Каким предстает перед нами Печорин? Урок. М.Ю


Тема: М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести «Бэла»

Цели:

    Образовательные:

1.1.Выявить особенности характера Печорина в ходе анализа повести и наблюдения над поведением героя, показать оценку образа героя рассказчиком, роль пейзажа в создании характера;

1.2. добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

1.3. развивать умение учащихся работать с текстом;

    1. проверить осознание прочитанного;

      развивать умение учащихся самим задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

      развивать умение давать сравнительную характеристику действующим лицам;

      ввести термины: нравственность, проблема, легкомысленный, безответственный

    Развивающие:

    1. развитие логического мышления;

      развитие речевой деятельности- самостоятельных связанных высказываний в устной форме;

      следить за произношением учащихся;

      развивать навык чтения с губ;

      развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

    Воспитательные:

3.1. воспитать умение обдумывать действия, высказывать свое мнение, опираясь на межпредметные связи, формировать эстетическое восприятие.

3.2. воспитание честности, доброты, чувства долга и порядочности, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Оборудование : портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к повести «Бэла», отрывки из к/ф «Бэла».

Методические приемы: анализ текста, комментарий учителя, комментированное чтение.

Ход урока:

    Актуализация знаний.

Учитель: На предыдущем уроке мы начали разговор о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

??? Давайте вспомним, что нового мы узнали?

(- историю создания;

- жанр;

- композицию).

    Формулирование темы урока и целей:

??? О чем на сегодняшнем уроке пойдет речь?

(- анализ повести «Бэла»;

- рассказ о личности главного героя романа Григория Александровича Печорина)

??? Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

Тема: «Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести «Бэла»

??? Какие цели можно поставить перед собой?

- выявить особенности характера Печорина

- получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках;

- составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла».

А также ответить на проблемный вопрос: ?Печорин. Кто ОН?

    Работа с эпиграфами:

К уроку я предложу вам несколько эпиграфов: это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», слова Печорина из романа «Герой нашего времени», слова известного критика В.Г. Белинского, зачитайте их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

«Дума» М.Ю. Лермонтов

Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение….

«Герой нашего времени» «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтов

Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

В.Г. Белинский

Это эпиграфы к образу Печорина.

??? Какой из них больше подходит к образу героя, выберете для себя. В конце урока мы вернемся к ним.

    Работа по повести «Бэла».

    Продолжите фразу: «Я прочитал(а) повесть «Бэла» и …»

Учитель : Я вижу, что у вас возникло много вопросов, но пока нет на них ответов. Некоторые страницы вызвали у вас недоумение, сомнение.

Но главное - в центре нашего внимания Печорин (на доску вывешивается имя ПЕЧОРИН).

ПЕЧОРИН

Анализировать образ Печорина мы будем, используя необычный способ: СКВОЗЬ ПРИЗМУ.

??? А что такое призма?

Призма- геометрическая фигура. Устройство для преломления лучей.

Так же и мы поведение и поступки Печорина пропустим через сердце и душу героев как через призму.

Чтобы помочь вам лучше разобраться в содержании повести, лучше понять образ главного героя, мы с вами отправимся в путешествие на Кавказ, а нашим помощником будет М.Ю.Лермонтов. Наше путешествие начинается.

Кадры из худ. фильма № 1

Итак, 1837 год, Кавказ, Военно – Грузинская дорога.

??? По дороге мы знакомимся с кем?

(офицером, штабс – капитаном Максим Максимычем (На доску вывешивается имя МАКСИМ МАКСИМЫЧ)

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Что же мы о нём узнали? Кто хочет рассказать о Максиме Максимыче?

(Максим Максимыч казался лет пятидесяти: смуглый цвет лица показывал, что он давно знаком с кавказским солнцем; преждевременно поседевшие усы, не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.

На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка; курил он из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро).

??? Посмотрим на Печорина глазами Максима Максимовича. Так каким же видит Печорина Максим Максимыч?

Характеристика Г.А.Печорина

Внешность

Офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был тоненький, беленький, на нём был мундир новенький.

Максим Максимыч о Печорине

«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет...»

