Исследовательская работа. разлив нефти как экологическая катастрофа


К предостережениям экологов в России часто относятся скептически. Но есть регионы, где экологические проблемы - уже не предмет для споров, а свершившийся факт.

В Коми разливы нефти происходят каждый день. Как правило, уже через десять лет после начала эксплуатации нефтепроводы ржавеют и начинают течь, а большинству нефтепроводов в республике далеко за двадцать, поэтому аварии и случаются так часто.

Нефтяные компании могли бы менять состарившиеся нефтепроводы, но предпочитают экономить и латать трубы только там, где случились порывы. Официально нефтяники признают лишь малую долю разливов. В 2014 году «Лукойл-Коми» доложил о недоборе 6730 тонн нефти из-за порывов нефтепроводов. В этом же году река Печора вынесла в Баренцево море 8730 тонн нефтепродуктов. При этом по оценке главы Минприроды РФ, в реки попадает лишь 1/5 разлитой нефти, а остальное остаётся в почве. Значит нефтяники занижают объёмы разливов в разы!

Конечно, чтобы почувствовать, насколько сильно реальность отличается от слов нефтяников, лучше всего увидеть последствия нефтедобычи своими глазами. Земли, залитые нефтью, выглядят как Мёртвые топи, по которым герои «Властелина колец» шли в Мордор. Под ногами хлюпает токсичная чёрная жижа, кругом - погибшие деревья. Иногда разливы достигают катастрофических масштабов: в 1994 году на реке Колве вылилось не менее 100-120 тысяч тонн нефтесодержащей жидкости. Чтобы перевезти столько нефти, потребовалось бы около 2 000 железнодорожных цистерн. Такой железнодорожный состав длиной более 20 км протянулся бы почти через всю Москву.

В 1994 году на реке Колве вылилось не менее 100-120 тысяч тонн нефтесодержащей жидкости. Чтобы перевезти столько нефти, потребовалось бы около 2 000 железнодорожных цистерн. Такой железнодорожный состав длиной более 20 км протянулся бы почти через всю Москву.

Территория республики Коми огромна - по площади она не сильно уступает Испании. Но и масштабы разливов нефти очень велики: сами нефтяные компании признают потерю 50 000 тонн нефти в год, 6 000 тонн из которых – в республике Коми у «Лукойла». По данным главы Минприроды ситуация значительно хуже: в России ежегодно разливается 1,5 миллиона тонн нефти, это в два раза больше, чем при громкой аварии на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе.

* * *

10 апреля этого года жители стотысячной Ухты (второго города Коми после Сыктывкара) обнаружили, что по реке течёт нефть. Компания «Лукойл-Коми» официально отрицала свою причастность к происшествию, при этом направив своих сотрудников на следующий же день убирать разлив. Местные власти сперва вяло отреагировали на аварию, но под давлением «Комитета спасения Печоры» всё-таки ввели через несколько дней режим чрезвычайной ситуации и до конца месяца закрыли водозабор города Ухты из почерневшей реки.


Истинные масштабы аварии стали видны, когда вскрылся лёд. В реку попало по меньшей мере 380 тонн нефти и маслянистая радужная плёнка преодолела по воде около 300 километров. Местные жители, не поверившие в официальную версию о том, что источником разлива были «старые скважины 1950-х годов», выходили на митинги.

Специалисты Гринпис проанализировали космоснимки и определили, что главный подозреваемый в этой истории - «Лукойл-Коми». Вину компании подтвердили Росприроднадзор и глава местного Минприроды Роман Полшведкин, а следственное управление по Коми возбудило уголовное дело по факту нефтеразлива.

К сожалению, любая деятельность человека приводит в той или иной мере к загрязнению окружающей среды и изменению экологической обстановки в районе его деятельности. И деятельность по обеспечению цивилизации энергией здесь не исключение. Добыча нефти, ее транспортировка, переработка и использование, принося несомненную пользу человечеству, также не обходится без серьезных экологических последствий.

Города в ядовитой дымке

Бурное развитие автомобильной промышленности принесло людям невиданную прежде мобильность, и значительно преобразило наш образ жизни. Для каждого отдельного человека личный автомобиль дает множество преимуществ. В совокупности же массовая автомобилизация приводит к значительным негативным экологическим последствиям. Парк действующего автотранспорта в мире давно уже перевалил за 1 миллиард автомобилей. И все эти автотранспортные средства ежедневно сжигают огромное количество топлива, выделяя такое же огромное количество выхлопных газов.

Уже к середине двадцатого века смог стал неотвратимым явлением больших городов развитых стран. Источник смога поначалу был неясен и вызывал множество бурных обсуждений и споров. Высказывались различные версии его происхождения. То ли это результат работы промышленных предприятий, действующих в городской черте. То ли множества печей используемых в домашнем хозяйстве. То ли результат сжигания городского мусора.

Надо сказать, что городской смог – явление, с которым люди больших городов сталкивались, уже начиная с эры массового использования угля в качестве топлива. Но в эпоху угля причина смога была довольно быстро определена (смешение дыма и диоксида серы) и были выработаны пути ее решения (перевод промышленных предприятий с угля на природный газ). Причина появления смога при отсутствии углесжигающих производств оставалась загадкой.

Точку во всех спорах поставил Хааген-Смит, профессор Калифорнийского института технологий. Именно он выяснил причину и описал процесс образования нового типа смога – фотохимического. Основной причиной этого вида смога были названы продукты неполного сгорания топлива в двигателях автомобилей. Выхлопы автомобилей, смешиваясь с озоном, парами углеводородсодержащих продуктов и перекиси нитратов под воздействием солнечных лучей и образуют эту ядовитую дымку, от которой начинает саднить легкие.

