Cочинение «Беликов. Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие


Теплая погода. Ясный радостный, хотя и не солнечный день. Странная личность в темном теплом пальто на вате, в темных очках, в галошах, с зонтиком в чехле садится на извозчика и приказывает поднять верх.

Удивленный возница пытается что-то переспросить, но вдруг понимает, что вопросы задавать бесполезно: уши его пассажира заложены ватой.

Нет, это не герой фильма ужасов и не наемный тайный агент. Это учитель Беликов, герой рассказа Чехова «Человек в футляре». Этот человек уже при жизни похоронил себя в своих чехольчиках и футлярах, в непроницаемой оболочке, которую сам себе создал.

Ну да Бог с ним, как хочет, так и живет. И было бы это его личным делом, если бы жил он в норке, как премудрый пескарь, который «жил — дрожал и умирал — дрожал». Но Беликов дрожа сам, пятнадцать лет заставляет дрожать всю гимназию — и учеников, и учителей. Ученикам он снижает баллы по поведению, требуя исключения неугодных, коллегам намекает на то, что есть «вышестоящие инстанции». Дрожит весь город: «боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте...» У страха глаза велики, поэтому и терпят Беликова, видя в нем уже не рядового учителя — маленького человека, а большую угрозу. И Беликов действительно представляет угрозу. Вот он поднимается к учителю Коваленко. Чтобы «облегчить душу», как доброжелатель и старший товарищ предостеречь: «Вы катаетесь на велосипеде, а эта забава совершенно не прилична для воспитателя юношества». Дело не в велосипеде, а в жизненной позиции: «Вести себя нужно очень, очень осторожно».

Неожиданно Коваленко снимает с волка овечью шкуру: «Я не люблю фискалов». Впервые в жизни Беликов услышал правду о себе. Впервые испугались не его, а он кого-то. Этого оказалось достаточно, чтобы на лице Беликова отразился ужас. Но страх и ужас — движущие пружины подлости, которая превратила доброжелателя в доносчика, считающего своей благородной обязанностью «доложить господину директору». Коваленко достаточно было только «пихнуть» Беликова, чтобы тот «покатился по лестнице, гремя своими галошами». Падая по ступенькам лестницы, он падал в собственных глазах. Он скатывался с той высоты, на которую сам себя и водрузил, поддерживая свою значительность страхом, которым, как страшной инфекцией, заражал всех.

«Выпихивания» из нормальной человеческой среды вполне хватило для того, чтобы Беликова выпихнули из жизни. Материал с сайта

Начатая Пушкиным и Гоголем галерея образов «маленьких людей» нашла свое достойное продолжение в образе Беликова. Мы сочувствуем умершим от горя Вырину и Башмачкину, помершему от страха Червякову, презираем премудрого пескаря. Но ведь никто из них не мешал другим — они жили по принципу: «Моя хата с краю». Беликов же въехал со своей хатой в чужие жизни, беспардонно и беспощадно разрушал их. После смерти его лицо, освобожденное от страха, наконец стало веселым и кротким. В гробу Беликов наконец смотрелся по-человечески.

Вот почему, как пишет Чехов, «хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие». Его смерть — намек, слабая надежда на другую, свободную, жизнь, и даже этого достаточно, чтобы душа обрела крылья. Но... «сколько еще таких человеков в футляре осталось...и сколько их еще будет...»

Нет, не смешон, а страшен Беликов и ему подобные. Беликов — белый. Не чистый, как первый снег или фата невесты, а лишенный цвета, обесцвеченный от рождения альбинос — но не внешне, а внутренне никакой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • страшен или смешон беликов человек в футляре
  • в чем угроза таких как беликов
  • чем опасен беликов из рассказа человек в футляре
  • в чем опасность беликова
  • iessay человек в футляре

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, ВЫСТРОЕННЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЧПРКМ.

Предмет : литература.

Уровень : девятый класс.

Текст : рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре»

Использованы методы : работа с понятийно – терминологической картой , опорным текстом, дебаты

ТЕМА: «Комичен или страшен Беликов?»