Печорин о себе

«Мне стало скучно: удовольствия – опротивели, общество – надоело, любовь – раздражала, сердце оказалось пусто, науки – тоже надоели»

«Жизнь пустее день ото дня».

«Во мне душа испорчена светом».

«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...»

Вывод

Г.А.Печорин – виновник и жертва трагедии.

Он достоин сожаления (жалости, сострадания).

??? Поясните, в чём заключается странность Печорина?

Странность – необычность в поступках, привычках, взглядах

???? О какой черте характера Г.Печорина говорят эти строки?

1. «В дождик, в холод, целый день на охоте; все озябнут, устанут – а ему ничего…»

(сильный, выносливый).

    «В другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнями стукнет, он вздрогнет и побледнеет». (слабый, беззащитный; смятение, испуг)

    «…ходил на кабана один на один». (смелость, бесстрашие)

    «…бывало, по целым часам слова не добъёшься…» (молчаливый, неразговорчивый)

    «…зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха»

(весёлый, общительный)

ВЫВОД:

С одной стороны - сильный, выносливый, смелый, бесстрашный, общительный, весёлый

С другой стороны – слабый, беззащитный, смятение, испуг, молчаливый, одиночество

???? О чём это говорит? (О противоречивом характере)

??? А как проходила жизнь Печорина в крепости, как Максим Максимыч решил развлечь Григория Александровича? (решил пригласить на свадьбу к знакомому князю, где Печорину понравилась дочь князя Бэла).

Кадры из худ. фильма № 2

5.Работа в группах

Для дальнейшей работы вам надо выбрать цветные листочки (листочки следующих цветов: белый, черный, желтый, красный)

Обучающиеся выбирают цветные листочки.

????? А теперь объединитесь по цвету, т. о. у нас получились группы.

Задание: рассказать, как развивались взаимоотношения Печорина и Бэлы. Но каждая группа рассказывает со своей точки зрения.

1 группа – БЕЛЫЙ

Вы выбрали белый цвет. Белый цвет наводит на мысль о бумаге, о белом чистом листе бумаге. В этом режиме мышления нас интересуют только факты, т. е. на всё мы смотрим только с точки зрения фактов и цифр. Вы рисуете картину взаимоотношений героев БЕСПРИСТРАСТНО.

Примерный ответ: Итак, Печорин, увидев на свадьбе, куда они были приглашены с Максимом Максимычем, Бэлу, был пленён её необычной красотой и той таинственностью, которая заставила его задуматься над возможностью покорить сердце Бэлы.

Найдя подход к Азамату, брату Бэлы, пообещав ему в обмен на сестру коня Казбича Карагёза, о котором давно мечтал Азамат, Печорин без особых усилий получает Бэлу.

Чтобы расположить к себе Бэлу, Печорин употребляет все средства: задаривает её подарками, предлагает отпустить домой, если она любит другого, умоляет полюбить его, угрожает, наконец, что уедет навсегда и будет искать смерти под пулями.

Печорин добился своего: Бэла полюбила его, но сам Печорин очень скоро охладел к ней (прошло всего 4 месяца). Грусть и упрёки Бэлы вызывали в нём только раздражение.

Бэла узнаёт, что Казбич убил её отца. Однажды, когда Бэла вышла из крепости прогуляться до речки, её подкараулил Казбич, увёз, а когда увидел, что его настигают Печорин и Максим Максимыч, нанёс Бэле смертельный удар кинжалом. Через два дня Бэла умерла.

Максим Максимыч и Печорин похоронили Бэлу. Казбича и Азамата больше не видели. После этого Печорин уезжает, а Максим Максимыч остаётся. Вот и вся несложная и довольно обычная история горянки и русского офицера. Только так она и могла закончиться.

2 группа – КРАСНЫЙ

Красный цвет позволяет нам взглянуть на всё произошедшее только на ЭМОЦИОНАЛЬНОМ уровне.

Примерный ответ: Любовь – самое прекрасное чувство, её нельзя одобрить или осудить. Ведь это замечательно, что Печорин полюбил Бэлу. В неё невозможно было не влюбиться: «высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу», – говорит Максим Максимыч. «Как она пляшет! Как поёт! А вышивает золотом – чудо!» – расхваливает её Азамат.

