Новые детские композиторы. Альбом советской детской музыки - краткие сведения о композиторах


Детская музыка, как и детские песни, существовала всегда. В 19 веке были созданы целые музыкальные циклы, предназначенные для маленьких слушателей. Детские мелодии писали:

  1. Шуман,
  2. Равель,
  3. Дебюсси,
  4. Чайковский.

Не обошли вниманием этот жанр и современные композиторы. В советское время происходит настоящий бум детской песни, связанной с появлением мультфильмов и многочисленных художественных фильмов для аудитории малышей. Работали авторы мелодий вместе с выдающимися поэтами, такими как

  1. В. И. Лебедев-Кумач,
  2. А. Барто,
  3. С. Я. ,
  4. С.В. Михалков и другими.

Известные композиторы –

  1. И.О.Дунаевский,
  2. В. Шаинский,
  3. Д.Б.Кабалевский

– создали веселые детские песни-шедевры. До сих пор мы продолжаем с удовольствием слушать их, напевать, а сегодня с появлением интернета можно просто скачать мелодии и наслаждаться их прослушиванием.

Детские песни современных композиторов наполнены жизнерадостностью и оптимизмом. И хотя многие из них написаны были еще полвека назад, они остаются актуальными и для сегодняшнего поколения. Наиболее знаменитые композиторы – Г. Гладков и В. Шаинский. Они, пожалуй, написали наибольшее количество детских мелодий. Среди них и танцевальные, и просто веселые, заводные, поднимающие настроение. Вы можете слушать их онлайн или скачать с нашего сайта на свой компьютер.

Гладков

Г. Гладков – настоящий детский композитор. Ему принадлежат песни из таких известных фильмов, как:

  • «Дети капитана Гранта»,
  • «Красная шапочка»,
  • мультфильмов «Пластилиновая ворона»,
  • «По щучьему веленью»,
  • «Про Федота – стрельца» и т.д.

Эти мелодии также можно слушать на нашем сайте, а также скачать их при необходимости.

Нажмите на картинку, чтобы скачать альбом Веселая дискотека Г. Гладкова:

Есть, однако, современные композиторы, не столь известные среди молодежи нашего времени, но не менее значимые в истории детских песен. Популярность их меньше не потому, что их произведения трудно найти, слушать или скачать в интернете: сегодня такая проблема возникает крайне редко. Просто их мелодии не отвечают запросам широкой публики. Если В. Шаинский создавал в основном танцевальные мелодии, под которые легко двигаться, а, следовательно, их можно использовать на детских праздниках, при постановке танцевальных номеров в кружках и т. д., то, например, Евгения Зарицкая и ее творчество не отвечаю данным требованиям. Евгения Зарицкая организовала детскую шоу-группу «САМАНТА», и произведения были написаны в основном для ее репертуара. Песни Зарицкой хорошо исполнять в хоре, в тематических спектаклях. И хотя они, как и песни других композиторов, бывают грустные и веселые, рассказывающие о добре и зле, поистине народными их назвать пока нельзя.

Хор Великан

Большой популярностью среди современных детских песен пользуется репертуар детского хора Великан.

Песня «Ай будет круто»:

«Ускакала в поле молодая лошадь»

Барбарики

Песенка про зайца:

Песенка «Арам Зам Зам»:

Песня «Чумачечая весна» со Смешариками:

Конечно, современные детские песни не ограничиваются тем, что было создано в советские времена. Композиторы продолжают писать музыку для детей, которую легко можно скачать или слушать в интернет сетях. Исполнителями веселых современных мелодий являются, как и прежде, дети, несущие новые интонации и манеру исполнения в привычные для нас темы. Это могут быть старые детские песни в современной обработке или необычном, непривычном нашему уху исполнении. Активно заимствуют композиторы иностранные мелодии, переводя текст или создавая свое произведение на основе услышанного. Музыка приспосабливается к нынешней действительности, и детская песня не отстает от своих жанровых собратьев. Если вы хотите слушать или скачать детские песни, вы с легкостью можете это сделать на нашем сайте. Даже если вы пожилой человек, детская музыка поднимет вам настроение, напомнит о золотых днях, и вы вновь почувствуете единственное счастье на земле, данное только детям, — всегда быть самим собой. Пусть песни подарят вам вдохновение!

