Скачать поурочные планы по литературе. Поурочный план открытого урока по русской литературе на тему «В удивительном мире русской литературы XIX века


Вариант 2

1. Что такое «адамизм»?

2. Назовите литературное объединение, которым руководил Н. С. Гумилев.

3. Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму:

а) А. А. Ахматова в) О. Э. Мандельштам

б) К. Д. Бальмонт г) Г. Иванов.

4. Кто написал декларацию «Некоторые течения в современной русской поэзии»?

5. Каков смысл названия цикла Н. С. Гумилева «Капитаны»?

6. В статье «Преодолевшие символизм» литературовед В. М. Жирмунский пишет о Н. С. Гумилеве: «Для выражения своего настроения он создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им характер полуэпический - балладную форму». Приведите примеры из произведений Гумилева, подтверждающие эту точку зрения.

7. О чьих подвигах пишет С. Городецкий?

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы -

Вот первый подвиг. Подвиг новый -

Живой земле пропеть хвалы.

Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой

Вариант I

1. Назовите настоящую фамилию и место рождения А. А. Ахматовой.

2. К какому поэтическому направлению начала ХХ века относится творчество А. Ахматовой?

а) футуризм в) акмеизм

б) символизм г) модернизм

3. Покажите свое понимание значения детали в лирике А. Ахматовой на примере анализа следующих строк:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки...

В этом сером, будничном платье

На стоптанных каблуках...

4. Какие композиционные особенности стихотворений А. Ахматовой позволяют называть их «новеллами» или «маленькими повестями»?

5. Объясните значение термина «полифонизм» применительно к поэзии А. Ахматовой. В каком произведении А. Ахматовой полифонизм становится основным структурным элементом?

Вариант II

1. Как называется первый сборник стихотворений А. Ахматовой, и в каком году он вышел?

а) «Романтические цветы» а) 1911

б) «Вечер» б)1912

в) «Четки» в) 1914

2. Как вы понимаете определение «женственность» относительно поэзии А. Ахматовой?

3. Приведите несколько примеров передачи душевных состояний через предмет материального мира или психологический жест в лирике А. Ахматовой.

4. В чем сходство и различия лирических героинь А. Ахматовой? Можно ли утверждать, что в лирике А. Ахматовой присутствует один женский образ самой поэтессы?

5. Можно ли согласиться с утверждением о том, что лирика А. Ахматовой может заменить чтение романа? Что сближает лирику А. Ахматовой с романной формой?

Задание 1

К какому литературному течению одно время принадлежал С. Есенин?

1. Символизм 3. Имажинизм

2. Футуризм 4. Акмеизм

Задание 2

Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа природы:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

1. Эпитет 3. Сравнение

2. Метафора 4. Метафорическое сравнение

Задание 3

Определите художественные средства выразительности, используемые Есениным для создания образа:

1. «Рассвет рукой прохлады росно / Сшибает яблоки зари».

2. «Синь то дремлет, то вздыхает».

3. «Как сережки, зазвенит девичий смех»

4. «Звонко чахнут тополя»

а) олицетворение в) метафорические сравнения

б) звукопись г) метафоры.

Задание 4

В каком стихотворении Есениным дан вариант библейской истории с блудном сыне?

1. «Русь Советская» 3. «Сорокоуст»

2. «Отговорила роща золотая...» 4. «Письмо матери»

Задание 5

Из какого произведения Есенина эти строки?

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

1. «Собаке Качалова» 3. «Письмо к женщине»

2. «Анна Снегина» 4. «Персидские мотивы»

Задание 6

Верно ли, что образ «черного человека» из одноименной поэмы является вторым «я» лирического героя?

1. да

2. нет.

Задание 1

К какому литературному течению принадлежал Маяковский?

1. Футуризм

2. Акмеизм

3. Эгофутуризм

Задание 2

Какой прием использует Маяковский в следующем примере: «Гриб. / Грабь./ Гроб. / Груб»?

1. Метафора

2. Ассонанс

3. Сравнение

4. Эпитет

Задание 3

Стихотворением, громко заявившим о рождении поэзии революции, явилось стихотворение Маяковского:

1. «Левый марш»

2. «Юбилейное»

3. «Прозаседавшиеся»

Задание 4

О какой из своих поэм Маяковский сказал: «Четыре крика четырех частей»?

1. «Левый марш»

2. «В. И. Ленин»

3. «Хорошо!»

4. «Облако в штанах»

Задание 5

Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск - это:

1. Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.

2. Один из тропов, художественное преувеличение.

3. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

Задание 6

О назначении поэта и поэзии Маяковский сказал

1. В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»

2. Во вступлении к поэме «Во весь голос»

3. В стихотворении «О дряни»

4. В поэме «Хорошо!»

Тест по творчеству М. Горького

Задание 1

Основоположником какого направления в литературе явился А. М. Горький?

1. Романтизм

2. Критический реализм

3. Социалистический реализм

Задание 2

Героем какого рассказа Горького является Лойко Зобар?

1. «Старуха Изергиль»

2. «Макар Чудра»

3. «Челкаш»

Задание 3

Для какого произведения Горького не характерна композиция «рассказ в рассказе»?

1. «Макар Чудра»

2. «Старуха Изергиль»

3. «Челкаш»

Задание 4

Какому герою пьесы «На дне» принадлежат фраза: «Человек - это звучит гордо!»?

1. Сатину

2. Луке

3. Актеру

Задание 5

Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

1. Бубнов

2. Сатин

3. Клещ

4. Лука

Задание 6

Каким персонажам пьесы «На дне» принадлежат слова:

1. «Шум - смерти не помеха»

2. «Когда труд - обязанность, жизнь - рабство»

3. «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают»

4. «Не любо - не слушай, а врать не мешай».

Задание 1

К какому направлению относится раннее творчество Блока?

1. Футуризм 2. Акмеизм 3. Символизм

Задание 2

Найдите соответствие стихотворений А. Блока основным мотивам его лирики.

1. Мотив мрачной разочарованности.

2. Мотив назначения поэта и поэзии

3. Мотив «страшного мира»

4. Мотив Родины

а) «Фабрика» в) «Осенняя воля»

б) «К Музе» г) «Я стар душою

Задание 3

К какому этапу творчества («трилогия вочеловечения») Блок отнес цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

1. Теза 2. Антитеза 3. Синтез

Задание 4

Из какого произведения Блока эти строки:

В синем сумраке белое платье

За решеткой мелькает резной.

1. «Незнакомка» 2. «В ресторане» 3. «Соловьиный сад»

Задание 5

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:

1. На историческую тему.

2. О современности.

3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Задание 6

Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?

1. Марш 3. Частушка

2. Танго 4. Романс

Задание 7

Какие приемы использует. Блок в следующих примерах?

1. «Весенний и тлетворный дух».

2. «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу».

3. «Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?

а) метафора б) анафора в) оксюморон

Задания по прозе и поэзии Серебряного века

Карточка 1

1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

2. Что является кульминацией в развитии лирико-философского конфликта в рассказе «Старуха Изергиль»?

3. В чьем творчестве был создан образ героини, претворившийся в блоковскую «Прекрасную Даму»?

