Культура как социально-историческое явление. Общество - уникальное социальное явление


Центр работы с одарёнными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«Я стану великим…!»

Задания.

Дорогой друг! Приглашаем тебя принять участие в краевом заочном конкурсе
«Я стану великим…!» по обществознанию.

Участвовать в конкурсе может любой учащийся 6-7 класса.

Оформить свою работу необходимо в соответствии с инструкцией.

Задание № 1. Вставь вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Ответ запиши в таблицу. В списке есть слова, которые в тексте встречаться не должны. Слова можно использовать один раз. 5 баллов

Гринпис – ________(А) экологическая организация, основная цель

которой – добиться решения ________(Б) экологических проблем, в том

числе путем привлечения к ним внимания общественности и ________(В).

Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в

России. Основной принцип – отказ от _______(Г) промышленными компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями – гарантирует ________(Д) действий организации. Важнейшими задачами Гринпис считает изменение отношения людей к ______(Е), воздействие на _______(Ж) и потому уделяет большое внимание работе со средствами _______(З) информации. _______(И) характер организации позволяет Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических _______(К) и стандартов по всему миру.

Список слов: 1.Государственный 2.Идея 3.Власть 4.Гуманитарный 5.Международный 6.Гуманный 7.Финансирование 8.Одобрение

9.Успешность 10.Норма 11.Независимость 12.Человек 13.Природа

14.Общественный 15.Культура 16.Локальный 17.Общественное мнение 18.Глобальный 19.Творчество 20.Массовый

Задание № 2. 3 балла

Перед тобой изображения исторических деятелей XVIII века. Определи их имена и укажи, какое место они занимали в социальной структуре общества.

1._______

2.___________________________________________________________

3.___________________________________________________________

Задание № 3 2 балла

Составь синквейн на тему «Обществознание».

Синквейн происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, которое состоит из пяти строк». В каждой строке задаётся набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, 2 строка – два прилагательных, 3 строка – три глагола, 4 строка – фраза, несущая определённый смысл, 5 строка – вывод (одно слово, существительное).

    Обществознание

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

Задание № 4. Определи, кто есть кто. 3 балла

В одной фирме работают бухгалтер, юрист, менеджер и охранник. Их фамилии: Воробьев, Голубев, Дроздов и Журавлев. Племянник Дроздова женат на сестре Воробьева (1). Сам Воробьев не женат (2). У бухгалтера нет ни братьев, ни сестер (3). Менеджер старше брата своей жены – Журавлева (4). Юрист – самый старший из всех четверых (5).

Свой ответ обоснуй.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5. Заполни схему, указав общую для всех изображений категорию, а также составляющие её элементы. Впиши в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций. 3,5 балла

Задание № 6. 5 баллов

Прочитай текст и ответь на вопросы:

Ла-Рошель, не получая помощи английского флота и войск, обещанных Бекингэмом, сдалась после годичной осады. Двадцать восьмого октября 1628 года была подписана капитуляция.

устроили торжественную встречу, точно он возвращался после победы над

врагом, а не над французами. Он въехал через увитую цветами и зеленью аркаду, сооруженную в предместье Сен-Жак.

Д"Артаньян принял пожалованный ему чин лейтенанта. Портос оставил службу и женился в следующем году на г-же Кокнар: в вожделенном сундуке оказалось восемьсот тысяч ливров.

Арамис, совершив поездку в Лотарингию, внезапно исчез и перестал писать своим друзьям. Впоследствии стало известно через г-жу де Шеврез, рассказавшую об этом двум-трем своим любовникам, что он принял монашество в одном из монастырей Нанси.

Атос служил мушкетером под начальством д"Артаньяна до 1631 года,

когда, после поездки в Турень, он тоже оставил службу под тем предлогом,

что получил небольшое наследство в Русильоне.

Планше получил при содействии Рошфора чин сержанта гвардии.

Александр Дюма. Три мушкетера

1. Каким термином обозначается социальное явление, описанное в данном фрагменте? Дай его определение. _________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как называются социальные институты, ускоряющие данное

социальное явление? ___________________________________________

______________________________________________________________

3. Назови социальные институты, упомянутые в данном фрагменте, соотнеси их с каждым персонажем.

Д"Артаньян ___________________________________________________

Атос_________________________________________________________

Арамис_______________________________________________________

Портос_______________________________________________________

Задание № 7. Прочитай отрывки из стихотворений. 4 балла

1.« Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…»

2. «Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!»

3. «У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака».

4. « Муха, Муха- Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар».

Перечисли виды потребностей, которые встречаются в этих отрывках.

1. ________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4.________________________________________________________________

Задание № 8. Чёрный ящик. 1 балл

Это появилось в 1989 году, с тех пор этим пользуются в 61 стране мира.

Что это? _____________________________________________________

Задание № 9. Назови место, где был принят закон и причину его принятия. 2 балла

_______________________________________________________________

2. Запрещено срезать кактус на улице города, можно получить до 25 лет тюрьмы _______________________________________________________

______________________________________________________________

Задание № 10 Фемида - богиня, символ правосудия. 2 балла

Перечислены символы богини Фемиды, кратко объясни каждый из них.

Весы - ______________________________________________________

Меч -________________________________________________________

Мантия - _____________________________________________________

Повязка на глазах -_____________________________________________

Блок А

А1. В переводе с латыни слово «культура» означает:

а) отдых, наслаждение

б) возделывание, обработку

в) приготовление пищи

г) образование

А2. Термин «культура» применительно к человеку впервые употребил:

а) Марк Туллий Цицерон

б) Аристотель Стагирит

в) Марк Аврелий

г) Тит Лукреций Кар

А3. Что такое культурогенез?

а) процесс усвоения индивидом норм и ценностей культуры

б) период упадка в процессе культурного развития

в) процесс возникновения и становления культуры

г) освобождение культуры от влияния религии

А4. Субъектом культуры является:

а) человек

б) природа

г) мораль

А5. К признакам цивилизации относятся:

а) кочевой образ жизни

б) письменность

в) сложная социальная структура

г) городской образ жизни

д) художественное творчество

А6. Каким термином принято обозначать продукты человеческой деятельности, созданные как в материальной, так и духовной сфере культуры?