Отправляемся в Германию , которая подарила миру столько замечательных музыкантов. Чтобы познакомиться с ними, нам предстоит отправиться более чем на 300 лет назад. Здесь нас ждет встреча с Георгом Фридрихом Генделем. Совсем недалеко от местечка, где родился Гендель, появился на свет другой великий композитор - Иоганн Себастьян Бах.

Бах появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. В некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».

Долее отправляемся в Бонн. Здесь ребят ждет Людвиг ван Бетховен. Вот дом в котором жил композитор, вот комната в которой он родился. А вот Рыночная площадь. Примерно такой ее видел Бетховен. Все это можно увидеть . Так же как сам Бетховен когда-то, отправляемся в гости к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки.

Мы едем в Австрию . Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, вся жизнь композитора проходит перед нами. Здесь можно увидеть дом в котором родился Гайдн. здесь мы попадаем на интересный концерт. Когда музыкантов и публики немного и все вроде как давно знакомы, получается домашний концерт. Затем можно заглянуть в Дом-музей Гайдна в пригороде Вены.

Из Вены мы отправляемся в знаменитый Зальцбург. Чем знаменит так город? Тем, что именно здесь родился Фольфганг Амадей Моцарт. Мы попадаем в столицу маленького княжества. Вот улочка старого Зальцбурга. Здесь наверно гулял Моцарт. Вот дом, где родился Моцарт. Вся жизнь великого композитора перед нами. Прочитайте Рассказы старого сверчка - Солнечный зайчик Моцарта, лучше о Моцарте не расскажешь.

Велика сила музыки. Разные музыкальные стили по-разному влияют на нас. Музыка Моцарта обладает уникальным свойством лечить. Как и что выяснили ученые о музыке, которая способна лечить. Какую музыку рекомендуется слушать детям. Все это можно найти здесь.

А мы отправляемся дальше в нашем путешествии нас ждет... опять Германия , город Цвиккау. Именно здесь родился немецкий композитор и пианист Роберт Шуман. Здесь мы увидим Дом Шумана. Узнаем много интересного из биографии композитора. Увидим Памятник Р. Шуману в Цвиккау, посетим могилу Роберта и Клары Шуман.

Продолжаем путешествие. Нам предстоит попасть в Австро-Венгрию , там нас ждет Ференц Лист, затем наш путь лежит в Польшу . Там мы встретимся с великим польским композитором Фридериком Шопеном. Подобно музыке Глинки, произведения Шопена насквозь пронизаны славянскими интонациями. Сама музыка зовет нас обратно на Родину.Мы отправляемся в Россию

Здесь нас ждут М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П.И.Чайковский, Н.А.Римский - Корсаков.

Для того, чтобы наше интересное путешествие продолжалось, информация будет постоянно обновляться.

Детская музыка в творчестве многих композиторов во все времена имела особое значение. Она отражала воспоминания, связанные с самой прекрасной порой в жизни каждого человека – детством.

Детская музыка окружает юное поколение повсюду, начиная от первых игр, заканчивая повседневными поездками в транспорте. Однако, то, что дети будут слушать в том возрасте, когда сами смогут выбирать, зависит во многом от родителей, поэтому не лишним будет прививать эстетическую культуру, начиная с дошкольного возраста – на этом акцент ставят и педагоги, и психологи. Кроме того, исследователями уже давно доказано, что классическая музыка плодотворно влияет на творческие и умственные способности ребёнка.

В наше время музыкальные произведения для детей очень актуальны и имеют важное воспитательное, общественное и профессиональное значение. Они помогают развитию фантазии, образному мышлению, становлению личности, выбору профессии и др.

Детская музыка, предназначена для слушания и исполнения детьми. Лучшие ее образы характеризуются конкретностью, живым поэтичным содержанием, образностью, простотой и четкостью формы.

