Налоговый учет входных билетов в бюджетном учреждении. Учет билетов в учреждении культуры: правила, требования, рекомендации


Одним из основных направлений осуществления уставной деятельности учреждениями культуры и искусства в России является проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, а также экскурсий.

Перечисленные мероприятия осуществляются учреждениями культуры, как правило, на платной основе, что предопределяет необходимость изготовления и реализации ими входных билетов на посещение соответствующих культурных мероприятий.

Совокупность мероприятий и обязательств по изготовлению и реализации билетов на посещение организуемых учреждениями культуры мероприятий составляет понятие «билетное хозяйство».

В процессе организации и функционирования билетного хозяйства учреждений культуры у бухгалтеров учреждений культуры постоянно возникают различные вопросы как организационно-правового характера, так и связанные с отражением осуществляемых учреждениями операций в бухгалтерском учете, а также с их налогообложением.

На примере театрально-зрелищного учреждения будут проанализированы проблемы и вопросы, связанные с функционированием билетного хозяйства.

Являются ли театральные билеты денежными документами

Решение данного вопроса только на первый взгляд носит общеправовой теоретический характер и не затрагивает материальных интересов театра.

Так, в процессе проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности одного из бюджетных учреждений культуры представитель контролирующего органа выставил претензию по поводу неотражения в бухгалтерском учете операций по реализации театральных билетов на счете 2 201 05 000 «Денежные документы». Свою позицию указанный работник обосновал тем, что театральные билеты имеют все признаки, позволяющие отнести их к денежным документам (утвержденную форму, зафиксированную номинальную стоимость, средства защиты от фальсификации, возможность служить средством расчетов за услуги и т.п.). Более того, ссылаясь на отсутствие в бухгалтерском учете операций с денежными документами (в данном случае - с театральными билетами) была поставлена под сомнение правомерность применения льготы по НДС, регламентированной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (ведь факт осуществления операций по реализации театральных билетов, являющийся определяющим при применении данной налоговой льготы, не подтвержден данными бухгалтерского учета).

Описанные требования контрольно-ревизионного органа неправомерны, поскольку реализуемые учреждением культуры театральные билеты по своему экономическому содержанию не являются денежными документами.

Кроме того, поскольку облагаемая база по НДС формируется на основании данных специализированного учета (книг продаж и покупок, счетов-фактур и т.п.), а не на основании показателей бухгалтерского учета, неотражение в бухгалтерском учете операций по собственно реализации театральных билетов не является основанием для неприменения в отношении оказываемых услуг в области культуры и искусства налоговой льготы по НДС, установленной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Причиной возникновения описанных претензий контрольно-ревизионного органа является отсутствие в действующих нормативных документах достаточно четкого и точного определения понятия «денежные документы». Приводимые в различных экономических словарях определения данного термина содержат лишь перечисление (причем неполное) возможных форм денежных документов (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты, оплаченные санаторно-курортные путевки и др.). Перечисленные представителем контрольного органа обязательные признаки денежных документов также не регламентированы никакими нормативными актами, а приведенный перечень не является исчерпывающим.

По результатам анализа экономической сущности документов, однозначно причисленных к денежным документам (согласно имеющимся определениям данного термина), можно отметить следующие признаки денежного документа:

  • зафиксированная номинальная стоимость;
  • подтверждаемое им право на получение конкретных товаров (работ, услуг);
  • возможность использования их в качестве средства расчетов за указанные товары (работы, услуги). Такой признак денежного документа, как наличие средств защиты его от фальсификации, был отвергнут, поскольку он не является обязательным для всех денежных документов, признаваемых в качестве таковых. Например, используемый организацией в расчетах за товары (работы, услуги) собственный простой вексель, хотя, несомненно, и является денежным документом, может не иметь каких-либо специализированных средств защиты (водяных знаков, микротекста и т.п.).
На основе перечисленных критериев было сформулировано следующее определение, с одной стороны, полностью соответствующее экономической сути фактически применяемых денежных документов, а с другой - максимально уточняющее данный термин в соответствии с текущей хозяйственной практикой.

Денежные документы - это документы с зафиксированной на них номинальной стоимостью товаров (работ, услуг), дающие право их владельцу получать данные товары (работы, услуги) в объеме данной номинальной стоимости.

В соответствии с данным определением реализуемые учреждением театральные билеты (являющиеся при этом бланками строгой отчетности) не могут быть классифицированы в бухгалтерском учете учреждения культуры как денежные документы, в связи с тем что они фактически не подтверждают право учреждения на получение соответствующих услуг в форме театрального представления (это право принадлежит учреждению как исполнителю данных услуг).

В то же время для организаций, централизованно приобретающих театральные билеты для выдачи их своим работникам или дальнейшей реализации сторонним лицам, данные билеты, несомненно, будут признаны денежными документами, поскольку полностью соответствуют как опубликованным в специализированных экономических изданиях, так и сформулированному определению данного термина.

Признание выручки от реализации театральных билетов для целей налогового и бухгалтерского учета

Для целей налогообложения выручка от реализации театральных билетов признается не в момент фактического проведения соответствующего спектакля, а в момент реализации билетов на него, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ под объектом налогообложения понимаются «реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога». При этом каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений указанной статьи НК РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем согласно п. 1 ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ (п. 1 ст. 39 НК РФ).

В соответствии с требованиями п.п. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ (часть вторая НК РФ) доходами от реализации для целей формирования облагаемой базы по налогу на прибыль организаций признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Понятие «имущественные права» действующими нормативными документами не определено. Однако согласно сложившейся в финансово-хозяйственной деятельности терминологии «права имущественные - это юридически закрепленные права юридических и физических лиц владеть, распоряжаться и пользоваться определенными имущественными ценностями, правовая фиксация принадлежности имущественной ценности конкретному лицу. Учитывая же тот факт, что под имущественными ценностями (имуществом) понимаются и имущественные права (ст. 128 ГК РФ), право посетителя театра на просмотр организуемого последним спектакля, удостоверенное проданным ему театральным билетом установленной действующим законодательством формы (форма билета на театрально-зрелищные мероприятия утверждена приказом Минкультуры России от 17.12.2008 № 257), признается имущественным правом и в соответствие с п.п. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ подлежит обложению налогом на прибыль.

В соответствие с п. 3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (при реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).

Учитывая изложенное, доход от реализации посетителям театра театральных билетов на спектакли для целей налогового учета формируется как доход от передачи им имущественных прав на просмотр соответствующего спектакля в указанное в билете время в момент его предоставления посетителям театра этих имущественных прав (т.е. в момент реализации им театральных билетов).

Данный вывод подтверждается и требованиями п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которому освобождению от обложения НДС, в отличие от иных услуг театров, подлежат не собственно услуги по организации и представлению «театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий», а именно «реализация входных билетов и абонементов…, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности» на их посещение (т.е. для признания операций по продаже театральных билетов реализацией театром имущественных прав на просмотр своих спектаклей необходимо, чтобы данные права были удостоверены театральными билетами установленного действующим законодательством образца с указанием в нем стоимости данного права, а также времени (время показа спектакля) и условий (место в зрительном зале) его реализации).