Печорин – молодец! Он знает, как подойти к женщине, как добиться её расположения. Им можно только восхищаться. Щедрость его не знает границ – он завалил Бэлу подарками. Он красноречив, тонок в обращении, умён, находчив, он из тех мужчин, которые всегда нравятся женщинам.

Бэла, действительно, удивительная: она плачет и смеётся, грустит и пляшет, в страхе за жизнь Печорина вскакивает и бросается ему на шею. Упрекает Печорина, что он разлюбил свою «джанечку», но в то же время «так похорошела, что чудо».

Разлюбил ли Печорин Бэлу, нет, но любит спокойнее, холоднее, ему уже мало любви Бэлы, чтобы заполнить жизнь. Но это и понятно: любовь не бывает всегда одинаковой, она развивается, меняется.

Любовь Печорина к Бэле закончилась трагически. Но любовь и смерть всегда очень близко находятся друг от друга. Ах, как переживал Печорин: побледнел, похудел, но нельзя же вечно страдать – жизнь есть жизнь. Нам кажется: такой человек, как Печорин, обязательно встретит на своём пути другую любовь и будет счастлив. В жизни всё слито воедино: и радости, и страдания. Человек эмоционален по своей природе, следовательно, всевозможные движения души ему свойственны.

3 группа – ЧЕРНЫЙ

Посмотрим на события сквозь чёрные очки и увидим, что всё очень ПЛОХО и ТРАГИЧНО. Нет ни одного светлого момента в отношениях Печорина и Бэлы.

Примерный ответ :

Конечно, Печорин Бэлу не любил и не мог полюбить. Из этих отношений никогда бы ничего не получилось: слишком они разные, многое их разделяет. Печорин тяготится их отношениями сразу же после похищения Бэлы. Слишком много энергии он затратил, чтобы завоевать её расположение. Любовь – всегда страдание, трагедия.

Печорин страдает сначала от любви к Бэле, потом от разочарования в любви, потом от навязчивости Бэлы, потом о том, что потерял свободу. Нам кажется, что он был рад, когда освободился из плена отношений с Бэлой.

Бэла во всей этой истории тоже выглядит недостойно: кокетничает с русским офицером, нарушая обычаи своего народа, уж слишком быстро уступает Печорину, униженно говорит: «Я твоя пленница… твоя раба… ты меня можешь принудить…». А Печорина привлекает не раба, а гордая женщина.

Слишком быстро Бэла забывает брата, недолго плачет об отце, жалеет, что она не христианка, т.е. желает отказаться от своей веры.

Печорин не очень грустил о Бэле. «Его лицо ничего не выражало особенного», а на утешения Максима Максимыча отреагировал в духе его характера: «поднял голову и засмеялся»Он уезжает и забывает эту историю. Так оно и должно было быть.

4 группа – ЖЕЛТЫЙ

Как страшно было бы жить на свете, если бы все люди носили всегда только чёрное, были пессимистами. Но, к счастью, в жизни, кроме тени, есть ещё и солнце, и кроме злобы, есть добро. И в самой мрачной ситуации можно увидеть что-то ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ. Посмотрим на желтый цвет, цвет солнца, а солнце бывает даже там, где когда-то была тень.

Примерный ответ:

Что же положительного в отношениях Печорина и Бэлы. Во-первых, появление в его жизни Бэлы создало хоть какую-то цель. Мы верим, что Бэла, пусть на время, но составила его счастье. А человек должен когда-то ощущать себя счастливым.

Печорин нуждается в любви молодого чистого существа, это чувство обогатит его внутренний мир, очистит душу, заставит думать не только о себе. «Да, они были счастливы», – говорит Максим Максимыч. Четыре месяца всё шло хорошо: Печорин даже на охоту не ходил, сидел возле Бэлы.

В Печорине проснулись чувства, о которых он, может быть, раньше и не знал: сострадание, жалость, нежность; болезнь и смерть Бэлы наполнили всё его существо заботой и любовью.