Исследования Хаагена-Смита, встреченные поначалу с большим скепсисом, затем полностью подтвердились. После этого ему был присвоен неофициальный титул «отца смога», хотя это не очень-то ему импонировало.

Нефть и Глобальное потепление

Смог – не единственное последствие широкого использования нефти. Потребление нефти и продуктов на ее основе может загрязнять воздух различными способами. Сегодня многие ученые сходятся во мнении, что газы, попадающие в атмосферу при добыче и использовании нефти, в значительной степени усиливают парниковый эффект.

Парниковые газы, скапливаясь в верхних слоях атмосферы, способствуют увеличению приповерхностной температуры планеты. Основные парниковые газы (в порядке их влияния) – это водяной пар, углекислый газ, метан, озон. По мнению ученых, наблюдаемое в последние десятки лет потепление вызвано в основном повышением концентрации углекислого газа в атмосфере Земли. Причем подавляющая часть углекислого газа образуется в результате деятельности человека.

Глобальное потепление, то есть постепенное увеличение температуры атмосферы Земли, может привести к катастрофическим последствиям. Ожидается, что таяние ледников приведет к повышению уровня Мирового океана, затоплению значительной части суши, увеличению количества выпадающих осадков. Произойдет значительное изменение климата, в результате чего участятся природные катаклизмы, такие как наводнения, ураганы, смерчи; усилится их интенсивность.


Надо сказать, что не все ученые согласны с концепцией глобального потепления, а некоторые, соглашаясь с самим процессом потепления, отвергают влияние на него факторов вызванных человеческой деятельностью. Как бы там ни было идея снижения выбросов парниковых газов, в том числе от сжигания нефтяного топлива, выглядит вполне разумной.

Аварии и разливы нефти

Приводит и к другим значительным экологическим последствиям. Особенно опасны экологические катастрофы на море. Поскольку нефть легче воды, она растекается по воде тонкой пленкой на значительную площадь. Разливы нефти сопровождаются массовой гибелью морских млекопитающих, птиц, рептилий. Наносится ущерб рыбному промыслу. Залитые нефтью пляжи отпугивают туристов и наносят вред прибрежной экосистеме, часто непоправимый.


Аварии танкеров на море происходят с самого начала их использования. Одна из крупнейших аварий, получившая громкий резонанс, произошла с нефтяным танкером Эксон Вальдез (Exxon Valdez) в 1989 году. Танкер компании Эксон должен был перевезти нефть с Аляски в Калифорнию, но неожиданно у берегов Аляски сел на мель, налетев на риф Блай. В результате в море вылилось 260 тысяч баррелей нефти.

Хотя объемы разлившейся нефти в этой катастрофе были не самыми крупными в череде других морских аварий, но урон, который разлившаяся нефть принесла природной экосистеме Аляски, был признан самым катастрофическим для своего времени. Эта авария долгое время оставалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море. Но прошел 21 год и другая катастрофа затмила собой аварию танкера Эксон Вальдез. Только на этот раз авария произошла не с танкером.

Аварии на море происходят не только при транспортировке нефти. Морские платформы, с которых производится бурение скважин и добыча нефти на морском шельфе, также становятся причиной катастрофических разливов нефти.

Самая крупная нефтяная техногенная катастрофа на море произошла в 2010 году. Взрыв, произошедший на нефтяной платформе Дипуотер Хорайзон (Deepwater Horizon), привел к крупнейшему разливу нефти на море в истории нефтедобычи. По некоторым оценкам за время прошедшее с начала аварии в Мексиканский залив вытекло около 5 миллионов баррелей нефти (более 670 тысяч тонн). Нефтяное пятно, образовавшееся в результате разлива, достигло площади 75 тысяч квадратных километров.


Последствия были катастрофическими не только для экологии, но и для самой компании ВР, которая являлась владельцем лицензии на добычу нефти. Чтобы покрыть все затраты на ликвидацию самой аварии, последствий разлива нефти и выплату всех компенсаций пострадавшим, компании пришлось продать часть своих активов, а сама она долгое время балансировала на грани банкротства.

Надо сказать, что нефть попадает в Мировой океан не только в результате аварийных разливов. Гораздо большее количество нефти попадает в водные бассейны естественным путем по существующим в земной коре разломам. Естественные выходы нефти существуют во многих районах морей и океанов. По существующим разломам нефть, как правило, просачивается постепенно в небольших объемах. Вокруг таких выходов нефти даже образуется своя экосистема. Опасность техногенных разливов в том, что они происходят в короткое время в значительных объемах. Они нарушают сложившуюся экосистему и ведут к массовой гибели морских обитателей.

Борьба с экологическими последствиями

Эти и другие негативные факторы, сопровождающие широкое использование нефти в современной цивилизации, вызывают обоснованную озабоченность и требуют разработки мер по их предотвращению и снижению их негативного воздействия.

Чтобы снизить неблагоприятное воздействие нефтедобычи на окружающую среду в отрасли придерживаются высоких экологических стандартов деятельности. Для предотвращения аварий в компаниях внедряются новые стандарты деятельности, учитывающие прошлый негативный опыт, культивируется культура безопасного ведения работ. Разрабатываются технические и технологические средства, предотвращающие риск возникновения аварийных ситуаций.

