Новые технологии рисования акварелью например струйной техникой. Техники рисования акварелью — советы и приемы


Акварельные краски – одни из самых любимых художниками. Во-первых, акварель имеет массу различных техник, а во-вторых, с ее помощью можно создать красивый рисунок, даже если вы не умеете рисовать вовсе.

Эти техники помогут новичкам обучиться рисованию, а профессионалам – освежить их в памяти и найти вдохновение и идеи.

1. Рисование с помощью плоской кисти

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник, чтобы отметить начало и конец слоя.

Выберите более темный оттенок (его легче увидеть) и, начиная с верхнего левого угла, коснитесь кистью бумаги и нежно проведите прямую линию вплоть до верхнего правого угла.

Но: левшам стоит рисовать от правого угла к левому.

Шаг 2

Еще раз наполните кисть краской.

Начните следующий штрих с нижнего края первого, постарайтесь перекрыть скопление краски, которое образовалось снизу первого штриха.

Подсказка 1 : если скопление краски в первом штрихе не перетекло полностью во второй, то увеличьте угол наклона своего мольберта, чтобы помочь краске свободно течь.

Подсказка 2 : увеличивая угол наклона, вы также увеличиваете шансы получить неуправляемые потоки краски. Поэтому старайтесь работать быстрее или имейте под рукой что-то вроде тряпки или губки, чтобы быстро убрать капли.

Шаг 3

Повторите предыдущий шаг, так же стараясь перекрывать скопление краски в верхнем штрихе.

Подсказка 3 : вы можете использовать плоский край кисти, чтобы “обрезать” начало слоя и сделать его ровным.

Подсказка 4 : если вы хотите сделать ровнее конечный край слоя, то в конце штриха приостановитесь и проведите кистью вверх, а затем вниз так, как вы бы это сделали с начальным краем.

Подсказка 5 : если штрих получается прерывистым, то немедленно наполните кисть краской и заново проведите его.

Шаг 4

Повторяйте предыдущие шаги до самого конца. Старайтесь придерживаться одинакового тона краски.

Подсказка 6 : вы не поверите, насколько может различаться поведение кистей, красок и бумаги разных брендов. Обычно, более дорогие и популярные бренды облегчают вашу работу, предоставляя высокое качество продуктов.

Подсказка 7 : если ваши штрихи прерываются, даже если кисть полна краски, то вы используете слишком плотную бумагу, или же бумага имеет слишком грубую текстуру. Если вам попалась такая бумага, то побрызгайте на нее водой, промокните чистой губкой и дайте высохнуть. Так вы сделаете поверхность более восприимчивой для вашей краски.

Шаг 5

Промойте кисть и выжмите все остатки воды из нее. Аккуратно подберите кистью сгустки краски, оставшиеся снизу последнего штриха, но не забирайте слишком много краски, или вы обесцветите ваш рисунок.

Для создания более выраженной текстуры вашего рисунка, оставьте его сохнуть под углом. Так краска обретет более интересный вид.

Градиент

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник. Затем окуните вашу кисть в более темный оттенок краски (смешивать стоит на палитре) и аккуратно проведите кистью штрих.

Шаг 2

Вытрите кисть губкой или бумажным полотенцем и снова окуните ее в более светлый оттенок.

Затем проведите новый штрих, перекрывая нижнюю часть предыдущего. Заметьте, что левая часть слоя уже слилась с предыдущим штрихом. Позвольте гравитации сделать свое дело.

Шаг 3

Снова промойте кисть и вытрите ее. А затем вновь наполните кисть краской и сделайте еще один штрих. Повторяйте этот процесс до самого конца.

Подсказка 1 : если штрих прерывается или не ложится так гладко, как хотелось бы, быстро еще раз наполните кисть краской и повторите слой.

Шаг 4

Промойте кисть чистой водой, вытрите ее и подберите все остатки краски.

Подсказка 2 : пробуйте использовать эту технику, работая с разными цветами и создавая интересные переходы.

Акварельная глазурь

Шаг 1

Эта техника требует импровизации и фантазии. На примере будем рисовать импровизированный ландшафт.

Сначала рисуем небо и реку голубой краской. Краску разделим небольшим количеством воды, это у нас будет водопад.

Шаг 2

Рисуем облака темно-розового цвета и начинаем рисовать гору желтым цветом. Также желтым цветом мы обозначим нижнюю часть рисунка.

На примере используются светлые и прозрачные тона, чтобы вы могли увидеть, как слои взаимодействуют.

Шаг 3

Смешав кобальтовый синий и ультрамариновый синий, мы нарисуем горизонт горы и оттеним маленький желтый склон.

Подсказка 1: позволяйте каждому слою высохнуть. Вы можете использовать фен, чтобы ускорить этот процесс. Держите его на расстоянии не менее 25-30 см, включите холодный режим и настройте фен на самый легкий поток воздуха. Никакого пара и горячего воздуха!

Шаг 4

Чтобы оттенить и добавить интересных цветов, используем оранжевый цвет. С его помощью мы создадим берега на переднем плане и оттеним небо.

Подсказка 2: если у вас образовались капельки лишней краски, промойте и вытрите кисть, как вы делали это в предыдущих техниках, и подберите ею капли.