4. Какой образ в стихотворении «Россия» выражает особенность чувства лирического героя к родине?

5. Какие средства художественной выразительности использованы в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» С. Есенина для создания музыкальности?

6. Жанр произведения «Русь советская» С. Есенина.

7. Специфика метафоры «поэзия - оружие» во вступлении в поэму «Во весь голос» В. Маяковского.

8. Какой признак чувства становится основанием для метафоры, давшей название рассказу «Солнечный удар» И. Бунина?

Карточка 2

1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.

2. Кто входит в «главный штаб» Аристида Кувалды в рассказе «Бывшие люди» М. Горького?

3. Размер стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...» А. Блока.

4. Назовите музыкальный жанр, ритмы которого в поэме «Двенадцать» передают настроение времени.

5. Какая черта в образе новой России является антитезой её «золотому» прошлому в лирике Есенина?

6. Какое место в образной системе поэмы «Анна Снегина» занимает Лабутя?

7. Новаторский признак в драматическом конфликте пьес В. В. Маяковского «Клоп» и «Баня».

8. Место «двух абруццских горцев» в образной системе повести «Господин из Сан-Франциско» И. Бунина.

Карточка 3

1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

2. Какое место в сюжете занимает эпизод перехода реки по льду в рассказе «Ледоход»?

3. Какой вид иносказания использован при создании образа «очарованной дали» в стихотворении «Незнакомка» А. Блока?

4. Какая «битва чудная» «опять» начинается над Россией блоковского времени в цикле «На поле Куликовом»?

5. Благодаря каким образам переплетаются социально-исторический и лирико-философский планы в сюжете поэмы «Анна Снегина» С. Есенина?

6. В чем мировоззренческая основа сходства образов родины в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина?

7. Где «любить // учили» героя поэмы «Люблю» В. Маяковского?

8. Какие произведения послужили основанием для присуждения И. А. Бунину Нобелевской премии?

Карточка 4

1. К какому направлению принадлежали поэты:

а) В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, А. Белый.

б) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников.

в) Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

2. Какие произведения впервые принесли Горькому известность?

3. Реминисценция из какого произведения Н. В. Гоголя используется при создании образа родины в стихах А. А Блока?

4. Какова основная антитеза, заключенная в образе героини цикла «Кармен» А. Блока?

5. Чем обусловлен кольцевой характер композиции поэмы «Анна Снегина» С. Есенина?

6. Какая развернутая метафора в поэме «Письмо к женщине» С. Есенина передает восприятие героем движения жизни в «гуще бурь и вьюг»?

7. Жанр стихотворения «Прозаседавшиеся».

8. Главное средство художественной выразительности при создании образов в рассказах И. А. Бунина.

Карточка 5

1. Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»?

а) И. Северянин

б) В. Хлебников

в) З. Гиппиус

Поэтов какого направления вдохновляла философия В. С. Соловьева?

а) Футуристов

б) Акмеистов

в) Символистов

К какой группе относились поэты А. Белый, Вяч. Иванов?

а) «Старшие символисты»

б) «Младшие символисты»

2. Каковы жанровые особенности пьесы «На дне» М. Горького?

3. Какое начало (эпическое или лирическое) превалирует в жанровой специфике поэмы «Двенадцать»?

4. Лирическое основание для принятия жизни в стихотворении «О, весна без конца и без краю...» А. Блока?

5. Откуда рассказчик в поэме «Анна Снегина» С. Есенина узнает о судьбе Прона Оглоблина?

6. Какой вид тропа использован при создании образа «колосья - кони» в стихотворении «Я последний поэт деревни...»?

7. Какой вид тропа использован при создании образа «солнца» в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче»?

8. Заканчивается ли рассказ «Господин из Сан-Франциско» И. Бунина завершением сюжетной линии центрального персонажа? В чем смысл такого композиционного решения?

Карточки для проведения контрольной работы

I . Задания по творчеству Е. Замятина (повесть «Мы»)

Задание 1

«Роман Замятина целиком пропитан неподдельным страхом перед социализмом, из идеала становящимся практической, будничной проблемой. Роман о будущем, фантастический роман. Но это не утопия, это художественный памфлет о настоящем и вместе с тем попытка прогноза в будущее... Роман производит тяжелое и страшное впечатление. Написать художественную пародию и изобразить коммунизм в вице какой-то сверхказармы под огромным стеклянным колпаком не ново: так издревле упражнялись противники социализма - путь торный и бесславный. <...> Замятин написал памфлет, относящийся не к коммунизму, а к государственному <...> реакционному <...> социализму.

С художественной стороны роман прекрасен. Замятин достиг здесь полной зрелости - тем хуже, ибо все это пошло на служение злому делу. <...> На очень опасном и бесславном пути Замятин».

А. Воронский. Литературные силуэты.

Евгений Замятин. 1922.

Перечитайте в романе «Мы» записи 1-3-ю. Обратите внимание на то, что дневник героя обращен к людям иной, более «низкой» цивилизации. Д-503 с восторгом сообщает о преимуществах общества всеобщего механизированного равенства.

1. Можно ли согласиться с критиком А. Воронским, что книга Замятина - это сатирический памфлет? Какое общественное устройство подвергается критике? (Памфлет - сатирическое произведение художественно-публицистического характера, автор которого в острой форме высмеивает современный ему общественный строй или отдельные его черты.)

2. Справедливо ли рассуждение героя о «древнем» государстве: «Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину...» и т. д.? Почему Д-503 считает, что Единое Государство в самом деле достигло высшей степени человечности?

3. Почему для Д-503 «Расписание железных дорог» - «величайший из дошедших до нас памятников древней литературы»? Можно ли рассматривать эти слова и другие подобные рассуждения как иронию? Над кем и чем здесь иронизирует Замятин: над своим героем, разделяющим идеологию Государства, над самим Идеальным государством?

Задание 2

Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи литературоведа:

«Утопия, о которой все время говорили Платок, Томас Мор, Фурье, Чернышевский, Маркс, Ленин, - в конце концов осуществилась. Литература ответила на это расцветом жанра антиутопии, возникшего ранее в ходе полемики с программами утопистов в таких текстах, как Путешествие Гулливера на Лапуту и в страну гуингнмов, «Легенда о Великом инквизиторе», «Записки из подполья» (Достоевского) и др. Новый расцвет жанра был реакцией на политику тоталитарного социализма и на тоталитарные претензии современного государства вообще, особенно в условиях технического прогресса. Антиутопия проникнута разочарованием в идее общества, построенного на рационалистическом отрицании Бога, свободы воли, противоречивости человеческой природы и т. п., но зато берущегося обеспечить всеобщую гармонию. Эта установка отлилась в целый комплекс типичных схем, образов и положений».

А. К Жолковский. Замятин, Оруэлл и Хворобьев:

о снах нового типа. 1994

1. Когда и почему возникла антиутопия как жанр? Что обусловило ее возникновение?

2. Против каких явлений общественного устройства выступают авторы антиутопий?

3. Роман «Мы» - это «антиутопия-город» или «антиутопия-сад»? Куда обращена книга Замятина - в прошлое или будущее?

