Как происходит творческий процесс. Творческий процесс и его принципы


Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (актов, ступеней, фаз, моментов, этапов и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авторами, имеют, по мнению Я.А. Пономарева, приблизительно следующее содержание:

1. Сознательная работа – подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи;

2. Бессознательная работа – созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи;

3. Переход бессознательного в сознание – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, материала;

4. Сознательная работа – развитие идеи, ее окончательное оформление.

Соглашаясь в целом с тем, что в творческом процессе задействованы различные сферы человеческой психики, все же отметим, что мы вряд ли можем говорить о четком чередовании сознательной и бессознательной деятельности мозга. Ни то, ни другое не отключаются ни на минуту и доминирование на различных этапах творчества одного из уровней психики еще не доказано. Представляется более целесообразным описывать этапы творчества не с точки зрения того, какой отдел психики за них отвечает, а с точки зрения того, что же именно происходит на этих этапах. И в последнем случае мы наблюдаем обязательную последовательность процессов :

1. Консервация информации – сложнейший психологический процесс по переработке информации, в который включены интеллект, эмоции, воля, все уровни психики;

2. Рекомбинация – воссоединение старых элементов на новой основе, в новых связях (на информационном уровне!), рожденная желанием создать уникальное;

3. Репродукция на базе сложившихся у человека историко-культурных представлений.

Наличие первого этапа осознается далеко не всеми исследователями, однако в двух последних не сомневается никто. А. Маслоу называет их первичной и вторичной фазой творчества. Первичную фазу отличает воодушевление, интенсивный интерес. Здесь человек понимает задачу, видит идеальное ее решение и импровизирует в поиске путей его достижения. Вторичная фаза творчества заключается в разработке материала, родившего вдохновение. Здесь уже требуются конкретные действия, владение методами творчества, мастерство. Через первую фазу проходят многие, а вот освоение второй фазы дается тяжелым трудом, и здесь одного вдохновения мало. Особенность же журналистского творчества заключается в доминировании этой последней фазы, последнего этапа. Для журналистики справедливо замечание А.Маслоу: «…Взлеты и вдохновение дешево стоят. Различие между вдохновением и конечным продуктом заключается в огромном количестве тяжелой работы».


Все обозначенные нами этапы протекают более или менее успешно в зависимости от таких качеств личности, как способность к концентрации (поскольку журналисту приходится работать в условиях, где отвлекающий фактор очень велик), эмпатия (позволяет журналисту получить больше валидной информации, эффективнее работать с собеседником), перераспределение внимания.

С позиции психологии творчество в широком смысле выступает как механизм развития личности и социума. Функционирование механизма творчества распадается на несколько фаз:

1. Онтогический анализ проблемы – приложение наличных знаний, возникновение потребности в новизне;

2. Интуитивное решение – удовлетворение потребности в новизне;

3. Вербалиация интуитивного решения – приобретение нового знания;

4. Формализация нового знания – формулирование логического решения.

Еще в 1926 году английский социолог Грехам Уоллс почти так же описал шаги творчества: подготовка, инкубация, озарение, проверка. А основатель Фонда творческого образования в Нью-Йорке Алекс Осборн дал более подробное описание процесса творчества:

1. Ориентация – определение задачи;

2. Подготовка – сбор информации по задаче;

3. Анализ – изучение собранного материала;

4. Формирование идеи – выработка вариантов;

5. Инкубация – осмысление вариантов;

6. Синтез – разработка решения;

7. Оценка – рассмотрение идеи.

Исследователи процесса журналистского творчества обычно отмечают, что в журналистике ярко выражена стадиальность творческого акта: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста. Рассмотрим эти стадии и их составляющие с точки зрения психологических знаний.

1. Стадия познавательной деятельности

Итак, начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие исходного момента творческого акта. Это самое освоение происходит по-разному в зависимости от типа творчества. Писатели и поэты, например, чаще всего не ставят перед собой явной цели наблюдать, запоминать. Художники и музыканты – тем более. Их освоение действительности можно назвать спонтанным. Хотя и они пользуются записными книжками. Широко известны в литературе записные книжки А.П. Чехова или дневники Ф.М. Достоевского. Писатели остаются в них собой, и читать эти тексты также интересно, как сами художественные произведения. А знаменитая киноактриса Марлен Дитрих помимо мемуаров оставила нам еще и «Азбуку моей жизни», в которой есть заметки об известных личностях, кулинарные рецепты, философские рассуждения на разные темы, бытовые подробности биографии. Гораздо ярче выражен этот этап в творчестве ученых. Нередко именно он занимает большее время. В любом случае первый этап мы можем назвать – восприятие.

Как бы мы ни получали информацию – произвольно, в результате наблюдения, или специального поиска, в конечном счете мы получаем ее благодаря процессу восприятия. Творческое восприятие отличается несколькими особенностями:

1. Сочетанием целого и деталей, которое позволяет видеть объект объемно, во всех связях и отношениях и, следовательно, понимать его особенность и новизну;

2. Сочетанием внешней формы и внутреннего содержания, которое обеспечивает понимание подлинной сути вещей, скрытых от многих;

3. Сочетанием уникального и типичного в одном объекте, что позволяет типизировать и одновременно конкретизировать происходящее;

4. Сочетанием положительного и отрицательного, которое обеспечивает видение противоречий, контрастов.

