Архитектура кубисты. Кубизм - это модернистское направление в искусстве


В этот отель в Москве не бронировали и не оплачивали, но по прилёту в аэропорту нам сообщили, что заселят нас в отель FLORIDA (ездили от туроператора "Натли турс"). В Лидо-ди-езоло отдыхаем не первый раз, бывали и в 2*,3* и 4*, но этот отель вызвал у нас полное разочарование и испортил весь отдых! Заселение пришлось ждать до 17 вечера, хотя номера в отеле были свободны и убраны, Номер достался с видом не на море (как мы оплачивали), а на мусорные баки (где каждый вечер до полуночи перебирали пустые стеклянные бутылки!) На балконе отсутствуют веревки для сушки белья, соответственно сыро.Номер абсолютно не уютный и возвращаться в него даже не хотелось.Матрасы жутко не удобные.На пляже первые две линии платные, с третьей линии - бесплатно (зонт+2лежака), в лидо-ди-езоло встречаем такое первый раз!!Большинство зонтов сломано (не открываются). Пляжная территория общая с HERON 3*. Отдельно хочется выделить питание(у нас был полупансион), мы видели многое (жили даже в 2*), но такого мы не видели никогда! Фрукты отсутствуют напрочь!!!На завтрак у нас был сыр (1 вид), заветренная колбаса (2 вида),2 вида круасанов. Варёные яица, йогурты, яичница - отсутствуют!! Больше всего удивило и поразило то, что напитки гостям выносят из кухни (мы не видим что именно наливается в чашки), в зале стоит только автомат с соком, в чайники, в которых выносят воду для чая, лучше не заглядывать (покрыты слизью), посуда вся битая, склеенная, грязная. На ужин гостям перелагается "шведский стол", который больше похож на турецкую еду нежели на итальянскую, стоят куски хлеба, покрытые кетчупом. Спасало то, что имелись миски с огурцами,помидорами, морковью.Фруктов,соответственно, тоже нет. За неделю, что мы проживали в этой гостинице ни разу не дали ни арбуз, ни персики, ни виноград, ни ананас и т.д. Десерты отсутствуют (когда мы удивились по поводу десерта, нам вынесли кусок торта и шарик мороженного). Кухня одинаковая с отелем HERON (одна кухня на 2 гостиницы), наблюдали это с балкона, как официанты перебегали с тарелками (владелец отеля один). Контингент проживающий в этом отеле - это немцы, а так же русские (которые попали в эту гостиницу не по желанию), а из-за холатности тур-оператора, так же как и мы.
Из всего хотелось бы выделить ребят, которые работают на рецепшен (русскоговорящих нет, но английский понимают), всегда готовы помочь и выслушать (Nicola,David).Несколько официантов в столовой - турки (по английски не говорят).Единственный плюс это то, что отель стоит на первой линии. С интерном это отдельная тема. Каждый день на рецепшен надо выбивать чеки и вводить пароль, ловит интернет только в холле (бесплатный).

Прежде чем добровольно брать тур в этот отель, советуем подумать. На курорте имеются очень даже неплохие 3*!

Родиной кубизма стал Париж, где он возник как направление в изобразительном искусстве в 1907 году с легкой подачи Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Основой этого модернистского направления стало стремление раздробить объекты на условные геометризированные формы. Основоположники кубизма провозгласили куб главной физической формой, а произведения, составленные из кубических фигур, назвали более выразительными и богатыми.

Через несколько лет кубизм добрался до Чехии, а позже стал настоящим феноменом в чешской архитектуре. Чешский кубизм развивался уникальным путем в очень короткий период: с 1911 по 1914 гг. Сила, с которой он повлиял на декоративно-прикладное искусство и архитектуру в Чехии, не имеет аналогов в Европе.

Перед Первой мировой войной Прага была значимым центром авангарда, а чешские художники под влиянием французского творчества начали продвигать новый стиль под универсальным названием «новое искусство». Официальным годом возникновения чешского кубизма считается 1911. Именно тогда была основана Группа художников-кубистов, главным протагонистом которой стал . Костяк Группы составляли скульптор , писатель и художник , художники Винценц Бенеш и , архитекторы и дизайнеры Павел Янак, Йозеф Гочар, Властислав Хофман, и др.

