Трагическое и Комическое в повестях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца


Описание

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из ярчайших произведений автора. Вокруг романа много споров: одни считают, что романом Булгаков высмеивает религию и веру в Бога, но эту версию можно сразу забыть - она неверна. Это видно по высказываниям Булгакова о вере и Боге. Он был весьма верующим человеком, да и то в какой семье он родился, не дает шансов на существование данной версии: его отец был священником, и, однозначно, воспитание юный Михаил получит в соответствии с духовным образованием своего отца.

Работа состоит из 1 файл

Трагическое и комическое в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из ярчайших произведений автора. Вокруг романа много споров: одни считают, что романом Булгаков высмеивает религию и веру в Бога, но эту версию можно сразу забыть - она неверна. Это видно по высказываниям Булгакова о вере и Боге. Он был весьма верующим человеком, да и то в какой семье он родился, не дает шансов на существование данной версии: его отец был священником, и, однозначно, воспитание юный Михаил получит в соответствии с духовным образованием своего отца. Другие считают, что романом автор высмеивает советское общество и власть. Власть утверждала, что общество растет морально и духовно… Но как общество могло подыматься в верх морально и духовно, когда государство отрицало существование Бога и запрещало людям посещать храмы, а тех кто продолжал ходить в церковь ждали репрессии? Ответ на такой вопрос прост: никак, без общения с Богом люди нравственно тонули в грехах. Именно это и пытается показать автор. Весь роман проникнут моментами тонкого либо откровенного юмора, по средствам которых Булгаков и высмеивает советское общество. Но не значит, что автор считает что люди начали тонуть в грехе именно сейчас. Нет, из слов Воланда: «Изменились ли люди в советской Москве?» - можно понять, что он бывал тут и раньше. И из произведения видно, что люди не изменились, следовательно, по моему мнению, главная цель автора, это высмеивание людских пороков. А время происходящего выбрано таковым по нескольким причинам: первая - отрицание Бога, вторая – то что это время наиболее знакомо автору и возможным читателям.

Я уже упомянул о Воланде. Так кто же он такой? Воланд – это дьявол, который пришел в Москву, насколько изменились люди в городе, за тот отрезок времени пока его тут не было. Он искусно владел магией и волшебством. Именно с его именем и связаны все юмористические моменты в романе. Наиболее же комический момент, я бы сказал, что это самый пик романа, это момент выступления Воланда в Варьете.

Зрителям нравятся эксперименты, проводит над ними свита Воланда. Летящие сверху деньги мгновенно привели зал в неистовство:

«Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки. Запах также не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег».

Когда конферансье Жорж Бенгальский предлагает разоблачить фокус и убрать эти бумажки, публика возмущенно требует оторвать ему голову, что и было в тот же миг выполнено. Зал потрясен. Только спустя некоторое время зрители стали приходить в себя:

«- Ради бога, не мучьте его! – вдруг, покрывая гам, прозвучал из ложи женский голос.

Простить, простить! – раздавались вначале отдельные и преимущественно женские гол, а затем они слились в один хор с мужскими».

Наблюдая за происходящим, Воланд устало произносит:

« - Ну что же они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человек любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… - и громко приказал: - Наденьте голову».

В этой фразе Воланда мы видим скрытый юмор: люди как люди, но вот квартирный вопрос! Именно так людей испортил квартирный вопрос.

Сеанс продолжается. Все это время за происходящим с балкона наблюдает Семплияров с супругой. Он всячески пытался высмеять Воланда и не верил, что все происходящее есть магия. Он пытался понять, как же Воланд это делает. И все бы так и продолжалось, если бы Воланд не обратил своего внимания на него. Воланд обратился не к нему, а к его супруге, и рассказал ей прелестную историю о том, как молодая балерина стала настолько известна и в какие командировки ездит ее супруг. Она была в бешенстве и тут же начала разборки с мужем. Весь зал с улыбкой и усмешкой наблюдал за происходящим. Это еще один юмористический момент романа, он показывает, что как бы ни маскировался, как бы ни скрывался, кара тебя постигнет.

Затем был показан следующий фокус. В стене Варьете появился проход и ни куда-нибудь, а в шикарный французский бутик, где дамам предлагалось поменять ту одежду, которая на них сейчас на совершенно новую. Дамы боялись, никто ни смел, сделать первый шаг. Но вот нашлась та, которая не забоялась, она зашла в бутик и через несколько минут вышла в совершенно новой одежде. Дамы пришли в восторг, одна за другой они бежали за новой одеждой. Началась давка, женщины хватали все подряд. Но вот они вернулись на свои места. Воланд решил, что хватит и сеанс был завершен.

Фокус с бутиком это еще один комический момент в романе. «Что смешного?» - спросите вы. Да в самом фокусе ничего, а после того как женщины покинули Варьете, вся их одежда исчезла, и они абсолютно голые, либо в одних панталонах, оказались на улице.

Да комического в романе много, но это комическое одновременно и трагическое. Причем трагедия не потому что нам становится жалко женщин или конферансье, а трагедия в том, что все люди велись на фокусы Воланда. Она ни просто велись, а превращались, в каких то нелюдей, готовых придушить соседа по креслу за несколько рублей или за новое платье. На мой взгляд, это и есть то трагическое что хотел показать нам Булгаков своим романом. Нам смешно как Воланд наказывал людей, но давайте вспомним, за что он их наказывал. Все наказания были за те грехи, которые уже давно поглотили советское общество. В этом вся трагедия происходящего.

Трагическое и комическое в романе рядом, даже больше того они в одном и том же событии, главное посмотреть на него с разных сторон. На мой взгляд, это правильно. Автор показывает, то как нам смешно становится с провинностей людей, хотя следовало бы расплакаться. В наказанных мы можем узнать себя. Булгаков показывает, что не стоит смеяться тогда, когда нужно плакать, ведь ответственность за грехи постигнет всех.

Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита»)

Русская линия литературной сатиры, к кото­рой могут быть причислены в XIX веке Н. В. Го­голь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, в XX веке - А. Аверченко, М. Зощенко, В. Войнович и другие, характеризуется масштабным ос­мыслением сущности человеческого бытия. Писа­тели этой категории, используя приемы, в других обстоятельствах заставляющие читателя смеять­ся, изображают ими самими ощущаемую траге­дию жизни.

М. Булгаков не сатирик в чистом виде. Жанр сатиры, в котором написано «Собачье сердце», предполагает показ в смешном виде чего-то совсем не смешного в реальности. Это фантастическое произведение, обрисовавшее происходящее в Рос­сии после революции 1917 года как предзнамено­вание близящегося Апокалипсиса, оказалось столь злободневным, что напечатано было лишь спустя десятилетия после смерти автора.

Комическое - обязательная принадлежность даже таких отнюдь не смешных произведений Булгакова, как пьеса «Бег» и роман «Мастер и Маргарита», которая дает возможность автору, позволившему читателю рассмеяться, заставить его заплакать на пике смеха. Комическое в этих произведениях только очень тонкий верхний пласт, чуть прикрывающий рвущуюся наружу трагедию. «Собачье сердце» в этом отношении книга очень характерная.

В повести соотношение смешного и трагическо­го очень неравномерно, поскольку к первому отно­сится незначительная часть внешней, событий­ной линии. Все остальные грани - приоритет второго.