В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира.

Произведения пишутся в соответствии с их исполнительскими возможностями. В вокальных произведениях учитываются диапазон голоса, особенности звукоизвлечения и дикции детей определённого возраста, хоровая подготовка, в инструментальных пьесах - степень технической трудности. Круг музыкальных произведений, доступных восприятию детей и исполняемых в детской аудитории. Детские песни существуют в народном творчестве (хороводные песни, считалки, прибаутки).

Самостоятельный раздел музыкального творчества составляют произведения на сюжеты из детской жизни, рассчитанные на исполнение профессиональными артистами и не предназначенные специально для детской аудитории. К классическим образцам такого рода музыки принадлежат балет П. И. Чайковского "Щелкунчик", названный Б. В. Асафьевым "гениальной симфонией детства", цикл романсов "Детская" М. П. Мусоргского, в котором композитор с поразительной силой проник в мир детской психологии, "Детские сцены" для фортепиано Р. Шумана, оркестровая сюита "Игра детей" Ж. Бизе. Неразрывно связана с поэтическими детскими образами колыбельная песня, нашедшая разнообразное претворение, как в народной музыке, так и в песенном, инструментальном и оперном творчестве композиторов.

Детская музыка получила широкое распространение в творчестве советских композиторов. Среди крупных произведений для детей - симфоническая сказка "Петя и волк" С. С. Прокофьева. Многие произведения советских композиторов написаны на сюжеты сказок: оперы "Маша и Медведь" и "Морозко" М. И. Красева, "Сказка о рыбаке и рыбке" Л. А. Половинкина и др. Балеты: "Аистёнок" Д. Л. Клебанова, "Доктор Айболит" И. В. Морозова (по К. И. Чуковскому) и др. Много песен и инструментальных произведений написано советскими композиторами для детского радиовещания, к спектаклям детских драматических театров, детским фильмам. В 1965 основан Московский детский музыкальный театр - единственный в мире. Большую работу ведёт Международное общество музыкального воспитания.

2. 2 Отечественные и зарубежные композиторы – авторы детской музыки

Многие из композиторов писали детскую музыку. В числе наиболее известных как композиторы зарубежные, так и отечественные:

1. И. С. Бах

2. Р. Шуман

3. И. Брамс

4. П. И. Чайковский

5. А. К. Лядов

6. А. К Дебюсси

7. Б. Барток

8. С. С. Прокофьев

9. Д. Д. Шостакович

10. Б. Бриттен

11. В. Свиридов

12. Е. Крылатов

Бах Иоганн Себастьян (1685-1750) – немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-1744), Месса си-минор (ок. 1747-1749), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.

Детская музыка также коснулась и Баха. Представим себе такую картину. В напудренном парике, окруженный детьми сидит за клавесином человек. Он сочиняет, дети слушают с интересом. Это их отец – величайших композитор И. С. Бах. Рядом с ними Анна Магдалена – мама, певица. Для нее Бах создает несложные пьесы, которые затем войдут в две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах». По этим тетрадям учатся играть дети Баха, а потом они откроют путь в музыку всем детям мира. Также И. С. Бах писал музыку своим детям. И четверо сыновей даже стали композиторами:

Вильгельм Фридеман (1710-1784), «галльский» Бах, композитор и органист, импровизатор.

Карл Филипп Эмануэль (1714-1788), «берлинский» или «гамбургский» Бах, композитор и клавесинист; его творчество, родственное литературному движению «Буря и натиск», оказало влияние на композиторов венской классической школы.

Иоганн Кристиан (1735-1782), «миланский» или «лондонский» Бах, композитор и клавесинист, представитель галантного стиля, оказал влияние на творчество юного Вольфганга Амадея Моцарта.

Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1795), «бюккебургский» Бах, композитор, клавесинист, капельмейстер.

Шуман Роберт (1810-1856) – немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций («Симфонические этюды», 2-я редакция 1852). Опера «Геновева» (1848), оратория «Рай и Пери» (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849).

