Коллекции произведений голландских мастеров 17 века. Голландская живопись


20.Рембрандт и голландская

живопись XVII в.

в коллекции Эрмитажа.

Собрание картин Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже, известно во всем мире. Оно состоит из произведений разного времени: самое раннее из них датировано 1631 г., самое позднее относится к концу жизни художника. Это портреты, картины на библейские темы и на сюжеты из античной мифологии. Многие из них – признанные шедевры великого голландца.

Картинам Рембрандта в музее отведен отдельный зал. Здесь находятся также некоторые работы его голландских учеников.

«Портрет ученого» – самая ранняя из картин Рембрандта в Эрмитаже. Именно портретный жанр занимает исключительно важное место в творчестве великого мастера.

«Портрет ученого » – традиционное название картины, но кем в действительности был человек, представленный на полотне, – неизвестно. Лежащая перед ним книга и перо в руке указывают, возможно, на ученые занятия.

Флора» – одна из известнейших работ эрмитажного собрания. Произведение было исполнено Рембрандтом в год его женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Долгое время считалось, что здесь художник запечатлел свою юную супругу.

Снятие с креста

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), Голландия, 1634

«Жертвоприношение Авраама» – шедевр динамичного, экспрессивного стиля барокко в творчестве Рембрандта. Бурное движение в картине определено запечатленным в ней мгновением: стремительно появляется ангел, в падении изображен нож, который выронил потрясенный Авраам, а ладонь отца милосердно закрывает лицо сына.

«Портрет Бартье Мартенс» долгое время ошибочно считался изображением матери художника. Лишь в начале XX в. было установлено, что моделью мастера была Бартье Мартенс (1596–1678), жена Хермана Домера – краснодеревщика и изготовителя рам. Один из сыновей Бартье и Хермана – Ламберт Домер – был учеником Рембрандта и в дальнейшем стал известным пейзажистом. Рембрандт – самый дорогой в этот период живописец Амстердама – написал парные портреты супругов, которыми Бартье, очевидно, очень дорожила. Она завещала их Ламберту с условием, что он выполнит с них копии для своих братьев и сестер.

Картина «Прощание Давида с Ионафаном» представляет эпизод из Ветхого Завета (1 Цар 20:41, 42). Царь Саул, заподозрив своего полководца Давида в желании захватить трон, решил его убить. Сын Саула, царевич Ионафан, любивший Давида «как свою душу», сообщил ему о замысле отца. Рембрандт изобразил встречу друзей перед бегством Давида, когда они «плакали оба вместе, но Давид плакал более».

«Святое семейство» – одна из наиболее известных картин Рембрандта на данный сюжет, к которому мастер обращался не раз. Представленная художником сцена кажется обыденным эпизодом из жизни скромного семейства, однако в ней заключен глубокий символический смысл.

В поздний период творчества мастер чаще всего писал людей преклонных лет. Нередко ему позировали обитатели гетто – заселенного евреями района Амстердама.

Для портретов стариков характерна композиция с фигурами, представленными по грудь или по пояс. Как правило, портретируемые изображены сидящими в неподвижных позах, спокойно сложив перед собой руки. Фон этих картин нейтрален, детали немногочисленны, в колорите преобладают коричневые и красные тона. Лица и руки моделей выделены ярким светом. Постепенно угасая, он мерцает в красках, которыми переданы темные одеяния персонажей и фоны портретов.

Портрет старика-еврея

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), Голландия, 1654

Иногда Рембрандт несколько раз писал одну и ту же модель. Так, пожилая женщина, запечатленная в «Портрете старушки», позировала мастеру и для других его работ.

В Эрмитаж картина поступила как «Портрет матери Рембрандта» не случайно: в XVIII и XIX вв. многие произведения художника считались изображениями его родных.

Одеяние пожилой женщины с необычным головным убором напоминает о вымышленных костюмах так называемых тронье.

Лицо со старческими морщинами, руки с узловатыми суставами переданы плотными энергичными мазками, характерными для поздней манеры художника.

Старческим лицам на портретах Рембрандта свойственно, как правило, выражение глубокой душевной грусти. В образах погруженных в себя стариков воплощены и мудрость, и печаль, пришедшие с годами прожитой жизни.

Однако «Портрет старика в красном» представляет человека, в лице и осанке которого ощутимы достоинство и сила характера.

Молодая женщина, примеряющая серьги » – небольшая картина, в которой запечатлен эпизод из повседневной жизни. Однако в искусстве XVII в. подобные сюжеты заключали в себе иносказательный смысл. Так, персонаж, любующийся своим отражением в зеркале, служил напоминанием о таких человеческих пороках, как суетность и тщеславие.

В то же время художник создал обаятельный женский образ, точно передав непринужденный жест героини, ее естественную грацию и живую улыбку. Обыденная сцена окрашена мягким настроением. Большую роль в его создании играет колорит, слагающийся из легких, пронизанных светом оттенков красного и коричневого цветов.