Формирование понятийно - терминологического аппарата по данной теме ,


  • развитие навыков критического мышления при работе с текстом

  • подготовительная работа к домашнему сочинению

Ход урока.


  1. СТАДИЯ ВЫЗОВА.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Завершился 20 век. Наступило новое время во всём: в технике, космосе, природе. А изменился ли человек?


  • Размышления ребят.
Итак, мы пришли к выводу , что преобразования вокруг нас мало влияют на человека. Нравственные качества, человеческие качества остаются. Они – то и делают человека человеком. Значит, так было во все времена.

  1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
А.РАБОТА С ПОНЯТИЙНО – ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ.

  1. Разделить класс на пары , группы. В течение 10 минут работа с глоссарием. Вам необходимо в группе усвоить эти понятия, попробовать сформулировать определения этих понятий своими словами , записать в группе, что у вас получилось.

  2. По 2 человека опросить друг друга по определениям.

  3. Теперь необходимо группой составить связный текст на тему «Человек XX века».
Оценка текста по следующим критериям:

  • количество понятий , используемых группой

  • точность в употреблении
4. Ознакомить со своими работами класс.

Б. РАБОТА С ОПОРНЫМ ТЕКСТОМ «Человек в футляре» - по хрестоматии для 9 класса.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

На закате жизни Чехов напишет в записной книжке: «Нигде так не давит авторитет, как у нас , русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы… Мы переутомились от раболепства и лицемерия….» Психологию страха писатель исследовал чрезвычайно подробно

В. ^ ПРОЧТИТЕ «Размышления учителя Буркина о жизни в городе после смерти Беликова».

Обсудите представленную в отрывке перспективу (будущее). Какова ваша реакция?

^ Г. РАБОТА СО СТАТЬЁЙ «Понятие о юморе и сатире» - стр. 309

Найти в тексте примеры гротеска , обратить внимание на приёмы создания образа Беликова

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Маниакальный страх перед жизнью, не запрещенной окончательно , но и не разрешенной вполне, безраздельно владеет душой героя , человека в футляре, нелепого и ничтожного.


  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
Дебаты «Комичен или страшен Беликов»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать сочинение на тему:

Комичен или страшен Беликов

БЕЛИКОВ - герой рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре» (1898), учитель греческого языка. Образ Б. стал символом боязни жизни, олицетворением сакраментального «как бы чего не вышло». Не имеющий в рассказе имени-отчества, он - один из галереи чеховских «нелюдей» (Жмухин из «Печенега», или унтер Пришибеев).
Б. «всегда, даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле… Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Но Б. не просто человек с причудами - его осторожность агрессивна, все новое, непривычное, вообще выдающееся, вызывает у него страх и упорное противодействие. Его коллеги не имеют мужества «отмахнуться», ненавидят, но подчиняются: по его указке выгоняют «сомнительных» гимназистов, терпят его мучительные визиты. Б. страшен, а не смешон, в этом образе очевидны признаки демонического начала. Его смерть отдаленно напоминает рассказ Чехова «Смерть чиновника» (1883), герой которого тоже умирает от потрясения. Но обчихавший лысину важного лица Червяков - мелочь, ничтожество. Б.- колосс навеки застывшей, вечной догмы - погибает, потому что рухнули самые основы его «футлярного мира»: невеста катается на велосипеде, из дома, куда он по этому поводу пришел объясняться, вышвырнули, наговорив неслыханных грубостей, и в довершении всего его - демона - высмеяли. Безудержным «ха-ха-ха» Вареньки Коваленко, счастливым образом избежавшей брака с этим человеком, «завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».

На киноэкране образ Б. воплотил Н.П.Хмелев в фильме 1939 г.

    Устоявшиеся методы и средства анализа трудно применимы к его прозе и драматургии. Традиционные предметы литературоведческого исследования - событие, характер, идея, особенности стиля и языка - утрачивают у Чехова свою значимость и весомость. У него нет...

  1. Новое!

    Тема «футлярного человека» считается сквозной в творчестве А. П. Чехова. Писатель выступал против казенщины, бездушности, правильности, серости, скуки, страха, которые омертвляют человеческую душу и губят творческое начало. Как писал о его творчестве...