а) рудименты

б) индустрия

в) артефакты

г) натурфакты

А7. Специфические социокультурные образования, выполняющие функции создания, хранения или трансляции культурно-значимой информации, называют:

а) институтами

б) партиями

в) репродукторами

г) кластерами

А8. Для народной культуры характерны:

а) опора на традицию

в) анонимность

г) стремление к пересмотру установившихся норм, правил, образцов

А9. Уникальность, оригинальность, зашифрованность типичны для:

а) массовой культуры

б) элитарной культуры

в) народной культуры

А10. Чертами массовой культуры являются:

а) общедоступность

б) высокий интеллектуальный уровень

в) ориентированность на эмоциональное, иррациональное, бессознательное

г) поиск духовных и нравственных истин

д) коммерческий характер

А11. Культура социальных или демографических слоев, воплощающая различия в образе жизни, мышлении, поведении – это:

а) антикультура

б) субкультура

в) контркультура

г) культура молчаливого большинства

А12. Контркультурам свойственны:

а) единство ценностей с доминирующей культурой

б) ценностный нигилизм

в) протестный характер

г) социальный конформизм

А13. Элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени, называются:

а) традицией

б) инновацией

в) стагнацией

г) культурным симбиозом

А14. Как называют совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом?

а) генофонд

б) ментальность

в) идеология

г) интуиция


А15. Процесс усвоения человеком традиций, обычаев, норм поведения в конкретной культуре называется:

а)релаксацией

б) аннигиляцией

в) обструкцией

г) инкультурацией

А16. Культурный шок – это:

а) болезненная реакция на попадание в иную культурную среду

б) эстетическое удовлетворение

в) завершающий этап инновационного процесса

г) тайный язык творческой элиты

А17. Какая из функций культуры подразумевает создание человеком средств приспособления к окружающей среде?

а) интегративная

б) адаптивная

в) нормативная

г) трансляционная

А18. Какая из функций культуры нацелена на выработку норм и правил поведения в обществе?

а) коммуникативная

б) регулятивная

в) информационно-накопительная

г) рекреативная

А19. Каким термином обозначается сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором?

а) социосфера

б) литосфера

в) биосфера

г) ноосфера

А20. Отчуждение человека от природы привело к возникновению:

а) экуменизма

б) технократического мира

в) культурных различий этносов и регионов

г) космоцентризма

Ответы на задания блока А

Задание А1. В переводе с латыни слово «культура» означает возделывание, обработку (б).

Задание А2. Термин «культура» применительно к человеку впервые употребил Цицерон (а).

Задание А3. Культурогенез – это процесс возникновения и становления культуры (в).

Задание А4. Основным субъектом культуры является человек (индивид или общность) (а).

Задание А5. К признакам цивилизации относятся письменность, сложная социальная структура, городской образ жизни (б, в, г).

Задание А6. Продукты человеческой деятельности, созданные в сфере культуры, называют артефактами (в).

Задание А7. Социокультурные образования, выполняющие функции создания, хранения или трансляции культурно-значимой информации, называют социокультурными институтами (а).

Задание А8. Для народной культуры характерны опора на традицию и анонимность (а, в).

Задание А9. Уникальность, оригинальность, зашифрованность типичны для элитарной культуры (б).

Задание А10. Чертами массовой культуры являются общедоступность, ориентированность на эмоциональное, бессознательное начало, коммерческий характер (а, в, д).

Задание А11. Культура социальных или демографических слоев, воплощающая различия в образе жизни, мышлении, поведении – это субкультура (б).



Задание А12. Контркультурам свойственны ценностный нигилизм и протестный характер (б, в).

Задание А13. Элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению, называются традицией (а).

Задание А14. Совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом называют ментальностью (б).

Задание А15. Процесс усвоения человеком традиций, обычаев, норм поведения в конкретной культуре называется инкультурацией (г).

Задание А16. Культурный шок – это болезненная реакция на попадание в иную культурную среду (а).

Задание А17. Создание человеком средств приспособления к окружающей среде связано с адаптивной функцией культуры (б).

Задание А18. На выработку норм и правил поведения в обществе нацелена регулятивная функция культуры (б).

Задание А19. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором, получила название «ноосфера» (г).

Задание А20. Отчуждение человека от природы привело к возникновению технократического мира (б).

Блок В

В1. Соотнесите название концепции культурогенеза и ее сущность:

а) креационистская

б) космологическая

в) натуралистическая

г) психоаналитическая

1) культура является естественным результатом человеческой эволюции

2) умение создавать культуру даровано человеку божественными силами

3) появление культуры, как и развитие человека в целом, обусловлено воздействием особых внеземных факторов

4) культура появилась при подавлении первичных инстинктов

В2. Укажите соответствие между функцией культуры и ее определением:

а) сигнификативная

б) аксиологическая

в) гносеологическая

г) креативная

1) освоение и преобразование мира

2) получение знаний и опыта по освоению и преобразованию мира

3) формирование ценностных ориентаций

4) обозначение явлений окружающего мира с помощью вербальных и невербальных образов и символов

В3. Соотнесите название функции культуры и ее сущность:

а) регулятивная

б) интегративная

в) адаптивная

г) коммуникативная

1) выработка механизмов приспособления к природной среде

2) создание средств и механизмов общения между людьми

3) создание единого культурного поля

4) выработка общезначимых образцов и норм поведения

В4. Укажите соответствие между функцией культуры и ее определением:

а) трансляционно-информативная

б) функция социализации

в) компенсаторная

1) передача опыта и знаний предшествующих поколений

2) воспроизводство человека как члена общества

3) создание форм отдыха и психической разрядки

В5. Установите соответствие между названием подхода к культуре и его сущностью:

а) ценностный

б) антропологический

в) семиотический

г) деятельностный

1) культура – это совокупность лучших творений человеческого духа

2) культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия

3) культура – это способ взаимодействия человека со средой

4) культура – социальная информация, сохраняемая и накапливаемая с помощью создаваемых людьми знаковых средств

В6. Соотнесите понятия и определения:

а) мифология 1) образно-символическое воспроизведение действительности

б) искусство 2) сфера получения объективных знаний о мире

в) наука 3) совокупность норм и правил поведения

г) мораль 4) целостное, одушевляющее природу восприятие мира

В7. Перечислите основные факторы формирования субкультур (не менее четырех).

