Библиотека связи с администрацией. Департамент культуры и архивного дела воронежской области государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области «воронежская областная универсальная научная библиотека им




Возрождение местного самоуправления как важнейшего института общинного самоуправления - одна из актуальных проблем современной России. Важность развития местного самоуправления определяется многими обстоятельствами. Прежде всего, оно может и должно способствовать постепенному "врастанию" России в демократический политический режим, инициируя его "снизу". Оно призвано помочь гражданам осознать, что демократия есть не только формальное учреждение, но и социальное партнерство, личное участие каждого в делах и заботах того социума, частью которого он является. Важно и то, что абстрактное право на свободу реализуется в том числе и в конкретном праве на осуществление местного самоуправления. Как писал А. Де Токвиль, "общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки: они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой".

Реформа местного самоуправления в Ставропольском крае имеет свои особенности, оно закреплено у нас на уровне села, поселка, районные же администрации - это государственная вертикаль. В России всего 5 субъектов Федерации имеют подобную структуру, и требуется время для выработки единых подходов к практической реализации местного самоуправления.

В Андроповском районе сейчас остро встал вопрос о закреплении местного самоуправления на уровне районной администрации. Население, в силу отсутствия компетентности, относится к этой проблеме настороженно. Органы власти находятся в выжидательном состоянии. Местные средства массовой информации предпринимают слабые попытки по разъяснению назревшей ситуации.

Библиотеки во все времена являлись проводниками культуры общества и политики государства, чутко реагировали на изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни региона. Никто не может отрицать, что в данный момент библиотека стала наиболее необходимой частью инфраструктуры муниципального образования, прежде всего ее информационной. Как показывает опыт, муниципальная библиотека стала "видимой" для местной власти и рассматривается как наиболее удобный канал информирования. Вопрос создания системы информирования о деятельности муниципальных органов власти наиболее важен сегодня для небольших муниципальных образований, что имеет объективные причины. В крупных городах существуют иные источники муниципальной информации, в частности информационные центры при местных администрациях с общественными приемными. В небольших же городах и сельской местности библиотеки действительно единственные общедоступные учреждения, которые способны работать с информацией.

Цель местного самоуправления - содействие построению гражданского общества, его информационной открытости. Гражданское общество зиждется на праве каждого гражданина иметь свободный взгляд на политику государства. Людям просто нужно знать о делах своих избранников. Им необходимо понять, что местное самоуправление - это их собственная деятельность по собственному жизнеустройству под свою ответственность.

Активизация работы Андроповской ЦБС по сбору, хранению и предоставлению в пользование информации по местному самоуправлению началась с публикации Письма из администрации Президента РФ и Правительства России, направленного главам субъектов РФ (№А4 - 10002 Пк от 23.09.97 г.). Наряду с федеральными и региональными законами, указами, постановлениями, нормативными актами, различными публикациями, касающимися вопросов местного самоуправления, в фонды библиотек рекомендовалось включать уставы муниципальных образований, постановления, решения, распоряжения властных структур региона, чего ранее не делалось. До этого времени библиотеки ЦБС вели работу по краеведению, где был сформирован фонд, содержащий материал о жизни местного сообщества, о деятельности органов управления; накоплен положительный опыт в этом аспекте работы.

В последние годы библиотекари наблюдали увеличение числа читателей в библиотеках, указывающее на наличие возросших информационных потребностей у населения, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

В сентябре 1998 года главой районной государственной администрации Андроповского района было подписано Постановление "Об организации в библиотеках Андроповской ЦБС сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления".

Специалистами ЦБС был подготовлен проект программы поддержки местного самоуправления "Библиотека - информационный центр муниципального сообщества", основными целями которой заявлены:

  • обеспечить доступ пользователей к источникам и средствам информации, собранным в библиотеках района;
  • создать наиболее благоприятные и комфортные условия пользования библиотечными услугами всем желающим;
  • предоставить возможность доступа к ресурсам других библиотек и информационных организаций через каналы современной связи.

Для достижения поставленных целей определенны следующие задачи:

  • создать фонд опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления, организованна их систематизация и хранение;
  • организовать информационно-консультативный пункт по проблемам местного самоуправления на базе ЦРБ, в котором будет сосредоточена библиографическая информация по основному направлению работы, позволяющая вести целенаправленное информирование руководителей и служащих органов и служб местного самоуправления, жителей муниципальных образований;
  • внедрить современные технологии, позволяющие увеличить поток информации в библиотеке и улучшить методы доставки информации пользователям.

В 1999 году этот проект получил гранд МОНФ и Минкультуры, за счет которого приобретено компьютерное оборудование, а также положено начало автоматизации ЦБС.

Так как Центральная районная библиотека располагает наиболее полным справочно - библиографическим аппаратом, краеведческими каталогами, отражающими документы по Ставропольскому краю, Андроповскому району, а также в течение многих лет хранит в своих фондах основные краевые и районные периодические издания, в ее структуре был выделен отдел "Информации и современных технологий", призванный работать с органами власти и населением в этом направлении.

В октябре 2001 года Главой Андроповской райгосадминистрации подписано Распоряжение об открытии Центра правовой информации (ЦПИ) на базе отдела информации и современных технологий Андроповской ЦБС.

С целью обоснования выбора приоритетов в работе по содействию становления местного самоуправления, были изучены информационные потребности населения и муниципальных служащих. Данные исследования выявили тематику запросов: это законодательная, социологическая, о производственном потенциале и сырьевых ресурсах, сельскохозяйственная, экономическая информация. Были определены коллективные и индивидуальные потребители информации, сведения о них занесены в картотеку информационного обеспечения. По данным предыдущего мини - исследования "Компьютерная грамотность сельского жителя" (2000 год), было установлено, что подготовленных пользователей для работы с информационными ресурсами и технологиями имеется очень незначительный процент, что затрудняло оперативную доставку информации. В данный момент число людей, пользующихся компьютерными средствами, значительно возросло, в том числе многие организации и предприятия имеют выход в Интернет и свой почтовый адрес.

ЦПИ аккумулирует информацию трех уровней: федеральную, субъекта Федерации, муниципальную. И осуществляет информирование на базе таких информационных ресурсов как:

  1. Глобальная сеть Интернет.
  2. Сервер ФАПСИ. Наша ЦБС не является единственной, имеющей возможность пользоваться БД ФАПСИ. Несколько библиотек края также имеют почтовые ящики на сервере агентства, что позволяет нам получить доступ к их БД.
  3. ИПС "Консультант Плюс", "Гарант", "Ваше право".
  4. Электронные версии журналов "Энциклопедия российского права", "Законодательство и экономика".
  5. Фонд печатных официальных изданий.
  6. Фонд изданий по краеведению.
  7. Фонд первоисточников формируется на основе краевой и районной газет, а также документов и материалов, которые передаются из отделов районной и сельских администраций. Из общего отдела получаем нормативные акты районной администрации. Документы из управления по экономике дают возможность знакомить население с социально-экономическим положением района. Служба занятости предоставляет информацию о состоянии рынка труда, возможностях обучения и подготовки кадров. Издательская продукция органов местного самоуправления, а также материалы, издаваемые муниципальными учреждениями, общественными организациями (союзами, общинами и т. д.).
  8. Вторичные информационные ресурсы, т.е. совокупность источников библиотечно - библиографической и фактографической информации. В системном каталоге выделена рубрика "Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы. Краеведческая картотека статей также имеет рубрики, "Местное самоуправление в Ставропольском крае", "Социальная защита", "Инвалид. Закон. Общество", "Закон", "Консультирует юрист", "Выборы в органы местного самоуправления" и т.д. Сформирована картотека официальных материалов "Документы по местному самоуправлению", картотека "В помощь бизнесмену", содержащая сведения о фирмах.

Со временем фонд первоисточников по местному самоуправлению перейдет в архивную часть краеведения.

Основными направлениями информирования населения об организации местного самоуправления и деятельности ее органов являются:

  • Постановления и решения районной и сельских администраций;
  • Социально-экономическое развитие Андроповского района;
  • Бюджет района;
  • Развитие производства;
  • Развитие непроизводственной сфер, в том числе связь, бытовое обслуживание;
  • Охрана окружающей среды;
  • Статистика и т.д.

Сотрудники центра систематически отслеживают новые информационные направления и темы в СМИ. Фиксируются наиболее актуальные запросы, проводится анализ и прогнозируются перспективные направления, проводится корректировка СБА, вводятся соответствующие рубрики.

Система информирования населения предполагает организацию и формирование двух информационных потоков. Нисходящий поток информации - это информирование субъекта местного самоуправления - населения.

