Сообщение лирические образы музыкального искусства. Понятие о музыкальном образе


Музыкальный образ имеет объективные и субъективные стороны . Он передает суть явления , ее типичные черты . Музыкальный образ — специфическая форма обобщенного отражения жизни средствами музыкального искусства . Основой музыкального образа является музыкальная тема . Музыкальный образ — это единство объективного и субъективного начал . Содержанием художественного образа в музыке является жизнь человека .

Музыкальный образ воплощает наиболее существенные , типичные черты явления — это объективность . Вторая сторона образа субъективная , связанная с эстетическим аспектом . Образ передает явление в развитии . Субъективный фактор имеет в музыке большое значение , как в творческом процессе создания музыкального произведения , так и в процессе его восприятия . Однако в обоих случаях преувеличением субъективного начала приводит к субъективизму в понятии музыки . Говоря об отражении в музыке субъективной и эмоциональной стороны , нельзя не обратить внимание на то , что и абстрактно -обобщенное подвластно музыке .Образ в музыке — это всегда пропущенное через художника отражение жизни . Каждый музыкальный образ можно назвать жизнью , которая отражена в музыке композитором . При определении музыкального образа нужно иметь в виду не только средства , при помощи которых он создан композитором , но и что он хотел воплотить в нем . При этом важно , что даже самые скромные по содержанию и художественной форме музыкальные образы обязательно содержат хотя бы незначительное развитие .

Исходный структурный элемент музыки — звук . Он отличается от реального звука в его физическом понимании . Музыкальный звук имеет высоту , насыщенность , длину , тембр . Музыка как звуковое искусство менее конкретизировано . Такое свойство , как наглядность , остается практически за пределами музыкального образа . Музыка передает мир действительности и явлений через чувственно -эмоциональное ассоциации , т . не прямо , а опосредованно . Вот почему музыкальный язык — это язык чувств , настроений , состояний , а потом уже язык мыслей .
Конкретность музыкального образа — проблема для музыкально -эстетической теории . На протяжении истории своего развития музыка по -разному стремилась конкретизировать музыкальный образ . Способы этой конкретизации были разные :
1 ) звукозапись ;

2 ) использование интонаций с ярко четкой жанровой принадлежностью (марши , песни , танцы );

3 ) программная музыка и , наконец ,

4 ) установление разнообразных синтетических связей .

Рассмотрим указанные способы конкретизации музыкальных образов . Выделяют два типа звукозаписи : имитационный ,ассоциативный .

Имитация : подражания реально существующим звукам действительности : пение птиц (соловей , кукушка , перепел ) в бетховенской «Пасторальной симфонии» , звучание колоколов в Фантастической симфонии Берлиоза , взлет самолета и взрыв бомбы во Второй симфонии Щедрина .

Ассоциативная звукозапись построена по способности сознания создавать образы -представления по ассоциации . Спектр таких ассоциаций довольно большой : ассоциации 1 ) по движению («Полет шмеля» ). Ассоциации возникают у слушателя , благодаря 2 ) высоте и качественной окраске звучания (медведь — низкий регистр звучания и т .д .).
Отдельную форму ассоциаций в музыке представляют ассоциации 3 ) по цвету , когда в результате восприятия музыкального произведения возникает представление о цвете явления .

Более распространена ассоциативный звукозапись , по сравнению с имитационной . Что касается использования интонаций с яркой жанровой принадлежностью , то примеров здесь бесконечное множество . Так , в скерцо из симфонии Чайковского есть и маршевая тема , и русская народная песня «Во поле береза стояла ...».

Особое значение для конкретизации музыкального образа имеет программная музыка . Программа в отдельных случаях это: 1 ) название самого произведения или эпиграф . В другое время программа представляет 2 ) развернутое содержание музыкального произведения . В языковых программах различают картинную и сюжетную программы . В качестве картинной может служить хрестоматийный пример — «Времена года» Чайковского , фортепианные прелюдии импрессиониста Дебюси «Девушка с волосами цвета льна» . Сами названия говорят за себя .
К сюжетной программе относятся музыкальные произведения , в основе которых лежит античный или библейский миф , народная легенда или оригинальное произведение — литературный жанр -от лирических произведений к драме , трагедии или комедии . Сюжетные программы могут быть и последовательно развитыми . Чайковский пользовался развернутым сюжетом для симфонической фантазии "Франческа до Римини » по Данте . Это произведение написано по мотивам Пятой песни «Ада» из «Божественной комедии» .

