Людвиг ван Бетховен: произведения. Фортепианные сонаты бетховена Краткий список основных произведений бетховена


А. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

I. Симфонические произведения

1. Симфонии: 1-я - до мажор оп. 21; 2-я - ре мажор оп. 36; 3-я («Героическая») - ми бемоль мажор оп. 55; 4-я - си бемоль мажор оп. 60; 5-я - до минор оп. 67; 6-я («Пасторальная») - фа мажор оп. 68; 7-я - ля мажор оп. 92; 8-я - фа мажор оп. 93; 9-я («Хоровая») - ре минор оп. 125.

2. Увертюры: «Прометей» (из оп. 43); «Кориолан» оп. 62; «Леонора I» оп. 138; «Леонора II» оп. 72а; «Леонора III» оп. 72а; «Фиделио» («Леонора IV») оп. 72б; «Эгмонт» (из оп. 84); «Развалины Афин» (из оп. 113); «Король Стефан» (из on. 114); «Именинная» оп. 115; «Освящение дома» оп. 124.

3. Музыка для сцены: «Рыцарский балет»; «Творения Прометея» оп. 43, балет; «Эгмонт», музыка к драме Гёте оп. 84; «Развалины Афин», музыка к пьесе Коцебу оп. 113; «Король Стефан», музыка к пьесе Коцебу оп. 117; «Триумфальный марш» к драме Куффнера «Тарпейя».

4. Танцы для оркестра: 12 менуэтов, 12 немецких танцев, 12 контрдансов. Поздравительный менуэт.

II. Военная музыка

Марши: ре мажор, фа мажор, до мажор; два марша для карусели; полонез; экоссез.

III. Произведения для солиста с оркестром

1. Концерты для ф.-п.: ми бемоль мажор, ре мажор (одна часть); 1- й концерт до мажор оп. 15; 2-й - си бемоль мажор оп. 19; 3-й - до минор оп. 37; 4-й - соль мажор оп. 58; 5-й - ми бемоль мажор оп. 73; фантазия для ф.-п., хора и оркестра до минор оп. 80.

2. Другие концерты и пьесы для солистов с оркестром: концерты для скрипки до мажор (незаконченный) и ре мажор оп. 61; два романса для скрипки с оркестром: соль мажор оп. 40 и фа мажор оп. 50; тройной концерт для солирующих («концертирующих») ф.-п., скрипки и виолончели. Рондо си бемоль мажор для ф.-п., с оркестром.

IV. Камерные ансамбли

1. Сонаты: для скрипки и ф.-п.: 1-я - ре мажор; 2-я - ля мажор; 3-я - ми бемоль мажор (три сонаты оп. 12); 4-я - ля минор оп. 23; 5-я - фа мажор оп. 24; 6-я - ля мажор; 7-я - до минор; 8-я - соль мажор (три сонаты оп. 30); 9-я («Крейцерова») - ля мажор оп. 47; 10-я - соль мажор оп. 96. Для виолончели и ф.-п.: 1-я - фа мажор; 2-я - соль минор (две сонаты оп. 5); 3-я - ля мажор оп. 60; 4-я - до мажор; 5-я - ре мажор (две сонаты оп. 102). Для валторны и ф.-п.: соната фа мажор оп. 17.

2. Струнные квартеты: 1-й - фа мажор; 2-й - соль мажор; 3- й - ре мажор; 4-й - до минор; 5-й - ля мажор; 6-й - си бемоль мажор (шесть квартетов оп. 18); 7-й - фа мажор; 8-й - ми минор; 9-й - до мажор (три квартета Разумовского оп. 59); 10-й - ми бемоль мажор оп. 74 («Арфовый»); 11-й - фа минор оп. 95 («Серьезный»); 12-м - ми бемоль мажор оп. 127; 13-й - си бемоль мажор оп. 130; 14-й - до диэз минор оп. 131; 15-й - ля минор оп. 132; 16-й - фа мажор оп. 135. Большая фуга си бемоль мажор оп. 133.

3. Трио струнные, смешанные и для духовых инструментов. Скрипка, альт, виолончель: ми бемоль мажор оп. 3; до мажор, ре мажор, до минор (три струнных трио оп. 9); серенада ре мажор оп. 8. Для флейты, скрипки, альта: серенада оп. 25; трио для двух гобоев и английского рожка - до мажор оп. 78.

4. Ф.-п. трио (ф.-п., скрипка, виолончель): ми бемоль мажор, соль мажор, до минор (on. 1); ре мажор, ми бемоль мажор (оп. 70); си бемоль мажор (оп. 97); трио для ф.-п., кларнета и виолончели (оп. 11).

5. Струнные квинтеты (две скрипки, два альта, виолончель): ми бемоль мажор оп. 4; до мажор оп. 29; до минор оп. 104; фуга ре мажор оп. 137.