Задание 3

Прочитайте отрывок из работы литературоведа:

«Проблема «нового мира» как проблема обретения <...> «Блаженной страны» ставилась почти всеми современниками Замятина. Утопия в те годы была не просто одним из жанров - утопизмом были проникнуты поэзия и проза, манифесты литературных группировок, размышления философов и публицистов. Литература и общество грезили грядущим, торопили бег времени. Но в эти же годы родились и тревожные сомнения вправе человека вмешиваться в естественный ход развития жизни, подчинять ее прихотливое течение какой-либо умозрительной идее. Не случайно «строители людского блага» предстали у таких разных, имеющих мало общего друг с другом писателей, как Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), Л. Леонов («Вор»), М. Слонимский («Маши на Эме-ри»), Б. Пильняк («охламоны» в «Красном дереве»), А. Платонов («Чевенгур»), в трагическом, комическом» ироническом освещении. Замятин был среди первых, кто, доведя до абсурда возможные результаты героического действа, увидел его трагическую сторону».

Е. Б. Скороспелова. Возвращение. 1990

Перечитайте запись 27-ю.

1. Найдите в тексте фразы, описывающие ощущения героя, впервые попавшего за Зеленую Стену. Чем отличается чувство восторга героя от того, что он испытывает Едином Государстве?

2. Можно ли согласиться, что страна Мефи и есть идеал «естественного хода развития жизни», противопоставленный механизированному государству?

Задание 4

Попробуйте найти в романе «Мы» особенности быта, поведения, мышления жителей Единого Государства, сходные с теми, которые провозглашает идеолог Пролеткульта поэт А. Гастев. Можно ли на основании увиденного сходства утверждать, что Замятин прибегает к пародии для разоблачения идеи механизированного равенства?

Постепенно расширяясь, нормировочные тенденции внедряются в <...> социальное творчество, питание, квартиры и, наконец, даже в интимную жизнь вплоть до эстетических, умственных и сексуальных запросов пролетариата. <...> Вот эта-то черта и сообщает пролетарской психологии поразительную анонимность, позволяющую квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А. Б. С. или как 325,075 и 0 и т. п. В дальнейшем эта тенденция незаметно создает невозможность индивидуального мышления, претворяясь в объективную психологию целого класса с системами психологических включений, выключении, замыканий. Проявления этого механизированного коллективизма нас только чужды персональности, настолько анонимны, что движение этих коллективов-комплексов приближается к движению вещей, в которых как будто уже нет человеческого индивидуального лица, а есть ровные, нормализованные шаги, есть лица без экспрессии, душа, лишенная лирики, измеряемая не криком, не смехом, а манометром и таксометром. Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического».

А. Гастев. О тенденциях пролетарской культуры. 1919

Задание 5

1. Перечитайте рассуждения главного героя о преимуществах того общества, в котором он живет, перед «древними обществами» в записях 3-й, 4-й, 20-й. Найдите в романе другие места, характеризующие общественное устройство Единого Государства. Попробуйте определить его основные особенности.

2. Насколько полно сбылись пророчества-предупреждения Замятина? Какие общества наиболее полно воплотили в себе черты Единого Государства? Можно ли сказать, что особенности общественного устройства, нарисованные в романе, можно увидеть и в настоящее время? Можно ли предположить, что замятинской антиутопии еще предстоит осуществиться в будущем?

3. Насколько справедливым можно считать замечание Д. Оруэлла (автора антиутопии «1984») о цели Замятина?

«Вполне вероятно, однако, что Замятин вовсе и не думал избрать советский режим главной мишенью своей сатиры. Он писал еще при жизни Ленина и не мог иметь в виду сталинскую диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы кто-то взбунтовался, считая, что жизнь становится слишком спокойной и благоустроенной. Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация. <...> Это исследование сущности Машины - джинна, которого человек бездумно вы пустил из бутылки и не может загнать назад».

Д. Оруэлл. Рецензия на роман Е. Замятина «Мы». 1946

Задание 6

2. Проследите изменение образа главного героя Д-503 на протяжении всего романа. Как меняется его отношение к происходящему в Едином Государстве? Почему и как возникает раздвоение, внутреннее противоречие? Преодолевается ли оно к концу романа? Каким образом?

3. Охарактеризуйте персонажей, с которыми пересекается судьба Д-503. Какими устойчивыми чертами облика наделяет автор каждого из них - О-90, I -330, R -13? Почему автор постоянно использует в описании персонажей геометрические фигуры и линии?

4. Прочитайте характерный пример описания внешности I -330 (запись 10-я): «И я увидел странное сочетание: высоко вздернутые у дисков темные брови - насмешливый острый треугольник, обращенный вершиной вверх, - две глубокие морщинки, от носа к углам рта. «И эти два треугольника как-то противоречили один другому, клали на все лицо этот неприятный, раздражающий Х - как крест: перечеркнутое крестом лицо». Имеют ли фигуры треугольника и креста некий смысл для раскрытия характера и судьбы героини? В чем заключается этот смысл? Найдите геометрические «детали» внешности других персонажей.

Задание 7

«Самый острый драматизм придает роману противостояние личности государственно суперсистеме. <...> Существованию Единого Государства вредит всякое живое человеческое движение. В идеале система стремится к замене людей роботами.

Четыре импульса выводят Д-503 из состояния конформистской спячки: врожденная эмоциональность («капля горячей крови»), неосторожно приведенная в движение чрезмерным самохвальством ЕГ. Вторая сила - искусство. Д слушает музыку Скрябина в исполнении I -330 и впервые ощущает «медленную, сладкую боль», чувствует в своей крови ожог «дикого, несущегося, опаляющего солнца». Третий толчок - посещение древнего дома, который пробуждает прапамять («Д почувствовал себя захваченным в дикий вихрь древней жизни»). <...> Отторжение от привычного климата ЕГ, появление в себе другого человека, «нового и чужого», он испытывает как болезнь. <...> Четвертый и окончательный момент, завершивший «государственное» грехопадение Д, - он переживает чувство ошеломляющего потрясения от близости с I-330. Это совсем не то чувство, которое он испытывал «по розовым талончикам» в «сексуальный день».

В. Акимов. Человек и единое государство. 1989

1. Можно ли увидеть уже в первых главах будущий конфликт героя с Государством? Какие черты характера Д-503 усиливают остроту конфликта?

2. Чем завершается история любви героя? Можно ли назвать судьбу героя трагической? В чем суть его трагедии?

Задание 8

«Проза писателя и в особенности роман «Мы» действительно исполнены как многих ассоциаций, так и реминисценций из Достоевского; она заключает в себе диалог с его идеями, развитие его образов и сюжетных приемов. Повествование антиутопии, как в «Преступлении и наказании», «Бесах», идет со всевозрастающим напряжением, неожиданными «вдруг» и крутыми поворотами событий. Рассказчик-хроникер, подобно Раскольникову, проходит через раздвоение своей личности и преступление перед «нумерным» сообществом, затем - кризис (наказание) и, наконец, своеобразное «воскресение», возвращающее его в лоно Единого Государства. Пара главных женских лиц (О и I -330) связана, как нередко у Достоевского, антитезой типа кроткого, смиренного, с одной стороны, и хищного, демонического - с другой».