В журналистике начальная стадия творческого акта по объему задач, по сложности условий представляет собой весьма специфическое явление: это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности. Как правило, она совершается человеком в одиночку, в очень жестком временном режиме, да еще и в режиме межличностного общения, что непомерно усложняет задачу. На этом уровне деятельности журналист устанавливает факт, определяет его сущность и изучает его.

Многие опытные журналисты признаются, что оценивают почти любое событие, которое проходит перед ними, с точки зрения того, как его можно описать в материале (преобразующее видение). Такой профессиональный взгляд иногда становится навязчивым, но это – не отклонение только журналистской профессии. Врач, сам того не желая, при первом взгляде на человека определяет состояние его здоровья, учитель – уровень интеллекта, портной – качество одежды, парикмахер – прическу и т.д. Такой подход, своего рода профессиональная деформация, свойственен всем. В обыденной жизни он, пожалуй, мешает нам оценивать жизнь многопланово и разносторонне, однако журналисту он помогает, поскольку заслуживающее внимания явление можно зафиксировать и потом использовать в материале. Этот процесс основан на действии механизма установки: мы фиксируем в реальности те понятия, которые нас сейчас интересуют. Скажем, беременные женщины часто отмечают, что и не думали, что на улицах города так много беременных. Почти то же самое происходит с журналистом. Мозаичность восприятия, отмеченная еще Шпенглером, проявляется и на уровне профессиональной деятельности. И здесь огромную роль играет доминирование одного из уровней психики – сознания. С одной стороны, сознание тормозит спонтанное проявление творческой личности. Но с другой (и это важно для журналиста!) сознание является силой, побуждающей к преобразовательной, творческой деятельности. Оно позволяет журналисту ориентироваться в среде, адаптироваться к требованиям СМИ, находить адекватное место себе и своим материалам. Сознание постоянно «сверяет» внутренний и внешний опыт человека и позволяет журналисту обратить внимание на тему, с одной стороны, интересную для него, а с другой – для аудитории.

Далее следует этап сбора предварительных данных. Суть этого этапа заключается в том, что журналист вспоминает все, что имеет отношение к предполагаемому объекту изучения и подбирает имеющийся в его распоряжении материал. Самое важное на этом этапе – определить адекватный источники информации по теме. Если информация исходит от человека, то основные критерии удачного выбора – компетентность, наличие навыков рассказчика. Желательные критерии – наличие навыков общения с журналистами (это существенно упрощает работу), наличие эксклюзивной информации, умение изложить ее в доступной форме.

На этапе предварительного накопления информации к нам поступает огромное количество данных и далеко не все из них интересны журналисту с профессиональной точки зрения. Существуют общие критерии того, что информация представляет определенный общественный интерес:

1. Наличие в информации конфликта;

2. Катастрофичность;

3. Информация, имеющая явные социальные последствия;

4. Отношение к знаменитостям;

5. Необычное, единичное;

6. Яркий эмоциональный фон события.

Далее следует определение конкретного предмета изучения. Из общего ряда фактов журналистом (или редактором) отбираются наиболее значимые для аудитории. Какой бы ни была информация, ее востребованность всегда зависит от сознательного или неосознанного выбора аудитории. И здесь тематические пристрастия аудитории меняются. Они представляют собой изменяемую величину и во многом формируются самими же журналистами.

Однако можно учитывать приоритетные темы аудитории:

1. Информация о закономерностях (о таких связях между хорошо знакомыми событиями, которые были нам неизвестны);

2. Упрощающая информация (расшифровывающая сложные явления). Ее еще называют антиинформацией, поскольку она позволяет нашему мозгу отдыхать;

3. Информация атавистических ощущений (огонь, гроза и т.п.);

4. Информация инстинктивных ощущений или о них;

5. Индивидуальный опыт, согласующийся с опытом большинства представителей аудитории, но оценивающийся ими как незначительно более успешный.

Когда предмет установлен, следует направленное изучение предмета.

В теории журналистского творчества определяются обычно две тактики поиска информации - ситуативная и прицельная.

На этом этапе журналист использует различные методы получения информации, в каждом из которых велика роль психологической составляющей.

Процесс поиска информации основан на способности человека к поисковой активности вообще - фактору глубоко детерминированному. Потребность в поиске генетически заложена в любом человеке и не в равной мере. Эта потребность должна реализовываться всякий раз, когда механизмы ее вступают в силу. В ситуации поиска решения или достижения результата причиной дистресса становится не трудность самой ситуации, а отказ от поиска (так называемый «стресс рухнувшей надежды»). А это делает организм более уязвимым. Существует даже определенный тип личности (коронарный) для которого «выигрыш» в ситуации поиска необходим как воздух, и если таким людям приходится признать поражение, это часто оборачивается значительным ухудшением здоровья.

Журналисты нередко относятся к такому типу людей. Однако некоторую компенсаторную функцию в этом смысле выполняет представление о том, что информацию можно найти везде. Так, опрос более чем трехсот журналистов показал, что наиболее емким с информационной точки зрения источником журналист определяет редакцию или телекомпанию (69%), а также коллег из других СМИ (66%). То есть на психологическом уровне у журналиста создается ощущение информированности даже если он просто присутствует на своем рабочем месте. Объективно это не так, но субъективно такое представление защищает журналиста от стрессового фактора.

