И а айвазовский картины их названия. Такое разное море на картинах ивана айвазовского


Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян) появился на свет в Феодосии 29 июля 1817 г. Его отец – Константин Григорьевич Айвазовский, армянин по национальности, женился на соотечественнице-армянке по имени Рипсиме. У Ивана (или Ованеса – такое имя ему дали при рождении) было три сестры и брат Габриэл (при рождении – Саргис), впоследствии ставший армянским историком и священником. Константин Айвазовский был купцом, изначально вполне преуспевающим, однако в 1812 г. он разорился вследствие эпидемии чумы.

Ещё в детстве Иван Айвазовский проявил незаурядные художественные и музыкальные способности - например, он без посторонней помощи освоил игру на скрипке. Яков Христианович Кох, архитектор из Феодосии, был первым, кто заметил художественные таланты юного Ивана, и преподал ему начальные уроки мастерства. Он снабжал Айвазовского карандашами, бумагой, красками, а также привлёк внимание А. И. Казначеева, градоначальника Феодосии, к талантам мальчика.

Айвазовский закончил феодосийское уездное училище, затем был принят в симферопольскую гимназию при содействии градоначальника, который к тому времени уже превратился в почитателя таланта юноши. Вслед за этим он был зачислен в Санкт-Петербургскую Академию художеств (обучение в которой производилось за счёт государства), благодаря рекомендации немецкого живописца Иоганна Людвига Гросса - первого учителя рисования у юного Айвазовского. В Санкт-Петербург шестнадцатилетний Иван Айвазовский приехал в 1833 г.

В 1835 г. пейзажи Айвазовского «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» удостоились серебряной медали, художника назначили помощником модного французского пейзажиста Филиппа Таннера. Последний запретил Айвазовскому писать самостоятельно, но юный художник продолжал рисовать пейзажи, и осенью 1836 г. на выставке Академии художеств были представлены пять его картин, все они получили благосклонные отзывы критики.

Но Филипп Таннер подал жалобу на Айвазовского царю, и по указанию Николая I все работы художника были сняты с выставки. Айвазовский был помилован спустя полгода. Его перевели в класс военной морской живописи под руководством профессора Александра Ивановича Зауэрвейда. Спустя несколько месяцев обучения у Зауэрвейда, Айвазовского ждал невиданный успех - осенью 1837 г. он был награждён Большой золотой медалью за картину «Штиль», заслужив тем самым право на путешествие в Крым и в Европу.

Период творчества с 1838 по 1844 гг.

Весной 1838 г. художник поехал в Крым, где прожил до лета 1839 г. Главной темой его творчества стали не только морские пейзажи, но и батальные сцены. По предложению генерала Раевского Айвазовский принимал участие в военных действиях на Черкесском побережье в долине реки Шахе. Там он произвёл наброски для будущего полотна «Десант отряда в долине Субаши», которое написал позже; затем это полотно приобрёл Николай I. К осени 1839 г. живописец возвратился в Санкт-Петербург, 23 сентября ему был вручён аттестат об окончании Академии художеств, первый чин и персональное дворянство.

В этот период времени Айвазовский стал вхож в круг художника Карла Брюллова и композитора Михаила Глинки. Летом 1840 г. художник вместе со своим товарищем по Академии Василием Штернбергом отправились в Италию. Конечной целью их путешествия был Рим, по пути они останавливались во Флоренции и в Венеции. В Венеции Айвазовский завёл знакомство с Н.В.Гоголем, а также посетил остров св. Лазаря, где встретился со своим братом Габриэлом. Обосновавшись в южной Италии, в Сорренто, он работал в своей уникальной манере - проводил на открытом воздухе лишь непродолжительное время, а в мастерской воссоздавал пейзаж, импровизируя и предоставляя волю фантазии. Картину «Хаос» приобрёл папа римский Григорий XVI, выдав в награду живописцу за эту работу золотую медаль. «Итальянский» период творчества художника считается очень удачным и с коммерческой точки зрения, и на взгляд критики - так, работы Ивана Константиновича заслужили высокую оценку английского живописца Уильяма Тёрнера. Парижская академия художеств наградила картины Айвазовского золотой медалью.

В 1842 г. Айвазовский посетил Швейцарию и Германию, затем отправился в Голландию, оттуда - в Англию, позже побывал в Париже, Португалии и Испании. Не обошлось без происшествий - в Бискайском заливе попал в шторм и чуть не пошёл ко дну корабль, на котором плыл Иван Константинович, и в парижской прессе появилась информация о гибели художника. Осенью 1844 г. Айвазовский после четырехлетнего путешествия вернулся на родину.