Наша библиотека давно осознала себя социальным институтом и центром социальной защиты населения. Жители района обращаются за помощью в библиотеки по вопросам пенсионного обеспечения, социальной защиты, правам и льготам. Центр правовой информации не только собирает и систематизирует документы, касающиеся организации и деятельности местного самоуправления, но и разъясняет необходимость развития этого нового направления. Как правило, граждане не осознают того, что именно они должны стать движущей силой в вопросах становления местного самоуправления, что они являются строителями своей жизнедеятельности, а власть только координирует их действия. Людям необходимо понять, что демократия есть не только формальное учреждение, но и социальное партнерство, личное участие каждого в делах и заботах того социума, частью которого он является. На протяжении многих лет люди воспитывались на другой идеологии, теперь им психологически трудно воспринять происходящее. Поэтому мы считаем, что особое внимание, разъяснительную и воспитательную работу нужно проводить со старшеклассниками и студентами. Для них организуются встречи с представителями администрации района. Кроме выступлений, используются активные способы - круглые столы, семинары, ролевые игры, что явно способствует лучшему усвоению материала и повышению продуктивности мероприятия.

Наряду с первоисточниками пользователям предоставляется информация в виде библиографических списков, ксерокопий и распечатки документов. На договорной основе предоставляются пресс-досье по заявленной теме.

В ЦРБ и библиотеках-филиалах функционируют информационные стенды, доски объявлений, например "Село: день за днем", "В коридорах власти", где регулярно вывешивается информация о принятых решениях, распоряжениях, материалы по вопросам социальной защиты населения.

Библиотека активно сотрудничает с СМИ (радио, газеты).

В сегодняшних условиях библиотека стала связующим звеном между населением и органами власти, помогает им найти и понять друг друга. Восходящий поток информации - это информационная поддержка библиотекой органов местного самоуправления. Библиотеки всегда являлись проводниками культуры общества и политики государства, которые их создали и содержат. Поэтому они всегда оказывали информационную поддержку властным структурам.

Важнейшая задача сегодняшнего дня заключается в том, чтобы поднять эффективность управленческой деятельности органов местного самоуправления всех уровней. На качество управления, безусловно, влияют такие факторы, как качество информации и компетентность консультации. Эти факторы позволяют принимать решения, изменяющие в лучшую сторону ситуацию на местах, влиять на судьбы социальных проблем, повышать социальный статус населения.

Вся предыдущая деятельность Андроповской ЦБС - это опыт совместной работы с администрацией, опыт партнерских отношений. Со времени создания отдела, местная власть стала еще внимательнее прислушиваться к библиотеке как к организации, способной справляться с серьезными задачами. Сотрудничество между центром и администрацией района осуществляется на договорной основе. В договоре обозначены следующие обязательства сторон:

  • органы местного самоуправления (ОМС) обязуются предоставлять ОИСТ опубликованные и неопубликованные документы о своей деятельности для организации их хранения и обеспечения доступа к ним членов местного сообщества.
  • ОИСТ обязуется оперативно информировать ОМС о законах, нормативных актах, решениях, постановлениях федеральных и региональных органов власти, а также материал систематизированный по заявленным темам.
  • ОИСТ обязуется информировать местное сообщество о деятельности ОМС.

Договоры подписаны также между библиотеками-филиалами и сельскими администрациями. Через библиотеки - филиалы, документы сельских органов власти передаются в Центр правовой информации. Отдел передает филиалам необходимую информацию для их потребителей. Таким образом, налажен механизм распространения информации по вопросам местного самоуправления.

Опыт работы с муниципальными служащими подсказывает, что им нужна информация вовремя (желательно "еще вчера") и с максимальной полнотой. Сотрудники ЦБС работают именно в таком режиме, иначе наша работа будет невостребованная.

Основными направлениями информационной поддержки включают информирование органов представительной и исполнительной власти, отдела статистики, Управления культуры и искусства, Комитета по охране природы. Например:

  • законодательные документы РФ;
  • мониторинг общественного мнения. В частности сбор и анализ ответов на анкеты, разработанные райгосадминистрацией "Отношение населения к органам местного самоуправления Андроповского района Ставропольского края", "Роль органов государственной власти и местного самоуправления";
  • предоставление информации об опыте работы власти в других муниципальных сообществах;
  • информирование по социальным проблемам, экологии и т.д.

Информирование осуществляется в режимах ИРИ, ДОР, справочное обслуживание - в режиме "вопрос - ответ". Причем не только в виде библиографической информации (аналитические справки, библиографические списки новых поступлений), но и в виде пресс-досье. Передача информации осуществляется как по телефону, так и посредством электронной почты, а также копии документов рассылаются или выдаются непосредственно в отделе.

Систематически для муниципальных служащих работники центра проводят дни специалиста, например "Оперативная информация - путь к успеху", круглые столы - "Муниципальное право: вопросы и ответы". В проводимых мероприятиях участвуют главы сельских администраций, специалисты муниципальных образований, депутаты сельских Дум, библиотекари.

Центр правовой информации оказывает информационное обеспечение работы депутатов и депутатских комиссий.

Интересной и содержательной была работа отдела по установлению фактов, которые легли в основу "Энциклопедии Андроповского района". По запросу администрации, сотрудниками центра установлены даты присвоения званий заслуженным работникам отраслей народного хозяйства, культуры, здравоохранения, образования.

Информирование муниципальных служащих - основная задача во взаимодействии библиотеки и органов управления. Однако, отдел "Информации и современных технологий" для администраций района выполняет еще ряд нетрадиционных услуг. Например: реставрирует ветхие фотографии представляющие историческую ценность; обрабатывает материал о ветеранах, участниках ВОВ; изготавливает буклеты (к юбилейным датам сел района), различные дипломы, почетные грамоты, визитки. В прошлом году программист отдела С.В. Куликов сделал компьютерную верстку для издания буклета об Андроповском районе. С участием специалистов отдела был разработан герб района, а также макет орденов 3 степеней "За вклад в развитие района".

Новые формы работы требуют постоянного обновления практических знаний специалистов, работающих с властными структурами. На базе ЦРБ проводятся семинары, круглые столы как для библиотекарей ЦБС, так и для работников библиотек края. Персонал всей ЦБС получает знания по организации работы с информацией по вопросам местного самоуправления. В обязательном порядке все проходят профессионально-производственное обучение по использованию персональных компьютеров.

Немаловажную роль в организации работы в помощь становления местного самоуправления играет техническое оснащение. Однако, компьютеров нет ни в одном филиале ЦБС, соответственно нет электронных БД. А ведь именно библиотеки являются на селе единственным источником информации для более чем 36 тысяч жителей Андроповского района. Пока компьютерную технику и доступ в Интернет имеет только Центр правовой информации. Поэтому перед ЦБС стоит стратегическая задача - обеспечение эффективного доступа к информационным ресурсам на основе новейших компьютерных технологий, развитие сетевого взаимодействия библиотек и телекоммуникационных сетей.

В будущем планируется совместная деятельность Центра правовой информации и органов местного самоуправления в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

Сохранение исторического и культурного наследия Магнитогорска и его использование для воспитания, образования граждан и формирования гармонично развитой личности.

Задачи

  1. Способствовать развитию библиотеки как социокультурного центра городского сообщества.
  2. Стимулировать взаимодействие библиотеки с учреждениями культуры региона (театрами, музеями, творческими объединениями) в целях социализации личности в обществе.
  3. Содействовать развитию культурной среды в Магнитогорске, созданию нового актуального культурного, информационного и образовательного пространства.
  4. Использовать актуальные формы и методы культурологической коммуникации и современные информационные технологии (визуальная культура в работе библиотеки).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Основные мероприятия

I этап. Создание координационной группы. Создание планов и сценариев по осуществлению проектов совместно с учреждениями культуры, образования и общественными организациями г. Магнитогорска.

II этап. Оснащение оборудованием.

III этап. Создание видеороликов, фильмов краеведческой и социальной направленности:

  • разработка концепций, сценариев, раскадровок и прочие досъёмочные работы;
  • съёмки интервью и передач в студийном и прочих помещениях библиотеки;
  • выездные съёмки;
  • монтаж, озвучка, сведение, рендеринг, при необходимости субтитрирование, титрирование и аннотирование (описание), каталогизация видеоархива.

IV этап. Размещение, презентация проектов на городском, региональном и федеральном уровнях:

  • премьерные показы фильмов с обсуждениями, презентации с участием творческой интеллигенции, студенчества и администрации города;
  • участие фильмов и роликов в конкурсах и кинофестивалях регионального и федерального уровней.

Проект «Центр визуальной культуры» является мегапроектом и предполагает воплощения целого ряда арт-проектов краеведческой направленности, пилотные этапы которых уже реализованы.

