Картины родной природы в романе пушкина евгений онегин. Картины родной природы в романе А


Картины природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

В самом начале своей работы над “Евгением Онегиным” Пушкин писал П.А. Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”. В самом деле, стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие и показывающие картины не только природы, быта.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

Мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит снега, превращая их в мутные ручьи…
В “Отрывках из путешествия Онегина” описываются Кавказ, Крым, дается подробное поэтическое и в то же время реалистически верное изображение Одессы. Целая поэтическая география России, подаренная нам гениальным поэтом! Особое место в “Евгении Онегине” занимают описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует зимние, осенние пейзажи. При этом он, как и в изображении людей и их характеров, вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, все у него просто, обыденно и в то же время прекрасно. До Пушкина поэты изображали природу в классических и романтических произведениях, искали красоты, поэтичности только в грандиозных, необычных для русского человека картинах высоких гор, пропастей, водопадов, бурно текущих рек, морей. Пушкин так говорит о романтических вкусах своей молодости:

В ту пору мне казались нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал...

Своими высокопоэтическими изображениями простой, скромной природы средней России Пушкин решительно изменил вкусы читателей и писателей тоже. Он показал, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но недостаточно оцененных нами картинах.

… Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна…
Сорок веселых, на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Это - начало зимы. А вот как описана весна в деревне. Здесь и ясное небо, и первый пух на деревьях, и первый вылет пчел за медом, и появление цветов на лугах, и первый выгон коров на пастбище, и, наконец, завершая и делая еще более поэтичным этот образ пробудившейся жизни в природе, - соловьиные песни по ночам. Пушкин, сумевший увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, сумевший найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, заражает и нас. Он учит нас видеть, понимать и любить нашу скромную, по сравнению с югом, но прекрасную в своей простоте природу.
В самом романе столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных описаний хороших, честных, высоких чувств, переживаний и поступков, что это светлое содержание романа берет верх над печальными размышлениями автора.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», по точному определению В. Г. Белинского, «энциклопедия русской жизни». Очень интересными, задушевными, волнующими страницами этой поэтической энциклопедии являются описания природы, особенно природы средней полосы России.

На живописном полотне поэта запечатлелись безбрежная родная страна с ее лугами, рощами, холмами и нивами. Пейзажная живопись только начинала развиваться в России, когда Пушкин в «Евгении Онегине» создал поэтический календарь времен года, развертывая действие романа под открытым небом.

Знаменитые зимние картины -

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре -

Сменяются живыми весенними этюдами:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года, описанием недолгого северного лета, «карикатуры южных зим» и, наконец, столь любимой поэтом осени, от ранней, когда

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…,

До поздней, когда

Встает заря во мгле холодной,..

На нивах шум работ умолк.

И природа застыла в ожидании новой зимы. И вот она, наконец, пришла, и снова «все ярко, все бело кругом». Простыми словами поэт рисует чудесные и, главное, живые картины. При помощи эпитетов (сиянье розовых снегов, зимы блистательным ковром), сравнений (опрятней модного паркета блистает речка; природа, как жертва, пышно убрана), метафор (поток, не скованный зимой, небо осенью дышало, ложился на поля туман) и особенно олицетворений (Встает заря во мгле холодной, Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин).

Пушкин делает природу живым участником событий. Родная природа, по убеждению поэта, - великий воспитатель. В отношении к природе проявляются и лучшие черты человека, воспитанные тесным общением с ней, и худшие, которые объясняются отрывом от нее, от народа, неразрывно связанного с родной землей. Так, характер Татьяны, «русской душою», воплощающий «милый идеал» Пушкина, с ее любовью к народным обычаям, к духовной жизни народа, мог сформироваться только на лоне родной природы. Не случайно пейзаж зимней деревни дается через восприятие этой любимой пушкинской героини:

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор…

Примечательно и то, что сцена разговора Татьяны с няней - одна из самых поэтичных и трогательных в романе - дается в чудесной пейзажной рамке. Изображение молодой чистой любви сливается с поэтичным изображением русской природы, и весь эпизод воспринимается нами как прекрасный кусок жизни. А кусты сирени и аллея к озеру в Михайловском навсегда увековечены сердечным волнением влюбленной Тани.