В. А. Недзвецкий. Благо и благодетель

в романе Е. И. Замятина «Мы»

Подтвердите или опровергните рассуждение литературоведа. Сопоставьте «преступление» перед обществом Раскольникова и героя Д-503. В чем их сходство и различие?

Задание 9

Критики, писавшие о романе, отмечали многообразие перекличек романа с книгами великих утопистов прошлого, с произведениями Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского, Достоевского, Андрея Белого.

Перечислите с какими произведениями каких авторов перекликается сюжет повести «Мы». Ответ должен быть развернутым.

I I . Вопросы по творчеству А. Платонова (повесть «Котлован»)

1. Выделите основных героев повести и охарактеризуйте их.

2. Анализ символов произведения.

3. Выпишите из текста примеры языка несообразностей. Чем вы их можете объяснить?

4. Проанализируйте «планы жизни» Вощева, его выводы о строительстве котлована.

5. Что для каждого героя поиск «смысла жизни», «истины»?

6. Докажите, что сцены, когда герои остаются наедине с собой, играют большую роль в композиции произведения.

7. Почему столь дорогой для землекопов стала найденная ими девочка Настя? Докажите, что образ девочки занимает особое место в повести.

8. Почему она умирает? Как рисует Платонов смерть ребенка?

9. Почему «котлован» рыли для счастья, а получилась могила для ребенка?

10. В начале повести говориться о строительстве близ города, а потом о событиях в деревне. Не нарушает ли это цельности произведения? Подтвердите свою точку зрения.

Какой смысл содержит название повести Платонова?

Ответы

Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна

Вариант I

1 - г;

2 - Генерал Аносов, «Гранатовый браслет»;

3 - Господин из Сан-Франциско.

Вариант II

1 - б

2 - Олеся, «Олеся»

3 - Оля Мещерская, «Легкое дыхание»

Тест по творчеству А. Ахматовой

Вариант I

1 - Горенко; Большой Фонтан (недалеко от Одессы).

2 - в

Вариант II

1 - б, б

Тест по произведениям С. А. Есенина

1 - 3; 2 - 4; 3: 1 - А, 2 - Г, 3 - В, 4 - Б; 4 - 4; 5 - 2; 6 - 1.

Тест по произведениям В. В. Маяковского

1 - 1; 2 - 2; 3 - 1; 4 - 4; 5 - 1; 6 - 2.

Тест по творчеству А. М. Горького

1 - 3; 2 - 2; 3 - 3; 4 - 1; 5 - 2;

6: 1 - Бубнов, 2 - Сатин, 3 - Лука, 4 - Барон.

Тест по произведениям А. А. Блока

1 - 3; 2: 1 - Г, 2 - Б, 3 - А, 4 - В; 3 - 1; 4 - 3; 5 - 3; 6 - 2;

7: 1 - В, 2 - А, 3 - Б.

Литература

Буслакова Т. П. Русская литература ХХ века: Учеб. минимум для абитуриента. М., 2001.

Иванченко Н. П. Подготовка к экзамену по литературе: Уроки повторения русской классики в 11 кл. М., 2001.

Карпов И. П., Старыгина Н. Н. Открытый урок по литературе: Планы, конспекты, материалы: Пособие для учителя. 3-е изд. М., 2001.

Кучина Т. Г., Леденев А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 кл.: Метод. пособие. М., 2002.

Литературоведческий словарь: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. 3-е изд., дораб. М., 2001.

Московские областные олимпиады школьников по литературе: Сбор ник. 9-11 кл. /Сост. Л. В. Тодоров. М., 2002.

Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. М., 2001.

Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Е. М. Болдырева, А. В. Леденев. М., 2001.

Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие, СПб., 2002.

Русская литература Х I Х-ХХ веков: В 2 т. Т.2: Русская литература ХХ века: Литературоведческий словарь: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. 3-е изд., дораб. М., 2001.

Русская литература ХХ века: 11 кл.: Практикум: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Кунарев, А. С. Карпов, О. Н. Михайлов и др.; Сост. Е. П. Пронина. М., 2000.

Русская литература ХХ века: Учеб.-практ. для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю. И. Лысого. М., 2000.

Семенов А. Н., Семенова В. В. Русская литература ХХ века в вопросах и ответах: В 2 ч. М., 2001.

Тропкина Л. А. и др. Литература. 11 кл.: Конспекты уроков по творчеству Л. Андреева, М. Горького, А. Блока, писателей «Сатирикона». - Волгоград, 2003.

Ходасевич В. Ф. Некрополь. Спб, 2001.

Шром Н. И. Новейшая русская литература. 1987-1999: Учеб пособие. Рига, 2000.

  • Урок 1. Введение

Древнерусская литература

  • Урок 2. Древнерусская литература. Обзор
  • Уроки 3, 4. «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
  • Урок 5. Традиции «Слова о полку Игореве» в литературе

Русская литература XVIII века

  • Урок 6. Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве
  • Уроки 7, 8. «Петр Великий русской литературы» (В.Г. Белинский ). Творчество М.В. Ломоносова
  • Уроки 9, 10. Творчество Г.Р. Державина
  • Урок 11. Сентиментализм. Н.М. Карамзин – писатель и историк
  • Уроки 12, 13. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
  • Урок 14. Итоговый урок по теме «Русская литература XVIII века»

Русская литература XIX века

  • Урок 15. Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму
  • Урок 16. «Литературный Колумб Руси» (В.Г. Белинский ). Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского
  • Урок 17. Баллада В.А. Жуковского «Светлана»
  • Уроки 18, 19. Романтическая лирика начала XIX века. Защита литературных газет
  • Урок 20. А.С. Грибоедов: личность и судьба
  • Урок 21. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: жанр, сюжет, персонажи
  • Урок 22. «Век нынешний и век минувший». Особенности конфликта в комедии
  • Урок 23. Анализ сцены бала (по третьему действию комедии)
  • Урок 24. Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Урок 25. Критика о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Уроки 26, 27. Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Урок 28. А.С. Пушкин: жизнь и судьба
  • Урок 29. Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина
  • Урок 30. Вольнолюбивая лирика Пушкина
  • Урок 31. Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики
  • Урок 32. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
  • Урок 33. Философская лирика А.С. Пушкина
  • Урок 34. Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»)
  • Урок 35. Урок-концерт «Поэты ХХ века о Пушкине»
  • Урок 36. Трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Урок 37. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Онегинская строфа
  • Урок 38. Композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Уроки 39–41. Система образов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Урок 42. Художественное совершенство романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Урок 43. Роман «Евгений Онегин» в критике. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Уроки 44, 45. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Урок 46. М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов
  • Урок 47. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова
  • Урок 48. Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»
  • Уроки 49, 50. Трагический пафос лирики М.Ю. Лермонтова
  • Урок 51. Судьба поколения 1830‑х годов в лирике М.Ю. Лермонтова. Подготовка к сочинению
  • Урок 52. Сочинение на тему «Судьба поколения в стихотворениях М.Ю. Лермонтова “Бородино” и “Дума”»
  • Урок 53. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Замысел и композиция романа
  • Уроки 54–56. Система образов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Урок 57. Анализ повести «Фаталист»
  • Урок 58. Художественное совершенство романа «Герой нашего времени»
  • Урок 59. Критика о романе «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению
  • Урок 60. Анализ сочинения. Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова
  • Урок 61. Н.В. Гоголь. Обзор жизни и творчества
  • Урок 62. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия
  • Уроки 63–65. Система образов поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Урок 66. Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Урок 67. Образ России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Урок 68. Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Урок 69. Анализ сочинения. Тест по творчеству Н.В. Гоголя
  • Урок 70. Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Белые ночи»: особенности жанра
  • Урок 71. Ф.М. Достоевский. Художественное своеобразие романа «Белые ночи»
  • Урок 72. Петербург Достоевского

