Периодизация и особенности античной литературы. Античная литература


идеал, но, в силу ничтожности политической роли немецкой буржуазии в XVIII в., на первый план была выдвинута не политическая, а эстетическая сторона идеала, «благородная простота и спокойное величие» античных образов. Античность рассматривается как царство красоты и гармонии, блаженное детство человечества, воплощение «чистой человечности». Одним из теоретических основоположников этого направления, впоследствии названного «неогуманистическим», был знаменитый искусствовед Винкельман (1717 - 1768), главными литературными представителями в конце XVIII в. - Гете и Шиллер. «Неогуманизм» перенес центр тяжести интереса к античности из Рима в Грецию и от поздних эпох греческого общества к тем ранним периодам, на которые придворный классицизм глядел с известным пренебрежением. Этот интерес прогрессивной буржуазии к эпохам роста античного общества поднимал истолкование античности на высшую ступень. Винкельман, призывая к «подражанию грекам», устанавливал прямую связь между расцветом греческого искусства и политической свободой древних республик, между потерей свободы и эпохами упадка искусства; в политической свободе он видел базу античной «гармонии». Однако революционное содержание, заложенное в художественном учении Винкельмана и нашедшее большой отклик во Франции, совершенно выветрилось на его собственной родине, и эстетическое приобщение к античному «идеалу» знаменовало в немецком буржуазном классицизме отказ от революционного переустройства общества и призыв к «самоограничению» (Гете). Неогуманистическое понимание античности сыграло огромную роль как в литературе, так и в науке и легло в основу взглядов Гегеля на философию истории и эстетику. Некоторые положения Винкельмана были впоследствии восприняты, в материалистической переработке, Марксом.

В России ярким представителем нового понимания античности был Белинский. Вместе с неогуманистами он утверждал, что «греческое творчество было освобождением человека из-под ига природы, прекрасным примирением духа и природы, дотоле враждовавших меж собой. И поэтому греческое искусство облагородило, просветило и одухотворило все естественные склонности человека... Все формы природы были равно прекрасны для художественной души эллина; но.как благороднейший сосуд духа - человек, то на его прекрасном стане и роскошном изяществе его форм и остановился с упоением и гордостью творческий взор эллина, - и благородство, величие и красота человеческого стана и форм явились в бессмертных образах Аполлона бельведерского и Венеры медицейской». Но революционное мировоззрение великого русского просветителя не могло удовлетвориться односторонне-эстетическим отношением к античности, и он выдвигает ее прогрессивное значение в борьбе с «феодальной тиранией»: «там, на этой классической почве, развились семена гуманности, гражданской доблести, мышления и творчества; там начало всякой разумной общественности, там все ее первообразы и идеалы». Вместе с тем Белинский считал, что в античном мире «общество, освободив человека от природы, слишком и покорило его себе»; он старается избежать опасной ошибки, в которую впадали многие исследователи древнего мира, - модернизации* античности, стремления приписать ей

Античная литература – литература древних Греции и Рима – зародилась несколько тысячелетий назад. Она считается самой ранней литературой в Европе. Письменным памятникам греческой литературы, возникшим в 8 в. до н.э., предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшееся в течение тысячелетий. Первыми известными нам памятниками являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Первые литературные памятники в Риме относятся к 3 в. до н.э., периодом расцвета был 1 век до н.э., история ее завершается вместе с падением Западной Римской империи в 5 в н.э.

Таким образом, то, что носит название античной литературы, охватывает огромный промежуток времени в 1200 лет, начиная 7 в. до н.э., заканчивая 5 в. н.э. Античная литература, как и вся культура Греции по сей день является классикой, в известном смысле образцом – культура Древней Греции признана «детством человечества».

