Гоголевское направление в литературе. Гоголевское направление русской литературы
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
«Гоголевское направление» - литературное направление, начало которому положил Н.В.Гоголь «петербургскими повестями», «Ревизором» и «Мертвыми душами» и которое определилось в 40-х годах как натуральная школа. В.Г.Белинский, выступавший горячим сторонником натуральной школы, подчеркивал ее связь с идейно-художественными принципами гоголевского реалистического творчества, утверждая плодотворное влияние гоголевской школы на современную русскую литературу. Термин возник в 50-х годах 19 века в полемике между революционно-демократической и либеральной критикой как обозначение социально-критической, сатирической линии в русской литературе. Демократическая критика выступила с обоснованием «Г.н.» в современной литературе. Этой цели прежде всего был посвящен обширный труд Н.Г.Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы», печатавшийся в «Современнике» в 1855 году. Против идей, развитых Чернышевским, выступил А.В.Дружинин, напечатавший в «Библиотеке для чтения» (1856, №№ 11, 12) статью «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения», в которой нарочито сталкивал гоголевское и пушкинское начала в русской литературе, ратовал за «артистическое» понимание искусства. Критика идеалистическая, либеральная (Дружинин, П.В.Анненков, С.С.Дудышкин, Н.Д.Ахшарумов) и славянофильская (А.А.Григорьев, Т.И.Филиппов, Б.Н.Алмазов, Е.Н.Эдельсон) писала о необходимости преодоления гоголевского «одностороннего» критицизма (П.В.Анненков, «О значении художественных произведений для общества», 1856) и о победе «пушкинского направления», «чистой художественной поэзии», «здорового» отношения к жизни.
Подтверждение этого тезиса пытались найти в творчестве А.Н.островского, А.Ф.Писемского, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, односторонне характеризуя некоторые стороны творчества этих писателей. Историко-литературное сопоставление А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя как художников и сравнительная оценка их социального значения для определенного периода развития русского общества, характерные для В.Г.Белинского, превратились у либеральных критиков 50-х годов в метафизическое противопоставление их творческих принципов, в связи с чем термины «Г.н.» и «пушкинское направление» приобрели антиисторический характер, отвлеченный от конкретных стадий развития реализма - от Пушкина к Гоголю. «Пушкинское направление» объявлялось либеральной критикой единственным подлинно поэтическим выражением якобы «чистого искусства». «Г.н.» истолковывали как искусство «грубое», даже низменное. В противовес подобному искажению действительного смысла эволюции русского реализма критики революционно-демократического лагеря всемерно подчеркивали общественное значение критического пафоса именно «Г.н.». Продолжая точку зрения Белинского, Чернышевский и Добролюбов справедливо утверждали, что для современной жизни нужна столько «поэзия действительности», сколько «идея отрицания» ее, составляющая пафос творчества Гоголя. Вместе с тем революционно-демократическая критика понимала, что «Г.н.» не может просто повторять Гоголя. Чернышевский в «Очерках гоголевского периода» говорит о необходимости «более полного и удовлетворительного развития идей, которые Гоголь обнимал только с одной стороны, не сознавая вполне их сцепления, их причин и следствий». Вскоре он отметил в «Губернских очерках» Щедрина отсутствовавшее у Гоголя ясное понимание связи отдельных «безобразных фактов со всею обстановкою нашей жизни». Таким образом, в основе литературно-эстетической полемики был вопрос об отношении к русской действительности, об общественной роли литературы, ее задачах и путях развития; в конечном счете это был спор о том, по какому пути пойдет русская литература - по пути «чистого» (по существу, охранительного) искусства или по пути прямого, открытого служения народу, то есть по пути борьбы против крепостничества и самодержавия. С точки зрения методологической противопоставление «пушкинского направления» «Г.н.» (как бы ни были различны и даже противоположны те цели, с которыми это противопоставление совершалось) связано с известной утратой русской критикой того времени целостного восприятия явлений искусства, которое отличало критические выступления Белинского. В целом же влияние «Г.н.» на дальнейшие судьбы русской литературы свидетельствовало о победе материалистической эстетики над идеалистической, что благотворно сказывалось на развитии русского реалистического искусства. В современном зарубежном литературоведении часто повторяются воззрения русской либеральной критики в истолковании русского литературного процесса 19 века. Так в «Словаре русской литературы» (издан в США в 1956 году) принижается роль революционно-демократической критики, Пушкин же трактуется как сторонник «чистого искусства». Р. Поджоли в книге очерков о русских писателях «Феникс и паук» (издана в США, 1960) называет «сомнительной» теорию Белинского и Чернышевского о Гоголе как отце русского реализма, полагая, что «русский классический реализм был в большей степени отрицанием дела Гоголя, чем продолжением его». Таким образом, зарубежная буржуазная критика пытается опереться на те тенденции русской «эстетической» критики 60-х годов 19 века, которые были отвергнуты всем последующим развитием русской литературы.
