Самые мистические картины. «Демон поверженный»


Итальянские ученые заявили, что они нашли останки, которые могут принадлежать Лизе дель Джокондо. Возможно, тайна «Моны Лизы» будет раскрыта. В честь этого вспомним самые загадочные картины в истории.

1. Джоконда
Первое, что приходит на ум, когда заходит речь о загадочных картинах, либо о картинах-загадках - это «Мона Лиза», написанная Леонардо да Винчи в 1503-1505 годах. Грюйе писал, что эта картина может свести с ума любого, кто, насмотревшись вдоволь на нее, начнет вести о ней разговоры.
«Загадок» в этой работе да Винчи находят множество. Искусствоведы пишут диссертации по наклону руки Мона Лизы, медицинские специалисты ставят диагнозы (от такого, что у Джоконды нет передних зубов до такого, что Мона Лиза - мужчина). Есть даже версия, что Джоконда - это автопортрет художника.
Кстати, особую популярность картина приобрела только в 1911 году, когда была украдена итальянцем Винченцо Перуджио. Нашли его по отпечатку пальца. Так «Мона Лиза» ещё и стала первым успехом дактилоскопии, и огромным успехом маркетинга рынка искусств.

2. Черный квадрат


Всем известно, что «Черный квадрат» на самом деле не черный, и не квадрат. Это действительно не квадрат. В каталоге к выставке он был заявлен Малевичем как «четырехугольник». И действительно не черный. Художник не использовал черную краску.
Меньше известно, что Малевич считал «Черный квадрат» своим лучшим произведением. Когда художника хоронили, «Черный квадрат» (1923) стоял в изголовье гроба, тело Малевича было накрыто белым холстом с нашитым квадратом, черный квадрат был нарисован и на крышке гроба. Даже на поезде и кузове грузовика были изображены черные квадраты.

3. Крик

С картиной «Крик» загадочно не то, что она якобы тяжело влияет на людей, заставляя их чуть ли не совершать самоубийство, а то, что эта картина - по сути, реализм для Эдварда Мунка, который в пору написания этого шедевра страдал от маниакально-депрессивного психоза. Он даже вспоминал, как именно он увидел то, что написал.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

4. Герника


Пикассо написал «Гернику» в 1937 году. Картина посвящена бомбардировке города Герника. Говорят, когда Пикассо в 1940 году вызвали в гестапо и спросили про «Гернику»: «Это сделали вы?», художник ответил:«Нет, это сделали вы».
Огромную фреску Пикассо писал не дольше месяца, работая по 10-12 часов в сутки. «Герника» считается отражением всего ужаса фашизма, бесчеловечной жестокости. Те, кто видел картину своими глазами, утверждают, что она порождает тревогу, а иногда и панику.

5. Иван Грозный и сын его Иван


Все мы знаем картину «Иван Грозный и сын его Иван», называя её обычно «Иван грозный убивает своего сына».
Между тем, убийство Иваном Васильевичем своего наследника, весьма спорный факт. Так, в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен.
Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей.
Иван Грозный не убивал своего сына. Именно такой версии придерживался, например, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. Увидев на выставке знаменитую картину Репина, он был возмущен и писал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический». Версия же об убийстве была основана на рассказах папского легата Антонио Поссевино, которого сложно назвать незаинтересованным лицом.
На картину однажды было совершено настоящее покушение.
16 января 1913 года двадцатидевятилетний иконописец-старообрядец Абрам Балашов нанес ей три удара ножом, после чего лица изображенных на картине Иванов Илье Репину пришлось писать фактически заново. После происшествия, тогдашний хранитель Третьяковской галереи Хруслов, узнав о вандализме, бросился под поезд.

6. Руки противятся ему


Картина Билла Стоунхема, написанная им в 1972 году, прославилась, скажем прямо, не самой доброй славой. Согласно информации на E-bay, картина через некоторое время после покупки была найдена на свалке. В первую же ночь, как картина оказалась в доме нашедшей её семьи, дочь прибежала к родителям в слезах, жалуясь, что «дети на картине дерутся».
С того времени за картиной очень нехорошая репутация. Купившему её в 2000 году Киму Смиту постоянно приходят гневные письма с требованием сжечь картину. Также в газетах писали, что в холмах Калифорнии иногда появляются призраки, как две капли воды похожие на детей с картины Стоунхема.

7. Портрет Лопухиной


Наконец, «нехорошая картина» - портрет Лопухиной, написанный Владимиром Боровиковским в 1797 году, через некоторое время стал иметь дурную славу. На портрете была изображена Мария Лопухина, которая скончалась вскоре после написания портрета. Люди стали говорить, что картина «отбирает молодость» и даже «сводит в могилу».
Достоверно неизвестно, кто пустил такой слух, но после того, как Павел Третьяков «бесстрашно» приобрел портрет для своей галереи, разговоры о «загадке картины» поутихли.


Когда речь заходит о живописи, воображение, как правило, рисует пасторали и величественные портреты. Но на самом деле изобразительное искусство многогранно. Бывало, что и из-под кисти великих художников выходили весьма неоднозначные картины, которые вряд ли кто-то захочет повесить у себя дома. В нашем обзоре 10 самых страшных картин известных художников.

1. Великий красный дракон и чудовище из моря. Уильям Блейк


Уильям Блейк сегодня известен своими гравюрами и романтической поэзией, но при жизни его практически не ценили. Гравюры и иллюстрации Блейка являются классикой романтического стиля, но сегодня рассмотрим серию акварельных картин Блейка, которые изображают большого красного дракона из книги Откровения. На данной картине изображен большой красный дракон, являющегося воплощением дьявола, который стоит на семиглавом звере в море.

