Интересный факт дня: почему мы видим лица в самых странных местах? Почему вы можете видеть человеческие лица на неодушевленных предметах.


Человеческая фантазия способна создавать визуальные образы не только на «мысленном экране», но и везде, куда бы не упал взгляд. Такой психологический феномен получил название парейдолия.

Как работает парейдолия?

Вы отдыхаете, расслабились, о чем-то думаете и смотрите в одну точку. Фокусируете внимание на причудливых узорах обоев, которые неожиданно предстают в виде лица. Перемещаете взгляд на шторы — там тот же лик.

Отчетливые зрительные образы каждый из нас способен увидеть в любом окружающем предмете. Все зависит от того, чем в данный момент заняты ваши мысли и какое у вас настроение. Иногда даже складывается впечатление, что окружающие предметы словно оживают.

Слово парейдолия образовано от сочетания — para (около или отклонение от чего-либо) и eidolon (изображение). Речь идет о способности различать одушевленные и неодушевленные предметы в различных зрительных образах.

И такая способность характерна не только для современного человека. Американский космолог Карл Саган, к примеру, считает, что во многом благодаря парейдолии и удалось выжить древнему человеку. Нашим предкам, как и нам сегодня, достаточно было бросить мимолетный взгляд, чтобы «считать» информацию в окружающем пространстве и судить о приближении друга или врага.

В некоторых случаях феномен парейдолии связывают с ложными наблюдениями неопознанных летающих объектов или призраками. Безусловно, каждый конкретный случай требует отдельного и тщательного изучения. Не все можно списать на парейдолию, но, согласитесь, как легко даже в пламени огня увидеть мятущихся призраков.

«Живые» образы в кулинарных шедеврах

Крепкий сон ночью и бодрое пробуждение утром задают позитивный тон новому дню. Тогда даже утренний кофе в чашке вам «улыбнется».

За завтраком рассмотреть странноватую рожицу инопланетного происхождения можно и в таком привычном блюде, как яичница.

В процессе приготовления пищи феномен парейдолии встречается особенно часто. Идеи для фантазий порой подает сама природа, создавая фрукты, овощи и другие продукты необычной и напоминающей живые существа формы.

Религиозные фантазии

Исследования показывают, что гораздо чаще такое явление, как парейдолия имеет религиозный подтекст. Этой теме свое исследование посвятили ученые из Финляндии. Выяснилось, что верующим людям проще рассмотреть в окружающей обстановке «лики святых» или другие связанные с их религией образы.

К примеру, Диана Дьюсер из Майами не только разглядела в подгоревшем сырном тосте образ Девы Марии, но и выставила ценный лот на продажу на интернет-площадке eBay.

Армия оживших механизмов

Где имеется широкий простор для фантазии, так это — бытовая техника и другие окружающие нас предметы. Перед вами целая серия фотографий, в которых вы наверняка сможете разглядеть признаки живого существа. Некоторые из них словно улыбаются, другие замирают от ужаса. Одним словом, выражают ту богатую гамму эмоций, которые обычно испытывают сами люди.

Иллюзии парейдолии в творчестве

Явление парейдолии с древних времен получило широкое распространение в работах известных живописцев. Сам Леонардо да Винчи описывал это явление в качестве одного из художественных приемов. Часто и умело его использует и венгерский мастер Иштван Орос в своей серии гравюр, в каждой из которых можно рассмотреть мистический череп.

Современные специалисты в области анимации подтвердят, что не только на мебели и электрических приборах люди склонны видеть некое подобие лиц. Придать элементы одушевленности можно практически любой геометрической фигуре. Достаточно поставить в ее области точку.

Этим объясняется популярность используемых в интернете смайликов. Самый простой вариант — поставить две точки и нарисовать короткую линию под ними. У любого, кто посмотрит на это абстрактное изображение, тут же возникнут ассоциации с человеческим лицом: точки — два глаза, линия — рот.

Явление парейдолии сегодня способны имитировать даже электронные системы и цифровые фотоаппараты. Интересный эксперимент, связанный с явлением парейдолии, провела группа корейских фотохудожников. В рамках проекта специалисты создали целую серию фотографий неба. На ряде снимков облака меняют форму, часто напоминающую человеческие лица.

Фотокамеру подключили к компьютерной системе, одна из программ которой способна распознавать лица. В результате камера фиксировала в облачном небе образы, которые, фантазируя, может увидеть человек. Чаще всего, это, конечно, лица.

Тонкая грань между любовью и ненавистью

Исследования показывают, что одни и те же изображения разные люди могут воспринимать совершенно иначе. И чем больше абстракции, тем меньше вероятность возникновения негативных эмоций, а еще точнее эффекта «зловещей долины», описанный японцем Масахиро Мори в 1978 году.

Ученый изучал, какие эмоции испытывают люди, когда видят роботов, внешне похожих на них самих. Выяснилось, что если антропоморфный объект лишком натуралистичный, у человека резко возникает неприязнь.

Когда роботы в целом напоминали людей, но не копировали их — эмоции были исключительно позитивными. Максимально реалистичные роботы переставали быть «милыми» и вызывали страх, поскольку казались настоящими людьми, но в то же время ненормальными.

«Человеческие черты» автомобилей

Явление парейдолии достаточно часто наблюдается в автомобилестроении. Замечено, что передняя часть автомобиля при определенных условиях схожа с человеческим лицом. Антропоморфизм отлично работает, когда образ и форма выполняют похожие функции. К примеру, фары автомобиля имеют сходство с человеческими глазами. В некоторых моделях авто это особенно заметно, хотя, целенаправленно к такой схожести никто и не стремится.

