Александринский театр скульптурная группа. О театре


Один из старейших в России, первый государственный театр Александринка всегда вызывает особый интерес у публики и пристальное внимание критики. К нему особый счет: он должен соответствовать высокому званию императорского театра, и эту марку он с честью выдерживает уже более 250 лет.

Зарождение

Правление дочери Петра Первого Елизаветы ознаменовано всплеском культурной жизни в России. В частности, при ней бурный рост демонстрирует индустрия зрелищ, создается множество частных театров, собираются гастролирующие труппы иностранных артистов, драматурги пишут первые пьесы на русском языке. Складывается необходимость и в создании государственного театра по примеру других европейских столиц. И 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издает указ, учреждающий первый императорский театр в России. Так будущая Александринка обретает свой официальный статус.

Сначала театр называется Русским, служит для представления комедий и трагедий. Основу труппы составляют выходцы из Ярославля: ставший директором труппы, и актеры Дмитриевский, Волков и Попов. Драматургом и директором театра становится Александр Петрович Сумароков, которого считают прародителем русской драматургии. Основу репертуара составляют французские пьесы Расина, Бомарше, Вольтера, Мольера, а также произведения русских авторов: Фонвизина, Сумарокова, Лукина, Княжнина. Главный акцент делался на постановке комедий.

Постройка здания

Театр пользовался невероятной популярностью в Санкт-Петербурге, но своего помещения у него не было, он скитался по разным площадкам, ему жизненно необходимо было специальное здание. Но только спустя 76 лет после основания появился Александринский театр, адрес которого сегодня известен любому театралу. На том месте изначально стояло деревянное здание, которое занимала итальянская труппа Казасси. Но позже театр распался, помещение было выкуплено в казну, а после сильно повреждено при пожаре 1811 году, от его проблем отвлекла война с Наполеоном.

Но, несмотря на отсутствие финансирования, в 1810 года Карл Росси создает проект перестройки площади. И только в 30-х годах, при Николае I, всерьез встает вопрос о постройке театра. Карл Росси становится во главе этого процесса, в свою команду он взял архитекторов Ткачева и Гальберга. В строительство были инвестированы большие деньги, и работа закипела: для основания здания были забиты в землю 5000 свай, но на украшениях все-таки решили сэкономить. Вместо меди и бронзы использовали роспись и резьбу по дереву.

Строение было возведено всего за 4 года, и 31 августа 1832 года Александринский театр, адрес которого - площадь Островского, 6, обрел здание, построенное величайшим архитектором современности. Карл Росси руководил не только строительством, под его руководством был воплощен в жизнь проект площади и внутреннего убранства зала. Александринский театр, фото которого сегодня есть в альбоме каждого туриста, побывавшего в Питере, является памятником великого зодчего.

Архитектура и интерьер

Александринский театр стал частью масштабного градостроительного проекта Росси. Парадный фасад, обращенный к Невскому проспекту, выполнен в виде глубокой лоджии из 10 колонн, на аттике которого разместилась знаменитая квадрига Аполлона. По фризу, окаймляющему здание, расположены лавровые гирлянды и театральные маски. Боковые фасады оформлены портиками из 8 колонн. Здание в стиле ампир является настоящей жемчужиной Санкт-Петербурга. Боковая улица, ведущая к театру, ныне носящая имя Росси, была спланирована архитектором по строгим античным законам. Ее ширина равна высоте зданий, а длина увеличена ровно в 10 раз. Улица рассчитана таким образом, чтобы подчеркнуть пышность и грандиозность архитектурного образа строения.

Интерьер император видел только в красном цвете, но ткани не было в достаточном количестве, а ее заказ мог бы сильно затянуть открытие. Зодчему удалось переубедить правителя - так театр получил свою знаменитую ныне голубую обивку. Зал вмещал около 1770 человек, имел 107 лож, партер, галереи и балкон, гениальное конструирование дает ему потрясающую акустику.

Императорский период

В честь жены Николая I театр получил наименование Александринский. Он становится центром сценической жизни России. Здесь зарождалась русская театральная традиция, которая позже составит славу страны. Александринский театр после открытия поддерживал привычную репертуарную политику: здесь ставились преимущественно комедии и музыкальные пьесы. Но позже репертуар становится более серьезным, именно здесь проходят премьеры грибоедовской комедии «Горе от ума», «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозы» Островского. В театре в этот период работают Давыдов, Савина, Комиссаржевская, Свободин, Стрепетова и многие другие.

