Гуманность в литературе. Идеи гуманизма в английской и русской литературе


Человечность - это одно из самых важных и в то же время сложных понятий. Ему невозможно дать однозначное определение, ведь проявляется оно в самых разных качествах человека. Это и стремление к справедливости, и честность, и уважение. Тот, кого можно назвать человечным, способен заботиться о других, помогать и опекать. Он может видеть в людях хорошее, подчеркивать их главные достоинства. Все это можно с уверенностью отнести к основным проявлениям данного качества.

Чем является человечность?

Существует большое количество примеров человечности из жизни. Это и героические поступки людей в военное время, и совсем незначительные, казалось бы, действия в обычной жизни. Человечность и доброта - это проявления сострадания к ближнему. Материнство также является синонимом данного качества. Ведь каждая мать фактически отдает в жертву своему младенцу самое дорогое, что у нее есть - собственную жизнь. Качеством, противоположным человечности, можно назвать зверские жестокости фашистов. Человек только в том случае имеет право называться человеком, если он способен делать добро.

Спасение собаки

Примером человечности из жизни является поступок человека, который спас собаку в метро. Как-то раз в вестибюле станции "Курская" Московского метрополитена очутилась бездомная собака. Она бегала вдоль платформы. Может быть, искала кого-то, а может, просто гналась за уходящим поездом. Но случилось так, что животное упало на рельсы.

На станции тогда было много пассажиров. Люди испугались - ведь до прихода следующего поезда оставалось меньше минуты. Положение спас отважный сотрудник полиции. Он спрыгнул на рельсы, подхватил незадачливого пса под лапы и вынес его на станцию. Эта история - хороший пример человечности из жизни.

Поступок подростка из Нью-Йорка

Данное качество не обходится без сострадания и доброжелательности. В настоящее время в реальной жизни большое количество зла, и люди должны проявлять друг к другу сострадание. Показательным примером из жизни на тему человечности является поступок 13-летнего жителя Нью-Йорка по имени Нах Эльпштейн. На бар-мицву (или совершеннолетие в иудаизме) он получил в подарок 300 тыс. шекелей. Все эти деньги мальчик решил пожертвовать израильским детям. Не каждый день можно услышать о подобном поступке, являющимся истинным примером человечности из жизни. Сумма пошла на строительство автобуса нового поколения для работы юных ученых на периферии Израиля. Данное транспортное средство представляет собой мобильный класс, который поможет юным учащимся в будущем стать настоящими учеными.

Пример человечности из жизни: донорство

Нет более благородного поступка, чем подарить другому свою кровь. Это настоящая благотворительность, и каждый, кто идет на этот шаг, может быть назван настоящим гражданином и человеком с большой буквы. Доноры - это сильные духом люди, которые обладают добрым сердцем. Примером проявления человечности в жизни может служить житель Австралии Джеймс Харрисон. Почти каждую неделю он сдает плазму крови. Уже очень давно он был удостоен своеобразного прозвища - «Человек с золотой рукой». Ведь из правой руки Харрисона более тысячи раз брали кровь. И за все годы, что он занимается донорством, Харрисон сумел спасти более 2 млн. человек.

В юные годы донор-герой перенес сложную операцию, в результате которой ему пришлось удалить легкое. Жизнь ему удалось спасти только благодаря донорам, пожертвовавшим 6,5 литров крови. Спасителей Харрисон так никогда и не узнал, однако решил, что до конца жизни будет жертвовать кровь. Поговорив с врачами, Джеймс узнал о том, что его группа крови необычна, и может использоваться для спасения жизней новорожденных детей. В его крови присутствовали очень редкие антитела, которые способны решить проблему несовместимости резус-фактора крови матери и эмбриона. Благодаря тому, что Харрисон каждую неделю сдавал кровь, у врачей была возможность постоянно изготавливать новые порции вакцины для таких случаев.

Пример человечности из жизни, из литературы: профессор Преображенский

Одним из самых ярких литературных примеров обладания данным качеством является профессор Преображенский из произведения Булгакова «Собачье сердце». Он дерзнул бросить вызов силам природы и превратить уличного пса в человека. Его попытки потерпели поражение. Однако Преображенский ощущает ответственность за свои действия, и всеми силами старается превратить Шарикова в достойного члена общества. В этом проявляются высшие качества профессора, его человечность.