Такой эффект наглядно продемонстрировала студия Pixar в мультипликационном фильме «Тачки», в котором удачно «очеловечили» автомобили.

P.S. По мнению лауреата Пулитцеровской премии автомобильного критика Дэна Нейла, автопроизводители порой идут на такой шаг, включая в дизайн автомобилей элементы, вызывающие ассоциации с лицом человека. Правда, не всегда парейдолия способствует увеличению продаж. Главное в этом деле — не переборщить с игрой на образах в подсознании.



Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. В этом материале мы попытались разобраться в явлении парейдолии, а также узнали, как он может сыграть на руку художникам и дизайнерам.

Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para - рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon - изображение. Явление проявляется в том, как в одних зрительных образах мы видим что-либо отчётливое и определённое - например, фигуры людей и животных в облаках.

Одним из известных образцов парейдолии является регион в северном полушарии Марса - Кидония (Cydonia Mensae) или «Лицо Марса». Один из выветренных холмов, который была запечатлён на фото со станции «Викинг-1», выглядел похожим на огромное каменное изваяние человекоподобного лица. И подобных примеров в космосе существует масса.

Есть несколько теорий относительно причины появления этой особенности у человека. Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. В своей книге 1995 года «Демон -Призрачный мир : наука как свеча в темноте» он пишет, что способность распознавать лица на расстоянии или в условиях плохой видимости была крайне важным свойством. В ходе эволюции у человека выработался механизм, который позволял по одному лишь мимолётному взгляду считывать пол человека, его эмоции и другие характеристики. Инстинкт давал возможность человеку мгновенно судить о том, кто идёт ему навстречу - друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет. Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие случайные объекты, совершенно неосознанно мы начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно различимы черты живых существ.


Больше таких фотографий можно найти на сайте thingswithfaces.com

Эксперты также утверждают, что парейдолия порождает многие заблуждения, например, связанные с наблюдениями НЛО, ожившего Элвиса или Лохнесского чудовища. Как и в случае с вышеупомянутым подгоревшим тостом, парейдолия часто имеет религиозный подтекст. В ходе исследования, проведённого в Финляндии, было обнаружено, что люди, верящие в Бога и другие сверхъестественные явления, чаще видят лица в неживых объектах и ландшафтах.

Парейдолией активно пользуются художники. Ещё Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами», писал он в одной из своих тетрадей. Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, - венгр Иштван Орос, создавший серию гравюр с безобидными сценками, композиции которых отчётливо изображают мистический череп.


Гравюра Иштвана Ороса

Иллюстратор Скотт МакКлауд сделал своё любопытное предположение о парейдолии. Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область. Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.


Явление парейдолии научились имитировать компьютерные системы. По тому же принципу работает система и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun . Художники , которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица. Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.

Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры. Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей. В верхней части пирамиды, согласно Маслоу, значится самореализация, в случае с дизайном - это эмоции и индивидуальность, которые должен нести в себе дизайн продукта. Для того чтобы подчеркнуть их, существует множество способов - одним из них может стать приём с антропоморфизацией.

В 1915 году компания Coca Cola создала иконическую Contour Bottle. Эта бутылка стала быстро ассоциироваться с Мэй Вест (американской актрисой и секс-символом начала XX века)​​ , потому что напоминала формы женского тела. В то время дизайн бутылок редко отличался по форме от обычного цилиндра. Очевидно, что бутылка с антропоморфными характеристиками стала более привлекательной, и многие компании в течение следующих десятилетий пытались перенять эту концепцию. До сих пор флаконы шампуней и прочих бьюти-средств имеют изгибы, напоминающие талию.

Дизайнеры и архитекторы непременно задумываются над тем, что если создаваемый объект хотя бы отдалённо напоминает что-то антропоморфное, то эти ассоциации точно появятся у потребителя. Особенно курьёзные ситуации случаются, когда дизайн объекта имеет сексуальные коннотации. Так, например, невинный лондонский небоскрёб Мэри-Экс регулярно становится объектом шуток из-за своей фаллической формы.

Люди воспринимают дизайн одних и тех же объектов очень по-разному. Опыты показали, что различные продукты с антропоморфными характеристиками рассматриваются потребителями в зависимости от разных культурных, социальных и этических норм общества. Так, например, компьютер с красной горящей круглой кнопкой может показаться достаточно обыденным, однако те, кто смотрел фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», неизбежно проассоциируют его с HAL 9000 .

Эффективно использовать антропоморфизм в дизайне не так просто. Как отмечается в The Next Nature, лучше «работают» наиболее абстрактные образы. Нужный эффект производят продукты, имеющие едва уловимые антропоморфные детали, которые большинство не будет сознательно замечать. Абстракция уменьшает шанс вызвать негативные эмоции, сохраняя положительные ассоциации. Хороший пример - кофеварка Philips Senseo, которая «услужливо кланяется», заваривая горячую чашку кофе.


Кофеварка Philips Senseo

Имитирование форм животных (или зооморфизм) может стать хорошей альтернативой антропоморфизму. Известно, что люди гораздо более снисходительно относятся к животным, чем к себе подобным. Точно так же, как мы бы сочли человека, бегающего на улице по кругу как минимум странным, но собаку, которая пытается догнать свой ​​хвост, - смешной. Собака-робот Aibo считается очаровательной, однако робот-андроид Asimo кажется неуклюжим и даже пугающим.