2. Исследование портрета Иннокентия X работы Веласкеса. Френсис Бэкон


Фрэнсис Бэкон был одним из самых влиятельных художников 20-го века. Его картины, поражающие своей смелостью и мрачностью, продаются за миллионы долларов. При жизни Бэкон часто писал собственные интерпретации портрета Папы Иннокентия X. На оригинальной работе Веласкеса Папа Иннокентий X задумчиво взирает с холста, а Бэкон изобразил его кричащим.

3. Данте и Вергилий в аду. Адольф Вильям Бугро


Ад Данте, с его изображением страшных пыток, вдохновлял художников с момента публикации этого произведения. Бугро известен больше всего своими реалистическими изображениями классических сцен, но на этой картине изобразил круг ада, где самозванцы непрерывно борются, воруя личности друг друга посредством укуса.

4. Смерть Марата. Эдвард Мунк


Эдвард Мунк является самым известным художником Норвегии. Его знаменитая картина "Крик", которая олицетворяет тоску, намертво въелась в сознание любого человека, которому небезразлично искусство. Марат был одним из ведущих политических лидеров Французской революции. Поскольку Марат страдал от болезни кожи, то он проводил большую часть дня в ванной, где и работал над своими произведениями. Именно там Марат и был убит Шарлоттой Корде. Смерть Марата изображал не один художник, но картина Мунка особенно реалистична и жестока.

5. Отрубленные головы. Теодор Жерико


Наиболее известной работой Жерико является "Плот Медузы" - огромная картина в романтическом стиле. Перед тем как создавать крупные произведения, Жерико писал "разминочные" картины, подобные "Отрубленным головам", для которых он использовал настоящие конечности и отрубленные головы. Подобный материал художник брал в моргах.

6. Искушение святого Антония. Маттиас Грюневальд


Грюневальд часто рисовал религиозные образы в стиле средневековья, хотя он жил в эпоху Возрождения. Святой Антоний прошел несколько испытаний своей веры, во время того, как жил в пустыне. Согласно одной из легенд, Святой Антоний был убит демонами, живущими в пещере, но позже возродился и уничтожил их. Данная картина изображает святого Антония, который подвергся атаке демонов.

7. Натюрморт из масок. Эмиль Нольде


Эмиль Нольде был одним из первых художников-экспрессионистов, хотя его славу вскоре затмили ряд других экспрессионистов, таких как Мунк. Сутью данного течения является искажение реальности, чтобы показать субъективную точку зрения. Эта картина была сделана художником после исследовании масок в Берлинском музее.

8. Сатурн, пожирающий своего сына. Франсиско Гойя


В римских мифах, которые в значительной степени основаны на греческой мифологии, отец богов пожирал своих собственных детей, чтобы они никогда не свергли его с трона. Именно это акт убийства детей и изобразил Гойя. Картина не была предназначена для общественности, а была написана на стене дома художника вместе с несколькими другими мрачными картинами, известными под общим названием "Черная живопись".

9. Юдифь и Олоферн. Караваджо


В Ветхом Завете есть история о смелой вдове Юдифь. Иудея подверглась атаке армии во главе с полководцем Олоферном. Юдифь вышла за городские стены и направилась в лагерь осаждающей город армии. Там она с помощью своей красоты соблазнила Олоферна. Когда полководец спал ночью пьяный, Юдифь отрезала ему голову. Эта сцена довольно популярна среди художников, но версия Караваджо особенно жуткая.

10. Сад земных наслаждений. Иероним Босх


Обычно Иероним Босх ассоциируется с фантастическими и религиозными картинами. "Сад земных наслаждений" представляет из себя триптих. На трех панелях картины соответственно изображены Сад Эдема и создание человечества, Сад земных наслаждений и Наказание за грехи, которые происходят в земном саду. Работы Босха являются одними из самых ужасных, но самых красивых работ в истории западного искусства.

Каждое художественное произведение несет в себе некий посыл автора, передает его внутренний мир и характер.

Картины не являются исключением, часто они наделены энергетикой творца, нарисовавшего их, что бывает приводит ко всяким таинственным и мистическим событиям . А иногда автор специально пытается зашифровывать какие-нибудь загадки и головоломки в своем произведении, некоторые до сих пор не разгаданы.

Это, пожалуй, наиболее известное и самое загадочноя полотно на сегодняшний день. Миллионы людей ежегодно посещают Лувр, чтобы посмотреть на знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи. Что же такого таинственного таит в себе ее улыбка?

До сих пор ведутся споры, кто же изображен на портрете. Версий множество, это и жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, и мать Леонардо, и его ученик натурщик Салаи, и даже автопортрет самого мастера да Винчи.

Кроме того в самой картине зашифровано несколько тайных знаков. Не так давно, с помощью сильнейшего микроскопа удалось обнаружить крошечные буквы и цифры в глазах Моны Лизы. Так же различные цифровые знаки находятся и в других фрагментах произведения.

Картина с двойным дном, точнее лицом. В 60-х годах с помощью рентгена ее просветили и увидели, что сразу после написания выглядела она по другому. Изначально лицо Данаи было лицом супруги Рембрандта Саскии, которая была и его музой. После ее смерти художник под давлением своей любовницы изменил облик на полотне , добавив ее черты.