Поисковая фаза включает работу всех уровней психики человека, но интенсивнее других – сознания, подсознания и сверхсознания. Сознание обеспечивает четкую постановку вопроса, конкретизацию концепции, цели. Подсознание в большей степени определяет способ реализации концепции, достижения цели (выбор жанра, ракурса, стиля и т.д.), рождение образа. Сверхсознание «запускает» механизмы озарения, интуитивного и мгновенного творческого решения задач.

Внешне эти процессы подкрепляются особыми методами поиска информации, которые применяются тогда, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию спонтанно. Целенаправленный поиск сведений может осуществляться несколькимиприемами:

Наблюдение;

Исследование документов;

Расследование ситуации;

Анкетирование;

Эксперимент;

Интервьюирование.

В основе наблюдения лежит способность человека к восприятию мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним. Журналистское наблюдение отличается от простого тем, что имеет целенаправленный характер и, если можно так выразиться, сфокусировано под рабочую идею. Популярность этого метода обусловлена несколькими причинами:

1. Присутствие на месте события существенно повышает качество материала;

2. Непосредственное наблюдение позволяет увидеть или уловить интуитивно суть происходящего, какие-то тайные связи, которые ускользают в изложении других или официальной информации;

3. Наблюдение дает возможность делать независимые оценки и выводы;

4. При наблюдении отбор фактов к тексту происходит проще и раньше, чем при работе с документами (например, с пресс-релизом).

Наблюдение может быть включенным и невключенным. В первом случае журналист участвует в событии. И это – особое состояние личности. А потому существуют правила наблюдения, которых лучше придерживаться:

1. Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами;

2. Наблюдать один и тот же объект в разных ситуациях (например, героя материала);

3. Четко регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту);

4. Использовать графы для мнений и для фактуальных данных;

В работе с документами также следует соблюдать некоторые правила, диктуемые психологическими установками:

1. Различать описания событий и их интерпретацию (факты и мнения);

2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является ли она первичной или вторичной;

3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа;

4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался;

5. Выявлять намерения, которыми руководствовался человек, снабдивший вас документом.

Что касается расследования, то уже на этапе его подготовки необходимо воспользоваться знаниями социальной психологии, например, в вопросе о резонансности темы. Нет смысла прибегать к такому опасному и трудному методу, чтобы выяснить факты, не интересующие аудиторию. Нужно иметь в виду, что читателей, прежде всего, интересуют обстоятельства, которые могут коснуться их лично или близких им людей.

В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить гипотезы, проиграть некие обстоятельства, которые позволили бы ему лучше узнать изучаемый объект. К тому же в любом эксперименте познавательный момент комбинируется с управленческим.

Этичность этого метода ставится под сомнение, но многие журналисты-практики и теоретики полагают, что метод не только допустим, но иногда и желателен. Особенно в тех случаях, где ситуация требует срочного прояснения, а разрешение ее затягивается.

Кашинская называет следующие побуждающие мотивы, которые вызывают необходимость проведения эксперимента:

1. Недостаточность информации для проверки или уточнения гипотезы журналиста;

2. Невозможность получить такую информацию другими методами;

3. Необходимость получения психологически достоверных аргументов.

Эксперимент связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны человека. Журналист может проводить эксперимент и на себе, внедрившись в какую-то ситуацию.

Нередко в журналистике используется биографический метод. Он заимствован из смежных областей познания: литературоведения, этнографии, истории, социологии и, прежде всего, психологии.

Метод заключается в опросе непосредственных участников события по социально значимым вопросам.

С самого начала отношение журналистов к биографическому методу было двойственным. Исследователь мог полагаться только на субъективное мнение очевидца событий, поэтому психологическое чутье было необходимо. Фактор субъективности при использовании этого метода проявляется во всем: и в житейском опыте человека, и в поведении, и в поступках, и в оценочных суждениях, и в мировоззренческих позициях. Например, если человек говорит: «было так страшно, что я не мог шевельнуться», значит ли это, что ситуация действительно была катастрофической, или перед нами просто впечатляемый человек? И тем не менее история жизни одного человека может помочь реконструировать динамику развития тех или иных процессов.

При использовании биографического метода нужно придерживаться правил:

1. Сопоставлять историю одного человека с историей общества, в котором он живет;

2. Разобраться в динамике биографии личности, не вырывать историю из контекста биографии;

3. Осмыслить поведение человека, вскрывая его мотивацию.

В журналистике с помощью биографического метода собираются различные свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев.

2. Стадия создания текста

Результат этой стадии – готовый журналистский продукт. Однако и эта стадия проходит поэтапно.

1. Созревание. Этот этап свойственен любому творческому акту. Получив достаточно информации, мозг должен некоторое время заниматься тем, что можно определить как генерацию идеи. Обычно этот этап незаметен не только для окружающих, но и для самого творца. Однако в журналистике и этот этап обладает спецификой. И специфика заключается в таком простом требовании, как оперативность. Писатель, художник могут вынашивать свою идею годами, могут откладывать ее и вновь возвращаться спустя длительное время. Журналист не может себе этого позволить.

2. Озарение. Уровень, на котором происходит вербализация или визуализация идеи в сознании.

Первая ступень этого процесса – окончательное формирование замысла. Она предполагает рождение целостного, хотя пока еще и не вполне отчетливого видения будущего произведения. Возникает такое видение на базе полученной во время изучения ситуации концепции. Однако оно не тождественно ей. Концепция – это знание о действительности плюс ее трактовка, отношение к ней. А замысел – уже мыслительный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде тему и идею, и принцип организации. То есть замысел и есть та конкретная цель, выработке которой была посвящена начальная стадия творческого акта и которой во время его завершающей стадии предстоит воплотиться в текст.