К концу 19 века Александринский театр выходит по мощи своей труппы и постановок на один уровень с лучшими драматическими театрами Европы.

Начало 20 века ознаменовалось кризисом, который не мог обойти Александринский театр. В 1908 году во главе коллектива встает В. Мейерхольд, который стремится создать новый репертуар, но при этом бережно сохраняет существующие традиции. Он ставит уникальные спектакли: «Дон Жуан», «Маскарад», «Гроза», которые становятся шедеврами новой театральной школы.

После Октябрьского переворота в 1917 году театр обвиняют в прославлении императорской власти, наступают трудные времена. В 1920 году его переименовывают в Петроградский академический театр драмы, и он начинает активно ставить новую драматургию: «На дне» и «Мещане» М. Горького, пьесы Мережковского, Оскара Уайльда, Бернарда Шоу, Алексея Толстого и даже Луначарского (наркома просвещения).

В труппе, благодаря усилиям главного режиссера Юрия Юрьева, сохранилась плеяда старых мастеров, к которым присоединяются актеры новой школы: Яков Малютин, Леонид Вивьен, Елена Карякина. В годы Второй мировой войны театр был эвакуирован в Новосибирск, где актеры продолжали играть спектакли. В 1944 году труппа возвращается в Ленинград.

Послевоенные и последующие годы были непростыми для культуры в целом и для Александринки в том числе. Но здесь все же появляются известные спектакли, такие как «Жизнь в цвету» по пьесе Довженко, «Победители» по Б. Чирскову.

В советский период работают выдающиеся актеры: В. Меркурьев, А. Фрейндлих, Н. Мартон, Н. Черкасов, И. Горбачев и гениальные режиссеры: Л. Вивьен, Г. Козинцев, Н. Акимов, Г. Товстоногов. Театр не теряет своей значимости, несмотря на идеологические трудности.

Возвращение к истокам

В 1990 году возвращается исконное название, и в мире снова появляется Александринский театр. Годы перестройки даются ему непросто, но театру удается не только выжить, но и сохранить труппу и уникальные коллекции декораций и реквизита. Благодаря усилиям академика Д. С. Лихачева, признанным национальным достоянием становится Александринский театр. Санкт-Петербург невозможно представить без этого культурного заведения. Он является символом русского театра, наравне с Большим и Мариинкой.

Сегодняшний день

Александринский театр, отзывы о котором почти всегда пишутся в восторженных тонах, старается удерживать марку и сегодня. С 2003 года во главе стоит Его усилиями в Александринке проводится одноименный театральный фестиваль. Под руководством Фокина прошла грандиозная реконструкция театра. Он добился того, что у театра появилась вторая сцена, на которой ставят экспериментальные спектакли. Здесь работают лучшие актеры и режиссеры. Театр видит свою миссию в сохранении традиций русской театральной школы, в поддержке новых тенденции и помощи талантам.

Знаменитые постановки театра

В репертуаре Александринки всегда были лучшие пьесы, здесь ставили всю классику: Чехов, Горький, Островский, Грибоедов. Сегодня спектакли Александринского театра создаются по лучшим работам драматургов: «Нора» Г. Ибсена, «Живой труп» Л. Толстого, «Женитьба» Н. Гоголя, «Двойник» Ф. Достоевского. Каждая постановка становится событием мирового масштаба. В. Фокин очень трепетно относится к репертуарной политике, он говорит, что здесь не может быть случайных постановок. Миссия театра - пропаганда классики, и последняя занимает ведущее место в афише Александринки.

Труппа Александринского театра

Александринский театр (СПб) известен во всем мире. Сегодня в труппе работаю такие ветераны сцены, как Н. Ургант, Н. Мартон, В. Смирнов, Э. Зиганшина, а также талантливая молодежь: С. Балакшин, Д. Белов, А. Большакова,

Владимир ЯРАНЦЕВ

АЛЕКСАНДРИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ
И ТЕАТРАЛЬНАЯ УЛИЦА

Т еатральная, или Александринская, площадь (ныне пл. Островского), Театральная улица (ныне ул. Зодчего Росси) и пл. Чернышёва (ныне пл. Ломоносова) - система ансамблей в центре Санкт-Петербурга, созданная архитектором К.И. Росси в 1828–1834 гг. на Спасском острове, на месте обширных участков между Фонтанкой, Невским проспектом и Садовой улицей.