Примечательно, что творил свое детище мастер 11 лет, и почти столько же длилась ее реставрация, после того, как в 1985 году полотно облили кислотой и порезали ножом .

А в основе произведения лежит миф про Данаю, заточенной своим отцом Акрисием, который боялся пророчества. Оно гласило, что он погибнет от руки собственного внука . Правитель Олимпа Зевс, очарованный красотой девушки проник в заточение в виде золотого дождя. От него и родился Персей, который впоследствии исполнил предание и убил своего деда.

За некоторыми картинами тянется шлейф несчастий и загадочных событий. Не избежала этого и картина Володимира Боровиковского. В XIX в. недобрые слухи ходили об этом портрете. А все потому, что изображенная на ней дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина скончалась вскоре после написания картины . В салонах тогдашних сплетников шептались, что в картине заточен дух умершей графини, который забирает души девушек , смотрящих на нее. Что не менее десятка молодых дворянок на выданье стали жертвами злополучного полотна.

В 1880 году меценат Третьяков купил портрет Лопухиной для своей галереи, где он и находится по сей день. Смерти и слухи прекратились . Толи дух успокоился, толи дворянского сословия поубавилось.

Мистические тайны картин

Кто откажется иметь свой портрет, да еще написанный известным художником? А между тем это может оказаться очень рискованным. В народном сознании издавна бытовало представление о неразрывной связи изображения и оригинала. Поэтому еще в XIX веке в России художники сталкивались с нежеланием и опасением со стороны простых людей писать их портреты. Считалось, что если что-то случится с портретом (разорвется или сгорит), то пострадает и человек: заболеет или погибнет.

Высасывающие жизнь

О мистической связи человека и его портрета знали с древних времен.

Одна из первых заповедей Бога иудеям, переданная через Моисея, гласит:
"Не делай... никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли".
Этот запрет иудеи соблюдали столетиями, делая исключение лишь для животных.

Ислам также запрещает рисовать портреты. Существовал подобный запрет и в ряде первобытных культур. Люди, интересующиеся живописью, подметили целый ряд случаев, когда внезапно погибали те, кого изображали на своих полотнах великие художники прошлых веков назад и в наше время. Примеры? Пожалуйста.

Рембрандт, один из величайших мастеров кисти. Пережил двух жен и всех детей. Саския знакома всем по "Флоре" и другим бессмертным картинам. Умерла спустя 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей. Трое умерли в младенчестве. Четвертый - Титус - дожил лишь до 27 лет. Вторая жена - Хендрике Стоффельдс. Излюбленная модель, запечатленная на многих картинах Рембрандта. Тоже быстро умерла.

Модильяни... На самые громкие полотна мастера вдохновила его студентка Жанна Эбютьен. Через три года выбросилась из окна и разбилась насмерть.

Примерно та же история произошла с великим фламандским живописцем Рубенсом. Его постоянной моделью была первая жена - красавица Изабелла. Часто писал он и свою дочь. Изабелла умерла, не дожив до тридцати пяти лет, дочь скончалась в двенадцатилетнем возрасте.


Рубенс долго оплакивал своих близких и лишь многие годы спустя, когда ему уже перевалило за пятьдесят, женился на шестнадцатилетней красавице Елене Фоурменс, тоже ставшей его натурщицей.

Вскоре Елена..., похоронила своего супруга. Современные специалисты утверждают, что она обладала очень сильным биополем, способным защитить ее от "вытягивания" жизненной энергии за полотно. Первая жена этого качества была лишена и поплатилась жизнью.

Знаменитая модель художника Владимира Боровиковского Лопухина умерла через три года после написания портрета безо всякой на то причины.

Та же участь постигла и мальчика Васю, позировавшего для картины Перова "Тройка". Его мать как чувствовала: запрещала сыну позировать художнику.

И похожих примеров сотни. Но даже эксперты, опровергавшие эти якобы легенды, признают: какая-то мистическая загадка все же существует.
Игорь Вагин, ведущий специалист России по танатологии (наука о смерти), считает, что портрет - это биоэнергоинформационный фантом человека. Почему при разводах люди рвут фото партнеров? Потому что хотят принести им несчастье. А портрет - более мощная структура. Механизм воздействия, как утверждает Вагин, прост.
На выставки знаменитых художников ходят массы людей. Вместе с тем у талантливых мастеров много коллег-недоброжелателей. На кого переносится вся зависть, ненависть, черная энергия? Конечно же, на портреты близких, в которые мастера вкладывают свою любовь. И чем талантливей сделан портрет, тем ранимей оригинал. Кто-то из зрителей просто завидует красоте этих женщин.

«К показу запретить!»

Многие натурщицы Серова умирали вскоре после сеансов позирования. Наиболее загадочной была смерть модели, изображенной на известном полотне "Девушка, освещенная солнцем" (в народе ее называют "Девушка с персиками").

Буквально за месяц сгорела от внезапно начавшейся чахотки единственная любовь Константина Сомова, позировавшая ему для картины "Дама в голубом".

Врубель написал портрет своего маленького сына, родившегося с заячьей губой (от последней жены - известной певицы Забелы-Врубель), причем живописец изобразил своего отпрыска, даже не пытаясь скрыть врожденное уродство. После завершения работы над портретом мальчик скончался. Вскоре, не сумев пережить трагедии, умер и сам Врубель.

