Алексеев Фёдор Яковлевич. Художник алексеев


» Алексеев Федор Яковлевич

Творчество и биография - Алексеев Федор Яковлевич

Алексеев Федор Яковлевич (1753/1755-1824) - русский живописец, один из основоположников национального городского пейзажа. Родился в Петербурге. Сын сторожа при Академии наук. Большая одаренность Алексеева проявилась уже в раннем детстве. В 1766- 73 гг. учился в АХ, сначала в классе «живописи цветов и плодов», и только затем в пейзажном, что гораздо больше соответствовало его наклонностям. В 1773 г. за один из пейзажей получил золотую медаль, которая дала ему право на поездку в Италию. В течение трех лет в Венеции художник занимался театральными декорациями и писал пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775). Вернувшись в Петербург, Алексеев работает декоратором при театральном училище (1779-1786), но это занятие не увлекает его. Все свободное время он посвящает копированию произведений Дж. А. Каналетто, Б. Беллотто, К. Ж. Берне в Эрмитаже. Эти копии принесли живописцу успех, благодаря чему он смог оставить свою работу декоратора и заняться пейзажем. Художник пишет акварельные этюды с натуры, а по ним создает виды городов. Одна из самых известных его работ - «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Третьяковская галерея, Москва). Зеркальная гладь Невы, закованной в гранит; лодки, плывущие по реке; величественные здания на противоположном берегу, отражающиеся в зеркале воды; высокое небо с легкими белоснежными облаками - все придает пейзажу величественный и монументальный вид. И в то же время это живой и эмоциональный образ прекрасного северного города, неповторимого в своей индивидуальности. В пейзажах Алексеева воплотилась поэзия повседневной городской жизни, ее реальные и идеальные черты. За свою работу «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» живописец получил звание академика.

В 1795 был командирован Академией «для снятия видов» в Крым (Бахчисарай), Николаев и Херсон. Акварельные этюды, сделанные там, стали основой для больших живописных полотен. Во время полуторагодичной командировки в Москву и по провинции (1800-01) на основе множества акварельных этюдов создал ряд больших полотен («Вид Красной площади», «Вид военной гошпитали», «Кремль у Каменного моста», «Иверские ворота» и др). С 1812 художник изображал только Петербург. В 1800 г. по заказу Павла I художник пишет виды Москвы. Городские пейзажи Алексеева представляют живописную красоту древнего русского города («Парад в Московском Кремле. Соборная площадь», ок. 1800, Государственный исторический музей, Москва). Художник пробыл в Москве около года. В это время им было написано множество акварелей и картин, изображающих улицы Москвы и ее окрестности, монастыри и церкви. Выполненные с почти документальной точностью, эти произведения принесли мастеру необыкновенную популярность, которая повлекла за собой заказы от русской знати. Среди заказчиков были и члены царской семьи.

С 1803 и до конца жизни Алексеев преподавал «перспективную» живопись (пейзаж) в Академии художеств, являясь членом ее совета. Несмотря на тяжелую болезнь, работал до конца дней. В одной из своих последних работ эмоционально и достоверно изобразил наводнение в Петербурге 7 ноября 1824. С 1802 г. он снова обращается к теме Петербурга. Художник пишет величественную и прекрасную архитектуру города, широкие просторы Невы, но теперь в его пейзажах все больше места отводится человеку. Живопись этого периода отличается более четким рисунком, теплыми оттенками красок и плотной фактурой («Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости», 1810).

С течением времени интерес к стареющему пейзажисту со стороны современников ослабел. Всеми забытый художник умер в бедности. Работы Алексеева - не только эстетические открытия «первопроходца» жанра русского городского пейзажа в живописи, но и ценнейшие исторические документы. Учениками выдающегося мастера были известные русские живописцы С. Щедрин и М. Воробьев.

Наш магазин отлично подойдет и тем клиентам, кто думает.

До наводнения 1824-го. «Русский Каналетто», признанный еще при жизни академиками и ценителями искусства, Федор Алексеев занимает особое место в истории живописи XVIII века как один из основоположников национальной школы городского пейзажа.