На данном этапе их 7 самостоятельных проектов:

  1. Проект социальной рекламы «Просто так», поднимающий нравственные, духовные ценности с участием медийных лиц и творческих коллективов города. Темы поднимаются самые разные, неизменно одно – присутствие вечных человеческих ценностей. Уже снято 8 роликов социальной рекламы, которые доступны в интернете и имеют высокий рейтинг просмотров интетрнет-пользователей.
  2. Проект «Кино и книга» - один из самых библиотечных проектов Центра визуальной культуры. В его рамках создаются киноотзывы на произведения классиков и творения местных литераторов. В качестве актеров также выступают как профи, так и любители, а главным героем и «гвоздём» сюжета выступает книга.
  3. Проект «Видеостихия» - проект, держащийся на крепких литературных нитях. Одна из самых первых идей визуальной библиотеки связана с актуальным сегодня форматом видеопоэзии. Главной особенностью «Видеостихии» является исходный материал – клипы снимаются на стихи известных, в том числе и ныне живущих магнитогорских поэтов. Представленные в Интернете раннее созданные видеоклипы уже нашли своих почитателей не только на территории России, но и среди пользователей Израиля, Китая, Финляндии, Испании, США. В дальнейшем развитием этого проекта будет всемирный интернет-конкурс современной поэзии.
  4. Интегрированный проект «Кино. Книга. Театр» по созданию киноверсий спектаклей магнитогорских театров, которые снимаются с показа и только в стенах библиотеки становятся доступными для просмотра и обсуждения.
  5. Историко-культурный проект «Магнитогорск в кадре». В рамках этого проекта библиотека формирует киноархив, включающий документальные и художественные фильмы, кинохроники о Магнитогорске и его жителях, снятые в разные годы и представляющие бесценный исторический и культурный пласт города. Видеоматериалы составят своеобразный библиотечный фонд, доступный любому пользователю библиотеки, что откроет для магнитогорцев новые возможности для знакомства с любимым городом.
  6. Социально-художественный проект «Палеонастоящее» - это создание художественных и документальных фильмов об истории и сегодняшнем дне Магнитогорска. В его рамках сняты уже хорошо известные магнитогорцам фильмы «Вариации на тему пустоты, или Дело № 4917» (о Борисе Ручьёве) и «Гидра» (о становлении уральского казачества), поднимающие глубины исторического краеведения и восстанавливающие связь времён.
  7. КиноШкола «Кино как поэзия – Кино как проза» - один из последних проектов, это форма практического освоения базовых профессиональных знаний, умений и навыков кино- и видеопроизводства. Цель проекта – визуальными средствами повысить эффективность продвижения литературы в молодёжной среде.

Уникальность мультипроекта Центра визуальной культуры заключается в его динамичности, организации новых краеведческих проектов, создании единого визуально-информационного краеведческого пространства города, объединяющего все учреждения культуры, искусства, образования, СМИ.

Он призван стать современным библиотечным мультицентром, который будет ещё одним брендом города, подтверждая славу промышленного Магнитогорска как социально ориентированного города высокой культуры и исторической памяти.

В рамках проекта на базе Объединения городских библиотек организован Международный интернет-фестиваль видеопоэзии «Видеостихия» с целью популяризации современной национальной и региональной поэзии с использованием визуальных средств.

Период реализации: 01.09.2017 – 01.09.2018 гг.

Итог (ожидаемый итог)

Реализация проекта будет способствовать:

  • приобщению населения города, в том числе молодёжи, к чтению с целью повышения интеллектуального и культурного уровня;
  • воспитанию у подрастающего поколения любви к Родине, своему краю и формированию активной жизненной позиции и патриотического сознания;
  • формированию единого культурного пространства города Магнитогорска;
  • повышению туристической привлекательности Магнитогорска как культурного центра Южного Урала.

В 2017 году Центр визуальной культуры получил грант Главы города «Вдохновение» как победитель конкурса проектов в сфере культуры и искусства города Магнитогорска в сумме 1 095 919,00 рублей (один миллион девяносто пять тысяч девятьсот девятнадцать рублей).

Вложенные файлы

  • 1 Международный интернет-фестиваль видеопоэзии, приложение.docx

Межведомственное сотрудничество: пути взаимодействия

НЕМНОГО О БИБЛИОТЕКЕ

Особняк на Советском проспекте, 14 хорошо известен вологжанам. Первого сентября 1970 года в этом доме, памятнике архитектуры XIX века, открылась областная детская библиотека. Вот уже более 35 лет библиотека принимает читателей самых разных возрастов, стараясь удовлетворить их разнообразные интересы и вкусы. Малыши приходят сюда со своими родителями, чтобы выбрать книгу и насладиться вечером чтением вслух. Спешат подростки в поисках нужной литературы по самым разным темам. Часто можно встретить целые делегации из школ и детских садов – это участники мероприятий, проводимых в библиотеке. Не обходят нас стороной и взрослые, занимающиеся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Современная детская библиотека – это открытый мир, ориентированный на живые и меняющиеся потребности ребёнка. Благодаря новым технологиям увеличиваются информационные возможности библиотеки, укрепляется взаимодействие с различными организациями и ведомствами. В библиотеках создаются новые структуры, специализируются и расширяются запросы читателей.

Для Вологодской областной детской библиотеки (ВОДБ) характерны два направления: социальное партнёрство и активная проектная деятельность . Взаимодействие библиотеки с государственными и общественными организациями позволяет одинаково успешно решать традиционные вопросы профессиональной деятельности и вести активную работу по реализации инновационных проектов.

В 2007 году в библиотеке было создано новое подразделение – отдел библиотечных инноваций . Поиск, творчество, движение вперёд – принципы его деятельности. Мы ищем и находим нетрадиционные формы работы, изучаем, обобщаем и внедряем передовой опыт в практику.

Отдел библиотечных инноваций:

Изучает и анализирует опыт инновационной деятельности библиотек страны, региона, создаёт программы внедрения новшеств в деятельность ВОДБ;

Осуществляет организационно-методическую поддержку программно-проектной деятельности библиотеки;

Организует общебиблиотечные публичные акции;

Осуществляет сотрудничество с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детей и подростков.

Одним из направлений деятельности отдела является построение партнёрских отношений с властными структурами, социальными службами, образовательными учреждениями города и области, а также с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детства.

Нашими партнёрами уже стали:

Уполномоченный по правам ребёнка и Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области.

Вологодское отделение Российского детского фонда.

ООО «Бизнес-Софт» – региональный представитель компьютерных справочных правовых систем «КонсультантПлюс».

Департамент образования Вологодской области.

Вологодский институт развития образования.

Учреждения общего и дополнительного образования (дошкольные учреждения и школы города, городской центр гражданского образования, ГОУ «Центр дополнительного образования детей», Дворец творчества детей и молодёжи и его структурные подразделения).

Центры социальной помощи и социальной реабилитации (Территориальный центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс»).

Медико-профилактические учреждения (Вологодский областной центр медицинской профилактики, отделение медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды, Вологодский областной центр по профилактике инфекционных заболеваний, детско-подростковая служба Вологодского областного наркологического диспансера).

Пенитенциарные учреждения (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УВД Вологодской области, Вологодская воспитательная колония УИН Минюста России по Вологодской области).

ПРАВОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Попадая в тяжёлые жизненные ситуации, ребёнок часто остаётся один на один со своими проблемами и вынужден сам заботиться о своих правах. Иногда, к сожалению, выбирая неправильный и не вполне законный путь. В нашей области – в одной из первых – была введена должность уполномоченного по правам ребёнка . А в сентябре 2004 года при правительстве Вологодской области была создана Служба по правам ребёнка .

Задачи Службы:

Контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей, проживающих на территории области;

Работа по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов детей.

Надо отметить, что службы по правам ребёнка есть далеко не во всех регионах России. Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области работает с губернатором, его заместителями, а потому имеет административные рычаги для защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Уполномоченный по правам ребёнка Валентина Александровна Головкина частый гость в библиотеке. Она оказывает библиотеке помощь книгами и методическими материалами по правовой тематике, принимает участие в мероприятиях, направленных на формирование у детей и подростков уважительного отношения к закону.

В 2004 году началось деловое сотрудничество библиотеки с региональным представителем фирмы «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт» в рамках некоммерческого проекта «Программа информационной поддержки российских библиотек», благодаря чему в библиотеке установлены и еженедельно пополняются базы данных семейства справочных правовых систем (СПС) «КонсультантПлюс». Компания предоставляет льготный доступ к своим информационным ресурсам, проводит обучение сотрудников библиотеки работе со справочными правовыми системами, предоставляет библиотеке необходимую учебно-методическую литературу по системам семейства «КонсультантПлюс».