Его горе искренно, хоть и не похоже на обычное проявление человеческих чувств. Мы думаем, что у него появилось и чувство раскаяния: он долго был болен, похудел и побледнел. Эта история раскрыла лучшие качества души Печорина.

Любовь Бэлы к Печорину тоже демонстрирует её лучшие человеческие и женские черты. Её поведение во всей этой истории заставляет Максима Максимыча, который был невысокого мнения о горянках, «уважать себя, а вместе с собой и женщин своего народа». Бэла умеет любить горячо и навечно: Печорин один составляет смысл её жизни. Так любить может не каждая девушка. Бэла смогла победить Печорина: неграмотная дикарка, жившая одной любовью, подчиняющаяся повелителю-возлюбленному, перед смертью оказывается гордой женщиной, полной человеческого достоинства.

??? Такой метод наблюдений над одной и той же ситуацией ЧТО дает нам? Сделайте вывод?

ВЫВОД: Мы посмотрели на одну и ту же ситуацию со всех сторон. Все мы разные и это важно учитывать мнение каждого, выслушать каждого.

Вернемся к главному герою - Григорию Александровичу Печорину.

??? Стикерами обозначьте по одной главной черте героя. Обоснуйте свой выбор (На доску с именем ПЕЧОРИН клеим стикеры).

Задание: Составьте таблицу противоречий характера Печорина, в которой отразите, какие черты героя импонируют вам, а какие отталкивают.

Бесстрашие

Способность на пылкое, глубокое чувство

Доброта, внимательное отношение (при желании) к другому человеку

Авантюризм

Непостоянство

Быстрая смена настроения

Эгоизм

Равнодушие

Кадры из худ. фильма № 3 (Включить на 2 мин. 34 сек.)

ВЫВОД: Вот у нас получился портрет Печорина с противоречиями в характере. Кто же Печорин?

На этот вопрос вы найдете ответ, прочитав весь роман.

Учитель: В конце урока я хотела бы зачитать стихотворение Маргариты Мысляковой «Читая «героя нашего времени»

Как может человек быть чёрен
и отвратителен до боли!
Нет, мне не нравится Печорин,
чей образ проходили в школе.

Хочу, чтоб люди были белы,
мужчины чтоб, по крайней мере,
не покидали бедной Бэлы,
не унижали нежной Мэри.

И так мечтается порою
свой тезис утвердить реально:
плохого Лермонтов героя
нарисовал, пусть гениально.

Но мир моей оценки тесен,
подход мой не совсем привычен.
Печорин, скажут, интересен,
Печорин, скажут, симпатичен!

Ответьте прямо, без обмана:
тип положительный в ходу ли?
Герои добрые в романах
скучны порою и ходульны.

И взгляд читательский зашорен,
весь подчинённый острым темам.
И многим нравится Печорин –
непросветлённый этот демон.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. РЕФЛЕКСИЯ.

    Вот такой портрет Печорина у нас получился. Какой эпиграф вы выбрали бы к нашему уроку? Изменился ли он после того, как прошел урок?

    Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа «Герой нашего времени», вы поменяете свое отношение к герою, а может и нет.

Выставление оценок.

Домашнее задание: прочитать повести «Максим Максимыч», «Тамань». Ответить на вопрос: что нового из этих повестей мы узнаем о Печорине?

Образ Печорина в главе "Бэла" из "герой нашего времени" и получил лучший ответ

Ответ от Лилия Аминова[гуру]
В повести «Бэла» Печорин показан как типичный представитель светского общества. Это особенно ярко выражается благодаря противопоставлению героя горцам - «детям природы» . Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, чего очень не хватает Печорину. В повести образ героя выглядит малопривлекательно, так как Максим Максимыч просто излагает факты, не давая им никакой оценки, поэтому герой предстает безжалостным и черствым человеком. И это неудивительно, ведь Печорин похищает Бэлу, не задумываясь о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома. Такой поступок может быть оправдан лишь очень сильной любовью, а Печорин не испытывает ее. Он говорит Максим Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни.. . мне с нею скучно» . Герою безразличны чувства других, его отношение к любви, показанное в повести, служит доказательством этому. Если судить о Печорине по первой повести, - это чудовище, но Лермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с другой стороны, его собственными глазами, и в новелле «Тамань» повествование переходит уже к самому Печорину. Именно в ней появляется полный и четкий психологический портрет героя.

