Протопоп Аввакум. Биография


Ч. 1
УРОК-ОБСУЖДЕНИЕ
Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное»
Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа.

Сила и красота языка сочинений протопопа Аввакума.


Цель:

Приобщить учащихся к мировой письменной культуре Древней Руси

Подготовить восприятие всей последующей литературы;

Познакомить с нравственно-дидактическими сочинениями древнерусских книжников

Развивать умения анализировать историко-литературные «житийные» описания

Воспитывать бесстрашие, самоотверженность, стойкость.


Знания на уроке :
Словарная работа :

Национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство.

(Предварительно класс необходимо разделить на три творческие группы: литературоведы, историки, текстологи, и дать им задание по изучению исторической обстановки времен протопопа Аввакума, воспоминаний о нем современников, текста «Жития» и подготовить материалы для обсуждения.)
Оборудование:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но все в себя вмещает человек,

Который любит жизнь и верит в Бога. (Н.Гумилев)

ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя:

Сообщение целей и задач урока, чтение эпиграфа

Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской, поэтому было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития. Запишите в тетрадях определение.

Житие-это рассказ о жизни, страданиях или благочестивых подвигах людей, канонизированных церковью, то есть признанных святыми и официально удостоенных почитания. Житийная литература называется агиографией (ОТ ГРЕЧЕСКОГО АГИОС-СВЯТОЙ, ГРАФО-ПИШУ)

Немалую роль играли и причины литературно-эстетические: знакомство с переводными византийскими житиями также могло пробудить у русских книжников желание попробовать силы в этом жанре. Агиографы, как правило, рассказывали и о чудесах, творимых святыми, описывая их, с яркими детальными подробностями.

Уже в Киевской Руси были переведены многие византийские жития. Древнейшим русским житием было, видимо, «Житие Антония Печерского» -монаха, первым поселившемся в пещере и своим поступком подавшего пример к основанию скита, превратившегося затем в прославленный Киево-

Печерский монастырь.

Во второй половине 11 века создаются «Житие Феодосия Печерского» и два варианта жития Бориса и Глеба.

История жизни Аввакума трагична. По духу и темпераменту он был борцом, полемистом, обличителем. Выступая против реформ патриарха Никона, он много претерпел за веру. В конце своей многотрудной жизни в Пустозерске, маленьком городке в устье Печоры, написал он свое «Житие»

Кому адресовал Аввакум свое писание? Каким он представлял своего читателя? Чем объяснить глубокую эмоциональность его повествования?

Чем отличается «Житие» Аввакума от традиционных произведений этого жанра? В чем оно близко агиографическим канонам?

Как оценили личность протопопа Аввакума русские писатели? Разобраться в этом нам помогут литературоведы, историки, текстологи.


Выступление учащихся:

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум (протопоп) – поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого жития и ряда других произведений. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорьеве, в семье сельского священника Петра, в возрасте 21 год был поставлен в дьяконы церкви с. Лопатицы, спустя 2 года рукоположен в священники, а через 8 лет назначен протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевце Повольском.


ИСТОРИКИ: Возведение Аввакума в протопопы состоялось в 1652 году в канунный год никоновской церковной реформы. В это время Аввакум был тесно связан с кружком ревнителей благочестия, который возглавляли протопоп кремлевского Благовещенского собора, Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым. В члены кружка входил молодой царь Алексей Михайлович. Они стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пасторской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в нем пережитки язычества.
ТЕКСТОЛОГИ: Из архивных документов известно, что Аввакум перебрался в Москву из Юрьевца в 1652 году к своему духовному отцу Ивану Неронову (в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанам). В Москве Аввакум был представлен царю самим Стефаном Ванифатьевым. Он служил в одном из приделов Казанского собора и сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который и входил любимец царя, новгородский митрополит Никон, будущий патриарх.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум уже настолько был влиятельным среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими участниками подписал челобитную царю о будущем патриархе; человеке, за которого они хлопотали, был Никон.
ИСТОРИКИ: Видеть Никона патриархом хотел и царь Алексей Михайлович, в 1652 году Никон сделался патриархом, а с Великого поста 1653 года он начал претворять ту церковную реформу, которая привела к расколу церкви, не преодоленному по сей день.
ТЕКСТОЛОГИ: Патриарх послал в Казанский собор «память», (распоряжение) о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и о сокращении земных поклонов при чтении покаянной молитвы. На печатном дворе по распоряжению патриарха стали править тексты богослужебных книг, приводя их в соответствие с современными греческими. Все это вызвало активное неприятие со стороны огромной части народа и духовенства.
ИСТОРИКИ: Среди людей, выступивших с протестом, был Аввакум. Власти ответили на неприятие никоновских реформ репрессиями. Аввакума арестовали в 1653 году, а в сентябре по указу Никона и царя сослали в Сибирь, где он участвовал в экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, совершившего многолетний переход от Енисейска до Нерчинска, по еще непокоренной Сибири, испытывая жестокие притеснения воеводы; вместе с ним скиталась и его семья.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» В начале 60 годов царь призвал Аввакума из Сибири. Аввакум снова стал бесстрашно убеждать царя отказаться от новшеств и выступать в защиту старой веры, за что был снова по указу царя сослан в Пустозерский Острог, близ Печоры.