Если перестараться с реалистичностью антропоморфного объекта, то очень велика вероятность появления у наблюдающего так называемого эффекта «зловещей долины». Согласно гипотезе, роботы или другие предметы, выглядящие или действующие примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывают неприязнь и отвращение. Этот феномен обнаружил в 1978 году японский учёный Масахиро Мори, который проводил исследование эмоциональной реакции людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется - но лишь до определённого предела. Наиболее человекоподобные роботы неожиданно оказались неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство дискомфорта и страха. Вероятно, это происходит из-за того, что на определённом уровне сходства робота с человеком машина перестаёт восприниматься, как машина, и начинает казаться ненормальным человеком или «живым трупом».


Робот Telenoid R1, разработанный в Университете Осаки

Одним из самых ярких примеров антропоморфизма в дизайне являются автомобили. Ещё задолго до того, как студия Pixar представила мультфильм «Тачки», люди заприметили сходство переда машины с лицом. Лауреат Пулитцеровской премии, автомобильный критик Дэн Нейл заявил журналу Wired: «Автопроизводители очень много знают об особенности человека видеть лица в неодушевлённых предметах. Порой это играет им на руку, а иногда играет против них».

Кирилл Мусиенко

Промышленный дизайнер, создатель наручных часов «Стубус», сетевого порта «Свинтус», карамелек Candyberg и др.

« Могут ли антропоморфизм и зооморфизм быть полезными приёмами в работе промышленного дизайнера? Да, если есть цель вызвать симпатию. Мне кажется, почти беспроигрышный вариант. Даже шутки теней на Марсе вызывают у нас ощущение, что там есть симпатичная нам жизнь.


Сетевой порт «Свинтус», разработанный Кириллом Мусиенко
Пошлый пример зооморфизма, по мнению Мусиенко: USB-хаб в виде свиноматки и поросят

Форма должна оправдывать функционал, бутылка в виде женской фигуры - это нормально, но смартфон в виде женской фигуры - это плохо. Ещё бывает, что предмет получается пошлым или диспропорциональным, или задумка не остроумна, по-всякому. Иногда смешно даже, когда антропоморфизм случаен, как, например, чайник, при определённом ракурсе похожий на Гитлера. Есть просто дизайн для фана, а есть функциональный. Дурным тоном я считаю злоупотреблять каким-то одним направлением, рано или поздно можно закиснуть, а пробовать что-то новое нужно стараться всегда.

Антропоморфизм применим тогда, когда образ, строение или форма предмета имеет что-то общее с функцией. В графическом дизайне такой приём «работает», когда скрытая форма (лицо, фигура, силуэт) сразу в глаза не бросается, а образуется из элементов, которые не могут быть лишними в логотипе».

Андрей Сулемин

Промышленный дизайнер, иллюстратор, практиковался в студии Cardi и в Студии Славы Саакяна, преподавал в Детском центре автомобильного дизайна, в студии Ford в Кёльне

«Ассоциации лица человека и автомобиля, конечно, есть, но я думаю, мало кто намеренно пытается придать какое-либо «выражение» ему. Это скорее ассоциация на подсознании - то, на что человек в первую очередь обращает внимание (хотя и у автомобиля, и у человека лицо не является определяющим фактором внешности). Характер может получиться хищным, злым, добрым и т. д., но это следствие характера машины и общего направления дизайна. Я думаю, никто не рисует авто, приговаривая «вот, это глаза, нос такой будет, а тут мы сделаем весёлую улыбочку». Когда есть слишком прямая ассоциация с выражением лица - это всё-таки не есть хорошо, автомобиль - это всё-таки самостоятельный объект. Остальное, по большому счёту, - фантазии зрителей».

Ярослав Рассадин

Дизайнер транспорта, электроники, освещения, мебели и аксессуаров. Сотрудничает с такими брендами, как Marussia Motors, Triode design, Roche Bobois, Koziol, Glenfiddich, Roca, Yota, Synqera, Kaleva и др.

«Схожесть автомобиля с лицом связана с требованиями безопасности к освещению. Там много аспектов, но главное - мы должны видеть ночью габариты, поэтому размещать их достаточно и необходимо по углам. Только и всего. Далее уже образность и аналогии делают своё дело, нам кажется это лицами. Человек начинает домысливать, что, кстати, легко сломать: примеры - Nissan Juke или новейший Citroen C1 (2014). Стоило поставить две пары разной оптики, чтобы сломать эти стереотипы.





В каком-то смысле эта особенность стала поводом и основой фирменного почерка многих марок и позволила более качественно выражать себя на рынке. Не все марки возводят это в культ, но это в любом случае используется широко. Естественно, в каждой марке своя философия, поэтому, например, возьмём BMW. Это хищник, кошка, которая может быть то милее, то агрессивнее, в зависимости от целевой аудитории. Модели подешевле (1 серия) будут больше «как котята» - с большой оптикой, немного «милые». Средние, повзрослевшие (3, 5 серия) - злые, агрессивные, бодрые (X5, X6). Самые люксовые не должны ничего доказывать. Они спокойные и уверенные, как львы (7 серия). Есть ещё Z-серия, которая, как гепард, образно говоря. Она вроде кошка, но сама по себе и плевала на остальное семейство, поэтому быстрее и экзотичнее. Таким же образом можно проанализировать остальные марки. Как правило, то, что дешевле, вызывает азарт и улыбки. То, что дороже, - уже уверенный, сильный и спокойный взгляд. Тут есть некая параллель с возрастом.