Ответ от Верочка Круглова [новичек]
литра. ру
там ВСЕ есть!


Ответ от Дима Авотин [активный]
Печорин Григорий Александрович - главный герой романа. Именно его Лермонтов называет "героем нашего времени". Сам автор замечает следующее: "Герой Нашего Времени... точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени.
П. умен, хорошо образован. Он чувствует в своей душе большие силы, которые потратил попусту. "В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги". Внутренние качества героя автор выражает через его внешность. Аристократичность П. показывается Через худобу его бледных пальцев. При ходьбе он не размахивает руками - так выражается скрытность его натуры. Глаза П. не смеялись, когда смеялся он. Это можно назвать признаком постоянной душевной драмы. Внутренние метания героя особенно ярко отразились в его отношении к женщинам. Он выкрадывает молодую черкешенку Бэлу из родительского дома, какое-то время наслаждается ее любовью, но после она надоедает ему. Бэла гибнет. Он долго и методично привлекает к себе внимание княжны Мери. Им движет лишь желание всецело обладать чужой душой. Когда герой добивается ее любви, говорит, что не собирается на ней женится. На Минеральных водах П. встречает Веру, женщину, которая любила его в течение многих лет. Мы узнаем, что он издергал всю ее душу. П. искренне увлекается, но чрезвычайно быстро ему становится скучно, и он бросает людей, как сорванный по дороге цветок. В этом состоит глубокий трагизм героя. Окончательно осознав, что уже никто и ничто не сможет составить смысл его жизни, П. ждет смерти. Он нашел ее в дороге, по возвращении из Персии.

Неужто тамошняя молодежь вся такова?

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени


На уроке следует проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать выводы о загадках характера Печорина, показать, какие его черты можно считать типическими, позволяющими видеть в этом литературном образе «портрет поколения».
дальше...

I. Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Понять загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» помогает композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж.
Вопросы и задания для обсуждения повести «Бэла»
1. Каков художественный смысл смены рассказчиков?
2. Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера? Докажите, что для Максима Максимыча Печорин — загадка.
3. Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым? Объясните психологические мотивы его поведения после смерти Бэлы.
4. Как в поведении проявляется противоречивость характера Печорина? Какие детали это подчеркивают?
5. Обучение анализу эпизода. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?..» до слов «...упала на постель и закрыла лицо рука ми». В чем конфликт этого диалога? Как в речи и поведении героев проявляется их душевное состояние?
Присутствует ли автор в диалоге? Охарактеризуйте его позицию. Какими художественными средствами он пользуется для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин? Каково место этого эпизода в сюжете главы и в
романе в целом?
6. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «...с помощью бурь и дурных дорог» . Сравните рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст и настроение монолога Печорина со стихотворением «Дума».

Индивидуальные задания
1. Определить роль пейзажа в главе «Бэла».
2. Проследить детали психологического портрета Максима Максимыча и объяснить их смысл.
3. Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев. Дать им оценку.

Вопросы и задания для обсуждения главы
«Максим Максимыч»
1. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
2. Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
3. Проанализируйте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «...глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать конфликт и подтекст их диалога. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
4. Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали в тексте 1 й и 2 й глав подчеркивают его положительные качества?

II. Печорин как представительпоколения

Итог урока
В образе Печорина Лермонтов рисует портрет своего поколения.
Герой показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания.
Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным.
Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в нем штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в этом образе, нужно понять душу героя, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эти за гадки поможет «Журнал Печорина».

Домашнее задание
Подготовить монолог на тему «Печорин глазами Максима Максимыча» или выполнить письменный сопоставительный анализ двух портретов Печорина. Выучить наизусть одно из
лермонтовских описаний природы Кавказа (10—15 строчек).

«Герой нашего времени» - самое известное прозаическое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Во многом оно обязано своей популярностью своеобразию композиции и сюжету и противоречивости образа главного героя. Разобраться с тем, чем же так уникальна характеристика Печорина, мы и попробуем.