Дальнейшая карьера, период с 1844 по 1895 гг.

В 1844 г. Иван Константинович удостоился звания живописца Главного морского штаба, в 1847 г. - профессора Санкт-Петербургской Академии художеств. Он был почётным членом пяти Академий художеств европейских городов - Париж, Рим, Флоренция, Штутгарт, Амстердам.

Основу творчества Айвазовского составляла морская тематика, он создал серии портретов городов крымского побережья. Среди художников-маринистов Айвазовскому нет равных - он запечатлел море как бурную стихию с грозными пенящимися волнами, и в то же время им написаны многочисленные пейзажи удивительной красоты, изображающие рассветы и закаты на море. Хотя среди полотен Айвазовского есть и виды суши (в основном горные пейзажи), а также портреты - море, несомненно, является его родной стихией.

Он был одним из основателей Киммерийской школы пейзажной живописи, передающей на полотне красоту Черноморского побережья восточного Крыма.

Его карьеру можно назвать блестящей - он имел звание контр-адмирала и был награждён множеством орденов. Общее количество работ Айвазовского превышает 6000.

Айвазовскому была не по душе столичная жизнь, его неудержимо тянуло к морю, и в 1845 г. он вернулся в родной город - Феодосию, где прожил до конца своей жизни. Он получил звание первого почётного гражданина Феодосии.

Он был не только выдающимся художником, но и меценатом - на заработанные средства основал школу искусств и картинную галерею. Айвазовский прилагал много усилий к благоустройству Феодосии: он инициировал постройку железной дороги, которая соединила Феодосию и Джанкой в 1892 г.; благодаря ему в городе появился водопровод. Его интересовала и археология, он занимался охраной памятников Крыма, участвовал в археологических раскопках (часть найденных предметов была передана в Эрмитаж). На собственные средства Айвазовский возвёл новое здание Феодосийского историко-археологического музея.

Палестинскому обществу, которое возглавлял И.И.Чайковский, брат знаменитого композитора, Иван Константинович подарил свою работу «Хождение по водам».

Завершение карьеры и последние дни живописца

Айвазовский умер 2 мая 1900 г. в Феодосии, достигнув преклонного возраста (он прожил 82 года).

До последнего дня Айвазовский писал – одно из его последних полотен называется «Морской залив», а картина «Взрыв турецкого корабля» осталась незавершённой из-за внезапной смерти художника. Незаконченная картина так и осталась на мольберте в мастерской живописца.

Иван Константинович похоронен в Феодосии, в ограде средневекового армянского храма. Спустя три года вдова живописца установила на его могиле мраморное надгробие – саркофаг из белого мрамора работы итальянского скульптора Л. Биоджоли.

В 1930 году в Феодосии был установлен памятник Айвазовскому перед одноимённой картинной галереей. Живописец представлен сидящим на пьедестале и всматривающимся в морскую даль, в его руках – палитра и кисть.

Семья

Айвазовский был женат дважды. Впервые он женился в 1848 г. на англичанке Юлии Гревс , дочери петербургского доктора. В этом браке, продлившемся 12 лет, родились четыре дочери. Вначале семейная жизнь была благополучной, затем в отношениях супругов появилась трещина – Юлия Яковлевна хотела жить в столице, а Иван Константинович предпочёл родную Феодосию. Окончательный развод состоялся в 1877 г., а в 1882 г. Айвазовский женился повторно – его супругой стала Анна Никитична Саркисова, молодая купеческая вдова. Невзирая на то, что супруг был почти на 40 лет старше Анны Саркисовой, второй брак Айвазовского был удачным.


Любопытен тот факт, что многие из внуков великого живописца пошли по его стопам и стали художниками.

Разумеется, речь идёт о Иване Константиновиче Айвазовском – великом мастере русской школы живописи.

Пленительная Таврида. Воспоминания юности

Для старшего поколения феодосийцев Иван Константинович навсегда остался в памяти маленьким мальчиком, без конца рисующим углём изображения парусных кораблей, ветряных мельниц и башен древних крепостных стен.

Дом семьи Айвазовских возвышался над пустынным берегом Южного моря. Ландшафты Феодосии сильно отличались от роскошных южнобережных пейзажей: Ялты или Гурзуфа. Гряда отвесных Крымских гор растворилась в безбрежной холодной степи, и широкие полосы моря и неба с порой незримым горизонтом – это всё, чем можно было здесь бесконечно любоваться.

