Стругацкие цикл мир полудня. Михаил Назаренко — «История будущего» братьев Стругацких: еще один опыт хронологии


17.11.2012 Админ

"Понедельник начинается в субботу" - аудиокнига по самой известной и популярной книге - полной юмора и сатирических намеков фантастической сказочной повести. Книга воспитала не одно поколение читателей и была растаскана на цитаты.
Аудиокнига "Понедельник начинается в субботу" рассказывает о буднях (Научно-исследовательского института чародейства и волшебства) - места, где затейливо смешались быт представительного учреждения и сказочный фольклор. Об отделах Линейного счастья и Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств и Вечной молодости филиала Академии наук, а его штатных сотрудниках, которые могут проходить сквозь стены и становиться невидимыми. О драконе, над которым ставят опыты на полигоне, о курсе управления волшебной палочкой, занимающим восемь семестров и требующем основательного знания квантовой алхимии. О бабе Яге, работающей смотрителем музея старины, настоящее имя которой - Наина Киевна Горыныч. О неразменном пятаке, за использование которого можно запросто угодить в милицию…

Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Малыш" - аудиокнига по удивительной повести , входящей в знаменитый цикл о мире Полдня, но очень отличающейся от всех предыдущих произведений авторов.
Аудиокнига "Малыш" повествует о космических исследователей, наткнувшихся очередной посещенной ими планете на непонятное существо ("космического Маугли"). Впоследствии выясняется, что малыш - это человеческий детеныш, которого воспитала некая супер-раса, живущая в недрах этой планеты. В повести "Малыш" поднимается педагогическая проблема контакта с земным ребенком, воспитанным негуманоидными инопланетянами. При ее решении земная цивилизация терпит моральное поражение.
История малыша начинается остро и динамично, как триллер, в кульминации поднимаются вселенские проблемы, идея «вертикального прогресса», а завершается сюжет мягко, лирично, с юмором… Не зря один из критиков после выхода в свет произведения назвал его поэтической фантастикой. Именно в этой повести Стругацкие достигли подлинного совершенства стиля.


Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Волны гасят ветер" — аудиокнига, завершившая созданный популярный цикл о мире Полудня.
Повесть "Волны гасят ветер" является также и заключительной частью трилогии о Максиме Каммерере. Произведение написано в форме дневника 89-летнего Максима Каммерера, начальника сектора «Урал» КОМКОНа-2. Главный герой делится воспоминаниями о моментах жизни, связанных с Тойво Глумовым и их общей работой с начала 95-го по май 99-го года. Частично сюжет книги изложен в форме документов: рапорты-доклады агентов, личные письма, инструкции и т. п.
По истечению нескольких десятилетий после написания "Мира Полудня" стала очевидна вся продуманность и точность финальной части большой эпопеи, вся ее глубина, многозначность, актуальность по сей день и её, можно сказать, пророчество.

Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Жук в муравейнике" — аудиокнига по научно-фантастическому детективу, принадлежащему перу , из цикла "Мир Полудня".
В аудиокниге "Жук в муравейнике" мы снова встречаемся с Максимом Каммерером. Идет 2178-й год. Прошло около двадцати лет, как Максим вернулся с планеты Саракш («Обитаемый остров»). Максиму сорок пять лет, он работает в КОМКОНе-2 («Комиссии по контролю научных достижений»), созданном с целью обеспечения безопасности человеческой цивилизации Земли.
В повести "Жук в муравейнике" авторы впервые устраивают настоящую проверку на прочность ими же придуманному безоблачному миру Полудня - миру высоких технологий и великолепных совершенных людей, миру покоренного космоса и благородных прогрессоров, оказывающих помогающь братьям по разуму. Но этой счастливой реальности угрожает глобальная опасность, со стороны загадочной цивилизации Странников. Но неожиданно оказывается, что на Земле спецслужбы никуда не исчезли, что они, как и в прежние времена, готовы пройти по головам отдельных людей во имя спасения абстрактного человечества.

Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Парень из преисподней" — аудиокнига по повести , написанной в жанре научной фантастики, из цикла "Мир Полудня".
Повесть "Парень из преисподней", изначально задумывалась авторами как сценарий фильма. Но в дальнейшем она получила «собственную жизнь».
"Парень из преисподней" — повесть жесткая, яркая, написанная в весьма нехарактерном в принципе для творчества Стругацких жанре «молодежной фантастики». Вероятно, именно поэтому история юного Бойцового Кота Гага, спасенного Корнеем Яшмаа после кровопролитной стычки на планете Гиганда и доставленного на Землю, особенно интересна!


Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Обитаемый остров" — аудиокнига по одному из самых увлекательных произведений в творчестве .
Действия фантастического романа "Обитаемый остров" разворачиваются в будущем. Космический исследователь из благополучного и светлого XXII века, молодой землянин Максим Каммерер случайно попадает на неизвестную планету Саракш в страну, где царит ужасный тоталитарный режим. Во время посадки на незнакомую планету корабль терпит крушение. Максим остается цел, но его корабль, как выяснилось впоследствии, в рамках программы зачистки территории от опасных устройств и механизмов был взорван аборигенами. Путь домой Максиму был отрезан. Максим очутился в лесу, атмосфера на планете пригодна для дыхания. Дальше события разворачиваются как в боевике, но боевике интеллектуальном. Благородный герой аудиокниги в отчаянном стремлении к справедливости не только совершает попытки изменения окружающего мира, но и хочет понять его законы. И Максиму удается сделать почти невозможное...


Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Трудно быть богом" — аудиокнига по четвертому произведению из цикла "Мир Полудня" .
Действие повести "Трудно быть богом" разворачивается в будущем на далекой планете в государстве Арканар, в котором живет физически неотличимая от людей цивилизация. Но там царит глухое средневековье со всеми его жестокостями и лишениями. На планете за развитием цивилизации негласно наблюдают сотрудники земного Института экспериментальной истории.
Они превосходно экипированы и подготовлены, их физические возможности намного выше возможностей аборигенов. Но их действия ограничены стратегией «бескровного воздействия», согласно которой общество Арканара должно развиваться самостоятельно. А земляне имеют право лишь предотвращать явные исторические ошибки в развитии арканарцев. Ошибки, пережитые в своё время земной цивилизацией. Земные агенты в совершенстве владеют оружием, но они, как и все земляне XXII века не могут убить разумное существо, даже при самообороне, по моральным соображениям.
Главный герой аудиокниги "Трудно быть богом" Румата переживает глубокий внутренний конфликт: с одной стороны он не имеет права активно вмешиваться в происходивший в Арканаре государственный переворот и установление диктатуры Ордена. А с другой - начинает считать подобное вмешательство своим моральным долгом. Но это в условиях Арканара неминуемо повлечет за собой необходимость убивать…


Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Далёкая Радуга" — аудиокнига по повести , продолжающий большой цикл романов о солнечном, радостном, в чём-то наивно-оптимистичном мире Полудня.
На планете Радуга ставятся эксперименты по новому способу перемещения в пространстве - так называемой нуль-транспортировке. Но вследствие очередного эксперимента возникает техногенная катастрофа, которая неизбежно должна уничтожить жизнь на далёкой Радуге. Всех эвакуировать на единственном средстве спасения - десантном звездолёте «Тариэль» - не удастся, т.к. он не сможет вместить всех людей планеты. Герои повести должны сделать страшный выбор, кого и как спасать в первую очередь. Вечная проблема выбора между бесчестьем и смертью…

Сейчас больше нет некоммунистов. Все десять миллиардов - коммунисты… Но у них уже другие цели. Прежняя цель коммуниста - изобилие и душевная и физическая красота - перестала быть целью. Теперь это реальность.