Как правило, антропоморфный дизайн применим к динамическим объектам, перемещающимся в пространстве, но его вполне можно использовать и в статических, но очень осторожно. Существуют, например, здания, намекающие окнами на лица или домашние предметы, и, к сожалению, это в 99 % случаев дурновкусие, как бы выразительно не смотрелось».

Ярослав Яковлев

Выпускник Европейского института дизайна, вместе с Бернардом Виилом из Нидерландов стал победителем конкурса «Автомобиль для президента», организованного Marussia Motors совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) и порталом Cardesign.ru.

«Автомобильные дизайнеры не просто задумываются над этим, но совершенно сознательно придают «лицу» автомобиля тот или иной характер, зависящий напрямую от аудитории, на которую автомобиль рассчитан. Многое зависит от того, как и насколько удачно дизайнерам удалось попасть в сердце покупателя, отображая те или иные черты характера автомобиля, но также и от известности бренда и уместности конкретной модели в общем ряду бренда; много разных неизвестных уравнения, но, несомненно, заложенный характер играет очень важную роль в успехе модели. Для молодого покупателя - это чаще агрессивные черты дерзкого хулигана, семейные автомобили - нейтральные, как типичный семьянин с небольшим лишним весом, воротилам большого бизнеса - характер уверенный, спокойный, с долей элегантности, презентабельный - копия владельца.


Ferrari 458 Italia

В спортивных автомобилях задействованы все поверхности, не только передняя часть, которая может быть как уверенно нейтральной, так и агрессивной. К примеру, боковые поверхности от передней арки к задней, переходящие на покатую крышу, обладают в известной доле сексуальными мотивами, вдохновлёнными женскими бёдрами (Ferrari 458 Italia яркий тому пример, на виде 3/4 сзади-сверху очень хорошо видно) - эдакая страстная рыжеволосая фурия. Одним из моих любимых «автомобильных лиц» является, пожалуй, добродушная мордашка итальянского простака Fiat 500 - луч позитива среди подавляющего большинства агрессивных задир. Ну и, конечно, особого внимания заслуживает концептуальная BMW Gina , чьи поверхности способны изменяться и придавать разные черты «лицу» - это, собственно, было одной из целей эксперимента, потому как обычный автомобиль с одним «выражением» живёт, от момента выхода с конвейера до пресса. Что касается промышленного дизайна, то навскидку ничего не приходит, ведь часто это просто производные куба со скругленными гранями, которым для коммерческого успеха необязательно обладать „очаровательной улыбкой фальшрадиаторной решётки“, действует другая „связка ключей“ к сердцу клиента».

Людям издавна мерещились лица на разных поверхностях: Луне, овощах и даже на подгоревших тостах. Группа берлинцев сейчас выискивает спутниковые снимки Земли в поисках подобных изображений. Почему же нам так хочется всюду видеть человеческие образы, выясняла Лорен Эверитт.

Людям издавна мерещились лица на разных поверхностях: Луне, овощах и даже на подгоревших тостах. Группа берлинцев сейчас выискивает спутниковые снимки Земли в поисках подобных изображений. Почему же нам так хочется всюду видеть человеческие образы?

кадр из фильма Путешествие на Луну

Большинство людей никогда не слышали о Парейдолии. Но почти каждый с ней сталкивался - например, увидев на Луне глаза, нос, рот.

Парейдолия - это оптическая иллюзия, "восприятие изображения или значения там, где их на самом деле нет" ("Словарь всемирного английского языка"). Например, вы можете различить лицо на стволе дерева или фигуры животных в облаках.

Немецкая студия дизайна Onformative ведет, наверное, самый масштабный и систематический поиск таких изображений в мире. Их программа, Google Face, будет в течение нескольких месяцев искать лица на картах Google.


earth.google.com

Google Face просканирует Землю несколько раз под разными углами. Сейчас программа уже обнаружила загадочный профиль в Магаданской области, мужчину с волосатыми ноздрями близ Эшфорда в графстве Кент и какое-то существо в горах Аляски.


Берлинцы, конечно, не первые, кто ищет лица там, где их на самом деле нет.

В прошлом году на eBay продали куриный нагет (котлетку) с портретом Джорджа Вашингтона - он ушел с молотка за 8100 долларов.

А 10 лет назад 20 000 христиан посетили Бангалор, чтобы поклониться чапати (лавашу) с изображением Иисуса Христа. Некоторые даже молились перед этим ликом.

В 2011 году блогер, который собирает фото объектов, похожих на Гитлера, запустил в Tumblr фотографию скромного дома в Свонзи (Уэльс). Скошенная крыша сооружения напоминает знаменитую челку диктатора, а двери с небольшим навесом - его характерные усы.

На этой неделе сеть американских универмагов JC Penney сорвала большой куш после того, как в соцсети Reddit кто-то заметил, что один из ее чайников похож на Гитлера. Чайники немедленно раскупили.


В 2009 году семья Аллен из Истрада, что в Уэльсе, открыв баночку Мармайта (пасты из дрожжевого экстракта), увидела на крышечке вместо привычных коричневых пятен лицо Иисуса.

А американка Диана Дайсер в 1994 году, откусив кусок от тоста с сыром, узрела на нем Деву Марию. Женщина хранила недоеденный бутерброд более 10 лет, и в конце концов выставила его на eBay. Лот получил 17 млн просмотров и был продан за 28 тысяч долларов.

Разработчиков программы Google Face Седрика Кифера и Джулию Лаб также вдохновляла Парейдолия.

Увидев знаменитое "марсианское лицо", сфотографированное орбитальным аппаратом "Викинг 1" в 1976 году, и экспериментируя с технологией распознавания лиц, они заинтересовались тем, как "создать машинный аналог психологического феномена парейдолии", говорит Кифер.