Гуманизм, гуманность (от лат. humanus - человеческий) - любовь к человеку, человечность, сострадание к человеку в беде, в угнетении, стремление помочь ему и т. п.

В эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) в борьбе буржуазии против феодализма гуманизм сложился как определённое течение передовой общественной мысли, поднявшее борьбу за права человеческой личности, против церковной идеологии, гнёта схоластики, и стал одной из основных особенностей передовой буржуазной литературы и искусства.

Гуманизм досоциалистического общества проникнут благородным протестом против эксплуатации и унижения человека, полон сочувствия к угнетённым и обездоленным.

Гуманизмом проникнуто творчество передовых русских писателей, отражавших освободительную борьбу народа, - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова; и др. Гуманизм произведений революционных демократов - Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина - выражал их стремление разбудить народ к революционной борьбе.

Однако гуманизм передовой литературы в буржуазно-дворянском обществе (Ф. Шиллер, В. Гюго, Ч. Диккенс и др.) всегда имеет ограниченный характер, так как он не ставит вопроса о самых основах буржуазного общества, о тех причинах, которые вызывают эксплуатацию человека человеком, закрепощение и угнетение его.

В буржуазном обществе неосуществима действительная свобода человека и полное развитие человеческой личности.

«В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной, - писал В. И. Ленин. - ...Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».

Только в социалистическом обществе, уничтожившем эксплуатацию человека человеком, создаются условия для действительной свободы человека и всестороннего развития личности.

В процессе исторической борьбы за социализм вырабатывается подлинный, социалистический гуманизм , проникнутый не только сочувствием к угнетённым, но ставящий себе целью действительное освобождение трудящихся всех стран и наций от социального и национального гнёта.

Социализм создаёт человека совершенно нового типа, в основе жизни которого лежит единство интересов личности и общества, что обеспечивает развитие всех его индивидуальных склонностей и способностей.

В коммунистическом обществе, сказано в Программе КПСС, принятой XXII съездом партии, «расцветают и полностью раскрываются способности и таланты, лучшие нравственные качества свободного человека».

Высокая цель - создание всесторонне развитой, полноценной и гармонической личности - определяет действенный характер социалистического гуманизма , выдвигающего идею непримиримой борьбы со всем, что стоит на пути свободного развития человека.

«Если враг не сдаётся - его уничтожают», - писал М. Горький, певец воинствующего социалистического гуманизма , готового к борьбе и величайшему самопожертвованию во имя освобождения трудящихся масс и расцвета человеческой личности.

Оставаться человеком в любой ситуации - едва ли не основная, первоочередная задача каждого из нас. Это позволяет при любых жизненных неурядицах идти дальше, двигаться вперед и надеяться на лучшее. Именно поэтому формирование человечности - одна из важнейших воспитательных целей для педагогов, преподавателей, родителей и каждого члена социума в целом. В нашей сегодняшней статье мы подробно рассмотрим эту тему.

Такое простое глубокое слово

Представления о нормах этикета, морали постоянно пребывают в динамике, меняются и совершенствуются. То, что было диким несколько веков назад, сегодня кажется нам вполне обыденной вещью, и наоборот.

Каждый из нас может вспомнить те или иные примеры человечности из жизни, которые могут утешить в трудною минуту и вселить уверенность даже в самой сложной ситуации. Это может быть воспоминание о маленьком котенке, снятом с дерева соседским мальчишкой, или бабушкины рассказы о страшном военном времени, когда своего лица не смогли сохранить очень многие.

Выход из безвыходных ситуаций

В условиях вечной спешки, как правило, руководствуется исключительно сегодняшним днем, мало оглядываясь на прошлое. он находит в собственных поступках, действиях своих знакомых или Порой мы даже не обращаем внимание на величие, правильность и красоту того или иного поступка, который совершается с нашим участием или вовсе без него.

Мы находим примеры человечности из жизни в спасенных во время наводнения животных или милостыне, данной бездомному из последних сбережений. Мы поражаемся храбрости и доброте автомобилистов, подбирающих людей, голосующих на дорогах, и впускающих их в свои дом, семью и жизнь.