Эмиль Филла, "Художник"

Первая общая выставка чешских кубистов в Общественном доме прошла в 1912 году и вызвала острую критику публики. Вторая выставка Группы осенью того же года стала кульминацией общей активности кубистов. Произведения чешских авторов были представлены вместе с картинами современных французских и немецких художников в необычной архитектонической инсталляции Йозефа Гочара. На следующей пражской выставке показали источники вдохновения кубистов: зарубежное и народное искусство, экзотические и редкие художественные произведения 15-17 вв.

Чешские кубисты несколько раз выставлялись за границей. Главным международным событием было их участие в выставке Союза немецкого творчества Werkbund в Кельне, где был представлен полный интерьер из Пражских художественных мастерских с мебелью Йозефа Гочара и аксессуарами Франтишка Киселы.

Афиша к выставке кубизма в 1912 году, czkubismus.cz

Сами авторы назвали кубистическую мебель «серьезным искусством основательного содержания»: так говорилось в программном манифесте Пражских художественных мастерских, основанных архитекторами Павлом Янаком и Йозефом Гочаром. Кубистическая мебель не пользовалась особой популярностью: ее «заказывали» для себя сами создатели или их друзья по творческим или интеллектуальным кружкам. Комплексное оформление архитектуры и интерьеров в стиле кубизма было лишь исключением.

czkubismus.cz

Вскоре кубисты стали работать с относительно легко поддающейся обработке керамикой и металлическими предметами. Стекло тяжелее принимало изломленные формы. И все же по образцу немецкой компании Wiener Werkstätte с подачи Вацлава Вилема Штеха в 1908 году было основано ателье декоративно-прикладного искусства «Артел» (Artěl), которое поставило своей целью культивировать искусство и хороший вкус в повседневной жизни. Керамика и стекло от «Артела» стали прекрасно продаваться.

czkubismus.cz

Самое яркое проявление кубизма - - заняла в европейском контексте абсолютно уникальное место. Ни в одной стране этот стиль не достиг такого размаха, как в Чехии. Кубистические черты в довольно радикальной форме местная архитектура стала приобретать еще до Первой мировой войны и вне Группы. К самым ярким примерам относят проекты памятника Ф. Л. Риегра или скульптуры Яна Жижки на Виткове. К сожалению, большинство самых смелых работ так и осталось на бумаге.

Больше всего кубистических идей реализовал архитектор Павел Янак. Но практически все из них были жилыми домами за Прагой. Первое пражское кубистической здание - торговый дом У Черной Божьей Матери (1911-12 гг.) - предложил Йозеф Гочар, которому в то время был всего 31 год. Смелую кубистическую реконструкцию провел архитектор Властислав Хофман при ремонте строений Дьявольского кладбища.

Дом У Черной Божьей Матери, Прага

Идейные расхождения между представителями чешского кубизма постепенно углублялись. Распад Группы ускорило наступление Первой мировой войны в 1914 году.

Хотя кубистический период в Чехии был очень коротким, он повлиял на чешское искусство на долгое время. Ортодоксальные кубистические формы со временем перешли в своеобразный синтез кубизма и экспрессионизма - кубоэкспрессионизм, который нашел свое воплощение в графическом дизайне, плакатах и книжных иллюстрациях.

В 1918 году в архитектуре и дизайне Чехии стало развиваться новое направление - рондокубизм, который называют своеобразной визитной карточкой Чехословакии. Идеологически он поддерживал официальное течение декоративного искусства и архитектуры, декларирующего художественную самобытность молодой Чехословакии.

Дворец Адриа, Прага

Рондокубизм нарушал правила классического кубизма использованием криволинейных форм и деталей. Например, если смотреть на главную достопримечательность в стиле рондокубизма - дворец Адриа в Праге (архитекторы Павел Янак и Йозеф Заше, 1924 год), то вы увидите мало чистых квадратных и прямоугольных форм.