Значительную часть своего творчества посвятил детям Р. Шуман. Его пьесы «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Марш солдатиков» вошли в «Альбом для юношества». Каждая пьеса – законченная миниатюрная картинка. Многие песни Шумана очень легки в исполнении. «Детские сцены» - более сложные произведения, но и они раскрывают мир детских забав, радостей огорчений, рисуют картинки окружающей среды.

Брамс Иоганнес (1833-1897) – немецкий композитор. С 1862 жил в Вене. Выступал как пианист и дирижер. Симфонизм Брамса отличает органическое сочетание венско-классических традиций и романтической образности. 4 симфонии, увертюры, концерты для инструментов с оркестром, «Немецкий реквием» (1868), камерно-инструментальные ансамбли, сочинения для фортепиано («Венгерские танцы», 4 тетради, 1869-1880).

Детскую музыку писал даже И. Брамс. У него было много хоров, вокальных ансамблей, а также детских песен.

П. И. Чайковский (1840-1893) – русский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург.

Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений.

Детская тема проходит сквозной линией через все творчество Чайковского. Об этом свидетельствует даже простое перечисление произведений, которые условно можно разбить на две группы.

Первая – детский педагогический репертуар (Детский альбом, 12 пьес трудности, «Хор насекомых и цветов»).

Вторая – произведения, которые могут быть адресованы детскому восприятию; в них, как правило, использованы сказочные образы и сюжеты (Детские песни, балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица»).

Обращением к образам давно ушедшего прошлого являются, по сути, и «Детские песни» Чайковского, овеянные меланхолическим, тоскливым чувством.

Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и люби детей. На протяжении многих лет он жил в большой дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой, на Украине, в селе Каменка. Там Петр Ильич всегда чувствовал себя по-домашнему уютно.

О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к фон Мекк – почитательнице и другу композитора: « Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них».

Сочиняя «Детский альбом», композитор заботился не только о музицировании в семье Давыдовых. Он осуществлял свой давний замысел – «содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень не богата. «Детский альбом» был написан летом 1878 года. В этом сборнике, состоящем из 24 небольших пьес – фортепианных миниатюр, - вся жизнь ребенка. Многие пьесы сборника можно условно объединить в маленькие сюиты. Так, например, ряд пьес посвящен истории о куклах, другие рисуют картины русской жизни, а еще несколько пьесок повествуют о чужих странах.

Детская тема неотделима от материнской любви. Не случайно образ детства – дитя, спокойно дремлющее в колыбели, над которой склонилась мать. Мир детства как идеал добра конфликтно сопоставляется Чайковским с миром реального зла. Поражает обилие колыбельных песен в творчестве Чайковского, пристрастие композитора к претворению этого жанра не только в вокальной, но и в инструментальной музыке.

Лядов Анатолий Константинович (1855-1914) – русский композитор, дирижер. Участник Беляевского кружка. Мастер симфонической и фортепианной миниатюры. Симфонические картины «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1909) и др. (на сказочные сюжеты), обработки русских народных песен.

Жизнь и творчество А. К. Лядова связаны с Петербургом, с русской музыкой.

Родная стихия А. Лядова – русская песня, русская сказочность. Наиболее полно и совершенно талант композитора-миниатюриста выразился в красочных оркестровых сочинениях для детей Баба-Яга, Кикимора. Русские сказки всегда восхищали А. Лядова своей загадочностью, причудливой фантастикой. Они будили его воображение, превращаясь в красочные музыкальные образы, которые он передавал в своей музыке детям.

Дебюсси Клод (1862-1918) – французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма. Его сочинениям присущи поэтичность, изящество мелодии, изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества - программная инструментальная музыка: «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), триптих «Ноктюрны» (1899) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты, поэма для голоса, женского хора и оркестра «Дева-избранница» (1888), фортепианные произведения.

