идеологии и психологии.

Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах

Тургеневу принадлежит заслуга создания литературных типов идеологов — героев, подход к личности и характеристике внутреннего мира которых находится в непосредственной связи с оценкой автором их мировоззрения и социально-исторического смысла их философских концепций. Слияние психологического, историко-типологического и идейного аспектов при этом в героях Тургенева столь полно, что их имена стали нарицательным обозначением определенного этапа развития общественной мысли, определенного социального типа, представляющего класс в его историческом состоянии, и психологического склада личности (Рудин, Базаров, Кирсанов, г-н Н. из повести «Ася» — «Русский человек на rendez-vous»).

Герои Достоевского находятся во власти идеи. Как рабы, они влекутся за нею, выражая ее саморазвитие. «Приняв» в свою душу определенную систему, они подчиняются законам ее логики, проходят с нею все необходимые стадии ее роста, несут на себе гнет ее перевоплощений. Так, Раскольников, концепция которого выросла из неприятия социальной несправедливости и страстного желания добра, проходя вместе с идеей, овладевшей всем его существом, все ее логические стадии, принимает убийство и оправдывает тиранию сильной личности над безгласной массой. В одиноких монологах-размышлениях Раскольников «укрепляется» в своей идее, подпадает под ее власть, теряется в ее зловещем порочном круге, а затем, совершив «опыт» и потерпев внутреннее поражение, начинает лихорадочно искать диалога, возможности совместной оценки результатов эксперимента.

У Толстого система идей, которую в процессе жизни разрабатывает и развивает герой, является формой его общения со средой и производным от его характера, от психологических и нравственных особенностей его личности.

Можно утверждать, что у всех трех великих русских реалистов середины века — Тургенева, Толстого и Достоевского — психическая и идеологическая жизнь человека рисуется как общественное явление и предполагает в конечном счете обязательный контакт между людьми, без которого невозможно развитие сознания.

Основные черты философии и эстетики модернизма:

1) идеалистическая установка по отношению к реальности – сознание признается первичным;

2) стремление создавать в произведениях собственную новую реальность, а не описывать существующую;

3) в произведениях, как правило, воссоздаются не объекты реальной действительности, а те образы, которые были уже созданы в мировой культуре, с целью их более глубокого осмысления;

4) основной категорией модернизма становится понятие текста, который признается высшей реальностью и формируется не посредством отражения объектов действительности, а путем воспроизведения и осмысления «окультуренных» объектов, локализованных в текстах-предшественниках;

5) сверхценной для модернизма является идея построения текста как «путешествия» по лабиринтам глубоко индивидуализированного сознания, зачастую отличающегося патологическим характером;

6) технически усложненная манера письма.

РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Течения, направления, школы

Русского модернизма конца XIX – начала XX

Предсимволизм

Символизм

Поэтические школы 10-х гг.

И. Анненский

ранний К. Бальмонт

Старший символизм

символизм

футуризм

Московская школа

Петербургская школа

А.Белый А. Блок

С. Соловьев

М. Кузмин

Н. Гумилев

А.Ахматова О.Мандель-штам

В. Брюсов

К.Бальмонт

Д. Мережковский

З.Гиппиус Ф. Сологуб

Д. Бурлюк,

Н. Бурлюк,

Е.Гуро, В. Маяковский, В. Хлебников

И. Северянин

РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Типология

Русского реализма конца XIX – начала XX

Классический

«Естественный»

Философско-психологический

Героико-романтический

Экспрессионистический

Л.Н. Толстой,

А.П. Чехов

А.И. Куприн,

В.В. Вересаев

И.А. Бунин

А.М. Горький,

А.И. Серафимович

Л. Андреев

Литература:

1. Соколов А.Г

2. История русской литературы: в 10 Т. – М.; Л., 1954. Т. 10.

3. История русской литературы: в 3 Т. – М., 1964. Т.3.

4. История русской литературы: в 4 Т. – Л., 1984. Т. 4.

5. П.С. Гуревич . Культурология. – М., 1998.

6. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

Тема 3. Специфика реализма рубежа 19-20 веков

1.Типология реализма: классический реализм, филcофско-психологический реализм, «естественный» реализм, экспрессионистический реализм, соцреализм. Неонатурализм.