  2. Новое!

    С помощью художественных деталей А.П. Чехов проясняет внутренний мир героев и свое отношение к персонажам. Описывая детали одежды, поведения, автор создает портрет героев. На примере Беликова можно проследить важную роль, которую играют художественные...

  3. Особенным гонениям подверглись просвещение и печать. Циркуляр министра просвещения о «кухаркиных детях» закрыл доступ в учебные заведения выходцам из народа. Это была Россия, которой было приказано забыть Чернышевского, Россия, в отравленном воздухе...

  4. смотреть целиком

Рассказ «Человек в футляре» продолжает тему опошления человека – одну из основных тем творчества А.П. Чехова. Его герой - еще один интеллигент в галерее чеховских персонажей, человек, который должен быть духовной опорой общества. На деле же он является моральным и нравственным мертвецом. А как еще можно назвать учителя древних языков Беликова?
Этот человек боится жизни, всеми возможными средствами убегает от нее. Даже одевается он так, словно носит защитный панцирь: «всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате… Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».
Рассказчик делает вывод, что у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.
В жизни этот герой занимал такую же «футлярную» позицию. Он преподавал древние языки, которые называют «мертвыми», потому что на них уже не говорит ни один народ в мире. «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге» -говорит Буркин. Для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, Беликов всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было. Поэтому неудивительно, что он выбрал своим жизненным поприщем именно древние языки, «которые были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».
Беликов не проявлял никаких эмоций по отношению к другим людям, в его голове существовали только правила, обязанности, схемы. Так, например, герой считает, что нужно поддерживать хорошие отношения с коллегами. Что это значит в его понимании? Беликов регулярно приходит в гости к учителям, с которыми работает, и просто сидит в углу и молчит. Беликова все боятся, но никто его не любит.
Лишь однажды какое-то подобие чувств промелькнуло в жизни героя. Он почувствовал симпатию к сестре учителя истории и географии Коваленко. Учитель истории был живой и непосредственный человек, поэтому на его фоне еще более контраста мертвая фигура Беликова.
Коваленко на дух не переносил учителя древних языков: «Или он хохотал, хохотал до слез, то басом, то тонким писклявым голосом, и спрашивал меня, разводя руками: - Шо он у меня сидить? Шо ему надо? Сидить и смотрить». Он дал Беликову прозвище «глитай абож паук» и, конечно, не одобрял решение учителя сделать предложение его сестре.
Увлечение Варенькой Коваленко закончилось для героя плачевно. Его разум, наполненный стереотипами и предрассудками, не выдержал. Возмущенный тем, что Коваленко и его сестра катаются на велосипеде, Беликов проводит беседу со своим коллегой. Его аргументы смешны и ужасны одновременно: «Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам? Им остается только ходить на головах! И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя. Я вчера ужаснулся! Когда я увидел вашу сестрицу, то у меня помутилось в глазах. Женщина или девушка на велосипеде - это ужасно!»
Разгневанный Коваленко спускает Беликова с лестницы. Свидетелем этого позора героя становится Варенька, которая весело смеется над этим казусом, случившимся с ее женихом.
Этого герой не мог пережить - Беликов выдерживает всего этого и умирает, Так, его попытка начать жить настоящей жизнью закончилась крахом.
Чехов показывает, что Беликов уже не способен возродиться, уже не способен на нормальную жизнь. Лишь в мертвом состоянии он выглядел «живо»: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».
Рассказчик замечает, что со смертью этого учителя все почувствовали облегчение, «большое удовольствие». Людям показалось, что они, наконец, обрели свободу. Но это была лишь иллюзия, мимолетное заблуждение. В конце рассказ автор замечает: «Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше».
Герои рассказа делают вывод о том, что, хоть Беликова похоронили, но сколько еще таких «человеков в футляре» осталось, и сколько их еще будет! Боязнь жизни, говорит нам Чехов, лишает самой жизни не только одного человека, но и всех тех, кто его окружает. А что может быть боле страшным, чем стать мертвецом при жизни?


