Большой эрмитаж залы. Самые роскошные залы Эрмитажа


Wrote in October 12th, 2012

Оригинал взят у bolivar_s в Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 3.

Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 3. Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Большой (Старый) Эрмитаж

Советская лестница С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер).
Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" украшал Овальный зал, первоначально находившийся на месте лестницы. Единственный акцент в интерьере - малахитовая ваза (Екатеринбург, 1850-е). Название лестницы объясняется тем, что в XIX в. на первом этаже здания находились помещения Государственного совета.


Верхняя площадка Советской лестницы

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. Некогда эти помещения занимал Государственный совет, а с 1885 года - Царскосельский арсенал.

Залы итальянской живописи XIII—XVIII веков

В залах второго этажа (бывшие жилые комнаты Надворной анфилады и залы Парадной анфилады вдоль Невы) представлены работы мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан.

Зал Тициана Зал Тициана - одно из помещений Надворной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, оформленной А.И. Штакеншнейдером в 1850-е гг. Эти апартаменты предназначалась для знатных гостей императорского двора. Отделка XIX в. сохранилась в интерьере лишь частично. В ходе реставрации, проведенной в 2003 г., стены были окрашены под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. В зале представлены полотна позднего периода творчества Тициана (Тициано Вечеллио, 1488-1576) - великого венецианского художника эпохи Возрождения. Среди них - "Даная", "Кающаяся Мария Магдалина", "Святой Себастьян".
Даная

Кающаяся Мария Магдалина

Зал искусства Италии XIII - начала XV в.

Приемная, как и все залы парадной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, была оформлена А. Штакеншнейдером в 1851-1860 гг. Зал является прекрасным образцом интерьера эпохи историзма. Колонны зеленой яшмы и пилястры, украшенные росписью, золоченые орнаменты потолка и десюдепортов, двери, декорированные медальонами из фарфора, придают залу особую нарядность. В зале представлены произведения итальянских художников XIII - начала XV в., среди которых "Крест с изображением Распятия" Уголино ди Тедиче, створка диптиха Симоне Мартини "Мадонна" из сцены "Благовещение", "Распятие с Девой Марией и св. Иоанном" Николо Джерини.

Мадонна из сцены "Благовещение" Симоне Мартини

"Голгофа" Уголино Лоренцетти

Зал искусства Италии XVI в.

Зал входил в надворную анфиладу Старого (Большого) Эрмитажа, оформленную А. Штакеншнейдером в середине XIX в. Убранство интерьера не сохранилось. В ходе реставрации 2003 г. стены приобрели окраску под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. Сейчас здесь представлены работы венецианских живописцев XVI в., таких как Якопа Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. К шедеврам коллекции музея относится картина Джорджоне (около 1478-1510) "Юдифь" - одно из немногих подлинных произведений основоположника венецианской школы.
Якопо Пальма Старший - Мадонна с младенцем и заказчиками

Джорджоне - Юдифь

Зал Леонардо да Винчи

В Двусветном зале Старого (Большого) Эрмитажа представлены шедевры музея - два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - "Мадонна Бенуа", одно из немногих бесспорных творений мастера, и "Мадонна Литта". В отделке зала (архитектор А.И. Штакеншнейдер, 1858) сочетаются светлый стюк с цветным камнем (порфировые и яшмовые колонны, лазуритовые вставки в мраморных каминах) и позолотой. Зал украшают живописные панно и плафоны. Двери декорированы в стиле "буль" - пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) (1478)

Самая знаменитая картина Эрмитажа. Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) (1490 - 1491)


Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля находятся в Большом Эрмитаже.
Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в1780-хгг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копиифресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством Х. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты - так называемая "Библия Рафаэля". Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в "гротах" - руинах "Золотогодома" (дворца древне римского императора Нерона,I в.).

Малый Эрмитаж


Северный павильон Малого Эрмитажа.Вид с Дворцовой набережной.

Южный павильон Малого Эрмитажа с Дворцовой площади

Павильонный зал

Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного прираскопках древне римских терм. В зале экспонируются часы "Павлин" (Дж.Кокс, 1770-е),приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.

Эдуард Петрович Гау

Тутукин, Петр Васильевич - Виды залов Зимнего дворца. Павильонный зал

Кольб Александр Христофорович - Виды залов Малого Эрмитажа. Павильонный зал

Знаменитый музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге по праву считается одним самых значительных художественных и исторических музеев всего мира. Комплекс из пяти величественных зданий, в которых располагаются многочисленные экспонаты, является одним из уникальнейших памятников архитектуры России.

В наши дни обширная коллекция музейного комплекса насчитывает более трех миллионов разнообразных произведений искусства, с экспонатов древнейших времен и до шедевров современности.

Уникальность Эрмитажа

Государственный музей Эрмитаж интересен не только огромным количеством экспонатов, по и своим расположением. До революции он был императорским, поэтому здесь сохранены уникальные интерьеры той эпохи, великолепные мраморные лестницы, позолоченная мебель и хрустальные люстры.

У посетителей появляется возможность полностью погрузиться в атмосферу того времени, по достоинству оценить красоту и роскошь окружающей обстановки.

История создания

Временем основания Эрмитажа считают 1764 год, когда по приказу Екатерины II в нескольких залах Зимнего дворца, бывшего в то время одной из императорских резиденций, была основана выставка картин. Эти 225 полотен были приняты императрицей у немецкого купца Гоцковского в счет оплаты долга Российской империи. Затея имела успех. Потому императрица продолжила собирать экспонаты.