«Аман узнает свою судьбу» («Давид и Урия»?) – картина исторического жанра. Ее сюжет восходит к Ветхому Завету, но существуют два мнения по поводу того, какой библейский эпизод здесь представлен (отсюда два названия).

Версия истории о царе Давиде и его полководце Урии возникла в XX в. Полюбив Вирсавию – жену Урии, Давид отправил ее супруга на войну с письмом к военачальнику – приказом послать Урию на верную гибель (2 Цар 11,14). В этом случае, на первом плане картины изображен Урия, персонажи в глубине – царь Давид в короне и пророк Натан. Однако такому истолкованию противоречит отсутствие письма в руке главного

К шедеврам портретного жанра в позднем творчестве художника принадлежит «Портрет поэта Иеремиаса де Деккера».

Произведение было написано в последний год жизни Деккера (1606–1666) – друга и почитателя Рембрандта.

Художник изобразил близкого ему человека не в вымышленном одеянии, а в строгом черном костюме с плоским белым воротничком. Поэт представлен глубоко погруженным в себя. Прозрачная тень от полей высокой шляпы усиливает настроение грустной отрешенности, читающееся на лице модели (прием, характерный для Рембрандта).

«Возвращение блудного сына» – одна из вершин творчества Рембрандта.

Сюжет картины заимствован из евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15:11–32). Некий юноша, получив от отца свою часть наследства, «пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться». Он пас свиней, нищенствовал, голодал. Нужда заставила несчастного вернуться в отчий дом.

«Даная» – признанный шедевр Рембрандта. На полотне стоит дата 1636 г. Однако известно, что около 1643 г. художник возвратился к работе над произведением, во многом изменив его замысел и живописное решение. В истории «Данаи» много загадок. Вероятно, в 1656 г. она находилась в доме Рембрандта, а в 1660 г. еще не покинула Голландии. В 1755 г. «Даная» появляется в коллекции Кроза, в которой находилось не менее шести произведений разных авторов на этот же сюжет. Полотно Рембрандта было размещено в галерее Кроза напротив «Данаи, принимающей Юпитера в образе золотого дождя» работы Тициана.

История собрания картин Рембрандта в Эрмитаже началась значительно раньше, чем возник сам музей.

Первая из привезенных в Россию живописных работ мастера – «Прощание Давида с Ионафаном». Произведение было куплено по поручению императора Петра I в Амстердаме на распродаже знаменитого в Голландии собрания Яна ван Бейнингена, устроенной в 1717 г. перед отъездом его владельца в Южную Америку (в качестве правителя острова Кюрасао, в ту пору – голландской колонии).

Поначалу картина украшала один из интерьеров дворца Монплезир в Петергофе, а в 1882 г. поступила в Эрмитаж.

Основная часть собрания сформировалась в царствование Екатерины II. Императрица, правившая в Век Просвещения и воспринявшая его дух, покровительствовала искусствам. Она задумала создать картинную галерею, которая славилась бы в Европе.

Удачный случай помог русской государыне получить в 1764 г. картины, собранные берлинским купцом Гоцковским для Фридриха II – короля Пруссии. Расходы на войну заставили монарха отказаться от покупки произведений живописи, и купец предложил покрыть ими свой долг русскому двору. Год этого приобретения считается датой основания Эрмитажа. Тогда же начали строить Малый Эрмитаж – здание, где разместились картины.

Голландская живопись

Ни одна национальная школа живописи не знала такого бурного расцвета натюрморта. Только умение голландского мастера в самом малом увидеть частицу бытия подняло этот жанр до уровня ведущих.

Выражая новые художественные взгляды общества и обслуживая более широкого, чем раньше, потребителя - рядового гражданина первой в Западной Европе буржуазной республики, живописцы Голландии нашли доходчивый, яркий художественный язык.

Достижения голландских художников ознаменовали новый важный этап в поступательном развитии реализма, существенно обогатив и углубив его содержание и творческий метод. Они оказали огромное влияние на современное им и будущее искусство. К лучшим образцам голландской живописи обращались все прогрессивные деятели искусства XVIII-XIX веков. И по сей день остаются на вооружении художников-реалистов смелые достижения голландской школы, а ее проникнутые жизнеутверждающим чувством картины продолжают доставлять зрителю истинное художественное наслаждение.

Голландская школа дала человечеству плеяду выдающихся мастеров во главе с Халсом, Рембрандтом, Рейсдалом и Вермеером Делфтским. Их произведения навсегда вошли в мировую сокровищницу искусства и как величайшие проявления человеческого гения бережно хранятся в музеях и картинных галереях.

