Где жил кощей бессмертный. Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя


Мощь загробная, мощи, сухофрукт, скряга, худой, худущий, глиста, худой как щепка, старик, скелет Словарь русских синонимов. кощей см. худой Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

- (или кащей), кощея, муж. (казак. бедняк). 1. (К прописное). В народных русских сказках мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Кощей бессмертный. 2. Исхудалый, тощий и высокий старик (разг.) … Толковый словарь Ушакова

КОЩЕЙ, кащей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (Кащей) Бессмертный. 1. Разг. Неодобр. О злом, жадном, скупом человеке. БМС 1998, 312. 2. Разг. Неодобр. О крайне худом человеке. БМС 1998, 312; БТС, 75; Мокиенко 1989, 147. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон. или Пренебр. Пожилой, престарелый учитель;… … Большой словарь русских поговорок

КОЩЕЙ, я, муж. 1. В русских сказках: худой и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия. К. Бессмертный. 2. перен. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разг. неод.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

КОЩЕЙ - Кощей, человек великого князя московского. Ок. 1459. А. К. I, 548. Коще, крестьянин, зап. 1582. Арх. VI, 1, 115 … Биографический словарь

Ко(а)щей безсмертный (вѣчный жидъ). Ср. Бралъ съ родного, бралъ съ убогаго, Слылъ кащеемъ мужикомъ... Некрасовъ. Власъ. Ср. Живетъ онъ тамъ одинъ на кузнѣ, какъ кащей безсмертный, кубышку себѣ набиваетъ!... Жаденъ сталъ! страхъ! Маркевичъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

М. разг. Наделенный бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства как персонаж русских народных сказок; Кощей Бессмертный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

КОЩЕЙ - (персонаж рус. сказок; см. тж КАЩЕЙ) Злей не был и Кощей, Чем будет, может быть, восстание вещей. Зачем же вещи мы балуем? Хл909 (189) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

кощей - Это слово, имеющее значение худой, тощий человек и скряга, образовано, вероятно, от кость. Согласно другой версии, в древнерусском имелось кощей – раб, пленник, заимствованное из тюркских языков и никак с Кощеем Бессмертным не связанное … Этимологический словарь русского языка Крылова

Книги

  • Кощей. Перезагрузка. Роман , Галкин Р.. "Кощей. Перезагрузка" . Что вы знаете о Кощее Бессмертном, о Бабе-яге, о Лешем и о других сказочных персонажах? Считаете их коварными злодеями? Так же думал и Георгий, пока его душа после…
  • Кощей Бессмертный:сказка-развивайка с играми , . Кощей Бессмертный:сказка-развивайка с играми ISBN:978-5-222-19883-4…

В книге Виктора Калашникова «Русская демонология» предпринята попытка систематизировать героев и сюжеты русских народных сказок. Делается это не из-за желания создать энциклопедию фольклора, а ради того, чтобы разглядеть, как за наслоениями эпох и культур (христианства, светского государства) в детских сказках растворился древний славянский эпос, героями которого были языческие боги и духи.

Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках. Афанасьев, например, считал, что Змей Горыныч и Кощей Бессмертный если не один и тот же, то, во всяком случае, взаимозаменяемый персонаж: «Как существо демоническое, змей в народных русских преданиях выступает нередко под именем Кощея бессмертного. Значение того и другого в наших сказках совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей».

Но разве можно спутать живую мумию и дракона? Они ведь такие разные! Да и вообще, что за странное имя — Кощей? Что оно значит? Афанасьев считал, что оно происходит то ли от «кость», то ли от «кощуны» — колдовства. Другие ученые, склонные видеть в русских словах заимствования из языков соседних народов, считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга».

Если раб, то — чей? Ведь в русских сказках не упоминается хозяин Кощея. Этот живой скелет может оказаться в плену у Марьи Моревны, но как прикованный цепями к стене пленник, вовсе не слуга. Как у русского Кощея могло оказаться тюркское имя? Что означает его смерть, покоящаяся в ларце то ли под заветным дубом, то ли на дне морском? При чем тут звери-помощники?..

Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью.

Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. М. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала:

«Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества (волхвов). Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного».

То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба?

Обложка книги Виктора Калашникова «Русская демонология».

Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида.

Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен.

Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.

Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу. Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами.

Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.

И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец.

Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.

Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть.

Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова (не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога), князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце.

И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была.

Так как я в это время был еще мальчиком, то интересовался, почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. «Старые люди» мне отвечали, что «ото ж бессмертники — цветы мертвых родичей, потому что они и при жизни как мертвые». Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе:

«Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта (граница), и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет. Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти». Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела. Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога. Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое. Бог сделает, а смерть разрушит!

Наконец, Бог подстерег смерть, когда та зазевалась, и убил ее. Но, падая, Смерть хваталась за кусты, травы, ветки, а за что схватится, то и посохнет. Схватилась она и за бессмертники да и начала рвать их с корнями. Бог сказал им расти крепче, чтобы она их вырвать не могла, а цветы выросли вокруг лежащей смерти только настолько, что закрыли ее наполовину, и Бог не мог ударить смерть так, чтобы она перестала двигаться! Тогда Он сказал: "Ну, так будьте же без жизни и без смерти!" И цветы остались такими навсегда. А сажают их на могилки, чтобы объявить усопшим, что "Смерти нет! Она убита Богом!" Но так как смерть еще не перестала двигаться и еще людей умерщвляет, то цветы напоминают усопшим о жизни, а живым о смерти!»

Действительно, пришлось наблюдать позже — крестьяне держать бессмертники в доме не любили. Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное. Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь.

Что ж, это, пожалуй, наилучшее объяснение бессмертия Кощея, которое уже и жизнь не в жизнь, а смерть недостижима; он так и застрял между этими двумя мирами и оставался там до тех пор, пока Иван-царевич не избавил его от вечной муки и не даровал блаженное забвение смерти.

Если считать Кощея рабом, то он был слугой своего проклятого бессмертия. Все же он, скорее, принадлежал к потустороннему миру, ведь о появлении Ивана он узнает по запаху живого: «Русской костью пахнет!» Для мертвых, как известно, непереносим запах живых, так же как для живых отвратителен запах мертвечины. Этнограф В. Я. Пропп в «Исторических корнях волшебной сказки» писал по этому поводу: «Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху… Этот запах живых в высшей степени противен мертвецам… Мертвые вообще испытывают страх перед живым. Ни один живой не должен переступать заветного порога».

Кощей (Кащей) Бессмертный - один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Уже только эпитет «Бессмертный» заставляет опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.

1. Тайна имени

Мы до сих пор не знаем точное происхождения имени «Кощей». Самая распространенная версия - имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека - сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком kostlar (заклинатель), либо в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее). Другие ученые считают, что слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенский и на польский — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec).

2. Кто такой Кощей?

Как ни странно до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие - русскую версию германского бога Одина, третьи - просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

3. Преступления Кощея

В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам, злодей предпочитает оборачиваться вороном.

4. Неуспешный дамский угодник

Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

5. Кощей Галантный

Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

6. Как убить Кощея

В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб - «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.

7. Где живет Кощей и есть ли у него родственники.

Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.

8. Христианская трактовка Кощея

Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич - дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.

Кощей Бессмертный один из самых известных антигероев в русских сказках. И раз сказка это сильно упрощенный миф, то этот колдун куда как интересней, чем обычно показано в мультфильмах и кино.

За что назвали «Кощеем»?

Слово «кощей» невероятно древнее. Существует предположение, что оно произошло от глагола «кощевать», что значит «колдовать», «ворожить». Так же по некоторым трактовкам это может значить «худой, бледный как кость». Что вполне соответствует представлениям об внешнем облике колдуна. На сербском языке слово «кощей» означает «кость и кожа». На польском – шея. Вероятно именем хотели подчеркнуть худобу персонажа.