История создания

Роман был не первым прозаическим произведением писателя. Еще в 1836 году Лермонтов начинает роман о жизни петербургского высшего общества - «Княгиня Лиговская», где впервые возникает образ Печорина. Но из-за ссылки поэта произведение не было закончено. Уже на Кавказе Лермонтов вновь принимается за прозу, оставляя прежнего героя, но меняя место действия романа и название. Это произведение и получило название «Герой нашего времени».

Публикация романа начинается с 1839 года отдельными главами. Первыми в печать выходят «Бэла», «Фаталист», «Тамань». Произведение вызвало множество негативных откликов критиков. Связаны они в первую очередь были с образом Печорина, который воспринимался как клевета «на целое поколение». В ответ Лермонтовым выдвигается своя характеристика Печорина, в которой он называет героя собранием всех пороков современного автору общества.

Жанровое своеобразие

Жанр произведения - роман, раскрывающий психологические, философские и социальные проблемы николаевских времен. Этот период, наступивший сразу после разгрома декабристов, характеризуется отсутствием значимых социальных или философских идей, которые смогли бы воодушевить и сплотить передовое общество России. Отсюда и чувство ненужности и невозможности найти свое место в жизни, от которого страдало молодое поколение.

Социальная сторона романа звучит уже в названии, которое пропитано лермонтовской иронией. Печорин, несмотря на свою незаурядность, не соответствует роли героя, не зря его в критике часто называют антигероем.

Психологическая составляющая романа в том огромном внимании, которое автор уделяет внутренним переживаниям персонажа. При помощи различных художественных приемов авторская характеристика Печорина превращается в сложный психологический портрет, в котором отражается вся неоднозначность личности персонажа.

А философское в романе представлено рядом извечных человеческих вопросов: зачем существует человек, что он собой представляет, каков смысл его жизни и т. п.

Кто такой романтический герой?

Романтизм как литературное направление возник в XVIII веке. Его герой - в первую очередь неординарная и уникальная личность, которая всегда противопоставлена обществу. Романтический персонаж всегда одинок и не может быть понят окружающими. Ему нет места в обычном мире. Романтизм деятелен, он стремится к свершениям, приключениям и необычным декорациям. Именно поэтому характеристика Печорина изобилует описанием необычных историй и не менее необычными поступками героя.

Портрет Печорина

Изначально Григорий Александрович Печорин - это попытка типизировать молодых людей поколения Лермонтова. Каким же получился этот персонаж?

Краткая характеристика Печорина начинается с описания его социального положения. Итак, это офицер, который был разжалован и сослан на Кавказ из-за какой-то неприятной истории. Он из аристократической семьи, образован, холоден и расчетлив, ироничен, наделен незаурядным умом, склонен к философским рассуждениям. Но куда применить свои способности, он не знает и часто разменивается по мелочам. Печорин равнодушен к окружающим и себе, даже если его что-то захватывает, то он быстро остывает, как это было с Бэлой.

Но вина в том, что такая незаурядная личность не может найти себе места в мире, лежит не на Печорине, а на всем обществе, так как он типичный «герой своего времени». Социальная обстановка породила таких как он.

Цитатная характеристика Печорина

Высказываются о Печорине в романе два персонажа: Максим Максимович и сам автор. Также здесь можно упомянуть и самого героя, который пишет о своих мыслях и переживаниях в дневнике.

Максим Максимыч, простодушный и добрый человек, описывает Печорина так: «Славный малый… только немножко странен». В этой странности весь Печорин. Он совершает нелогичные поступки: охотится в непогоду и сидит в ясные дни дома; идет на кабана в одиночку, не дорожа своей жизнью; может быть молчаливым и хмурым, а может стать душой компании и рассказывать смешные и очень интересные истории. Максим Максимович сравнивает его поведение с поведением избалованного ребенка, который привык всегда получать желаемое. В этой характеристике отразились душевные метания, переживания, неспособность справиться со своими чувствами и эмоциями.

Авторская цитатная характеристика Печорина весьма критична и даже иронична: «Когда он опустился на скамью, то стан его согнулся... положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах... В его улыбке было что-то детское…» Лермонтов нисколько не идеализирует своего героя, видя его недостатки и пороки.

