Картины русских художников зимняя ночь в деревне. Зимние картины известных художников


Самым любимым в живописи среди художников и зрителей является жанр пейзажа. Творцы произведений искусства передают через свои работы собственное настроение. Картины о зиме русских художников отражают всю красоту и сказочную безмятежность нашей природы в это удивительное время года.

Пейзаж Никифора Крылова

Украшает работа с изображением деревенского пейзажа, которая называется «Русская зима». Ее автор, Никифор Крылов, родом из города Калязина, который находится на Волге. На своей картине талантливый художник изобразил окраину деревни, позади которой красуется дивной красоты лес. Передний план представляют неторопливо идущие женщины, навстречу которым шагает крестьянин, ведущий своего коня. Чувство простора и легкости подчеркивают безмятежные зимние облака, плывущие по небу.

Картина И. Шишкина

Известный русский художник-пейзажист при творении своих работ отдавал предпочтение летней теме. Тем не менее, он стремился к разнообразию в своем творчестве, написав картины, изображающие и другие времена года. Одним из таких творений является полотно «Зима». Картина является впечатляющей, поскольку раскрывает зимнее оцепенение Центральным образом является сосновый бор, покрытый глубоким пушистым снегом. Тишину морозного дня передает величие ясного неба и могучих вековых сосен, прикрытых пушистым белым одеялом. Благодаря синеватому колориту работа раскрывает томную красоту заснувшего леса. И. Шишкин доказывает, что картины о зиме русских художников могут вдохновлять и поражать воображение своими красками и оттенками, постепенно раскрывая смысл зрителю.

Работа Б. Кустодиева

Пейзажи зимы русских художников поражают своим великолепием. Самый любимый на Руси народный праздник - Масленица - изображен на одноименной картине Б. Кустодиева. Работа передает настроение озорного и веселого прощания с зимой и встречи весны. Главными атрибутами Масленицы являются блины и народное гуляние. Тяжело верится, что эта жизнерадостная картина была создана, когда был тяжело болен и прикован к инвалидному креслу.

Мартовский зимний день на картине К. Юона

Зима в живописи русский художников представляется таинственной и настороженной. Противоположной же по настроению является картина К. Юона «Мартовское солнце». Ясное пронзительное голубое небо, искрящийся снег, яркие пятна передают свежесть морозного дня. Темпераментный художник изобразил двух всадников, которые движутся на своих конях по узкой тропе. Их догоняет красивая лошадь, рядом с которой неторопливо бежит собачка. Торжествующие радостные краски подарили картине известность и любовь зрителей.

Ночь в изображении А. Куиджи

Картины о зиме русских художников передают ощущение фантастической атмосферы. Словно доказывая это, работа А. Куиджи "Пятна лунного света в лесу. Зима" изображает пространство небольшой лесной поляны, окруженной деревьями и кустами в снегу. Лунный свет озаряет неподвижные объекты, превращая всю поляну в загадочное пространство. Светлые участки застыли в оцепенении. С разных сторон к ним подкрадываются темными пятнами густые тени, которые плавно переходят в макушки деревьев.

Таким образом, картины о зиме русских художников наполнены контрастом загадочности и гармонии. Они передают зрителю не только все великолепие и красоту русской природы, но и глубокий смысл, настроение, творца. Зима в живописи русских художников представлена во всем величии. Все это в совокупности способствуют созданию особой атмосферы в сознании зрителя, позволяет почувствовать себя участником ожившего пейзажа, "прикоснуться" к его деталям.

Приветствую вас, мои любимые читатели. На улице зима, потому и тема сегодня зимняя. Предлагаю в очередной раз помочь нашим школьникам в учёбе и подготовить материал для детей про картины русских художников о зиме. Уверена, в самое ближайшее время он может пригодиться на уроках русского языка и литературы.

План урока:

Чем привлекательна для художника зима?

Русская зима – это не только наша визитная карточка для любого иностранца, который передёргивается от холода только при ее упоминании. Это ещё и настоящая находка для пейзажистов. Где ещё, как не на Руси, в таком великолепии можно увидеть пушистые снежные хлопья и искрящийся под лучами зимнего снег?

Как, если не художественной кистью известных авторов, с точностью до малейшего шороха передать тот самый уютный скрип под ногами? Кто, как не русские художники, могут окутать нас со своего художественного полотна безмятежным великолепием спящей зимой природы, укутавшейся белоснежным покрывалом?