Одной из планет, населённых людьми, и их исторической родиной является Земля. Фактически, она идентична сегодняшней Земле , однако относится к XXII веку нашей эры. Наиболее подробно она описывается в романе «Полдень. XXII век» , хронологически первом из цикла о мире Полудня .

На Земле Полудня окончательно разрешены основные экономические, социальные и экологические проблемы. Успехи биоинженерии обеспечили материальное изобилие без перепроизводства и загрязнения окружающей среды. Появились технологии межзвездных перелётов , освоение далеких планет стало в порядке вещей. Установлены контакты с внеземными цивилизациями . Мировоззрение людей изменилось кардинальным образом. Труд на благо общества считается естественной обязанностью и потребностью каждого. Жизнь разумного существа признана безусловной и высшей ценностью, проявление агрессии и недоброжелательства по отношению к ближнему стало вопиющим исключением. Наука об обществе сделала качественный скачок (созданы теории исторических последовательностей и «вертикального прогресса»).

На Земле высшим авторитетным органом является Мировой Совет, членами которого являются самые известные ученые , историки , учителя и врачи . Как правило, Совет занимается лишь вопросами глобально-земного и галактического масштаба.

Романы

Цикл, посвящённый миру Полудня, включает в себя десять произведений (приведены по хронологии написания):

  • «Полдень, XXII век » ()
  • «Попытка к бегству » ()
  • «Далёкая Радуга » ()
  • «Трудно быть богом » ()
  • «Беспокойство » ( , опубл. -) - изначальный вариант повести «Улитка на склоне » (1965)
  • «Обитаемый остров » ()
  • «Малыш » ()
  • «Парень из преисподней » ()
  • «Жук в муравейнике » ( -)
  • «Волны гасят ветер » ( -)

Помимо вышеперечисленных книг, во вселенной Полудня происходит действие произведений:

  • «Страна багровых туч » ()
  • книг «Жилинского цикла»

Время учеников и другие вольные продолжения

В конце 1990-х был опубликован ряд произведений, созданных российскими фантастами на основе книг Стругацких (с разрешения Бориса Натановича) и названных собирательным именем «Время учеников ». Многие из этих повестей относились к миру Полудня. «Время учеников» - пять сборников рассказов и повестей, написанных различными авторами.

Персонажи

Прогрессоры

Термин «прогрессор» был изобретён братьями Стругацкими и изначально использовался исключительно в мире Полудня. В современной научно-фантастической литературе прогрессорами зовутся представители высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит способствование научному развитию цивилизаций, находящихся на более низком технологическом уровне, повышая тем самым общий уровень жизни их представителей. Прогрессоры Стругацких - совершенно особая профессиональная группа землян. Зачастую они действуют конспиративно, нелегально, при выполнении задания им приходится отступать от морального кодекса человека Полудня и воспринимать мораль и этику той цивилизации, в которую приходится внедряться - если потребуется, вплоть до способности к насилию и убийству. Это обстоятельство приводило к тяжёлым психологическим травмам для ранних прогрессоров («Трудно быть богом»). Поэтому прогрессор в ходе подготовки проходит процедуру «психического кондиционирования», подавляющую ряд моральных императивов и делающих его поведение адекватным обстановке, в которой придётся работать. После командировки прогрессор в обязательном порядке проходит на внеземной базе процедуру «рекондиционирования» - возврата к привычному психологическому облику землянина («Жук в муравейнике »).

Организации

Группа свободного поиска

В течение отрезка времени между 2114-м и 2193 годами (по мнению авторов «Времени учеников »; у самих Стругацких нет упоминаний, что в какой-то момент ГСП прекратила существовать) к ГСП относились все непрофессиональные первооткрыватели, уходившие в глубокий космос с целью находить и изучать новые планеты и звёзды. Чтобы стать членом ГСП, достаточно было получить пилотское право и зарегистрировать свой полет в . После этого пилот имел полное право приземлиться на указанной планете и изучать её любыми методами за исключением тех редких случаев, когда на планетах обнаруживалась местная цивилизация. В таком случае он был обязан немедленно покинуть планету, предварительно уничтожив все следы своего присутствия, и оповестить КОМКОН.

Согласно «Малышу» и «Жуку в муравейнике», ГСП играла роль своеобразной «социальной отдушины» для людей, не нашедших себя в организованной жизни человечества - в ГСП были, конечно, исследователи-энтузиасты, мечтающие принести пользу человечеству великими открытиями, но чаще в поиск уходили романтически настроенные пары, чтобы проводить всё время вместе, молодые люди, недавно закончившие школу, не имеющие никаких особых способностей и склонностей, позволяющих уверенно выбрать профессию, мизантропы. Работники ГСП пользовались популярностью разве что у младших школьников, для большинства взрослых землян «работник ГСП» - почти синоним «неудачника, не нашедшего себя в жизни»; таких людей скорее жалеют, чем восхищаются ими.

КОМКОН

Комиссия по контакту с иными цивилизациями (КомКон или КОМКОН) - организация, определяющая курс дипломатических отношений между Землёй и нечеловеческими цивилизациями, а также общие требования к деятельности прогрессоров по отношению к человеческим. Официально, все решения принимаются мировым советом Земли, однако как правило, именно КОМКОН определяет и ограничивает круг возможных решений.

КОМКОН-2

Открытому обществу Полудня, основанному на полном доверии между людьми, чужда идея всякой тайной деятельности. Тем не менее остаются вопросы, которые приходится решать без огласки. Особое место среди земных институтов занимает «Комиссия по контролю за научными исследованиями» - КОМКОН-2 (в отличие от первого КОМКОНа - комиссии по контактам с внеземными цивилизациями). Эта организация занимается исследованием вероятных угроз человечеству и защитой от них. С санкции Мирового Совета КОМКОН-2 может принимать довольно жесткие меры, например, засекречивать и прекращать целые направления научных исследований, если они признаны потенциально опасными для земного сообщества, или тайно вмешиваться в судьбу отдельных людей («дело подкидышей»). Одной из угроз считается и вмешательство в земную жизнь чужих прогрессоров. Отношение к деятельности КОМКОН-2 в обществе довольно неоднозначное, вплоть до открытой враждебности. Руководитель КОМКОН-2 Рудольф Сикорски в беседах с Камерером замечал, что многие земляне, включая большинство членов Мирового Совета, стали очень мягкотелы и идеалистичны и отказываются учитывать возможную угрозу, исходящую от внеземного разума. Неконтролируемый страх перед внешней угрозой получил даже специальное название - «синдром Сикорски». Проблематика, связанная с КОМКОНом-2, поднята в основном в повестях «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер».

Высший орган власти на Земле и её колониях - Мировой совет . Мировой совет Земли определяет общую политику цивилизации, а на Земле он также распределяет энергию и прочие ресурсы между предприятиями и научными организациями. Членами мирового совета являются такие известные личности, как Август-Иоганн-Мария Бадер , Леонид Горбовский , Геннадий Комов и Рудольф Сикорски . Члены Мирового совета собираются на заседания по мере возникновения необходимости, значительную часть времени они проводят, занимаясь своей основной профессиональной деятельностью.