6. Другие ансамбли: секстет для двух кларнетов, двух валторн, двух фаготов - ми бемоль мажор оп. 71; марш для того же состава; септет для скрипки, альта, виолончели, контрабаса, кларнета, валторны и фагота - ми бемоль мажор оп. 20; секстет для двух скрипок, альта, виолончели и двух валторн - ми бемоль мажор оп. 816; октет для двух гобоев, двух кларнетов, двух валторн и двух фаготов - ми бемоль мажор оп. 108; рондино для того же состава; три дуэта для кларнета и фагота; три квартета («эквала») для четырех тромбонов; шесть сельских танцев («лендлеры») для двух скрипок и контрабаса; три ф.-п. квартета (ф.-п., скрипка, альт и виолончель) - ми бемоль мажор, ре мажор, до мажор; ф.-п. квинтет (ф.-п., гобой, кларнет, валторна, фагот) оп. 16; ряд вариаций и других пьес для разных составов.

V. Фортепианные произведения

1. Сонаты: 6 юношеских сонат: ми бемоль мажор, фа минор, ре мажор, до мажор, до мажор и фа мажор (две «маленькие» сонаты). Венские сонаты: 1-я. - фа минор; 2-я - ля мажор, 3-я - до мажор (три сонаты оп. 2); 4-я - ми бемоль мажор оп. 7; 5-я - до минор; 6-я - ля мажор; 7-я - ре мажор (три сонаты оп. 10); 8-я («Патетическая») - до минор оп. 13; 9-я - ми мажор; 10-я - соль мажор (две сонаты оп. 14); 11-я - ми мажор оп. 22; 12-я (с траурным маршем) - ля бемоль мажор оп. 26; 13-я - ми бемоль мажор; 14-я («Лунная») - до диэз минор (две «сонаты-фантазии» оп. 27); 15-я («Пасторальная») - ре мажор оп. 28; 16-я - соль мажор; 17-я (с речитативом) - ре минор; 18-я - ми бемоль мажор (3 сонаты оп. 31); 19-я - соль минор; 20-я - соль мажор (две сонаты оп. 49); 21-я - до мажор («Аврора>) оп. 53; 22-я - фа мажор оп. 54; 23-я - фа минор («Аппассионата») оп. 57; 24-я - фа диэз мажор оп. 78; 25-я - соль мажор оп. 79; 26-я - ми бемоль мажор («Прощание, разлука, возвращение») оп. 81а; 27-я - ми минор оп. 90; 28-я - ля мажор оп. 101; 29-я - си бемоль мажор («соната для молоточкового ф.-п.» оп. 106); 30-я - ми мажор оп. 109; 31-я - ля бемоль мажор оп. ПО; 32-я - до минор оп. 111.

Для ф.-п. в 4 руки: соната ре мажор оп. 6.

2. Вариации: на марш Дресслера (9); на собственную тему фа мажор (6) оп. 34; с фугой ми бемоль мажор (15) оп. 35; на собственную тему ре мажор (6) - оп. 76; на вальс Диабелли до мажор (33) оп. 120;.Vieni amore» ре мажор (24); «Es war einmab (13);.Quant"e piu bella» ля мажор (9); «Nel cor piu» соль мажор (6); до мажор (12); ля мажор (12); на швейцарскую песню (6) фа мажор; (то же для арфы); «Une fievre brulante» до мажор (8); «La stessa» си бемоль мажор (10); «Kind, willst du» фа мажор (7); «Tandeln und Scherzens фа мажор (8); на собственную тему соль мажор (6); на английский гимн до мажор (7); «Rule Britanias ре мажор (5); на собственную тему до минор (32); «Ich hab"ein kleines Hutchen» си бемоль мажор (8) в 4 руки; тема Вальдштейна - до мажор; «Ich denke Dein» ре мажор.

3. Другие произведения: Багатели: оп. 33 (7), оп. 119 (9) оп. 126 (6). Рондо: до мажор и соль мажор (оба оп. 51), соль мажор оп. 129 («Потерянный грош»); ля мажор. Танцы: аллеманда ля мажор; два вальса ми бемоль мажор и ре мажор; два экоссеза ми бемоль мажор и соль мажор; шесть экоссезов; шесть менуэтов; менуэт ми бемоль мажор; шесть лендлеров; полонез до мажор.

Разные: фантазия соль минор оп. 77; прелюдия фа минор; «Любимое анданте» фа мажор; «Для Элизы» ля минор; «Весело и грустно»; «Последняя музыкальная мысль»; аллегретто до минор; листок из альбома Пирингера. Каденция к ф.-п. концертам. В 4 руки: три марша до мажор, ми бемоль мажор и ре мажор оп. 45.

VI. Для мандолины

Сонатина; ададжо.

Б. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА (И ОПЕРА)

1. «Фиделио». Опера в 2-х актах, оп. 72. Три редакции.

