Это нужно знать: чешский кубизм и его главные представители. Самые необычные здания (кубизм)


Прага – это наглядная Большая Архитектурная Энциклопедия. В ней есть всё от романских построек до творений 21-го века. Правда, всё это в той или иной мере можно увидеть и во многих других местах. Но есть в Праге нечто, чего нет ни в одной другой стране мира. Да-да, речь идет о «чешском кубизме».
«Кубизм» для большинства людей – это родившееся в начале 20-го века во Франции авангардистское течение в изобразительном искусстве. Но примерно в то же время ряд чешских архитекторов попытались воплотить живописные принципы Пикассо и Брака в архитектуре, создав свой неповторимый стиль, получивший название «чешский кубизм». Основы его художественной программы разработал архитектор Павел Янак (Pavel Janák (1882-1956)), ученик Отто Вагнера. Суть теории Янака сводилась к тому, что в природе существует некая сила, деформирующая материю и заставляющая эту материю принимать новую форму. Самый яркий пример подобного воздействия – кристаллизация.
В период с 1910 по 1925 г. появился целый ряд архитектурных объектов, как бы составленных из геометрических и кристаллических структур. Кубистический стиль нашел свое отражение не только в проработке фасадов, но и в скульптуре, в оформлении интерьеров, в коллекциях мебели.
К кубизму можно относиться по-разному. Этот стиль вызывает вызывает у людей совершенно разные чувства – от восторга до полного неприятия, но сами чехи своим архитектурным кубизмом невероятно гордятся.
Но, как бы то ни было, нельзя не признать, что чешский кубизм – недолгое, но уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой архитектуре.
Давайте вместе совершим небольшую прогулку по «кубистической» Праге.

Дом «У черной мадонны»
(U Černé Matky Bożi, Ovocný Trh 19/569)
Угловое здание темно-оранжевого цвета построено в 1912 году для торгового дома (арх. Josef Gočár (1880-1945)).
Первый этаж предназначался под магазин, на втором этаже – кафе с оригинальным кубистическим интерьером. Остальные этажи занимали служебные помещения и жилые квартиры. При осмотре дома легко «читается» его железобетонная конструкция.
Угловой фасад не плоский, а как будто слегка «переломленный».
Венчает здание двухэтажная мансарда с черепичной крышей.
Дом недавно отреставрирован и сейчас в нем расположен Музей кубизма.



Дом “Diamant”
(Spálená 4/82)
Угловой дом с квартирами и конторами построен в 1912-1913 г.г. (арх. Emil Králiček (1877-1930) и Matěj Blecha (1861-1919)).

Верхний этаж здания украшен скульптурами.

Очень интересны металлические флагштоки на фасаде.

Скользя взглядом по фотографиям зданий, построенных в XX веке, я вспоминаю борхесовскую метафору «сада расходящихся тропок». Борхеса сейчас не принято читать, поэтому возьму на себя ужасную работу - перескажу мысль гения. Он предлагает вообразить, что, каждый раз, когда человеку предоставляется выбор, он выбирает не один, а сразу все возможные варианты, при этом реальность раздваивается или троится (по числу сделанных выборов). Похожее допущение делает квантовая механика (см. «многомировая интерпретация»).

«В истории бывают моменты, когда миру как будто предъявлено несколько вариантов будущего»

В истории бывают моменты, когда миру будто бы предъявлено несколько вариантов будущего, и он колеблется, не зная, какой предпочесть (здесь стоит посмотреть сборник новелл Стефана Цвейга «Звёздные часы человечества»). Мысль о том, что история могла сложиться иначе - это дразнящая мысль. Тут речь не об альтернативной истории (какими бы хорошими выдумщиками ни были Носовский и Фоменко, они всегда в проигрыше, так как реальность, которую они описывают, ограничена пределами их текстов, а подлинная история богата бесконечными подробностями) - я говорю о тех случаях, когда мир действительно мог двинуться по другому пути. А раз он на самом деле мог это сделать, значит, альтернативный путь обладает некоторой реальностью, пусть неполной, но настоящей. Кажется, что мы смутно различаем черты другой современности, глядя на неё через какую-то пелену, и, если сдвинем её и плотнее прижмёмся лицом к замочной скважине, сможем разглядеть чуть больше.