Одним словом, «…мороз и солнце, день чудесный….». Вдохновлённые красивым поэтическим словом известных мастеров литературы о русской зиме, мастера живописи творили красоту на полотне, причём красоту чаще радостную, солнечную и полную ярких красок.

Давайте же скорее знакомиться с описанием некоторых картин известных русских авторов и погружаться вместе с их творчеством в завораживающий зимний мир природы.

Задорная зима Василия Сурикова

Начнём, пожалуй, с самых интересных для детей сюжетов – про озорные игры, ведь часто зимнее настроение чем-то напоминает ребячество.

Именно об этом и хочет поведать нам со своего полотна «Взятие снежного городка» Василий Суриков. Его работа считается одной из наиболее оптимистичных живописных картин, а в коллекции работ Сурикова – единственная, где нет ни трагической, ни конфликтной нотки, к чему был склонен автор.

Появилось художественное произведение живописи на свет во время пребывания автора на маленькой сибирской родине в Красноярске. Местные забавы с детства были по душе художнику с казацкими корнями. Такие игры он нередко наблюдал из окошка своего дома, да и сам в них участвовал. Снежные городки всегда появлялись как часть масленичных гуляний, к которым готовились за несколько дней.

Весь молодецкий задор нашёл воплощение на холсте, где главные герои – сибиряки с румяными и радостными лицами. Восхищённые взгляды крестьян в тулупах и полушубках направлены на всадника, взявшего снежную крепость.

Толпа победителей радостно смеётся, улыбаясь нам с полотна. Особенный колорит и праздник на картине создают примененные Суриковым эффекты праздника – расписные упряжки, яркие детали одежды. Наблюдается и привычная для художника техника – всегда много персонажей, каждый со своим выражением лица и в определённой позе, каждый наделён своим характером, словно автор вдохнул в них душу.

Суриковское полотно – это будто ожившая, полная движения морозная свежесть зимнего полудня, полного ярких контрастов.

Лазурная зима Игоря Грабаря

Полюбивший всей душой зимние пейзажи Игорь Грабарь всегда находил в чистых, на первый взгляд белых зимних красках, разные оттенки. Его картины – это далеко не скучное белое покрывало, закрывшее собой всё живое. Автор считал, чтобы написать зиму, нужно огромное количество разных оттенков. Потому-то его зима на полотнах – лазурная, в ярких сине-голубых красках, от безупречности которой порой рябит в глазах.

«Зимнее утро» художника – наглядное тому подтверждение. Хотя если внимательно присмотреться, то в работе можно увидеть и другую палитру красок, не выбивающуюся из общего лазурного тона. Покрытая снегом опушка, окутанные утренним инеем деревья занимают центральное место на холсте.

Особое настроение создают пробивающиеся сквозь ветви солнечные лучи, которые своим мягким жёлтым светом заставляют искриться всё вокруг, создавая ощущение утреннего морозца.

Игорь Грабарь не старался прорисовать каждую деталь. Наоборот, всё на холсте написано маленькими густыми мазками и слегка сливается в единый пейзаж, создавая восторженное настроение подобно сказке.

Загадочная зима Ивана Шишкина

Картина И.Шишкина под названием «Зима» — это настоящая тайна. Здесь только густые деревья и белый снег. На холсте лишь много стволов и огромных веток, покрытых большими белыми сугробами. И ничего более. А больше художнику ничего и не нужно было, чтобы передать нам всю таинственность зимнего дремучего леса.

Ни единого следа, говорящего о присутствии живой души, лишь поваленные стволы и безмолвие, скованное морозом. Всё говорит о том, что природа действительно спит.

Работа автора в некотором роде даже похожа на современную фотографию, настолько естественно близко ему удалось передать пейзаж. Смотришь сквозь могучие деревья и, кажется, что сейчас из-за них выйдет герой из сказок. Может, за деревьями прячется косолапый , а может сквозь ветви пробирается Морозко с волшебным посохом?

Лишь два цвета – белый и чёрный, зато как умело пейзажист Шишкин смог передать нам зимнее спокойствие лесной поляны и уходящее вдаль в светлое «окошко». Но стоит присмотреться повнимательней, и на снегу мы увидим оттенки жёлтого, а деревья далеко не печально чёрные, а написаны в мягких коричневых тонах.