В8. Каким термином принято обозначать элементы культуры, находящиеся в оппозиции к господствующим культурным образцам или полностью отрицающие их?

В9. Установите соответствие между уровнем культуры и его содержанием:

а) трансляционный

б) обыденный

в) специализированный

1) сфера образования, средства массовой коммуникации

2) наука, право, искусство

3) повседневные навыки, домашнее хозяйство

В10. Какие утверждения НЕ относятся к культурным архетипам:

а) их можно рационально осмыслить и адекватно выразить в языке

б) они являются первичными архаическими формами адаптации человека

в) их невозможно адекватно отразить в языке

г) искусство возвращается к ним через символы

д) они доступны непосредственному наблюдению

е) они являют собой глубинные установки коллективного бессознательного

Ответы на задания блока В

Задание В1. Согласно креационистской концепции, умение создавать культуру даровано человеку божественными силами (а-2); согласно космологической, появление культуры обусловлено воздействием особых внеземных факторов (б-3); сторонники натуралистической концепции утверждают, что культура является естественным результатом человеческой эволюции (в-1); сторонники психоаналитической – что культура появилась при подавлении первичных инстинктов (г-4).

Задание В2. Сигнификативная функция – обозначение явлений окружающего мира с помощью вербальных и невербальных образов и символов (а-4); аксиологическая – формирование ценностных ориентаций (б-3); гносеологическая – получение знаний и опыта по освоению и преобразованию мира (в-2); креативная – освоение и преобразование мира (г-1).

Задание В3. Регулятивная функция – выработка общезначимых образцов и норм поведения (а-4); интегративная – создание единого культурного поля (б-3); адаптивная – выработка механизмов приспособления к природной среде (в-1); коммуникативная – создание средств и механизмов общения между людьми (г-2).

Задание В4. Трансляционно-информативная функция – передача опыта и знаний предшествующих поколений (а-1); функция социализации – воспроизводство человека как члена общества (б-2); компенсаторная – создание форм отдыха и психической разрядки (в-3).

Задание В5. Согласно ценностному подходу, культура – это совокупность лучших творений человеческого духа (а-1); согласно антропологическому, она охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы (б-2); при семиотическом подходе культура представляется как социальная информация, сохраняемая и накапливаемая с помощью знаковых средств (в-4); при деятельностном – как способ взаимодействия человека со средой (г-3).

Задание В6. Мифология – целостное, одушевляющее природу восприятие мира (а-4); искусство – образно-символическое воспроизведение действительности (б-1); наука – сфера получения объективных знаний о мире (в-2); мораль – совокупность норма и правил поведения (г-3).

Задание В7. Субкультуры формируются на основе этнических, конфессиональных, политических, социальных, профессиональных, возрастных, половых, медицинских, досуговых различий.

Задание В8. Элементы культуры, находящиеся в оппозиции к господствующим культурным образцам или полностью отрицающие их называют контркультурами (антикультурами).

Задание В9. Трансляционный уровень культуры включает в себя сферу образования, средства массовой коммуникации (а-1); обыденный – повседневные навыки, домашнее хозяйство (б-3); специализированный – науку, право, искусство (в-2).

Задание В10. Культурные архетипы нельзя рационально осмыслить и адекватно выразить в языке, а также они недоступны непосредственному наблюдению (а, д).

Блок С

С1. «С точки зрения зоологии культура – лишь средство для поддержания жизни определенного биологического вида, механизм обеспечения человека пропитанием, укрытием, средствами защиты и нападения, приспособлением к космической среде и воспроизводством. Но для того, чтобы удовлетворить эти потребности человека, требуется энергия. Поэтому первоочередной функцией культуры становится извлечение энергии и употребление ее на пользу человека. Энергию извлекают и используют при помощи технологических средств. (...) Таким образом, функционирование культуры как целого определяется необходимым для этого количеством энергии и тем, каким образом она используется».

1. Какой критерий в развитии культуры является главным по мысли автора данного отрывка?

2. Как определить уровень развития культуры, исходя из данного критерия? Какую культуру можно считать более развитой, а какую – менее развитой?

3. Какому культурологу принадлежат высказанные в тексте идеи?

4. Какие этапы в развитии культуры выделял автор на основании вышеупомянутого критерия?

С2. «Культура, прежде всего, – понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, культура, как и язык, – явление общественное, то есть социальное. Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива – группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются.

Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла.

Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу».

1. Какой теоретический подход к культуре отражен в данном определении?

2. Назовите представителей этого подхода в культурологии.

3. В чем заключается «символическая природа» культуры?

4. Как называется наука, изучающая знаковые системы в культуре?

С3. «Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории (...) я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих каждая на своем материале – человечестве – собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, собственную смерть. У каждой культуры свои новые возможности выражения, которые появляются, созревают и увядают и никогда не повторяются. (...) Эти культуры, живые существа высшего ранга, растут с возвышенной бесцельностью, как цветы в поле».

2. Сторонником какого теоретического подхода к анализу историко-культурного процесса он является?

4. Какие этапы в своем развитии проходит каждая культура, согласно воззрениям этого исследователя?

Ответы на задания блока С

Задание С1.

1. Главным является технико-энергетический критерий: количество потребляемой энергии и эффективность средств ее добычи.