Узнать больше об этом интересном направлении в искусстве и архитектуре можно на , которая проходит в кубистическом Доме Черной Божьей Матери. Здесь можно не только увидеть произведения выдающихся чешских кубистов, но и посетить единственное в мире кафе в кубистическом стиле Grand Café Orient (посмотрите на люстры и барную стойку). Это кафе работало 10 лет, а потом было уничтожено из-за потери интереса людей к кубизму. Недавно интерьер кафе восстановили, и каждый снова может перенестись в начало ХХ века.

Скользя взглядом по фотографиям зданий, построенных в XX веке, я вспоминаю борхесовскую метафору «сада расходящихся тропок». Борхеса сейчас не принято читать, поэтому возьму на себя ужасную работу - перескажу мысль гения. Он предлагает вообразить, что, каждый раз, когда человеку предоставляется выбор, он выбирает не один, а сразу все возможные варианты, при этом реальность раздваивается или троится (по числу сделанных выборов). Похожее допущение делает квантовая механика (см. «многомировая интерпретация»).

«В истории бывают моменты, когда миру как будто предъявлено несколько вариантов будущего»

В истории бывают моменты, когда миру будто бы предъявлено несколько вариантов будущего, и он колеблется, не зная, какой предпочесть (здесь стоит посмотреть сборник новелл Стефана Цвейга «Звёздные часы человечества»). Мысль о том, что история могла сложиться иначе - это дразнящая мысль. Тут речь не об альтернативной истории (какими бы хорошими выдумщиками ни были Носовский и Фоменко, они всегда в проигрыше, так как реальность, которую они описывают, ограничена пределами их текстов, а подлинная история богата бесконечными подробностями) - я говорю о тех случаях, когда мир действительно мог двинуться по другому пути. А раз он на самом деле мог это сделать, значит, альтернативный путь обладает некоторой реальностью, пусть неполной, но настоящей. Кажется, что мы смутно различаем черты другой современности, глядя на неё через какую-то пелену, и, если сдвинем её и плотнее прижмёмся лицом к замочной скважине, сможем разглядеть чуть больше.

Раймон Дюшан-Вийон и др. Кубистский дом. 1912. Фрагмент

Андре Маре. Одна из комнат в «Кубистском доме»

Йозеф Холол. Кубистский дом в Праге, 1912

Йозеф Хохол. Кубистский дом в Праге, 1913

Йозеф Хохол. Вилла Коваровича в Праге, 1913

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Фрагмент фасада

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Лампа в кафе

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Кубистские крючки для одежды в кафе

Йозеф Гочар. Вилла Бауэра в Либодржиче, 1914

Эмиль Краличек. Уличный фонарь в Праге, 1914

Кресла Павла Янака в Музее кубизма в Праге

Отокар Новотны. Павильон Чехии на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне, 1914

Милевско, Чехия. Бывшая Новая синагога. 1914

Но если мы можем проникнуть хотя бы взглядом в другую современность, значит, и что-то оттуда может попасть к нам. Не исключено, что часть нашей обыденности - пришельцы «оттуда», предметы, за которыми стоит другой причинный ряд. Такими вещами кажутся мне поздние постройки Джо Понти. Это архитектура модернизма, но некого иного модернизма. В ней слишком много спектакля, слишком много формы. У этой архитектуры другие корни. И недавно я понял, какие.

Архитектура классического модернизма была создана не с первой попытки. Её появлению предшествовало несколько неудачных экспериментов. Самый крупный из них - кубистский. Кубизм - одно из многих художественных течений начала XX века, но у его создателей были более масштабные амбиции. Им казалось, что кубизм - это новый стиль эпохи, а значит - универсальный стиль, общий для всех видов искусства. Им почти удалось создать кубистскую архитектуру. Под абсент, думаю, заводили разговор и о кубистской музыке, но в этом направлении дело продвинулось мало.

«Кубизм - это новый стиль эпохи, а значит - универсальный стиль, общий для всех видов искусства»

Раймон Дюшан-Вийон и др. Кубистский дом. 1912

Архитектура кубизма начиналась эффектно. На Осеннем салоне в Париже в 1912 г. коллектив авторов выставил большой, 10 на 3 метра, макет «кубистского дома». Фасады спроектировал скульптор Раймон Дюшан-Вийон; интерьеры комнат (кажется, их можно было увидеть, обойдя макет и заглянув сзади), делали несколько человек, среди которых главным был Андре Маре. Комнаты были полностью обставлены, и на стенах висели маленькие картины художников-кубистов. После Парижа «кубистский дом» показывали на Армори Шоу в Нью-Йорке.