Дурную славу снискала знаменитая картина Леонардо да Винчи "Джоконда". Восторг и восхищение творением великого флорентийца смешаны с загадками и страхом. На знаменитой улыбке Моны Лизы останавливаться не станем, а вот о странном (если не сказать ужасном) воздействии образа на зрителя стоит поговорить. Заметили эту удивительную способность полотна доводить впечатлительных людей до обморочных состояний в XIX веке, когда Лувр открылся для публичного посещения.

Первым таким человеком из публики стал писатель Стендаль. Он неожиданно для себя остановился у "Джоконды" и некоторое время любовался ею. Кончилось плохо - знаменитый писатель тут же у картины упал в обморок. А всего на сегодняшний день зафиксировано уже более сотни подобных случаев.
Гений Леонардо? Ведь великий художник никогда так долго не работал над обычным портретом. Казалось бы, обычная заказная вещь. Так нет, художник до конца своих дней не удовлетворится работой и будет переписывать картину оставшиеся шесть лет жизни.
Все это время его будут преследовать меланхолия, слабость, изнеможение. Но главное, что он не захочет расставаться с "Джокондой", будет часами смотреть на нее, а потом дрожащей рукой вновь начинать вносить поправки.

Работники Лувра, кстати, отметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению "Джоконды". Она темнеет, но стоит посетителям вновь заполнить залы музея, и Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Вампир-да и только!

Долгие месяцы мучался над своей картиной "Иван Грозный убивает своего сына Ивана..." и великий Илья Репин. На ранней стадии написания полотна художник признавался, что убирал холст с глаз долой. Репину в разное время позировало несколько натурщиков. До нас дошли этюды головы царевича, в которых узнаются художник В. К. Менк и знаменитый прозаик Всеволод Гаршин, который вскоре после позирования бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Правда, Гаршин был душевнобольным человеком, недуг которого время от времени обострялся. И все же...
Сначала картина Репина, законченная в 1885 году, была показана в мастерской друзьям художника: Крамскому, Шишкину, Брюллову. Полотно произвело на них ошеломляющее и гнетущее впечатление.
Затем "Иван Грозный" был представлен на официальной выставке в Петербурге, и реакция широкой публики мало отличалась от реакции друзей художника. Реализм, граничащий с натурализмом, испугал многих зрителей. Президент Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович, сказал жене перед посещением выставки: "Не пугайтесь, подготовьтесь, сейчас вы увидите эту страшную картину".
В Москве демонстрация полотна поначалу была запрещена императором Александром III. И лишь через некоторое время запрет был снят с оговорками о нежелательности показа картины женщинам и детям.

Кстати, портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины.
Столыпина застрелили на следующий день после окончания работы над его портретом.
Преждевременная смерть постигла еще минимум восемь моделей художника.

Хранитель квартиры

Спрашивается, как избежать картин, насыщенных сильной энергетикой, тем людям, которые все-таки имеют склонность приобретать в дом старинные вещи? Искусствоведы и парапсихологи обычно дают следующие рекомендации. Покупатель должен помнить, что приобретение картины в дом - ответственный шаг, так как практически любая картина имеет свой магнетизм, который определенным образом будет воздействовать на психику человека. И именно поэтому лучше всего приобретать пейзажи, натюрморты, полотна художников-маринистов. Также абсолютно безопасны для психического здоровья полотна французских импрессионистов и экспрессионистов.

Не стоит заказывать собственные портреты. Связь между портретом и оригиналом всегда существует. И не дай бог с картиной что-то случится: связь каким-либо образом обязательно проявится!
Что же касается картин-портретов чужих людей, то при их покупке следует обязательно обращать внимание на глаза. Если они хорошо прорисованы, лучше выбрать картину поплоше. Ведь, в основном, портрет магнетизирует глазами, реже руками. Такова сверхзадача любого художника.

Алексей П. - молодой столичный бизнесмен. Недавно он решил для дружеских пирушек снять себе квартиру.
"Для начала я обратился в одно из агентств по торговле недвижимостью, но меня не устроила цена, - рассказывает Алексей.
- Не выбрав ничего, покинул "контору" и заметил, что возле двери трется какой-то подозрительный мужичок. Одет очень неопрятно. Бомж? Он и предложил мне квартиру внаем. Звали его Дмитрием. Мы поговорили - оказалось, что незнакомец уезжает к себе на родину, так как какие-то неприятные воспоминания связаны у него со столицей.
Пока ехали "на хату", Дмитрий рассказал, что раньше работал на заводе, потом попал под сокращение и теперь уже год работает охранником на каком-то складе. Квартира Николая была на первом этаже, двухкомнатная, со старенькой дешевой мебелью. Мы договорились о сумме и ударили по рукам. Но Дмитрий поставил необычное условие: деньги за аренду квартиры я должен сам перечислить в его родной город. Я пообещал и больше хозяина не видел...
Сменив в квартире всю обстановку, я оставил нетронутой только картину, на которой был нарисован какой-то лес с огромными деревьями. Причем у меня было странное ощущение, будто за деревьями кто-то прячется.
В ближайший выходной устроил с друзьями новоселье. Мы выпили и стали разговаривать о делах коммерции. И вдруг один из моих приятелей вскрикнул. Мы вздрогнули и притихли - тут и я ясно услыхал - кто-то ходит в комнате, где висела картина! Я вошел туда. Картина висела на прежнем месте, и в комнате не было ни души... Где-то недели через две в одну из ночей я проснулся от страшного крика опять же в соседней комнате.
Вбежав туда, я увидел, что у открытой балконной двери валялся какой-то мужик с бледным, как полотно, лицом. А в воздухе, как мне показалось, таял силуэт человеческой фигуры... Незнакомец вскоре пришел в себя и признался, что он вор-форточник и попросил отпустить его "из этой чертовой квартиры", посулив за беспокойство крупную сумму.
По его словам, когда он влез с балкона в комнату, то почувствовал, что на него кто-то пристально смотрит. Взор его упал на картину на стене - оттуда, не моргая, на него с ненавистью глядела пара красных глаз! От страха "форточник" лишился чувств.
После этого случая я решил, что хватит с меня приключений и мистики, и надумал съезжать с этой квартиры. Постарался найти Дмитрия, чтобы получить часть своих денег обратно. В РЭУ меня ждало новое открытие. Да, подтвердили там, в этой квартире жил Дмитрий, работал охранником на складе. Там его ночью бандиты и зарезали. Его жена, погоревав, уехала с сыновьями к матери в тот город, куда я перевел деньги. Пока не возвращалась. Квартира так и числится за ними".
Экстрасенс Николай Конь прокомментировал эту историю следующим образом.
Оказывается, есть специальные духи - хранители дома. "Живут" они в "охранных" вещах -талисманах. Видимо, жена погибшего и повесила такой талисман - картину, чтобы она охраняла квартиру в ее отсутствие. Либо же сам Дмитрий с того света является через этот талисман в мир живых...

