10 известных картин мира. «Богатыри», Виктор Васнецов


«Каждый портрет, написанный с чувством, есть, в сущности, портрет художника, а не того, кто ему позировал» Оскар Уайльд

Что нужно для того, чтобы быть художником? Простую имитацию работы нельзя считать искусством. Искусство это то, что идет изнутри. Авторская идея, азарт, поиски, желания и печали, которые воплощаются на полотне художника. За всю историю человечества написано сотни тысяч, а, может, и миллионов картин. Некоторые из них, действительно, шедевры, известны по всему миру, их знают даже люди, не имеющие отношения к искусству. Можно ли среди таких картин выделить 25 самых выдающихся? Задача очень сложная, но мы попытались…

✰ ✰ ✰
25

«Постоянство памяти», Сальвадор Дали

Благодаря этой картине Дали стал знаменит в довольно молодом возрасте, ему было 28 лет. Картина имеет еще несколько названий — «Мягкие часы», «Твердость памяти». Этот шедевр привлек внимание множества искусствоведов. В основном, их заинтересовала интерпретация картины. Говорят, что идея полотна Дали связана с теорией относительности Эйнштейна.

✰ ✰ ✰
24

«Танец», Анри Матисс

Анри Матисс не всегда был художником. Он обнаружил у себя любовь к живописи после получения ученой степени в области юриспруденции в Париже. Он изучал искусство так рьяно, что стал одним из величайших художников в мире. У этой картины очень мало негативной критики искусствоведов. В ней отражено сочетание языческих ритуалов, танца и музыки. Люди танцуют в трансе. Три цвета — зеленый, синий и красный, символизируют Землю, Небо и Человечество.

✰ ✰ ✰
23

«Поцелуй», Густав Климт

Густава Климта часто критиковали за обнаженность на его картинах. «Поцелуй» был замечен критиками, так как в нем слились все формы искусства. Картина могла бы быть изображением самого художника и его возлюбленной, Эмилии. Климт написал это полотно под влиянием византийской мозаики. Византийцы в своих картинах использовали золото. Точно так же Густав Климт смешивал золото в своих красках, чтобы создать свой собственный стиль живописи.

✰ ✰ ✰
22

«Спящая цыганка», Анри Руссо

Никто, кроме самого Руссо не смог описать эту картину лучше. Вот его описание — «кочующая цыганка, которая поет свои песни под мандолину, спит на земле от усталости, рядом лежит ее кувшин с питьевой водой. Лев, проходящий мимо, подошел обнюхать ее, но не тронул. Все залито лунным светом, очень поэтичная атмосфера». Примечательно то, что Анри Руссо – самоучка.

✰ ✰ ✰
21

«Страшный суд», Иероним Босх

Без лишних слов – картина просто великолепна. Этот триптих – самое большое из сохранившихся полотен Босха. На левой створке показана история Адама и Евы. Центральная часть – это «страшный суд» со стороны Иисуса — кто должен идти на небеса, а кто должен отправиться в ад. Земля, которую мы здесь видим, горит. На правой створке изображен отвратительный образ ада.

✰ ✰ ✰
20

Всем знаком Нарцисс из греческой мифологии — человек, который был одержим своей внешностью. Дали написал свою собственную интерпретацию Нарцисса.

История такая. Прекрасный юноша Нарцисс легко разбивал сердца многим девушкам. Боги вмешались и, чтобы наказать его, показали ему его отражение в воде. Нарцисс влюбился в себя и в итоге умер, потому что так и не смог себя обнять. Потом Боги пожалели, что сделали это с ним, и решили его увековечить в виде цветка нарцисса.

На левой части картины изображен Нарцисс, смотрящий на свое отражение. После чего он и влюбился в самого себя. Правая панель показывает события, развернувшиеся после, в том числе и получившийся цветок — нарцисс.

✰ ✰ ✰
19

Сюжет картины основан на библейском избиении младенцев в Вифлееме. После того, как от волхвов стало известно о рождении Христа, царь Ирод поручил убить всех маленьких детей мужского пола и младенцев в Вифлееме. На картине бойня находится на своем пике, последние несколько детей, которых отобрали у матерей, ждут своей беспощадной смерти. Также видны трупы детей, для которых уже все позади.

Благодаря использованию богатой цветовой гаммы, картина Рубенса стала всемирно известным шедевром.

✰ ✰ ✰
18

Работы Поллока очень отличаются от других художников. Он размещал свое полотно на земле и двигался вокруг холста и ходил по нему, капая краску сверху на полотно с помощью палок, кисточек и шприцов. Благодаря такой уникальной технике в художественных кругах его прозвали «Джек-разбрызгиватель». Некоторое время эта картина удерживала звание самой дорогой картины в мире.

✰ ✰ ✰
17

Также известная как «Танцы в Ле Мулен де ла Галетт». Эта картина считается одной из самых радостных картин Ренуара. Идея картины в том, чтобы показать зрителям веселую сторону парижской жизни. При детальном изучении картины, можно увидеть, что Ренуар поместил на полотно несколько своих друзей. Поскольку картина кажется слегка размытой, сначала она подвергалась критике со стороны современников Ренуара.

✰ ✰ ✰
16

Сюжет взят из Библии. На картине «Тайная вечеря» изображен последний ужин Христа до ареста. Он только что говорил со своими апостолами и сказал им, что один из них предаст его. Все апостолы опечалены и говорят ему, что это, конечно, не они. Именно этот момент красиво изобразил да Винчи благодаря своему живому изображению. Великому Леонардо потребовалось четыре года, чтобы закончить эту картину.

