Скачать презентацию пейзаж поэтическая и музыкальная живопись. Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись


).

Тема: Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись.

Цели: дать представление о жанре пейзажа в разных видах искусства (живопись, музыка); формирование умений и навыков в анализе художественных произведений; развитие зрительской компетентности учащихся на основе произведений живописи, музыки; воспитание интереса к видам искусства.

Формирование УУД: личностные – развитие эмоционального и осознанного отношения к природе через знакомство с художественными образами, которые ее воплощают; познавательные – стремление к добыванию новых знаний, чувственных ощущений о красоте окружающей природы; коммуникативные – умение вступать в диалог с создателями художественных пейзажей, выражать свое отношение к их содержанию в осмысленных речевых высказываниях, регулятивные – саморегуляция усилий, волевых качеств при выполнений учебных задач, поиск путей достижения качества работы; предметные – поиск и сохранение информации, необходимой для усвоения темы урока.

Ход урока:

    Орг. момент.

    Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства, проанализируем произведения живописного, музыкального, литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств.

III . Формирование новых знаний.

1. Давайте вспомним с вами что же такое пейзаж? (изображение природы).

Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т. д.)

Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава…

- Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная!

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Давайте с вами рассмотрим картины Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь».

Послушаем музыкальный фрагмент из сочинения Вивальди «Лето».

Какое лето вы себе представили?

С помощью каких музыкальных средств автор изобразил лето (интонация, ритм, форма и т. д.)

Сопоставим музыкальное произведение и картины Левитана «Над вечным покоем», «Озеро. Русь».

Какие средства художественной выразительности используют художники (цвет, ритм, светотень,
и т. д.)?

А теперь рассмотрим зарубежное изобразительное искусство 20 века.(появление направления «импрессионизм»впечатление).

Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Давайте рассмотрим пейзажи художников-импрессионистов. Скажите мне, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах. (ответы уч-ся).

Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость .

2. Работа по учебнику(с. 24- 25).

Назови известных тебе русских художников, которых привлекала незатейливая красота среднерусской полосы. (А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин)

Какую русскую природу увидели люди на их картинах? (прозрачный весенний воздух; березы, наполненные весенним соком; услышали радостный гомон птиц; небо не такое уж и серое; весенняя грязь, радующая взор; русская природа нежная, задумчивая, трогательная)

Назови известные картины Алексея Кондратьевича Саврасова. («Грачи прилетели», «Весна. Огороды», «Дубы», «Зимняя ночь», «Степь днем», «Летний пейзаж», «Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», «Весна»)

Что означает слово «импрессионизм»? («впечатление»)

Назови основной принцип художников-импрессионистов. (зафиксировать мимолетные впечатления от реально существующего мира)

Какая забавная история произошла с живописной работой Клода Моне «Вестминстерское аббатство» («Здание парламента в Лондоне»)? (благодаря картине Мне люди обнаружили, что в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей, лондонский туман может приобретать самую различную окраску)

Назови известные картины Клода Моне. («Водные лилии», «Руанский собор», «Мост Ватерлоо»)

IV . Проверка домашнего задания.

1). Ответы на вопросы:

1. Как называл А.С.Пушкин искусство? («магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы, явления привычной жизни)

2. Что стремятся воплотить люди искусства во все времена? (различные явления природы, свое видение мира через чувства и переживания)

3. Что такое пейзаж? (в переводе с французского – вид, изображение какой-либо местности; это жанр изображения природы)

4. Как ты понимаешь слова Антуан де Сент Экзюпери «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»

5. Прочитай с выражением, применяя музыкальные интонации в голосе, стихотворение Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке».

6. Найди в тексте «Неведомому другу» Михаила Михайловича Пришвина словесные выражения пейзажа. (солнечно-росистое утро; неоткрытая земля; неизведанный слой небес; утро единственное; весенние песни; затишные места; сырость черных теней и т.д.)

2). Защита докладов по теме урока.

V. Итог урока .

Домашнее задание: практическая работа : изобразите свой пейзаж (можно основе услышанного и увиденного)

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСКУССТВУ

8 класс

Учитель: Очерет Г.Н.

2013 год

Цель:

Задачи:

Оборудование: репродукции картин К.Моне.

А .

Оборудование для учеников:

Используемые технологии: ТРИЗ, РКМ, ИКТ.

ЭПИГРОФ


А также способы переложенья

О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  1. Вступительное слово учителя.

Постановка целей урока.

Технология ТРИЗ. РКМ

Учитель:

  1. Бортовой журнал.

Что я знаю по этой теме? (открывать записи)

Учитель:


Что хочу узнать

  1. Прием «Круги по воде»

Е- естественность

(й)

Учитель:

Учитель:

Октябрь уж наступил... А. Пушкин








Перед дождем

Н. Некрасов


Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...

Осенний вечер(звукозапись)

Федор Тютчев

Туманная и тихая лазурь

Ущерб изнеможения

Учитель:

Ученики:

Учитель: (

Изучение нового материала.

Рассказ об истории пейзажа

Учитель:

Ответ уч-ся:

МОНЕ Клод Оскар Моне

"Завтрак на траве" (1865-1866),

Репродукции открыть (

Учитель: " (1914) - 14,137 млн.$,

Практическая часть.

Учитель:

Учитель:

Учитель:

ЭТАПЫ

Первый этап:

Второй этап:

Третий этап:

6. Рефлексия.

Как вам сегодня работалось?

Колорит красок



Что такое осень - это небо,
Плачущее небо под ногами.


В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.

Осень, в небе жгут корабли.


Осень - темная даль.

Что такое осень - это камни,


Осень, я опять лишен покоя.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - темная даль.

Что такое осень - это ветер
Вновь играет рваными цепями.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШАРАПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСКУССТВУ

« Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись»

8 класс

Учитель: Очерет Г.Н.

2013 год

Тема: «Пейзаж – музыкальная и поэтичная живопись»

Цель: дать представление о таком направлении в искусстве как «импрессионизм»; расширить знания учащихся о жанре пейзажа в разных видах искусства (живопись, литература, музыка), о внутренней связи музыки, литературы, изобразительного искусства; познакомить учащихся с понятием «музыкальный пейзаж»

Формирование умений и навыков в анализе художественных произведений.

Развитие зрительской компетентности учащихся на основе произведений живописи, музыки.

Воспитание интереса к видам искусства.

Задачи: показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа; овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит; совершенствовать технику работы с красками (гуашь, акварель); показать связь изобразительного искусства с музыкой и литературой.

Оборудование: репродукции картин К.Моне.

А . К. Саврасов «Грачи прилетели», презентация «Осень в картинах русских художников», презентация картин К.Моне

Музыка П.И. Чайковского «Времена года», Вивальди, стихи А.Пушкина, Н. Некрасова, Ф Тютчева.

Оборудование для учеников: акварельные и гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, лист форматом А-3, палитра, банка для воды.

Используемые технологии: ТРИЗ, РКМ, ИКТ.

ЭПИГРОФ

Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка принадлежностей к уроку изобразительного искусства.
  1. Вступительное слово учителя.

Всем добрый день. Уважаемые гости, мы рады видеть Вас в нашей школе.

Сегодня наш урок будет посвящен музыке, литературе и живописи. Почему мы их объединили вместе?(это виды искусства)

Обратите внимание на эпиграф урока. (ученик читает, говорит как его понимает)

Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом. Музыка - один из древнейших видов искусства. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир.

Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства, проанализируем произведения живописного, музыкального, литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств. В конце урока вам предстоит изобразить пейзаж под музыку Вивальди.

Технология ТРИЗ. РКМ

Учитель: Мы с вами неоднократно встречались с жанром пейзажа в процессе обучения.

  1. Бортовой журнал.

Что я знаю по этой теме? (открывать записи)

Давайте вспомни, что такое пейзаж? (изображение природы).

Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете)

Учитель: Пейзаж – описание природы. Пейзаж – французское слово, дословный перевод – “местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные.


Что хочу узнать ?- (ученики отвечают) Связь между музыкой стихами живописью. Что может быть поэтичного в пейзаже. Что такое музыкальный пейзаж?

Что узнал?____________________________ в конце урока мы побеседуем об этом.

  1. Прием «Круги по воде»

Пожалуйста, запишите все смысловые мысли и ключевые понятия, асоциирующиеся у вас с этим термином. Напомню вам, что на каждую букву подбираются существительные, глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания.(фронтально)

П- природа, пастель, перистые облака, песчаный пляж, первый план;

Е- естественность

(й)

З-завораживает, загляденье, зелень,

А-акварель, альбом, альпийский луг;

Ж- живопись, жанр, жасминовый куст

Учитель: Продолжаем разговор о пейзаже, обратимся к материалу учебника.

Работа по учебнику стр. 24.(уч-ся читают)

Вспомните нашу недавнюю поездку в Третьяковскую галерею. Привлечь внимание учащихся к картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Знакомая картина.

Знаменитый русский художник А.К. Саврасов говорил: «Без воздуха нет пейзажа, сколько березок или елей не сажай, что не придумывай, если воздух не напишешь, - значит, пейзаж дрянь»

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» художники ощутили песенность русской природы, а композиторы и поэты почувствовали пейзажность русской народной песни.

Учитель: Какие средства художественной выразительности использует художник? (цвет, ритм, светотень).

В 9 классе мы будем изучать композицию в изобразительном искусстве.Она бывает вертикальная, горизонтальная, диагональная и каждая воздействует на зрителя по разному. Вам надо вспомнить рассказ экскурсовода про эту картину. Применим опережающее обучение.

Какую композицию применил художник на этой картине? (диагональную).

Диагональная композиция передают динамику движения.

(звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского»)

Но сейчас на календаре глубокая осень, в своем великолепии, нам она подарила еще несколько теплых дней. Давайте послушаем, что сказали очень известные русские поэты, композиторы, художники об осени, каждый своим языком.

(уч-ся читают стихи на фоне презентации осенних слайдов и музыкальных произведение Чайковского и Вивальди)

Октябрь уж наступил... А. Пушкин


Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Перед дождем

Н. Некрасов


Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...

Осенний вечер(звукозапись)

Федор Тютчев

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная таинственная прелесть.

Зловещий блеск и пестрота дерев

Багряных листьевтомный легкий шелест

Туманная и тихая лазурь

Над грустной сиротеющей землею

И как предчувствие сходящих бурь

Порывистый холодный ветер порою

Ущерб изнеможения

И на все та робкая улыбка увядания

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья

Учитель: Вы прослушали стихотворения. Скажите, к какому жанру относятся эти поэтические зарисовки. Назовите музыкальное произведение.

Ученики: Эти стихотворения относятся к жанру пейзажа.

Учитель: Какие образы возникли в вашем воображении? (осенние пейзажи) Какое настроение вызвала та или иная поэтическая зарисовка? (грусть, от того, что кончилось лето)

Согласитесь, когда соединяются 3 вида искусства образы воспринимаются ярче.

Изучение нового материала.

Рассказ об истории пейзажа

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.

Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII-XVIII вв.

Только что вы видели пейзажи русских художников.

В 19 веке возникло направление «импрессионизм»(впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.
Знаменитые импрессионисты (К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России открыли новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.Обратимся к материалу учебника.


Работа по учебнику Стр. 25.(уч-ся читают)

Учитель: Скажите, какие особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах.

Ответ уч-ся: собор вытянут по вертикали, создан образ, созвучный устремленной к небу в эмоциональном порыве души человека.

Краткий рассказ о творчестве Моне. (демонстрация слайдов)

МОНЕ Клод Оскар - выдающийся французский живописец, основатель импрессионизма. Художник родился в 1840 году в Париже, а детство провел в Нормандии. Он всегда хотел жить в деревне, в окружении природы. В 1883 году Моне поселился в Живерни, деревушке, расположенной между Руаном и Парижем. Он обожал цветы и последние два года жизни посвятил рисованию кувшинок, от которых в 1926 году его оторвала смерть.

К. Моне начал свою творческую деятельность еще в юном возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э.Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.Первой значительной работой, стала для К.Моне "Завтрак на траве" (1865-1866),

Творчество Клода Моне настолько хорошо известно, что многие воспринимают его искусство как должное. Моне воспринимал мир как постоянный поток света и движения. Будучи живописцем, он стремился к тому, что сам мог бы назвать "неописуемым", пытаясь без опоры на чужой опыт или традицию восславить постоянное, непрекращающееся движение природы, отраженное во времени и зрительных образах.

Репродукции открыть (Завтрак на траве, Руанский собор вечером, Скалы в бель-Иль, Стог сена в Живерни.

Учитель: КартиныК. Моне, самые высокопродаваемые и сегодня, средняя стоимость от 7,5 млндолларл, в февраля 2013 года на аукционе Sotheby"s(сотби) были проданы очередные картины Клода Моне: " Водяные лилии с отражением высокой травы " (1914) - 14,137 млн.$,

Практическая часть.

Учитель: Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

Учитель: вернемся в бортовой журнал. Что нового узнали для себя?

(импрессионизм в искусстве, песенность в пейзажах, пейзаж может быть музыкальным и поэтичным.)

Учитель: сейчас вам предстоит выполнить работу над живописным изображением осеннего пейзажа под воздействием музыкального произведения.

Что главным в пейзаже считал А.К. Саврасов? Постарайтесь изобразить его в своей работе. Вспомним правила воздушной перспективы: (растяжка тона)

Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие цвет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами,для неба в пору золотой осени используют синий кобальт. Попытайтесь передать в рисунках свое отношение к услышанным стихам и музыке.

ЭТАПЫ

Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита.

Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений.

Третий этап: прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.

6. Рефлексия.

Как вам сегодня работалось?

Какой момент урока вам больше всего понравился?

На каком этапе вам было наиболее трудно?

Посмотрев художественные произведения и послушав музыкальные произведения, скажите в чем суть жанра пейзажа.

Ученики: пейзажи передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы. В стихотворных, музыкальных и живописных пейзажах удивительная песенность интонации.
- закончите фразу: «Русский родимый пейзаж составляет …:

Колорит красок

Мимолетное впечатление от реально-существующего мира

- лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка.

Ребята, если вам урок понравился, то улыбнитесь мне и друг другу. Если вам что то осталось непонятным- поднимите руку.

Ученик: Уважаемые гости мы хотим вам исполнить песню песню Игоря Корнелюка на слова Юрия Шевчука «Что такое осень?)

(уч-ся выходят к доске со своими рисунками)

Что такое осень - это небо,
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - темная даль.

Что такое осень - это камни,
Верность над чернеющей Невою.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - темная даль.

Что такое осень - это ветер
Вновь играет рваными цепями.
Осень, доползем ли, долетим ли до ответа
Что же будет с родиной и с нами?
Осень, доползем ли, долетим ли до рассвета,
Осень, что же будет завтра с нами?


8 класс.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира

Урок 5

Тема: Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.

Цель: сформировать представление о жанре пейзажа в живописи и музыке и выполнить живописную пейзажную композицию.

Задачи:

    Воспитание любви к природе и родному краю;

    Формирование представления о жанре пейзажа в живописи и музыке;

    Развитие навыков художественно практической деятельности в области изображения пейзажа.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический, художественно-педагогической драматургии;

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация по теме урока, альбом, краски, кисти, баночка с водой, палитра.

Ход урока.

1.Вступление. Организационный момент, приветствие.

2. Экспозиция. (слайд 1) Звучит «Лето» П.И.Чайковского. ( Вступительное слово учителя.) Ребята, урок сегодня я хочу начать строками из стихотворения Ивана Бунина.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Любовь и радость бытия. И. Бунина

    Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Что мы узнаем? (Ответы учащихся)

Представление темы и целей урока. (слайд 2) Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства и выполним художественно-практическое задание.

3.Разработка.

    Что же такое пейзаж?

    Какие виды пейзажа в ИЗО вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т.д.). (слайд 3)

(слайд 4) На предыдущем уроке мы говорили о том, что долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? И только благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы. Появилась целая плеяда русских художников воспевших в своих работах красоту родной земли.

    Назовите картины и имена художников-передвижников, с произведениями которых мы познакомились на прошлом уроке.

(слайд 5-7) (Ответы учащихся: А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др.)

    Существует ли жанр пейзажа в других видах искусства кроме ИЗО?

(Ответы учащихся: в музыке и литературе)

    Назовите известного итальянского композитора 17 века, который написал цикл концертов под названием «Времена года».

(Ответы учащихся: Антонио Вивальди)

Ребята, вашим домашним заданием было подготовить групповое выступление и прочитать стихотворение-пейзаж, подобрав соответствующее музыкальное сопровождение. Предлагаю представить вам ваши выступления.

(слайд 8)

Выступление учащихся.

(слайд 9) В русских пейзажах-настроениях - стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

(слайд 10-11) В зарубежном изобразительном искусстве XX века появляется яркое направление для которого стало характерным фиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира. Этот стиль назвали «импрессионизм» от французского «впечатление». Основоположником стиля стал французский художник Клод Моне (1840-1926).

    Рассмотрите картины и сравните характерные черты стилей «реализм» и «импрессионизм».

(слайд 12) Сравнительный анализ стилей

(слайд 13-16) Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне. Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Художественно-практическая деятельность.

(слайд 17) Используя особенности цвета, колорита, ритма, композиции создайте различные образы родной природы живописными средствами. (Работа выполняется в сопровождение фортепианных пьес русского композитора П.И.Чайковского. В этом году отмечают 145 лет со дня рождения П.И.Чайковского)

4. Кульминация. Выставка, обсуждение и оценивание работ.

5. Реприза. (слайд 18) Ребята, урок я начала поэтическими строками. Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

6. Послесловие (слайд 19)

Обобщение и закрепление знаний

    Что такое пейзаж?

    Что «воспевает» пейзажный жанр?

    Что такое «импрессионизм», и каковы его особенности?

    Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке.

    Какая взаимосвязь между живописью, музыкой и литературой?

(слайд 20) Домашнее задание. Повторите все, что вы знаете о жанре портрета.











Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава... Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Леви­тан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной зем­ли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные ве­сенним соком, оживающие березы; услышали весе­лый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывает­ся, какая она русская природа - нежная, задумчи­вая, трогательная! Именно благодаря картинеАлек­сея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувство­вали пейзажность русской народной песни.

В XX в. в зарубежном изобразитель­ном искусстве возникло направление, которое получило название «импрес­сионизм» (от франц. impression- впе­чатление). Художники-импрессионис­ты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная ис­тория произошла с живописной ра­ботой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессио­нистаКлода Моне (1840-1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возму­щены, когда на выставке увидели кар­тину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую раз­личную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно ху­дожник.


  • Рассмотрите живописные пейзажи. Объя­сните, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные об­разы природы, запечатленные на этих полотнах.

  • Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.


  • Подберите живописные, литературные и музыкальные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира, и подготовьте беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.

Посмотрите фильм - экранизацию одного из произведений русской классики. Какую роль в фильме играет пейзаж?

Напишите этюды (литературные или живо­писные), в которых вы изобразите природу в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).



Зримая музыка

Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной класси­ки - «Времена года» - цикл концер­тов итальянского композитора XVIII в.Антонио Вивальди (1678-1741) и цикл фортепианных пьес русского композитора XIX в.Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Оба сочи­нения относятся к программной му­зыке: имеют названия и сопровожда­ются поэтическими строками - со­нетами самого композитора в кон­цертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

В русских пейзажах-настроениях - стихотворных, живописных и музы­кальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души челове­ка к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зари­совок природы.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, кото­рые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливают­ся с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно- жалобной свирели, из этого хора вырывают­ся отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

П. Чайковский


  • Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

  • Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

  • Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

  • Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

  • Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

  • Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?

Художественно-творческое задание

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рас­сказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные литературные примеры.

Человек в зеркале искусства: жанр портрет

Портрет(франц. portrait) - изображе­ние определенного человека или груп­пы людей. Жанр портрета получил рас­пространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и гра­фике. Различаютпарадный икамерный портреты. Бывают портретыпарные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхва­ления определенных персон, и для со­хранения памяти о людях, объединен­ных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляетавтопортрет, на котором художник изображает самого себя. Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету- биографии.

Искусство помогает познать челове­ка. Не только увидеть его внешний об­лик, но и понять его сущность, харак­тер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно за­дачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живопис­ное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а мо­жет быть, даже открыть что-то новое в себе.

Зрителю невольно передается отно­шение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика изображенного лица, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест.

Нередко мы толкуем произведение с позиции человека сегодняшнего дня, приписываем персонажу черты, совершенно не свойственные его вре­мени, т. е. стремимся понять неизвес­тное через известное.

Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых, определили стремление к пе­редаче портретного сходства в скуль­птурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археоло­ги открыли всему миру замечатель­ное портретное изображение царицы Нефертити. Созданный в IV в. до н. э., этотобраз поражает плавностью ли­ний профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими пере­ходами неправильных, но прелестных черт женского лица.

В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеали­зированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.

В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в первую оче­редь передать ощущение движения при устой­чивости и монументальности линий тела, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.

Особой нежностью и теплотой веет от ста­туи Афродиты, богини любви и красоты, изва­янной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображе­нии нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.

Римский портрет связан с культом пред­ков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Это способствовало развитию реа­листического портрета. Его отличают индиви­дуальные характеристики человека: величие, сдержанность или жестокость и деспотизм, одухотворенность или высокомерие.

В Средние века чувственно-плас­тический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи с божественным духом. Несмотря на ограничение религиозного искусства нормами и правилами, появляются образы, полные волнующей красоты и глубокого человеческого чувства.

Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его непов­торимым физическим обликом, духов­ным миром, индивидуальными черта­ми характера и темперамента.

В «Автопортрете»Альбрехта Дюрера (1471-1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя. Образы универсальных гени­ев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти - олицетворяют иде­ального человека того времени.

В XVIIв. главным критерием ху­дожественности становится матери­альный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительнос­ти заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических про­явлений человека, его многообраз­ных душевных порывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающе­го жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.

Среди известных портретных шедев­ров того времени «Лютнист»Микеланджело да Караваджо (1573-1610), в кото­ром художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.

На закате XVIстолетия в творчес­тве испанского художникаЭль Греко (1541 -1614) возникает новый тип портрета, в котором передается не­обычная внутренняя сосредоточен­ность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

Портреты великого голландца Рембрандта (1606-1669) не без ос­нования считаются вершиной пор­третного искусства. Они по праву получили название портретов-био­графий. Рембрандта называли поэ­том страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся, всеми забы­тые ему близки и дороги. Художник с особой любовью относится к «уни­женным и оскорбленным». По харак­теру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским. В его портретах-био­графиях отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых лю­дей, которые несмотря на выпавшие на их долю суровые испытания, не утратили человеческого достоинства и душевной теплоты.

Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающую­ся от предшественников. Придворно- аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо с его утон­ченно-обольстительными, задумчиво- томными, мечтательно- рассеянными образами. Рисунок портретов художниковАнтуана Ватто (1684-1721),Франсуа Буше (1703-1770) и др. легкий, подвижный, их колорит полон изящных пере­ливов, для него характерно сочетание изысканных по­лутонов.

Поиски героического, значительного, монументаль­ного в искусстве связаны в XVIIIв. со временем рево­люционных перемен. Одним из гениальных скульптур­ных портретов мирового искусства является памятник Петру Iфранцузского скульптораЭтьенна Мориса Фальконе (1716-1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765-1782 гг. Он задуман как образ гения и созида­теля. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремитель­ным движением коня и всадника, выражается во влас­тном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа.

XIXв. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия кра­соты. Новаторские искания в живописи обращены те­перь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов.

В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос вы­ступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтикаЭжена Делакруа (1798-1863). Перед нами настоящий психологический портрет, пе­редающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Картина наполнена стремительным драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигу­ры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых и холодных тонов.

Художественному строю портре­та Делакруа созвучна музыка Этюда ми мажор для фортепиано Шопена. За ней стоит реальный образ - об­раз Родины. Ведь однажды, когда его любимый ученик играл этот этюд, Шопен поднял вверх руки с воскли­цанием: «О, моя Родина!»

Мелодия Шопена, неподдельная и могущественная, была главным средством выражения, его языком. Могущество его мелодии - в силе ее воздействия на слушателя. Она как развивающаяся мысль, которая по­добна развертыванию сюжета повести или содержанию исторически важно­го сообщения.

В портретном искусстве ХХ-XXIвв. условно можно выделить два направ­ления. Одно из них продолжает клас­сические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое - ищет новые абс­трактные формы и способы выраже­ния его внутреннего мира.

Ф. Буше. Концерт.


  • Найдите на разворотах учебника те порт­реты, о которых идет речь в тексте. Сравните их межу собой, определите сходные и различные черты. Дайте собственную трактовку их обра­зов.

  • Какие портреты вы отнесете к традицион­ному классическому направлению, а какие - к абстрактному искусству. Аргументируйте свое мнение.

  • Сопоставьте язык различных направле­ний портретной живописи. Определите вы­разительность линий, цвета, колорита, ритма, композиции каждого из них.

  • Послушайте музыкальные сочинения. Подберите к портретам те произведения, кото­рые созвучны образам, запечатленным на них.

Художественно-творческое задание

Подготовьте альбом, газету, альманах, ком­пьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Включите в них информацию о художни­ках, скульпторах, графиках, а также стихи, от­рывки прозы, фрагменты музыкальных произ­ведений, созвучные образам вашей портретной галереи.

Портрет в искусстве России.

Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

В середине XVIII в. портрет становится частью быта, свя­занной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитате­лями жилища, их костюмами, привычками.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатле­ний зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живопис­ных новшеств, художник открывает новые возможности ка­мерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтиза­ции образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездон­ности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портре­та в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Почти сто лет назад поэтЯков Петрович Полонский (1819- 1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художнкомВладимиром Лукичом Боровиковским (1787-1825).

Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сло­жилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца. . .» И в голове его начали складываться стихи:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви и мысли - тень печали.

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так, часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...

Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравил­ся или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал пре­красный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий


  • Поделитесь своими впечатлениями от женских портретов, написанных русскими ху­дожниками.

  • Подберите музыкальные произведения рус­ских композиторов (романсы, камерно-инстру­ментальная музыка), которые можно использо­вать как фон, способствующий более глубокому восприятию портретной живописи.

  • Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с осо­бенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что раз­личает?

  • Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Каким образом они уси­ливают восприятие образа А.Струйской?

Портреты наших великих соотечественников

Портретный жанр занимает значи­тельное место в творчестве русского художникаИльи Ефимовича Репина (1844-1930). Обращение к портретной галерее этого художника дает возмож­ность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, куль­туры, искусства - учеными, писателя­ми, живописцами, музыкантами, меце натами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России.

Знаменитые люди на портретах изоб­ражены Репиным в разных душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дири­жер, основатель Петербургской кон­серватории А. Рубинштейн), спокойно­го размышления (писатель Л. Толстой), глубокого раздумья (коллекционер кар­тин, меценат, создатель собрания Го­сударственной Третьяковской галереи П. Третьяков).

На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми пред­метами, которые составляют суть их профессиональной деятельности, - писатель с книгой в руках, музыкант- исполнитель у дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.


  • Рассмотрите изображения людей. Определите, в какое время они созданы, какие особеннос­ти личности (облик, черты характера, увлечения, социальная принадлежность и др.) стремились подчеркнуть в них художники. Какие средства выразительности помогли вам понять это?

  • Послушайте два фрагмента из произведений А. Бородина - «Ноктюрн» из Струнного квар­тета № 2, экспозицию Симфонии № 2 («Богатырская»). Какому из этих фрагментов созвучен пор­трет композитора? Найдите общие средства выразительности портрета и музыки.

  • Рассмотрите портрет А. Рубинштейна. Вы­скажите предположение, каким знакомым вам сочинением он дирижирует.

  • Послушайте вступление к опере «Хованщи­на» М. Мусоргского - «Рассвет на Москве-реке». Какие особенности развития этой музыкальной картины необходимо подчеркнуть дирижеру-ис­полнителю?

  • Вглядитесь в портрет писателя Л. Толстого. Какое эмоциональное состояние передано в нем художником?

  • Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи) как диа­лог, по ролям. Какие черты характера героинь раскрывает писатель? Какую из сфер жизни об­щества начала XIX в. (война? мир?) описывает?

  • Какими знаниями обогащает вас знакомство с различными произведениями искусства - жи­вописным портретом, литературным текстом?

Художественно-творческое задание

Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, под­берите музыкальный фон для этой сцены.

Как начиналась галерея.

Павел Михайлович Третьяков... ходил из комнаты в комнату, раздумывая, куда же поместить новые приобретения. В ка­бинете все забито битком. Против окон - «Княжна Тараканова», над большим дива­ном - «Привал арестантов», над угловым, по одной стене - «Охотники». В широком простенке - «Рыболов» и «Странник» тоже Перова. Нет, в гостиной явно негде было ве­шать. Павел Михайлович опять перешел в столовую и наконец с трудом выбрал мес­то. Развешивая картины, он приговаривал, вздыхая:


  • Тесно, до чего тесно!

  • Перестань покупать, - лукаво при­щурился Александр Степанович Каминский, пришедший с Соней проведать родных.

Павел Михайлович, обернувшись, молча на­градил его негодующим взглядом. Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ и спо­койно, весело посоветовал:


  • Тогда строй помещение.

Третьяков оставил картины, по-смотрел


  • Думаешь? Я и сам так считаю. Давно уже, - сказал он, помолчав, - А за проект возьмешься?..

Он вышел на воздух... и погрузился в густую тень грушевого сада. Третьякову было бесконечно жаль уничтожать этот славный уголок сада. Но место его уже при­надлежало галерее.

Откладывать нечего, Саша. Пора на­чинать. Только, будь другом, последи, чтоб с грушами поаккуратнее.


  • Прочитайте отрывок из книги Н. Ненаро­кова «Почетный гражданин Москвы».

  • Рассмотрите портрет П. Третьякова кисти И. Репина. В чем, по вашему мнению, проявля­ется общность образов картины и рассказа?

Музыкальный портрет.

Интересно сопоставить особеннос­ти воссоздания облика человека в ли­тературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интона­ции спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она разверты­вается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состоя­ний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями рас­ширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, вопло­щая различные его состояния, харак­тер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, непов­торимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Персонаж, лирический герой, рас­сказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном про­изведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержа­ния программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, непов­торимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу... Можно написать целую книгу о женс­ких образах в инструментальной му­зыке Моцарта» (В. Медушевский).


  • Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увиде­ли » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбив­шихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику

Александр Невский

Князь Александр Невский (1220­1263) родился в городе. Переяславле- Залесском. Отроческие и юношеские годы Александра прошли в Новгоро­де. В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником - шведами, за что народ прозвал его Александром Невским. В 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Алексан­дра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», которая была написана в 80-е годы XIII в., ког­да началось его почитание как свято­го, сказано:

«Александр... вошел в церковь святой Софии, и начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и зем­лю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ. Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне". Князь, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: "Не в силе Бог, но в правде". В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и пла­тил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очеред­ной поездки в Орду, князь тяжело за­болел и вскоре умер. В народе говори­ли, что он был отравлен. Похоронили князя во Владимире. В 1710 г. по указу Петра I нетленные мощи Александра Невского были перевезены в Санкт- Петербург и захоронены в Александро- Невской Лавре. Тогда же был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны (1941­1945) этот орден вновь стал боевой наградой. День почитания Святого Благоверного князя Александра Невского - 6 декабря. Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Его образ запечатлен в раз­личных произведениях искусства - литературе, музыке, живописи, скуль­птуре, кино.

Интернет-конкурс «Имя России – 2008».


  • Рассмотрите картины, памятник, икону, изображение Александро-Невской лавры, посвящен­ные Александру Невскому - святому земли русской. Что это за человек? Каким он предстает перед нами? Какими чертами характера наделен?

  • Какой должна быть музыка, рисующая образ князя, чтобы представить себе именно такого человека? Аргументируйте свое мнение.

  • Послушайте фрагменты из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»», посмотрите эпи­зоды из одноименного фильма С. Эйзенштейна Какими средствами режиссеру и композитору удалось вызвать у нас представление о характере, внешнем облике главного героя?

Портерт композитора в литературе и кино

Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., - а также его пись­ма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.


Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Борис Кустодиев. Осень Камиль Писсаро Фруктовый сад в Понтуазе Иван Шишкин Лесные дали


Благодаря произведениям искусства литературным, музыкальным, живописным природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Иван Айвазовский Буря на Северном море Борис Кустодиев Зима Михаил Врубель Сирень. 1900


Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н. Рыленков Прочитайте вслух стихотворение. Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этом произведении.




К. Моне. Вестминстерское аббатство К. Моне. Реймский собор на восходе солнца В XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.


Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели. М. Алпатов о картине И. Левитана. Весна. Большая вода


Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это? П. Чайковский И. Левитан. Над вечным покоем.


Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П.Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской? Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.


Домашнее задание. Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных произведений. ИЛИ Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.




Список литературы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 89 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009 Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010.