Русская литература XX века

  • Урок 73. Пути русской литературы ХХ века
  • Уроки 74, 75. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Основные темы и идеи рассказов «Смерть чиновника» и «Тоска»
  • Уроки 76, 77. И.А. Бунин «Темные аллеи»
  • Урок 78. Поэзия Серебряного века (обзор)
  • Уроки 79, 80. Личность и творчество А.А. Блока
  • Уроки 81, 82. Судьба и творчество С.А. Есенина
  • Уроки 83, 84. В.В. Маяковский: лирика, новаторство
  • Уроки 85, 86. Проблемы повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
  • Урок 87. Штрихи к творческому портрету М.И. Цветаевой
  • Урок 88. Обзор творчества А.А. Ахматовой
  • Урок 89. Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
  • Урок 90. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Урок 91. Лирика Б.Л. Пастернака
  • Урок 92. Лирика А.Т. Твардовского
  • Урок 93. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»
  • Уроки 94, 95. Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX веков

Из зарубежной литературы

  • Урок 96. Гай Валерий Катулл, Квинт Гораций Флакк, Данте Алигьери. Обзор творчества
  • Уроки 97, 98. Уильям Шекспир. Трагедия «Гамлет»
  • Урок 99. И.В. Гете. Трагедия «Фауст»
  • Уроки 100, 101. Контроль знаний
  • Урок 102. Итоговый

Поурочные разработки по программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой

Древнерусская литература. Русская литература XVIII века

  • Уроки 2–4. Богатство жанров древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»
  • Уроки 5, 6. Русская литература XVIII века как литература эпохи классицизма
  • Уроки 7, 8. М.В. Ломоносов. Теория «трех штилей». Прославление Родины, науки, просвещения и мира в произведениях поэта
  • Уроки 9, 10. Г.Р. Державин. Новаторство Державина-поэта. Темы, идейный пафос, приемы выражения авторской позиции
  • Урок 11. Творческая работа по теме «Классицизм»
  • Уроки 12, 13. Н.М. Карамзин – писатель и историк. «Бедная Лиза». Сюжет. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новаторство в области языка

Русская литература XIX века

  • Уроки 14–16. Золотой век русской поэзии. Богатство содержания и мастерство формы. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Русский романтизм
  • Уроки 17–24. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Художественное совершенство комедии
  • Уроки 25, 26. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Баллады поэта. Герои и сюжет баллады «Светлана»
  • Уроки 27–36. А.С. Пушкин. Творческий путь. Болдинская осень 1830 года. Лирика любви, дружбы; тема поэта и поэзии. Мастерство стиха. «Евгений Онегин» – роман в стихах
  • Уроки 37–46. М.Ю. Лермонтов. Лирика. Тема свободы и одиночества. Драматизм любовного чувства. «Герой нашего времени». Противоречивость характера и одаренность Печорина
  • Уроки 47–52. Н.В. Гоголь. Роль Гоголя в судьбе русской литературы. Поэма «Мертвые души»
  • Урок 53. Ф.И. Тютчев. Основные мотивы лирики
  • Урок 54. А.А. Фет. Любовь и природа в лирике поэта

Зарубежная литература

  • Урок 55. Данте Алигьери. «Божественная комедия» – «энциклопедия эпохи»
  • Уроки 56, 57. Уильям Шекспир. Духовная жизнь человека в трагедии «Гамлет»

Литература XIX века

  • Урок 58. Н.А. Некрасов. Тема народного страдания в лирике поэта. Роль поэта в обществе
  • Уроки 59–61. Повесть И.С. Тургенева «Первая любовь»
  • Уроки 62–64. Диалектика души в повести Л.Н. Толстого «Юность»
  • Уроки 65, 66. Рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре»

Литература XX века

  • Урок 67. Русская литература ХХ века
  • Уроки 68, 69. И.А. Бунин – поэт и прозаик
  • Уроки 70, 71. Максим Горький. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты»
  • Урок 72. Поэзия Серебряного века (обзор )
  • Уроки 73, 74. Личность и творчество А.А. Блока
  • Урок 75. Обзор творчества А.А. Ахматовой
  • Уроки 76, 77. Судьба и творчество С.А. Есенина
  • Уроки 78, 79. Поэтическое новаторство В.В. Маяковского
  • Уроки 80, 81. Проблемы повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
  • Урок 82. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Урок 83. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
  • Урок 84. Рассказ А.И. Солженицына «Как жаль»
  • Урок 85. Писатели русского зарубежья о Родине

Русская литература 60–90‑х годов XX века

  • Урок 86. Рассказ В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин»
  • Урок 87. Повествование В.П. Астафьева «Царь-рыба»
  • Урок 88. Повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии»
  • Уроки 89, 90. Смысл названия пьесы А.В. Вампилова «Старший сын»
  • Уроки 91, 92. Страницы поэзии второй половины ХХ века
  • Уроки 93, 94. Сочинение по литературе второй половины ХХ века

Литература народов России

  • Уроки 95, 96. Поэзия Г. Тукая, М. Карима, К. Кулиева, Р. Гамзатова

Зарубежная литература

  • Уроки 97, 98. И.В. Гете «Фауст»
  • Уроки 99, 100. Контроль знаний
  • Уроки 101, 102. Итоговые

Тема урока: «В удивительном мире русской литературы XIX века».

Цели урока:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторение, обобщение и систематизация изученного; контроль знаний об уча ю щихся по разделу “ Произведения русских писателей 19 века”.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: приобщать к русской классической литературе.

    РАЗВИВАЮЩИЕ: формировать навыки самоконтроля; развивать умения: логически мыслить; аргументировать и доказывать; анализировать и делать выводы; применять полученные знания в нестандартной ситуации.
    Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока : «Урок – игра» (Нестандартный урок) Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
    Методы обучения : словесный, частично-поисковый. Оборудование: со слайдами, карточки с заданием, контрольный лист, кроссворд, реквизит, магнитофонная запись с отрывками из произведений, иллюстрации, книги с произведениями И.С. Тургенева, И. А. Бунина, А.П. Чехова.

1. Организационный

момент.1 мин.

2. Вступительное слово 1 мин.