✰ ✰ ✰
15

«Водяные лилии» Моне можно встретить повсюду. Вы, наверное, видели их на обоях, постерах и обложках художественных журналов. Дело в том, что Моне был одержим лилиями. Прежде чем он начал их рисовать, он вырастил бесчисленное количество этих цветов. Моне построил мост в японском стиле в своем саду над прудом из лилий. Был насколько доволен тем, что у него получилось, что нарисовал этот сюжет семнадцать раз в течение одного года.

✰ ✰ ✰
14

В этой картине есть что-то зловещее и таинственное, вокруг нее ощущается аура страха. Только такой мастер, как Мунк смог изобразить страх на бумаге. Мунк сделал четыре версии «Крика» маслом и в технике пастель. Согласно записям в дневнике Мунка, довольно очевидно, что он сам верил в смерть и духов. На картине «Крик» он изобразил себя в момент, когда однажды, гуляя с друзьями, ощутил страх и волнение, которые и захотел нарисовать.

✰ ✰ ✰
13

Картина, которая обычно упоминается как символ материнства, не должна была им стать. Говорят, что модель Уистлера, которая должна была позировать для картины, не пришла, и он решил вместо нее нарисовать свою мать. Можно сказать, что здесь изображена грустная жизнь матери художника. Это настроение обусловлено темными цветами, которые использованы в этой картине.

✰ ✰ ✰
12

Пикассо встретил Дору Маар в Париже. Говорят, что она была интеллектуально более близка к Пикассо, чем все его предыдущие любовницы. Используя кубизм, Пикассо оказался в состоянии передать движение в своем произведении. Кажется, что лицо Маар, поворачивается направо, к лицу Пикассо. Художник сделал присутствие женщины почти реальным. Может быть, он хотел чувствовать, что она рядом, всегда.

✰ ✰ ✰
11

Ван Гог написал «Звездную ночь» находясь на лечении, где ему разрешалось рисовать только во время улучшения состояния. Ранее, в этом же году он отрезал себе мочку левого уха. Многие считали художника безумным. Из всей коллекции работ Ван Гога «Звездная ночь» получила самую большую известность, возможно, за счет необычного сферического света вокруг звезд.

✰ ✰ ✰
10

В этой картине Мане воссоздал «Венеру Урбинскую» Тициана. Художник имел дурную славу, изображая проституток. Хотя господа в то время посещали куртизанок довольно часто, они не думали, что кому-то взбредет в голову рисовать их. Тогда для художников предпочтительнее было рисовать картины на исторические, мифические или библейские темы. Однако Мане, идя наперекор критике, продемонстрировал зрителям их современницу.

✰ ✰ ✰
9

Эта картина – историческое полотно, на котором изображено завоевание Наполеоном Испании.

Получив заказ на картины, отображающие борьбу народа Испании с Наполеоном, художник не стал рисовать героическо-патетические полотна. Он выбрал момент расстрела испанских повстанцев французскими солдатами. Каждый из испанцев переживает этот момент по своему, кто-то уже смирился, а для кого-то главное сражение только настало. Войну, кровь и смерть, вот что на самом деле изобразил Гойя.

✰ ✰ ✰
8

Считается, что изображенная девушка — это старшая дочь Вермеера, Мария. Ее черты присутствуют во многих его работах, но их сложно сравнивать. Книгу с тем же названием написала Трейси Шевалье. Но версия о том, кто же изображен на этой картине, у Трейси совсем другая. Она утверждает, что она взяла эту тему, потому что о Вермеере и его картинах очень мало информации, а конкретно от этой картины веет таинственной атмосферой. Позже, по ее роману был снят фильм.

✰ ✰ ✰
7

Точное название картины «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».Стрелковое общество представляло собой гражданское ополчение, которое было призвано защищать город. Кроме ополченцев Рембрандт добавил в композицию несколько лишних людей. Учитывая, что во время написания этой картины он купил дорогой дом, вполне может быть правдой то, что он получил огромный гонорар за «Ночной дозор».

✰ ✰ ✰
6

Хотя на картине есть изображение самого Веласкеса, это не автопортрет. Главная героиня полотна — инфанта Маргарита, дочь короля Филиппа IV. Здесь изображен момент, когда Веласкес, работающий над портретом короля и королевы, вынужден остановиться и посмотреть на инфанту Маргариту, которая только что вошла в помещение вместе со своей свитой. Картина выглядит почти живой, пробуждая в зрителях любопытство.

✰ ✰ ✰
5

Это единственная картина Брейгеля, которая была написана маслом, а не темперой. До сих пор существуют сомнения в подлинности картины, главным образом, по двум причинам. Во-первых, он не писал маслом, а во-вторых, последние исследования показали, что под слоем живописи содержится схематичный рисунок плохого качества, который не принадлежит Брейгелю.

На картине изображена история Икара и момент его падения. Согласно мифу, перья Икара были прикреплены с помощью воска, и поскольку Икар поднялся очень близко к солнцу, воск растаял и он упал в воду. Этот пейзаж вдохновил Уистена Хью Одена, написать свое самое известное стихотворение на эту же тему.

✰ ✰ ✰
4

«Афинская школа», пожалуй, самая известная фреска итальянского художника эпохи Возрождения, Рафаэля.