2. Особенности поэтики.

Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) –направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение во второй половине ХIХ века, проявляющее себя и в последующие эпохи культурного развития.

Основные черты философии и эстетики реализма:

1) мировоззренческие основы - идеи материализма и позитивизма;

2) стремление к объективному изображению жизни, что достигается путем следования принципам а) социального; б) исторического; в) психологического детерминизма (обусловленности) образов;

3) народность;

4) историзм;

5) попытка представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным;

6) стремление познать законы действительности для того, чтобы изменить ее к лучшему;

7) понимание искусства как средства познания человеком самого себя и окружающей действительности;

8) отсутствие запретных тем, т.к. основные требования к искусству - достоверность, точность, правдивость.

9) герой – обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исторической эпохи, определенного социального круга.

* Некоторые теоретики литературы отрицают существование реализма как литературного направления, полагая, что с конца 18 до середины 20 века в искусстве бытовал романтизм, в рамках которого выделяются три стадии: собственно романтизм, поздний романтизм (то, что традиционно называют реализмом) и постромантизм (традиционно – модернизм).

Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века:

1) переходный характер (Если во второй половине XIX века реализм был центральным направлением в искусстве, то на рубеже веков с ним начинает соперничать модернизм, значительно влияя на него.);

2) неоднородность (Практически каждый из авторов-реалистов по-своему понимает реализм, выражая свои представления о нем через обращение к традициям романтизма (М. Горький, В. Короленко), экспрессионизма (Л. Андреев), импрессионизма (А.П. Чехов) и др.);

3) предпочтение отдается малым эпическим формам (Жанр романа – центральный для реалистической прозы второй половины XIX века - практически вытесняется жанрами рассказа, повести.);

4) тяготение реалистических произведений эпического жанра к лиризму;

5) стремление к созданию символических образов.

Типы русского реализма конца XIX – начала XX века

Классический

«Естественный» реализм

Философско-психологичес-кий реализм

Героико-романтический реализм

Экспрессионистический реализм

Л.Н. Толстой,

А.П. Чехов

А.И. Куприн,

В.В. Вересаев

И.А. Бунин

А.М. Горький,

А.И. Серафимович

Л. Андреев

Каждый отдельный человек представляет собой целый мир, поэтому познание закономерностей бытия представляется возможным только через постижение мира отдельной человеческой личности.

С реализмом связаны наивысшие достижения в русском искусстве, поэтому необходимо продолжать его традиции. Главная цель реалиста рубежа веков – помочь человеку, утратившему ориентацию в изменившемся мире, поддержать его.

Наиболее яркая реализация идеи «человек есть вселенная». Хочешь познать мир – познай человека. Основа: философия антропокосмизма

Идеологическая ангажированность и политическая тенденциозность литературы; приоритетным становится не индивидуальное, а коллективное начало, при создании образа во главу угла ставится фактор социальной обусловленности.

Реалистические образы должны быть такими яркими, впечатляющими, чтобы читатель испытывал эмоциональное потрясение.

Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь / п/р В. Кожевникова и П. Николаева – М., 1987.

2. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.

3. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

4. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М., 2001.

5. Соколов А.Г . История русской литературы к.19-н.20 в. – М., 1999.

6. История русской литературы: в 10 Т. – М.; Л., 1954. Т. 10.

7. История русской литературы: в 3 Т. – М., 1964. Т.3.

8. История русской литературы: в 4 Т. – Л., 1984. Т. 4.

9. П.С. Гуревич . Культурология. – М., 1998.

10. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

11. Бялый Г.А. Русский реализм к. 19 в. – Л., 1973.

12. Келдыш В.А. Русский реализм н.20 в. – М., 1975.

Тема 4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева

1. «Естественный реализм» В. Вересаева и А. Куприна. Художественная летописность Вересаева и экстенсивный способ письма Куприна.

2. М. Горький: мифологии реальности.

3. Экспрессионистическая парадигма в творчестве Л. Андреева.