Шаг 5

Обратите внимание, что на изображениях показаны разные кисти для рисования. Вы можете использовать те, что есть у вас в наличии.

Возьмем темно-синий цвет и оттеним им верхушку горы, изменяя давление на кисть и проворачивая ее, чтобы создать интересную текстуру.

Шаг 6

Используя тот же синий цвет, поиграем с водопадом, нарисовав несколько кругов. Иногда визуальные клише становятся вашими друзьями.

Промоем кисть и наберем желтый цвет, им мы добавим визуальных деталей нашим берегам.

Шаг 7

После того, как краска высохла, оттеним пузырьки в водопаде оттенком фиолетового цвета. Так мы сделаем их интереснее.

Шаг 8

Нам нужно связать некоторые элементы и добавить деревья. На примере мы использовали круглые шаблоны для крон, но вы можете рисовать как вам угодно.

Шаг 9

Коричневым цветом мы изобразим стволы деревьев. Также с помощью синего мы еще немного оттеним воду и небо. Затем, используя розовый, голубой и зеленый, изобразим траву на переднем плане.

Шаг 10

Используем смесь розового и красного, чтобы добавить финальные детали. Деревья у нас теперь плодоносят, и несколько плодов лежит под ними.

Если вы присмотритесь, вы увидите, как каждый слой взаимодействует друг с другом. Более темный оттенок имеет большую силу, но когда цвета перекрывают друг друга, то они создают интересное и красивое сочетание.

“Мокрая” техника

Шаг 1

Намочите бумагу водой

Шаг 2

Промокните чистой губкой бумагу, убрав излишки воды. Старайтесь достичь равномерного распределения влаги по бумаге, у вас должен получиться атласный эффект.

Если бумага блестит, то значит, что она слишком мокрая, промокните ее еще раз.

Шаг 3

Мы снова будем рисовать ландшафт. Начнем, конечно же, с неба. Используя данную технику, проще рисовать сначала фон, переходя потом к объектам первого плана.

Шаг 4

Продолжаем рисовать небо до тех пор, пока оно нам не начнет нравиться. Штрихи будут расплываться, создавая интересный эффект.

Шаг 5

Теперь приступим к траве на первом плане. Используя зеленый цвет, сделаем несколько широких штрихов, оставив место для камней.

По мере высыхания бумаги, штрихи расплываются все меньше.

Шаг 6

Добавим формы. Для этого используем различные оттенки зеленого и нарисуем деревья на горизонте.

Шаг 7

Добавив деревья, давайте постараемся прибавить им фактуру. Для этого используйте более темный оттенок зеленого, чтобы расставить акценты.

Шаг 8

Добавим камни, используя серый цвет. Мы заполнили этим цветом пробелы на переднем плане, оставив немного просветов.

Старайтесь использовать либо темные, либо холодные оттенки. Использование и темных, и холодных оттенков создаст визуальный диссонанс.

Шаг 9

Расставим акценты, чтобы разнообразить рисунок. Используя багровый оттенок, изобразим несколько флористических элементов на переднем плане. Позвольте багровому растечься так, как ему хочется. Затем, используя сухую кисть, уберите цвет из средины пятен.

Шаг 10

Затем капните чистой водой в центр этих пятен, чтобы позволить им смешаться с травой.

Самое сложное в этой технике – знать, когда остановиться. Переусердствовав с размытиями и цветами, вы получите грязный рисунок.

Данная техника дает немного странный, но интересный результат. Рисунок, выполненный в этой технике, имеет гипнотизирующий эффект.

Рисунок сухой кистью

Шаг 1

Думаем, название техники говорит само за себя. Нам нужно будет набирать краску на кисть, промакивать ее от лишней жидкости бумажным полотенцем или губкой, а уж потом рисовать.

Для начала сделаем набросок карандашом. После этого грубо обозначим небо, водя кистью по поверхности бумаги.

Шаг 2

Нарисуем зеленым цветом деревья на линии горизонта, очертив то, что потом станет нашим озером.

Затем, смешав лиловый с голубым, нарисуем первый слой ствола дерева.

Шаг 3

Дайте рисунку подсохнуть и добавьте некоторые элементы: отражение дерева в озере и поток воды.

Смешав зеленый и голубой, оттеним берег на фоновой части изображения и снова дадим рисунку высохнуть.

Шаг 4

Смешаем интенсивный синий цвет с ультрамарином и нарисуем слой на стволе дерева, чтобы создать тени и текстуру коры.

Шаг 5

Затем, используя оттенки оранжевого, изобразим осенний пейзаж, закрасив фоновые деревья.

Шаг 6

Закончив с предыдущим шагом, светло-оранжевым оттенком изобразим отражение деревьев в воде.

Еще, смешав серый с голубым, расставим темные акценты на деревьях.

Также добавим деревья и с другой стороны горизонта. Обозначим формы деревьев оранжевым цветом.

Шаг 7

Займемся водой. Используем темно-зеленый и коричневый, чтобы достичь нужного цвета. И волнообразными движениями нарисуем воду в озере.

Шаг 8

Рисуя озеро, меняйте давление на кисть, чтобы прибавить фактуру.