По ее приказам скупались скульптуры и полотна известных живописцев, была приобретена интереснейшая коллекция резного камня. Вскоре оказалось, что нескольких залов для собранных шедевров уже не хватало. Приняли решение о постройке отдельного здания. Оно было возведено в 1764-1767 годах и впоследствии стало называться Малый Эрмитаж.

В 1775-м на побережье Невы архитектором Юрием Фельтеном было сооружено роскошно отделанное строение, названное Большим Эрмитажем.

В 1783-1787 годах на месте прежней личной резиденции императора Петра I архитектором был построен Эрмитажный театр.

Формирование экспозиций Эрмитажа

В начале своего существования коллекция музея пополнялась за счет покупок коллекций живописи, принадлежащих европейским аристократическим семействам. Затем начали приобретать и отдельные произведения гениальных мастеров. Например, императором Александром I было куплено полотно «Лютнист» кисти Караваджо.

Уже к концу XVIII века в коллекциях Эрмитажа хранились картины Рембрандта, Рафаэля, Джорджоне, Рубенса и многих других знаменитых художников. Специально для экспозиций Эрмитажа за рубежом скупались разнообразные произведения искусства. Это скульптуры, изделия из золота и серебра, книги, монеты и многое другое.

Некоторые шедевры заказывались мастерам специально для пополнения коллекции Эрмитажа. В начале XIX века в музее также начали выставлять также интереснейшие археологические находки.

Уже к середине XIX века для хранения и демонстрации все увеличивающегося количества экспонатов было построено здание Нового Эрмитажа. Музейный комплекс приобрел свой окончательный вид.

Залы музея

Схема залов Эрмитажа насчитывает около 350 различных помещений, в которых и расположена богатейшая коллекция шедевров музея. Сами интерьеры помещений зачастую также являются произведениями искусства, как, например, величественная галерея Лоджии Рафаэля, возведенная по заказу Екатерины.

Она представляет собой точную копию Ватиканского оригинала. Вся галерея, включая и потолок, украшена аналогами полотен Рафаэля, которые были выполнены группой художников под руководством X. Унтербергера.

Не менее примечательны античные залы Эрмитажа, внутреннее пространство которых полностью соответствует представленным коллекциям. Часто интерьер залов расписан греческими и египетскими мотивами и многочисленными колоннами. Здесь собраны предметы многих местностей и эпох. Например, огромная, покрытая надписями плита с площади древней Пальмиры (пальмирское письмо) или реалистичные античные скульптуры.

Греческие залы Эрмитажа поражают обилием подлинных античных статуй, ваз, амфор, светильников.

Примечательна знаменитая скульптура "Венера Таврическая", которая была куплена Петром Великим у папы Климента XI.

Как расположены экспозиции

Гостям, впервые посещающим величественный музейный комплекс, довольно непросто разобраться в сложных пересечения галерей и переходов. Подробная Эрмитажа с номерами помещений расположена у входа в музей. Такую же бесплатно можно получить у кассиров при покупке билетов или можно воспользоваться очень удобным и подробным онлайн-путеводителем по музею.

Все помещения музейного комплекса пронумерованы, чтобы в них было проще ориентироваться. Но многие особо примечательные залы имеют свои названия.

Названия залов Эрмитажа могут отражать и сущность коллекций, представленных в них. В частности, Зал Древнего Египта или Зал Леонардо да Винчи.

Иногда название помещения музея может возникнуть из-за его внешних особенностей или деталей интерьера. Например, таким образом получил свое название Белый зал, построенный А. П. Брюлловым в честь свадьбы будущего императора Александра II в 1841 году. Его интерьер был выполнен в белых тонах и украшен статуями древнеримских божеств и многочисленными колоннами.

Часто названия залов Эрмитажа давались, чтобы увековечить память значительных людей или событий. Так, например, Петровский зал был назван в честь основателя города, Петра Великого. Его еще называют Малым тронным.

Шедевры живописи

В одной небольшой статье нереально даже просто перечислить все полотна великих живописцев, представленные в экспозициях Эрмитажа.

Из самых примечательных, можно увидеть две работы кисти знаменитого живописца эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Всего в мире известно 14 подлинных полотен его авторства, и две из них находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге!

В музее также можно познакомится с внушительной коллекцией живописи средневековых испанских мастеров. Безусловно, одной из жемчужин этой экспозиции Эрмитажа является полотно кисти Диего Веласкеса "Завтрак". Данное полотно придворного живописца испанского короля Филиппа VI удивляет своим оптическим визуальным обманом: кажется, что на картине изображены четыре человека, а на самом деле завтракают лишь три персонажа.

На схеме залов Эрмитажа можно увидеть такие названия, как Зал Рембрандта или «Лавки» Снейдерса. Отдельно представлена богатейшая коллекция полотен Нидерландских живописцев XVI-XVII веков.

Работы импрессионистов и постимпрессионистов находятся на третьем этаже Зимнего дворца. Здесь можно восхищаться полотнами Моне, Ренуара, Пикассо и многих других гениальных мастеров живописи.

Кладовые Эрмитажа

На схеме залов Эрмитажа можно увидеть такие названия, как Галерея драгоценностей №1 и №2. Они называются Золотой и Бриллиантовой. Говорящие наименования! Разумеется, в них можно осмотреть ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота.