Отношение к любви

Бэлу, княжну Мэри, Веру, «ундину» сделал своими возлюбленными Печорин. Характеристика героя была бы неполной без описания его любовных историй.

Увидев Бэлу, Печорин считает, что наконец-то полюбил, и вот то, что поможет скрасить его одиночество и избавить от страданий. Однако проходит время, и герой понимает, что ошибся - девушка лишь на краткое время развлекла его. В безразличии Печорина к княжне проявился весь эгоизм этого героя, его неспособность думать о других и чем-то жертвовать ради них.

Следующей жертвой неспокойной души персонажа оказывается княжна Мэри. Эта гордая девушка решается переступить через социальное неравенство и первая признается в любви. Однако Печорин пугается семейной жизни, которая принесет покой. Герою этого не надо, он жаждет новых переживаний.

Краткая характеристика Печорина в связи с его отношением к любви может свестись к тому, что герой предстает жестоким человеком, неспособным на постоянные и глубокие чувства. Он причиняет только боль и страдания как девушкам, так и себе.

Дуэль Печорина и Грушницкого

Главный герой предстает противоречивой, неоднозначной и непредсказуемой личностью. Характеристика Печорина и Грушницкого указывает на еще одну яркую черту персонажа - желание развлечься, поиграть судьбами других людей.

Дуэль в романе стала попыткой Печорина не только посмеяться над Грушницким, но и провести своего рода психологический эксперимент. Главный герой дает возможность поступить своему оппоненту правильно, проявить лучшие качества.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого в этой сцене не на стороне последнего. Так как к трагедии привела именно его подлость и желание унизить главного героя. Печорин же, зная о заговоре, пытается дать возможность Грушницкому оправдаться и отступить от своего замысла.

В чем трагедия лермонтовского героя

Историческая действительность обрекает на крах все попытки Печорина найти себе хоть какое-то полезное применение. Даже в любви он не смог найти себе место. Этот герой совершенно одинок, ему сложно сближаться с людьми, открываться им, впускать в свою жизнь. Сосущая тоска, одиночество и желание найти себе место в мире - вот характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал романом-олицетворением величайшей трагедии человека - невозможности найти себя.

Печорин наделен благородством и честью, что проявилось при дуэли с Грушницким, но в то же время в нем главенствуют эгоизм и безразличие. На протяжении всего повествования герой остается статичным - он не эволюционирует, его ничего не может изменить. Лермонтов словно стремится этим показать, что Печорин практически полутруп. Его судьба предрешена, он уже не жив, хотя до конца еще и не мертв. Именно поэтому главный герой не заботится о своей безопасности, он бесстрашно бросается вперед, потому что ему нечего терять.

Трагизм Печорина не только в социальной ситуации, которая не позволила ему найти себе применения, но и в неспособности просто жить. Самоанализ и постоянные попытки осмыслить происходящее вокруг привели к метаниям, постоянным сомнениям и неуверенности.

Вывод

Интересна, неоднозначна и весьма противоречива характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал знаковым произведением Лермонтова именно благодаря столь сложному герою. Вобрав в себя черты романтизма, социальных перемен николаевской поры и философских проблем, личность Печорина оказалась вне времени. Его метания и проблемы близки и сегодняшней молодежи.

«Герой нашего времени» – классика русской литературы. Это произведение затрагивает тему пороков общества, которые раскрываются через образ «лишнего» человека. Главный герой произведения Лермонтова красивый, умный офицер, имеющий сильную, целеустремленную личность и неизменно .

Однако, несмотря на все его достоинства, он не может найти свое место, мечется в разные стороны, тем самым, порой, разрушая судьбы окружающих его людей и женщин, которые его любят. Он описан настолько живо и реалистично, что вызывает к себе искренние эмоции.

Портрет Печорина в главе «Бэла»

Первое впечатление о главном герое мы получаем глазами Максим Максимыча, именно он помогает увидеть, каким предстает перед нами Печорин в главе «Бэла». Григорий Печорин здесь пылкий, страстный мужчина, который добивается своей возлюбленной Бэлы, используя при этом довольно рискованные и не всегда честные способы. Он разрушает семью девушки, выкрадывает ее обманом, показывая свою расчетливость и некоторую жестокость. В определенный момент он искренне верит в то, что именно это спасет его от вечной скуки жизни. Однако, он не просто забирает к себе девушку, но и , хотя сам в последствие теряет свои чувства к ней.

Бэла становится своеобразной целью для Печорина, и достигнув ее, он охладевает. До самой смерти девушки он пытается окружить ее своими чувствами, но сердце не обманешь, и бедная Бэла умирает с тяжелым сердцем, чувствуя себя нелюбимой и несчастной. При этом в Григории еще живут искренние человеческие эмоции, ведь он страдает по-настоящему, правда не очень долго.

Образ Печорина в главе «Максим Максимыч»

Эта повесть по хронологии должна завершать роман, однако он, конечно, занимает свое правильное место, ведь то, каким предстает перед нами Печорин в главе «Максим Максимыч», показывает, насколько сильно повлияли на его личность события, которые будут происходить далее, но уже через описание самого героя.

Характер Григория заметно ужесточается, он становится грубым, резким и совершенно равнодушным. При встрече с тем, кого не видел так долго, он не проявляет никаких чувств, словно презирая всякую сентиментальность.

Характер главного героя в главе «Тамань»

То, каким предстает перед нами Печорин в главе «Тамань», резко отличается от привычного для него состояния скуки и разочарования. Встретив необычную красавицу-контрабандистку, его, словно ребенка, тянет к этому необычному и словно сказочному человеку. Он превращается в мечтательного молодого человека, который ищет приключений и чего-то совершенного нового.

Однако, после того, как он был обманут, обокраден и чуть не убит, Григорий корит себя за эту слабость, и к нам возвращается уже привычный читателю образ.

Портрет Григория в главе «Княжна Мэри»

Взглянув на героя поверхностным взглядом, довольно сложно понять, каким предстает перед нами Печорин в главе «Княжна Мэри». Лишь погрузившись в повесть полностью, мы начинаем замечать, что в Григории как будто живут два разных человека, которые мешают друг другу жить, приводя к губительным последствиям.

Страстная, расчетливая и самовлюбленная половина героя заставляет его влюбить в себя чистую и невинную княжну Мэри. Как и в случае с Бэлой, это для него всего лишь цель, достигнув которой, он теряет к девушке всяческий интерес. Его привлекает игра, в которой он постоянно меняет маски, так и не дав узнать свою настоящую сущность. Завладев сердцем девушки, Печорин разбивает его и выходит из игры, ведь с самого начала эти отношения ему были совершенно не нужны.

А вот разумная, живая половина героя, словно совесть, пробуждает в нем искренние чувства сострадания, переживания. Именно они побуждают его встретиться с Лерой, единственной женщиной, которая знала его таким, какой он есть на самом деле, и при этом любящей его всем сердцем. Когда она уезжает, нам удается увидеть настоящие эмоции Григория, пожалуй, единственные за всю главу.

Образ главного героя в главе «Фаталист»

Перед нами живо раскрывается еще одна грань личности героя в том, каким предстает перед нами Печорин в главе «Фаталист». Как мы знаем, жизнь для него – игра, но лишь в конце мы видим, что Григорий способен замахнуться на игру и со смертью.

Он совершает по-настоящему , чтобы обезвредить опасного убийцу, но делает это не из благих побуждений, а чтобы в который раз почувствовать острые ощущения, проверить свою судьбу. Он рискует жизнью, при этом не придавая ей никакой ценности.

Григорий Александрович Печорин обладает сильным духом и незаурядными способностями, применение которым найти ему так и не удается. По ходу романа, к нему приходит осознание, что его сильная, беспокойная натура приносит людям, которые его окружают, лишь несчастья. А Вы только подумайте, на какие свершения был способен человек с такими умом, физическими данными и богатой душой, если смог найти свое место в жизни.

Еще в предисловии Лермонтов говорит о том, что его образ собирательный, и принадлежит не одному человеку, а целому обществу, что и заставляет задуматься читателя о своей собственной судьбе.