Раскрытая к Невскому проспекту, Театральная (Александринская) площадь с построенными Росси Александринским театром и новым корпусом Императорской публичной библиотеки расположена на территории, входившей в усадьбу Аничкова дворца. (Дворец получил название от соседнего моста через Фонтанку, а мост - от фамилии начальника стоявшей у моста в начале XVIII в. воинской команды.) В 1793 г. усадьба с Аничковым дворцом была приобретена казной, ведавшей имуществом государей, для размещения Кабинета Ее Императорского Величества. В 1795–1801 гг. архитектор Кабинета Е.Т. Соколов построил в Аничковой усадьбе на углу Невского и Садовой здание для учрежденной Екатериною II Императорской публичной библиотеки.

В. Садовников. Александринский театр и публичная библиотека. 1835

В 1799 г. часть Аничковой усадьбы была передана Дирекции императорских театров, а существовавший в саду Итальянский павильон перестроен в театр. С 1803 г. здание театра - основная площадка императорской русской актерской труппы (отныне - Малый театр). С 1809 г. Аничкова усадьба, подаренная сестре императора Александра I великой княгине Екатерине Павловне по случаю бракосочетания с принцем Ольденбургским, стала ее резиденцией.

Идея создания архитектуры площади между Аничковым дворцом и Публичной библиотекой принадлежит Ж.Ф. Тома де Томону, который в 1811 г. разработал проект театра в виде греческого храма в глубине площади, отделенной от Невского оградой с воротами. Еще одна, закругленная, площадь, обрамленная колоннадой, намечалась в сторону Садовой. Высочайше утвержденный проект помешала осуществить война с Наполеоном.

После четырех лет вдовства великая княгиня Екатерина Павловна вышла замуж во второй раз - за наследника Вюртембергского престола кронпринца Вильгельма и покинула Россию. В 1817 г. император Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I), для которого архитекторы К.И. Росси и А.А. Менелас перепланировали усадьбу.

На ее границе с участком Малого театра, примерно по осям боковых ризалитов дворца, Росси построил два садовых павильона, украшенные изображениями воинов в русских доспехах с лавровыми венками, - для коллекции вооружения (собственного арсенала Николая Павловича) и для цветов (вероятно, для его супруги). Между павильонами была установлена металлическая ограда. Выполняя эти работы, Росси уже предполагал создание площади с театром. Окончательный проект ансамбля двух площадей сложился к 1828 году.

Монументальное здание театра было возведено как композиционный и смысловой центр созданной для него площади, подчиняющий себе даже находящийся на этой же площади императорский Аничков дворец. Поставленное в глубине площади здание театра рассчитано на круговой обзор, все его фасады - парадные. Первый этаж предстает как мощное основание, обработанное рустом - символом каменной кладки. Переработав традиционный для архитектуры классицизма тип греческого храма, Росси поставил на обращенном к Невскому проспекту главном фасаде театра не портик, а эффектную шестиколонную коринфскую лоджию на уровне 2-го и 3-го этажей. Над нею ступенчатый аттик, на плоскости которого помещены фигуры Слав, венчающие Российского государственного орла (ныне заменен на лиру). Завершает композицию квадрига Аполлона (скульптор С.С. Пименов), означающая триумф искусств.

Огромная высота зрительного зала и сценической коробки потребовала дополнительного этажа, поднятого над основным объемом здания. Он оформлен частыми небольшими окнами с полуциркульным завершением. На боковых фасадах далеко выступающие от стены подъезды служат цоколем для мощных восьмиколонных коринфских портиков. Задний фасад театра оформлен коринфскими пилястрами. Скульптурный декор фасада, выделяющийся на фоне стен, вторит назначению здания театра как храма искусств. Это статуи Муз в нишах на боковых ризалитах главного и заднего фасадов и опоясывающий здание широкий барельефный фриз, зрительно продолжающий линию капителей - с изображениями театральных масок и гирлянд.