А вот «лишний человек» Онегин, очень далекий от народной жизни, не любит природу, она не трогает его. Для Евгения «и в деревне скука та же». Для Татьяны же родные места - незабываемая память сердца. Не забудет и читатель природу любимых поэтом мест, а побывав в Пушкинском заповеднике на Псковщине, легко узнает и живописные возвышенности Тригорского, и узкую извилистую ленту Сороти, и зеркальные озера, увидит «подвижные картины» воссозданной в романе родной природы.

Запомнится и весеннее обновление земли, и легкая осенняя грусть, и прекрасный народный обычай зимних святок. Не забудется и надгробная плита у ручья в тени двух сосен, отбрасывающих кружевную тень…

Особый, одушевленный пейзаж Пушкина в «Евгении Онегине» очень важен и для самохарактеристики автора. Пушкин то прямо говорит о своей любви к родной земле («Цветы, любовь, деревня, праздность. Поля! я предан вам душой»); то одним эпитетом «прелестный» («Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок») передает свое восхищение русской деревней; то противопоставляет картинам пышной южной природы («волн края жемчужины, и моря шум, и груды скал») пейзаж привычный, но такой близкий душе («Иные нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор…»). Все это говорит о переходе поэта от романтизма к реализму. Не случайно последнее лирическое отступление из ненапечатанного «Путешествия Онегина» Пушкин включал в опубликованные отрывки этой главы.

Пушкинские пейзажи в «Евгении Онегине» - это настоящая живопись словом. В них (пейзажах) все: краски, игра света и тени, тишина, шорохи, звуки - представляется единственно возможным, восхищает точностью, правдивостью и поэтическим совершенством. Мне кажется, что известная мысль о том, что, читая Пушкина, можно наилучшим образом воспитать в себе человека, имеет прямое отношение к миру природы, который живет на страницах «Онегина» и пробуждает «чувства добрые» в каждом, кто читает роман.

Гениальное творение Александра Сергеевича представляет ценность не только подробным описанием российской действительности начала XIX столетия, но и непревзойденным, красочным и поэтичным пейзажем. В произведении Александр Сергеевич рассказывает о себе и о родном крае, где испытывал любовь, страдания и черпал вдохновение.

На написание романа поэту потребовалось восемь лет кропотливого труда. Это большой период в жизни талантливого автора. За такой промежуток времени он превратился из робкого юноши в сформировавшуюся личность и величайшего мастера слова.

Различие в восприятии красоты родного края Евгением Онегиным и автором

В непревзойденном литературном творении современники поэта рассмотрели реальность, узнали себя и свое окружение, столицу, сельскую местность, господ и крепостных крестьян. Их слух уловил настоящую чистейшую русскую речь. И они увидели, как прекрасна природа России и еще больше прониклись любовью к ней.

В первых строфах читателям представлена картина Петербурга и мысли Александра Сергеевича о нем: «Там некогда гулял и я, но вреден север для меня!». Здесь чувствуется авторская ирония, с ней он рассказывает про годы ссылки. Бескрайние водные просторы и буйная стихия воодушевили поэта.

Евгений Онегин, в отличие от создателя романа, не упивается красотой природы, более того - она ему быстро надоедает, как и все остальное. Приехав в имение дяди, он лишь пару дней был восхищен новой жизнью, и вскоре впал в уныние. Почему же природа не излечила его от тоски?

В городе Евгений вращался в великосветском обществе, и оно ему порядком наскучило. Если сравнивать Владимира и Евгения, то последний не был восторженной и наивной натурой, он был ценителем прекрасного. Но, как это иногда бывает, внешняя оболочка значительно отличается от содержимого, по этой причине Евгений, быстро насытившись любовью, охладевал к объекту страсти.

Отношение поэта, Татьяны Лариной и Владимира Ленского к родной природе

Александр Сергеевич, как никто иной, остро чувствует природу и ощущает единение с ней. Наиболее ценные и счастливые часы творческой работы даровало ему именно общение с природой. Он испытывает грусть о неосуществленном желании во время написания строк: «Я был рожден для жизни мирной…»

Близость между поэтом и Татьяной просматривается в их любви и нежном отношении к родной природе. Большинство писателей сходится во мнении, что юные особы, чье детство прошло в глуши, тонко воспринимают прекрасное. «Деревня… была прелестный уголок», «стада бродили по лугам», «огромный… сад» - великолепная картина! Здесь и жили Ларины.