Ученые разрабатывают новые методы борьбы с загрязнением. Например, применение специальных реагентов-диспергентов позволяет ускорить сбор разлившейся нефти с поверхности воды. Искусственно выведенные бактерии-деструкторы, распыленные на нефтяное пятно, способны в короткие сроки переработать нефть, превращая ее в более безопасные продукты.


Для предотвращения растекания нефтяных пятен широко используются так называемые боновые заграждения. Также практикуется выжигание нефти с поверхности воды.

Для борьбы с загрязнением атмосферы парниковыми газами разрабатывают различные технологии по улавливанию углекислого газа и его утилизации. Государственные органы вводят новые экологические стандарты. Например, стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. Эти стандарты направлены как на совершенствование двигателей автомобилей, так и на улучшение характеристик выпускаемого топлива. В России, например, стандарт Евро-5 действует на все ввозимые автомобили с 1 января 2014 года. А переход на топлива стандарта Евро-5 предусмотрен с 1 января 2016 года.

Является продуктом длительного распада и очень быстро покрывает поверхность вод плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света.

Через 10 минут после того, как в воде оказалась одна тонна нефти , образуется нефтяное пятно, толщина которого составляет 10 мм. С течением времени толщина пленки уменьшается (до менее 1 миллиметра), в то время, как пятно расширяется. Одна тонна нефти способна покрыть площадь до 12 квадратных километров. Дальнейшие изменения происходят под воздействием ветра, волн и погоды. Обычно пятно дрейфует по воле ветра, постепенно распадаясь на более мелкие пятна, которые способны удаляться на значительные расстояния от места разлива. Сильные ветры и штормы ускоряют процесс дисперсии пленки.

Международная Ассоциация нефтяной индустрии по сохранению окружающей среды (International Petroleum Industry Environmental Conservation Association) указывает, что во время катастроф не происходит одномоментной массовой гибели рыб, пресмыкающихся, животных и растений. Однако в средне- и долгосрочной перспективе влияние разливов нефти крайне негативно. Разлив тяжелее всего бьет по организмам, обитающим в прибрежной зоне, особенно обитающим на дне или на поверхности.

Птицы, которые большую часть жизни проводят на воде, наиболее уязвимы к разливам нефти на поверхности водоемов. Внешнее загрязнение нефтью разрушает оперение, спутывает перья, вызывает раздражение глаз. Гибель является результатом воздействия холодной воды. Разливы нефти от средних до крупных вызывают обычно гибель 5 тысяч птиц. Очень чувствительны к воздействию нефти яйца птиц. Небольшое количество некоторых типов нефти может оказаться достаточным для гибели в период инкубации.

Если авария произошла неподалеку от города или иного населенного пункта, то отравляющий эффект усиливается, потому что нефть /нефтепродукты образуют опасные "коктейли" с иными загрязнителями человеческого происхождения.

По данным Международного исследовательского центра спасения птиц (International Bird Rescue Research Center), специалисты которого занимаются спасением пернатых, пострадавших от разливов нефти , люди постепенно учатся спасать птиц. Так, в 1971 году экспертам этой организации удалось спасти лишь 16% птиц, ставших жертвами разлива нефти в заливе Сан-Франциско – в 2005 году этот показатель приблизился к 78% (в том году Центр выхаживал птиц на островах Прибылова, в Луизиане, Южной Каролине и в ЮАР). По данным Центра, для того, чтобы отмыть одну птицу, требуется два человека , 45 минут времени и 1,1 тысяч литров чистой воды. После этого вымытой птице требуется от нескольких часов до нескольких суток обогрева и адаптации. Кроме того, ее следует кормить и оберегать от стресса, вызванного шоком от покрытия нефтяной пленкой, тесным общением с людьми и пр.

Рыбы подвергаются воздействию разливов нефти в воде при употреблении загрязненной пищи и воды, а также при соприкосновении с нефтью во время движения икры. Гибель рыбы, исключая молодь, происходит обычно при серьезных разливах нефти . Однако сырая нефть и нефтепродукты отличаются разнообразием токсичного воздействия на разные виды рыб. Концентрация 0,5 миллионной доли или менее нефти в воде способна привести к гибели форели. Почти летальный эффект нефть оказывает на сердце, изменяет дыхание, увеличивает печень, замедляет рост, разрушает плавники, приводит к различным биологическим и клеточным изменениям, влияет на поведение .

Личинки и молодь рыб наиболее чувствительны к воздействию нефти , разливы которой могут погубить икру рыб и личинки, находящиеся на поверхности воды, а молодь – в мелких водах.

От подобных аварий страдает не только животный и растительный мир . Серьезные убытки несут местные рыбаки, отели и рестораны. Кроме того, с проблемами сталкиваются и иные отрасли экономики, особенно те предприятия, деятельность которых нуждается в большом количестве воды. В случае, если разлив нефти происходит в пресном водоеме, негативные последствия испытывает на себе и местное население (например, коммунальным службам намного сложнее очищать воду, поступающую в водопроводные сети) и сельское хозяйство. Долговременный эффект подобных происшествий точно неизвестен: одна группа ученых придерживается мнения, что разливы нефти оказывают негативное воздействие на протяжении многих лет и даже десятилетий, другая – что краткосрочные последствия крайне серьезны, однако за достаточно короткое время пострадавшие экосистемы восстанавливаются.

Ущерб от крупномасштабных разливов нефти подсчитать достаточно сложно. Он зависит от многих факторов, таких, как тип разлитых нефтепродуктов, состояния пострадавшей экосистемы, погоды, океанских и морских течений, времени года, состояния местного рыболовства и туризма и пр.

