Самые известные русские писатели и их произведения. Какие российские писатели «шли против системы»



Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"

МОСКВА, 13 фев — РИА Новости. Известный писатель Захар Прилепин стал заместителем командира одного из батальонов самопровозглашенной Донецкой народной республики. Для Прилепина это не первый опыт в зонах боевых действий. В прошлом он уже служил командиром отделения ОМОН, участвовал в обеих чеченских кампаниях.

В 2016 году писатель приступил к работе над книгой "Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы", посвященной военным биографиям поэтов золотого века. По словам автора, он хотел опровергнуть стереотип "о русской литературе как сборище гуманистов". Вероятно, на поездку d Донбасс его также вдохновили великие предшественники, ведь Прилепин , что "русские классики в идентичных ситуациях вели себя именно так: они немедленно ехали и принимали сторону своего народа, причем зачастую с оружием в руках".

Александр Пушкин

В 1829 году поэт сделал предложение Наталье Гончаровой, но, получив уклончивый ответ матери невесты, с досады уехал на Кавказ, где в тот момент шла очередная военная кампания с Турцией под руководством фельдмаршала Ивана Паскевича.

Пушкин успел блеснуть отвагой в битве на вершине Соганлуга, но по настоянию командира, не желавшего брать на себя ответственность за безопасность известного поэта, скоро оставил передовую и перебрался в Тифлис.

Василий Жуковский и Петр Вяземский

© Фото

Старшие товарищи Пушкина приняли участие в войне 1812 года. Уже будучи известным поэтом, автором популярной у современников "Людмилы", Василий Жуковский записался в ополчение. Вместе с ним там же оказался его молодой последователь Петр Вяземский. Последний, кстати, получил за ратные успехи орден Святого Владимира 4-й степени.

Оба поэта оставили воспоминания о Бородинской битве. Жуковский написал стихотворение "Во стане русских воинов", которое моментально разошлось в рядах российской армии, а рассказы Вяземского легли в основу "Войны и мира" Толстого.

Лев Толстой

Сам граф Лев Николаевич тоже нюхнул пороха — сначала в звании юнкера на Кавказе участвовал в стычках с горцами, а с началом Крымской войны перебрался в Дунайскую армию. За оборону Севастополя Толстого наградили орденом Святой Анны 4-й степени и несколькими медалями.

Помимо репутации храброго воина, граф снискал любовь однополчан своими рассказами. Его "Севастопольские рассказы", напечатанные в разгар боевых действий, произвели впечатление даже на императора Александра II, который велел беречь талантливого офицера.

Николай Гумилев

Одним из самых известных писателей-фронтовиков Серебряного века был Николай Гумилев. Несмотря на слабое здоровье, поэт грезил подвигами русских офицеров, которые отправлялись добровольцами в Абиссинию. Гумилев совершил несколько экспедиций в Африку, побывал в Турции и Египте. В начале Первой мировой поэт записался на фронт и был зачислен вольноопределяющимся в Лейб-гвардии Уланский полк.

За участие в разведывательных операциях Гумилев трижды награждался Георгиевским крестом. В 1917 году, после обострения болезни поэт был отправлен в русский экспедиционный корпус в Париже, служил адъютантом при комиссаре Временного правительства.

Михаил Зощенко

Известный писатель-сатирик был участников трех войн. В Первую мировую служил прапорщиком, получил осколочное ранение в ногу, порок сердца — как следствие отравления во время газовой атаки — и пять орденов за боевые заслуги. В 1919 году Зощенко был освобожден от службы по состоянию здоровья. Однако писатель сразу же вступил добровольцем в действующие ряды Красной армии.

Зощенко прошел гражданскую войну полковым адъютантом 1-го Образцового полка деревенской бедноты. После сердечного приступа был демобилизован, но с началом Великой Отечественной войны писатель снова прибыл в военкомат с просьбой отправить его на фронт как опытного солдата. Ему отказали, признав негодным к военной службе. Тем не менее Зощенко поступил в группу противопожарной обороны, которая защищала крыши домов во время бомбежек.

Аркадий Гайдар

Первую попытку попасть на фронт детский писатель и сценарист Аркадий Гайдар предпринял еще в десятилетнем возрасте. Поучаствовать в Первой мировой ему не удалось, зато в 14 лет был зачислен в ряды Красной армии. Уже в 18 лет Гайдара назначили командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом. В 1919 году он был демобилизован с диагнозом "травматический невроз", вызванным ранением осколком шрапнели и падением с лошади.