Государственный Эрмитаж обладает одной из крупнейших в мире коллекций голландской живописи. Ее первые экспонаты появились на берегах Невы в 1716 году, задолго до того, как был основан музей. В этом году Осип Соловьев приобрел для Петра I в Голландии сто двадцать одну картину, а вслед за тем Юрий Кологривов купил в Брюсселе и Антверпене еще сто семнадцать полотен. Несколько позже к этому собранию присоединились сто девятнадцать произведений, присланных царю английскими купцами Званом и Элсеиом. Голландaie картины, наряду с фламандскими, здесь преобладали: как сообщает биограф Петра I Яков Штелин, любимыми художниками царя были Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Стен, Вауверман, Брейгель, ван дер Верф и ван Остаде, а любимыми сюжетами - сцены из жизни «голландских мужиков и баб». В этой приверженности ко всему голландскому не следует видеть проявление только личного вкуса «шкипера Питера», как называли Петра во время его пребывания в Голландии. Голландский бюргерский демократизм, нашедший яркое выражение в национальной живописи, был особенно близок характеру демократических преобразований в России того времени в области культуры н быта. Но, конечно, не только художественный интерес будили в русском зрителе картины голландских живописцев.

Во второй половине XVIII столетия в Петербург перекочевали многие значительные произведения голландской живописи. В составе коллекции Г. Брюля, приобретенной в Дрездене (в 1769 г.), Эрмитаж получил четыре портрета работы Рембрандта, четыре пейзажа Я. Рейс-дала, картины Г. Терборха, Ф. Мириса, А. ван Остаде, А. Ваувермана и других. Собрание Кроза в Париже, поступившее в 1772 году, принесло музею такие шедевры Рембрандта, как «Даная» и «Святое семейство».

Еще более обогатили эрмитажную коллекцию голландцев собрания Бодуэна (Париж), Уолпола (Англия) и первой жены Наполеона I императрицы Жозефины, приобретенные для Эрмитажа в конце XVIII - начале XIX века. Эрмитаж смог включить тогда в свою экспозицию «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста» и десяток других холстов Рембрандта, работы модного в XVIII столетии Г. Доу, три лучшие картины П. Поттера (среди них шедевр мастера - «Ферма»), «Бокал лимонада» Г. Терборха, «Завтрак» Г. Метсю, два удивительных по тонкости исполнения цветочных натюрморта Я. ван Хей-сума и многие другие не менее значительные произведения.

Занимательный сюжет, небольшой размер и сравнительно невысокие цены сделали голландские картины доступными большому кругу русских коллекционеров. Их приобретали не только члены царствующего дома и высшая петербургская знать, но и представители более демократических кругов населения. Эти собрания станут впоследствии основным источником пополнения эрмитажной коллекции. Так, в 1915 году в музей поступило приобретенное еще в 1910 году огромное собрание «малых голландцев» знаменитого русского ученого н путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, который собрал семьсот девятнадцать картин трехсот сорока авторов. С этим собранием в каталоге музея появилось сто девяносто новых имен. Таким образом, если раньше голландская коллекция Эрмитажа выделялась в ряду других музеев мира количеством шедевров, то теперь она заняла одно из первых мест и по количеству представленных в ней имен, в том числе и самых редких.

Эрмитажная коллекция голландской живописи насчитывает свыше 1000 картин и занимает одно из первых мест в мире по количеству шедевров и имен, в том числе и самых редких. Картины голландских художников занимают шесть залов Нового Эрмитажа, самым большим из которых является Шатровый зал, где располагается основная экспозиция живописи так называемых малых голландцев. Представлены работы ведущих мастеров различных жанров, получивших широкое распространение в искусстве Голландии XVII столетия: пейзажистов Яна ван Гойена и Якоба Рейсдала, мастеров бытового жанра Яна Стена, Герарда Терборха, Питера де Хоха, Андриана и Изака ван Остаде, анималиста Пауля Поттера, возможно, величайшего представителя этого жанра на протяжении всей его истории, мастеров натюрморта Виллема Класса Хеды и Виллема Калфа.

Один из самых выдающихся и смелых голландских живописцев этого периода, Франс Халс представлен двумя великолепными произведениями -"Портретом молодого человека с перчаткой в руке" (ок.1659) и "Мужским портретом" (до 1660).

Голландская живопись в коллекции Павловского дворца представляет одну из главных ее составляющих и занимает значительное место как по составу, так и по качеству живописных произведений. Собрание насчитывает более 80 произведений.