Новый театр, получивший название Александринского в честь царствовавшей императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, был открыт 31 августа 1832 года. Как и все здания императорских театров обеих столиц, он был сценической площадкой для разных императорских трупп, подчиненных единой Дирекции императорских театров

Восточная граница Александринской площади - в сторону Аничкова дворца и Фонтанки - отмечена оградой и павильонами сада Аничкова дворца. Западная граница задана построенным одновременно с театром новым корпусом Публичной библиотеки. Он пристроен к старой угловой части библиотеки у Невского проспекта, но в композиции Росси стал основным зданием. Фасад библиотечного корпуса, построенного архитектором Росси, гармонизирован с фасадом библиотечного корпуса архитектора Соколова настолько, что оба воспринимаются как единое целое.

Декор фасада здания библиотеки аллегорически осмысливает ее как храм науки. Между ризалитами протянулась грандиозная ионическая лоджия из 18 колонн, между которыми размещены статуи мудрецов и поэтов древности: Гомер, Еврипид, Гиппократ, Демосфен, Вергилий, Тацит, Цицерон, Геродот, Евклид, Платон. Над каждой статуей - многофигурный барельеф. Здание венчает растянутый ступенчатый аттик с фигурами Слав и Российским государственным орлом (заменен в советское время эмблемой «книга с пером в лавровом венке»), на аттике - статуя Минервы с маленьким сфинксом на шлеме, аллегория мудрости. Фасады здания библиотеки с белыми колоннами, статуями и декоративными деталями сохранили любимый Росси цвет gris-perle (жемчужно-серый).

Ось Александринской площади по другую сторону Невского проспекта продолжается Малой Садовой улицей, ведущей к Манежной площади, и заканчивается построенным Росси декоративным портиком. Портик является своеобразным отражением Александринской площади, связывающим ее с системой Манежной и Михайловской площадей.

Позади театра - одинаковые здания Министерства внутренних дел и Дирекции императорских театров с театральным училищем. Их фасады, отделанные дорическими полуколоннами, являются своего рода кулисами Александринской площади. Дорический ордер десяти простых полуколонн на каждом здании говорит о подчиненности. Эти здания переходят в Театральную улицу, состоящую из всего двух необычайно протяженных зданий, чья высота равна ширине улицы (22 метра), а длина ровно в десять раз больше. Нижний этаж зданий Театральной улицы был первоначально аркадным и соотносился по ширине с лоджиями театра. Два верхних яруса зданий, вопреки канонам ампира, оформлены сдвоенными колоннами (по 50 на каждом здании).

На другом конце Театральной улицы Росси оформил круглую Чернышеву площадь у одноименного моста через Фонтанку, продолжив традицию предмостных площадей, намеченную еще А. Квасовым. Он построил на ней здания Министерства внутренних дел и Министерства народного просвещения с огромными окнами. Через ставшую центром Чернышевой площади двухъярусную тройную арку Министерства народного просвещения проходит Чернышева улица. Над аркой внутри здания располагалась министерская церковь св. Николая Чудотворца, отмеченная на фасаде сдвоенными дорическими колоннами и увенчанная массивным крестом.

Фасад Министерства внутренних дел со стороны Фонтанки парадно оформлен трехчетвертными колоннами и симметричными лоджиями. Такое же архитектурное решение и у узкого фасада здания со стороны площади. Двухъярусная тройная арка здания Министерства народного просвещения открывает перспективу на сдвоенные дорические колонны Большого Гостиного двора, визуально словно бы увенчанные куполом находящегося вдалеке за ними Казанского собора. Участок напротив министерства между зданием театрального училища и Фонтанкой остался в частном владении, и грандиозный проект К.И. Росси не был окончательно завершен.

М. Микешин. Памятник Екатерине II. 1862–1873

В центре Александринской площади Росси устроил второй в истории Петербурга сквер. В 1862–1873 гг. в нем был установлен пышный и тяжеловесный монумент Екатерине II по проекту художника М.О.Микешина. Он применил колоколообразную форму монумента, создающую общую слитность композиции и образ «православия, самодержавия и народности». На постаменте из серого полированного гранита русская императрица с атрибутами императорской власти стоит в окружении выдающихся деятелей своего царствования. В нижней части постамента - посвятительная надпись «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II» и композиция из атрибутов, в центре которой в лавровом венке - аллегория закона (книга с надписью «Закон») как основная историческая заслуга обоих государей.