В сказках нет четкого представления, как именно выглядит Кощей Бессмертный. Но все они сходятся, что он был худой и очень бледный. У него есть борода, но не пышная и окладистая, а тонкая и жидкая. Но это не обязательный атрибут. Чаще всего в сказках он появляется на коне, причем иногда как царь, а не просто колдун. Конь его часто «горящий». В сказках у таких чудесных коней огонь идет от копыт и гривы, а из ноздрей пар валит. В целом, деталям внешнего облика уделялось мало внимания. Видимо людям древних времен достаточно было сказать »колдун» и все точно представляли, как именно он выглядит.

Сила Кощеева


Важным моментом для понимания сути Кощея является эпизод с его смертью. Смерть кощея на конце иглы, или просто я яйце. При это игла помещена в несколько сложенных между собой предметов. Б.А. Рыбаков считал, что местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной – яйцом – и подчёркивал, что охранителями его являются представители всех разделов мира: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка) . Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо».

Сама игла в мифологии славян считалась предметом одновременно отводящих порчу, и одновременно при её помощи можно было магически навредить. Считалось, что ведьмы способны обращаться и в иголку. А если подброшенную с порчей иглу поломать, то колдовство исчезнет. Игла и другие атрибуты кощея связаны с символикой смерти. Поэтому иногда его называют хозяином царства мертвых. К слову, поломать иглу, единственный способ победить колдуна.

Если вспомнить подход к интерпретации мифов А.А.Афанасьева, то Кощей это воплощение грозных сил природы. В первую очередь тьмы и зимы. Сюжет с похищением невесты напоминает сюжет с похищением Персефоны Аидом. Эту идею подал Рыбаков, однако она является спорной.

Кощей Бессмертный является весьма сильным колдуном. Он способен обернуть в камень целое царство, как в сказке «Иван Соснович». В сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех. В другой сказке по его слову царевна становиться змеей.

В искусстве


Георгий Милляр в роли Кощея. 1944 год

Сегодня мы воспринимаем образ Кощея Бессмертного в большей степени по тем образцам искусства, куда он попал. Поэтому отдельно отметим и их. Из высокого это балет игоря Стравинского «Жар-птица». И опера Риского-Корсакого «Кащей Бессмертный». Так же стал персонажем многих книг, одним из ранних стал историко-фантастический роман Александра Вельтмана «Кощей Бессмертный» от 1833 года. И конечно же сказки Александра Пушкина, благодаря которому и сохранилось большое количтсво народного фольклора.

Унжаков Лев 1 класс

Исследовательская работа выполнена и представлена на научно-практической конференции

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Образ Кощея Бессмертного – олицетворение зла

в волшебных сказках»

Исследовательская работа

ученика 1 б класса

МКОУ СОШ № 3 г. Киренска

Унжакова Льва

Руководители:

Унжакова О. Г., Сосненко О. В.

2015 год

Тема: Кощей Бессмертный – олицетворение зла в волшебных сказках

Объектом исследования моей проектной работы является сказочный персонаж «Кощей Бессмертный»

Цель: исследовать образ Кощея Бессмертного в волшебных сказках

Задачи:

  • прочитать сказки, где персонажем является Кощей Бессмертный,
  • проанализировать образ Кощея
  • сделать выводы

Гипотеза исследования: если я смогу доказать, что Кощей Бессмертный отрицательный персонаж в сказке, то скажу ребятам, что нельзя быть похожим на такого героя.

Методы исследования: чтение книг, анкетирование, анализ результатов

  1. Вводная часть

Определив цели и задачи работы, наметил вопросы, на которые должен найти ответы.

  1. Кто такой Кощей Бессмертный?
  2. Где живет Кощей Бессмертный?
  3. Чем он занимается?

Чтобы найти ответы на вопросы читал волшебные сказки, анализировал образ Кощея Бессмертного. Также мне стало интересно и мнение моих одноклассников по данной теме. Я предложил им ответить на мои вопросы.

В опросе приняли участие 26 учеников нашего класса:

  1. Кто такой Кощей Бессмертный?

20 – злодей

4 – бессмертный

  1. - плохой
  1. Каким вы его себе представляете?

4 -костяной

4 - страшный

2 - могучий

13 - гадкий

1 - сильный

1 - бездушный

1 - красивый

  1. Где живет Кощей Бессмертный?