Марсианское лицо - фото 1976 года и современный крупный план

Сначала они не относились к своему проекту серьезно, но найденные ими ландшафты распространились в сети и пользуются большой популярностью.

"В парейдолии есть нечто завораживающее", - говорит Кифер.

Несмотря на то, что большинство лиц достаточно искажены и напоминают персонажей авангардистских картин, некоторые выглядят "настолько реалистично, что в их случайность трудно поверить", добавляет он.

Но почему люди видят лица в пятнах или складках рельефа?

Во-первых, благодаря эволюции, говорит доктор Нушин Гаджихани из Гарвардского университета. Люди "запрограммированы" распознавать лица с рождения, говорит она.

"Даже новорожденный реагирует на схематическое изображение лица и не реагирует на рисунки, где глаза, нос и рот расположены в неправильном порядке", - говорит ученый.


Диана Дайсер и ее святой тост

Выделять из фона знакомые объекты умели еще первобытные люди, говорит Кристофер Френч из Британского психологического общества.

"У нас развился мозг, который мыслит быстро, но неточно. А потому иногда вводит нас в заблуждение, - объясняет он. - Классический пример: стоит кроманьонец, чешет в затылке и размышляет: что там в кустах шуршит - соплеменник или саблезубый тигр? В этой ситуации больше шансов на выживание у того, кто верит в саблезубого тигра и вовремя убежит. Прочие рискует попасть в хищную пасть ".

Другие эксперты считают, что Парейдолии - эффект работы нашего мозга. Он постоянно обрабатывает информацию, полученную извне, анализирует линии, формы, поверхности и цвета, говорит Джоэл Восс, невролог из Северо-западного университета.

Мозг присваивает этим изображением смысл - как правило, сопоставляя их с информацией, хранящейся в долговременной памяти. Но иногда ему попадаются "неоднозначные" вещи, которые он ошибочно соотносит со знакомыми объектами. Это и есть Парейдолии.

Также ее может вызвать наше желание увидеть определенные вещи, считает нейробиолог Софи Скотт из Университетского колледжа Лондона.


Мона Лиза на листке и Мадонна из шоколада

"Если вы различаете лицо Иисуса на тосте, это говорит нам не о тосте, а о ваших ожиданиях и о том, как вы интерпретируете мир на основе своих ожиданий", - утверждает она.

Если же корочка на бутерброде уже сложилась для вас в профиль Девы Марии, эта картинка закрепится в сознании накрепко, говорит Брюс Гуд, автор книги "Самообман".

"Это одно из свойств иллюзий: очень трудно вернуться в первоначальное состояние и снова видеть на месте пятна пятно, а не что-то другое", - говорит он.

Но способность различить силуэт на тосте или заборе не объясняет, почему люди готовы покупать эти артефакты за немалые деньги или поклоняться им.

У некоторых парейдолия вызывает сильные эмоции - особенно, если человек склонен верить в чудеса, говорит Скотт.


Гвадалупе Родригес увидела Деву Марию на подносе техасского кафе

"Это демонстрирует, насколько мощными являются подобные иллюзии. Мы действительно хотим видеть эти лица, действительно хотим слышать эти голоса, а потому наша система восприятия сделает так, чтобы мы их увидели и услышали", - добавляет он.

Для некоторых парейдолия служит доказательством сверхъестественного, говорит Гуд. "Люди специально ищут вокруг себя подобные вещи", - утверждает он.

Поделилось

Человеческая фантазия способна создавать визуальные образы не только на «мысленном экране», но и везде, куда бы не упал взгляд. Такой психологический феномен получил название парейдолия.

Как работает парейдолия?

Вы отдыхаете, расслабились, о чем-то думаете и смотрите в одну точку. Фокусируете внимание на причудливых узорах обоев, которые неожиданно предстают в виде лица. Перемещаете взгляд на шторы - там тот же лик.

Отчетливые зрительные образы каждый из нас способен увидеть в любом окружающем предмете. Все зависит от того, чем в данный момент заняты ваши мысли и какое у вас настроение. Иногда даже складывается впечатление, что окружающие предметы словно оживают.


Будильник словно в недоумении, почему вам так сложно проснуться утром раньше обычного.
Стирка завершена, а стиральная машина словно пробежала марафон.

Слово парейдолия образовано от сочетания - para (около или отклонение от чего-либо) и eidolon (изображение). Речь идет о способности различать одушевленные и неодушевленные предметы в различных зрительных образах.

И такая способность характерна не только для современного человека. Американский космолог Карл Саган, к примеру, считает, что во многом благодаря парейдолии и удалось выжить древнему человеку. Нашим предкам, как и нам сегодня, достаточно было бросить мимолетный взгляд, чтобы «считать» информацию в окружающем пространстве и судить о приближении друга или врага.


Говорят, что у каждого города и даже у каждого дома есть душа. Это строение, если хорошо присмотреться, уж точно выражает эмоции. Хотя, оечь идет всего лишь о кондиционерах и окне.

В некоторых случаях феномен парейдолии связывают с ложными наблюдениями неопознанных летающих объектов или призраками. Безусловно, каждый конкретный случай требует отдельного и тщательного изучения. Не все можно списать на парейдолию, но, согласитесь, как легко даже в пламени огня увидеть мятущихся призраков.

На этом фото автор разглядел очертания призрака не только в огне, но и среди полыхающих поленьев. Видите человека, задумчиво опирающегося на перила?