Давно подмечено, что некоторые произведения искусства наделены магической силой. Связано это, как правило, с тем, что художник, создавая картину, вкладывает в нее всю свою душу, насыщая тем самым полотно огромной энергией, которая за многие десятилетия и века своеобразной "выдержки" в какой-то момент может достигнуть критического уровня и "выстрелить"...

Смерть на кончике пальца.

Ростовский оператор биолокации А. Бабанов уже долгое время занимается изучением влияния произведений искусства на настроение и психику. Он уверен, что некоторые картины могут спровоцировать заболевание и даже смерть хозяина комнаты, в которой они висят. Бабанов часто приходит в музей изобразительных искусств. С собой он приносит специальные Г-образные биолокационные рамки. "Держа их направленными к картине, я получаю информацию о ней на подсознательном уровне, а потом импульс передается рукам, и рамки вращаются по часовой стрелке или против нее, - объясняет специалист по биолокации. - Когда две рамки скрещиваются, это значит, что энергетический заряд отрицательный. А когда расходятся в разные стороны - положительный".
По мнению Бабанова, не все картины стоит держать дома. Лучше всего вешать в комнате легкие зарисовки, дружеские шаржи, светлые натюрморты. Хотя иногда даже невинные пейзажи могут нарушить сон и повлиять на здоровье.
"Один мой друг, - рассказывает Бабанов, - повесил у себя в изголовье пейзаж с церквушкой на берегу пруда. И каждое утро стал просыпаться в пять часов. Я посоветовал ему перевесить картину в другой конец комнаты. Он стал спать нормально. Я предположил, что его могла будить служба, начинавшаяся в нарисованной церкви рано утром".
Известный психиатр профессор А.Бухановский уверен, что картины сами по себе не вызывают психическое расстройство. Но могут смоделировать или усилить психологическое состояние, в котором находится человек. Например, если он в депрессии, то картина может ее усилить. Особенно это касается произведений символизма или кубизма. По мнению Бухановского, если картина вызывает странные ощущения, портит настроение, пугает или даже генерирует призраки, надо немедленно избавиться от нее.

В Королевском музее Эдинбурга хранится старинный, написанный на дереве портрет пожилого мужчины с вытянутой рукой. Иногда некоторым посетителям музея кажется, что старик едва заметно шевелит пальцами. Можно принять это за обман зрения или игру солнечных лучей на портрете.
Однако служители музея утверждают, что солнечные зайчики здесь ни при чем, и пальцы на портрете действительно время от времени шевелятся. Более того, этот жест предвещает увидевшему его неминуемую... смерть от пожара!
Жуткая легенда, придуманная для того, чтобы привлечь в музейные залы больше посетителей? Отнюдь нет. Как-то лорд Сеймур во время осмотра экспозиции Эдинбургского музея заметил, что старик на портрете пошевелил пальцами.
Лорд сказал об этом директору музея, а тот передал ему все, что знал об атом явлении. Лорд усмехнулся и, естественно, не поверил ни единому слову. Однако прошло несколько месяцев, и лорд Сеймур трагически погиб во время пожара в своем замке Ситингем.
Другой подобный случай произошел в 1908 году. Капитан океанского лайнера "Скотт" Р. Бэлфаст гостил у своих родителей в Эдинбурге. Перед дальним плаванием он решил посетить музей и, остановившись перед мистической картиной, вдруг увидел, что пальцы у загадочного старика пошевелились.

Зная о музейном предании может домыслить то, что изображено на холсте. "Я не могу дать конкретных советов по поводу того, какие картины можно держать дома, - говорит профессор. - Но знаю точно, что реалистические произведения вроде портретов или ландшафтов не способны вызвать депрессию. Хотя некоторые больные могут себя ассоциировать с тем, что изображено на картине, - человеком или неодушевнии, капитан стал остерегаться огня. Однако от судьбы не уйдешь. Бэлфаст понял это спустя полгода, когда лайнер "Скотт", находившийся в Индийском океане в 120 милях от Коломбо, охватил пожар. Капитан боролся с огнем наравне с матросами. В результате корабль был спасен, но Бэлфаст погиб...