ИСТОРИКИ: В феврале 1666 года Аввакум был доставлен в Москву на суд церковного собора, созванного по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и избрания вместо него нового патриарха. Никона осудили и сослали, нового патриарха Иосифа 2 расстригли (тех, кто принадлежал к духовенству) и, подвергнув многих, как еретиков, урезанию языка, разослали по тюрьмам. В конце 1667 года Аввакум вместе с четырьмя своими союзниками, сибирским священником Никифором, Св. Лазарем, дьяконом Федором, иноком Епифанием, был сослан в Пустозерск, посажен в земляную яму и томился в ней до 1682 года. Аввакум вместе с тремя союзниками был казнен 14 апреля 1682 года сожжением в срубе.


УЧИТЕЛЬ: Я думаю, окунувшись в историческую эпоху 17 века, вы сможете представить автобиографию героя, в которой все подчинено защите старой веры как национальной формы сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.

А теперь поработаем с текстом «Жития», на столах карточки с заданиями и вопросами для анализа.


II. ГРУППОВАЯ РАБОТА

Первая группа анализирует композицию и сюжет:

1.В чем своеобразие композиции текста?

2.Что составляет основу сюжета?

3.В какой последовательности изображены события?

4.Кто главный герой? Что можно сказать о других героях произведения?

Вторая группа анализирует особенности изображения героя, его характера:

2.В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?

3.Каковы приемы изображения и создания образа?

4.Каково ваше мнение о личности Аввакума?

Третья группа анализирует особенности стиля и языка произведения:

1.В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие?

2.Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

3.Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

4. Какие художественные тропы использует автор? Как речь героя характеризует его?

Индивидуальное задание :

Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой: что оно открывает нам в личности протопопа? (Использовать картину В.Сурикова «Боярыня Морозова».)


III.Обсуждение итогов работы по карточкам

(работа с тетрадями)


Канонические черты жития

Художественные черты жития

1.Житие – это биография святого

1. Аввакум не причислен к лику святых.

2.Житие составлялось после смерти святого.

2.Написано при жизни.

3.Повествование ведется от третьего лица.

3.Житие напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от 1 лица придает тексту эмоциональность, силу.

4.Композиция жития строится по строгой схеме.

4.В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.

5.Способ изображения героя – идеализация.

5.Герой не идеальная личность, он «святой грешник».

6.Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

6.Ярко изображается внутренний мир героя, этому служит внутренний монолог.

7.Прстратство и время изображается условно.

7.Конкретны и реальны.

8.В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности.

8.Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.

9.Тон повествования торжественный, серьезный.

9.Появляются комические нотки.

10.Язык жития книжный, с обилием старославянизмов и церковных слов.

10.Язык живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.

11.Текст рассчитан на грамотного человека, подготовленного.

11.Автор обращается к читателю из народа – крестьянину, горожанину, которым нелегко понять церковно-славянскую речь.

12.Сюжет жития составляет духовный завет и подвиг святого.

12.Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.

УЧИТЕЛЬ: Левая сторона таблицы заполнена заранее на доске, а правая ее часть заполняется в результате ответов учащихся, это итоги вашей работы по карточкам. А теперь давайте послушаем сообщение учащегося по картине В.Сурикова «Боярыня Морозова».