Если по каким-либо причинам спектакль, на который были проданы театральные билеты, не состоялся, данное обстоятельство следует классифицировать как невыполнение поставщиком имущественных прав (т.е. театром) своих обязанностей по их реализации. Возврат же зрителям (или организациям, их представляющим) стоимости ранее проданных им театральных билетов следует рассматривать не как возврат полученных театром авансов под оказание театрально-зрелищных услуг (ведь, как уже было указано, реализация театральных билетов классифицируется как отдельная услуга по реализации соответствующих имущественных прав на просмотр соответствующего спектакля), а исключительно как возмещение им убытков, вызванных нереализацией ранее переданных им имущественных прав. Расходы театра по возмещению ущерба, нанесенного зрителям (или организациям, их представляющим), согласно п.п. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ признаются для целей налогообложения прибыли внереализационными расходами.

Следует иметь ввиду, что в случае если в рамках оказания услуг по организации и показу спектаклей театральные билеты установленного образца зрителям по каким-либо причинам не реализуются (действующее законодательство РФ не содержит требований об обязательном оказании театрально-зрелищных и других подобных им услуг населению исключительно на основании проданных гражданам билетов), то документами, удостоверяющими факт передачи соответствующих имущественных прав, могут быть признаны, например, оформляемые после фактического оказания театрально-зрелищных услуг акты приема-сдачи этих услуг оплатившим их зрителям (или организациям, их представляющим). В этом случае доход театра для целей налогообложения будет сформирован на дату оформления таких актов, а полученные театром до момента оказания театрально-зрелищных услуг денежные средства в их оплату будут признаны лишь авансовыми платежами.

Однако при этом в связи с неоформлением соответствующих хозяйственных операций театральными билетами установленного образца театр теряет право на применение налоговой льготы по НДС, установленной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В бухгалтерском учете театра определение момента отражения результатов хозяйственной операции по реализации театральных билетов в качестве дохода театра обусловлено следующими факторами.

Согласно п. 301 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), для отражения в бухгалтерском учете указанных учреждений «сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам» в Едином плане счетов с 1.01.2011 предусмотрен (как и для коммерческих организаций) счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов».

Условия применения указанного счета бухгалтерского учета полностью соответствуют условиям реализации имущественных прав на просмотр театрально-зрелищных и иных подобных мероприятий путем реализации театральных билетов установленного законодательством образца, удостоверяющих факт передачи гражданам (а при централизованной реализации - и организациям) соответствующих имущественных прав.

Таким образом, при реализации театром билетов установленного образца на театрально-зрелищные мероприятия, планируемые к показу в будущих отчетных периодах, до момента реализации удостоверяемого указанными билетами фактов передачи имущественных прав зрителям (или организациям, их представляющим) стоимость реализованных театральных билетов подлежит отражению в бухгалтерском учете театра на субсчете 2 401 40 130 «Доходы будущих периодов от реализации платных работ, услуг» с последующим списанием их на счета доходов текущего периода (т.е. на субсчет 2 401 10 130) в момент фактической реализации указанных имущественных прав (т.е. после фактического показа соответствующих спектаклей).

В случае если по каким-либо причинам театрально-зрелищное мероприятие, на которое были реализованы билеты, не состоялось, то следует признать, что переданное зрителям (или организациям, их представляющим) в момент продажи театральных билетов имущественное право на просмотр данного спектакля оказалось нереализованным, что влечет за собой возврат им стоимости ранее реализованных билетов со списанием этой стоимости в бухгалтерском учете театра на убытки.

В заключение следует обратить внимание на тот факт, что действующие в настоящее время в Российской Федерации стандарты организации и ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности (далее - РСБУ) не в полной мере соответствуют МСФО. Вместе с тем в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 МСФО признаны в Российской Федерации и согласно приказу Минфина России от 25.11.2011 № 160н (далее - приказ № 160н) введены в действие.

Согласно МСФО (IAS) 18 «Выручка» (приложение № 10 к приказу № 160н) под выручкой для целей МСФО понимается «валовое поступление экономических выгод за определенный период в ходе обычной деятельности предприятия, приводящее к увеличению капитала, не связанного с взносами участников капитала». Применяемые в РСБУ понятия «доходы будущих периодов» и «расходы будущих периодов» в МСФО отсутствуют, а отражаемые в российском бухгалтерском учете на соответствующих счетах суммы доходов признаются текущими доходами и расходами. Регламентируемые МСФО (IAS) 18 формулировки понятия «выручка» в рамках проводимых в РФ мероприятий по реформированию российской системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО нашли отражение в п. 2 применяемого коммерческими организациями положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05 1999 № 32н (с изменениями и дополнениями). Однако действие данного ПБУ на государственные (муниципальные) учреждения не распространяется (п. 1 ПБУ 9/99), а аналогичного указанному в ПБУ 9/99 определения понятия дохода (выручки) в приказе № 157н, регламентирующем порядок организации и ведения бухгалтерского учета в таких учреждениях, не содержится.

Таким образом, после внесения в рамках мероприятий по реформированию российской системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО изменений в приказ № 157н и иные приказы Минфина России, регламентирующие особенности организации и ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях различных организационно-правовых форм, порядок отражения в бухгалтерском учете этих учреждений доходов от реализации театральных билетов на спектакли, планируемые к показу в следующих отчетных периодах, будет соответствовать уже действующему в настоящее время порядку их налогового учета. В настоящее время в связи с недостаточной регламентацией действующими нормативными документами порядка применения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений субсчета бухгалтерского учета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» отдельные учредители государственных (муниципальных) учреждений требуют от них не применять в бухгалтерском учете счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» и 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов». Хотя данные требования и не в полной мере соответствуют положениям действующего в этой сфере законодательства РФ, однако, они находятся в рамках общих мероприятий по реформированию российской системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО. Поэтому при наличии указанных письменных требований учредителей соответствующих государственных (муниципальных) учреждений, по нашему мнению, допустимо относить выручку, полученную от продажи театральных билетов на спектакли, планируемые к показу в следующих отчетных периодах, аналогично порядку, установленному для организации налогового учета таких доходов (т.е. на счетах учета доходов текущего отчетного периода).

Рассмотрим правомерность применения театром скидок к установленной стоимости театральных билетов, а также установления пониженной относительно билетов приведенной стоимости театральных абонементов.

В соответствии с требованиями ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 9.10.1992 № 3612-1, п. 34 Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 609, а также письма Минэкономики РФ от 11.06.1999 № 7-625, цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Указанные требования ограничиваются, когда законодательством Российской Федерации предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг. Разновидностью такого государственного регулирования цен на платные театрально-зрелищные услуги государственных (муниципальных) учреждений можно считать установление для таких учреждений согласно п. 1 ст. 69. 2 БК РФ в рамках доводимого им государственного задания предельных цен (тарифов) на оплату соответствующих платных услуг физическими или юридическими лицами либо порядка установления указанных цен (тарифов). Однако данное требование относится только к театрально-зрелищным услугам, оказываемым в рамках выполнения учреждением полученного им государственного (муниципального) задания. Несмотря на то что в государственные (муниципальные) задания, как правило, включаются большинство проводимых бюджетным учреждением театрально-зрелищных мероприятий (что является основанием для погашения затрат на их проведение (полностью или частично) за счет средств выделяемых учреждению бюджетных субсидий), цены на посещение мероприятий, не включенных в государственные (муниципальные) задания, затраты на проведение которых погашаются исключительно за счет поступлений от приносящей доход деятельности учреждения или целевых внебюджетных поступлений (грантов, пожертвований и т.п.), могут устанавливаться учреждениями также самостоятельно, если данное право не ограничено решениями их учредителя.