Сразу же появились и первые постройки архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, крупнейшем центре кубистского искусства за пределами Франции. Их строили в короткий период 1912 - 1914 гг. архитекторы Йозеф Хохол, Йозеф Гочар, Павел Янак, Отокар Новотны и некоторые другие. Кроме того, за эти три года чешские архитекторы создали довольно много кубистской мебели и предметов интерьера.

Архитектура кубизма авангардна, и вместе с тем поразительно традиционна. Мы видим в ней всё те же симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в зданиях прошлых лет; только подвергшиеся характерной треугольной пикселизации. Это как бы особняки ар нуво, увиденные глазами Робера Делоне. Архитектура кубизма не подвергала тотальному отрицанию опыт прошлого. Она лишь предлагала украсить новыми орнаментами фасады зданий, структурно остающихся прежними.

Манифест Баухауза, 1919. Справа - гравюра «Храм социализма» Лионеля Файнингера

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921. Интерьер. Перила лестницы - Йост Шмидт, кресла - Марсель Брёйер

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921. Двери

Йозеф Алберс. Витажи виллы Зоммерфельд в Берлине. 1921

Николай Ладовский. Проект дома-коммуны. 1920

Вальтер Гропиус. Памятник павшим в марте. Веймар. 1921

Эрих Мендельсон. Шляпная фабрика в Лукенвальде. 1923

Ханс Пёльциг. Административное здание в Ганновере. 1923. Фрагмент фасада

Фердинанд Шану и др. Магазин в Овиатт Билдинг в Лос-Анджелесе. 1927 - 1929. Козырёк-светильник над входом

Эрнст Паулюс и Людвиг Паулюс. Евангелическая церковь св. Креста в Берлине, 1927 - 1929.

Эрнст Паулюс и Людвиг Паулюс. Евангелическая церковь св. Креста в Берлине, 1927 - 1929. Интерьер

Йозеф Франке. Церковь св. Креста в Гельзенкирхене. 1927 - 1929. Интерьер

Особняк Жана Дусе в Нёйи-сюр-Сен, 1929. Лестница Йожефа Чаки. Фото Пьера Легрена

Уильям ван Аллен. Крайслер-Билдинг. Нью-Йорк. 1930. Фрагмент портала

Тимоти Пфлюгер. Театр «Парамаунт» в Окленде, США. 1931.

Чешский кубизм был скоротечен. После Первой мировой войны те же архитекторы, теперь уже граждане независимой Чехословацкой республики, вернулись в профессию; но их постройки были уже другими. Наигравшись в треугольники, в 20-е годы они полюбили полукруги и цилиндры. То, что они создали в этот период, называют архитектурой рондокубизма. На их довоенные постройки она совсем не похожа.

На этом история кубистской архитектуры заканчивается. Она вся уложилась в три предвоенных года. Но её отдельные мотивы часто встречаются в зданиях, построенных в последующие десятилетия.

Фердинанд Шану и др. Интерьер магазина в Овиатт Билдинг в Лос-Анджелесе. 1927 - 1929

Известно, что художники-кубисты сильно повлияли на формирование стиля ар деко. Собственно, они были авторами этого стиля. Андре Маре, автор интерьеров «кубистского дома» 1912 г., после войны стал популярным проектировщиком мебели ар деко. На знаменитой парижской выставке 1925 года он вместе с Эженом Сю оформил два павильона. Важнейший интерьер французского ар деко - обстановку дома Жака Дусе в Нёйи-сюр-Сен (1929) - создавала целая команда художников-кубистов. При этом, конечно, словарь ар деко не сводится к кубистским мотивам. Этот стиль черпал из многих источников.