Подсказка: если кисть слишком мокрая, краска будет выглядеть плоско. Высушите кисть, чтобы сделать цвета интенсивнее.

Шаг 9

Добавим немного травы под деревом, используя тот же цвет, что и для травы на фоне.

Шаг 10

Добавим несколько деталей на передний план.

Также немного затемним озеро, добавив синий оттенок. А еще оттеним этим же цветом и небо.

Убираем влагу

Эта техника потребует несколько губок. Она подходит для изображения облаков, мягкого света. А еще ею можно контролировать поведение красок.

Губки

Лучше всего подойдут спонжи для макияжа. Они хорошо впитывают и дают интересный эффект.

Старайтесь не тереть губкой бумагу, а если вы это и делаете, то делайте это очень осторожно, чтобы не повредить бумагу.

Бумажные полотенца

С их помощью вы можете создать более четкие высветления. Но бумажные полотенца очень быстро впитывают огромное количество краски. Поэтому свежую краску они могут впитать полностью.

Бумажные полотенца могут пригодиться, если вы сделали ошибку. Тогда вы сможете быстро убрать краску.

Сухая кисть

Вы можете использовать сухую кисть, чтобы создать рисунок в данной технике. Для этого хорошенько промойте и выжмите кисть. С ее помощью вы сможете создать четкие линии.

Другие способы:

  • Вы можете брызнуть водой туда, откуда нужно убрать краску, а затем впитать ее губкой.
  • Используйте различные ткани, чтобы придать текстуру
  • Можно использовать пальцы или другие части тела. Кожа тоже может впитывать влагу.

Обесцвечивание высохшей краски

Кисти для акварельной краски

Используйте чистую воду и тряпочку, намочите нужные участки, аккуратно потрите рисунок и сухой кистью уберите влагу. Этот метод позволяет контролировать области, которые вы осветляете.

Кисти для масляной или акриловой краски

Жесткая щетина позволяет быстро соскрести краску с нужной области. Но стоит заметить, что этот метод может повредить бумагу, поэтому контролируйте себя.

Здесь так же, как и в первом методе, нужно сначала смочить область, а потом обработать кистью.

Спрей и полотенце

Возьмите пульверизатор и побрызгайте на нужную область, а потом приложите к ней бумажное полотенце. Такой метод оставляет большие светлые пятна и придает интересный эффект.

Наждачная бумага

Очень редко используется, так как ею можно повредить бумагу. Лучше всего ее использовать в конце для придания текстуры. Для этого метода вам не понадобится вода, просто потрите рисунок в нужном месте.

Лезвия и ножи

Можно использовать для высветления небольших областей и создания четких линий. Этот метод тоже очень рискованный, так как может повредить бумагу.

Губки

Также можно использовать губки. Намочите нужную область и высушите ее губкой.

Натуральный состав акварелей — это растертый пигмент с природными клеящими веществами – гуммиарабиком, казеином или фосфопротеином молока, декстрином, медом, фенолом. Краску наносят с водой кистью на поверхности бумаги. Этот термин обозначает работы, выполненный в этой среде. Пигменты обычно прозрачны, но могут быть сделаны непрозрачными путем смешивания с белилами – в таком виде краски известны как гуашь.

Акварель отличается от других видов живописи многообразием технических приемов.
Невесомая легкая краска дает свежесть и светимость в каллиграфических мазках, что придает работам атмосферность и невесомость. Существует одна принципиальная разница между акварелью и другими средами живописи — ее прозрачность.

Художник наносит маслом один непрозрачный цвет на другой, пока не достигнет желаемого результата. Акварель – универсальное средство рисования, поскольку дает возможность воспроизводить все жанры, так как водная основа позволяет получать уникальные и непредсказуемые эффекты. Для абстрактного стиля случайные разбросанные акварельные мазки по мокрой бумаге помогают получить эффект размытия.

Сангина рисование красными мелками

Акварельные краски на бумаге могут плавиться, растекаться, а смеси создают красивое сочетание цветов в живописи разных стилей.

Методики работы

Акварель является самой свободной формой живописи, благодаря ее прозрачной водной природе. Существуют определенные методики живописи для работы с акварельными красками, но самые популярные из них:

Дифференцированное размытие

Это основной способ работы художников, который достигается путем смачивания бумаги в определенной области и нанесения пигмента на поверхность сверху вниз. Применяется методика для массированного изображения неба, воды, луга и позволяет экспериментировать с различными оттенками. Бумага поднимается почти вертикально, и на влажной поверхности цвета растекаются во всех направлениях. Техника требует высыхания естественным путем.

Остекление

Это метод похож на размытие, но требует использования пигмента, который наносится на сухой лист. Метод фактически регулирует цвет и тон, идеальные цвета и переходы. Сушат каждый цвет отдельно, прежде чем применить следующий.

«Мокрым по мокрому»

Метод «A la Prima» представляет собой процесс смачивания бумаги перед нанесением пигмента. Для этого используют большую кисть или губку, чтобы равномерно распределить воду по листу акварельной бумаги. Техника создает прекрасные размытые формы и цвета, мягкие оттенки и переходы краски в работах.