Федор Алексеев. Венеция. Вид набережной Скьявони (фрагмент). 1775. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Беларусь

Федор Алексеев. Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции (фрагмент). 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (фрагмент). 1810. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев родился в 1753 году в Петербурге и происходил из солдатских детей. Так в XVIII веке называли особую сословную группу. Точной даты рождения художника и подробных сведений о его родителях не сохранилось. Известно лишь, что отец будущего художника, Яков Алексеев, после увольнения со службы работал сторожем в Академии наук.

В детстве будущий художник ходил в гарнизонную школу. Он прилежно учился, особенно ему нравились черчение и геометрия. Отец мечтал устроить сына в Академию художеств - в XVIII веке многие ее воспитанники происходили из разночинцев и низших чинов. В 1766 году младшего Алексеева приняли в Императорскую Академию художеств, сразу в третий класс.

Профессор и директор Академии художеств живописец Антон Лосенко заметил, что у мальчика хорошо получается рисовать сложные фигуры и архитектурные сооружения. Лосенко перевел Алексеева из класса орнаментной скульптуры Луи Роллана в живописный, которым руководили Генрих Фондерминт и Антонио Перезинотти. На занятиях воспитанники изучали принципы работы с архитектурными и ландшафтными пейзажами. Юноша показал себя прилежным учеником: в 1773 году его наградили малой золотой медалью за одну из учебных пейзажных работ. Эта награда давала звание классного художника II степени и гражданский чин 12-го класса в Табели о рангах.

В том же году году академики, заметившие талант Алексеева, отправили его в Венецию для «большего усовершенствования в живописи перспективно». Академии нужны были театральные художники, а этому мастерству лучше всего учили именно в Италии .

Следующие четыре года Алексеев провел в Венеции. Работать в мастерских наставников - театральных декораторов Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспарри - ему было не так интересно. По душе была современная итальянская живопись - он изучал городские пейзажи знаменитых художников Джованни Каналетто и Бернардо Беллотто. Интересовала его и история искусства: особенно впечатлили молодого человека картины живописца XVI века Паоло Веронезе, которые он с восторгом описывал в своем дневнике:

Сия есть наипрекраснейшая и согласнейшая инвенцыя, какую лишь можно видеть. Архитектура в оной картине поставлена в столь справедливом пункте, что между толиким множеством народа все видно без малейшего замешательства…

Федор Алексеев о картине Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской»

Вдохновляясь работами итальянских художников, Федор Алексеев усиленно работал над своими первыми городскими пейзажами: «Венеция. Вид набережной Скьявони», «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции».

Вернувшись на родину, в Петербург, по поручению Академии художеств Алексеев оформлял декорации для Императорских театров. Эта работа не нравилась живописцу, поэтому все свободное время он отдавал любимому делу - пейзажам. Как и другие выпускники Академии, он подрабатывал, создавая копии знаменитых картин западноевропейских художников. Мастерство художника оценила даже императрица Екатерина II и пригласила его работать в Эрмитаж - делать копии шедевров музея. Чаще всего это были пейзажи знаменитого итальянского живописца Каналетто, и вскоре Федора Алексеева прозвали «русским Каналетто».

В 1786 году Алексеев все-таки оставил работу театрального декоратора и начал создавать оригинальные пейзажи. Через восемь лет он получил звание академика за картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости».

«...Я нашел столько прекрасных предметов для картин»: виды Петербурга, Москвы и Юга

Федор Алексеев. Красная площадь в Москве (фрагмент). 1801. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Алексеев. Вид города Николаева (фрагмент). 1799. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Алексеев. Площадь в Херсоне (фрагмент). 1796. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1790-х по поручению Екатерины II Федор Алексеев отправился на Юг Российской империи - рисовать пейзажи мест, где побывала императрица во время путешествия в Крым в 1787 году. На Юге он прожил два года. Там Алексеев сделал множество акварельных зарисовок и эскизов, которые уже в Петербурге использовал для создания полноценных картин - «Вид города Николаева», «Площадь в Херсоне» и других произведений.