Владимир - подходящая кандидатура на роль возлюбленного Татьяны: он смог бы прочувствовать ее утонченную натуру. Ленский «рощи полюбил густые, уединенье, тишину…». Все это мило Татьяне с ранних лет, ведь она тоже романтическая и мечтательная натура. Но Владимир отдает предпочтение Ольге, наделяя ее придуманными чертами характера.

Роль картин русской природы в произведении

Зарисовки природы в романе бесподобны. Описанию красот окружающего мира отводится значительная часть авторских отступлений. Они позволяют читателю лучше понять жизнь в былое время, мысли поэта, почувствовать полноту и краски жизни. Пейзаж играет важную роль в произведении: он помогает нарисовать психологический портрет каждого действующего лица, достоверно передать дух прошлой эпохи.

Изумительные картины природы в литературном творении способствуют воспитанию патриотизма - можно любить разные города и страны, но неизменной и искренней будет любовь лишь к родному краю. Милые душе пейзажи остаются в памяти на всю жизнь, точно так, как и яркие воспоминания детских лет. Общение с природой очищает и обогащает душу.

Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Господский дом уединенный,

Горой от ветра огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые...

А. С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин, будучи истинным лириком и патриотом, не мог не любить русскую природу. В ней видел он рационализм, покой, совершенное творение Бога. Самые разнообразные картины природы можно увидеть в лирике поэта и в его романе «Евгений Онегин». Но не следует думать, что Александр Сергеевич описывает природу лишь для того, чтобы создать фон, на котором будут действовать его герои, страдая и мучаясь, и даже погибая.

Природа в романе олицетворена, она почти героина произведения, органически входя в ткань повествования, помогает понять характеры действующих лиц. Любовью к природе проверяет автор своих героев на духовность, а нелюбовь или равнодушие к ней некоторых персонажей Пушкин объясняет издержками их воспитания или полным бездушием.

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок...

Господский дом уединенный...

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые...

Среди первозданной красоты, человек сам становится чище, душевнее и богаче духовно. Увидеть и оценить мир может только искренний и добрый человек, обладающий не столько умом, сколько сердечностью. Поэт доказывает это образом своей любимой героини - Татьяны Лариной.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И, вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

Природа в романе «Евгений Онегин» действенна, не остается равнодушной к героям, она «сопровождает» их, утешает или предупреждает о грядущем (сон Татьяны). Не случайно автор пишет, что Татьяна любила русскую зиму. Это своеобразное признание в любви к России, которую невозможно представить без белого, пушистого снега, катания на санях, зимних забав и суровой красоты севера. Было бы неестественно, если бы Пушкин показал «деревенскую девушку» Татьяну страстной патриоткой, но через любовь к природе родной земли открывается истинная духовная красота героини.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Описание картин природы - это возможность и автору сказать о своей любви к России, ее бескрайним просторам, прекрасным пейзажам. Безусловно, Пушкин любит родину, иначе он не смог бы «создать» таких великолепных картин.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры.

Деревья в зимнем серебре...

Природа в описании Пушкина не бездушна сама по себе, это живой, трепетный мир, среди которого обитают герои поэта, и не случайно в гранитном Петербурге, став светской дамой, Татьяна с грустью вспоминает деревню с ее нехитрым бытом, где героиня оставила родных людей, где зарождалась ее единственная и незабвенная любовь.

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где. в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей...

Так сложилось в литературе XIX века, что описание картин природы было для авторов не самоцелью, а выразительным художественным средством, объясняющим психологический настрой героя, его гармонию с окружающим миром или разлад. И у Пушкина в романе «Евгений Онегин» природа помогает глубже понять душевное состояние героев, замысел автора, показавшего жизнь его современников во всем многообразии, красоту земли.

Встает заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк...

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Обычно отмечаются следующие главы и строфы романа: Лето — глава 4, строфа 40; глава 7, строфа 15. Осень — глава 4, строфы 40-41; глава 7, строфа 29. Зима — глава 4, строфа 42; глава 5, строфы 1-2, 9; глава 7, строфа 30. Весна — глава 7, строфы 1-3. Грустная лирическая настроенность этого описания хорошо гармонирует с настроением всей главы, она дает основной лирический тон главе — следовательно, пейзаж в романе Пушкина играет определенную композиционную роль. Пушкин несколько раз описывает в романе разные времена года это помогает читателю воспринять хронологические рамки романа, дает перспективу времени, текучесть жизни. Рассказывая о предстоящем отъезде Татьяны в Москву, поэт сжато и ярко описал смену лета осенью, осени — зимой.