Иногда программу в музыкальном произведении определяет живописное произведение . Программная музыка вызвала к жизни жанр программно -инструментальной и программно -симфонической музыки . Если слушатель не знаком с программой , то его восприятие не будет адекватным в деталях , но особых отклонений не будет (характер будет неизменным в восприятии музыки ). Конкретизация музыкальных образов не программной музыки (инструментальной ) происходит на уровне восприятия и зависит от субъективного фактора . Не случайно у разных людей разные мысли и чувства при слушании не программной музыки .

Введение. Образность как основа музыкального искусства.

Глава 1. Понятие художественного образа в музыкальном искусстве.

Глава 2. Образность, как основа творчества композиторов.

§ 1 Образный строй музыки С. Рахманинова.

§ 2. Образный строй музыки Ф. Листа.

§ 3. Образный строй музыки Д. Шостаковича.

Глава 3. Обобщенные представления о способах постижения музыкального образа.

Глава 4. Раскрытие темы «Музыкальный образ» на уроках музыки в 7 классе общеобразовательной школы.

Музыкальные занятия по новой программе нацелены на развитие музыкальной культуры учащихся. Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. Вне восприятия нет музыки, т.к. оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

Восприятие - субъективный образ предмета, явления или процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

Иногда термином восприятия обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений воздействующих на анализаторы.

Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.

Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы-представления выступают, как важный продукт образного мышления и как одно его функционирования.

Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер. Приемом 1-го являются сновидения, грезы. «-2-ое широко представлено в творческой деятельности человека.

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности, преобразующий ситуацию, с конкретизацией общих положений.

С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с несколькими точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

В образном мышлении используются различные приемы. К их числу относятся: увеличение или уменьшение объекта или его частей, аглютинации (создание новых представлений путем присоединения в образном плане частей или свойств одного объекта и др.), включение имеющихся образов в новый конспект, обобщение.

Образное мышление является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве.

Индивидуальные различия в образном мышлении связаны с доминирующим типом представлений и степенью развития приемов представления ситуаций и их преобразований.

В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции - воображения.

Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».

Различают воображение произвольное (активное) т непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.

Особая форма воображения - мечта. Это также самостоятельное создание образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Т.о., активное восприятие музыкального образа предлагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.

На практике, особенно у детей, не имеющих достаточного опыта общения с музыкой, субъективные представления не всегда адекватны самой музыке. Поэтому так важно научить учащихся разбираться в том, что объективно содержится в музыке, а что привносится ими самими; что в этом «своем» обусловлено музыкальным произведением, а что произвольно, надумано. Если в замирающем инструментальном заключении «Захода солнца» Э.Грига ребята не только услышат, но и увидят картину захода солнца, то только зрительную ассоциацию следует приветствовать, т.к. она вытекает из самой музыки. Но если Третьей песне Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова ученик заметил «капельки дождя», то в этом и в подобных случаях важно не просто сказать, что этот ответ неправильный, необоснованно придуманный, но и вместе со всем классом разобраться в том, почему он неправильный, почему необоснованный, подтвердив свои мысли доказательствами, доступными ребятам на данной ступени развития их восприятия.

Природа фантазирования под музыку, по-видимому, коренится в противоречии между естественным стремлением человека услышать в музыке ее жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому развитие восприятия музыкального образа должно опираться на все более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысле, тем больше становится вероятность возникновения у них правомерных личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным, действенным.

Музыка подчиняется законам жизни, она и есть действительность, поэтому оказывает воздействие на людей. Очень важно научиться слушать и понимать классическую музыку. Еще в школе дети изучают, что такое музыкальный образ, и кто его создает. Чаще всего учителя дают понятию образа определение - частица жизни. Богатейшие возможности языка мелодий дают возможности композиторам создавать образы в музыкальных произведениях, чтобы воплотить свои творческие замыслы. Окунитесь в богатый мир музыкального искусства, узнайте о различных видах образов в нем.

Что такое музыкальный образ

Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Музыку можно назвать живым искусством, объединяющим многие виды деятельности. Звуки мелодий воплощают в себя жизненное содержание. Под образом музыкального произведения подразумеваются мысли, чувства, переживания, действия тех или иных людей, различные природные проявления. Также под этим понятием предполагают события из чьей-то жизни, деятельность целого народа и человечества.