Техника пастозной живописи

«Сухая кисть»

Для рисования используется едва влажная жестковатая кисть с большим количеством краски по сухой бумаге. На неровной поверхности получается четкий жесткий выделенный след, гранулированные эффекты, аналогичные карандашному рисунку. Целые композиции делают таким способом, используя также для оживления тусклого фона.

Смывание

Процесс удаления краски после нанесения и полного высыхания. Область, которую необходимо изменить, сделать глубже цвет или придать объем, смачивают водой, промокают краску тканью. Техника создает сложные формы, линии, особенно, если применить полоски бумаги для маскировки областей с удаленным пигментом на картине.

Воздействие водой на краску

Когда нанесенная акварель на рисунке высыхает, можно чистой мокрой кистью капнуть воду на нужный участок для получения эффектов слоистости, растрескивания округлости, объема.

Лессировка

Это способ многослойного нанесения акварели от светлого тона в основе к более темному оттенку поверху. Акварель наносят прозрачными тончайшими мазками после высыхания предыдущего слоя работы. Результатом становится объемное изображение, где цвета не перемешиваются, а дополняют друг друга и позволяют видеть границу каждого слоя.

Свойства масляной пастели

Автор Наталия Шевченко

Процарапывание

Процарапыванием или удалением некоторых участком окрашенной сухой поверхности создают более светлые области одного тона.

Маскировка

Если требуется в процессе работы сохранить некоторые участки белыми, пользуются резерважем, то есть закрывают необходимые места маскировкой из парафина или воска, которые после полного высыхания работы убираю кисточкой или скатывают в шарик руками.

Добавление

Добавления другого цвета к влажной области живописи позволяет сливаться и разветвляться, создавая интересные иллюзии. Метод дает интересные и яркие цветовые градации, которые невозможно получить путем смешивания пигмента на палитре.

Известные художники

Некоторые известные художники, работающие с акварелью, часто применяли подобные эффекты в работы:


Техника «сухой кисти» в живописи

Акварелисты учились пользоваться неожиданными результатами рисования. Величайшие мастера живописи практиковали спонтанность. Художники импровизировали, чтобы эффективно применять возможности акварели.

Английская школа

Классическая техника живописи была доведена до совершенства в Англии в восемнадцатом и девятнадцатом веках:


Акварель является традицией, имеющей собственную хронику в истории. Первобытный человек использовали пигменты, смешанные с водой для наскальных рисунков и наносил их пальцами, палками и костями. Древние египтяне использовали краски на водной основе для украшения стен храмов и гробниц и создали первые рисунки на папирусе.

Настенная живопись

Восточная школа

На Дальнем и Среднем Востоке первые акварельные школы имели индивидуальный стиль — китайские и японские мастера рисования на шелке и изысканной рисовой бумаге ручной работы. Их искусство было наполнено литературной аллюзией и каллиграфией. Но основной образ оставался типично созерцательным пейзажем, который стал центральным аспектом акварельных традиций в последующие века. В Индии и Персии применяли непрозрачные гуаши для религиозных изображений.

Средние века

В средние века, монахи Европы пользовались темперой для рисования манускриптов — книги считались важнейшей формой искусства и эквивалентом станковой живописи. Монахи переписывали святые тексты от руки на листах пергамента, изготовленных из овчины, телячьей кожи. Иногда целые страницы были украшены искусно подобранным завитками и символических образов.

Цель сегодняшнего занятия: Изучить 5 техник акварели, узнать, как не загрязнить работу и создать фантазийную работу на формате А4.

Акварель – клеевая водорастворимая краска. Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к профессиональным акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом — бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование.

ТЕХНИКИ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ

Многослойная техника акварели (лессировка)

Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка – многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.


Особенности многослойной техники акварели:
  • реалистичность изображения: картина в ярких, насыщенных тонах;
  • нижний слой светлых и прозрачных мазков должен успеть просохнуть перед следующим нанесением;
  • видны границы мазков;
  • краска не смешивается в разных слоях;
  • мазки делаются аккуратно, планы воздушны, живопись в мягком стиле;
  • можно разделить процесс на несколько сеансов, выполнить большое полотно.

Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.

Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).

Акварель по-мокрому (Английская акварель)

Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)

Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность – непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.

Шаги художника в технике акварель по-мокрому:
  1. добавление воды в краски;
  2. смешивание краски, не имеет значения где, на палитре или на листе;
  3. обильно намочите лист, затем разгладьте так, чтобы не осталось неровностей;
  4. удалите излишки воды с листа кусочком ваты, чтобы он перестал блестеть;
  5. рисунок выполняйте, делая предельно точные мазки;
  6. просушивание рисунка от 2-х часов;
  7. проработка элементов переднего плана (если требуется).
Смешанная техника акварели

Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.

Приемы комбинированной (смешанной) техники:
  1. на мокрый лист положить первый слой краски;
  2. проработка планов, создание требуемой степени размытости;
  3. просушивание рисунка;
  4. следующие слои краски выкладывать поэтапно;
  5. проработка среднего и ближнего планов.

Основное правило техники : бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.


Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника.

Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:
  • Смешивание акварели с белилами, гуашью, акварельными карандашами, тушью, пастелью. Это уже не чистая техника, а смешанная. Что это дает? - ясность (карандаши), штрихование (пастель), отмывку (тушь), книжные иллюстрации (перо), резерваж (белила), линейные штрихи (акварельные карандаши).

  • Спецэффект «рисунок на смятой бумаге » дает удивительный эффект светотеней на сгибах бумаги.
  • Спецэффект с солью : на рисунок наносятся кристаллы соли, в результате трения с бумагой появляются фантастические разводы. Подходит для рисования звездного неба или заливного луга.

Упражнение №1.

Разделить лист на 4 прямоугольника (между ними оставить промежутки), три из которых будут подмалевками и три исполнениями в техниках акварели.

Этапы выполнения задания:

  1. .В первом прямоугольнике делаем заливку одним цветом
  2. Во втором делаем тоновую растяжку любым цветом
  3. В третьем переход из цвета в цвет
  4. В четвертом используем технику “По-сырому”
  5. Подправляем все, доделываем,где ждали, чтобы высохло .

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ АКВАРЕЛЬЮ «БЕЗ ГРЯЗИ»

1. В РИСОВАНИИ АКВАРЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЙ КАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Качество твоей работы будет зависеть от красок. Избегай наборов красок, которые по своему внешнему виду белесые, с пастельными оттенками. Они будут давать мутность в замесах.

2. СЛЕДИ ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬЮ АКВАРЕЛЬНЫХ СЛОЁВ

Помни, что через слой краски в акварели бумага должна просвечивать. И это не значит, что цвета должны быть бледными, светлыми! Даже черный цвет в рисунке акварелью может быть прозрачным, при этом оставаясь насыщенным и глубоким.

3. НЕ СМЕШИВАЙ АКВАРЕЛЬ С БЕЛИЛАМИ

Даже если в вашем наборе красок есть белила, это не значит, что их нужно смешивать с другими цветами или накладывать большим слоем с целью получить светлый оттенок. В акварели роль белого играет бумага. Чтобы получить светлый оттенок, мы просто разводим краску водой.​

4. АККУРАТНО ИСПОЛЬЗУЙ КРОЮЩИЕ КРАСКИ

К кроющим краскам относятся желтый, оранжевый, железо-окислая красная, церрулеум и другие оттенки. Помни, что в акварели нельзя добиться звонкой яркости за счет густоты слоя. Чтобы желтый светился, был ярким, его нужно класть прозрачным слоем! В большинстве случаев, густота слоя = непрозрачность = грязь.

5. НЕ ПИШИ СВЕТЛЫМИ ОТТЕНКАМИ ПО ТЁМНЫМ

Если ты рисуешь акварелью многослойно, накладывай один оттенок на другой, то иди от светлого к тёмному. Сначала пиши все светлые и удаленные участки, а затем постепенно иди к переднему плану и более тёмным оттенкам.

6. НЕ СМЕШИВАЙ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦВЕТОВ В ОДИН ЗАМЕС

Мы уже выяснили, что серый цвет может быть звучным и красивым. Некрасивым и грязным он становится, когда теряет свою прозрачность. Запомни, чем больше красок ты смешиваешь, тем большее количество разных пигментов, составляющих их, участвуют в замесе. И тем меньше у тебя шансов получить более звучный и прозрачный цвет.

Качественные принадлежности, если их правильно выбрать, прослужат вам очень долго и увеличат ваши шансы на успех.

Вот список основных приспособлений, которые стоит приобрести для начала занятий акварельной живописью:

1. Вам не обойтись без подходящего набора акварельных красок

Акварельные пигменты доступны в обширном ассортименте оттенков и цен: от базовых, которыми вы наверняка пользовались на уроке рисования в детском саду, до дорогих профессиональных красок, обеспечивающих невероятные эффекты и текстуры. Однако цена это не главный фактор на начальном этапе. Дорогие пигменты могут быть разного качества, и вам необязательно вкладывать внушительные суммы в принадлежности, особенно если вы новичок. Первый шаг на пути к созданию шедевра заключается в покупке набора акварели исходя из его качества.

Говоря о формах продажи красок, они могут быть в тубах, которые зачастую продаются наборами, или отдельных кюветах. Оба типа пигментов необходимо разбавлять водой для получения смесей цветов, наносимых затем на бумагу. В любом случае для начала рекомендуется ограничиться базовыми оттенками, а именно красным, желтым, черным и синим. При желании можно также купить белый, хотя в акварельной живописи этот ахроматический (бесцветный) тон получается путем разбавления красок водой, или просто оставлением не закрашенных участков белой бумаги. Начните свое путешествие в страну акварельной живописи со стартового набора по приемлемой цене, который было бы удобно хранить и брать с собой в поездки. Такие наборы обычно идут в комплекте с парой кисточек и палитрой для смешивания красок, с помощью которой можно получать дополнительные оттенки и разнообразить свою базовую гамму.

2. Пробуйте разные виды кистей для разнообразных техник

Начинающему художнику понадобится не больше пары кистей. Самой необходимой и универсальной является круглая кисть, которая бывает всех возможных размеров. Добавьте к ней плоскую кисть для закрашивания больших участков и создания текстуры и кисть-моп для размывок. Для прорисовки мелких деталей не забудьте тонкую кисть с острым кончиком. Знакомясь с акварелью, не следует слишком тратиться на кисти из экзотического ворса. На первых парах вам достаточно будет и нескольких синтетических кистей. Если вы решите углубиться в акварельную живопись, вы всегда сможете приобрести и более профессиональные варианты.