Вдобавок и живопись кубизма менялась. «Аналитический» кубизм 20-х совсем не похож на живопись довоенных выставок, которая подвергала действительность монотонной триангулярной деконструкции. Тем более удивительно, что в архитектуре ар деко часто встречаются мотивы именно довоенного угловатого кубизма - мы замечаем их в светильниках, встроенных в потолок магазина Овиатта в Лос-Анджелесе (1928, архитектор - француз Фердинанд Шану), в потолках театра «Парамаунт» в Окленде (1931, архитектор Тимоти Пфлюгер) и т. д.

Многочисленные течения в живописи 20-х годов, спорящие друг с другом за право быть преемниками кубизма, почти все так или иначе использовали его приёмы. Его дробящиеся, кристаллические формы - общее достояние всей тогдашней авангардной живописи. Мы находим эти мотивы, в частности, и в картинах экспрессионистов; а также в зданиях, которые строили немецкие архитекторы-экспрессионисты. С формальной точки зрения, некоторые из этих построек (например, фабрику в Лукенвальде Мендельсона и дом Зоммерфельда в Берлине, несохранившийся шедевр молодых профессоров Баухауза) можно с полным правом назвать кубистскими. Впрочем, в доме Зоммерфельда видят также сильное влияние Райта.

Фрэнк Ллойд Райт. Зал собраний Первого Унитарианского общества в Мэдисоне. 1949 - 1951

Фрэнк Ллойд Райт. Автосервис в Клокей, 1958

Миланским архитекторам второй половины XX века было тесно в рамках модернистского канона, и все они так или иначе нарушали его. Самый известный архитектор Северной Италии, Джо Понти (он начинал в 20-е годы как умеренный классик) в своих поздних постройках вдруг обращается к опыту кубизма, который прежде его не интересовал. В его венесуэльской вилле Планшар карнизы и фасады разламываются, их куски, как льдины, наползают друг на друга, и кое-где на фасадную плоскость, тонкую как лист, можно взглянуть с торца. Как будто виллу то-то заморозил, а потом ударил молотком, и она раскололась. В церкви Сан Франческо а Фоппопино и соборе в Таранто Понти вспоминает опыт немецких экспрессионистов, которые подвергали кубистской геометризации мотивы готики.

«Кубисты реформировали искусство и не зарились на большее»

Архитектура кубизма - несостоявшийся проект. И легко понять почему. В середине 20-х годов основоположники «современного движения» выработали новые принципы архитектуры, изобрели её заново, с нуля. В начале 10-х кубисты лишь придумали, как её по-новому украшать. Модернисты всерьёз строили новый, небывалый мир, рай на земле. Социальные амбиции кубистов ограничивались мечтой о богатом коллекционере. Кубисты реформировали искусство и не зарились на большее; модернисты выворачивали мир наизнанку. Эта задача интереснее. Вот почему и немецкие архитекторы-экспрессионисты (правда, не все), и чешские кубисты (все) в середине 20-х, легко забыв опыт предшествующих лет, с увлечением принялись строить белые дома с окнами-экранами и плоскими крышами. И это направление господствовало в архитектуре тридцать лет, распространилось на всю планету и определило облик среды, в которой до сих пор живёт большинство человечества. Но всё это время ему как будто сопутствовал призрак архитектуры кубизма, скрываясь в полутьме, в складках истории, и время от времени выглядывая оттуда, словно пытаясь дожить свою жизнь, оборвавшуюся слишком рано.

Самые необычные здания в ряде городов мира связаны и с архитектурой кубизма. Кубизм в архитектуре известен менее, чем в живописи и декоративно-прикладном искусстве, но дома, созданные в этом стиле – одни из самых запоминающихся в мире.

В Праге и Роттердаме в 20 веке были возведены здания, создатели которых смогли по-своему реализовать в архитектуре одно из самых неоднозначных течений в искусстве модерна – кубизм. В Праге в среде молодых чешских архитекторов формируется направление, которое получило название «чешский кубизм» . Представителем этого направления был Павел Янак (1882 - 1956), сформулировавший теоретические аспекты чешского кубизма. Йозеф Гочар (1880 - 1945) – самый известный чешский архитектор 20 века, которому, как утверждают, удалось реализовать то, что задумал Павел Янак. Владислава Гофмана (1884 – 1964) называют Леонардо да Винчи чешского авангарда. За его плечами – архитектура в кубистическом стиле и реализация этого стиля в разных сферах декоративно-прикладного искусства.