Судьба дома в Обуховом переулке соотносится с судьбой России. «Пропал дом», - говорит про­фессор Преображенский после вселения в его дом I жилтоварищей. То же мог бы сказать Булгаков (и \. говорил) о России после захвата власти большеви­ками. Нелепо выглядящие, невоспитанные и практически незнакомые с культурой мужчины и женщина, на женщину не похожая, читателю вначале могут показаться смешными. Но именно они оказываются пришельцами царства Тьмы, внося­щими дискомфорт в бытие не только профессора; именно они во главе со Швондером «воспитыва­ют» в Шарике Шарикова и рекомендуют его на государственную службу.

Противостояние Преображенского и Швондера можно рассматривать не только как отношения между интеллигентом и новой властью. Главное, сталкиваются культура и антикультура, духов­ность и антидуховность, и проходящий между ними бескровный (пока) поединок не решается в пользу первого, в борьбе Света и Тьмы отсутствует жизнеутверждающий финал.

Нет ничего смешного и в образе новопроизве­денного человека Шарикова (за исключением, может быть, оттенка этого смешного в напыщен­ных и самовозвеличивающих внутренних моноло­гах Шарика), ибо над уродством - духовным и телесным - смеяться может только тот, кто им же и отмечен. Это отталкивающе-несимпатичный образ, но Шариков сам по себе носителем зла не является. Только оказавшись полем того самого сражения Тьмы и Света за его душу, он в конце концов становится рупором идей Швондера - большевиков - Сатаны.

Аналогичная тема присутствует в «Мастере и Маргарите», где на сцену выходит уже сам Влас­телин Тьмы, на котором для читателя уже нет ни­какой маски. Но скрытый за множеством из них для героев романа, он и его слуги многих ставят в смешное положение, позволяя обозреть другим (в том числе и читателю) все человеческие и общест­венные пороки (представление в Варьете и другие ситуации). Лишь в случае с Иваном Бездомным нелепые и ужасные происшествия способствуют очищению внутреннего мира поэта от наносного и дают возможность ему приблизиться к постиже­нию истинного.

Таким образом, мы видим, что сочетание коми­ческого и трагического в произведениях Булгакова, оставаясь в струе русской литературной сати­ры, имеет важную для их понимания особенность: смешение смешного и грустного в событийном плане (даже не для слишком опытного и внима­тельного читателя) показывает глубочайшую тра­гедию, осмысливаемую в плане внутреннем.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук Комическое и трагическое в творчестве М.Булгакова (К 125-летию со дня рождения. М. А. Булгакова) Новосибирск-2016

2 Содержание Михаил Булгаков: загадки и уроки судьбы 2 Булгаков: персонажи, прототипы, произведения 5 Михаил Булгаков: загадки и уроки судьбы 1. Акимов, Владимир Михайлович. Свет правды художника: перечитывая М. Булгакова: размышления, наблюдения, полемика / Владимир Акимов. - Санкт-Петербург: Ладога, с. : ил. ; 20 см экз. - ISBN: 60 р. Ш5(2=Р)7/А391 Ч/з Боборыкин, Владимир Георгиевич. Михаил Булгаков: Кн. для учащихся ст. классов / В.Г. Боборыкин. - Москва: Просвещение, с., л. ил. - (Биография писателя). - ISBN Г кх Бояджиева, Людмила Владиславовна. Москва булгаковская / Людмила Бояджиева. - Москва: Олимп, с. : ил. ; 21 см экз. - ISBN (Астрель) в пер.). - ISBN Ш5(2=Р)7/Б869 Ч/з3 4. Булгаков без глянца / проект, [сост. и вступ. ст.] П. Фокина. - Санкт- Петербург: Амфора, с. ; 21 см. - (Без глянца). - Библиогр.: с экз. - ISBN (в Ш5(2=Р)7/Б907 Ч/з3 5. Варламов, Алексей Николаевич. Михаил Булгаков / Алексей Варламов. - Москва: Молодая гвардия, с., л. ил. ; 21 см. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ; вып. 1339(1139). - Библиогр. в примеч.: с Библиогр.: с экз. - ISBN Ш5(2=Р)7/В182 Ч/з Галинская, Ирина Львовна. Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях: сб. науч. тр. / И. Л. Галинская; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - Москва: ИНИОН, с. ; 21 см. - (Серия "Теория и история культуры"). - Библиогр.: с экз. - ISBN: 30 р. Г кх

3 7. Качурин, М. Г. Вот твой вечный дом... : Личность и творчество М. Булгакова: Кн. для юношества / М.Г. Качурин, М.А. Шнеерсон. - Санкт-Петербург: Папирус, с. - ISBN: Б. ц. Г кх Мягков, Борис Сергеевич. Булгаков на Патриарших / Борис Мягков. - Москва: Алгоритм, с., л. ил. : ил. ; 21 см. - (Литература с географией). - Библиогр.: с, библиогр. в примеч.: с экз. - ISBN (в пер.) : 150. Ш5(2)/М990 Ч/з3 9. Неизвестный Булгаков / [Сост. и коммент. В. Лосева]. - Москва: Кн. палата, с. : ил. - (Из рукописного наследия). - ISBN X: Б. ц. Г кх Новиков, Василий Васильевич. Михаил Булгаков - художник: монография / В.В. Новиков. - Москва: Моск. рабочий, с. - ISBN: Б. ц. Г кх Панфилов, Алексей Юрьевич. Загадка "АИР" : неизвест. страницы творч. биогр. М. А. Булгакова 1920-х гг. / А. Ю. Панфилов. - Москва: Спутник+, с. ; 21 см экз. - ISBN: 60 р. Ш5(2=Р)7/П167 Ч/з3 12. Петелин, Виктор Васильевич. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть / Виктор Петелин е изд., доп. - Москва: Центрполиграф, с. : портр. ; 21 см. ; л. ил. : факс экз. - ISBN (в пер.) : 420 р. Ш5(2=Р)7/П291 Ч/з3 13. Рыжкова, Татьяна Вячеславовна. Диалоги с Булгаковым: [кн. для учителя] / Т. В. Рыжкова. - Санкт- Петербург: САГА: Азбука-классика, с. ; 21 см. - (Методический мастер-класс). - Библиогр.: с экз. - ISBN: 60 р. Г кх Сахаров, Всеволод Иванович.

4 Михаил Булгаков: загадки и уроки судьбы: [сборник] / В. И. Сахаров. - Москва: Жираф, с. : ил. ; 22 см. - Библиогр.: с экз. - ISBN (в пер.) : 90 р. Ш5(2=Р)7/С221 Ч/з Соколов, Борис Вадимович. Булгаков. Мистический Мастер: / Б. В. Соколов. - Москва: Вече, с. : ил. ; 21 см. - (Человек-загадка) экз. - ISBN (в пер.) : 90 р. Ш5(2=Р)7/С594 Ч/з3 16. Соколов, Борис Вадимович. Булгаков: персонажи, прототипы, произведения, друзья и враги, семья: энциклопедия / Б. В. Соколов. - Москва: Эксмо, с. : ил. ; 24 см. - (Энциклопедии великих писателей) экз. - ISBN (в пер.) :. Ш5(2=Р)я20/С594 Ч/з Соколов, Борис Вадимович. Булгаков: энциклопедия / Б. В. Соколов. - Москва: Эксмо, с. : ил. ; 24 см. - (Энциклопедии великих писателей). - Имен. указ.: с Библиогр.: с экз. - ISBN (в пер.) : 390 р., р. Ш5(2=Р)я20/С594 Ч/з Соколов, Борис Вадимович. Михаил Булгаков: загадки судьбы / Борис Соколов. - Москва: Вагриус, с. ; 22 см экз. - ISBN (в пер.) : Ш5(2)/С594 Ч/з Соколов, Борис Вадимович. Михаил Булгаков: загадки творчества / Борис Соколов. - Москва: Вагриус, с. ; 22 см экз. - ISBN (в Г кх Творческая личность в публицистике и прозе Михаила Булгакова: учебное пособие / Иркут. гос. ун-т; сост.: С. Р. Смирнов [и др.]. - Иркутск: Издательство ИГУ, с. ; 21 см. - Библиогр.: с экз. - ISBN: Б. ц. вр2015 Ш5(2=Р)7/Т285 Ч/з3 21. Черкашина, Марина Викторовна. Михаил Булгаков: в строках и между строк / М.В. Черкашина. - Москва: Диалог-МГУ, с. - ISBN: Б. ц.