Степной , несмотря на лаконичность пейзажей, удивительно многообразен. Нередко яркое солнце сменяется мятежной бурей. Шторму особенно радовалась детская половина жителей, ведь огромные волны приносили на берег обломки баркасов и позеленевшие от времени монеты.

Воображение юного Айвазовского ясно рисовало картины неравной битвы простых рыбаков с разбушевавшимся морем. Скорее всего, это впоследствии и побудило художника к написанию серии работ, посвящённых людям, «мужествующих с бурей». - это особенно выразительный сюжет в его живописи.

Игра контрастов: холодное спокойствие Балтики и солнечная Италия

Благодаря выездной учебной практике от Академии искусств Иван Константинович получил уникальную возможность увидеть тонкую красоту севера. Учения на Балтийском берегу подарили художнику не только запас новых впечатлений, но и знакомство с русским флотом, привязанность к которому сохранилась у Айвазовского на всю жизнь. За время посещения Балтики молодой художник написал семь полномасштабных картин, которые уже на тот момент превосходили все ученические работы.

Позволила Айвазовскому досконально изучить конструкцию парусных кораблей. В творчестве художника появилась новая черта - сюжеты его картин становятся более разнообразными. Мастерски выполненные морские пейзажи обогащаются различной тематикой, о чём свидетельствуют названия академических работ: «Часть Кронштадта с разными судами», «Освещённые солнцем два корабля», «Мрачная ночь: на море корабль в огне», «Кораблекрушение».

Но последним этапом в окончательном становлении характера творчества Айвазовского стал период командировки в Западную Европу. Путь его лежал через Триест, Вену и Берлин к берегам Неаполитанского залива. Созерцание очаровательных итальянских пейзажей и живописного наследия старых мастеров Флоренции и Рима обозначило новый виток в развитии художника.

Изменились не только мотивы полотен, но и сам подход к творческому процессу. Иван Константинович принял решение стать студийным художником. Перенеся мольберт с воздуха в мастерскую, Айвазовский не отдалился от морской стихии. Многолетний опыт наблюдения и изучения натуры дал художнику возможность шире раскрыть свой потенциал. Используя свою изумительную зрительную память и богатую фантазию, Иван Константинович стал работать над творческими работами.

Западная командировка открыла для Айвазовского практически все для маринистов. Счёт работам, написанным за этот период, потерял даже сам художник. Предположительно, им было создано более 80 полотен – от крупных картин до быстрых этюдов. Признание европейской публики было очень важным для живописца, но самым большим впечатлением стала высокая оценка его творчества английским пейзажистом Уильямом Тёрнером, также восхищавшимся поэзией моря.

«Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность…» - эти слова Тёрнера наилучшим образом характеризовали непревзойдённый талант русского мариниста.

Батальные мотивы в живописи Айвазовского

Иван Константинович живо реагировал на все события, волнующие общество. Средством для выражения своих переживаний служило его искусство. Своенравное, непокорное море стало отличным сюжетом для отражения ситуации на родине художника. Как и любой творец, великий Айвазовский стремился вести просветительскую деятельность. Тема морских пейзажей в этом плане только сыграла ему на руку. Ведь красота природы, буйной или статичной, доступна и понятна всем слоям общества.

Множество работ, посвящённых борьбе русского флота в Крымской войне, было написано мастером в «батальный» период творчества. Такие работы, как «Осада Севастополя» или «Гибель английского флота у Балаклавы» правдиво повествуют об ушедших событиях, являясь не только художественным, но и историческим достоянием.

Но не только военные эпизоды берегов Тавриды вдохновляли Айвазовского на создание батальных полотен. Заинтересованность художника в глубоких повествовательных сюжетах проявлялась и в изображении страниц истории и . Помогали раскрывать композицию эпические морские пейзажи острова Крит и горячо любимого Айвазовским Неаполя.

Путь к океану. Завершение творческого пути

Самое своё далёкое Иван Николаевич совершил, будучи в довольно преклонном возрасте. Айвазовский отправился в Америку всего на два месяца: путь был нелёгким, то и дело охватывали страшные штормы. Бескрайний океанический простор произвёл на художника настолько сильное впечатление, что свои картины он писал прямо на палубе корабля.

Много морских видов довелось видеть Айвазовскому, но холодная мощь океана совершила настоящий переворот в мироощущении пейзажиста. Его творчество приняло истинно титанические масштабы. С удивительной энергией создавал Иван Константинович холсты, изображающие беспокойную ширь океана, невероятных размеров айсберги и хмурое грозовое небо.