До 1.01.2011 г. порядок формирования цен (тарифов) на платные услуги государственных (муниципальных) учреждений регламентировался специальными положениями об оказании ими платных услуг, которые разрабатывались соответствующими министерствами и ведомствами для подведомственных им учреждений и организаций. В настоящее время, учитывая более высокий уровень самостоятельности бюджетных учреждений в области осуществления ими приносящей доход деятельности, такие Положения разрабатываются самими учреждениями. В соответствии с существующей практикой формирования данного внутреннего нормативного документа в его структуру должны быть включены следующие положения:

  • о структуре оказываемых учреждением платных услуг;
  • о производстве (приобретении) и реализации в рамках осуществления приносящей доход деятельности различных видов готовой продукции, а также товаров для перепродажи (сувениров, театральных программок, декораций и т.п.);
  • о детализации услуг учреждения по источникам его финансового обеспечения;
  • о порядке ценообразования на платные услуги, в том числе и с учетом применения скидок различным категориям граждан и организаций;
  • о порядке использования учреждением выручки от оказания платных услуг;
  • об особенностях организации аналитического бухгалтерского и оперативно-управленческого учета, а также внутренней управленческой отчетности по хозяйственным операциям, осуществляемым в рамках оказания учреждением платных услуг и т.п.
Разработанное учреждением внутреннее Положение о платных услугах утверждается руководителем учреждения и при наличии такого требования согласуется с его учредителем.

Учитывая тесную связь требований данного Положения с вопросами организации бухгалтерского учета и налогообложения учреждения, по нашему мнению, целесообразно сформировать его в виде приложения к учетной политике учреждения.

Согласно положениям указанных нормативных актов, при организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов и военнослужащих, проходящих службу по призыву. Установление скидок к стоимости театрально-зрелищных услуг иным категориям граждан действующим законодательством формально не регламентировано. Однако такие скидки могут быть установлены бюджетными и автономными учреждениями в рамках осуществления ими приносящей доход деятельности, не связанной с выполнением полученных государственных (муниципальных) заданий.

Более того, установление льгот перечисленным категориям граждан было рекомендовано постановлением Правительства РФ от 1.12.2004 № 712, содержащим требования по оформлению и подтверждению таких льгот, а также по организации контроля за их применением.

Учитывая изложенное, учреждение вправе определить в разработанном им внутреннем Положении о платных услугах структуру и порядок предоставления и документального оформления и подтверждения скидок к стоимости соответствующих театрально-зрелищных мероприятий учреждения соответствующим категориям зрителей.

При формировании размеров указанных скидок необходимо иметь в виду следующие факторы.

Применение скидок к стоимости оказываемых учреждением платных услуг не должно влиять на соблюдение принципа самоокупаемости приносящей доход деятельности. То есть совокупный размер применяемых скидок должен обеспечивать возмещение за счет получаемой коммерческой выручки планируемых к погашению за ее счет расходов учреждения.

Применяемые скидки не должны иметь индивидуальный характер, т.е. право на них должно предоставляться всем покупателям, удовлетворяющим условиям получения соответствующих скидок и подтвердившим свое право на них установленным порядком.

Учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, скидки к стоимости театрально-зрелищных услуг целесообразно устанавливать в размерах, не превышающих указанный норматив.

Относительно установления пониженной относительно билетов стоимости реализации театральных абонементов необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

Как и театральные билеты, театральные абонементы удостоверяют передаваемое зрителям в момент их продажи имущественное право на просмотр соответствующих театрально-зрелищных мероприятий в указанное время. Однако в отличие от театрального билета удостоверяемое театральным абонементом имущественное право распространяется не на одно, а на несколько таких мероприятий.

Итак, театральный билет и театральный абонемент удостоверяют разные имущественные права, поэтому их стоимость не может быть одинаковой. И дело здесь не только в количестве театрально-зрелищных мероприятий, право на просмотр которых они удостоверяют. При формировании стоимости театрального абонемента следует также учитывать, что, несмотря на увеличение объема удостоверяемых им имущественных прав (количество спектаклей), реализация этих прав разнесена во времени при единовременном получении платы за нее, что, несомненно, должно привести к уменьшению приведенной стоимости права на просмотр одного спектакля из числа включенных в абонемент. По нашему мнению, приведенная стоимость одного спектакля из числа включенных в театральный абонемент в соответствии с требованиями п. 1 ст. 395 ГК РФ должна быть ниже стоимости соответствующего спектакля в случае его просмотра на основании театрального билета минимум на сумму, рассчитанную исходя из размеров учетной ставки ЦБ РФ на день выпуска абонемента и срока его действия (т.е. Сабонемента = Сбилета х 8% / 365 х Табонемента х Котрывных купонов).

С учетом рыночной стоимости (т.е. уровня спроса) включенных в театральный абонемент спектаклей размер уменьшения стоимости театрального абонемента относительно стоимости включенных в него спектаклей (в случае просмотра их по театральным билетам) стоимость соответствующих театральных абонементов может быть еще скорректирована.

Унифицированная форма театрального абонемента (как и театрального билета) утверждена приказом Минкульта РФ от 17.1.2008 № 257 и является обязательной не только для документального обоснования операций по передаче зрителям (или организациям, их представляющим) соответствующих имущественных прав на просмотр театрально-зрелищных мероприятий, но и для подтверждения права учреждения культуры на применение налоговой льготы по НДС, установленной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

При формировании структуры театрального абонемента следует учитывать, что удостоверяемые им имущественные права планируются к реализации в течение определенного срока. Поэтому данный срок целесообразно указать в реквизите «Вид услуги (наименование мероприятия)» (если по условиям реализации абонемента зритель имеет право выбора любого спектакля в течение срока действия абонемента), а также в корешках абонемента (если абонемент дает право зрителю на просмотр определенного перечня спектаклей). В противном случае согласно требованиям п. 2 ст. 314 ГК РФ право на показ учреждением соответствующих театрально-зрелищных мероприятий должно быть реализовано в семидневный срок со дня предъявления зрителем требований о его выполнении.

Следует иметь в виду, что при оказании услуг по организации и показу спектаклей театральные билеты или абонементы могут и не использоваться. Действующее законодательство РФ не содержит требований об обязательном оказании театрально-зрелищных и других подобных им услуг населению исключительно на основании проданных гражданам билетов или абонементов.

К таким случаям, в частности, можно отнести показ спектакля по договору с конкретной организацией для неопределенного количества ее сотрудников (либо привлеченных ей иных физических лиц). При этом документами, удостоверяющими факт передачи соответствующих имущественных прав, могут быть признаны оформляемые после фактического оказания театрально-зрелищных услуг акты приема-сдачи этих услуг оплатившим их зрителям (или организациям, их представляющим), а доход театрального учреждения для целей бухгалтерского учета и налогообложения будет сформирован на дату оформления таких актов. При этом полученные учреждением до момента оказания театрально-зрелищных услуг денежные средства в их оплату будут признаны лишь авансовыми платежами.

При общей допустимости применения указанного порядка оказания театрально-зрелищных услуг следует иметь в виду определенные особенности его применения, а именно: поскольку спектакль в данном случае планируется к показу неопределенному числу зрителей, но в помещении учреждения, то договором с организацией-заказчиком таких услуг должны быть предусмотрены обязательства заказчика по обеспечению идентификации зрителей и пропускного режима на проводимое театрально-зрелищное мероприятие. В общем случае такие мероприятия организуются на основе предъявления зрителями театральных билетов и абонементов. Поэтому условия договора со сторонней организацией, не предполагающие продажу билетов или абонементов, но возлагающие обязанность идентификации зрителей и пропускной режим на театральное учреждение, могут быть восприняты контролирующими органами, как попытка необоснованного уменьшения планируемой в общем порядке выручки от показа спектакля.