Музыкальный образ в музыке - это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора. Вот основные виды образов в музыке:

  1. Лирический. Передает личные переживания автора, раскрывает его духовный мир. Композитор передает чувства, настроение, ощущения. Действия здесь отсутствуют.
  2. Эпический. Повествует, описывает какие-то события в жизни народа, рассказывает о его истории и подвигах.
  3. Драматический. Изображает частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.
  4. Сказочный . Показывает выдуманные фантазии и воображения.
  5. Комический. Разоблачает все дурное, используя смешные ситуации и внезапность.

Лирический образ

В древности был такой народный струнный инструмент - лира. Певцы передавали с помощью него различные свои переживания и эмоции. От него и пошло понятие лирики, передающей глубокие душевные переживания, мысли и чувства. Лирический музыкальный образ обладает эмоционально-субъективными элементами. С помощью него композитор передает свой индивидуальный духовный мир. Лирическое произведение не включает в себя какие-то события, оно только передает душевное состояние лирического героя, это его исповедь.

Многие композиторы научились передавать лирику через музыку, потому что она очень близка к поэзии. К инструментальным лирическим произведениям относятся творения Бетховена, Шуберта, Моцарта, Вивальди. Также в этом направлении творили Рахманинов и Чайковский. Музыкальные лирические образы они формировали с помощью мелодий. Нельзя лучше сформулировать предназначение музыки, нежели это сделал Бетховен: "То, что исходит из сердца, должно к нему и вести". Формируя определение образа музыкального искусства, многие исследователи берут именно это высказывание. В своей "Весенней сонате" Бетховен сделал природу символом пробуждения мира от зимней спячки. Музыкальный образ и мастерство исполнителя помогают увидеть в сонате не только весну, но и радость, свободу.

Нужно также вспомнить и "Лунную сонату" Бетховена. Это поистине шедевральное произведение с музыкально-художественным образом для фортепиано. Мелодия страстная, настойчивая, заканчивается безнадежным отчаянием.

Лирическое в шедеврах композиторов подключает к образному мышлению. Автор старается показать, какой отпечаток в его душе оставило то или иное событие. Просто мастерски передал "мелодии души" Прокофьев в вальсе Наташи Ростовой в опере "Война и мир". Характер вальса очень нежный, в нем чувствуется робость, неторопливость и, в то же время, взволнованность, жажда счастья. Еще одним примером лирического музыкального образа и мастерства композитора является Татьяна из оперы Чайковского "Евгений Онегин". Также примером музыкального образа (лирического) могут служить произведения Шуберта "Серенада", Чайковского "Мелодия", Рахманинова "Вокализ".

Драматический музыкальный образ

В переводе с греческого "драма" обозначает "действие". С помощью драматического произведения автор передает события через диалоги героев. В литературе многих народов такие сочинения существовали давным-давно. Имеют место также драматические музыкальные образы в музыке. Их композиторы показывают через действия героев, ищущих выход из ситуации, вступающих в борьбу со своими врагами. Эти действия вызывают очень сильные чувства, заставляющие совершать поступки.

Драматического героя зрители видят в постоянной борьбе, что приводит его либо к победе, либо к гибели. На первое место в драме выступают действия, а не чувства. Самыми яркими драматическими персонажами являются шекспировские - Макбет, Отелло, Гамлет. Отелло - ревнивец, что приводит его к трагедии. Гамлета одолевает желание мести убийцам своего отца. Сильная жажда власти у Макбета заставляет его убить короля. Без драматического музыкального образа в музыке драма немыслима. Он является нервом, источником, средоточием произведения. Драматический герой представляется рабом страсти, которая приводит его к катастрофе.