25 – в замке

  1. – в Москве
  1. Чем он занимается?
  1. – приносит зло в мир и убивает людей
  1. Кто и как мог справиться с Кощеем Бессмертным?
  1. – только Иван-царевич может победить Кощея Бессмертного
  1. Основная часть
  1. Происхождение имени Кощея

Я поинтересовался происхождением имени Кощея. Существует много версий происхождения имени Кощея. Хочу остановиться на самых интересных:

  • Кащей Бессмертный, Кощей Бессмертный (заимствование из тюрк. Kosci «пленник», в восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо», в яйце - смерть Кощея Бессмертного. Древность этого мотива подтверждается его наличием в русских заговорах и хеттских обрядовых текстах. В русских волшебных сказках Кощей Бессмертный уносит героиню на край света в своё жилище. Та выпытывает у него, где скрыта Кощеева смерть, передаёт тайну герою-избавителю, который добывает смерть Кощея Бессмертного, и тот погибает.
  • Существует версия происхождения имени Кощея (вар.через "О") от славянского "кош" - связка кожаных шнурков, по образу узелкового письма кипу. Такими праписьменами записывалась история рода. Хранителя узелков и называли КОЩЕЙ. Титул бессмертный, получен им за связь времен между предками и потомками. Отрицательный статус получил в связи с христианизации Руси. Сравните КОШелек, КОШелка, КОШара (плетеное укрытие в степи) и так далее.
  • Было такое слово – кощюнить, то есть колдовать, а кощюнник – волшебник. А еще означает слово «кощун» - тощий, костлявый. Кощей, этот костлявый скелет всю жизнь сидит на черной горе и корпит над своею золотой казной. Золото, которое Кощей от людей прячет олицетворяют с золотым светом солнца, которое рушит скалы льда, будит природу, пробуждает ее после долгого зимнего сна (мы знаем из сказок, что Кощей живет где-то «прикрай свету», «на стеклянных горах», а это очень похоже на северные земли).
  1. Портрет Кощея Бессмертного

Внешний вид Кощея описан в сказках по-разному. Мы видим Кощея в образе царя и колдуна большой силы на коне или без (в сказке «Марья-Моревна» «…страшным вихрем вылетел в окно»). В сказке «Иван Быкович» Кощей упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи - ведьмы, где говорит своим помощникам: «Возьмите-ка вилы железные, подымите, мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей», то есть образ Кощея Бессмертного наделяется еще одним признаком - слепотой. В сказках «Иван Соснович» и «Медведко» Кощей предстает в виде старика сам с ноготь, борода с локоть, имеющим бич с семь сажен и живущим в избушке-на-курьих ножках и хозяином Подземного царства. Часто Кощей Бессмертный изображается как старый, «седой старик», «дряхлый человек». Нередко есть указание на то, что у него длинная борода, - тоже показатель старости. Иногда в сказках длина бороды Кощея больше его роста, при этом сам он очень маленький. А в сказке Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке» «Чумичка попробовал поднять Кощея и почувствовал невероятную тяжесть: Кощей весь был сделан из железа». К сожалению, ни в одной сказке Кощей не изображается в виде скелета, как бы нам этого ни хотелось. Это уже наши догадки и предположения, которые нам привили некоторые виды изобразительного искусства.

  1. Жилище Кощея

Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться «на край света». Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать много трудностей. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом. Здесь находятся несметные богатства - золото, серебро, скатный жемчуг.

  1. Сила и магическая сила Кощея

Вода придает Кощею огромную силу. В сказке «Марья-Моревна», выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном, Кощей разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья. В сказке Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке» подлый писарь Чумичка освобождает из-под запоров и отпаивает Кощея водой. Во всех сказках есть подтверждение силы Кощея: от одного его дыхания герои-богатыри «как комары летят». Кощей способен поднимать меч «в пятьсот пудов», биться с героем целый день и побеждать. Во многих сказках Кощей Бессмертный не ходит, не ездит, а летает, подобно птице или вихрю, чем напоминает Змея Горыныча. Полет Кощея вызывает бурные изменения в состоянии природы: «Вдруг гром гремит, град идет, Кощей Бессмертный летит». Причем нередко передвижение Кощея в воздухе приводит к разрушительным действиям в природном пространстве: «листья с деревьев полетели, ветер ужасный … Кащей летит».

Также Кощей является и могущественным чародеем: в сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство; в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех; в сказке «Царевна-змея» превращает Царевну в змею; а в сказке «Царевна-лягушка» Царевну одевает в лягушачью шкуру.

Сам Кощей часто превращается в ворона.

  1. Смерть Кощея

Вместе с тем сила Кощея победима. Мы видим из сказок, и его сила, и он сам, при определенных обстоятельствах, могут быть уничтожены. Главной же особенностью Кощея Бессмертного, отличающей его от других сказочных персонажей, является то, что его смерть существует отдельно от него. Она находится в яйце, которое спрятано в определенном месте.

Иногда в сказках говорится, что ящик или сундук с Кощеевой смертью находится на дубе, а дуб - на горе или в поле, и «то дерево Кощей как свой глаз бережет». Кощеева смерть находится там, где «никто не ходит, никто не ездит». А сам Кощей заботливо хранит тайну о своей смерти, что делает его непобедимым для врагов. Найти и раздобыть смерть Кощея под силу только настоящему герою.

И как только яйцо оказывается в руках героя, Кощею сразу становится плохо, он болеет, а иногда всё же старается уговорить победителя сохранить ему жизнь, но тот не идёт на уступки и давит яйцо, Кощей сразу умирает. А в некоторых сказках в яйце оказывается ещё и игла, у которой надо сломать конец, что тоже вызывает быструю смерть Кощея.

В сказке «Марья Моревна» Кощей умирает после того, как конь Ивана-царевича «размозжил ему копытом голову, а Иван-царевич доконал палицей».

  1. Кощей бессмертный в русских народных сказках

Я прочитал несколько сказок, где встречается Кощей Бессмертный. Во всех сказках Кощей Бессмертный – это обязательно злой персонаж.

Подводя итог, я составил таблицу, в которой доказал, что в образе Кощея выражается мир зла и насилия.

сказки

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Место проживания

Как выглядит

есть ли у Кощея друзья

Что сделал плохого

Что сделал хорошего

Иван-Быкович

Подземелье

Старик, длинные ресницы, густые брови, глаза закрывают

Нет

Заставил Ивана Быковича привезти ему Царицу Золотые кудри

Ничего

Кощей Бессмертный

Огромный дом

Сильный, его меч весит 500 пудов

Нет

Украл мать Ивана Царевича

Ничего

Марья – Моревна

Дом

Порвал двенадцать цепей, набрав силы из трех ведер воды

Нет

Украл у Ивана Царевича Марью - Моревну

Ничего

Царевна – лягушка

Палаты белокаменные

Обладает волшебной силой

Нет

Украл у Ивана Царевича Василису Премудрую

Ничего

Из сказок известно, что его обычные занятия заключаются в том, что он летает по Руси, «ходит на войну», уезжает «на добычу» или на охоту, «шатается по вольному свету». В сказке Кощей всегда кого-нибудь похищает, разлучает детей с матерью или Ивана - Царевича с невестой, тем самым причиняя боль людям. Практически всегда в бой с Кощеем Бессмертным вступает Иван – Царевич. И именно Иван – Царевич всегда выходит победителем. Сказаний про Кощея очень много, и во всех них он является абсолютным злом, и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня и так далее. В разных сказках Кощей умирает по-разному, но это не меняет смысла его гибели. Зло наказано. А если считать, что Кощей - олицетворение Зимы, скованности Земли, то после его смерти холода отступили, всех ждет Весна, яркое солнышко, и чудесные деньки.

Таким образом, мое исследование показало, что Кощей причиняет людям только боль и страдание, а такой персонаж в сказке не может быть положительным героем

Заключение

Я первый раз провел такую серьезную работу, доказывал, что Кощей

Бессмертный – это отрицательный персонаж в сказке. Я прочитал много сказок, и даже, составлял вопросы для анкеты. Мне было очень сложно и интересно. Я даже не представлял, что столько нового узнаю о Кощее Бессмертном, очень интересно было читать о происхождении его имени. Я знаю, что читать нужно очень внимательно, вдумываясь в каждое слово, и обязательно делать выводы о прочитанном. Тогда чтение будет не только полезным, но и откроет для меня много нового и интересного!