Картина [«Вид города Бахчисарая»] оживленная - тут все есть, и верно схваченный момент в природе, и движение; но не подходите к картине ближе - очарование исчезнет.

Петр Петров, искусствовед и историк, 1860-е

Критики часто упрекали Алексеева в излишней монументальности. Они замечали, что художник использует в живописи принципы декоративного искусства - много внимания уделяет форме предметов. Особенно это проявилось в композиции: он всегда стремился с максимальной точностью передать все детали архитектурных сооружений. Иногда Алексеев все же отходил от действительности и дополнял городские пейзажи недостроенными или никогда не существовавшими зданиями - в этом он опирался на живописную традицию XVIII века. Почти все картины художника относятся к очень популярному в Венеции тех времен жанру ведуты - детальному изображению городского пейзажа.

Алексеев любил Петербург и часто писал его виды. Его картины напоминали полотна итальянских мастеров. Он брал похожую цветовую гамму, в основном светлые тона, и добивался эффекта «прозрачности» - казалось, что художник использует не масло, а акварель.

В 1800 году Федор Алексеев наблюдал, как заканчивали строить Михайловский замок и резиденцию Павла I . Вскоре появился его «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». Императору так понравилась картина, что Алексееву пожаловали за нее чин коллежского асессора. Вскоре от имени государя художнику заказали серию городских пейзажей Москвы.

Император хотел увидеть на картинах времена Московской Руси. Кроме того, члены Академии художеств поручили Алексееву «снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношении историческом и археологическом». Художник с энтузиазмом взялся за работу. Ему пришлось немало времени провести в архивах, чтобы изучить старые планы города. Алексеев подошел к заказу ответственно - именно городские пейзажи Москвы стали вершиной его творчества. Небольшие акварельные зарисовки и монументальные полотна образовали целый цикл. После этого на него посыпались заказы от самых знатных людей.

Первые работы московского цикла он писал с натуры, среди них - картина «Красная площадь с собором Василия Блаженного». Однако художник не стал ограничиваться изображением одной лишь Красной площади. В октябре 1800 года он написал графу Александру Строганову, президенту Академии художеств: «По усмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать: должно было решиться, и я уже начал первый эскиз площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для написания картины».

За следующий год Федор Алексеев и его ученики - Александр Кунавин и Илларион Мошков - создали серию московских пейзажей. Эти картины изображают знаменитые архитектурные сооружения, многие из которых уже утрачены, - церкви и монастыри, усадьбы и резиденции. Среди наиболее значимых работ этого периода «Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке», «Вид на Страстную площадь в Москве», «Панорамный вид села Коломенское» и другие. В 1801 году художник лично подарил императору Александру I самую прославленную из этих работ - картину «Красная площадь в Москве».

Федор Алексеев. Вид Ивановской (Царской) площади (фрагмент). 1810-е. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Федор Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве (фрагмент). 1811. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Алексеев. Площадь внутри Московского Кремля (фрагмент). 1810-е. Музей-заповедник «Царское Село», Пушкин, Санкт-Петербург

В 1802 году Федор Алексеев вернулся из Москвы в Петербург, но на протяжении еще нескольких лет создавал московские городские пейзажи - «Площадь внутри Московского Кремля», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», «Вид Ивановской (Царской) площади». Виды «первопрестольной» принесли Алексееву славу как на родине, так и за рубежом. Молодые художники учились по его работам, а живописцу постоянно заказывали копии самых известных его картин. Оценили произведения художника и в Академии - Федора Алексеева пригласили преподавать, а также дали вести класс «перспективной живописи», где он обучал воспитанников основам работы с пейзажами. Позднее художника удостоили звания советника.

Виды Алексеева усилили интерес к облику старинных русских городов, к архитектурным памятникам отечественной старины. Они открыли собой новый тип пейзажей, продиктованный интересом к русской истории и памятникам древности.