2. Мессы: 1-я - до мажор оп. 86; 2-я («Торжественная») - ре мажор оп. 123.

3. Хоры: «Морская тишь и счастливое плавание» оп. 112; заключительный хор к «Освящению дома»; «Мудрые основоположники»; «Союзная песня» оп. 122; кантата «Славное мгновение» оп. 136; «Возрождение Германии»; «Свершилось»; 2 императорские кантаты.

4. Обработки народных песен: двадцать пять шотландских оп. 108; двадцать пять ирландских; двадцать ирландских; двенадцать ирландских; двадцать шесть уэльских; двенадцать разных - английских, шотландских, ирландских, итальянских песен и др.

5. Отдельные арии и ансамбли: итальянская сцена и ария «О, изменник!» оп. 65; «Жертвенная песня» оп. 1216 (две редакции); две арии для баса с оркестром; две арии для зингшпиля Умлауфа «Прекрасная сапожница»; ария «Первая любовь» (итальянская); «Прощальная песня» для 3-х мужских голосов и др.

6. Каноны: «В объятиях любви»; «Ta-та-та»; «Коротко страдание» (два варианта); «Говори, говори»; «Учись молчать»; «Счастливого нового года»; «Гофман»; «О, Товий!»; «Первый из всех Товиев»; «Браухле… Линке»; «Петр был скалой»; «Бернард был святой»; «Целую вас»; «Человек, будь благороден»; «Дружба»; «Будь жизнерадостен»; «Все ошибаются, но каждый по-своему»; «Это должно быть»; «Доктор, закройте ворота, чтобы не пришла смерть» и др.

7. Песни с сопровождением ф.-п.: «К надежде» (Тидге) - два варианта: оп. 32 и оп. 94; «Аделаида» (Матиссон) оп. 46; шесть песен Гёте оп. 48; восемь песен оп. 52; шесть песен (Геллерт, Гальм, Рейсиг) оп. 75; четыре итальянские ариэтты и дуэт (Метастазио) оп. 82; три песни (Гёте) оп. 83; «Счастье дружбы» оп. 88; «К далекой возлюбленной» (Ейтелес) оп. 98; «Честный человек» (Клейншмидт) оп. 99; «Меркенштейн» (Рупрехт) - два варианта оп. 100; «Поцелуй» (Вейссе) оп. 128; около сорока песен на слова различных авторов без обозначения опуса.

Больше двух столетий прошло с тех пор, как появился на свет великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Расцвет его творчества выпал на начало XIX века в период между классицизмом и романтизмом. Вершиной творчества этого композитора стала классическая музыка. Он писал во многих музыкальных жанрах: хоровую музыку, оперу и музыкальное сопровождение к драматическим спектаклям. Он сочинил много инструментальных произведений: им написано много квартетов, симфоний, сонаты и концерты для фортепиано скрипки и виолончели, увертюры.

Вконтакте

В каких жанрах работал композитор

Людвиг ван Бетховен сочинял музыку в разных музыкальных жанрах и для разного состава музыкальных инструментов. Для симфонического оркестра им написано всего:

  • 9 симфоний;
  • десяток сочинений разных музыкальных форм;
  • 7 концертов для оркестра;
  • опера «Фиделио»;
  • 2 мессы с сопровождением оркестра.

Им написано : 32 сонаты, несколько аранжировок, 10 сонат для фортепиано и скрипки, сонаты для виолончели и валторны, много небольших вокальных произведений и десяток песен. Камерная музыка в творчестве Бетховена играет тоже не последнюю роль. В его творчестве можно выделить шестнадцать струнных квартетов и пять квинтетов, струнные и фортепианные трио и больше десяти произведений для духовых инструментов.

Творческий путь

Творческий путь Бетховена делится на три периода. На раннем периоде в музыке Бетховена ощущается стиль его предшественников - Гайдна и Моцарта, но в более новом направлении. Главные сочинения этого времени:

  • первые две симфонии;
  • 6 струнных квартетов;
  • 2 концерта для фортепиано;
  • первые 12 сонат, самая известная из них Патетическая.

В среднем периоде Людвиг ван Бетховен очень переживал из-за своей глухоты . Все свои переживания он перенёс в свою музыку, в которой ощущается экспрессия, борьба и героизм. В это время он сочинил 6 симфоний и 3 фортепианных концерта и концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, струнные квартеты и скрипичный концерт. Именно в этот период своего творчества была написана Лунная соната и Аппассионата, Крейцерова соната и единственная опера - Фиделио.

В позднем периоде творчества великого композитора в музыке появляются новые сложные формы . Четырнадцатый струнный квартет имеет семь взаимосвязанных частей, а в последней части 9 симфонии добавляется хоровое пение. В этот период творчества написаны Торжественная Месса, пять струнных квартетов, пять сонат для фортепиано. Музыку великого композитора можно слушать бесконечно. Все его сочинения уникальны и оставляют у слушателя хорошее впечатление.