Кубизм как нигде в мире нашел своё место именно в Праге, поскольку его истоки уходят не только в абстрактные геометрические построения, но и в готическую архитектуру, столь характерную для Праги. Готические приемы в архитектуре и её выразительность стали для Павла Янака основополагающими принципами, которые повлияли на формирование его теории кубистической архитектуры. Классическим примером «чистого кубизма» в Праге является Дом у черной Божьей матери (арх. Йозеф Гочар, 1911 – 1912). Это сегодня облик здания может показаться довольно прозаичным и ничем особо не выдающимся, но для начала 20 века этот дом был очень необычным и даже вызывающим.

Уже в 20-х гг. 20 века чистый кубизм в Праге исчерпывает себя. Чешский кубизм эволюционирует в «рондокубизм» или народный стиль, чешское арт-деко или народный декоративизм (с названием стиля исследователи не могут определиться). Классическими примерами этого стиля являются очень красивые и необычные здания, которые можно увидеть только в Праге. Это здание Легиобанка (арх. Йозеф Гочар, 1921 – 1923) и Дворец Адрия (арх. Павел Янак, 1922 – 1925) . Здания в стиле рондокубизма можно встретить во всех уголках Праги. Архитекторы вводят в архитектуру домов элементы, которые заставляют вспомнить общие для всех славян срубные дома. Стилизованные бруски, треугольники, полукруги и круги появляются на фасадах этих своеобразных «народных» зданий – торговых и доходных домов, загородных вилл, театров, банков.

Для кубизма в живописи были необходимы студии художников Пикассо и Брака, но кубизм в архитектуре - это чисто чешский мировой уникум. Чехия, пожалуй, является единственной страной в мире, где кубизм отразился в конкретных зданиях. Давайте изучать неповторимую игру света и тени!

Поездка к Черной Богоматери

Чешский кубизм, художественный стиль, нашедший применение в искусстве и дизайне Центральной Европы в первой половине ХХ века, представлен в пражской архитектуре. Настоящей жемчужиной является, прежде всего, дом "У Черной Богоматери" на углу улицы Целетна в Праге , построенный в 1911-1912 годах по проекту архитектора Йиржиго Гочара . Здание отличается не только фасадом, но и кубистическим планом, а главное, проникновением кубизма в интерьер. На первом этаже находится кафе "Grand Café Orient" , для которого архитектор Гочар спроектировал серию стильных элементов, например бар, люстры и фонари. В духе кубизма был построен также павильон Гочара на Курорте Богданеч . Еще одной из работ Гочара является рядом с городом и гимназия в городе .

Лампа в стиле кубизм

В строительстве зданий в стиле кубизм в Чехии приняли участие и другие архитекторы. В Праге неподалеку от находится дом в стиле кубизм Diamant, а на набережной Rašínovo nábřeží вы можете пройти вокруг Тройного дома работы Йозефа Чохола. Практически на вершине среднего из зданий вы увидите скульптуру, которая отражает предание о находяшемся неподалеку .
В Праге также стоит единственный фонарный столб в стиле кубизм. Данная лампа была построена по проекту архитектора Эмиля Зайичка и находится на площади Jungmanovo náměstí. В стиле кубизм выполнен как столб, так и сам фонарь.

Кубизмом не закончилось

После Первой мировой войны из кубизма развился новый художественный стиль - рондокубизм . Его типичным примером является здание бывшего банка Чехословацкого легиона на пражской улице На поржичи, где первоначальные строгие геометрические грани, кубы и пирамиды были сглажены и приобрели дугообразные округлые формы в духе традиционного славянского стиля . Рондокубизм также нашел свое место и в индустриальной архитектуре.

Кубистические галереи и музеи

Хотите узнать о кубизме больше? Посетите постоянную экспозицию Национальной галереи , посвященную искусству ХХ и XXI века в пражском Выставочном дворце . Атмосферу начала ХХ века Вы можете почувствовать и в кубистической вилле Бауэра в Либодржице, где находится Музей Йозефа Гочара и галерея кубистического дизайна .