3. Выбирайте подходящую акварельную бумагу

Некоторые полагают, что для акварели сгодится любая бумага. Но на самом деле не удастся получить хороший результат в этой технике без соответствующей основы. Правильная акварельная бумага предназначена для впитывания воды из размывки, что не даст бумаге сморщиться, и испортить рисунок. Главными критериями выбора считаются гладкость поверхности и плотность наряду с текстурой и тоном бумаги, которая обычно имеет белый оттенок или цвет слоновой кости. Просмотрите инфографику ниже перед покупкой бумаги.


4. Пользуйтесь палитрой для смешивания красок и разбавления их водой

Основной принцип акварельной живописи основывается на разведении пигментов водой для получения разных оттенков и эффектов. Поэтому акварельная палитра относится к неизменным атрибутам акварелиста. Вы можете приобрести палитру с отдельными ванночками для соединения красок, предотвращающими их перемешивание. Также можно наводить размывки и в обычных керамических блюдцах.


Принимая во внимание четыре пункта, указанных выше, можете приступать в работе с акварелью

Ниже вы найдете несколько советов и хитростей для создания ваших картин:

1. Всегда имейте под рукой чистую воду и листы бумаги

Заниматься акварельной живописью невозможно без емкости с чистой водой. Она поможет смешать цвета, ополоснуть кисти и убрать нежелательные потеки краски. Помните, что менять воду нужно постоянно, чтобы смеси акварели не становились мутными. Также всегда проверяйте полученный тон на листе ненужной бумаги, перед нанесением его на рисунок. Советуют использовать для этого тот же тип бумаги, ведь на бумаге для ксерокса результат получится другим. Тем не менее независимо от типа бумаги рядом с вами должен быть чистый лист, когда вы пишете акварелью.

2. Оптимизируйте свое рабочее место

Для большей практичности и эффективности необходимо соблюдать чистоту и организованность рабочего места. Подготовьте акварельную бумагу, кисти, краски, банку с чистой водой, бумажное полотенце и ненужный лист, и расположите их неподалеку, чтоб удобно было дотягиваться. Вокруг вас должно оставаться только самое необходимое. На захламленном рабочем месте больше вероятность разлить что-нибудь.


3. Начните с базового наброска

Не все обладают совершенным глазомером, когда речь идет об акварельной живописи. Тяжело ориентироваться по невидимым мысленно проведенным границам. Сделайте эскиз острым карандашом, и рисуйте красками поверх него. Размывка скроет эти линии. Сверху по просохшей акварели вы можете добавлять больше деталей карандашом, усложняя композицию. Вдохновляйтесь естественными вещами. Возьмите живой цветок, и постарайтесь точно подметить каждую мелочь, чтобы лучше изобразить форму, тона и оттенки.

4. Подготавливайте размывки заранее

Конкретный оттенок получить очень сложно. Именно поэтому рекомендуют наводить обильные смеси цветов перед началом работы. Если в процессе у вас закончится размывка какого-то определенного тона, то будет тяжело получить точно такой же оттенок вновь, что отразится на результате.


5. Не пренебрегайте маскирующей жидкостью

Маскирующий раствор – лучший друг новичков-акварелистов. Можете покрывать им те участки картины, которые должны оставаться не закрашенными. Позвольте ему просохнуть, и пишите акварелью обычным образом, а затем сотрите пленку раствора. Так вы без труда сохраните белизну бумаги, где это требуется.

Базовые акварельные техники, которые вы должны знать:

1. Использование акварели, как любой другой краски

Когда вы только начинаете пробовать свои силы в акварели, следует в первую очередь научиться не выходить за намеченные контуры. Постепенно вы сможете контролировать свою технику, смешивать нужные цвета, ваша рука станет тверже, и вы будете понимать, когда следует добавлять воды для сглаживания тонов. Начните с акварельных раскрасок, по типу выпускаемых брендом Designaissance Studio. Старайтесь не давать размывке растекаться за линии, прежде чем переходить к более продвинутым техникам. Заполняйте участки рисунков яркими насыщенными цветами, и постепенно пробуйте добавлять в них воду, осветляя оттенки.

2. Акварельные размывки

Акварельные размывки наносятся двумя способами: по-сырому и по-сухому.

А. Техника по-сырому

Этот метод подразумевает смачивание нужной области листа чистой водой с помощью круглой кисти, пока на бумаге не появится влажный блеск. Далее, наносите краску полосами на увлажненную поверхность, и наблюдайте за тем, как тона сами будут соединяться. Кистью задавайте акварели нужное направление.


В. Техника по-сухому

В этот раз вы будете писать по сухому листу влажной кистью, пропитанной смесью акварели. В отличие от предыдущего метода по-сырому здесь у вас больше возможностей управлять распределением краски и смешиванием оттенков на бумаге. Оба способа очень легко освоить. Они дают разные эффекты, которые должны знать и практиковать все акварелисты.