Раймон Дюшан-Вийон и др. Кубистский дом. 1912. Фрагмент

Андре Маре. Одна из комнат в «Кубистском доме»

Йозеф Холол. Кубистский дом в Праге, 1912

Йозеф Хохол. Кубистский дом в Праге, 1913

Йозеф Хохол. Вилла Коваровича в Праге, 1913

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Фрагмент фасада

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Лампа в кафе

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Кубистские крючки для одежды в кафе

Йозеф Гочар. Вилла Бауэра в Либодржиче, 1914

Эмиль Краличек. Уличный фонарь в Праге, 1914

Кресла Павла Янака в Музее кубизма в Праге

Отокар Новотны. Павильон Чехии на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне, 1914

Милевско, Чехия. Бывшая Новая синагога. 1914

Но если мы можем проникнуть хотя бы взглядом в другую современность, значит, и что-то оттуда может попасть к нам. Не исключено, что часть нашей обыденности - пришельцы «оттуда», предметы, за которыми стоит другой причинный ряд. Такими вещами кажутся мне поздние постройки Джо Понти. Это архитектура модернизма, но некого иного модернизма. В ней слишком много спектакля, слишком много формы. У этой архитектуры другие корни. И недавно я понял, какие.

Архитектура классического модернизма была создана не с первой попытки. Её появлению предшествовало несколько неудачных экспериментов. Самый крупный из них - кубистский. Кубизм - одно из многих художественных течений начала XX века, но у его создателей были более масштабные амбиции. Им казалось, что кубизм - это новый стиль эпохи, а значит - универсальный стиль, общий для всех видов искусства. Им почти удалось создать кубистскую архитектуру. Под абсент, думаю, заводили разговор и о кубистской музыке, но в этом направлении дело продвинулось мало.

«Кубизм - это новый стиль эпохи, а значит - универсальный стиль, общий для всех видов искусства»

Раймон Дюшан-Вийон и др. Кубистский дом. 1912

Архитектура кубизма начиналась эффектно. На Осеннем салоне в Париже в 1912 г. коллектив авторов выставил большой, 10 на 3 метра, макет «кубистского дома». Фасады спроектировал скульптор Раймон Дюшан-Вийон; интерьеры комнат (кажется, их можно было увидеть, обойдя макет и заглянув сзади), делали несколько человек, среди которых главным был Андре Маре. Комнаты были полностью обставлены, и на стенах висели маленькие картины художников-кубистов. После Парижа «кубистский дом» показывали на Армори Шоу в Нью-Йорке.

Сразу же появились и первые постройки архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, крупнейшем центре кубистского искусства за пределами Франции. Их строили в короткий период 1912 - 1914 гг. архитекторы Йозеф Хохол, Йозеф Гочар, Павел Янак, Отокар Новотны и некоторые другие. Кроме того, за эти три года чешские архитекторы создали довольно много кубистской мебели и предметов интерьера.

Архитектура кубизма авангардна, и вместе с тем поразительно традиционна. Мы видим в ней всё те же симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в зданиях прошлых лет; только подвергшиеся характерной треугольной пикселизации. Это как бы особняки ар нуво, увиденные глазами Робера Делоне. Архитектура кубизма не подвергала тотальному отрицанию опыт прошлого. Она лишь предлагала украсить новыми орнаментами фасады зданий, структурно остающихся прежними.

Манифест Баухауза, 1919. Справа - гравюра «Храм социализма» Лионеля Файнингера

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921. Интерьер. Перила лестницы - Йост Шмидт, кресла - Марсель Брёйер

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921. Двери

Йозеф Алберс. Витажи виллы Зоммерфельд в Берлине. 1921

Николай Ладовский. Проект дома-коммуны. 1920

Вальтер Гропиус. Памятник павшим в марте. Веймар. 1921

Эрих Мендельсон. Шляпная фабрика в Лукенвальде. 1923

Ханс Пёльциг. Административное здание в Ганновере. 1923. Фрагмент фасада

Фердинанд Шану и др. Магазин в Овиатт Билдинг в Лос-Анджелесе. 1927 - 1929. Козырёк-светильник над входом

Эрнст Паулюс и Людвиг Паулюс. Евангелическая церковь св. Креста в Берлине, 1927 - 1929.