Из-за нефтяного пятна в Мексиканском заливе увеличится частота и сила ураганов

Ликвидаторы аварии в Мексиканском заливе могут ускоряться сколько угодно. Все равно катастрофа как минимум на несколько лет изменила состав воды в заливе. О последствиях Infox.ru рассказали биологи Московского государственного университета и обнинские метеорологи.

Нефтяные компании рассматривают загрязнение нефтью и нефтепродуктами как нормальное следствие добычи. И какие-то деньги на очистку территории в бюджет закладывают. Впрочем, даже если бы схемы очистки были эффективными (а не просто перевезти землю с места на место или, например, залить ПАВами), все разлившиеся углеводороды нефтяные компании собрать не могли бы. И не смогут никогда. А вообще загрязнение углеводородами стало привычным явлением, на борьбу с которым направляются дополнительные силы и финансирование только в случае масштабного бедствия.

Взрыв на платформе Deepwater Horizon компании Transocean, который произошел 20 апреля 2010 года, привел к колоссальной утечке сырой нефти . К 13 мая в океан вылилось по меньшей мере 16 тысяч тонн. Конечно, компания British Petroleum занимается ликвидацией последствий. Но, несмотря на все приложенные усилия, основная нагрузка по восстановлению экологического баланса «ложится на плечи» водных организмов и прибрежных растений.

О последствиях углеводородного загрязнения корреспонденту Infox.ru рассказали российские специалисты.

Эхо нездоровых привычек

Как установили в 2006 году ученые биологического факультета МГУ имени Ломоносова - д.б.н., ведущий научный сотрудник лаборатории физико-химии биомембран Сергей Котелевцев, и профессор, замдиректора международного биотехнологического центра МГУ Анатолий Садчиков, только в России из-за аварий и утечек ежегодно в общей сложности теряется до 25 млн тонн нефти . От углеводородного загрязнения страдают почвы, грунтовые воды, животные и растения. Морские экосистемы относятся к категории наиболее уязвимых к углеводородному загрязнению. Причем сильнее всего загрязняют океан даже не аварии, а плановая добыча и перевозка. По подсчетам специалистов, до 20% площади Мирового океана покрыто тоненькой нефтяной пленкой. Она мешает движению, питанию и дыханию мелких животных. Волны и водные токи перемешивают нефть , фракционируют ее и создают эмульсию – так происходит вертикальное загрязнение, углеводороды включается в пищевые цепи.

Сломанные часы

Многие зоопланктонные организмы погибают при концентрации нефти 0,1 мл/л, фитопланктон – при концентрации 0,001мл/л. Остальные сильно слабеют. А организмы, не способные выполнять свои биологические функции, не только не помогают биоценозу, но, напротив, «тянут его на дно». «Даже сублетальные (несмертельные) концентрации токсических веществ могут нарушить сложнейший экологический механизм, который обеспечивает равновесие. Поэтому, оценивая ущерб по мертвым особям, мы закрываем глаза на последствия, которые могут проявиться позже, через некоторое время. Один из ярких примеров аналитической недальновидности – исчезновение коралловых рифов, вызванное снижением активности растительноядных животных», - напомнил Infox.ru сотрудник биологического факультета МГУ доктор биологических наук Сергей Остроумов.

Нефтяное загрязнение отрицательно влияет на всю экосистему. В первую очередь изменяется видовой состав. Затем меняются «функциональные приоритеты». Например, загрязняющие воду синтетические поверхносто-активные вещества (ПАВы) и другие соединения могут угнетать фильтрационную активность моллюсков. Из-за взвеси, которая накапливается в толще воды, растения «недополучают» солнечный свет и в меньшей мере производят кислород. Из-за недостатка кислорода у нефтеокисляющих бактерий могут нарушиться процессы, позволяющие утилизировать углеводороды. Так один «сломанный зубец» в часовом механизме нарушает работу остальных «колесиков». «Даже невидимые изменения способны поставить под вопрос или снизить возможность экосистемы восстановить равновесие», - говорит Остроумов.

Премьер-министр Канады: загрязнение Мексиканского залива это экологическая катастрофа

Лидер Новой демократической партии Канады Джек Лейтон предложил в срочном порядке созвать встречу министров экологии крупнейших промышленно развитых стран мира с тем, чтобы обсудить вопрос о ликвидации последствий загрязнения Мексиканского залива нефтью . По словам канадского депуттата - "экологическая катастрофа в Мексиканском заливе будет оказывать влияние на окружающую среду на протяжении многих лет, именно по этой причине люди во многих странах испытывают серьезную озабоченность по поводу того, что бурение на шельфе может представлять угрозу".

Джек Лейтон также выразил озабоченность тем, что British Petroleum приобрела три лицензии на геологоразведку в Арктике. В частности он заявил, что "British Petroleum не смогла предотвратить крупнейшей экологической катастрофы в Мексиканском заливе, а теперь еще эта же компания хочет заниматься работами в Арктике".

Премьер-министр Канады Стивен Харпер заявил, что загрязнение Мексиканского залива - это серьезная экологическая катастрофа, непохожая на те, которые происходили раньше, а действия нефтянных компаний платформы "Дипуотер Хорайзн" он назвал неприемлемыми.

Также, премьер-министр выразил позицию правительства напомнив, что Национальный совет Канады по энергетике не допускает бурения на шельфе до тех пор, пока нет полных гарантий безопасности.