Самые популярные произведения композитора

Самое известное сочинение Людвига ван Бетховена «Симфония № 5» , она написана композитором в 35 лет. В это время он уже плохо слышал и отвлекался на создание других произведений. Симфония считается главным символом классической музыки.

«Лунная соната» - была написана композитором во время сильных переживаний и душевных мук. В этот период он уже плохо слышал, и разорвал отношения с любимой женщиной, графиней Джульеттой Гвиччарди, на которой хотел жениться. Соната посвящена этой женщине.

«К Элизе» - одно из лучших сочинений Бетховена. Кому композитор посвятил эту музыку? Существует несколько версий:

  • своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти);
  • близкой подруге Элизабет Рекель, которую звали Элиза;
  • Елизавете Алексеевне, жене российского императора Александра I.

Сам Людвиг ван Бетховен назвал своё произведение для фортепиано «сонатой в духе фантазии». Симфония № 9 Ре минор, получившая название «Хоральная» - это самая последняя симфония Бетховена. Есть связанное с ней суеверие: «начиная с Бетховена все композиторы умирают после написания девятой симфонии». Однако многие авторы в это не верят.

Увертюра «Эгмонт» - музыка, написанная к знаменитой трагедии Гёте, которую заказал Венский Придворный.

Концерт для скрипки с оркестром. Эту музыку Бетховен посвятил своему лучшему другу Францу Клементу. Сначала Бетховен написал этот концерт для скрипки, но не имел успеха и тогда, по просьбе друга, ему пришлось переделать его для фортепиано. В 1844 году, этот концерт исполнил юный скрипач Йозеф Иоахим вместе с королевским оркестром, которым руководил Феликс Мендельсон. После этого это произведение стало популярным его стали слушать во всём мире, а также сильно повлияло на историю развития скрипичной музыки, которое и в наше время считают лучшим концертом для скрипки с оркестром.

«Крейцерова соната» и «Аппассионата» придали дополнительную популярность Бетховену.

Список произведений немецкого композитора многогранен. В его творчестве есть оперы «Фиделио» и «Огонь Весты», балет «Творения Прометея», много музыки для хора и солистов с оркестром. Также есть немало произведений для симфонического и духового оркестра, вокальной лирики и ансамбля инструментов, для фортепиано и органа.

Сколько музыки написано великим гением? Сколько симфоний у Бетховена? Все творчество немецкого гения до сих пор удивляет любителей музыки. Слушать красивое и выразительное звучание этих произведений можно в концертных залах по всему миру. Его музыка звучит везде и талант Бетховена не иссякает.

1. «Симфония № 5», Людвиг ван Бетховен

Согласно легенде, Бетховен (1770-1827 гг.) долго не мог придумать вступление к Симфонии № 5. Но когда прилёг вздремнуть, он услышал стук в дверь, и ритм этого стука стал вступлением к этому произведению. Интересно, что первые ноты симфонии соответствуют цифре 5, или V в коде Морзе.

2. O Fortuna, Карл Орф

Композитор Карл Орф (1895-1982 гг.) наиболее известен благодаря этой кантате с драматическим вокалом. В его основе ― стихотворение XIII века «Кармина Бурана». Это одно из наиболее часто исполняемых классических произведений по всему миру.

3. Хор «Аллилуйя», Георг Фридрих Гендель

Георг Фридрих Гендель (1685-1759 гг.) написал ораторию «Мессия» за 24 дня. Многие мелодии, включая «Аллилуйя», были позднее позаимствованы из этого произведения и стали исполняться как самостоятельные произведения. По легенде, у Генделя в голове звучала музыка, которую играли ангелы. Текст оратории основан на библейских сюжетах, Гендель отразил жизнь, смерть и воскресение Христа.

4. «Полёт валькирий», Рихард Вагнер

Эта композиция взята из оперы «Валькирия», которая входит в цикл опер «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера (1813-1883 гг.). Опера «Валькирия» посвящена дочери бога Одина. На сочинение этой оперы Вагнер потратил 26 лет, и это всего лишь вторая часть грандиозного шедевра из четырёх опер.

5. «Токката и фуга ре минор», Иоганн Себастьян Бах

Это, наверное, самое знаменитое произведение Баха (1685-1750 гг.), оно часто используется в фильмах во время драматических сцен.

6. «Маленькая ночная серенада», Вольфганг Амадей Моцарт

(1756-1791 гг.) написал эту легендарную 15-минутную композицию всего за неделю. Она была официально издана в 1827 г.

7. «Ода радости», Людвиг ван Бетховен

Другой шедевр Бетховена был завершён в 1824 г. Это самый знаменитый фрагмент Симфонии № 9. Самое удивительное, что к тому времени Бетховен уже стал глухим и. тем не менее, сумел сочинить такое выдающееся произведение.