2. По мнению автора, степень развития культуры определяется производством энергии на душу населения. Чем больше энергии производится и чем более эффективные способы добычи энергии используются, тем выше уровень культуры.

3. Технико-энергетическая концепция культуры принадлежит выдающемуся американскому культурологу Лесли Уайту (приведенный отрывок – из его статьи «Энергия и эволюция культуры»).

4. Лесли Уайт выделял четыре этапа культурной эволюции человечества:

– первобытный период, ограниченный использованием энергии человеческого организма;

– аграрный период, когда, благодаря переходу к земледелию и скотоводству, стала использоваться энергия растений и животных;

– индустриальный период, основанный на использовании энергии неорганических сил природы и минерального сырья: воды (пара), угля, нефти и газа;

– современный – с использованием атомной энергии.

Задание С2.

1. В данном определении выражен семиотический – знаково-символический – подход к культуре.

2. К числу наиболее значительных представителей этого подхода относятся немецкие философы и культурологи Эрнст Кассирер и Ганс Георг Гадамер; в отечественной культурологии – Ю.М. Лотман (вышеприведенная цитата взята из его работы «Беседы о русской культуре») и Б.А. Успенский.

3. Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они имеют не только физическую оболочку, но и заложенный в них смысл, духовное задание или значение вещи. Например, египетские пирамиды невозможно понять, не зная того назначения, который им придавали древние египтяне, то есть в отрыве от культурного контекста. Таким образом, любой артефакт имеет двойную природу: видимую предметную форму и скрытый в предмете смысл. Следовательно, любой предмет культуры является символом – знаком чего-то другого, а именно, скрытого в нем смысла. Это и составляет «символическую природу» культуры.

4. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой.

Задание С3.

1. Это отрывок из работы Освальда Шпенглера «Закат Европы».

2. Шпенглер является представителем цивилизационного подхода в культурологии.

3. Под влиянием «ландшафта», то есть природно-географических условий, происходит формирование «коллективной души» (менталитета) данной культуры. Этот менталитет определяет все остальные формы данной культуры.

4. Шпенглер выделял следующие этапы в развитии культуры: зарождение, расцвет, надлом и упадок. Но фактически он делил развитие культуры на две стадии: восходящую (собственно культура) и нисходящую (стадию упадка, цивилизации).

"Социальный" является синонимом слова "общественный". Следовательно, любая дефиниция, включающая в себя хотя бы один из этих двух терминов, предполагает наличие связанной совокупности людей, то есть общества. Предполагается, что все социальные явления есть результатом совместного труда. Интересно, что это не обязывает участвовать в воспроизведении чего-либо более одного человека. То есть "совместный" не означает прямое отношение к результату труда. Более того, в социологии заведомо считается, что любой труд - общественный в той или иной мере.

Что входит в понятие общественного? Это слово однокоренное с "общим". Между людьми всегда находится что-то такое, что их объединяет: пол, возраст, место проживания, интересы или цели. Если таких людей больше, чем двое, говорят, что они образуют общество.

Что представляют собой социальные явления?

Примеры социальных явлений - любой результат развития и труда общества. Это может быть Интернет, знания, образование, мода, культура и прочее.

Простейший пример, возникший в результате развития экономической системы товарно-рыночных отношений, - деньги. Следовательно, практически все можно представить как социальное явление. Все то, что так или иначе имеет отношение к обществу. К примеру, рассматривается культура как социальное явление или то самое общество. Подробнее эти два аспекта будут описаны далее.

Почему даже труд одного человека - социальное явление?

Чуть выше было обозначено, что и труд одного человека можно определить как рассматриваемый термин. Почему так происходит? Разве понятие "социальное явление" не включает в себя общество, которое должно состоять более чем из двух людей?

Дело тут вот в чем. На любую деятельность человека влияет его окружение: прямо или косвенно. Близкие, знакомые или даже незнакомые формируют его деятельность или, вернее сказать, корректируют ее. Отношения с окружающими людьми и действия человека корелируют между собой сложной системой взаимосвязей: причин и следствий. Даже создавая что-то в одиночестве, человек не может однозначно сказать, что это только его заслуга. Сразу же вспоминаются вручения наград медийным лицам, которые говорят спасибо свои друзьям и близким: у этого явления есть социологическая подоплека.

Что же тогда не имеет отношения к рассматриваемому термину? Для примера можно взять характеристики человека вроде роста и веса, пола и возраста, которые даны ему от природы, его отношения с людьми на них никак не влияют, и потому они не подходят под определение "социальные явления".

Классификация

Ввиду разнообразия социальных явлений их принято разграничивать по видам деятельности. Полную классификацию проблематично привести: категорий столько же много, сколько существует сфер их применения. Достаточно сказать, что бывают социокультурные, а также социополитические, социорелигиозные, социоэкономические и прочие социальные явления. Примеры каждого из них постоянно окружают человека вне зависимости от его деятельности. Это происходит потому, что социализированная личность - часть общества, хотя и взаимоотношение каждого конкретного человека с социумом может быть различными. Даже взаимодействуют с ним - в отрицательном ключе. А может проявиться в результате неудачного столкновения с социумом. Человек никогда не создает себя сам, все это - итог долгосрочного и плодотворного сотрудничества с обществом.

Две стороны

Социальные явления и процессы имеют две стороны. Первая из них - внутренне-психическая, и она выражает субъективность психических переживаний и чувств, отраженных в явлении. Вторая - внешне-символическая, объективизирует субъективность, материализует ее. Благодаря этому формируется явлений и процессов.

Сами они тесно связаны между собой причинно-следственной логикой: процесс - создание явления, а явление создается процессом.

Определение культуры

Происходит от понятия общества. Первая - способ реализации целей и интересов второго. Основная задача культуры - быть связующим звеном между людьми, поддерживать существующие общества и содействовать созданию новых. Из этой функции выделяют еще несколько.