Экологически катастрофы случаются после халатности людей, которые работают на промышленных предприятиях. Одна ошибка может стоить тысячи человеческих жизней. К сожалению, экологические катастрофы случаются достаточно часто: это утечка газов, разлив нефти, . Теперь поговорим подробнее о каждом катастрофическом случае.

Катастрофы акваторий

Одна из экологических катастроф – это значительная потеря воды Аральского моря, уровень которой за 30 лет понизился на 14 метров. Оно разделилось на два водоема, а большинство морских животных, рыб и растений вымерло. Часть Аральского моря пересохла, покрылась песком. В этом районе существует дефицит питьевой воды. И хоть ведутся попытки восстановить акваторию, существует большая вероятность гибели огромной экосистемы, которая будет потерей планетарного масштаба.

Очередная катастрофа произошла в 1999 году на Зеленчукской ГЭС. В этой местности происходило изменение рек, переброска воды, и значительно уменьшилось количество влажности, что способствовало уменьшению популяций флоры и фауны, был уничтожен Эльбурганский заповедник.

Одной из самых глобальных катастроф считается потеря молекулярного кислорода, содержащегося в воде. Учеными установлено, что за последние полвека данный показатель упал более чем на 2%, что сказывается крайне негативно на состоянии вод Мирового океана. Из-за антропогенного воздействия на гидросферу замечен спад уровня кислорода в приповерхностной толще воды.

Пагубное влияние на акватории оказывает загрязнения вод пластиковыми отходами. Попадающие в воду частицы, способны изменить естественную среду океана и оказать крайне негативное воздействие на морских обитателей (животные принимают пластик за еду и ошибочно заглатывают химические элементы). Некоторые частицы настолько малы, что заметить их невозможно. Вместе с тем они оказывают серьезное влияние на экологическое состояние вод, а именно: провоцируют изменение климатических условий, накапливаются в организмах морских жителей (многие из которых употребляет человек), снижают ресурсность океана.

Одной из катастроф мирового масштаба считается повышение уровня воды в Каспийском море. Некоторые ученые считают, что в 2020 году уровень воды может подняться еще на 4-5 метров. Это приведет к необратимым последствиям. Города и промышленные предприятия, расположенные вблизи воды, будут затоплены.

Разлив нефти

Крупнейшив разлив нефти случился в 1994 г., известен как усинская катастрофа. Образовалось несколько прорывов в нефтепроводе, в результате чего пролилось свыше 100000 тонн нефтепродуктов. В местах, где случился разлив, растительный и животный мир практически был уничтожен. Местность получила статус зоны экологического бедствия.

Неподалеку от Ханты-Мансийска в 2003 г. прорвало трубопровод нефти. Более 10000 тонн нефти вытекло в реку Мулымья. Животные и растения вымерли, как в реке, так и на земле в округе.

Еще одна катастрофа случилась в 2006 г. поблизости Брянска, когда 5 тонн нефти разлилось по земле на 10 кв. км. Загрязнению подверглись водные ресурсы в этом радиусе. Экологическая катастрофа произошла по причине пробоины в нефтепроводе «Дружба».

В 2016 г. случилось уже два экологических бедствия. Поблизости Анапы в поселке Уташ нефть просочилась из старых скважин, которые уже не используются. Размер загрязнения почвы и воды составляет около тысячи квадратных метров, погибли сотни водоплавающих птиц. На Сахалине разлилось более 300 тонн нефти в залив Уркт и реку Гиляко-Абунан из нерабочего нефтепровода.

Другие экологические катастрофы

Довольно часто случаются аварии и взрывы на промышленных предприятиях. Так в 2005 г. произошел взрыв на китайском заводе. Большое количество бензола и ядохимикатов попали в р. Амур. В 2006 г. на предприятии «Химпром» произошел выброс 50 кг хлора.. В 2011 г. в Челябинске на железнодорожной станции случилась утечка брома, который перевозили в одном из вагонов грузового поезда. В 2016 г. было возгорание азотной кислоты на химзаводе в Красноуральске. В 2005 г. случилось множество лесных пожаров по различным причинам. Окружающая среда понесла огромные потери.

Пожалуй, это основные экологические катастрофы, которые случились в РФ за последние 25 лет. Причина их – это невнимательность, халатность, ошибки, которые совершили люди. Некоторые катастрофы произошли из-за устаревшего оборудования, поломку которого во время не обнаружили. Все это привело к гибели растений, животных, к заболеваниям населения и людским смертям.

Экологические катастрофы России 2016 года

На территории России в 2016 году случилось много крупных и мелких катастроф, которые еще больше усугубили состояние окружающей среды в стране.

Катастрофы акваторий

В первую очередь стоит отметить, что в конце весны 2016 года в Черном море произошел разлив нефтепродуктов. Это случилось из-за утечки нефти в акваторию. В результате образования мазутного масляного пятна погибло несколько десятков дельфинов, популяции рыб и других морских обитателей. На фоне этого происшествия разразился большой скандал, но специалисты утверждают, что нанесенный урон не является чрезмерно огромным, однако вред экосистеме Черного моря все же нанесен и это факт.

Очередная проблема произошла во время переброски рек Сибири в Китай. Как говорят экологи, если изменить режим рек и направить их течение в Китай, то это затронет функционирование всех окружающих экосистем региона. Изменятся не только речные бассейны, но и погибнут многие виды флоры и фауны рек. Ущерб будет нанесен и природе, расположенной на суше, будет уничтожено большое количество растений, животных и птиц. В отдельных местах будут происходить засухи, упадет урожайность сельскохозяйственных культур, что неминуемо приведет к недостатку продуктов питания для населения. Кроме того, произойдут изменения в климате, и может произойти эрозия почвы.

