Центральные образы волшебных сказок. Образы сказки "снегурочка" в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре


Как персонаж она нашла отражение в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке. А образы сказки «Снегурочка» в живописи стали олицетворением внешнего образа девушки.

Снегурочка: происхождение героини

Только российская новогодняя мифология имеет в своем составе положительного героя женского пола. Несмотря на ее уникальность, происхождение ее окутано тайной. Существует три самых популярных теории, которые не только никак не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве наглядно описывают все три теории.

Юной спутнице Деда Мороза приписывают разные родственные связи. Она и дочка Большой Ели, появившаяся из ниоткуда: выбравшаяся из-под раскидистой еловой ветви. Она же - дочь Мороза и Весны. Также ее появление связывают с бездетными стариками, которые на закате лет задумались о детях. Иван да Марья слепили из снега маленькую девочку, так родилась Снегурка.

Слепленная из снега девочка

В.И. Даль писал, что на Руси снегурками, снеговиками и снегирями именовали птах (птиц), которые зимовали в лесах. Кроме того, он отметил, что это «складенные из снега болваны». Согласно В.И. Далю, эти болваны имели образ человека.

Примечательно, что слова Даля обобщенно характеризуют все образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Образ слепленной стариками из снега девушки появился после крещения Руси.

«Снегурочка» - сказка Островского, она является самым популярным отражением рассматриваемого нами персонажа. Однако произведение не является единичным и уникальным.

Русская народная сказка «Снегурушка» показывает нам героиню, которая родилась от прямого соприкосновения с печуркой: бабка и дед...

В.И. Даль в своей сказке «Девочка Снегурочка» так преподносит рождение героини:

Мифологизированный образ застывших зимних вод

Жарникова С. В., этнолог, считает, что образ Снегурочки нашел свое первое отражение в боге Варуне. Светлана Васильевна объясняет это просто: Снегурочка - верная спутница Деда Мороза, а он берет начало во временах Варуна. Поэтому Жарникова предполагает, что Снегурка - есть воплощение замерших (зимних) вод. Ее происхождению соответствуют и ее традиционные одеяния: белые одежды в сочетании с серебряным орнаментом.

Снегурочка - прообраз Костромы

Некоторые исследователи связывают нашу героиню со славянским обрядом похорон Костромы.

Что общего в образах Костромы и Снегурочки? Сезонность и внешний образ (в одной из интерпретаций).

Кострому изображают молодой женщиной в белоснежных одеяниях, в своих руках она держит дубовую ветвь. Чаще всего показана в окружении множества людей (хоровода).

Именно этот лик Костромы роднит ее со Снегурочкой. Однако соломенное чучело женщины (второе изображение Костромы) также имеет много общего со снежной девой. Считается, что игрища заканчиваются сожжением чучела: это означает, что зиме конец - грядет весна. Аналогично заканчивает свой годовой цикл и Снегурочка: тает, прыгнув над костром.

Что еще общего у Снегурочки и Костромы? Кострома - это не только женский фольклорный образ, но и город Центрального федерального округа России, являющийся родиной внучки Деда Мороза.

Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка»

В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка».

Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка»раскрывает образ девушки немного с другой стороны, нежели произведения русского фольклора.

Островский испытывает свою героиню:

  • ее не понимают окружающие (жители Слободы);
  • Бобыль и Бобылиха, в отличие от деда с бабкой из народной сказки, не любят дочку, а используют ее, преследуя только одну цель: наживу.

Островский подвергает девушку испытаниям: она проходит через душевные муки.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

«Весенняя сказка» А.Н.Островского ожила и приобрела свою мелодичность благодаря композитору, имя которого - Н. Римский-Корсаков.

После первого прочтения пьесы композитор не вдохновился ее драматизмом, но уже зимой 1879 года задумался о создании оперы «Снегурочка».

Здесь начинают свой путь образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Первым художником, запечатлевшим образ сказочной русской красавицы, можно назвать В.М. Васнецова. Именно он выполнял декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной на сцене Большого театра.

Вдохновленный оперой Виктор Михайлович не только создал декорации к постановке, но и стал автором отдельного произведения: картины «Снегурочка» (1899).

Васнецов - не единственный художник, воплотивший в жизнь образы сказки «Снегурочка». Эскизы костюмов и декораций принадлежат перу Н.К. Рериха. Он четыре раза занимался оформлением пьесы «Снегурочка».

Первые версии оформления (1908 и 1912) Н.К. Рериха переносили зрителя в мир древней дохристианской Руси, когда в обществе царило язычество и безоглядно верили в сказки. А постановка 1921 года отличалась более современным (по тем годам) видением сюжета.

К созданию образа Снегурки приложил кисть и М.А. Врубель.

В.М. Васнецов, Н.К. Рерих, М.А. Врубель - живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: лучезарно-белый повязку на волосах светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая, коротенькую шубку.

Образ снежной девушки запечатлели на своих полотнах художники: Александр Шабалин, Илья Глазунов, Константин Коровин.

В.М. Васнецов - образы сказки «Снегурочка»

Виктор Михайлович создал образ Снегурочки, состоящий из сарафана и обруча на голове. Примечательно, что росписью девичьего одеяния занимался сам художник. Его кисти принадлежат и многие части декораций. Позже искусствоведы скажут, что В.М. Васнецов стал полноправным соавтором спектакля.

© flickr.com/photos/sofi01

Фольклорист Варвара Добровольская о двух типах сказочных героинь, идеале женщины и происхождении Бабы-яги.

Все женские персонажи русских волшебных сказок делятся на две большие группы: персонажи этого мира, то есть мира сказочного героя, и персонажи иного мира, того мира, куда идет сказочный герой, где находятся чудесные диковинки, где обитают враги, куда Змей уносит прекрасных царских дочерей.

Варвара Добровольская - кандидат филологических наук, заведующая фольклорно-этнографическим отделом Центра русского фольклора, докторант Институт мировой литературы им. А.М. Горького, ученый секретарь Государственного республиканского Центра русского фольклора.

Типология женских образов в русских сказках

В мире героя женщины бывают невинными, всеми притесняемыми героинями - это падчерицы, которых обижают мачехи; жены, на которых наговаривают родственники мужа; женщины, которых ведьмы превращают в животных, и так далее. Другую группу составляют любимые царские дочери, умницы и красавицы, которых любящие отцы оберегают от пагубного влияния мира. Эта чрезмерная опека приводит к тому, что рано или поздно царю приходится объявлять конкурс на руку своей дочери и придумывать для потенциальных женихов сложные задания, наиболее известным из которых является прыжок на коне до окошка царевны. В другом случае девушка оказывается абсолютно неподготовленной к превратностям судьбы, и ее похищает прямо из-под опеки мамок и нянек большой и страшный Змей.

Безусловно, существуют и другие, более мелкие разновидности женщин этого мира, но все они отличаются красотой и абсолютной неприспособленностью к жизни. Исключение составляют преданные жены, которые отправляются на поиск своих мужей, как, например, героиня сказки «Финист - Ясный сокол», или своей всепоглощающей любовью оживляют умершего возлюбленного, как в сказке «Аленький цветочек». Наконец, есть героини, которые выходят замуж за иномирное существо и потом, после его убийства родственниками, превращаются в птиц, которые оплакивают любимого всю жизнь, как в сказке «Муж-рак».

Персонажи иного мира существенно богаче. Они действуют в мире героя, но на самом деле являются существами иного мира. Это ведьмы и колдуньи, которые так или иначе вступают в контакт с героем или героиней. Это мачеха, которая на самом деле наделена магическими способностями и даже является в ряде сказок родственницей иномирных существ. Это всякие чудесные девы, которые каким-либо образом появляются в жизни героя. Царь-девица, которая приплывает на берег моря, где герой спит; это прекрасная царевна, о существовании которой герой узнает по портрету, привезенному из заморских стран, или со слов приятеля, который по совместительству оказывается братом такой девушки.

Герой может найти себе жену на границе миров, где она пребывает в зверином облике. Так, герой находит лягушку на болоте, которая по ночам превращается в Василису Премудрую, выполняющую все поручения отца героя с помощью своих чудесных помощников. Другой счастливчик находит жену в лесу, где она в виде голубицы сидит на березе. Забрав птичку домой, герой получает не только трехразовое горячее питание, но и доброго советчика и помощника в борьбе с царским режимом. Наконец, Иван купеческий сын, проявив определенную смекалку, похищает платье девушки-уточки и соглашается обменять его только на обручальное кольцо, а с ее помощью не только обманывает морского царя, но и благополучно возвращается в свое царство-государство.



Но чаще о девушках из иного мира герою просто рассказывают. Обычно такие героини являются предметом поиска героя. Он идет за ними в тридесятое царство, спускается в подземный мир, опускается на дно моря-океана. Это могут быть вполне самостоятельные и обеспеченные героини, у которых есть не только собственное царство-государство, но и сад с чудесными молодильными яблоками и колодец с живой и мертвой водой.

Надо отметить, что в сказках есть небольшая группа персонажей, которые обитают в пограничье между мирами. Прежде всего это Баба-яга, чудесная старуха, и все те различные помощницы героя, всякие старушки, которые появляются на дороге и помогают ему советами.

Образ девочки в русских сказках

В русской сказке возраст героя часто неопределим. Говоря о том, что герой - мальчик, а героиня - девочка, сказочник совсем необязательно будет рассказывать о детях. Так, все привыкли, что в сказке «Крошечка-хаврошечка» действует девочка, но в конце сказки она выходит замуж за царского сына, то есть мы имеем дело не с ребенком, а с девушкой на выданье. Подобная история и с сестрицей Аленушкой, которая также, несмотря на братца-козленочка, благополучно выходит замуж.

Скорее всего, героиня-девочка появляется в небольшом числе сказок. Герой-ребенок - это довольно редкий тип для русских сказок, чаще всего это мальчик. Девочку можно встретить в нескольких сказках: это Снегурочка - девочка, вылепленная из снега и растаявшая под лучами солнца или от тепла костра. Вероятно, как девочку можно рассматривать героиню из сказок о тростнике на могиле, в которых подруги или сестры убивают младшую девочку из-за кувшинчика ягод. Наконец, скорее всего, как ребенок может рассматриваться героиня сказки «Гуси-лебеди».

Девочка очень мало встречается в русских сказках, что понятно, потому что ребенок не может быть героем как таковым. Он может либо отличаться чудесным рождением, и тогда сказку волнует проблема, что там будет дальше, когда он вырастет и станет совершать подвиги, либо это чудесное рождение становится главным - Снегурочка тает.

Идеал женщины в русских сказках

Русская сказка не дает подробных описаний, это нетипично для жанра, соответственно, и идеала женщины в сказке нет. В сказках дается некий условный портрет, то есть мы можем предполагать, какая женщина могла бы быть. Какая тебе нравится на данный момент, такая она и появляется в сказке. Мы даже цвета волос ее обычно не знаем. Она просто красавица и, безусловно, умница - и Елена Прекрасная, и Елена Премудрая. Это не значит, что одна красивая, а другая умная. Она красивая и умная одновременно, просто в зависимости от того, что в данный конкретный момент герою больше нужно: чтобы жена была умная или чтобы жена была красивая, - в зависимости от потребности сказочного сюжета именно такой образ женщины и будет реализован в сказке.

Иногда бывают какие-то чудесные элементы портрета героини, как, например, «она так красива, что у нее мозжечок из косточки в косточку переливается». Мы можем предполагать, что у нее такая тонкая кожа, что мы видим все ее внутренности. Сложно сказать, красиво это или нет. Но сказочнику на момент рассказывания сказки это кажется показателем необыкновенной красоты. Если западные принцессы обычно золотоволосые, то наши сказочные героини могут быть и темноволосыми. Но и такая деталь, как цвет волос, упоминается в сказке крайне редко.

Происхождение и черты образа Бабы-яги

Это мифологический персонаж, который попал в сказку уже при разрушении мифологической системы. Он связан с образом жрицы при инициальных и похоронных обрядах. Ее происхождение принято связывать с хтоническими персонажами подземного мира, мира мертвых, чаще всего со змеями.

Мы можем говорить об этом на основании ее имени. Корень «-яг-» в ряде диалектов использовался для обозначения змей. О змеином происхождении яги можно говорить по некоторым чертам ее облика, сохранившимся в сказках. Например, Баба-яга никогда не ходит - она прыгает. У нее костяная нога. Скорее всего, это единственная нога персонажа, а второй ноги у нее нет. Если разбираться более подробно, обращаясь к мифологическим истокам этого образа, то становится понятно, что единственная нога яги не нога, а змеиный хвост. Баба-яга относится к так называемым змеиным божествам, которые являются хозяевами леса и мира мертвых. В некоторых сказках Бабе-яге подчиняются звери и птицы.


Иллюстрация Ивана Билибина (1876–1942)


Она может изображаться как труп, она находится в избушке, которая сама по себе напоминает гроб, она «лежит из угла в угол», «нос в потолок врос». В некоторых сказках у нее из тела могут торчать куски гнилой плоти. То есть она полуразложившийся труп. Будучи наиболее близка к миру смерти, она выступает как первопокойник, персонаж, первым прошедший через смерть, который знает, как пройти через мир мертвых. Именно поэтому она помогает герою-искателю преодолеть трудности иного мира, получить тайные знания и сокровища, находящиеся там.

Но, как известно, из мира мертвых не возвращаются, а герой благополучно прибывает домой. Причина этого в том, что сказка связана не только с представлениями о похоронных практиках, но и с обрядами инициального характера, в которых участник проходит через смерть, чтобы получить новую жизнь и новые социальные качества. Наиболее наглядно это видно в сказках о мальчике и Бабе-яге, когда герой с помощью хитрости избегает попадания в печь. Сказка в этом случае задействовала мотив перерождения героя через повторное рождение, поскольку печь в мифологии синонимична женскому лону. Баба-яга помогает герою переродиться в новом качестве, приобрести новые знания, то есть она как бы осуществляет обряд инициации.

Русская волшебная сказка

Как сформировался жанр сказки? Какова аудитория волшебной сказки? Каковы истоки образа Бабы-яги? И какой миф лежит в основе образа сказочного Змея? Об этом рассказывает кандидат филологических наук Варвара Добровольская.

Преподаватель: Войлошникова Л.В.

План – конспект открытого занятия по дисциплине «Композиция»
Тема: Сказочный персонаж

Дисциплина: композиция (2 часа) группа: 2В

Цель: Создать определенный образ сказочного персонажа на основе полученных знаний
Задачи:
Расширить знания в области композиции по теме «Сказочный персонаж».
Развивать коммуникативную компетенцию, творческие способности, навыки создания художественного образа композиции средствами выразительности;
Формировать изобразительную грамотность путем выполнения композиционных поисков.

Литература: Аникин, В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1977. Грушко, Е.А., Медведев, Ю.М. Русские легенды и предания. – М.:Издательство Эксмо, 2004.
Зрительный ряд: Репродукции иллюстраций художников: В.Королькова, С. Ковалева. Работы студентов прошлых лет.
Оборудование для студентов: Изобразительные материалы, бумага.

План занятия:

I. Организационный момент

II. Сообщение нового материала: «Типизация образа в искусстве»

Беседа о сказочных персонажах в русском народном эпосе
Применение средств художественной выразительности при создании сказочного персонажа.
Анализ репродукций картин художников, иллюстраций детских книг и работ студентов.
Последовательность выполнения композиции по теме «Сказочный персонаж».

III. Практическая работа

Выполнение линейных поисков сказочных персонажей;

IV. Итог занятия

Защита созданного образа сказочного персонажа.
Задание для самостоятельной работы студента.

Конспект
На прошлых занятиях вы изучали законы, правила и приемы композиции, а также выполняли различные композиционные упражнения. Выполняя работы на сегодняшнюю и последующие темы вы будете применять изученные теоретические аспекты композиции на практике.
Сегодня наше занятие я бы хотела начать с литературного произведения:
Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:
- Хватит, тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать. Иди прямо сейчас и никуда не сворачивай. Как увидишь огни – там и бабкина изба.
А на дворе ночь, темно – хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала, сама не зная куда. Вдруг видит – забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.
Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка – не кто иная, как сама Баба – яга.
Повернулась бежать куда глаза глядят – слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. – О чем ты плачешь, кощь человеческая? - спрашивает она.
- Как же мне не плакать? – отвечает череп. – Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно последнему злодею!
Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей – красавицей, кто бортником. Всех сожрала Баба-яга, а черепа на колья насадила.
Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла.
- Спасибо тебе, добрая душа, - слышит голоса из-под земли. – упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери гнилушку – она тебе путь укажет.
Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку – и ну бежать прочь!
Баба-яга вышла из избушки – а на поляне темным темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать.
А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.
? Я думаю, что вы догадались какой это жанр устного народного творчества (повествовательной литературы)? (Сказка).
? А что такое сказка в вашем понимании? Объясните?
Это один из видов устного народного творчества. Ведь в народе возникают ещё и песни, пословицы, поговорки, былины, сказы, легенды, предания. Главное, чем сказка отличается от них, в ней вымысел, фантазия.
Сказка (Слайд) – древнейший народный жанр фольклора преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение и развлечение. В сказках проявляются характер народа, его мудрость и высокие моральные качества. Некоторые имеют праславянские корни и отражают представления о мире и человеке наших далеких предков.
«Сказки, писал А. Н. Толстой, это остатки древних верований в языческие божества Перуна, Стрибога, Велеса. Почти в каждой сказке выводится борьба зла с добром; борьба вредных человеку сил природы с полезными; добро всегда торжествует, зло остаётся обманутым или побеждённым. Красивые сказания об Иване-царевиче и жар-птице, Василисе Премудрой, Бабе Яге, старающейся загубить свою внучку, или доброй колдунье взяты из жизни, из веры народа в правду».
Сказка приоткрывает ребенку сложность человеческих отношений, предупреждает, что в мире существует неблагодарность, коварство, ротозейство, глупость, ложь, жестокость, словом, человеческие грехи, впрочем как и достоинства: преданность, честность, трудолюбие, добролюбие и т.д.
И кто только не населяет древний, хранящий тысячи тайн и загадок, волнующий мир волшебных сказок, мифов и сказаний. «Там чудеса, там леший бродит..» и не только он: добрые домовые и опасные водяные, соблазнительные русалки и коварные ведьмы, чудо – птицы и говорящие звери, могучие великаны и прекрасные лебединые девы, оборотни, полевики, берегини.
(Слайд) Тема нашего занятия «Сказочный персонаж», она рассчитана на 18 учебных часов. За это время вы должны будете выполнить два сказочных персонажа или мифических героя.
В волшебных сказках действуют положительные герои: главный герой – активный, предприимчивый, совершающий смелые поступки. Это либо Иван-царевич, писаный красавец, либо третий, неумный сын – Иван-дурак. Под стать им женские образы – Елена Премудрая, Василиса Прекрасная, царь – девица, Марья Моревна. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Противостоят главным героям персонажи резко отрицательные: коварные, злые, завистливые, жестокие – Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Лихо одноглазое. Они чудовищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в противоборстве с силами светлыми и добрыми.
В трудные минуты на помощь главным героям приходят помощники: волшебные животные, добрые старушки, чудесные дядьки, силачи, ходоки. Большим разнообразием отличаются волшебные чудесные предметы: ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, живая и мертвая вода.
Не смотря на то, что описание внешнего облика героев волшебной сказки весьма условно («такая красавица, что век бы очей не отвел»), все зримо представляют их себе. В этом большую роль играют известные иллюстрации к русским народным сказкам.
Все эти образы связаны с истоками народного эпоса, сказаниями, уходящими своими корнями в глубокую старину.
Давайте рассмотрим иллюстрации художников, происхождение и толкование наиболее распространенных образов.
? Назовите наиболее распространенный образ в сказках? Опишите ее внешний вид и характер?
Баба Яга. (Слайд). Припомним, какими чертами, и какой ролью наделена Баба Яга. Она живет в дремучем лесу в диковинной избушке на курьих ножках, которая стоит на лесной опушке, а дальше для героя никакого хода нет – одна кромешная тьма, ничего не видно.
По чудесному заклятию «Стань к лесу задом, ко мне передом» избушка поворачивается к герою, и он входит в это странное жилище. Баба Яга встречает его неизменным ворчанием и пофыркиванием: «Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». Яге не по себе от запаха живого человека. «Запах живых также противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым» (В.Я. Пропп). Баба Яга – мертвец. Она лежит поперек своей избы «из угла в угол, нос в потолок врос». Изба тесна Яге, в ней она как в гробу. Что Яга – покойник, говорит и ее костеногость. Живой человек встречает Ягу – мертвеца в том крае, куда ворон костей не заносит. Это царство смерти. Всему живому оно сулит гибель. Баба Яга – слепая: она не видит героя, а чует его по запаху.
Баба Яга – повелительница зверей, все они у нее в подчинении. Верно служат ей серые волки, гуси-лебеди, рыбы и гады.
Издревле в Яге люди видели предка по женской линии – родоначальницы – старухи, обитавшей за той гранью, которая отделяет мир живых людей от мертвых.
Баба Яга – это мифический образ владык мира природы. Изба, напоминающая своей теснотой гроб, свидетельствует о древнем обычае хоронить покойников на помосте (воздушное погребение).
Сказки говорят, что Яга возлежит «на печи, на девятом кирпичи», разъезжает по белу свету в ступе или на помеле, пестом упирается. Яга внушает отвращение и ужас. Такое отношение к Яге появилось на стадии сокрушения матриархата, и утверждения патриархального строя. Некогда уважаемое существо было сведено со своего высокого места в иерархии почитаемых сверхъестественных существ.
Ведь в большинстве древних сказок Яга принимает на себя роль дарительницы какого-либо чудесного предмета, дает мудрый совет – наставление, как вести себя герою в предстоящих тяжелых испытаниях. В многочисленных русских сказках Баба Яга встречается как помощница герою, но чаще как существо враждебное – людоедка. Однако отрицательные черты не были изначальным свойством образа Бабы Яги. Роль Яги – дарительницы вполне соответствует тому, что в этом фантастическом образе видели помощницу всякому, кто попал в мир смерти и гибели.
Позднее образ Бабы Яги оброс чертами средневековых ведьм. Ее такую мы знаем из поздних сказок. Она пытается зажарить ребенка в печи. Вероятно, первоначально шла речь о спасении ребенка от смерти. Был на Руси такой обычай, «припекать» ребенка: его всаживали в печь, подобно хлебу, чтобы возвратить ему здоровье.
При рассмотрении изображения Бабы Яги внимание обращается на то, какими средствами достигнута выразительность изображения (сказочность, необычность, выразительность характера персонажа, эмоции(мимика)). Какие приемы использовались в работе (приемы типизации и гиперболизации, элементы мифа, творческое воображение).
Итак, герой с помощью Бабы Яги попадает в таинственно-жуткий мир - царство мертвых. Правят царством страшные чудовища. Герой встречает змеев о многих головах, с которым человек ведет борьбу не на живот, а на смерть.
? Дайте характеристику Змею.
(Слайд) Многоголовое страшилище, змей – огненное крылатое существо. Когда он летит, над землей поднимается «сильная буря – гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется». Летит лютый змей навстречу герою, огнем палит, смертью грозит.
В волшебной сказке место обитания связано с горами – про него говорят: «Змей Горыныч». «Горыныч» как будто означает «живущий в горах». Связывая Змея с горами и называя его Горынычем, народ первоначально имел в виду не горы в прямом и точном современном смысле этого слова. «Горыныч» - это означает «обитающий вверху», не обязательно на горах. Между тем настоящие горы назывались в древности по- другому.
Общеславянское слово «гора» в свое время обозначало не горы, а лес. Следовательно, «Горыныч» могло иметь и смысл «лесной», «от леса, дерева происходящий».
Огонь добывался трением дерева о дерево. Дерево шло на топливо. «Горыныч» могло означать и огонь, возникший в результате грозового удара в лесное дерево. Если змей – огонь, то нетрудно понять, почему сказочный змей наделяется множеством голов: это многочисленные огненные языки. На месте срубленных голов вырастает множество других: огонь, плохо затушенный в одном месте, вновь разгорается; на месте одного языка пламени возникало множество других.
Возникает вопрос: почему же люди уподобили огонь змею?
Соединение понятий о змее и огне – «Змей Горыныч» - могло возникнуть на основе общего признака: при змеином укусе человек чувствовал острое жжение, сходное с ощущением ожога. Кроме того, огонь ползет по земле. Примечательно, что слово «змея» толкуется языковедами как ползающий по земле. Т.Е. слова «змея» и «земля» - однокоренные. Таков древний мифический образ могущественного, коварного змея-огня, в сказках ничего не говорится о его положительных чертах.
Анализ изображения.

Кощей (Слайд) – всегда предстает в сказке как похититель женщин, превращающий их в своих рабынь. Кроме того он обладает несметными богатствами.
В воображении сказочников он предстает безобразным стариком, насильником, коварным убийцей, скрягой, бездушным, жестоким губителем. В нем нет ничего от человека. Кощей – вооруженный захватчик. Сказочники наделили кощея реально-бытовыми и нравственными чертами появившихся военачальников.
Сказки рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими горящими глазами. Он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен. Сказка не мирилась с несправедливостью и губила бессмертного Кощея.
В древнерусском языке слово «кощей» означал раба, пленника, слугу. Однако в сказках Кощей не раб, а владыка. Слово «кощей» - прилагательное, заменяет такие слова, как «худой», «тощий», «костистый».
Невольник, раб назван Кощеем потому, что он принадлежит Кошу. Кош – господин, Кощей – невольник. Это имя и получил старик, которого победила Марья Моревна: он действительно невольник – кощей.
Анализ изображения.

Домовой (Слайд. – часть мифических представлений о могуществе и силе предков перешла в сравнительно поздно возникшее понятие о домовом. – это хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Он может во сне щекотать и греметь посудой, или за печкой постукивать, но делает это больше из озорства. Главное же его дело – досмотр за хозяйством.
Анализ изображения.

Водяной (Слайд) – «дедушка водяной – начальник над водой». Представляют водяного – стариком, покрытым болотною травой. Поговаривают, что это полурыба-получеловек, у него борода, как трава или тина. Волосы длинные, тоже из этой тины. Тело гладкое, переливается, как рыбья чешуя. Иногда он принимает вид обычного человека и появляется в деревне или в городе, но водного хозяина можно было узнать: с левой полы его одежды постоянно капает вода.
Его любимая рыба – сом, на которой он разъезжает по владениям. Водяные женятся на русалках и красивых утопленницах. Есть у Водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков.
Анализ изображения.

Леший (Слайд) – обитает леший в каждом лесу. Одет как человек – красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть одет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.
У нет ни ресниц, ни бровей, также как и правого уха. Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, ведь он не только дух леса, он и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит.
Вотяки думают, что он имеет одну ногу и ту навыворот пяткою вперед, один большой глаз, одет в звериную шкуру, с рогами и копытами.
Анализ изображения.

(Слайды). Различные сказочные персонажи.
Анализ изображения.
Посмотрите, все эти образы наделены чертами русского национального характера, его быта, пронизаны любовью к русской природе и в то же время в них тайна и загадка.

Итак, мы рассмотрели сказочных персонажей, как их описывают сказочники и изображают художники – иллюстраторы, выявили их мифическое происхождение. Можно сделать вывод, для передачи образа, его выразительности, художники используют различные приемы и средства выразительности.




Агглютинация – «склеивание», способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. соединение фигуры человека и крыльев птицы).

Анализ работ студентов.
На примере репродукций из детских книг и работ студентов проанализировать персонажей, определить их образ (положительный, отрицательный герой) и эмоциональное состояние.

Любая композиция на тему выполняется по следующему алгоритму:
- на первом этапе выполняется множество линейных поисков образа в карандаше (передается характер);
- затем выбираются наиболее удачные из них, и помещаются в определенную среду (место действия) – болото, сарай, дом, лес и т.д. Возможно, что ваш персонаж будет производить какие-то действия (дразнит кота, парится в бане, держится за больной зуб, танцует, плачет и т.д.), в зависимости от этого изображается эмоциональное состояние персонажа; -т.е. выполняется поиск композиции.
- на следующем этапе – поиск композиции в цвете;
- и в завершении работы – перенос на формат и выполнение композиции в материале.
Целевая установка для практической работы:
Вам необходимо выполнить линейные поиски одного из сказочных персонажей, передать его образ, характер, эмоциональное состояние. Постарайтесь, чтобы ваше изображение не было похоже на уже существующие образы.
В конце занятия вы представите нам свои изображения. В этом вам помогут схемы защиты.
Практическая работа.
Выполнение композиционного упражнения студентами (самостоятельная работа).
Итог занятия
Выставка работ. Индивидуальная защита созданных образов.
Задание для самостоятельной работы

Схема защиты сказочного персонажа

Название персонажа
Положительный или отрицательный герой? Почему?
Какой по характеру? (добрый, злой, жадный, коварный, грозный, двуличный, неблагодарный, глупый, лживый, жестокий, преданный, честный, трудолюбивый, лютый и т.д.)
Опишите внешний вид персонажа? (соответствует ли внешний вид его сущности, характеру, или он скрыт; какого его эмоциональное состояние (веселый, печальный, шутливый и т.д.)
Насколько оригинален, не похож на уже существующие?
Какими средствами достигнута выразительность изображения? (сказочность, необычность, выразительность характера персонажа, эмоции(мимика)). Какие приемы использовались в работе (приемы типизации и гиперболизации, элементы мифа, творческое воображение).

Тезаурус

Гиперболизация – это преувеличение, употребляется в целях усиления художественного впечатления.
Типизация – художественно-обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды.
Типический образ всегда собирательный.
Собирательный образ – образ, в котором объединены лучшие и характерные черты народа.
Мифический образ. От слова миф – сказочный, вымышленный, неправдоподобный, фантастический.
Эмоциональное состояние – передается за счет мимики лица.
Агглютинация – «склеивание», способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств, (соединение фигуры человека и крыльев птицы).

Преподаватель: Войлошникова Л.В.

План – конспект открытого занятия по дисциплине «Композиция»

Тема: Сказочный персонаж

Дисциплина: композиция (2 часа) г руппа: 2В

Цель: Создать определенный образ сказочного персонажа на основе полученных знаний

Задачи:

  • Расширить знания в области композиции по теме «Сказочный персонаж».
  • Развивать коммуникативную компетенцию, творческие способности, навыки создания художественного образа композиции средствами выразительности;
  • Формировать изобразительную грамотность путем выполнения композиционных поисков.

Литература: Аникин, В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1977. Грушко, Е.А., Медведев, Ю.М. Русские легенды и предания. – М.:Издательство Эксмо, 2004.

Зрительный ряд: Репродукции иллюстраций художников: В.Королькова, С. Ковалева. Работы студентов прошлых лет.

Оборудование для студентов: Изобразительные материалы, бумага.

План занятия:

I. Организационный момент

II. Сообщение нового материала: «Типизация образа в искусстве»

  • Беседа о сказочных персонажах в русском народном эпосе
  • Применение средств художественной выразительности при создании сказочного персонажа.
  • Анализ репродукций картин художников, иллюстраций детских книг и работ студентов.
  • Последовательность выполнения композиции по теме «Сказочный персонаж».

III. Практическая работа

  • Выполнение линейных поисков сказочных персонажей;

IV. Итог занятия

  • Защита созданного образа сказочного персонажа.
  • Задание для самостоятельной работы студента.

Конспект

На прошлых занятиях вы изучали законы, правила и приемы композиции, а также выполняли различные композиционные упражнения. Выполняя работы на сегодняшнюю и последующие темы вы будете применять изученные теоретические аспекты композиции на практике.

Сегодня наше занятие я бы хотела начать с литературного произведения:

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:

Хватит, тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать. Иди прямо сейчас и никуда не сворачивай. Как увидишь огни – там и бабкина изба.

А на дворе ночь, темно – хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала, сама не зная куда. Вдруг видит – забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.

Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка – не кто иная, как сама Баба – яга.

Повернулась бежать куда глаза глядят – слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. – О чем ты плачешь, кощь человеческая? - спрашивает она.

Как же мне не плакать? – отвечает череп. – Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно последнему злодею!

Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей – красавицей, кто бортником …. Всех сожрала Баба-яга, а черепа на колья насадила.

Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла.

Спасибо тебе, добрая душа, - слышит голоса из-под земли. – упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери гнилушку – она тебе путь укажет.

Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку – и ну бежать прочь!

Баба-яга вышла из избушки – а на поляне темным темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать.

А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.

? Я думаю, что вы догадались какой это жанр устного народного творчества (повествовательной литературы)? (Сказка).

? А что такое сказка в вашем понимании? Объясните?

Это один из видов устного народного творчества. Ведь в народе возникают ещё и песни, пословицы, поговорки, былины, сказы, легенды, предания. Главное, чем сказка отличается от них,- в ней вымысел, фантазия.

Сказка (Слайд) – древнейший народный жанр фольклора преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение и развлечение. В сказках проявляются характер народа, его мудрость и высокие моральные качества. Некоторые имеют праславянские корни и отражают представления о мире и человеке наших далеких предков.

«Сказки,- писал А. Н. Толстой,- это остатки древних верований в языческие божества Перуна, Стрибога, Велеса. Почти в каждой сказке выводится борьба зла с добром; борьба вредных человеку сил природы с полезными; добро всегда торжествует, зло остаётся обманутым или побеждённым. Красивые сказания об Иване-царевиче и жар-птице, Василисе Премудрой, Бабе Яге, старающейся загубить свою внучку, или доброй колдунье взяты из жизни, из веры народа в правду».

Сказка приоткрывает ребенку сложность человеческих отношений, предупреждает, что в мире существует неблагодарность, коварство, ротозейство, глупость, ложь, жестокость, словом, человеческие грехи, впрочем как и достоинства: преданность, честность, трудолюбие, добролюбие и т.д.

И кто только не населяет древний, хранящий тысячи тайн и загадок, волнующий мир волшебных сказок, мифов и сказаний. «Там чудеса, там леший бродит..» и не только он: добрые домовые и опасные водяные, соблазнительные русалки и коварные ведьмы, чудо – птицы и говорящие звери, могучие великаны и прекрасные лебединые девы, оборотни, полевики, берегини….

(Слайд) Тема нашего занятия «Сказочный персонаж», она рассчитана на 18 учебных часов. За это время вы должны будете выполнить два сказочных персонажа или мифических героя.

В волшебных сказках действуют положительные герои: главный герой – активный, предприимчивый, совершающий смелые поступки. Это либо Иван-царевич, писаный красавец, либо третий, неумный сын – Иван-дурак. Под стать им женские образы – Елена Премудрая, Василиса Прекрасная, царь – девица, Марья Моревна. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Противостоят главным героям персонажи резко отрицательные: коварные, злые, завистливые, жестокие – Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Лихо одноглазое. Они чудовищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в противоборстве с силами светлыми и добрыми.

В трудные минуты на помощь главным героям приходят помощники: волшебные животные, добрые старушки, чудесные дядьки, силачи, ходоки. Большим разнообразием отличаются волшебные чудесные предметы: ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, живая и мертвая вода.

Не смотря на то, что описание внешнего облика героев волшебной сказки весьма условно («такая красавица, что век бы очей не отвел»), все зримо представляют их себе. В этом большую роль играют известные иллюстрации к русским народным сказкам.

Все эти образы связаны с истоками народного эпоса, сказаниями, уходящими своими корнями в глубокую старину.

Давайте рассмотрим иллюстрации художников, происхождение и толкование наиболее распространенных образов.

? Назовите наиболее распространенный образ в сказках? Опишите ее внешний вид и характер?

Баба Яга . (Слайд). Припомним, какими чертами, и какой ролью наделена Баба Яга. Она живет в дремучем лесу в диковинной избушке на курьих ножках, которая стоит на лесной опушке, а дальше для героя никакого хода нет – одна кромешная тьма, ничего не видно.

По чудесному заклятию «Стань к лесу задом, ко мне передом» избушка поворачивается к герою, и он входит в это странное жилище. Баба Яга встречает его неизменным ворчанием и пофыркиванием: «Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». Яге не по себе от запаха живого человека. «Запах живых также противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым» (В.Я. Пропп). Баба Яга – мертвец. Она лежит поперек своей избы «из угла в угол, нос в потолок врос». Изба тесна Яге, в ней она как в гробу. Что Яга – покойник, говорит и ее костеногость. Живой человек встречает Ягу – мертвеца в том крае, куда ворон костей не заносит. Это царство смерти. Всему живому оно сулит гибель. Баба Яга – слепая: она не видит героя, а чует его по запаху.

Баба Яга – повелительница зверей, все они у нее в подчинении. Верно служат ей серые волки, гуси-лебеди, рыбы и гады.

Издревле в Яге люди видели предка по женской линии – родоначальницы – старухи, обитавшей за той гранью, которая отделяет мир живых людей от мертвых.

Баба Яга – это мифический образ владык мира природы. Изба, напоминающая своей теснотой гроб, свидетельствует о древнем обычае хоронить покойников на помосте (воздушное погребение).

Сказки говорят, что Яга возлежит «на печи, на девятом кирпичи», разъезжает по белу свету в ступе или на помеле, пестом упирается. Яга внушает отвращение и ужас. Такое отношение к Яге появилось на стадии сокрушения матриархата, и утверждения патриархального строя. Некогда уважаемое существо было сведено со своего высокого места в иерархии почитаемых сверхъестественных существ.

Ведь в большинстве древних сказок Яга принимает на себя роль дарительницы какого-либо чудесного предмета, дает мудрый совет – наставление, как вести себя герою в предстоящих тяжелых испытаниях. В многочисленных русских сказках Баба Яга встречается как помощница герою, но чаще как существо враждебное – людоедка. Однако отрицательные черты не были изначальным свойством образа Бабы Яги. Роль Яги – дарительницы вполне соответствует тому, что в этом фантастическом образе видели помощницу всякому, кто попал в мир смерти и гибели.

Позднее образ Бабы Яги оброс чертами средневековых ведьм. Ее такую мы знаем из поздних сказок. Она пытается зажарить ребенка в печи. Вероятно, первоначально шла речь о спасении ребенка от смерти. Был на Руси такой обычай, «припекать» ребенка: его всаживали в печь, подобно хлебу, чтобы возвратить ему здоровье.

При рассмотрении изображения Бабы Яги внимание обращается на то, какими средствами достигнута выразительность изображения (сказочность, необычность, выразительность характера персонажа, эмоции(мимика)). Какие приемы использовались в работе (приемы типизации и гиперболизации, элементы мифа, творческое воображение).

Итак, герой с помощью Бабы Яги попадает в таинственно-жуткий мир - царство мертвых. Правят царством страшные чудовища. Герой встречает змеев о многих головах, с которым человек ведет борьбу не на живот, а на смерть.

? Дайте характеристику Змею.

(Слайд) Многоголовое страшилище, змей – огненное крылатое существо. Когда он летит, над землей поднимается «сильная буря – гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется». Летит лютый змей навстречу герою, огнем палит, смертью грозит.

В волшебной сказке место обитания связано с горами – про него говорят: «Змей Горыныч». «Горыныч» как будто означает «живущий в горах». Связывая Змея с горами и называя его Горынычем, народ первоначально имел в виду не горы в прямом и точном современном смысле этого слова. «Горыныч» - это означает «обитающий вверху», не обязательно на горах. Между тем настоящие горы назывались в древности по- другому.

Общеславянское слово «гора» в свое время обозначало не горы, а лес. Следовательно, «Горыныч» могло иметь и смысл «лесной», «от леса, дерева происходящий».

Огонь добывался трением дерева о дерево. Дерево шло на топливо. «Горыныч» могло означать и огонь, возникший в результате грозового удара в лесное дерево. Если змей – огонь, то нетрудно понять, почему сказочный змей наделяется множеством голов: это многочисленные огненные языки. На месте срубленных голов вырастает множество других: огонь, плохо затушенный в одном месте, вновь разгорается; на месте одного языка пламени возникало множество других.

Возникает вопрос: почему же люди уподобили огонь змею?

Соединение понятий о змее и огне – «Змей Горыныч» - могло возникнуть на основе общего признака: при змеином укусе человек чувствовал острое жжение, сходное с ощущением ожога. Кроме того, огонь ползет по земле. Примечательно, что слово «змея» толкуется языковедами как ползающий по земле. Т.Е. слова «змея» и «земля» - однокоренные. Таков древний мифический образ могущественного, коварного змея-огня, в сказках ничего не говорится о его положительных чертах.

Анализ изображения.

Кощей (Слайд) – всегда предстает в сказке как похититель женщин, превращающий их в своих рабынь. Кроме того он обладает несметными богатствами.

В воображении сказочников он предстает безобразным стариком, насильником, коварным убийцей, скрягой, бездушным, жестоким губителем. В нем нет ничего от человека. Кощей – вооруженный захватчик. Сказочники наделили кощея реально-бытовыми и нравственными чертами появившихся военачальников.

Сказки рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими горящими глазами. Он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен. Сказка не мирилась с несправедливостью и губила бессмертного Кощея.

В древнерусском языке слово «кощей» означал раба, пленника, слугу. Однако в сказках Кощей не раб, а владыка. Слово «кощей» - прилагательное, заменяет такие слова, как «худой», «тощий», «костистый».

Невольник, раб назван Кощеем потому, что он принадлежит Кошу. Кош – господин, Кощей – невольник. Это имя и получил старик, которого победила Марья Моревна: он действительно невольник – кощей.

Анализ изображения.

Домовой (Слайд. – часть мифических представлений о могуществе и силе предков перешла в сравнительно поздно возникшее понятие о домовом. – это хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Он может во сне щекотать и греметь посудой, или за печкой постукивать, но делает это больше из озорства. Главное же его дело – досмотр за хозяйством.

Анализ изображения.

Водяной (Слайд) – «дедушка водяной – начальник над водой». Представляют водяного – стариком, покрытым болотною травой. Поговаривают, что это полурыба-получеловек, у него борода, как трава или тина. Волосы длинные, тоже из этой тины. Тело гладкое, переливается, как рыбья чешуя. Иногда он принимает вид обычного человека и появляется в деревне или в городе, но водного хозяина можно было узнать: с левой полы его одежды постоянно капает вода.

Его любимая рыба – сом, на которой он разъезжает по владениям. Водяные женятся на русалках и красивых утопленницах. Есть у Водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков.

Анализ изображения.

Леший (Слайд) – обитает леший в каждом лесу. Одет как человек – красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть одет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.

У нет ни ресниц, ни бровей, также как и правого уха. Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, ведь он не только дух леса, он и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит.

Вотяки думают, что он имеет одну ногу и ту навыворот пяткою вперед, один большой глаз, одет в звериную шкуру, с рогами и копытами.

Анализ изображения.

(Слайды). Различные сказочные персонажи.

Анализ изображения.

Посмотрите, все эти образы наделены чертами русского национального характера, его быта, пронизаны любовью к русской природе и в то же время в них тайна и загадка.

Итак, мы рассмотрели сказочных персонажей, как их описывают сказочники и изображают художники – иллюстраторы, выявили их мифическое происхождение. Можно сделать вывод, для передачи образа, его выразительности, художники используют различные приемы и средства выразительности.

Гиперболизация

Типизация

Типический образ всегда собирательный.

Собирательный образ –

Мифический образ.

Эмоциональное состояние

Агглютинация – «склеивание», способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. соединение фигуры человека и крыльев птицы).

Анализ работ студентов.

На примере репродукций из детских книг и работ студентов проанализировать персонажей, определить их образ (положительный, отрицательный герой) и эмоциональное состояние.

Любая композиция на тему выполняется по следующему алгоритму:

На первом этапе выполняется множество линейных поисков образа в карандаше (передается характер);

Затем выбираются наиболее удачные из них, и помещаются в определенную среду (место действия) – болото, сарай, дом, лес и т.д. Возможно, что ваш персонаж будет производить какие-то действия (дразнит кота, парится в бане, держится за больной зуб, танцует, плачет и т.д.), в зависимости от этого изображается эмоциональное состояние персонажа; -т.е. выполняется поиск композиции.

На следующем этапе – поиск композиции в цвете;

И в завершении работы – перенос на формат и выполнение композиции в материале.

Целевая установка для практической работы:

Вам необходимо выполнить линейные поиски одного из сказочных персонажей , передать его образ, характер, эмоциональное состояние. Постарайтесь, чтобы ваше изображение не было похоже на уже существующие образы.

В конце занятия вы представите нам свои изображения. В этом вам помогут схемы защиты.

Практическая работа.

Выполнение композиционного упражнения студентами (самостоятельная работа).

Итог занятия

Выставка работ. Индивидуальная защита созданных образов.

Задание для самостоятельной работы

Схема защиты сказочного персонажа

  1. Название персонажа
  2. Положительный или отрицательный герой? Почему?
  3. Какой по характеру? (добрый, злой, жадный, коварный, грозный, двуличный, неблагодарный, глупый, лживый, жестокий, преданный, честный, трудолюбивый, лютый и т.д.)
  4. Опишите внешний вид персонажа? (соответствует ли внешний вид его сущности, характеру, или он скрыт; какого его эмоциональное состояние (веселый, печальный, шутливый и т.д.)
  5. Насколько оригинален, не похож на уже существующие?
  6. Какими средствами достигнута выразительность изображения? (сказочность, необычность, выразительность характера персонажа, эмоции(мимика)) . Какие приемы использовались в работе (приемы типизации и гиперболизации, элементы мифа, творческое воображение).

Тезаурус

Гиперболизация – это преувеличение, употребляется в целях усиления художественного впечатления.

Типизация – художественно-обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды.

Типический образ всегда собирательный.

Собирательный образ – образ, в котором объединены лучшие и характерные черты народа.

Мифический образ. От слова миф – сказочный, вымышленный, неправдоподобный, фантастический.

Эмоциональное состояние – передается за счет мимики лица.

Агглютинация – «склеивание», способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств, (соединение фигуры человека и крыльев птицы).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

волшебный сказка развитие школьник

Герои волшебных сказок - внутренне статичные образы-типы. Сказку не интересует педагогика: мир типических переживаний русского человека, во всех его оттенках, талантливо отобразила богатейшая фольклорная лирика. В сказке же перед нами предстают не характеры, а типы, то есть носители какой-то главной идеи, определяющей образ. Они внутренне статичны, и это может подчеркиваться повторяющимся прозвищем, портретом, изображением жилища. Однако внутренняя неизменяемость сказочных образов-типов сочетается с присущим им внешним динамизмом.

Для волшебных сказок характерна устойчивая повторяемость однотипных персонажей в разных произведениях, но только в пределах своего жанра. Благодаря этому сказочные сюжеты могли соединиться в одном повествовании, то есть происходила контаминация. Контаминация (от лат. - смешение, соединение) - объединение в одном художественном произведении двух и более самостоятельных произведений или их частей. Выявление контаминированных сюжетов обозначает и основные пути анализа сказок. Например, известно, что в русских сказках типическая черта лисы - хитрая, коварная, обманщица, плутовка. Оттого, что в сказках о лисе всегда сохранялся один и тот же тип образа (хотя и приобретал в разных сюжетах дополнительные оттенки: лиса-повитуха, плачея, даже "исповедница"), то есть вследствие типизации данного персонажа все сказки о лисе можно свести к одному повествованию. В устной традиции некоторые из этих сказок превратились в устойчивые контаминации, то есть обычно рассказываются вместе: "Лиса крадет рыбу с воза" + "Волк у проруби" + "Битый небитого везет". Контаминации сказочных сюжетов известны всем народам.

Число персонажей в сказке не соответствует числу действующих лиц, поскольку одной функцией наделяются различные персонажи. Так, в роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с ноготок, баба-яга и другие, в роли дарителя - бабушка-задворенка, чудесные птицы и т. д. В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего, Кощей Бессмертный - страшный, сильный старичище, похищающий женщин - как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Это и Баба Яга -- «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая - в левый». Это Змей Горыныч, пышущий огнем, о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Это может быть и «мужичок с ноготок - борода с локоток» и др. Эти чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны. Но злое начало воплощают в себе и человеческие персонажи. Это ненавидящая детей мужа мачеха, это старшие братья героя и т. д. [Зуева 2010: 107].

Со всеми ними ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все это вызывает у нас восхищение. Мы сочувствуем им в трудную минуту, радуемся их победам. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа. Иван Быкович, не задумываясь, идет защищать народ от Змея; Иван-царевич отправляется на поиски матери, которую внезапно похитил Кощей; Иван-дурак беспрекословно выполняет просьбу умершего родителя приходить к нему на могилу.

Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

При всем сюжетном различии волшебные сказки обладают единством поэтической структуры. Это выражается в строгой соотнесенности мотивов, образующих последовательно развивающееся действие от завязки через развитие действия -- к кульминации, ведущей к развязке. Действие сказки строится по принципу нарастания: каждый предшествующий мотив поясняет последующий, подготавливая события основного, кульминационного, который передает наиболее драматический момент сюжетного действия: Иван-царевич побеждает Кощея, выполняет трудные поручения морского царя, Ивашка сжигает ведьму, царь раскрывает козни ведьмы и возвращает жене, обращенной в рысь, облик красавицы царицы, Кульминационный, или, иначе, центральный, мотив специфичен для каждого сюжета. Остальные могут варьироваться, т. е. подменяться сходными по содержанию мотивами в рамках данного сюжета.

Конфликтность, выражающаяся в резком противопоставлении основных действующих лиц, непременное условие сюжетного действия. В волшебной сказке она всегда мотивирована. Традиционными мотивировками, определяющими поступки героев, являются женитьба, желание получить чудесные предметы, уничтожение противника, наносящего герою (его семье или людям вообще) какой-то вред, например уничтожение посева, похищение царевны и т. п. Одна сказка может содержать две мотивировки (например, Иван-царевич побеждает змея и одновременно находит в подземном царстве себе жену). В зависимости от направленности сюжета мотивировки могут получать героическую, бытовую или социальную окраску. Композиция волшебной сказки по-своему проста, но эта простота -- ясность сложного, результат многовековой шлифовки сказки в процессе ее бытования. Падчерица вежливо отвечает Морозке и он награждает ее, дочери мачехи грубят Морозке и погибают.

При учете сюжетных различий, авторских интерпретаций сказочные персонажи предстают широкой галереей типических образов. Среди них образ героя особенно важен, ибо он во многом определяет идейно-художественное содержание волшебных сказок, воплощая в себе народные представления о справедливости, доброте, истинной красоте; в нем как бы сконцентрированы все лучшие качества человека, благодаря чему образ героя становится художественным выражением идеала. Высокие моральные качества героев раскрываются через их поступки. Однако в сказках можно обнаружить элементы различного характера, попытки передать внутренний мир героев, их душевную жизнь: они любят, радуются, огорчаются, гордятся победой, переживают измену и неверность, ищут выход из сложных ситуаций, подчас ошибаются. То есть в сказке мы уже находим наметки изображения личности.

И все же говорить об индивидуализации образов можно с известной долей условности, так как многие черты, присущие герою одного сюжета, будут повторены в героях других сказок. Поэтому справедливо мнение об изображении в сказках единого народного характера. Этот народный характер нашел воплощение в разных типах героев -- мужских и женских образах.

Сказочный герой по существу безымянен. Имя Иван допускает любые замены -- Василий, Фрол, Иван крестьянский сын, Иван Медведко и другие.

В начале сказки он называется среди прочих действующих лиц: «Жил-был царь, у него было три сына» -- таково типичное начало большинства волшебных сказок. Чтобы выделить героя среди второстепенных персонажей, сказка вводит ряд традиционных положений и ситуаций, связанных только с героем. Он молод, среди братьев он всегда младший и поэтому ему не доверяют. Определение «младший» может быть не только возрастным, но и социальным: Иван-дурак презираем старшими братьями, его лишают наследства, Иван крестьянский сын, как младший, противопоставляется царским сыновьям.

Не редко героя отличает чудесное рождение: царица съедает горошину, выпивает воды из колодца или ручья - у нее рождаются сыновья-близнецы. Иван Медведко родится от брака человека и медведя, чудесную рыбу съедают царица, служанка и корова, у каждой из них рождается сын, но сын коровы (Иван Быкович) проявляет в будущем черты героя.

Эти мотивы, начинающие сказку, в силу своей традиционности, являются как бы сигнальными ситуациями, которые обращают внимание слушателей на героя и соответственно определяют отношение к другим персонажам. Такая предвзятость усиливает эмоциональное восприятие.

В большинстве волшебных сказок герой в отличие от других персонажей наделяется необычайной силой. Богатырство его обнаруживается уже в детстве, он «растет не по дням, а по часам», «выйдет на улицу, кого за руку схватит -- рука прочь, кого за ногу схватит -- нога прочь». Ему по силе лишь чудесный конь, который ожидает ездока по себе в подземелье, прикованный двенадцатью цепями. Отправляясь в путь, царевич заказывает себе палицу в двенадцать пудов. Та же сила скрыта и в Иване-дураке («Сивка-Бурка»): «...Ухватил клячу за хвост, содрал с нее шкуру и закричал: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал».

Следует отметить, что любое качество героя сказка дает не как щадит животных; Иван-дурак на последние деньги выкупает собаку и кошку, освобождает журавля, попавшего в силки; охотник, терпя нужду, три года кормит орла. Таким же проявлением идеальных качеств становится выполнение долга, почитание старших, следование мудрым советам. Обычно советы исходят от стариков и женщин, которые воплощают в себе жизненный опыт, умение предвидеть события. Эти персонажи часто выступают в функции чудесных помощников. В сказке о трех царствах Иван-царевич, отправляясь на поиски похищенной матери, побеждает многоголового змея, следуя ее наказу «не бить оружием дважды» или переставить бочки с «сильной и бессильной водой». Сюжет «Поди туда, не знаю куда» весь строится па выполнении стрельцом мудрых советов своей жены. Невыполнение наказа, нарушение данного слова расцениваются как провинность и несут за собой тяжелые последствия: у Ивана-царевича похищают чудесные предметы, невесту.

Особую убедительность правильным поступкам придает начальное ошибочное поведение. Иван-царевич думает, где достать богатырского коня. На вопрос встречной бабушки-задворенки, о чем он задумался, отвечает грубостью, но затем одумывается, просит у старушки прощения и получает нужный совет.

Личность героя проявляется в поступках, в его реакции на внешний мир. Сюжетное действие (ситуации, в которые поставлен герой) служит раскрытием и доказательством истинно положительных качеств человека, правильности его поступков, как соответствующих нормам поведения человека в обществе. За каждый добрый поступок герой награждается волшебными предметами: шапкой-невидимкой, скатертью-самобранкой, чудесными животными - богатырским конем, зверями-помощниками. Награда может быть в виде совета - где найти коня, как отыскать дорогу к суженой, одолеть змея [Пропп 2010: 219].

Волшебная сказка знает два основных типа героев: Ивана-царевича -- героя волшебно-героических сюжетов («Три царства», «Кащей Бессмертный», «Молодильные яблоки» и др.) и Ивана-дурака - героя сказок «Сивка-Бурка», «Волшебное кольцо», «Чудесные дары», «Конек-горбунок» и др. Существование различных типов героев находит свою историческую и эстетическую обусловленность, последняя определяется стремлением всесторонне раскрыть общенародный идеал. Цель героя в разных сюжетах различна: возвратить людям свет, который проглотил змей, избавить от чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и здоровье старика, обращает царицу в белую утку, а потом пытается погубить и ее детей.

Раскрывая образы своих героев, сказка передает народные представления о людях, их взаимоотношениях, утверждает доброту и верность. Образ героя раскрывается в сложной системе сюжетных противопоставлений. Антитеза -- это художественный прием, с помощью которого центральный образ получает углубленную характеристику. Противопоставление героя его противнику (вредителю) имеет особенное значение, так как взаимоотношения этих персонажей являются выражением различных жизненных принципов и таким образом становятся средством раскрытия идейного содержания сказок.

Основным типам героев -- активному (Иван-царевич) и пассивному (Иван-дурак, падчерица) -- соответствуют и типы противников. Условно их можно разделить па две группы: чудовищных противников «иного» царства-змей, Кащей, баба-яга и другие и противников «своего» царства -- царь, царевна, братья и пр. [Прусс И. 2013:47].

Чудовищные противники -- персонажи героических сюжетов. Народная фантазия рисует их фантастическими чудовищами. Намеренно изображая героев внешне обычными людьми -добрым молодцем, красной девицей, сказка прибегает к гиперболе при описании врагов: девятиглавый змей, мужичок с ноготок - борода с локоток. Все они агрессивны, несут людям гибель и разрушение: похищают женщин, детей, сжигают царства. Но чем чудовищней противник, тем большей решимостью и мужеством должен обладать герой.

Антагонистические отношения героя и его противника составляют сюжетную основу всех волшебных сказок. Но при общем сходстве сюжетной фабулы ни одна сказка тем не менее не повторяет другую. Это различие кроется, в частности, в сюжетном многообразии, которое во многом обусловлено многочисленностью образов противников. Каждому из них присуща конкретная традиционная функция в сюжете, отсюда различия в облике, атрибутах, свойствах, порождающих особые формы борьбы с ними. Число противников героя еще более увеличится, если принять во внимание, что за одним именем могут скрываться различные персонажи.

Таким образом, помимо основных действующих лиц - героя и его противника - в сказке немало и других персонажей, каждому из которых присуще свое назначение в сюжетном действии; среди них особенно многочисленна группа персонажей, дарящих чудесных помощников, и самих чудесных помощников. Это персонажи только волшебной сказки.

В волшебных сказках домашние и дикие животные всегда стоят на стороне героя: конь помогает победить змея, корова Буренушка выполняет за падчерицу трудную работу, кошка и. собака возвращают похищенное царевной кольцо, медведь, волк, заяц помогают царевичу достать смерть Кащея или разделаться с колдуном - любовником сестры.

Издавна, желая избавить себя от болезней и случайных опасностей, стремясь обеспечить удачу во всех делах, народное воображение наделяло магической функцией хлеб, воду, огонь, а также множество самых разнообразных предметов: огниво, полотенце, иголку, зеркало, кольцо, нож и др. Эта вера находит подтверждение в многочисленных обрядах и обычаях, она своеобразно отразилась и в сказке о чудодейственных свойствах отдельных предметов, с помощью которых герой выполняет трудные поручения, избегает опасности. Чудесные предметы в сказке - это, как правило, внешне обычные бытовые предметы - гребень, щетка, полотенце. Чудесные свойства заключены в их действии: скатерть кормит всех голодных, полотенце расстилается рекой, гребень превращается в непроходимый лес.

Один из самых популярных отрицательных героев русской волшебной сказки является Змей Горыныч. Анкетирование среди студентов, которое состояло всего лишь из одного вопроса: «Назовите наиболее популярных отрицательных героев русских волшебных сказок в порядке убывания», показало, что наиболее «популярными» отрицательными героями русских народных сказок являются: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Водяной, Леший.

Кощей Бессмертный - 100%

Баба Яга - 98%

Змей Горыныч - 80%

Водяной - 70%

Леший - 65% [Стрелкова Л.П. 2012:109-110].

На разных стадиях развития культуры и в разных национальных традициях Змей приобрел многочисленные вариации своего образа, достаточно полные и интересные для рассмотрения этого героя, выявления его отличительных черт, и создания собирательного образа отрицательного героя русской народной волшебной сказки. «В области баснословных преданий одно из главнейших полей принадлежит огненному, летучему змею…»

Что же такое Змей и змееборство в представлении славян?

У Афанасьева в “Поэтических воззрениях славян на природу” Змей характеризуется как опоэтизированное представление грома, молнии и метеоров. Он говорит, что народная фантазия создавала множество мистических образов, и одним из них был образ змея - олицетворение молнии, прихотливый изгиб которой напоминал скользящую по земле змею

Важность же образа Змея Афанасьев находит в тесной связи со многими основными религиозными представлениями славян. Поверья приписывают Змею демонические свойства, богатырскую силу, умение менять свой облик, обладание несметными богатствами и живой водой, знание целебных трав [Дмитриева 2012: 371].

Пропп считает, что практически все сказки можно свести к сюжету о похищении змеем царевны, а его, в свою очередь, к еще более древнему сюжету похищения солнца тучей: "...морфологически все данные сказки могут быть выведены из сказок о похищении змеем царевны, из того вида, который мы склонны считать основным". Пропп подчеркивает, что змей не имеет полноценного внешнего описания, встречаются только отдельные элементы, как многоголовость или то, что змей летучий, но, тем не менее, крылья практически никогда не упоминаются, из чего можно сделать вывод, что витает он без крыльев. Полет змея напоминает полет Бабы Яги - сопровождается бурей, ветром.

Змей -- очень известный персонаж волшебных сказок и былин, чаще всего он предстает перед читателем в образе противника, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. Среди всех отрицательных персонажей русских народных волшебных сказок по популярности он уступает только Кощею Бессмертному и Бабе Яге.

Он - одна из наиболее сложных и неразгаданных фигур мирового фольклора и мировой религии. Змеиный образ в сказке чрезвычайно сложен и многосторонен, ведь он представляет собой соединение из нескольких животных, то есть является гибридным существом.

Прежде всего, это существо многоголовое, особенно в русских сказках, и это непременная его черта. Число голов различно, преобладают 3, 6, 9, 12 голов, но попадаются и 5 и 7. Так же, обычно, Змей - огневое существо, способное летать. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. Есть сказки, в которых он живёт в воде и спит на камне в море. В то же время змей часто называется Змеем Горынычем, и, поэтому, обитает среди гор. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть и морским чудовищем одновременно. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой приближается к нему, он выходит из воды.

По функциям В.Я Пропп разделяет русских сказочных змеев на 4 разряда. волшебный сказка змей

Змей-похититель

Змей, занимающийся поборами

Змей-охранитель границ

Змей-поглотитель [Толстикова 2012: 59].

Как видно, в сказках, образ змея может быть положительным и отрицательным. Двойственность его изображения объясняется не одинаковым отношением к змею на различных исторических этапах. В первобытном обществе змей был почитаем как тотемное животное, позднее он получил в фольклоре трактовку как образ, олицетворяющий тотемные, грозные силы природы, а затем угнетателя, насильника, врага народа.

Таким образом, можно полностью описать этого отрицательного героя. Змей занимается поборами по приказу его хозяина - Водяного царя. Изначально змей имеет три головы, но, если их отрезать, то количество голов увеличивается в два раза. Живет змей в воде, и, выходя на поборы, поднимает на море большие волны, тем самым все остальные герои сказки понимают, что приближается именно он. В сказке он действует четко соответствуя совей цели, а точнее приказу. Ему нужно всего лишь забрать Марфу-Царевну и отвести её хозяину. Естественно, когда на пути ему попадаются препятствия, такие, как Иван - Царевич например, он устраняет их, вступая с противником в бой. В этом типе змея не проявляется его некая «индивидуальность» и черты характера, он выступает здесь в качестве «робота», выполняющего определенную работу, поэтому с ним нельзя даже договориться.

Таким образом, в русских волшебных сказках выделяются следующие типы героев: главные герои - Иван-царечив и Иван-дурак, герои-антагонисты, волшебные помощники и волшебные предметы.