Подобные документы
Возникновение и развитие литературы русского зарубежья. Характеристика трех волн в истории русской эмиграции. Социальные и культурные обстоятельства каждой волны, их непосредственное влияние на развитие литературы русского зарубежья и ее жанров.
презентация , добавлен 18.10.2015
Первые труды Михаила Васильевича Ломоносова. Начало новой русской литературы, с новыми размерами стиха, с новым языком и содержанием. Заслуги Ломоносова в истории русской науки и русского просвещения. Лучшие поэтические произведения Ломоносова.
реферат , добавлен 11.01.2011
XIX век - "Золотой век" русской поэзии, век русской литературы в мировом масштабе. Расцвет сентиментализма – доминанты человеческой природы. Становления романтизма. Поэзия Лермонтова, Пушкина, Тютчева. Критический реализм как литературное направление.
доклад , добавлен 02.12.2010
Анализ произведений русской литературы, чьи персонажи употребляются в качестве имен нарицательных: Д. Фонвизина, Н. Гоголя, А. Грибоедова, А. Твардовского. Известные персонажи зарубежной литературы: мавр Отелло, барон Мюнхгаузен, Дон Кихот, Гамлет.
реферат , добавлен 08.05.2010
Биография и личная жизнь русской поэтессы и переводчика Беллы Ахмадулиной. Начало творческого пути, достижения в области литературы и особенности стихотворного слога. Наиболее популярные произведения поэтессы и ее награды за вклад в развитие литературы.
презентация , добавлен 14.03.2012
Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.
реферат , добавлен 12.06.2011
Главенствующие понятия и мотивы в русской классической литературе. Параллель между ценностями русской литературы и русским менталитетом. Семья как одна из главных ценностей. Воспеваемая в русской литературе нравственность и жизнь, какой она должна быть.
реферат , добавлен 21.06.2015
Развитие русской литературы XIX века. Основные направления сентиментализма. Романтизм в русской литературе 1810-1820 годов. Политическая направленность общественных интересов на патриотический настрой, идею религиозного возрождения страны и народа.
курсовая работа , добавлен 13.02.2015
Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.
курсовая работа , добавлен 20.12.2010
Путь Жуковского к романтизму. Отличие русского романтизма от западного. Созерцательность романтики творчества, эклектизм ранних произведений поэта. Философское начало в лирике поэта, жанровое своеобразие баллад, значение для русской литературы.
Готовые работы
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ
После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.