3. Сообщение темы и цели урока 2мин

4. Игра “В удивительном мире русской литературы 19 века”.

4.1. 1-й отборочный тур “Знаете ли вы писателей и поэтов 19 века и их произведения?”

6мин+2мин.

16 баллов

Дополнительное задание 2мин.по 1б.

4.2. Игра “ Угадай слово”. 2мин

4.3. Литературная пауза. 4мин.

4.4. 2-й отборочный тур. Кроссворд “Узнай литературного героя”.

8мин. + 2мин. 10баллов

дополнительное задание 5мин по1б.

физминутка 5мин.

4.5. Игра “ Угадай слово”. Слайд 31.

3мин.

4.6. 3-й отборочный тур “Знаете ли вы иллюстрации к произведениям?

Слайд 33.

8баллов 6мин.+2мин.

дополнительное задание 3мин по1б

4.7. Игра “ Угадай слово”.2мин.

4.8. Литературная пауза.

8мин.

4.9. Финальный тур игры “Угадай слово”.

3мин

5. Заключительное слово учителя.3мин.

6. Подведение итогов

Задание : Как можно назвать выдающегося, общепризнанного писателя или поэта являющегося образцом в литературе? Слайд 48.

Значит, все произведения, которые мы изучали на уроках, можно назвать классической литературой. Слайд 49

Но вас ждут ещё новые встречи с русскими писателями и поэтами 20 века, с их интересными произведениями и героями. И я уверена, что эти встречи принесут вам открытия и доставят удовольствие. Ведь мир литературы так удивителен и чудесен.

Обучающиеся подсчитывают баллы.

Выставление оценок обучающимся согласно критериям.

Награждение финалиста-победителя.

Написать мини-сочинение “Хочу сказать “спасибо” ...” (Какому писателю или поэту 19 века и за что?). Оформить работу. Слайд 51.

Готовятся к уроку

Внимательно слушают.

Контроль: зачитываются фамилии, имена и отчества писателей и поэтов: 1.А. С. Пушкин, 2.М. Ю. Лермонтов, 3.Н. В. Гоголь, 4.И. С. Тургенев, 5.А. Н. Некрасов, 6.М. Е.Салтыков-Щедрин, 7.Л. Н. Толстой, 8.А. П. Чехов. Слайд 8.

Контроль: А. С. Пушкин - «Капитанская дочка»,
М. Ю. Лермонтов - «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь - «Мертвые души», И. С. Тургенев – «Бежин луг», А. Н. Некрасов – «Русские женщины», М. Е. Салтыков-Щедрин – «Дикий помещик», Л. Н. Толстой - «Детство», А. П.Чехов «Хамелеон». Слайд 10.

И.С.Тургенев

Л.Н.Толстой

А.П.Чехов

Контроль : имя этого автора – Иван Алексеевич Бунин. Слайд 13.

Выразительное чтение наизусть стихотворения

И. А. Бунина “Вечер” . Слайд 16.

(видеоролик)

Контроль: В кроссворде есть стержневое слово “Герой”.

Имена литературных героев: 1.Онегин 2. Федя
3. Гринёв
4.Печорин
5. Андрий.
Слайд 23.

Правильные ответы: Очумелов, генерал, Тарас Бульба, дикий помещик, верный Трезор

(Тарас Бульба, Остап).

Контроль: имя этой княгини – Мария Волконская. Слайд 32.

Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 38.

Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 42.

Контроль: авторы иллюстрации – Кукрыниксы. Слайд 45.

Контроль: ответ – классик. Слайд 50.

Интерес, любознательнательность к теме урока: готовность к уроку.

внимательность

Углубление знаний.

здоровьесбережение

Умение видеть результат

своей работы.

Объективность оценки

1.При его имени «тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте». Это солнце русской классической литературы. Родился в родовитой, но небогатой дворянской семье. Один из предков, составляющих гордость семьи, - Ибрагим Ганнибал, «арап Петра Великого», Особую роль в его жизни сыграла знаменитая няня Арина Родионовна» С двенадцатилетнего возраста учился в Царскосельском лицее, где и проявил впервые свой поэтический талант.

2.С раннего возраста он познал горечь расставанья, потеряв в младенчестве мать, не мог общаться с отцом. Его воспитывала любящая бабушка в своем имении Тарханы. Ребенком он проявил многочисленные таланты: музыкальный, изобразительный, поэтический. Большой патриот, мечтающий о свободе и счастье своего народа. Храбрый воин, виртуозно владеющий оружием, и лихой наездник. Жизнь его была мгновенна, ослепительна и коротка, как молния. Поэтическое наследие поражает глубиной философских размышлений и трагическим мироощущением .

3.Вырос в богатой помещичьей семье, где всем «заведовала» матушка Варвара Петровна, капризная и жестокая крепостница. Из детства вынес он горячую ненависть к крепостному праву и всякому насилию над человеком, потому что неоднократно был свидетелем моральных и физических издевательств над бесправными людьми, да и сам часто был «сечен нещадно». Свое творчество посвятил борьбе за свободу человеческой личности, отмену крепостного права.

4.Родился в семье бедного армейского офицера. Получил главное наследство отца - солдатский сундучок с книгами. Жил «из милости» в семье тверского помещика и учился с его детьми, превосходя их в эрудиции и таланте. Пробовал себя в драматургии, но прославился благодаря «непопулярному жанру» басни. Автор более двухсот басен. Имя его при жизни становится

5.Произведения этого писателя проникнуты искрометным юмором, истинной народностью. Родился на Украине в Полтавской губернии, прошел суровую школу жизни, покорил Петербург повестями, «переданными со слов Рудого Паньки». Одобрение А.С. Пушкина окончательно убедило его в том, что его призвание - литература. Заядлый театрал и замечательный актер, он проявил свой талант и в драматургии.

Урок по программе А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Материал может быть использован на уроке внеклассного чтения, расширяющем представление учащихся о баснях, либо после изучения сказок о животных. Дети могут познакомиться с Панчатантрой, памятником санскритской прозы, сборником поучительных рассказов.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок, предваряющий изучение творчества М. Ю. Лермонтова в девятом классе. Программа «Школа 2100». Учебник «История твоей литературы», 9 класс, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. Конспект урока и презентация способствуют пробуждению интереса к поэту, личности противоречивой, что сказалось на отзывах современников о нём, отразилось и в непохожести прижизненных портретов.

Предлагаю материал к уроку литературы в 10 классе а рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа М.Гелприна "Свеча горела" пробудить у старшеклассников интерес к литературе и чтению. В ходе анализа рассказа используются интересные методические приёмы. Урок построен в соответствии с основными требованиями ФГОС. В конспекте есть навигация по слайдам презентации. Ссылки на источники информации указаны. В начале урока на стадии вызова используется видеоролик "Пушкин написал Есенина", который необходимо скачать по ссылке и самостоятельно вставить в презентацию.