Технологии

Технологические новшества Мира Полудня, как эпохальные, изменившие облик общества, так и мелкие бытовые, описаны по большей части без подробностей, вскользь, как нечто само собой разумеющееся.

Космический транспорт

Фотонные планетолёты. Фотонный двигатель заменил прежние ракетные двигатели на жидком топливе в конце двадцатого - начале двадцать первого века. Принцип его действия основывается на комбинации элементарных реакций типа «вещество -антивещество » и так называемого «абсолютного отражателя» , зеркальной субстанции, способной полностью отражать любые (!) излучения (кроме нейтрино). С их помощью космическому кораблю можно придать импульс, достаточный, чтобы достичь релятивистских скоростей. См. «Страна багровых туч ». Широко использовались в ходе освоения Солнечной системы и в первых экспериментальных полётах за её пределы. Сведений о «фотонной эре» именно в межзвёздных перелётах у Стругацких нет, так что она либо вообще отсутствовала, за исключением рейса «Таймыра» («Полдень, XXII век »), либо была очень короткой. Д-космолёты. Подпространственный переход заменил фотонный двигатель в XXI-ом веке. Дальние космические корабли этого периода используют деритринитацию - явление, предсказанное в начале XXI века Быковым-младшим и открытое в середине-конце XXI века. Деритринитация происходит при выполнении физическим телом движения с определённым набором ускорений вблизи светового барьера. Такое тело «прокалывает» пространство между двумя удалёнными друг от друга точками космоса и материализуется в конечном пункте. Эта технология напоминает скорее телепортацию, чем перелёт, однако в отличие от нуль-Т (см. ниже), она совершенно неприменима на поверхности планеты. См. «Попытка к бегству ». В 2020 году ненамеренная неуправляемая деритринитация исследовательского фотонного звездолёта «Таймыр» привела к его перемещению к одной из соседних звёзд - корабль вернулся только в XXII веке. Управляемая деритринитация стала первой технологией, обеспечившей перемещение в космосе со скоростью, превышающей скорость света . Космические корабли, реализующие этот принцип перемещения, назывались «Д-космолётами». Д-космолёты были основным видом дальнего космического транспорта до второй половины XXII века. Нуль-Т-космолёты («призраки»). Появились во второй половине XXII века, используют технологию нуль-Т (мгновенный прокол пространства без применения околосветовых скоростей) для перемещения в космосе. Такие аппараты («призраки») уже могли уходить в подпространство и выходить из него непосредственно у поверхности планеты, даже в непосредственной близости от жилых объектов («Парень из преисподней »).

Планетарный транспорт

Самодвижущиеся дороги - «технологический реликт», оставшийся от предыдущего этапа развития планеты. В первой половине XXII века это уже скорее символ достатка и богатства Земли, нежели необходимое средство передвижения. Принципы их действия неизвестны. Внешне дорога выглядит как толстая, чёрного цвета эластичная лента, лежащая на поверхности земли, напоминающая горизонтальные эскалаторы , но с неравномерной скоростью движения - в центре дорога движется очень быстро, ближе к краям - всё медленнее. Дороги пересекают континенты Земли во всех направлениях. Работающие дороги имели ширину около 20 метров. Помимо основной функции - передвижения, - они попутно выполняли очистку окружающей среды от вредных отходов и эмиссий. См. «Полдень. XXII век ». Во второй половине XXII века дороги остановились (причина не называется, можно предполагать, что либо просто истёк срок их службы, либо для их работы были необходимы те самые вредные вещества, которые они извлекали из окружающей среды и которые к этому времени исчерпались) и стали постепенно «усыхать», уменьшаясь в ширину. В «Парне из преисподней» остановившаяся дорога имеет ширину около 8 метров. В романе Клиффорда Саймака «Заповедник гоблинов » также упоминается такая дорога.

Глайдеры и флаеры - очень популярные в мире Полудня полуживые механизмы (см. ниже), предназначенные для перелётов по атмосфере планеты. Их конструкция позволяет развивать высокие скорости и, скорее всего, использует какую-то вариацию антигравитационных технологий. Подобные машины продолжали использоваться и после изобретения нуль-Т . Глайдеры более новая технология по сравнению с флаерами и в конце XXII века первые практически полностью вытеснили последних («Волны гасят ветер»).

Большое Откровение

Критика мира Полудня

Мир Полудня, созданный Стругацкими, подвергался и до сих пор подвергается постоянной критике со стороны как коллег-писателей, так и читателей. Зачастую она проявляется в виде литературных произведений, описывающих альтернативы миру Стругацких, или пародий на него.

Мнение авторов

На самом деле, мы вовсе не рассматривали проблем перехода от капитализма к коммунизму. Мы довольно быстро поняли, что тот мир, который мы описываем, Мир Полудня, практически недостижим. В наше время он недостижим вообще. Может быть, в будущем, когда (и если) создана будет и практически освоена Высокая система воспитания (способная каждого человеческого детёныша превратить в творческую личность), когда и если человечество почувствует потребность в такой системе воспитания (как в своё время оно ощутило необходимость поголовной грамотности), несколько поколений спустя, состоится переход к Миру Полудня. Сейчас же это никак теоретически не обоснованное (и не способное быть обоснованным) общественное устройство - Мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить. И не более того.

Полемика

Одним из примеров полемики с Миром Полудня (а также с миром, описанным Иваном Ефремовым в романе «Туманность Андромеды») является Мир Геометров Сергея Лукьяненко , описанный в дилогии «Звёзды - холодные игрушки ». Геометры, преследующие цель построения межзвёздного братства рас под руководством людей (фактически - формы империализма, не свойственного миру Полудня), подводят под свой уровень технологии все встреченные цивилизации (в том числе понижая, при необходимости, этот уровень) и предлагают им после этого «дружбу и братство». На собственной планете Геометров общество имеет основные внешние признаки «Мира Полудня» - Мировой Совет из наиболее авторитетных специалистов (в некоторых даже угадывается портретное сходство с определёнными персонажами Стругацких), ведущая роль Наставников, которую все принимают без возражений. Однако на практике это общество стоит на подавлении личности и крайне жёстко реагирует на любые попытки противодействия и даже сомнения. За ширмой добрых намерений и всеобщей дружбы и любви обнаруживается нетерпимость, тотальный контроль и даже концлагеря для «неизлечимых». Таким образом общество Геометров, несмотря на сохранение внешней схожести с Миром Полудня, по сути, превращается в его противоположность. Ещё раз к Миру Полудня С. Лукьяненко обращается в произведении «Спектр», где жители некоей планеты в процессе построения «светлого будущего» утратили душу.

Андрей Лазарчук в повести «Всё хорошо», вышедшей в первом сборнике «Время учеников», полемизирует со Стругацкими не в отношении самого Мира Полудня, а в реальности его естественного достижения в процессе общественного развития. В его изложении Мир Полудня оказывается искусственным; выясняется, что на Земле в XXI веке было сделано именно то, что предлагалось сделать в повести «Трудно быть богом » на Арканаре : выведены на орбиту спутники-излучатели, излучение которых влияет на психику людей, превращая их в альтруистов, способных получать истинное удовольствие лишь от творческой работы на всеобщее благо, «больше всего на свете любящих труд и знание».

