«Евангелие социализма» от А.М. Горького


1. Иногда вместо Наташи являлся из города Николай Иванович, человек в очках, с маленькой светлой бородкой, уроженец какой-то дальней губернии.

2. В углу комнаты стоял книжный шкаф, подарок отца.

3. Владимир Маяковский, талантливый поэт-футурист, известен и за рубежом.

4. Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его.

5. Мы, ребята, не можем часами сидеть без движения.

6. Наш преподаватель истории, уроженец города Киева, работает сейчас в сельской школе.

7. Окулист, то есть глазной врач, принимает больных по утрам.

8. Беседа шла с журналистом, корреспондентом столичной газеты.

9. Мы знаем Лермонтова как поэта и прозаика и не знаем его как драматурга.

10. На улице мальчик, продавец газет, выкрикивал что-то невразумительное.

11. О подвигах Ильи Муромца, любимого народного богатыря, сохранилось много легенд.

12. Этот мальчик, по имени Вилен, учится в первом классе.

13. Монблан, высочайшая гора Западной Европы, привлекает многих туристов.

14. Остальные братья, Василий и Евгений, жили отдельно.

15. Оба они, как лучшие ученики класса, были награждены медалями.

16. Бегемот, или гиппопотам, большую часть времени проводит в воде.

17. Трагедии Шекспира, великого английского писателя, ставятся на сценах театров многих стран.

18. Отец ее, Сергей Петрович, считается специалистом в области ботаники.

19. Она не знает, что это за чувство, любовь.

20. Сосед мой, молодой казак, стройный и красивый, налил мне вина.

21. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород.

22. В бричке сидело двое обывателей: Иван Иванович Кузьмичов, бритый, в очках и соломенной шляпе, и другой, Сирийский, маленький, длинноволосый, в сером кафтане, в широкополом цилиндре и цветном поясе.

23. Сын небогатых родителей, внук крепостного, он рано узнал нужду.

24. Мухин отправил его, четырнадцатилетнего подростка, экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета.

25. Н.И. Пирогов, крупнейший специалист в области медицины, оставил после себя много работ по вопросам педагогики.

26. Сынишка его, мальчишка лет пятнадцати, повадился к нам ездить.

27. Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи.

28. Так жил Михаил Власов, слесарь, волосатый, угрюмый, с маленькими глазами.

29. Новое лицо это был князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини.

30. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела.

Как известно, роман «Мать» был задуман Горьким как своего рода "евангелие социализма". Как обычно пишут литературные критики, роман этот, имеющий центральной идеей воскресение из мрака человеческой души, наполнен "христианской" символикой: по ходу действия многократно обыгрывается аналогия между революционерами и апостолами первоначального христианства; друзья Павла Власова сливаются в грезах его матери в образ коллективного Христа, причем сын оказывается в центре, сам Павел ассоциируется с Христом, а Ниловна - с Богоматерью, которая жертвует сыном ради спасения мира. Центральный эпизод романа - первомайская демонстрация в глазах одного из героев превращается в «в крестный ход во имя "Бога Нового, Бога света и правды, Бога разума и добра". Путь Павла, как известно, кончается как бы «крестной жертвой". Все эти моменты были глубоко продуманы Горьким. Он был уверен, что в приобщении народа к социалистическим идеям очень важен элемент веры (в статьях 1906 г. «О евреях» и «О Бунде» он прямо писал, что социализм - это «религия масс»).
http://dil.tj/rossiyane/?Maksim_Gormzkii

Для кого же предлагал Горький эту религию? Читаем строки об отце Павла:
<<Так жил и Михаил Власов, слесарь, волосатый, угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке, он держался с начальством грубо и поэтому зарабатывал мало, каждый праздник кого-нибудь избивал, и все его не любили, боялись. Его тоже пробовали бить, но безуспешно. Когда Власов видел, что на него идут люди, он хватал в руки камень, доску, кусок железа и, широко расставив ноги, молча ожидал врагов. Лицо его, заросшее от глаз до шеи черной бородой, и волосатые руки внушали всем страх. Особенно боялись его глаз, - маленькие, острые, они сверлили людей, точно стальные буравчики, и каждый, кто встречался с их взглядом, чувствовал перед собой дикую силу, недоступную страху, готовую бить беспощадно.
- Ну, расходись, сволочь! - глухо говорил он. Сквозь густые волосы на его лице сверкали крупные желтые зубы. Люди расходились, ругая его трусливо воющей руганью.
- Сволочь! - кратко говорил он вслед им, и глаза его блестели острой, как шило, усмешкой. Потом, держа голову вызывающе прямо, он шел следом за ними и вызывал:
- Ну, - кто смерти хочет?
Никто не хотел.
Говорил он мало, и "сволочь" - было его любимое слово.>>

"Зарабатывал мало", но как-то Горький не пишет, в чем нуждалась семья, чего необходимого не могла купить. Когда Михаил Власов заболел, пришел к нему доктор, предложил сделать операцию - опять же, не пишет Горький, что не было денег на доктора, на операцию в больнице. Михаил сам отказался от операции.
Но, может, жила семья Власовых в подвале, в бараке, в "коечно-каморочном общежитии"? - нет, по Горькому, все рабочие этой фабрики жили в этой рабочей слободке в отдельных домиках (арендовали их) - и, видимо, аренда была не в напряг, иначе уж точно упомянул бы это Горький.
Что это были за домики? Вот домик Власовых, семья из трех человек:
<<Дом их стоял на краю слободы, у невысокого, но крутого спуска к болоту. Треть дома занимала кухня и отгороженная от нее тонкой переборкой маленькая комнатка, в которой спала мать. Остальные две трети - квадратная комната с двумя окнами; в одном углу ее - кровать Павла, в переднем - стол и две лавки. Несколько стульев, комод для белья, на нем маленькое зеркало, сундук с платьем, часы на стене и две
иконы в углу - вот и все.
Павел сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстух, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет. Ходил на вечеринки, выучился танцевать кадриль и польку, по праздникам возвращался домой выпивши и всегда сильно страдал от водки. Наутро болела голова, мучила изжога, лицо было бледное, скучное.>>
http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0003.shtml

"Комната с двумя окнами" - это никак не менее 25 кв м, а весь дом, значит, не менее 35 кв м (скорее и побольше) - не так уж плохо для семьи из трех человек (а после смерти отца, для двоих), по тем временам. Напомню, что в СССР еще и в 1970-х годах на очередь на жилье ставили с жилплощадью менее 4.5 кв м на человека (позднее менее 6 кв м на человека), а жилье давали из расчета 12 кв м на человека - практически столько, сколько и было у семьи Власовых до смерти отца. Так что в СССР даже и в 1970-х годах их не поставили бы в очередь на улучшение жилья, и метраж жилья у них соответствовал советским нормам 1970-х годов.
И - где же в семье Власовых нищета, нужда, недоедание? Будучи еще подростком (Павел), на этой фабрике зарабатывает достаточно, чтобы и оплачивать аренду этого отдельного домика, и приодеться, и гармонь купить (недешевая покупка). Кстати, вспомним, что действие романа разворачивается примерно в 1904\5гг - впоследствии неуклонно повышался и уровень жизни рабочих, и их социальное обеспечение.
Ну а в те годы на многих крупных фабриках действовал общероссийский рабочий Союз Зубатова, который приобщал рабочих и к учебе, и к культуре, - но такую, более типовую для того времени фабрику Горький описать не мог - не получился бы его роман на такой фабрике.
Что же, беспросветна и безвыходна была жизнь в этой рабочей слободке?
Вроде нет. Вот Павел Власов начал было правильный путь:
<<И в отношении к матери было что-то новое: он иногда подметал пол в комнате, сам убирал по праздникам свою постель, вообще старался облегчить ее труд. Никто в слободе не делал этого.
Однажды он принес и повесил на стенку картину - трое людей, разговаривая, шли куда-то легко и бодро.
- Это воскресший Христос идет в Эммаус! - объяснил Павел.
Матери понравилась картина, но она подумала: "Христа почитаешь, а в церковь не ходишь..."
Все больше становилось книг на полке, красиво сделанной Павлу товарищем-столяром. Комната приняла приятный вид. Он говорил ей "вы" и называл "мамаша"...>>

Но одновременно Павел Власов подпадает под влияние социалистов. С чего они начинают охмурять его? Читаем:
<<Звучный голос сливался с тонкой, задумчивой песней самовара, в комнате красивой лентой вился рассказ о диких людях, которые жили в пещерах и убивали камнями зверей. Это было похоже на сказку... >>

Понятно. Естественная история по Дарвину. Мол, не Бог создал человека, а облезьяны. Интересно еще и то, что эти "наставники" аппелируют не к тому, что рабочие живут плохо материально - как говорит главный "наставник" хохол по фамилиии Находка:
<<Сытых немало, честных нет! Мы должны построить мостик через болото этой гниючей жизни к будущему царству доброты сердечной, вот наше дело, товарищи!>>
Ну а его подельник, известный слободе сын вора Данилы, добавляет:
<< - Пришла пора драться, так некогда руки лечить! - глухо возразил Весовщиков >>

Постепенно эти социалисты разворачивают в поселке свою деятельность, печатают листовки. А что же слободские, рабочие? Читаем:
<<Пожилые люди, имевшие на фабрике хороший заработок, ругались:
- Смутьяны! За такие дела надо морду бить! И носили листки в контору. Молодежь читала прокламации с увлечением:
- Правда!
Большинство, забитое работой и ко всему равнодушное, лениво отзывалось:
- Ничего не будет, - разве можно? Но листки волновали людей, и, если их не было неделю, люди уже говорили друг другу:
- Бросили, видно, печатать...
А в понедельник листки снова появлялись, и снова рабочие глухо шумели. В трактире и на фабрике замечали новых, никому не известных людей. Они выспрашивали, рассматривали, нюхали и сразу бросались всем в глаза, одни - подозрительной осторожностью, другие - излишней навязчивостью>>.

Н-да... Как-то подловато выглядит вся эта социалистическая агитация....
Подловато, подловато выглядят социалисты в этом "евангелии социализма" от А.М.Горького.
И в истории с "болотной копейкой" - вместо того, чтобы вести с дирекцией переговоры, добиться приемлемых для обоих сторон условий и вместе сделать доброе дело, осушить болото, сразу - буза и стачка. Притом ведь у Горького: рабочим-то и не жалко эту копейку на осушение болота, но именно социалисты подбивают рабочих на стачку - сразу, без переговоров.
И понятно, и Горький прямо об этом пишет, что главное для них, для социалистов - разжечь ненависть. И, хуже того, добиться крови - в разговорах между собой эти "герои" прямо об этом говорят.
Вот и "милейший главарь" Андрей Онисимович Находка, приоткрыл личико:
<<- За товарищей, за дело - я все могу! И убью. Хоть сына...
- Ой, Андрюша! - тихо воскликнула мать. Он улыбнулся ей и сказал:
- Нельзя иначе! Такая жизнь!..>>
А оказывается и убил уже - пока еще не сына своего, а заводского табельщика, который предлагал ему образумиться.

Что, может быть, самое интересное, вся их философия - когда эти "спасители мира" философствуют - крутится вокруг того, что надо из души русского человека Иисуса Христа изнать (социалисты эти, их вожаки точно понимают, что именно Он, Христос, главная Препона на их пути!), и заменить Христа в душе неким "богом-другом" (так Андрей Онисимович "его" называет - а по существу, заменить ложной иллюзией о будущем всеобщем рае на Земле, без Бога и против Бога).

В общем, мерзко все это читать!
Надоело, честно говоря.
И несчастную мать, Ниловну, уловили в свои сети эти заблудшие души. А ведь ей сердце-то с самого начала верно подсказывало, что мрак и ужас за всем этим стоит:
<<Ей вдруг стало трудно дышать. Широко открыв глаза, она смотрела на сына, он казался ей чуждым. У него был другой голос - ниже, гуще и звучнее. Он щипал пальцами тонкие, пушистые усы и странно, исподлобья смотрел куда-то в угол. Ей стало страшно за сына и жалко его.
- Зачем же ты это, Паша? - проговорила она. Он поднял голову, взглянул на нее и негромко, спокойно ответил:
- Хочу знать правду.
Голос его звучал тихо, но твердо, глаза блестели упрямо. Она сердцем поняла, что сын ее обрек себя навсегда чему-то тайному и страшному. Все в жизни казалось ей неизбежным, она привыкла подчиняться не думая и теперь только заплакала тихонько, не находя слов в сердце, сжатом горем и тоской>>.

Конечно, и жалко и Павла Власова, и несчастную Пелагею Ниловну - но жалко прежде всего как сбившихся пути, как заблудших, как совращенных ложной иллюзией.
***

Наберите в Яндексе "Горький. Богостроительство. Евангелие социализма" (хоть врозь, хоть вместе), и узнаете, что Горький увлекался т.н. "богостроительством", что он считал именно рабочий класс источником "боготворчества социализма", что выражение "евангелие социализма" еще от народников пошло, ну и что роман "Мать" именно как "евангелие социализма" и был им задуман и так и написан.
На всякий случай напоминаю, что "Евангелие" в переводе с греческого означает "Благая весть" - так что именно как "благую весть о социализме" Горький и писал этот свой роман.
Это все давно общеизвестно.

Ну а поскольку этот роман действительно именно "евангелие социализма", то - с точки зрения людей, знающих Библию (хотя бы и неверующих) - главный теоретический вопрос и заключается в том, кто (вернее "что") ставится на место Иисуса Христа и на какие жертвы готовы адепты нового "Евангелия" ради своей веры.
А.М.Горький устами А.О.Находки утверждает, что "ради дела и товарищей - сына убью".
На самом деле это и есть момент истины этой новой "религии".
С точки зрения верующего, христианина, Иисус Христос своей Жертвой положил конец этой ветхозаветной проблеме. И если даже после Его Воскресения кто услышит "глас божий", призывающий убить своего сына - для христианина ясно, что это не "глас божий", а от дьявола речи.
Но не обязательно и верующим быть, достаточно просто быть порядочным и нравственным человеком (хотя бы и социалистических убеждений), чтобы понять, что надо жить по Нагорной проповеди, а не по "евангелию социализма".
Ну вот, если адепты социализма не готовы к сыноубийству, происходит эволюция капитализма к обществу с сильными социальными гарантиями, иногда (как в Норвегии или Швеции) и прямо к социализму (по совковым понятиям нынешний норвежский социализм вообще скорее на коммунизм похожд, как его в совдепии представляли).
Ну а в России к 1917году народ в значительной мере уже отпадал от православия (как стержня жизни), а образованное общество и почти полностью отпало, а такие адепты социализма как Ленин в 1915-17гг уже прямо призывали к братоубийственной Гражданской войне.
Вот и получилось то, что получилось.

ВЫВОДЫ
Сначала, перечитав роман, мы выяснили, что вовсе не так плохо жили рабочие в той заводской слободе, которую описал Горький - жили в отдельных домах и не в тесноте, работал один глава семьи, денег хватало, в случае болезни доктор приходил, и операцию предлагал сделать если надо - и не в напряг по деньгам это было.
(да и серьезные социологические и статистические исследования показывают, что уровень жизни и социальная защищенность рабочих в России в начале XX века, и уж точно в 1907-1917г были весьма высоки, см., например, статью на эту тему: )
А тяжесть и мрак жизни части рабочих заключались в отсутствии перспективы духовного развития, в монотонности жизни, в непрерывном пьянстве и драках, в низком уровне культуры, в начавшемся отпадении от православной веры (молодежь перестала и в церковь ходить).
Павел Власов попытался было вырваться из этого круга, но попал в сети социалистов, которые именно и мутят воду в этой слободе, натравливают рабочих на заводское начальство и власть, вместо того, чтобы помогать им вести долгие и трудные переговоры в борьбе за свои права (как это было в те предреволюционные годы \1903-1904\ во многих городах России где действовал Общероссийский рабочий союз Зубатова).
И, главное, эти социалисты понимают, что для победы им необходимо вытравить дух православия из народной души, и поместить на место Иисуса Христа некоего "бога социализма" - это и есть на самом деле главная мысль романа, который и сам Горький задумывал и написал как "Евангелие социализма". И главный вопрос оказался в том, что победить эти социалисты могут, только если готовы (как один из главарей этих революционеров в слободке, А.О.Находка) убить ради дела и товарищей собственного сына...

Пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации . Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

7.2. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

ВВЕДЕНИЕ.

Приложение - это определение, выраженное именем существительным, стоящим в том же падеже (то есть СОГЛАСОВАННЫЕ), что и определяемое слово. Характеризуя предмет, приложение дает ему другое название и утверждает наличие у него какого-либо дополнительного признака. Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием и прилагательным, а также числительным. Например: Так и жил Михаил Власов, слесарь , волосатый, угрюмый, с маленькими глазками (М. Г.); Это была она, петергофская незнакомка (Пауст.); Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать (Т.); Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети , выехали им навстречу (Наб.).

Примечание: Имена собственные-названия, употребленные в переносном смысле (на письме заключенные в кавычки) также являются приложениями, их называют НЕСОГЛАСОВАННЫМИ в отличие от СОГЛАСОВАННЫХ.

Также очень часто являются приложениями имена собственные, написанные без кавычек.

Не являются приложениями (хотя по форме связи напоминают их) компоненты некоторых видов сложных слов: а) сложных слов, представляющих собой термины (диван-кровать, кран-балка, роман-газета, музей-квартира, изба-читальня), б) сложных слов, частью которых являются оценочные слова (жар-птица, паинька-мальчик, бой-баба, горе-руководитель, чудо-рыба).

НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, выраженные условным наименованием.

7.2.1. Имена собственные-названия, употребленные в переносном смысле (на письме заключенные в кавычки) , всегда являются приложениями, если относятся к определяемому слову, и стоят в форме именительного падежа, независимо от падежной формы определяемого слова. Например: В числе семисот матросов, высадившихся с броненосца «Потемкин» на румынский берег, был Родион Жуков (Кат.); Во время испытания танкера «Ленинград» судостроители спустили на воду еще одно такое же судно - «Клайпеда» . Именно такой тип приложений присутствует в заданиях ЕГЭ . Обратите внимание: как только из предложения «уходит» ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ слово (то есть книга, журнал, картина, пьеса, статья, автомобиль, па­ро­ход и так далее), ИМЯ СОБСТВЕННОЕ перестаёт быть приложением, сравните: история романа «Евгений Онегин»-история создания «Евгения Онегина»; Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата»-Картина Казимира Малевича «Чёрный квадрат» создана в 1915 году.

7.2.2 Если же речь идёт о ПРИЛОЖЕНИИ −имени собственном, но написанном без кавычек , то существует очень длинный ряд правил, регулирующих их написание. Одни группы имён собственных согласуются с определяемым словом, другие не согласуются. К счастью, таких заданий на ЕГЭ (во всяком случае, до 2016 года) не встречалось.

Следуя этим правилам, следует писать, к примеру,

На планете Марс (а не Марсе);

На озере Байкал (а не Байкале);

За горой Эльбрус (а не Эльбрусом).

На реке Ганг (не Ганге), но на Москве-реке (не Москва-реке).

Полную информацию о написаниях подобных приложений можно получить, прочитав любое из пособий Дитмара Розенталя, посвящённое вопросам стилистики и литературной правке.

Со страшной силой потянуло в деревню. Ехал как-то домой, включил песню «Любэ», а там вот это их «По высокой-высокой траве». И я так подумал: да ну эту канитель с бумагами, со школами, уеду в деревню! - и уехал.

Рассказывает нам свою историю 34-летний педагог-историк Михаил Власов , и сам в свои утопические планы не верит.

Вы поймите, - говорит. - Я не супергерой, который, как Ленин , ходит из угла в угол и думает, как же спасти Дергуновку. Нет у меня никакого плана или программы. Я просто пытаюсь построить свой мир, где есть место для 30 тысяч игрушечных овец. И не хочу относиться ко всей этой истории с предельной серьезностью.

Однако дела в Дергуновке Михаил заварил серьезные. Чудеса стали случаться в селе, доселе невиданные.

Тут нужно о помещике Власове (так он сам себя окрестил) подробнее рассказать. А особенно о летней школе для мальчишек - школе Гекльберри Финна, в которую сейчас городские мамочки мечтают своих сыновей пристроить.

Домик окнами в степь

Полтора года живет Власов в Дергуновке.

Мишка хороший, - отзываются сельчане. - Мы его спрашиваем: «Куда ж ты приехал? Что ж тебе дома не жилось-то?» А он плечами поводит.

Куда приехал? В старенький деревянный домишко на берегу речки Вязовки . Купил по дешевке на деньги от проданной квартиры в городе. А что? Участок 90 соток. Соседний пустующий домик тоже приватизировал: «Отремонтирую - сдавать буду!»

Пока быт налаживал, скучать не приходилось. А потом…

Работать дипломированному учителю истории с 10-летним стажем здесь негде. Дергуновскую школу три года назад закрыли, а в соседних вакансий нет.

Посидел Власов, подумал и пошел к директору бывшего школьного музея изучать, что это за место такое - Большая Дергуновка.

Так в Википедии статья про село появилась. Большое событие для стариков-старожилов было (только они тут и остались). Вся страна про село узнала.

А когда Власов сподвигнул остатки населения площадки детские в порядок привести - и вовсе прославились.

Приехали в Дергуновку журналисты.

Арт-объекты снимали, это модное что-то. Музей, говорят, тут хотят сделать. Не хуже остальных заживем, - гордятся дергуновцы.

Покраска трех детских площадок в Дергуновке действительно большой прорыв.

Ржавые качели «заиграли» на фоне волжской степи. Вот только кому там кататься? Детей в Дергуновке - единицы, еще с десяток на каникулы к бабушкам приезжают.

В единственный спортзал я купил пять мячей, волейбольную сетку и насос. Деньги на все это нашел через соцсеть: создал группу села, разработал проекты по благоустройству и объявил сбор средств на них. За четыре месяца люди перевели на счет 40 тысяч рублей, - рассказывает Власов.

«Картошка квадратная стала округляться»

Не отпускает школа Власова. Кошки Глашка и Кефир, огород, куры - хорошо. Но нет-нет, а про детство свое вспоминает.

Мы интересно жили: творили, играли, мастерили. Все лето у бабушки в деревне - все умели делать. А сегодня что? Сидят в компьютерах дети. Не у всех есть возможность в деревню уехать, - рассуждает Власов.

Подумал он, что неплохо бы для мальчишек летнюю полевую школу организовать. И организовал.

Школу Гекльберри Финна в Большой Дергуновке теперь все самарцы знают. Помогли все те же соцсети. Объявление в июне в группе дал - тут же привезли ему знакомые своих ребят. Самира и Мишу, обоим по 13 лет.

Жили пацаны в отдельном доме. Сами убирались, сами готовили себе еду. Не сразу получалось у них, городских. Но постепенно картошка квадратной формы стала округляться. Рыбу сами ловить научились. Рогатки впервые в жизни сделали, - рассказывает Власов.

«Смена» длилась неделю - тут уж как родители согласовали. Говорят, за это время мальчишки круто изменились.

Сын никуда дольше, чем на день, не уезжал, - отзывается о школе Гека Финна мама Самира Наталья Аббасова . - А если и уезжал, то вспоминал только о плохом. Я очень боялась, что будет то же самое. В первые дни он звонил и взахлеб рассказывал, чем они занимались. А потом сказал: «Здесь так хорошо спится, очень тихо. И домой не сильно хочется, я только по вам скучаю».

Новых Геков «помещик Власов» ждет со дня на день. Прежние двое мальчишек на второй заезд обещали, да еще пару «курсантов» домик принять готов.

Родители отпускают к нему детей добровольно - доверяют.

Тепличные дети растут. Мужского влияния почти нет. К труду не приучены, из квартир носа не высунут. Пусть учатся, к земле привыкают, на свежем воздухе играют, - говорит мать-одиночка Анна Родионова . Она думает отправить своего 10-летнего сынишку в Дергуновку хоть на недельку.

Сами вы чудики

А Власов в перерыве между сменами музей по крохам собирает. Хочет сделать вымирающую Дергуновку интересной для туристов.

Основа музея уже лежит у него на деревянном резном стуле: вырезки из столетних газет, фотографии, сочинения дореволюционных школьников…

В Дергуновке есть легенда, что Петька, порученец Чапаева , на самом деле родом отсюда. И якобы зовут его не Петька, а Сергей Войлоков , он был местным казнокрадом. Снялся с чапаевцами, когда они вместе проходили, а Петькой назвался, чтобы родные не смогли вычислить: село постоянно переходило от белых к красным, - вещает Михаил в социальной сети.

У него в планах - организовать в селе летний кинотеатр: посреди поля поставить полку для буккроссинга, раскрасить заброшенный магазин в центре села, высадить лазоревые тюльпаны и даже снять про Дергуновку фильм.

Я не отказываюсь от своих планов. Все будет, но со временем, - уверяет Власов. - Один я всего этого не осилю. Дергуновцы-то инертные. У меня много сил уходит на собственный участок. Друзья приезжают, говорят, что я не работаю, лентяй. А вы попробуйте столько травы скосить! - Михаил вдруг спохватывается, достает из-за кровати двух игрушечных овец:

Мои старики-соседи жутко жалеют о временах, когда в деревне было 30 тысяч голов овец. Столько овец я содержать не смогу. Но ведь мы можем какие-то вещи заменить символами. Здорово же, если будет 30 тысяч игрушечных овец?

Игрушки Власову прислали в ответ на призыв в соцсети собрать для Деруговки стадо.

Житель Дергуновки подмигивает фотокору, щелкающему деревенские пейзажи:

Нас за последний год столько раз снимать приезжали. Будет толк, говорю вам. А вы - бред, чудак… Сами вы чудики.

Как известно, роман «Мать» был задуман Горьким как своего рода "евангелие социализма". Как обычно пишут литературные критики, роман этот, имеющий центральной идеей воскресение из мрака человеческой души, наполнен "христианской" символикой: по ходу действия многократно обыгрывается аналогия между революционерами и апостолами первоначального христианства; друзья Павла Власова сливаются в грезах его матери в образ коллективного Христа, причем сын оказывается в центре, сам Павел ассоциируется с Христом, а Ниловна – с Богоматерью, которая жертвует сыном ради спасения мира. Центральный эпизод романа – первомайская демонстрация в глазах одного из героев превращается в «в крестный ход во имя "Бога Нового, Бога света и правды, Бога разума и добра". Путь Павла, как известно, кончается как бы «крестной жертвой". Все эти моменты были глубоко продуманы Горьким. Он был уверен, что в приобщении народа к социалистическим идеям очень важен элемент веры (в статьях 1906 г. «О евреях» и «О Бунде» он прямо писал, что социализм – это «религия масс»).

http://dil.tj/rossiyane/?Maksim_Gormzkii

Для кого же предлагал Горький эту религию? Читаем строки об отце Павла:

<<Так жил и Михаил Власов, слесарь, волосатый, угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке, он держался с начальством грубо и поэтому зарабатывал мало, каждый праздник кого-нибудь избивал, и все его не любили, боялись. Его тоже пробовали бить, но безуспешно. Когда Власов видел, что на него идут люди, он хватал в руки камень, доску, кусок железа и, широко расставив ноги, молча ожидал врагов. Лицо его, заросшее от глаз до шеи черной бородой, и волосатые руки внушали всем страх. Особенно боялись его глаз, – маленькие, острые, они сверлили людей, точно стальные буравчики, и каждый, кто встречался с их взглядом, чувствовал перед собой дикую силу, недоступную страху, готовую бить беспощадно.

– Ну, расходись, сволочь! – глухо говорил он. Сквозь густые волосы на его лице сверкали крупные желтые зубы. Люди расходились, ругая его трусливо воющей руганью.

– Сволочь! – кратко говорил он вслед им, и глаза его блестели острой, как шило, усмешкой. Потом, держа голову вызывающе прямо, он шел следом за ними и вызывал:

– Ну, – кто смерти хочет?

Никто не хотел.

Говорил он мало, и "сволочь" – было его любимое слово.>>

"Зарабатывал мало", но как-то Горький не пишет, в чем нуждалась семья, чего необходимого не могла купить. Когда Михаил Власов заболел, пришел к нему доктор, предложил сделать операцию – опять же, не пишет Горький, что не было денег на доктора, на операцию в больнице. Михаил сам отказался от операции.

Но, может, жила семья Власовых в подвале, в бараке, в "коечно-каморочном общежитии"? – нет, по Горькому, все рабочие этой фабрики жили в этой рабочей слободке в отдельных домиках (арендовали их) – и, видимо, аренда была не в напряг, иначе уж точно упомянул бы это Горький.

Что это были за домики? Вот домик Власовых, семья из трех человек:

<<Дом их стоял на краю слободы, у невысокого, но крутого спуска к болоту. Треть дома занимала кухня и отгороженная от нее тонкой переборкой маленькая комнатка, в которой спала мать. Остальные две трети – квадратная комната с двумя окнами; в одном углу ее – кровать Павла, в переднем – стол и две лавки. Несколько стульев, комод для белья, на нем маленькое зеркало, сундук с платьем, часы на стене и две

иконы в углу – вот и все.

Павел сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстух, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет. Ходил на вечеринки, выучился танцевать кадриль и польку, по праздникам возвращался домой выпивши и всегда сильно страдал от водки. Наутро болела голова, мучила изжога, лицо было бледное, скучное.>>

http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0003.shtml

"Комната с двумя окнами" – это никак не менее 25 кв м, а весь дом, значит, не менее 35 кв м (скорее и побольше) – не так уж плохо для семьи из трех человек (а после смерти отца, для двоих), по тем временам. Напомню, что в СССР еще и в 1970-х годах на очередь на жилье ставили с жилплощадью менее 4.5 кв м на человека (позднее менее 6 кв м на человека), а жилье давали из расчета 12 кв м на человека – практически столько, сколько и было у семьи Власовых до смерти отца. Так что в СССР даже и в 1970-х годах их не поставили бы в очередь на улучшение жилья, и метраж жилья у них соответствовал советским нормам 1970-х годов.

И – где же в семье Власовых нищета, нужда, недоедание? Будучи еще подростком (Павел), на этой фабрике зарабатывает достаточно, чтобы и оплачивать аренду этого отдельного домика, и приодеться, и гармонь купить (недешевая покупка). Кстати, вспомним, что действие романа разворачивается примерно в 1904\5гг – впоследствии неуклонно повышался и уровень жизни рабочих, и их социальное обеспечение.

Ну а в те годы на многих крупных фабриках действовал общероссийский рабочий Союз Зубатова, который приобщал рабочих и к учебе, и к культуре, – но такую, более типовую для того времени фабрику Горький описать не мог – не получился бы его роман на такой фабрике.

Что же, беспросветна и безвыходна была жизнь в этой рабочей слободке?

Вроде нет. Вот Павел Власов начал было правильный путь:

<<И в отношении к матери было что-то новое: он иногда подметал пол в комнате, сам убирал по праздникам свою постель, вообще старался облегчить ее труд. Никто в слободе не делал этого.

Однажды он принес и повесил на стенку картину – трое людей, разговаривая, шли куда-то легко и бодро.

– Это воскресший Христос идет в Эммаус! – объяснил Павел.

Матери понравилась картина, но она подумала: "Христа почитаешь, а в церковь не ходишь…"

Все больше становилось книг на полке, красиво сделанной Павлу товарищем-столяром. Комната приняла приятный вид. Он говорил ей "вы" и называл "мамаша"… >>

Но одновременно Павел Власов подпадает под влияние социалистов. С чего они начинают охмурять его? Читаем:

Понятно. Естественная история по Дарвину. Мол, не Бог создал человека, а облезьяны. Интересно еще и то, что эти "наставники" апеллируют не к тому, что рабочие живут плохо материально – как говорит главный "наставник" хохол по фамилии Находка:

<<Сытых немало, честных нет! Мы должны построить мостик через болото этой гниючей жизни к будущему царству доброты сердечной, вот наше дело, товарищи!>>

Ну а его подельник, известный слободе сын вора Данилы, добавляет:

<< Пришла пора драться, так некогда руки лечить! – глухо возразил Весовщиков >>

Постепенно эти социалисты разворачивают в поселке свою деятельность, печатают листовки. А что же слободские, рабочие? Читаем:

<<Пожилые люди, имевшие на фабрике хороший заработок, ругались:

– Смутьяны! За такие дела надо морду бить! И носили листки в контору. Молодежь читала прокламации с увлечением:

– Правда!

Большинство, забитое работой и ко всему равнодушное, лениво отзывалось: