Пир ирода донателло описание. Композиционные новшества Кватроченто


(Танец Саломеи)

(Матфей, 14:6 – 9; Марк, 6:21 – 26)

(21) Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, дал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинамГалилейским, -

(22) дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня чего хочешь, и дам тебе; (23) и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. (24) Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. (25) И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. (26) Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

(Мк. 6:21-26)

Сюжет, популярный как в Средневековье, так и в эпоху Возрождения, имел в каждую эпоху свои особенности живописной интерпретации. Так, в средневековом искусстве Саломея, дочь Иродиады (евангелисты, кстати, не называют ее имени, но оно встречается у Иосифа Флавия в труде «Иудейские древности», 18, 5:4), могла изображаться не только танцующей, но также выполняющей акробатические трюки. В эпоху Возрождения она предстает танцующей в полуобнаженном виде (на самом деле, как отмечают исследова­тели, она могла исполнять свой танец и вовсе обнаженной). По традиции Саломея изображается юной (Марк называет ее девицей), хотя в действитель­ности к этому времени она была не молодой девушкой, а уже успевшей овдоветь женщиной.

Спинелло Аретино. Пир Ирода (1385). Будапешт. Музей изобразительных искусств

Этот сюжет, как и Брак в Кане и Пир в доме Левия, давал художникам повод изобразить многолюдное и пышное застолье (Филиппо Липпи) с часты­ми участниками пиршества - музыкантами (Джотто; к несчастью, стены капеллы в XVIII веке были побелены; после расчистки фресок в XIX веке они были настолько переписаны, что в настоящее время восстановить их джоттов-ский колорит не представляется возможным; Донателло).

Филиппо Липпи. Пир Ирода (1452-1464). Прато. Собор.


В таких случаях мы получаем представление о многих современных художнику музыкальных инст­рументах (у Джотто и Донателло, например, музыкант играет на Фиделе) и традиционных для того времени ансамблях.

Буквально каждый момент описываемого евангелистами кровавого пира, как и все, что связано с Иродами - Великим (см. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ В ВИФЛЕЕМЕ ) и Антипой (см. сюжеты Страстного цикла), - нашел отражение в живописи: танец Саломеи; получение Саломеей наставления от своей матери (Иродиады); преподнесение головы Иоанна Крестителя Ироду (Саломея несет голову Иоанна на блюде).

Порой на одной картине изображаются несколько сцен, последовательно разворачивавшихся во времени, например сцена усекновения головы Иоанна Крестителя и следующая - преподнесение Саломеей головы Иродиаде (Липпи). Так соединил их Спинелло Аретино. Эта картина является частью левой створки алтаря оливетанского монастыря Санта Мария Нуова в Риме. Художник воскре­шает перед нами дворец Ирода и объективно излагает события. Пир - это предыстория, сама история изображена в соседнем зале, где уже совершилось усекновение головы Иоанна Крестителя: из тела святого брызжет кровь, а Саломея несет голову святого матери и Ироду (правильнее было бы - и так чаще изображается - одной Иродиаде). Идеализированно красивую голову Иоанна Крестителя, словно нимб, обрамляет блюдо (другие изображения казни Иоанна Крестителя см. СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ ).

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Пир Ирода (1320-е). Флоренция. Церковь Санта Кроче. Капелла Перуцци.

Спинелло Аретино. Пир Ирода (1385). Будапешт. Музей изобразительных искусств

Донателло. Пир Ирода (ок. 1425). Сиена. Баптистерий. Рельеф купели.

Филиппо Липпи. Пир Ирода (1452-1464). Прато. Собор.

Андреа дель Сарто. Пир Ирода (1515-1526). Флоренция. Монастырь Скальцы.

ПаолоВеронезе.

© Александр МАЙКАПАР

Донато ди Никколо ди Бетто Барди или как для всех привычнее и удобнее —
Донателло (Donatello ) являлся скульптором из Флоренции (около 1386-1466).
Являясь выдающимся мастером культуры раннего Итальянского Возрождения, он был также и родоначальником искусства Классицизма флорентийской школы.

Обучение Донателло получил в мастерской Л. Гиберти. Огромное влияние на его творчество оказала проторенессансная школа А. Пизано . Если судить по первым работам скульптора, то их выполнение приближенно к готическому стилю. Как искусно заметил М Дворжак: «художественной колыбелью» Донателло (впрочем, также как Ф. Брунеллески), являлась строительная мастерская собора Санта Мариа дель Фьоре.

Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Существует вероятность, что примерно в 1406-1408 годах им было выполнено две фигуры молодых пророков, которые были расположены над северным порталом собора. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Далее Донателло выполнил мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора. Что примечательно, данная статуя была первым обнажённым произведением в итальянском искусстве, которое было не связано со стеной. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Данное произведение скульптора уже наполнено теми характерными чертами для зрелого периода его работ: стремлением к однородности элементов классического и готического искусства .

Давид / Донателло

Давид

Следом находятся статуи сидящих евангелистов: Иоанна и Марка (фасад Орсанмикеле ) 1411-1413 года. Примерно в 1417 году Донателло для Орсанмикеле сотворил одну из самых известных статуи Святого Георгия , которая в последствии была перенесена в Барджелло. Она выполнена в виде юного рыцаря, который выступает в роли первой портретной статуи Донателло.