На этой фреске в Афинской школе под одной крышей собрались все великие математики, философы и ученые, они делятся своими теориями и учатся друг у друга. Все герои жили в разное время, но Рафаэль поместил их всех в одном зале. Вот некоторые из фигур — Аристотель, Платон, Пифагор и Птолемей. При ближайшем рассмотрении видно, что есть на этой картине и автопортрет самого Рафаэля. Каждый художник хотел бы оставить свой след, единственное отличие заключается в форме. Хотя может он и себя считал одной из этих великих фигур?

✰ ✰ ✰
3

Микеланджело никогда не считал себя художником, он всегда думал о себе больше как о скульпторе. Но, ему удалось создать удивительную изысканную фреску, перед которой благоговеет весь мир. Этот шедевр находится на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело получил заказ нарисовать несколько библейских историй, одна из которых — создание Адама. В этой картине как раз и виден скульптор в Микеланджело. Человеческое тело Адама передано с невероятной точностью с помощью ярких цветов и точной мышечной формы. Так что, с автором можно и согласиться, все-таки он больше скульптор.

✰ ✰ ✰
2

«Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Хотя это и наиболее изученная картина, «Мона Лиза» до сих пор остается самой загадочной. Леонардо говорил, что никогда не переставал работать над ней. Только его смерть, как говорят, завершила работу над полотном. «Мона Лиза» первый итальянский портрет, на котором модель изображена до пояса. Кожа Моны Лизы как будто бы светится из-за использования нескольких слоев прозрачных масел. Будучи ученым Леонардо да Винчи применил все свои знания, чтобы сделать изображение Джоконды реалистичным. Что касается того, кто именно изображен на картине, это по-прежнему остается загадкой.

✰ ✰ ✰
1

На картине изображена Венера, богиня любви, плывущая на ракушке по ветру, который раздувается Зефиром, богом западного ветра. На берегу ее встречает Ора, богиня сезонов, она готова одеть новорожденное божество. Моделью для Венеры считается Симонетта Каттанео де Веспуччи. Симонетта Каттанео умерла в 22 года, и Боттичелли пожелал быть похороненным рядом с ней. С нею его связывала неразделенная любовь. Эта картина – самое изысканное произведение искусства, из когда-либо созданных.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья ТОП-25 самых известных картин в мире . Спасибо за внимание!

К юбилею Октябрьской революции мы вспомнили десять самых важных произведений искусства того периода - от «Красным клином бей белых» Лисицкого до «Обороны Петрограда» Дейнеки.

Эль Лисицкий,

«Красным клином бей белых»

В знаменитом плакате «Красным клином бей белых» Эль Лисицкий использует супрематический язык Малевича в политических целях. Чистые геометрические формы служат описанием ожесточенного вооруженного конфликта. Таким образом, непосредственное событие, действие Лисицкий сводит к тексту и лозунгу. Все элементы плаката жестко переплетены друг с другом и взаимозависимы. Фигуры теряют свою абсолютную свободу и становятся геометрическим текстом: этот плакат и без букв читался бы слева направо. Лисицкий, как и Малевич, конструировал новый мир и создавал формы, в которые должна была уложиться новая жизнь. Это произведение благодаря новой форме и геометрии переводит злобу дня в некие общие вневременные категории.

Климент Редько

«Восстание»

Работа Климента Редько «Восстание» - это так называемая советская неоикона. Идея этого формата заключается в том, что изображение, нанесенное на плоскость, - это в первую очередь некая всеобщая модель, образ желаемого. Как и в традиционной иконе, изображение не реально, а отображает некий идеальный мир. Именно неоикона лежит в основе искусства соцреализма 30-х годов.

В этом произведении Редько отваживается на смелый шаг - в пространстве картины он соединяет геометрические фигуры с портретами большевистских вождей. По правую и левую руку от Ленина стоят его сподвижники - Троцкий, Крупская, Сталин и другие. Как и в иконе, здесь отсутствует привычная перспектива, масштаб той или иной фигуры зависит не от ее удаленности от зрителя, а от ее значимости. Иными словами, Ленин здесь самый главный, потому и самый большой. Огромное значение Редько придавал и свету.

От фигур как будто исходит свечение, что делает картину похожей на неоновую вывеску. Эту технику художник обозначал словом «кино». Он стремился преодолеть материальность краски и проводил аналогии между живописью и радио, электричеством, кинематографом и даже северным сиянием. Таким образом, он фактически ставит перед собой те же задачи, что ставили перед собой много столетий назад иконописцы. Он по-новому обыгрывает знакомые всем схемы, подменяя Рай социалистическим миром, а Христа и святых - Лениным с его приспешниками. Цель творчества Редько - обожествление и сакрализация революции.

Павел Филонов

«Формула петроградского пролетариата»

«Формула петроградского пролетариата» была написана во время гражданской войны. В центре картины - рабочий, чья величественная фигура возвышается над едва различимым городом. Композиция картины построена на напряженных ритмах, создающих ощущение бурлящего и растущего движения. Здесь запечатлены все знаковые символы пролетариата, например гигантские человеческие руки - орудие преобразования мира. В то же время это не просто картина, а обобщающая формула, которая отражает Вселенную. Филонов как будто расщепляет мир до мельчайших атомов и тут же собирает его воедино, одновременно смотрит как в телескоп, так и в микроскоп.