Айвазовский не переставал плодотворно работать до последнего удара сердца. Непрекращающийся поток творческого развития в сочетании с преданностью любимой теме сделал Ивана Николаевича эталоном мастерства для многих поколений художников.

Говоря об Айвазовском, мы сразу представляем морские пейзажи.

Кажется, что можно найти в картинах Айвазовского? Одно сплошное море с кораблями. Бытует мнение, что достаточно взглянуть на 5-7 его картин и познать всего Айвазовского.

Я докажу, что это не так. Что Айвазовского нельзя назвать скучным пейзажистом.

Он был художником-романтиком. Его картины – это драматические кораблекрушения, морские сражения. Сюжеты весьма занятные для просмотра.

Еще это лунные дорожки, дымящиеся вулканы, деревья до небес. Все то, что поражает своей красотой.

К тому же Айвазовский писал не только морские пейзажи. Среди его работ вы найдёте изображение львов, убивших верблюда. Портрет прекрасной женщины. И даже Пушкина.

Айвазовский был изобретателен. Не любил повторяться. Задача кажется маловыполнимой. Учитывая, что за всю жизнь он создал 6 000 работ!

Вот лишь 7 тематик его амплуа. Которые раскрывают все разнообразие его творчества.

Все репродукции в статье кликабельны.

1. Шторм и кораблекрушение

Девятый вал. 1850 г.


Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. , Санкт-Петербург. Wikipedia.org

2. Величие российского флота

Чесменский бой. 1848 г.


Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия. Wikipedia.org

“Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.

Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.

Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.

Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.

Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.

Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.

Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.


Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург

3. Ночное море

Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г.


Иван Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым

Особенно хороши были у Айвазовского ночные пейзажи. “Неаполитанский залив в лунную ночь” – одна из первых таких работ.

Очень яркая, но далёкая луна. Лунная дорожка. Дымящий Везувий. На переднем плане высоченные деревья. Монастырь. Двое монахов в белом.

Луна была такой яркой, что некоторые посетители на полном серьезе заглядывали за картину. Надеясь найти там зажженную свечку. Которая сзади подсвечивает картину.

Пейзаж написан во время длительного турне по Европе. Поначалу туда его отправила Академия художеств. Картины Айвазовского хорошо продавались в каждой стране. Поэтому он смог позволить себе продлить путешествие. В его загранпаспорте по возвращению в Россию насчитывалось 130 виз!

Луна часто появлялась на картинах Айвазовского. Но невероятный ночной свет он мог изобразить даже без луны. Как на картине “Взгляд из Байдарских ворот”.


Иван Айвазовский. Взгляд из Байдарских ворот, Чёрное море. 19 век. Частная коллекция

На картине – отраженный лунный свет. Мы видим чуть ли не каждый камешек в горах. Фантастическое зрелище. Повествующее о самых прекрасных видах природы на нашей планете.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Религия и море

Хаос или Сотворение мира. 1841 г.


Иван Айвазовский. Хаос. 1841 г. Музеи Ватикана

Картина “Хаос” – самая известная религиозная работа Айвазовского. Лунная дорожка прокладывает себе путь через тёмные волны. Но на небе не просто луна, а силуэт Бога с распростертыми руками. Очень эффектно.

Эту картину приобрел Папа Римский Григорий XVI. Этот случай прославил Айвазовского ещё больше.

Прежде чем совершить сделку, комиссия Ватикана тщательно изучила картину. Но не нашла в ней ничего, что могло бы помешать покупке.

Николай Гоголь лично поздравил Айвазовского “…Ваня, пришёл ты … в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!”

Не знаю, почему картину художник назвал “Хаосом”. Все на ней гармонично и торжественно. Есть у Айвазовского гораздо более хаотичные картины.

Посмотрите на другую религиозную картину “Всемирный потоп”. Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос. Хотя и очень помпезный.

Неожиданно, правда? Попробуйте найти тонущего слона в этом хаосе (картина кликабельна).


Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. biblia-zhivopis.ru

5. Море и Пушкин

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.


Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей

Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.

Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”

Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.

Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.


Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.

Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.

Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе. На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.

Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.

6. Просто море.

Среди волн. 1898 г.


Иван Айвазовский. Среди волн. 1898 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel

“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?

10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.

Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.

“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.

Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.

Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.

Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).


Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. , г. Москва. wikipedia.org

7. Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет


Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.


Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Вконтакте

Публикации раздела Музеи

Дюжина морей Ивана Айвазовского: география по картинам

В споминаем известные полотна Айвазовского и изучаем по ним морскую географию XIX века .

Адриатическое море

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо. 1844. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного, получило название в античности по древнему порту Адрия (в области Венеция). Ныне вода отступила от города на 22 километра, и город стал сухопутным.

В XIX веке об этом море в справочниках писали: «…наиболее опасный ветер - северо-восточный - борей, также юго-восточный - сирокко; юго-западный - сиффанто, реже и менее продолжителен, но часто очень силен; он в особенности опасен вблизи устьев По, когда внезапно изменяется в южно-восточный и переходит в сильный шторм (furiano). Между островами восточного берега эти ветры вдвойне опасны, ибо в узких каналах и в каждой бухте дуют различно; наиболее страшны борей зимой и горячий «юг» (словенск.) летом. Уже древние часто говорят об опасностях Адрии, а из многочисленных молитв о спасении и обетов моряков, сохранившихся в церквах итальянского берега, явствует, что издавна изменчивая погода была предметом жалоб каботажных пловцов....» (1890).

Атлантический океан

Наполеон на острове Святой Елены. 1897. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Свое имя океан получил в античности, в честь мифического титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод где-то у Гибралтара.

«…Время, употребляемое в последнее время парусными судами по различным указанным направлениям, выражается следующими числами: из Па-де-Кале в Нью-Йорк 25–40 дней; обратно 15–23; в Вест-Индию 27–30, до экватора 27–33 дня; из Нью-Йорка к экватору 20–22, летом 25–31 день; из Ла-Манша в Бахию 40, в Рио-де-Жанейро 45, к мысу Горну 66, в Капштадт 60, в Гвинейский залив 51 день. Конечно, продолжительность переправы меняется в зависимости от погоды; более подробные указания можно найти в «Passage tables», публикуемых лондонским «Board of Trade». Менее зависимы от погоды пароходы, в особенности почтовые, снабженные всеми усовершенствованиями новейшего времени и пересекающие теперь Атлантический океан по всем направлениям…» (1890).

Балтийское море

Большой рейд в Кронштадте. 1836. ГРМ

Море получило название либо от латинского слова balteus («пояс»), поскольку, по мнению античных географов, опоясывало Европу, либо от прибалтийского слова baltas («белый»).

«…Благодаря малому содержанию солей, малой глубине и суровости зимы, Балтийское море замерзает на большое пространство, хотя и не каждую зиму. Так, например, проезд по льду от Ревеля в Гельсингфорс возможен не каждую зиму, но в суровые морозы и глубокие проливы между Аландскими островами и обоими берегами материка покрываются льдом, и в 1809 году русская армия со всеми войсковыми тяжестями перешла здесь по льду в Швецию и в двух других местах через Ботнический залив. В 1658 году шведский король Карл Х перешел по льду из Ютландии в Зеландию…» (1890).

Ионическое море

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова

По античным мифам, море, являющееся частью Средиземного, получило название в честь возлюбленной Зевса царевны Ио, которая была превращена в корову его супругой богиней Герой. Вдобавок Гера наслала на Ио огромного овода, спасаясь от которого бедняжка переплыла море.

«…На Кефалонии есть роскошные оливковые рощи, но вообще Ионийские острова безлесны. Главные продукты: вино, масло, южные плоды. Главные занятия жителей: земледелие и овцеводство, рыболовство, торговля, корабельное дело; обрабатывающая промышленность в зачаточном состоянии…»

В XIX веке это море было местом важных морских сражений: об одном из них, запечатленном Айвазовским, мы рассказывали .

Критское море

На острове Крит. 1867. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Еще одно море, являющееся частью Средиземного, омывает Крит с севера и названо в честь этого острова. «Крит» - одно из древнейших географических названий, оно встречается уже в микенском линейном письме «Б» II тысячелетия до н. э. Смысл его неясен; возможно, на одном из древних анатолийских языков оно значило «серебро».

«…Христиане и магометане находятся здесь в страшной взаимной вражде. Промыслы в упадке; гавани, бывшие в цветущем состоянии при венецианском господстве, почти все обмелели; большинство городов в развалинах…» (1895).

Мраморное море

Бухта Золотой Рог. Турция. После 1845 года. Чувашский государственный художественный музей

Море, расположенное между проливами Босфор и Дарданеллы, соединяет Черное море со Средиземным и разделяет европейскую часть Стамбула с азиатской. Оно названо так в честь острова Мармара, где в древности находились знаменитые каменоломни.