Вторую мировую Гайдар начал корреспондентом "Комсомольской правды", писал военные очерки. Но после окружения на Юго-Западном фронте попал в партизанский отряд, где служил пулеметчиком. В октябре 1941 года Гайдар попал в засаду к немцам и погиб.

Даниил Гранин

Один из немногих ныне живущих писателей-фронтовиков Даниил Гранин ушел на фронт в 22 года с дивизией народного ополчения. В первый же год Великой Отечественной он участвовал в боях под Псковом и на Пулковских высотах, пытаясь не допустить прорыва немцев к Ленинграду, был дважды ранен.

Один из последних романов Гранина "Мой лейтенант", посвященный тяготам первых месяцев войны, получил премию "Большая книга" и вызвал большой резонанс в обществе.

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Итоговый тест по литературе

за курс 10 класса

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2012

Пояснительная записка

Тесты по литературе за курс 10 класса позволяют определить уровень знаний учащихся произведений, изученных в 10 классе. Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание героев изученных произведений..

К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы.

Критерии оценивания:

«5» — 90 – 100 %

«4» — 70 – 89 % от общего количества вопросов,

«3» — 50 – 69 % от общего количества вопросов,

«2» — менее 50 % от общего количества вопросов.

I вариант

1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины XIX в.?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

г) реализм

2. Укажите основоположников «натуральной школы».

а) В. Г. Белинский и И. С. Тургенев

б) А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь

в) М. Ю. Лермонтов и Ф. И. Тютчев

г) В. Г. Белинский и Н. В. Гоголь

3. Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

а) И. С. Тургенева

б) А. Н. Островского

в) JI . Н. Толстого

г) Ф. М. Достоевского

4. Статья Н. А. Добролюбова «Когда же придет насто­ящий день?» посвящена роману И. С. Тургенева:

а) «Отцы и дети»

б) « Накануне»

в) «Дворянское гнездо»

г) «Рудин»

5. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

а ) Анна Петровна

б) Марфа Игнатьевна

в) Катерина Львовна

г ) Анастасия Семеновна

6. Укажите, какой художественный прием исполь­зует А. А. Фет в выделенных словосочетаниях.

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

а ) олицетворение

б) инверсия

в) эпитет

г ) аллегория

7. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

а) JI . Н. Толстой «Война и мир», князь Андрей

б) А. Н. Островский «Гроза», Катерина Каба­нова

в) И. С. Тургенев «Отцы и дети», Базаров

г ) Н. С. Лесков «Очарованный странник», Иван Северьянович Флягин

8. В каком произведении русской литературы второй половины XIX в. появляется герой-нигилист?

а) А. Н. Островский «Лес»

б) И. С. Тургенев «Отцы и дети»

в ) Ф. М. Достоевский «Преступление и нака­зание»

г) И. А. Гончаров «Обломов»

9. Назовите основной конфликт в романе И. С. Тур­генева «Отцы и дети».

а ) столкновение либерально-консервативных и демократических идей (Павел Петрович — Базаров)

б) конфликт между аристократкой Одинцовой и плебеем Базаровым (любовный конф­ликт)

в ) конфликт между старшим и младшим по­колениями (родители Базарова — База­ров)

г) внутренний конфликт в душе главного ге­роя Базарова (несоответствие целей и воз­можностей)

10. Катерина Измайлова — это героиня:

а) очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

б) пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

в) романа Ф. М. Достоевского «Идиот»

г ) романа И. А. Гончарова «Обыкновенная ис­тория»

а) А. Н. Островский

б) Ф. М. Достоевский

в) М. Е. Салтыков-Щедрин

г) Л. Н. Толстой

12. Кто из героев романа «Война и мир» предложил М. Кутузову план партизанской войны?

а ) Ф. Долохов

б) В. Денисов

в ) А. Волконский

г ) Б. Друбецкой

13. Какому герою «Войны и мира» принадлежит выс­казывание «Шахматы расставлены. Игра начнет­ся завтра»?

а) князю Андрею

б) императору Александру I

в ) Наполеону

г) М. И. Кутузову

14. Какого героя романа «Преступление и наказание» Д. Разумихин характеризует следующими слова­ми: «Угрюм, мрачен, надменен и горд…»?