В.В. Вересаев

Специфика мировосприятия, обусловленная крахом народнических идеалов. Текст как «художественная летопись жизни интеллигенции» порубежного периода. Тематика и проблематика: тема интеллигенции, крестьянская тема, тема миссии искусства. Поздний Вересаев: художественное литературоведение.

А.И. Куприн

Экстенсивный способ познания бытия. Специфика поиска и обретения героя. Особенности сюжетосложения: реабилитация авантюрно-приключенческого элемента. Достоевский и Ницше в художественном сознании писателя. Стихийный элемент в прозе Куприна. Тематика и проблематика. Натуралистический компонент в художественной системе писателя.

«Гранатовый браслет»

Жанр: повесть

Тема: история любви мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной

Проблема: поиск ответа на вопрос «Что есть истинная любовь? Чего она требует от человека?»

Стиль: реалистический с выраженными элементами романтизма

Концепция любви в повести

Концепция

Суть концепции

Примеры из текста

Любовь в представлении Желткова

Любовь есть рыцарское служение Прекрасной Даме. Это чувство не требует ответа, ни на чем не настаивает. Любовь предполагает полное самоотречение, поскольку значение для влюбленного имеет только счастье и покой любимого существа. Страдания, причиняемые любовью, принимаются как благо, так как истинная любовь, пусть даже безответная, есть высшее счастье, которое может быть послано человеку.

Например, письмо княгине Вере в день ее именин, прощальное письмо.

Любовь в пред­ставле­нии

князя Василия

Любовь в жизни современного человека – чувство несколько комичное: ему место скорее в старинных романах, нежели в ре­альности, где пылкая страсть зачастую пре­вращается в забавный анекдот. Самый ло­гичный путь развития чувства любви – это перерастание его в чувство дружбы. Однако эта уверенность несколько колеблется после встречи с Желтковым.

Например, альбом князя Василия, где помещены иллюстрированные полу­анекдотические истории любовных увлечений, ге­роями которых являются люди его ближайшего круга (Вера, Людмила и др.)

Любовь в представлении

Веры

Истинная любовь еще не коснулась ее. Сама не испытав этого чувства, она довольствуется спокойными, ровными, скорее дружескими, нежели любовными, отношениями, установившимися между ней и князем Василием. Смерть Желткова демонстрирует ей силу истинной любви, выполняя его последнюю волю, она испытывает своеобразный катарсис – очищение через страдание. Тем самым она вплотную приближается к пониманию подлинной сути любви.

Например, финальные сцены повести: посещение квартиры Желткова после его смерти и прощание с ним, чувства и мысли, вызванные музыкой Бетховена, ощущение, что жить по-прежнему они с князем Василием больше не смогут.

Любовь в пред­ставле­нии

Анны

Главное в жизни – получение максимума впечатлений и удовольствий. Любовь в ре­альности наиболее удачно реализуется в форме легкого флирта, не заставляющего никого страдать, приносящего лишь радость и развлечения.

Например, сцены с Ва­сючком, идея подарка для Веры – старинный молит­венник, переделанный в дамскую записную книжку.

Любовь в представлении генерала Аносова

Истории о любви, рассказанные старым генералом, как нельзя ярче подтверждают концепцию любви, носителем которой в повести является Желтков: истинная любовь требует от человека самопожертвования, самоотречения. Он первым понимает, что жизненный путь Веры пересекла та самая «любовь, о которой мечтают все женщины, но на которую больше не способны мужчины». Выхолащивание сути любовного чувства, с точки зрения генерала Аносова, приведет к катастрофическим для человечества последствиям.

Например, сцена вечерней прогулки после именин Веры – воспоминания генерала Аносова (истории о любви).

А.М. Горький

«Медиумическая» роль личности Горького в русской культурной жизни рубежа веков. Специфика романтической парадигмы в его раннем творчестве: эпигонство или неомифологизация (трансформация мифологии Ветхого Завета и переосмысление мифологии Ницше). Анархические и систематизаторские тенденции в художественном мышлении. Проза раннего Горького. Роман «Мать» - «Евангелие от Максима»?

Дооктябрьское творчество А.М. Горького (1868-1936): пьеса «На дне»

Жанрово-содержательные особенности пьесы –


Похожая информация.