Эрнст Паулюс и Людвиг Паулюс. Евангелическая церковь св. Креста в Берлине, 1927 - 1929. Интерьер

Йозеф Франке. Церковь св. Креста в Гельзенкирхене. 1927 - 1929. Интерьер

Особняк Жана Дусе в Нёйи-сюр-Сен, 1929. Лестница Йожефа Чаки. Фото Пьера Легрена

Уильям ван Аллен. Крайслер-Билдинг. Нью-Йорк. 1930. Фрагмент портала

Тимоти Пфлюгер. Театр «Парамаунт» в Окленде, США. 1931.

Чешский кубизм был скоротечен. После Первой мировой войны те же архитекторы, теперь уже граждане независимой Чехословацкой республики, вернулись в профессию; но их постройки были уже другими. Наигравшись в треугольники, в 20-е годы они полюбили полукруги и цилиндры. То, что они создали в этот период, называют архитектурой рондокубизма. На их довоенные постройки она совсем не похожа.

На этом история кубистской архитектуры заканчивается. Она вся уложилась в три предвоенных года. Но её отдельные мотивы часто встречаются в зданиях, построенных в последующие десятилетия.

Фердинанд Шану и др. Интерьер магазина в Овиатт Билдинг в Лос-Анджелесе. 1927 - 1929

Известно, что художники-кубисты сильно повлияли на формирование стиля ар деко. Собственно, они были авторами этого стиля. Андре Маре, автор интерьеров «кубистского дома» 1912 г., после войны стал популярным проектировщиком мебели ар деко. На знаменитой парижской выставке 1925 года он вместе с Эженом Сю оформил два павильона. Важнейший интерьер французского ар деко - обстановку дома Жака Дусе в Нёйи-сюр-Сен (1929) - создавала целая команда художников-кубистов. При этом, конечно, словарь ар деко не сводится к кубистским мотивам. Этот стиль черпал из многих источников.

Вдобавок и живопись кубизма менялась. «Аналитический» кубизм 20-х совсем не похож на живопись довоенных выставок, которая подвергала действительность монотонной триангулярной деконструкции. Тем более удивительно, что в архитектуре ар деко часто встречаются мотивы именно довоенного угловатого кубизма - мы замечаем их в светильниках, встроенных в потолок магазина Овиатта в Лос-Анджелесе (1928, архитектор - француз Фердинанд Шану), в потолках театра «Парамаунт» в Окленде (1931, архитектор Тимоти Пфлюгер) и т. д.

Многочисленные течения в живописи 20-х годов, спорящие друг с другом за право быть преемниками кубизма, почти все так или иначе использовали его приёмы. Его дробящиеся, кристаллические формы - общее достояние всей тогдашней авангардной живописи. Мы находим эти мотивы, в частности, и в картинах экспрессионистов; а также в зданиях, которые строили немецкие архитекторы-экспрессионисты. С формальной точки зрения, некоторые из этих построек (например, фабрику в Лукенвальде Мендельсона и дом Зоммерфельда в Берлине, несохранившийся шедевр молодых профессоров Баухауза) можно с полным правом назвать кубистскими. Впрочем, в доме Зоммерфельда видят также сильное влияние Райта.

Фрэнк Ллойд Райт. Зал собраний Первого Унитарианского общества в Мэдисоне. 1949 - 1951

Фрэнк Ллойд Райт. Автосервис в Клокей, 1958

Миланским архитекторам второй половины XX века было тесно в рамках модернистского канона, и все они так или иначе нарушали его. Самый известный архитектор Северной Италии, Джо Понти (он начинал в 20-е годы как умеренный классик) в своих поздних постройках вдруг обращается к опыту кубизма, который прежде его не интересовал. В его венесуэльской вилле Планшар карнизы и фасады разламываются, их куски, как льдины, наползают друг на друга, и кое-где на фасадную плоскость, тонкую как лист, можно взглянуть с торца. Как будто виллу то-то заморозил, а потом ударил молотком, и она раскололась. В церкви Сан Франческо а Фоппопино и соборе в Таранто Понти вспоминает опыт немецких экспрессионистов, которые подвергали кубистской геометризации мотивы готики.