«…Хотя Мраморное море находится в исключительном владении турок, но как топография его, так и физико-химические и биологические свойства исследованы преимущественно русскими гидрографами и учеными. Первая подробная опись берегов этого моря сделана на турецких военных судах в 1845–1848 годах гидрографом русского флота капитан-лейтенантом Манганари…» (1897).

Северное море

Вид Амстердама. 1854. Харьковский художественный музей

Море, являющееся частью Атлантического океана, омывает берега Европы от Франции до Скандинавии. В XIX веке в России его называли Немецким, позже название сменили.

«…За исключением вышеупомянутого очень узкого пространства больших глубин у берегов Норвегии, Немецкое море - самое мелкое из всех береговых морей и даже из всех морей, за исключением Азовского. Немецкое море вместе с Ла-Маншем - моря, наиболее посещаемые кораблями, так как через него идет путь из океана к первой гавани земного шара - Лондону…» (1897).

Северный Ледовитый океан

Буря на Ледовитом океане. 1864. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Нынешнее имя океана было официально утверждено в 1937 году, до этого его называли по-разному - в том числе и Северное море. В древнерусских текстах даже встречается трогательный вариант - Дышащее море. В Европе его называют Арктическим океаном.

«…Попытки достигнуть Северного полюса до настоящего времени успеха не имели. Ближе всего к Северному полюсу подошла экспедиция американца Пири, отправившаяся в 1905 году из Нью-Йорка на специально для нее выстроенном пароходе Roosevelt и возвратившаяся в октябре 1906 года» (1907).

Средиземное море

Порт Ла-Валетта на острове Мальта. 1844. ГРМ

«Средиземным» это море стало в III веке н. э. благодаря римским географам. В состав этого большого моря входят множество мелких - кроме названных здесь это Альборан, Балеарское, Икарийское, Карпафийское, Киликийское, Кипрское, Левантийское, Ливийское, Лигурийское, Миртойское и Фракийское.

«…Плавание по Средиземному морю в настоящее время, при сильном развитии парового флота, не представляет особых затруднений, вследствие сравнительной редкости сильных штормов и благодаря удовлетворительному ограждению отмелей и берегов маяками и другими предостерегательными знаками. Около 300 больших маяков распределено по берегам материков и островов, причем на последние приходится около 1/3, а из остальных 3/4 расположены на европейском берегу…» (1900).

Тирренское море

Лунная ночь на Капри. 1841. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного и располагающееся к северу от Сицилии, получило название в честь персонажа античных мифов, лидийского царевича Тиррена, который утонул в нем.

«…Все латифундии [большие имения] Сицилии принадлежат крупным собственникам - аристократам, живущим постоянно или в континентальной Италии, или во Франции и Испании. Измельчание земельной собственности доходит нередко до крайности: крестьянин владеет одной землянкой на клочке земли в несколько квадратных аршин. В приморской долине, где частная собственность заключается в плодовых плантациях, нередко встречаются такие собственники из крестьян, которые имеют только по 4–5 каштановых деревьев» (1900).

Черное море

Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881. ГТГ

Это имя, связанное, вероятно, с цветом воды во время бури, море получило только в Новое время. Древние греки, которые активно обживали его берега, называли его сначала Негостеприимным, а потом - Гостеприимным.

«…Срочное пассажирское и грузовое пароходное движение между портами Черного моря содержится русскими судами (преимущественно Русского общества пароходства и торговли), австрийским Ллойдом, французскими Messageries maritimes и Frayssinet et C-ie и греческой компанией Courtgi et C-ie под турецким флагом. Иностранные пароходы посещают почти исключительно порты Румелии, Болгарии, Румынии и Анатолии, тогда как пароходы Русского общества пароходства и торговли - все порты Черного моря. Состав судов Русского общества пароходства и торговли в 1901 году - 74 парохода…» (1903).

Эгейское море

Остров Патмос. 1854. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Эта часть Средиземного моря, располагающаяся между Грецией и Турцией, названа в честь афинского царя Эгея, который бросился в него со скалы, подумав, что его сын Тезей убит Минотавром.

«…Плавание по Эгейскому морю, лежащему на пути судов, идущих из Черного и Мраморного морей, в общем весьма приятно, благодаря хорошей, ясной погоде, но осенью и ранней весной нередки штормы, приносимые циклонами, идущими от Севера Атлантического океана через Европу в Малую Азию. Жители островов прекрасные моряки…» (1904).