8. «Весна», Антонио Вивальди

Антонио Вивальди (1678-1741 гг.) ― композитор эпохи барокко, в 1723 г. написал четыре произведения, каждое из которых олицетворяло одно время года. «Времена года» до сих пор пользуются огромной популярностью, особенно «Весна» и «Лето».

9. «Канон Пахельбеля» (Канон в ре мажор), Иоганн Пахельбель

Иоганн Пахельбель (1653-1706 гг.) ― композитор эпохи барокко, он считается самым влиятельным композитором этого периода. Он поразил мир своей утончённой и техничной музыкой.

10. Увертюра из оперы «Вильгельм Тель», Джоаккино Россини

Эта 12–минутная композиция Джоаккино Россини (1792-1868 гг.) является последней частью увертюры из четырёх частей. Другие части сегодня менее известны, но эта композиция стала знаменитой благодаря использованию в диснеевских мультфильмах Looney Tunes компании Warner Brother.

Версия на английском

Знаменитый композитор и пианист, один из тех, чьё имя прочно ассоциируется с классической музыкой. Автор более чем 650 композиций инструментальной и вокальной музыки разнообразных жанров. Среди них симфонии, концерты, увертюры, сонаты, оперы, оратории, песни (в том числе обработка фольклорных мелодий), музыка к драмам, балет и многое другое. Им написаны сочинения для нескольких видов клавишных, духовых и Его имя - Людвиг ван Бетховен. Произведения этого музыкального гения продолжают удивлять любителей и знатоков музыки даже спустя почти 200 лет после его смерти. В этой статье пойдёт речь о том музыкальном богатстве, которое оставил после себя

Симфоническая музыка

В эту часть творчества входят произведения, исполняемые симфоническим оркестром с широким многообразием инструментов и нередко при участии хора. Такую музыку весьма активно писал Бетховен. Произведения, список которых содержит симфонии, увертюры, концерты и прочие сочинения, весьма разнообразны и широко известны.

Из концертов наиболее часто исполняются:

  • тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано;
  • концерт для скрипки с оркестром;
  • пять концертов для фортепиано с оркестром.

Симфония № 5 - самое знаменитое сочинение для оркестра из тех, что написал Бетховен. Произведения подобной силы трудно найти в истории классической музыки. Оно олицетворяет собой торжество силы личности и победу над обстоятельствами.

К другим интересным сочинениям относятся: симфония № 3 («Героическая»), фантазия для фортепиано, хора и оркестра («Хоровая фантазия»), симфония № 6 («Пасторальная») и другие.

Камерная музыка

В этом жанре были написаны струнные квартеты, фортепианные и струнные квартеты, а также сонаты - скрипичные, виолончельные и фортепианные. Одни из самых исполняемых произведений этого жанра:

  • трио № 7 для фортепиано, скрипки и виолончели («Эрцгерцог»);
  • серенада для скрипки, флейты и виолончели (опус 25);
  • три струнных трио (опус 9);
  • Большая фуга.

Интересны струнные «Разумовский-квартеты», которые написал Бетховен. Произведения включали в себя темы из русских народных песен и были посвящены графу Андрею Разумовскому, известному дипломату, с которым композитор был дружен. Фольклорные мотивы - далеко не редкость в творчестве немецкого композитора. Помимо русских, он использовал также украинские, английские, шотландские, ирландские, уэльские, тирольские и многие другие.

Произведения для фортепиано и скрипки

Среди них есть такие известные произведения Бетховена, как:

  • Пронзительно-печальная соната № 14 («Лунная»). Произведение было написано на фоне драматических событий в жизни композитора: прогрессирующей глухоты и неразделённых чувств к одной из его учениц.
  • Лирическая и немного меланхоличная багатель «К Элизе». Адресат этой вещицы неизвестен, но это и не важно для получения удовольствия от её прослушивания.
  • Тревожная и страстная соната № 23 («Апассионата»). Состоящая из трёх частей, она была вдохновлена
  • Исполненная огня соната № 8 («Патетическая»). В ней отражены героические и возвышенно-романтические мотивы.

Для скрипки и фортепиано также нередко писал Бетховен. Произведения эти отличаются особенной силой, контрастностью и красотой звучания. Таковы соната № 9 («Крейцерова»), соната № 5 («Весенняя») и ряд других.

Многие из созданных сонат и концертов существовали в двух вариантах: для струнных инструментов и фортепиано.

Вокальная музыка

В этой разновидности писал список которых включает разнообразные жанры: оперы (правда, лишь одну из четырёх удалось закончить), оратории, произведения для хора и оркестра, дуэты, арии и песни, в том числе обработки народных.

Состоящая из двух актов опера «Фиделио» стала единственным произведением композитора в этом жанре. Сюжет был вдохновлён идеалами Французской революции, повествуя о борьбе, любви и героизме.