3. Применение градиентной размывки

Вода – ключ к созданию идеального градиентного перехода как между тонами одного цвета, так и между различными оттенками, как при изображении радуги.

А. Градиентная размывка по-сырому

После нанесения первого слоя акварели тут же накладывайте второй, не давая высохнуть предыдущему. Так два цвета сольются, сглаживая границу между ними.

Б. Градиентная размывка по подсохшей краске

Начинайте прописывать вторым слоем, когда первый немного просохнет, чтобы лучше контролировать тон и получить меньшую область смешивания цветов. Если граница между оттенками слишком явная, размойте ее водой, обеспечивая желаемый эффект плавного перехода.

В. Смешивание одного цвета с водой

Раскрасьте участок картины одним тоном, и покройте его обильным слоем воды, получая идеальный градиент. Этот метод требует больше времени, и считается одним из сложных.


4. Лессировка и добавление деталей

Вы можете наносить все больше и больше слоев акварели на рисунок, при условии, что предыдущая размывка полностью высохла. Каждую последующую смесь краски делаете менее водянистой, чтобы слои не перемешались. Лучше работать аккуратнее, и сглаживать контуры размывок чистой влажной кистью потом, чем испортить всю картину чересчур разбавленной акварелью.


5. Передача текстуры акварельными красками

Отобразить текстуру можно с помощью кисти с жесткой щетиной и нанесением мазков краски на бумагу. Дайте первому слою высохнуть, и добавьте больше слоев для получения текстуры. Это лучший способ изображения травы, листвы, меха, и прочего.


Абстрактная живопись это следующий этап изучения техники работы с акварелью.

Ниже приводятся некоторые методы и трюки абстрактной живописи:

1. Создание абстрактного фона

Закончив заполнять размывкой элементы рисунка внутри эскизных контуров, можно вдоволь пофантазировать и поэкспериментировать при передаче фона. Проще всего применить технику набрызгивания краски или воды на фоновый слой акварели. Вы можете заполнить фон однотонной размывкой, и затем покрыть его брызгами белого и черного тонов, и дать им смешаться с первым слоем. Также можно просто нанести несколько цветных мазков для создания художественного дизайна. При этом главный объект картины можно прикрыть, чтобы уберечь его, или позволить ему соединиться с фоном.


2. Создавайте уникальные текстуры при помощи повседневных вещей

Вместо кистей вы можете применять все возможные угловатые предметы и обычные атрибуты повседневного использования для получения глубины и разных интересных текстур. Вилка, нож, торец кредитки, ткань – с долей воображения и креативности может пригодиться что угодно. Не загоняйте себя и сам творческий процесс в рамки.

3. Расплывчатость

Можете нарисовать формы с четкими контурами, и потом покрыть некоторые их участки слоями или каплями воды, позволяя акварели растекаться и размывать границы, при желании достигая градиентного эффекта.

4. Эффект растекания

По аналогии с техникой градиентной размывки по-сырому смочите рисунок водой и добавьте разноцветные капли, позволяя им живописно растекаться и смешиваться. Подбирайте сочетающиеся цвета и не перестарайтесь, чтобы не разводить «грязь».


5. Потеки

На абстрактной картине идеально смотрится эффект потеков краски. В этой технике рисунок располагается вертикально, чтобы слои размывки стекали вниз, обеспечивая живописный эффект. Итог зависит от времени стекания акварели и ее цвета.


6. Обработанная бумага

Вместо рекомендуемой классической впитывающей акварельной бумаги вы можете взять слегка блестящую обработанную для получения немного других результатов. При этом краска будет сохнуть дольше, что потребует большего терпения с вашей стороны.

7. Акварель и ручка с водорастворимыми чернилами

Изобразите красивый фон акварельными красками, и сверху нарисуйте детали ручкой с водорастворимыми чернилами, которые постепенно сольются с фоном, обеспечивая оригинальный результат. Для более мягких переходов используйте сочетающиеся цвета.

Теперь, ознакомившись с базовыми акварельными техниками, время насладиться и вдохновиться акварельными рисунками, демонстрируемыми ниже.


Акварель на сегодняшний день очень популярная и актуальная техника рисования. Порой кажется, что абсолютно все работают с акварелью и, стоит отметить, что все работают по-разному! Существует масса известных техник работы с акварелью, и постоянно появляются новые эффекты и приемы. Часто, начинающие авторы пробуют работать всеми возможными техниками сразу, применяют различные эффекты, экспериментируют в просторах акварельной живописи и, как правило, рано или поздно находят свою комбинацию, которая впоследствии часто перерастает в их неповторимый авторский стиль. Я думаю главное преимущество акварели - это ее многоликость... Мне нравится работать в новых для себя жанрах и оттачивать навыки в старых. Я всегда хочу иметь возможность выбрать технику рисования к определенной задаче, так как считаю скучным и неправильным подходить к портрету или пейзажу одинаково и писать их в одной технике акварели. Сегодня я расскажу о пяти различных способах работы с акварелью на примере ботанической иллюстрации гриба мухомора. Я попробую нарисовать пять одинаковых мотивов, пятью различными способами акварельной живописи: 1. Техника акварели «Лессировка» 2. Техника акварели «А ля прима» 3. Техника акварели - использование маскирующей жидкости 4. Комбинация нескольких техник акварели 5. Техника «Мокрой акварели» или «Акварель по-сырому»

Техника акварели «Лессировка»

Первый нарисованный мною мухомор выполнен в технике акварели «Лессировка» (от нем. Lasierung - глазурь). Эта техника очень подходит новичкам. Ей часто работают в художественных школах. Заключается она в послойном нанесение краски на рисунок. От самых светлых оттенков к самым темным. Каждый слой должен успевать просыхать. Работая в этой технике акварели, мы набираем тональность предмета постепенно, и всегда имеем возможность корректировать цвет на каждом этапе.