Наши посетители могут самостоятельно работать с электронными базами (три компьютерных места для пользователей – в отделе документально-информационной поддержки образования). Если им трудно ориентироваться самостоятельно, то они получают необходимую информацию при помощи консультанта (одно компьютерное место в методическом отделе, одно – в информационном зале, одно – в отделе руководителей детского чтения). Мы предоставляем информацию не только детям, но и родителям, педагогам, воспитателям, студентам, а также всем заинтересованным лицам.

Практика показывает, что ребята пользуются не только традиционными печатными изданиями: они легко и с удовольствием обращаются к электронным источникам.

Очень большое количество запросов приходится на тематический подбор официальной информации. Запросы бывают самые разнообразные – от задач, решаемых правозащитными организациями, до льгот, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.

Сотрудники библиотеки разработали и проводят для читателей мероприятия с использованием СПС «КонсультантПлюс». В ходе этих мероприятий, работая с документами, учащиеся школ города получают знания об основах правовой системы Российской Федерации, государственном и экономическом устройстве страны, международном законодательстве о правах человека. Вся эта информация полезна школьникам и в познавательном плане, так как содержит много определений и понятий, касающихся различных сторон жизни государства и общества.

В сентябре 2006 года библиотека приняла участие в I Областном конкурсе «На лучшее использование справочных правовых систем “КонсультантПлюс”» , организованном региональным представителем «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт». Конкурс проводился в заочной форме, оценки делались по следующим критериям:

Представление участниками фото- и видеоматериалов оформления специальных рабочих мест;

Проведение мероприятий с использованием СПС «КонсультантПлюс», семинаров по обучению читателей работе с СПС «КонсультантПлюс»;

Знание специалистами библиотеки СПС «КонсультантПлюс»;

Количество запросов на правовую информацию, выполненную с помощью СПС «КонсультантПлюс».

В конкурсе участвовали 26 библиотек области. Областная детская библиотека заняла в этом конкурсе второе место.

С 2007 года наша библиотека совместно с Департаментом образования Вологодской области и ООО «Бизнес-Софт» проводит Областной правовой конкурс для школьников .

Цель конкурса – повышение уровня правовой культуры личности.

Содействие правовому образованию учащихся.

Пропаганда понимания важности права и правовых знаний в жизни общества.

Развитие самостоятельного мышления детей, их навыков работы с информацией.

Формирование навыков использования СПС «КонсультантПлюс».

Областной правовой конкурс проводится ежегодно в три этапа:

Районный заочный;

Промежуточный – обучение победителей районного этапа работе с СПС «КонсультантПлюс» и выполнение практических заданий с помощью системы (проводится на базе районных библиотек и/или образовательных учреждений);

Областной (финал).

Для участия в первом, заочном этапе конкурса необходимо прислать в оргкомитет письменные ответы на два вопроса: практический и теоретический.

В 2008 году, чтобы привлечь внимание старшеклассников к событиям в политической жизни нашей области и страны, теоретический вопрос сформулировали так: «Как вы считаете, участие в выборах – это право или обязанность? Свой ответ обоснуйте». Практический вопрос требовал умения юридически правильно составить расписку. Работы участников конкурса показали важность правовых знаний в жизни современного общества. В адрес оргкомитета было прислано 200 работ из 17 районов области.

По материалам Областного правового конкурса библиотека издала сборник творческих работ учащихся 10–11-х классов школ Вологодской области «Выборы глазами будущих избирателей». Торжественная церемония подведения итогов конкурса состоялась в мае в Законодательном собрании области.

Мы считаем, что библиотека, сотрудничая с региональным представителем СПС «КонсультантПлюс», активно использует имеющиеся у неё информационные ресурсы.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБРАЗОВАНИЕМ

Заключён договор о сотрудничестве между ВОДБ и Вологодским институтом развития образования . В рамках договора определены следующие цели и задачи совместной деятельности:

Привлечение внимания общественности и властных структур к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;

Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;

Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;

Участие в повышении квалификации школьных и детских библиотекарей в области:

Современных технологий поддержки и продвижения детского чтения,

Литературного краеведения,

Эстетического, патриотического, правового воспитания и др.;

Обмен опытом работы между библиотекарями на областном и всероссийском уровне.

Продолжается сотрудничество библиотеки с учреждениями общего и дополнительного образования . Мы оказываем методическую и организационную помощь педагогам в проведении крупных городских мероприятий различной направленности. В течение года сотрудники библиотеки проводят циклы мероприятий по различным библиотечным программам.

С февраля 2008 года ВОДБ начала проводить для вологодских школ акцию «День областной детской библиотеки в школе» .

Задачи акции:

Продемонстрировать возможности и информационные ресурсы библиотеки;

Активизировать сотрудничество и объединить усилия школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

В этот день сотрудники библиотеки, приезжая в школу, знакомят педагогов с книжными новинками по методике преподавания и проведения внеклассных мероприятий, а также с методическими материалами ВОДБ. Для учащихся всех возрастов предлагаются литературные игры, библиотечные уроки, музыкальные занятия, обзоры периодики. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной: в библиотеке появились новые читатели, увеличилась посещаемость. Мы уверены, что проведение подобных мероприятий в школах города станет хорошей традицией ВОДБ.

РЕБЁНОК С СЕМЬЁЙ И БЕЗ СЕМЬИ

Сотрудничает детская библиотека и с учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей : Территориальным центром социальной помощи семье и детям и социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Феникс».

Одним из направлений деятельности Территориального центра социальной помощи семье и детям является работа с детьми по оздоровительным, реабилитационным, профилактическим, коррекционным программам. Для реабилитационной группы дневного пребывания «Шанс», для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, специалисты библиотеки разработали цикл мероприятий по правовой тематике «Именем закона». Вот основные темы бесед:

1. Проступок. Правонарушение. Преступление.

2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

3. Остановись у преступной черты!

На этих занятиях ребята знакомятся со своими основными правами и обязанностями, находят ответы на соответствующие вопросы (Что такое право? Какие существуют права? Где они записаны?); показывают свои знания в области прав и свобод ребёнка; обсуждают ситуации, связанные с нарушением этих прав. Мы стараемся помочь ребёнку не остаться наедине со своими проблемами, вместе с ними ищем ответы на важнейшие вопросы, пытаемся научить отличать добро от зла. Серьёзный и доверительный разговор с подростком о его правах и обязанностях в стенах библиотеки помогает формировать правильные жизненные ориентиры.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» является ещё одним учреждением, где ребятам не только оказывается медицинская и психолого-педагогическая помощь: здесь они также могут круглосуточно проживать и питаться. Его воспитанники – частые гости библиотеки. Ребята принимают активное участие во всех конкурсах, которые она проводит. Работая с социально-реабилитационным центром «Феникс», мы убедились, что трудных детей нет. Есть дети со «свободной», нереализованной энергией, которую важно направить в нужное русло. Все мероприятия, проводимые для детей этого центра, способствуют созданию здорового морально-психологического климата, доброжелательного стиля отношений – всего того, что помогает в формировании правильной жизненной позиции.

Есть у библиотеки и опыт сотрудничества со специальными учебно-воспитательными учреждениями для несовершеннолетних закрытого типа. Это, прежде всего, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Там находятся дети от 8 до 14 лет. Именно в этом возрасте происходит становление характера и формирование личности. И от того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит его будущее. Поэтому свою задачу при работе с данным учреждением мы видим в создании условий для «вхождения в жизнь» детей с нарушениями в поведении.

Библиотека осуществляет профессиональную помощь ЦВСНП, используя многие присущие именно ей библиотечно-информационные формы и методы. Особенно увлекательными кажутся ребятам кукольные спектакли, подготовленные сотрудниками библиотеки. Например, «Властелин пыли» – по экологии жилища, проводимый к Всемирному дню здоровья, и «Книга – Восьмое чудо света» – к Неделе детской книги. Несовершеннолетние правонарушители очень переживают за кукольных героев, оживлённо отвечают на вопросы викторины. Сначала такая реакция на спектакли была для нас неожиданна. Очень приятно, что мы не ошиблись, выбрав эту форму работы. Дети данной категории обделены теплом и вниманием взрослых, поэтому на подобных мероприятиях они – благодарные слушатели и собеседники.

ЗДОРОВЬЕ И ВОКРУГ НЕГО

На протяжении многих лет ВОДБ работает совместно с медико-профилактическими учреждениями области и города в сфере популяризации здорового образа жизни. Действуя в этом направлении, нам удалось наладить контакт с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера и продолжить сотрудничество с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и Областным центром медицинской профилактики . Специалисты отделов профилактики этих учреждений подготовили тематические буклеты, которые мы используем в своей работе. Они содержат информацию по вопросам ВИЧ/СПИДа, наркомании, гепатитов, ИППП 1 , предназначенную для подростков, их родителей и педагогов.