Особенностью коллекции является то, что лучше прочих жанров представлен пейзаж, причем так называемый «итальянизирующий» пейзаж. Это направление возникло и получило свое развитие благодаря голландским художникам, побывавшим в Италии. Картины яркой, сочной природы южной страны послужили импульсом для создания произведений, совершенно отличных от «национального» пейзажа. Образцом первоначального этапа развития «итальянизирующего» пейзажа, получившего название «аркадского», является картина Б. Бренберга «Товий и ангел». Бартоломеус Бренберг (1599/1600-1657) и окружавшие его мастера, работавшие в Италии в 1620-е годы, создавали картины условного итальянского пейзажа, обязательно населяя его мифологическими или библейскими персонажами. Наивысшего расцвета жанр итальянизирующего пейзажа достигает в середине XVII века в творчестве Яна Бота (1610-1652). Павловск обладает двумя подписными произведениями этого мастера - картинами «Итальянский пейзаж» и «Вид на Понте Лукано близ Рима». Художник не только воспроизводит с наибольшей достоверностью конкретные уголки итальянского пейзажа, но и стремится передать состояние определенного времени суток с характерным для него солнечным освещением. Младшим современником Я. Бота был Адриан ван Эмонт (ок.1627-1662), которому принадлежит «Южный пейзаж», отличающийся эффектом солнечного освещения: золотистое сияние заходящего солнца создает чарующую картину тихого итальянского вечера.

В голландском искусстве с середины XVII века в моду входят изображения загородных усадеб и парков. Таков «Парковый пейзаж» Фредерика де Мушерона (1633-1686), где на фоне каменной стены с декоративными вазами разместились дамы и кавалеры. В жанре паркового пейзажа специализировался и сын Мушерона - Изаак Мушерон, несколько уступавший отцу в живописном мастерстве. В коллекции музея имеется три его парковых пейзажа.

Характерной особенностью голландского искусства является узкая специализация мастеров в том или ином жанре. Среди пейзажистов-«итальянистов» были художники, предпочитавшие писать южные гавани, как например Томас Вейк (ок. 1616-1677). Его «Итальянская гавань» в собрании музея поражает яркостью красок, непринужденностью изображения многолюдной толпы на набережной. Другой мастер - Карел Дюжарден (ок. 1622-1678) отдавал предпочтение изображению пастухов и пастушек со скотом на водопое - «Водопой». В более поздний период развития итальянизирующего пейзажа, на рубеже XVII - XVIII веков, у мастеров появляется тяга к сочиненному пейзажу. Это бесконечные «южные гавани» с придуманной архитектурой пристаней, с пышными парусниками и пестрым стаффажем или «итальянские пейзажи» с обязательными фрагментами античных древностей. «Пейзаж с фонтаном» и «Морская гавань» Яна Гриффира Старшего (1645-1718) относятся именно к такому типу произведений. Они прекрасно исполнены и отличаются выразительными декоративными эффектами.

Во второй половине XVII века голландские мастера достигают больших успехов в развитии жанра городского пейзажа. Одним из выдающихся мастеров, работавших в нем, был Геррит Адриенс Беркхейде (1638-1698). «Конная ярмарка» в собрании музея подписана и датирована 1682 годом, т.е. относится к зрелому периоду его творчества. Воспроизведенная на картине улочка настолько типична для Голландии, что вряд ли можно говорить о конкретном месте действия. Для большинства же голландских мастеров, работавших в жанре городского пейзажа, характерна конкретность изображения. Автор «Рыночной площади» Людольф де Йонг (1616-1679) изобразил рядовую городскую застройку, но поместил слева статую Эразма Роттердамского, установленную на площади Большого рынка в Роттердаме в 1622 году. Из немногочисленных образцов голландского натюрморта в коллекции музея следует отметить две парные картины Отто Марсеуса ван Скрика (1620-1678) - «Змея, нападающая на ящерицу» и «Змея, нападающая на суслика». Они представляют собой своеобразный тип натюрморта, имевшего место, пожалуй, еще только в немецком искусстве - это изображение насекомых и пресмыкающихся в их естественной среде. Применительно к подобным произведениям боле справедливо понятие не «мертвая природа» (nature morte), а «тихая жизнь» (stil liven). Современники ван Скрика свидетельствуют, что у художника под Амстердамом был свой питомник с различной живностью, где он и наблюдал жизнь животных.

Значительно слабее, по сравнению с пейзажной живописью, представлена в Павловске голландская жанровая и так называемая историческая живопись. К первой можно отнести картину «Курильщик», которая приписывается Виллему Корнелису Дейстеру (ок. 1599-1635). Промежуточное положение между портретом и жанровой живописью занимает картина «Мальчик с птичкой», исполненная в 1630-е годы одним из видных учеников Рембрандта Якобом Адриенсом Баккером (1608-1651). Пышные волосы ребенка украшены жемчужной нитью, уши - серьгами. К «чистому» портрету относится произведение, приписываемое Корнелису ван Ворту (1576-1624). Поколенное изображение молодого мужчины в скромной темной одежде с пышным плоеным воротником является характерным для раннего этапа развития портретного жанра в Голландии. Благодаря надписи в верхнем правом углу картины известно, что портрет исполнен в 1622 году. Основное требование, которое предъявлялось в это время к художнику - предельная достоверность. Поэтому главное внимание уделялось индивидуальным особенностям лица, которое изображалось правдиво без прикрас. Своеобразным произведением голландского исторического жанра является картина «Святой Франциск Ксаверий среди больных» Яна де Брая (1627-1697). На картине изображено реальное историческое лицо - Франциск Ксаверий, живший в первой половине XVI века и являвшийся ближайшим соратником Игнация Лойолы, основателя ордена иезуитов. За миссионерскую деятельность в Индии и на Дальнем Востоке он был канонизирован в 1622 году. По преданию, святой обладал даром исцеления.