К. Росси, скульптор С. Пименов. Павильон Росси. 1817–1818

Проект Микешина осуществили архитекторы Д.И.Гримм и В.А.Шрётер, скульпторы М.А.Чижов (статуя императрицы) и А.М.Опекушин (статуи государственных деятелей). Несмотря на художественное расхождение с ампирным ансамблем созданной Росси площади, памятник императрице связан с ним содержательно - развивая тему екатерининского «золотого века», воплощенную Росси в системе ордеров и аллегориях, обозначенных Аполлоном и Минервой. Но, поставленный по центральным осям библиотеки и театра, этот памятник нарушил визуальные связи зданий как частей ансамбля.

На Чернышевой площади главный садовник Петербурга А. Визе устроил небольшой сквер, в 1892 г. в нем перед зданием Министерства народного просвещения был установлен бронзовый бюст М.В.Ломоносова (скульптор П.П. Забелло).

А. Беземан. Александринский театр. Середина XIX в.

Создавая Александринскую площадь, Росси оставил участки по сторонам театра свободными. В 1870-е квартал вдоль бокового фасада театра рядом со зданием Министерства внутренних дел был застроен. В 1874 г. в углу площади был построен четырехэтажный дом Императорского Русского музыкального общества в скромных формах безордерного неоренессанса. Рядом, напротив бокового портика театра, возвели импозантное четырехэтажное здание Первого городского кредитного общества в ордерном неоренессансе, с глубокой рустовкой фасада и коринфскими пилястрами на уровне 3–4-го этажей. Здание, несомненно, нарушило ордерную иерархию организации площади, но общий облик фасада воспринимается скорее как аккомпанемент зданиям Росси, нежели как контраст.

Н. Басин. Доходный дом. 1870-е

Одновременно рядом с ними, в линии с главным фасадом театра, архитектор Н.П. Басин построил собственный доходный дом - архитектурный манифест русского стиля Александра II, ставший знаменитым. Это новая стадия поисков национального стиля в архитектуре - позже прозванного «петушиным стилем». В контексте ампирного ансамбля Росси дом производит на зрителя ошеломляющее впечатление.

Расположенный на углу идущего от площади Толмазова переулка (ныне пер. Крылова), пятиэтажный дом Басина имеет два фасада и тем самым, в отличие от других построек, обладает объемностью, соперничая со зданием театра. Ее подчеркивают эркеры, в том числе угловой, венчаемые башенками. В основе архитектурного решения здания лежат формы неоренессанса (что соответствует реальному происхождению русской архитектуры Московского царства от итальянского ренессанса). Богатую пластику фасадов создает их разнообразное оформление: разные по конфигурации и размерам окна, наличники, сандрики, колонки, венчающие карниз кокошники. Все фасады щедро орнаментированы лепными узорами, воспроизводящими декоративные мотивы русской деревянной резьбы и вышивки. Украшающие фасады дома Басина рельефные петухи, перенесенные с русских полотенец, стали знаковым элементом стиля, давшим ему название.

Зодчие периода исторических стилей не утратили культуру ансамбля, но переосмыслили ансамбль как насыщение городской среды историческими ассоциациями, свободное сочетание разностильных построек, знаково подобное сочетанию разновременных зданий. Дом Басина на Александринской площади развил стилевое столкновение, уже заданное памятником Екатерине II в не столь демонстративном, но тоже «русском» стиле. Знаменательно, что тогдашний хозяин Аничкова дворца цесаревич Александр Александрович - будущий император Александр III - именно в эти годы первым из Романовых отпустил бороду, демонстрируя стремление к национальным традициям.

Е. Воротилов. Публичная библиотека. 1901

На остававшемся незастроенным участке между библиотекой и домом Басина архитектор Е.С.Воротилов в 1896–1901 гг. возвел новый корпус библиотеки. Фасад здания вдоль площади продолжает фасад Росси и почти равен ему по длине. Воротилов повторил вертикальные поэтажные членения Росси и общую композиционную схему протяженной центральной части с боковыми ризалитами, выдержав формы, близкие общему классическому облику комплекса. Следуя духу времени, Воротилов не оштукатурил фасады, а облицевал их серым песчаником, в тон окраске стен корпуса Росси, но без цветового выделения колонн, наличников и пр. Почти единственным украшением фасада, не повторяющим формы старого здания, являются металлические флагштоки в стилистике протомодерна.