В связи с неоформлением соответствующих хозяйственных операций театральными билетами или абонементами установленного образца театр теряет право на применение налоговой льготы по НДС, установленной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, что должно быть учтено при формировании стоимости соответствующих театрально-зрелищных услуг.

В связи с тем, что театрально-зрелищные мероприятия, как правило, организуются учреждениями культуры в рамках выполнения полученных ими государственных (муниципальных) заданий, в которых определена себестоимость проведения того или иного мероприятия, подлежащая погашению за счет средств полученных учреждением бюджетных субсидий, стоимость договора на проведение театрально-зрелищных мероприятий в интересах сторонней организации (даже при отсутствии условия реализации билетов или абонементов на них) не должна быть ниже установленной учредителем себестоимости одного или, исходя из условий договора нескольких спектаклей.

Таким образом, несмотря на общий принцип единства стоимости однородных театрально-зрелищных мероприятий, учреждение культуры, по нашему мнению, все-таки имеет определенные возможности корректировки цен на свои платные услуги в зависимости от обстоятельств организации и документального оформления соответствующих мероприятий, а также контингента зрителей, привлекаемых к их просмотру.

В каком порядке подлежит возмещению стоимость ранее проданных билетов гражданам и организациям в случае отмены театрально-зрелищных мероприятий, на которые эти билеты были проданы? Размер возмещения стоимости ранее проданных зрителям театральных билетов (или театральных абонементов) зависит от того, по чьей инициативе удостоверенное указанными документами имущественное право на просмотр театрально-зрелищных представлений не было реализовано в указанные сроки и в указанных размерах.

В соответствии с общими требованиями действующего законодательства односторонний отказ от выполнения своих обязательств по сделкам гражданско-правового характера недопустим (ст. 310 ГК РФ), за исключением предусмотренных законодательством случаев (ст. 328, 405, 450 ГК РФ). Однако прекращение сделок может быть обусловлено невозможностью по каким-либо причинам их выполнения одной из сторон (например, отмена ранее анонсированного спектакля по уважительным причинам).

В соответствии с п. 2 ст. 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения убытков заказчику. Поэтому, если отмена спектакля произошла по инициативе театрального учреждения (независимо от причин такой отмены), то зрители вправе требовать, как минимум, полного возмещения им стоимости ранее приобретенных ими театральных билетов, так как данные затраты классифицируются как их убытки, связанные с реализацией их права по просмотру соответствующего театрально-зрелищного мероприятия. При этом размер возмещения убытков зрителям может не ограничиться только стоимостью проданных им билетов на отмененный спектакль. Данный размер может быть увеличен в судебном порядке (например, на сумму полученного зрителями, обратившимися в судебные органы, морального ущерба).

Если же отказ от оказания театрально-зрелищной услуги произошел по инициативе зрителя (т.е. заказчика), то такое его право закреплено в п. 1 ст. 782 ГК РФ, но при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Данное требование подтверждено и ст. 32 Закона от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1).

При этом исполнитель (т.е. театр) должен доказать, что расходы были понесены до отказа от договора и вызваны исполнением или подготовкой к его исполнению. К таким расходам не относятся обычные внутренние затраты (например, по заработной плате).

По нашему мнению, размер компенсации стоимости театральных билетов в случае отказа зрителя от приобретенного им имущественного права на просмотр спектакля целесообразно предусмотреть (в долевом исчислении) в разработанном учреждением внутреннем Положении о платных услугах с расшифровкой в приложенном расчете размера уменьшения суммы возмещения относительно полной стоимости проданного билета. Такой расчет можно сформировать, детализировав в долевом представлении стоимость билета на калькуляционные статьи и определив, какие из указанных калькуляционных статей подлежат, а какие не подлежат возмещению в случае одностороннего отказа зрителя от просмотра спектакля, на который ему были проданы билеты. В случае одностороннего отказа зрителя от реализации им своего права на просмотр спектаклей по театральному абонементу стоимость возмещения его затрат на приобретение такого абонемента должна быть возмещена по только в части еще не просмотренных им спектаклей. При этом в целях соблюдения требований действующего законодательства, предъявляемых к публичной сделке (оферте), текст Положения о платных услугах театра должен быть вывешен в публичном месте реализации билетов для ознакомления потенциальных покупателей с соответствующими требованиями, в том числе по формированию суммы причитающегося им возмещения стоимости проданных билетов при одностороннем их отказе от просмотра соответствующего спектакля.

Ведение и составление отчетности в соответствие с МСФО. Очно, дистанционно.

Защита и экономия в бизнесе с учетом решений Верховного суда. Все изменения в вопросах налоговой оптимизации 2019 г. (г. Сочи)

Кроме обязательных инвентаризаций бланков строгой отчетности, необходимо проводить внезапные контрольные проверки их наличия, правильности заполнения и использования в сроки, установленные руководством учреждения. О случаях выявленных расхождений или недостач бланков строгой отчетности главный бухгалтер должен немедленно доложить руководителю учреждения для принятия мер. Сделать это нужно в письменном виде. Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в учреждении в упакованном виде в архиве или на складе в течение пяти лет. Бухгалтерский учет операций с билетами Основным источником доходов театральных организаций являются сборы от продажи билетов на спектакли.

Особенности налогового и бухгалтерского учета в учреждениях культуры

Выданы со склада билеты:

  • Дт 240101272 «Расходование МЗ»
  • Кт 210506440 «Уменьшение стоимости прочих МЗ».

Одновременно с этой проводкой выполняют списание бланков билетов со счета 03/1 «Билеты на складе» на счет 03/2 «Билеты у подотчетных лиц». Аналитический учет билетов Основным регистром аналитического учета билетов является книга учета бланков строгой отчетности. Книга оформляется в соответствии с правилами бухгалтерского учета: листы нумеруются, прошнуровываются, на последней странице делается надпись о количестве листов в этой книге, заверенная печатью и подписью руководителя.

Продажа билетов: документальное оформление и отражение на счетах Зарегистрированные билеты передают в кассы для их последующей реализации. Передачу их оформляют накладной, а с уполномоченным по продаже заключают договор о полной материальной ответственности.

Билетное хозяйство. организация бухгалтерского учета и налогообложение

Внимание

Всю форму данного документа мы здесь разбирать не будем, посмотрим лишь особенности, которые нужно знать, отражая электронный билет в авансовом отчете. Во-первых, если организация покупала билет за свой счет, а затем выдавала его сотруднику, то выданный билет будет отражен как аванс в блоке по авансам/перерасходам. Т.е. там будет и стоимость выданного билета вместе с НДС, и если еще выдавались денежные средства, то и они тоже.


Во-вторых, информация о билете, использованном для проезда, отражается на 2-ой странице авансового отчета. Там приводится дата и номер электронного билета, наименование расхода (в нашем случае это билет по конкретному маршруту) а также указывается суммы расходов. 7. Бухучет электронных билетов с примером Отразив электронный билет в авансовом отчете, мы плавно переходим к составлению бухгалтерских проводок.

Учет расходов на билеты

Инфо

Министерство культуры РФ Письмом от 13.04.2000 N 01-67/16-21 до учреждений культуры и искусства довело согласованные с Минфином Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы Минкультуры России (далее — Методические указания). Утвержденные в соответствии с Приказом N 20н и Положением N 171 бланки строгой отчетности печатаются типографским способом с обозначением серии и порядкового номера. Как правило, стационарные театры изготавливают комплекты билетов по числу мест в зрительном зале.