«Кубисты реформировали искусство и не зарились на большее»

Архитектура кубизма - несостоявшийся проект. И легко понять почему. В середине 20-х годов основоположники «современного движения» выработали новые принципы архитектуры, изобрели её заново, с нуля. В начале 10-х кубисты лишь придумали, как её по-новому украшать. Модернисты всерьёз строили новый, небывалый мир, рай на земле. Социальные амбиции кубистов ограничивались мечтой о богатом коллекционере. Кубисты реформировали искусство и не зарились на большее; модернисты выворачивали мир наизнанку. Эта задача интереснее. Вот почему и немецкие архитекторы-экспрессионисты (правда, не все), и чешские кубисты (все) в середине 20-х, легко забыв опыт предшествующих лет, с увлечением принялись строить белые дома с окнами-экранами и плоскими крышами. И это направление господствовало в архитектуре тридцать лет, распространилось на всю планету и определило облик среды, в которой до сих пор живёт большинство человечества. Но всё это время ему как будто сопутствовал призрак архитектуры кубизма, скрываясь в полутьме, в складках истории, и время от времени выглядывая оттуда, словно пытаясь дожить свою жизнь, оборвавшуюся слишком рано.

Способности и фантазии человека иногда просто поражают. Живопись и архитектура стали именно той областью, где люди развивают и выражают своё творчество в самых разнообразных направлениях. Чтобы удивить мир новыми ветвями в искусстве, художники всеми силами стараются изобразить то, что видят, в совершенно новом и необычном свете. Отсюда и появился авангардизм - результат развития множества творческих идей и планов. А из него, в свою очередь, и произошло такое понятие, как кубистский стиль. Веяние чего-то неординарного и интересного.

Кубизм в искусстве

Одним из главных направлений в авангардистском искусстве стал именно кубизм. От французского cubism означает куб - художественное течение во французском стиле начала XX столетия. Главными представителями и основоположниками были Пабло Пикассо и Жорж Брак, благодаря их творениям мир увидел этот стиль в совершенно новом и необычном цвете.

Само представление «кубизм» возникло из-за острого замечания по поводу трудов Ж. Брака о том, что он сдвигает города и фигуры к геометрическим прогрессиям и кубам. Художественная составляющая концепции выстраивалась на попытке найти самые обыкновенные пространственные модели и конфигурации вещей, явлений, которые бы персонифицировали всю сложность и разнообразие жизни. По своей сущности, кубизм - это примитивизм, который воспринимает мир через формы геометрических фигур.

Зарождение культуры

Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма. По сути, данное течение - это огромное желание расчленить предметы реальности на стереометрические примитивы. В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую. Кубизм - это сравнительно сложный художественный вид, который смог сплотить живописцев, скульпторов, музыкантов и стихотворцев со всего мира. Разберём три стиля данного течения.

Сезанновский

Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов. Естественное влияние на развитие кубизма оказали опыты с конфигурацией в творениях Поля Сезанна. В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов. В "Портрете Гертруды Стайн", который сотворил Пикассо, уже отмечается увлечённость искусством Сезанна. После этого Пикассо нарисовал картину "Авиньонские девицы" которая слывёт первым шагом на пути к кубизму. Осенью 1907 года произошло два значительных события - выставка Сезанна и встреча Брака и Пикассо. А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле.

Аналитический

Это следующая стадия, которая характеризуется пропаданием образов предметов и пошаговым стиранием отличий между формой и пространством. В подобных картинах уже возникают переливистые краски, которые перекрещиваются через полупрозрачные плоскости, и их расположение отчётливо не определено. Элементы аналитического кубизма - это труды Брака в 1909 году, а также творения Пикассо в 1910 году. Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами.

Синтетический

Это третья фаза течения, элементы которого возникли в произведениях Хуана Гриса, он стал яростным сторонником направления в 1911 году. Важнейшей характеристикой его работ является отвержение третьего измерения в живописи и ударение на поверхности. Важнейшая фактура поверхности - очертание и узор, которые применяются для конструирования нового предмета.

Картины в этом стиле

Отречение от объёмного живописания действительности - ключевая особенность течения под названием кубизм. Картины в этом стиле узнаваемы по всему миру благодаря плоским формам без светотени и перспективы. Образы являются деформированными, нелогичными, иррациональными, разбиты на некоторые детали. Натюрморт, портрет похожи на набор геометрических фигур, которые взаимодействуют друг с другом. К какому направлению причисляют кубизм в живописи? Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм.