Посещение этих галерей не входит в стоимость входного билета. Их нужно оплачивать отдельно. Посещение возможно только с экскурсией по расписанию. Фото- и видеосъемка там запрещены, но впечатления от увиденной красоты творений древних мастеров хватит надолго.

О знаменитом известно практически всем, но ничем не уступает по мастерству и выразительности коллекция сибирского золота, сформированная еще Петром Великим. Она состоит из предметов, собранных на территории Западной Сибири в начале XVIII века. Эту подборку экспонатов по праву можно назвать самой ранней археологической коллекцией России.

Некоторые произведения древних ювелиров датируют еще седьмым веком до нашей эры. Оттого и потрясает мастерство и точность исполнения шедевров.

Для ценителей красоты и блеска натуральных камней познавательным станет посещение Бриллиантовой кладовой. В ней расположены драгоценности российских самодержцев. Это табакерки и шкатулки всех форм и размеров, часы и веера, украшенные россыпью бриллиантов.

Также можно увидеть уникальные творения работы - уменьшенные в десять раз копии императорской короны, скипетра и державы.

При всем желании невозможно за один день даже мельком осмотреть все экспозиции, залы и галереи музейного комплекса. Поэтому лучше заранее определиться с наиболее предпочтительными коллекциями и продумать свой маршрут. В этом может помочь более чем подробный и понятный интерактивный путеводитель по Эрмитажу.

Нужно учитывать, что максимальной популярностью у гостей музея пользуются парадные залы, коллекции полотен Рембрандта и Леонардо да Винчи. Их целесообразней посетить во второй половине дня, когда количество туристов существенно уменьшится.

А начать осмотр лучше с первого этажа Зимнего дворца, где расположены залы, посвященные искусству древних веков. В утренние часы там обычно пустынно.

Хотя у каждого свои интересы, а потому невозможно проложить маршрут, одинаково познавательный для всех.

Посещение музея с детьми

Если планируется посещение музея с малышами, лучше сделать эту экскурсию недолгой, чтобы не "перенасытить" ребенка впечатлениями.

Несмотря на основательность и солидность галерей музейного комплекса, найдутся в Эрмитаже залы для детей, которые непременно заинтересуют малышей. Мальчику обязательно понравится посещение Рыцарского зала, где представлена богатейшая коллекция средневековых рыцарских доспехов и оружия. В экспозиции есть даже комплект детских доспехов, который точно придется по душе маленькому рыцарю.

А девочку обязательно впечатлят и удивят красивые интерьеры парадных залов, изображения детей и животных на картинах, а также уникальный Висячий сад.

И, конечно, детям будет интересно посетить Зал Древнего Египта, увидеть настоящую мумию и много интереснейших статуй с головами животных.

Экскурсии по Эрмитажу

Музейный комплекс просто огромен, поэтому ориентироваться по нему, несмотря на наличие схемы залов Эрмитажа, довольно проблематично. Поэтому рекомендуется воспользоваться услугами гида.

Экскурсии проводятся работниками музея, которые досконально знают историю каждого произведения искусства и множество интересных фактов про них.

Традиционная экскурсия по Эрмитажу обзорная. Длится она примерно четыре часа. Она включает в себя осмотр всех самых известных экспонатов музея. Ее можно расширить, если запланировать посещение Галерей драгоценностей или дворца Меньшикова.

Проводятся также тематические экскурсии для родителей с детьми (не младше шести лет), в процессе которых в увлекательной и понятной форме малыши знакомятся с мировыми шедеврами.

Пушистые хранители Эрмитажа

Одним из интересных фактов функционирования музея является то, что уже 240 лет от возможной порчи грызунами его коллекции охраняют кошки. Еще императрица Екатерина повелела для охраны шедевров музея завезти в Эрмитаж крупных кошек, которые умели хорошо охотиться на мышей.

Эта традиция существует по сей день - на территории музея "работают" примерно шестьдесят кошек. Существует даже специальный праздник, посвященный котам-охранникам, 28 марта работники музея его отмечают.

Эрмитаж - огромный музей. В его богатейших коллекциях около 3 млн экспонатов, а площадь его экспозиций около 50 тыс. кв. м. В нем немудрено заблудиться. Поэтому возьмите на входе план музея и выберите те залы, которые особенно вас интересуют, - осмотреть все за одно посещение вам все равно не удастся.

Если вы хотите составить себе общее представление о музее, рекомендуем вам подняться по парадной Посольской лестнице на второй этаж дворца и пройти через торжественные и роскошные Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы в Военную галерею 1812 г., посвященную победе русской армии над Наполеоном. Пушкин воспел эту галерею в знаменитых строках:

У русского царя в чертогах есть палата;
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой,
Ее разрисовал художник быстроокий.

Стены этой галереи увешаны сотнями портретов русских генералов - участников войны с наполеоновской армией. Сразу за ней - величественный Большой Тронный (Георгиевский) зал с царским троном под балдахином, откуда мы выходим в Малый Эрмитаж, известный своим великолепным Павильонным залом (обратите внимание на мозаику на полу и на знаменитые часы «Павлин» с движущимися фигурами животных) .

Из Малого Эрмитажа переходим в Большой, где начинается непосредственно пинакотека (собрание живописи) . Итальянская живопись представлена в Эрмитаже в более чем 40 залах. Одна из самых старинных картин итальянской коллекции - «Мадонна» сиенского мастера Симоне Мартини. Это одна из створок складня-диптиха «Благовещение», созданного в XIV в. Две параллельные галереи Большого Эрмитажа посвящены соответственно флорентийской и венецианской живописи, Любая из них выведет в зал Леонардо да Винчи (флорентийская - напрямую, из венецианской надо будет свернуть налево из зала Тициана) .