Опыт участия в великих и вместе с тем чудовищных исторических событиях (Первой мировой войне и революции) оказал огромное влияние на творчество художника. Люди в картинах Филонова измельчены в мясорубке истории. Его работы сложны для восприятия, подчас мучительны - живописец бесконечно дробит целое, доводя его порой до степени калейдоскопа. Зрителю постоянно приходится удерживать в голове все фрагменты картины, чтобы в итоге уловить целостный образ. Мир Филонова - мир коллективного тела, мир выдвинутого эпохой понятия «мы», где частное и личное упраздняется. Сам художник считал себя выразителем идей пролетариата, а коллективное тело, которое всегда присутствует в его картинах, называл «мировым расцветом». Однако возможно, что даже против воли автора его «мы» наполнено глубоким ужасом. В творчестве Филонова новый мир предстает безрадостным и страшным местом, где мертвое проникает в живое. В работах живописца отразились не столько современные ему события, сколько предчувствие будущих - ужасов тоталитарного режима, репрессий.

Кузьма Петров-Водкин

«Петроградская Мадонна»

Другое название этой картины - «1918 год в Петрограде». На первом плане изображена молодая мать с младенцем на руках, на заднем плане - город, где только-только отшумела революция - и его жители свыкаются с новой жизнью и властью. Картина напоминает то ли икону, то ли фреску итальянского мастера эпохи Возрождения.

Петров-Водкин трактовал новую эпоху в контексте новой судьбы России, но своим творчеством не стремился до основания уничтожить весь старый мир и на его руинах возвести новый. Сюжеты для картин он черпал в повседневности, однако форму для них берет из прошлых эпох. Если средневековые художники одевали библейских героев в современные им одежды для того, чтобы приблизить к своему времени, то Петров-Водкин поступает ровно наоборот. Жительницу Петрограда он изображает в образе Богоматери с целью придать обыденному, повседневному сюжету несвойственную ему значительность и вместе с тем вневременность и всеобщность.

Казимир Малевич

«Голова крестьянина»

К революционным событиям 1917 года Казимир Малевич пришел уже состоявшимся мастером, прошедшим путь от импрессионизма, неопримитивизма к собственному открытию - супрематизму. Малевич воспринял революцию мировоззренчески; новыми людьми и пропагандистами супрематической веры должны были стать члены арт-группировки УНОВИС («Утвердители нового искусства»), носившие на рукаве повязку в виде черного квадрата. По представлениям живописца, в изменившемся мире искусство должно было создать собственное государство и собственное же мироустройство. Революция давала возможность художникам-авангардистам переписать всю прошлую и будущую историю таким образом, чтобы занять в ней главное место. Надо сказать, что во многом им это удалось, ведь искусство авангарда - одна из главных визитных карточек России. Несмотря на программное отрицание изобразительной формы как изжившей себя, во второй половине 20-х годов художник обращается к фигуративности. Он создает работы крестьянского цикла, но датирует их 1908–1912 годами. (то есть периодом до «Черного квадрата»), поэтому отказ от беспредметности не выглядит здесь как предательство собственных идеалов. Поскольку этот цикл отчасти мистификация, художник предстает как пророк, который предчувствует будущие народные волнения и революцию. Одной из наиболее заметных черт этого периода его творчества стала обезличенность людей. Вместо лиц и голов их тела увенчаны красными, черными и белыми овалами. От этих фигур исходит, с одной стороны, невероятный трагизм, с другой - отвлеченное величие и героизм. «Голова крестьянина» напоминает сакральные изображения, например икону «Спас Ярое Око». Таким образом, Малевич создает новую «постсупрематическую икону».

Борис Кустодиев

«Большевик»

Имя Бориса Кустодиева ассоциируется в первую очередь с яркими, красочными картинами, изображающими жизнь купечества и идиллические праздничные гулянья с характерными русскими сценами. Однако после переворота художник обратился к революционной тематике. На картине «Большевик» изображен исполинский мужик в валенках, тулупе и шапке; за спиной его, заполняя собой все небо, развевается красное знамя революции. Гигантским шагом он проходит по городу, а далеко внизу копошится многочисленный народ. Картина обладает острой плакатной выразительностью и говорит со зрителем очень пафосным, прямым и даже несколько грубоватым символическим языком. Мужик - это, конечно, сама революция, вырвавшаяся на улицы. Ее ничем не остановить, от нее не спрятаться, и она в итоге раздавит и уничтожит все на своем пути.

Кустодиев, несмотря на грандиозные перемены в художественном мире, остался верен своей на тот момент уже архаичной изобразительности. Но, как ни странно, эстетика купеческой России органично подстроилась под запросы нового класса. Узнаваемую русскую бабу с самоваром, символизирующую русский уклад жизни, он заменил на не менее узнаваемого мужика в телогрейке - эдакого Пугачева. Дело в том, что и в первом и втором случае художник использует понятные любому образы-символы.

Владимир Татлин

Памятник III Интернационалу

Идея башни возникла у Татлина еще в 1918 году. Она должна была стать символом новых отношений искусства с государством. Уже через год художнику удалось получить заказ на возведение этой утопической постройки. Впрочем, ей было суждено остаться неосуществленной. Татлин задумывал построить 400-метровую башню, которая состояла бы из трех стеклянных вращающихся с разной скоростью объемов. Снаружи их должны были опоясывать две гигантские спирали из металла. Главная идея монумента состояла в динамике, что соответствовало духу времени. В каждом из объемов художник предполагал разместить помещения для «трех властей» - законодательной, общественной и информационной. Форма ее напоминает знаменитую Вавилонскую башню с картины Питера Брейгеля - только башня Татлина, в отличие от Вавилонской, должна была служить символом воссоединения человечества после мировой революции, чье наступление все так страстно ждали в первые годы советской власти.

Густав Клуцис

«Электрификация всей страны»

Конструктивизм с большим энтузиазмом, чем остальные течения авангарда, взял на себя ответственность за риторику и эстетику власти. Ярким тому примером служит фотомонтаж конструктивиста Густава Клуциса, который соединил в себе два самых узнаваемых языка эпохи - геометрические конструкции и лицо вождя. Здесь, как и во многих произведениях 20-х годов, отражена не реальная картина мира, но организация действительности глазами художника. Цель - не показать то или иное событие, а показать, как это событие зритель должен воспринять.

Фотография играла огромную роль в государственной пропаганде того времени, а фотомонтаж был идеальным средством влияния на массы, продуктом, который в новом мире должен был заменить живопись. В отличие от той же картины его можно воспроизвести бесчисленное количество раз, поместить в журнал или на плакат и тем самым донести до огромной аудитории. Советский монтаж создается ради массового репродуцирования, рукотворность здесь упразднена огромным тиражом. Социалистическое искусство исключает понятие уникальности, оно не более чем фабрика по производству вещей и весьма определенных идей, которые должны быть усвоены массами.

Давид Штеренберг

«Простокваша»

Давид Штеренберг, хоть и был комиссаром, но не был радикалом в искусстве. Свой минималистичный декоративный стиль он реализовал в первую очередь в натюрмортах. Основной прием художника - немного вздернутая вертикально столешница с плоскими предметами на ней. Яркие, декоративные, очень аппликативные и принципиально «поверхностные» натюрморты воспринимались в советской России как истинно революционные, переворачивающие старый быт. Впрочем, предельная плоскостность здесь сочетается с невероятной осязательностью - почти всегда живопись имитирует ту или иную текстуру или материал. Картины с изображенной на них скромной, а порой и скудной снедью показывают скромный, а порой и скудный рацион пролетариев. Основной акцент Штеренберг делает на форме стола, который в известном смысле становится отражением культуры кафе с ее открытостью и выставленностью на показ. Громогласные и патетичные лозунги нового жизнеустроения захватывали художника куда меньше.

Александр Дейнека

«Оборона Петрограда»

Картина поделена на два яруса. В нижнем изображены бодро шагающие на фронт бойцы, вверху - возвращающиеся с поля боя раненые. Дейнека использует прием обратного движения - сначала действие развивается слева направо, а потом справа налево, что создает ощущение цикличности композиции. Полные решимости мужские и женские фигуры выписаны мощно и очень объемно. Они олицетворяют готовность пролетариата идти до конца, сколько бы времени на это ни потребовалось, - поскольку композиция картины замкнута, создается ощущение, что поток людей, идущих на фронт и возвращающихся
с него, не иссякает. В жестком, неумолимом ритме произведения выражен героический дух эпохи и романтизирован пафос гражданской войны.

У каждого из нас есть свой определенный багаж знаний и опыта, свои предпочтения и предрассудки. Как говорится: “На вкус и цвет все фломастеры разные”.

Некоторым нравится черный, некоторым красный, кто-то любит кубизм, кто-то – эпоху Возрождения. Тут уж ничего не поделаешь. Однако, по моему убеждению, каждый из нас должен иметь определенную “базу” – знания на основе которых мы потом сможем построить сравнительные ряды и провести параллели.

Именно для это мы ходим в , получаем высшее образование, . В рамках этого самого саморазвития я и предлагаю ознакомиться с самыми яркими, интересными и необычными произведениями мировой живописи. Возможно, кто-то посмотрит на них впервые, а кто-то вспомнит, за что так любит того или иного художника, кто-то захочет узнать что-то новое и начнет искать все полотна понравившегося автора, но так или иначе все смогут дополнить свой “сравнительный ряд” и лицезреть венцы творения авторов в своем жанре.

(Все картины представлены в вольном порядке – я считаю всех их интересными и красноречивыми, так что, на мой взгляд, нечего их ставить в какой-то рейтинг)

1. “Впечатления. Восход Солнца”. Клод Моне, 1872

Замечательная, атмосферная картина, которая в свое время дала название не менее атмосферному направлению в искусстве – импрессионизм. Увидев ее на выставке в 1874 году, критики начали называть Моне и его картины “импрессонистическими”.

Порт Гавра в раннюю пору, одинокая лодка – все это классические атрибуты Моне. Его пейзажи всегда отображали спокойствие и все тоже время вечное движение и мимолетность природы.

Картина практически всегда находилась (и сейчас находится) в музее Мармоттан – Моне. Она пережила свое похищение, попытки ее куда-то “пристроить” и, после долгих поисков, возвращение на свое законное место.

2. “Крик”. Эдвар Мунк, 1893

Эта картина всегда была и сейчас остается невероятно любопытной. Казалось бы, это не произведение эпохи высокого Возрождения. Тут нет точно выверенных мазков, которые сливаются в единую картину и в точности передают черты лица или настроение картины.

Немного угловатый, схематичный персонаж, что просто стоит на мосту, уже больше века вызывает интерес и дискуссии. Одним из самых жарких споров, связанным с этой работой, в последнее время стала продажа этой картины (одной ее из четырех версий) на аукционе $120 млн.

Как уже упоминалось, всего существует 4 версии этой картины – суть их одна и та же. Отличаются они лишь материалами, которыми была написана картина.

Ту самую четвертую версию картины, что была продана за огромные деньги, вы сейчас вряд ли где увидите (разве что вы не дружите с покупателем). Но вторую, не менее интересную версию сего произведения искусства, можно лицезреть в Национальной галереи Осло.

Также это полотно часто используют в современной поп культуре, вдохновляются ею. Возьмем, например, маску из фильма “Крик” или персонажей фантастического сериала “Доктор Кто” – посмотрев на них, сразу в голове появляются определенные ассоциации.

3.”Алжирские женщины”. Пабло Пикассо, 1955

По сути, это еще одна из картин Пикассо, написанная в его любимом стиле в поздний период творчества. Всего картин с таким названием в вариациях целых 15 штук. Сейчас мы лицезреем последнюю 15-ю работу.

Что же тут примечательного, спросите вы? Все просто. 15-я картина (или в официальном названии “Версия О”) этой серии является самой дорогой картиной, проданной на официальном открытом аукционе – $179.3 млн.

Теперь она находится в частной коллекции миллиардера в Катаре.

4. “Когда свадьба”. Поль Гоген, 1892

Гоген является ярким представителем постимпрессионизма, и все его картины имеют ярко выраженный стиль. Эта картина, по сути, отображает типичную манеру художника – насыщенная сцена, яркие , некоторое пренебрежение деталями в пользу отображения общего настроения картины.

Чем же так уникальна именно эта картина?

Это полотно является еще одним представителем картин, проданных за огромную сумму на частных и открытых аукционах. Эта картина была продана музейному ведомству Катар за неслыханные ранее $300 млн.

5. “Бирюзовая Мэрилин”. Энди Уорхол, 1964

Вторая половина ХХ века славилась необычными персонажами в разных сферах культуры и искусства и, понятное дело, невозможно забыть такую яркую личность как Энди Уорхол.

Все что он делал – от его картин до фильмов, указывало на его оригинальность и креативность.

Эта картина, наряду с его другими работами, является “пестрым” представителем поп-арта и является одной самых долгих его работ – $80 млн.

6. “Супрематическая композиция”. Казимир Малевич, 1916

Супрематизм в советской культуре не был воспринят с должным энтузиазмом и, можно сказать, что Казимир Малевич достиг успеха и признания в то время не своими работами, а скорее своей любовью ко не всем понятным экспериментам. “Супрематическая композиция” – как раз один из таких экспериментов.

Однако, за границей его творчество с самого начала воспринимали немного по-другому, и поэтому никто не удивился цене, за которую продали эту картину – $60 млн.

7. “Постоянство времени”. Сальвадор Дали, 1931

Эта картина используется в современном искусстве (ею вдохновляются, делают произведения “по мотивам”), ее элементы часто можно встретить в дизайне.

Словом, эта картина является ярким примером необычайного таланта Сальвадора, отображающим его внутренний мир и интересный угол зрения на все происходящее вокруг.

8. “Мона Лиза”. Леонардо Да Винчи, 1603-1505

Несомненный шедевр гения эпохи Возрождения. Картина настолько легендарная, насколько легендарен ее автор.

Про нее пишут научные работы, ее воспевают в разных жанрах искусства, она является уже “нарицательным” – и все это о небольшой картине. Она сейчас расположена в Лувре, и на нее можно при желании пойти полюбоваться.

9. “Завтрак гребцов”. Пьер Огюст Ренуар, 1881

Это не самая знаменитая картина Ренуара, но, тем не менее, она является не менее прекрасным представителем в своем роде и жанре.

Если вы взглянете на эту картину, то полностью погрузитесь в атмосферу летнего утра, и буквально ощутите легкий бриз, который дует с воды.

Ренуар, как и многие другие импрессионисты, всегда невероятно атмосферный и легкий.

Именно эту картину в уже культовом фильме “Амели” воспевал один из героев. Именно с этой девушкой, что пьет воду, ассоциировалась и сама Амели.

Возможно, вы тоже найдете героя под стать себе, кто знает.

10. “Свобода, ведущая народ”. Эжен Делакруа, 1830

Делакруа является представителем романтизма – логично, что эта его картина является также ярким примером романтичного бунтарства против государства и символом победы над врагами.

Картина является одной из самых знаменитых работ художника. Выставлена в Лувре в большом зале, посвященном творчеству Эжена.

Ее часто используют как вдохновение в современной культуре, дизайне и прочих сферах искусства.

Если вы купите, пожалуй, самый интересный с музыкальной точки зрения альбом группы Coldplay, то увидите, что обложкой этого сборника служит именно это произведение искусства.

Конец 1-й части. Продолжение следует.

Вы когда-нибудь думали о том, сколько стоит самая дорогая картина в мире? Есть много картин с ценой более 1 миллиона долларов США, но есть картины, которые стоят от 100 миллионов долларов. Трудно по-настоящему оценить эти шедевры мировой живописи — почти все авторы самых дорогих картин, когда-либо проданных, скончались и больше не смогут создать что-то подобное. И из-за этого цена этих картин просто повышается со временем. Итак, представляем вашему вниманию ТОП-10 самых дорогих картин в мире.

10 ФОТО

1. № 5, 1948, Джексон Поллок — 140 000 000 долл. США.

№ 5, 1948 года ушла за 140 миллионов долларов, когда она была продана Дэвидом Геффеном Дэвиду Мартинесу в 2006 году. Произведение, выполненное на фибробочке размером 8 на 5 футов воплощает уникальную технику рисования, используемую Поллоком, одним из величайших художников экспрессионистов. Это типичная картина Поллока, не очень доступная по восприятию, но являющаяся основой эволюции современного искусства. Поллок славился уникальной техники окраски, в которой после размещения холста на полу он применял краску, заставляя ее капать из палочек, шприцев и твердых кистей.


2. Шедевр, Рой Лихтенштейн — 165 000 000 долларов.

Рой Лихтенштейн является одним из пионеров культуры поп-арта. Его самая известная работа — Шедевр (1962) имеет некоторые классические элементы поп-арта и элементы комиксов. Картина была частью первой выставки Лихтенштейна в галерее Ferus в Лос-Анджелесе, в которой были представлены другие работы, такие как «Утопленная девушка» и «Портрет мадам Сезанн». Теперь некоторые критики отвергли «Шедевр» как просто еще одну затушеванную и гламурную картинку, другие же считают, что картина имеет более глубокий смысл.


3. Лежащая обнажённая, Амедео Модильяни — 170 400 000 долларов США.

Лежащая обнажённая, также известный как Red Nude или Rellining Nude, представляет собой масляную живопись 1917 года итальянского художника Амедео Модильяни. Картина представляет собой бесшовный сплав классического идеализма и современной чувственности. Картина обнаженной женщины, лежащей на диване, выглядит эротически реалистичной, но имеет сюрреалистичную, почти возвышенную красоту, которая притягивает зрителя. Нет ничего грубого или вульгарного в этой картине. Вместо этого она воспринимается как чувственная, возбужденная женщина в расцвете сил, которая не боится давать и требовать физического удовольствия.


4. Les Femmes d’Alger, Пикассо — 179 400 000 долл. США.

В 2015 году мастерская Les Femmes d’Alger Version O продала картину за 179,4 млн долларов США, чтобы установить мировой рекорд по самой дорогой картине, когда-либо проданной на аукционе. Эта картина является кульминацией серии из 15 работ «Женщины Алжира», выполненной Пикассо. Эта работа отлично демонстрирует склонность Пикассо создавать произведения, которые имеют винтажный стиль, но при этом остаются совершенно свежими в подходе.


5. No. 6, Марк Ротко — 186 000 000 долларов.

Стиль Ротко характеризуется использованием больших холстов и горизонтальных полос ярких цветов. Здесь Ротко использует спартанскую палитру с самыми темными оттенками наверху, символизируя депрессию, которая его преследовала.


6. № 17A, 1948, Джексон Поллок — 200 000 000 долл. США.

Абстрактный экспрессионизм был популярным искусством после Второй мировой войны, который подчеркивает подсознание и спонтанное творение. Работы Джексона Поллока принадлежали к этой школе живописи — его техника капающей краски уходит своими корнями в работу Андре Массона и Макса Эрнста. Эта часть абстрактной работы была создана где-то в 1948 году и была показана в статье журнала Life 1947 года.


7. Когда же замуж? Поль Гоген, 210 000 000 долларов.

В 1892 году картина Поля Гогена стала самой дорогой картиной в мире. Его картина двух таитянских девушек побила мировой рекорд в феврале 2015 года, когда ее купили музеи Катара у частного швейцарского коллекционера Рудольфа Стахелина за поразительные 300 миллионов долларов.


8. Игроки в карты, Поль Сезанн, 250 000 000 долларов США.

Игроки в карты были куплены королевской семьей Катара от греческого судоходного магната Джорджа Эмбирикоса за колоссальные 274 миллионов долларов США.


9. Обмен, Виллем де Кунинг, 300 000 000 долларов. 10. Спаситель мира, Леонардо да Винчи, 450 300 000 долларов.

Спаситель мира якобы был написан Леонардо да Винчи (многие критики считают иначе). На картине изображен Иисус Христос, одетый в одежду эпохи Возрождения и дающий благословение, держа хрустальный шар в левой руке. Стеклянный шар в руке символизирует кристаллические сферы небес — Христос показан спасителем мира и хозяином космоса.

Даже у многих из нас художественная выставка вызывает порой зевоту и ассоциируется с чем-то скучным и неинтересным: ну картина, ну нарисовано – и что? И кажется, ребенок тем более ничего не поймет. Но если выбрать подходящий сюжет, вместе обсуждать увиденное и делиться впечатлениями – будет весело и детям, и вам. Поэтому, чтобы не было равнодушных взрослых, учиться понимать искусство и уважать труд мастера лучше с ранних лет.

Своими секретами, как привить детям любовь к прекрасному, с «Летидором» поделилась Наталья Игнатова – лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства.

Наталья Игнатова

лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства

Заинтересовать детей художественной выставкой не так сложно, как это кажется на первый взгляд. И под силу всем родителям. Чтобы поход в музей стал доброй семейной традицией, учитывайте возраст юного зрителя и изучайте искусство в игровой форме. Зная своего ребенка, вы сможете рассказать ему историю картины ненавязчиво и доступно, а значит, не перегрузите лишней информацией.

Дошкольники

Малышам от 4 до 6 лет не очень интересно, кто написал то или иное живописное полотно и зачем. Для начала им нужно просто объяснить, что такое музей и вообще картины. Большинство детей в этом возрасте уже знакомы с фотографиями. Они наверняка уже пробовали снимать папу и маму или свои игрушки. Поэтому можно сказать, что картины – это что-то вроде фотографий. Просто раньше ни смартфонов, ни фотоаппаратов не было, и люди могли только рисовать – причем не только реальность, но и сказки.

В дошкольном возрасте прежде всего нужно научить ребенка внимательно смотреть на картины. При этом учитывайте, что в галереях висят полотна с изображением и обнаженной натуры, и сцен насилия. Поэтому заранее продумайте маршрут. В Третьяковской галерее лучше всего сразу пойти в зал с картинами Виктора Васнецова (зал № 26). Идеальная работа для восприятия малышей – это «Богатыри».

В. М. Васнецов «Богатыри» (1898 г.)

Сюжет этой картины, которую очень любил художник, расскажите в виде сказки: «Жили-были три богатыря. Звали их Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И они охраняли свои земли от нашествия врагов. И однажды вышли они в поле и…». Тут можно спросить ребенка, как он думает: видят они врагов или нет? Обратите внимание малыша на то, как выдвинут меч, приготовлена стрела, как смотрят герои картины – в общем, подтолкните его к выводу, что неприятель где-то рядом. Пофантазируйте вместе, а что будет происходить дальше. Предложите ребенку подумать, чем похожи и чем отличаются былинные герои, какие у них характеры.

Кстати, именно эта картина стала последней в коллекции Павла Михайловича Третьякова, которую он купил сам и повесил с Васнецовым на то место, где полотно висит и сейчас.

Помимо сказочных сюжетов, дети с удовольствием будут изучать картины с изображением животных, бытовые сцены и натюрморты.

И. Ф. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839 г.)

Подойдите к натюрморту Ивана Хруцкого (зал № 14) и объясните ребенку, что художники часто рисуют все, что видят. Расспросите его, какие фрукты и овощи есть на картине, где спряталось насекомое, какие краски использовал художник, кому какой цвет больше нравится. При этом будет интереснее, если родители тоже поделятся своим впечатлением.

С младшими школьниками уже не обязательно бежать в конкретные залы, опасаясь, что они увидят сцены войны или нежные объятия влюбленных. Можно начать с портретов и объяснить, что это за жанр.

Выбрав изображения разных людей, спросите ребенка, отличаются ли они от нас и чем, а также сыграйте в игру «Угадай, кто это?». Военный, купец или, допустим, царь, с атрибутами власти – державой и скипетром. Расскажите также о том, что портреты различаются по жанру – есть парадные портреты, в полный рост, а есть камерные – по пояс, и предложите определить, где какой.

Кроме того, обратите внимание ребенка на эмоции героев. Для этого рассмотрите, например, лица мужчин на картине Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе» (зал № 8).

О. А. Кипренский «Читатели газет в Неаполе» (1831 г.)

Один из них читает газету. Можно спросить: что делают другие? Они слушают – это видно по повороту головы одного и задумчивому взгляду другого. Тогда стоит задать вопрос: почему один читает всем? И на него помогут ответить сами родители, немного подготовившись. Все эти люди на картине – иностранцы, и язык, на котором написана газета, знает только один из них. И он переводит. Менее всего интересно чтение собачке, которая смотрит на зрителя и совершенно не понимает, о чем идет речь. Попробуйте показать ребенку, что вы тоже кого-то внимательно слушаете, и предложите ему сравнить, насколько ваше лицо похоже на мимику персонажей картины.

И. И. Левитан «Золотая осень» (1895 г.)

Также в этом возрасте можно полюбоваться пейзажами, такими понятными и яркими. Рассмотрите с ребенком «Золотую осень» Исаака Левитана (зал № 37). Спросите у него: почему это осень, к какому ее периоду относится пейзаж, какие цвета использовал художник, какое настроение вызывает картина.

Попробуйте угадать, какое время года на картине «Мокрый луг» Федора Васильева (зал № 18). Там нарисованы зеленые деревья, растут цветы и солнце пробивается сквозь тучи.

Также познакомьте ребенка с пейзажами Константина Коровина (зал № 43). На его картине «Зимой» вы увидите двор, покрытый снегом, и лошадь, запряженную в сани.

Дойдите и до знакомой каждому с детства картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (зал № 18). Художник изобразил середину весны, когда становится тепло, поэтому с юга возвращаются птицы, но листья еще не распустились и снег не растаял.

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (1889 г.)

Ну как пройти маленькому сладкоежке мимо такой знакомой картины (зал № 25). Обязательно поделитесь со своим почемучкой секретом: мохнатых зверей на сломанной сосне нарисовал другой художник – Константин Савицкий. В свое время он рассказал родным, что автор продал картину за 4 тысячи рублей, и поэтому стал «участником в 4-й доле». Свою подпись под произведением Савицкий сначала поставил, но потом убрал.

Обратите внимание ребенка на то, что у многих деревьев верхушки как будто срезаны и не помещаются даже на холсте – этим художник хотел передать их мощность и величавость. И мы, как и медведи, оказываемся внутри густой чащи.

Дети от 9 лет и старше

Детям в возрасте 9-11 лет уже можно рассказывать о личности художника и его жизни. Правда, для этого взрослым придется подготовиться или взять аудиогид.