Пародии

Мир Полудня Стругацких стал предметом многочисленных продолжений, подражаний и пародий. Существует масса фэн-литературы и вебсайтов, к примеру:

Я хорошо понимаю, кто сидит передо мной на этом плетёном кресле. Я - представитель Комкона-2, который целью своей поставил разных там Странников из обращения изымать. А ты, О’Ты, именно к ихнему племени и относишься. И не надо мне возражать, ты раскрыт, Странник.

Почему это у вас на Странников такой зуб?

Они угрожают безопасности Объединенного Человечества… Мы не можем ни на секунду забыть об угрозе, которую они нам источают. Мы, комконовцы, все как один, каменной стеной станем на пути их кровавых поползновений. Мы не позволим каким-то там Странникам порабощать нас, угнетать, шантажировать и убивать направо-налево и что там ещё они делают с другими цивилизациями.

Мир Полудня - литературный мир, в котором происходят события, описанные братьями Стругацкими в цикле романов, первой книгой которого является "Полдень. XXII Век" (с него пошло и название мира), а последней - "Волны гасят ветер". Несмотря на кажущуюся утопичность Вселенной, мир Полудня полон проблем и конфликтов, не чуждых и нашему времени.

Победа коммунизма и технологические достижения Земли в XXII веке решили проблему нехватки ресурсов и избавили людей от необходимости физического труда, что, в свою очередь, со временем привело и к отказу от торгово-рыночных отношений и денег. Знание стало самым важным ресурсом.

Наиболее необычной характеристикой мира Полудня по сравнению с другими известными фантастическими вселенными является практически полная чуждость ему идей империализма. Ни одна разумная раса мира Полудня не занималась построением галактической империи (альтернативный вариант - республики): ни в двадцать втором веке по летоисчислению Земли, ни до этого. Вместо этого они предпочитают держаться у своих родных планет, и лишь самые развитые технологически (люди Земли и, предположительно, Странники) позволяют себе вмешиваться в дела других планет, и только в форме т. н. "прогрессорства", безвозмездного тайного способствования развитию культуры отдельной цивилизации.

На Земле в XXII веке царит глобальная технократия, верхушкой которой является Мировой совет, законодательный и исполнительный орган власти, членами которого являются самые известные ученые, философы, историки и стратеги (60% составляют учителя и врачи). Как правило, Совет занимается лишь вопросами глобально-земного и галактического масштаба, оставляя управление колоний местным планетарным Советам.

Несмотря на то, что наука и техника справились с проблемой удовлетворения всех базовых потребностей людей, это привело к появлению отдельного слоя общества, представители которого не были в состоянии занять высокое положение в академической иерархии или стать известными деятелями искусства, но и заниматься простейшей работой вроде надсмотра над роботами не желали. Такие люди, как правило, добровольно отправлялись на исследование неизвестных планет и регионов космоса, иногда вступая в контакт с местными цивилизациями. Несмотря на откровенное недовольство правительства по поводу такого непрофессионализма, эта практика была достаточно полезна в свое время, чтобы ее узаконить.

Помимо людей, в мире Полудня присутствует также ряд других цивилизаций и разумных рас. Многие из них схожи с жителями Земли, в то время как некоторые настолько от них отличаются, что их разумность годами находилась под вопросом. Некоторые внеземные цивилизации также поддерживают дипломатический контакт с Землёй. По неясным причинам, большинство обитаемых планет заселено гуманоидами, генетически почти что неотличимыми от людей Земли, но, как правило, это списывается на манипуляции Странников.

Странники - несомненно, самая загадочная внеземная раса мира Полудня. С их технологическим развитием может сравниться только их страсть к конспирации, с которой они маскируют всю свою активность в мире Полудня. Несмотря на то, что людям так и не удалось осознать преследуемые ими цели, множество признаков указывают на то, что Странники обладают собственным институтом прогрессорства и исподволь развивают другие цивилизации. При этом они избирают самые непонятные формы действия (с точки зрения других цивилизаций). Например, достаточно вспомнить случай с планетой Надежда ("Жук в муравейнике"). По свидетельству Максима Каммерера, от чьего имени идёт изложение, это было самое значительное по масштабам и самое недавнее по времени вмешательство Странников в судьбы других цивилизаций. На планете в результате загрязнения произошла экологическая катастрофа, приведшая к "бешенству генных структур" (старение ускоренными темпами начиная с какого-то возраста). Когда авторы придумывали историю о болезни обитателей Надежды, проявлявшейся в ускоренном старении организма, они не подозревали о существовании болезни прогерии в реальности. Странники организовывают уход населения через межпространственные тоннели, а затем начинают насильно переносить в "другой мир" тех, кто предпочёл остаться, даже несмотря на их ожесточённое сопротивление.

Цикл, посвященный миру Полудня, включает в себя десять романов (приведены в хронологическом порядке):

  • ·"Полдень. XXII век"
  • ·"Попытка к бегству"
  • ·"Далекая Радуга"
  • ·"Трудно быть богом"
  • ·"Беспокойство" - изначальный вариант повести "Улитка на склоне"
  • ·"Обитаемый остров"
  • ·"Парень из преисподней"
  • ·"Жук в муравейнике"
  • ·"Волны гасят ветер"

Помимо вышеперечисленных книг, с миром Полудня в той или иной мере связаны произведения "Страна багровых туч", "Путь на Амальтею", "Стажеры", "Испытание СКИБР", "Частные предположения" и "Хищные вещи века", а также сказка А. Ярославцева (псевдоним А. Стругацкого)"Экспедиция в преисподнюю".

Мир Полудня, созданный Стругацкими, подвергался и до сих пор подвергается постоянной критике со стороны как коллег-писателей, так и читателей. Зачастую она проявляется в виде литературных произведений, описывающих альтернативы миру Стругацких, или пародий на него.

По мнению наиболее непримиримого критика - писателя и поэта Юрия Нестеренко, общественное устройство мира Полудня представляет собой фашизм, что проявляется в наличии тайной полиции, контроля над инакомыслием, запрета на свободное развитие науки, "тотального промывания мозгов, параноидальной ксенофобии, махрового антропорасизма и геноцида". Взгляды Нестеренко изложены в его статье "Слепящий свет полудня, или Фашизм братьев Стругацких". Они довольно сомнительны, хотя в пользу Нестеренко говорит отталкивающий образ Рудольфа Сикорски (Экселенца) ("Жук в муравейнике").

Для воспитания нового человека Стругацкие описали в "Полдень. XXII век" сеть интернатов. Их Теория Воспитания подвергалась оживленной критике, которая ещё не утихла.

Новеллы "Полдень. XXII век" связанны друг с другом (весьма условно) местом и временем действия: объединённое человечество XXII века - и героями. Герои повести обозначаются в самом её начале в двух эпизодах - "Перестарок", где на Землю возвращается космический корабль, запущенный ещё в предыдущем столетии, - и "Злоумышленники" - новелле о юных воспитанниках Аньюдинской школы. Повесть ненавязчиво прослеживает судьбу как главных, так и эпизодических героев в течение всего XXII века.