Ежегодно 1 июня, в Международный день защиты детей, библиотека проводит акцию к Международному дню защиты детей и конкурс рисунков на асфальте .

Последние годы в этот день в детском парке напротив нашей библиотеки сотрудники Областного центра медицинской профилактики для взрослых и детей открывают : устанавливается палатка, оснащённая медицинским оборудованием, где все желающие могут измерить свои рост, вес, артериальное давление и получить индивидуальную консультацию. Детские библиотекари организуют и проводят для участников акции подвижные игры, конкурсы, викторины, проверяют у ребят знание правил здорового образа жизни и гигиены человека. Всем, кто посетил мероприятие, предлагаются подготовленные библиотекой совместно с медиками буклеты и памятки, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Ежегодно совместно с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и отделением медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды накануне Международного дня борьбы с наркоманией и распространением наркотиков проводится конкурс детских плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни, «Я выбираю жизнь!». В конкурсе принимают участие ребята, посещающие летние городские и школьные лагеря, социальные и реабилитационные учреждения.

С 2006 года началось сотрудничество библиотеки с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера . В очень интересной и увлекательной форме проходят в библиотеке совместные мероприятия – тренинги по формированию навыков здорового образа жизни.

«Моё здоровье» – так называется групповое занятие для учащихся школ города. Главная цель мероприятия – профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения. Подросткам предлагается придумать рекламу здорового образа жизни. Ребята сами готовят рекламные плакаты «Здоровое питание», «Здоровая семья», «Здоровый отдых», «Здоровье и спорт». После выполнения задания подростки представляют свои творческие проекты. Мероприятие завершается рекламной кампанией в пользу здоровья и активной, полноценной жизни. Тренинг также способствует выработке умения отстаивать свою жизненную позицию, учит преодолевать трудности.

В рамках областной кампании «Брось курить и выиграй!» и библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» в феврале 2008 года ВОДБ и Вологодский областной центр медицинской профилактики объявили о проведении областного конкурса детских творческих работ «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!» .

Организуя этот конкурс, мы ставили перед собой следующие задачи:

Популяризация здорового образа жизни;

Профилактика употребления психоактивных веществ;

Развитие творческих способностей у детей и подростков.

Конкурс проводился по двум номинациям:

«Моя семья – за здоровый образ жизни» – конкурс рисунков и плакатов.

«Молодёжь против табака» – конкурс слоганов (слоган – короткий лозунг, выражающий какое-либо суждение; сжатая, ясная и легко воспринимаемая формулировка рекламной идеи).

В номинации «Моя семья – за здоровый образ жизни» на конкурс было представлено более 200 работ. Это рисунки и плакаты, выполненные в самой разной технике (карандаш, гуашь, акварель, пастель).

Порадовало, что в конкурсе приняли участие ребята самого разного возраста (от первоклассников до выпускников) из 13 районов области и г. Вологды. Определить победителя было нелегко: все дети очень старались и стремились показать важность и необходимость соблюдения законов здорового образа жизни.

После рассмотрения и обсуждения представленных работ конкурсная комиссия, в состав которой входили представители Вологодского областного центра медицинской профилактики и Вологодского областного центра по профилактике инфекционных заболеваний, определила победителей по трём возрастным категориям.

С 2008 году в рамках библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» специалисты библиотеки совместно с медицинскими психологами проводят выездные семинары «Здоровье как личностный ресурс» для руководителей и сотрудников детских библиотек области, работников социальных и медицинских служб. Участники семинаров знакомятся с обзором литературы по теме «Здоровый образ жизни», обсуждают влияние питания и физической активности на здоровье человека, знакомятся с факторами риска развития неинфекционных заболеваний. (Об этой работе подробнее написано в материале «Библиотекарь и здоровье детей», опубликованном в этом же номере. – Прим. ред .)

Мы уверены, что подобную профилактическую работу необходимо вести только в тесном сотрудничестве со специалистами, строго соблюдая принцип «Не навреди!». Только так, размышляя над серьёзными и недетскими проблемами, ребята смогут научиться ценить и любить жизнь.

Кроме партнёров, уже названных в этой статье, в числе друзей библиотеки ряд книготорговых организаций, которые выступают в качестве спонсоров детских творческих конкурсов.

Таким образом, библиотека, работая в сотрудничестве с различными организациями и ведомствами, увеличивает свои воспитательные и информационные возможности.

Статья подготовлена при поддержке проекта «HipWay». Если Вы решили провести незабываемое время во Вьетнаме, где вы сможете посетить храмы и попробовать необычную пищу, то оптимальным решением станет зайти на проект «HipWay». На сайте, расположенном по адресу http://hipway.ru/vietnam , вы сможете, не потратив много времени, найти и заказать тур во Вьетнам по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах, услугах и акциях вы сможете найти на сайте www.hipway.Ru.

1 Инфекции, передающиеся половым путём.

Совершенствование форм и методов библиотечной работы, расширение номенклатуры предоставляемых услуг, повышение конкурентоспособности на профильном рынке, с одной стороны, и необходимость развития ресурсов с другой, создают объективные предпосылки для участия библиотек в качестве одного из полноценных партнеров социального сотрудничества.

Современная библиотека является учреждением, аккумулирующим интересы практически всех слоев общества. Постепенное формирование основ правового государства, обеспечение прозрачности деятельности властных структур на разных уровнях, совершенствование законодательной системы, широкое достоверное информирование граждан для обеспечения их осознанного политического выбора, развитие негосударственного сектора экономики создают возможность реализации долгосрочных библиотечных инициатив в противоположность кратковременным изменениям ситуации. Этим обусловлена необходимость профессионального сотрудничества библиотек с разноаспектными учреждениями, организациями, движениями.

Многофункциональность библиотечной деятельности позволяет создавать многосторонние партнерские проекты, объединяющие для решения общих задач усилия нескольких партнеров. Социальное партнерство с участием муниципальной библиотеки сегодня правомерно рассматривать в качестве социокультурного феномена, который объективно выступает одним из важных условий развития территориального библиотечного обслуживания.

Но при этом следует отметить, что для получения весомого экономического и социального эффекта от мероприятий социального партнерства следует четко определить их организационные и правовые аспекты. Теоретиками и практиками до настоящего времени в полной мере не выделены субъекты социального партнерства применительно к библиотечному делу. В качестве субъектов партнерства рассматриваются преимущественно учреждения культуры, образования, рекреационной сферы. Суть социального партнерства как общественно-политического демократического института, приходящего на смену социальной практике безраздельного господства государственной собственности, заключается в создании таких условий взаимодействия, при которых будет реализовано сочетание интересов всех социальных групп и сообществ на основе взаимовыгодного сотрудничества, а не конкуренции.

Социальное партнерство имеет неоспоримые перспективы для развития всех форм библиотечной деятельности и заслуживает более пристального изучения с целью применения в практической деятельности муниципальных библиотек.

Основополагающими организационными аспектами создания и развития социального партнерства являются: определение своего места в социокультурном пространстве обслуживаемой территории; реализация стратегии развития; установление устойчивых взаимоотношений с различными структурами территориального образования на основе правового регулирования.

Представить полную картину возникновения, функционирования и развития социального партнерства как одного из факторов совершенствования территориального библиотечного обслуживания невозможно без классификации его видов. Адаптируя подход видного исследователя проблемы американского социолога А. Даймонда, предлагаем следующую классификацию видов социального партнерства, развивающуюся в практике библиотечной работы в условиях муниципального образования.

Гражданское партнерство. Реализуется на базе «первого сектора» гражданского общества, включающего в себя: правительственные структуры, законодательные структуры и т.д. Первостепенное значение для муниципальных библиотек приобретает партнерство с муниципальными органами власти, возможность установления которого обуславливает тот факт, что (при всем различии этих социальных институтов) в данный период формирования в стране гражданского общества происходит трансформация их деятельности.

Социальная модернизация библиотек выдвигает задачи изменения содержательного наполнения информационно-библиотечной работы, развития новых социальных функций, адаптации к новой социально-политической и экономической среде на уровне муниципального образования. Вышеперечисленными обстоятельствами предопределены изменения во взаимоотношениях и стереотипах поведения, создание принципиально новых моделей взаимодействия. Процесс становления социального института местного самоуправления библиотечного обслуживания на основе социального партнерства. Законодательно модель взаимоотношений между библиотекой и властью закреплена в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), федеральном законе «О библиотечном деле» (1994), региональных законодательных актах. Органы власти являются учредителями муниципальных библиотек, а библиотеки - учреждениями, образованными с целью реализации делегированных обществом в адрес власти задач. Учредитель определяет библиотеке перечень функций и направлений ее деятельности, которые соотносит с потребностями населения. В свою очередь, библиотека должна выполнять функции, закрепленные учредителем, внося свои предложения по их дополнению и развитию.

Наиболее важной для библиотек новацией, связанной с реформой местного самоуправления, стал их фактический переход в непосредственное безраздельное ведение органов местной власти, в том числе в части ресурсного обеспечения. Основные положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003г. № 131-ФЗ, устанавливающие правовые, территориальные, организационные и экономические нормы функционирования местного самоуправления в РФ, в полном объеме вступают в силу с 1 января 2009 г. В этой связи первостепенной задачей муниципальных библиотек является формирование системы взаимоотношений с органами власти и другими субъектами муниципальных образований с позиций социального института. В данном контексте библиотеки должны рассматриваться в качестве активного субъекта, а не пассивного объекта муниципальной политики, что важно зафиксировать в нормативно-правовом поле, формирующемся в соответствии с вышеназванным федеральным законом.

Рассматривая социальное партнерство как условие эффективной территориальной библиотечной стратегии, нельзя упускать из виду такой его важный аспект, как экономическое сотрудничество с органами власти. При значительном сокращении государственного финансирования одна из приоритетных задач библиотечной политики заключается в том, чтобы доказать чиновникам местной администрации необходимость активного содействия развитию библиотеки, дополнительного (программно-целевого) финансирования ее деятельности для решения проблем свободного доступа к информации, духовного развития личности. В настоящее время, когда местное сообщество все активнее заявляет о своих интересах, востребованность библиотеки населением, соответствие уровня решаемых задач уровню потребностей пользователей непосредственно влияют на отношение к библиотеке со стороны местной власти. Результативность деятельности библиотеки как главного ресурса информации для муниципального образования, без которого невозможно нормальное функционирование общественно-полезных сфер, во многом определяют объемы бюджетного финансирования. В практике работы муниципальных библиотек в полной мере должен быть использован такой механизм социального партнерства с местной властью, как целевая финансовая поддержка проектной деятельности. В ряде регионов одним из ее видов являются муниципальные гранты в области культуры, предоставляемые на конкурсной основе, а также инвестирование целевых программ библиотек по предоставлению дополнительных социальных услуг населению.

Партнерство с информационными организациями. Данный вариант партнерства включает организации, способствующие становлению гражданского общества посредством распространения различных видов информации. Партнерство с информационными организациями позволяет библиотекам осуществлять развитие политики библиотечного маркетинга, формировать положительный имидж библиотеки и ее сотрудников у населения, властных и общественных структур, позиционировать способность библиотеки соответствовать потребностям местного сообщества. В числе потенциальных участников такого социального партнерства, прежде всего, следует выделить средства массовой информации. Информационная поддержка библиотечных акций со стороны СМИ содействует продвижению книги и мотивации чтения, привлечению в библиотеку новых. Этот вид библиотечного партнерства в последние годы наиболее активно используется муниципальными библиотеками.

Перспективным является партнерство с книгоиздательскими и книготорговыми фирмами. Имеется немало примеров развивающегося сотрудничества библиотек с книготорговыми организациями. Активное участие библиотеки в формировании муниципального книжного рынка позволяет привносить элементы организованности в его стихийное состояние. Основанием для подобного рода партнерских связей является то обстоятельство, что библиотечные специалисты являются профессионалами в области книжного дела, постоянно связаны не только с продукцией, но и ее потребителями из различных социальных слоев, свободно ориентируются в ассортименте изданий и конъюнктуре книжного рынка.

Одним из направлений данного вида современного партнерства является инновационная деятельность библиотек в области освоения информационных технологий. Реализация комплексного подхода к проблемам, связанным с формированием и развитием внешнего территориального информационного пространства, информационной системы муниципального образования, предполагает не только решение вопросов комплектования фондов традиционными документами, но и развитие технологий, расширяющих возможности и оперативность информационно-библиографического обслуживания. В связи с этим развиваются партнерские взаимоотношения с дистрибьюторами, предлагающими современные информационные продукты и технологии.

Удовлетворение потребностей пользователя современной библиотеки предполагает создание комфортной библиотечной среды. В связи с этим должны использоваться последние достижения эргономики, дизайнерского искусства, возможности высокоэффективного внутреннего информационного юля. Все вышеперечисленные требования не всегда могут быть обеспечены усилиями только персонала библиотеки, поэтому широкое распространение получило партнерство библиотек со студиями наружной рекламы, дизайн-агентствами, которые также могут быть отнесены к организациям - распространителям информации.

Партнерство с организациями культуры. Партнерское взаимодействие в области культуры традиционно распространено в практике библиотечной работы. Но и здесь в последние годы наблюдаются новые тенденции. Библиотеки выступают в качестве гаранта сохранения традиционной книжной культуры, развития общих культурных тенденций, обеспечивают доступность культурных ценностей всем социальным слоям населения. Наиболее активно повсеместно в последнее десятилетие развивается партнерство библиотек с музеями, что во многом обусловлено совпадением мемориальной функции, которую выполняют как музеи, так и библиотеки.

Партнерство с образовательными учреждениями. Партнерство в сфере образования достаточно широко представлено в практике работы муниципальных библиотек и основывается на многолетней практике сотрудничества библиотек с организациями и учреждениями, родственными библиотеке по целям и задачам работы. Данный вид партнерства альтруистичен, развивается на некоммерческой основе и решает, прежде всего, задачи местного сообщества, связанные с самым широким спектром информационных запросов в сфере образования и воспитания.

Роль библиотеки заключается в информационной поддержке учебных программ основного и дополнительного образования, содействии расширению и углублению учебного процесса, изучении, накоплении и распространении информации о региональных образовательных ресурсах. Учреждения всех типов образования традиционно координируют деятельность с информационно-библиотечными учреждениями и в вопросах воспитания.

Партнерство с общественными организациями и ассоциациями. Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения. Возможности совместной деятельности библиотек и местных некоммерческих организаций предопределены в их изначально социально-ориентированной деятельности. К числу общественных объединений относят политические партии, массовые движения, женские молодежные и детские организации, творческие союзы, землячества, ассоциации и другие добровольные объединения граждан.

Привлечение к сотрудничеству общественных (неправительственных) организаций представляется особенно важным для позиционирования библиотеки как центра местного сообщества, предполагает активное функционирование библиотеки в роли компонента информационно-коммуникационной сети, объединяющей деятельность третьего сектора гражданского общества и библиотечных учреждений на муниципальном уровне.

Социальное партнерство, развивающееся между библиотекой и общественными организациями, может быть подразделено на следующие подвиды: партнерство с творческими неформальными организациями; с экологическими организациями и движениями; правозащитными организациями; с женскими, детскими и молодежными организациями и др.

Экономическое партнерство. Приобретение библиотеками юридической и экономической самостоятельности положило начало развитию партнерских связей, основанных на экономическом сотрудничестве, взаимовыгодном как библиотекам, так и организациям, вступающим с ними в экономические взаимоотношения. Полученный в ходе исследования эмпирический материал позволяет сделать вывод, что экономическое сотрудничество достаточно часто воспринимается библиотечным сообществом не вполне адекватно. Экономический подход к проблеме воспроизводства и увеличения библиотечных ресурсов должен учитывать изначальную социальную сущность библиотеки и предусматривать приоритетное решение социальных проблем обслуживаемого населения. Получение материальной выгоды для библиотеки в процессе экономического сотрудничества представляет собой не самоцель, а промежуточный результат, одно из условий дальнейшего решения социальной проблемы.

Центральным вектором социального партнерства должно стать социально-экономическое сотрудничество. Объем финансирования напрямую взаимосвязан с социально значимыми и экономически обоснованными проектами, консолидирующими усилия в достижении цели различных сил местного сообщества. Причем источниками финансирования могут выступать не только местный бюджет, но и средства различных фондов, а также коммерческих структур. Именно социальная значимость библиотечных программ, нацеленных на удовлетворение потребительского спроса, создает базу для внебюджетного дополнительного финансирования.

В роли партнеров библиотек часто выступают экономические ассоциации и сети коммерческих и промышленных организаций, а также субъекты, занимающиеся самостоятельной экономической и хозяйственной деятельностью. В их числе промышленно-производственные структуры.

В библиотеках создаются отделы производственной литературы и другие структуры, обеспечивающие информационное обслуживание промышленных предприятий. Направлениями сотрудничества, получившими широкое распространение в практике библиотек, стали: выполнение библиотеками социально-творческих заказов на участие в социологических исследованиях, пакетирование информации по темам заказчика, предоставление нормативных документов, в том числе стандартов, норм и правил, проведение дней информации и дней специалистов по менеджменту качества и др.

Современный период развития библиотек как самостоятельно хозяйствующих субъектов, расширение прав и экономических возможностей трудовых коллективов предоставляют возможность расширения выбора субъектов партнерства. К партнерству в сфере экономики можно отнести и партнерство с мелкими и средними бизнес-структурами, которое развивается чаще всего по двум направлениям: информационное, библиотечное обслуживание малого и среднего бизнеса, софинансирование библиотечных проектов бизнес-структурами.

Таким образом, поиск социальных партнеров - важное направление деятельности современной библиотеки, напрямую связанный с успешностью и целенаправленностью её деятельности.


Взаимодействие библиотек с органами местного самоуправления
Успешная реализация государственной политики по правовому просвещению граждан невозможна без тесного и взаимовыгодного сотрудничества между органами местного самоуправления и публичными библиотеками.

В соответствии со ст. 24 Конституции Российской Федерации, создание условий для предоставления гражданам муниципальной информации является одной из задач органов местного самоуправления. Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02. 2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определяет муниципальные библиотеки в качестве центров, обеспечивающих доступ к сведениям о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Выступая в роли муниципальных информационных центров, библиотеки имеют возможность активно участвовать в деятельности органов местного самоуправления посредством предоставления необходимой им информации. При этом библиотечные услуги могут быть предложены как структурным подразделениям муниципалитетов, так и отдельным служащим.

Для выявления путей и перспектив взаимодействия библиотеки с различными подразделениями и конкретными сотрудниками органов местного самоуправления целесообразно провести их опрос (анкетирование). Он позволит выявить не только те или иные запросы респондентов, но и даст возможность предложить им свои услуги в качестве информационной службы.

При этом следует учитывать, что удовлетворение не только деловых, связанных с профессиональной деятельностью, информационных потребностей, но и личных запросов (наряду с другими пользователями библиотеки) – важный принцип построения отношений с представителями властных структур.

В связи с этим рекомендуется выяснить круг как профессиональных, так и личных интересов респондента, определить, какие сведения и из каких источников следует для него накапливать, а также установить, какой полезной для библиотеки информацией он располагает, по каким вопросам к нему следует обращаться за консультацией, к проведению каких мероприятий можно привлекать. (Примерная анкета по изучению информационных потребностей муниципальных служащих – Приложение № 2)

По результатам анализа полученных данных могут быть сформированы картотеки запросов работников муниципальных служб и организовано их индивидуальное обслуживание. Исследование позволит установить наиболее оптимальные формы информационного обслуживания респондентов (индивидуальное информирование, консультации, аналитические обзоры, книжные выставки и т. д.).

Опрос сотрудников местных органов власти может проходить как в форме анкетирования, так и в виде интервью. Как правило, анкетирование применяется тогда, когда ставится задача получить информацию от достаточно большого числа респондентов.

Во время интервьюирования используются специальные бланки, состоящие из тех же (или примерно тех же) вопросов, что имеются в анкете, однако интервьюер сам вписывает ответы респондента в бланк.

Изучение информационных потребностей работников муниципальных органов помимо опроса предполагает осуществление также метода наблюдения. Он может быть применён при анализе работы читателей со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки (каталогами, картотеками), а также во время заседаний органов местного самоуправления, встреч представителей местных властей с населением. Методом наблюдения можно воспользоваться при проведении выставок, вернисажей, юбилеев и других мероприятий, на которые приглашаются представители местной власти.

Помимо опроса и наблюдения можно прибегнуть к анализу предоставленных библиотеке документов: планов, отчётов, статистических материалов, справок, а также писем жителей местного сообщества. Это даёт возможность уточнить направления деятельности специалистов органов местного самоуправления и в какой-то мере прогнозировать их запросы.

Достаточно точные данные об информационных потребностях конкретных лиц содержат документы, находящиеся в библиотеке: читательские формуляры, записи об отказах, данные о результатах индивидуального информирования.

По результатам исследования в целях организации индивидуального и коллективного информирования муниципальных служащих рекомендуется формировать картотеки запросов, тематические папки, информационные списки литературы о законах, нормативных актах, решениях, постановлениях федеральных и региональных органов власти, пресс-папки по публикациям в местной периодической печати.

Информирование сотрудников органов местного самоуправления может осуществляться по телефону, факсу, по почте, электронной почте, курьером. При этом следует учитывать пожелания, выраженные в ходе опроса.

Выступая в качестве потребителей информационных услуг, муниципальные служащие, в то же время, сами являются источником информации о деятельности органов местной власти. Они могут предоставлять библиотеке материалы о своей работе (планы, отчёты, документы о заседаниях комитетов и комиссий) для обеспечения их хранения и доступа к ним членам местного сообщества.

Информационный обмен материалами может осуществляться как в бумажном, так и электронном виде.

Таким образом, опубликованные и неопубликованные документы органов местного самоуправления наряду с сообщениями местных и региональных СМИ о жизни муниципального образования являются одним из источников формирования фонда библиотеки по вопросам местного самоуправления.

Постоянно актуализируемая электронная информация может быть получена также с сайтов органов муниципальной власти (администрации, правительства, управлений ФМС, ФНС, УВД, ГИБДД, арбитражного суда, прокуратуры, отделов культуры), с сайтов общественных организаций и интернет-порталов правовой информации.

Печатными источниками муниципальной информации могут служить журналы:

«Глава местной администрации» . Издание публикует практические материалы по реализации Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На его страницах обсуждаются проблемы финансового обеспечения реформы ЖКХ, деятельность образовательных, медицинских, клубных учреждений, вопросы привлечения внебюджетных средств на содержание дорог и благоустройство территорий. Уделяется также внимание правовым аспектам управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами, юридическому сопровождению муниципального заказа.

«Государственная власть и местное самоуправление». Основной тематикой издания являются вопросы государственного строительства, соотношения регионального и федерального законодательства, проблемы организации местного самоуправления, информация о парламентских слушаниях, конференциях, заседаниях круглых столов.

«Местное право». На страницах журнала печатаются и обсуждаются законопроекты, касающиеся вопросов местного самоуправления, даются комментарии и практические рекомендации по применению действующего законодательства, публикуются образцы документов местной власти.

«Местное самоуправление: организация, экономика и учёт». Журнал посвящён вопросам организации и основным направлениям деятельности территориального общественного самоуправления, порядку проведения муниципальных выборов, формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, организации бухгалтерского учёта, проблемам начисления и сборов налогов.

«Муниципальная власть». Это иллюстрированное научно-методическое и публицистическое издание содержит новости законодательства, обсуждает проблемы правового строительства в сфере местного самоуправления, вопросы реализации муниципальных программ социально-экономического развития и функционирования современного муниципалитета.

«Муниципальная служба». Журнал освещает нормативно-правовое регулирование деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, методическое и правовое сопровождение проведения референдумов, выборов, голосований, обсуждает вопросы приёма, увольнения, аттестации муниципальных служащих, публикует материалы конференций, семинаров, совещаний по вопросам муниципальной службы. Ознакомиться с отдельными статьями журнала в открытом доступе можно на сайте http://emsu.ru/ms/ ;

«Муниципальная экономика». Издание посвящено проблемам обеспечения социально-экономического развития муниципальных образований, налоговой политике и бюджетному процессу, задачам эффективного использования муниципальных земель и имущества, вопросам теории и практики управления муниципальным хозяйством, особенностям инвестиционного климата, жилищного и промышленного строительства в муниципальных образованиях. К журналу прилагается брошюра «Арбитражные споры» с тематической подборкой новой арбитражной практики с участием органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений.

«Муниципальное право». Издание печатает полные тексты решений Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации, а также других судов по вопросам деятельности органов местного самоуправления, публикует документы и статьи по истории российского муниципального права, аннотированные перечни новых нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней. К каждому номеру журнала прилагается брошюра «Судебный прецедент» с тематической подборкой новой судебной практики с участием органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений.

«Практика муниципального управления». Журнал публикует модельные нормативно-правовые акты по вопросам административной и хозяйственной деятельности муниципалитетов, рассказывает о ходе муниципальной реформы на примере конкретных городских и сельских поселений, освещает финансовые и межбюджетные отношения, вопросы землепользования и разграничения муниципальной собственности.

Таким образом, библиотекам следует использовать разнообразные источники комплектования по вопросам местного самоуправления, удовлетворяющие информационные потребности как руководителей местных органов власти, так и рядовых членов местного сообщества.

Информирование населения о

деятельности органов местного самоуправления.

Формы проведения мероприятий
Большое значение для населения имеет открытость информации, представляющей общественный интерес и позволяющей, согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принимать участие в решении вопросов местного значения. В связи с этим до сведения пользователей библиотеки рекомендуется доводить следующую информацию:

– устав муниципального образования, нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, других органов и должностных лиц местного самоуправления;

– проекты нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе внесенные в порядке народной правотворческой инициативы, для обеспечения гражданам и их организациям возможности обсуждения проектов и внесения по ним предложений;

– сведения о формировании органов местного самоуправления (исполнительно-распорядительных, контрольных, совещательных, территориальных и др.), о замещении муниципальных должностей муниципальной службы;

– о проведении и об итогах выборов (кто избран, процент принявших участие в голосовании, процент голосов, поданных за кандидатов (списки кандидатов), выявленные нарушения, данные об избранных кандидатах и т. д.);

– программы главы муниципального образования, избранных депутатов, партий и общественных объединений, получивших мандаты в органы местного самоуправления;

– ежегодную информацию о состоянии развития муниципального образования, прогнозируемых результатах и стоящих перед органами местного самоуправления задачах;

– наказы избирателей, полученные в ходе избирательной кампании;

– отчеты выборных лиц, в том числе по реализации своих программ и наказов избирателей;

– планы работы органов местного самоуправления, в том числе планы нормотворческой работы;

– основные задачи, функции, права и обязанности органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, а также контактная информация для граждан (телефоны, адреса, место, часы и дни приёма граждан);

– комплексные программы социально-экономического развития (в части целей, задач, исполнителей, предполагаемых результатов), прогнозные планы и итоги реализации;

– о месте и времени проведения заседаний органов местного самоуправления, предполагаемой повестке дня, регламенте работы, порядке реализации прав граждан на участие в осуществлении местного самоуправления;

– генеральный план города, планы застройки, зонирование территории, информация о размещении новых объектов на территории муниципального образования;

– программы общественных работ, муниципальные программы занятости;

– о муниципальных вакансиях, о проведении конкурсов на замещение муниципальных должностей;

– сведения о размещении муниципальных заказов;

– местный бюджет, в том числе разбивка бюджета в соответствии со статьями бюджетной классификации;

– отчёты об исполнении бюджета;

– о приватизации муниципального имущества, в том числе планируемой;

– о создании (реорганизации, ликвидации) муниципальных предприятий и учреждений, об участии муниципального образования в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях;

– постановления, объявления о торгах, конкурсных отборах

участников различных организаций в проводимых тендерах;

– о налогах и сборах;

– об общей ситуации и актуальных событиях на территории местного образования;

– о чрезвычайных ситуациях;

– муниципальные экологические программы.

Для наиболее удобного и оперативного поиска данной информации в систематическом каталоге целесообразно выделить рубрику «Местное самоуправление», «Местное самоуправление: проблемы и перспективы». Краеведческая картотека статей также может содержать рубрики «Местное самоуправление», «Выборы в органы местного самоуправления», «Решения и постановления органов местной власти» и т. д.

В соответствии с читательскими запросами и пожеланиями муниципальных служащих рекомендуется формировать имеющиеся в библиотеке материалы по вопросам местного самоуправления в проблемно-тематические досье, пресс-папки «Районные программы», «Районный бюджет», «Муниципальные служащие. Права и обязанности».

Наибольшей эффективности информационного обслуживания пользователей библиотеки можно достичь путём сочетания традиционных и инновационных форм работы, активного внедрения и использования цифровых технологий.

Перспективным направлением современной библиотечной деятельности является формирование специализированного справочно-поискового комплекса: создание и ведение электронного каталога, организация и наполнение электронных баз данных, отражающих нормативные правовые акты, принимаемые органами местной власти, фактографические сведения и публикации СМИ по вопросам местного самоуправления.

Имеющийся в библиотеках инновационный потенциал может быть реализован путём размещения на сайте библиотеки разнообразной информации, освещающей деятельность органов местного самоуправления и сообщества. Это могут быть историческая справка и статистические данные о населённом пункте, информация о структуре и полномочиях местной администрации, важнейшие правовые акты, принятые органами местного самоуправления, сведения о народных избранниках, данные о распределении бюджетных средств на социальные нужды. Помимо этого библиотечный сайт может стать площадкой для продвижения и реализации государственных, региональных и муниципальных целевых программ и проектов. Регулярное и информационно насыщенное обновление библиотечного сайта будет содействовать привлечению более широкой читательской аудитории, и прежде всего молодёжи, а также повышению статуса библиотеки и укреплению её влияния в местном сообществе.

Успешному информированию населения о работе местной власти будет способствовать постоянно действующий и регулярно обновляемый информационный стенд (доска объявлений) «Местное самоуправление: вчера, сегодня, завтра», «Россия: власть на местах», «В коридорах власти». На стенде будут уместны рубрики «Внимание! Важный документ!», «Законы: федеральные, региональные, местные», «Органы местного самоуправления: адреса, телефоны, часы приёма населения», «Информация о встречах руководителей местного самоуправления с населением», «Информация о принятых решениях и о ходе их выполнения». В этих специализированных рубриках рекомендуется знакомить жителей с актуальными законодательными и нормативными актами федерального, регионального и местного уровней, помещать графики приёма граждан депутатами и должностными лицами, размещать дайджесты прессы по вопросам местного самоуправления.

Для наибольшей наглядности и привлечения внимания пользователей стенд может быть дополнен фотоматериалом. Это могут быть фотографии мероприятий с участием представителей местной власти (например, открытие школы, больницы, детсада, газификация объекта и т. п.).

Информирование населения о деятельности органов местного самоуправления можно считать наиболее эффективным в том случае, если будет налажен канал взаимной связи между гражданами и органами местной власти. Для обеспечения его работы муниципальным библиотекам целесообразно организовать сбор предложений и замечаний жителей по предоставленной информации и оперативную передачу их органам местного самоуправления.

Для этого информационные стенды и доски объявлений могут быть оснащены кармашками (урнами, ящиками и т.п.) для письменных обращений граждан. Такой своеобразный «почтовый ящик» может называться «Вопросы к власти», «Разговор с властью» и т. п.

Документы, получаемые от органов местного самоуправления, рекомендуется использовать при проведении библиотекой разнообразных массовых мероприятий. Например, к ярмарке местных товаропроизводителей может быть приурочена выставочная полка «Ваше преуспевание – в ваших руках» и проведён обзор имеющихся на ней документов. Здесь будут уместны положение о рынках и правилах торговли на них, а также положения о местных налогах, сборах и других платежах и льготах по ним.

Особую информационную ценность представляют носящие системный, постоянный характер университеты знаний, лектории, дискуссионные клубы, проводящие мероприятия по темам «Проблемы социального развития края», «О бюджете города (района)», «Город (район) накануне выборов в органы местного самоуправления». Такие формы работы позволяют библиотеке стать центром выражения общественного мнения и обеспечивают информирование широкой общественности о работе местной администрации.

С целью повышения эффективности библиотечных мероприятий рекомендуется провести предварительное анкетирование целевой аудитории на тему «Что вы понимаете под местным самоуправлением?». Таким образом можно установить пробелы в информационных знаниях опрашиваемых и уделить этому больше внимания при подготовке выставок, встреч, дискуссий, обзоров и т. д.

Одной из действенных форм установления прочного взаимодействия между органами местной власти и населением является организация сотрудниками библиотеки регулярных встреч жителей с главами и специалистами местной администрации. Обсуждение актуальных проблем местного сообщества – о социальных услугах, здравоохранении, помощи и социальной поддержке молодых семей, об экологической безопасности, газификации, организации досуга и т. п. – является одним из видов участия граждан в решении вопросов местного значения.

Эффективным способом общения населения с законодательной властью на региональном уровне является «встреча с депутатом», «час депутата», организуемые и проводимые библиотекой. На таких встречах предполагается оценка населением деятельности народных избранников, свободное обсуждение законопроектов, находящихся на рассмотрении в местной Думе. Участники мероприятия могут выразить своё мнение, внести замечания, уточнения, предложить свою формулировку законов, обращений и т. д. Подобные встречи развивают правовую грамотность и правосознание граждан, повышают их гражданскую активность и ответственность.

Таким образом, организация и проведение названных мероприятий способствуют росту престижа библиотеки, закладывают основу для привлечения внимания органов местного самоуправления к библиотекам как помощникам и проводникам политики, реализуемой органами власти на местах. В связи с этим деятельность сотрудников библиотеки должна быть направлена как в помощь органам местного самоуправления, так и в адрес населения, ибо просвещённый руководитель и муниципальный служащий – важное условие выживания библиотеки, а просвещённый житель – гарантия её стабильности.