Среди произведений песенного жанра присутствуют разноликие мотивы: гражданско-патриотические («Свободный человек», «Военная песня австрийцев»), лирические («Тайна», «Вечерняя песня под звёздным небом») и другие.

Знаменитые исполнители музыки Бетховена

Та красота и выразительность звучания, которой наслаждаются слушатели, становится возможной не только благодаря выдающемуся таланту композитора, но и мастерству исполнителей музыки. Бетховен Людвиг ван, произведения которого звучат в миллионах концертных залов по всему миру, остаётся бессмертен благодаря знаменитым музыкантам, чьё исполнение так же гениально, как и музыка. Например, лучшими исполнителями фортепианных вещей немецкого композитора считаются:

  • Э. Гилельс;
  • С. Рихтер;
  • М. Юдина;
  • В. Кемпф;
  • Г. Гульд;
  • К. Аррау.

Этот список носит условный характер, потому что в любом случае каждый слушатель находит исполнителя, играющего в наиболее близкой и приятной манере.

Неординарный талант Бетховена проявился во всех жанрах музыки, существовавших в XVIII-XIX вв.

Но вернемся к композитору Бетховену. Все разнообразие чувств, переживаемое им в этот период, было отражено и в его произведениях. Активная деятельность, страсть, жажда покоя и смирение - эти противоположные чувства гармонично соприкасаются в произведениях, написанных в этот сложный для Бетховена период.

Не могу утверждать, что страдания человека способствуют его творческому раскрепощению, но судите сами: Третий фортепианный концерт c-moll, ор. 37 (1800); соната As-dur, ор. 26 с похоронным маршем и “Соната вроде фантазии” (“Лунная соната”, кстати, посвящена она была Джульетте Гвиччарди) (1802);эмоционально-импульсивная соната d-moll с речитативом, ор. 31 (1802); “Крейцерова” соната для скрипки и фортепиано (1803) и ряд других сочинений. Они великолепны!

Сейчас, спустя года, оценивая и анализируя всю жизнь великого композитора, мы можем утверждать, что спастись, сохранить свою жизнь и здравый рассудок, ему удалось благодаря все той же музыке. Умирать Бетховену было просто некогда. Жизнь для него всегда была борьбой, со своими победами и поражениями, ион продолжал бороться, иначе он не мог.

Огромное количество идей и проектов заполнило сознание Людвига, их так много, что приходится работать над несколькими произведениями одновременно. Создается Третья симфония (Героическая симфония), в этот же период появляются наброски Пятой симфонии и “Аппассионаты”. Близится окончание работы над героической симфонией и сонатой “Аврора”, а Бетховен уже берется за работу над оперой “Фиделио”, дорабатывает “Аппассионату”.

После оперы опять возобновляется работа над Пятой симфонией, но не надолго, так как пишет Четвертую. В период между 1806-1808 годами выходят: Четвертая, Пятая и Шестая (“Пасторальная”) симфонии, увертюра “Криолан”, Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. Безумная работоспособность! И каждое последующее произведение абсолютно не похоже на предыдущее, они все лежат в разных плоскостях и каждое из них гениально! "На заглавном листе Героической симфонии, в честь которой и был назван этот период жизни композитора, рукой Бетховена было написано “Буонапарте”, а чуть ниже “Луиджи ван Бетховен”. Тогда, весной 1804 года, Наполеон был кумиром многих людей, ожидавших перемен в мировой идеологии, мировом устройстве, людей, жаждущих сбросить со своих плеч груз старых предрассудков. Бонапарте был олицетворением республиканских идеалов, героем, который был достоин Героической симфонии. Но еще одна иллюзия была развеяна, когда Наполеон провозгласил себя императором.

Этот - тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном! - заглавный лист был разорван автором в клочья. “Eroica” - новое заглавие симфонии.

После Третьей симфонии в свет выходит опера “Фиделио”, единственная опера, написанная Бетховеном, и одно из самых любимых им самим произведений, он говорил: “Из всех моих детей, она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения, - поэтому-то она мне дороже других”.

После этого периода, столь насыщенного симфониями, сонатами и другими сочинениями, Бетховен и не думал отдыхать. Он создает Пятый фортепианный концерт, седьмую и Восьмую симфонии (1812). Людвиг задумывает написать музыку к трагедии Гете “Эгмонт”, он очень любил поэзию своего кумира, она легко ложилась на музыку. Два великих современника некоторое время переписывались, свидетельством их сотрудничества стала музыка к “Эгмонту”. Однажды они даже встретились, но об этом чуть позже...