Сочинение по рассказу А. Чехова «Человек в футляре» Теплая погода. Ясный, радостный, хотя и не солнечный день. Странное лицо в теплом пальто на вате, в темных очках, в калошах, с зонтиком садится на извозчика и приказывает поднять верх. Удивленный извозчик старается что-то переспросить, но вдруг понимает, нет смысла вопрос задавать: уши его пассажира заложены ватой. Ну что же! Поехали! Куда? Подальше от настоящего, поглубже в прошлое, к любимой Греции – и куда угодно, лишь бы подальше от действительности, к реальному, такой страшной и непонятной жизни.

Нет, это не герой фильма ужасов и не наемный тайный агент. Это учитель, герой рассказа Чехова «Человек в футляре». Этот человек уже заживо похоронил себя в своих чехольчиках и футлярах, в непроницаемой оболочке, которую сам себе и создала.

Ну и Бог с ним, как хочет, так и живет, и было бы это его личным делом если бы жил он в норке, как премудрый пескарь, который «жил – дрожал и умирал – дрожал». Но Беликов, дрожа сам, пятнадцать, лет заставляет дрожать всю гимназию – и учеников, и учителей. Ученикам он снижает баллы за поведение, требуя исключения неугодных, коллегам намекает на то, что есть «вышестоящие инстанции». Дрожит весь город: «боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книжки и боятся помогать бедным, учить грамоты…» Кто боится, у того в глазах двоится, поэтому и терпят Беликова, усматривая в нем уже не рядового учителя – маленький человека, а большую угрозу. И Беликов действительно представляет угрозу. Вот он поднимается к учителю Коваленка. Чтобы «облегчить душу», как доброжелатель и старший товарищ, предостеречь: «Вы катаете на велосипеде, а эта забава совсем неприличная для воспитателя юношества». Дело не в велосипеде, а в жизненной позиции: «Вести себя нужно очень, очень осторожно».

Неожиданно Коваленко снимает с волка овечью шкуру: «Я не люблю, впервые в жизни Беликов услышал правду о себе. Впервые испугались не его, а он кого-то.

Этого оказалось довольно, чтобы на лице Беликова отразился ужас. Но и страх и ужас – движущие пружины подлости, которая превратила доброжелателя в доносчика, который считает за свою благородную обязанность «прибавить господину директору». Коваленко довольно было только «пихнуть» Беликова, чтобы тот «покатился ступеньками, гремя своими калошами». Падая ступеньками, он падал в собственных глазах. Он скатывался с той высоты, на которую сам себя и поднял, поддерживая свою значимость страхом, которым, как страшной инфекцией, заражал всех.

«Выпихивание» из нормальной человеческой среды целиком хватило для него, чтобы Беликова выпихнули из жизни. Начатая Пушкиным и Гоголем галерея образов «маленьких людей» нашла и похожее продолжение в образе Беликова. Мы сочувствуем умершим от горя Башмачкину, умершему от страха Червяковую, пренебрегаем премудрым пескарем. Но никто же из них не мешал другим – они жили по принципу: «Мой дом с краю». Беликов же въехал со своим домом в чужую жизнь, беспардонно и беспощадно разрушая его. После смерти его лицо, уволенное от страха, в конце концов было веселым и кротким. В гробу Беликов выглядел по-человечески.

Вот почему, как пишет Чехов, «хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовлетворение». Его смерть – намек, слабая надежда на другую, свободную, жизнь, и даже этого довольно, чтобы душа получила крылья. Но… «сколько еще таких людей в футляре и осталось… и сколько их еще будет…»

Нет, не смешной, а страшный Беликов и ему подобные. Беликов – белый. Не чистый, как первый снег или фата нареченной, а лишенный цвета, обесцвеченный от рождения альбинос – но не извне, а внутренне никакой.

В постоянном черном футляре он заживо похоронил себя, так как гроб – это пожизненный футляр, а любой футляр – гроб при жизни.

Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой)... Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные вы...

Что делать, если учитель придирается к ребенку в школе В классе всегда найдется ребенок, который у одного из учителей вызывает непреодолимое желание придираться и критиковать. Шнурки не завязаны, рубашка и...