«Живые» образы в кулинарных шедеврах

Крепкий сон ночью и бодрое пробуждение утром задают позитивный тон новому дню. Тогда даже утреннее кофе в чашке вам «улыбнется».


Когда вы заказываете кофе с молоком в кафе, бармен, чтобы порадовать вас, рисует на поверхности интересный рисунок. Парейдолия даже без его участия улучшит настроение.

За завтраком рассмотреть странноватую рожицу инопланетного происхождения можно и в таком привычном блюде, как яичница.

Через пару минут яичницы уже не будет, а образ инопланетного существа останется в памяти. Может быть, перед сном вы просто начитались фантастики?

В процессе приготовления пищи феномен парейдолии встречается особенно часто. Идеи для фантазий порой подает сама природа, создавая фрукты, овощи и другие продукты необычной и напоминающей живые существа формы.


Похоже, этот перец в шоке от того, что сейчас его в прямом смысле этого слова порубят на кусочки.

Религиозные фантазии

Исследования показывают, что гораздо чаще такое явление, как парейдолия имеет религиозный подтекст. Этой теме свое исследование посвятили ученые из Финляндии. Выяснилось, что верующим людям проще рассмотреть в окружающей обстановке «лики святых» или другие связанные с их религией образы.

К примеру, Диана Дьюсер из Майами не только разглядела в подгоревшем сырном тосте образ Девы Марии, но и выставила ценный лот на продажу на интернет-площадке eBay.


Особенный тост с ликом Девы Марии продавец оценила в $99,999,999.00.

Армия оживших механизмов

Где имеется широкий простор для фантазии, так это — бытовая техника и другие окружающие нас предметы. Перед вами целая серия фотографий, в которых вы наверняка сможете разглядеть признаки живого существа. Некоторые из них словно улыбаются, другие замирают от ужаса. Одним словом, выражают ту богатую гамму эмоций, которые обычно испытывают сами люди.

В смущении улыбается…
Этот тоже позитивно настроен!
А здесь и вовсе приятная парочка! У этой швабры явно день не удался.
Этот механизм лишили одного глаза, но работать все еще будет…
Созерцать окружающую обстановку, которая иногда приводит в недоумение… Когда неожиданно узнал о себе что-то новое…
Недолгая жизнь бритвенного станка не может не расстраивать.
Не все так плохо, как изначально казалось. Даже, если ты — обычная терка.

Иллюзии парейдолии в творчестве

Явление парейдолии с древних времен получило широкое распространение в работах известных живописцев. Сам Леонардо да Винчи описывал это явление в качестве одного из художественных приемов. Часто и умело его использует и венгерский мастер Иштван Орос в своей серии гравюр, в каждой из которых можно рассмотреть мистический череп.


Рассматриваем детали и видим повозку с двумя путниками. Стоит отойти немного в сторону и тут же проявится образ мистического черепа.

Современные специалисты в области анимации подтвердят, что не только на мебели и электрических приборах люди склонны видеть некое подобие лиц. Придать элементы одушевленности можно практически любой геометрической фигуре. Достаточно поставить в ее области точку.

Этим объясняется популярность используемых в интернете смайликов. Самый простой вариант - поставить две точки и нарисовать короткую линию под ними. У любого, кто посмотрит на это абстрактное изображение, тут же возникнут ассоциации с человеческим лицом: точки - два глаза, линия - рот.

Явление парейдолии сегодня способны имитировать даже электронные системы и цифровые фотоаппараты. Интересный эксперимент, связанный с явлением парейдолии, провела группа корейских фотохудожников. В рамках проекта специалисты создали целую серию фотографий неба. На ряде снимков облака меняют форму, часто напоминающую человеческие лица.


Из-за легко меняющейся формы в облаках легко разглядеть самые разные образы.

Фотокамеру подключили к компьютерной системе, одна из программ которой способна распознавать лица. В результате камера фиксировала в облачном небе образы, которые, фантазируя, может увидеть человек. Чаще всего, это, конечно, лица.

Тонкая грань между любовью и ненавистью

Исследования показывают, что одни и те же изображения разные люди могут воспринимать совершенно иначе. И чем больше абстракции, тем меньше вероятность возникновения негативных эмоций, а еще точнее эффекта «зловещей долины», описанный японцем Масахиро Мори в 1978 году.

Ученый изучал, какие эмоции испытывают люди, когда видят роботов, внешне похожих на них самих. Выяснилось, что если антропоморфный объект слишком натуралистичный, у человека резко возникает неприязнь.


Копия человека, только без души.

Когда роботы в целом напоминали людей, но не копировали их - эмоции были исключительно позитивными. Максимально реалистичные роботы переставали быть «милыми» и вызывали страх, поскольку казались настоящими людьми, но в то же время ненормальными.

«Человеческие черты» автомобилей

Явление парейдолии достаточно часто наблюдается в автомобилестроении. Замечено, что передняя часть автомобиля при определенных условиях схожа с человеческим лицом. Антропоморфизм отлично работает, когда образ и форма выполняют похожие функции. К примеру, фары автомобиля имеют сходство с человеческими глазами. В некоторых моделях авто это особенно заметно, хотя, целенаправленно к такой схожести никто и не стремится.

Такой эффект наглядно продемонстрировала студия Pixar в мультипликационном фильме «Тачки», в котором удачно «очеловечили» автомобили.


Автомобили с «человеческими лицами» привлекают больше внимания.