Одним из примеров драматического конфликта является опера Чайковского "Пиковая дама" по одноименной повести Пушкина. Вначале зрители знакомятся с бедным офицером Германом, который мечтает быстро и легко разбогатеть. Раньше он никогда не увлекался азартными играми, хотя в душе был игроком. Стимул Герману придает любовь к богатой наследнице одной старой графини. Весь драматизм в том, что свадьба не может состояться из-за его бедности. Вскоре Герман узнает о тайне старой графини: якобы она хранит секрет трех карт. Офицером одолевает желание во что бы то ни стало разведать эту тайну, чтобы сорвать большой куш. Герман приходит в дом графини и грозит ей пистолетом. Старуха от страха умирает, так и не выдав тайну. Ночью к Герману приходит призрак и шепчет заветные карты: "Тройка, семерка, туз". Тот приходит к любимой Лизе и признается ей, что по его причине умерла старая графиня. Лиза от горя бросилась в реку и утопилась. Заветные слова призрака не дают покоя Герману, он идет в игорный дом. Первые две ставки, на тройку и семерку, оказались удачными. Выигрыш настолько вскружил голову Герману, что он идет ва-банк и ставит на туза все выигранные деньги. Накал драматизма приближается к своей вершине, вместо туза в колоде оказывается пиковая дама. В этот момент в даме пик Герман узнает старуху графиню. Окончательный проигрыш ведет героя к самоубийству.

Стоит сравнить, каким показывают драматизм своего героя Пушкин и Чайковский. Александр Сергеевич показал Германна холодным и расчетливым, он хотел использовать Лизу для своего обогащения. Чайковский немного по-другому подошел к изображению своего драматического персонажа. Композитор немного меняет характеры своих героев, ведь для их изображения нужно вдохновение. Чайковский показал Германа романтичным, влюбленным в Лизу, имеющим пылкое воображение. Только одна страсть вытесняет образ любимой из головы офицера - тайна трех карт. Мир музыкальных образов этой драматической оперы - очень насыщенный и впечатляющий.

Еще одним примером драматической баллады является творение Шуберта "Лесной царь". Композитор показал борьбу двух миров - действительного и вымышленного. Для Шуберта был характерен романтизм, его увлекала мистика, и произведение получилось довольно драматичным. Столкновение двух миров очень яркое. Настоящий мир воплощен в образе отца, который здраво и спокойно смотрит на действительность и не замечает Лесного царя. Его ребенок живет мистическим миром, он болен, и ему чудится Лесной царь. Шуберт показывает фантастическую картину таинственного, окутанного мрачной мглой леса и мчащегося через него на коне отца с умирающим ребенком на руках. Каждому герою композитор дает свою характеристику. Умирающий мальчик - напряженный, испуганный, в его словах звучит мольба о помощи. Бредящий ребенок попадает в страшное царство грозного Лесного царя. Отец всеми силами старается успокоить дитя.

Вся баллада пронизана тяжелым ритмом, топот коня изображает беспрерывная октавная дробь. Шубертом создана полная зрительно-слуховая иллюзия, наполненная драматизмом. В конце динамика музыкального развития баллады заканчивается, так как отец держал на руках мертвого младенца. Вот какие музыкальные образы (драматические) помогли Шуберту создать одно из самых впечатляющих своих творений.

Эпические портреты в музыке

В переводе с греческого "эпос" имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выплывают характеры, обстоятельства, общественная и природная среда. К литературным эпическим произведениям относятся рассказы, легенды, былины, повести. Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях. Из эпоса можно узнать о жизни древних людей, их истории и подвигах. Основные драматические музыкальные образы и мастерство композитора представляют конкретных героев, события, истории, природу.

Эпос опирается на реальные события, но есть в нем и доля вымысла. Автор идеализирует и мифологизирует своих героев. Они наделены геройством, совершают подвиги. Присутствуют также и отрицательные персонажи. Эпос в музыке показывает не только конкретные лица, но и события, природу, символизирующую родную землю в ту или иную историческую эпоху. Так, урок по музыкальному образу в 6 классе многие учителя представляют с помощью отрывков из оперы Римского-Корсакова "Садко". Ученики стараются понять, какими средствами музыки композитор смог нарисовать портрет героя, после прослушивания песни Садко "Ой ты, темная дубравушка". Дети слышат напевную, плавную мелодию, ровный ритм. Постепенно мажор сменяется минором, темп замедляется. Опера довольно грустная, тоскливая и задумчивая.

В эпическом стиле работал композитор "Могучей кучки" А. П. Бородин. В перечень его эпических работ можно включить "Богатырскую симфонию" №2, оперу "Князь Игорь". В симфонии №2 Бородин запечатлел могучую героическую Родину. Вначале идет напевная и плавная мелодия, потом она превращается в отрывистую. Ровный ритм сменяется пунктирным. Медленный темп сочетается с минором.