Прием использования новелл, связанных общими героями, позволил авторам предложить внимательному читателю литературную игру: обнаружить в каждой новелле таких связующих героев, иногда возникающих на самом дальнем плане.

Писатели осваивают новый прием: не объяснять технические новшества для читателя, а включать их в повествование как естественный, привычный атрибут описываемой реальности.

Авторы отдали дань привычной в то время теме и насытили повесть техническими деталями и эпизодами, которые, будучи развёрнутыми, сами по себе стали бы антологией научно-фантастических рассказов жюль-верновского типа. Специально стоит отметить тему освоения космоса и кибернетизации (авторам принадлежит честь введения в фантастический обиход термина "кибер").

В повести защищается тезис, что люди "коммунистического типа" (а по Стругацким, это люди всесторонне образованные, творческие в широком смысле, ответственные за взятое на себя и честные перед собой и другими) суть такие же, как лучшие люди настоящего, они "живут уже сейчас". Чтобы нынешние лучшие исключения стали правилом в будущем, нужна, считают авторы, система нового воспитания и обучения. Так в творчестве Стругацких появляется новая тема, тема которая станет основной до самого конца: тема Учителя и Учительства.

Стругацкие моделируют биологическую (экологическую) цивилизацию; рассматривают ситуацию конфликтного контакта.

В заключительном эссе повести делается попытка "сверхдальнего прогноза" будущего. Эта тема в дальнейшем преобразуется в теорию Вертикального прогресса и найдёт свое пессимистичное завершение в романе "Волны гасят ветер".

Следующее произведение цикла - "Попытка к бегству". Это скорее роман-предупреждение, чем роман-утопия. Подобно С. Лему, начав с утверждения идеала, Стругацкие перешли потом к показу тех возможных препятствий и противоречий, которые могут встретиться в дальнейшем или громоздятся на нашем пути уже сегодня.

"Дорогие мальчики! Простите меня за обман. Я не историк. Я просто сбежал к вам, потому что хотел спастись. Вы этого не поймете. У меня осталась всего одна обойма, и меня взяла тоска. А теперь мне стыдно, и я возвращаюсь. А вы возвращайтесь на Саулу и делайте свое дело, а я уж доделаю свое. У меня еще целая обойма. Иду. Прощайте. Ваш С. Репнин".

С таким письмом обращается к своим молодым друзьям неведомо откуда появившийся и неизвестно куда исчезнувший Саул - главный герой повести Стругацких "Попытка к бегству".

Человек нашей эпохи, совершивший со своими далекими потомками "туристское путешествие" на неизвестную планету и столкнувшийся там с деспотизмом, варварством, произволом, кровавыми расправами - со всем тем, что стало, по-видимому, далекой историей для его спутников, этот странный человек возвращается в прошлое, чтобы до конца выполнить свой нравственный и гражданский долг. И Саул-Репнин погибает в фашистском концентрационном лагере, выпустив по врагам последнюю обойму из захваченного у них "шмайсера".

Временные смещения, создающие условный аллегорический фон, конечно, не следует понимать буквально. И не нужно искать объяснения, каким образом Репнин стал Саулом и попал в далекое будущее. Надо только правильно понять подтекст этой повести: ни при каких обстоятельствах невозможно совершить скачок в будущее, не взрыхлив для него и не пропитав кровью и потом почву настоящего.

Человек и общество - так можно определить главную тему и последующих повестей Стругацких. В своих фантастических социальных проекциях они выдвигают на первый план острые, а иной раз трагические конфликты, к которым приводят неизбежные противоречия между стремлением человека покорить Вселенную и сопротивлением косной материи; между могуществом творческого Разума и невозможностью проявить его силы в определенных исторических условиях; между субъективным пониманием нравственного долга и объективными закономерностями общественного развития. С такими философско-этическими конфликтами мы сталкиваемся и в "Далекой радуге", и в "Трудно быть богом", и в других произведениях братьев Стругацких.

Умудрённый жизнью в XX веке, Саул считает, что социальное преобразование общества неотделимо от морального взросления его членов и для преобразования Саулы необходима ломка этических парадигм всего населения планеты, а этот процесс гораздо более тяжел и продолжителен. Здесь звучит тема Учительства, одна из основных в творчестве Стругацких.

Предвосхищая проблематику повести "Трудно быть богом", Саул задаётся вопросом этического шока, который неизбежно возникнет у человека будущего, погружающегося в принципиально иную морально-этическую действительность. Он буквально цитирует сюжетный ход будущей повести: "А что вы будете делать, когда придется стрелять? А вам придется стрелять, Вадим, когда вашу подругу-учительницу распнут грязные монахи…" Ответа на этот вопрос нет в "Попытке…", Стругацкие не дадут на него ответа и позже, не смотря на сформулированное ими кредо прогрессоров: "…существуют на свете носители разума, которые гораздо, значительно хуже тебя, каким бы ты ни был… И вот только тогда ты обретаешь способность делить на чужих и своих, принимать мгновенные решения в острых ситуациях и научаешься смелости сначала действовать, а потом разбираться. ("Жук в муравейнике")

Саул формулирует максиму, остающуюся верной при всей своей неопределенности: чтобы подвигнуть людей на изменение, "начинать нужно с того, что сеет сомнение" в устоявшихся понятиях. Здесь Саул - один из "хотящих странного", тех, кого власть на Сауле заключала в лагерь, диссидент в буквальном, изначальном смысле этого слова. Кстати, имеется непроверенная информация, что Саул в первоначальном варианте должен был совершить побег из ГУЛАГа, а не из гитлеровского концлагеря.

Наиболее трудной для понимания выступает повесть "Трудно быть богом". Действие повести разворачивается в будущем на другой планете, где существует гуманоидная цивилизация, представители которой физически неотличимы от людей. Цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному средневековью. На планете негласно присутствуют сотрудники земного Института экспериментальной истории, ведущие наблюдение за развитием цивилизации и пытающиеся направить его по наиболее гуманному из возможных путей.

Главный герой - землянин Антон, действующий в Арканарском королевстве под именем дворянина Руматы Эсторского. Арканарское королевство переживает период контркультурной реакции - идут гонения на "грамотеев", и одной из задач Антона-Руматы является спасение учёных и поэтов и переправка их в более безопасные регионы. При этом на Антона, как и на всех полевых сотрудников Института экспериментальной истории, наложено жёсткое ограничение: мастерски владея оружием, они не имеют права применять его для убийства. Ограничение связано как со стратегией минимального вмешательства, так и с естественным для человека будущего нравственным запретом на убийство.

Работа Антона-Руматы в условиях царящего в Арканаре бесчеловечного мракобесия приводит его к глубокому внутреннему конфликту: не имея права активно вмешиваться в события, он в то же время начинает считать такое вмешательство своим нравственным долгом. Но в условиях Арканара такое вмешательство с неизбежностью приведёт к необходимости убивать…

"Трудно быть богом", это первое произведение из цикла Мира Полудня, где появляется прогрессор в образе Антона. В книге миссия Антона-Руматы терпит полный провал и, тем самым, наглядно демонстрирует насколько сложны и взаимопротиворечивы задачи, стоящие перед институтом прогрессоров.