Алексей Федоров-Давыдов, искусствовед, исследователь творчества Федора Алексеева

В 1810-х Алексеев вновь стал создавать пейзажи Петербурга: «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости», «Вид Английской набережной». Одна из версий картины «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» долгое время находилась в коллекции писателя Павла Свиньина.

Мудрено чему отдать преимущество в сей картине [«Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса»]: все в ней так правильно и естественно, все тронуто столь мастерскою кистью, что везде является шум и движение, как в самой природе.

Павел Свиньин, писатель

В последних работах, как отмечают искусствоведы, Федор Алексеев начал отходить от школы Каналетто и академизма. Он добавил в свои картины легкую небрежность и изысканную декоративность.

Когда Алексеев только Каналетто, то он интересен и им искренно любуешься; когда же он становится самим собой - Федором Алексеевым, он сразу преобразуется в значительнейшую фигуру в русском искусстве, в художника, оказавшего огромное влияние на русский пейзаж первой половины XIX века.

Игорь Грабарь, искусствовед, живописец и реставратор

До последних лет жизни Федор Алексеев работал в Академии художеств, параллельно продолжал писать картины. 19 ноября 1824 года на Петербург обрушилось самое разрушительное наводнение за всю историю города, и Алексеев решил его запечатлеть. Через несколько дней после своей последней зарисовки, 23 ноября 1824 года, художник скончался. Ему был 71 год. Живописца похоронили на Смоленском православном кладбище Петербурга.

Федор Алексеев. Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса (фрагмент). 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев. Петербургское наводнение 1824 года на площади у Большого театра (фрагмент). 1824. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев. Вид Английской набережной (фрагмент). 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1. Семь лет Федор Алексеев создавал декорации для театров Петербурга. Ни одна из его театральных работ не сохранилась. Декорации в России XVIII века были очень востребованы: их многократно переделывали и перевозили из театра в театр, а обветшавшие списывали или уничтожали. Сохранился лишь небольшой эскиз внутреннего убранства фантастического храма - картина «В храме» с подписью «1820 год». Исследователи полагают, что дату на работу поставили значительно позже, чем ее создали. «В храме» слишком отличается от остального художественного наследия Федора Алексеева и по всем признакам относится к его ранним работам.

2. В начале XX века у русских коллекционеров оказалась открытка, изображающая петербургское наводнение 1824 года. На ней была подпись «Алексеев». До 1907 года считалось, что ее написал художник Александр Алексеев, ученик Алексея Венецианова . Искусствовед Игорь Грабарь опроверг это. Он заметил, что Александру Алексееву в 1824 году было всего 13 лет, а картину написал зрелый автор. «Трудно допустить, что именно он [Александр Алексеев] был автором картины; между тем в списках художественных произведений Царскосельского дворца , откуда картина поступила, значилось, что автор ее - Алексеев. Наводнение, как известно, было 7 ноября, [Федор] Алексеев же умер 11 ноября. Картина, написанная, по виду, в один или два сеанса, таким образом могла быть последним произведением неутомимого художника, сделанным уже цепенеющей рукой» , - написал Грабарь в эссе о Федоре Алексееве.

Алексеев Фёдор Яковлевич - известный русский художник-пейзажист XVIII века. Он стал одним из первых мастеров перспективной живописи и сделал большой вклад в развитие пейзажа в русском искусстве.

Федор Яковлевич родился в 1753 году в бедной семье сторожа. В возрасте 11 лет поступил в Императорскую Академию художеств. Изучал орнаментную скульптуру у Луи Роллана, натюрморт у Генриха Фондерминте, пейзажную живопись у Антонио Перезинотти. Окончил обучение в 1773 с аттестатом 1 степени и был награжден серебряной и золотой медалями.

Закончив Академию Федор Алексеев за успехи в учебе получил право на стажировку за границей. Он поехал в Венецию, где учился мастерству театрального декоратора. На этом настояла Академия, поскольку своих театральных художников в России тогда не было. Учителями юноши были Гаспари и Моретти. Впрочем Алексеев был не самым усердным учеником, на него постоянно поступали жалобы в Академию художеств по поводу легкомысленного поведения. Однако молодой человек во время взялся за ум, и его не лишили пенсии, а даже продлили поездку на год.