Памятником средневековой культуры считается известная поэма "Слово о полку Игореве". Произведение повествует о походе князя Игоря на половцев. Здесь созданы яркие эпические портреты князей, бояр, Ярославны, половецких ханов. Опера начинается увертюрой, затем идет пролог о том, как Игорь готовит свое войско в поход, наблюдает за солнечным затмением. Дальше следуют четыре действия оперы. Очень ярким моментом в произведении выступает плач Ярославны. В конце народ поет славу князю Игорю и его жене, хоть поход закончился поражением и гибелью войска. Для отображения исторического героя той эпохи очень важен музыкальный образ исполнителя.

Стоит также включить в перечень эпических творений произведение Мусоргского "Богатырские ворота", Глинки "Иван Сусанин", Прокофьева "Александр Невский". Героические поступки своих героев композиторы передали различными музыкальными средствами.

Сказочное музыкальное изображение

В самом слове "сказочные" кроется сюжетная линия таких произведений. Самым ярким создателем сказочных творений можно назвать Римского-Корсакова. Еще со школьной программы дети узнают его знаменитую сказку-оперу "Снегурочка", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане". Нельзя не вспомнить также симфоническую сюиту "Шахеразада" по книге "1001 ночь". Сказочные и фантастические образы в музыке Римского-Корсакова находятся в тесном единстве с природой. Именно сказки закладывают в человеке нравственный фундамент, дети начинают отличать добро от зла, они учатся милосердию, справедливости, осуждают жестокость и коварство. Будучи педагогом, Римский-Корсаков на языке сказки рассказал о высоких человеческих чувствах. Кроме вышеперечисленных опер можно назвать "Кащея Бессмертного", "Ночь перед Рождеством", "Майскую ночь", "Царскую невесту". Мелодии композитора имеют сложное мелодико-ритмическое строение, они виртуозные и подвижные.

Фантастическая музыка

Стоит упомянуть фантастические музыкальные образы в музыке. Фантастических произведений создается каждый год очень много. Еще с давних времен известны различные фольклорные баллады и песни, восхваляющие разных героев. Музыкальная культура стала наполняться фантастикой в эпоху романтизма. Элементы фантастики встречаются в творениях Глюка, Бетховена, Моцарта. Самыми яркими сочинителями фантастических мотивов стали немецкие композиторы: Вебер, Вагнер, Гофман, Мендельсон. В их сочинениях звучат готические интонации. Сказочно-фантастическая стихия этих мелодий переплетается с темой противостояния человека окружающему миру. Народный эпос с элементами фантастики положен в основу работ композитора Эдварда Грига из Норвегии.

Присуща ли фантастическая образность русскому музыкальному искусству? Композитор Мусоргский наполнил фантастическими мотивами творения "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе". Зрители могут наблюдать за шабашем ведьм ночью на праздник Ивана Купала. Мусоргский также написал интерпретацию к произведению Гоголя "Сорочинская ярмарка". Элементы фантастики проглядываются в сочинениях Чайковского "Русалка" и Даргомыжского "Каменный гость". Не остались в стороне от фантастики такие мастера, как Глинка ("Руслан и Людмила"), Рубинштейн ("Демон"), Римский-Корсаков ("Золотой петушок").

Настоящий революционный прорыв в синтетическом искусстве произвел экспериментатор Скрябин, использовавший элементы светомузыки. В своих произведениях он специально вписывал строчки для света. Фантастикой наполнены его сочинения "Божественная поэма", "Прометей", "Поэма экстаза". Некоторые приемы фантастики присутствовали даже у реалистов Кабалевского и Шостаковича.

Появление компьютерной техники сделало фантастическую музыку любимой для многих. На экраны телевизоров и кинотеатров стали выходить фильмы с фантастическими композициями. После появления музыкальных синтезаторов открылись большие перспективы для фантастических мотивов. Настала эпоха, когда композиторы могут лепить музыку, как скульпторы.

Комические отображения в музыкальных произведениях

О комических образах в музыке говорить сложно. Мало искусствоведов характеризуют это направление. Задача комической музыки - исправлять смехом. Именно улыбки являются настоящими спутниками комической музыки. Комический жанр более легкий, для него не нужны условия, приносящие страдания героям.

Чтобы создать комический момент в музыке, композиторы используют эффект внезапности. Так, Й. Гайдн в одной из своих Лондонских симфоний создал мелодию с партией литавр, которые моментально встряхивают слушателей. Пистолетным выстрелом нарушается плавная мелодия в вальсе с сюрпризом ("В яблочко!") Штрауса. Это сразу развеселяет зал.