Список использованной литературы

  1. Я познаю мир. Нечистая сила: Детская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», - 2001 – 400 с.
  2. Леонид Яхнин. Мифы и герои Древней Руси. – Москва «Стрекоза – пресс», 2006 г.
  3. Русские народные сказки. – Москва: Детская литература, 2002 – 203 с.
  4. Сказки о царевичах. – Москва «Станок-Пресс», 2001
  5. Русские сказки. Былины. – Москва «АДЛ», 1993 г.
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская работа ученика 1 б класса МКОУ СОШ № 3 г. Киренска Унжакова Льва Кощей Бессмертный – олицетворение зла в волшебных сказках

Цель работы: исследовать образ Кощея Бессмертного Задачи: · прочитать волшебные сказки · проанализировать образ Кощея · сделать выводы Гипотеза: Предположим, что Кощей Бессмертный - отрицательный персонаж в сказке.

Кто такой Кощей Бессмертный? Как выглядит? Где живет Кощей Бессмертный? Чем он занимается? Кто и как мог справиться с Кощеем Бессмертным? Вопросы для обдумывания:

Кто такой Кощей Бессмертный?

Где живёт Кощей Бессмертный?

Чем занимается Кощей Бессмертный? Кто мог справиться с Кощеем Бессмертным?

Происхождение имени Кощей Существует несколько версий: от тюркского kosci - «раб», «пленник» «кош» - «связка кожаных шнурков» кощюнить, то есть колдовать

Портрет Кощея Бессмертного В образе царя и колдуна большой силы С тарый, «седой старик», «дряхлый человек». Весь сделан из железа

Жилище Кощея Бессмертного Дворец, замок, большой дом Находится очень далеко В нём находятся несметные богатства - золото, серебро, скатный жемчуг

Сила Кощея Бессмертного Разрывает цепи Не ходит, не ездит, а летает, подобно птице От одного дыхания Кощея герои-богатыри «как комары летят» П ревращает в камень целое царство; Ивана Царевича в орех; Царевну в змею или одевает её в лягушачью шкуру. Сам превращается в ворона

Смерть Кощея Бессмертного Существует отдельно от него; Спрятана в яйце, которое находится там, где «никто не ходит, никто не ездит». ящик или сундук с Кощеевой смертью находится на дубе, а дуб - на горе или в поле; Сам Кощей заботливо хранит тайну о своей смерти, что делает его непобедимым для врагов. Найти и раздобыть смерть Кощея под силу только настоящему герою.

Сказки КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ Место проживания Как выглядит? Есть ли у Кощея друзья? Что сделал плохого? Что сделал хорошего? Иван-Быкович Подземелье Старик, длинные ресницы, густые брови, глаза закрывают Нет Заставил Ивана Быковича привезти ему Царицу Золотые кудри Ничего Кощей Бессмертный Огромный дом Сильный, его меч весит 500 пудов Нет Украл мать Ивана Царевича Ничего Марья – Моревна Дом Порвал двенадцать цепей, набрав силы из трех ведер воды Нет Украл у Ивана Царевича Марью - Моревну Ничего Царевна – лягушка Палаты белокаменные Обладает волшебной силой Нет Украл у Ивана Царевича Василису Премудрую Ничего Подвожу итог

Список использованной литературы Я познаю мир. Нечистая сила: Детская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство Астрель »: ООО «Издательство АСТ», - 2001 – 400 с. Леонид Яхнин. Мифы и герои Древней Руси. – Москва «Стрекоза – пресс», 2006 г. Русские народные сказки. – Москва: Детская литература, 2002 – 203 с. Сказки о царевичах. – Москва «Станок-Пресс», 2001 Русские сказки. Былины. – Москва «АДЛ», 1993 г.

Благодарю за внимание! Руководитель: Сосненко О. В.