Фортепианная сюита «Детский уголок» посвящена дочери Дебюсси. Стремление раскрыть в музыке мир г. 1918 глазами ребенка в привычных ему образах – строгого учителя, куклы, маленького пастуха, игрушечного слона – заставляет Дебюсси широко использовать, как бытовые танцевальные и песенные жанры, так и жанры профессиональной музыки в гротескном, шаржированном виде.

Барток Бела (1881-1945) – венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя и учительницы.

В 1899-1903 учился в Будапештской музыкальной академии имени Листа.

Дети всего мира играют музыку венгерского композитора Белы Бартока «десять легких пьес», «Детям», «15 венгерских крестьянских песен», «Румынские рождественские песни», «Микрокосмос». «Свежесть и необычайность музыкального языка Бартока, связаны в первую очередь с народным венгерским искусством. Он первым из композиторов открыл венгерский фольклор и заставил весь мир удивляться его яркости и своеобразию», - писал композитор Э. Денисов. Самым значительным детским циклом Бартока является «Микрокосмос». Называя этот цикл «Маленькой вселенной», он хотел подчеркнуть универсальную направленность сборника.

Продолжая традицию, многие отечественные композиторы создают яркую, интересную детскую музыку.

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953) – русский советский композитор, пианист и дирижер, народный артист России (1947), Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951).

Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века, его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых печальных, самых драматически-напряженных трагедийных страницах его музыки, где тучи сгущаются порой, чуть ли не до сплошной черноты, - мы всегда чувствуем, что где-то там, за этими тучами продолжает светить солнце, и оно обязательно снова засияет над нами, обязательно восторжествует над любой непогодой. Искусство нашего века - неспокойное искусство. На нем сказались волнения и тревоги современного мира. Мы явственно ощущаем на нем следы военных бурь, принесших человечеству бесконечно много страданий и горя.

С. Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детям. Еще в юные годы он сочинил музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий Утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этими русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятам во всем мире симфоническая сказка «Петя и Волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) – русский советский композитор, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда (1966), Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственная премия РСФСР (1974), Международная премия Мира (1954), премия имени Сибелиуса, почетный член академий и доктор университетов многих стран мира.

В ряде фортепианных пьес для детей Д. Шостакович открывает свою музыкально - образную сферу. В этом плане интересны пьесы для начинающих музыкантов из «Детской тетради» ор. 69 и «Танцев кукол». Эти детские пьесы удивляют поразительной естественностью, оптимизмом. Простота и доходчивость образов, легкость исполнения дают полное основание к включению этих сборников в детский репертуар. Названия пьес «Детской тетради» (1944–1945) Д. Шостаковича, их разноплановость образной сферы и музыкальная программность говорят сами за себя. Например, «Грустная сказка» и жизнерадостная, яркая «Веселая сказка»; «Медведь» - пьеса, в которой часто повторяющимися ходами на широкие интервалы показан образ неуклюжего медвежонка; механическая, построенная на однообразии мелодии «Заводная кукла»; трепетный «Вальс»; бодрый активный «Марш». Все эти пьесы воплощают конкретный художественный образ, что очень важно для самых начинающих свое обучение в детских музыкальных школах юных музыкантов.

Бриттен Бенджамин (1913-1976) – английский композитор, пианист, дирижер. Возродил английский музыкальный театр. Сочетал национальные музыкальные традиции 16-17 вв. с современными музыкальными средствами. Оперы «Питер Граймс» (1945), «Альберт Херринг» (1947), «Сон в летнюю ночь» (1960), камерные оперы, в т. ч. «Поворот винта» (1954); вокально-симфонические сочинения «Баллада о героях», «Военный реквием» (1961), «Кантата милосердия» (1963) и др.

Детской музыкой много занимался композитор Б. Бриттен. Им создан сборник многих школьных песен. Песни из этого сборника популярны среди английских школьников. Для исполнения детьми в сопровождении арфы написан цикл «Обрядовые рождественские песни». Лучшие из песен – «Морозная зима», «О, мой милый». Известность получил «Путеводитель» по оркестру Бриттена – своеобразное произведение, знакомящее слушателя с современным симфоническим оркестром.