Целевая аудитория: для 10 класса

Урок разработан для 7 класса. Урок направлен на формирование навыков составления характеристики литературного героя; анализа текста; исследовательской работы с текстом; на повторение и закрепление умения работать с текстом художественного произведения.
Используются проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу) методы, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Целевая аудитория: для 7 класса

К сожалению, одного урока не совсем достаточно, чтобы рассмотреть весь цикл. Но анализ одной трагедии позволит учащимся увидеть, что темы, поднятые автором, общечеловеческие, вневременные. "Моцарт и Сальери" - произведение, которое до сих пор трактуется по - разному. В этой пьесе А.С. Пушкин вновь обращается к вопросу о природе творчества Художника. Совершив преступление, Сальери обречен на бесславие, потому что автору важно привести к мысли о неминуемой расплате за грехи. Но все же он показывает возможный путь спасения человека.

Целевая аудитория: для 9 класса

Конспект и презентация к уроку: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века».

На занятии учащиеся обращаются к стихотворным текстам, учатся понимать мысли и чувства русских поэтов, писавших стихи о родной природе, развивают умения пользоваться литературоведческими терминами, анализировать поэтический текст. На занятии создаются условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики.

На этапах урока предусмотрены следующие виды деятельности: художественное чтение поэтических произведений, работа с литературоведческими терминами, работа с иллюстрациями, написание стихотворений, составление синквейна.

Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).
РАЗДЕЛ I

Тематическое планирование учебного материала………………………………………………………………6


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА

Урок 1. Вводный………………………………………………………………………………………………… 8

Уроки 2-3 . «Слово о полку Игореве» - величайший памятник Древнерусской литературы…………… 9

Информация для учителя. Значение «Слова о полку Игореве». Образ Русской земли в «Слове…» ……… 10

Информация для учителя. Композиция «Слова о полку Игореве» ……………………………………………14

Урок 4. Литература ХVIII века (общий обзор) Классицизм в русском и мировом искусстве…………… 16

Уроки 5-6. Пьеса эпохи классицизма. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»………………………… 19

Урок 17. «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму……… 50

Урок 18 . Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб Руси»

(В. Г. Белинский). Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского……………………………… 52

Информация для учителя. Творческий путь В. А. Жуковского. Элегии и баллады Жуковского ……………54

Урок 19. Романтическая лирика начала ХIХ века. К. Н. Батюшков,

Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, К. Ф. Рылеев, Д. В. Давыдов,

П. А. Вяземский (на выбор). Защита литературных газет……………………………………… 56

Урок 20. Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум……………………………………… 57

Урок 21. Грибоедов: личность и судьба……………………………………………………………………… 58

Информация для учителя. Творческий путь А. С. Грибоедова (1795/94/90-1829) ………………………… 60

Урок 22. Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия…………………… 62

Урок 23. II действие комедии. Обучение анализу монолога………………………………………………… 64

Урок 24. III действие комедии. Анализ сцены бала………………………………………………………… 65

Урок 25. IV действие комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума».

Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии……………………………………………68

Уроки 26-27. Семинарское занятие.

Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова…………………………… 71

Информация для учителя ……………………………………………………………………………………… 76

Вариант уроков 21-27 по комедии «Горе от ума»………………………………………………………… 79

Урок 1. А. С. Грибоедов. Личность и судьба. «Горе от ума» и его творец……………………………79

Урок 2. Художественное совершенство комедия. Персонажи , исходные мотивы сюжета………… 83

Урок 3. «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии…………………… 85

Урок 4. Чацкий в поединке с «обществом»…………………………………………………………… 86

Урок 5. Смысл названия комедии……………………………………………………………………… 88

Урок 6. Итоговый урок……………………………………………………………………………………89

Урок 28. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение конспектированию………………………………91

Урок 29. Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба…………………………………………………………… 91

Петербургский период (июнь 1817 - начало мая 1820 г.). Период южной

(сентябрь 1826- начало сентября 1830 г.). Болдинская осень (1830).

Творчество 1830-х годов (1831-1836) …………………………………………………………… 94

Урок 30. Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина………………………………………………………… 99

Информация для учителя… ……………………………………………………………………………………102

Вариант урока 30. Путешествие по Пушкинским местам………………………………………………… 104

Урок 31. Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина………………………………………………………… 108

Информация для учителя. Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд...».

Анализ стихотворения «Анчар» ………………………………………………………………… 111

Урок 32. Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина……………………………114

Анализ стихотворения «Анчар» ……………………………………………………………………………… 117

Вариант урока 32. Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина…………………………………………… 118

Урок 33. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина…………………………………………………… 123

Информация для учителя. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» ………...125

Урок 34. Образы природы в лирике А. С. Пушкина. Семинарское занятие……………………………… 129

Информация для учителя ………………………………………………………………………………………133

Урок 35. Обучение анализу лирического стихотворения.

Мое любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка………………… 133

Урок 36. Урок-концерт в Поэты ХХ века о Пушкине»………………………………………………………137

Урок 37. «Евгений Онегин». История создания.

Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками.

Замысел и композиция романа……………………………………………………………………138

Информация для учителя. Композиция «Евгения Онегина» …………………………………………………139

Урок 38. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа……………………142

Информация для учителя ………………………………………………………………………………………146

Урок 39 . М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин)… 147

Урок 40. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Лекция…………150

Урок 41. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»………………… 155

Урок 42. Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова………………………………………………… 156

Информация для учителя ………………………………………………………………………………………160

Урок 43. Подготовка к классному сочинению. Судьба поколения

1830-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова……………………………………………………… 161

Урок 44. Классное сочинение обучающего характера.

Идейная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»…………… 164

Урок 45. «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин - «портрет поколения»………………164

Информация для учителя. «Герой нашего времени» в критике.

Своеобразие сюжета и композиции романа …………………………………………………… 166

Урок 46. Век Лермонтова в романе……………………………………………………………………………168

Урок 47. Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»)……………………………………………….... 169

Информация для учителя. Тема судьбы и случая в романе «Герой нашего времени» …………………… 170

Урок 48. Итоговый по творчеству М. Ю. Лермонтова……………………………………………………… 172

Урок 49. Н. В. Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи………………………………………172

Уроки 50-51. Цикл «Петербургские повести». Семинарское занятие……………………………………..173

Уроки 101-102. Уильям Шекспир. «Гамлет»……………………………………………………………... 245
РАЗЛЕЛ II

ПОД РЕДАКЦИЕЙ Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ

Тематическое планирование учебного материала……………………………………………………………246

Урок 75. Обзор творчества И. А. Бунина…………………………………………………………………… 251

Урок 76. М. Горький. Краткий обзор жизни и раннего

творчества писателя. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты»………………… 253

Урок 77. Элементы публицистики в повести М. Горького «Мои университеты»…………………………255

Урок 78. Сочинение по повести М. Горького «Мои университеты»……………………………………… 256

Урок 79. Комедия М. А. Булгакова «Мертвые души»

по поэме Н. В. Гоголя. Чичиков и его окружение в изображении Булгакова…………………256

Урок 80. Художественные особенности комедии М. А. Булгакова «Мертвые души»…………………… 258

Уроки 81-82. М. А. Булгакова «Мертвые души»…………………………………………………………… 258

Урок 83. Поэзия Серебряного века (обзор)………………………………………………………………… 259

Урок 84. Личность и творчество Александра Блока. Женские образы в лирике поэта……………………264