5 Г кх Яблоков, Евгений Александрович. Художественный мир Михаила Булгакова / Е.А. Яблоков. - Москва: Языки славян. культуры, с. - (Studia philologica). - ISBN: 150 р. Д кх Яновская, Лидия Марковна Записки о Михаиле Булгакове: биография отдельного лица / Л. Яновская. - Москва: Параллели, с., л. ил. ; 22 см. - Имен. указ.: с экз. - ISBN (в пер.) : 150 р. Д кх Булгаков: персонажи, прототипы, произведения 24. Белобровцева, Ирина. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" : комментарий / Ирина Белобровцева, Светлана Кульюс. - Москва: Кн. клуб "36.6", печ, с. ; 22 см. - Библиогр.: с Указ. имен: с экз. - ISBN (в пер.) : 210 р. Ш5(2=Р)7/Б435 Ч/з Бузиновский, С. Б. Тайна Воланда: опыт дешифровки / Сергей Бузиновский, Ольга Бузиновская. - Санкт-Петербург: Лев и Сова, с. ; 22 см экз. - ISBN (в пер.) : 210 р. На пер. 1-й авт.: О. Бузиновская Ш5(2=Р)7/Б904 Ч/з Булгаков, Михаил Афанасьевич. Белая гвардия: роман; Дни Турбиных; Бег: пьесы: / Михаил Булгаков. - Москва; Тверь: Мартин, 2015 (Тверь) , с. ; 20 см. - (Избранная культовая классика) экз. экз. - ISBN (в пер.) : Б. ц. вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 27. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Бег: [сборник: 16+] / Михаил Булгаков. - Москва: Эксмо, с. ; 21 см. - (Крым). - Содерж.: Белая гвардия: ранняя редакция последней главы романа "Белая гвардия" ; Бег; Жизнь господина де Мольера; рассказы: Необыкновенные приключения доктора; Красная корона; Китайская

6 история; Налет; Богема; В ночь на 3-е число экз. экз. - ISBN (в пер.) : Б. ц. вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 28. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Избранные сочинения [Текст] : в 3 т / М.А. Булгаков. - Москва: [б. и.] Т. 1: Записки юного врача; Записки на манжетах; Рассказы; Дьяволиада; Роковые яйца; Собачье сердце; Белая гвардия с. - ISBN Б. ц. Б907/N1 кх Булгаков, Михаил Афанасьевич. Избранные сочинения [Текст] : в 3 т / М.А. Булгаков. - Москва: [б. и.] Т. 2: Жизнь господина де Мольера; Записки покойника: Театр. роман; Мастер и Маргарита с. - ISBN Б. Б907/N2 кх Булгаков, Михаил Афанасьевич. Избранные сочинения [Текст] : в 3 т / М.А. Булгаков. - Москва: [б. и.] Т. 3: Пьесы с. - Содерж.: Полоумный Журден; Дон Кихот; Дни Турбиных; Зойкина квартира; Багровый остров и др. - ISBN Б. ц. Б907/N3 кх Булгаков, Михаил Афанасьевич. Малое собрание сочинений / Михаил Булгаков. - Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, с. ; 22 см. - Содерж.: Мастер и Маргарита: роман; пьесы х годов: Зойкина квартира: пьеса в 4 актах; Александр Пушкин: пьеса в 4 д. ; Иван Васильевич: пьеса в 3 актах; проза 20-х годов: Морфий; Записки на манжетах; Дьяволиада: повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя; Роковые яйца: повесть; Собачье сердце: чудовищная история экз. - ISBN (в пер.) : вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 32. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Мастер и Маргарита: / Михаил Булгаков. - Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, с. ; 21 см. - (Мировая классика) экз. экз. - ISBN вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 33. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Полное собрание романов и повестей в одном томе / Михаил Булгаков. - Москва: Эксмо, с. ; 22 см. - (Полное собрание сочинений). - Содерж.: романы: Белая гвардия; Жизнь господина де Мольера; Театральный роман (Записки покойника) ; Мастер и Маргарита; повести:

7 Записки юного врача; Морфий; Записки на манжетах; Дьяволиада; Роковые яйца; Собачье сердце экз вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 34. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Собачье сердце: повесть, рассказы, фельетоны: / Михаил Булгаков. - Москва: Э, 2015 (Ульяновск) , с. ; 21 см. - (Русская классика). - Содерж.: Собачье сердце; рассказы, фельетоны: Неделя просвещения; Торговый ренессанс; Спиритический сеанс; Москва красноказарменная; Похождения Чичикова; N 13-дом Эльпит-Рабкоммуна; Столица в блокноте; Чаша жизни; В школе городка III Интернационала; 1-я детская коммуна, и др экз. экз. - ISBN (в пер.) : Б. вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 35. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Собрание сочинений в одной книге / Михаил Булгаков; [вступ. ст. и коммент. И. Сухих; худож. Н. Переходенко]. - 2-е изд., доп. - Белгород; Харьков: Клуб семейного досуга, с. : ил. ; 22 см. - Содерж.: Театральный роман: (записки покойника) ; Записки юного врача. Морфий; Дьяволиада: повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя; Роковые яйца; Собачье сердце: чудовищная история; Жизнь господина де Мольера; Тайному другу; Мастер и Маргарита; Черный маг; Копыто инженера: черновики; рассказы: Ханский огонь; Я убил; главы романа "Мастер и Маргарита" (дописанные и переписанные в гг.) экз. вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 36. Королев, Анатолий Васильевич. Обручение света и тьмы: о романе "Мастер и Маргарита" и Михаиле Булгакове: эссе / Анатолий Королев. - Москва: Издательство Литературного института, с. ; 21 см. - Библиогр. в примеч. в конце ст экз. Ш5(2=Р)7/К682 Ч/з3 37. Лесскис, Георгий Александрович. Путеводитель по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" / Г. Лесскис, К. Атарова. - Москва: Радуга, с. : ил. ; 25 см. - Указ. имен и произведений: с Библиогр.: с экз. - ISBN (в пер.) : 210 р. Ш5(2=Р)7/Л512 Ч/з Соколов, Борис Вадимович. Расшифрованный Булгаков: тайны "Мастера и Маргариты" / Борис Соколов. - Москва: Эксмо: Яуза, 2010 (Гатчина, Ленинградская область). -