P.S. По мнению лауреата Пулитцеровской премии автомобильного критика Дэна Нейла, автопроизводители порой идут на такой шаг, включая в дизайн автомобилей элементы, вызывающие ассоциации с лицом человека. Правда, не всегда парейдолия способствует увеличению продаж. Главное в этом деле — не переборщить с игрой на образах в подсознании.

August 12th, 2016

Что вы видите на этой фотографии? Правильно - это голова инопланетянина. У нас с вами было несколько больших подборок на эту тему, ну вот например или например

Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. В этом материале мы попытались разобраться в явлении парейдолии, а также узнали, как он может сыграть на руку художникам и дизайнерам.

Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para - рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon - изображение. Явление проявляется в том, как в одних зрительных образах мы видим что-либо отчётливое и определённое - например, фигуры людей и животных в облаках.

Давайте узнаем об этом подробнее

Фото 2.

ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ТЕОРИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЭТОЙ ОСОБЕННОСТИ У ЧЕЛОВЕКА. Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. В своей книге 1995 года «Демон-Призрачный мир: наука как свеча в темноте» он пишет, что способность распознавать лица на расстоянии или в условиях плохой видимости была крайне важным свойством. В ходе эволюции у человека выработался механизм, который позволял по одному лишь мимолётному взгляду считывать пол человека, его эмоции и другие характеристики.


Инстинкт давал возможность человеку мгновенно судить о том, кто идёт ему навстречу - друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет. Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие случайные объекты, совершенно неосознанно мы начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно различимы черты живых существ.

Фото 3.

ЭКСПЕРТЫ ТАКЖЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ПАРЕЙДОЛИЯ ПОРОЖДАЕТ МНОГИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ, НАПРИМЕР, СВЯЗАННЫЕ С НАБЛЮДЕНИЯМИ НЛО, ОЖИВШЕГО ЭЛВИСА ИЛИ ЛОХНЕССКОГО ЧУДОВИЩА. Как и в случае с вышеупомянутым подгоревшим тостом, парейдолия часто имеет религиозный подтекст. В ходе исследования, проведённого в Финляндии, было обнаружено, что люди, верящие в Бога и другие сверхъестественные явления, чаще видят лица в неживых объектах и ландшафтах.

Фото 4.

Парейдолией активно пользуются художники. Ещё Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами», писал он в одной из своих тетрадей. Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, - венгр Иштван Орос, создавший серию гравюр с безобидными сценками, композиции которых отчётливо изображают мистический череп.

Фото 5.

ИЛЛЮСТРАТОР СКОТТ МАККЛАУД СДЕЛАЛ СВОЁ ЛЮБОПЫТНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПАРЕЙДОЛИИ. Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область. Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.


Фото 6.

ЯВЛЕНИЕ ПАРЕЙДОЛИИ НАУЧИЛИСЬ ИМИТИРОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. По тому же принципу работает система распознавания лиц в «Фейсбуке» и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun. Художники сделали фотографии облаков, которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица. Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.

Фото 7.

Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры. Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей. В верхней части пирамиды, согласно Маслоу, значится самореализация, в случае с дизайном - это эмоции и индивидуальность, которые должен нести в себе дизайн продукта. Для того чтобы подчеркнуть их, существует множество способов - одним из них может стать приём с антропоморфизацией.

Фото 8.

В 1915 году компания Coca Cola создала иконическую Contour Bottle. Эта бутылка стала быстро ассоциироваться с Мэй Вест (американской актрисой и секс-символом начала XX века)​​, потому что напоминала формы женского тела. В то время дизайн бутылок редко отличался по форме от обычного цилиндра. Очевидно, что бутылка с антропоморфными характеристиками стала более привлекательной, и многие компании в течение следующих десятилетий пытались перенять эту концепцию. До сих пор флаконы шампуней и прочих бьюти-средств имеют изгибы, напоминающие талию.

Фото 9.

Одним из самых ярких примеров антропоморфизма в дизайне являются автомобили. Ещё задолго до того, как студия Pixar представила мультфильм «Тачки», люди заприметили сходство переда машины с лицом. Лауреат Пулитцеровской премии, автомобильный критик Дэн Нейл заявил журналу Wired: «Автопроизводители очень много знают об особенности человека видеть лица в неодушевлённых предметах. Порой это играет им на руку, а иногда играет против них».

«АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ НЕ ПРОСТО ЗАДУМЫВАЮТСЯ НАД ЭТИМ, НО СОВЕРШЕННО СОЗНАТЕЛЬНО ПРИДАЮТ «ЛИЦУ» АВТОМОБИЛЯ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ХАРАКТЕР, ЗАВИСЯЩИЙ НАПРЯМУЮ ОТ АУДИТОРИИ, НА КОТОРУЮ АВТОМОБИЛЬ РАССЧИТАН. Многое зависит от того, как и насколько удачно дизайнерам удалось попасть в сердце покупателя, отображая те или иные черты характера автомобиля, но также и от известности бренда и уместности конкретной модели в общем ряду бренда; много разных неизвестных уравнения, но, несомненно, заложенный характер играет очень важную роль в успехе модели. Для молодого покупателя - это чаще агрессивные черты дерзкого хулигана, семейные автомобили - нейтральные, как типичный семьянин с небольшим лишним весом, воротилам большого бизнеса - характер уверенный, спокойный, с долей элегантности, презентабельный - копия владельца.

Фото 10.

э

Кстати, одним из известных образцов парейдолии является регион в северном полушарии Марса - Кидония (Cydonia Mensae) или «Лицо Марса». Один из выветренных холмов, который была запечатлён на фото со станции «Викинг-1», выглядел похожим на огромное каменное изваяние человекоподобного лица. И подобных примеров в космосе существует масса.