On 7 October 2017 the fifteenth exhibition will open in the Hermitage-Amsterdam Centre, a large-scale display of “Dutch Masters from the Hermitage”. It comprises 63 works by 50 artists from the State Hermitage’s collection of Dutch paintings. The core of the display consists of masterpieces by artists of Holland’s Golden Age. This is the first time that the works of Dutch artists from the Hermitage’s celebrated collection will be presented in such numbers in their homeland.

Nicolaes Berchem
The Annunciation to the Shepherds. 1649
Oil on canvas

Willem Kalf
Dessert. 1653–54
Oil on canvas

Dirck Jacobsz
Group Portrait of the Amsterdam Shooting Corporation. 1561
Oil on panel

Rembrandt Harmensz van Rijn
Flora. 1634
Oil on canvas

Rembrandt Harmensz van Rijn
Old Man in Red. 1652–54
Oil on canvas

Dirck van Baburen
Concert. 1623
Oil on canvas

Paulus Potter
Punishment of a Hunter. Ок. 1647
Oil on panel

Gerard Terborch
Glass of Lemonade а. 1660–70
Oil on canvas

Jacob van Ruisdael
Marsh. 1660s
Oil on canvas

The Hermitage’s collection of Dutch paintings numbers among the largest in the world and is the most significant outside of the Netherlands. It contains more than 1,500 works with the oeuvres of practically all the famous artists of the 17th century represented. The formation of such a collection on the banks of the Neva is undoubtedly bound up with the special attitude towards the culture of Holland that existed in Russian society. The origins of the collection go back to the time of Peter the Great. Even before the creation of the Hermitage, that Russian monarch gave orders for the purchase of Dutch paintings. It was for Peter that the first Rembrandt that would later adorn the Hermitage was bought – David and Jonathan, painted in 1642. The main corpus of the Hermitage’s masterpieces came into being as the result of the many purchases made by Empress Catherine II’s agents in Western Europe between 1763 and 1789. On her instructions, both individual works and whole art galleries were acquired. Her expert advisers were people who had a splendid understanding of artistic matters – Denis Diderot, Etienne-Maurice Falconet and Prince Dmitry Golitsyn.

In 1764 the collection assembled by Johann Ernst Gotzkowsky came into Catherine’s possession. It contained several works in the present exhibition: Frans Hals’s Portrait of a Man (before 1660), Bartholomeus van der Helst’s Nieuwmarkt in Amsterdam (1666) and Dirck van Baburen’s Concert (1623). In 1768 Count Heinrich von Brühl collection was delivered to St Petersburg. It brought in the Portrait of a Scholar (1631) and Portrait of an Old Man in Red (1652–54), both by Rembrandt, and a rare work for a museum collection – the Group Portrait of the Amsterdam Shooting Corporation painted in 1561 by Dirck Jacobsz (c. 1497–1567). In 1772 a sensation was caused in Paris by the purchase of the paintings in the collection of Louis-Antoine Crozat, Baron de Thiers, the finest in France. It contained works of the very highest standard, including such Rembrandt masterpieces as Danaë (1636) and The Holy Family (1645). The same collection was also the source of the earliest work in the exhibition – the triptych The Healing of the Blind Man of Jericho (1531) by the Netherlandish painter and engraver Lucas van Leyden (1489/94–1553). In 1779 the collection assembled by Britain’s first prime minister, Sir Robert Walpole, came into the Hermitage. The next acquisition that enriched the stock of Dutch painting was the art gallery of Count Baudouin, which contributed, for example, Rembrandt’s Young Woman with Earrings (1657). In the 19th and early 20th centuries, the collecting activities continued. One of the most important additions to the museum was the collection of the scholar and geographer Piotr Semenov-Tian-Shansky, who had acquired more than 700 works of the Dutch and Flemish schools.

The 17th-century heyday of Dutch painting is represented in the Hermitage with exhaustive fullness.
The Hermitage’s collection of paintings by Rembrandt van Rijn (1606–1669), one of the very greatest Dutch artists, is among the museum’s chief treasures. The museum presents all periods in his career, from the very earliest works to those produced in the last year of his life. Six of Rembrandt’s paintings, including Flora (1634), Portrait of a Scholar (1631), Young Woman with Earrings (1657) and Old Man in Red (1652–54) are included in the present exhibition in Amsterdam.

Frans Hals (1581–1666) was an outstanding 17th-century Dutch portrait painter. The Hermitage can boast two superb male portraits by him: Portrait of a Young Man Holding a Glove (c. 1650) and Portrait of a Man (before 1660). The latter, dating from the artist’s late period, is on show in Amsterdam.

The display includes works by leading artists in a variety of genres that became common in Dutch 17th-century art.
Pieter Lastman (1583–1633) became head of the Amsterdam school of history painting in the early 1600s. The exhibition includes one of his earliest and best works – Abraham on the Road to Canaan (1614).

Genre painting depicting scenes of everyday life was particularly popular in Holland. The pictures by artists working in this field are of no great size (hence the term “Small Dutch Masters”) and were intended to adorn the rooms in the houses of wealthier burghers.

One of the most striking talents among the Small Dutch Masters is Jan Steen (1625/26–1679). His works are notable for their entertaining quality and anecdotal content. The exhibition includes this artist’s Tric-Trac Players (1667). Another major exponent of this tendency, the founder of the “peasant genre”, was Adriaen van Ostade (1610–1685), who is represented by the exquisite composition Baker (c. 1650).

The cosy atmosphere of Dutch urban life and the untroubled world of the burghers is reflected in the paintings of Pieter de Hooch (1629 – after 1684) and Pieter Janssens Elinga (1623–1682).

Elegance and refinement are the marks of the works by Gerard Terborch (1617–1681), including one of the artist’s best-known pictures – Glass of Lemonade (1660–70).

The exhibition includes works by some of the foremost masters of landscape painting: Winter Scene near The Hague by Jan van Goyen (1596–1656), Marsh by Jacob van Ruisdael (1628/29–1682) and Frozen Lake by Isaak van Ostade (1621–1649).
The Dutch still life is represented in compositions by Willem Claesz Heda (1594 – between 1680 and 1682) and Willem Kalf (1619–1693).

The Hermitage possesses several paintings by Paulus Potter (1625–1654), one of the greatest animal painters in 17th-century European art. They include Punishment of a Hunter (c. 1647) that appears in the present exhibition.

Specially for the exhibition the Hermitage has restored a canvas by one of the foremost Dutch artists of the second half of the 17th century – Bartholomeus van der Helst (1613–1670). His Nieuwmarkt in Amsterdam (1666) combines a still life with genre motifs and an urban landscape.

A separate section of the display is made up of seven large grand vases with “picture painting” from the collection of the State Hermitage. These impressively-sized pieces were created at the Imperial Porcelain Factory in St Petersburg in the second quarter of the 19th century. “Picture painting” is a term used to describe polychrome decoration on porcelain reproducing easel paintings by Old Masters, with the Small Dutch Masters being most often chosen for this purpose. The originals chosen were among the best works in the Hermitage picture gallery and also other prominent collections. In the history of Russian porcelain the grand vases decorated with such hand-painted copies represents the peak of the “Nicholas I Empire” style of the late 1820s–1840s. Outstanding among these pieces are the paired vases carrying reproductions of scenes from Paulus Potter’s Punishment of a Hunter. This unique porcelain ensemble was presented to Emperor Nicholas I at Christmas 1830. Monumental vases were always allotted places of the greatest honour in the decoration of the apartments in the Winter Palace and other imperial residences, grand ducal palaces and the homes of the high aristocracy.

The exhibition curator of Dutch Masters from the Hermitage is Irina Alexeyevna Sokolova, Doctor of Culturology, chief researcher in the Department of Western European Fine Art, Keeper of Dutch Paintings.

A scholarly illustrated catalogue has been produced for the exhibition in Dutch and English (Publisher: Joint Projects Foundation De Nieuwe Kerk - Hermitage Amsterdam, 2017).

The catalogue has a foreword by Mikhail Piotrovsky, General Director of the State Hermitage “The Dutchmen who live in the Hermitage” and an introduction by Cathelijne Broers, Director of the Hermitage–Amsterdam Exhibition Centre.

The texts are by Irina Sokolova, Doctor of Culturology, Keeper of Dutch Paintings in the Hermitage (“The Collection of Dutch Paintings in the State Hermitage. A View from the 21st Century”) and Irina Bagdasarova, Candidate of Art Studies, Keeper of Russian Porcelain in the State Hermitage (“Vases with “picture painting” from the Imperial Porcelain Factory in the second quarter of the 19th century”).

Голландская живопись

Ни одна национальная школа живописи не знала такого бурного расцвета натюрморта. Только умение голландского мастера в самом малом увидеть частицу бытия подняло этот жанр до уровня ведущих.

Пейзажисты создали правдивый, эмоционально насыщенный образ родной страны. Любое состояние природы, время года или суток, небо, море, дюны и болота в изображении голландского художника сохраняют живой трепет жизни. Ему равно подвластны тонкое лирическое настроение затишья и драматический пафос разгулявшихся стихий, контрасты света н тени, цветовое богатство мира.

Выражая новые художественные взгляды общества и обслуживая более широкого, чем раньше, потребителя - рядового гражданина первой в Западной Европе буржуазной республики, живописцы Голландии нашли доходчивый, яркий художественный язык.

Достижения голландских художников ознаменовали новый важный этап в поступательном развитии реализма, существенно обогатив и углубив его содержание и творческий метод. Они оказали огромное влияние на современное им и будущее искусство. К лучшим образцам голландской живописи обращались все прогрессивные деятели искусства XVIII-XIX веков. И по сей день остаются на вооружении художников-реалистов смелые достижения голландской школы, а ее проникнутые жизнеутверждающим чувством картины продолжают доставлять зрителю истинное художественное наслаждение.

Голландская школа дала человечеству плеяду выдающихся мастеров во главе с Халсом, Рембрандтом, Рейсдалом и Вермеером Делфтским. Их произведения навсегда вошли в мировую сокровищницу искусства и как величайшие проявления человеческого гения бережно хранятся в музеях и картинных галереях.

Государственный Эрмитаж обладает одной из крупнейших в мире коллекций голландской живописи. Ее первые экспонаты появились на берегах Невы в 1716 году, задолго до того, как был основан музей. В этом году Осип Соловьев приобрел для Петра I в Голландии сто двадцать одну картину, а вслед за тем Юрий Кологривов купил в Брюсселе и Антверпене еще сто семнадцать полотен. Несколько позже к этому собранию присоединились сто девятнадцать произведений, присланных царю английскими купцами Званом и Элсеиом. Голландaie картины, наряду с фламандскими, здесь преобладали: как сообщает биограф Петра I Яков Штелин, любимыми художниками царя были Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Стен, Вауверман, Брейгель, ван дер Верф и ван Остаде, а любимыми сюжетами - сцены из жизни «голландских мужиков и баб». В этой приверженности ко всему голландскому не следует видеть проявление только личного вкуса «шкипера Питера», как называли Петра во время его пребывания в Голландии. Голландский бюргерский демократизм, нашедший яркое выражение в национальной живописи, был особенно близок характеру демократических преобразований в России того времени в области культуры н быта. Но, конечно, не только художественный интерес будили в русском зрителе картины голландских живописцев. Произведения таких мастеров, как любимый маринист царя Адам Сило, удовлетворяли в первую очередь познавательный интерес молодой русской нации, выходящей на морские просторы. Петровская коллекция голландцев включала уже такие шедевры, как «Давид и Ионафан» Рембрандта - первое произведение гениального живописца, попавшее в Россию.

Во второй половине XVIII столетия в Петербург перекочевали многие значительные произведения голландской живописи. В составе коллекции Г. Брюля, приобретенной в Дрездене (в 1769 г.), Эрмитаж получил четыре портрета работы Рембрандта, четыре пейзажа Я. Рейс-дала, картины Г. Терборха, Ф. Мириса, А. ван Остаде, А. Ваувермана и других. Собрание Кроза в Париже, поступившее в 1772 году, принесло музею такие шедевры Рембрандта, как «Даная» и «Святое семейство».

Еще более обогатили эрмитажную коллекцию голландцев собрания Бодуэна (Париж), Уолпола (Англия) и первой жены Наполеона I императрицы Жозефины, приобретенные для Эрмитажа в конце XVIII - начале XIX века. Эрмитаж смог включить тогда в свою экспозицию «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста» и десяток других холстов Рембрандта, работы модного в XVIII столетии Г. Доу, три лучшие картины П. Поттера (среди них шедевр мастера - «Ферма»), «Бокал лимонада» Г. Терборха, «Завтрак» Г. Метсю, два удивительных по тонкости исполнения цветочных натюрморта Я. ван Хей-сума и многие другие не менее значительные произведения.

Занимательный сюжет, небольшой размер и сравнительно невысокие цены сделали голландские картины доступными большому кругу русских коллекционеров. Их приобретали не только члены царствующего дома и высшая петербургская знать, но и представители более демократических кругов населения. Эти собрания станут впоследствии основным источником пополнения эрмитажной коллекции. Так, в 1915 году в музей поступило приобретенное еще в 1910 году огромное собрание «малых голландцев» знаменитого русского ученого н путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, который собрал семьсот девятнадцать картин трехсот сорока авторов. С этим собранием в каталоге музея появилось сто девяносто новых имен. Таким образом, если раньше голландская коллекция Эрмитажа выделялась в ряду других музеев мира количеством шедевров, то теперь она заняла одно из первых мест и по количеству представленных в ней имен, в том числе и самых редких.

После Великой Октябрьской социалистической революции па базе этого собрания был создан невиданный дотоле специальный запасный фонд для изучения голландского искусства. Заметно выросший за первые годы Советской власти, когда были национализированы собрания бежавшей за границу знати, этот фонд пополняется и в наши дни через Закупочную комиссию Эрмитажа. Так, только в последние годы в музей поступили выдающиеся произведения А. Блумарта, Я. Бота, А. ван Остаде, К. Берхема и других менее видных, но интересных для истории голландской школы мастеров.

Лучшие произведения этого собрания экспонируются в семи больших залах Нового Эрмитажа (248-254) и длинной Петровской галерее (залы 255-257; см. план-схему).

голландская живопись бытовой жанр

Государственный Эрмитаж обладает одной из крупнейших в мире коллекций голландской живописи. Ее первые экспонаты появились на берегах Невы в 1716 году, задолго до того, как был основан музей. В этом году Осип Соловьев приобрел для Петра I в Голландии сто двадцать одну картину, а вслед за тем Юрий Кологривов купил в Брюсселе и Антверпене еще сто семнадцать полотен. Несколько позже к этому собранию присоединились сто девятнадцать произведений, присланных царю английскими купцами Званом и Элсеиом. Голландские картины, наряду с фламандскими, здесь преобладали: как сообщает биограф Петра I Яков Штелин, любимыми художниками царя были Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Стен, Вауверман, Брейгель, ван дер Верф и ван Остаде, а любимыми сюжетами - сцены из жизни «голландских мужиков и баб». В этой приверженности ко всему голландскому не следует видеть проявление только личного вкуса «шкипера Питера», как называли Петра во время его пребывания в Голландии. Голландский бюргерский демократизм, нашедший яркое выражение в национальной живописи, был особенно близок характеру демократических преобразований в России того времени в области культуры и быта. Но, конечно, не только художественный интерес будили в русском зрителе картины голландских живописцев. Произведения таких мастеров, как любимый маринист царя Адам Сило, удовлетворяли в первую очередь познавательный интерес молодой русской нации, выходящей на морские просторы. Петровская коллекция голландцев включала уже такие шедевры, как «Давид и Ионафан» Рембрандта - первое произведение гениального живописца, попавшее в Россию.

Во второй половине XVIII столетия в Петербург перекочевали многие значительные произведения голландской живописи. В составе коллекции Г. Брюля, приобретенной в Дрездене (в 1769 г.), Эрмитаж получил четыре портрета работы Рембрандта, четыре пейзажа Я. Рейсдала, картины Г. Терборха, Ф. Мириса, А. ван Остаде, А. Ваувермана и других. Собрание Кроза в Париже, поступившее в 1772 году, принесло музею такие шедевры Рембрандта, как «Даная» и «Святое семейство».

Еще более обогатили эрмитажную коллекцию голландцев собрания Бодуэна (Париж), Уолпола (Англия) и первой жены Наполеона I императрицы Жозефины, приобретенные для Эрмитажа в конце XVIII - начале XIX века. Эрмитаж смог включить тогда в свою экспозицию «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста» и десяток других холстов Рембрандта, работы модного в XVIII столетии Г. Доу, три лучшие картины П. Поттера (среди них шедевр мастера - «Ферма»), «Бокал лимонада» Г. Терборха, «Завтрак» Г. Метсю, два удивительных по тонкости исполнения цветочных натюрморта Я. ван Хейсума и многие другие не менее значительные произведения.

Занимательный сюжет, небольшой размер и сравнительно невысокие цены сделали голландские картины доступными большому кругу русских коллекционеров. Их приобретали не только члены царствующего дома и высшая петербургская знать, но и представители более демократических кругов населения. Эти собрания станут впоследствии основным источником пополнения эрмитажной коллекции. Так, в 1915 году в музей поступило приобретенное еще в 1910 году огромное собрание «малых голландцев» знаменитого русского ученого и путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, который собрал семьсот девятнадцать картин трехсот сорока авторов. С этим собранием в каталоге музея появилось сто девяносто новых имен. Таким образом, если раньше голландская коллекция Эрмитажа выделялась в ряду других музеев мира количеством шедевров, то теперь она заняла одно из первых мест и по количеству представленных в ней имен, в том числе и самых редких.

После Великой Октябрьской социалистической революции на базе этого собрания был создан невиданный дотоле специальный запасный фонд для изучения голландского искусства. Заметно выросший за первые годы Советской власти, когда были национализированы собрания бежавшей за границу знати, этот фонд пополняется и в наши дни через Закупочную комиссию Эрмитажа. Так, только в последние годы в музей поступили выдающиеся произведения А. Блумарта, Я. Бота, А. ван Остаде, К. Берхема и других менее видных, но интересных для истории голландской школы мастеров.

Лучшие произведения этого собрания экспонируются в семи больших залах Нового Эрмитажа (248-254) и длинной Петровской галерее (залы 255-257).