Урок 85. Тема родины в творчестве А. А. Блока…………………………………………………………… 270

Урок 86. Слово о Есенине и его судьбе. Образ родины в лирике поэта…………………………………… 272

Информация для учителя. С. А. Есенин «О себе» . 2. Жизнь и творчество

С. А. Есенина (по А. Козловскому). 3. Образ России в лирике С. А. Есенина ………………… 274

Урок 87. Тема любви в лирике Есенина………………………………………………………………………276

Урок 88. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского. Ранняя лирика , стихи о любви………………… 278

Урок 89. Сатира В. В. Маяковского………………………………………………………………………… 280

Уроки 90-91. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского………………………………… 282

Урок 92 . Обзор творчества А. А. Ахматовой…………………………………………………………………282

Урок 95. Русская литература 60-90-х годов ХХ века. Рассказ В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин»… 286

Урок 96. Нравственные проблемы повествования в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»………… 288

Урок 97. Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина «Деньги для Марии»…………………… 290

Урок 98. Смысл названия пьесы А. В. Вампилова «Старший сын»……………………………………… 292
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уроки 99-100. Уильям Шекспир. «Гамлет»…………………………………………………………………294
ТЕСТЫ

Тест 1. Древнерусская литература и классицизм……………………………………………………………298

Тест 2 . Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»………………………………………………………… 302

Тест 3. Творчество А. С. Пушкина……………………………………………………………………………304

Тест 4. Творчество М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………………… 308

Тест 5. «Мертвые души» Н. В. Гоголя……………………………………………………………………… 312

Тест 6. Творчество И. А. Бунина, М. Горького, М. А. Булгакова………………………………………… 314

Тест 7. Поэзия Серебряного века…………………………………………………………………………… 316

Тест 8. Творчество М. А. Шолохова и А. Т. Твардовского…………………………………………………319

Тест 9. Русская литература 60-х-90-х годов ХХ в………………………………………………………… 321

Тест 10. По программе 9 класса………………………………………………………………………………322
От авторов

Предлагаемое 4-е издание поурочных разработок по литературе полностью переработано и дополнено новыми материалами. Основными задачами при переработке являлись:

Универсализация пособия, связанная со спецификой преподавания литературы в 9 классе (для многих учащихся это заключительный этап обучения в школе , поэтому необходимо дать обзорное представление всех ведущих направлений и литературных произведений).

Возможность использования пособия практически всеми учителями в школах с неуглубленным изучением литературы, оправданного сходством программ по литературе для 9 класса.

Привлечение нетрадиционных методов обучения и дополнительных материалов для углубленного изучения литературы.

Пособие рассчитано на преподавателей литературы, работающих по следующим учебникам-хрестоматиям для 9 класса:


  • Учебник В. Я. Коровиной, И. С. Збарского и В. И. Коровина (М.: Просвещение) по программе литературного образования для 5-11 классов авторов В. Я. Коровина , В. П. Журавлёва, И. С. Збарского, В. П. Полухиной, В. И. Коровина.

  • Учебник и программа Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа).

  • Учебник и программа литературного образования под редакцией Г. П. Беленького и Ю. И. Лыссого (М.: Мнемозина).
В данном пособии учителю предлагаются подробное описание хода каждого урока , а также дополнительные вопросы и рекомендации по домашнему заданию. Обращаем ваше внимание на то, что пособие является полностью автономным. В принципе его одного достаточно для хорошей подготовки урока (хотя оно может быть использовано и в комплексе с другими методическими пособиями). Это объясняется нашим стремлением максимально облегчить работу преподавателей в поиске дополнительной справочной информации. Это стремление возникло на основе длительного изучения опыта составления подобных пособий, каждое из которых , на наш взгляд, лишь отчасти помогает педагогу в организации занятия. Мы попытались учесть и объединить в нашем пособии все полезные элементы, содержащиеся в других пособиях.

Пособие поможет в работе как начинающим преподавателям литературы, так и опытным педагогам. Педагог может строить собственный урок, полностью воспроизводя сценарий пособия или используя его частично. Мы надеемся , что предложенные планы уроков будут переосмыслены учителями и индивидуализированы творческим отношением к своему делу и любовью к литературе.

РАЗДЕЛ I
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОГРАММЕ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ В. Я. КОРОВИНОЙ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение (1 ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Литература как искусство слова.

Древнерусская литература (2 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения.

Русская литература ХVIII века (13 ч)

Характеристика русской литературы ХVIII в. (1 ч)

Гражданский пафос русского классицизма. Обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя и учащихся).

Эпоха классицизма в зарубежной литературе. Ж.-Б. Мольер (2 ч)

Пьеса Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве ». ХVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.

Д. И. Фонвизин (3 ч)

Слово о писателе. «Недоросль » (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Основные каноны классицизма.

М. В. Ломоносов (2 ч)

Слово о поэте. «Вечернее размышление...», «Ода на день восшествия... Елисаветы Петровны 1747 года». Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление Родины, мира, науки и просвещения.

Г. Р. Державин (2 ч)

Слово о поэте. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости.

Н. М. Карамзин (2 ч)

Слово о писателе. «Бедная Лиза ». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Сентиментализм. Нравственность и безнравственность. Внимание писателя к внутреннему миру героини.

Художественное и тематическое своеобразие русской литературы ХVIII в. (1 ч)

Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы «Русская литература ХVII в.». Тест или творческое задание.

Русская литература ХIХ века (57 ч)

Поэзия, проза, драматургия ХIХ в. «Золотой век» русской литературы (4 ч)

А. С. Грибоедов (8 ч)

Слово о драматурге. «Горе от ума» - картина нравов , галерея живых типов и острая сатира. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний» ).

А. С. Пушкин (10 ч)

Жизненный и творческий путь поэта. «Евгений Онегин ». «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Понятие о реализме. Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

М. Ю. Лермонтов (10 ч)

Слово о поэте. «Герой нашего времени » - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества , темы любви, поэта и поэзии.

Н. В. Гоголь (6 ч)

Слово о писателе. «Шинель ». Образ «маленького человека» в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении. «Мертвые души ». Смысл названия поэмы. Система образов. Развитие понятий об образе-символе, литературном типе, о сатире.

Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет (3 ч)

Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Обогащение понятий о видах (жанрах) лирических произведений.

И. С. Тургенев (4 ч)

Слово о писателе. «Первая любовь » - психологический характер конфликта в повести. Композиция , особенности сюжета. Система образов. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм рассказа. Роль пейзажа.

А. Н. Островский (3 ч)

Слово о писателе. «Бедность не порок ». Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати , красоты. Комедия как жанр драматургии (развитие).

Ф. М. Достоевский (3 ч)

Слово о писателе. «Белые ночи ». Тип «петербургскою мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. «Сентиментальности» в понимании Достоевского.

Л. Н. Толстой (4 ч)

Слово о писателе. «Юность » - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

А. П. Чехов (2 ч)

Слово о писателе. «Анна па шее ». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Тема брака по расчету. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Жанровые особенности рассказа (развитие).