Превращение концепции в замысел – момент, связанный с интенсивными творческими поисками, сознаваемыми или неосознаваемыми. В некоторых случаях они идут параллельно процессу познания, и случается, что еще не собран материал, а журналист твердо знает, как он будет выглядеть в итоге. А бывает наоборот. Идея не генерируется. Почему? Если мы знаем, что замысел = тема+идея+ход (т.е. конкретные шаги реализации темы и идеи), есть достаточно простой способ помочь себе – прибегнуть к логике, осознав каждое из слагаемых. Чаще всего оказывается, что причина торможения – в отсутствии принципа организации текста, хода (его еще называют ключ, поворот). На поиске его и надо сосредоточиться.

В момент окончательного формирования журналистского замысла часто возникает острая проблема - когда остановиться? Иногда бывает так, что мы четко понимаем – этот вариант лучший и ничего более адекватного мы создать не сможем. Но бывает и так, что вроде бы все понятно, есть неплохая идея, но можно и еще подумать, вдруг появится лучший вариант. Здесь надо соблюдать определенное правило: как только появляется идея, которую вы оцениваете как приемлемую, надо ее зафиксировать на любом материальном носителе. Иначе в процессе последующего поиска она неминуемо «сотрется». Записав идею, можно продолжать размышления. Но до какого момента? Как правило, волевое решение принимается не самим автором. Либо торопит время, либо редактор, либо новое задание. И все же есть объективный показатель того, что, замысел сформирован, верно. Замысел созрел в том случае, если к тексту автоматически и точно формируется заголовок, если вам не приходится потом ломать над ним голову. Появление в сознании названия материала – знак готовности замысла. На этом этап озарения завершается.

3. Конкретизация замысла. У многих эта операция идет как составление плана. Иногда письменного, иногда устного. Вот, например, известный вам мэтр российской публицистики Анатолий Абрамович Аграновский всегда начинал работу над материалом с составления плана. Однажды его спросили, всегда ли он следует записанному плану. «Нет, - ответил Аграновский, - потом план может измениться. Но начинать без него не могу…» Такая оценка плана говорит о том, что мотивация лежит не в сфере организации текста (план не служит его каркасом), а преимущественно в сфере организации творческого процесса. Зачем в таком случае нужен план? Дело в том, что план психологически помогает почувствовать поле текста – на листе, в строках. План также свидетельствует о том, что процесс создания текста сдвинулся с мертвой точки. Наше сознание не может долго оперировать с мыслительными схемами. План представляет собой, как правило, многоуровневую конструкцию. А сознание способно удержать в комплексе только три порога, три уровня сложности.

Еще один способ конкретизации замысла – опережающий конспект, когда обозначаются не подтемы текста (как в плане), а миниидеи текстовых блоков. Например, у того же Аграновского: «Сокращение…самолета».

Подумать над этой неожиданной аналогией. Впрочем, заметить: аппарат – это механизм. Мы добиваемся совершенствования хозяйственного механизма».

Такой опережающий конспект обычно составляется, когда журналист, по мере ознакомления с материалом, глубоко проникает в проблему. У него, возможно. Уже выработались идеи и замечания, которые могут забыться.

Чаще всего используется комбинация плана и опережающего конспекта, когда расширение получают только те пункты плана, по которым уже сформировалась идея.

Иногда журналисты производят мозаичную фиксацию: выписывают подробно какие-то куски, а остальные части произведения оставляют на доработку. Это особенно удобно в том случае, когда используется метод лида в новостном материале. (записываются только лиды).

4. Отбор материала. Этот этап может совпадать с предыдущим, идти параллельно. Но чаще всего жесткие рамки материала требуют отдельной работы. Результатом этого этапа становятся отобранные факты, способствующие реализации основного замысла материала.

5. Реализация замысла. В ходе этой операции формируется структура текста – конкретный состав фактов, образов, нормативов, комбинируются методы их предъявления, оформляются текстовые элементы – микросмыслы, оформляются их монтажные связи, уточняется композиция и лексика, определяется сочетание текста и видео-, звукоряда. Здесь используется творческий инструментарий, соответствующий конкретному виду деятельности. И чем шире инструментарий, тем менее скован журналист в реализации своей креативности.

6. Авторское редактирование – работа с продуктом творчества. Редактирование как компонент входит и в предыдущий этап, но ему обязательно отводится отдельное место и время. В данном случае имеется в виду осознанная процедура творческого процесса, имеющая контрольный характер. Она требует взгляда со стороны, ведь расхождения могут быть не только с авторским замыслом, но и с профилем издания или канала, с теми материалами, в ряду которых пойдет этот материал. Несмотря на то, что редактором текст будет просматриваться, самому журналисту необходимо отредактировать его как можно более четко. Это связано с тем, что чем более сырой материал вы представите редактору, тем больше он внесет исправлений в соответствии со своим, а не вашим замыслом, и это исказит окончательный вариант текста. Важно помнить, что аудитория ориентирована, прежде всего, на познание нового, индивидуального и неповторимого. И это в первую очередь вызывает интерес и эстетическое переживание. Зритель не терпит шаблона, подражания, копирования. Л.Б. Ермолаева-Томина называет основные критерии оценки проявления творчества:

1. Отражение в конкретном всеобщего с новых, индивидуальных позиций;

2. Передача мыслей и отношений к реальности в неожиданной и точной форме;

3. Присутствие всех компонентов, соответствующих коренным духовным потребностям человека – в познании сущностных явлений, в гармонии с прекрасным миром, в пробуждении новых мыслей (сотворчестве).

Редактирование позволяет реализовать эти критерии в материале – прояснить неясное, подчеркнуть существенное, выделить главное.

7. Контроль трансляции (внутренний и внешний). Он, как правило, непроизвольно и совершенно естественно осуществляется журналистом, когда последний интересуется у представителей аудитории, каков эффект материала, или корректирует ход беседы в эфире.

Некоторые ученые отмечают сходство порождения текста с процессом родов, возвращая нас к психоаналитической теории. Так, А.Н. Лук не случайно напоминает о том, что психологи говорят о механизмах рождения идеи. А канадский врач и биолог Ганс Селье (автор учения о стрессе и общем адаптационном синдроме) разделил процесс творчества на семь этапов, похожих на стадии процесса размножения:

1. Любовь или желание. Первое условие творчества – живая заинтересованность, энтузиазм, влечение к достижению результата. Это стремление должно быть страстным, чтобы преодолевать трудности и препятствия;

2. Оплодотворение. Как бы ни был велик творческий потенциал журналиста, его ум останется стерильным, если он не оплодотворен знанием конкретных фактов, приобретенным в ходе обучения, наблюдений и других методов получения сведений;

3. Беременность. В течение этого периода журналист вынашивает идею. Этот период может не осознаваться долгое время, также как и беременность. Однако рано или поздно рождается напряжение;

4. Предродовые схватки. Когда идея выношена и созрела, журналист чувствует себя дискомфортно. Это своеобразное чувство «близости решения» знакомо лишь подлинным творцам. Тем, кто не испытывал его, легче всего представить это ощущение в ситуации, когда человек мучительно припоминает чье-то имя;

5. Роды. В отличие от настоящих родов рождение новой идеи не только не причиняет боли, но всегда доставляет радость и удовольствие. Начинается процесс создания произведения;

6. Осмотр и освидетельствование. Новорожденного немедленно осматривают, дабы удостовериться в его здоровье. Это справедливо и в отношении новорожденной идеи: ее подвергают логической и экспериментальной проверке. Материал монтируют, редактируют и т.д.;

7. Жизнь. После того, как идея испытана, она начинает жить в новом произведении. К сожалению, в журналистике в качестве конкретного материала она живет недолго, зато в качестве социального эффекта она может жить в веках.

Соответствие же процесса творчества процессу рождения способно отчасти объяснить то значение, которое предают творчеству сами творцы, и которое никогда не понять ремесленнику подобно тому, как мужчина никогда до конца не поймет чувства женщины, давшей жизнь своему ребенку.

Бытует мнение, что творческий человек сидит и ждет, когда его осенит идея. В комиксах в таких случаях на голову героя падает лампа. В действительности же большинство людей, в головах которых рождаются отличные идеи, скажут вам, что это тяжелая работа. Они читают, изучают, анализируют, проверяют и перепроверяют, потеют, ругаются, беспокоятся и иногда сдаются. На крупные открытия в науке или медицине могут потребоваться годы, десятилетия, даже поколения. Необычная, неожиданная, новая идея приходит нелегко.

Конечно, у каждого могут появиться одна-две идеи, по на самом деле, как отметил Остермэн, редактор Adweek , многие из них либо непрактичны, либо вы­ ходят за рамки товарной стратегии. Это особенно верно для идей, которые возни­ кают сами по себе. Идеи появляются случайно, но при системном подходе, кото­ рый показан на рис. 13-4, их можно получить в организованном порядке.

Несмотря на расхождения в терминах, различные описания творческого про­ цесса в целом схожи друг с другом. Творческий процесс обычно описывается как ряд последовательных шагов. В 1926 г. английский социолог Грэхэм Уоллс впервые дал названия этим шагам творческого процесса. Он назвал их так: подготовка, инкубация, озарение и проверка 9 .

В более обстоятельном виде описание творческого процесса предлагается Алексом Осборном, бывшим главой агентства BBDO , основавшего в штате Нью-Йорк Фонд творческого образования, у которого есть свои мастерские и журнал:

1. Ориентация - определение проблемы.

2. Подготовка - сбор относящейся к делу информации.

3. Анализ - классифицирование собранного материала.

4. Формирование идеи - сбор разных вариантов идей.

5. Инкубация - выжидание, во время которого приходит озарение.

6. Синтез - разработка решения.

7. Оценка - рассмотрение полученных идей 10 .

Хотя шаги и названия несколько отличаются друг от друга, все творческие стратегии имеют несколько одинаковых ключевых моментов. Исследователи обнаружили, что идеи приходят после того, как человек погрузится в пробле­му и доработается до того, что ему захочется все бросить. Подготовка и анализ являются основным периодом самой трудной работы, когда вы читаете, исследуете и узнаете все, что касается этой проблемы.

Затем наступает время формирования идеи, когда вы обыгрываете матери­ал, переворачивая проблему с ног на голову и рассматривая ее с разных точек зрения. Это также период рождения идей. Большинство творческих людей ис­ пользуют физический способ рождения идей - делают какие-нибудь наброски на бумаге, гуляют, бегают, ездят на лифте вверх и вниз, ходят в кинотеатр или едят определенную пищу. Это очень личная техника, которая используется для созда­ ния нужного настроения. Задачей этого этапа является сбор максимального ко­ личества идей. Чем больше идей собрано, тем лучше будет конечная концепция ".

Процесс анализа, сопоставления различных идей и ассоциаций утомителен для большинства людей. Вы можете столкнуться с глухой стеной и сдаться. Этот момент Джеймс Уэбб Янг называет «утомительной работой для мозгов». Но она необходима.

Инкубация - наиболее интересная часть процесса. В это время ваше созна­ тельное мышление отдыхает, позволяя подсознанию решать проблему. Другими словами, когда вы расстраиваетесь или сердитесь из-за того что к вам не


>

Приходят идеи, делайте что-нибудь, что позволит вам забыть о проблеме, и тогда начнет работать подсознание.

Озарение - неожиданный момент, когда приходит идея. Обычно идея появля­ ется в самое неожиданное время: не тогда, когда вы сидите за столом, напрягая ваш мозг, а, например, поздно вечером перед самым сном или утром, когда вы просыпаетесь. В самый неожиданный момент кусочки собираются в единое целое, и решение становится очевидным.

Одним из самых важных является этап проверки или оценки, на котором вы возвращаетесь к самому началу и объективно рассматриваете свою великолеп­ ную идею. Действительно ли все так здорово? Понятно? Соответствует ли ваша идея стратегии? Большинство людей, работающих над творческой стороной рек­ ламы, признают, что многие из их самых лучших идей просто не работали. Идеи могли быть великолепными, но они не решали проблему или не достигали опреде­ ленной цели. Текстовики также признают, что иногда идеи, казавшиеся великолеп­ ными, не волновали их уже на следующий день или через неделю.

Оценка включает в себя принятие решения о продолжении работы, что должен делать каждый творческий человек. Крейг Уэзерап, президент компании Pepsi , объяснял: «Вам необходимо четко видеть свою цель... и у вас должно хватить нервов нажать на спусковой крючок». В агентстве BBDO говорят: «В Pepsi много забраковывают. На каждый рекламный ролик, с которым мы идем к клиен­ ту, приходится, вероятно, 9 роликов, от которых он отказался».

Формирование идеи

Под формированием подразумевается процесс получения оригинальной идеи. Формирование идеи происходит при разработке нового товара и его названия, позиционировании, стратегическом планировании, снижении издержек, модерниза­ ции и при разработке крупных идей в рекламе. Уильям Миллер, президент компа­ нии Global Creativity в Остине, штат Техас, говорит, что всех творческих людей, работающих в области рекламы, можно разделить на 4 группы, в каждой из которых используется один из четырех инновационных стилей:

в Стиль воображения: те, кто представляют себе конечный результат и рабо­ тают в направлении того, что они хотят создать. в Стиль модификации: те, кто предпочитают продвигаться шаг за шагом, ис­ следуют проблему и основываются на уже приобретенных знаниях. в Стиль эксперимента: те, кто экспериментируют, проверяют, отвечают па воп­ росы о товаре или целевом рынке, о Стиль исследования: те, кто стремятся изучить непознанное и любят при­ключения. 12 Мозговая атака - техника формирования идеи, разработанная в начале 1950 х гг. Алексом Осборном из агентства BBDO . Данная техника использует ассоциативное мышление в творческой группе. Осборн собирал в агентстве группу из 6-10 че­ ловек и просил их подавать свои идеи. Идея одного может стимулировать дру­ гого, и объединенная сила групповых ассоциаций порождает гораздо больше идей, чем это могут сделать участники группы по отдельности. Секрет мозго­вой атаки заключается в том, чтобы ос­ таваться положительно настроенным. Правило гласит, что оценку надо отложить. Негативные мысли могут нарушить неформальную атмосферу, которая необходима для получения новой идеи.

Другой тип дивергентного мышления использует такие аналогии и метафоры, как в рекламе Wrigley (рис. 13.2). Определение Янгом идеи также основано на способности видеть новые образы или взаимосвязи. Когда вы мыслите аналогия­ ми, вы утверждаете, что один предмет похож на другой, не имеющий к нему никакого отношения. Уильям Д. Д. Гордон, исследователь в области творческо­ го мышления, обнаружил, что новые идеи часто были выражены аналогиями. Он разработал программу, названную Synectics , которая учила людей решать пробле­ мы с помощью аналогий 13 .

Творческий процесс.

Автор - творческая личность, обладающая рядом специфических качеств. Разные люди предрасположены к художественному творчеству в разной степени: способность - одаренность - талантливость - гениальность. Художник, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те качества, которые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но непременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.

Способности художника, согласно американскому психологу Гилфорду, предполагают шесть склонностей: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационную гибкость, умение придавать художественной форме необходимые очертания. Способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес.

Одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти тему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Человек художественно одаренный, создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Одаренность - это умение сосредотачивать внимание на объектах, достойных избирательного внимания, извлекать из памяти впечатления и включать их в систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение.

Гений полно выражая суть своего времени, чаще всего как бы неумещается в свою эпоху. Он, можно сказать, тянет нить традиции от прошлого к будущему и потому частью своего творчества принадлежит прошлому, а частью будущему. Гений создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. Гениальность художника проявляется и в силе восприятия мира, и в глубине воздействия на человечество.

Творчество как воплощение замысла.

Творческий процесс начинается с замысла. Последний есть результат восприятия жизненных явлений и их понимания личностью на основе ее глубинных индивидуальных особенностей (степень одаренности, опыт, общекультурная подготовка). Парадокс художественного творчества: оно начинается с конца или, вернее, конец его неразрывно соединен с началом. Художник «мыслит» зрителем, писатель - читателем. В замысле присутствует не только установка писателя и его видение мира, но и конечное звено творческого процесса - читатель. Замыслу свойственна неоформленность и одновременно семиотически не оформленная смысловая определенность, намечающая очертания темы и идеи произведения. В замысле «сквозь магический кристалл еще неясно» (Пушкин) различаются черты будущего художественного текста.

Замысел формируется вначале в виде интонационного «шума», воплощающего эмоционально-ценностное отношение к теме, и в виде очертаний самой темы в несловесной (интонационной) форме (Маяковский отмечал, что начинал писать стихи с «мычания»). Замыслу присуща потенциальная возможность знакового выражения, фиксации и воплощения в образы.

Фактор, порождающий художественный замысел в его неповторимом своеобразии - креатив (творящий глубинный слой личности), центр творчества, некое творческое ядро личности, определяющее инвариант всех художественных решений. Вокруг этого центра группируется все создаваемое художником. Воздействие креатива определяет личностное своеобразие и инвариантное ядро всех художественных произведений данного писателя. По мнению Якобсона, существуют постоянные организующие принципы - носители единства многочисленных произведений одного автора Эти принципы накладывают печать единой личности на все ее творения.

Творчество - это процесс воплощения замысла в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему образов, процесс объективизации мысли в тексте, процесс отчуждения замысла от художника и передачи его через произведение читателю, зрителю, слушателю.

Художественное творчество - создание непредсказуемой художественной реальности. Искусство не повторяет жизнь, а создает особую реальность. Художественная реальность может быть параллельна истории, но она никогда не бывает ее слепком, ее копией. Художественная реальность непредсказуемо случайна.

Теория Пригожина о случайности и непредсказуемости истории может быть распространена на особо таинственный и случайный процесс, создания художественной реальности, рождающейся из хаоса во имя гармонии. В сознании художника параллельно существуют первоэлементы сознания впечатления бытия, самопроизвольные фантазии, рожденные внутренними потребностями личности, ее индивидуальными особенностями. Однажды (непредсказуемо когда), эти первоэлементы сознания соединяются в смутный образ героя и обстоятельств. А далее: герой начинает действовать, обстоятельства «заселяются» взаимодействующими персонажами. Это и есть стадия хаоса, ибо рождается множество героев, персонажей, обстоятельств. «Выживают» наипрекраснейшие: эстетический вкус художника отсеивает одних и сохраняет других. Хаос начинает жить по законам красоты, и из него рождается прекрасная, неожиданная художественная реальность. И весь этот процесс спонтанен и не вполне управляем самим художником.

Психологические механизмы художественного творчества.

Юнг считал, что психология может быть поставлена в связь с эстетикой. Существует пограничная зона между этими науками - психология искусства. Художественное творчество начинается с обостренного внимания к жизни мира и предполагает «редкие впечатления» (Гете), умение их удержать в памяти и осмыслить.

Память - психологический фактор творчества. У художника она не зеркальна, а избирательна и носит творческий характер.

Воображение комбинационно-творчески воспроизводит блоки представлений, впечатлений и образов, хранящиеся в памяти, комбинирует и рисует в сознании художника живые картины, которые он фиксирует в художественном тексте. Благодаря воображению в сознании художника возникают живые картины. Воображение имеет много разновидностей: фантасмагорическое (у Гофман), философско-лирическое (Тютчев), романтически-возвышенное (Врубель), болезненно гипертрофированное (Дали), полное таинственности (Бергман), реалистически-строгое и гротескное (Феллини). Творческое воображение принципиально отличается от галлюцинации. Согласно Флоберу при галлюцинации вы испытываете ужас и ощущаете что вы умираете, плоды же воображения доставляют радость и эстетическое наслаждение.

Ассоциации - мысли или образы, возникающие при виде предмета или при восприятии высказывания; путем установления сходства, или путем отталкивания, благодаря воспоминанию или нахождению аналогий с помощью подсознания; возникающие по смежности, сходству и контрасту «переклички» между впечатлениями бытия, непредсказуемые логикой прыжки воображения сопоставляющие эти впечатления и неожиданные сопряжения далеко отстоящих друг от друга явлений. Ассоциации возникают на основе предшествующего опыта. Художественное творчество осуществляется посредством бессознательного синтеза тривиальной ассоциации с ассоциацией оригинальной, принадлежащей другому семантическому полю. Художник мыслит ассоциативно. Все риторические фигуры возникают благодаря ассоциациям и воображению («у капель тяжесть запонок» - Пастернак). Слово по своей природе многозначно, многовалентно и предоставляет поэту богатейшие возможности ассоциаций. Без ассоциаций не обходится ни один вид искусства.

Вдохновение - специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накоп-ленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственное включение его в творчество, обостренная виртуозность в чувствовании формы. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, оно почти синоним творчества. Символом поэзии и вдохновения с древнейших времен служит крылатый конь Пегас. Вдохновение делает творческий процесс особенно плодотворным.

Благодаря памяти, воображению, ассоциациям, вдохновению, внутреннему освобождению в творческом сознании появляется множество образов, обстоятельств, ситуаций. Эстетический вкус помогает из бесчисленных вариантов отобрать лучшие. Творческий процесс - эстетическая селекция, он нацелен на читателя, на передачу ему определенной художественной информации и формирование системы его ценностных ориентаций.

Сознание и подсознание - компоненты творческого процесса создания произведения. Важная роль подсознания в художественном мышлении приводила уже Платона и других древнегреческих философов к трактовке творчества как экстатического, боговдохновенного, вакхического состояния. Эстетика романтизма абсолютизировала роль бессознательного в творческом процессе. В ХХ в. бессознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект наблюдения и самонаблюдения критики. Художник, по мнению фрейдистов - личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально неосуществимых потребностей и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные желания - побудительные стимулы фантазии. В творческом процессе взаимодействуют подсознание, сознание и сверхсознание, память и воображение, потребность в исповеди и проповеди, эвристические, суггестивные, просветительские наклонности, природный дар и приобретенный навык.

Акт творчества сознателен, но в нем много и иррационального. Сознание определяет многие существенные стороны творчества. Оно контролирует цель, сверхзадачу творчества и основные контуры художественной концепции произведения. Сознание помогает художнику провести критический анализ всего своего творчества и сделать выводы, способствующие дальнейшему росту мастерства. Особенно важна роль сознания при создании крупномасштабных произведений. Миниатюру можно исполнить и по наитию, крупное же произведение нуждается в серьезном обдумывании.

Подсознание под влиянием жизненных впечатлений рождает в творческом процессе огромное число вариантов образов, ситуаций, мыслительных связей между явлениями. Интуитивное эстетическое чувство заставляет отобрать из этого огромного числа наиболее красивые образы. Механизм интуиции тесно связан с эстетикой. Французский математик А. Пуанкаре подчеркивал, что отличительное свойство математического ума нужно искать не в логике, а в эстетике.

Идеи, которые переходят из подсознания в сознание, не всегда правильны, так как в подсознании нет логических критериев истины. Именно красота есть критерий передачи образов из подсознания в сознание, где осуществляется строгая проверка полученного из подсознания материала. Рожденный подсознанием, отобранный эстетическим чувством, образ поступает в сознание. Здесь он логически выверяется, просветляется разумом, обрабатывается (домысливается, обосновывается, связывается с культурным фондом и обогащается им). Таким образом, сначала эстетическое чувство (на уровне интуиции), затем строгая логика (на уровне сознания) производят отбор из множества идей и образов. Поступают в дальнейшую обработку в творческом процессе лишь самые прекрасные и истинные. Переход от подсознания к сознанию связан с огромным творческим приращением. Логически выверенные разумом идея или образ углубляются и получают свою завершенность.

Творческий процесс (англ. creative process) - многие гениальные люди сообщали о том, что их открытия являются результатом того, что решение «как-то само» возникает в их сознании и что им остается только записать «услышанное» или «увиденное». Подобные обстоятельства сопровождали, к примеру, рождение у Д.И. Менделеева идеи Периодической системы элементов и у нем. химика А. Кекуле циклической формулы бензольного ядра. Таинственность акта «озарения» издавна связывалась с наличием внешнего, иногда божественного источника творческого вдохновения.

На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа подсознания. По данным самонаблюдения, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание др. делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени «творческая» задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы Понимание проблемы оказалось продвинутым. Т. о., возникает впечатление о бессознательно протекающих процессах решения. Однако важной предпосылкой продуктивной работы подсознания является 1-я стадия - настойчивые сознательные попытки решения задачи.

Анализ самонаблюдений показывает, что процесс «озарения» нередко являет собой не одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. В ходе упорного сознательного процесса решения появляются элементы понимания и продвижения в верном направлении. Т. о., условием т.н. «озарения», как правило, служит упорный труд. Сознательные усилия как бы приводят в действие, «раскручивают» мощную, но довольно инерционную машину бессознательного творчества. Те же факты, что иногда решение возникает в периоды покоя, безделья, утром после сна или во время завтрака, говорят, возможно, лишь о том, что эти периоды обычно занимают у человека много времени.

В исследованиях межполушарной организации психических процессов выдвинуто предположение, что лобные доли правого и левого полушарий вносят разный вклад в осуществление отдельных фаз Т. п. Фазы созревания и озарения, по этой гипотезе, связаны с работой лобной доли правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества - с работой лобной доли левого (доминантного) полушария.

Один человек, фигура не менее важная, чем Платон, считал, что слова творческих поэтов есть продукт Божественного вдохновения; как он писал в III, от Ионы:
"И потому Бог отбирает у этих людей разум и использует их, чтобы они служили ему... чтобы мы, кто слышит их, могли знать, что это не они произносят слова эти... но что это сам Господь говорит... через них."

Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо известно. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности.
Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь полезного изобретения, рукописи или теории.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

По иронии - и в укор современной когнитивной науке - за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования.

Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес (Wallas, 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:

1. Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2. Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3. Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.

4. Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре (Poincare, 1913) французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он "забыл" про свою математическую работу (инкубационная стадия). Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. "Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии." Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты.

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

1. Подготовка. Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода.

2. Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.

3. Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться "вспаханной под пар"? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени.

4. Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса "Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом" Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

3 Просветление Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка". Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

4 Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка - это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным "самоварным золотом". Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

Список литературы

Солсо Р.Л. Творческий процесс.