8 603, с. : ил. ; 21 см. - Библиогр.: с экз. - ISBN (в пер.) : 270 р. Ш5(2=Р)7/С594 Ч/з3 39. Соколов, Борис Вадимович. Тайны Булгакова. Расшифрованная "Белая гвардия" / Борис Соколов. - Москва: Эксмо: Яуза, с. ; 21 см. - (Белая гвардия. Главная телепремьера сезона!) экз. - ISBN (в пер.) : 90 р. Ш5(2=Р)7/С594 Ч/з3 40. Степанян, Елена Грантовна. О Михаиле Булгакове и "собачьем сердце" / Е. Г. Степанян. - Москва: Оклик, с. ; 17 см. - ISBN: 30 р. Ш5(2=Р)7/С794 Ч/з3 41. Сутормин, Виктор Николаевич. По обе стороны Арбата, или Три дома Маргариты: [о романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"] / Виктор Сутормин. - Москва: Центрполиграф, с., л. ил. : ил. ; 21 см. - (Путебродитель) экз. - ISBN (в пер.) : 300 р. Т3(2)/С906 Ч/з3 42. Филатьев, Эдуард Николаевич. Тайна булгаковского "Мастера..." / Эдуард Филатьев. - Санкт- Петербург: Азбука, с. ; 21 см экз. - ISBN (в пер.) : 270 р. Ш5(2=Р)7/Ф518 Ч/з3 43. Якимова, Анастасия Викторовна. Карнавализация как жанрообразующий принцип в пьесах М. А. Булгакова "Адам и Ева", "Блаженство", "Иван Васильевич" / А. В. Якимова; Минобрнауки России, Амур. гуманитар.-пед. гос. ун-т. - Комсомольск-на- Амуре: Издательство АмГПГУ, с. ; 20 см. - Библиогр.: с экз. - ISBN: 60 р. Ш5(2=Р)7/Я453 Ч/з3 44. Яновская, Лидия Марковна. Последняя книга, или Треугольник Воланда: с отступлениями, сокращениями и дополнениями / Лидия Яновская. - Москва: ПРОЗАиК, с. : ил. ; 25 см экз. - ISBN (в пер.) : 390 р. Ш5(2=Р)7/Я646 Ч/з3


Иркутский государственный технический университет Научно-техническая библиотека Отдел художественной литературы Мастер многообразия Каталог книг Иркутск 2011 Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 1940) Родился

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ (К 125-летию со дня рождения) Б43 Белозерская-Булгакова, Л.Е. Воспоминания / Л.Е. Белозерская-Булгакова.

Булгаков М. А. Произведения. Литература из фонда абонемента 1. Булгаков Михаил Афанасьевич. Собрание сочинений. В 10т.: повести, рассказы, фельетоны, очерки. 1919-1924. Т.1: Дьяволиада / Булгаков Михаил

1 Фольклор. Художественная литература 1. Ш6(2Р)6 Б907 Булгаков, Михаил Афанасьевич (1891-1940). Жизнь господина де Мольера / М. Булгаков; коммент. Г. Н. Бояджиев. - 3-е изд. - Москва: Молодая гвардия,

Список литературы к обзору, посвящённому 130-летию со дня рождения советского поэта, литературоведа Корнея Ивановича Чуковского 1. A695695 Чуковский, К. И. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 1 / К. И. Чуковский

386 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ РАБОТ Н. Н. СКАТОВА Хроника жизни и творчества / сост. : Н. Н. Скатов, К. И. Тюнькин; вступ. ст. Н. Н. Скатова. М. : Издат. центр «Классика», 2008. 536 с. Чехов А. П. Ваш

К 120-летию со дня рождения С.А. Есенина: рекомендательный библиографический список. Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой

Распутин Валентин Григорьевич (1937-2015). Произведения писателя и литература о нём из фондов библиотеки ТОГУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Распутин, Валентин Григорьевич. Собрание сочинений: в 3 т. / Распутин Валентин

Список экспонируемой литературы к выставке «Мастер психологического портрета» (А. И. Куприн) 1. 934625, 934890 Куприн, А. И. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 1. Произведения 1889-1896 / А. И. Куприн; вступ.

Список экспонируемой литературы к выставке «Сложность простоты», посвящённой 155-летию со дня рождения А. П. Чехова 1. A696811, A697217, A697218, A697219, A697220, A697221 Чехов, А. П. Полное собрание

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968). Произведения писателя и литература о нём из фондов библиотеки ТОГУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Паустовский, Константин Георгиевич. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 1-9

Московский государственный институт культуры Информационно-библиотечный центр Ж Е Н Щ И Н Ы В Е Л И К И Х М У Ж Ч И Н 8Р1.3/8(с)Р Ж 42 Жданов, В. А. Любовь в жизни Льва Толстого / В. А. Жданов. - М. :

Михаил Булгаков писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его смерти. При этом последний его роман «Мастер

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ КНИГ, ПОСТУПИВШИХ В БИБЛИОТЕКУ Искусство Январь 2015 года 1. 85 Ш 54 Шехтер, Татьяна Ефимовна. Искусство как пространство смыслов. : Избранные работы по теории и истории искусства

Экспонируемая литература к выставке «ВЕЛИКАН ПО ИМЕНИ ЧУКОША» Произведения К. И. Чуковского 1. А695695 Чуковский, К. И. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 1. Произведения для детей / К. И. Чуковский; сост.,

Список книг к выставке: «Неизвестная война» 63.3(2)52 А 18 Августейшие сестры милосердия: [сборник архивных документов и воспоминаний / авт.-сост. Н. К. Зверева]. Москва: Вече, 2006. 461, с.,

Список экспонируемой литературы к выставке «Человек есть тайна» (к 195-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского) 1. Айзерман, Л. Достоевский профильный и непрофильный / Л. Айзерман // Литература в школе.

1 Алексей Константинович Толстой. Литература в наших фондах ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Толстой, Алексей Константинович. Т. 1. - 1980. - 495, *1+ с. 2. Толстой, Алексей Константинович. Т. 2. - 1980. - 397, *3+ с.

Список экспонируемой литературы к выставке «В мире русской литературы» 1. N000106 А. Блок. Тайный жар [Видеозапись] : учеб. пособие / стихи А. Блока читает Б. М. Бим-Бад. Москва: УРАО-студия, 2002. 1

1 Вересаев Викентий Викентьевич. Произведения и литература о писателе из фондов библиотеки ТОГУ Произведения 1. Вересаев, В. В. Полное собрание сочинений *Текст+ / Вересаев Викентий Викентьевич; В. В.

Список литературы к выставке «Прерванный полёт» к 75-летию В. С. Высоцкого из цикла «Литературные юбилеи» 1. Аннинский, Л. А. Вечная разгадка: Владимир Высоцкий / Л. А. Аннинский // Барды: сб. биогр.

1 Литературоведение 1. Ш5(2Р)6 Б124 Бабенко, Наталья Григорьевна. Язык и поэтика русской прозы в эпоху постмодерна / Н. Г. Бабенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Либроком, 2010. - 304 с.; 21 см

Список экспонированной литературы к выставке «Марина Ивановна Цветаева. 125 лет со дня рождения» 1. A874675 Айзенштейн, Е. О. Борису Пастернаку - навстречу! Марина Цветаева. О книге М. Цветаевой "После

Список экспонируемой литературы к выставке «Непримиримый враг самодержавия», посвящённой 175-летию со дня рождения Д. И. ПИСАРЕВА (1840 1868), русского публициста, литературного критика 1. A973507, A973508

Список литературы к выставке «Антология детства», посвященной 180-летию со дня рождения Марка Твена, американского писателя. 1. 780952, 729395, 780529, 780951, 780953, 782333, 784905, А360795, А760182

Марина Цветаева 1892 1941 Жизнь и творчество В рамках празднования 125-летия со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой в читальном зале Национальной библиотеки РА оформлена книжная экспозиция «Марина Цветаева.