а) Порфирия Петровича

б) Зосимова

в ) Раскольникова

г) Свидригайлова

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый и ясный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье, — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

а) А. К. Толстой

б) А. А. Фет

в ) Н. А. Некрасов

г) Ф. И. Тютчев

16. Укажите писателей второй половины XIX в., в названии произведений которых есть противопос­тавление (имеются в виду произведения, изучен­ные в школьном курсе).

а) А. Н. Островский, И. С. Тургенев, М. Е. Сал­тыков-Щедрин

б) И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, JI . Н. Тол­стой

в) И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. П. Че­хов

г) JI . Н. Толстой, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев

17. В творчестве какого поэта впервые была приме­нена импрессионистическая манера изображе­ния?

а) Н. А. Некрасов

б) Ф. И. Тютчев

в) А. А. Фет

г) А. К. Толстой

а) А. Н. Островский «Бешеные деньги»

в) JI . Н. Толстой «Живой труп»

г) Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

19. Определите, из какого произведения взят следую­щий отрывок.

Какое бы страстное, грешное, бунтующее серд­це ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинны­ми глазами: не об одном вечном спокойствии го­ворят нам они, о том великом спокойствии «рав­нодушной» природы; они говорят также о веч­ном примирении и о жизни бесконечной…

а) JI . Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

б) Ф. М. Достоевский «Преступление и нака­зание»

в ) И. А. Гончаров «Обломов»

г ) И. С. Тургенев «Отцы и дети»

20. Укажите имя критика, который определил особен­ности психологизма

JI . Н. Толстого как «диалек­тику души».

а) Н. Г. Чернышевский

б) Н. А. Добролюбов

в) А. И. Герцен

г) Н. Н. Страхов

21. Какой художественный прием использовал автор в данном произведении?

Блажен незлобивый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства…

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

а ) аллегория

б) антитеза

в ) метафора

г ) гипербола

22. Назовите основные критерии оценки личности в романе JI . Н. Толстого «Война и мир».

а ) гордость и самолюбие

б) благородство и доброта

в ) естественность и нравственность

г ) щедрость и мужество

II вариант

1. Кто из русских писателей был осужден на катор­жные работы?

а) М. Е. Салтыков-Щедрин

б) Ф. М. Достоевский

в ) А. И. Герцен

г) Н. А. Некрасов

2. Какой литературный тип изображен в образе Ди­кого (А. Н. Островский «Гроза»)?

а ) тип «маленького человека»

б) тип «лишнего человека»

в ) самодур

г ) романтический герой

а) И. А. Гончаров

б) Н. А. Некрасов

в ) М. Е. Салтыков-Щедрин

г) А. П. Чехов

4. Какая пьеса не принадлежит перу А. Н. Остров­ского?

а) «Лес»

б) «Волки и овцы»

в ) «Не в свои сани не садись»

г) «Месяц в деревне»

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день, —

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!

а) Ф. И. Тютчев

б) А. А. Фет

в ) Н. А. Некрасов

г) И. С. Тургенев

6. Укажите, какую позицию занимает в романе-эпо­пее «Война и мир» автор.

а ) участник происходящих событий

б) человек, глубоко переживающий и коммен­тирующий описываемые события

в ) бесстрастный наблюдатель

г ) повествователь, прерывающий рассказ, что­бы поведать читателю о себе

7. Укажите название полка, в котором служил Ни­колай Ростов.

JI . Н. Толстой «Война и мир»

а ) Преображенский

б) Павлоградский

в ) Измайловский

г ) Семеновский

8. Какой род литературы стал господствующим во второй половине XIX в.?

а ) лирика

б) драма

в ) эпос

г ) лиро-эпика

9. Укажите, с чем связаны изменения в характере Д. И. Старцева

(А. П. Чехов «Ионыч»).

а) влияние его невесты

б) воздействие родителей Д. И. Старцева

в ) влияние среды

г ) профессия врача

10. Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею JI . Н. Толстого «Война и мир».

а ) романтизм

б) сентиментализм

в ) классицизм

г ) реализм

11. Укажите произведение А. П. Чехова, которое яв­ляется лирической комедией.