Основными направлениями, характеризующими античную литературу, являются мифология, гомеровский эпос и античная драматургия . В целом античная литература исполненнаягероики и реализма . Ее главный объект – как и во всей культуре древней Греции – человек реальный, развитый, смелый, исполненный поднесенного достоинства. Даже греческие боги обладают человеческими качествами они ссорятся, флиртуют, влюбляются, клевещут…

Самыми известными героями греческого эпоса являются Прометей и Геракл – помощники и защитники людей. Боги обитают на заснеженной горе Олимп, возглавляемой Зевсом, отцом и владыкой вселенной. Дворцы на Олимпе построены богом Гефестом, на пирах выступает бог искусств и наук Аполлон, девять сестер-муз поют под его лиру. Рядом восседает супруга – грозная и ревнивая Гера, и дочь его Афина-Паллада, воинственная, всегда готовая к бою богиня.

У греческого поэта Гесиода (8 в. до н.э.) есть поэма «Теогония», или «Происхождение богов» , где красочно изображается грандиозная битва между Титанами и Зевсом, что олицетворяет героичность и антропоморфность мифологии, красоту и величественность.

Все этапы мифологии представлены в героических песнях греков – так называемом гомеровском эпосе. Эпос означает не что иное, как слово о подвигах, под аккомпанемент лиры их пел аэд – сочинитель песен или рапсод – исполнитель и собиратель героических сказаний. Предание считает создателем древнегреческого эпоса Гомера, слепого бродячего аэда, нищего певца. С его именем связаны две величайшие поэмы «Одиссея» и «Илиада», входящие в Троянский мифологический цикл, которое объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом или Троей. «Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои; «Одиссея» возвращение на родину одного из героев-ахейцев, Одиссея. Гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни, отразившей в художественных образах падение общинно-родовой формации и зарождение классового рабовладельческого общества.

К эпохе всеобщего подъема Греции относится творчество Эсхила , уроженца Афин, участника греко-персидских войн. Из нескольких сотен трагедий, написанных греками, до нас дошли лишь 32. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедииЭсхила «Персы», «Скованный Прометей », большую популярность имела трагедияСофокла «Антигона». А знаменитым автором комедий в середине 5 в до н.э. былафинянин Аристофан (пъеса«Птицы»).

Рим, завоевав маленькую Грецию, перенял весь пантеон греческих богов, все искусство и культуру, а потому образы римской литературы практически не отличаются от оригинала. Отличительной чертой литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Римская литература выступает на мировой арене на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно, и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Еще одной особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма. Римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Кроме того, римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы – натурализм и сатирическое изображение жизни – настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфическим римским литературным жанром.

Если провести периодизацию античной литературы, можно отметить, что первый период, который можно назвать доклассическим, или архаическим, охватывает собой длинные ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н.э. Это творчество до нас не дошло, и мы имеем о нем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 7 в. до н.э., но, несомненно развивавшиеся в течение многих столетий, это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Второй период античной литературы – это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 7-9 вв. до н.э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.

Третий период античной литературы , обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени – с 3 в. до н.э. до 5 в. н.э. К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часто и называют элиинистически-римским периодом. Возникшая в 3 в. до н.э. римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. 1 в. до н.э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, а именно 1-5 вв. н.э., называются послеклассическим периодом.

В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма 6 в. н.э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.

Студент(ка) ОЮИ: Якубович В.И.

Открытый юридический институт

Москва 2007

Введение

Античной литературой принято называть литературу Древней Греции и Древнего Рима. Античной (от латинского слова antiquus – древний) называли итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне, хотя с тех пор открыты и более древние культуры. Оно сохранилось как синоним классической древности, т.е. того мира, который лег в основу при формировании всей европейской цивилизации.

Хронологические рамки античной литературы отхватывают период от IX-VIII вв до н.э. до V в н.э. включительно. Древние греки населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии, Сицилию и южную часть Аппенинского полуострова. Римляне первоначально жили в Лации – области находившейся на территории Аппенинского полуострова, однако в результате войн римская держава постепенно разрослась, и к концу I в до н. э. она занимала не только Аппенинский полуостров, но и значительную часть территории Европы, включая Грецию, часть передней Азии, Северную Африку, Египет.

Греческая литература старше римской, которая начала развиваться в то время, когда греческая уже вступила в период относительного упадка.