Икона для экстрасенсов

Руководство Эрмитажа прислушалось к мнению своих сотрудников и приняло решение об изъятии из экспозиции древней иконы с изображением Христа. Этот шаг был продиктован тем, что энергетическое поле иконы убивает персонал музея. По уверениям работников Эрмитажа, длительное нахождение в непосредственной близости от изображения Христа стало причиной смерти уже нескольких сотрудников.
Предположения относительно отрицательного воздействия иконы на человеческий организм высказывались еще при советской власти, однако в тот период заявить об этом официально было попросту невозможно.
Тем не менее смотрители зала, в котором экспонировался шедевр древнего художника, без видимых причин умирали один за другим. Но как только их кресла были перемещены в другие места, все неприятности прекратились.

Приглашенный для исследования воздействия иконы на людей специалист провел экспертизу и установил, что хотя, вероятнее всего, икона и не несет прямой ответственности за плохое самочувствие сотрудников, но тем не менее распространяет вокруг себя энергию, заставляющую человеческий мозг вибрировать на большой частоте, что, по словам эксперта, не каждый человек может вынести.
В связи с этим было высказано предположение, что икона писалась мощным экстрасенсом и изначально была предназначена для избранных, обладающих высоким экстрасенсорным восприятием. А посему простым людям постоянно лицезреть ее довольно опасно. Приняв во внимание вывод специалиста, руководство музея решило убрать икону в запасники и более ее не выставлять в экспозиции.

Последний портрет миллионера

Альфреду Хиггинсу было 47 лет, когда он заказал известному художнику картину: он и супруга стоят на палубе их любимой яхты. Картина получилась колоритная, но вскоре после окончания работы над ней Хиггинс умер: у него произошло кровоизлияние в мозг.
Через неделю после этого его жену госпитализировали с приступом острого психоза, и вскоре она также скончалась.
Как заявляли после этой трагедии "знающие люди", супруги Хиггинс умерли оттого, что их изобразил на полотне Марк Квин, художник, который якобы продал душу дьяволу - все изображенные на его картинах люди умирали вскоре после позирования.
Сегодня Квин не дает интервью, не комментирует трагические судьбы своих моделей. Но регулярно звонит состоятельным людям, чьи лица часто мелькают в светской хронике и на телеэкранах, и предлагает сделать их портрет. Смертельно напуганные миллионеры, по слухам, тут же выплачивают художнику кругленькую сумму только за то, чтобы он не брался за кисть...

Злой дух казненной преступницы

Картин, обладающих смертельной энергетикой, всегда много у антикваров. Одну из них в фулхэмском антикварном магазинчике как-то купила жительница Лондона Дороти Дженкинз.
Это был портрет молодой женщины в платье из красного бархата. Площадь холста равнялась четырем квадратным футам, и на нем были заметны следы от огня. Под изображением стояла короткая подпись - "Антуан".
Картина сразу принесла в дом проблемы. Сначала приступы нервного расстройства ощутила на себе сама Дороти. Будучи человеком сообразительным, она предположила, что ее болезнь как-то связана с висевшим в ее комнате портретом. Чтобы окончательно убедиться в этом, Дороти предложила своему сыну Эдуарду на пару дней перевесить картину в его комнату. Результат не замедлил сказаться:
Эдуард - спокойный, меланхоличный молодой человек временами стал чувствовать, что на него накатывают волны неуправляемого гнева.
Дороти обратилась за консультацией к своему знакомому - исследователю оккультных феноменов Филиппу Полу. Тот приехал на встречу с известным лондонским медиумом Энн Квигт. Пол не сообщил ей всей информации относительно исследуемой проблемы, просто попросил ее "подвергнуть психометрии" некоторые предметы в одном из районов Лондона.
Вместе с парапсихологами в дом Дороти Дженкинз приехали заместитель редактора "Новостей парапсихологии" Лесли Говард, трое газетных репортеров и фотограф, который должен был запечатлеть на пленку весь процесс исследований.

Чтобы сделать результаты эксперимента более объективными, Пол провел медиума прямо к странному портрету, сказав, естественно слукавив, что она, вероятно, вначале хотела бы осмотреть совершенно "нейтральные" предметы в этом доме. Однако Энн Твигг сразу же ощутила рядом с картиной непереносимый ужас, впала в транс и стала нечленораздельно рассказывать о каких-то перепутавшихся между собой событиях, среди которых были и звучание музыки, и видение крови, и описание какой-то сырой, наполненной крысами тюремной камеры, а также виселицы, молодой женщины с распущенными волосами, палача и большого скопления людей на городской площади.

Уже после эксперимента Энн утверждала, что как только она вошла в комнату, то увидела яркую вспышку света, перемещавшуюся из одного места в другое. Точкой, в которой эта вспышка возникла, была картина Антуана. По всему выходило, что на картине был запечатлен портрет женщины, скорее всего дворянского происхождения, которую в далеком XVIII веке после обвинения в каком-то ужасном преступлении принародно повесили на городской площади.
Однако дух ее после смерти не успокоился и навечно поселился в портрете, отрицательно воздействуя из него на здоровье владельцев картины. Естественно, Дороти Дженкинз захотела тут же избавиться от проклятого портрета.
Однако Энн Твиг отговорила ее от столь опрометчивого шага. "Дух может обидеться, - заявила медиум, - и последствия этого будут непредсказуемыми. Поэтому самым нейтральным вариантом было бы перенести картину куда-нибудь на чердак или в чулан и там навсегда оставить". Дороти так и поступила и с тех пор ни ее, ни сына Эдуарда злой дух больше не беспокоил.