Функции культуры

К таковым относят:

  • приспособление к оружающей среде;
  • гносеологическая (от "гносео" - познание);
  • информативная, ответственная за передачу знаний и опыта;
  • коммуникативная, идущая неразрывно с предыдущей;
  • регулятивно-нормативная, которая регулирует систему норм и моралей социума;
  • оценочная, благодаря которой различаются понятия "добро" и "зло", тесно связана с предыдущей;
  • разграничения и интеграции обществ;
  • социализация, самая гуманная функция, которая призвана творить социализированного человека.

Личность и культура

Культура как социальное явление рассматривается в качестве долгосрочного, непрерывного воспроизводства обществом благ. Но у нее есть и свои особенности. В отличие от остальных социальных явлений, образцы культуры и искусства создаются отдельными личностями и творцами.

Взаимодействие человека и культуры обретает несколько форм. Основных таких ипостасей четыре.

  • Первая представляет личность как результат культуры, продукт, созданный из ее системы норм и ценностей.
  • Вторая говорит, что человек является и потребителем культуры - остальных продуктов этой деятельности.
  • Третья форма взаимодействия - когда личность сама вносит вклад в культурное развитие.
  • Четвертая подразумевает, что человек способен сам выполнять информативную функцию культуры.

Общество - уникальное социальное явление

Общество как социальное явление обладает рядом черт, которые не характеризует более никакое другое из примеров этого термина. Так, сама дефиниция социального явления включает в себя данное понятие. Говорится, как уже было указано ранее, что одно есть продукт другого, результат совместного труда.

Следовательно, общество примечательно тем, что воспроизводит само себя. Оно творит социальные явления, будучи, по сути, ими же. Культура, к примеру, что очень важно запомнить, на это не способна.

Важно и то (является логичным выводом из приведенной в этой статье не раз дефиниции), что общество - залог любого социального явления. Без него невозможна ни культура, ни политика, ни власть, ни религия, что делает его базисом. С этой точки зрения можно заметить, что воспроизводство им самого себя - пример функции самосохранения.

Важность общества и социальных явлений

Возникновение социума стало важным этапом для прогресса в развитии человечества. Собственно, именно он ответственен за то, что отдельные особи стали восприниматься как одно целое, взаимосвязанное. Возникновение различных социальных явлений разных уровней в разное время свидетельствовало и продолжает свидетельствовать о движении человечества вперед. Они помогают контролировать и прогнозировать развитие, являются предметом изучения многих общественных наук, начиная с социологии и заканчивая историей.

гда в виде сложных и комбинированных способов.Очертим теперьподробнее эти способы.

Возьмем для примера лермонтовское: "И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды". Если бы перед нами был Лермонтов и он произнес бы эти слова, то мы поняли бы, что он переживает то особенное состояние, которое символизируется словом "грусть". Ряд определенных звуков нам передает душевное состояние другого, служит как бы сигнальным знаком определенного душевного состояния. Таков первый пример "звуковой" сигнализации (или символизации). То же самое можно передать и иначе. Кто-нибудь из нас вместо этих слов может просто запеть или заиграть на каком-нибудь музыкальном инструменте нечто такое, что мы сознаем как "грусть"^. Например, возьмем "Осеннюю песню" Чайковского. Определенный комплекс звуков этой песни говорит нам о той же "грусти" и понятен для нас без всяких слов и разъяснений. Таков второй пример звуковой символизации. И вся наша речь есть не что иное, как сплошная звуковая символизация. Если я скажу: "Весною деревья покрываются зеленью", то этот комплекс звуков будет (для русских) чисто звуковой символизацией определенной мысли. Перечислить все конкретные виды этой символизации нет возможности. Удар пушки в 12 часов в Петербурге есть символ того, что сейчас ровно 12 часов; свисток паровоза есть знак того, что он отправляется; гудки фабрик - символ того, что смена кончилась или начинается; звук рожка пожарных - символ пожара и предупреждение о необходимости дать дорогу и т. д. и т. д. Отсюда понятно, что всякий язык может быть определен как главный и основной вид звуковой социальной символики.

Перейдем теперь к другому виду сигнализации, к цветовой. Нам приходилось встречать открытки и записки у некоторых "молодых людей" и, особенно, "барышень" с надписью "язык цветов". Этот "язык цветов" был не только языком цветов в смысле растений (например, "роза обозначает пылкую любовь", "лилия - чистоту и невинность", "хризантемы - безнадежную любовь" и т. д.), но цветов в смысле красок. Впрочем, примеров можно привести и без "альбома барышень" сколько угодно. Так, согласно Вундту, белый цвет - символ веселья, зеленый - спокойной радости, красный - возбуждения и силы. Таков простейший пример цветовой сигнализации. Одним из примеров этого же рода являются и красные ленты, и красные флаги, так настойчиво преследуемые полицией и т. д. Само по себе разумеется, что красный цвет преследуется не потому, что он красный, а потому, что он символ мыслей, хотений и чувств, враждебных существующему строю. К этому же виду сигнализации должны быть отнесены и цвета государственных флагов, символизирующие единство государства или принадлежность toi о или иного судна с определенной окраской флага к соответствующему государству. Возьмем, далее, определенные цвета фонарей различных номеров трамвая, различные цвета (обычно красный и зеленый), посредством которых символизируется опасность или же безопасность пути для поезда (например, фонари стрелочников и т. д.), или цвета галунов различных ведомств и т. п. - все это суть лишь частные виды той же цветовой символики.

Но мало того; если взять картины, особенно современных художников-декадентов, то нетрудно понять, что "новаторство" многих из них заключается именно в попытке передать определенные мысли и чувства путем простой комбинации самих цветов. Но так как здесь почти всегда этот способ символики соединен с "пространственной" символикой, то более подробно на нем мы остановимся ниже.

В качестве особого вида символики может быть выделена и чисто световая сигнализация. Возьмите фонарики, находящиеся на мачте парохода: что это такое, как не символ того, что плывет пароход и поэтому пусть это видят во избежание столкновения. Возьмите художественные постановки различных пьес. Когда автор хочет показать зрителям хорошее настроение своих героев, то одним из способов вызвать переживание этого "светлого настроения" является изображение на сцене яркого солнечного дня, когда "вся комната как бы залита солнцем". Свет вообще символ радости, веселья и душевной безоблачности. Таков вкратце способ чисто световой символики.