Техника акварели «А ля прима»

Второй гриб нарисован техникой «А ля прима» (или "Алла прима", от итал. a la prima - «в один присест»). Это более экспрессивная техника, и очень подходит тем, кто умеет замешивать красивые цвета с первого раза. Рисунок в этой технике делается быстро в один слой, за один сеанс, без дальнейших дополнений и переделок. Мы сразу получаем готовый рисунок. Здесь необходимо быть осторожными, чтобы при смешивании большого количества акварельных цветов не получилась грязь, а цвета были яркими и чистыми. Акварели, выполненные в такой технике, как правило, очень цветные, красочные! Эта техника акварели достаточно быстра в исполнение и любима теми, кто не любит вести работу долго.


Техника акварели - использование маскирующей жидкости

Третий гриб я нарисовал с помощью резервирующей (маскирующей) жидкости. Чтобы не обходить белые пятнышки на шляпке гриба, я «спрятал их резервом», то есть нанес предварительнона места пятнышек (на сухой лист, до начала работы с красками) резервирующую жидкость. Безусловно, это нельзя назвать техникой акварели, это скорее эффект. Сегодня всевозможные резервы (маскирующие жидкости) получили очень широкое распространение. Если вы не хотите обходить краской каждое пятнышко или боитесь, что в эмоциональном порыве закрасите какие-то блики, то можно применить резерв.


Работа с резервом идет значительно быстрей. Но стоит отметить, что у этого приема есть и минусы. Главный минус - это очень резкий край. На вашей работе всегда останется резкая граница в том месте, где белый лист, на котором была резервирующая жидкость, переходит в закрашенное краской место. Это будет вас «выдавать». Многих художников это не смущает, а иногда даже помогает сделать дополнительные эффекты! Также резерв иногда проблематично снимается с бумаги, а иногда не снимается вовсе. Поэтому, прежде чем применять резерв в своей работе, опробуйте его на небольшом листе из аналогичной бумаги.

Комбинация нескольких техник акварели

Четвертый гриб нарисован с комбинацией эффектов (техник акварели). Перед началом работы в цвете, я «спрятал» весь гриб резервирующей жидкостью. Это позволило мне создать краской плотный многослойный фон. Краску я нанес послойно в 4 слоя. Только послойной лессировкой получается достигнуть достаточно плотного, глухого, но в тоже время не черного фона. Дождавшись высыхания фона, я снял резерв и нарисовал гриб все той же техникой акварели «Лессировка».


Техника «Мокрой акварели» или «Акварель по-сырому»

С пятым грибом я работал самой «акварельной» техникой из всех. Глядя на нее сразу понятно, что мы смотрим на акварель. Это техника «Мокрой акварели» (часто ее называют «Акварель по-сырому», «Акварель по-мокрому»), и она, безусловно, впечатляет. На мой взгляд, это самая сложная сторона акварельной живописи. Тут очень важны навыки художника, исключительно личный опыт. Техника «Мокрой акварели» заключается в том, что перед тем, как начать рисовать, лист бумаги целиком смачивают водой, а затем уже быстро пишут по еще мокрой поверхности. Растекаясь, акварельная краска может передать мягкие переходы одного цвета в другой. Если требуется нарисовать мелкие детали, то необходимо дождаться полного высыхания, и уже тогда внести дополнения.


Мокрая акварель особенно чувствительна к качеству используемых материалов. Бумага, краски, кисти - тут важно все. В этой технике акварели приходится работать быстро и уверенно. Художник должен быть максимально сконцентрирован, и готов ко всему. Мы должны предоставить акварели некую свободу, но в тоже время создать условия, в которых она растечется именно так, как нам нужно. И высохнуть акварель должна тогда, когда это нужно нам. В данной технике акварели наиболее распространенные ошибки - это плохо намоченный лист и непонимание изображаемой формы. И главное, мокрая акварель красива своей легкостью и непринужденностью. Но мы часто боимся «отпустить» краску, излишне пытаемся ей управлять, слишком стараемся, тем самым теряя ту самую легкость и непринужденность. Эта техника требует постоянной практики, и если вы хотите работать в технике мокрой акварели, то советую ее практиковать чаще.

Заключение

В этой статье я описал основные эффекты и техники акварели, с которыми работаю. Безусловно, этот список можно продолжать еще долго, и я уверен, что всегда будет что-то, что я еще не попробовал, что будет вдохновлять меня к новым работам и экспериментам. Желаю вам творческих успехов и вдохновения!