Привидения разбушевались.

Тот, кто смотрел сказку о Гарри Поттере, помнит, наверное, как призраки давно умерших людей, постоянно живущих в своих портретах, регулярно разгуливали по школе для юных волшебников, а иногда даже беззлобно шалили. По словам отнюдь не сказочных сотрудников музеев, подобные случаи происходят и в реальной жизни. Так, в 1996 году в музее Прадо в Мадриде на глазах у ошеломленных туристов из Японии с картины Веласкеса сошла инфанта и... помочилась на пол! Затем, естественно, вернулась обратно в картину. А в музее Ор-сэ в Париже ренуаровская красавица десять минут шокировала группу школьников и их экскурсовода, разводя ноги... Примечательно, что в обоих случаях выкрутасы призраков видели только те, кто находился в непосредственной близости от картин. Остальные же посетители не замечали ничего особенного.

Как недавно сообщали многие средства массовой информации, в одном из музеев Нью-Йорка, практически перед самым закрытием, когда в зале уже почти не осталось людей, из картины неизвестного художника XIX века вышел призрак молодого человека в охотничьем костюме и... задушил стоявшего рядом посетителя. Музейные смотрители подоспели к месту преступления, когда призрак уже вернулся на свое место в портрете...
А у вас дома есть старинные картины? Может быть, вы замечали в них нечто странное?
Г.Федотов "Интересная газета. Пси-фактор" №1, 2 2008 г.

Проклятая картина - Мунк Э. «Крик»

Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с картиной, стоимость которой эксперты оценивают в 70 миллионов долларов, подвергались действию злого рока: заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или вообще внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, так что посетители музея с опаской поглядывали на нее, вспоминая ужасные истории, которые про шедевр рассказывали.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил картину. Через какое-то время у него начались страшные головные боли. Надо сказать, что до этого случая он понятия не имел, что такое головная боль. Припадки мигрени становились все чаще и острее, и закончилось дело тем, что бедняга покончил с собой.

В другой раз рабочий музея выронил картину, когда ее перевешивали с одной стену на другую. Неделю спустя он попал в кошмарную автомобильную аварию, в результате которой у него оказались сломанными ноги, руки, несколько ребер, он получил трещину таза и сильнейшее сотрясение мозга.

Один из посетителей музея пытался потрогать картину пальцем. Через несколько дней у него дома начался пожар, в котором этот человек сгорел заживо.

Жизнь самого Эдварда Мунка, родившегося в 1863 году, представляла собой череду нескончаемых трагедий и потрясений. Болезни, смерть родных, сумасшествие. Его мать умерла от туберкулеза, когда ребенку было 5 лет. Через 9 лет от тяжелой болезни скончалась любимая сестра Эдварда Софья. Затем умер брат Андреас, а его младшей сестре врачи поставили диагноз «шизофрения». В начале 90-х годов Мунк пережил тяжелый нервный срыв и длительное время проходил лечение электрошоком. Он никогда не женился, потому что мысль о сексе приводила его в ужас. Умер в возрасте 81 года, оставив в дар городу Осло огромное творческое наследие: 1200 картин, 4500 эскизов и 18 тысяч графических работ. Но вершиной его творчества остается, конечно, «Крик».

(****) Возможно, Вы сочтёте все факты совпадением, подтасовкой, случайностью. В мире есть многое чего мы, пока, не понимаем.
Ваше право ВЕРИТЬ ИЛИ НЕТ этому рассказу

Изобразительное искусство всегда считали тесно связанным с мистической сферой. Ведь любое изображение является энергетическим отпечатком оригинала, особенно если речь идет о портретах. Считается, что они способны влиять не только на тех, с кого написаны, но и на других людей. За примерами далеко ходить не надо: обратимся к русской живописи XIX – начала ХХ столетия.

Мистика портрета Марии Лопухиной

Восхитительные красавицы, которые пристально глядят на нас с полотен великих живописцев, уже навсегда останутся именно такими: молодыми, очаровательными и полными жизненной энергии. Однако истинная судьба прекрасных натурщиц не всегда так завидна, как это может показаться на первый взгляд. В этом очень легко убедиться на примере знаменитого портрета Марии Лопухиной, вышедшего из-под кисти Владимира Боровиковского.

Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, сразу же после собственной свадьбы (ей было 18 лет) позировала Владимиру Боровиковскому. Портрет был заказан ее супругом. На момент его написания Мария выглядела просто великолепно. Ее лицо излучало столько очарования, одухотворенности и мечтательности… Не могло возникнуть никакого сомнения в том, что обворожительную натурщицу ожидает долгая и счастливая жизнь. Непостижимый факт, но Мария умерла от чахотки, когда ей было всего 23 года.

Гораздо позже поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…». Однако сразу же после смерти юной красавицы это мнение разделили бы далеко не все. Ведь в то время по Москве пошли разговоры о том, что виноват в смерти Марии Лопухиной именно злосчастный портрет.

От этой картины стали шарахаться, словно от призрака. Полагали, что если на нее посмотрит юная особа, то она вскоре умрет. По некоторым сведениям загадочный портрет погубил около десяти девушек на выданье. Говорили, что отец Марии, известный мистик, после того, как умерла его дочь, заманил ее дух в это полотно.