Задымление городов

Клубы дыма и смог – еще одна проблема некоторых российских городов. Она, прежде всего, характерна для Владивостока. Источником дыма здесь является мусоросжигающее предприятие. Это в буквальном смысле не дает людям дышать и у них появляются различные заболевания органов дыхания.

В целом за 2016 год в России случилось несколько крупных экологических катастроф. Чтобы ликвидировать их последствия и восстановить состояние окружающей среды, нужные большие финансовые затраты и усилия опытных специалистов.

Экологические катастрофы 2017 года

В России 2017 год объявлен «Годом экологии», поэтому состоятся различные тематические мероприятия для ученых, общественных деятелей и простого населения. Задуматься о состоянии экологии в 2017 году стоит, так как уже произошло несколько экологических катастроф.

Загрязнение нефтью

Одна из крупнейших экологических проблем России – это загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Это происходит в результате нарушений технологии добычи полезных ископаемых, но наиболее часто происходят аварии при транспортировке нефти. Когда ее перевозят морскими танкерами, то угроза катастрофы возрастает в разы.

В начале года, в январе, в бухте Владивостока Золотой Рог произошло экологическое ЧП – разлив нефтепродуктов, источник загрязнения которого не установлен. Масляное пятно распространилось на территории 200 кв. метров. Как только произошла авария, спасательная служба Владивостока приступила к ее ликвидации. Специалисты очистили территорию, площадью 800 метров квадратных, собрав приблизительно 100 литров смеси нефти и воды.

В начале февраля произошла новая катастрофа, связанная с разливом нефти. Это случилось в Республике Коми, а именно в г. Усинск в одном из месторождений нефти по причине повреждения нефтепровода. Приблизительный ущерб природе – это распространение 2,2 тонн нефтепродуктов на 0,5 гектаров территории.

Третьей экологической катастрофой России, связанной с разливом нефти, стало происшествие на реке Амур у берегов Хабаровска. Следы разлива были обнаружены в начале марта членами Общероссийского народного фронта. «Нефтяной» след происходит из канализационных труб. В результате пятно покрыло 400 кв. метров берега, и территорию реки более 100 кв. метров. Как только было обнаружено масляное пятно, активисты вызвали службу спасателей, а также представителей городской администрации. Источник разлива нефти не обнаружен, но происшествие было своевременно зафиксировано, поэтому оперативное устранение аварии и сбор нефтеводной смеси позволил сократить ущерб, нанесенный окружающей среде. По факту происшествия было возбуждено административное дело. Также взяты пробы воды и грунта для дальнейших лабораторных исследований.

Аварии на нефтеперерабатывающих предприятиях

Кроме того, что опасно транспортировать нефтепродукты, чрезвычайные ситуации могут произойти и на нефтеперерабатывающих предприятиях. Так в конце января в г. Волжском на одном из предприятий произошел взрыв и горение нефтепродуктов. Как установили эксперты, причиной этой катастрофы является нарушение правил безопасности. Посчастливилось, что в пожаре обошлось без человеческих жертв, а вот урон окружающей среде нанесен немалый.

В начале февраля в Уфе произошло возгорание на одном из заводов, специализирующемся на переработке нефти. Пожарные занялись ликвидацией пожара сразу, что позволило удерживать стихию. За 2 часа возгорание было устранено.

В середине марта произошел пожар на складе нефтепродуктов в Санкт-Петербурге. Как только случилось возгорание, работники склада вызвали спасателей, которые прибыли мгновенно и приступили к ликвидации аварии. Численность сотрудников МЧС превысила 200 человек, которые сумели потушить пожар и предотвратить крупный взрыв. Пожар охватил территорию, площадью 1000 кв. метров, а также часть стены здания была разрушена.

Загрязнение атмосферы

В январе над Челябинском образовался коричневый туман. Все это является последствием промышленных выбросов предприятий города. Атмосфера настолько загрязнена, что люди задыхаются. Конечно, существуют городские инстанции, куда может обращаться население с жалобами в период задымленности, однако ощутимых результатов это не принесло. Часть предприятий даже не использует очистительные фильтры, а штрафы не способствуют тому, чтобы владельцы грязных производств начали заботиться об окружающей среде города. Как говорят власти города и простые люди, за последнее время количество выбросов резко увеличилось, и коричневый туман, окутавший город зимой, тому подтверждение.

В Красноярске в середине марта появилось «черное небо». Это явление свидетельствует о том, что в атмосфере рассеиваются вредные примеси. В результате в городе сложилась ситуация первой степени опасности. Считается, что в таком случае химические элементы, влияющие на организм, не влекут патологии или заболевания у людей, но ущерб, нанесенный экологии, все равно значительный.
Атмосфера загрязнена и в Омске. Недавно произошел крупнейший выброс вредных веществ. Эксперты установили, что концентрация этилмеркаптана превышена в 400 раз, в сравнении с нормальными показателями. В воздухе витает неприятный запах, который заметили даже обычные люди, не знавшие о произошедшем. Для того, чтобы привлечь к уголовной ответственности личностей, виновных в аварии, проводится проверка всех заводов, которые используют данное вещество в производстве. Выброс этилмеркаптана является весьма опасным, поскольку вызывает тошноту, головную боль и нарушение координации людей.