В повести "Беспокойство" - первоначальном варианте "Улитки на склоне" - в главах о лесе авторы поднимают проблему выбора в ситуации противостояния со сверхчеловеческой силой (см. повести "Далёкая радуга", "За миллиард лет до конца света" и др.). Михаил Сидоров по прозвищу Атос делает выбор в пользу борьбы, как бы она ни была сложна. В главах о Базе основная проблема - о пределе человеческого знания. Горбовский интуитивно чувствует опасность для человечества, которое поверило в безграничную силу разума. Одному из персонажей он говорит: "Вы спрашиваете, чего я боюсь. Я не боюсь задач, которые ставит перед собой человечество, я боюсь задач, которые может поставить перед нами кто-нибудь другой. Это только так говорится, что человек всемогущ, потому что, видите ли, у него разум. Человек - нежнейшее, трепетнейшее существо, его так легко обидеть, разочаровать, морально убить. У него же не только разум. У него так называемая душа. И то, что хорошо и легко для разума, то может оказаться роковым для души. А я не хочу, чтобы все человечество - за исключением некоторых сущеглупых - краснело бы и мучилось угрызениями совести или страдало бы от своей неполноценности и от сознания своей беспомощности, когда перед ним встанут задачи, которые оно даже и не ставило". В какой-то мере предсказания Горбовского сбудутся в романе "Волны гасят ветер", когда человечество напрямую столкнётся со Странниками.

Проблемы прогрессорства поднимаются в "трилогии Максима Каммерера" - "Обитаемый остров", "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер". Несомненно, высшей точкой является "Жук в муравейнике". Здесь выступает проблема "программирования человека" (характерная и для "Парня из преисподней"). В основе сюжета лежит рождение тринадцати детей из саркофага-инкубатора, созданного Странниками. Их записали посмертными детьми погибших исследователей и направили в интернаты, приставив к ним медиков, которые следили за их развитием. Дети развивались абсолютно нормально, но в определённом возрасте у них на сгибе руки появлялось родимое пятно, в виде странного значка. Ничего особенного в этих пятнах не было, если бы в саркофаге не была найдена коробочка с медальонами, на которых было изображение точно таких же знаков. Связь между медальонами и "подкидышами" была доказана. При эксперименте на регенерацию медальона после разрушения он не восстановился, а вскоре умер ребёнок с родимым пятном в виде того же знака (Эдна Ласко, № 12). Так же после смерти (предположительно - самоубийства) одного из "подкидышей" Томаса Нильсона (№ 2) из футляра пропал медальон с символом косая звезда. Медальоны стали называть "детонаторами".

Лев Абалкин, вокруг тайны личности которого строится действие, является одним из "детей саркофага" (№ 7). Его знаком была стилизованная буква "Ж". Кстати, знак у него появился первым.

На основании "достаточно элементарных", по словам Сикорски, "соображений", все выросшие люди из саркофага были отправлены подальше от Земли с запретом посещать планету, а сама коробка была направлена в закрытый отдел музея.

В сложных событиях на Саракше Лев Абалкин узнал о том, что ему запрещено посещать Землю. (кстати, интересно, почему другой подкидыш - Корней Яшмаа, № 11 - живёт на Земле и только по работе наведывается на Гиганду, судя по "Парню из преисподней"). В нарушение норм Абалкин бросил свою деятельность прогрессора и вернулся на Землю по возможности тихо. Запрет на своё посещение Земли он сопоставил с аналогичным запретом для андроидов. Он пытался понять и доказать сам себе, что он обычный человек, а не андроид, а способ сделать это - проверить своё прошлое на предмет подлинности. Абалкин встречался со своими знакомыми, приезжал к Головану, с которым когда-то вместе работал.

По мнению Сикорски все эти метания Абалкина являются не чем иным, как действием заложенной в него программы и сопротивляющимся сознанием. "Ведь он не понимает, что с ним происходит. Программа требует от него нечеловеческого, а сознание тщится трансформировать это требование во что-то хоть мало-мальски осмысленное. Он мечется, он совершает странные и нелепые поступки. Чего-то вроде этого я и ожидал.", говорит Сикорски. Он боится, что "подкидыши" окажутся не "Жуками в муравейнике", т.е. "умные дяди из чисто научного любопытства сунули в муравейник жука и с огромным прилежанием регистрируют все нюансы муравьиной психологии", как считает Горбовский, а "хорьками в курятнике" и ничто не может изменить его мнения. Сикорски снова устраивает облаву на Абалкина, он не может допустить объединения медальона и человека. Максим пытается остановить Абалкина, что бы тот не шёл в музей. Но Лев непреклонен, следовательно выхода нет. Рудольф Сикорски стреляет в Абалкина и убивает его.

Отметим, что, как убеждается Максим Каммерер в ходе своего расследования, Экселенц гасит в Абалкине всё, к чему у того обнаруживается склонность, на протяжении двадцати лет. Не давая развиться потенциальному зоопсихологу, Экселенц добивается того, чтобы Абалкин стал рядовым прогрессором (например, прекращение операций "Человек и Голованы" и "Голован в космосе", направление Абалкина вместо Голубой Змеи в Хонти и в Островную Империю). Фактически, подозревая в Абалкине наличие какой-то программы Странников, Экселенц пытается создать для него свою программу, и в этом отношении он сам совершает худшее из того, что только предполагает о Странниках.

В "Жуке в муравейнике" мы впервые сталкиваемся явно с отрицательными сторонами Мира Полудня:

Проблема ксенофобии В сюжете демонстрируется как то, что в другой книге "Волны гасят ветер" Максим Каммерер определил как "Синдром Сикорски" ("комплекс неуправляемого страха перед возможным вторжением Странников"). Заражен этим синдромом оказался не только сам Экселенц, но и огромная часть жителей Мира Полдня, живущих под девизом: "Чужой - всегда плохой, ущербен, злобен и бесправен". Причем ксенофобия проявляется не только против Странников или "подкидышей", но и голованов и прочих инопланетян (в особенности - тагорян).

2. Проблема прав человека. "Подкидышам" не предоставили в полной мере права людей, хотя никем не было доказано, что они не люди. Именно лицемерие власть имущих в этом вопросе и привело к трагедии с Абалкиным. Вспомним, что Экселенц настоял на своём в принятии четырёх требований. Не брезгуют представители власти и двойными стандартами (вспомним различное положение Корнея Яшмаа и Льва Абалкина).

Проблема манипулирования сознанием людей с помощью средств массовой информации (СМИ). В Мире Полдня - это манипулирование людьми с помощью Большого Всемирного Информатора (БВИ), в котором обычный житель Мира Полдня может узнать только то, что разрешено власть имущими. В частности, Максим Каммерер пытается узнать, что такое операция "Зеркало" и получает отказ, хотя является сотрудником КОМКОНа-2 - фактически особистом будущего. Позже он узнаёт, что это были глобальные учения по отражению возможной агрессии извне (вероятно - вторжения Странников). Экселенц, оказывается, был одним из руководителей этой операции - он отвечал за сохранение её секретности.

Последнее произведение цикла - "Волны гасят ветер". Здесь выходит новая проблема - появление люденов - расы людей с нечеловеческими способностями. Это уже выход на новый уровень. Но весь цикл не имеет сюжетного финала. Смерть Аркадия Стругацкого помешала этому, Борис не решился один продолжать работу над циклом. Правда, в 90-е годы он дал разрешение на публикацию ряда продолжений, написанных другими авторами (трёхтомник "Время учеников").