Любые шутки, даже музыкальные, несут с собой забавные нелепости, смешные несоответствия. Многим знаком жанр комических маршей, маршей-шуток. От начала до конца наделен комизмом марш Прокофьева из сборника "Детская музыка". Комических персонажей можно увидеть в сочинении Моцарта "Свадьба Фигаро", где уже во вступлении слышен смех и юмор. Веселый и умный Фигаро ловко хитрит перед графом.

Элементы сатиры в музыке

Еще одним видом комического выступает сатира. Сатирическому жанру присуща жесткость, он грозный, испепеляющий. С помощью сатирических моментов композиторы преувеличивают, утрируют некоторые явления, чтобы разоблачить пошлость, зло и безнравственность. Так, сатирическими образами можно назвать Додона из оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок", Фарлафа из "Руслана и Людмилы" Глинки.

Образ природы

Тема природы очень актуальна не только в литературе, но и в музыке. Показывая природу, композиторы изображают ее реальное звучание. Просто подражает голосам природы композитор М. Мессиан. Такие английские и французские мастера, как Вивальди, Бетховен, Берлиоз, Гайдн, смогли мелодией передать картины природы и чувства, которые они вызывают. Особенное пантеистическое изображение природы - у Римского-Корсакова и Малера. Романтическое восприятие окружающего мира можно наблюдать в пьесе Чайковского "Времена года". Нежный, мечтательный, приветливый характер имеет сочинение Свиридова "Весна".

Фольклорные мотивы в музыкальном искусстве

Многие композиторы для создания своих шедевров использовали мелодии народных песен. Простые песенные напевы стали украшением оркестровых композиций. Образы из народных сказок, былин, сказаний легли в основу многих произведений. Их использовали Глинка, Чайковский, Бородин. Композитор Римский-Корсаков в опере "Сказка о царе Салтане" использовал русскую народную песню "Во саду ли, в огороде" для создания образа белочки. Народные мелодии слышны в опере Мусоргского "Хованщина". Композитор Балакирев на основе кабардинского народного танца создал знаменитую фантазию "Исламей". Мода на фольклорные мотивы в классике не исчезла. Многим знакома современная симфония-действо В. Гаврилина "Перезвоны".

Урок №6 7 класс I четверть

По учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева

Тема : «Что такое музыкальный образ»

Цель урока: - формирование средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

Задачи урока : образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;

Развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;

Используемые приемы обучения :

объяснение;

практические задания;

проблемная ситуация;

анализ и синтез;

сравнение и сопоставление.

Формы организации познавательной деятельности :

индивидуальные;

парно - групповые;

коллективные;

фронтальные. воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Портреты Франца Шуберта, Иоганна Гете Иллюстрации Прогнозируемый результат: понятия: баллада способы действий: работа по карточкам, слушание музыки. суждения: личностное отношение к музыке.

Тип урока : Изучение нового материала.

Оборудование : компьютер, экран, презентация по теме: «Драматический образ».

Межпредметные связи : литература, история.

Ход урока

1 .Организационный момент

Все встали, подравнялись, приготовились к уроку, здравствуйте, садитесь. Звучит фрагмент «Аве Мария» Ф. Шуберт. (на фоне читаю)

Эпиграф:

«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов. С музыкой объединяются и литература, и живопись, и хореография, и актерское мастерство…

Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?»

. 2 . Постановка целей и задач урока.

Тема: «Драматический образ в музыке . «(Слайд 1)

Прочитайте тему урока и сделайте предположения, о чем будет идти речь на уроке. Ребята. А что такое образ? Музыкальный образ - частица жизни. Композитор создает те или иные замыслы, то или иное содержание. Сделайте предположение что же такое драма? Дра́ма (греч. Δρα´μα – действие. Главные свойства драмы (показ слайда)

Драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим особенности драматического образа, познакомимся с новым жанром вокальной музыки и попробуем вместе с музыкой и ее создателями пережить и сопоставить несколько простых и доступных человеку чувств, чувства борьбы и победы, крика души

Чтобы точно определить жанр этого произведения, я предлагаю вам разгадать кроссворд. А поможет мне консультант.

Его ключевое слово и будет являться ответом на данный вопрос.

(Плакат на доске с кроссвордом.)