Фото 11.

Немецкая студия дизайна Onformative ведет, наверное, самый масштабный и систематический поиск таких изображений в мире. Их программа, Google Face, будет в течение нескольких месяцев искать лица на картах Google.

Google Face просканирует Землю несколько раз под разными углами. Сейчас программа уже обнаружила загадочный профиль в Магаданской области, мужчину с волосатыми ноздрями близ Эшфорда в графстве Кент и какое-то существо в горах Аляски.

Берлинцы, конечно, не первые, кто ищет лица там, где их на самом деле нет.

В прошлом году на eBay продали куриный нагет (котлетку) с портретом Джорджа Вашингтона - он ушел с молотка за 8100 долларов.

А 10 лет назад 20 000 христиан посетили Бангалор, чтобы поклониться чапати (лавашу) с изображением Иисуса Христа. Некоторые даже молились перед этим ликом.

Фото 12.

В 2011 году блоггер, который собирает фото объектов, похожих на Гитлера, запустил в Tumblr фотографию скромного дома в Свонзи (Уэльс). Скошенная крыша сооружения напоминает знаменитую челку диктатора, а двери с небольшим навесом - его характерные усы.

На этой неделе сеть американских универмагов JC Penney сорвала большой куш после того, как в соцсети Reddit кто-то заметил, что один из ее чайников похож на Гитлера. Чайники немедленно раскупили.

Фото 13.

В 2009 году семья Аллен из Истрада, что в Уэльсе, открыв баночку Мармайта (пасты из дрожжевого экстракта), увидела на крышечке вместо привычных коричневых пятен лицо Иисуса.

А американка Диана Дайсер в 1994 году, откусив кусок от тоста с сыром, узрела на нем Деву Марию. Женщина хранила недоеденный бутерброд более 10 лет, и в конце концов выставила его на eBay. Лот получил 17 млн просмотров и был продан за 28 тысяч долларов.
Разработчиков программы Google Face Седрика Кифера и Джулию Лаб также вдохновляла Парейдолия.

Фото 14.

Несмотря на то, что большинство лиц достаточно искажены и напоминают персонажей авангардистских картин, некоторые выглядят "настолько реалистично, что в их случайность трудно поверить", добавляет он.

Но почему люди видят лица в пятнах или складках рельефа?

Во-первых, благодаря эволюции, говорит доктор Нушин Гаджихани из Гарвардского университета. Люди "запрограммированы" распознавать лица с рождения, говорит она.

"Даже новорожденный реагирует на схематическое изображение лица и не реагирует на рисунки, где глаза, нос и рот расположены в неправильном порядке", - говорит ученый.

Фото 15.

Выделять из фона знакомые объекты умели еще первобытные люди, говорит Кристофер Френч из Британского психологического общества.

"У нас развился мозг, который мыслит быстро, но неточно. А потому иногда вводит нас в заблуждение, - объясняет он. - Классический пример: стоит кроманьонец, чешет в затылке и размышляет: что там в кустах шуршит - соплеменник или саблезубый тигр? В этой ситуации больше шансов на выживание у того, кто верит в саблезубого тигра и вовремя убежит. Прочие рискует попасть в хищную пасть ".

Другие эксперты считают, что Парейдолии - эффект работы нашего мозга. Он постоянно обрабатывает информацию, полученную извне, анализирует линии, формы, поверхности и цвета, говорит Джоэл Восс, невролог из Северо-западного университета.

Мозг присваивает этим изображением смысл - как правило, сопоставляя их с информацией, хранящейся в долговременной памяти. Но иногда ему попадаются "неоднозначные" вещи, которые он ошибочно соотносит со знакомыми объектами. Это и есть Парейдолии.
Также ее может вызвать наше желание увидеть определенные вещи, считает нейробиолог Софи Скотт из Университетского колледжа Лондона.

Фото 16.

"Если вы различаете лицо Иисуса на тосте, это говорит нам не о тосте, а о ваших ожиданиях и о том, как вы интерпретируете мир на основе своих ожиданий", - утверждает она.

Если же корочка на бутерброде уже сложилась для вас в профиль Девы Марии, эта картинка закрепится в сознании накрепко, говорит Брюс Гуд, автор книги "Самообман".

"Это одно из свойств иллюзий: очень трудно вернуться в первоначальное состояние и снова видеть на месте пятна пятно, а не что-то другое", - говорит он.

Но способность различить силуэт на тосте или заборе не объясняет, почему люди готовы покупать эти артефакты за немалые деньги или поклоняться им.

У некоторых парейдолия вызывает сильные эмоции - особенно, если человек склонен верить в чудеса, говорит Скотт.

Фото 17.

"Это демонстрирует, насколько мощными являются подобные иллюзии. Мы действительно хотим видеть эти лица, действительно хотим слышать эти голоса, а потому наша система восприятия сделает так, чтобы мы их увидели и услышали", - добавляет он.

Для некоторых парейдолия служит доказательством сверхъестественного, говорит Гуд. "Люди специально ищут вокруг себя подобные вещи", - утверждает он.

Сам объект также может приобрести особое значение, говорит Френч. Люди верят в его божественное происхождение, в то, что он несет на себе "божью печать" и является "счастливым", говорит он.

Но для того, чтобы положительно относиться к парейдолии, не обязательно нужно быть религиозным.
"Я не верю, что эти силуэты имеют какое-то религиозное значение, - говорит Френч. - Но они такие милые и аккуратные, согласитесь!"

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

источники