В великолепнейшем зале Леонардо да Винчи обычно всегда много народу. Придется постоять в очереди к его ранней картине «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») и к знаменитой «Мадонне Литта» миланского периода мастера. Из Большого Эрмитажа перейдем в Новый Эрмитаж, где продолжается итальянская коллекция, обязательно посмотрим на две картины Рафаэля - написанную в совсем юном возрасте «Мадонну Конестабиле» и более позднее «Святое семейство», на скульптуру «Скорчившийся мальчик» Микеланджело и зайдем в потрясающие Лоджии Рафаэля - точную копию ватиканского творения великого мастера, созданную для Екатерины II архитектором Кваренги. И везде, куда ни кинь взгляд, - не только великие картины и скульптуры, но и великолепные интерьеры, умопомрачительные паркеты, камины, росписи, огромные малахитовые и лазуритовые вазы и столы, светильники из родонита, яшмы и порфира, бронзовые канделябры и люстры. Даже обычные двери являются здесь настоящими, богато украшенными произведениями искусства.

Из итальянских залов перейдем в испанские, их всего два, зато имена представленных мастеров - одно известнее другого: Эль Греко, Мурильо, Веласкес, даже Гойя есть в Эрмитаже! Рядом - знаменитейший зал Рембрандта, одна из крупнейших коллекций его картин за пределами Голландии. И каких картин! «Возвращение блудного сына», «Снятие с креста», «Святое семейство» и множество других всемирно известных произведений мастера. И вообще голландская живопись представлена в музее очень широко, почти тысяча картин голландских живописцев хранится в нем. Пройдите через Зал малых голландцев, полюбуйтесь на их мастерски выверенные, детально точные и потрясающие своей достоверностью пейзажи, натюрморты, бытовые сценки. Загляните в зал Рубенса (огромная коллекция, около 40 картин) и в зал знаменитого портретиста Ван Дейка. Затем по периметру эрмитажного комплекса, но уже с другой стороны, вернитесь в Зимний дворец - там вас ждет великолепная коллекция французского искусства - картины мастеров XVIII в., мебель, керамика, шпалеры.

Из зала Клода Лоррена сверните направо и поднимитесь по лестнице или на лифте на третий этаж. Он не так богато украшен, как второй (тут жили не цари, а вспомогательный персонал) , зато здесь находится потрясающая коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов. Полюбуйтесь картинами Клода Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пабло Пикассо. Затем по дубовой лестнице спускайтесь снова на второй этаж и отправляйтесь в жилые покои, оформленные к свадьбе великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) с Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской.

В просторном Белом зале - самом большом и парадном помещении «новой половины» Зимнего дворца - молодожены устраивали балы и праздники. Обратите внимание на находящуюся здесь огромную вазу севрского фарфора XVIII в., расписанную синей краской и украшенную золоченой бронзой. Затем пройдите в поражающую воображение Золотую гостиную с полностью вызолоченными стенами, где сейчас выставлена коллекция камей (резных камней) , купленная Екатериной II у герцога Орлеанского. Следующая комната - Малиновая гостиная Марии Александровны. Здесь музицировали, о чем напоминает малиновый шелк на стенах с изображением музыкальных инструментов. За Малиновой гостиной расположены красный с золотом будуар, оформленный в стиле второго рококо, Синяя спальня, ванная и туалетная Марии Александровны. Помещение спальни сейчас используется для временных выставок.

Затем мы выходим в зал, где стоят карнавальные сани XVIII века, сделанные в форме фигуры святого Георгия с копьем, откуда можно продолжить путь либо по длинному Темному коридору без окон, где хранятся уникальные шпалеры, которым вреден солнечный свет, либо по залам, посвященным русскому искусству XVIII в. Оба этих пути выведут нас в ротонду - помещение круглой формы с замечательным паркетом на полу, служившее связующим звеном между апартаментами, располагавшимися в разных частях дворца. За ротондой находились жилые помещения, среди которых стоит отметить Белую (Малую) столовую последнего русского императора Николая II, известную тем, что именно в ней были арестованы министры Временного правительства во время Октябрьской революции (часы на камине показывают время, когда произошло это историческое событие, - 2 часа 10 минут ночи) . А вообще местом заседания Временного правительства было соседнее помещение - великолепная Малахитовая гостиная, украшенная колоннами, пилястрами, каминами, столиками, вазами и другими декоративными предметами, выполненными из малахита в технике русской мозаики.

Затем по длинному коридору мы возвращаемся вновь к парадной Посольской (Иорданской) лестнице. По дороге обязательно загляните в Концертный зал, где сейчас находится серебряная рака святого Александра Невского из Александро-Невской лавры, и в поражающий воображение своими размерами (более 1100 кв. м) огромный Николаевский (Большой) зал. Из Николаевского зала, в котором когда-то устраивались самые пышные дворцовые праздники, а сейчас проводятся временные художественные выставки, через Аванзал, украшенный малахитовой ротондой, подаренной Николаю I богатейшим семейством владельцев уральских заводов Демидовых, выходим снова на Посольскую лестницу.