1. Немецкий композитор, фамилия которого звучит коротко, напоминая выстрел. (Бах)

4. Вид искусства, содержание которого передается в сценических музыкально – хореографических образах. (Балет)

5. Тихое исполнение. (Пиано)

6. Когда исполняют двое, то называется…(дуэт)

Вывод : Жанр с которым мы сегодня знакомимся называется баллада.

3 . Актуализация опорных знаний Знаком ли вам такой жанр?

Тогда охарактеризуйте мне его. А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. Слайд(2)

Вывод : Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

4 . Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на немецком языке. – Ф. Шуберта зачаровывала поэзия немецкого поэта В. Гёте. (портрет поэта). Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

– Сейчас вы послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и выявите средства музыкальной выразительности Слайд(3,4,5) вы прослушали произведение

С чего начинается баллада?

Какие чувства выражает музыка?

Какой образ передал в своей музыке композитор?

Кто исполняет это музыкальное произведение?

– Как называется это произведение?

Какие драматические события переданы в этом произведении?

– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

– Что вы услышали в аккомпанементе?

Можно ли это увидеть? (Стремительное, драматически напряженное движение.)

Музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная и изобразительная.)

Повторное прослушивание произведения .

Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть ее содержание.

Вывод : Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединенный стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.

5 .Итог урока .

В заключении урока учащиеся могут по собственному выбору спеть ранее выученные песни.

Музыкальный образ

Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии. Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка, смена раздела почти всегда означают возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда - прямо противоположного. Как в развитии жизненных событий, явлений природы или движений человеческой души редко бывает только одна линия, одно настроение, так и в музыке развитие основано на образном богатстве, вплетении различных мотивов, состояний и переживаний. Каждый такой мотив, каждое состояние либо вносит новый образ, либо дополняет и обобщает основной.

Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Например, Двенадцатый этюд Скрябина, представляет очень цельный образ, хотя при внимательном прослушивании мы обязательно отметим его внутреннюю сложность, переплетение в нём различных состояний и средств музыкального развития.Точно так же строятся и многие другие произведения небольшого масштаба. Как правило, продолжительность пьесы тесно связана с особенностью её образного строения: маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, в то время как крупные требуют более долгого и сложного образного развития. И это естественно: все крупные жанры в различных видах искусства обычно связаны с воплощением сложного жизненного содержания; им присуще большое количество героев и событий, в то время как маленькие обращены обычно к какому-нибудь частному явлению или переживанию. Это, конечно, не означает, что крупные произведения непременно отличаются большей глубиной и значительностью, часто бывает даже наоборот: небольшая пьеса, даже отдельный её мотив порой способны сказать столь многое, что их воздействие на людей оказывается даже более сильным и глубоким. Между продолжительностью музыкального произведения и его образным строением существует глубокая связь, которая обнаруживается даже в названиях произведений, например «Война и мир», «Спартак», «Александр Невский» предполагают многочастное воплощение в крупномасштабной форме (опера, балет, кантата), в то время как «Кукушка», «Бабочка», «Одинокие цветы» написаны в форме миниатюры. Почему же порой произведения, не обладающие сложной образной структурой, так глубоко волнуют человека? Может быть, ответ заключается в том, что, сосредоточившись на едином образном состоянии, композитор вкладывает в небольшое произведение всю душу, всю творческую энергию, какую пробудил в нём его художественный замысел? Ведь не случайно в музыке XIX века, в эпоху романтизма, так много сказавшего о человеке и сокровенном мире его чувств, достигла высочайшего расцвета именно музыкальная миниатюра. Очень много небольших по масштабу, но ярких по образу произведений было написано русскими композиторами. Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович и другие выдающиеся отечественные композиторы создали целую галерею музыкальных образов. Огромный образный мир, реальный и фантастический, поднебесный и подводный, лесной и степной, претворился в русской музыке, в чудесных названиях её программных произведений. Вам уже известны многие образы, воплощённые в пьесах русских композиторов, - «Арагонская хота», «Гном», «Баба Яга», «Старый замок», «Волшебное озеро»

Лирические образы

Во множестве произведений, известных нам как прелюдии, мазурки, таятся глубочайшие образные богатства, открываемые нам лишь в живом музыкальном звучании

Драматические образы

Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями её характера, музыкальной трактовкой героев, образов и т. д.

Эпические образы

Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита