Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень


Программное содержание: показать детям разнообразие изобразительных и композиционных возможностей в изображении берез на примере картин с одинаковым названием, созданных разными художниками-пейзажистами; рассматривать в сравнении; находить сходство и различие; вызывать желание любоваться красотой зеленого простора, желание оказаться там.

Оборудование: репродукции картин И. И. Левитана и А. И. Куинджи «Березовая роща», рисунки детей с изображением березы, репродукция картины А. А. Рылова «Зеленый шум».

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми рассматривает детские работы.

В. Какие красивые у нас получились березки! Их не перепутаешь с другими деревьями. Какие они у нас? (Белоствольные, стройные, кудрявые ветки тянутся вверх к солнышку, а затем кудрявятся вниз, потому что гибкие.) Каждый нарисовал березку, и получилась у нас целая березовая роща. Не только мы, но и разные художники-пейзажисты создавали картины, которые так и назывались - «Березовая роща». Хотите попасть в березовые рощи?

Дети рассматривают репродукции картин Левитана и Куинджи «Березовая роща», высказывают свои суждения.

Дидактическая игра «Узнай картину по палитре».

В. У меня на палитре краски, которые использовал один из художников. Кто первый из вас, дети, догадается, в какой картине присутствуют эти краски? Почему? (На палитре контрастные краски к картине Куинджи.) Можем ли мы сказать, что в этой картине меньше зелени? Нам так кажется потому, что здесь больше всего темно-зеленого и салатового цвета. Они контрастными пятнами выделяются на картине. Художник А. И. Куинджи был непревзойденным мастером светотени.

Чтобы показать густую тень и яркий свет, он взял такие краски. Несколько необычными кажутся нам стволы берез. Может, вы догадались, почему они серого цвета? Да, мы их видим с теневой стороны. Солнце освещает стволы с обратной стороны, белые блики мы видим на стволах с солнечной стороны. Они как бы просвечиваются насквозь. Вот почему на стволах розово-оранжевые пятнышки. Вся зелень берез вверху, она нам не видна, но мы можем предположить по множеству теней на траве, как много там зелени. Вот такое необычное композиционное решение придумал художник А. И. Куинджи.

Чем отличается картина И. И. Левитана «Березовая роща»? (Здесь много высокой сочной травы, много берез, как будто вышли на поляну девушки в белых сарафанах с зелеными косами. Тихо, нет ветра, но они как бы двигаются в хороводе.) Здесь так хорошо разбрестись по роще, наполнить ее своими голосами, поиграть в прятки. Давайте представим, что вы тоже здесь, в картине, и слышны ваши голоса.

Воспитатель предлагает погулять по роще.

В. Я увидела красивую бабочку, мы спугнули стайку птичек, а вот расцвел колокольчик. Кто еще что увидел? Почему оно так незаметно, как бы слилось со всей природой? (Отмечают темно-зеленый цвет воды - в ней отразилась зелень берез и желтоватый цвет семян березы на воде.) Вдоль берега растет высокая густая трава. Она как бы предупреждает нас, чтобы мы не свалились в воду. Давайте подойдем к трем березкам. Что мы здесь можем услышать? (Лениво переквакиваются лягушки, плеск рыбки, в тени мы сразу же услышим комариков. Они как будто нас здесь ждали.) Что еще услышали или заметили вы?

Как бы изменились эти картины, если бы художники их создавали в дождливый день, в пасмурный день? Появились бы вместо солнечных холодные тона?

Сейчас я вам покажу еще одну картину художника А. А. Рылова, на которой ему удалось передать шум берез в ветреную погоду, их движение. Он так и назвал картину «Зеленый шум». Глядя на нее, мы как бы чувствуем, как ветер играет березовыми косами, как легко гонит облака. Как будто об этой картине говорит поэт Н. А. Некрасов:

Идет-идет зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой.

Мы посмотрели картины одинакового содержания разных авторов. Они разные, даже наши березки непохожи между собой. Но везде мы видим громкое цветовое созвучие. Цвет здесь звучит звонко и радостно и помогает нашему пониманию замысла художника.