Затем, если у вас еще остались силы для продолжения осмотра, можно отправиться на первый этаж. Спустившись с лестницы, поверните налево, где находится музейный кафетерий. Наверное, и вам захочется сделать перерыв и отдохнуть немного за чашкой кофе. Затем пройдите дальше по этому же коридору и сверните налево - вы попадете в большой мрачный зал Древнего Египта, где среди прочего выставлена настоящая мумия египетского жреца X в. до н.э. Египетская коллекция Эрмитажа интересна тем, что в ней представлены все периоды истории Древнего Египта.

Выйдя из Египетского зала и пройдя немного вперед, свернем налево и окажемся в зале с огромнейшей Колыванской вазой - самой большой из всех эрмитажных ваз. Ее вес почти 19 тонн, высота - 2 м 69 см. Ее высекали из монолита ревневской яшмы в течение 14 лет, с 1829 по 1843 г. Вазу, выполненную на Колыванской фабрике на Алтае, везли в Петербург на специальных подводах более 120 лошадей. Она была установлена в этом зале, когда еще не были закончены его стены. Теперь вазу отсюда уже не вынести - ее размеры не позволяют ей пройти в двери, так что можете быть уверены, что вы всегда найдете Колыванскую вазу на своем месте.

Пройдя немного вперед, вы попадете в огромный Двадцатиколонный зал, украшенный монолитными колоннами серого гранита и мозаикой на полу, сделанной по подобию римской. В этом зале - настоящее царство античных ваз и амфор, известнейшая из которых - чернолаковая Кумекая ваза, так называемая «Царица ваз», - находится в центре зала, под специальным стеклянным колпаком. Созданная в IV в. до н.э., она была найдена в развалинах храма в Кумах. Эта ваза, посвященная подземным богам и божествам плодородия, украшена рельефом и сохраняет до наших дней позолоту и следы яркой раскраски. Дальнюю часть зала занимает небольшая, но очень интересная и самобытная этрусская коллекция.

Из Двадцатиколонного зала вернитесь в зал 129 и сверните налево, в 127-й зал. Идя в этом направлении, вы сможете обойти весь первый этаж Нового Эрмитажа и увидеть замечательные коллекции античного искусства. Наиболее примечательны огромная статуя Юпитера и знаменитая Венера Таврическая. Статуя Юпитера высотой 3 м 47 см была найдена на загородной вилле римского императора Домициана. Венера Таврическая была куплена у римского папы во времена Петра I и стала первым античным памятником, появившимся в России в 1720-х годах, Сначала она стояла в Летнем саду, затем попала в Таврический дворец, почему и стала называться Таврической. Вообще же искусству античного мира в музее посвящено более 20 залов. Древняя Греция, Древняя Италия и Рим, Северное Причерноморье представлены здесь богатейшими коллекциями ваз, резных камней, ювелирных изделий, скульптур, терракот. Кроме того, обратите внимание на оформление самих залов этого этажа - один красивее другого. Завершив круг по первому этажу, через зал Древнего Египта вы снова выходите в центральный вестибюль музея.

Кроме того, в Эрмитаже есть еще одна уникальная возможность - посетить Золотую и Бриллиантовую кладовые, где хранятся потрясающие изделия из драгоценных металлов и камней. Чего тут только нет! Драгоценности на любой вкус, самых разных стран и эпох - от скифского и греческого золота до ювелирных шедевров начала XX в. Подвески, браслеты, перстни афинских щеголих и российских царственных модниц, часы, табакерки, драгоценное оружие и многое другое. Известный геолог и знаток природных минералов академик Ферсман писал об этой коллекции: «Галерея драгоценностей, ныне называемая Особой кладовой, создает полное представление об одном из прекраснейших искусств - об ювелирном деле. В отделе безделушек, вееров, табакерок, несессеров, часов, бонбоньерок, набалдашников, перстней, колец и т.д. проявлено столько вкуса, такое понимание декоративных особенностей камня, такое мастерство композиции, такая виртуозность техники, что, любуясь этими вещами, признаешь их скромных, забытых ныне авторов за достойных собратьев великих художников, произведения которых висят рядом на стенах картинной галереи Эрмитажа».

Если вы хотите увидеть эти замечательные коллекции, то вам надо с самого утра, как только вы вошли в музей, купить в кассе билет на один из сеансов. Посещение особых кладовых организовано по сеансам, только в сопровождении музейного экскурсовода и оплачивается отдельно. Вы можете посетить обе кладовые или выбрать одну из них.

В Золотой кладовой представлены произведения древнегреческих мастеров, золото скифов, драгоценности стран Востока, великолепные образцы восточного парадного оружия. В Бриллиантовой кладовой можно увидеть древние золотые изделия, драгоценности из коллекций членов императорской семьи Романовых и частных собраний Петербурга, памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия знаменитой фирмы Фаберже.



Лоджии Рафаэля - это длинная величественная галерея с большими окнами, из которых открывается вид на Зимнюю канавку и Эрмитажный театр. Галерея была создана по заказу императрицы Екатерины Великой с 1783 по 1792 год архитектором Дж. Кваренги и представляет собой копию знаменитых Лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце Папы Римского. Все поверхности, стены и своды потолка покрыты копиями фресок Рафаэля, выполненными на холсте. Архитектор Джакомо Кваренги построил корпус галереи, а художники мастерской под руководством Христофора Унтерпергера отправились в Ватикан для создания копий росписей, на которые ушло 11 лет.

Ритмично чередующиеся полукруглые арки делят потолок на прямоугольные части равной длины, в каждой из которых находятся фрески на библейские темы. Всего здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового Завета, от Сотворения мира до Тайной вечери. Эти фрески часто называют Библией Рафаэля. Мастера тщательно повторили и настенные орнаменты - гротески с бесконечным разнообразием изящных мотивов.