Кроме того, бланки можно изготовить самостоятельно, например, на компьютере. Однако при этом необходимо соблюдать нумерацию и применять специальную программу автонумерации, которая исключает возможность повтора номера.

Учет билетов в учреждении культуры: правила, требования, рекомендации

Важно

Если же костюмы служат меньше 12 месяцев, то их учитывают как материальные запасы на счете 010506000. Учет костюмов в составе основных фондов имеет некоторые особенности, которые зависят от их стоимости. Предметы, стоимостью до 1000 рублей списываются на амортизацию сразу при передаче их в эксплуатацию:

  • Дт 040101271 «Расходы на амортизацию основных средств и НМА»
  • Кт 010109410 «Уменьшение стоимости основных средств».

Если стоимость костюма находится в пределах от 1000 до 10000 рублей, то при передаче их в эксплуатацию по ним начисляется стопроцентный износ.


Костюмы, как объекты основных фондов, принимаются по первоначальной стоимости. Если они стоят больше 10000 рублей, то износ начисляется ежемесячно линейным способом.

Как учесть электронный билет в авансовом отчете

НДС со стоимости билета Дебет 68 – Кредит 19 - на сумму 750 руб. – НДС по билету принят к вычету 8. Учет билетов при покупке сотрудником Если сотрудник приобретает электронные билеты самостоятельно, то бухучет электронных билетов будет похож, т.к. фактически остаются только проводки, связанные с авансовым отчетом. Да, и не забудьте выдать аванс сотруднику перед командировкой.


Он не обязан отправляться в поездку за свой счет! Пример (продолжение) Предположим, что обратный билет по маршруту Новосибирск-Москва сотрудник ООО «Чайка» Воробьев В.В. приобретает самостоятельно. Для этих целей ему перед поездкой выдан аванс из кассы в сумме 11 000 руб. Дебет 71 – Кредит 50 – на сумму 11 000 руб. – выдан аванс на командировочные расходы К составленному авансовому отчету работник приложил маршрут/квитанцию и посадочный талон.
Стоимость билета составила 7920 руб., в т.ч. НДС 720 руб.

Учет продажи билетов

Положения N 329. В данный момент экономическая деятельность театра регулируется единственным законодательным документом — «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» N 3612-1 от 09.10.1992 в ред. 2005 г. Бланки билетов Организации и учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства, осуществляют расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники, правда, при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам и утвержденных Порядком учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности. Об этом сказано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее — Положение N 171).

Бухгалтерский учет продажи билетов

Москве от 10.01.2008 № 19-11/603, где сказано, что «при оказании авиатранспортной компанией услуг по перевозке пассажиров, оформленных авиабилетами, счета-фактуры не выписываются. Также авиатранспортная компания не выписывает счета-фактуры и в случае реализации билетов населению (в том числе юридическим лицам для своих сотрудников) через другие организации (агентства), с которыми у нее заключены агентские договоры. Налоговым законодательством не предусмотрено выставление счетов-фактур авиатранспортной компанией при реализации авиабилетов населению (юридическим лицам для своих отрудников), в том числе и через агентства (организации), с которыми у авиатранспортной компании заключены агентские договоры.
Бланк билета, на основании Положения N 171, должен содержать следующие обязательные реквизиты: — сведения об утверждении формы бланка; — наименование, шестизначный номер и серия; — код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; — наименование и код организации, выдавшей бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; — идентификационный номер налогоплательщика; — вид услуг; — единица измерения оказания услуг; — стоимость в денежном выражении; — дата осуществления расчета; — наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации (п. 5 Положения N 171).
Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности по каждому спектаклю, концерту, представлению должен составляться на основании данных о регистрации бланков строгой отчетности, накладных на их отпуск для реализации, накладных на возврат непроданных бланков строгой отчетности. Сводный отчет должен поступать в бухгалтерию учреждения для проверки и обработки не позднее следующего дня после спектакля, концерта, представления при проведении их на стационаре. К этому отчету должны быть приложены корешки бланков строгой отчетности использованного комплекта в сброшюрованном виде. Признание выручки текущего отчетного периода от реализации бланков строгой отчетности оформляется по цене реализации записью: Дебет счета 2 401 04 130 «Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг» Кредит счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг».

"Бюджетный учет", 2009, N 8

Об особенностях бюджетного учета билетов, абонементов, экскурсионных путевок театрально-зрелищными учреждениями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха расскажет Т.Е. Володина, заслуженный экономист Российской Федерации, член методологического совета при Министерстве культуры и массовых коммуникаций.

Организации и учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства, в соответствии со ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение N 359) осуществляют расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам и утвержденным порядком учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.

Формы бланков и их реквизиты

Формы бланков билета, абонемента и экскурсионной путевки утверждены Приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 257).

Абонемент Билет Экскурсионная путевка

К бланкам строгой отчетности, применяемым при оказании услуг организациями культуры, относятся:

  • билет;
  • абонемент;
  • экскурсионная путевка.

Каждый из этих документов должен содержать следующие реквизиты:

а) наименование документа, шестизначный номер и серию;

б) наименование и организационно-правовую форму учреждения (организации);

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица по доверенности;

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный учреждению (организации) культуры, выдавшему документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) иные реквизиты, характеризующие специфику оказываемой услуги, которыми вправе дополнить документ учреждение (организация) культуры.

Изготовление бланков

Утвержденные Приказом N 257 бланки строгой отчетности учреждения могут напечатать в типографии с обозначением серии и порядкового номера, а также изготовить самостоятельно с помощью имеющихся в наличии технических средств (персональных компьютеров и пр.) с соблюдением нумерации с помощью нумератора и применением специальной программы автонумерации, исключающей возможность повтора в использовании номера.

В соответствии с п. 12 Положения N 359 учреждения по требованию налоговых органов обязаны представить информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Способы формирования бланков документов посредством автоматизированных систем зависят от конкретной системы, используемой в данном учреждении.

Так как в Положении N 359 речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту от несанкционированного доступа, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, обычный компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может. Таково мнение Минфина России, которое изложено в Письмах от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-43 и от 7 ноября 2008 г. N 03-01-15/11-353.

Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на отрывные части бланка документа.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Об этом сказано в п. 4 Положения N 359, Письме Минфина России от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-42.

Художественное оформление билетов, абонементов и экскурсионных путевок, определение характера и содержания необходимой информации на них, а также их техническое редактирование производятся учреждением культуры и искусства самостоятельно.

Бюджетный учет

С 1 января 2009 г. вступили в силу Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 145н. В соответствии с ними расходы на оплату договоров на изготовление и приобретение бланочной продукции (в том числе бланков строгой отчетности, первичных учетных документов, регистров бюджетного учета и отчетности и пр.) следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги". Следовательно, расходы по изготовлению бланков строгой отчетности учреждений (организаций) культуры, утвержденных Приказом, также относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

Расходы по оплате договоров на изготовление плакатов, афиш, программ спектаклей, договоров на создание эскизов костюмов и сценографии тоже следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

Руководство учреждения должно обеспечить строгий контроль за сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности.

Ответственность за хранение билетов и абонементов в соответствии с действующим законодательством несут руководитель учреждения, а также другие его работники по письменному указанию руководителя.

Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.

Нереализованные билеты, абонементы и экскурсионные путевки списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности, утвержденные приказом руководителя учреждения. Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в учреждении в упакованном виде в архиве или на складе в течение 5 лет <1>.

<1> О сроках хранения документов см. статью "Уничтожение документов" N 3/2009, с. 60.