УЧЕНИК: Боярыня Морозова – духовная дщерь Аввакума. Сила ее протеста и приверженности потрясают зрителя. На картине Суриков сохранил черты русского быта 16 и 17 веков: старинные обычаи, одежду. Суровое лицо боярыни как бы освещено огнем. В.И.Суриков шутил, говоря: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Настолько правдоподобно передана история боярыни и ее соузниц Евдокии Урсовой и Марии Даниловой, «верных горемык миленьких» как называл их Аввакум.

Зачитывает отрывок из послания Аввакума боярыне Морозовой…

Из этого отрывка мы понимаем, что Аввакум ощущает себя пастырем, наставником «Христова стада». Это его миссия. Текст очень эмоционален: от бранной ругани до нежной признательности. Отстоять правду – главное для Аввакума.

УЧИТЕЛЬ: Вот, ребята, мы подошли к тому, что нам нужно сделать выводы о писательской деятельности и новаторстве протопопа Аввакума.


ВЫВОДЫ:

ЛИТЕРАТОРЫ: Писательство неотделимо от его проповеднической деятельности, все, что написал Аввакум, от «Жития» до послания к пастве проникнуто пафосом защиты старой веры.


ИСТОРИКИ: В истории русской литературы «Житие» занимает особое место. Будучи традиционалистом в области церковной жизни Аввакум как писатель выступил новатором.
ТЕКСТОЛОГИ: Стиль и поэтика его «Жития» резко выделяются на фоне стиля и литературных принципов, до той поры господствовавших в литературе. Новаторство воплотилось в ярко выраженной ориентации на просторечие, он подчеркивает, что пишет как простец сознательно (занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речь окрасить)
ЛИТЕРАТОРЫ: Еще большее новаторство было то, что он решился создать свое собственное житие и создал блестящее произведение автобиографического жанра.
ИСТОРИКИ: Эти особенности: индивидуальность формы и содержания литературного произведения. Недаром выдающиеся писатели высоко ценили его писания от Достоевского и Лескова до Мамина – Сибиряка и Горького.
ТЕКСТОЛОГИ: Помимо жития Аввакум является автором «Книги бесед» и «Книги толкований», нескольких челобитных царю, писем и посланий семье боярыни Морозовой.
Итог урока : Итак, мы заканчиваем урок на том, что в Аввакуме поражает его бесстрашие, самоотверженность, фанатизм веры, стойкость. Его личность отражает некоторые особенности русского национального характера: вечное правдоискательство и беззаветную преданность вере. Аввакум впервые выступил против культа царской личности, поэтому его религиозная идея приобрела социальный характер. Идея свободы современна и актуальна.
Оценивание ответов учащихся и их комментирование.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: 1-2 вопросы после статьи «Русские писатели о протопопе Аввакуме». Кто заинтересовался судьбой праведника в 20 веке, рекомендую прочитать рассказ А.Солженицына «Матренин двор»
ч. 1

Надежда ДУДИНА

Надежда Константиновна ДУДИНА (1957) - учитель русского языка и литературы школы № 15 г. Бийска Алтайского края.

Урок-размышление по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанному»

Оформление урока. Библия, отрывки из «Жития...», репродукция картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова».

Эпиграф: Печальник земли русской и собиратель её единого духа (В.Распутин).

Словарная работа: национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство, стержень. (Слова с толкованием записаны на доске, по мере необходимости учащиеся сами обращаются к ним.)

Ход урока

Чтение учащимися эпиграфа.

В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: “Передаёт ли это высказывание сущность и значение личности протопопа Аввакума?”

Церковный раскол как историческое явление

(Сообщение ученика )

С началом царствования Алексея Михайловича Романова (с 1645 года) наступила эпоха государственных реформ. Было издано законодательное «Соборное уложение» (1649), которое было основным законом России до 1830-х годов, главным сводом законов Русского государства. В 1653 году патриарх Никон заручился содействием царя и смело начал церковно-обрядовую реформу (1653–1655).

Никон повелел заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное, сократить земные поклоны при чтении покаянной молитвы Ефрема Сирина, “творить” вместо коленопреклонений поклоны в пояс, начал исправлять церковные книги в соответствии с современными ему греческими, изменять обряды по образцу современных греческих. Реформа Никона ставила целью унификацию богослужения по всей стране, централизацию церковного управления, увеличение налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха. Это отвечало задачам государственного единства.