Позднее были реализованы статуи пророков, получившие ещё большую индивидуализацию. Они были определены в качестве украшения кампанилы, среди фигур, которые в наивысшей степени сильны по своей внутренней напряженности и глубине: Иоанн Креститель , Иеремия , Цукконе (или иначе Лысый пророк).

Если говорить о работах определивших ранний период, то стоит непременно выделить бронзовую статую Святого Людовика . Её местоположение в настоящий момент — музей Санта Кроче. Данному периоду творчества Донателло обязаны также и три живописных рельефа, а именно: барельеф Вознесение Богоматери , Святой Георгий и дракон на пьедестале мраморной статуи Святой Георгий (отправленный в Неаполь для надгробия кардинала Бранкаччи) и бронзовый рельеф Пир Ирода (предназначенный для купели сиенского баптистерия).

Благовещение / Донателло

Благовещение

Второй период творческого пути Донателло относится примерно к 1434 году, вслед за созданием табернакля для старого собора св. Петра и завершения ряда других заказов. Мастер возвращается во Флоренцию из Рима, где и совершает работу над некоторыми художественными проектами, в которых главенствовали классические тенденции.
В 1440 году Донателло выполняет работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. 1430 год охарактеризован классическим сдержанным рельефом Благовещение для церкви Санта Кроче, Амур из Барджелло. К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида , которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло. Также масштабной работой второго периода мастера являются бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции, датируемые 1434-1443 годами.
Перейдём к третьему периоду. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) — первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Но не стоит забывать, что главной работой скульптора в Падуе выступает высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио, датируемый 1446-1450 годами. Вначале бронзовые статуи Мадонны и святых находились под балдахином, поддерживающим колонны, которые были назначены на высокий постамент и украшены рельефами. Алтарь был выполнен в определённой форме, которая и повлияла в значительной мере на облик живописных алтарных образов Мантеньи , Джованни и Кривелли Беллини .

Кафедра певчих для флорентийского собора Мария дель Фиоре / Донателло

Кафедра певчих для флорентийского собора Мария дель Фиоре

Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем , Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур, изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. В процессе работы над данным ансамблем скульптор неоднократно обращался за помощью к своим ученикам, коих было великое множество. Законы перспективы отразились в многофигурных бронзовых рельефах со сценами чудес святого Антония, а невысокий рельеф получил с помощью Донателло иллюзию глубины пространства.

Четвертый период. Работы, которые обрели жизнь после возвращения мастера (примерно 1454 год) имеют шероховатость в поверхности материала, создавалось впечатление не полной обработанности. Несомненно, статуи Святой Магдалины из Флорентийского баптистерия и Иоанна Крестителя из Сиенского собора — подлинные произведения искусства, которые не ограничены рамками нормы. Они являются проявлением наивысшей степени драматизма.

Конная статуя Эразмо ди Нарни / Донателло

Бронзовая скульптурная группа Юдифь и Олоферн (1456-1457 года), вначале была вхожа в состав композиции фонтана (сад палаццо Медичи), а в настоящее время находится на площади Синьории. Юдифи невозмутима, её образ близок стилю позднеготические статуи Мадонны. Расслабленность ее жертвы сильно потрясают наблюдателя и это даже невзирая на то, что изображенное здесь действие не кажется убедительным.

Великолепны работы, относящиеся к позднему стилю Донателло: бронзовые рельефы двух кафедр для церкви Сан Лоренцо (1460-е годы), которые были завершены его учениками уже после его смерти; яростные сцены Страстей Христовых — одни из самых пронзительных в своём драматизме работ во всем христианском искусстве.

Донателло - это итальянский скульптор, являющийся представителем эпохи раннего Возрождения, флорентийской школы. О его жизни и работах мы поговорим в этой статье. Биография данного автора в деталях неизвестна, поэтому представить ее возможно только кратко.

Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло

Будущий скульптор Донателло появился на свет во Флоренции в 1386 году, в семье Николло ди Бетто Барди - богатого чесальщика шерсти. Он обучался в 1403-1407 годах в мастерской человека по имени Лоренцо Гиберти. Здесь он освоил, в частности, технику На творчество этого скульптора большое влияние оказало знакомство с другим великим человеком - Филиппо Брунеллески. Гиберти и Бруннелески остались на всю жизнь самыми близкими друзьями мастера.

Говорил, что скульптор Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда значения деньгам. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.

Ранний период творчества

Деятельность этого скульптора в ранний период, в 1410-е годы, связана была с коммунальными заказами, которые ему предоставлялись для украшения различных общественных построек Флоренции. Для здания Ор Сан Микеле (его фасада) выполняет Донателло статуи св. Георгия (период с 1415-го по 1417 год) и св. Марка (с 1411 по 1413 год). В 1415 года он завершает статую св. Иоанна Евангелиста, украсившую флорентийский собор.

Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Пять фигур находятся в музее собора. "Давид" и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры, идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния. Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи - героическую индивидуальную личность - Донателло. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Особенно это заметно в изображении св. Марка (1412 год), св. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания - 1423-1426). Постепенно формы приобретают ясность, становятся цельными объемы, портретностью сменяется типовое а складки одеяний облекают тело естественно, вторят его движению и изгибам.

Гробница Иоанна XXIII

Скульптор Донателло создает вместе с Микелоццо гробницу в период с 1425 по 1427 год. Она стала классическим образцом, использовавшимся для позднейших усыпальниц, относящихся к эпохе Возрождения. Длительное сотрудничество этих двух скульпторов начинается именно с данной работы.

Литье фигур из бронзы

Донателло в начале 1420 годов обращается к литью фигур из бронзы. В этом материале первая его работа - это статуя Людовика Тулузского, которая была ему заказана в 1422 году для украшения ниши в Ор Сан Микеле. Это один из наиболее примечательных памятников, в котором нашло отражение понимание святости как личного подвига, господствовавшее в Ренессансе.

Статуя Давида

Вершиной творчества этого мастера в технике бронзы является созданная примерно в 1430-1432 годах. Она рассчитана, в отличие от средневековой скульптуры, на круговой обход. Еще одним новаторством стала тема наготы, к которой обратился Донателло. Скульптор Давида изобразил нагим, а не в одеяниях, как это было принято раньше, впервые после Средневековья столь реалистично и в столь крупном масштабе.

Другие работы Донателло, относящиеся к 1410-м - началу 1420-х годов - фигура льва, высеченная из песчаника, - эмблема Флоренции, деревянное распятие для церкви Санта-Кроче, бронзовый реликварий для церкви Оньисанти, бронзовая статуэтка, находящаяся в Национальном музее Флоренции под названием "Аттис Аморино", которая является, по-видимому, изображением античного божества плодородия, Приапа.

Работы в технике рельефа

Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. "Рисуя" резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Отметим здесь такие работы, как "Битва Георгия с драконом", "Мадонна Пацци", "Пир Ирода", "Вознесение Марии" и другие. Архитектурный фон в живописных рельефах этого мастера изображен с использованием правил прямой перспективы. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.

Поездка в Рим, второй флорентийский период

Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города, изучает античную скульптуру. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), "Благовещение" (иначе - Алтарь Кавальканти, см. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания - 1434-1438 годы).

Донателло достигает подлинной классичности в рельефе "Пир Ирода", созданном по возвращении из поездки в Рим.

Около 1440 года скульптор создает бронзовые двери, а также восемь медальонов для флорентийской Старой сакристии Сан-Лоренцо (период с 1435-го по 1443 год). В вылепленных из стука четырех рельефах достигнута была поразительная свобода в изображении интерьеров, зданий и фигур людей.

Падуанский период

Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Здесь начинается следующий этап его творчества. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже - в 1453-м. Образом послужил памятник Марку Аврелию. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Антония Падуанского, а также четыре рельефа, изображающих сцены из его жизни, которые считаются вершиной творчества этого мастера в живописном рельефе.

Даже и тогда, когда Донателло изображает настоящее движение, как в двух статуях св. во Флоренции (в casa Martelli и в Барджелло), он ограничивается самым скромным. В обоих случаях св. Иоанн представлен идущим, и все до последнего пальца на ноге участвует в этом движении. У природы была вырвана новая тайна.

Отличительная черта мастерства Донателло состоит в том, что этот скульптор изображал с одинаковым мастерством и энергию, силу, миловидность и грацию. Так, например, вырубленный в 1434 году барельеф балкончика из мрамора в соборе г. Прато изображает полунагих гениев и детей, которые играют на музыкальных инструментах и пляшут с венками цветов. Чрезвычайно живы их движения, игривы и разнообразны. То же самое можно отметить и о других барельефах из мрамора, выполненных для флорентийского собора.

Донателло в последние годы нахождения в Падуе мало работает. Судя по всему, он тяжело болеет. Скульптор возвращается в 1453 году во Флоренцию и продолжает здесь жить до самой смерти (в 1466 году), за исключением непродолжительной поездки в 1457 году в Сиену.

Поздний флорентийский период

Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Порой говорят об упадке его мастерства, а также о возвращении к некоторым готическим приемам. Скульптура Донателло в период с 1450-х по начало 1460-х годов представлена статуей Марии Магдалины (1455 год, фото см. ниже), выполненной из дерева, группой "Юдифь и Олоферн", статуей Иоанна Крестителя, рельефами на темы Воскресения и Страстей Христа двух кафедр в церкви Сан-Лоренцо. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Ряд композиций были закончены уже после смерти мастера его учениками - Бертольдо и Беллаго.

Умер скульптор в 1466 году. Он был погребен в церкви Сан-Лоренцо, которая украшена его работами, с большими почестями. Так завершается творческий путь Донателло. Скульптор, биография и работы которого были представлены в этой статье, сыграл заметную роль в мировой архитектуре. Отметим, в чем же она состояла.

Значение работ этого мастера

Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Именно он первым начал изучать систематически механизм движения тела человека, изобразил сложное массовое действие, стал трактовать одежду в связи с пластикой тела и движением, поставил задачу выразить индивидуальный портрет в скульптуре, заострил внимание на передаче психической жизни персонажей. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Трехпланный рельеф, разработанный им, указал пути дальнейшего развития скульптуры, а также живописи.

[полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди; итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi] (ок. 1386, Флоренция - 13.12.1466, там же), скульптор итал. Возрождения, способствовавший становлению искусства раннего Возрождения и формированию индивидуальной манеры отдельных художников (Андреа Вероккио и Микеланджело). Работал в городах Центр. и Сев. Италии. Универсальность интересов Д. позволяла ему реализовывать свои замыслы в различных жанрах (многофигурный алтарь, надгробие, медальоны для Палаццо Медичи-Риккарди, картон для витража «Коронование Богоматери», проект убранства для празднества по случаю коронации имп. Сигизмунда (1433, рис. находится во Флорентийской академии)), материалах и техниках. Д. вел инженерные работы во время осады Лукки (1430). Современники называли Д. «великим подражателем древних». Его творческую биографию и истоки стиля проясняют описи имущества для обложения налогом, кадастры, счетные книги, реестры и свидетельства о платежах и о гражданском состоянии (Либман . 1962. С. 100. Примеч. 1), записи Джованни Чинелли-Кальволи, замечания Антонио ди Туччо Манетти в биографии Филиппо Брунеллески, а также сведения, содержащиеся в предисловии к «Трем книгам о живописи» Л. Б. Альберти и в жизнеописаниях художников и скульпторов в сочинении Б. Фацио (см.: Baxandall . 1971. P. 164-167), в «Дневнике Полициано» (A . Polizianos Tagebuch: 1477-1479 / Hrsg. A. Wesselski. Jena, 1929) и в др. трудах и лит. комментариях XV-XVI вв.

Д. впервые был упомянут в 1404 г. в качестве одного из помощников Лоренцо Гиберти на подготовительных работах к литью сев. ворот флорентийского баптистерия. Его 1-м самостоятельным произведением стала скульптура пророка с фиала Порта делла Мандорла (1407) в Орсанмикеле. Лишенная устойчивости и веса, причудливо задрапированная фигура с разворачивающимся вверх свитком, как и статуя Давида (1408-1415, Национальный музей, Флоренция; очевидно, связана с памятью об избавлении Флоренции от миланской угрозы и о победе над неаполитанским кор. Ладислао Дураццо), испытала влияние произведений поздней готики (работ Дж. Пизано и Тино да Камаино в Сиене, Пизе, Прато, Пистое). Др. источником стиля Д. было творчество Нанни ди Банко, сотрудничавшего с ним в работах над Порта делла Мандорла, и Филиппо Брунеллески, привлекшего его к проектированию купола Флорентийского собора. С исканиями Д. тесно связано творчество сиенца Якопо делла Кверча, работы к-рого выделяются пластической насыщенностью и образной мощью (рельефы портала собора Сан-Петронио в Болонье, 1425-1438).

В 1412 г. Д. был принят в гильдиюсв. Луки как «скульптор и золотых дел мастер» и привлечен к строительству собора Санта-Мария дель Фьоре. По замечанию Э. Панофского, Д., реализовав свои художественные намерения, «обесценил это выдающееся общественное начинание». Так, стилистическая концепция статуи ап. Иоанна Богослова (1408-1415, Музей кафедрального собора, Флоренция) противоречила традиции «интернационального стиля», в соответствии с к-рой были выполнены и установлены на фасадах собора и на 2 сторонах колокольни ок. 50 скульптур. Энергичная целостность образа, отражающего гуманистический идеал, была достигнута средствами не только пластики, но и пространственного решения: помещенная в неглубокую нишу на значительной высоте фигура ап. Иоанна Богослова, словно сидящего на наклонной поверхности, в профиль воспринимается как барельеф (поскольку спина статуи срезана), но при этом обладает монументальностью. К скульптуре ап. Иоанна Богослова близок образ ап. Марка (1411-1413), предназначенный для наружной ниши ц. Орсанмикеле. Убедительность наделенного духовной мощью персонажа достигнута благодаря соразмерности пропорций и тектоничности фигуры. Микеланджело, по свидетельству историографа, сказал, что если ап. Марк был таким, то он «мог бы поверить тому, что тот написал». Выполненная по заказу цеха оружейников для той же церкви статуя св. Георгия (1415-1417, Национальный музей, Флоренция) наделена «изумительным движением, оживляющим камень изнутри» (Вазари . 1963. С. 191): стремление к классической ясности и обобщенности форм сочетается в ней с устойчивой традицией поздней готики. В статуе и рельефе на ее цоколе «Битва св. Георгия с драконом» (1-й пример использования в скульптуре линейной перспективы) Д. пытался воссоздать органическое единство мира и героя в нем.

В скульптурах мастера для колокольни кафедрального собора во Флоренции - пророков Иеремии (ок. 1423-1425), Аввакума (1427-1435), группы «Жертвоприношение Авраама» - ренессансная образность соединяется с натурной точностью, остротой линейного рисунка и выразительностью формы, родственными искусству сев. мастеров, а также с убедительным правдоподобием, свойственным античности. Энергичная пластика объемов, естественность и в то же время угловатая напряженность поз, характерность (возможно, портретность) персонажей способствовали созданию столь ярких образов, что флорентийцы находили их «прототипы» среди сограждан: в прор. Иеремии увидели Франческо ди Томмазо Содерини, в прор. Аввакуме (т. н. Цукконе) - Джованни ди Бардуччо Керикини, в прор. Иосии - Поджо Браччолини.

Композиция рельефа «Передача ключей ап. Петру» (1430, Музей Виктории и Альберта, Лондон), служившего пределлой первоначального алтаря капеллы Бранкаччи (Einem . 1967), освященной во имя ап. Петра, созвучна программе декора капеллы, в к-рой подчеркнута идея величия Флоренции («Florentine empire» - один из мифов, определявших гос. политику и питавших общественное сознание в XV в.). В рельефе видят политическую аллегорию, связываемую с личностью папы Мартина V, олицетворявшего в глазах современников «libertas Ecclesiae», звавшего к крестовым походам против гуситов и пытавшегося восстановить могущество папской власти. Работа Д. перекликается с фреской Мазаччо в капелле.

Для кафедры на фасаде собора в Прато Д. (совместно с Микелоцци Микелоццо) выполнил 7 композиций (1428-1438), в к-рых живописная трактовка пространства, отличавшая рельефы для купели сиенского баптистерия, созданные Гиберти и Якопо делла Кверча в 1417-1434 гг., сменилась архитектурно-пластической.

Несмотря на то что 30-е гг. XV в. во Флоренции ознаменованы интересом к фламанд. традиции (Panofsky . 1971), работы Д., посетившего Рим (1431-1433), отражают влияние античного искусства. Небольшая бронзовая статуя Давида (1-я пол. 30-х гг. XV в., Национальный музей, Флоренция), украшавшая фонтан во дворе Палаццо Медичи, имеет замкнутый силуэт, отмечена равновесием восходящих и нисходящих ритмов. Обобщенная пластика раскрывает по мере обхода скульптуры анатомическую структуру и движение тела. Эта скульптура, вероятно созданная под влиянием античной статуи Гермеса (Палаццо Веккьо) (Либман . 1962. С. 104), воплощает античный идеал обнаженного тела, свидетельствует о независимости жанра скульптуры от архитектуры и воспринимается как символ гражданских свобод и доблести. Синтез античности и христианства, переход от мифа к историческому времени характерны для образного строя рельефов с изображением Богоматери (тип Madonna dell" umiltà - Мадонна Ласкающая (т. н. Мадонна Пацци, 1422), напоминающих профили менад на классических камеях, а также в «Благовещении» алтаря Кавальканти (1-я пол. 30-х гг. XV в., ц. Санта-Кроче, Флоренция) и для рельефов парапета кафедры для певчих (1433-1438, Музей кафедрального собора, Флоренция). Скульптура Д., известная как Амур-Аттис (1-я пол. 30-х гг. XV в., по заказу Аньоло Дони; Национальный музей, Флоренция), может расцениваться как аллегория Времени, соотносящаяся с текстом Гераклита, приведенным у св. Ипполита в «Refutatiо» - сочинении, доступном на Западе со времени Флорентийского Собора (1439) (Janson . 1957. P. 143).

В Сиене Д. исполнил серию рельефов для баптистерия, показав безупречное владение перспективой (напр., «Пир Ирода», 1427,- более простой по композиции, нежели «Пир Ирода», 1441, Музей Викар в Лилле). В Риме среди прочего Д. сделал надгробие Джованни Кривелли, архиеп. Аквилеи (1433, изображение полустерто), установленное в ц. Санта-Мария ин Арачели. Во Флоренции выполнял лепные работы в ризнице ц. Сан-Лоренцо (1433-1443, 4 медальона в парусах свода с сюжетами о евангелистах, бронзовые врата). Фоны простых по композиции сцен с изображениями апостолов, мучеников, исповедников пластически и эстетически нейтральны, близки к античному пониманию пространства (Panofsky . 1971. P. 10-11).

Пребывание в Падуе (1443-1453) связано с работами Д. в соборе Сан-Антонио (Иль Санто; 1447-1450) и созданием конного монумента (1443-1453) кондотьеру Эразмо да Нарни, прозванному Гаттамелатой. Возможно, Д. имел связи с влиятельным в Падуе в XV в. орденом францисканцев и был приглашен попечительским советом миноритского собора Сан-Антонио, для к-рого им был исполнен большой, свободно стоящий алтарь (1485-1552; разобран в XVII в., существует его краткое описание у Микеле Санмикели). Его наиболее достоверная реконструкция создана по аналогии с главным алтарем ц. Сан-Дзено Маджоре в Вероне, спроектированным Андреа Мантеньей (1456-1460), и алтарем падуанской ц. Эремитани (1452-1453; работа ученика Д.- Джованни да Пиза), в котором использованы принципы антикизированного архитектурного обрамления алтаря Кавальканти. Для алтаря Иль Санто было отлито 7 фигур: Богоматерь с Младенцем по типу Маэста и предстоящие святые. Фигура Богоматери на троне выполнена в виде единого блока. С Младенцем в руках, Она словно преодолевает тяжесть одеяния, но воспринимается легко отделяющейся от массивного трона. Ее голова увенчана короной с изображением херувимов. Новаторская концепция алтаря утвердилась в качестве образца в живописи (т. н. sacra conversatione у Дж. Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Перуджино, фра Бартоломео, Рафаэля, Андреа дель Сарто и др.); в Сев. Италии этот тип изображения пришел на смену готическому полиптиху.

На бронзовых с позолотой рельефах пределлы алтаря представлены деяния св. Антония Падуанского, описанные в хранящейся в соборе книге Секко Полентоне: «Чудо с ослом», «Чудо с заговорившим младенцем», «Чудесное исцеление непокорного сына», «Сердце скупого». Многофигурные сцены с детальной проработкой отдельных поз, жестов и движений содержат пространное изображение сюжетов. Опознаваемы античные мотивы отдельных эпизодов. Так, сцена «Чудесное исцеление непокорного сына» напоминает «Растерзание Пенфея» (саркофаг Пенфея в пизанском Кампосанто; см.: Панофский . 1998. С. 281).

Добиваясь иллюзии непрерывного развития композиции за счет выбора низкой линии горизонта («Чудо с ослом»), динамики движений групп персонажей в их противопоставлении («Сердце скупого»), Д. предвосхитил искания художников XVI в. Так, мастера Сев. Италии часто заимствовали у Д. эти художественные приемы (Бернардо Росселино, Дезидерио да Сеттиньяно, Лука делла Роббиа).

Пребывание Д. в Падуе способствовало появлению там школы литья из бронзы (Н. Пиццоло, Б. Беллани, А. Риччо и др.).

Одновременно с началом работ в Иль Санто (1443) Д. приступил к исполнению оплаченного Венецианской республикой монумента (кенотаф) кондотьеру Гаттамелате. Вместо традиц. для посмертных монументов стенного надгробия (гробница Бальдассаре Коссы, антипапы Иоанна XXIII, 1425-1427; совместно с Микелоццо - флорентийский баптистерий) Д. отлил из бронзы конную статую, вознесенную на 9-метровом цоколе. Возможно, источниками вдохновения послужили статуя Марка Аврелия (II в.) в Риме, надгробные конные монументы Сев. Италии (напр., памятник П. Савелли в венецианской ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари). Живописным прообразом конной статуи считают роспись П. Уччелло, с изображением кондотьера Дж. Хоквуда (1436, Санта-Мария дель Фьоре), заменившую работу А. Гауди и Дж. д"Арриго. Монументальная и суровая простота композиционно безупречной группы достигнута обобщенностью форм, сочетающейся с тщательной проработкой деталей и портретностью лица всадника. Скульптура Д. повлияла на живопись Андреа дель Кастаньо. Памятник Гаттамелате стал прототипом фрески «Монумент Никколо да Толентино» (1456), «Давид» (1430-1432) нашел отражение в образе «Фаринаты» (1450-1455), а «Св. Георгий» (1407) - в фигуре «Пиппо Спано» (1450-1455), позднее конного памятника Б. Коллеони работы Андреа Верроккио (Пьяцца-Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции).

Скульптурная группа «Юдифь и Олоферн» с вакхическими сценами на пьедестале (ок. 1457-1460; перед Палаццо Веккьо), служившая навершием фонтана в саду Палаццо Медичи, вызывала нарекания из-за художественного исполнения, однако Д., по словам Дж. Вазари, считал ее одним из своих лучших произведений. В суровом и страстном образе Юдифи усматривают олицетворение Умеренности и Целомудрия, или Смирения, победившего Гордыню, в Олоферне - Невоздержанности и Прелюбодеяния (здесь видят и политический подтекст: под исчадием порока подразумевается Альфонс Арагонский, кор. Неаполя).

В 1460 г. Д. приступил к созданию рельефов на тему «Страсти Христовы» для 2 бронзовых кафедр (2,8×2,92 м) центрального нефа флорентийской ц. Сан-Лоренцо (завершены учениками Д.- Б. Беллано и Дж. ди Бертольдо; 1461-1466, установлены в 1515). Решенные в необычном для Д. высоком рельефе 6 композиций юж. кафедры выполнены на тему мистических преображений Иисуса Христа.

На 5 рельефах сев. кафедры представлены сюжеты, выбор и размещение к-рых далеки от традиционных: «Христос перед Каиафой», «Христос перед Пилатом», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Вознесение». Выполненные в технике низкого рельефа, они отмечены живописной мягкостью и свободой трактовки. Композиции, полные импульсивного движения, уподоблены «пластическим видениям». Созданию этого иллюзионистического эффекта способствует постепенное уплощение рельефа к центру и введение фигур, фланкирующих центральные сцены («Положение во гроб»); такую композиционную особенность стали использовать в XVI в., как и др. находку Д.- «обрезы» фигур краем рамы, придающие композициям незавершенность (напр., разбойники на крестах в сцене «Снятие с креста»). Жесты и пластика поз, обнаруживающие сильные душевные порывы от немого отчаяния до неистовства («Распятие»), выражают суть повествования.