Но чем же живет сам Бетховен, как устроилась его жизнь в Вене? Несмотря на довольно большую популярность, он время от времени имеет определенные проблемы в финансовом плане. Во многом из-за своей пресловутой независимости, но, как мне кажется, благодаря этому он и сохранил свой собственный стиль, который и сейчас выделяет его среди других великих композиторов во всем мире. Изменения коснулись и личной жизни. Еще в 1799 году Людвиг начал преподавать у двух милых сестер Терезе и Жозефине Брунсвик. До недавнего времени считалось, что влюблен он был именно в Терезу, но уже в двадцатом веке были найдены письма Бетховена, относящиеся к тому периоду, и адресованы они были к Жозефине. Вот так официальные отношения переросли в крепкую и сердечную дружбу, а дружба в любовь.

Одновременно он предлагает свои услуги композитора, написав письмо в дирекцию королевско-императорских придворных театров, они же в свою очередь даже не удосужились ответить. Почему же профессионал с именем известным на всю старушку Европу обязан выпрашивать себе работу? В очередной раз убеждаешься, что история всегда идет по спирали… В прочем он сам объяснил свое положение все в том же письме: “путеводной нитью для нижеподписавшегося (Бетховена.? авт.) искони являлось не столько добывание хлеба насущного, сколько - в гораздо большей степени - служение искусству, облагораживание вкуса и устремления музыкального гения к высоким идеалам и к совершенству… он был вынужден бороться со всевозможными трудностями и до сих пор ему не выпало счастья создать себе здесь положение, сообразное сего желанием посвятить свою жизнь исключительно искусству…”. Это вам не попса!.. Ответ так и не пришел, асам Бетховен охарактеризовал “почтенную” дирекцию очень просто и лаконично - княжеская сволочь.

Под гнетом всех этих неудач, гонимый обстоятельствами, Людвиг принимает решение покинуть Вену. Вот тут то наши “дорогие” меценаты и поняли что теряют. Эрцгерцог Рудольф, граф Кинский и князь Лобковиц в1809 году обязуются выплачивать композитору ежегодную пенсию, взамен же он обещает не покидать Австрию. Позже об этой пресловутой пенсии, обязательство по которой выполнял лишь эрцгерцог Рудольф, скажут, что Бетховену она принесла больше неприятностей, чем помощи. “Чувствовать себя способным к великому делу и не выполнить его, рассчитывать на обеспеченную жизнь и быть лишенным ее вследствие ужасных обстоятельств, которые не уничтожают во мне потребности в семейной жизни, а лишь мешают устроить ее. О, боже, боже, сжалься над несчастным Б.!”. Нужда и одиночество сопровождают его жизнь.

Все сейчас знакомы со знаменитой Пятой симфонией, именно так судьба стучится в двери. Она постучалась ив дверь Бетховена. Бесконечные наполеоновские войны, вторичная оккупация Вены, массовый отъезд из столицы Австрии - на фоне этих событий и приходится работать Людвигу. Но еще одно обстоятельство повлияло на столь стремительный взлет популярности Бетховена, да и на развитие музыки в целом - изобретение метронома. Имя известного механика-изобретателя Мельцеля навсегда вошло в историю благодаря метроному. “Битва при Виттории”- сочинение на очень популярную военную тему - была написана по предложению того же Мельцеля для сконструированного им прибора. Произведение было очень эффектным, игралось оно симфоническим оркестром, усиленным двумя военными оркестрами, различные приспособления воспроизводили ружейную и пушечную пальбу. Огромный успех у публики превознес Бетховена на вершину его прижизненной славы.

Императорский театр вдруг вспоминает о бетховенской опере “Фиделио”, но глухота сильно мешает автору дирижировать, за его спиной капельмейстер Умлауф осторожно исправляет ошибки…Мода, именно мода, на Бетховена растет. Его приглашают на презентации, простите, на светские приемы, тогда это были еще приемы. К чести великого композитора он все еще предпочитает круг близких друзей в скромном ресторанчике. Там, в кругу друзей, он давал волю своим эмоциям, он говорил все что думает, не боясь ни шпионов и доносчиков.

Доставалось всем, и австрийскому правительству, и католической религии, и императору. Слух был практически уже утерян, поэтому Людвиг пользовался специальными “Разговорными тетрадями”, в который записывались вопросы и ответы. До нас дошло около 400 таких тетрадей, записи в них более, чем смелые: “Правящая знать ничему не научилась!”, “Наше время нуждается в могучих умах, чтобы хлестать эти подлые человеческие душонки!”, “Через пятьдесят лет повсюду будут республики...”. Бетховен все-таки остался самим собой. А в это время, в этом же ресторанчике, за дальним столиком сидит молодой человек, который восторженно наблюдает за своим кумиром, имя этого человека - Франц Шуберт.

С 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет довольно мало и медленно, но даже написанные в состоянии депрессии его произведения великолепны. Соната для фортепиано ор. 90, e-moll, две виолончельные сонаты, выходят его обработки народных песен. Не много, но в этот период можно заметить изменение манеры, стиля написания, в наше время он получил название “позднего стиля” Бетховена. Следует выделить цикл песен “К далекой возлюбленной”, абсолютно оригинальный, от него повеяло новизной. Именно это произведение оказало не малое влияние на романтические вокальные циклы Шуберта и Шумана.

В период с 1816 по 1822 год появляются пять последних фортепианных сонат, их композиция довольно сложна, как, впрочем, и композиция поздних квартетов (1824-1826). Он отступает от классических форм сонат, в очередной раз разрушает все рамки, скорее всего, это связано с его философско-созерцательным настроением.

Словно самый крупный драгоценный камень в королевской короне, Девятая симфония заняла свое, господствующее, место среди произведений великого Бетховена. Спустя почти 170 лет что-то подобное еще будет, хотя конечно в других масштабах, уже в наши девяностые годы двадцатого столетия такое же место в дискографии Фредди Меркьюри займет его великая, и ставшая уже нарицательной, “The Show Must Go On”. Кто знает, может быть, еще через пару веков, уже наша современная музыка последних тридцати лет будет значить для наших потомков то, что для нас значит классическая музыка сейчас.

Задумывалась Девятая симфония еще в годы кризиса, но реализовываться эта идея стала только в 1822 году, параллельно с Торжественной мессой (Missa solemnis). В 1823 году Бетховен заканчивает мессу, а через год и симфонию. В финальную часть своего бессмертного творения автор ввел хор и певцов-солистов, поручая им слова из оды Шиллера “К радости”: Люди - братья меж собой! Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!

Для столь грандиозных идей было найдено и столь же грандиозное воплощение в музыке. Девятая симфония является развитием темы знаменитых “Героической” и Пятой, “Пасторальной” и Седьмой симфоний, оперы “Фиделио”. Но она все-таки наиболее значимая во всем творчестве Бетховена, наиболее совершенная во всех отношениях.

Вскоре скоротечная слава прошла, и о Людвиге опять все забыли, многие друзья уже давно покинули Вену, некоторые умерли.… Где же сам Бетховен? Давайте попробуем найти композитора в суетливой столице Австрии с помощью одного из его современников.

Кажется, г-н Бетховен живет здесь рядом, я часто видел, как он сюда входил… - Продавец селедок указал на соседский дом.

Дом выглядит очень жалким, опровергнув все наши ожидания. Каменные ступеньки, от которых веет холодом и сыростью, ведут на третий этаж, прямо в комнату мастера. Маленького роста, плотный, с зачесанными назад волосами с сильной проседью человек обязательно выйдет вам навстречу: - Я имею несчастье быть покинутым всеми своими друзьями и торчу один в этой безобразной Вене, - скажет он, затем он попросит говорить громко, так как теперь слышит очень плохо. Он немного смущен, отчего говорит очень много и громко. Говорит, что часто нездоровится, мало сочиняет.… Всем недоволен, особенно проклинает Австрию и Вену.

  • - Меня приковывают здесь обстоятельства, - скажет он, ударив кулаком по роялю, - но здесь все мерзко и грязно. Все сверху до низу - мерзавцы. Никому нельзя доверять. Музыка тут в совершенном упадке. Император ничего не делает для искусства, и остальная публика довольствуется тем, что есть…
  • - Когда он молчит его лоб морщится, и композитор выглядит особенно мрачным, иногда это даже пугает.

Много сил Бетховен тратит на помощь своему племяннику, после смерти брата он смог отдать всю неутоленную потребность в любви. Но и тут Людвигу опять пришлось бороться, оставив много сил и здоровья в зале заседаний суда, где проходили слушанья по вопросу опеки над Карлом. Оппонентом композитора стала мать мальчика, корыстная и неблаговидная стерва. Сам племянник не оценил по достоинству всего того, что сделал для него дядя, который тратил со столь большим трудом добываемые средства на то, чтобы замять многочисленные скандальные истории, связанные с Карлом. Ценой неимоверных усилий близких друзей Бетховена, 7 мая 1824 года была исполнена Девятая симфония. Это событие примечательно еще и тем, что в это время наибольшую популярность приобрели эффектные сочинения, исполненные виртуозами, когда Бетховен, особенно его произведения позднего периода, отличаются своей глубиной и величием. Оркестром дирижировал Умлауф. Сам композитор же стоял у рампы, давал темпы для каждой части, хотя к тому времени он совершенно потерял слух. Публика была в восторге, гром аплодисментов! Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и лишь один человек стоял по прежнему, не реагируя на восторженные возгласы, он просто их не слышал.… В его голове все еще играла симфония. Молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и повернула лицом к публике. Только в этот момент он смог убедится в успехе своего произведения. Второе исполнение Девятой симфонии проходило полупустом зале, что еще раз подтвердило вкусы, а вернее их отсутствие, у тогдашней публики.