Списание изъятых из обращения билетов и абонементов производится на основании акта, составленного комиссией и утвержденного руководителем организации. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

Бухгалтерский учет билетов, абонементов и экскурсионных путевок в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее - Инструкция N 148н), осуществляется следующим образом.

Первичными документами по учету доходов от показа спектаклей, концертной и иной культурно-просветительской деятельности (в том числе сборов от продажи билетов и абонементов) служат бланки строгой отчетности, на основании которых осуществляется расчет с посетителями учреждений сферы культуры и искусства без применения контрольно-кассовой техники.

Прием изготовленных в типографии бланков строгой отчетности производится по накладной и счету в типографии представителем заказчика по доверенности.

При приеме изготовленных бланков строгой отчетности производится полная проверка, сличаются фактическое количество и серии, номера по данным, указанным в накладных (квитанциях и т.п.).

Получение бланков строгой отчетности от типографии отражается учреждением культуры по цене изготовления записью:

Дебет 2 401 01 226

"Расходы на прочие работы, услуги"

Кредит 2 302 09 730

"Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг",

с одновременным отражением на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности".

Оплата за бланки отражается записью:

Дебет 2 302 09 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг"

Кредит 2 201 01 610

"Выбытия денежных средств учреждения со счетов".

Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) по видам, сериям и номерам, а также по местам их хранения с указанием даты получения (выдачи) бланков строгой отчетности, количества и стоимости. На основании данных по приходу и расходу бланков строгой отчетности выводится остаток на конец периода. В соответствии с Инструкцией N 148н БСО учитываются на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке: один бланк - 1 руб.

03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";

03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете";

03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации";

03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению".

Поступившие на склад бланки строгой отчетности отражаются по стоимости изготовления на забалансовом счете 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе".

Выданные со склада для регистрации в установленном порядке бланки строгой отчетности по средней фактической стоимости списываются с забалансового счета 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе". Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете".

Выдача комплектов билетов, абонементов со склада оформляется требованием-накладной (ф. 0315006), подписанным руководителем организации или его заместителем и главным бухгалтером, и производится под расписку на этом требовании лица, получающего бланки строгой отчетности.

Лицо, ответственное за реализацию бланков строгой отчетности, выдает зарегистрированные бланки кассиру билетной кассы, нештатным уполномоченным, театральным кассам для регистрации.

Требование выписывается в двух экземплярах: один выдается вместе с бланками строгой отчетности, второй передается в бухгалтерию учреждения.

Проштампованные и зарегистрированные бланки строгой отчетности при передаче на реализацию списываются по цене изготовления с забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете". Одновременно производится запись на забалансовом счете 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации".

Нештатные уполномоченные по реализации бланков строгой отчетности и билетные кассиры учреждения обязаны в срок, установленный приказом руководителя учреждения, сдать в кассу учреждения или перечислить на счет учреждения деньги, вырученные за реализованные бланки.

Не возвращенные своевременно бланки строгой отчетности считаются проданными, и театральная касса или нештатный уполномоченный оплачивают их номинальную стоимость.

Должностные лица отчитываются за полученные и использованные бланки строгой отчетности корешками квитанций, копиями кассовых ведомостей и кассовыми отчетами по отрывным билетам в день сдачи выручки.

Отчеты должностных лиц служат основанием для оприходования выручки по приходному ордеру.

Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности по каждому спектаклю, концерту, представлению должен составляться на основании данных о регистрации бланков строгой отчетности, накладных на их отпуск для реализации, накладных на возврат непроданных бланков строгой отчетности.

Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности должен поступать в бухгалтерию учреждения для проверки и обработки не позднее следующего дня после спектакля, концерта, представления при проведении на стационаре. К этому отчету должны быть приложены корешки бланков строгой отчетности использованного комплекта в сброшюрованном виде.

Начисление дохода от реализации услуг, оказываемых учреждением культуры, отражается следующей записью:

Дебет 2 205 03 560

Кредит 2 401 01 130

Поступление выручки от реализации билетов и других бланков строгой отчетности отражается записью:

Дебет 2 201 01 510, 2 201 04 510

"Поступление денежных средств учреждения на счета", "Поступления в кассу"

Кредит 2 205 03 660

Одновременно производится списание бланков строгой отчетности с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации".

Возврат нереализованных билетов оформляется накладной и отражается по цене реализации записью способом "красное сторно":

Дебет 2 205 03 560

"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг"

Кредит счета 2 401 01 130

"Доходы от оказания платных услуг".

Исправление способом "красное сторно" оформляется Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

Возврат нереализованных бланков строгой отчетности отражается списанием с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации" и записью на забалансовом счете 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению".

Нереализованные бланки строгой отчетности списываются с забалансового счета 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению" на основании Акта о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816) и в срок, установленный приказом руководителя учреждения, уничтожаются.

Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с установленным порядком.

Кроме обязательной согласно действующему законодательству инвентаризации бланков строгой отчетности необходимо в сроки, установленные руководством учреждения, проводить внезапные контрольные проверки их наличия, а также правильности заполнения и использования.

О случаях выявленных расхождений или недостач бланков строгой отчетности главный бухгалтер должен немедленно доложить в письменном виде руководителю учреждения для принятия мер.

При применении электронной формы реализации бланков строгой отчетности на сумму реализации производится запись:

Дебет 2 205 03 560

"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг"

Кредит 2 401 01 130

"Доходы от оказания платных услуг".

Поступление выручки от реализации бланков строгой отчетности отражается записью:

Дебет 2 201 01 51 0, 2 201 04 510

"Поступления денежных средств учреждения на счета", "Поступления в кассу"

Кредит 2 205 03 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг".

Налоговый учет

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса не облагается НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства. К ним относится в том числе и реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, а также реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

Однако освобождение от обязанностей плательщика НДС не дает учреждению культуры права не составлять счета-фактуры и не вести книги покупок и продаж. Согласно п. 3 ст. 169 Налогового кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, в том числе освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса, а также в иных ситуациях, определенных в установленном порядке.

Если реализация товаров (работ, услуг) не подлежит обложению НДС, а также если плательщик освобожден от уплаты этого налога в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса, счета-фактуры выставляются без выделения сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ). При этом на указанных документах делается соответствующая запись или ставится штамп "Без налога НДС".

Особенностью операций по реализации театральных билетов (абонементов, экскурсионных путевок) может являться размещение на них рекламной информации, которая является самостоятельным объектом налогообложения.

В других социальных отраслях бланки строгой отчетности учитываются так же, как и в учреждениях культуры.

Т.Е.Володина

Заслуженный экономист

Российской Федерации,

член методологического совета

при Министерстве культуры

и массовых коммуникаций

Уставом учреждений культуры предусмотрено проведение ими театральных представлений, зрелищ, культурно-просветительских, развлекательных мероприятий. Среди основных видов деятельности можно выделить экскурсии, аттракционы в парках культуры и отдыха, посещение зоопарков, проводящиеся за оплату. Бухгалтерский учет входных билетов, костюмов в театрах, музейных экспонатов, расходов и доходов бюджетных организаций культуры, налогообложение имеет определенные особенности. В статье расскажем про учет в учреждениях культуры, дадим примеры расчета.

Требования к форме билетов в организациях культуры

К формам билетов, продаваемых театрами, музеями, зоопарками и другими подобными организациями, предъявляются определенные требования. Согласно законодательству бланк билета должен содержать такие обязательные реквизиты, как:

  • наименование документа, номер и серию;
  • данные об утверждении формы билета;
  • ИНН, наименование, код учреждения, которое выпустило билет;
  • вид, единица измерения и стоимость услуги;
  • дату продажи билета;
  • данные кассира, реализовавшего билет;
  • сведения об изготовителе и тираже бланков.

Бланки билетов печатают в типографии либо самостоятельно на компьютере. Каждый билет должен иметь свой уникальный номер. Если бланки печатаются организацией самостоятельно, то важно не допускать повторения номеров. Организации культуры самостоятельно разрабатывают внешний вид билета.

Контроль за сохранностью билетов в организациях

Важной задачей бухгалтерского учета билетов в учреждениях культуры является обеспечение их сохранности в местах хранения и соблюдение правил их учета. Билеты необходимо хранить либо в специальных кладовых, либо в сейфе. Ответственность за их сохранность несет руководитель организации и лица, на которых возложена такая обязанность в соответствии с приказом директора.

Одновременно с ревизией кассовых операций проводят проверку билетов, представляющих собой бланки строгой отчетности.

Проверки билетов могут быть как плановыми, так и внезапными. Если в ходе таких ревизий установлены расхождения количества билетов, указанного в документах, и фактического наличия их, главный бухгалтер обязан поставить в известность руководителя организации культуры в письменной форме.

Бухгалтерский учет билетов

Поступление и выдача билетов со склада

Основанием для оприходования билетов, полученных от изготовителя, является накладная. Бланки получают по доверенности, оформленной по установленным правилам. Принимая бланки билетов необходимо сверить их фактическое количество с указанным в документах изготовителя. Кроме того, сличаются номера, серии билетов, их соответствие сведениям, отраженным в сопроводительных документах.

Поступление билетов:

  • Дт 210506340 «Увеличение стоимости прочих МЗ»
  • Кт 230222730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению МЗ».

Выданы со склада билеты:

  • Дт 240101272 «Расходование МЗ»
  • Кт 210506440 «Уменьшение стоимости прочих МЗ».

Одновременно с этой проводкой выполняют списание бланков билетов со счета 03/1 «Билеты на складе» на счет 03/2 «Билеты у подотчетных лиц».

Аналитический учет билетов

Основным регистром аналитического учета билетов является книга учета бланков строгой отчетности. Книга оформляется в соответствии с правилами бухгалтерского учета: листы нумеруются, прошнуровываются, на последней странице делается надпись о количестве листов в этой книге, заверенная печатью и подписью руководителя.

Продажа билетов: документальное оформление и отражение на счетах

Зарегистрированные билеты передают в кассы для их последующей реализации. Передачу их оформляют накладной, а с уполномоченным по продаже заключают договор о полной материальной ответственности. Продажную стоимость билета на бланке заранее указывать не нужно. Она может различаться по видам и времени представлений и прочим критериям. Поэтому достаточно проставить на бланке штамп театра, а стоимость указать при реализации.

Периодически в установленные на предприятии сроки ответственные лица составляют отчет о полученных и проданных бланках, а также возвращают в кассу организации полученные при продаже билетов деньги. К отчетам прилагают подтверждающие документы: копии ведомостей, корешки квитанций и т.д.

По каждому представлению, мероприятию составляют сводный отчет о реализованных билетах. Его предоставляют в бухгалтерию на следующий день после проведения мероприятия.

Пример отражения операций по движению бланков билетов

Театром заказано и выкуплено в типографии 500 билетов стоимостью 7500 рублей. 150 бланков передали в кассу для продажи. Цена билета 200 рублей. Продано 120 билетов, остальные билеты вернули в бухгалтерию.

Корреспонденция счетов Содержание операции Сумма
Дебет Кредит
210506340 23022 730 Получены билеты от типографии 7500,00
03/1 5000
240101272 210506440 Переданы билеты для штамповки 225
03/2 03/1 Выбыли со склада билеты 150
220503560 240104130 Переданы билеты на реализацию 3000
03/3 03/2 150
240104130 240101130 Реализованы билеты 2400
03/3 Проданы билеты 120
220503560 240104130 На стоимость возвращенных билетов методов красным сторно (600)
03/4 03/3 Возврат билетов 30
03/4 Уничтожение актов согласно акту 30

Учет театральных костюмов

Согласно действующему законодательству театральные костюмы являются сценическо-постановочными средствами. Если срок их полезного использования превышает 1 год, то, независимо от стоимости, такие объекты следует учитывать в составе основных фондов на счете 010109000. Если же костюмы служат меньше 12 месяцев, то их учитывают как материальные запасы на счете 010506000.

Учет костюмов в составе основных фондов имеет некоторые особенности, которые зависят от их стоимости . Предметы, стоимостью до 1000 рублей списываются на амортизацию сразу при передаче их в эксплуатацию:

  • Дт 040101271 «Расходы на амортизацию основных средств и НМА»
  • Кт 010109410 «Уменьшение стоимости основных средств».

Если стоимость костюма находится в пределах от 1000 до 10000 рублей, то при передаче их в эксплуатацию по ним начисляется стопроцентный износ. Костюмы, как объекты основных фондов, принимаются по первоначальной стоимости. Если они стоят больше 10000 рублей, то износ начисляется ежемесячно линейным способом.

Если костюмы приобретались из средств бюджета, то начисление износа отражается так:

  • Дт 140101271 «Расходы на амортизацию ОС и НМА»
  • Кт 110400000 «Амортизация».

Учет музейных ценностей

Музейные ценности учитывают в соответствии с ФЗ «О музейном фонде РФ» №54-ФЗ от 6.12.1996 г. Если они включаются в состав музейного фонда, то их не отражают на балансе организации и не относят к основным фондам. Предметы, включаемые в состав музейного фонда, напротив, относят к основным средствам и отражают на балансе учреждения.

Средства, не включаемые в музейные фонды Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Приобретение за счет бюджета
1 401 01 226 1 302 09 730 на сумму расходов по приобретению
130209830 130405226 Оплачено приобретение музейных ценностей
Приобретение за счет коммерческой деятельности
210604340 230209730 Оприходование ценностей
230209830 220101610 Оплата музейных ценностей

По музейным ценностям, стоящим на балансе организации, начисляется износ. При этом применяется линейный способ. Срок полезного использования этих объектов составляет от 15 до 20 лет. Для начисления амортизации по ним применяется счет 10407 000 «Амортизация прочих основных средств».

Как учитывать различные издержки

В себестоимость услуг, предоставляемых учреждениями культуры, включаются затраты по зарплате, на покупку необходимых материалов, на коммунальные услуги и связь транспортные, командировочные и прочие расходы. Когда организация оказывает только один вид услуг, затраты прямо списываются в себестоимость. Когда же услуг несколько, то по завершении месяца следует распределить между ними накладные расходы.

Как и на других предприятиях, в качестве базы распределения можно избрать расходы:

  • на зарплату;
  • на материалы;
  • прямые затраты.

За основу можно принять и доход от той или иной услуги. Порядок отнесения на себестоимость накладных и общехозяйственных расходов организация культуры выбирает на свое усмотрение и в обязательном порядке отражает его в своей учетной политике.

В аналогичной последовательности организация разрабатывает форму калькуляции, которую необходимо составить до начала оказания платной услуги. Синтетический учет расходов в организации культуры ведется на следующих группах счетов:

  • 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы»;
  • 0 109 90 000 «Издержки обращения».

Налоговый учет в учреждениях культуры

При определении оптимальной системы налогообложения у учреждения культуры есть выбор. Законодательством предусмотрено применение ими как ОСНО, так и «упрощенки». Плательщики, избравшие ОСНО, обязаны начислять и перечислять в бюджет налог на прибыль. Порядок его расчета, ставки платежа, доходы, попадающие под налогообложение, регулируются НК РФ.