Порядки, вводимые Никоном, породили возмущение в народе - от князей, бояр и духовенства до простых людей: люди восприняли это как крушение русской истинной “старой веры”, как новую “ересь”. Особенно яростное неприятие вызвала замена двуперстного знамения троеперстным. Возник “церковный раскол”. Сторонников реформы стали называть “никонианами”. Никониане же стали называть противников реформ “раскольниками” (сами раскольники называли себя “верными”, “старолюбцами”, “старообрядцами”). В среде “старолюбцев” возродились древние легенды о наступающем “конце света”. Царь Алексей Михайлович и Никон воспринимались как предтечи антихриста, готовящие ему путь.

На раскольников обрушились гонения. Восемь лет (1668–1676) осаждали царские войска Соловецкий монастырь, отвергнувший реформу. Войска двигались на Север и в Сибирь, искали скиты “старолюбцев”. В ответ “старолюбцы” прибегали к массовому самосожжению. Гонениям подверглись и приближенные царя, которые отстаивали “старую веру”. Среди них был протопоп Аввакум.

Аввакум - “неистовый протопоп”: непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма

(Сообщение ученика )

А ввакум родился в 1620 году (по другим данным - в 1621) на Нижегородской земле, в селе Григорове, в семье сельского священника Петра. Когда отец умер, мать женила сына на дочери кузнеца, сироте Анастасии. Читая святоотеческую литературу, Аввакум приобрёл в этой области глубокие познания. Тогда же Аввакум ощутил в себе природный дар проповедника. В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы церкви соседнего села, ещё через два года стал там священником, откуда через восемь лет был назначен протопопом Вознесенской церкви в Юрьевце-Повольском (сейчас - город Юрьевцев Ивановской области).

Протопоп (протоиерей) - старший священник.

В это время при царском дворце вокруг царского духовника, протопопа кремлёвского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева образуется кружок ревнителей благочестия, в который входит сам молодой царь, а также Иван Неронов, наставник Аввакума. Аввакум сближается с этим кружком, ратует за возрождение активной пастырской деятельности духовенства, борется с простонародными видами увеселений, видя в них пережитки язычества, за что подвергается нападкам от своих прихожан: то он обличает местных начальников, и его за это зверски избивают, то разгоняет скоморохов с двумя большими плясовыми медведями.

В 1652 году прихожане взбунтовались против своего непреклонного в благочестии пастыря. Аввакум уехал в Москву и был представлен царю. Протопопу дали право служить в одном из приделов Казанского собора. Это была большая честь для священника. Аввакум вместе с участниками кружка боголюбцев пишет челобитную царю о будущем патриархе. Человек, за которого они хлопотали, был земляк Аввакума митрополит Никон, в том же 1652 году ставший патриархом.

А великим постом 1653 года Никон взялся претворять в жизнь ту реформу, которая привела к расколу Русскую Церковь. Среди людей, выступивших с протестом против реформ, был и Аввакум.

В сентябре 1653 года Аввакума пытались “расстричь”, то есть лишить священного сана, но по просьбе царя оставили это намерение. Потом он был посажен в тюрьму, а затем, в 1654 году, выслан в Тобольск со всей семьёй по указу Никона и с согласия царя. Здесь он жил около двух лет, а потом был включён в отряд сибирского землепроходца - воеводы Афанасия Пашкова и был вынужден пройти вместе с ним тяжелейший многолетний путь от Енисейска до Нерчинска по ещё не покорённой Сибири. Воевода жестоко притеснял Аввакума и его семью, которая терпела все мучения скитания.

В начале шестидесятых годов в Москве властолюбивый Никон захотел ограничить власть царя и в результате сам оказался в опале. Царь попытался привлечь к себе тех, кого раньше преследовал вместе с Никоном. Аввакум был вызван из Сибири в Москву (1662), где встретил ласковый приём. Двор старался завоевать расположение протопопа. Ему предлагалось даже место царского духовника. Но Аввакум увидел, что царь, отвергнув Никона, не отвергает его реформ, и бесстрашно выступил в защиту “старой веры”, убеждая царя отказаться от новшеств.

В 1664 году царь вновь сослал Аввакума вместе с семьёй, на сей раз на север, в Пустозерский острог. Однако Аввакума не успели довезти до места ссылки: его вызвали в Москву на суд церковного собора.

Церковный собор (1666–1667) был созван по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и для избрания нового патриарха. Аввакум вместе с другими вождями раскола был проклят - передан анафеме - “священным собором”. Но Аввакум в ответ сам проклял этот собор - так велика была его вера в истинность своих убеждений в двуперстное знамение.