83.3(2=411.2)5 Ж91Журавлева, Анна Ивановна. Александр Николаевич Островский: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Журавлева, Анна Ивановна; А.И. Журавлева, М.С. Макеев. - М. : Изд-во

Список литературы Doc_Id 334 68 3 689 4 33489 5 35685 6 35985 3648 8 4440 9 433439 Пол. индекс Авт. знак 63.3(Р)46 С89 83.84(=4.)5 Б3 83.84(=4.)53-4 Б95 84(=4.)6-46 Т55 63.3()5.-8 Г39 63.3()4-33 К 4.00.5

9 сентября 190 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого 28.08 (09.09) 1828-7(10).11.1910 Лев Николаевич Толстой один из самых известных писателей и философов в мире, участник

Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького Универсальный читальный зал Наталья Столярова в пространстве Солженицына

87.3(2) А 35 Азаренко, Е. К. Мировоззрение М. В. Ломоносова [Текст] / Е. К. Азаренко; М-во высш. образования СССР, Белорус. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - Минск: Изд-во БГУ, 1959. - 268, с. : портр.

Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького Универсальный читальный зал «ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ»

1 Фольклор. Художественная литература 1. Ш6(2Р)6 А872 Архангельский, Александр. Тем временем: телевизор с человеческими лицами: [худ. публицистика] / А. Архангельский. - Москва: Аст: Астрель, 2010.

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Научно-педагогическая библиотека Отдел обслуживания, документохранения и библиографической работы Библиографический

«Могучий талант России» - 145 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (1 апреля 1873-1943) Подготовила: главный библиотекарь отдела обслуживания в Институте культуры и искусств Писарева М.Е.

Виртуальная книжная выставка «Писатели и поэты - юбиляры октября 2019» отдел обслуживания Учебный корпус Арбат 2 октября 2019 года - 115 лет со дня рождения Грэма Грина (1904-1991), английского писателя

Список экспонируемой литературы к выставке «Адвокат человечества», посвящённой 205-летию со дня рождения Чарльза Диккенса (1812 1870), английского писателя 1. 468991 Диккенс, Ч. Собрание сочинений. Т.

Список экспонируемой литературы к выставке «Василий Шукшин», посвящённой 90-летию со дня рождения русского советского писателя (1929 1974) Произведения В. М. Шукшина 1.А682268 Шукшин, В. Собрание сочинений.

Памяти Валентина Распутина (1937-2015)... Библиографический список 1. Боборыкин, Владимир Георгиевич. Испытание делом [Текст] : сборник статей / В. Г. Боборыкин. - М. : Сов. писатель, 1986. - 240 с. 2.

Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики ГУК «Национальная библиотека Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии Центр формирования

Список экспонируемой литературы к выставке «Художник и время», посвящённой 125-летию со дня рождения К. Г. Паустовского. 1. А287686, А286166 Паустовский, К. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 1. Романы и повести

Список изданий, представленных на выставке, посвященной 80-летию со дня рождения Галины Николаевны Антоновой Антонова Г. Н. Чернышевский и Добролюбов о типе лишнего человека / Г. Н. Антонова // Научный

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР «Он баснями себя прославил» Иван Андреевич Крылов (1768 1844) «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое» И. А. Крылов Иван

Список экспонируемой литературы к выставке «Московский Художественный театр: 115 лет со дня открытия» 1. 853107, 853108, 853109, 853405, A869948 Андроников, И. Я хочу рассказать вам... : Рассказы; Портреты

14 апреля 2014 года исполняется 270 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Дениса Ивановича Фонвизина. Рекомендательный библиографический список литературы в НБ КГПУ, посвященный биографии и

МКУ Новосибирского района «Централизованная библиотечная система» Центральная районная библиотека О земле любимой Указатель новинок краеведческой литературы 2016 год, вып.1 Краснообск, 2016 1 ББК 91.9

Экспонируемая литература к выставке «Юрий Михайлович Лотман. 95 лет со дня рождения» 1. A981421 Автономова, Н. С. Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман - Гаспаров / Н. С. Автономова. Москва: РОССПЭН,

Список экспонируемой литературы к выставке «Алла Александровна Жук. 85 лет со дня рождения» 1. А. А. Жук (1931-1992): Библиография / сост. Л.В. Короткова // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых

Представляем Вам виртуальную тематическую выставку книг, посвященной трагической дате 10 января, день гибели А.С. Пушкина Дуэль Пушкина и Дантеса Дата 10 января (29 января по старому стилю) считается трагической

Издания произведений М.А. Шолохова за 1998 2003 годы Год издания 1998 Шолохов М. А. Они сражались за Родину: [Гл. из романа и рассказы] / Михаил Шолохов. М. : ЭКСМО-пресс, 1998. 668, с. Шолохов М.

М.Булгаков: легенда и быль Выставка подготовлена библиотекой Омского библиотечного техникума, к 125 - летию со дня рождения русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Она начала работать на абонементе

Список литературы к выставке «Вольнодумец. 225 со дня рождения Петра Яковлевича Чаадаева» 1. 389554, 390017, А760086 Андроников, И. Л. Глава четвѐртая. Лермонтов и Чаадаев / И. Л. Андроников // Андроников,

Новые поступления в библиотеку Головина, Светлана Юрьевна. Трудовое право: учеб. для СПО / С.Ю. Головина, Ю.А. Кучина; под общ. ред. С.Ю. Головиной; Крал гос. юрид. ун-т. - 3- е изд., перераб. и доп.

Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить В. А. Сухомлинский Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим

«Судьба художника в «Театральном романе М.А. Булгакова» как тема выпускной квалификационной работы исключительно актуальна, поскольку роман все еще мало исследован в обозначенном аспекте. Интерес к творчеству

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Труды П. А. Вяземского 1. Вяземский П. А. Полное собрание сочинений князя П. А. Вяземского: в 12 т. Cанкт-Петербург: изд. гр. С. Д. Шереметева, 1878 1896. Т. 1: Литературные критические

ПАСПОРТ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ (Год театра в России) АНАПА, 2019 Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас! Мы на спектаклях умираем, С героем

Жизнь мастера к 120-летию Михаила Булгакова Презентация выставки в отделе художественной литературы Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве. Его отец был профессором, преподавал в

Биография писателя 1. Годы жизни: а) 1891-1940 б) 1901-1940 в) 1895-1941 Тесты по творчеству М.А. Булгакова 2. Родился в семье: а) священника б) профессора Киевской Духовной академии в) чиновника 3. Окончил:

«После войны я начал писать о войне. Все, что мною написано о ней, это искупление долга перед теми, кто остался там Я постарался осмыслить их судьбы», говорил Юрий Васильевич. Учительнице русского языка

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР Ю.М. ЛОТМАН: НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ (К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Новаторская культурологическая мысль плодотворно развивалась благодаря

Список экспонируемой литературы к выставке «Враг лжи и лицемерия», посвящённой 195-летию со дня рождения А. Ф. Писемского 1. 633359, 633919, 633920, 788451, A690461 Писемский, А. Ф. Собрание сочинений.

МБУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА г. ВОЛОГДЫ» ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ НОВЫЕ КНИГИ (БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПОСТУПИВШЕЙ В ФОНД МБУК «ЦБС г.