Античная литература неразрывно вязана и мифологией. Авторы произведений литературы и изобразительного искусства черпали свои сюжеты в основном из мифов - произведений устного народного творчества, в которых отражаются наивные, фантастические представления людей об окружающем мире – о его происхождении, о природе. Греческие мифы содержат рассказы о богах, созданных по образу и подобию людей; на богов и героев греки перенесли все черты их собственной земной жизни. Поэтому для изучения античной литературы особое значение приобретает знакомство с греческой мифологией.

Историческое значение античной литературы состоит в первую очередь в огромной влиянии, которое она оказала на развитие культур других европейских народов: настоящее познание этих литератур невозможно без знакомства с античной литературой.

В V в. н. э. общий упадок культуры, деспотизм, породивший полное равнодушие населения к судьбе страны подорвали изнутри Римскую империю, она не смогла противостоять варварам (германским племенам). Римская империя пала. В эту пору погибла огромная часть текстов античной литературы: одни авторы вызывали неудовольствие, другие просто не вызывали интереса и не переписывались, а между тем папирус, на котором были записаны литературные тексты, - недолговечен, и те тексты, которые не были переписаны в средние века на пергамен обречены были на исчезновение. Тщательно переписывались и сохранялись произведения, в которых были заложены мысли, импонирующие христианству (например, сочинения Платона, Сенеки и др.).

Античная книга представляла собой папирусный свиток, который при чтении разворачивался. Объем такой книги мог составлять до сорока страниц в привычном для нас типографском исполнении. Каждая из гомеровских поэм была записана на 24 свитках (книгах); отдельный свиток составляла каждая книга «Анналов» Тацита или «Записок о Галльской войне» Цезаря.

Лишь с III в н. э. папирусный свиток начинает вытесняться кодексом – книгой привычного для нас вида, изготовленной из пергамена.

Античная литература оказалась близка эпохе Ренессанса, потому что она воплощала свободу человеческой мысли и человеческих чувств. Культурные деятели этой эпохи стали отыскивать и издавать произведения античных авторов, бережно переписанные и сохраненные просвещенными монахами в эпоху средних веков.

В эпоху Возрождения писатели использовали для своих произведений латинский язык, античные темы; художественным произведениям старались придать максимальное сходство с античными, в которых видели эталоны прекрасного.

Непосредственно за эпохой Возрождения наступила эпоха классицизма. Само название говорит о том, что оно было направлено на античность, на классическую древность. Классицизм в основном ориентировался на римскую литературу.

Влияние античной литературы было сильно и в XIX в. сохранилось оно и до сегодняшнего дня.

Литература Древней Греции

История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политических областях. Современной наукой выделяются четыре периода истории древнегреческой литературы:

Архаический, который охватывает время до начала V в. до н. э. Это эпоха «ранней Греции», когда происходит медленный распад патриархально-родового строя и переход к рабовладельческому государству. Предмет нашего внимания – сохранившиеся памятники фольклора, мифология, прославленные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос Гесиода, а так же лирика.

Аттический (или классический) охватывает V-IV вв. до н. э., когда греческие полисы и, в первую очередь Афины, переживают расцвет, а затем кризис, теряют независимость, оказавшись под властью Македонии. Это время замечательного взлета во всех художественных сферах. Это греческий театр, драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; аттическая проза: историография (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен), философия (Платон, Аристотель).

Эллинистический охватывает время с конца IV в. до н. э. до конца I в. н. э. Предмет внимания – александрийская поэзия и новоаттическая комедия (Менандр).

Римский, т.е. время, когда Греция становится провинцией Римской империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана.

I глава. Архаический период

1.1. Мифология

Миф в переводе с греческого означает «повествование, предание». Понятие «миф» могло включать в себя всю поэтическую деятельность, художественные творения, рожденные в архаический период, именно мифология послужила фундаментом для последующего развития науки и культуры. Образы и сюжеты мифологии вдохновляли творчество гениев поэзии от Данте до Гете, Шиллера, Байрона, Пушкина, Лермонтова и других.