Перейдем теперь к символике "пространственной" или символике формы. Она встречается как в чистом виде, так и в соединении с другими видами сигнализации, в особенности с цветовой. Возьмем буквы или письмена. Обратимся ли мы к иероглифам, или к клинообразным письменам, или к нашим буквам - все они суть символы прежде всего определенных звуков, а затем определенных слов и определенных мыслей. Книги, газеты, журналы и т. д. - все они представляют частный вид этой символики "формы". Громадная роль, которую они играют в социальной жизни, сама собой понятна, и нет надобности ее подчеркивать. Возьмите, далее, все геометрические знаки - все это виды этой же символики формы. Особенно резко она выступает в некоторых случаях. Так, например, кривая линия сама по себе обычно считается символом грациозности и гармоничности, тогда как ломаная - символом неуравновешенности, резкости, грубости и т. д. Вся живопись есть не что иное, как сумма цветовой сигнализации с сигнализацией "формы". Возьмем для примера левитановское "Над вечным покоем". Здесь нам даны очертания туч, реки, холма, часовни и покосившихся крестов над могилами. Этот комплекс цветовых и "пространственных" значков служит символом множества различных мыслей и переживаний; невольно приходит при взгляде на нее и сумрачная "покоящаяся" перед бурей Русь 80-х годов, и чеховское настроение, и вечный сон в царстве смерти, и бессилие человека перед природой и т. д., и т. д. То же, по существу, представляет и всякая картина. Приводить другие примеры излишне, ибо их великое множество.

Дальнейшим видом символизации может служить символизация двигательная или мимическая. Все, конечно, бывали в цирках и все, конечно, видели так называемые пантомимы. Вот эти-то пантомимы и могут служить превосходным примером чисто двигательной символизации. Здесь та или иная мысль или то или иное переживание символизируется путем тех или иных движений. Если мы обратимся к театральным представлениям первобытных людей, то увидим, что они почти целиком представляют символизацию этого рода. Какой-нибудь австралиец, желая передать другим жизнь кенгуру или ящерицы, подражает их движениям и воспроизводит их способы передвижения, их походку и т. д. Точно так же остяки сплошь и рядом дают "медвежьи" драмы и комедии, где остяк изображает медведя и копирует все его действия и движения. И в нашей повседневной жизни мы сплошь и рядом пользуемся этим способом символизации. Когда нас спрашивают о чем-нибудь, мы сплошь и рядом вместо отрицательного "нет" ограничиваемся резким кивком головы или резким движением руки. Желая символизировать радость, мы улыбаемся, печаль - мы принимаем соответствующую позу и соответствующее выражение лица и т. д.

Особенно охотно к этому способу прибегают дети, не умеющие еще говорить, и глухонемые или слепые. У них этот прием "обнаружения" или "овеществления" психических переживаний едва ли не главный.

[ 44]

Пропуская другие второстепенные виды социальной символики, остановимся еще на так называемой "предметной" символики и представляющей обычно соединение всех указанных видов символизации и особенно широко применяемой в социальной жизни. Не приняв во внимание символизм социальной жизни, и в частности, "предметный" символизм, мы рискуем не понять самой сути многих явлений. Возьмем для примера государство. Обычное определение государства как суммы трех элементов: народа, территории и власти -- при формировании символизма делает неразрешимыми тысячи проблем.

И профессор Μ. Рейснер вполне прав, когда указывает на идеологию и специфический символизм, с нею связанный, как одна изсамых основных признаков, характеризующих государство. В самом деле, как иначе объяснить все эти атрибуты власти: скипетр, булаву, порфиру, гербы, знамена, короны, аксельбанты, петлицы и т д. и т. д.

Если бы суть дела здесь была в самих "скипетрах", ""коронах" и "гербах", то мы поистине имели бы перед собой абсурдное и необъяснимое. Почитать и считать священными эти комплексы различных то металлических, то деревянных предметов - поистине было бы каким-то недоразумением. Мало ли есть фаллических вещей и корон, мало ли есть жезлов и т. д., однако они не почитаются. Значит, и здесь суть деда не в скипетрах и жезлах и т. д., а в том, что эти последние суть только "предметные" символы определенных психических переживаний, мыслей и чувств, именуемых государством. Корона и зерцало ценны и святы не сами по себе, а лишь как символы "святых" и великих мыслей, чувств и хотений. Подобные "предметные" символы в социальной жизни мы встречаем буквально на каждом шагу. Возьмем для примера священные или религиозные реликвии: храмы, статуи и иконы святых, кресты, одежды, лампады и т. д.

Что такое любой храм? Почему он свят более, чем обыкновенный дом? Ведь материалы, из которого он построен, - те же бревна, кирпичи, из которых строятся и частные дома. Формы домов и церквей бывают различные, и не в форме дело. Отсюда само собой понятно, что церковь и другие религиозные предметы "святы" потому, что они суть "предметные" символы непредметных и святых психических переживаний - религиозных мыслей, представлений, чувств и т. д. Святость вторых делает святыми и первых. Оскорбление вторых есть святотатство, и отсюда святотатством является и оскорбление самих символов.

Говоря коротко, все религиозные реликвии - это застывшие в вещественной форме религиозные переживания.

"Предметные" символы мы встречаем и в других областях социальной жизни. Влюбленный дарит своей возлюбленной букет цветов, символизирующий его любовь, нож символизирует ненависть, орел - мысль, вино - веселье и т. д. и г. д.

Таковы главные виды символики или главные виды объективации психики, данные в социальной жизни и в социальном взаимодействии... Из сказанного видно, что все эти символы (звук, свет, цвег, вещи, движения) суть не что иное, как своего рода проводники, подобные телеграфным и телефонным проволокам, посредством которых индивиды сообщаются друг с другом и без которых их психика должна была бы быть абсолютно замкнутой монадой без окон и дверей...