Однако, спустя почти сотню лет, Павел Третьяков не побоялся и приобрел этот зрительный образ для собственной галереи. После этого картина «присмирела». Но что же это было – пустые сплетни, странное стечение обстоятельств или за таинственным явлением кроется нечто большее? К сожалению, ответ на этот вопрос мы, скорее всего, уже не узнаем.

Илья Репин – гроза натурщиков?

Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что Илья Ефимович Репин – один из величайших русских живописцев. Но существует одно странное и трагическое обстоятельство: многие, кому выпала честь быть его натурщиками, вскоре умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто. Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался. Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, – но вот совпадения… Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят, преждевременно отдали Богу душу.


«Бурлаки на Волге», 1870-1873 г.

Однако самая жуткая история приключилась с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая в наше время больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Даже уравновешенным людям при взгляде на полотно становилось не по себе: слишком реалистично написана сцена убийства, слишком много на холсте крови, которая кажется настоящей.

Выставленное в Третьяковской галерее полотно производило странное впечатление на посетителей. Одни перед картиной рыдали, другие впадали в ступор, с третьими приключались истерические припадки. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 года порезал холст ножом. Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер. Полотно удалось отреставрировать.


«Иван Грозный убивает своего сына», 1883-1885

Известно, что Репин долго раздумывал, прежде чем браться за картину об Иване Грозном. И не зря. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном, как и убиенного царевича. Образ же последнего писался с литератора Всеволода Гаршина, который впоследствии сошел с ума и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет…

Убийство, которого не было

История о том, что Иван Грозный является сыноубийцей – всего лишь миф.

Считается, что Иван Грозный убил сына в припадке гнева ударом посоха в висок. Причины у разных исследователей называются разные: от бытовой ссоры до политических трений. Между тем ни в одном из источников прямо не говорится о том, что царевич и наследник престола был убит собственным отцом!

В «Пискаревском летописце» сказано: «В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича». Новгородская четвертая летопись сообщает: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе». Причина смерти не называется.
В 60-е годы прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного и его сына. На черепе царевича отсутствовали повреждения, характерные для мозговой травмы. Следовательно, сыноубийства не было?! Но откуда тогда взялась легенда о нем?


Антонио Поссевино — представитель Ватикана в России времен Ивана Грозного и Великой смуты

Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Идея не встретила поддержки у русского царя. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него. Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. Однако, кроме Поссевина, ни один источник не подтверждает этой версии, хотя позднее ее охотно подхватили и другие историки – Штаден и Карамзин.

  • Современные исследователи предполагают, что иезуит придумал легенду в отместку за то, что ему пришлось возвратиться к папскому двору «несолоно хлебавши».

При эксгумации в костных тканях царевича были найдены остатки ядов. Это может указывать на то, что Иоанн-младший скончался от отравления (что не редкость для тех времен), а вовсе не от удара твердым предметом!

Тем не менее на картине Репина мы видим именно версию сыноубийства. Исполнена она с таким необычайным правдоподобием, что невольно веришь: все так и происходило на самом деле. Отсюда, конечно, и «убийственная» энергетика.

И снова Репин отличился

Автопортрет Репина

Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Картина была завершена к концу 1903 года. А в 1905 году грянула первая русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных на полотне чиновников. Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В.К. Плеве и великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были убиты террористами.

В 1909 году художник по заказу Саратовской городской думы написал портрет Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве.

Кто знает – может, не будь Илья Репин так талантлив, трагедий могло и не случиться. Еще в XV столетии ученый, философ, алхимик и маг Корнелий Агриппа Неттесгеймский писал: «Бойтесь кисти живописца – его портрет может оказаться более живым, чем оригинал».

П. А. Столыпин. Портрет работы И. Репина (1910)

Мистическая картина «Незнакомка» Ивана Крамского

Картина удивительным образом пережила два периода массового интереса к себе, причём в совершенно разных эпохах. Впервые - после написания в 1883 году, она считалась воплощением аристократизма и была очень популярна у искушённой петербургской публики.

Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь».

Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали результатов. По одной из версий, прототипом «символа аристократичности» стала крестьянка по имени Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева.

«Незнакомка» Ивана Крамского – один из самых загадочных шедевров русской живописи.

На первый взгляд, в портрете нет ничего мистического: красавица едет по Невскому проспекту в открытой коляске.

Многие считали героиню Крамского аристократкой, но модное, отороченное мехом и синими атласными лентами бархатное пальто и стильная шляпка-беретка, вкупе с насурьмленными бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках, выдают в ней даму тогдашнего полусвета. Не проститутка, но явно содержанка какого-то знатного или богатого человека.

Однако когда художника спрашивали, существует ли эта женщина в реальности, он только усмехался и пожимал плечами. Во всяком случае, оригинала никто не встречал.
Меж тем Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи – может быть, опасался поверья о том, что портреты красавиц «высасывают силы» из живых людей.

Иван Николаевич Крамской

«Незнакомка» начала путешествовать по частным собраниям. И очень скоро обрела дурную славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все эти несчастья приписывали роковой картине.

Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания «Неизвестной» один за другим умерли два его сына.

«Проклятая» же картина отправилась за рубеж. Говорят, и там она чинила всяческие беды своим обладателям. В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковской галерее. С тех пор никаких эксцессов больше не происходило.

Может, все дело в том, что портрет с самого начала должен был занять подобающее ему место?