Великий мастер слова. Выставка к 200-летию Ивана Сергеевича Тургенева. «Хороша та книга, которую открываешь предвкушая, а закрываешь обогатившись» И.С. Тургенев О жизни и творчестве. Живые страницы: И.С.

Троицкий Н.А. Список литературы. 1. A880692 Николай Алексеевич Троицкий: библиогр. указ. / авт. вступ. ст. и сост. Ю. Г. Степанов. Саратов: Б. и., 2002. - 49, с. 2. A852436 Лекции по русской истории

Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре «Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза никогда!...» Булгаков Михаил Афанасьевич - русский писатель,

Русская линия литературной сатиры, к кото­рой могут быть причислены в XIX веке Н. В. Го­голь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, в XX веке - А. Аверченко, М. Зощенко, В. Войнович и другие, характеризуется масштабным ос­мыслением сущности человеческого бытия. Писа­тели этой категории, используя приемы, в других обстоятельствах заставляющие читателя смеять­ся, изображают ими самими ощущаемую траге­дию жизни.М. Булгаков не сатирик в чистом виде. Жанр сатиры, в котором написано «Собачье сердце», предполагает показ в смешном виде чего-то совсем не смешного в реальности. Это фантастическое произведение, обрисовавшее происходящее в Рос­сии после революции 1917 года как предзнамено­вание близящегося Апокалипсиса, оказалось столь злободневным, что напечатано было лишь спустя десятилетия после смерти автора.Комическое - обязательная принадлежность даже таких отнюдь не смешных произведений Булгакова, как пьеса «Бег» и роман «Мастер и Маргарита», которая дает возможность автору, позволившему читателю рассмеяться, заставить его заплакать на пике смеха. Комическое в этих произведениях только очень тонкий верхний пласт, чуть прикрывающий рвущуюся наружу трагедию. «Собачье сердце» в этом отношении книга очень характерная.

В повести соотношение смешного и трагическо­го очень неравномерно, поскольку к первому отно­сится незначительная часть внешней, событий­ной линии. Все остальные грани - приоритет второго.Судьба дома в Обуховом переулке соотносится с судьбой России. «Пропал дом», - говорит про­фессор Преображенский после вселения в его дом I жилтоварищей. То же мог бы сказать Булгаков (и. говорил) о России после захвата власти большеви­ками. Нелепо выглядящие, невоспитанные и практически незнакомые с культурой мужчины и женщина, на женщину не похожая, читателю вначале могут показаться смешными. Но именно они оказываются пришельцами царства Тьмы, внося­щими дискомфорт в бытие не только профессора; именно они во главе со Швондером «воспитыва­ют» в Шарике Шарикова и рекомендуют его на государственную службу.

Противостояние Преображенского и Швондера можно рассматривать не только как отношения между интеллигентом и новой властью. Главное, сталкиваются культура и антикультура, духов­ность и антидуховность, и проходящий между ними бескровный (пока) поединок не решается в пользу первого, в борьбе Света и Тьмы отсутствует жизнеутверждающий финал.Нет ничего смешного и в образе новопроизве­денного человека Шарикова (за исключением, может быть, оттенка этого смешного в напыщен­ных и самовозвеличивающих внутренних моноло­гах Шарика), ибо над уродством - духовным и телесным - смеяться может только тот, кто им же и отмечен. Это отталкивающе-несимпатичный образ, но Шариков сам по себе носителем зла не является. Только оказавшись полем того самого сражения Тьмы и Света за его душу, он в конце концов становится рупором идей Швондера - большевиков - Сатаны.Аналогичная тема присутствует в «Мастере и Маргарите», где на сцену выходит уже сам Влас­телин Тьмы, на котором для читателя уже нет ни­какой маски.

Но скрытый за множеством из них для героев романа, он и его слуги многих ставят в смешное положение, позволяя обозреть другим (в том числе и читателю) все человеческие и общест­венные пороки (представление в Варьете и другие ситуации). Лишь в случае с Иваном Бездомным нелепые и ужасные происшествия способствуют очищению внутреннего мира поэта от наносного и дают возможность ему приблизиться к постиже­нию истинного.Таким образом, мы видим, что сочетание коми­ческого и трагического в произведениях Булгакова, оставаясь в струе русской литературной сати­ры, имеет важную для их понимания особенность: смешение смешного и грустного в событийном плане (даже не для слишком опытного и внима­тельного читателя) показывает глубочайшую тра­гедию, осмысливаемую в плане внутреннем.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской...

  2. Загрузка... В основе этой, по словам писателя, «чудовищной истории» сюжетный мотив, восходящий к романтикам («Франкенштейн» М. Шелли), представленный позднее у Г. Уэллса («Остров доктора Моро»),...

  3. Загрузка... Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» - одно из самых значительных произведений писателя. Эта повесть представляет собой сатиру на современность, в ней трезво проанализированы те...

  4. Загрузка... Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил...

  5. Загрузка... Свою главную книгу, называвшуюся первоначально “Черный маг” или “Копыто инженера”, М. А. Булгаков задумал зимой 1929/30 года. Последние вставки в роман он диктовал своей...

М. А. Булгаков - сатирик XX в., и сделала сатириком его жизнь. Каждый созданный им образ несет в себе его любовь или ненависть, восхищение или горечь, нежность или сожаление. Когда читаешь поистине бессмертное произведение - "Собачье сердце" - неизбежно заражаешься этими чувствами. Сатирой он только "огрызался" на все то недоброе, что зарождалось и множилось на его глазах, от чего ему приходилось не однажды отбиваться самому, и что грозило трагедией народу и стране. Писатель не выносил насилия над людьми, а оно-то в его время применялось все шире и в первую очередь было направлено на кормильца страны - крестьянина - и против интеллигенции, которую он считал лучшей частью народа. Булгаков видел главную беду своей "отсталой" страны в бескультурье и невежестве. И первая, и вторая с уничтожением интеллигенции, несмотря на "культурную революцию" и ликвидацию неграмотности, не убывала, а напротив, проникала и в государственный аппарат, и в те слои общества, которые по всем статьям должны были составлять его интеллектуальную среду. Понимая, к какой трагедии все это может привести, он бросался в бой на защиту всего того "разумного, доброго, вечного", что сеяли в свое время лучшие умы русской интеллигенции и что отбрасывалось и затаптывалось во имя так называемых классовых интересов пролетариата.

Меня очень заинтересовало это произведение, поэтому я поставила перед собой цель: более глубоко исследовать проявление трагического и комического в нем, а также рассмотреть переплетение этих двух противоположных на первый взгляд категорий. Поэтому, прежде чем приступить к работе, надо дать им определения, чтобы рассмотреть их проявление в "Собачьем сердце" во всей полноте. Итак:

Соединение комического и трагического в повести Булгакова "Собачье сердце" имеет одну цель - представить в искусстве полноту жизни, многообразие ее проявлений. Трагическое и комическое в повести существуют не в чистом виде, а превращаясь одно в другое, сочетаясь между собой, и контраст, который возникает между ними, еще более усиливает грани того и другого. Именно поэтому писатель использует в своих произведениях этот прием. Жанр сатиры, в котором написано произведение предполагает показ в смешном виде чего-то совсем не смешного в реальности. Итак приступим.

Используя принципы "фантастического реализма" и гротеск, мешая реальную действительность нэповской России и оригинальную выдумку, писатель создает увлекательную и зловещую историю. Тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести, сюжет которой необычен, в нем сочетается комическое и трагическое.