Во время стажировки Алексеев познакомился с ведутой - жанром живописи, детализировано изображающим городской пейзаж. Ведута была очень популярна в Венеции XVIII века. В Италии молодой художник изучал творчество , А. Канале, Д. Пиранези.

Вернувшись в Алексеев поступил на службу в мастерскую императорских театров. Однако не это было главной целью художника. Он мечтал писать пейзажи, что и делал в свободное от работы время. Алексеев ходил в и копировал работы , Верне, Белотто. Копии были настолько хороши, что сама Екатерина II давала заказы молодому художнику. Федор Яковлевич смог наконец оставить работу декоратора и полностью посвятить свое время живописи.

Он рисует виды Санкт-Петербурга - Петропавловскую крепость и Дворцовую набережную. Город в работах Алексеева предстает фотографически точно написанным, торжественным и величественным. В 1794 художник за эти пейзажи получает звание академика. В 1795 Алексеев, после торжественного путешествия Екатерины II в Тавриду, получает командировку в Крым и на Украину. Он пишет виды Херсона, Николаева, Бахчисарая.

В 1800 году по поручению Павла I Алексеев с двумя учениками едет в . За полтора года он нарисовал несколько картин и множество акварелей. Художник изобразил Московский кремль, Красную площадь, городские храмы и улочки с удивительной достоверностью. Его «московская серия» имела такой успех, что Алексееву стали делать заказы знать и музеи.

С 1803 Федор Яковлевич работает преподавателем перспективной живописи в Академии художеств. Художник продолжает писать виды Санкт-Петербурга. Теперь он больше внимания уделяет городской жизни обывателей, изображая людей на фоне торжественных классических зданий столицы. Колорит работ стал теплее, графика обрела «плотность», формы стали более отчетливыми. Алексеев изобразил виды Английской набережной, Адмиралтейство, Казанский собор, Васильевский остров.

Будучи стариком, художник часто болел и страдал параличом, но продолжал писать картины. Ф.Я. Алексеев скончался 11 ноября 1824 года. Последней его работой предположительно была зарисовка наводнения в Санкт-Петербурге. Академия художеств выделила средства на похороны художника и пособие его многодетной семье.

Алексеев внес большой вклад в развитие русской пейзажной живописи. Художник оставил нам виды Москвы, Санкт-Петербурга и других русских городов, переданных с удивительной точностью и вниманием к деталям. Глядя на его картины интересно сравнивать, как города выглядели тогда, и что с ними происходит сейчас. Работы Алексеева хранятся в

Алексеев Федор ЯковлевичФедор Яковлевич Алексеев — замечательный живописец, основоположник русской пейзажной живописи, в частности, городского пейзажа.

Родился художник в 1753 году (более точная дата его рождения не известна) и был сыном сторожа Академии наук. С 1766 по 1973 годы обучался в Академии Художеств в классе под названием "живопись цветов и плодов", а затем перешел на пейзажное отделение. В 1773 году, получив золотую медаль за программную работу, был отправлен в Венецию, где и провел три года в занятиях живописью для театральных оформлений, хотя они были ему не по душе.

Увлечение Алексеева фантастическим гравюрами Пиранези не было одобрено начальством Художественной Академии, поэтому по возвращении домой его ждал сухой, сдержанный прием. Никаких программ на получение академического звания ему предложено не было. Напротив, его просто вынудили согласиться на должность театрального декоратора, в которой он и проработал с 1779 по 1786 годы. Оставить нелюбимую работу Алексееву удалось благодаря отличному копированию пейзажей Ж. Берне, Г. Робера и Б. Белотто из коллекции Эрмитажа. Его копии, искусно воспроизводящие живописную атмосферу подлинников, получили неимоверный успех. Благодаря этим работам, художник Алексеев Федор Яковлевич обрел возможность заниматься написанием оригинальных пейзажей.



Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста

В своих пейзажах, художник создает совершенный, возвышенный и в месте с тем очень живой образ величественного, большого и ни с чем не сравнимого в своей изысканности города. Идеальность в его работах тесно переплетена с реальностью и находится с ней в полной гармонии.

Соборная площадь Московского кремля

В 1794 году картины Алексеева Федора Яковлевича принесли своему создателю звание академика живописи.



Через год художника отправляют в Крым и Новороссию для того, чтобы запечатлеть места, в которых в 1787 году побывала императрица Екатерина ІІ.



Художник создает замечательные пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева.



В 1800 году по заданию императора Павла І, Алексеев создает целый ряд московских пейзажей.



Художник глубоко увлекся древней русской архитектурой и привез из Москвы, пробыв там более года, не только серию картин, но и множество акварельных работ с видами московских предместий, монастырей, улиц, а главным образом разнообразных видов Кремля.



Эти работы произвели большое впечатление на ряд влиятельных особ и представителей императорского дома, которые стали заказчиками Алексеева.



«Боярская площадка или постельное крыльцо и храм "Спаса за Золотой решеткой" в Московском Кремле»




Немного позже, художник возвращается в своем творчестве к горячо любимой им теме Петербурга.



Но тема его произведений теперь сменилась — художника больше стали интересовать обычные люди: их мир и жизнь на фоне роскоши дворцов и величественной Невы.



Основными персонажами, занимающими передний план картин, стали горожане с их каждодневными заботами.



В картинах появилось больше объема, отчетливости, их колорит стал намного теплее.

Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824). Русский художник Алексеев Федор Яковлевич Алексеев Федор Яковлевич был первым русским художником, который стал известен как мастер живописи, талантливо и реалистично изображающий городской пейзаж. Родился и вырос он в небогатой семье сторожа Академии наук. В 1766 отец обратился с прошением о приеме сына в Академию художеств, по окончании которой в 1773 г. Федор получает малую золотую медаль за мастерски выполненный программный пейзаж. За проявленные успехи его отправляют для совершенствования художественного мастерства в Венецию, где он учился у таких известных мастеров, как Д. Моретти и П. Гаспари, а позднее стал увлекаться городским пейзажем Венеции. Это занятие не одобрили в Академии художеств, в результате чего Алексеев по возвращении на родину не получил никакой программы для выдвижения на академическое звание, а был отправлен художником-декоратором в театральное училище.

Занимаясь этой нелюбимой работой, параллельно он создает очень талантливо выполненные копии картин известных городских пейзажистов А. Канале, Б. Беллотто, Г. Робера и Ж. Берне, которые принесли ему большую известность. Это дало возможность Федору Алексееву оставить наконец работу декоратора и заняться непосредственно городским пейзажем. За успешно созданные картины с пейзажами Петербурга Алексееву наконец-то было присвоено Академией художеств звание академика.

Лучшие работы Федора Алексеева

Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки

Михайловский замок С-Петербург

После этого он был направлен на юг России, где пробыл два года и написал такие известные работы как «Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и другие.

Вид города Николаева

Позже, по поручению императора ПавлаI, Федор Алексеев отправляется в Москву и создает там ряд тоже известных работ, после чего возвращается в Петербург и там уже до конца дней продолжает свое творчество.

Боярская площадка в Московском Кремле

Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы

Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I.

Красная площадь в Москве

Отличительной особенностью художника Федора Алексеева является то, что не так много работ с изображением пейзажей Москвы и Петербурга можно отыскать, созданных в 18 веке.

Панорамный вид Царицыно

Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле

Соборная площадь в Московском Кремле

Троице-Сергиева лавра

В 1802 году Федор Яковлевич Алексеев начинает заниматься преподавательской деятельностью в Академии художеств. В это время его учениками были С.Ф.Щедрин и М.Н.Воробьев, ставшие позднее известными художниками.

Умер, к сожалению, Алексеев Федор Яковлевич будучи бедным человеком и похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Правда Академия художеств выделила какие-то средства для похорон талантливого живописца и помощи многодетной семье.