Для поздних работ Д. (деревянная статуя для флорентийского баптистерия «Мария Магдалина», ок. 1456, Музей кафедрального собора, Флоренция; бронзовая скульптура св. Иоанна Крестителя, 1457, кафедральный собор, Сиена), раскрывающих темы отрешенности от мира, покаяния, отверженной старости, характерен обостренный драматизм мировосприятия художника, что связано с перипетиями его биографии и переломом в искусстве Италии.

Ист.: Cinelli Calvoli G . Della biblioteca volante. Firenze etc., 1677-1739. 23 Pt. in 6 vol.; Вазари Дж . Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Пер.: А. И. Венедиктов, А. Г. Габричевский. М., 1963. Т. 2. С. 187-208.

Лит.: Venturi A . Storia dell" arte italiana. Mil., 1908. Vol. 6: La Sculpura del Quattroсento; Morisani O . Studi su Donatello. Venezia, 1952; Janson H . W . The Sculpture of Donatello. Princeton, 1957. 2 vol.; Pope-Hennessy J . W . An Introd. to Italian Sculpture. L.; N. Y., 1958. Pt. 2: Italian Renaissance Sculpture; idem . Donatello. Firenze, 1985; Либман М . Я . К иконографии статуи Донателло // Искусство. 1959. № 9. C. 72-75; он же . Донателло. М., 1962; Seymour Ch . Sculpture in Italy: 1400 to 1500. Baltimore, 1966; Einem H ., von . Masaccios «Zingsgroschen». Köln, 1967; Baxandall M . Giotto and the Orators: Humanist Observers of Painting in Italy and the Discovery of Pictorial Composition, 1350-1450. Oxf., 1971. P. 164-167; Panofsky E . The Early Netherlandish Painting. N. Y., 1971. 2 vol.; он же [Панофский Э .] . Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада / Пер.: А. Г. Габричевский. М., 1998. С. 146-151; Дворжак М . История итал. искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций / Пер., коммент.: И. Е. Бабанов. М., 1978. Т. 1. С. 66-119. Ил. 44-80; Parronchi A . Donatello e il potere. Firenze; Bologna, 1980; Смирнова И . А . Искусство Италии кон. XIII - XV вв. М., 1987.

Т. Ю. Облицова

Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы. Годы жизни - 1386-1466.

Донателло, как принято называть великого художника и скульптора эпохи флорентийского Возрождения, родился в окрестностях Флоренции в 1386 году. Его отец, богатый чесальщик шерсти Никколо ди Бетто Барди, мог бы дать сыну образование. Но глава семейства скончался, когда пареньку не было еще и пятнадцати лет.

Сначала Донателло, вынужденный зарабатывать на жизнь собственным трудом, поступил в обучение к ювелиру и работал подмастерьем в небольшом городке в пригороде Флоренции. Начиная с 1403 года в течение четырех лет будущий великий скульптор трудился в литейной мастерской Биччи ди Лоренцо, освоив технику бронзового литья, чем и положил начало своей блестящей биографии.

Плату за обучение юноши внес богатый покровитель и меценат, флорентийский банкир Мартелли, увлекающийся высоким искусством. Учителем Донателло и его ровесника Филиппо Брунеллески, впоследствии ставшего известным архитектором, стал Лоренцо Гиберти. Эти двое так и остались лучшими друзьями ваятеля на всю жизнь, а пути их не раз пересекались после окончания учебы.

Творчество

В 1404 году оба начинающих скульптора, Брунеллески и Донателло, отправились в Рим для завершения обучения. Вскоре после возвращения во Флоренцию юный скульптор создает свои первые произведения - горельеф, изображающий Благовещение, и первую статую Давида из мрамора. В этой скульптуре еще сильны отголоски готических традиций, но она ценна тем, что считается первой достоверной работой ваятеля, дошедшей до наших дней.


Статуя Донателло "Мраморный Давид" и барельеф "Благовещение"

В последующие годы скульптор работает над заказами города, создавая скульптуры и барельефы для различных общественных зданий и религиозных сооружений. Так, для фасада церкви Орсанмикеле, выстроенной на пожертвования прихожан в знак благодарности за избавление от чумы, Донателло создал скульптурные изображения сидящего Иоанна Евангелиста и стоящего святого Марка.

В 1415-1416 годах скульптор работал над статуей святого Георгия, предназначенной для того же собора. В фигуре Георгия-Победоносца уже отчетливо прослеживаются отчетливые черты реализма, изящные пропорции фигуры, явное воспевание красоты человеческого тела в горделивой осанке, сияющем отвагой лице юноши. Эти особенности творчества Донателло связаны с его увлеченностью античным искусством и мастерством древнегреческих и древнеримских мастеров.


Статуя Донателло "Святой Георгий"

Традиционно Георгия было принято изображать на коне, с копьем в руках, чаще всего в момент, когда отважный воин пронзает дракона или змея, с которым тот сражался. У Донателло молодой и прекрасный святой запечатлен в момент спокойствия и осознания собственной победы, он, стоя, опирается на щит и уверенно смотрит вперед.

В период с 1416 по 1432 годы ваятель работал над заказами города, создавая одну за другой статуи пророков. В ранних работах мастера еще отчетливо прослеживаются позднеготические традиции: статичность фигур, плотные складки одежды, скрывающие тела, типичные, невыразительные черты лиц.