Каждый из этих основных видов символики в зависимости от характера выражаемой им мысли может распадаться на бесконечно разнообразные формы: звуки, изображающие печаль, будут одни, а радость - другие; звуки (восклицания, слова, аккорды), символизирующие благодарность, принимают одну форму, а негодование - другую.

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2014–2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС 1 Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его порядковый номер. 1. «Золотое правило нравственности» гласит: 1) «Око за око, зуб за зуб»; 2) «Не сотвори себе кумира»; 3) «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»; 4) «Почитай отца твоего и мать твою». 2. Возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности называется: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) эмансипация; 4) социализация. 3. На принципе возмещения ущерба, причиненного правонарушением, основана юридическая ответственность: 1) дисциплинарная; 2) гражданско-правовая; 3) уголовно-правовая; 4) административно-правовая. 4. Выберите из списка характерную черту морали: 1) регулирует одну определенную область общественных отношений; 2) не подвержена изменениям в процессе развития общества; 3) в ее основе лежат представления о добре и зле; 4) ее общеобязательность, обеспечивается принудительной силой государства; 1 2 3 4 1 3 2 2 3 2 4 3 Ответы: По 1 баллу за каждый верный ответ Максимум за задание 4 балла Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 2 2 Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу. 1. Выберите из приведенного списка ситуации, регулируемые нормами семейного права: 1) муж и жена основали фирму; 2) бабушка завещала внуку квартиру; 3) родители с детьми посетили театр; 4) родители малолетнего ребенка были лишены родительских прав; 5) муж и жена подали заявление о расторжении брака; 6) установление размера алиментов, выплачиваемых родителем несовершеннолетнему ребенку. 2. В Российской Федерации гражданская дееспособность наступает в полном объеме: 1) по достижении 16 лет; 2) по достижении 18 лет; 3) в случае вступления в брак до достижения 18 лет; 4) с момента начала трудовой деятельности; 5) с момента эмансипации; 6) с момента завершения ступени основного образования. 3. Право собственности включает: 1) куплю-продажу; 2) владение; 3) наследование; 4) распоряжение; 5) договор; 6) пользование. 4. Традиционное общество характеризуют следующие признаки: 1) господство частной собственности; 2) права и свободы человека и гражданина; 3) преобладание сельского хозяйства в экономике; 4) глобализация; 5) сословная структура общества; 6) большая роль религии в жизни общества. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 3 5. По конфессиональному признаку выделяются: 1) католики; 2) риэлторы; 3) православные; 4) буддисты; 5) буряты; 6) канадцы. 1 2 3 4 5 1 456 2 235 3 246 4 356 5 134 Ответы: 2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан одни из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 10 баллов 3 Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. ученический коллектив, группа сверстников, семья, музыкальный ансамбль. Ответ: Малые группы. 2 балла за верный ответ. 4 Что объединяет приведенные ниже фирмы? Дайте максимально точный ответ. «Нестле», «Кока-Кола», «Макдональдс», «Адидас», «Дженерал моторс», «Газпром». Ответ: Транснациональные корпорации. 2 балла за верный ответ. 5 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию: Христианство, иудаизм, буддизм, ислам Ответ: иудаизм, остальные – мировые религии 2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 4 6 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию: Боны, монеты, купюры, векселя, банкноты, ассигнации Ответ: векселя, остальные – деньги 2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). 7 «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. 1. Объектом социальной политики государства является каждый человек, кем бы он ни был. 2. Как пример «правильного» устройства правления Аристотель выделял демократию. 3. В возникновении эмоций участвует мозг, а в их выражении – язык и тело. 4. Социальная среда играет важную роль в обретении человеком человеческого. 5. Учитель физики переквалифицировался в учителя математики. Речь в данном случае идет о вертикальной социальной мобильности. Ответ: 1 2 3 4 5 Ответ: 1 ДА 2 НЕТ 3 ДА 4 ДА 5 НЕТ По 1 баллу за каждый верный ответ Максимум за задание 5 баллов Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 5 8 Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в ее итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию, а также, составляющие ее элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным вами элементам А Б В Г Д Е Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 6 Ответ: По1 баллу за каждый верный элемент ответа. Максимум за задание 10 баллов. 9 Решите задачу. Какие обязанности гражданина, зафиксированные в Конституции РФ, нарушили герои литературных произведений. 1.1. Герой романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок" Александр Иванович Корейко, скрывавший свои доходы в особо крупных размерах. 1.2. Герой повести В. Распутина "Живи и помни" Гуськов, покинувший действующую армию во время войны 1.3. Персонаж романа Ч. Айтматова "Плаха" Кандалов, устроивший охоту на сайгаков в Моюнкумском заповеднике. Ответ: 1.1. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. 1.2. Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации 1.3. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру. Ответы могут быть даны в иных формулировках. По 1 баллу за каждый ответ. Максимум за задание 3 баллов. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 7 10 Решите задачу. Одна из республик Российской Федерации решила ввести собственную традиционную систему измерения, мотивируя это стремлением к сохранению культурного наследия народов, проживающих на ее территории. Правомерно ли это решение? Ответ обоснуйте. Ответ: Решение не правомерно, поскольку согласно Конституции РФ меры измерения находятся в федеральном ведении. До 3-х баллов за полный верный ответ. 11 Соотнесите виды правонарушений и отрасли права, к которым они относятся: А) Б) В) Г) Д) Е) ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ невыход на работу без уважительной причины распитие гражданами пива на детской площадке продажа лёгких наркотиков на дискотеке невыплата кредита банку несанкционированный митинг захват заложников в здании театра Ответ: Ответ: 1) 2) 3) 4) ОТРАСЛИ ПРАВА административное гражданское трудовое уголовное А Б В Г Д Е А 3 Б 1 В 4 Г 2 Д 1 Е 4 По 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Максимум за задание 3 балла. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 8 12 Установите соответствие между понятиями и определениями. А) Б) В) Г) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ поведение человека, соответствующее его социальному положению предписание, определяющее рамки поведения перемещение из одной социальной группы в другую разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Ответ: Ответ: 1) 2) 3) 4) ПОНЯТИЯ социальная мобильность социальная стратификация социальная роль социальная норма А Б В Г А 3 Б 4 В 1 Г 2 По 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Максимум за задание 2 балла. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 9 13 Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Гринпис – ________(А) экологическая организация, основная цель которой – добиться решения ________(Б) экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и ________(В). Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в России. Основной принцип – отказ от _______(Г) промышленными компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями – гарантирует ________(Д) действий организации. Важнейшими задачами Гринпис считает изменение отношения людей к ______(Е), воздействие на _______(Ж) и потому уделяет большое внимание работе со средствами _______(З) информации. _______(И) характер организации позволяет Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических _______(К) и стандартов по всему миру. А Б В Г Список терминов 1. государственный 2. идея 3. власть 4. гуманитарный 5. международный 6. гуманный 7. финансирование 8. одобрение 9. успешность 10.норма Д Е Ж З 11. независимость 12. человек 13. природа 14. общественный 15. культура 16. локальный 17. общественное мнение 18. глобальный 19. творчество 20. массовый Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. И К 10 Ответ: Гринпис – международная общественная экологическая организация, основная цель которой – добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей. Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в России. Основной принцип – отказ от финансирования промышленными компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями – гарантирует независимость действий организации. Важнейшими задачами Гринпис считает изменение отношения людей к природе, воздействие на общественное мнение и потому уделяет большое внимание работе со средствами массовой информации. Международный характер организации позволяет Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических норм и стандартов по всему миру. А 13 Б 17 В 3 Г 7 Д 11 Е 13 Ж 17 З 20 По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. И 5 К 10 11 14 Объедините следующие понятия в классификационную схему. Понятия: федерация, абсолютная, тоталитаризм, государственное устройство, демократический, парламентская, ограниченная, форма государства, смешанная, форма правления, унитарное, монархия, авторитаризм, президентская, политический режим, республика, теократическая, конфедерация Ответ: Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 12 Форма государства: форма правления: монархия (ограниченная, абсолютная, теократическая) и республика (президентская, парламентская, смешанная) государственное устройство (унитарное, федерация, конфедерация) политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный) По 1 баллу за каждый верный элемент. Максимум за задание 18 баллов. 15 Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы: Ла-Рошель, не получая помощи английского флота и войск, обещанных Бекингэмом, сдалась после годичной осады. Двадцать восьмого октября 1628 года была подписана капитуляция. Король совершил свой въезд в Париж 23 декабря того же года. Ему устроили торжественную встречу, точно он возвращался после победы над врагом, а не над французами. Он въехал через увитую цветами и зеленью аркаду, сооруженную в предместье Сен-Жак. Д"Артаньян принял пожалованный ему чин лейтенанта. Портос оставил службу и женился в следующем году на г-же Кокнар: в вожделенном сундуке оказалось восемьсот тысяч ливров. Арамис, совершив поездку в Лотарингию, внезапно исчез и перестал писать своим друзьям. Впоследствии стало известно через г-жу де Шеврез, рассказавшую об этом двум-трем своим любовникам, что он принял монашество в одном из монастырей Нанси. Атос служил мушкетером под начальством д"Артаньяна до 1631 года, когда, после поездки в Турень, он тоже оставил службу под тем предлогом, что получил небольшое наследство в Русильоне. Планше получил при содействии Рошфора чин сержанта гвардии. Александр Дюма. Три мушкетера 1. а) Каким термином обозначается социальное явление, описанное в данном фрагменте? б) Дайте его определение. 2. а) Как называются социальные институты, ускоряющие данное социальное явление? б) Назовите социолога, впервые изучившего этот аспект. 3. Назовите конкретные социальные институты, упомянутые в данном фрагменте, и соотнесите их с каждым из персонажей. 4. Какие еще два социальных института, выполняющие аналогичные функции, вы можете назвать? Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 13 Ответ: 1. а) Социальная мобильность 1 балл б) изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). До 2-х баллов за полный верный ответ. 2. а) Социальные лифты (каналы социальной мобильности) 1 балл б) П.А. Сорокин 2 балла 3. Армия (д"Артаньян), церковь (Арамис), брак и семья (Портос), собственность (богатство, экономические организации – Атос) - По 1 баллу за каждую верную пару. Элемент без пары не оценивается. Всего 3 балла. 4. Могут быть названы: школа (образование), бизнес, политическая партия. По 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего 2 балла. Максимум за задание 11 Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 14 16 Решите обществоведческий кроссворд По горизонтали 1. Человек, несущий ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность 4. Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества 8. Характеристика человека в обществе 11. Группа людей, обладающих определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству 13. Приспособление 14. Мягкий характер воздействия на общественные отношения 15. Отдельный человек Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 15 По вертикали 2. Народ одного государства 3. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром 4. Тип взаимодействия людей 5. Надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения 6. Люди, по разным причинам выпавшие из привычной социальной среды и не способные примкнуть к новым группам 7. Способность просто и уверенно контактировать с людьми 8. Поиск человеком средств и способов для обозначения своей индивидуальности 9. Восстановление 10. Постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества 12. Установление контактов между людьми из-за потребности в совместной деятельности Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 16 Ответ: 17 верных слов – 13 баллов 16 верных слов – 12 баллов 15 верных слов – 11 баллов 14 верных слов – 10 баллов 13 верных слов – 9 баллов 11 верных слов – 8 баллов 10 верных слов – 7 баллов 9 верных слов – 6 баллов 8 верных слов – 5 баллов 7 верных слов – 4 балла 6 верных слов – 3 балла 5 верных слов – 2 балла 3-4 верных слова – 1 балл 0-2 верных слова – 0 баллов Максимум за задание 13 баллов. Всего за работу 100 баллов Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг.