Герасимов сергей художник. Для художника и поэта весеннее возрождение природы созвучно обновлению чувств и настроений советских людей


Коллекция работ замечательного русского художника, классика советского искусства Сергея Васильевича Герасимова отличается монографической полнотой и благодаря своему высокому художественному качеству пользуется заслуженным авторитетом у нас в стране и за рубежом. Широко представлены различные стороны многогранного таланта Герасимова, и каждый этап творческого развития отражен характерными образцами. Целый ряд произведений является гордостью отечественной культуры. Творчество Герасимова советского периода по праву считается программным, ярко выразившим наиболее плодотворные тенденции социалистического реализма.

Все работы Герасимова - будь то крупноформатная сюжетно - тематическая картина или небольшой живописный этюд, станковая графическая композиция или книжная иллюстрация - узнаются сразу же, с первого взгляда, свидетельствуя о его художественной самобытности, о неповторимости сделанного в искусстве. В них выражен - и выражен талантливо - духовный и эстетический идеал эпохи, в которой жил художник.

Собрание произведений Герасимова может поведать о разностороннем интересе художника к окружающему миру, о передаче как драматических, так и гармоничных сторон бытия. Герасимова отличало пристальное внимание к жизни людей и природы, к жизни отдельного человека и явлениям широкого общественного звучания, к «малому» и значительному.

Становление творческой индивидуальности Герасимова проходило в период калейдоскопической смены различных художественных направлений, в пору интенсивного экспериментаторства и напряженных идейных стычек противоборствующих группировок, школ и эфемерных школок. Молодого художника не увлек водоворот максималистских установок многочисленных авангардистских течений. Он остался верен эстетическим заветам реалистической школы русской живописи. Этому способствовали уроки, полученные им у С.В. Иванова, К.А. Коровина , В.А. Серова , А.Е. Архипова, Л.О. Пастернака во время учебы сначала в Строгановском центральном художественно - промышленном училище (1901 - 1907), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907-1911).

Третьяковская галерея располагает двумя живописными произведениями художника, исполненными в дореволюционный период творчества. Основной же массив его работ этого времени в галерее составляет графика. Такая диспропорция объясняется не пробелом в собрании, а скорее тем предпочтением, которое Герасимов отдавал тогда графическим техникам, а точнее - акварели. Он и звание художника получил в 1912 году за акварельный лист - «Мужской портрет. Портрет книгоиздателя и просветителя И.Д. Сытина ».

Наиболее напряженно и эффективно молодой Герасимов работал в 1905 - 1913 годах. Акварели тех лет позволяют говорить о его ранней творческой зрелости; уже тогда он сложился как незаурядный художник, нашел свои темы и свою особую интонацию в искусстве. Его работы свидетельствуют о тонкой наблюдательности, об умении живо и убедительно передавать свои впечатления. В таких листах, как «» (1906), «» (1909), «» (1913) и многих других, Герасимов вполне овладел искусством «стирать случайные черты» с изображаемого мотива и выявлять в нем поэтическую суть.

Характер отбора жизненного материала и камерная природа образов в ранних произведениях говорят о тяготении художника к лирическому искусству. Он целеустремленно разрабатывал свой тип задушевно - настроенческого пейзажа и интерьера, камерной бытовой сцены и интимного портрета. Его волновала тема российского захолустья: русская провинция нашла в нем замечательно глубокого и вдумчивого изобразителя - поэта. С особым вниманием и чуткостью присматривался он к невзыскательной красоте сельской природы, неотделимой от жизни простого народа.

Отнюдь не идилличной виделась Герасимову в те годы народная жизнь: он замечал в ней контрасты, сложное переплетение радостного и будничного. Такой она выглядит в его работах «Рекрутчина » (1911), «» (1911).


В ранних произведениях Герасимова уже в полной мере проявилось драгоценное свойство его искусства: все они удивительно русские не только по темам, но и по мироощущению. И еще одно важное качество присуще им: чистота лирической интонации. Отношение молодого художника к воспроизводимому явлению как к чему - то в высшей степени родному, вызывающему глубокое личное чувство, и вместе с тем как к чему - то общему, национальному - это его отношение выражено в них с естественностью и артистичной легкостью.

По глубине лирического переживания образ русской природы, созданный Герасимовым в акварели «», сродни «ветровому» пейзажу в поэзии Александра Блока. Главное в нем не внешние детали, а сильное чувство Родины, дума о ее «красе заплаканной и древней». Национальная нота слышится здесь явственно, но выражена без каких - либо этнографических акцентов в сюжете.


Содержанию этого листа присуща внутренняя цельность, достигнутая органической слитностью пейзажного и жанрово - бытового изображения; и мысленно они неразделимы, в равной мере подчинены общей художественной идее.

В поисках формы, адекватной идейным и лирическим заданиям, мастер вырабатывал индивидуальные стилевые приемы. Живой и изменчивый образ окружающего мира он воссоздавал, как правило, в импульсивной свободной манере. Динамичный акварельный (иногда с примесью белил) мазок, наделенный цветотональным богатством, позволил передавать мир в постоянном развитии и движении. Это - типично герасимовская живописность, способная запечатлеть мгновенные изменения в природе, ее самые хрупкие состояния. В каждом мотиве художника интересовал не статичный момент, а именно состояние, понимаемое как процесс, как длящаяся и пульсирующая на глазах зрителя жизнь - будь то жизнь человеческого духа или окружающей природы. Жанровая сценка в акварели «» (1906) не имеет развитого действия, но вся пронизана трепетным настроением. Поэтическое восприятие обыденного фрагмента деревенской действительности здесь во многом достигается тончайшей гармонией теплых и холодных красок, богатством, на первый взгляд, скромной цветовой палитры, в которой преобладают серебристо - серые, словно тающие о местах соприкосновений и переходов оттенки. Герасимов продолжил традиции русского лирического пейзажа, традиции А.К. Саврасова , И.И. Левитана , В.А. Серова , К.А. Коровина .

Усвоенный у К.А. Коровина импрессионистический принцип равноценного существования каждого отдельного предмета в световоздушной среде мастерски воплощен в таких вещах Герасимова, как «Можайские ряды » (1908), «Базар в Можае » (1908), «Ярмарка » (1908).

В графике, бывшей самостоятельной областью интересов Герасимова в начальный период творчества, он искал современные темы, которые потом разрабатывал в живописи. В «Портрете А.Г. Герасимовой, жены художника » (1913) переведены на язык живописи и приемы акварели: импровизированные заливки, пластические намеки. Форму создает в гораздо большей степени цвет, нежели академическая светотень. Цветом же достигается иллюзия воздушной среды вокруг женской фигуры.

Эскизный характер письма оказался эквивалентным живой и непосредственной характеристике модели. Это - своего рода портрет настроения. При всей увлеченности художника живописными эффектами образ человека не сведен в портрете к самодовлеющему живописно - пластическому явлению. Он привлекает внимание психологически углубленным пониманием внутреннего состояния изображенной.

Военная служба с 1914 года вызывает довольно продолжительный перерыв в работе художника. Герасимов возвращается к активной творческой деятельности только после Великой Октябрьской социалистической революции. В первые годы Советской власти в его искусстве произошли радикальные изменения. Если в предреволюционное время, заполненное поисками индивидуального творческого почерка, Герасимов был сдержан, чуждался крайностей и метаний, не вступал во внутренний спор с собою, работал ровно, развиваясь по спокойной восходящей ко все более высокому мастерству и профессионализму, теперь он производит переоценку ранее обретенных ценностей. Этот сравнительно короткий отрезок творческой биографии Герасимова был своеобразным периодом бури и натиска.

На события революционной эпохи, кардинально преобразившей всю общественно - эмоциональную атмосферу в стране, он откликнулся изменением стилистики, обновлением уже апробированных художественных приемов и принципов формообразования. Известное влияние оказали на него эстетика и художественная практика конструктивизма: так, в некоторых работах первых послеоктябрьских лет он сознательно обнажает процесс пластического сочинения. Были среди них и такие произведения, в которых прослеживалось воздействие народною искусства, в частности художественного примитива. Увлечение примитивом коснулось в те годы не одного Герасимова. Следы этого влияния, равно как и воздействие общих поисков, связанных с проблемами монументального искусства и художественного синтеза, видны в эскизе панно «» (1918). Работой над панно, предназначенным для оформления здания бывшей московской Городской думы, Герасимов принял участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды.

Изобразительную плоскость эскиза заняла фигура крестьянина, крупный и уверенный шаг которого символизировал движение русской деревни к новой жизни. В основе образа, переданного языком «наивного» народного искусства, сохраняется ощущение реального прототипа. В эскизе проявилось стремление Герасимова к созданию монументального стиля революционной эпохи. Опыт работы в сфере монументального искусства помог ему в дальнейшем создать художественные образы, эпические по широте охвата явлений.

Желание выразить героико - драматические коллизии эпохи соответствующими изобразительными средствами обусловило появление в искусстве Герасимова монументально - экспрессивного начала. Но параллельно с этой стилистической линией в его творчестве наблюдается дальнейшее развитие и обогащение лирических мотивов, к которым он вернулся после пластических экспериментов. Лирический и оптимистический аспекты реализма получили у художника новые краски и эмоциональные оттенки.

В те же годы принципиальное значение приобрела для Герасимова работа над новой для него темой - автопортретом . В Третьяковской галерее есть два его живописных изображения, исполненных в 1923 и 1929 годах.

Основу их содержания определяет мысль об ответственности, накладываемой на художника эпохой грандиозных общественных изменений. Весь строй идейно - образных характеристик в обеих работах указывает на глубокое чувство сопричастности автора новому времени. Сила выражения этого чувства доведена в них до той степени концентрации, при которой индивидуальное органично трансформируется в типическое, и потому образ портретируемого воспринимается олицетворением художника советской эпохи.

В 1920 - е годы портретный жанр Герасимова претерпел заметную эволюцию: на смену интимному камерному портрету приходит портрет - тип. В нем раскрывается новый характер советских людей и значительно укрупняется внутренний масштаб образов. Именно типическим изображениям русских крестьян Герасимов обязан своей славе крупнейшего советского портретиста. Самые значительные из этих работ: «», «». В них обобщены судьбы людей, складывавшиеся в новых исторических условиях.

Герой портрета «» (1926) - крестьянин, еще одетый в солдатскую шинель, только что вернувшийся к мирной жизни.

Газетные сообщения рождают у него трудную думу о крестьянской доле, о необходимости ломать старый уклад деревенского житья. Личное и общественное переплетаются в этих размышлениях земледельца, свою судьбу он соизмеряет с судьбой многомиллионной крестьянской России, поставленной революцией на дыбы. Сохраняя всю характерность своей модели, Герасимов претворяет впечатление от нее в целостный, картинный по природе образ, отмеченный признаками емкого художественного обобщения.

Поиски героического в повседневной жизни советской деревни привели Герасимова к созданию классическою произведения эпохи - «Колхозного сторожа » (1933). Этот портрет переносит нас в памятные годы коллективизации и знакомит с одним из рядовых героев колхозного строительства.

Чувства, мысли и дела изображенного колхозника укрупнены самой эпохой, рождены сознанием нужности его скромного труда, пониманием важности его вклада в общее дело. Художнику удался типический образ советского человека, духовный облик и моральная красота которого ковались в горниле великого перелома, в условиях новой социальной действительности. Зрительно активизируют образ этого энергичного человека динамичная манера живописи, уверенное движение широкой кисти по холсту. Стремясь к обобщению, Герасимов не изображает бытовых мелочей и частностей, показывает фигуру крестьянина крупным планом, в сильном движении.

В ряде картин 1920 – 1930 - х годов Герасимов создал своего рода групповые портреты сельских тружеников. Эти произведения интересны и как страницы истории советской страны. В картине «» (1927) перед зрителем встает бурлящая страстями многоликая крестьянская Русь, вступающая на порог новой жизни Пролетарий - коммунист бросает в эту социально неоднородную толпу революционный лозунг, страстно и убежденно призывает к сознательному переустройству мира. В центре художественного исследования Герасимова - проблема самоопределения и нравственного становления русского крестьянства в первое десятилетие Советской власти. В изображенной сцене сгущены реальные впечатления художника: в обрисовке каждого персонажа отброшено много несущественного и, наоборот, заострено внимание на раскрытии социально - типического. Ради такого рода выразительности Герасимов сознательно использует некоторые возможности гротескной образности. Благодаря этому повышается экспрессивность характеристик, а смысл изображенной сцены как бы обнажается и становится отчетливо зримым.


Кулаки - богатеи с хмурыми лицами и свинцово - тяжелыми взглядами скрываются за спинами середняков и бедноты. Среди последних заметны проявления энтузиазма и пробудившейся веры в возможность лучшей доли. Именно в образах этих крестьян Герасимов отмечает ростки нового сознания. Острота художественного видения, глубокое знание народной психологии помогли ему вылепить незаурядные характеры. Эпоха коренной перестройки крестьянского мировоззрения нашла в лице Герасимова умного, исторически прозорливого истолкователя. Наряду с колоритностью социального типажа в создании напряженного образа картины большая роль принадлежит динамичному развитию сюжета и выразительной драматургии композиционного построения. Словно сдерживая себя, художник уравновешивает экспрессивность творческого высказывания обращением к мягкой цветовой гамме.

Пристальное внимание к народной судьбе должно было пробудить у Герасимова интерес к исторической картине. В 1930 - е годы появляются первые его произведения историко - революционного жанра. В эскизе к известной его картине «» (1932) уже проявился глубокий драматизм образного решения сюжета. Изображая сцену прощания красных партизан с погибшим боевым товарищем, Герасимов придает ей эпический смысл, пронизывает суровой и высокой «музыкой революции».

В ее трагизме нет безысходности: это героическая трагедия, доносящая до зрителя мужественную правду об исторической неизбежности революционных жертв. Сцена не подавляет своим содержанием, не производит угнетающего впечатления. Частный эпизод из времен гражданской войны перерос в собирательный образ революционной эпохи. Изображение события освобождено от власти подробностей и жанровой бытовщины. С идейно - художественным замыслом произведения удачно соотнесена патетичность стиля, достигнутая повышенной эмоциональной напряженностью пластических средств и композиционного построения.

Историко - революционная тема в творчестве Герасимова органично развивает образы и темы, положенные в основу сюжетных композиций из народной жизни и, конечно же, портретов - картин, подобных «Колхозному сторожу ».

Одно из значительнейших произведений в творческом наследии Герасимова - картина «» (1928 - 1930). В ней он достиг той образной завершенности, которая рождает чувство всеобщности, универсальности содержания: как - то забываешь, что по своим формальным признакам картина является произведением бытового жанра. Действительно, массивная лодка кажется пьедесталом для многофигурного монумента людям труда, а сцена ужина рыбацкой артели воспринимается как некое значительное событие, наделенное чуть ли не вселенским смыслом. Ординарная бытовая ситуация важна художнику как повод для размышления о моральной красоте труда, утверждаемого в качестве основы гармоничного и устойчивого общественного бытия. Герасимов сфокусировал внимание на кряжистых человеческих фигурах, наделив образы рыбаков эпической мощью. Артель выступает здесь в роли хранителя высоких нравственных норм народной жизни.

О каждом из персонажей можно сказать: только трудом силен и красив человек. В их манере держать себя - степенно, несуетно, с чувством собственного достоинства - Герасимов подчеркнул те грани национального характера, которые шлифовались многовековым опытом русского народа. Под стать людям - эпический пейзаж с широким дыханием речного простора. Воспроизведенная сцена лишена идеализации: герои подчеркнуто грубоваты, брутальны. Смело жертвуя деталями, мастерски используя образные возможности сдержанного колорита, художник находит лаконичную, пластически точную, монументальную форму.

Самое известное произведение Герасимова - картина «» (1937). Эта его работа в полной мере ответила требованиям большого стиля социалистической эпохи. На полотне изображено, как за праздничным столом, прямо в поле, колхозники чествуют героиню сельского труда. Она, с орденом на груди, сидит в центре рядом с пожилой крестьянкой и председателем колхоза, который увлеченно произносит приветственную речь. С момента появления картины на Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» ей сопутствовал неизменный успех.

Секрет этой популярности опять же заключается не в занимательности повествования, а в акцентировании самых существенных сторон советской жизни. Не вялая констатация общеизвестных фактов, а поэтическое утверждение колхозной нови звучит в образном строе произведения. Хочется верить в то, что ее автору были совершенно чужды какая - либо социальная демагогия и желание приукрашивать действительность. Он был правдив в передаче главной сути и исторического подтекста изображенного события.

В неразрывной связи с идейным содержанием картины находятся ее стилистические особенности. Чтобы зритель мог проникнуться мажорной атмосферой сельского праздника, Герасимов обращается к пленэрной живописи, творчески претворяет уроки импрессионистической декоративности. Звонко звучащие краски, разноцветные рефлексы на одеждах и лицах колхозников, целая красочная симфония бликов на скатерти и на каждом предмете, попавшем в поле зрения художника, тонкие перетекания теплых и холодных отсветов - все это образует удивительную по своей красоте и зрелищности картину. Но красочное сияние полотна и вся светоцветовая стихия картины нужны художнику не как таковые, а для внутреннего наполнения сцены определенным содержанием, для передачи эмоционального подъема и свежести чувств советских людей. В «Колхозном празднике » есть та основательность в выражении общественно значимой идеи, которая, как правило, исключалась из арсенала задач классического импрессионизма, искавшего воссоздания мгновенных зрительных впечатлений. Будучи программным произведением советского искусства, «» стал для многих поколений наших художников школой живописного мастерства, примером новаторского решения современной темы.

Нетрудно заметить, что в сюжетно - тематических работах Герасимова пейзаж важен не как фон, а как органическая, неотъемлемая от человека среда. Добиться подобного впечатления невозможно, если не заниматься чистым пейзажем. Для Герасимова, начиная с первых шагов в искусстве, пейзаж всегда был большой и самостоятельной темой. В сфере пейзажного жанра художник создал много эстетически ценного и значительного.

Природа в изображении Герасимова вызывает чувство спокойной уравновешенности и гармонии; ее сокровенные ритмы неразрывно связываются с ритмами душевной жизни человека. Сказанное не означает, что эмоциональная палитра Герасимова - пейзажиста однообразна. Он не замыкался в пределах одной лишь утонченной лирики. Некоторые его пейзажи проникнуты романтической приподнятостью и напряженностью. И все же драматическим состояниям в природе Герасимов предпочитал различные градации поэтических и хрупких проявлении ее внутренней жизни. Виртуозное мастерство, с каким он раскрывает целомудренную красоту скромного и обычного в природе, придает очарование и глубокую содержательность незатейливым мотивам его работ. Все в них дышит естественностью и привлекает непосредственностью передачи размеренного бытия природы. Миросозерцанию Герасимова не свойствен пессимизм. В его пейзажах выражено неисчерпаемое душевное здоровье русского человека.

География пейзажных мотивов Герасимова чрезвычайно широка, но его излюбленной темой неизменно оставалась среднерусская природа. Городом, куда художник возвращался постоянно, был Можайск. Здесь, в родных местах, с которыми у художника крепко срослось представление о Родине, о России. Герасимов создал лучшие свои пейзажи. Их отличительной особенностью является органичное переплетение местного и национально - русского колорита. В историко - художественном лексиконе с ними давно и прочно связано понятие «пейзаж Сергея Герасимова ».

На лучшие работы этого рода, такие, как «» (1929), «» (1936), «» (1939). «Вечер в городе » (1940), «» (1940) и другие, невозможно только взглянуть: они требуют внимательного всматривания, в них нужно вживаться и подолгу вслушиваться в почти физически ощутимую богатую звуковую палитру - от едва различимых голосов и шорохов до неумолчно - громкого шума спадающей с деревянной запруды воды.

» (1939) - одно из поэтичнейших созданий художника. Образное содержание этого шедевра советской пейзажной живописи воспринимается через призму «Зимних грез » П.И. Чайковского, «Зимнего утра » А.С. Пушкина и других лирических произведении русского искусства, воссоздающих картину зимней природы. В контексте этих ассоциаций особенно явственно проступает национальный характер созданного Герасимовым пейзажа.

В скромном мотиве заснеженной деревенской околицы, в сереньком деньке, первозданную тишину которого нарушают скрип санных полозьев и заливисто - звонкий лай собачонки, художник подметил и выявил те качества русской природы, которые переживаются нами как нечто непреходящее, соответствующее вековым представлениям нашего народа о красоте и вызывающее у нас глубокое и драгоценное чувство любви к своей стране.

Колористическая гамма пейзажных работ Герасимова утонченно сложна, построена на акварельно чистых оттенках и нежнейших рефлексах. Вся эта мелодичная «цветомузыка» звучит, как правило, в пределах общей (в «Зиме » - серебристой) тональности. В постоянных изменениях цветовых качеств, в вибрации мерцающих красок - одно из объяснений удивительной жизненности облика природы в картинах Герасимова. Они позволяют ощутить непрерывность происходящих в ней процессов, пережить ее внутреннюю одухотворенность и почувствовать, что «в ней есть душа, в ней есть язык».

Дважды, в 1935 и 1939 годах, Герасимов побывал на Кавказе и написал там цикл пейзажей . Наибольшей известностью пользуются те из них, которые созданы в Кисловодске.

Как никто другой до него, Герасимов почувствовал и запечатлел атмосферу курортного города и окружающих его горных ландшафтов. Неизменным «героем» работ этого цикла является южное солнце, заливающее ярким светом запруженные людьми улицы и усиливающее светотеневые и цветовые контрасты. Несмотря на свою привязанность к среднерусскому пейзажу, Герасимов прекрасно, с присущими его искусству непосредственностью и проникновенностью, передавал самобытную красоту южной природы.

В творческом наследии Герасимова важное место занимают индустриальные пейзажи - изображения ландшафта, преображенного созидательной энергией советских людей. Они появлялись, как правило, в результате творческих командировок художника на различные стройки первых пятилеток. О свойствах такого рода пейзажей можно судить по картине «Беломорско - Балтийский канал. Надвоицкий узел » (1933). Русский писатель Михаил Михайлович Пришвин, посетив это место до революции, назвал его краем непуганых птиц. Теперь перед художником открылся совсем другой край - неузнаваемо преображенный. Герасимов остается лириком и в индустриальном пейзаже.

Панорамный охват огромного пространства, казалось бы, исключал всякую камерность картины. Тем не менее, этот пейзаж, как и другие аналогичные ему работы, психологичен. Для художника он - форма раздумья о «шагах саженьих» советской страны, о советских людях, по - хозяйски обживающих природу, которая, как показывает художник, остается близкой и соразмерной человеку, несмотря на грандиозность индустриальных вторжений в нее.

В годы Великой Отечественной войны кисть Герасимова действенно служила своему народу: в это героическое и тяжелое для страны время он создал полотно «» (1943). Оно посвящено подвигу русской крестьянки, сына которой, партизана, уводят на расстрел. Простая русская женщина смело бросает в лицо фашистскому карателю гневные слова проклятья. Идейно - нравственное значение изображенной сцены заключено в характере столкновения двух ее главных участников, олицетворяющих две разные, непримиримые идеологии. Моральное превосходство женщины - матери над палачом показано с той степенью четкости, которая заставляет вспоминать о плакатной форме: декларативность выражения в искусстве отвечала потребностям военного времени. Психологическая завершенность конфликта придает наглядную убедительность основной идее произведения, вобравшего в себя исторически емкое содержание.

В характеристике героини художник исходит из тех высоких нравственных критериев, которые были единственно приемлемыми для советских людей в суровые годы военных испытаний: из всего возможного спектра чувств женщины он акцентирует ее чувства гражданского долга и ненависти к врагу. Той же категоричностью нравственных оценок обусловлена памфлетная острота в обрисовке образа фашистского насильника. Дым пожарищ и трупы казненных людей, а также огромная мрачная тень, падающая от него и словно попирающая русскую землю, дополняют его характеристику.

Образ крестьянки в «Матери партизана » воплотил в себе тот невиданный и неожиданный для захватчиков подъем национального самосознания, который обусловил массовый героизм советских людей в Великой Отечественной войне. Всем своим образным строем картина внушала мысль о грядущей победе советского народа в его праведной борьбе с фашизмом.

В 1941 - 1943 годах Герасимов работает в Самарканде. Количество сделанного им в этот период достойно удивления. Помимо картины «» он пишет пейзажи , создает обширные графические серии .

После возвращения в Москву художник совершает поездку на Украинский фронт, посещает только что освобожденные Исков и Новгород. Изображая разрушенные оккупантами города и памятники древнерусского зодчества, он каждый раз возвышает свой голос до гневного протеста против варварства и дикости завоевателей. Тогда же Герасимов приступает к работе над историческим полотном, посвященным восстанию Пугачева. Известно, что исторический жанр в эпоху Великой Отечественной войны пережил пору своего расцвета, и не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, кинематографе, театре. Мастера искусства привлекали историю на службу сегодняшнему дню. Их произведения рассказывали о героических событиях прошлого, чтобы поддержать у современников чувство гордости за свою Родину и ее свободолюбивый народ. Образ Пугачева надолго захватил воображение Герасимова. К работе над ним художник возвращался и позже, - в 1950 - е годы. С этим образом он связывал свои представления об истоках свободолюбия, искони присущею русскому характеру, - того свободолюбия, героические примеры которого он наблюдал в годы войны. Акварель «» (1943) вводит в мир этих представлений и исторических аналогий художника.


На протяжении всех военных лет Герасимов не оставлял работу над лирическим пейзажем. В любви к родной природе он черпал моральные и душевные силы, помогавшие выдержать тяжелые испытания военного времени. Эти пейзажи одухотворяла глубокая привязанность к отчему краю - чувство, которое переживалось тогда особенно интенсивно. В полотне «» (1945), написанном в самом конце войны, Герасимов выразил настроение радостных надежд, предчувствие долгожданной победы.

Тема вечного обновления весенней природы воспринимается здесь как художественная аналогия победы жизни над смертью. Подобное сравнение нравственных сил с неиссякаемыми силами русской природы можно найти и у Б.Л. Пастернака, писавшего в том же, 1945 году:

.. Весеннее дыханье родины

Смывает след зимы с пространства

И черные от слез обводимы

С заплаканных очей славянства.

Для художника и поэта весеннее возрождение природы созвучно обновлению чувств и настроений советских людей.

Свежесть первооткрытия красоты в простых и будничных ландшафтах, задушевность и глубокая проникновенность свойственны целой группе пейзажей, которые исполнены художником в послевоенный период. Герасимов любит изображать панорамно широкие виды. И, даже воспроизводя замкнутое пространство, он ценит в нем прорывы в манящую даль - будь то клочок неба в просвете ветвей или же лесная дорога, увлекающая взгляд в глубину, как, например, в его пейзажах «Первая зелень » (1954) и «» (1955).

Во всех этих работах зрительная достоверность в изображении природы усложнена и одухотворена передачей ее богатой внутренней жизни. Трепетное восхищение неброской красотой благоухающего сада, умытого весенним дождем, выражено в картине «» (1955). При виде буйно цветущего куста сирени и отблесков неба на оконном стекле дачного дома, при виде влажной зелени и пробивающихся сквозь листву солнечных лучей зрителю дано пережить всю полноту бытия и постигнуть внутреннюю связь, объединяющую природу и человека. Герасимов прославляет в таких пейзажах нравственно очищающую силу, заключенную в природе.

Заметную роль в творческой практике Герасимова играла традиционная для русского изобразительного искусства тема «Зарубежный мир глазами русского художника ». В Третьяковской галерее хранятся работы, запечатлевшие виды городов Австрии, Греции, Италии, Турции. Англии.

Наделенный тонкой способностью улавливать своеобразие новых мест, Герасимов писал не их детальные «портреты », а делился со зрителем поэтическими чувствами, которые они у него вызывали.

Любовь к природе нашла выражение в обращении Герасимова к жанру натюрморта. Натюрморт в понимании Герасимова - не «постановка», а изображение части жизни. Кредо художника особенно наглядно выражено в «Колокольчиках » (1940 - 1945), где сорванные луговые цветы и расстилающийся за окном пейзаж объединены в живописное целое, подчинены единому жизненному ритму.

Искусство Герасимова проникнуто внутренней целостностью и завершенностью и рождает представление о едином, поступательном в своем развитии творческом пути. Отмеченные самобытностью, высокой профессиональной культурой и неповторимой интонацией, его произведения входят в золотой фонд изобразительного искусства.

Герасимов Сергей Васильевич (26(14).09.1885-20.04.1964) 2А

Живописец и график, акварелист, иллюстратор. Представитель русского импрессионизма, создавший ряд эталонных соцреалистических картин. Писал тематические и жанровые картины, портреты, замечательные по живописному мастерству пейзажи. Мастер лирического жанра, автор картин на сельскохозяйственные темы, а также работ исторического характера, иллюстратор произведений русской и советской художественной литературы.

Народный художник СССР (1958), действительный член Академии художеств СССР (1947). Государственная премия СССР и Ленинская премия (1966, посмертно) за серию картин «Земля русская». Серебряная медаль Международной выставки «Искусство и техника в современной жизни» в Париже (1937) и диплом II степени на выставке «Индустрия социализма» за картину «Колхозный праздник» (1937); золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958) за картину «Мать партизана» (1941-1943) и иллюстрации к роману М.Горького «Дело Артамоновых» (1939). Золо-тая медаль Академии художеств СССР (1958) за картину «За власть Советов» и серию «Можайские пейзажи» и золотая медаль Академии художеств СССР (1962). Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Профессор, доктор искусствоведения (1956).

Родился в Можайске в крестьянской семье, жил в Москве и Можайске, где в 1915 построил себе дом-мастерскую. Умер в Москве. Учился на декоративном отделении в Московском центральном художественно-промышленном училище им. С.Г.Строганова (1901-1907) у К.А.Коровина, С.В.Иванова и С.В.Ноаковского; в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907-1911) у В.А.Серова, С.В.Иванова, А.Е.Архипова, К.А.Коровина и А.М.Васнецова. В 1914 был отправлен на фронт, где рядовым солдатом пробыл до 1917.

Участник объединений «Московский салон» (1911-1920), «Мир искусства» (1921), «Маковец» (1922-1925), «Общество московских художников» (1926-1929) и АХРР (1930-1932).

Персональные выставки: в Москве, Ленинграде, Риге, Бухаресте, Варшаве, Праге и Братиславе. С 1906 участник крупнейших международных выставок. Экспонировался на акварельных выставках общества им. Леонардо да Винчи.

Основные работы: «Крестьянин» (1918), «На Волхове. Рыбаки» (1931), «Клятва партизан» (1933), «Колхозный праздник» (1937), «Мать партизана» (1943), «Кутузов под Бородиным» (1952).

В ранней живописи («Фронтовик», 1926, ГТГ) проступают черты умеренного кубизма («сезаннизма»). Пейзажем увлекся в 1930-е. Следуя заветам учителей, избирает объектом изображения внешне непритязательные мотивы русской природы. С.В.Герасимов - прирожденный колорист, умеет ценить и звучные цветовые сочетания. В «Клятве сибирских партизан» (1933, ГРМ) осваивает принципы революционно-пропагандистской «тематической картины». Если этот образ запоминается своей жесткой суровостью, то знаменитый «Колхозный праздник» (1937, ГТГ) выглядит как сценическая красочная феерия, сотканная из отдельных «сочных» кусочков. За картину «Колхозный праздник» (1937) присуждена серебряная медаль Между-народной выставки «Искусство и техника в современной жизни» в Париже и диплом II степени на выставке «Индустрия социализма». Одним из известнейших живописных полотен о войне стала герасимовская «Мать партизана» (1943-1950, ГТГ).

Сквозь все творчество проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед, - в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого монастыря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия в 1926. В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах (серия «Можайские пейзажи», 1954, ГТГ) живописный импрессионизм Герасимова выразился наиболее органично. Окружающая реальность соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине.

Преподавал в художественной школе при типолитографии И.Д.Сытина (с 1912), во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920-1923), Московском полиграфическом институте (с 1935 реорганизованном в Изоинститут; 1930-1936), Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурико-ва (1936-1950); с 1940 профессор.

Директор МГХИ им. В.И.Сурикова (1946-1948). Завоевал прочную репутацию осторожного, но стойкого либерала (за что в 1948 был уволен с поста директора МГХИ). Декан факультета монументальной живописи МВХПУ (бывшего Строгановского училища, 1950-1964).

Председатель Московского Союза художников (1940-1951). С 1957 член Президиума, академик-секретарь Отделения живописи Правления Союза художников СССР, с 1957 секретарь, первый секретарь Правления Союза художников СССР (1958-1964).

С 1963 депутат Верховного Совета РСФСР. Посетил многие страны Европы, Турцию. На родине Сергея Герасимова в Можайске открыт музей его имени.

Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва), Государственном литературном музее (Москва), Государственном музее русского искусства (Киев), Мемориальном доме-музее С.В.Герасимова (Можайск), в художественных музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Сочинения: Об искусстве. М., 1973.

Библиография: О.Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были...». М., 2004. С.67-519; Vеrn Grosvenor Swanson. Soviet impressionism. Antique Collectors" Club. Italy. 2001. Plates 45; Matthew С.В. Socialist Realist Painting. London, 1998; Matthew С.В. Russian and soviet painters. 1900-1980-s. London, 1998, p.96; Живопись 20-30-х годов. СПб. 1991. C.71-73; К.Кравченко. СВ. Герасимов. М. 1985; Кеменов B.C. Академия художеств СССР. Л. 1982. С.100-103, 400; Москва в русской и советской живописи. Каталог выставки. ГТГ, Москва; Выставка произведений народного художника СССР С.В.Герасимова. Каталог. М., 1966; Галушкина А.С. С.В.Герасимов. Л., 1964; Мастера советского искусства. С.В.Герасимов. М. 1951; Разумовская С. С.В.Герасимов. М., 1936; Щекотов Н.М. Сергей Васильевич Герасимов. М.-Л.., 1944; Сергей Герасимов. 40 лет творческой деятельности. Каталог выставки. М.,1946.

Одаренный живописец и график, мастер книжной иллюстрации, прирожденный педагог, С. В. Герасимов успешно реализовал свой талант во всех этих сферах творчества.

Девушка в голубой кофте

Зима

Художественное образование он получил в СХПУ (1901-07), затем в МУЖВЗ (1907-12), где учился у К.А.Коровина и С.В.Иванова.

Кутузов на Бородинском поле.

В.И.Ленин на втором съезде Советов среди
делегатов-крестьян.

В молодости Герасимов отдавал предпочтение акварели и именно в этой тонкой технике вырабатывал свойственную его произведениям изысканную колористическую гамму с серебристо-жемчужными переливами свободных, легких мазков.

Городской пейзаж.

Ранняя весна

Наряду с портретами и пейзажами часто обращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографические подробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальной городской жизни ("У телеги", 1906; "Можайские ряды", 1908; "Свадебные в трактире", 1909).

Золотая осень

За власть Советов.

В рисунках, литографиях, гравюрах начала 1920-х гг. (серия "Мужики") художник искал более острого, драматически напряженного выражения крестьянских характеров.

Иллюстрация к роману А.М.Горького Дело Артамоновых

Колхозный праздник

Эти поиски отчасти продолжились и в живописи: "Фронтовик" (1926), "Колхозный сторож" (1933). Герасимов - лирик по натуре, изысканный пейзажист.

Сирень в цвету

Во время выборов

Его высшие достижения - в небольших натурных этюдах русской природы. Они замечательны своей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита ("Зима", 1939; "Лед прошел", 1945; "Весеннее утро", 1953; серия "Можайские пейзажи", 1950-е, и др.). Между тем по принятой в его время официальной иерархии жанров полноценным произведением живописи считалась картина с развернутым и идеологически выдержанным сюжетом.

Корова на лугу

Мать партизана

Но такие картины в известной мере удавались Герасимову лишь тогда, когда он и в них мог передать лирическое состояние, объединяющую поэтичность природной среды: "На Волхове. Рыбаки" (1928-30), "Колхозный праздник" (1937).

Зима

Начало весны.

Попытки же передать драматические ситуации оказывались не слишком убедительными ("Клятва сибирских партизан", 1933; "Мать партизана", 1947). Среди графических работ художника наибольшую известность приобрели иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1933-36) и к роману М. Горького "Дело Артамоновых" (1939-54; за них Герасимов награжден золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе).

Снова весна

Весеннее утро.

С молодых лет и на протяжении всего творческого пути Герасимов увлеченно занимался преподаванием: в художественной школе при типографии Товарищества И. Д. Сытина (1912-14), в Государственной школе печатного дела при Наркомпросе (1918-23), во Вхутемасе - Вхутеине (1920-29), Московском полиграфическом институте (1930-36), МГХИ (1937-50), МВХПУ (1950-64). В 1956 г. ему присуждена ученая степень доктора искусствоведения.

Клятва сибирских партизан.

Церковь Покрова на Нерли.

Пейзаж с башней. Начало весны.

Коллекция работ замечательного русского художника, классика советского искусства Сергея Васильевича Герасимова отличается монографической полнотой и благодаря своему высокому художественному качеству пользуется заслуженным авторитетом у нас в стране и за рубежом. Широко представлены различные стороны многогранного таланта Герасимова, и каждый этап творческого развития отражен характерными образцами. Целый ряд произведений является гордостью отечественной культуры. Творчество Герасимова советского периода по праву считается программным, ярко выразившим наиболее плодотворные тенденции социалистического реализма.

Все работы Герасимова - будь то крупноформатная сюжетно - тематическая картина или небольшой живописный этюд, станковая графическая композиция или книжная иллюстрация - узнаются сразу же, с первого взгляда, свидетельствуя о его художественной самобытности, о неповторимости сделанного в искусстве. В них выражен - и выражен талантливо - духовный и эстетический идеал эпохи, в которой жил художник.

Собрание произведений Герасимова может поведать о разностороннем интересе художника к окружающему миру, о передаче как драматических, так и гармоничных сторон бытия. Герасимова отличало пристальное внимание к жизни людей и природы, к жизни отдельного человека и явлениям широкого общественного звучания, к «малому» и значительному.

Становление творческой индивидуальности Герасимова проходило в период калейдоскопической смены различных художественных направлений, в пору интенсивного экспериментаторства и напряженных идейных стычек противоборствующих группировок, школ и эфемерных школок. Молодого художника не увлек водоворот максималистских установок многочисленных авангардистских течений. Он остался верен эстетическим заветам реалистической школы русской живописи. Этому способствовали уроки, полученные им у С.В. Иванова, К.А. Коровина , В.А. Серова , А.Е. Архипова, Л.О. Пастернака во время учебы сначала в Строгановском центральном художественно - промышленном училище (1901 - 1907), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907-1911).

Третьяковская галерея располагает двумя живописными произведениями художника, исполненными в дореволюционный период творчества. Основной же массив его работ этого времени в галерее составляет графика. Такая диспропорция объясняется не пробелом в собрании, а скорее тем предпочтением, которое Герасимов отдавал тогда графическим техникам, а точнее - акварели. Он и звание художника получил в 1912 году за акварельный лист - «Мужской портрет. Портрет книгоиздателя и просветителя И.Д. Сытина ».

Наиболее напряженно и эффективно молодой Герасимов работал в 1905 - 1913 годах. Акварели тех лет позволяют говорить о его ранней творческой зрелости; уже тогда он сложился как незаурядный художник, нашел свои темы и свою особую интонацию в искусстве. Его работы свидетельствуют о тонкой наблюдательности, об умении живо и убедительно передавать свои впечатления. В таких листах, как «» (1906), «» (1909), «» (1913) и многих других, Герасимов вполне овладел искусством «стирать случайные черты» с изображаемого мотива и выявлять в нем поэтическую суть.

Характер отбора жизненного материала и камерная природа образов в ранних произведениях говорят о тяготении художника к лирическому искусству. Он целеустремленно разрабатывал свой тип задушевно - настроенческого пейзажа и интерьера, камерной бытовой сцены и интимного портрета. Его волновала тема российского захолустья: русская провинция нашла в нем замечательно глубокого и вдумчивого изобразителя - поэта. С особым вниманием и чуткостью присматривался он к невзыскательной красоте сельской природы, неотделимой от жизни простого народа.

Отнюдь не идилличной виделась Герасимову в те годы народная жизнь: он замечал в ней контрасты, сложное переплетение радостного и будничного. Такой она выглядит в его работах «Рекрутчина » (1911), «» (1911).


В ранних произведениях Герасимова уже в полной мере проявилось драгоценное свойство его искусства: все они удивительно русские не только по темам, но и по мироощущению. И еще одно важное качество присуще им: чистота лирической интонации. Отношение молодого художника к воспроизводимому явлению как к чему - то в высшей степени родному, вызывающему глубокое личное чувство, и вместе с тем как к чему - то общему, национальному - это его отношение выражено в них с естественностью и артистичной легкостью.

По глубине лирического переживания образ русской природы, созданный Герасимовым в акварели «», сродни «ветровому» пейзажу в поэзии Александра Блока. Главное в нем не внешние детали, а сильное чувство Родины, дума о ее «красе заплаканной и древней». Национальная нота слышится здесь явственно, но выражена без каких - либо этнографических акцентов в сюжете.


Содержанию этого листа присуща внутренняя цельность, достигнутая органической слитностью пейзажного и жанрово - бытового изображения; и мысленно они неразделимы, в равной мере подчинены общей художественной идее.

В поисках формы, адекватной идейным и лирическим заданиям, мастер вырабатывал индивидуальные стилевые приемы. Живой и изменчивый образ окружающего мира он воссоздавал, как правило, в импульсивной свободной манере. Динамичный акварельный (иногда с примесью белил) мазок, наделенный цветотональным богатством, позволил передавать мир в постоянном развитии и движении. Это - типично герасимовская живописность, способная запечатлеть мгновенные изменения в природе, ее самые хрупкие состояния. В каждом мотиве художника интересовал не статичный момент, а именно состояние, понимаемое как процесс, как длящаяся и пульсирующая на глазах зрителя жизнь - будь то жизнь человеческого духа или окружающей природы. Жанровая сценка в акварели «» (1906) не имеет развитого действия, но вся пронизана трепетным настроением. Поэтическое восприятие обыденного фрагмента деревенской действительности здесь во многом достигается тончайшей гармонией теплых и холодных красок, богатством, на первый взгляд, скромной цветовой палитры, в которой преобладают серебристо - серые, словно тающие о местах соприкосновений и переходов оттенки. Герасимов продолжил традиции русского лирического пейзажа, традиции А.К. Саврасова , И.И. Левитана , В.А. Серова , К.А. Коровина .

Усвоенный у К.А. Коровина импрессионистический принцип равноценного существования каждого отдельного предмета в световоздушной среде мастерски воплощен в таких вещах Герасимова, как «Можайские ряды » (1908), «Базар в Можае » (1908), «Ярмарка » (1908).

В графике, бывшей самостоятельной областью интересов Герасимова в начальный период творчества, он искал современные темы, которые потом разрабатывал в живописи. В «Портрете А.Г. Герасимовой, жены художника » (1913) переведены на язык живописи и приемы акварели: импровизированные заливки, пластические намеки. Форму создает в гораздо большей степени цвет, нежели академическая светотень. Цветом же достигается иллюзия воздушной среды вокруг женской фигуры.

Эскизный характер письма оказался эквивалентным живой и непосредственной характеристике модели. Это - своего рода портрет настроения. При всей увлеченности художника живописными эффектами образ человека не сведен в портрете к самодовлеющему живописно - пластическому явлению. Он привлекает внимание психологически углубленным пониманием внутреннего состояния изображенной.

Военная служба с 1914 года вызывает довольно продолжительный перерыв в работе художника. Герасимов возвращается к активной творческой деятельности только после Великой Октябрьской социалистической революции. В первые годы Советской власти в его искусстве произошли радикальные изменения. Если в предреволюционное время, заполненное поисками индивидуального творческого почерка, Герасимов был сдержан, чуждался крайностей и метаний, не вступал во внутренний спор с собою, работал ровно, развиваясь по спокойной восходящей ко все более высокому мастерству и профессионализму, теперь он производит переоценку ранее обретенных ценностей. Этот сравнительно короткий отрезок творческой биографии Герасимова был своеобразным периодом бури и натиска.

На события революционной эпохи, кардинально преобразившей всю общественно - эмоциональную атмосферу в стране, он откликнулся изменением стилистики, обновлением уже апробированных художественных приемов и принципов формообразования. Известное влияние оказали на него эстетика и художественная практика конструктивизма: так, в некоторых работах первых послеоктябрьских лет он сознательно обнажает процесс пластического сочинения. Были среди них и такие произведения, в которых прослеживалось воздействие народною искусства, в частности художественного примитива. Увлечение примитивом коснулось в те годы не одного Герасимова. Следы этого влияния, равно как и воздействие общих поисков, связанных с проблемами монументального искусства и художественного синтеза, видны в эскизе панно «» (1918). Работой над панно, предназначенным для оформления здания бывшей московской Городской думы, Герасимов принял участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды.

Изобразительную плоскость эскиза заняла фигура крестьянина, крупный и уверенный шаг которого символизировал движение русской деревни к новой жизни. В основе образа, переданного языком «наивного» народного искусства, сохраняется ощущение реального прототипа. В эскизе проявилось стремление Герасимова к созданию монументального стиля революционной эпохи. Опыт работы в сфере монументального искусства помог ему в дальнейшем создать художественные образы, эпические по широте охвата явлений.

Желание выразить героико - драматические коллизии эпохи соответствующими изобразительными средствами обусловило появление в искусстве Герасимова монументально - экспрессивного начала. Но параллельно с этой стилистической линией в его творчестве наблюдается дальнейшее развитие и обогащение лирических мотивов, к которым он вернулся после пластических экспериментов. Лирический и оптимистический аспекты реализма получили у художника новые краски и эмоциональные оттенки.

В те же годы принципиальное значение приобрела для Герасимова работа над новой для него темой - автопортретом . В Третьяковской галерее есть два его живописных изображения, исполненных в 1923 и 1929 годах.

Основу их содержания определяет мысль об ответственности, накладываемой на художника эпохой грандиозных общественных изменений. Весь строй идейно - образных характеристик в обеих работах указывает на глубокое чувство сопричастности автора новому времени. Сила выражения этого чувства доведена в них до той степени концентрации, при которой индивидуальное органично трансформируется в типическое, и потому образ портретируемого воспринимается олицетворением художника советской эпохи.

В 1920 - е годы портретный жанр Герасимова претерпел заметную эволюцию: на смену интимному камерному портрету приходит портрет - тип. В нем раскрывается новый характер советских людей и значительно укрупняется внутренний масштаб образов. Именно типическим изображениям русских крестьян Герасимов обязан своей славе крупнейшего советского портретиста. Самые значительные из этих работ: «», «». В них обобщены судьбы людей, складывавшиеся в новых исторических условиях.

Герой портрета «» (1926) - крестьянин, еще одетый в солдатскую шинель, только что вернувшийся к мирной жизни.

Газетные сообщения рождают у него трудную думу о крестьянской доле, о необходимости ломать старый уклад деревенского житья. Личное и общественное переплетаются в этих размышлениях земледельца, свою судьбу он соизмеряет с судьбой многомиллионной крестьянской России, поставленной революцией на дыбы. Сохраняя всю характерность своей модели, Герасимов претворяет впечатление от нее в целостный, картинный по природе образ, отмеченный признаками емкого художественного обобщения.

Поиски героического в повседневной жизни советской деревни привели Герасимова к созданию классическою произведения эпохи - «Колхозного сторожа » (1933). Этот портрет переносит нас в памятные годы коллективизации и знакомит с одним из рядовых героев колхозного строительства.

Чувства, мысли и дела изображенного колхозника укрупнены самой эпохой, рождены сознанием нужности его скромного труда, пониманием важности его вклада в общее дело. Художнику удался типический образ советского человека, духовный облик и моральная красота которого ковались в горниле великого перелома, в условиях новой социальной действительности. Зрительно активизируют образ этого энергичного человека динамичная манера живописи, уверенное движение широкой кисти по холсту. Стремясь к обобщению, Герасимов не изображает бытовых мелочей и частностей, показывает фигуру крестьянина крупным планом, в сильном движении.

В ряде картин 1920 – 1930 - х годов Герасимов создал своего рода групповые портреты сельских тружеников. Эти произведения интересны и как страницы истории советской страны. В картине «» (1927) перед зрителем встает бурлящая страстями многоликая крестьянская Русь, вступающая на порог новой жизни Пролетарий - коммунист бросает в эту социально неоднородную толпу революционный лозунг, страстно и убежденно призывает к сознательному переустройству мира. В центре художественного исследования Герасимова - проблема самоопределения и нравственного становления русского крестьянства в первое десятилетие Советской власти. В изображенной сцене сгущены реальные впечатления художника: в обрисовке каждого персонажа отброшено много несущественного и, наоборот, заострено внимание на раскрытии социально - типического. Ради такого рода выразительности Герасимов сознательно использует некоторые возможности гротескной образности. Благодаря этому повышается экспрессивность характеристик, а смысл изображенной сцены как бы обнажается и становится отчетливо зримым.


Кулаки - богатеи с хмурыми лицами и свинцово - тяжелыми взглядами скрываются за спинами середняков и бедноты. Среди последних заметны проявления энтузиазма и пробудившейся веры в возможность лучшей доли. Именно в образах этих крестьян Герасимов отмечает ростки нового сознания. Острота художественного видения, глубокое знание народной психологии помогли ему вылепить незаурядные характеры. Эпоха коренной перестройки крестьянского мировоззрения нашла в лице Герасимова умного, исторически прозорливого истолкователя. Наряду с колоритностью социального типажа в создании напряженного образа картины большая роль принадлежит динамичному развитию сюжета и выразительной драматургии композиционного построения. Словно сдерживая себя, художник уравновешивает экспрессивность творческого высказывания обращением к мягкой цветовой гамме.

Пристальное внимание к народной судьбе должно было пробудить у Герасимова интерес к исторической картине. В 1930 - е годы появляются первые его произведения историко - революционного жанра. В эскизе к известной его картине «» (1932) уже проявился глубокий драматизм образного решения сюжета. Изображая сцену прощания красных партизан с погибшим боевым товарищем, Герасимов придает ей эпический смысл, пронизывает суровой и высокой «музыкой революции».

В ее трагизме нет безысходности: это героическая трагедия, доносящая до зрителя мужественную правду об исторической неизбежности революционных жертв. Сцена не подавляет своим содержанием, не производит угнетающего впечатления. Частный эпизод из времен гражданской войны перерос в собирательный образ революционной эпохи. Изображение события освобождено от власти подробностей и жанровой бытовщины. С идейно - художественным замыслом произведения удачно соотнесена патетичность стиля, достигнутая повышенной эмоциональной напряженностью пластических средств и композиционного построения.

Историко - революционная тема в творчестве Герасимова органично развивает образы и темы, положенные в основу сюжетных композиций из народной жизни и, конечно же, портретов - картин, подобных «Колхозному сторожу ».

Одно из значительнейших произведений в творческом наследии Герасимова - картина «» (1928 - 1930). В ней он достиг той образной завершенности, которая рождает чувство всеобщности, универсальности содержания: как - то забываешь, что по своим формальным признакам картина является произведением бытового жанра. Действительно, массивная лодка кажется пьедесталом для многофигурного монумента людям труда, а сцена ужина рыбацкой артели воспринимается как некое значительное событие, наделенное чуть ли не вселенским смыслом. Ординарная бытовая ситуация важна художнику как повод для размышления о моральной красоте труда, утверждаемого в качестве основы гармоничного и устойчивого общественного бытия. Герасимов сфокусировал внимание на кряжистых человеческих фигурах, наделив образы рыбаков эпической мощью. Артель выступает здесь в роли хранителя высоких нравственных норм народной жизни.

О каждом из персонажей можно сказать: только трудом силен и красив человек. В их манере держать себя - степенно, несуетно, с чувством собственного достоинства - Герасимов подчеркнул те грани национального характера, которые шлифовались многовековым опытом русского народа. Под стать людям - эпический пейзаж с широким дыханием речного простора. Воспроизведенная сцена лишена идеализации: герои подчеркнуто грубоваты, брутальны. Смело жертвуя деталями, мастерски используя образные возможности сдержанного колорита, художник находит лаконичную, пластически точную, монументальную форму.

Самое известное произведение Герасимова - картина «» (1937). Эта его работа в полной мере ответила требованиям большого стиля социалистической эпохи. На полотне изображено, как за праздничным столом, прямо в поле, колхозники чествуют героиню сельского труда. Она, с орденом на груди, сидит в центре рядом с пожилой крестьянкой и председателем колхоза, который увлеченно произносит приветственную речь. С момента появления картины на Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» ей сопутствовал неизменный успех.

Секрет этой популярности опять же заключается не в занимательности повествования, а в акцентировании самых существенных сторон советской жизни. Не вялая констатация общеизвестных фактов, а поэтическое утверждение колхозной нови звучит в образном строе произведения. Хочется верить в то, что ее автору были совершенно чужды какая - либо социальная демагогия и желание приукрашивать действительность. Он был правдив в передаче главной сути и исторического подтекста изображенного события.

В неразрывной связи с идейным содержанием картины находятся ее стилистические особенности. Чтобы зритель мог проникнуться мажорной атмосферой сельского праздника, Герасимов обращается к пленэрной живописи, творчески претворяет уроки импрессионистической декоративности. Звонко звучащие краски, разноцветные рефлексы на одеждах и лицах колхозников, целая красочная симфония бликов на скатерти и на каждом предмете, попавшем в поле зрения художника, тонкие перетекания теплых и холодных отсветов - все это образует удивительную по своей красоте и зрелищности картину. Но красочное сияние полотна и вся светоцветовая стихия картины нужны художнику не как таковые, а для внутреннего наполнения сцены определенным содержанием, для передачи эмоционального подъема и свежести чувств советских людей. В «Колхозном празднике » есть та основательность в выражении общественно значимой идеи, которая, как правило, исключалась из арсенала задач классического импрессионизма, искавшего воссоздания мгновенных зрительных впечатлений. Будучи программным произведением советского искусства, «» стал для многих поколений наших художников школой живописного мастерства, примером новаторского решения современной темы.

Нетрудно заметить, что в сюжетно - тематических работах Герасимова пейзаж важен не как фон, а как органическая, неотъемлемая от человека среда. Добиться подобного впечатления невозможно, если не заниматься чистым пейзажем. Для Герасимова, начиная с первых шагов в искусстве, пейзаж всегда был большой и самостоятельной темой. В сфере пейзажного жанра художник создал много эстетически ценного и значительного.

Природа в изображении Герасимова вызывает чувство спокойной уравновешенности и гармонии; ее сокровенные ритмы неразрывно связываются с ритмами душевной жизни человека. Сказанное не означает, что эмоциональная палитра Герасимова - пейзажиста однообразна. Он не замыкался в пределах одной лишь утонченной лирики. Некоторые его пейзажи проникнуты романтической приподнятостью и напряженностью. И все же драматическим состояниям в природе Герасимов предпочитал различные градации поэтических и хрупких проявлении ее внутренней жизни. Виртуозное мастерство, с каким он раскрывает целомудренную красоту скромного и обычного в природе, придает очарование и глубокую содержательность незатейливым мотивам его работ. Все в них дышит естественностью и привлекает непосредственностью передачи размеренного бытия природы. Миросозерцанию Герасимова не свойствен пессимизм. В его пейзажах выражено неисчерпаемое душевное здоровье русского человека.

География пейзажных мотивов Герасимова чрезвычайно широка, но его излюбленной темой неизменно оставалась среднерусская природа. Городом, куда художник возвращался постоянно, был Можайск. Здесь, в родных местах, с которыми у художника крепко срослось представление о Родине, о России. Герасимов создал лучшие свои пейзажи. Их отличительной особенностью является органичное переплетение местного и национально - русского колорита. В историко - художественном лексиконе с ними давно и прочно связано понятие «пейзаж Сергея Герасимова ».

На лучшие работы этого рода, такие, как «» (1929), «» (1936), «» (1939). «Вечер в городе » (1940), «» (1940) и другие, невозможно только взглянуть: они требуют внимательного всматривания, в них нужно вживаться и подолгу вслушиваться в почти физически ощутимую богатую звуковую палитру - от едва различимых голосов и шорохов до неумолчно - громкого шума спадающей с деревянной запруды воды.

» (1939) - одно из поэтичнейших созданий художника. Образное содержание этого шедевра советской пейзажной живописи воспринимается через призму «Зимних грез » П.И. Чайковского, «Зимнего утра » А.С. Пушкина и других лирических произведении русского искусства, воссоздающих картину зимней природы. В контексте этих ассоциаций особенно явственно проступает национальный характер созданного Герасимовым пейзажа.

В скромном мотиве заснеженной деревенской околицы, в сереньком деньке, первозданную тишину которого нарушают скрип санных полозьев и заливисто - звонкий лай собачонки, художник подметил и выявил те качества русской природы, которые переживаются нами как нечто непреходящее, соответствующее вековым представлениям нашего народа о красоте и вызывающее у нас глубокое и драгоценное чувство любви к своей стране.

Колористическая гамма пейзажных работ Герасимова утонченно сложна, построена на акварельно чистых оттенках и нежнейших рефлексах. Вся эта мелодичная «цветомузыка» звучит, как правило, в пределах общей (в «Зиме » - серебристой) тональности. В постоянных изменениях цветовых качеств, в вибрации мерцающих красок - одно из объяснений удивительной жизненности облика природы в картинах Герасимова. Они позволяют ощутить непрерывность происходящих в ней процессов, пережить ее внутреннюю одухотворенность и почувствовать, что «в ней есть душа, в ней есть язык».

Дважды, в 1935 и 1939 годах, Герасимов побывал на Кавказе и написал там цикл пейзажей . Наибольшей известностью пользуются те из них, которые созданы в Кисловодске.

Как никто другой до него, Герасимов почувствовал и запечатлел атмосферу курортного города и окружающих его горных ландшафтов. Неизменным «героем» работ этого цикла является южное солнце, заливающее ярким светом запруженные людьми улицы и усиливающее светотеневые и цветовые контрасты. Несмотря на свою привязанность к среднерусскому пейзажу, Герасимов прекрасно, с присущими его искусству непосредственностью и проникновенностью, передавал самобытную красоту южной природы.

В творческом наследии Герасимова важное место занимают индустриальные пейзажи - изображения ландшафта, преображенного созидательной энергией советских людей. Они появлялись, как правило, в результате творческих командировок художника на различные стройки первых пятилеток. О свойствах такого рода пейзажей можно судить по картине «Беломорско - Балтийский канал. Надвоицкий узел » (1933). Русский писатель Михаил Михайлович Пришвин, посетив это место до революции, назвал его краем непуганых птиц. Теперь перед художником открылся совсем другой край - неузнаваемо преображенный. Герасимов остается лириком и в индустриальном пейзаже.

Панорамный охват огромного пространства, казалось бы, исключал всякую камерность картины. Тем не менее, этот пейзаж, как и другие аналогичные ему работы, психологичен. Для художника он - форма раздумья о «шагах саженьих» советской страны, о советских людях, по - хозяйски обживающих природу, которая, как показывает художник, остается близкой и соразмерной человеку, несмотря на грандиозность индустриальных вторжений в нее.

В годы Великой Отечественной войны кисть Герасимова действенно служила своему народу: в это героическое и тяжелое для страны время он создал полотно «» (1943). Оно посвящено подвигу русской крестьянки, сына которой, партизана, уводят на расстрел. Простая русская женщина смело бросает в лицо фашистскому карателю гневные слова проклятья. Идейно - нравственное значение изображенной сцены заключено в характере столкновения двух ее главных участников, олицетворяющих две разные, непримиримые идеологии. Моральное превосходство женщины - матери над палачом показано с той степенью четкости, которая заставляет вспоминать о плакатной форме: декларативность выражения в искусстве отвечала потребностям военного времени. Психологическая завершенность конфликта придает наглядную убедительность основной идее произведения, вобравшего в себя исторически емкое содержание.

В характеристике героини художник исходит из тех высоких нравственных критериев, которые были единственно приемлемыми для советских людей в суровые годы военных испытаний: из всего возможного спектра чувств женщины он акцентирует ее чувства гражданского долга и ненависти к врагу. Той же категоричностью нравственных оценок обусловлена памфлетная острота в обрисовке образа фашистского насильника. Дым пожарищ и трупы казненных людей, а также огромная мрачная тень, падающая от него и словно попирающая русскую землю, дополняют его характеристику.

Образ крестьянки в «Матери партизана » воплотил в себе тот невиданный и неожиданный для захватчиков подъем национального самосознания, который обусловил массовый героизм советских людей в Великой Отечественной войне. Всем своим образным строем картина внушала мысль о грядущей победе советского народа в его праведной борьбе с фашизмом.

В 1941 - 1943 годах Герасимов работает в Самарканде. Количество сделанного им в этот период достойно удивления. Помимо картины «» он пишет пейзажи , создает обширные графические серии .

После возвращения в Москву художник совершает поездку на Украинский фронт, посещает только что освобожденные Исков и Новгород. Изображая разрушенные оккупантами города и памятники древнерусского зодчества, он каждый раз возвышает свой голос до гневного протеста против варварства и дикости завоевателей. Тогда же Герасимов приступает к работе над историческим полотном, посвященным восстанию Пугачева. Известно, что исторический жанр в эпоху Великой Отечественной войны пережил пору своего расцвета, и не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, кинематографе, театре. Мастера искусства привлекали историю на службу сегодняшнему дню. Их произведения рассказывали о героических событиях прошлого, чтобы поддержать у современников чувство гордости за свою Родину и ее свободолюбивый народ. Образ Пугачева надолго захватил воображение Герасимова. К работе над ним художник возвращался и позже, - в 1950 - е годы. С этим образом он связывал свои представления об истоках свободолюбия, искони присущею русскому характеру, - того свободолюбия, героические примеры которого он наблюдал в годы войны. Акварель «» (1943) вводит в мир этих представлений и исторических аналогий художника.


На протяжении всех военных лет Герасимов не оставлял работу над лирическим пейзажем. В любви к родной природе он черпал моральные и душевные силы, помогавшие выдержать тяжелые испытания военного времени. Эти пейзажи одухотворяла глубокая привязанность к отчему краю - чувство, которое переживалось тогда особенно интенсивно. В полотне «» (1945), написанном в самом конце войны, Герасимов выразил настроение радостных надежд, предчувствие долгожданной победы.

Тема вечного обновления весенней природы воспринимается здесь как художественная аналогия победы жизни над смертью. Подобное сравнение нравственных сил с неиссякаемыми силами русской природы можно найти и у Б.Л. Пастернака, писавшего в том же, 1945 году:

.. Весеннее дыханье родины

Смывает след зимы с пространства

И черные от слез обводимы

С заплаканных очей славянства.

Для художника и поэта весеннее возрождение природы созвучно обновлению чувств и настроений советских людей.

Свежесть первооткрытия красоты в простых и будничных ландшафтах, задушевность и глубокая проникновенность свойственны целой группе пейзажей, которые исполнены художником в послевоенный период. Герасимов любит изображать панорамно широкие виды. И, даже воспроизводя замкнутое пространство, он ценит в нем прорывы в манящую даль - будь то клочок неба в просвете ветвей или же лесная дорога, увлекающая взгляд в глубину, как, например, в его пейзажах «Первая зелень » (1954) и «» (1955).

Во всех этих работах зрительная достоверность в изображении природы усложнена и одухотворена передачей ее богатой внутренней жизни. Трепетное восхищение неброской красотой благоухающего сада, умытого весенним дождем, выражено в картине «» (1955). При виде буйно цветущего куста сирени и отблесков неба на оконном стекле дачного дома, при виде влажной зелени и пробивающихся сквозь листву солнечных лучей зрителю дано пережить всю полноту бытия и постигнуть внутреннюю связь, объединяющую природу и человека. Герасимов прославляет в таких пейзажах нравственно очищающую силу, заключенную в природе.

Заметную роль в творческой практике Герасимова играла традиционная для русского изобразительного искусства тема «Зарубежный мир глазами русского художника ». В Третьяковской галерее хранятся работы, запечатлевшие виды городов Австрии, Греции, Италии, Турции. Англии.

Наделенный тонкой способностью улавливать своеобразие новых мест, Герасимов писал не их детальные «портреты », а делился со зрителем поэтическими чувствами, которые они у него вызывали.

Любовь к природе нашла выражение в обращении Герасимова к жанру натюрморта. Натюрморт в понимании Герасимова - не «постановка», а изображение части жизни. Кредо художника особенно наглядно выражено в «Колокольчиках » (1940 - 1945), где сорванные луговые цветы и расстилающийся за окном пейзаж объединены в живописное целое, подчинены единому жизненному ритму.

Искусство Герасимова проникнуто внутренней целостностью и завершенностью и рождает представление о едином, поступательном в своем развитии творческом пути. Отмеченные самобытностью, высокой профессиональной культурой и неповторимой интонацией, его произведения входят в золотой фонд изобразительного искусства.

Он не был келейным художником, живущим только в мире своих образов, и активно участвовал в жизни своей страны. С. В.Герасимов долгое время руководил Союзом художников СССР, а значит, участвовал в осуществлении руководящей роли коммунистической партии в области изобразительного искусства. О нём вспоминают как об умелом администраторе с репутацией умеренного либерала, он был внимательным и умелым преподавателем, оставившим множество учеников. Но главное его наследие - картины, акварели и графика, отмеченные печатью огромного таланта и тонко чувствующей души.

Малая родина

В 1885 году в подмосковном Можайске в небогатой семье родился Сергей Васильевич Герасимов. Биография художника гласит, что жизнь его была связана с этими местами очень долгое время. Впоследствии, уже занимая ответственные должности в Москве, он приезжал в свой можайский дом, где находилась небольшая мастерская, и использовал любую возможность, чтобы писать картины, пытаясь выразить в пейзажах неяркую красоту окрестностей.

Сын кустаря-кожевника, он сумел получить прекрасное образование, окончив два ведущих столичных художественных училища: Строгановское художественно-промышленное и Училище живописи, ваяния и зодчества. Повезло ему и с преподавателями, среди которых были и Сергей Иванов. Кроме виртуозной живописной техники работы масляными красками, Сергей Васильевич овладел акварелью, литографией, офортом и другими видами графики, что расширяло его творческие возможности.

Поиск стиля

Октябрьскую революцию он встретил состоявшимся мастером. С. В. Герасимов был известен работами, созданными в различном материале и в разнообразных жанрах: «У телеги» (1906), «Свадебные в трактире» (1909), «Портрет И. Д. Сытина» (1912), «На Севере» (1913). Жанровые сценки, портреты и особенно пейзажи того времени наполнены тонким поэтическим чувством, выраженным в свободной живописной манере, близкой к импрессионизму.

Поиски новых форм в живописи, которыми ознаменовалось начало XX века, не могли пройти мимо молодого, но очень образованного Герасимова. Впоследствии художник пройдет период увлечения Сезанном и ранними кубистами («Фронтовик» (1926)). Было время, когда ему казались близкими примитивисты. Но мнение большого числа критиков, относящих Герасимова к выдающимся мастерам русского импрессионизма, кажется наиболее оправданным. Даже механическое причисление его к основоположникам в живописи больше связано с его высоким положением в официальной иерархии.

Новые времена

После большого перерыва, вызванного Первой мировой войной и трудностями революционного времени, С. В. Герасимов включается в активную художественную жизнь молодой страны. Он участвует в работе таких творческих объединений, как «Маковец», «Общество московских художников» и Ассоциация художников революционной России (АХРР), что стала предтечей Союза Художников СССР.

Он пытается освоить революционно-пропагандистский жанр: «Клятва сибирских партизан» (1933), «В. И. Ленин на Втором съезде Советов среди делегатов-крестьян» (1931), «Колхозный праздник» (1937). С. В. Герасимов успешно работал в жанре иллюстрации, создав графические листы к «Делу Артамоновых», «Капитанской дочке», к Некрасову, Толстому, драмам Островского, к другим классическим и современным ему книгам. Его акварели, в которых угадывались приёмы работы пастозными, масляными красками, признавались новаторскими многими отечественными и зарубежными ценителями. Но любимым жанром оставался пейзаж.

Певец средней полосы

Художник много путешествовал. Сергей Васильевич Герасимов, биография которого содержит сведения о турне по европейским странам, оставил серию виртуозных натурных этюдов, сделанных в Италии, Франции, на Кавказе. Во время Великой Отечественной войны он попал в эвакуацию в Среднюю Азию. Там на его картинах «поселился» жаркий восточный колорит, с яркими красками и ослепляющим светом. Но был край, куда его всегда тянуло, куда он всегда возвращался - Подмосковье, родной Можайск.

В небольших этюдах, изображающих окрестности его родного городка, и в более проработанных полотнах талант мастера особенно гармоничен. Сергей Герасимов - русский художник, продолжавший традиции Левитана, Васильева, Куинджи. Главное в его пейзажных картинах - «Зима» (1939), «Плотина» (1929), «Весенний разлив» (1935), серия видов Можайска (1940-1950) и многих других - удивительное эмоциональное содержание, гармония и свежесть колорита, виртуозное живописное мастерство.

1943 год, «Мать партизана»

Его творчество по-настоящему многогранно. Мастер тонких поэтических нюансов, художник Сергей Герасимов в годы войны создаёт полотно, ставшее символом стойкости народа, проявленной в противостоянии грозному и жестокому врагу.

Образ пожилой крестьянки, у которой сына уводят на казнь, повествует о духовной силе, ставшей неодолимой преградой для захватчиков. Эта картина говорила иностранным зрителям о русском характере больше, чем тома идеологически выдержанной литературы. Она многое объясняла, повествуя о причинах непобедимости нашего народа. Что побудило Герасимова к написанию этой картины? Видеть здесь только стремление соответствовать идеологическим критериям - неверно. «Мать партизана» - произведение истинно русского художника, чья душа неотделима от народа, от земли и природы, его воспитавших.

Сергей Краткая биография

Время и место рождения - 14 сентября 1885 года, Можайск.
1901-1907 - учеба в Строгановке.
1907-1912 - обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
1912-1914 - участие в выставках, преподавание в художественной школе при типографии И. Д. Сытина.
В 1914 году призван на военную службу.
1917 год - возвращение в Москву, участие в творческих художественных объединениях.
Преподавательская деятельность: Государственная школа печатного дела при Наркомпросе (1918-1923), Высшие художественно-технические мастерские (1920-1929), Московский полиграфический институт (1930-1936), Институт им. Сурикова (1937-1950), Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова (1950-1954).
1958-1964 - Первый секретарь правления Союза художников СССР.
Скончался 20 апреля 1964 года.