Главный герой "Собачьего сердца" - профессор Преображенский - типичный московский интеллигент, хирург, человек высококультурный. Его помощник - доктор Борменталь. Преображенский критически воспринимает все, что творится с марта 1917 года:

" - Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?.. Почему убрали ковер с парадной лестницы?.. На какого черта убрали цветы с площадок?

Разруха, Филипп Филиппович.

Нет, - совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, - нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от употребления этого самого слова. Это - дым, мираж, фикция. "…" Что такое это ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла? Да ее вовсе не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? "…" Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же будут делать и Дарья Петровна, в уборной настанет разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!" - я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что они должны лупить себя по затылку!".

Во взглядах профессора много общего с взглядами автора. Они оба скептически относятся к революции и выступают против террора и пролетариата. Когда Швондер с компанией приходит к профессору, тот звонит одному из пациентов и заявляет, что операции он ему делать не будет, "прекращает практику вообще и уезжает навсегда в Батум", т. к. к нему пришли вооруженные револьверами рабочие (а этого на самом деле нет) и заставляют его спать на кухне, а операции делать в уборной. Некий Виталий Власьевич успокаивает его, обещая дать "крепкую" бумажку, после чего его никто трогать не будет. Профессор торжествует. Рабочая делегация остается с носом.

Купите тогда, товарищ, - говорит работница, - литературу в пользу бедных нашей фракции.

Не куплю, - отвечает профессор.

Почему? Ведь недорого. Только 50 к. У Вас, может быть, денег нет?

Нет, деньги есть, а просто не хочу.

Так значит Вы не любите пролетариат?

Да, - сознается профессор, - я не люблю пролетариата.

Примеров можно было бы привести еще великое множество, примеров тому, что Булгаков определенно ненавидит и презирает весь Совстрой, отрицает все его достижения. Но профессоров таких мало, Шариковых и Швондеров подавляющее большинство. Это ли не трагедия для России? По мнению профессора, людей надо научить элементарной культуре в быту, на работе, в отношениях, тогда разруха исчезнет сама собой, будет мир и порядок. Причем делать это надо не террором: "Террором ничего поделать нельзя "…" Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный или даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему". Действовать надо лаской, убеждением и собственным примером. Единственным лекарством против разрухи Преображенский признает обеспечение порядка, когда каждый может заниматься своим делом: "Городовой! Это и только это! И совершенно неважно - будет ли он с бляхой или же в красном кепи. Поставить городового рядом с каждым человеком и заставить этого городового умерить вокальные порывы наших граждан. Я вам скажу... что ничто не изменится к лучшему в нашем доме, да и во всяком другом доме, до тех пор, пока не усмирите этих певцов! Лишь только они прекратят свои концерты, положение само собой изменится к лучшему!". Но эта его философия терпит трагическое крушение, ведь даже сам он не может воспитать в Шарикове разумного человека. В чем же причины неудачи гениального эксперимента? Почему Шарик не стал развиваться дальше под влиянием двух образованных и культурных людей? Дело вовсе не в генетике и не в физиологии, а в том, что Шариков - тип определенной среды. Поступки существа определяются инстинктами пса и генами Клима. Контраст между интеллектуальным началом Преображенского и Борменталя и инстинктами Шарикова настолько разителен, что переходит из комического в гротеск и окрашивает повесть в трагические тона.

А начинается все так: профессор Преображенский подбирает дворнягу и проводит эксперимент: пересаживает псу гипофиз человека. Результат получается неожиданный, комический: пес превращается в человека. Это дает повод профессору и его помощнику - доктору Борменталю - мечтать о создании новой, высокоразвитой личности. Но из обыкновенного пса-дворняги формируется невежественный хам, наследующий от донора Клима Чугункина не только гипофиз, но и несимпатичную наружность, дурные привычки и склонность к алкоголизму. Автор показывает, как постепенно, под влиянием председателя домкома Швондера, Полиграф Полиграфович (так он пожелал называться) все больше требований предъявляет к профессору Преображенскому, становится угрозой для всего дома. И комическое постепенно становится трагическим.

Вот существо, еще будучи псом, готово лизать сапоги профессору и променять свободу на кусок колбасы. Это животное довольствуется малым, заурядным "счастьем", как и многие люди в начале 20-х годов, которые стали привыкать жить в нетопленных квартирах, питаться гнилой солониной в Советах нормального питания, получать гроши и не удивляться отсутствию электричества. Пока пес лежит на улице и страдает от обожженного бока, он размышляет. Его высказывания "по-человечески" рациональны, в них есть определенная логика: "Показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже - вернее всего - господин. - Ближе - яснее - господин. Вы думаете я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие из пролетариев носят. А вот по глазам - тут уж и вблизи и издали не спутаешь... Все видно - у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится". Получив помощь от профессора и обосновавшись в его квартире, пес начинает расти в собственных глазах: "Я - красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито. "..." Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом. То-то я смотрю - у меня на морде белое пятно. Откуда оно, спрашивается? Филипп Филиппович - человек с большим вкусом, не возьмет первого попавшего пса-дворнягу". Но психология этого пса продиктована лишь условиями жизни и его происхождением.

Еще будучи псом, понял Шарик трагедию людей, падение их нравов: "Надоела мне моя Матрена, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло мое времечко. Я теперь председатель, и сколько ни накраду - все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо! Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует!" Рассуждения пса вызывают улыбку, но это всего лишь прикрытый тонким слоем комизма гротеск. А чего стоят пациенты профессора! Взять хоть старичка, хваставшегося любовными похождениями или это:

" - Я слишком известен в Москве, профессор! Что же теперь делать? - Господа! - возмущенно кричал Филипп Филиппович, - нельзя же так! Нужно сдерживать себя. Сколько ей лет? - Четырнадцать, профессор... Вы понимаете, огласка погубит меня. На днях я должен получить заграничную командировку. - Да ведь я же не юрист, голубчик... Ну, подождите два года и женитесь на ней. - Женат я, профессор! - Ах, господа, господа!.."

И вот "барский пес, интеллигентное существо", как сам себя обозвал Шарик, который зажмурился от стыда в кабинете профессора, в один ужасный день превращается не в развитую личность, как предполагал доктор Борменталь, а в быдло, хама и завсегдатая трактиров Клима Чугункина. Первые слова, которые говорит это существо - вульгарная ругань, лексикон низших слоев общества. Он несимпатичен внешне, одет безвкусно, и девственно чист в отношении любой культуры. Шарик во что бы то ни стало, хочет выбиться в люди, но не понимает, что для этого надо проделать долгий путь развития, требуется труд, работа над собой, овладение знаниями. Но ведь таких Шариковых по России бессчетное количество, и это непонимание приводит к трагедии не только в повести, но и в реальности. Попытки привить Шарику элементарные манеры вызывают у него стойкое сопротивление: "Все у вас как на параде, салфетку - туда, галстук - сюда, да "пожалуйста - мерси", а так, чтобы по настоящему, - то нет. Мучаете себя сами, как при царском режиме". Автор следит за тем, как под влиянием председателя домкома Швондера и по мере возрастания самомнения существа, растут и его требования. Никакой культурой председатель домкома это дитя эксперимента не обременяет, а программу вдалбливает крайне привлекательную. Не догадывается Швондер, что эта программа: кто был ничем, тот станет всем - может сыграть злую шутку не только с интеллигенцией, но и с самими Швондерами, если кому вздумается направить их против них самих. Писатель предсказал чистки уже среди коммунистов, когда более удачные швондеры топили менее удачных. Трагедия! То, как Шариков становится участником революционного процесса, как он идеально подходит к нему, воспринимает его идеи, в 1925 году выглядело, как злейшая сатира на процесс и его участников. Через две недели после того, как он превратился в человека, он располагает документом, удостоверяющим его личность, хотя личностью на самом-то деле он не является, что и высказывает профессор: "То есть он говорил? "…" Это еще не значит быть человеком". Еще через неделю - Шариков уже мелкий чиновник, а натура-то у него осталась такая же, как и была - собачье-уголовная. Чего стоит одно его сообщение о работе: "Вчера котов душили-душили". Но какая же это сатира, если тысячи таких же, как Шариков, через несколько лет так же "душили-душили" не котов - людей, работников, ничем перед революцией не провинившихся?