Занятие 1
ХОЗЯЙСТВО СЕМЬИ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ
И. ЛЕВИТАНА «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели : развивать устную речь; обогащать словарный запас; развивать песенные навыки.

Планируемые результаты : выражает интерес, восхищение, радость при знакомстве с репродукцией картины И. Левитана «Березовая роща» и прослушивании музыкального произведения «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) ; рассказывает о членах своей семьи, о распределении между ними домашних обязанностей; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения.

Материалы и оборудование : репродукция картины И. Левитана «Березовая роща»; картинки на тему «Хозяйство семьи».

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

В семье очень важны совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи.

Мышка-норушка – толокно толчет,

Лягушка-квакушка – пироги печет,

А петух на подоконнике – играет на гармонике,

Серый ёжик свернулся в клубок –

Он сторожит теремок.

О чем рассказывается в этом отрывке? (О распределении обязанностей в семье.) Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах.

Какие домашние обязанности выполняете вы?

2. Усвоение песенных навыков. Песня «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).

3. Рассматривание репродукции картины русского живописца XIX века Исаака Ильича Левитана «Берёзовая роща».

На этом полотне берёзы показаны необычайно яркими, насыщенными, живыми и тёплыми. На кору берёз падают солнечные лучи. Берёзы с листьями изображены очень естественно. На этом живописном полотне видна лучезарная трава. Среди неё растут разные полевые цветы. Этот лужок полон свежести. Эта травка необычайно плавно расстилается по полотну. Глядишь на нее, и так хочется пробежаться по ней, прилечь и смотреть сквозь шелестящие листья на лазурное небо. Эта картина поднимает настроение, придаёт бодрость и напоминает о том, что зима не вечна.

Что изображено на картине?

Как изображены берёзы, трава?

Приятно ли вам смотреть на эту картину?

Нравится ли вам картина «Берёзовая роща»?

4. Рефлексия.

Что такое совместный труд в семье?

Какую песню мы пели?

Какую картину мы рассматривали?

Цель: Формировать у детей знания о жанре живописи - пейзаж; учить видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции, подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определённое настроение, помочь увидеть красоту лета.

И.О.О. «Речевое развитие» - активизировать словарь детей словами и выражениями: ажурная листва, прозрачная листва, восторженное, светлое настроение. Учить отвечать на вопросы по содержанию картины, выражать своё отношение к картине, описывать свои чувства и переживания.

Предварительная работа:

Наблюдение за летними изменениями в природе на прогулках;

Чтение и разучивание стихов о лете;

Рисование детьми деревьев (берёз).

Материалы:

Репродукция картины И.И. Левитана «Берёзовая роща». Листы различного формата, разного цвета, краски, карандаши, сангина, уголь, восковые мелки, кисти, мольберты. Музыкальный центр, инструментальная музыка.

Ход деятельности

Каждое время года красиво по-своему. Об этом пишут стихи - поэты, картины - художники, музыку - композиторы. А поэт Фёдор Тютчев писал о лете так:

«Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!»

А вот какую картину про лето написал русский художник И. Левитан и назвал её «Берёзовая роща».

(воспитатель выставляет картину)

Давайте посмотрим, что художник изобразил на своей картине?

Это какое-то царство берёз! А как вы узнали, что это берёзы?

Ну, конечно, по белым стволам, ажурной, прозрачной листве. Берёзки как девушки в белых сарафанчиках, то парами, то группами закружились в лёгком хороводе!

«Любую берёзку русскую.

То светлую, то грустную

В беленом сарафанчике.

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками».

Ребята, как вы думаете, что привлекло внимание художника, когда он писал картину?

Почему он выбрал для своей картины прямоугольный, вытянутый по горизонтали формат полотна, срезавшего верхушки берёз?

Теперь давайте посмотрим, какие краски использовал Левитан для своей картины. Назовите их.

Везде ли одинакова зелёная краска, которой художник изображал траву и листву деревьев?

Как можно получить разные оттенки одного цвета?

Каких красок больше на картине - ярких, светлых или тёмных?

Как вы думаете, какое настроение у берёз?

Какой день, на ваш взгляд, изображён на картине?

Как вы думаете можно ли назвать эту картину Левитана радостной?

А если бы художник изобразил всё то же самое, но другими красками - тёмными. Назвали бы эту картину радостной? Почему нет?

Значит, Левитан хотел, чтобы зрители, которые будут рассматривать его картину, испытывали удовольствие и радость.

Как вы думаете, с каким настроением художник писал эту картину?

Художника поразила игра света и тени на стволах берёз, на листве, траве. Это делает деревья не только трепетными и живыми, но и словно прозрачными.

Занятие 1
ХОЗЯЙСТВО СЕМЬИ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ
И. ЛЕВИТАНА «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели : развивать устную речь; обогащать словарный запас; развивать песенные навыки.

Целевые ориентиры дошкольного образования : выражает интерес, восхищение, радость при знакомстве с репродукцией картины И. Левитана «Березовая роща» и прослушивании музыкального произведения «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) ; рассказывает о членах своей семьи, о распределении между ними домашних обязанностей; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения.

Материалы и оборудование: репродукция картины И. Левитана «Березовая роща»; картинки на тему «Хозяйство семьи».

1. Организационный момент.

В семье очень важны совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи.

Мышка-норушка – толокно толчет,

Лягушка-квакушка – пироги печет,

А петух на подоконнике – играет на гармонике,

Серый ёжик свернулся в клубок –

Он сторожит теремок.

– О чем рассказывается в этом отрывке? (О распределении обязанностей в семье.) Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах.

– Какие домашние обязанности выполняете вы?

2. Усвоение песенных навыков. Песня «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).

3. Рассматривание репродукции картины русского живописца XIX века Исаака Ильича Левитана «Берёзовая роща».

– На этом полотне берёзы показаны необычайно яркими, насыщенными, живыми и тёплыми. На кору берёз падают солнечные лучи. Берёзы с листьями изображены очень естественно. На этом живописном полотне видна лучезарная трава. Среди неё растут разные полевые цветы. Этот лужок полон свежести. Эта травка необычайно плавно расстилается по полотну. Глядишь на нее, и так хочется пробежаться по ней, прилечь и смотреть сквозь шелестящие листья на

лазурное небо. Эта картина поднимает настроение, придаёт бодрость и напоминает о том, что зима не вечна.

– Что изображено на картине?

– Как изображены берёзы, трава?

– Приятно ли вам смотреть на эту картину?

– Нравится ли вам картина «Берёзовая роща»?

4. Рефлексия.

– Что такое совместный труд в семье?

– Какую песню мы пели?

– Какую картину мы рассматривали?

Дидактические карточки - Деревья

Уважаемые Воспитатели!

Предлагаю Вам дидактический материал для занятий. Давайте поз накомим детей с различными деревьями.

Распечатайте листы с изображением деревьев, их листьев, семян и кратким описанием каждого дерева. К каждому дереву прилагаеются изображения листьев, которые можно расскрасить. Научите детей запоминать, как выглядят веточки, листочки и плоды.

А ещё предлагаю Вам образец составления небольшого рассказа о берёзе (по аналогии можно такие же рассказы составлять и о других деревьях) и несколько загадок о деревьях (читайте ниже).

В кратком описании каждого дерева, можно узнать их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве.

Рассказ про Березу:

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Вопросы про Дерево:

Какие деревья, вы знаете?

Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

Деревья живые или неживые?

Кто (или что) им помогает расти?

Чем их надо поливать: водой или молоком?

(Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет?

Из каких частей состоит?

Какую пользу может принести людям?

Как изменяется в разные времена года?

Что можно сделать из этого дерева?

Почему люди сажают деревья на улицах города?

Для чего нужны деревья, польза от деревьев:

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды.

Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.

Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Задания в которых надо написать названия деревьев угадав их листья.

СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА — дерево с четко выраженным стволом, боковыми ветвями и верхушечным побегом.
Составными частями дерева являются крона, ствол и корни.

Загадки про Деревья:
***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
***
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
***
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
***
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
***
Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
***
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)