Мифы создавались в дописьменную эпоху, а поэтому эти сказания, легенды в течение долгого времени бытовали в устном исполнении, нередко трансформируясь и меняясь. Они никогда не были записаны как единая книга, а воспроизводились, пересказывались уже позднее разными поэтами, драматургами, историками: это греки Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, римляне Вергилий, Овидий, представивший поистине сокровищницу мифов в своей книге «Метаморфозы».

Мифы бытовали в самых разных частях европейской континентальной Греции, в Аттике, Биотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на побережье Малой Азии. В этих регионах складывались отдельные циклы мифов, которые позднее стали сливаться в единую общегреческую систему.

Главными персонажами греческой мифологии были боги и герои. Созданные по человеческому подобию, боги были красивы, могли принимать любой облик, но главное - отличались бессмертием. Подобно людям, они могли быть великодушны, щедры, но так же коварны, беспощадны. Боги могли соперничать, завидовать, ревновать, хитрить. Боги совершали подвиги, но им были знакомы неудачи и горе. Гибнет возлюбленный Афродиты Адонис. У Деметры бог смерти Аид похищает дочь Персефону.

Греческие боги составляли как бы несколько категорий с точки зрения значимости. Двенадцать главных верховных богов «олимпийцев» обитали на заснеженной горе Олимп, самой высокой в Греции. Там же находился дворец верховного бога Зевса, жилища других богов.

Зевс, отец богов и людей. Его считали сыном Крона, богом времени и земледелия. Его матерью была Рея. Зевс разделил со своими братьями власть над миром: он получил в удел небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство.

От первой супруги Метиды Зевс родил Афину. Были у него и другие многочисленные дети от богинь и смертных. Супруга Зевса Гера была верховной греческой богиней, царицей богов. Она покровительствовала браку, супружеской любви и родам.

Брат Зевса Посейдон был богом моря, всех источников и вод, а также владельцем земных недр и их богатств. В морской пучине находился его дворец, сам Посейдон повелевал волнами и морями. Если Посейдон взмахивал трезубцем, начиналась буря. Он мог также вызвать землетрясение.

Богом подземного мира и царства смерти являлся Аид, брат Зевса, глубоко под землей он владел царством, он сидел на золотом троне вместе со своей женой Персефоной, дочерью богини плодородия Деметры. Персефона была похищена Аидом, стала его женой и владычицей подземного царства.

Один из древних богов – Аполлон, сын Зевса и богини Латоны, брат Артемиды, был богом света и искусств, метким стрелком из лука. Аполлон получил от Гермеса изобретенную им лиру и сделался богом муз. Музами были девять сестер – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Они были богинями искусства, поэзии и наук: Каллиопа – муза эпической поэзии; Евтерпа – муза лирической поэзии; Эрато - муза любовной поэзии; Талия – муза комедии; Мельпомена – муза трагедии; Терпсихора – муза танца; Клио – муза истории; Урания – муза астрономии; Полигимния – муза гимнической (от гимна) поэзии и музыки. Аполлон был почитаем как покровитель, вдохновитель поэзии и музыки; таким его запечатлело мировое искусство.

Сестрой златокудрого Аполлона была дочь Зевса Артемида, охотница, покровительница животных, богиня плодородия. Она обычно изображалась с луком, которым искусно владела, охотясь в лесах и полях. В различных областях Греции существовал ее культ, а в городе Эфесе был возведен прекрасный храм Артемиды.

Богиня Афина наиболее из почитаемых в Греции, была рождена самим Зевсом, появилась у него из головы в полном военном облачении. Богиня мудрости и справедливости, она покровительствовала городам и государствам как в период войны, так и в мирное время, определяла развитие наук, ремесел, земледелия. В ее честь был назван главный город в Греции – Афины.

Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов.
Гесиод «Труды и дни»

Слово antiquus в переводе с латинского означает «древний». Однако античной называется не всякая древняя литература, а только литература Древней Греции и Древнего Рима, которая развивалась на протяжении 14 веков.
Выделение античной литературы среди других литератур древности не случайно. Культура Древней Греции, переданная затем Древнему Риму, стала фундаментом, базой культуры европейской. Создание философии, мифологии, театра и истории как науки принадлежит грекам. Наши представления о месте человека в мире, о языке и его грамматике восходят также к античности, и именно в античную эпоху сложились литературные роды (эпос, лирика и драма) и основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль).

Периодизация античной литературы

Античная литература прошла в своем развитии огромный путь, и сейчас осмысливается как литература 4-х основных культурных периодов :
1. Долитературный – характеризуется созданием основных мифов, на основе которых впоследствии были написаны выдающиеся произведения.
2. Архаический (8-6 вв. до н.э.) – именно в этот период зарождаются математика, философия и письменная греческая литература, главной задачей которого стало создание идеала человека-героя (герой обязательно полубог). Формой общественного сознания в этот период становится эпос, который оформляется в крупный литературный род, и появляются поэмы «Илиада» и «Одиссея». В конце периода (в 6 веке) оформляется род лирики.
3. Классический или аттический (5 в. до н.э.) – это время культурного первенства Афин после греко-персидской войны. Этот век связан с появлением демократии (впервые в мировой истории). Складывается род драмы.
4. Эллинистический (римско-эллинистический) – продолжается с 4-3 в. до н.э. по 4-5 вв. н.э . После завоеваний Александра Македонского происходит греко-восточный синтез. Классическим строем становится военно-бюрократическая монархия. В 3 в. до н. э. рождается литература древних латинян (римская), которая развивается под влиянием греческой литературы. Закат античной литературы в 4-5 вв. н.э. связан с разрушением Рима в 476 году после нашествия готов и вестготов.

Особенности античной литературы

1. Мифологическая тематика – была связана с первобытнообщинным строем. Мифология – это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю, то есть все явления природы одухотворяются, и их взаимные отношения осмысливаются как родственные, подобные человеческим . Например, Уран (Небо) и Гея (Земля) – это муж и жена. Мифологическая тематика очень прочно держалась в античной литературе, и по сравнению с ней всякая другая отступала на второй план. Историческая тематика допускалась только в исторический эпос, да и то с многочисленными оговорками. Бытовая тематика допускалась в поэзию только в младшие жанры (комедия, эпиграмма) и всегда воспринималась на фоне традиционной «высокой» мифологической тематики. Этот контраст обычно специально подчеркивался насмешками в адрес надоевших всем мифологических сюжетов и героев. Публицистическая тематика также допускалась в поэзию, но она обязательно должна была накладываться на тематику мифологическую.

2. Традиционализм – связан с медленным развитием рабовладельческого общества. Современники почти не ощущали перемен в общественной жизни , а когда перемены были слишком явными, они воспринимались как вырождение и упадок. Все эти представления переносились и на литературу. Система литературы казалась неизменяющейся, и поэты последующих поколений старались идти по следам предыдущих. У каждого жанра был основоположник, образец для подражания: для эпоса – Гомер; для лирики – Анакреон; для трагедии – Эсхил, Софокл и Еврипид. Произведение считалось тем совершеннее, чем больше оно походило на образец.

3. Поэтическая форма была доминирующей в античной литературе. Прозы не было долгий период, так как искусство не считалось делом повседневным. Песни должны были уподобляться речи богов, то есть быть торжественными, высокими и обладать ритмом. Творя, поэт уподоблялся божеству , становился богом-творцом. По мнению греков, рукой поэта водили боги, поэтому все древние поэмы начинались с обращений к божествам, которые должны будут выполнить всю работу. Например, «Илиада» начинается словами «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына».

Термином «античная» обозначают литературу Древней Греции и Рима с IX в. до н.э. по V в. н.э. Она занимает свое место среди литератур древности: ближневосточных, индийской, китайской. Античная литература всегда представлялась истоком и образцом новых литератур и культур (огромным вкладом в сферы политики, права, науки, искусства) Европы, изучение древних языков и древних литератур лежало в основе гуманитарного образования в Европе со времени Возрождения. Многие европейские теории литературы, литературного творчества исходили из концепций Аристотеля и Платона. Памятники античной литературы представлялись образцами для поэтов и писателей на протяжении веков. Система жанров европейской литературы развивалась из системы жанров античной литературы. Система стилей европейской литературы с ее классификацией приемов, различением метафор, метонимий и т. д. выработана античной риторикой.

На протяжении истории античной культуры положение в обществе писателя и представление о ценности литературы значительно менялись.

В истории античной культуры можно выделить три этапа; для первого, архаического , характерен переход от общинно-родового строя к рабовладельческому, он завершился к VIII в. до н. э. Литературным памятником этого периода остался эпос Гомера. В это время письменной литературы еще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников, его труд был сопоставим с ремеслом плотника или кузнеца.

Основой второго периода, классического , становятся города-государства (полисы) с республиканской формой управления. В литературе – это время расцвета аттической драмы V в. до н. э. и аттической прозы IV в. до н. э. В эту эпоху появляется письменная литература. И поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. Поэмы декламируются рапсодами, песни распеваются в дружеских кружках, трагедии разыгрываются на всенародных празднествах. Литературное творчество пока – одна из второстепенных форм общественной деятельности человека-гражданина.

Третий период – эпоха эллинизма . Ведущую роль в этот период играют сначала эллинистические монархии, а затем римская империя. В это время письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги; создается стандартный тип книги – папирусный свиток или пачка пергаментных тетрадок общим объемом около тысячи строк, создается система книгоиздательства и книготорговли; книга становится более доступной. Читаются книги, даже прозаические, по-прежнему вслух (отсюда – исключительная важность риторики в античной культуре).

Для античной литературы, как и для всех литератур древности, характерны:

1) мифологическая тематика, по сравнению которой любая другая отступала на второй план;

2) традиционализм разработки;

3) поэтическая форма.

Мифология становится основным материалом литературы и искусства.

Традиционализм разработки связан с представлением о наличии образцов каждого жанра; степень совершенства каждого нового произведения измерялась степенью его приближения к этим образцам. Для каждого жанра был основоположник, давший законченный его образец: Гомер – для эпоса, Пиндар или Анакреонт – для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид – для трагедии и т. д.

Третья черта античной литературы – господство стихотворной формы – результат древнейшего, дописьменного отношения к стиху как к единственному средству сохранить

в памяти подлинную словесную форму устного предания. Даже философские сочинения в раннюю пору греческой литературы писались в стихах. Ни прозаического эпоса – романа, ни прозаической драмы в классическую эпоху не существовало. Античная проза с самого своего зарождения была и оставалась достоянием научной и публицистической литературы, преследовавшей не художественные, а практические цели, как, например, ораторская проза. Беллетристика в современном смысле слова появляется лишь в эллинистическую и римскую эпохи: это так называемые античные романы.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Античное литературное мышление было жанровым: принимаясь писать стихотворение, сколь угодно индивидуальное по содержанию и настроению, поэт, тем не менее, всегда мог заранее сказать, к какому жанру оно будет принадлежать и к какому древнему образцу стремиться. Жанры различались: на более древние и более поздние (эпос и трагедия, с одной стороны, идиллия и сатира – с другой); на более высокие и более низкие (высшим считался героический эпос). Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров. Низким жанрам был свойствен низкий стиль, сравнительно близкий к разговорному, высоким – высокий стиль, формируемый искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и пр.).

В эпоху, когда поэзия еще не отделилась от музыки и пения, сложились основные размеры античной поэзии: дактилический гексаметр в эпосе («Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»), ямбический триметр в драме («О вы, младые чада Кадма древнего…»), сложные комбинации стихов и стоп в лирике (алкеева строфа, сапфическая строфа и т.


д.). Но с течением времени положение изменилось. С переходом к книжной культуре эпохи эллинизма поэзия отрывается от музыки, стихи уже не поются, а декламируются.

Во главе жанров античной литературы находится поэма: героическая (Гомер «Илиада», Вергилий «Энеида», Овидий «Метаморфозы»), дидактическая (Гесиод «Труды и дни», Вергилий «Георгики», Лукреций «О природе вещей»). За ней следует трагедия, написанная на мифологический сюжет, представляющая собой действие, комментируемое хором, включающая диалоги и монологи действующих лиц (Эсхил, Софокл, Еврипид). Приобретает популярность комедия – старая и новая. Старая писалась «на злобу дня», в основе ее могли быть политические сюжеты (Аристофан), новая предполагала бытовые сюжеты (Менандр, Плавт).

В лирике наиболее популярный жанр – ода: анакреонтическая (Анакреонт) – о вине и любви; горацианская (Гораций) – о мудрой жизни и здравой умеренности; пинандрическая (Пинандр) – во славу богов и героев. Оды исполнялись под музыку и предназначались для пения. Для декламации создавались элегии – размышления о любви и смерти. Широко использовалась короткая элегия – эпиграмма, позднее ставшая юмористической. Целью сатиры (Ювенал) было воспевание нравственности, клеймение пороков. Сценки из жизни влюбленных пастухов и пастушек запечетлевались в идиллиях – пастушеских стихах (Вергилий «Буколики»).

Античная литература известна нам лишь в малой степени. От творчества большинства писателей сохранилось немногое: от Эсхила – 7 драм из 80–90, от Софокла – 7 драм из 12, от Ливия – 35 книг из 142. Огромное количество писателей известно нам только по именам и скудным отрывкам: непереписываемые тексты забывались и при хрупкости античного писчего материала (папируса) были обречены на скорую гибель.

Древнейшая литература Греции (греческий и римский фольклор) представлена немногочисленными песнями, связанными с ритмикой труда (песня гребцов, пахарей); заплачками (похоронными причитаниями, или восхвалениями, трансформировавшими

ся позднее в эпитафии), песнями-заклинаниями от болезней или при заключении мира, пословицами.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» – первый, дошедший до нас памятник греческой художественной литературы.

От творчества Гесиода – поэта конца VIII в. до н.э., представителя дидактического эпоса, сохранились поэмы «Труды и дни» (о разделе земли после смерти отца; с характерной для Гесиода поэтизацией труда земледельца, отчетливой моралью, изобилием описаний природы, с жанровыми сценами, яркими образами) и «Теогония» (происхождение мира из хаоса, фиксация мифологической традиции).

Философский эпос VI в. до н.э. представлен отрывками из элегий и стихами из поэмы «О природе» греческого философа Ксенофана.

Сборник басен Эзопа (легендарный поэт, считающийся родоначальником басни) был составлен в средние века, поэтому трудно однозначно установить авторство.

В VII–VI вв. до н.э. появляется лирика и мелика (вокальная лирика). Алкей и Сапфо, представители лесбосской мелики, аристократы, изгнанные, затем возвращенные на Лесбос, воспевали в стихах вино, любовь, страсть, поклонение красоте.

Темами поэзии Анакреонта, поэта второй половины VI в. были вино, любовь, радостное упоение жизнью, у него было множество подражателей, однако оригинальных текстов почти не сохранилось.

В V–IV вв. до н.э. получают распространение торжественная хоровая лирика (Симонид, Пинандр), трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид), комедии (Аристофан). Исторические тексты остались нам от Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Известны примеры ораторской прозы Лисия, Демосфена, письменные философские сочинения, сохранившиеся от классического периода – «Пир» Платона, «Поэтика» Аристотеля.

В III–II вв. до нашей эры в Италии происходят значительные события, связанные с экспансией на Средиземноморье. Влияние Греции способствовало становлению римской литературы, уже в III в. до н.э. появляются поэты, переделавшие для римской сцены греческую трагедию и комедию. Первый поэт, переведший Одиссею Гомера был Ливий Андроник, другой – Невий, известный поэмой о пунических войнах, первым закрепивший в литературе миф о происхождении римлян от троянцев.

Контрольные вопросы и задания

1. Поэма: Гомер, «Илиада» или «Одиссея».

2. Трагедия: Эсхил, «Царь Эдип».

3. Лирика: Анакреонт, Сафо.

Ответить на вопросы:

1. Определение героического эпоса; особенности гомеровского эпоса.

2. Становление и развитие греческого театра. Законы театрального действия. Трансформация мифологического сюжета в трагедии Эсхила. Человек и его судьба в греческой трагедии.

3. Виды греческой лирики. Темы греческой лирики.