«ГО́ГОЛЕВСКОЕ НАПРАВЛЕ́НИЕ» - лит. направление, начало к-рому положил Н. В. Гоголь «петербургскими повестями», «Ревизором» и «Мертвыми душами» и к-рое определилось в 40-х гг. как натуральная школа . В. Г. Белинский, выступавший горячим сторонником натуральной школы, подчеркивал ее связь с идейно-худож. принципами гоголевского реалистич. творчества, утверждая плодотворное влияние гоголевской школы на совр. рус. лит-ру. Термин возник в 50-х гг. 19 в. в полемике между революционно-демо-кратич. и либеральной критикой как обозначение со-циально-критич., сатирич. линии в рус. лит-ре. Демократич. критика выступила с обоснованием «Г. н.» в совр. лит-ре. Этой цели прежде всего был посвящен обширный труд Н. Г. Чернышевского «Очерки гоголевского периода рус. литературы», печатавшийся в «Современнике»
в 1855. Против идей, развитых Чернышевским, выступил А. В. Дружинин, напечатавший в «Библиотеке для чтения» (1856, №№ 11, 12) статью «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения», в к-рой, нарочито сталкивая гоголевское и пушкинское начала в рус. лит-ре, ратовал за «артистическое» понимание иск-ва.
Критика идеалистическая, либеральная (Дружинин, П. В. Анненков, С. С. Дудышкин, Н. Д. Ахшарумов) и славянофильская (А. А. Григорьев, Т. И. Филиппов, Б. Н. Алмазов, Е. Н. Эдельсон) писала о необходимости преодоления гоголевского «одностороннего» критицизма (П. В. Анненков, «О значении художественных произведений для общества», 1856) и о победе «пушкинского направления», «чистой художественной поэзии», «здорового» отношения к жизни. Подтверждение этого тезиса пытались найти в творчестве А. Н. Островского, А. Ф. Писемского, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, односторонне характеризуя нек-рые стороны творчества этих писателей.
Историко-литературное сопоставление А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя как художников и сравнит. оценка их социального значения для определенного периода развития рус. общества, характерные для В. Г. Белинского, превратились у либеральных критиков 50-х гг. в метафизич. противопоставление их творч. принципов, в связи с чем термины «Г. н.» и «пушкинское направление» приобрели антиисторич. характер, отвлеченный от конкретных стадий развития реализма - от Пушкина к Гоголю. «Пушкинское направление» объявлялось либеральной критикой единственным подлинно поэтическим выражением якобы «чистого искусства». «Г. н.» истолковывали как иск-во «грубое», даже низменное. В противовес подобному искажению действит. смысла эволюции рус. реализма критики революц.-демократич. лагеря всемерно подчеркивали обществ. значение критич. пафоса именно «Г. н.». Продолжая точку зрения Белинского, Чернышевский и Добролюбов справедливо утверждали, что для современной жизни нужна не столько «поэзия действительности», сколько «идея отрицания» ее, составляющая пафос творчества Гоголя. Вместе с тем революц. демократич. критика понимала, что «Г. н.» не может просто повторять Гоголя. Чернышевский в «Очерках гоголевского периода» говорит о необходимости «более полного и удовлетворительного развития идей, которые Гоголь обнимал только с одной стороны, не сознавая вполне их сцепления, их причин и следствий». Вскоре он отметил в «Губернских очерках» Щедрина отсутствовавшее у Гоголя ясное понимание связи отдельных «безобразных фактов со всею обстановкою нашей жизни». Т. о., в основе лит.-эстетич. полемики был вопрос об отношении к рус. действительности, об обществ. роли лит-ры, ее задачах и путях развития; в конечном счете это был спор о том, по какому пути пойдет рус. лит-ра - по пути «чистого» (по существу, охранительного) иск-ва или по пути прямого, открытого служения народу, т. е. по пути борьбы против крепостничества и самодержавия.
С точки зрения методологической противопоставление «пушкинского направления» «Г. н.» (как бы ни были различны и даже противоположны те цели, с к-рыми это противопоставление совершалось) связано с известной утратой рус. критикой того времени целостного восприятия явлений иск-ва, к-рое отличало критич. выступления Белинского. В целом же влияние «Г. н.» на дальнейшие судьбы рус. лит-ры свидетельствовало о победе материалистич. эстетики над идеалистической, что благотворно сказалось на развитии рус. реалистич. иск-ва.
В совр. зарубежном лит. - ведении часто повторяются воззрения рус. либеральной критики в истолковании рус. лит. процесса 19 в. Так, в «Словаре русской литературы» (изд. в США в 1956) принижается роль революц.-демократич.
критики, Пушкин же трактуется как сторонник «чистого искусства». Р. Поджоли в книге очерков о рус. писателях «Феникс и паук» (изд. в США, 1960) называет «сомнительной» теорию Белинского и Чернышевского о Гоголе как отце рус. реализма, полагая, что «русский классический реализм был в большей степени отрицанием дела Гоголя, чем продолжением его». Т. о., зарубежная бурж. критика пытается опереться на те тенденции рус. «эстетической» критики 60-х гг. 19 в., к-рые были отвергнуты всем последующим развитием рус. лит-ры.
Лит.: Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. лит-ры, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Анненков П. В., Замечательное десятилетие. 1838-1848, в его кн.: Лит. воспоминания, М., 1960; его же , Молодость И. С. Тургенева, там же; Виноградов В., Гоголь и натуральная школа, Л., 1925; Пруцков Н. И., Этапы развития гоголевского направления в рус. лит-ре, «Уч. зап. Грозненского пед. ин-та», 1946, в. 2; его же , «Эстетическая» критика (Боткин, Дружинин, Анненков), в кн.: История рус. критики, т. 1, М. - Л., 1958; Мордовченко Н., Белинский и начало гоголевского периода рус. лит-ры, в его кн.: Белинский и рус. лит-ра его времени, М. - Л., 1950; Машинский С., Гоголь и революц. демократы, М., 1953; Кулешов В. И., «Отечественные записки» и лит-ра 40-х гг. 19 в., М., 1958; Покусаев Е. И., Н. Г. Чернышевский, М., 1960, с. 107-22; Поспелов Г. Н., История рус. лит-ры XIX в., т. 2, ч. 1, М., 1962.
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Итоговый тест по литературе
за курс 10 класса
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2012
Пояснительная записка
Тесты по литературе за курс 10 класса позволяют определить уровень знаний учащихся произведений, изученных в 10 классе. Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание героев изученных произведений..
К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.
Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы.
Критерии оценивания:
«5» — 90 – 100 %
«4» — 70 – 89 % от общего количества вопросов,
«3» — 50 – 69 % от общего количества вопросов,
«2» — менее 50 % от общего количества вопросов.
I вариант
1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины XIX в.?
а) романтизм
б) классицизм
в) сентиментализм
г) реализм
2. Укажите основоположников «натуральной школы».
а) В. Г. Белинский и И. С. Тургенев
б) А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь
в) М. Ю. Лермонтов и Ф. И. Тютчев
г) В. Г. Белинский и Н. В. Гоголь
3. Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?
а) И. С. Тургенева
б) А. Н. Островского
в) JI . Н. Толстого
г) Ф. М. Достоевского
4. Статья Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» посвящена роману И. С. Тургенева:
а) «Отцы и дети»
б) « Накануне»
в) «Дворянское гнездо»
г) «Рудин»
5. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:
а ) Анна Петровна
б) Марфа Игнатьевна
в) Катерина Львовна
г ) Анастасия Семеновна
6. Укажите, какой художественный прием использует А. А. Фет в выделенных словосочетаниях.
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
а ) олицетворение
б) инверсия
в) эпитет
г ) аллегория
7. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?
а) JI . Н. Толстой «Война и мир», князь Андрей
б) А. Н. Островский «Гроза», Катерина Кабанова
в) И. С. Тургенев «Отцы и дети», Базаров
г ) Н. С. Лесков «Очарованный странник», Иван Северьянович Флягин
8. В каком произведении русской литературы второй половины XIX в. появляется герой-нигилист?
а) А. Н. Островский «Лес»
б) И. С. Тургенев «Отцы и дети»
в ) Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
г) И. А. Гончаров «Обломов»
9. Назовите основной конфликт в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
а ) столкновение либерально-консервативных и демократических идей (Павел Петрович — Базаров)
б) конфликт между аристократкой Одинцовой и плебеем Базаровым (любовный конфликт)
в ) конфликт между старшим и младшим поколениями (родители Базарова — Базаров)
г) внутренний конфликт в душе главного героя Базарова (несоответствие целей и возможностей)
10. Катерина Измайлова — это героиня:
а) очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
б) пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»
в) романа Ф. М. Достоевского «Идиот»
г ) романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»
а) А. Н. Островский
б) Ф. М. Достоевский
в) М. Е. Салтыков-Щедрин
г) Л. Н. Толстой
12. Кто из героев романа «Война и мир» предложил М. Кутузову план партизанской войны?
а ) Ф. Долохов
б) В. Денисов
в ) А. Волконский
г ) Б. Друбецкой
13. Какому герою «Войны и мира» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?
а) князю Андрею
б) императору Александру I
в ) Наполеону
г) М. И. Кутузову
14. Какого героя романа «Преступление и наказание» Д. Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд…»?
а) Порфирия Петровича
б) Зосимова
в ) Раскольникова
г) Свидригайлова
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый и ясный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье, — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
а) А. К. Толстой
б) А. А. Фет
в ) Н. А. Некрасов
г) Ф. И. Тютчев
16. Укажите писателей второй половины XIX в., в названии произведений которых есть противопоставление (имеются в виду произведения, изученные в школьном курсе).
а) А. Н. Островский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин
б) И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, JI . Н. Толстой
в) И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов
г) JI . Н. Толстой, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев
17. В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?
а) Н. А. Некрасов
б) Ф. И. Тютчев
в) А. А. Фет
г) А. К. Толстой
а) А. Н. Островский «Бешеные деньги»
в) JI . Н. Толстой «Живой труп»
г) Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
19. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.
Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…
а) JI . Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
б) Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
в ) И. А. Гончаров «Обломов»
г ) И. С. Тургенев «Отцы и дети»
20. Укажите имя критика, который определил особенности психологизма
JI . Н. Толстого как «диалектику души».
а) Н. Г. Чернышевский
б) Н. А. Добролюбов
в) А. И. Герцен
г) Н. Н. Страхов
21. Какой художественный прием использовал автор в данном произведении?
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства…
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
а ) аллегория
б) антитеза
в ) метафора
г ) гипербола
22. Назовите основные критерии оценки личности в романе JI . Н. Толстого «Война и мир».
а ) гордость и самолюбие
б) благородство и доброта
в ) естественность и нравственность
г ) щедрость и мужество
II вариант
1. Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?
а) М. Е. Салтыков-Щедрин
б) Ф. М. Достоевский
в ) А. И. Герцен
г) Н. А. Некрасов
2. Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А. Н. Островский «Гроза»)?
а ) тип «маленького человека»
б) тип «лишнего человека»
в ) самодур
г ) романтический герой
а) И. А. Гончаров
б) Н. А. Некрасов
в ) М. Е. Салтыков-Щедрин
г) А. П. Чехов
4. Какая пьеса не принадлежит перу А. Н. Островского?
а) «Лес»
б) «Волки и овцы»
в ) «Не в свои сани не садись»
г) «Месяц в деревне»
Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день, —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
а) Ф. И. Тютчев
б) А. А. Фет
в ) Н. А. Некрасов
г) И. С. Тургенев
6. Укажите, какую позицию занимает в романе-эпопее «Война и мир» автор.
а ) участник происходящих событий
б) человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события
в ) бесстрастный наблюдатель
г ) повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе
7. Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов.
JI . Н. Толстой «Война и мир»
а ) Преображенский
б) Павлоградский
в ) Измайловский
г ) Семеновский
8. Какой род литературы стал господствующим во второй половине XIX в.?
а ) лирика
б) драма
в ) эпос
г ) лиро-эпика
9. Укажите, с чем связаны изменения в характере Д. И. Старцева
(А. П. Чехов «Ионыч»).
а) влияние его невесты
б) воздействие родителей Д. И. Старцева
в ) влияние среды
г ) профессия врача
10. Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею JI . Н. Толстого «Война и мир».
а ) романтизм
б) сентиментализм
в ) классицизм
г ) реализм
11. Укажите произведение А. П. Чехова, которое является лирической комедией.
а ) «Человек в футляре»
б) «Чайка»
в ) «Медведь»
г ) «Дама с собачкой»
12. Укажите, кому из русских писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
а) М. Е. Салтыков-Щедрин
б) JI . Н. Толстой
в ) Ф. М. Достоевский
г) А. П. Чехов
13. Укажите, где происходит основное действие романа И. А. Гончарова «Обломов».
а ) Петербург
б) Москва
в) город NN
г) тульское имение И. И. Обломова
14. Героем какого произведения А. Н. Островского является Несчастливцев?
а ) «Волки и овцы»
б) «Не в свои сани не садись»
в ) «Гроза»
г ) «Лес»
15. Кому посвящены следующие строки?
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренъя
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья…
а) Н. Г. Чернышевский
б) В. Г. Белинский
в ) Н. В. Гоголь
г) А. С. Пушкин
16. Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?
а ) Лебезятников
б) Соня
в) Лужин
г ) Свидригайлов
17. Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика?
Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий.
а) Беликов («Человек в футляре»)
б) Иван Петрович Туркин («Ионыч»)
в) надзиратель Очумелов («Хамелеон»)
г) Ипполит Ипполитыч («Учитель словесности»)
18. Почему А. П. Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?
а ) забавный сюжет
б) комичный финал
в ) фарсовые ситуации
г ) претензии персонажей противоречат их возможностям
19. Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…».
а ) А. К. Толстой
б) А. С. Пушкин
в ) А. А. Фет
г) Ф. И. Тютчев
20. Укажите, кто из русских писателей является автором романа «Накануне».
а) И. С. Тургенев
б) JI . Н. Толстой
в ) Ф. М. Достоевский
г) А. К. Толстой
21. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.
а ) Ф. М. Достоевский
б) Ф. И. Тютчев
в ) JI . II. Толстой
г ) И. Л. Гончаров
22. Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
а ) А. А. Фет
б) Н. А. Некрасов
в) Ф. И. Тютчев
г) А. К. Толстой
Ответы
II вариант | |
1 — г 2 — г 3 — б 4 — б 5 — б 6 — в 7 — г 8 — б 9 — а 10 — а 11 — в 12 — б 13 — в 14 — в 15 — г 16 — б 17 — в 18 — б 19 — г 20 — а 21 — б 22 — в | 1 — б 2 — в 3 — в 4 — г 5 — в 6 — б 7 — б 8 — в 9 — в 10 — г 11 — б 12 — б 13 — а 14 — г 15 — в 16 — г 17 — а 18 — г 19 — г 20 — а 21 — в 22 — б |
Список использованной литературы
1. Алиева Л.Ю. Тесты по литературе/ Л.Ю.Алиева, — М.: Айрис-пресс, 2004
2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, — Москва «ВАКО», 2009
3. Щербина, И.В. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.: методическое пособие/ И.В.Щербинина, — М.: Дрофа, 2008
«Гоголевское направление» - литературное направление, начало которому положил Н.В.Гоголь «петербургскими повестями», «Ревизором» и «Мертвыми душами» и которое определилось в 40-х годах как натуральная школа. В.Г.Белинский, выступавший горячим сторонником натуральной школы, подчеркивал ее связь с идейно-художественными принципами гоголевского реалистического творчества, утверждая плодотворное влияние гоголевской школы на современную русскую литературу. Термин возник в 50-х годах 19 века в полемике между революционно-демократической и либеральной критикой как обозначение социально-критической, сатирической линии в русской литературе. Демократическая критика выступила с обоснованием «Г.н.» в современной литературе. Этой цели прежде всего был посвящен обширный труд Н.Г.Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы», печатавшийся в «Современнике» в 1855 году. Против идей, развитых Чернышевским, выступил А.В.Дружинин, напечатавший в «Библиотеке для чтения» (1856, №№ 11, 12) статью «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения», в которой нарочито сталкивал гоголевское и пушкинское начала в русской литературе, ратовал за «артистическое» понимание искусства. Критика идеалистическая, либеральная (Дружинин, П.В.Анненков, С.С.Дудышкин, Н.Д.Ахшарумов) и славянофильская (А.А.Григорьев, Т.И.Филиппов, Б.Н.Алмазов, Е.Н.Эдельсон) писала о необходимости преодоления гоголевского «одностороннего» критицизма (П.В.Анненков, «О значении художественных произведений для общества», 1856) и о победе «пушкинского направления», «чистой художественной поэзии», «здорового» отношения к жизни.
Подтверждение этого тезиса пытались найти в творчестве А.Н.островского, А.Ф.Писемского, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, односторонне характеризуя некоторые стороны творчества этих писателей. Историко-литературное сопоставление А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя как художников и сравнительная оценка их социального значения для определенного периода развития русского общества, характерные для В.Г.Белинского, превратились у либеральных критиков 50-х годов в метафизическое противопоставление их творческих принципов, в связи с чем термины «Г.н.» и «пушкинское направление» приобрели антиисторический характер, отвлеченный от конкретных стадий развития реализма - от Пушкина к Гоголю. «Пушкинское направление» объявлялось либеральной критикой единственным подлинно поэтическим выражением якобы «чистого искусства». «Г.н.» истолковывали как искусство «грубое», даже низменное. В противовес подобному искажению действительного смысла эволюции русского реализма критики революционно-демократического лагеря всемерно подчеркивали общественное значение критического пафоса именно «Г.н.». Продолжая точку зрения Белинского, Чернышевский и Добролюбов справедливо утверждали, что для современной жизни нужна столько «поэзия действительности», сколько «идея отрицания» ее, составляющая пафос творчества Гоголя. Вместе с тем революционно-демократическая критика понимала, что «Г.н.» не может просто повторять Гоголя. Чернышевский в «Очерках гоголевского периода» говорит о необходимости «более полного и удовлетворительного развития идей, которые Гоголь обнимал только с одной стороны, не сознавая вполне их сцепления, их причин и следствий». Вскоре он отметил в «Губернских очерках» Щедрина отсутствовавшее у Гоголя ясное понимание связи отдельных «безобразных фактов со всею обстановкою нашей жизни». Таким образом, в основе литературно-эстетической полемики был вопрос об отношении к русской действительности, об общественной роли литературы, ее задачах и путях развития; в конечном счете это был спор о том, по какому пути пойдет русская литература - по пути «чистого» (по существу, охранительного) искусства или по пути прямого, открытого служения народу, то есть по пути борьбы против крепостничества и самодержавия. С точки зрения методологической противопоставление «пушкинского направления» «Г.н.» (как бы ни были различны и даже противоположны те цели, с которыми это противопоставление совершалось) связано с известной утратой русской критикой того времени целостного восприятия явлений искусства, которое отличало критические выступления Белинского. В целом же влияние «Г.н.» на дальнейшие судьбы русской литературы свидетельствовало о победе материалистической эстетики над идеалистической, что благотворно сказывалось на развитии русского реалистического искусства. В современном зарубежном литературоведении часто повторяются воззрения русской либеральной критики в истолковании русского литературного процесса 19 века. Так в «Словаре русской литературы» (издан в США в 1956 году) принижается роль революционно-демократической критики, Пушкин же трактуется как сторонник «чистого искусства». Р. Поджоли в книге очерков о русских писателях «Феникс и паук» (издана в США, 1960) называет «сомнительной» теорию Белинского и Чернышевского о Гоголе как отце русского реализма, полагая, что «русский классический реализм был в большей степени отрицанием дела Гоголя, чем продолжением его». Таким образом, зарубежная буржуазная критика пытается опереться на те тенденции русской «эстетической» критики 60-х годов 19 века, которые были отвергнуты всем последующим развитием русской литературы.