Цикл книг


Литературный мир, в котором происходят события, описанные братьями Стругацкими в цикле романов, «представительской» книгой которого является «Полдень, XXII век» (от которого и произошло название мира), а последней - «Волны гасят ветер». Несмотря на кажущуюся утопичность вселенной, мир Полудня полон проблем и конфликтов, не чуждых и нашему времени.



В цикл входят книги

Герои повести - звездолётчик, лингвист и историк - попадают на обитаемую планету. Радость от обнаружения братьев по разуму омрачается их общественным устройством. С одной стороны, очень хочется помочь страдающим, с другой - существуют правила Комиссии по контактам, предписывающие ничего не предпринимать.

Человечество на пороге очередного великого открытия. Вот-вот людям станет доступен новый способ перемещения в пространстве - «Нуль-Т», и эксперименты с новом видом энергии уже не умещаются в рамках лаборатории. Для опытов была выбрана далёкая, но всё же достаточно развитая планета Радуга, которая смогла обеспечить учёных необходимым запасом энергии и материалов. Риск был велик, но оправдан.

И планета не выдержала.

Радуга взбесилась и готовится сбросить с себя седока, по ней с двух полюсов всё дальше и дальше разбегаются волны, не оставляющие после себя ничего живого. Но слишком далека оказалась Радуга, и не всем удастся вовремя покинуть планету. В самый разгар кризиса на планете оказался Леонид Горбовский на корабле «Тариэль», дав шанс спастись многим, но поставив людей перед страшным выбором - кому именно?

На средневековой планете присутствует группа землян-историков. Антон уже пять лет живет в королевстве Арканар под личиной благородного дона Руматы Эсторского. Среди окружающего его зверства и убогости он пытается отыскать искорки будущего, знакомого ему по тускнеющему образу доброй и ласковой коммунистической Земли.

Как историк, он знает, что и ученые, которых он спасает от серых штурмовиков дона Рэбы, и просто добрые честные люди на этой планете обречены на страдание.

Как представитель могущественной Земли, он может спасти немногих, но не может спасти всех.

Как человек, он не может с этим смириться.

Землянин Максим Каммерер, попав на планету Саракш, сталкивается с апокалипсической жестокостью, подлостью, цинизмом. Ему предстоит сделать непростой выбор между правдой и ложью, долгом и предательством, честью и бесчестьем.

Человечество возмужало, достигло своего могущества. Люди уже исследуют планеты далеких звездных систем. Но чем выше могущество, тем больше и ответственность. На весах нравственности и ума взвешивается и судьба отдельного человека, который, быть может, и не человек вовсе, и судьба неизвестной цивилизации, с которой столкнул случай, и перспектива развития своей собственной.

Группа боевых Котов, недавних выпускников военной академии, была полностью уничтожена во время атаки императорских сил на деревню. Среди них был и Гаг, отважный Кот, искренне верящий в правое дело войны. Агенты Земли, которые хотели предотвратить бессмысленную войну на этой планете, спасли его и решили отправить на Землю.

Максим Каммерер - сотрудник КОМКОНа-2 (Комиссии по контактам), бывший прогрессор, получает задание разыскать другого прогрессора - Льва Абалкина, который при загадочных обстоятельствах исчезает с места своего последнего пребывания и тайно возвращается на планету Земля. Чем больше Максим Каммерер начинает копать эту историю, тем больше странных фактов всплывает наружу.

Завершающая книга трилогии о Максиме Каммерере. Человечество наконец достигло всеобщего равенства, но снова стало разделяться - уже по гораздо более глубоким, фундаментальным причинам. Отголоски этого раздела уже проникают в повседневную жизнь, и главный герой по долгу службы оказывается захвачен круговоротом будущих перемен.

Беспокойство (Улитка на склоне-1 ; 1990)

Первый вариант "Улитки на склоне". Повесть написана в 1965 году, но первое издание состоялось только в 1990 году.

Планета Пандора покрыта густым, загадочным, непонятным лесом. На краю обрыва сидит прославленный звездолетчик Леонид Горбовский, который понимает, что человечество, достигнув Полудня, зашло в тупик. Люди не готовы ко встрече с чем-то по-настоящему Чужим.

А тем временем Атос-Сидоров, попавший в лес из-за аварии, пытается выбраться «к своим». Но прежде ему нужно понять, что же происходит в лесу, что за война ведется против жителей местных деревень.

Я не склонен обожествлять АБС. Высочайшее их писательское мастерство отрицать глупо. Но все же, имхо, есть писатели (именно писатели!) и посильнее, в том числе среди т.н. учеников. Вот хотя бы Рыбаков ранний. А когда под одной обложкой вышли «Парень из преисподней» и «Змеиное молоко» М.Успенского - мне было совершенно очевидно, что из них литературно качественнее на непредвзятый взгляд.

Но Стругацкие ведь и не совсем писатели. Они «больше чем писатели»: они мыслители! Вон, Лев Толстой писал еще хуже по части языка, однако куда ж без него в истории русской словесности? При этом мастерство АБС - весьма отточенное, и его с лихвой хватает для тех целей... нет, не для целей, скорее, для предназначения, ибо чуется мне, что не они выбирали цель творчества своего, а их самих выбрало, «накрыло», наградило, заклеймило откуда-то свыше оным предназначением: стать выразителями идей и мечт целого поколения, замечательнейшего, на самом деле, поколения шестидесятников, а вслед за ним - и целой огромной страты, т.н. советской интеллигенции. Мир Полудня - это ее мир. Мир интеллигентской мечты, мир победившего Этичного Разума: утопичный, наивный, но удивительно привлекательный. Великолепная, глубокая, милая и мудрая Утопия! В этом мире интеллигентно все человечество скопом (и говорит оно, безусловно, в основном, по-русски) и каждый его представитель в отдельности. Конечно, в героях Полудня отражен не сам типичный советский интеллигент как он есть (точнее, был), а лишь его мечтаемый образ, его приукрашенное, облагороженное мнение о себе, которое так комфортно было пестовать на московских и ленинградских кухнях и в курилках столичных НИИ. Но это и правильно! Как в смысле популярности (читать всегда приятнее о том, каким хочется быть, а не о том, какой есть), так и потому, что утопия же! Утопия, основанная на тех же самых посылах, неоднократно опровергнутых историей, но упорно рождавших и рождающих почти все подобные ей красивые сказки: «человек по натуре добр, к тому же звучит гордо», «разум по сути своей этичен». Утопия, в которую хочется верить, ради воплощения которой хочется, черт возьми, жить и бороться! Не припомню, чтобы где-нибудь еще коммунистическая идея нашла столь зримое, объемное, вкусное изображение.

И в этом смысле наиболее цельная вещь цикла, как ни парадоксально - корневая, пусть по структуре она представляет собой сборник новелл. Цельная она - идейно. Искренняя, добрая, даже в каком-то смысле возвышенная. (И, возможно, вечная.) Да, остальные книги Полуденного цикла тоже хороши, каждая по-своему. Но в них Идея мельчает, распадается на какие-то фрагменты, они поднимают более частные вопросы, видимо, вызывавшие у авторов, как бы сейчас сказали, когнитивный диссонанс. И происходит некая деградация, замыливание Идеи. Что, впрочем, неудивительно. АБС столкнулись с глубинным и в каком-то смысле трагичным внутренним противоречием своей модели будущего. Ведь цельностью она обязана как раз таки художественности своего изложения. (Я лично считаю, что именно «Полдень» как таковой в литературном смысле - сильнейшая вещь цикла!) Будучи же критически оцененной тем самым разумом, гимн которому поют Стругацкие, Утопия обнаруживает в себе многочисленные прорехи, которые, увы, не заштопать и не закрыть заплатами. Ведь гимны предназначены для пения, а не для доклада на научных конференциях. «Многия знания - многия печали».

Но при всем этом, надо отдать им должное, АБС остаются искренними до конца. Перед собой и перед читателем, которого рискуют разочаровать. И в итоге цикл обретает еще одно измерение, обнаруживает дополнительную глубину. В нем оказывается отраженным процесс постепенного разочарования того самого Поколения в той самой Идее. В нем еще не высказано, но уже выстрадано мучительное, но честное признание в том, что человека не перевоспитать. Он в глубине своих неизбывных инстинктов зверь, он по социальной своей натуре эгоист, и это вполне нормально, ничего плохого в этом как бы и нет, да вот только разум дискомфортен большинству хомо, так как порождает самоиронию и мешает самовлюбленности. В стабильном социуме не бывает слишком много сапиенсов, к тому ж пассионарных, большинство в нем всегда составляют (и должны составлять) ленивые бюргеры... впрочем, социофилософская дискуссия здесь неуместна. АБС ведь и сами в конце концов поднялись над Полуденной Идеей (напр., «Град обреченный», «Миллиард лет до конца света») с помощью понимания экзистенциальности, а не объективности смысла бытия человеческого.

Но всё это не умаляет красоты и культурной ценности Великой Утопии. Мир Полудня, уверен, займет, если уже не занял достойное место в истории русской словесности.

Оценка: 9

Откровенно говоря, я очень завидую тем, кто еще не дочитал (или только собирается начать) этот великолепный цикл (это относится и к Предполуденному). Я вообще-то не собирался писать отзыв, но только что дочитал «Волны гасят ветер», и теперь меня просто переполняют чувства.

До трилогии о Каммерере Авторы просто показывают нам Мир полудня: Вот «Полдень, XXII век», посмотрите на технологии будущего, на общество будущего, все почти достигло идеала; вот ТББ: нас знакомят с идеей Прогрессорства, показывают задатки великой миссии Человечества, которое взяло на себя роль Богов; а вот ОО, после ЖвМ и ВгВ совсем по-другому его воспринимаешь. В последних повестях у Читателя на глазах рушится все, что создавалось в течении огромного промежутка времени. Непоколебимый,на первый взгляд, баланс в обществе начинает расшатываться, все идеи отходят на второй план, самое время разобраться с происходящим у себя дома, на Земле. И только закрыв последнюю страницу заключительной повести, ты понимаешь, что хочешь еще, больше и больше, но не продолжения, а переигровки финала. В голове вертится: «ну почему все так закончилось? Неужели не было другого выхода?» Но в тоже время понимаешь: это действительно то единственное логическое завершение, идеальный финал Великой Саги.

Мир Полудня притягателен, он заманивает читателя своей гениальностью, с каждой новой повестью все больше подогревая к себе интерес. И вот, когда ты проглатываешь каждую строчку с самым жарким интересом, все обрывается. Конец идеальному обществу, конец XXII века, Полдень прошел, наступает новая эпоха в жизни Человечества. Какой она будет? Об этом лучше не задумываться...

Оценка: 10

Уважаемые современники и сограждане!Потерянное поколение рожденных в СССР! Как же все таки нас колбасило последние 90 лет! Воспитывали нас по одним законам,а жить приходится по другим.Верили в светлые понятные и приятные всем идеалы,а теперь и верить то нечему и некому.Сами АБС не раз отмечали,что не было в мировой истории идеи прекрасней и светлей чем коммунизм. «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!» А в нашей стране получилось так,что теперь при одном слове «коммунизм» скулы сводит. А как было бы прекрасно жить в светлом будущем Братьев Стругацких! Мир Полудня,где же ты?

Оценка: 8

До мелочей продуманный мир будущего. Братья Стругацкие очень красочно представили общество с развитым коммунизмом, как жаль, что бывший СССР так и не смог развиться до такого прекрасного общества. Но благодаря чему этот мир смог оставить позади все войны, расприи, голод и другие проблемы XX века? Конечно же благодаря своим обитателям - людям будущего, которые, по сравнению с нашим обществом, кардинально изменились. В XXII веке главными приоритетами человека являются дружба, любовь и работа, а не власть и деньги. Они осуществляют прогресс человечества, покоряют космос, ищют другие цивилизации.

Некоторые называют общественный строй Мира Полудня фашистким, из-за контроля над инакомыслием, запрета на свободное развитие науки - всё это есть в XXII веке, но как можно представить себе этот мир без таких ограничений? Творческий потенциал человечества может «переступить черту» и тогда произойдёт катастрофа (вспомнить хотя бы «Массачусетский кошмар»).

Стругацкие, по моему мнению, создали самый правдоподобный мир будущего. Человеческая цивилизация сегодня ещё далека до этого мира, но как хочется надеятся, что нам всё же удасться пожить в таком прекрасном светлом будущем.

Оценка: 10

Вот интересно, есть ли где-то цикл произведений объединенный общей идеей, который творился/писался/составлялся более 20 лет?

Очевидно, что цикл этот условный, но в большинстве своем пророческий, не простой для восприятия (особенно последние произведения) и основательно-цивилизационный, и что особенно приятно философский, как и почти все у АБС. Эти книги следовало бы перечитать (или прочитать, кто еще планирует) в хронологическом порядке, может тогда он откроется с новой стороны. Кстати, Трудно быть богом - вообще близко к шедевру.

Оценка: 9

На мой взгляд это самый интересный, самый продуманный мир будущего, и что самое главное, в котором нам с вами хотелось бы жить.

Да, в нем есть свои проблемы, да, есть нерешенные задачи, но зато у нас и у героев есть желание решать эти проблемы и задачи.

Грустно, что скорее всего это самого будущего у нас уже никогда не будет.

Оценка: 10

Замечательный цикл. Как, собственно, и все у Стругацких. Лучшие образцы мировой фантастики!

Абсолютно живые герои, отнюдь не сверхчеловеки, не гении, но как же хотелось бы оказаться среди них! Вот только будет ли им интересно с нами?..

И вообще, если будущее именно такое, как у АБС, мы живем не зря...

Оценка: 10

Сколько бы времени не прошоло, если вам не лень думать и зочеться погрузиться в интересные и прекрасные миры Стругацких то вам подойдет любое их произведение. Но именно цикл мир полудня оставил у меня несгладимое впечетление и воспоминания. Сложные но интересные книги, с иногда не понятной (из-за времени) идеологией но всегда с поняной идей читайте и наслаждайтесь.

Оценка: 9

«Весь мир насилья мы разрушим. До основанья» - Есть такая жизнерадостная пенсенка. АБС нам показывают что даже при самом идеальном развитии ситуации («Мы наш, мы новый мир построим») - на улицах будут убивать людей «во имя высших целей».

Мне грусно и легко, печаль моя светла.