Да и жизнь присутствует на холсте, оказывается! Вглядитесь: на ветке в этом пустынном зимнем сказочном мире сидит птица. И это тоже прибавляет загадочности и мистики работе Шишкина.

Деревенская зима Исаака Левитана

Картину с названием «Деревня. Зима» Левитан написал, когда ему исполнилось всего 18 лет, и это были его первые, но довольно успешные шаги в сфере живописи.

Простота сюжета складывается из нахохлившихся, будто замерших вместе с зимней природой деревенских домиков, разместившихся по бокам заезженной тропинки. Плотные снежные покрывала накрыли их приосанившиеся, выстроившиеся в стройные ряды силуэты.

Кажется, что всё замерло вместе с пришедшей в деревню зимой. О теплящейся в деревеньке жизни говорит разве что фигура человека, которую не так-то просто разглядеть в пейзаже с пустынной улицей и голыми деревьями на заднем плане.

Городская зима Константина Юона

Зима хороша не только в лесу, она красива не только в деревенском пейзаже. Она ещё и необычайно удивительна в городских сюжетах. У известного живописца Юона любимой темой было изображение на холстах Троицкой лавры. Удачней всего ему удавались зимние пейзажи с памятником архитектуры.

Его картина «Троицкая лавра зимой» пропитана любовь автора и несёт в себе надежду и веру. Центральное место на холсте занимает храм, протянувший в небо свои купола. И вся суета замирает в этом месте, словно...

Длинная череда людей направляется бесконечной лентой по торговому тракту мимо храма, а в небе им вереницей вторит стая птиц, будто отражение. Свежесть и умиротворение автор смог передать нам при помощи белоснежного покрывала. Полное зимнее спокойствие.

Вот такая зимняя пятёрка сегодня получилась. И это лишь маленькая толика среди множества картин известных русских художников о зиме. Может, у вас есть свои любимые? Поделитесь своими впечатлениями. Расскажите о них в комментариях)

А про картины на весеннюю тематику мы рассказывали . Мы вообще много про что рассказываем, так что, лучше подпишитесь на новости блога, чтобы быть в курсе школьных событий.

Прекрасной вам зимы!

Дезн заключается в принятии всем существом происходящего вокруг тебя в данный момент. Иррациональный аспект любования природой — без осознания себя в ней — это дзен ребенка. Очень странно видеть, как «Первый снег» Пластова задают детям в школе. Или не странно, а верно?

Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие литературе и, следовательно, просвещению народа.
Алексей Гаврилович Венецианов


Зимняя картина современного мастера на классическую тему про мороз и солнце радует березками и снегом. Николай Анохин изображает русские перелески и стоящий на отшибе деревенский дом. Полотно это займет достойное место в нашем собрании зимних репродукций.


Картина известного художника Константина Юона неотъемлема от ее названия — «Мартовское солце «. В противном случае мы могли бы и не понять, что это именно март, конец зимы. Спасибо, автор разъясняет. Посмотрим же на полотно, яркое и цельное? Не вполне. Композиция «навылет» отражает движение, поворот, к свету и к лету.


Известная картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце» изображает не собственно солнце, а эффекты освещения. На картине противопоставлены крепкие дома и сани с лошадьми, двигающиеся по заснеженной дороге к нам — зрителям.


Картина Алексея Саврасова изображет угол заваленного снегом дворика, огороженного крепким забором. Саврасов писал и покосившиеся хаты, и вот такие дворики, и широкие пустынные зимние пейзажи Средней Полосы.


Безыскусная на первый взгляд картина Алексея Саврасова изображает даже и не зиму, а пространство. И не дорогу — даль. Практически сведенный до белого и темного колорит интересен для анализа.


Интересный зимний пейзаж Густава Курбе изображает пустынную окраину деревни в отвратительную, промозглую, холодную и сырую погоду. А где же лошади и люди? В стойлах и в корчмах, пожалуй.

Удивительно современный художник Николай Крымов. Его «Зимний вечер» отлично бы смотрелся в галерее художников на Вернисаже или Крымском валу. Вот только сейчас так пишут все, ну или через одного, а Крымов — первый. И очень разный.