В Москве было обнаружено значительное загрязнение воздуха сероводородом. Так в январе произошел крупный выброс химических веществ на нефтеперерабатывающем заводе. В результате было возбуждено уголовное дело, поскольку выброс привел к изменению свойств атмосферы. После этого деятельность завода более-менее нормализовалась, москвичи стали меньше жаловаться на загрязнение воздуха. Однако в начале марта снова обнаружились некоторые превышения концентрации вредных веществ в атмосфере.

Аварии на различных предприятиях

Большая авария произошла в НИИ в Дмитровграде, а именно задымление реакторной установки. Пожарная сигнализация сработала мгновенно. Работу реактора остановили для устранения проблемы – утечки масла. Несколько лет назад это устройство обследовали специалисты, и было установлено, что реакторы еще можно использовать около 10 лет, но чрезвычайные ситуации регулярно происходят, из-за чего в атмосферу выделяются радиоактивные смеси.

В первой половине марта в Тольятти произошел пожар на заводе химической индустрии. Для его ликвидации привлечено 232 спасателя и спецтехника. Причина данного инцидента, по всей вероятности, утечка циклогексана. В воздух попали вредные вещества.

Введение

Разлив нефтепродуктов на воде является очень серьезной экологической катастрофой, последствия которой могут быть крайне губительны для всего живого.

От подобных разливов нефти страдают мелкие живые организмы, флора, птицы и многие морские млекопитающие.

Нефть является продуктом длительного распада и очень быстро покрывает поверхность вод плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света. Она склеивает перья птиц, при этом они теряют свою возможность сохранять тепло и плавать.

Чтобы не допустить всех этих последствий необходимо оперативно устранить последствия разлива нефтепродуктов в водоемах.

Для данной цели используются различные средства: откачка нефти при помощи насосов, а также применение различных сорбентов и других способных впитывать нефтепродукты.

Как видно из вышесказанного данная тема является очень актуальной, так как сейчас как некогда много транспортируется нефти как при помощи водного транспорта, так и по нефтепроводам.

Разлив нефтепродуктов на воде и возможные последствия

Пока это ещё не случилось. Но в любой момент у берегов любой морской страны может потерпеть аварию один из супертанкеров. Такая катастрофа приведёт к тому, что все живое в воде и на берегу будет задушено нефтяным ковром или химикатами. Угрожают морю и тысячи километров трубопроводов, по которым течет нефть. Бывают и аварии на буровых платформах. Чтобы показать, какие последствия может вызвать крупная авария танкера в море, специалисты по охране среды подробно изучили случай, когда огромный танкер "Торри Кэньон" разбился на скалистом побережье Корнуолла. Это произошло 18 марта 1967г. Для уничтожения кувейтской нефти, пролившейся в море и на берег, применили так называемые диспергаторы химических соединений, разбивающие сплошной слой нефти на мелкие капли. Катастрофа погубила мелких обитателей побережья - улиток, морских желудей, от склеивания нефтью перьев погибли тысячи чаек. Прошло два года, пока живой мир побережья в тех местах, где нефть выбросило на берег, хоть чуть-чуть восстановился. А там, где применяли диспергаторы, до восстановления флоры и фауны прошло десятилетие: противоядие оказалось хуже яда. Нефть уничтожает всё.

Общественность обоснованно уделяет большое внимание катастрофам танкеров, но нельзя забывать, что и сама природа загрязняет моря нефтью. По распространенной теории нефть, можно сказать, зародилась в море. Так, считают, что она возникла из остатков мириад мельчайших морских организмов, после гибели осевших на дно и погребённых позднейшими геологическими отложениями. Сейчас дитя угрожает жизни матери. Использование нефти человеком, её добыча в море и перевозка по морю - всё это часто рассматривается как смертельная опасность для Мирового океана. Но какими путями нефть попадает в море? Что с ней там происходит, как она действует на флору и фауну? Какие усилия предпринимаются правительствами и нефтяными концернами для того, чтобы сократить загрязнение моря нефтью? В 1978 г. в мире было около 4 тыс. танкеров, и они перевезли по морю примерно 1700 млн. т нефти (около 60 % мирового потребления нефти). Сейчас приблизительно 450 млн. т сырой нефти(15 % мировой добычи в год) поступает из месторождений, находящихся под морским дном. Сейчас за год добывается из моря и перевозится по нему более 2 млрд. т нефти. По оценкам Национальной академии наук США, из этого количества в море попадает 1,6 млн. т., или одна тысяча трехсотая часть. Но эти 1,6 млн. т составляют лишь 26 % той нефти, которая в сумме попадает за год в море. Остальная нефть, примерно три четверти общего загрязнения, поступает с судов судов-сухогрузов (рьяные воды, остатки горюче-смазочных материалов, случайно или намеренно сбрасываемые в море), из природных источников, а больше всего - из городов, особенно с предприятий, расположенных на побережье или на реках, впадающих в море. Судьбу нефти, попавшей в море, невозможно описать во всех подробностях. Во-первых, минеральные масла, попадающие в море, имеют разный состав и разные свойства; во-вторых, в море на них действуют разные факторы: ветер различной силы и направлений, волны, температура воздуха и воды. Важно и то, много ли нефти попало в море. Сложные взаимодействия этих факторов ещё не изучены во всей полноте. Когда вблизи берега терпит аварию танкер, гибнут морские птицы: нефть склеивает их перья. Страдают прибрежная фауна и флора, пляжи, а скалы покрываются трудно удаляемым слоем вязкой нефти. Если же нефть выбрасывается в открытое море, последствия бывают совершенно иными. Значительные массы нефти могут исчезнуть, не дойдя до берега.

Например, при уже упоминавшейся аварии танкера "Торри Кэньон" из груза сырой нефти в 120 тыс. т. 60-70 тыс. т частично уничтожены благодаря быстро принятым мерам, частично оказались выброшены на берег Англии и Франции. В проливе Санта-Барбара у Калифорнии уже многие века в море просачивается из трещин и расселин в морском дне ежегодно 3000 т нефти, однако, загрязнения у берегов не наблюдается. Сравнительно быстрое поглощение нефти объясняется несколькими причинами. Нефть испаряется. Бензин полностью испаряется с поверхности воды за шесть часов. За сутки испаряется не менее 10 % сырой нефти, примерно за 20 дней - 50 %. Но более тяжелые нефтепродукты почти не испаряются. Нефть эмульгируется и диспергируется, то есть разбивается на мелкие капельки. Сильное волнение моря способствует образованию эмульсии нефти в воде и воды в нефти. При этом сплошной ковёр нефти разрывается, превращается в мелкие капельки, плавающие в толще воды. Нефть растворяется. В её составе имеются вещества, растворимые в воде, хотя их доля в общем невелика.

Нефть, исчезнувшая благодаря этим явлениям с поверхности моря, подвергается медленным процессам, ведущим к её разложению, биологическим, химическим и механическим. Немалую роль играет биологическое разложение. Известно более ста видов бактерий, грибков, водорослей и губок, способные превращать углеводороды нефти в двуокись углерода и воду. В благоприятных условиях благодаря деятельности этих организмов на квадратном метре за сутки при температуре 20-30град. разлагается от 0,02 до 2 г нефти. Легкие фракции углеводородов распадаются за несколько месяцев, но комки битума исчезают лишь через несколько лет. Идет фотохимическая реакция. Под действием солнечного света углеводороды нефти окисляются кислородом воздуха, образуя безвредные, растворимые в воде вещества.

Тяжелые остатки нефти могут тонуть. Так, те же комки битума могут так плотно заселяться мелкими сидячими морскими организмами, что через некоторое время опускаются на дно. Играет роль и механическое разложение. Со временем комки битума становятся ломкими и разваливаются на куски. Больше всего страдают от нефти птицы, особенно когда загрязняются прибрежные воды. Нефть склеивает оперенье, оно утрачивает теплоизолирующие свойства, и, кроме того, птица, выпачканная в нефти, не может плавать. Птицы замерзают и тонут. Даже чистка перьев растворителями не позволяет спасти всех пострадавших. Остальные обитатели моря страдают меньше. Многочисленные исследования показали, что нефть, попавшая в море, не создаёт ни постоянной, ни долговременной опасности для живущих в воде организмов и не накапливает в них, так что её попадание в человека по пищевой цепи исключено. По последним данным, значительный вред флоре и фауне может быть нанесен только в отдельных случаях. Например, гораздо опаснее сырой нефти, изготовленные из нее нефтепродукты - бензин, дизельное топливо и так далее. Опасны высокие концентрации нефти на литорали (приливно-отливной зоне), особенно на песчаном берегу, в этих случаях концентрации нефти долго остается высокой, и она наносит много вреда. Но к счастью такие случаи редки. Обычно при катастрофах танкеров нефть быстро расходится воде, разбавляется, начинается её разложение. Показано, что углеводороды нефти могут без вред для морских организмов проходить через их пищеварительный тракт и даже через ткани: такие опыты проводились с крабами, двустворчатыми моллюсками, разными видами мелкой рыбы, и никаких вредных последствий для подопытных животных не было обнаружено. Как уже говорилось, судьба нефти, попавшей в море у берега и вдали от берегов, различна. При катастрофе в открытом море не требуется каких-либо мер по борьбе с нефтью. Там её слой, как правило, быстро разбивается волнами и ветром, а затем подвергается естественным процессам разложения. Другое дело разлив нефти вблизи берегов. Здесь надо действовать быстро, от этого зависит успех принятых мер. Главное - опытное и эффективное руководство всеми мероприятиями по борьбе с бедствием, но результат будет зависеть также от географических и метеорологических условий на месте катастрофы.

Насколько это возможно, груз из потерпевшего аварию танкера стараются перекачать на другие судна, чтобы предотвратить или хотя бы уменьшить загрязнение моря. Если на море штиль или волнение невелико, аварийный танкер окружают загородками (бонами) из плавающих надутых воздухом шлангов, которые препятствуют дальнейшему распространению нефтяного пятна и позволяют вычерпать или собрать насосами пролившуюся нефть. Существует целый ряд эффективных технических систем для сбора разлившейся нефти, но они могут работать при относительно спокойном море. Различные фирмы и государственные предприятия разных стран мира разрабатывают системы, которые можно применять и в штормовую погоду. Действию этих механических систем помогают химические средства дипергаторы. Они усиливают действия ветра и волн на слой нефти. Опрыскивая его диспергаторами, можно добиться разделения сплошного слоя на мелкие капли, которые вскоре исчезают с поверхности. Этим устраняется опасность для птиц и вероятность загрязнения пляжей. Кроме того, диспергаторы ускоряют биологическое разложение нефти, так как многочисленные мельчайшие капельки представляют бактериям огромную поверхность для заселения и воздействия. Правда, биологи опасаются, что поглощение таких капелек мелкими морскими организмами приносит последним вред. Но этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении. Пытаются также сжигать разлившуюся нефть или засыпать её известью, песком и другими веществами, захватывающими её и погружающими вместе с ней на дно. Но успех этих методов пока ограничен.