Статуи Донателло "Пророки"

С каждой последующей статуей Донателло все больше приближается к реализму античности и позднего Возрождения, сквозь мрамор словно проступают реально существовавшие люди, а не библейские легенды и канонические типажи. Уже в чертах святого Георгия проскальзывает портретность, индивидуальность, а дальнейшие работы становятся еще пластичнее, фигуры и позы – естественнее, складки одежды облегают тела, вторя их изгибам и движениям.

Следующим шедевром Донателло стало надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII. В сотрудничестве с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо он создал своего рода образец для дальнейшего оформления захоронений ведущих католических священнослужителей. Резцу Донателло принадлежит лежащая фигура папы, а над гробницей работал Микелоццо.


В 1420 году художник вернулся к технике бронзового литья, отлично усвоенной им еще в годы ученичества. С 1422 по 1429 год Донателло создал несколько бронзовых шедевров, положивших начало целому течению в скульпторе эпохи Возрождения. Он работал над крупными статуями и мелкими фигурками, в том числе и для баптистерия в Сиенне.

Вершиной творчества Донателло в технике бронзового литья считается отлитая им в 1430-1432 годах вторая статуя Давида. Победитель Голиафа изображен в расцвете молодости и славы. Юноша в пастушеской шапке, полностью обнаженный, стоит, поставив ногу на голову поверженного великана. Революционность шедевра Донателло заключается в том, что Давид стал первым свободно стоящим изображением обнаженной натуры, рассчитанным на круговой осмотр, со времен античности.

Некогда Давид стоял на колонне во дворе Палаццо Медичи во Флоренции, затем, после свержения Медичи, был перенесен во двор Синьории. Шедевр Донателло стал своего рода символом борьбы Флоренции за независимость, а сегодня его можно увидеть в музее Барджелло.


Бронзовая статуя Донателло "Давид"

Помимо статуй скульптор работал и с барельефами, коренным образом изменив существующие традиции и техники. Стремясь придать изображением реалистичность, Донателло тщательно вытачивал фигуры переднего плана, придавая им объем и пластичность, фоновые персонажи делал графичными, «сплющенными». Придание глубины живописным рельефам мастер реализовывал с помощью архитектурного приема, сводя линии в одну точку на «горизонте».

В 1432-1433 годах Донателло вновь предпринял путешествие в Рим, где встретился со своим другом, римлянином Брунеллески, и вплотную занялся изучением античных шедевров зодчества и скульптуры. Итогом стали последующие работы мастера, в которых проявилась классика античности, выраженная в простых линиях, реалистичных фигурах, портретных, ясных лицах с четкими индивидуальными чертами.

Личная жизнь

О личной жизни мастера практически ничего не известно, зато историки сохранили подробности творческой биографии Донателло, считающегося родоначальником традиций Возрождения в скульптуре.

Мастерство зрелого флорентийца проявилось в созданных им в 40-х годах рельефах «Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом» и «Вознесение на небо».


Рельеф Донателло "Вознесение на небо"

В композициях вместо спокойствия и статики появилось движение, драматизм, обострение психологических характеристик персонажей и глубина образов.

В 1443 году Донателло уехал в Падую, где спустя четыре года отлил конную статую Эразмо де Нарни, венецианского кондотьера по прозвищу Гаттамелата. Всадник и конь, стоящие на пересечении улиц, объединены в стройную композицию, подчеркнутую диагональю, образованной мечом и жезлом рыцаря.


Статуя Донателло "Эразмо де Нарни"

По возвращении из Падуи, где из-под резца мастера вышли еще несколько чудесных рельефов и церковный алтарь, Донателло работал уже не столь много и продуктивно. Начиная с 1453 года он проживал в родной Флоренции и, по-видимому, тяжело болел. Мысли о смерти, болезни, страданиях, тщете земного существования отражены в работах мастера позднего периода.

Смерть

Некоторые искусствоведы называют последний период творчества Донателло упадочным, возвращением к готическим традициям и говорят о преобладании духовной экспрессии, надлома, трагизма в ущерб реалистичности классической скульптуры.


Статуя Донателло "Мария Магдалина"

В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Святую всегда изображали молодой, в обществе , скорбящей о его кончине либо радующейся Вознесению Господню. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей, изможденной. Магдалина - исстрадавшаяся женщина, аскетичная отшельница, исхудалая, истончившаяся, с запавшими глазами и горестным выражением лица.

Скончался великий скульптор в 1466 году, оставив потомкам немало великолепных шедевров.

Произведения

  • гробница Иоанна XXIII;
  • статуя Давида из мрамора;
  • статуя Давида из бронзы;
  • статуя Евангелиста Марка;
  • статуя евангелиста Иоанна;
  • конная статуя Гаттамелата;
  • бронзовый танцующий Атис;
  • Мадонна с младенцем и святыми Франциском и Антонием (бронза);
  • Мария Магдалина (дерево);
  • Пророк Аввакум;
  • Святой Георгий;
  • Святой Россоре Реликварий;
  • Юдифь и Олферн.