При больших размерах корпус Воротилова, в ином месте имеющий все основания быть градостроительным акцентом, подчеркнуто скромно уступает корпусу Росси, словно бы уходя в тень. Художественное решение здания Воротилова более чем на десять лет опередило свое время, предваряя стиль неоклассицизма в петербургской архитектуре.

По другую сторону театра облицованное темно-серым гранитом здание Управления Виндаво-Рыбинской железной дороги, построенное в начале XX века в формах модернизованной неоклассики, повторяет в декоре фасадов мотивы декора ампира: львиные маски, венки, гирлянды, рога изобилия; фигуры Слав венчают вензель железной дороги.

В 1902 г. на противоположной от Александринской площади стороне Невского проспекта появилось здание торгового дома братьев Елисеевых (архитектор Г.В. Барановский) - яркий манифест стиля модерн. На его фасадах на консолях фигуры, являющиеся аллегориями Промышленности (мастер с кораблем в руках), Торговли (обнаженный Меркурий), Науки, Искусства. В целом скульптурное убранство площади стало воплощением идеи идеального царствования - «золотого века».

12 сентября Александринский театр отмечает 180-летие своих стен. В 1832 году труппа въехала в одно из самых красивых зданий в центре Петербурга. РИА Новости публикует историческую справку о доме №6 на площади Островского.

Александринский театр

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина - Александринский театр - является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года. Именно этот театр является прародителем всех российских театров, а дата его основания - Днем рождения Русского профессионального театра.

Подготовка к строительству

Территория, где позже был построен известный ныне Александринский театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову, строителю моста, названного его именем, и была куплена у него казной. На этой территории находился сад, простиравшийся до нынешней Садовой улицы.

В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренер Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу. Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.

В 1818 году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.
Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.

12 сентября 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского.

Дом №6

Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны). С тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО.

Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью площади Островского. Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведет спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона.

Интерьер

Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — все это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.

Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвёртого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золоченой резьбой: резьба центральной ("Царской") ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги).

Конструкция

К.И.Росси, отстаивал свою конструкцию перед официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов: "…в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра".

История

Стены Александринского театра хранят помять о великих деятелях Российского государства, политиках, военачальниках, деятелях культуры. Здесь бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, П.И. Чайковский, А.М. Горчаков, С.Ю. Витте, В.А. Столыпин, К.Г. Маннергейм, многие коронованные особы европейских государств.

Именно в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от "Горя от ума" А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова.

Спектакли Александринки вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

Реконструкция

Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года в дни празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России. Утром митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил сцену и зрительный зал театра, благословив собравшихся актеров, режиссеров и работников театра. Днем в Мраморном дворце состоялось открытие выставки "Театр прославленных мастеров", приуроченной к 250-летию русского театра. Открытие обновленной Александринской сцены было кульминацией юбилейных торжеств.

С начала 21 века ведется строительство второй сцены театра. Сроки открытия несколько раз переносились. Сейчас администрация обещает, что работы будут завершены к 2013 году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Название : Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский) (ru), Alexandrinsky Theatre / Russian State Pushkin Academy Drama Theater (en)

Другие названия : Александринский театр / Театр им. Пушкина в Санкт-Петербурге / Александринка

Местонахождение : Санкт-Петербург (Россия)

Создание : 1827 - 1832 гг.

Стиль : Классицизм

Архитектор(ы) : Карл Росси



Архитектура Александрийского театра

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

В 1827-1832 гг. в Петербурге был сооружен по проекту Росси один из самых замечательных для своего времени по архитектуре театров Европы - Александрннский - ныне театр имени Пушкина. На месте нынешнего сквера Александрийского театра в 1801 г. существовал построенный Бренна небольшой деревянный театр, обращенный фасадом на Невский проспект. В 1811 году Тома-де-Томон запроектировал на этом месте театр значительно больших размеров. Проект этого театра сохранился. Здание прямоугольной формы с десятитиколонным портиком главного фасада и с огромным украшенным скульптурой фронтоном. Площадь, на которой запроектирован театр у Томона. имеет такое же раскрытие со стороны Невского проспекта, как и у Росси. но здание театра поставлено Томоном со значительно меньшим нежели у Росси заглублением от Невского. Никакого замыкающего сзади театра фона на проекте Томона нет. Кроме того, площадь театра у Томона значительно проигрывает из-за наличия на ней с правой стороны глубокого закругленного кармана. Проект Тома-де-Томона не был осуществлен. Попытку запроектировать на этом месте театр делает в 1817 году и архитектор Модюи. Наконец в 1818 году последовало утверждение проекта театра, составленного Росси. Исключительное значение этого сооружения для Санкт-Петербурга не ограничивается лишь прекрасной архитектурой самого здания, но заключается и в том удивительном архитектурном окружении, какое Росси сумел здесь образовать в связи с постройкой своего театра.