Мы пересказываем знакомым примеры человечности из жизни, увидев, как пожарные выносят ребенка из горящего дома, а военные перевязывают раны женам противника. Мы замечаем что-то хорошее каждый день, и, пожалуй, именно это позволяет миру размеренно существовать и далее.

Человечность в нечеловеческих условиях

Чего стоит Эдит Пиаф, дававшая концерты немецким солдатам и помогавшая с изготовлением поддельных документов? Или подвиг выносившей еврейских детей из концентрационных лагерей, организованных фашистами?

Скольких духовных сил стоило юной восемнадцатилетней негритянке Кешье Томас закрыть собой расиста на демонстрации? Или священнику, под пулями успокаивавшему солдата во время восстания в Венесуэле?

Все эти примеры - лишь малая, незначительная часть тех прекрасных поступков, которые совершали люди с огромным сердцем.

Литература и реальность

Совершенно неудивительно, что подобного рода подвиги находили и находят отражение в искусстве. Примеры человечности в литературе встречаются практически в каждом произведении. Отыскать их совершенно несложно, если задуматься на данную тему.

Это булгаковская Маргарита, пощадившая Фриду, рыдавшую у ее ног во время бала темных сил. Это Соня, пожалевшая и попытавшаяся исправить Родиона Раскольникова, повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка", подаривший заячий тулуп за помощь в борьбе с метелью. Это огромная галерея персонажей, демонстрирующих примеры человечности в литературе.

Детские книжки

Нередки такие случае и в причем как авторской, так и представленной записанным устным народным творчеством. Герои-помощники в сказках с самого детства рассказывают нам о том, как сохранять человеческое лицо в самых страшных, самых сложных ситуациях, когда, казалось бы, надежды не остается.

Примеры человечности в русской литературе для детей также встречаются достаточно часто. Чего стоит доброжелательность и готовность прийти на помощь доктора Айболита? Или, к примеру, героические поступки Конька-Горбунка, постоянно выручающего из беды главного героя?

Не отстает от отечественной и зарубежная литература. Серия романов о Гарри Поттере, на которой успело вырасти уже не одно поколение, сама по себе становится примером человечности, самопожертвования и любви к жизни.

Воспитание качества в школьниках

Совершенно очевидно, что формирование моральных и должно начинаться еще в раннем детстве, когда наибольшее влияние на личность оказывается семьей в целом и родителями в частности. Однако не менее важно продолжение этого великого дела в стенах школы, на что и направлены усилия педагогов испокон веков.

Помимо чтения литературы, предусмотренной учебной программой, детям, как правило, предлагаются и другие задания, призванные не только совершенствовать навыки письма и рассуждения, но и формировать представления о моральных и эстетических ценностях.

Перед каждым учителем стоит в первую очередь задача привить ребенку человечность. Сочинение "Пример из жизни" или любая другая творческая работа на схожую тематику подходят для этого лучше всего.

На каждом уроке, каждый день перед учениками должна ставиться та или иная проблема, решение которой помогало бы детям хоть на один шаг приблизиться к пониманию идеалов истины, добра и красоты.

Человек всегда должен оставаться человеком, что бы с ним ни происходило, какие бы сюрпризы ни готовила ему жизнь. Фундамент же этого должен закладываться еще в раннем детстве: во время разговоров по душам с родителями, во время просмотра фильмов и прослушивания песен, при написании сочинений-рассуждений и участии в проблемных дискуссиях. Не важно, каким образом это будет происходить, важен лишь результат. Важны действия, которые постоянно будут делать мир лучше и передаваться друзьям, знакомым и совершенно чужим людям в качестве примера поведения, достойного восхищения и подражания.

Главный источник художественной силы русской классической литературы - ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать

…как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свою лиру Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей - Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова - при всем различии художественной формы и идейного содержания их произведений, объединено глубокой связью с жизнью народа, правдивым изображением действительности, искренним стремлением служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу».

Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Наряду с остротой социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать на глубину и широту постановки ею моральных проблем.

Русская литература всегда старалась пробудить у читателя «чувства добрые», протестовала против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свой голос в защиту «маленького человека», скромного труженика; вслед за ними взяли под защиту «униженных и оскорбленных» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.

Вместе с тем в русской литературе нарастало сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта мысль особенно ярко проявилась в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, осудивших всякое проявление покорности и угодливости.

Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.

Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.)

Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей родины. Они верили, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»