Не облагаются налогом на прибыль поступления денежных и иных средств в рамках целевого финансирования. Такое правило касается не только бюджетных организаций, но и учреждений культуры любой организационно-правовой формы. Главное условие – раздельный учет доходов от приносящей доход деятельности и поступлений по целевому финансированию. Если это правило у налогоплательщика не соблюдено, то под налогообложение попадают все поступления.

Деятельность учреждений культуры освобождается от НДС. Такие организации могут применять УСНО при соблюдении условий, установленных законодательством.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. В каких случаях организации культуры могут перейти на УСНО?

Вопрос №2. Необходимо ли проставлять инвентарный номер на костюмах для постановок?

Согласно правил ведения бухгалтерского учета любому объекту основных фондов присваивается инвентарный номер. При этом не важно, к какой группе относится имущество, находится ли оно в запасе, эксплуатируется либо переведено на консервацию. Под этим номером имущество числится в учете весь срок пребывания его в учреждении.

Поэтому присваивание инвентарного номера сценическо-постановочным средствам, относящимся к основным фондам, обязательно. Если это касается театральных костюмов, то номер можно вышить нитками, либо написать на жетоне, прикрепляемом к нему.

Вопрос №3. Нуждаются ли театральные костюмы, не используемые в постановках длительный период, в каком-либо обособленном учете?

Согласно законодательству бухучет костюмов должен вестись так, чтобы был обеспечен контроль за их сохранностью, отражение на счетах и в первичных документах поступления, внутреннего перемещения и выбытия. Это обуславливает необходимость организации аналитического учета имущества, не используемого на сегодняшний день.

Учет костюмов, не участвующих в постановках длительное время, нужно вести на обособленных субсчетах. Отсутствие аналитического учета таких средств в учреждениях культуры является распространенной ситуацией, вызывающей нарекания со стороны контролирующих органов при проверке.

Вопрос №4. Относятся ли театральные билеты к денежным документам?

В театре билеты относятся их к бланкам строгой отчетности по причине отсутствия у них признаков денежных документов. В отношении организаций, покупающих билеты для того, чтобы раздать их своим работникам либо реализовать их в дальнейшем, действует обратное правило. В таком случае они однозначно относятся к денежным документам.

Вопрос №5. В конце марта театр продал 60 билетов на спектакль, который состоится в апреле. В каком месяце следует признать выручку от их продажи для целей налогообложения?

В марте. Выручка для целей налогообложения должна определяться по факту продажи билета, а не по дате предстоящего спектакля.

В бюджетном учреждении культуры, которое занимается кинопрокатом, происходит реализация части кинобилетов через интернет-оператора. Физическим лицам, которые приобрели таким образом билеты, в кассе кинотеатра распечатываются на специальном принтере и на специальной ленте кинобилеты. Такие кинобилеты могут распечатываться только в одной из касс одним из нескольких материально ответственных лиц (МОЛ) - кассиров. Данные кассира (Ф.И. О.) проставляются на бланке кинобилета. Лента для распечатки билетов (500 штук с уникальными серией и номером) передается в кассу. При этом определить МОЛ, которое в итоге будет распечатывать билет, заранее нельзя. Выдача таких бланков строгой отчетности (БСО) производится в течение всего рабочего дня кинотеатра - приблизительно с 08.00 до 24.00. В течение рабочего дня в данной кассе поочередно работают разные МОЛ. Соответственно, за БСО, находящиеся в кассе, несут ответственность разные МОЛ.
Каков порядок организации учета кинобилетов в такой ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Одним из вариантов организации учета кинобилетов в данной ситуации может быть передача ленты для распечатки билетов материально ответственному лицу на время его рабочей смены. По окончании рабочей смены материально ответственное лицо передает оставшиеся БСО тому материально ответственному лицу, которое принимает смену, и так далее каждый день. Передача может оформляться Требованием-накладной (ф. 0504204).
Соответствующие движения БСО получат свое отражение в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045), формируемой по каждому материально ответственному лицу.

Обоснование вывода:
Существующие в настоящее время нормативные акты и разъяснения Минкультуры России относительно применения таких бланков строгой отчетности (далее - БСО), как "билет", связывают их применение, в первую очередь, с необходимостью оформления БСО при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (смотрите, в частности, приказ Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности").
В рассматриваемой ситуации применение бланков кинобилетов не связано с подобными расчетами. Напротив, физические лица уже приобрели право на просмотр кино путем оплаты билета безналичным способом. Бланк кинобилета в данной ситуации не подтверждает приемку определенной суммы наличных денежных средств и (или) оплаты платежной картой. Вместе с тем в таких ситуациях необходимость в выдаче билета физическому лицу может быть обусловлена требованиями порядка использовании кинозалов, в частности, допуск в кинозал может осуществляться только на основании предъявленного билета на соответствующий сеанс. Кроме того, реализация билетов на культурные мероприятия по установленным формам подтверждает факт освобождения соответствующей услуги от обложения НДС ( НК РФ).
Положения п. 337 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), указывают на тот факт, что формы БСО, применяемые учреждением, а также другие организационные аспекты, связанные с их учетом и движением, утверждаются в учетной политике учреждения. При разработке положений учетной политики в данной части учреждению необходимо соблюдать требования:
- положений Инструкции N 157н;
- ведомственных "Методических указаний о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности...", направленных письмом Минкультуры России от 15.07.2009 N 29-01-39/04 (далее - Методические указания);
- Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета... и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н).
Согласно п. 2.5 Методических указаний бланки документов (билетов), поступившие в организацию, принимаются комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.
Приемка производится в день поступления бланков документов. При приемке осуществляются следующие мероприятия:
- проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.);
- составляется акт приемки бланков документов.
Акт, утвержденный руководителем организации, является основанием для принятия бланков документов на учет ответственным сотрудником. В соответствии с положениями N 52н в качестве первичного учетного документа, подтверждающего факт поступления в учреждение материальных ценностей, какими являются и БСО, может быть Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Согласно Инструкции N 157н и п. 2.6 Методических указаний бухгалтерский учет БСО ведется на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности":
- в условной оценке: один бланк, один рубль;
- по стоимости приобретения бланков (в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики).
БСО регистрируются в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) и передаются материально ответственному лицу на реализацию. В такой ситуации в качестве первичного учетного документа, подтверждающего передачу бланков кинобилетов на реализацию, может применяться Требование-накладная (ф. 0504204).
В соответствии с положениями Инструкции N 157н, п. 2.7 Методических указаний, а также N 52н аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045):
- по каждому виду бланков строгой отчетности, сериям и номерам с указанием даты получения (выдачи) бланков строгой отчетности, условной цены, количества, а также подписи получившего их лица;
- в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц и мест хранения.
Другими словами, "бригадный" учет (учет сразу у нескольких МОЛ) бланков строгой отчетности реализован быть не может. БСО должны находиться под ответственностью определенного МОЛ.
Поскольку в рассматриваемой ситуации в течение дня происходит смена кассира, ответственного за распечатку на бланках реализованных через Интернет кинобилетов, вполне обоснованно, что по окончании своего рабочего дня МОЛ, которому переданы для выдачи соответствующие БСО, будет передавать оставшиеся у него в ленте БСО принимающему МОЛ. Оформляться такая передача может Требованием-накладной (ф. 0504204).
Соответствующие движения получат свое отражение в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045), формируемой по каждому материально ответственному лицу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.