Полиграф Полиграфыч становится угрозой для профессора и обитателей его квартиры, да и всего общества в целом. Он, ссылаясь на свое пролетарское происхождение, требует от профессора документы, жилплощадь, свобод, а на справедливые замечания огрызается: "Что-то вы меня, папаша, больно утесняете". В его речи появляется терминология правящего класса: "В наше время каждый имеет свое право", "Я не господин, господа все в Париже". Причем особенно пугает последняя фраза, так как она является уже не повторением сказанного Швондером, а собственной мыслью Шарикова. булгаков повесть собачье сердце шарик

По совету Швондера Полиграф Полиграфович пытается освоить переписку Энгельса с Каутским и подводит под это свою весьма комическую черту, следуя принципу всеобщей уравниловки, который он вынес из прочитанного: "Взять все, да и поделить". Конечно, звучит это смешно, что и замечает профессор: "И вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе "…" подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить…"; но разве не так поступало руководство молодой республики, уравнивая во благах честных крестьян, трудящихся в поте лица, и таких лентяев, как Чугункин? Что же ждет Россию с такими Шариковыми, Чугункиными и Швондерами? Булгаков был один из первых, кто понял, что она придет к трагическому финалу. В этом и заключается трагикомизм Булгакова: заставить читателя засмеяться и заплакать на пике смеха. Необходимо также заметить, что "шариковщина" получается лишь в результате "швондеровского" воспитания. А Швондеров с каждым днем становится все больше и больше…

На жилплощадь, выделенную ему в квартире профессора, Полиграф Полиграфыч приводит подозрительных личностей. Терпение обитателей квартиры иссякает, а Полиграф, почувствовав угрозу, становится опасным. Он исчезает из квартиры, а затем появляется в ней уже в другом виде: "На нем была кожаная куртка с чужого плеча, кожаные потертые же штаны и английские высокие сапожки на шнуровке до колен". Теперь он - заведующий подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее) в отделе МКХ. Ощутив вкус власти, Полиграф грубо ею пользуется. Он приводит в дом невесту, а после того, как профессор объясняет ей сущность Полиграфа, и несчастная дамочка уходит, грозится ей отомстить: "Ну ладно, попомнишь ты у меня. Завтра я тебе устрою сокращение штатов". Булгаков ставит ребром вопрос уже не о том, будет ли трагический финал или нет, а вопрошает о размере трагедии, которой будет подвергнута Россия.

Дальше - хуже. Вдохновленный Швондером, оскорбленный Шариков пишет на своего создателя донос: "… угрожая убить председателя домкома товарища Швондера, из чего видно, что хранит огнестрельное оружие. И произносит контрреволюционные речи, и даже Энгельса приказал "…" спалить в печке, как явный меньшевик…".

"Преступление созрело и упало как камень, как это обычно и бывает "…" Шариков сам пригласил свою смерть". На просьбу Филиппа Филипповича покинуть квартиру он ответил решительным отказом и направил на доктора Борменталя револьвер. Перенеся обратную операцию, Шарик ничего не помнит и все думает, что ему "так свезло, просто неописуемо свезло". И трагический финал Булгаков скрашивает комической нотой.

На первом плане - эксперимент гениального ученого, захватывающий сюжет. На глазах у профессора из милого, но хитрого, немного подхалима-пса получается человек. И эксперимент биологический становится экспериментом нравственно-психологическим. Повесть о профессоре старой школы, сделавшем великое открытие. В глубине невероятно смешных историй, скрыты трагизм, грустные размышления о человеческих недостатках и инстинктах, которые порой ими руководят, об ответственности ученого и о страшной силе самодовольного невежества. Темы вечные, актуальные, не утратившие своего значения и сегодня.

Умная и человечная сатира Булгакова не переходит границ, ибо нельзя бездумно издеваться и смеяться над человеческими несчастьями, даже если сам человек в них повинен. Личность разрушена, раздавлена, все ее многовековые достижения - культура, вера - уничтожены и запрещены. Трагедия народа, трагедия нравов. Шариковы сами не рождаются.

Произведения Булгакова - богатейшая школа мастерства, юмора, сатиры, гротеска. Его влияние легко обнаружить в сочинениях многих авторов. Каждое его произведение -захватывающее чтение, обогащающее и облагораживающее. В какой-то мере они являются и предсказанием. Всевидящий писатель увидел многое.

Сама книга долго была под запретом и впервые опубликована спустя много лет после смерти писателя. Современник Булгакова писатель В. Вересаев говорил: "Но цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь "Собачье сердце", и он совсем падает духом. Да и живет почти нищенски..." Но "Собачье сердце" Булгакова при всей своей глубине и силе художественной критики не была разрушительным отрицанием и высмеиванием всего нового, хотя иногда их так и трактовали. Сатира эта изобретательно боролась с силами разрушения, разобщения и зла, высвечивала и выжигала уродство социального быта и "новой" человеческой психологии, утверждая и закрепляя старые ценности: культуру, честность, достоинство. Трагедия и в том, что цензура не пускала повесть, тем самым не давая людям задуматься об устройстве новой жизни. И они шли по течению, то есть опускались, так как нужные мысли не были вложены мудрым писателем (или предсказателем?) в их головы.

Повесть о Шарике, несмотря на все запреты, жила в ветхих переплетах самиздата лет 60, оказывая скрытое влияние на людей и литературу. Сейчас повесть стала достоянием кинематографа, театра и телевидения, что лишь подтверждает ее неувядаемость и актуальность. Только на первый взгляд пьеса кажется комичной. Две противоположные категории переплетаются и растворяются одна в другой, чтобы представить в произведении полноту жизни и чувств, дать читателю осознать реалистичность произведения, ведь в жизни ничего не бывает в чистом виде - ни добра, ни зла, ни комического, ни трагического. Булгаков мастерски вплетает и фантастику в реальную жизнь, делает ее практически реальной - соединяет еще две противоположности для тех же целей.

Пушкин говорил: " Куда не достает меч закона, туда достает бич сатиры". В повести бич сатиры проник глубоко в реальный быт 1920-х годов, и помогала ему в этом фантастика, показывающая людей с неожиданной стороны.

Список используемой литературы

1) Булгаков М. А. "Романы" // Современник // 1988 //

2) Фуссо С. Б. "Собачье сердце" О неуспехах превращения // "Литературное обозрение" // 1991

3) Шаргородский С. В. "Собачье сердце, или Чудовищная история" // "Литературное обозрение" // 1991

4) Соколов Б. В. "Булгаковская Энциклопедия" // Локид // 1996

5) Иоффе С. А. "Тайнопись в Собачьем сердце" // Новый журнал // 1987

6) Интернет-ресурсы