Тогда Аввакума и его товарищей - монаха Епифания, попа Лазаря и дьякона Фёдора - навсегда сослали в далёкий Пустозерск. Всем им, кроме Аввакума, вырезали языки и отрубили пальцы, чтобы не крестились двуперстно и не писали. За Аввакума же заступились царица Мария Ильинична и сестра царя Ирина Михайловна.

В Пустозерске каждому из заключённых была приготовлена отдельная “земляная тюрьма”, покрытая срубом с одним окошком, через которое узники принимали пищу и “дровишки”. Но “соузники” нашли способ общаться: по ночам они вылезали из темниц через окошко. Все они стали писателями, несмотря на изувеченные руки. Именно здесь, в Пустозерской “земляной тюрьме”, лишённый возможности проповедовать истинную веру и спорить со своими противниками, Аввакум и написал своё «Житие». Как и послания к пастве, оно проникнуто пафосом защиты “старой веры”. Своих единомышленников Аввакум называл “верными”, “горемыками миленькими”, глубоко переживал за своих духовных детей. В тюрьме, не имея под рукой никаких книг, он на память точно цитировал богослужебные книги, сочинения отцов Церкви, жития святых.

Стрельцы, охранявшие раскольников, сочувствовали им и тайно переправляли в Москву сочинения Аввакума и других старцев. Популярность Аввакума, мученика за “старую веру”, всё росла среди старообрядцев Руси. И в Страстную пятницу 1682 года по указу царя Фёдора Алексеевича четыре узника Пустозерской тюрьмы были заживо сожжены в срубе.

Слово учителя. Протопоп Аввакум - глава раскольников, отстаивавший свои убеждения, погибнет за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований…», послания и челобитные. Житие было написано в 1672–1673 годах во время его ссылки в Пустозерске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе собственной биографии.

Что поразило вас в названии? Почему «Житие» написано самим Аввакумом?

(Аввакум пишет «Житие» почти в пятьдесят лет. Он уже изведал изгнанничество, пытки, потерю близких. Значит, это проповедь определённых взглядов, а с точки зрения художественной - разрушение средневекового канона жития.)

Чтение отрывков из «Жития…». (Читают подготовленные дома учащиеся.)

1. Начало деятельности Аввакума на церковном поприще.

Перед чтением отрывков даются задания.

  • Сформулируйте главную мысль отрывка.
  • Какие качества Аввакума проявились в эпизоде?

Беседа

Каким представляется вам протопоп Аввакум по отрывкам «Жития…»?

Аввакум верен своим убеждениям, борется за них, силён духом, что позволяет ему переносить физические и нравственные муки, издевательства, пытки, голод, тюремное заключение. Можно отметить его человеколюбие, широкую добрую душу (рассказ о “курочке чёрненькой”, отношение к Марковне, детям задевают за живое).

Герой - человек мягкий, добрый, его глубоко трогает всё, что он видит, он вовсе не кажется человеком несгибаемой воли, борцом за веру, за правду.

Сообщение ученика. Рассказ по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (при подготовке полезно использовать разбор этой картины, содержащийся в статье Л.Чёрной «Лицо раскола» - газета «История» ИД «Первое сентября». 2004. № 26).

Боярыня Морозова - духовная дочь Аввакума. Сила её протеста и приверженности “старой” вере потрясают зрителя.

Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой.

Что оно открывает нам в личности протопопа?

Аввакум ощущает себя пастырем, наставником “Христова стада”. Это его миссия. Текст очень эмоционален: от грубой ругани до нежной признательности. Отстоять правду - главное для Аввакума.

Особенности стиля и языка (работа в группах).

Вопросы группам

1-я группа. В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему она появляется в «Житии»?

2-я группа. Какие художественные приёмы (тропы) использует автор?

3-я группа. Как речь героя характеризует его?

В «Житии…» умело употреблена разнообразная лексика: это и разговорно-бытовая, и даже просторечная бранная, и благодаря этому житийное повествование превращается во взволнованный рассказ о прожитой жизни с эмоциональным отношением к друзьям и “мучителям”, к “еретику Никону и царю Алексею Михайловичу”. В посланиях к царю Аввакум выступает как трибун, как философ, верующий в творчество истины и бессмертие праведника. Бесхитростное по стилю писание благодатного Байкала, написанное простым языком, завершается выводом: всё это Христос сотворил ради человека. Это утверждение становится поворотным для смены темы и стилистики: описание переходит в страстную проповедь, автор обличает человека, который недостоин Божьей милости. Динамика обличения подчёркнута старославянизмами; автор поднимается до упоминания о судном дне, на котором станет ясной сущность каждого человека, и прочит прощения: “…аз согрешения паче всех человек”. Аввакум проявил новаторское отношение к языку произведения, смело соединил простонародные и церковно-славянские слова и выражения.

Составление таблицы

А ввакум выступает новатором, разрушает средневековый канон. Перед нами автобиография героя, в которой всё подчинено защите “старой” веры как национальной формы сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком “подлом” языке. Этот текст имеет публицистический пафос.

Сообщение о гибели протопопа Аввакума. (Чтение отрывка из романа Д.Л. Мордовцева «Великий раскол» - читает учитель.)

Диспут

Можно ли назвать Аввакума “фанатиком веры”? Чем можно оправдать его фанатизм?

В личности Аввакума проявились такие черты, как вечное правдоискательство, беззаветная преданность вере. Аввакум впервые выступил против культа царской личности, поэтому его религиозная идея приобрела социальный характер. Отстаивание Аввакумом веры, своих нравственных убеждений не приносит людям зла.

В «Житии Аввакума…» изображены разные настроения героя. У каждого человека в жизни бывают периоды, когда одолевают печаль, грусть, раздражение, скука.

Как можно выйти из этого состояния? (Используйте примеры из жизни протопопа Аввакума, Библии.)

Обратимся к эпиграфу урока. Передаёт ли это высказывание В.Распутина сущность и значение личности Аввакума?

Домашнее задание. Ответьте письменно на вопрос: «Почему Аввакума называли “неистовым”, “борцом и пророком»? Каково ваше мнение об Аввакуме?»

УРОК-ОБСУЖДЕНИЕ

Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное»

Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа.

Сила и красота языка сочинений протопопа Аввакума.

Цель:

Приобщить учащихся к мировой письменной культуре Древней Руси

Подготовить восприятие всей последующей литературы;

Познакомить с нравственно-дидактическими сочинениями древнерусских книжников

Развивать умения анализировать историко-литературные «житийные» описания

Воспитывать бесстрашие, самоотверженность, стойкость.

Знания на уроке :

Словарная работа :

Национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство.

(Предварительно класс необходимо разделить на три творческие группы: литературоведы, историки, текстологи, и дать им задание по изучению исторической обстановки времен протопопа Аввакума, воспоминаний о нем современников, текста «Жития» и подготовить материалы для обсуждения.)

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но все в себя вмещает человек,

Который любит жизнь и верит в Бога. (Н.Гумилев)

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя:

Сообщение целей и задач урока, чтение эпиграфа

Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской, поэтому было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития. Запишите в тетрадях определение.

Житие-это рассказ о жизни, страданиях или благочестивых подвигах людей, канонизированных церковью, то есть признанных святыми и официально удостоенных почитания. Житийная литература называется агиографией (ОТ ГРЕЧЕСКОГО АГИОС-СВЯТОЙ, ГРАФО-ПИШУ)

Немалую роль играли и причины литературно-эстетические: знакомство с переводными византийскими житиями также могло пробудить у русских книжников желание попробовать силы в этом жанре. Агиографы, как правило, рассказывали и о чудесах, творимых святыми, описывая их, с яркими детальными подробностями.

Уже в Киевской Руси были переведены многие византийские жития. Древнейшим русским житием было, видимо, «Житие Антония Печерского» -монаха, первым поселившемся в пещере и своим поступком подавшего пример к основанию скита, превратившегося затем в прославленный Киево-

Печерский монастырь.

Во второй половине 11 века создаются «Житие Феодосия Печерского» и два варианта жития Бориса и Глеба.

История жизни Аввакума трагична. По духу и темпераменту он был борцом, полемистом, обличителем. Выступая против реформ патриарха Никона, он много претерпел за веру. В конце своей многотрудной жизни в Пустозерске, маленьком городке в устье Печоры, написал он свое «Житие»

Кому адресовал Аввакум свое писание? Каким он представлял своего читателя? Чем объяснить глубокую эмоциональность его повествования?

Чем отличается «Житие» Аввакума от традиционных произведений этого жанра? В чем оно близко агиографическим канонам?

Как оценили личность протопопа Аввакума русские писатели? Разобраться в этом нам помогут литературоведы, историки, текстологи.

Выступление учащихся:

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум (протопоп) – поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого жития и ряда других произведений. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорьеве, в семье сельского священника Петра, в возрасте 21 год был поставлен в дьяконы церкви с. Лопатицы, спустя 2 года рукоположен в священники, а через 8 лет назначен протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевце Повольском.

ИСТОРИКИ: Возведение Аввакума в протопопы состоялось в 1652 году в канунный год никоновской церковной реформы. В это время Аввакум был тесно связан с кружком ревнителей благочестия, который возглавляли протопоп кремлевского Благовещенского собора, Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым. В члены кружка входил молодой царь Алексей Михайлович. Они стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пасторской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в нем пережитки язычества.

ТЕКСТОЛОГИ: Из архивных документов известно, что Аввакум перебрался в Москву из Юрьевца в 1652 году к своему духовному отцу Ивану Неронову (в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанам). В Москве Аввакум был представлен царю самим Стефаном Ванифатьевым. Он служил в одном из приделов Казанского собора и сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который и входил любимец царя, новгородский митрополит Никон, будущий патриарх.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум уже настолько был влиятельным среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими участниками подписал челобитную царю о будущем патриархе; человеке, за которого они хлопотали, был Никон.

ИСТОРИКИ: Видеть Никона патриархом хотел и царь Алексей Михайлович, в 1652 году Никон сделался патриархом, а с Великого поста 1653 года он начал претворять ту церковную реформу, которая привела к расколу церкви, не преодоленному по сей день.

ТЕКСТОЛОГИ: Патриарх послал в Казанский собор «память», (распоряжение) о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и о сокращении земных поклонов при чтении покаянной молитвы. На печатном дворе по распоряжению патриарха стали править тексты богослужебных книг, приводя их в соответствие с современными греческими. Все это вызвало активное неприятие со стороны огромной части народа и духовенства.

ИСТОРИКИ: Среди людей, выступивших с протестом, был Аввакум. Власти ответили на неприятие никоновских реформ репрессиями. Аввакума арестовали в 1653 году, а в сентябре по указу Никона и царя сослали в Сибирь, где он участвовал в экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, совершившего многолетний переход от Енисейска до Нерчинска, по еще непокоренной Сибири, испытывая жестокие притеснения воеводы; вместе с ним скиталась и его семья.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» В начале 60 годов царь призвал Аввакума из Сибири. Аввакум снова стал бесстрашно убеждать царя отказаться от новшеств и выступать в защиту старой веры, за что был снова по указу царя сослан в Пустозерский Острог, близ Печоры.

ИСТОРИКИ: В феврале 1666 года Аввакум был доставлен в Москву на суд церковного собора, созванного по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и избрания вместо него нового патриарха. Никона осудили и сослали, нового патриарха Иосифа 2 расстригли (тех, кто принадлежал к духовенству) и, подвергнув многих, как еретиков, урезанию языка, разослали по тюрьмам. В конце 1667 года Аввакум вместе с четырьмя своими союзниками, сибирским священником Никифором, Св. Лазарем, дьяконом Федором, иноком Епифанием, был сослан в Пустозерск, посажен в земляную яму и томился в ней до 1682 года. Аввакум вместе с тремя союзниками был казнен 14 апреля 1682 года сожжением в срубе.

УЧИТЕЛЬ: Я думаю, окунувшись в историческую эпоху 17 века, вы сможете представить автобиографию героя, в которой все подчинено защите старой веры как национальной формы сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.

А теперь поработаем с текстом «Жития», на столах карточки с заданиями и вопросами для анализа.

II. ГРУППОВАЯ РАБОТА

Первая группа анализирует композицию и сюжет:

1.В чем своеобразие композиции текста?

2.Что составляет основу сюжета?

3.В какой последовательности изображены события?

4.Кто главный герой? Что можно сказать о других героях произведения?

Вторая группа анализирует особенности изображения героя, его характера:

2.В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?

3.Каковы приемы изображения и создания образа?

4.Каково ваше мнение о личности Аввакума?

Третья группа анализирует особенности стиля и языка произведения:

1.В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие?

2.Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

3.Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

4. Какие художественные тропы использует автор? Как речь героя характеризует его?

Индивидуальное задание :

Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой: что оно открывает нам в личности протопопа? (Использовать картину В.Сурикова «Боярыня Морозова».)

III .Обсуждение итогов работы по карточкам

(работа с тетрадями)

Канонические черты жития

Художественные черты жития

1.Житие – это биография святого

1. Аввакум не причислен к лику святых.

2.Житие составлялось после смерти святого.

2.Написано при жизни.

3.Повествование ведется от третьего лица.

3.Житие напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от 1 лица придает тексту эмоциональность, силу.

4.Композиция жития строится по строгой схеме.

4.В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.

5.Способ изображения героя – идеализация.

5.Герой не идеальная личность, он «святой грешник».

6.Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

6.Ярко изображается внутренний мир героя, этому служит внутренний монолог.

7.Прстратство и время изображается условно.

7.Конкретны и реальны.

8.В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности.

8.Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.

9.Тон повествования торжественный, серьезный.

9.Появляются комические нотки.

10.Язык жития книжный, с обилием старославянизмов и церковных слов.

10.Язык живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.

11.Текст рассчитан на грамотного человека, подготовленного.

12.Сюжет жития составляет духовный завет и подвиг святого.

12.Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.

УЧИТЕЛЬ: Левая сторона таблицы заполнена заранее на доске, а правая ее часть заполняется в результате ответов учащихся, это итоги вашей работы по карточкам. А теперь давайте послушаем сообщение учащегося по картине В.Сурикова «Боярыня Морозова».

УЧЕНИК: Боярыня Морозова – духовная дщерь Аввакума. Сила ее протеста и приверженности потрясают зрителя. На картине Суриков сохранил черты русского быта 16 и 17 веков: старинные обычаи, одежду. Суровое лицо боярыни как бы освещено огнем. В.И.Суриков шутил, говоря: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Настолько правдоподобно передана история боярыни и ее соузниц Евдокии Урсовой и Марии Даниловой, «верных горемык миленьких» как называл их Аввакум.

Зачитывает отрывок из послания Аввакума боярыне Морозовой…

Из этого отрывка мы понимаем, что Аввакум ощущает себя пастырем, наставником «Христова стада». Это его миссия. Текст очень эмоционален: от бранной ругани до нежной признательности. Отстоять правду – главное для Аввакума.

УЧИТЕЛЬ: Вот, ребята, мы подошли к тому, что нам нужно сделать выводы о писательской деятельности и новаторстве протопопа Аввакума.

ЛИТЕРАТОРЫ: Писательство неотделимо от его проповеднической деятельности, все, что написал Аввакум, от «Жития» до послания к пастве проникнуто пафосом защиты старой веры.

ИСТОРИКИ: В истории русской литературы «Житие» занимает особое место. Будучи традиционалистом в области церковной жизни Аввакум как писатель выступил новатором.

ТЕКСТОЛОГИ: Стиль и поэтика его «Жития» резко выделяются на фоне стиля и литературных принципов, до той поры господствовавших в литературе. Новаторство воплотилось в ярко выраженной ориентации на просторечие, он подчеркивает, что пишет как простец сознательно (занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речь окрасить)

ЛИТЕРАТОРЫ: Еще большее новаторство было то, что он решился создать свое собственное житие и создал блестящее произведение автобиографического жанра.

ИСТОРИКИ: Эти особенности: индивидуальность формы и содержания литературного произведения. Недаром выдающиеся писатели высоко ценили его писания от Достоевского и Лескова до Мамина – Сибиряка и Горького.

ТЕКСТОЛОГИ: Помимо жития Аввакум является автором «Книги бесед» и «Книги толкований», нескольких челобитных царю, писем и посланий семье боярыни Морозовой.

Итог урока : Итак, мы заканчиваем урок на том, что в Аввакуме поражает его бесстрашие, самоотверженность, фанатизм веры, стойкость. Его личность отражает некоторые особенности русского национального характера: вечное правдоискательство и беззаветную преданность вере. Аввакум впервые выступил против культа царской личности, поэтому его религиозная идея приобрела социальный характер. Идея свободы современна и актуальна.

Оценивание ответов учащихся и их комментирование.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: 1-2 вопросы после статьи «Русские писатели о протопопе Аввакуме». Кто заинтересовался судьбой праведника в 20 веке, рекомендую прочитать рассказ А.Солженицына «Матренин двор»