Пабло Пикассо - яркий представитель

Самым броским примером является картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». Произведение мастера отличается рублеными, дерзкими линиями, заостренными углами и отсутствием игры теней. Для кубизма Пикассо характерно нереалистичное изображение оголённых женщин. Мастер применял нейтральные, натуральные тона.

Африканские маски, как считают искусствоведы, представляют собой символ зарождения инновационного течения кубизма в живописи. Так, по мнению Эрнста Гомбриха, искусствоведа, Поль Сезанн - это основоположник, а Пикассо - его ученик. Сезанн в послании к Пабло изложил свой совет по использованию бесхитростных, геометрических форм (сферы, цилиндры, конусы). Автор послания подразумевал эту основу как базу для сотворения картины, но этот кубизм Пикассо интерпретировал в буквальном значении.

Исторические факты

Начиная с эпохи Возрождения творцы пытались с максимальной реалистичностью передавать изображение. В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени. Главная черта творчества художников - это стремление создать кубизм, картины представлены в плоском изображении вместо объёмного. Они, как правило, применяли геометрические фигуры для абстрактного изображения людей, природы, предметов. Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты.

Но не все было гладко. Созданные в стиле кубизма картины не сразу прижились в мире искусства - изображения эти очень часто становились предметом непонимания и серьезной критики. Это стало радикальным для живописи течением, которое пришло на смену реализму и стало предметом нелестных отзывов. Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом. Вначале поклонников кубизма в искусстве было немного, но среди них наблюдались критики и меценаты, которые внесли равнозначный вклад в историю развития этого направления.

Архитектура

Кубизм в архитектуре начался очень необычно. На Осенней выставке в Париже 1912 года некая группа авторов представила огромный (10 на 3 метра) макет «кубистского дома». Фасады были созданы скульптором Раймоном Дюшан-Вийон, а оформление комнат сделано несколькими людьми, среди которых был Андре Маре, талантливый исполнитель и мастер своего дела. Покои были эффектно обставлены, а стены украшали небольшие картины художников-кубистов. После выставки в Париже этот дом демонстрировали на Армори Шоу в Нью-Йорке.

Стиль кубизм - новое веяние эпохи, то есть универсальный вид, который подходит под общий вид искусства. Затем появились сразу и первые строения архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, в самом большом центре кубистского искусства.

Архитектура этого течения чрезвычайно авангардна и вместе с тем невообразимо традиционна. Мы можем видеть в ней такие же знаменитые симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в домах прошлых лет. Архитекторы этой направленности предлагали лишь украсить обновленными рисунками внешний вид зданий, которые по структуре остались прежними.

Чешский кубизм

Когда закончилась Первая мировая война, архитекторы Чехословацкой республики опять взялись за свое ремесло, но постройки уже стали другими. Надоевшие треугольники, созданные в 20-е годы, сменились полукругами и цилиндрами. В тот момент они основали архитектуру под названием рондокубизм. В Праге и Роттердаме в XX веке были построены здания, создатели которых сумели по-своему воплотить одно из наиболее нестандартных решений в кубизме архитектуры.

Это направление нашло признание и место непосредственно в Праге, так как истоки уходят не только в геометрические здания, но и в готическую архитектуру, которая присуща для Праги. Именно готические приёмы и их резкость стали для Павла Янака главнейшими принципами, которые и оказали влияние на создание его теории кубистической архитектуры.

Прославленные архитекторы

Ведущими мастерами кубизма были Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек и Йосеф Хохол. Работали они в Праге, а также в других городах. Самым знаменитым во всем мире зданием в кубистском стиле значится дом «У черной Матери Божьей» в Праге, построенный Йозефом Гочаром.

На сегодня облик этого дома может показаться повседневным и ничем не выделяющимся, но для начала XX века это здание было крайне необычным и даже немножко дерзким. Властислав Гофман спроектировал входные павильоны Дяблицкого кладбища, Йосеф Хохол построил парочку жилых домов под Вышеградом. Кроме этого, неподалёку от Вацлавской площади можно увидеть кубистические фонари, которые разработал Эмиль Краличек. Он также стал творцом Diamond House в Праге.

Необычные места

Самые особенные и изумительные здания в кубистической манере сегодня можно увидеть в Роттердаме (в Нидерландах). Это целый городок домов-кубов, которые были возведены в 1978-1984 годах по проекту мастера Пита Блома. Дома имеют три этажа, общая площадь примерно 100 кв. метров. В них нет прямых стен, кроме тех, которые расположены посередине. На первом этаже - гостиная и кухня, на втором кабинет, спальня и ванная, на третьем (со стеклянной крышей) многие располагают зимний сад.

5 самых талантливых представителей кубизма

  • Пабло Пикассо, полотно «Авиньонские девицы»;
  • Жорж Брак, картина «Дом в Эстаке»;
  • Хуан Грис, полотно «Портрет Пикассо»;
  • Поль Сезанн, картина «Пьеро и Арлекин»;
  • Фернан Леже, холст «Строители».

Занимательный факт

Примечательно, что Пикассо стал самым дорогостоящим, востребованным и работоспособным кубистом. Его картина «Обнажённая, зелёные листья и бюст» была оценена в 155 миллионов долларов. Полотна стоят на первом месте по популярности среди расхитителей творений искусства. Общая стоимость только лишь официальных продаж картин превосходит 270 миллионов.

Самые необычные здания в ряде городов мира связаны и с архитектурой кубизма. Кубизм в архитектуре известен менее, чем в живописи и декоративно-прикладном искусстве, но дома, созданные в этом стиле – одни из самых запоминающихся в мире.

В Праге и Роттердаме в 20 веке были возведены здания, создатели которых смогли по-своему реализовать в архитектуре одно из самых неоднозначных течений в искусстве модерна – кубизм. В Праге в среде молодых чешских архитекторов формируется направление, которое получило название «чешский кубизм» . Представителем этого направления был Павел Янак (1882 - 1956), сформулировавший теоретические аспекты чешского кубизма. Йозеф Гочар (1880 - 1945) – самый известный чешский архитектор 20 века, которому, как утверждают, удалось реализовать то, что задумал Павел Янак. Владислава Гофмана (1884 – 1964) называют Леонардо да Винчи чешского авангарда. За его плечами – архитектура в кубистическом стиле и реализация этого стиля в разных сферах декоративно-прикладного искусства.

Кубизм как нигде в мире нашел своё место именно в Праге, поскольку его истоки уходят не только в абстрактные геометрические построения, но и в готическую архитектуру, столь характерную для Праги. Готические приемы в архитектуре и её выразительность стали для Павла Янака основополагающими принципами, которые повлияли на формирование его теории кубистической архитектуры. Классическим примером «чистого кубизма» в Праге является Дом у черной Божьей матери (арх. Йозеф Гочар, 1911 – 1912). Это сегодня облик здания может показаться довольно прозаичным и ничем особо не выдающимся, но для начала 20 века этот дом был очень необычным и даже вызывающим.

Уже в 20-х гг. 20 века чистый кубизм в Праге исчерпывает себя. Чешский кубизм эволюционирует в «рондокубизм» или народный стиль, чешское арт-деко или народный декоративизм (с названием стиля исследователи не могут определиться). Классическими примерами этого стиля являются очень красивые и необычные здания, которые можно увидеть только в Праге. Это здание Легиобанка (арх. Йозеф Гочар, 1921 – 1923) и Дворец Адрия (арх. Павел Янак, 1922 – 1925) . Здания в стиле рондокубизма можно встретить во всех уголках Праги. Архитекторы вводят в архитектуру домов элементы, которые заставляют вспомнить общие для всех славян срубные дома. Стилизованные бруски, треугольники, полукруги и круги появляются на фасадах этих своеобразных «народных» зданий – торговых и доходных домов, загородных вилл, театров, банков.

– у вас была возможность познакомиться в предыдущих разделах. В третий раз чешская архитектура возвысилась над архитектурой европейской в первые четыре десятилетия двадцатого века – в период господства модерна, кубизма, пуризма и функционализма.

На фасаде банка Чехословацкого легиона расположена скульптурная группа «Адрия» («Мореплавание») скульптора Яна Штурсы. Подробности ее возникновения покрыты тайной, поэтому неизвестно и точное название. Это самая большая скульптура в мире, выполненная методом гальванопластики.