а ) «Человек в футляре»

б) «Чайка»

в ) «Медведь»

г ) «Дама с собачкой»

12. Укажите, кому из русских писателей принадле­жит высказывание «Нет величия там, где нет про­стоты, добра и правды».

а) М. Е. Салтыков-Щедрин

б) JI . Н. Толстой

в ) Ф. М. Достоевский

г) А. П. Чехов

13. Укажите, где происходит основное действие рома­на И. А. Гончарова «Обломов».

а ) Петербург

б) Москва

в) город NN

г) тульское имение И. И. Обломова

14. Героем какого произведения А. Н. Островского является Несчастливцев?

а ) «Волки и овцы»

б) «Не в свои сани не садись»

в ) «Гроза»

г ) «Лес»

15. Кому посвящены следующие строки?

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренъя

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья…

а) Н. Г. Чернышевский

б) В. Г. Белинский

в ) Н. В. Гоголь

г) А. С. Пушкин

16. Кого из героев романа «Преступление и наказа­ние» тревожат сновидения?

а ) Лебезятников

б) Соня

в) Лужин

г ) Свидригайлов

17. Какому персонажу чеховского рассказа принад­лежит следующая реплика?

Малороссийский язык своею нежностью и при­ятною звучностью напоминает древнегречес­кий.

а) Беликов («Человек в футляре»)

б) Иван Петрович Туркин («Ионыч»)

в) надзиратель Очумелов («Хамелеон»)

г) Ипполит Ипполитыч («Учитель словеснос­ти»)

18. Почему А. П. Чехов назвал свою пьесу «Вишне­вый сад» комедией?

а ) забавный сюжет

б) комичный финал

в ) фарсовые ситуации

г ) претензии персонажей противоречат их воз­можностям

19. Укажите, кому из русских писателей принадле­жат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…».

а ) А. К. Толстой

б) А. С. Пушкин

в ) А. А. Фет

г) Ф. И. Тютчев

20. Укажите, кто из русских писателей является ав­тором романа «Накануне».

а) И. С. Тургенев

б) JI . Н. Толстой

в ) Ф. М. Достоевский

г) А. К. Толстой

21. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.

а ) Ф. М. Достоевский

б) Ф. И. Тютчев

в ) JI . II. Толстой

г ) И. Л. Гончаров

22. Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но граждани­ном быть обязан».

а ) А. А. Фет

б) Н. А. Некрасов

в) Ф. И. Тютчев

г) А. К. Толстой

Ответы

I вариант

II вариант

1 — г

2 — г

3 — б

4 — б

5 — б

6 — в

7 — г

8 — б

9 — а

10 — а

11 — в

12 — б

13 — в

14 — в

15 — г

16 — б

17 — в

18 — б

19 — г

20 — а

21 — б

22 — в

1 — б

2 — в

3 — в

4 — г

5 — в

6 — б

7 — б

8 — в

9 — в

10 — г

11 — б

12 — б

13 — а

14 — г

15 — в

16 — г

17 — а

18 — г

19 — г

20 — а

21 — в

22 — б

Список использованной литературы

1. Алиева Л.Ю. Тесты по литературе/ Л.Ю.Алиева, — М.: Айрис-пресс, 2004

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, — Москва «ВАКО», 2009

3. Щербина, И.В. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.: методическое пособие/ И.В.Щербинина, — М.: Дрофа, 2008

26 июня 1829 года Александр Пушкин принял участие в сражении с турками на высотах Саган-Лу. "Поэта насильно вывели из передовой цепи казаков в ту минуту, когда он, одушевленный отвагою, схватив после пику одного из убитых казаков, устремился противу неприятельских всадников". В честь этого события мы хотим вспомнить 7 русских писателей, участвовавших в войнах.

Гусар-партизан

Денис Давыдов, друг Пушкина, самое яркое лицо гусарской поэзии, был, пожалуй, наиболее отчаянным воякой из всех представителей русской литературы. Он с юности мечтал о боевой славе, но из-за своих фривольных стихов не раз «рисковал эполетами». Слава Денисова шла впереди него. В начале 1807 года он был назначен адъютантом к генералу П. И. Багратиону. В своё время Давыдов в одном из стихов вышутил длинный нос Багратиона и поэтому немножко побаивался первой встречи с ним. Багратион, завидев Дениса, сказал присутствующим офицерам: «Вот тот, кто потешался над моим носом». На что Давыдов, не растерявшись, ответил, что писал о его носе только из зависти, так как у самого его практически нет. Шутка Багратиону понравилась. И он часто, когда ему докладывали, что неприятель «на носу», переспрашивал: «На чьём носу? Если на моём, то можно ещё отобедать, а если на Денисовом, то по коням!». Во время Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов был инициатором создания партизанских отрядов, что во многом предопределило итоги войны. Закончил Отечественную войну Давыдов уже в чине генерал-майора.

Непротивленец-остряк

Главный поборник «непротивления злу насилием», Лев Толстой, в свои молодые годы был знатным бойцом. За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За честь», медалями «За защиту Севастополя 1854-1855» и «В память войны 1853-1856 гг.». Впоследствии он был награждён ещё двумя медалями «В память 50-летия защиты Севастополя». У писателя были все шансы продолжить свою успешную военную карьеру, однако он «погорел на таланте». Толстой был автором нескольких сатирических песен, стилизованных под солдатские, отчего имел проблемы. Песня под названием «Как четвёртого числа, нас нелёгкая несла горы отбирать», задевавшая целый ряд важных генералов, имела огромный успех. За неё Льву Николаевичу пришлось держать ответ перед помощником начальника штаба А. А. Якимахом. Толстого отправили курьером в Петербург, где он закончил «Севастопольские рассказы» и опубликовал их в «Современнике». Приобретя репутацию писателя, возвращаться к военной карьере Толстой не стал.

Авантюрист орденоносец

Николай Гумилёв был известным авантюристом. Он много путешествовал, бывал и в Турции, и в Египте. Привёз из своих африканских экспедиций обширную коллекцию для Петербургской кунсткамеры. После своих экспедиций, богемная жизнь была скучна для неутомимого Гумилёва, и он уходит добровольцем на войну. На фронте поэт принимает активное участие в разведывательных операциях, отличается беспримерной храбростью и завидной выдержкой. За время войны Гумилев был награждён двумя орденами Святого Георгия. То же мужество поэт проявил и во время расстрела. «Знаете, шикарно умер. Я слышал из первых рук. Улыбался, докурил папиросу… Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление», - такие воспоминания остались от расстрела поэта.

Сатирик прапорщик

Михаил Зощенко, известный большинству людей как остроумный писатель-сатирик, между тем был автором серьёзных, глубоких произведений. Также не все знают, что Зощенко был участником трёх войн. В Первую мировую Зощенко был прапорщиком. В повести «Перед восходом солнца» Зощенко писал: «В ту войну прапорщики жили в среднем не больше двенадцати дней». Писателю, однако, удалось остаться в живых, хотя состояние его здоровья было серьёзно подорвано войной. В ноябре 1915 года он получил осколочное ранение в ногу, а в июле 1916-го был отравлен во время газовой атаки. Тем не менее, за всё время войны Зощенко был награждён пятью орденами за боевые заслуги, а после её окончания отказался эмигрировать во Францию. В начале 1919 года, несмотря на то, что был освобождён от военной службы по состоянию здоровья, добровольно поступил в действующую часть Красной армии. Служил полковым адъютантом 1-го Образцового полка деревенской бедноты. Сразу после начала Втрой мировой войны Зощенко идёт в военкомат им просит направить его на фронт, как имеющего боевой опыт, однако в военкомате ему отказывают, ссылаясь на состояние здоровья. Зощенко поступает в группу противопожарной обороны (основная цель - борьба с зажигательными бомбами) и со своим сыном дежурит на крыше дома во время бомбёжек, а также выполняет работу, необходимую для фронта, и как писатель - пишет антифашистские фельетоны для публикации в газетах и на радио. По предложению главного режиссёра Ленинградского театра комедии Н. П. Акимова Зощенко и Шварц берутся за написание пьесы «Под липами Берлина» - пьеса о взятии советскими войсками Берлина шла на сцене театра в то время, когда немцы держали в блокаде Ленинград.

Молод и жесток

Аркадий Гайдар известен тем, что «Гайдар в твоём возрасте полком командовал». Действительно, будущий писатель очень рано начал свою военную карьеру. Начал он с того, что ещё мальчишкой пытался проникнуть на фронт Первой мировой, куда ушёл его отец, но был задержан. В 14 лет Голиков (настоящая фамилия писателя) был принят в коммунистическую партию, затем обучался на военных командных курсах и в 17 лет уже вступил в командование 23-м запасным стрелковым полком 2-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа, затем был назначен командиром батальона на фронте. Во время гражданской войны Аркадий Гайдар был известен своей жёсткостью. Начальник особого отдела Коновалов нашёл Голикова виновным в самочинных расстрелах и подлежащим заключению под стражу. Гайдар не раз находился на лечении в психиатрических клиниках. В годы Второй Мировой Гайдар сначала был корреспондентом «Комсомольской правды», но после попал в партизанский отряд, где был пулемётчиком.
26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб недалеко от села Лепляво Каневского района.

Фронтовики

Великая отечественная война породила целый жанр русской фронтовой литературы. Константин Симонов, Виктор Астафьев, Александр Твардовский, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Борис Васильев, Юрий Нагибин – далеко не полный список писателей фронтовиков. Все они принимали непосредственное участие в боевых операциях Второй мировой. Каждый из писателей внёс неоценимый вклад в формирование образа войны. Это очень разные произведения, каждое из которых заслуживает отдельного разговора. В романе «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева война представлена великой трагедией, писатель ведёт повествование без всякой патетики, оголяя человеческие конфликты. Александр Твардовский создал своего «Василия Тёркина», поэму, во многом новаторскую, ставшую всенародно любимой. Русская фронтовая литература – это не простое описание войны, это литература о человеке, его месте в мире, о ценностях и пороках. Что называется, обязательна к прочтению и перечитыванию.

Вариант – 1

1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

А)романтизм В)сентиментализм

Б)классицизм Г)реализм

2.Укажите основоположников «натуральной школы».

А)В.Г.Белинский, И.С.Тургенев В)М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь Г)В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь

3.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

А)И.С.Тургенев В)Л.Н.Толстой

Б)А.Н.Островский Г)Ф.М.Достоевский

4.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А)Анна Петровна В)Катерина Львовна

Б)Марфа Игнатьевна Г)Анастасия Семеновна

5.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:

«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,// Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»

А)олицетворение В)эпитет

Б)инверсия Г)аллегория

6.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А)Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей В)И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б)А.Н.Островский, «Гроза»,Катерина Кабанова Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин

7.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А)А.Н.Островский «Лес» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

8.Катерина Измайлова – это героиня:

А)очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Б)пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

В)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Г)романа И.А.Гончарова «Обломов»

А)А.Н.Островский В)М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)Ф.М.Достоевский Г)Л.Н.Толстой

10.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

А)Долохов В)Болконский

Б)Денисов Г)Друбецкой

11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

А)князю Андрею В)Наполеону

Б)императору Александру 1 Г)М.И.Кутузову

12.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?

А)Порфирия Петровича В)Раскольникова

Б)Зосимова Г)Свидригайлова

13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.

А)Платон Каратаев В)Пьер Безухов

Б)Федор Долохов Г)Анатоль Курагин

14.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

А)А.С.Пушкину В)Ф.И.Тютчеву

Б)Н.А.Некрасову Г)М.Ю.Лермонтову

15.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

16.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

А)жертвенность В)лицемерие

Б)легкомыслие Г)свободолюбие

17. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

А)Л.Н.Толстой В)И.А.Гончаров

18.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

А)В.Г.Белинский В)Н.Г.Чернышевский

Б)Н.А.Добролюбов Г)Д.И.Писарев

19.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов

Б)А.А.Фет Г)М.Ю.Лермонтов

20. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное В)Марьино

Б)Заманиловка Г)Отрадное

21.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?

А)выслан из Петербурга В)не был наказан, так как дал взятку

Б)разжалован в рядовые Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих

22.Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это

А)строгое научное обоснование разделения людей на разряды

Б)разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования

В)разделение людей на разряды: материал и собственно людей

23.Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был

А)нянькой грудного ребенка В)солдатом

Б)садовником Г)артистом

24.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 2

1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

А)Н.А.Некрасов В)А.А.Фет

Б)Ф.И.Тютчев Г)А.К.Толстой

А)А.Н.Островский «Гроза» В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

А)аллегория В)антитеза

Б)метафора Г)гипербола

5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество

6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов

7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека» В)самодур

Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой

А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов

9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

В)бесстрастный наблюдатель

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)Преображенский В)Измайловский

Б)Павлоградский Г)Семеновский

11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

А)И.А.Гончаров В)Л.Н.Толстой

Б)А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский

13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

14.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

А)А.С.Пушкин В)Ф.И.Тютчев

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Фет

16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин Г)Лебезятников

17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

А)Н.А.Некрасов В)Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин Г)А.А.Фет

18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин

19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

А)география В)словесность

Б)греческий язык Г)закон Божий

20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А)Пьер Безухов В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев Г)Василий Денисов

21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления Г)испачкался в крови

22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица

В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны

23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

А)Гуров В)Коваленко

Б)Буркин Г)Беликов

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 3

1.Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов «Ионыч»).

А)влияние его невесты В)влияние среды

Б)воздействие родителей Г)профессия врача

2.Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)романтизм В)классицизм

Б)сентиментализм Г)реализм

3.Укажите произведение А.П.Чехова, которое является лирической комедией.

А) «Человек в футляре» В) «Медведь»

Б) «Чайка» Г) «Дама с собачкой»

4.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Л.Н.Толстой

Б) Ф.М.Достоевский Г) А.П.Чехов

5.Укажите, где происходит основное действие романа И.А.Гончарова «Обломов».

А)Петербург В)город NN

Б)Москва Г)тульское имение Обломова

6.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

А)Лебезятников В)Лужин

Б)Соня Г)Свидригайлов

7.Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий»

А)Беликов («Человек в футляре») В)Очумелов («Хамелеон»)

Б)Туркин («Ионыч») Г)Ипполит Ипполитыч («Учитель словесности»)

8.Назовите имя писателя, который был артиллерийским офицером и принимал участие в обороне Севастополя в 1854 году.

А)И.А.Гончаров В)Ф.М.Достоевский

Б)Л.Н.Толстой Г)И.С.Тургенев

9.Укажите второе название гоголевского направления в литературе.

А)чистое искусство В)декадентство

Б)натуральная школа Г)социалистический реализм

10.Укажите, какая из перечисленных композиционных частей не является обязательной.

А)пролог В)кульминация

Б)завязка Г)развязка

11.Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?

А) «бурный поток» В) «подводное течение»

Б) «поток сознания» Г) «невидимая жизнь»

12.Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?

А)тема города В)любовь

Б)одиночество Г)гражданственность

13.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

А)Ф.М.Достоевскому В)И.А.Бунину

Б)Л.Н.Толстому Г)А.П.Чехову

14.Какой порок обличает А.П.Чехов в рассказе «Ионыч»?

А)душевную пустоту В)раболепие

Б)чинопочитание Г)лицемерие

А)Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» В)Н.С.Лесков «Очарованный странник»

Б)А.Н.Островский «Гроза» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

16.В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?

А) «Вишневый сад» В) «Мертвые души»

Б) «Гроза» Г) «Крыжовник»

17. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»

А)Н.Г.Чернышевскому В)В.Г.Белинскому

Б)Н.В.Гоголю Г)М.Ю.Лермонтову

18.Укажите, к какому литературному направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)классицизм В)романтизм

Б)реализм Г)сентиментализм

19.Укажите, каков социальный статус Марфы Игнатьевны Кабановой (А.Н.Островский «Гроза»)

А)мещанка В)крестьянка

Б)дворянка Г)купчиха

20.Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела//Котлом клокоча и клубясь…»

А)гротеск В)аллегория

Б)олицетворение Г)сравнение

21.Сон Обломова (И.А.Гончаров «Обломов») – это

А)история рода Обломовых

Б)реалистическое изображение российской деревни времен крепостничества

В)поэтическая картина русской жизни, где смешались явь и сказка

22.Утверждение, содержащее фактическую ошибку (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)фрейлину А.П.Шерер Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской

Б)геройский поступок князя Андрея определил исход Аустерлицкого сражения

В)Данило Купор – это танец, который танцуют на именинах у Ростовых

23.Для Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») характерно следующее из названных качеств

А)бездушие В)простодушие

Б)равнодушие Г)высокомерие

24.Назовите произведения, в которых есть герои, образы которых восходят к образам былинных богатырей

А) «Очарованный странник», «О любви»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»

Г) «Гроза», «О любви»

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 4

1.Почему А.П.Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?

А)забавный сюжет В)фарсовые ситуации

Б)комичный финал Г)претензии персонажей противоречат их возможностям

2.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»

А)А.К.Толстой В)А.А.Фет

Б)А.С.Пушкин Г)Ф.И.Тютчев

3.Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.

А)Ф.М.Достоевский В)Ф.И.Тютчев

Б)Л.Н.Толстой Г)И.А.Гончаров

4.Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

А) А.А.Фет В)Н.А.Некрасов

Б) Ф.И.Тютчев Г) А.К.Толстой

5.Укажите, какое из названных произведений не входит в цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева.

А) «Малиновая вода» В) «Певцы»

Б) «Муму» Г) «Бирюк»

6.Укажите, кому был посвящен роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

А)Н.Г.Чернышевский В)В.Г.Белинский

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Григорьев

7.Кто из русских писателей отбывал каторгу в Омском остроге?

А)Н.Г.Чернышевский В)Ф.М.Достоевский

Б)М.Е.Салтыков-Щедрин Г)Н.А.Некрасов

8.Назовите писателя, который совершил кругосветное путешествие на борту фрегата «Паллада»

А)И.С.Тургенев В)Л.Н.Толстой

Б)И.А.Гончаров Г)А.П.Чехов

9.Укажите имя писателя, который совершил поездку на остров Сахалин.

А) Л.Н.Толстой В) А.П.Чехов

Б) И.А.Гончаров Г) М.Е.Салтыков-Щедрин

10.Назовите имя писателя, который не является уроженцем Москвы.

А)А.С.Пушкин В)Ф.М.Достоевский

Б)М.Ю.Лермонтов Г)А.П.Чехов

11.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

А)сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм

Б)модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм

В)классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм

Г)реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм

12.Излюбленным жанром поэзии Н.А.Некрасова является:

А)ода В)элегия

Б)баллада Г)послание

13.Назовите поэта, в творчестве которого не встречается стихотворение «Пророк»

А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов

Б)М.Ю.Лермонтов Г)Ф.И.Тютчев

14.Что подразумевает Л.Н.Толстой под понятием «народ»?

А)всех трудящихся, создающих материальные ценности

Б)крепостных крестьян, работающих на земле

В)совокупность представителей всех социальных групп и сословий, проявляющих духовность, патриотизм

Г)мастеровых, ремесленников

15.Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир! Принадлежат слова «Надо жить, надо любить, надо верить»?

А)Андрею Болконскому В)Пьеру Безухову

Б)Николаю Ростову Г)Платону Каратаеву

16.Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

А)гипербола В)экспозиция

Б)гротеск Г)кульминация

17.Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

А)желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние

Б)стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам

В)попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение

Г)мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве

18.Укажите произведение, в сюжете которого отсутствует эпизод дуэли.

А)А.С.Пушкин «Выстрел» В)А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

19.Определите автора и произведение по заключительным словам: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»

А)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)И.С.Тургенев «Отцы и дети»

20.Какой художественный прием использует А.А.Фет в следующем отрывке: «Это утро, радость эта,//Эта мощь и дня и света,//Этот синий свод,//Этот крик и вереницы,//Эти стаи, эти птицы,//Этот говор вод…»

А)олицетворение В)анафора

Б)антитеза Г)эпитет

21.Базаров (И.С.Тургенев «Отцы и дети) говорит Аркадию о своем отце: «Такой же чудак, как твой, только в другом роде». Отцы схожи тем, что они

А)близки по возрасту и социальному положению

Б)любят природу, музыку и поэзию

В)любят своих сыновей и стремятся не отставать от века

22.В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:

А)Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой В)Ермил Гирин, Утятин, Яким Нагой

Б)Яким Нагой, Кудряш, Утятин Г)Феклуша, Утятин, Кулигин

23.В концепции Лескова не рассматривается следующая из сторон понятия «праведник».

А)умение довольствоваться малым, но никогда не поступать против совести

Б)религиозная отрешенность от земных страстей, служение Богу

В)способность обыкновенного человека к самопожертвовании.

24.Не поднимается в рассказе «Крыжовник» А.П.Чехова следующая проблема

А)взаимоотношений человека и природы

Б)деградации личности

В)личной ответственности за происходящее в мире

Г)русской интеллигенции