Свиридов Георгий Васильевич (1915-1998) – российский композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1946, 1968, 1980). Государственная премия Российской Федерации (1994).

«Альбом пьес для детей» Свиридова привлекает ясностью, простотой музыкального языка, искренностью чувств, ярким национальным колоритом. Композитор продолжил традиции, идущие от «Детского альбома» Чайковского. 17 пьес «Альбома» Свиридова представляют собой вереницу миниатюр разного характера: лирических, сказочных, танцевальных, маршевых. Среди них есть пьесы-пейзажи, игровые сценки.

Крылатов Евгений Павлович (1934) – российский композитор. Окончил Московскую консерваторию (1959). С 1967 года работал в кино, автор музыки к игровым и анимационным фильмам («Достояние республики», 1971; «Ох уж эта Настя», 1971; «И это все о нем», 1977).

Особое место в творчестве Крылатова занимает музыка для детей. Это – и балет «Цветик-семицветик», и музыка к спектаклям МТЮЗЕ, и к радиопостановкам, и, наконец, песни.

Уже не одно поколение детей растет на замечательных песнях композитора Крылатова – таких, как: «Колыбельная медведицы», «Лесной олень», «Ласточка», «Крылатые качели», «Прекрасное далеко», «Три белых коня» и других замечательных песнях. Практически, нет ни одного хорового коллектива, ансамбля, в репертуаре которого не было бы произведений Крылатого.

2. 3 Социологический опрос

Социологический опрос проводился в детской музыкальной школе г. Норильска, р-н Кайеркан. Было опрошено 34 человека, средний возраст которых составил 23 года. Среди опрошенных были, как ученики разных отделений музыкальной школы, так и преподаватели.

На вопрос: «Как вы думаете, кто из перечисленных композиторов наиболее известен, как автор детской музыки?» более всего проголосовало за Чайковского – 20. 6 %, Баха – 14. 7 % и Крылатова и Прокофьева – по 11. 8 %. В среднюю категорию попали Шуман и Дебюсси – по 8. 8 %, Шостакович и Брамс – по 6 %. Меньше всего голосов оказалось у Лядова и Бриттена – по 3 % и Свиридова – 0 % .

Результаты опроса свидетельствуют о том, что действительно наиболее известными композиторами, писавшими детскую музыку, являются П. И. Чайковский, И. С. Бах, так как у них на самом деле очень много детских произведений различных жанров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По литературным источникам выявлены композиторы разных эпох, которые сочиняли музыку для детей. Ее в наше время исполняют не только профессиональные музыканты, но и дети (песни, инструментальные пьесы). Многие композиторы писали детскую музыку по разным причинам: одни – для того, чтобы обучать собственных детей, другие – просто из-за любви к ним.

Отечественные композиторы XX века продолжают традиции своих предшественников и создают яркую, интересную инструментальную детскую музыку. Именно на эту эпоху пришелся расцвет музыки, потому что ранее она была доступна только в обеспеченных семьях. Также композиторы, не упрощая своего музыкального языка, сочиняли ее так, чтобы дети могли справиться с техническими трудностями.

В работе показаны особенности детской музыки и раскрыто её значение в жизни каждого композитора.

Многим из нас удалось без машины времени попасть из 20 века в 21-й. Как говорится, мы живем на стыке двух столетий. Поэтому, ведя разговор о том, кто такие современные композиторы и к какому столетию их относить, надо это учитывать. Совсем недавно современностью считался 20-й век. Но когда наступил 21-й, предыдущее столетие автоматически стало прошлым.

Терминология

Прежде чем начать разговор о заявленной теме, следует определиться с необходимой терминологией. Во-первых, что такое классическая музыка как таковая? Во-вторых, кто такие современные композиторы? Поможет разобраться в этих вопросах интересное мнение Стивена Фрая. Его книги по истории классической музыки настолько восхитительны, что порой невозможно от них оторваться. Он очень четко и предельно ясно дает определения поставленным вопросам.