* Настала осень золотая.
* Природа трепетна, бледна
* Как жертва пышно убрана…
* (глава 7, строфа 29)

Сравним эту картину с описанием осени в главе четвертой (строфы 40-41) -здесь совсем другие краски, другие настроения. Мы чувствуем, что эта осень особенно близка сейчас настроению Татьяны, она как-то связана с ее судьбой, с ее будущим.

* Вот север, тучи нагоняя,
* Дохнул, завыл и вот сама
* Идет волшебница зима.
* Сравним это описание с веселой, радостной зимой в главе четвертой:
* Мелькает, вьется первый снег,
* Звездами падая на брег.

В 7-й главе другая зима — холодная, жестокая, и она опять связана с судьбой Татьяны, с ее неизвестным будущим, от которого Татьяна не ждет ни радости, ни счастья:

* Не радо ей лишь сердце Тани…
* Татьяне страшен зимний путь.

Так пейзаж помогает Пушкину раскрывать душевные настроения героев, повороты в их жизненной судьбе. Исключительно велика композиционная роль пейзажа в пятой и шестой главах, тесно связанных друг с другом единством развивающихся событий: от зимнего пейзажа идет переход к характеристике Татьяны — «русской душою», на фоне зимней холодной ночи даны гадания Татьяны, на фоне зимнего пейзажа воспроизводится ее сон, предвещающий беды, несчастия, на этом же фоне поэт описывает дуэль и смерть Ленского.

* То видит он: на талом снеге
* Недвижим юноша лежит,

На почти таком же фоне поздней зимы и начинающейся ранней, еще по-зимнему холодной весны происходит последняя встреча Онегина и Татьяны.

Действие в первой и последней главах романа происходит зимой и весной. Эта повторяемость пейзажей — тонкий художественный прием, при помощи которого поэт даст ощущение однообразного неотвратимого течения жизни, смены лет, возрастов, настроений, жизненных судеб, «увяданья наших лет, которым возрожденья нет».

Пейзаж играет большую роль и в раскрытии основных образов романа: Онегина и Татьяны. Деревенский пейзаж во второй — шестой главах романа не связан с образом Онегина, да и сам Онегин не любит природы:

* Два дня ему казались новы
* Уединенные поля,
* Прохлада сумрачной дубровы,
* Журчанье тихого ручья;
* На третий роща, холм и поле
* Его не занимали боле;
* Потом уж наводили сон
* (глава 1, строфа 54)
* «Однако в иоле уж темно;
* Скорей! пошел, пошел, Андрюшка!
* Какие глупые места!»
* (глава 3, строфа 4)

В противоположность Онегину образ Татьяны дан автором на фоне природы, он неотрывен от сельского пейзажа. Восход солнца, который встречает на балконе Татьяна (глава 2, строфа 28), и сад, в который ходит грустить Татьяна, где происходит сцена свидания с Онегиным (глава 3, строфа 16; строфы 38- 39), и ночной пейзаж при свете луны во время разговора с няней (глава 3, строфы 16, 20, 21), и раннее утро после бессонной ночи (глава 3, строфа 32), и зимнее утро в начале пятой главы (строфа!-2), и холодную зимнюю” ночь, когда гадает Татьяна (глава 5, строфа 9), и зимний пейзаж ее страшного сна (глава 5, строфа 13), и ночь накануне именин (глава 6, строфа 2), и весенний пейзаж седьмой главы, и летний вечер, когда одинокая Татьяна приходит в дом Онегина (глава 7, строфа 15), нее прощание с родными местами перед отъездом в Москву (глава 7, строфа 28 и следующие).

В романе ярко звучит тема родины, живет воздух ее полей, шум её лесов, жизнь и историческое прошлое ее народа (тема Москвы в седьмой главе), видится неоглядная даль «сумрачной России» (глава 1, строфа 50). Все это раздвигает не только пространственные, но и временные рамки романа.