Основное значение театра Росси в истории театральной архитектуры заключается главным образом в превосходной внешней архитектуре здания. Что касается общей планировки Александрийского театра и решения зрительного зала, то в этом отношении Росси не дал ничего особенно нового в сравнении с лучшими европейскими театрами его времени.

В плане Александрийского театра не уделено сколько-нибудь значительного места помещениям общего пользования; все удобства и вся роскошь отделки сосредоточены исключительно на парадных помещениях. Небольшой вестибюль со сдвинутыми с оси двумя лестницами, заключенными в глухие клетки и решенными без особой парадности. Марши этих лестниц запроектированы шириной в 2,13 м лишь на высоту одного этажа, на уровень царской ложи, после чего марши сужаются до 1,4 м. Над вестибюлем перед царской ложен парадное фойе, высотой 6,4 м; фойе, обслуживающие остальные ярусы, при той же площади имеют высоту лишь 4 м. Фойе для публики тесны, буфеты и уборные неудобны для пользования. Заслуживает внимания зрительный зал этого театра.

Зал вмещает 1 800 зрителей, в плане подковообразный, по очертанию кривой близок к французской: половина круга, соединенная с широким порталом прямолинейными отрезками. Так же, как во французских театрах, решены партер, расположенный впереди, и полукруглый амфитеатр в задней части зала. Кроме бенуара 5 ярусов лож. Ложи, в целях лучшей видимости, наклонены в направлении к сцене. В свое время этот прием рекомендовал Сегецци, но это привело лишь к неудобству пользования ложами из-за наклона пола и к крайне невыгодному для зрительного восприятия падению барьеров. Довольно плоское перекрытие зала, а также и архитектура портала мало интересны. Очень хорошо исполнены отдельные рисунки барьеров лож и обработка центральной ложи.

Главный же интерес и значение театра в его внешней архитектуре. Александрийский театр - одно из наиболее совершенных произведении Росси и по своей архитектуре бесспорно лучший театр в Европе. В центре переднего фасада лоджия и восьмиколонный портик. Задний фасад решен так же, но вместо колонн убран пилястрами. Боковые фасады с выступающими восьмиколонными фронтонными портиками, здание богато отделано скульптурой. Передний и задний фасады заканчиваются характерными для Росси аттиками. Передний аттик увенчен квадригой с четверкой лошадей. Зрительный зал и сцена выступают над общим объемом театра в виде параллелепипеда. Над выступающими обрамлениями лоджии установлены скульптурные группы. Нижняя часть здания обработана в виде цокольного рустованного этажа с очень просто решенными входными дверями. Боковые портики образуют два крытых подъезда. Под антаблементом, перекрывающим все здание, проходит широкий скульптурный фриз из гирлянд и масок.

В целом архитектура театра, при исключительном ее единстве и цельности, очень богата и разнообразна в деталях.

    Источники:

  • История искусств. Том пятый. Искусство 19 века: искусство народов России, Франции, Англии, Испании, США, Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Голландии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Латинской Америки, Индии, Китая и других стран. “ИСКУССТВО”, Москва
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.
  • Е.Б. Новикова "Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)" . - М.: Стройиздат, 1984. - 272 с., ил.

Театр, расположенный в самом сердце Санкт-Петербурга, театр, где впервые были поставлены «Горе от ума» Грибоедова и «Гроза» Островского, театр, который называли «режиссерской Меккой» — в нем работали режиссеры от Мейерхольда до Товстоногова..

Рождение первого русского публичного театра

Указ о создании «Русского для представлений трагедий и комедий театра» был подписан императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года. Первый публичный театр в России, он заслужил право называться отцом русского театра. При «рождении» труппу возглавил Федор Волков, а директором театра стал сам Александр Сумароков! Уже тогда стало ясно, что театр станет знаменитым и соберет на своей сцене целую плеяду звезд театрального мира.

Александринский театр называли «режиссерской Меккой"

От павильона до дворца

В середине XVIII века в Аничковом саду располагался Оперный дом, предназначенный для маскарадов и спектаклей. Первое здание театра на площади Островского появилось в 1801 году. На месте деревянного павильона архитектор Винченцо Бренна возвел театр, в котором давала представления итальянская труппа антрепренера Казасси. После печально известного пожара в Большом театре в 1811 году зодчий де Томон выдвинул предложение перестроить здание, но этому помешала война с Наполеоном.


Первым директором Александринки был Александр Сумароков

Театр Казасси

Однако театру было просто необходимо большое помещение. Над созданием проекта прославленный архитектор Карл Росси трудился 11 лет. Окончательный вариант утвердили лишь в 1828 году, на следующий же день создали комиссию «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов» и сразу приступили к постройке. В 1832 на месте старого «Малого» открылся новый театр, прекрасный образец стиля ампир, царившего в те времена в архитектуре. Именно тогда театр получил название Александринского в честь супруги Николая I Александры Федоровны.


Александринский театр назван в честь супруги Николая I




Александринский театр, 1830-е годы

Под сенью муз

Особенностью здания являются металлические перекрытия, на которых настоял лично Росси. У императора Николая I возникали сомнения по поводу прочности таких конструкций, но архитектору удалось доказать свою правоту. Фасад театра украшен многоколонной лоджией, боковые фасады — восьмиколонными портиками. В нишах установлены гипсовые скульптуры муз Талии (покровительница комедии), Мельпомены (покровительница трагедии), Клио (покровительница истории) и Терпсихоры (покровительница танца). Где музы — там и Аполлон, без него не обошлось и в этот раз. Венчает фасад здания квадрига бога Аполлона (работы Василия Демута-Малиновского), что роднит Александринский с Большим театром в Москве.



Александринский театр сейчас

Блеск и роскошь

Внутреннее убранство театра отличается от того, что планировал Росси — архитектор мечтал о большем количестве украшений. Тем не менее зал и так выглядел пышно: резьба, позолота, роспись, цветная обивка кресел (изначально голубого цвета, но из-за масляных ламп зал закоптился, и обивку пришлось сменить на пунцовую). Места для зрителей располагались по современной тогда системе лож в множество ярусов с амфитеатром и просторным партером. Всего театр мог вместить почти 1700 человек!


По задумке России в Александринке должно быль еще больше украшений


Зал Александринского театра

Учебник русской театральной жизни

По истории Александринского театра можно писать учебник русской театральной жизни. В этом театре состоялись премьеры почти всех знаменитых драматургических произведений русских классиков. Это и «Горе от ума», и «Ревизор», и «Гроза» (всего было поставлено 49 пьес Островского на сцене Александринского), и даже печально известная первая постановка «Чайки» Чехова. В начале XIX века на сцене с успехом шли ранние комедии Грибоедова «Молодые супруги» и «Притворная неверность».


В Александринке состоялись премьеры почти всех русских классиков


Акцент во время спектаклей ставился на пластику актеров, их внешнюю технику, сочетание пения и движения. Именно это и привело к различию петербургской и московской театральных школ. На сцене театра выступали знаменитые актеры: Давыдов, Варламов, Дальский, Стрепетова, затем сама Комиссаржевская! Работали они под руководством самых талантливых режиссеров своего времени, например, Всеволода Мейерхольда, Игоря Терентьева, Николая Акимова, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова. С театром сотрудничали также выдающиеся художники Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы Глазунов, Шостакович, Щедрин.

Что в имени тебе моем?

С 1920 года театр получил название «Государственный театр драмы», а затем, в 1937, к столетию со дня гибели Пушкина, театр получил имя солнца русской поэзии. Именно поэтому Александринский театр нередко называют Пушкинским. Официальное же название вернулось лишь в 1990-е. Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске, в Ленинград вернулся лишь в 1944.




Труппа Александринского театра в Петрозаводске

В 2006 году в дни празднования 250-летия состоялось торжественное открытие реконструированного Александринского театра. А с 2010 по 2013 велись работы по созданию второй сцены театра, которая была открыла спектаклем-лабораторией по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского. Сегодня театром руководит режиссер Валерий Фокин.