Классическая музыка. Если рассматривать этот термин в узком смысле слова, то становится ясно, что он относится к достаточно короткому периоду классицизма, господствовавшему с 1750 по 1830 годы. В широком смысле классической называют любую серьезную музыку, предполагающую наличие внимания для прослушивания и некоторых эмоциональных усилий.

Современные композиторы. Принято считать, что классическая музыка прошла испытание временем. Соответственно, как она может быть современной? Некая метамарфоза как раз и произошла тогда, когда мы перешли в 21-й век, оставив в прошлом 20-й. Вот и получилось, что современные композиторы-классики относятся к 20 столетию. Как же быть тогда с классической музыкой в 21 веке? Здесь как раз имеется в виду, что она употребляется в широком смысле слова - как серьезная музыка, заставляющая мыслить и требующая неких эмоциональных усилий.

Великие русские композиторы 20 века. Список

Приведенный ниже список выстроен не в хронологическом, а в алфавитном порядке. Безусловно, из него можно выделить а можно указать особо выдающихся. Но так как все эти личности - ярчайшие представители своего века, их можно смело назвать так - великие современные композиторы 20 века. Перечислены не просто композиторы, родившиеся на рубеже 20 века. Их произведения в этот период времени были уже известны, или их расцвет творчества пришелся на 20 столетие.


Зарубежные композиторы 20 века. Список

Русские композиторы 21 века

Невозможно отнести некоторых создателей музыки к определенному столетию. Ведь многие произведения современных композиторов вышли в свет и заслужили достойного внимания как в 20 веке, так и в 21. Особенно это касается ныне живущих композиторов, которые успели прославиться своими высокохудожественными творениями в прошлом столетии и продолжают сочинять музыку в нынешнем. Речь идет о Родионе Константиновиче Щедрине, Софии Асгатовне Губайдулиной и других.

Однако есть и малоизвестные русские композиторы 21 века, которые создали прекрасные композиции, но их имена не успели стать популярными.

  • Батагов Антон.
  • Бакши Александр.
  • Екимовский Виктор.
  • Карманов Павел.
  • Коровицын Владимир.
  • Маркелов Павел.
  • Мартынов Владимир.
  • Павлова Алла.
  • Пекарский Марк.
  • Савалов Юрий.
  • Савельев Юрий.
  • Сергеева Татьяна.

Данный список может быть значительно расширен.

О композиторах-современниках

Пекарский Марк (р. 1940). Прославился своим ансамблем ударных инструментов. Атмосфера на его концертах располагает к смеху, так как композитор в процессе исполнения музыки (и в перерывах) может удачно шутить.

Мартынов Владимир (р. 1946) - композитор-минималист. В нем сочетается религиозность и "продвинутость". Современный мэтр серьезной музыки способен многое передать минимальными средствами.

Екимовский Виктор (р. 1947). Обращают на себя внимание его программные сочинения с яркими названиями. Это "В (музыка написана для флейт и фонограммы), "Сиамский концерт" (предназначенный для двух фортепиано), "Сублимации" (для симфонического оркестра), "27 разрушений" (для ударных инструментов) и многие другие.

(р. 1951). В ее произведениях чувствуется влияние музыки А.Скрябина. Много полета, колебаний, огня. Второй фортепианный концерт привлекает к себе внимание слушателей своим динамичным развитием и внезапным финалом, который переносит слушателя в средневековье, а затем возвращает его обратно.

Павлова Алла (р. 1952) - композитор-эмигрант. В настоящий период времени проживает в Америке. Ее музыка мелодичная и одновременно грустная и печальная. Она написала шесть симфоний в минорных тональностях, которые являются целыми трагедиями.

Как видим, музыка современных композиторов разнообразна, удивительна и привлекательна. Многие из создателей любят эксперименты, ищут новые формы. К таковым относится Бакши Александр (р. 1952). Среди его сочинений особо выделяется "Безответный звонок", написанный для скрипки, 6-7 мобильных телефонов и струнного оркестра.