Шатровый зал - один из самых больших в здании Нового Эрмитажа - получил своё название из-за необычного потолка с кессонами, покрытого росписью в пастельных тонах, и уникального двускатного перекрытия. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы. Сегодня, как и в XIX веке, в зале размещены картины голландской и фламандской школ, например, таких знаменитых художников XVII века, как Якоб Рёйсдал, Питер Клас, Виллем Калф, Виллем Хеда, Ян Стен, Франс Халс и другие.

Фойе Эрмитажного театра



Фойе Эрмитажного театра было построено по проекту Фельтена в 1783 году и расположено над Зимней канавкой, в переходной галерее между Большим Эрмитажем и театром. Убранство зала оформлено архитектором Л. Бенуа в 1903 году в стиле французского рококо. Пышные растительные гирлянды, завитки и рокайли с позолотой обрамляют картины, проёмы и стенные панно.

На потолке живописные вставки - копии с картин итальянского мастера XVII века Луки Джордано: «Суд Париса», «Триумф Галатеи» и «Похищение Европы». Над дверью - пейзаж с руинами авторства французского художника XVIII века Юбера Робера, на стенах - портретная живопись XVIII–XIX веков. Над фойе театра до сих пор можно обнаружить деревянные перекрытия и стропила конца XVIII века. Из высоких оконных проёмов открываются неповторимые виды на Неву и Зимнюю канавку.

Золотая гостиная / Гостиная Марии Александровны



Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А. П. Брюлловым в 1838–1841 годах после пожара. Интерьер зала как бы повторяет убранство царских палат Московского кремля. Низкий сводчатый потолок зала украшает золочёный лепной орнамент. Первоначально стены и свод, облицованные белым искусственным мрамором, были декорированы растительным золочёным узором.

В 1840-е годы облик интерьера был обновлён по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной, вызолоченные двери и великолепный паркет.

После убийства 1 марта 1881 года императора Александра II именно здесь, в окружении избранных членов Государственного совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу российской конституции и реформ, над которыми трудился и которые не успел завершить его отец.

Александровский зал



Александровский зал Зимнего дворца создан А. П. Брюлловым после пожара 1837 года. Архитектурное решение зала, посвящённого памяти императора Александра I и Отечественной войне 1812 года, построено на сочетании стилевых вариаций готики и классицизма. Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 годов воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф. П. Толстого. Тонкие колонны в готическом стиле и полуциркульные арки придают залу храмовый вид. В зале расположена экспозиция европейского художественного серебра XVI–XIX веков из Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.

Геогриевский / Большой Тронный зал



Георгиевский (Большой Тронный) зал Зимнего дворца был создан в 1787–1795 годах по проекту Дж. Кваренги. Огромное двухсветное помещение зала было выполнено в классическом стиле. Зал был освящён 26 ноября 1795 года в день святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название. После пожара был воссоздан архитектором В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещён барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона». Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные приёмы и церемонии кавалеров ордена Георгия Победоносца, учреждённого Екатериной.

Потолок - металлический, он подвешен к балкам, как цепные мосты. Рисунок позолоченных орнаментов потолка зала повторяет узор паркета из 16 пород цветного дерева, подчёркивая гармоничность художественного облика Георгиевского зала.

Будуар Марии Александровны




Будуар Марии Александровны, как и её гостиную, оформил А. П. Брюллов, но в 1853 году его интерьер был полностью изменён в соответствии с проектом архитектора Гаральда Боссе. Небольшая комната для императрицы напоминает изящную табакерку, украшенную в стиле второго рококо. Боссе создал причудливые орнаменты из позолоченного резного дерева и металла. Яркий гранатовый цвет шёлковой ткани - брокатели (шёлк с металлической нитью), изящный рисунок орнаментов, мягкая золочёная мебель создают ощущение изысканности и комфорта. Великолепная бронзовая золочёная люстра, отражаясь в зеркалах на стенах и потолке, дополняет эффектное убранство интерьера, делая его бесконечным, хрупким и грациозным.

Петровский зал / Малый Тронный зал


Петровский (Малый Тронный) зал был создан в 1833 году О. Монферраном и восстановлен после пожара 1837 году В. П. Стасовым. Зал посвящён памяти Петра I: в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина «Пётр I с аллегорической фигурой Славы». В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны - битва при Лесной, Полтавское сражение. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы. Представленные в Петровском зале серебряные консоли, торшеры и люстра сработаны петербургским мастером Бухом на рубеже XVIII–XIX веков. Не так давно зал был отреставрирован, получив первоначальную яркость и торжественность.

Павильонный зал




Двухсветный Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX века архитектором А. И. Штакеншнейдером. Архитектор, блистательно владевший архитектурными приёмами разных исторических стилей, естественно и изящно соединил в убранстве зала ренессансные, готические и восточные мотивы. Окна зала выходят на обе стороны и обращены к Неве и Висячему саду. Потолок и аркада, обрамляющая интерьер, насыщены позолоченным лепным орнаментом. Особую эффектность придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации «Фонтана слёз» Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм. Шедевром зала, безусловно, являются часы «Павлин», приобретённые Екатериной II у английского мастера Дж. Кокса.

Библиотека Николая II



Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, была создана в 1894–1895 годах архитектором А. Ф. Красовским. Убранство библиотеки, оформленной с использованием мотивов английского средневековья, декорировано с использованием дерева и тиснёной золочёной кожи. Все детали интерьера и мебель, окна в ажурных переплётах стилизованы под готику резьбой. Важным элементом стал монументальный готический камин, украшенный изображениями грифонов и львов - геральдических фигур родовых гербов дома Романовых и дома Гессен-Дармштадт, к которому принадлежала императрица. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырёхлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведёт лестница. На столе - скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.

Да Винчи, Рубенс, Тициан, Рафаэль, Рембрандт, Джорджоне, Эль Греко, Караваджо, Веласкес, Гойя, Гейнсборо, Пуссен - в собрана богатейшая коллекция шедевров мирового искусства. Мимо каких произведений точно не стоит проходить?

Две «Мадонны» да Винчи (зал № 214)

Несравненный Леонардо да Винчи представлен в Эрмитаже (и вообще в России!) всего двумя произведениями - «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». «Мадонну Бенуа» художник написал приблизительно в 26 лет, и эта картина считается одной из первых его работ как самостоятельного живописца. «Мадонна Литта» вызывает у специалистов немало споров из-за образа младенца, который решён в нетипичной для мастера манере. Возможно, Христа изобразил один из учеников да Винчи.

Часы «Павлин» (зал № 204)

Часы «Павлин», которые очень сложно застать без возбуждённой толпы вокруг, были изготовлены в мастерской знаменитого лондонского ювелира Джеймса Кокса. Перед нами - механическая композиция, в которой каждая деталь продумана с фантастической точностью. Каждую среду в 20:00 часы заводят, и фигуры павлина, петуха и совы приходят в движение. Напоминаем, что по средам Эрмитаж работает до 21:00.

«Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» Тициана (зал № 221)

В эрмитажное собрание входят несколько картин одного из титанов эпохи Возрождения, среди которых - «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян», выполненные в узнаваемой тициановской манере. Все три являются одними из главных произведений художника и гордостью музея.

«Скорчившийся мальчик» Микеланджело Буонарроти (зал № 230)

Чтобы увидеть все произведения из коллекции Эрмитажа и провести хотя бы по одной минуте возле каждого, нужно около семи лет

Эта скульптура - единственная работа Микеланджело Буонарроти в России. Мраморное изваяние предназначалось для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо (Флоренция). Считается, что фигура мальчика олицетворяет угнетённость флорентийцев в годы, когда город потерял независимость.

«Амур и Психея» Антонио Кановы (зал № 241)

Венецианский скульптор Антонио Канова неоднократно обращался к мифу об Амуре и Психее, описанном Апулеем в «Метаморфозах». Застывшая в мраморе история любви бога Амура и смертной девушки Психеи - одно из самых известных произведений мастера. В Эрмитаже хранится авторское повторение композиции, оригинал же представлен в Лувре.

«Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта (зал № 254)

Творчество выдающегося мастера светотени и одного из ключевых художников Золотого века голландской живописи представлено в Эрмитаже 13 произведениями, среди которых - «Возвращение блудного сына» и «Даная». Последнее в 1985 году подверглось акту вандализма: на холст была вылита серная кислота. К счастью, шедевр удалось восстановить.

«Персей и Андромеда» Питера Пауля Рубенса (зал № 247)

Рубенса в Эрмитаже много - 22 картины и 19 эскизов. В числе самых ярких работ - картина «Персей и Андромеда», в основу которой лёг знаменитый античный миф. Каждая деталь полотна воспевает красоту, силу и здоровье, провозглашает торжество светлого над тёмным.

Древнеримская скульптура (залы № 107, 109 и 114)

На первом этаже Нового Эрмитажа можно познакомиться с великолепной коллекцией древнеримской скульптуры. Произведения, являющиеся повторением древнегреческих шедевров, демонстрируются в залах Диониса, Юпитера и Геракла. Одно из самых известных изваяний - величественная статуя Юпитера.

Самые роскошные залы Эрмитажа

Как и в любом музее, располагающемся в бывшей монаршей резиденции, в Эрмитаже интересны не только экспонаты, но и интерьеры. Над оформлением залов Зимнего дворца трудились ведущие зодчие эпохи - Огюст Монферран, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Андрей Штакеншнейдер и другие.

Петровский (Малый тронный) зал (№ 194)

Невероятной красоты зал, созданный по проекту Огюста Монферрана, предназначался для малых приёмов. В отделке интерьера - много золотого и красного цветов, двуглавые орлы, короны, императорский вензель. Центральное место отводится трону Петра Великого.

Гербовый зал (№ 195)

Гербовый зал, выполненный по проекту Василия Стасова, служил для торжественных мероприятий. В оформлении доминирует золотой цвет, помещение освещают массивные люстры, на которых, если присмотреться, можно заметить гербы российских городов.

Общая длина залов Эрмитажа - порядка 25 километров

Георгиевский (Большой тронный) зал (№ 198)

Главный зал Зимнего дворца, где проходили большие официальные церемонии, был спроектирован Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстановлен Василием Стасовым. Над троном располагается мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца. В интерьере образ двуглавого орла встречается десятки раз.

Павильонный зал (№ 204)

Одно из великолепнейших помещений дворца - Павильонный зал - детище Андрея Штакеншнейдера. Изысканный и гармоничный, он соединяет в себе античные, мавританские и ренессансные мотивы. Светом и воздухом его насыщают большие окна, арки, белый мрамор, хрустальные люстры. Дополняют интерьер белоснежные статуи, сложные мозаики, фонтаны-раковины. Кстати, именно здесь находятся часы «Павлин».

Лоджии Рафаэля (зал № 227)

Лоджии Рафаэля в Ватикане пленили Екатерину II, и она захотела создать их точную копию в Зимнем дворце. Художники мастерской под руководством Христофора Унтерпергера работали над созданием галереи росписей 11 лет. Результатом стали 52 сюжета из Ветхого и Нового завета. Не забыли и об изящных настенных орнаментах.

Просветы Нового Эрмитажа (залы № 237, 238 и 239)

Крупнейшие залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия, и потому называются просветами. Всего их три - Малый испанский просвет, Большой итальянский просвет и Малый итальянский просвет. Помещения украшены рельефами, торшерами из родонита и порфира, а также огромными вазами - шедеврами камнерезного искусства.

Александровский зал (№ 282)

Зал был создан Александром Брюлловым в память об Александре I и Отечественной войне 1812 года. Решённый в бело-голубых тонах, благодаря тонким колоннам и полуциркульным аркам он напоминает храм. Интерьер декорирован 24 медальонами, которые рассказывают о ключевых событиях войны с французами.

Личная гостиная Марии Александровны (зал № 304)

Ещё один роскошный зал - личная гостиная супруги Александра II Марии Александровны, интерьер которой проектировал Александр Брюллов. По его задумке, убранство помещения должно было напоминать царские палаты Московского Кремля. Стены сияют всеми оттенками золотого, а низкие сводчатые потолки с орнаментами создают ощущение нахождения в старинных хоромах.

Будуар Марии Александровны (зал № 306)

Небольшая комнатка, спроектированная Гаральдом Боссе, напоминает чудо-табакерку в стиле рококо. Золотой цвет здесь сочетается с гранатовым, стены украшают причудливые орнаменты и живописные вставки. Множество зеркал создают коридоры отражений.

Малахитовая гостиная (зал № 189)

Малахитовая гостиная была создана Александром Брюлловым после пожара 1837 года на месте Яшмовой. В интерьере - изящные колонны из малахита, мраморные стены, позолоченный потолок. Зал выглядит одновременно строгим и торжественным. Гостиная входила в жилую половину Александры Фёдоровны.

Маршрут по музею

То, о чём мы рассказали выше - лишь верхушка культурного айсберга, которым является Эрмитаж. Но, поверьте, знакомство с перечисленными шедеврами и великолепными залами подарит вам не только эстетическое наслаждение, но и желание углублять свои знания, вновь и вновь приходить в музей, открывать новые экспонаты и уголки и с наслаждением возвращаться к уже знакомым.

Подводя черту подо всем вышесказанным, предлагаем вам маршрут по музею, в который вошли самые известные произведения Эрмитажа и невероятной красоты залы.

Итак, вы в музее. Возьмите бесплатную карту на входе, поднимитесь по роскошной Иорданской лестнице и пройдите в Петровский зал (№ 194). Из него - в Гербовый зал (№ 195), а после - через Военную галерею 1812 года (зал № 197) в Георгиевский зал (зал № 198). Двигайтесь прямо до упора, поверните налево и вновь идите до упора: вы окажетесь в Павильонном зале (№ 204). Здесь вас поджидают часы «Павлин». Перейдите в следующий по нумерации зал и двигайтесь до зала № 214: здесь экспонируются «Мадонны» да Винчи. Следом по курсу - Тициан, которого можно увидеть совсем рядом - в зале № 221.

Переместитесь в следующий по нумерации зал, пройдите немного вперёд, сверните направо, и перед вами предстанут великолепные Лоджии Рафаэля (зал № 227). Из них вам нужно пройти в зал № 230, где представлен «Скорчившийся мальчик». Двигайтесь через итальянское и испанское искусство до зала № 240. Следующие три зала (№ 239, 238 и 237) - те самые просветы. Прямо из них перейдите в зал № 241, где находятся «Амур и Психея». Вновь пройдите через зал № 239, оттуда переместитесь в зал № 251 и дойдите до зала № 254, где можно увидеть Рембрандта. Развернитесь и идите до упора (зал № 248), поверните налево и вы окажетесь окружёнными холстами Питера Пауля Рубенса (зал № 247).

Теперь будет переход подлиннее: развернитесь, пройдите в зал № 256, оттуда - в зал № 272. Поверните налево и идите вперёд до упора. Теперь - направо и вперёд до Александровского зала (№ 282). Перейдите в зал № 290 и двигайтесь прямо (так, чтобы Дворцовая площадь была слева). Когда дойдёте до зала № 298, поверите налево, а затем направо. Снова идите прямо вплоть до личной гостиной Марии Александровны (зал № 304). Из неё проследуйте в будуар супруги Александра II (зал № 306). Пройдите в зал № 307, поверните налево и идите до упора (зал № 179). Здесь поверните направо, затем налево и пройдите вперёд до Малахитовой гостиной (зал № 189). Это и есть последний пункт нашего маршрута, по крайней мере на втором этаже.

Пройдите к Иорданской лестнице через залы № 190-192 и спуститесь на первый этаж. Если остались силы, загляните в залы античного мира, которые располагаются с левой стороны, если стоять спиной к лестнице. Если же сил нет, не расстраивайтесь и приходите в следующий раз! Вас будут ждать и Дионис, и Юпитер, и тысячи других обитателей Эрмитажа.