Творческая волна, прежде всего, захватила Прагу , ставшую в 1918 году столицей молодой Чехословацкой Республики. Разумеется, ценные архитектурные образцы создавались в то время и в других городах Чехии и Моравии , таких как Брно , чья межвоенная функционалистская архитектура может сравниться с пражской, франкфуртской и роттердамской, Градец Кралове – плод совместного творчества архитекторов Котеры, Гочара и тогдашнего мэра города Франтишека Ульриха, и Злин, куда в 1930-е годы приезжал для выполнения заказов сам Ле Корбюзье.

В последней трети XIX века произошло быстрое умножение типов зданий. К этому периоду относится появление пассажей, универсальных магазинов , банковских зданий, многоэтажных доходных домов, вокзалов, а также построек совершенно нового типа, возникших вследствие промышленного переворота. После волны национального возрождения, в период господства историзма, в архитектуре появляются новые импульсы, во многом благодаря промышленно-экономическому и социально-политическому развитию общества.

Начальным этапом архитектуры ХХ столетия в Чехии явился стиль модерн, выделявшийся яркой антиэклектической направленностью и ставший первым после классицизма стилем, получившим такой размах в архитектуре Европы и претендовавшим на формирование принципиально новых художественных идеалов и концепций.

Памятник Яну Гусу – яркий пример пражской сецессии - открыт в 1915 году. Магистра окружают фигуры, воплощающие разные эмоции. «Бегство» изображает покорность, «Медитация» и «Концентрация» - с закрытыми глазами и с вытаращенными, «Отказ» выражает горечь из-за неисполненной мечты.

Параллельно с чешской сецессией и модерном в других европейских странах возникали аналогичные направления, имеющие свои специфические черты:
в Англии – Arts and Crafts, позднее – Modern Style
в Германии – Jugendstil
во Франции – L’Art Nouveau
в Австрии – Secession
в России – стиль Модерн со своими разновидностями (например, в Петербурге – северный модерн)

Такая интернационализация стиля была связана, прежде всего, с космополитическим характером культуры рубежа XIX-ХХ веков и общей социальной и духовной ситуацией конца XIX века.

В 1910-е годы чешские архитекторы входят в непосредственный контакт с европейским авангардом. Как результат, новаторские тенденции проникают в архитектуру. Архитектура чешского кубизма явилась, пожалуй, единственным проявлением того, как это художественное направление оказало непосредственное влияние на архитектуру предвоенных лет, тем самым, став локальным явлением европейского масштаба. Кубистическая архитектура развивалась, главным образом, в течение четырех лет, с 1910 по 1914 годы. В ходе эволюции данного направления, историки искусства подразделяют его на два этапа – собственно кубизм и дужковый декоративизм, или рондокубизм (франц. rond – круглый). Причем, в отношении второй стадии существует ряд разногласий. Одни исследователи представляют его как идейную противоположность собственно кубизму, другие – как новую ступень развития кубизма. Необходимо все же отметить, что в послевоенные годы стиль развивался под влиянием новой волны неоклассицизма в европейском искусстве и активно развивавшейся модной стилистики ар-деко.

С радикальными переменами, внесенными во все сферы жизни общества политическими событиями 1920-х годов, в архитектурной мысли появляются такие направления как конструктивизм и функционализм, ставившие себе целью не только отразить произошедшие перемены посредством архитектурной формы, но радикальным образом изменить облик городов, и тем самым внести изменения в саму организацию жизни и общества. Главной идеей этих направлений становится, прежде всего, целесообразность постройки, ее соответствие выполняемым ею функциям. Поэтому характерными элементами становятся голые фасады, лишенные «избыточного» декоративизма, ленточные окна, целесообразное пространственное расположение.

Пражская сецессия

Стиль сецессия возник в Вене в 90-х годах 19 века. Происхождение и название движения связаны с группой Сецессион (Уход), в которую вошли молодые художники, решившие порвать с традициями искусства предшествующих поколений. На стыке веков появляется новое мироощущение, в котором сплетаются мир развитой техники и уходящий романтизм.

Одновременно во многих странах возникают новые художественные направления, единые по мысли, но со своими особенностями и с разными названиями. В Германии – это Югендстиль, В Вене и Чехии – сецессия, в некоторых других странах Западной Европы – Арт Нуво; в странах Советского Союза все эти направления объединены под общим названием – модерн. Особенно много произведений архитектуры в стиле модерн (северный), близких к сецессным, можно увидеть в Петербурге: это пассаж на Литейном проспекте, особняк Кшесинской, немалое количество доходных домов.

Основная черта модернистских направлений – гармоничность, равновесие между эстетикой и целесообразностью.

В Праге выразителем переходного периода от историзма к сецессии явился архитектор Б.Охманн, а рождение чешской сецессии связывают с именем «отца современной архитектуры» Яном Котерой. Котера был учеником Отто Вагнера, профессора Венской академии искусств, возглавлявшим австрийских архитекторов. Сецессия великолепно вписалась в традиции национальной художественной культуры Чехии.

После 1900 года – т.е. после бурного развития Праги , сецессный стиль прочно занял свое место в архитектуре столицы Чехии. Здания в стиле сецессия начали дополнять облик города и создавать его новый вид. На протяжении первого десятилетия 20 века этот стиль стал проявлением настроения чешского общества, заняв место неоренессанса. В архитектуре, скульптуре, живописи лучше всего отражается изменение чешского менталитета, произошедшее на стыке двух эпох. Если в эпоху пражского неоренессанса основные объекты имели демонстративное звучание, то в период сецессии уже не создаются большие объекты явно прокламационного характера, зато стиль комплексно охватывает целые кварталы и улицы , придавая городу новый, истинно чешский облик. Сецессии удалось создать стильную и комфортную жизненную среду.

В Праге можно увидеть не только чистые на 100% сецессные здания. Фасады и интерьеры большого количества домов иного архитектурного стиля - неоренессанс, неоготика или необарокко - дополнялись неординарным, символичным и новаторским сецессным декором. Зависело это от характера застройщика, его денежной ситуации, особых требований и возможностей ремесленника исполнить декор, копируя творения известных архитекторов.

В то же время, именно в Праге невозможно найти двух домов с совершенно одинаковым оформлением. Наоборот, строители и декораторы, среди которых было много известных архитекторов, таких как О.Поливка, Ян Котера или Б.Бендельмайер, воплощали свою фантазию с неповторимой искусной изобретательностью на высоком художественном уровне.

Многие пражские дома сохранили не только изначально сецессные экстерьеры, но и немалое количество подлинных элементов интерьеров: оконные гравюры или мозаичные вставки, двери и резьба над дверьми, напольная мозаика, росписи и керамическая мозаика на стенах, отделка углов, изящные квартирные таблички, элегантные лестничные перила и лепная отделка холлов. Большая часть мраморных облицовок входных частей созданы неизвестными мастерами со вкусом, изобретательностью и истинным мастерством. Многие из архитекторов, скульпторов и строителей учились во Франции, Австрии, Германии, где черпали вдохновение, чтобы принести в Прагу что-то новое, приблизив ее к образу западных современных городов.

Чешский кубизм

Чешский кубизм - недолгое, но уникальное движение, рожденное приблизительно в 1910 в Праге , когда авангардистские проектировщики начали применять принципы кубистских живописцев к архитектуре, мебели и декоративным объектам.

Пришедший с запада стиль (Франция: Пикассо, Брак), сфера которого развивалась в области изобразительного искусства, нашел применение в Чехии в более полном объеме и конкретном проявлении теории на творчество (Янак, Гочар), главным образом, в области архитектуры.

В 1910-1925 гг. этот стиль дал целый ряд новаторских архитектурных объектов, которые были как бы составленными из геометрических форм и кристаллических структур.

Чешский кубизм – интересный стилистический феномен, специфика которого - в комплексном охвате всех сфер искусства.

Стиль проявился не только в архитектурном решении ряда объектов либо проработке фасадов зданий, но нашел себе место и в различных сферах искусства, включая скульптуру и прикладное искусство, а также в комплексном решении интерьеров с разработкой коллекционной мебели и проработке стильных деталей.

Чешский кубизм не имел аналогов в мировом архитектурном творчестве. Это было коллективное движение с теоретически проработанной программой. Художественная программа чешского кубизма, возникшая в 1910 г., включала в себя теоретические принципы архитектора П.Янака, сформулировавшего требования динамизма.

Самый известный представитель, основатель и сторонник чешского «архитектурного кубизма» (на определенном этапе своего творчества) – Йозеф Гочар; его реализованные кубистские объекты от концепции до последней детали решаются в стилевом единстве.