Маркелов Павел (р. 1967). Одно из его излюбленных направлений - это духовная музыка. Он написал симфонии для оркестра, сонаты-верлибры для рояля, 20 колокольных симфоний.

Детские современные композиторы

Яркими представителями являются Юрий Савалов, Владимир Коровицын, Юрий Савельев.

Юрий Савалов был талантливым композитором, прекрасным педагогом и замечательным аранжировщиком. Увлеченно руководил оркестром в ДМШ. Он был и хорошим исполнителем. Играл на клавишных и духовых инструментах. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: "Мама", "Признание", "Ветер странствий", "Вдохновение", "Бал в замке принца", "Прелюдия", "Марш", "Вальс", "Колыбельная". Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.

Владимир Коровицын родился в 1955 году. Его творчество составляет музыка, написанная в разных романсы, духовные произведения, написанные для хора, камерного и симфонического оркестра. Для детей он написал сборник детских песен под названием "Радуйся солнцу" и "Детский альбом" для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: "Дюймовочка", "Деревянные башмаки", "Вариации мужичок с гармошкой", "Емеля на печке едет", "Грустная принцесса", "Девичий хоровод".

Песни для детей

Детские песни современных композиторов наполнены оптимизмом и жизнерадостностью. Несмотря на то что некоторые из них были созданы полвека назад, они остаются не только актуальными, но и являются достаточно современными. Самыми считаются В. Шаинский, И. Дунаевский, Д. Кабалевский, Г. Гладков. Их веселые и задорные песни мы с большим удовольствием слушаем, напеваем сами и вместе с детьми.

Не все знают, что именно Г. Гладкову принадлежат мелодии из таких популярных фильмов и мультфильмов, как "Красная шапочка", "Про Федота-стрельца", "Дети капитана Гранта", "По щучьему веленью", "Пластилиновая ворона" и других.

Еще один легендарный создатель современных песен для детей - В. Шаинский. Их у него свыше трехсот. Достаточно послушать "Голубой вагон", "Хрюшку", "Чунга-Чангу", "Антошку" и многие другие, чтобы понять, насколько это талантливый композитор.

Итак, современными композиторами принято считать не только ныне живущих или недавно ушедших из жизни композиторов 21 века, но и мэтров 20 столетия. И те и другие создали разножанровую и разнохарактерную музыку, заслуживающую внимания со стороны слушателей и музыковедов.

Композиторы-классики известны всему миру. Каждое имя музыкального гения - неповторимая индивидуальность в истории культуры.

Что такое классическая музыка

Классическая музыка - чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом.

Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

Этапы развития классической музыки. Их краткая характеристика и основные представители

В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

  • Ренессанс или эпоха Возрождения - начало 14 - последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.
  • Барокко - пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.
  • Классицизм - период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.
  • Романтизм - направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.
  • Классика 20 столетия - современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

1. Ренессанс - длительный период развития всех направлений культуры. - Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.

2. Барокко - в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.

3. Классицизм. создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения - это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.

4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.

5. Классика XX столетия - характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

Русские композиторы-классики

Чайковский П.И. - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. - произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые - драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение - опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

Великие музыканты

Мусоргский М.П., о котором можно сказать - это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» - народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер - восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

Глинка М.И. - известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи. Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки - основы русского симфонизма.

Римский-Корсаков Н.А.- талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными.

Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

Европейская культура

Известные композиторы-классикиМоцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени - Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость.

Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

Моцарт - создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

Итальянские мастера

Джузеппе Верди - выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида".

Никколо Паганини - родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини - творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения - "Севильский цирюльник", "Отелло", "Золушка", "Сорока-воровка", "Семирамида".

Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим Наиболее известная работа - 4 скрипичных концерта "Времена года". Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер.

Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен.

Прокофьев С.С. «Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев.

Шуман Р. «Детские сцены» - это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве.

Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок».

Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро.

Барток Б. «Первые шаги за фортепиано».

Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. - прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка - придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классикипозаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.