Окончания прилагательных в именительном падеже. Падежные окончания имен прилагательных


    Падеж прилагательного определить сложнее,чем падеж существительного.

    Для этого стоит определить падеж существительного,которое напрямую связано с прилагательным,например бурная река-именительный падеж.

    Поскрее разобраться с падежами прилагательных можно с помощью вот такой таблицы,где указаны вопросы каждого падежа с примерами.

    падеж прилагательного такой же как падеж существительного о признаке котором говорится,например: свежий фрукт - мужской род и у существительного и у прилагательного слова,

    интересное кино - тут средний род, хорошая погода - женский род

    Определять падежи у прилагательных проще простого. Для этого достаточно будет просто составить словосочетание с любым существительным, после чего уже определить падеж этого самого существительного. К примеру, большой стол (какой?), существительное в именительном падеже:

    Если сразу тяжко, то прицепите прилагательное к существительному. Тогда склонять будет куда проще. Например:

    Голубое небо

    Голубого неба

    Голубому небу

    Голубое небо

    Голубым небом

    О голубом небе.

    Падеж имени прилагательного определяем по падежу местоимения или имени существительного, признак которого оно обозначает и с которым согласуется. Например, О синем море. Здесь существительное море стоит в предложном падеже. Значит, и прилагательное синем тоже в предложном падеже.

    Падежи имн прилагательных не так уж и сложно научиться определять, если при этих прилагательных находятся и существительные. А если таких существительных нет, то нужно их подставлять гипотетически.

    Прилагательное, как известно, обозначает некий признак предмета (предмет - это и есть существительное, о котором мы выше говорили). Падежи существительного и прилагательного в подавляющем большинстве вариантов совпадают. Например: синему небу (Дательный), о хорошем мальчике (Предложный), бумажной документацией (Творительный), весенние мысли (Именительный или винительный).

    Когда мы научимся видеть или представлять эти словосочетания, то определить падеж прилагательного будет столь же просто, как и существительного. По окончанию, которое и указывает на падеж. Либо по вопросу, который можно задать к этому прилагательному.

    Имя прилагательное - это такая часть речи, которая обозначает признак предмета и согласуется в роде, числе и падеже с существительным, от которого зависит.

    Таким образом, для определения падежа прилагательного достаточно определить падеж существительного.

    Пример: вижу красивую (В.п.) девочку (В.п.). Для начала определяем падеж существительного: вижу (кого?) девочку. Существительное употреблено в форме винительного падежа, соответственно прилагательное также стоит в В. падеже.

    Чаще всего в предложениях и словосочетаниях прилагательные относятся к существительным. И какой падеж будет у этих существительных, такой будет и у прилагательных.

    Например:

    1. Синее небо. Сущ. имеет именительн. падеж (что?). Значит и прилагательное тоже стоит в этом падеже.
    2. Унылой порой (чем?). Творительный.
    3. Радоваться желтому солнышку (чему?). Дательный.
    4. Принес радостную весть (кого что?). Винительный.
    5. Пришел поблагодарить лучшего друга (кого чего?). Родительный.
    6. Сожалеть о потраченных деньгах (о чем?) предложный.

    Если нет существительного, то придется придумать его по смыслу.

    Например:

    слегка интересный. Подставляем слово рассказ и определяем у него падеж (кто что?). Именительный.

    Чтобы определить падеж прилагательного, нужно обратить внимание на существительное, к которому это прилагательное относится - какой падеж у этого существительного, такой будет и у прилагательного.

    Пример: стальной иглой (отвечает на вопрос чем?, значит, это творительный падеж - и для существительного, и для прилагательного).

    Таблицы с окончаниями прилагательного - это, конечно, хорошо, но не будете же вы наизусть заучивать ее? Нужно научиться самостоятельно ориентироваться в такой теме, как падежи.

    Давайте разберем пример:

    Я хочу попрощаться со старыми вещами.

    У нас есть прилагательное - старыми, оно описывает признак существительного вещами. Прилагательное всегда тесно связано с именем существительным, в какой форме употребляется последнее, в такой форме будет и первое, в частности, у них будет одинаковый падеж.

    То есть всего-то нужно понять, в каком падеже используется наше существительное. К слову вещами можно подобрать падежный вопрос чем?, а значит, что оно относится к творительному падежу. И прилагательное тоже используется в творительном падеже и имеет окончание -ыми.

    Прилагательное означает приизнак предмета,отвечаюший на вопрос: какие?какое?какой?Прилагательное склоняется в единственном числе.

    Муж.род имеет окончание ый,ий,ой.Например:мужчина (какой?) красивый,любвеобильный,крутой.Жен.род окончание яя,ая. Например: юбка какая? бирюзовая,бордовая.

Данные об авторе

Сазонова Галина Васильевна

Место работы, должность:

Краснодарский край,г. Новокубанск, МОБУГ № 2, учитель

Краснодарский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

*

*

*

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Т.Г.Рамзаева "Русский язык",4 класс

Толковый словарик школьника, О.Д.Ушакова

Используемое оборудование:

Таблица "Склонение имен прилагательных"

Краткое описание:

Урок русского языка в 4 классе

Тема : Изменение имён прилагательных по падежам

Цель:

* познакомить учащихся с приемом распознавания падежа имени прилагательного;

* познакомить со склонением имён прилагательных в единственном числе;

* развивать внимание, память, речь учащихся.

Оборудование: таблица «Склонение имен прилагательных», ММП, ноутбук, экран

Ход урока

1.Организационный момент и сообщение цели урока

Хороший день, о хорошем рассказе, хорошему поступку.

Почему прилагательные хороший, хорошем, хорошему имеют разные окончания, хотя род и число у них одинаковые? (У них разные падежи.)

Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением имен прилагательных в единственном числе.

2.Словарно-орфографическая работа

Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете кроссворд (см. прикрепленный файл):(слайд)

1. Длинная палка. (Шест.)

2. Как называется крупный населенный пункт? (Город.)

3. Предмет для сидения. (Стул.)

4. Большая, высокая копна сена. (Стог.)

5. Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам. (Аллея.)

Какое слово получилось? (Это слово шоссе .)

Что такое шоссе?

Сначала дети высказывают свои предположения, затем

находят объяснение в толковом словаре. (Это дорога с твердым покрытием.)

Напишите это слово два раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения.

Подберите к слову шоссе подходящие имена прилагательные. (Гладкое шоссе, широкое шоссе.)

Для чего употребляются в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные употребляются для того, чтобы речь была более точной и красивой.)

Назовите грамматические признаки прилагательного. (Прилагательные изменяются по родам и по числам.)

Как определить род имени прилагательного? (Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного.)

Сегодня мы узнаем еще один грамматический признак прилагательного.

3. Работа по теме урока

Коллективная работа

Определите род и число имен прилагательных в словосочетаниях:

. (В словосочетании глубокий пруд прилагательное глубокий мужского рода, так как существительное пруд, к которому оно относится, мужского рода. В словосочетании глубокое озеро прилагательное глубокое среднего рода, так как существительное озеро, к которому оно относится, среднего рода. В словосочетании глубокая нора прилагательное глубокая женского рода, так как существительное нора, к которому оно относится, женского рода. В словосочетаниях глубокий пруд, глубокое озеро, глубокая нора имена прилагательные стоят в единственном числе. Так как относятся к существительным пруд, озеро, нора , которые находятся в единственном числе.)

В каком роде и числе всегда стоит имя прилагательное? (Имя прилагательное всегда находится в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится.)

Просклоняйте данные словосочетания.

какой ? какое ? какая ?

Им.п. глубокий пруд глубокое озеро глубокая нора

какого ? какого ? какой ?

Р.п. глубокого пруда глубокого озера глубокой норы

какому ? какому ? какой ?

Д.п. глубокому пруду глубокому озеру глубокой норе

какой ? какое ? какую ?

В.п. глубокий пруд глубокое озеро глубокую нору

каким ? каким ? какой ?

Т.п . глубоким прудом глубоким озером глубокой норой

о каком ? о каком ? о какой ?

П.п . о глубоком пруде о глубоком озере о глубокой норе

Какой вывод вы можете сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.)

Как определить падеж имени прилагательного? Можно по окончанию? (Нет, у прилагательного глубокая окончание -ой в родительном падеже, дательном, творительном, предложном. Падеж прилагательного можно определить по падежу

имени существительного.)

4. Физкультминутка

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка нам привычно

На урок приходит в класс.

Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы шагаете на месте.

Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.

5. Закрепление изученного

а) Упражнение «Определите род, число и падеж прилагательного»

На доске записаны словосочетания.

По широкому полю, о верном друге, в дальнюю дорогу, под низким кустом, за высоким забором, интересную книгу, на высоком дереве, с любимым котенком, на книжной полке, в зеленой роще, синей волной.

б) Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр.124.

Чтение памятки на стр.124.

Упражнение 283 стр.125.

Напиши по памяти, определи падеж прилагательного. (Прозрачное - в В.п .)

в) Самостоятельная работа (взаимопроверка).

Подобрать и вставить прилагательные, связывая их по смыслу с существительными. Определить падеж прилагательных. Выделить окончания.

В _________ стужу в лесу стоит тишина. От __________ холода попрятались все звери. Вдруг с шумом пронеслись клесты над _________ поляной. Птицы облепили вершину _________ ели. На самой верхушке висели гроздья ___________ шишек. Когтями птицы стали таскать ___________ семена.

6.Итог урока

Продолжи фразу:

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

  1. Найти ……, к которому относится………
  2. Определить падеж ……
  3. По падежу …… определить падеж ……

7. Домашнее задание

Упражнение 281, стр.124

Трудно вообразить живой разговор без ярких эпитетов, отражающих чувства человека – восхищение, ликование, радость, досаду, негодование. В основном эти необычные слова, делающие нашу речь насыщеннее – прилагательные, которые обозначают качество предмета и отвечают на вопросы: какая? какой? какое? какие? Определения просты в произношении, но не только школьники, но и взрослые, путаются в их написании. Чтобы избежать ошибок при письме, нужно правильно определять падеж этих колоритных слов.

Как определить падеж прилагательного по существительному

Обычно прилагательное согласуется в падеже с соподчиненным существительным. Рассмотрим простенькое предложение: “Узкая тропинка бежала через ельник, петляя и извиваясь, пока, наконец, не исчезла в непроходимой чащобе”.

  • Ищите прилагательные, поставив вопросы – какая? какой? Выходит, что 2 слова – узкая и непроходимой – прилагательные.
  • Найдите существительное связанное с первым эпитетом, спросив – что? Ответ – тропинка, которая стоит в именительном падеже, выходит, и узкая – такого же падежа.

Запомните: если существительное является подлежащим – это И.п., если второстепенным членом – В.п.

  • Второе существительное – в чащобе, оно отвечает на вопрос – в чем? где? и имеет предложный падеж, поэтому и прилагательное – в непроходимой, стоит в П.п.

Как определить падеж прилагательного женского рода

Для каждого рода прилагательных свои правила определения падежей. Разберем склонение женского рода.

Именительный падеж обладает окончанием – ая, -яя, родительный, дательный, творительный и предложный – ой, -ей. Винительный – ую, -юю. Подробнее – в примере.

Как видите, окончания в разных падежных формах одинаковые, поэтому в случае затруднения, перепроверьте правописание по зависимому существительному, воспользовавшись подсказкой из 1-го пункта.


Как определить падеж прилагательного мужского рода

Чтобы определить падеж прилагательные мужского рода задайте к нему вопрос и ориентируйтесь по окончаниям:

И.п. – окончания – ой, -ый, -ий;

Р.п. – ого, -его;

Д.п. – ому,-ему;

В.п. – если предмет неодушевленный окончания будут – ой, -ый, -ий, живой объект – ого, -его;

Т.п. – ым, -им;

П.п – ом, -ем.


Как определить падеж прилагательного среднего рода

В именительном и винительном падеже прилагательные среднего рода единственного числа оканчиваются на – ое, -ее. Далее идет без повторов – родительный падеж – ого, -его, дательный – ому, -ему, творительный – ым, -им, предложный – ом, -ем.


Как определить падеж прилагательного множественного числа

Эти словоформы отвечают на вопрос – какие?, совпадают в числе с зависимым существительным и имеют такие падежные окончания:

И.п. – ые, -ие;

Р.п. и П.п. – ых, -их;

Д.п. – ым, -им;

В.п. – одушевленные предметы по Р.п., неодушевленные – по И.п.;

Т.п. – ыми, -ими.


Итак, вы узнали, как определять падеж имени прилагательного, пора закрепить результат. Распечатайте схемы-подсказки и пользуйтесь ими по мере надобности, чтобы писать правильно любое сложное прилагательное.

Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Окончания и прилагательных удобнее всего проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, так как окончания вопроса и прилагательного совпадают, например: Ему было тяжело идти после трудного (какого ?) дня . Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода (и сходный с ним винительный падеж), где под ударением пишется окончание -ой (отрывно́й календарь, делово́й человек ), а без ударения —ый или -ий (насто́льный календарь, и́скренний человек ).

В прилагательных на -ий , -ья , -ье (волчий , волчья , волчье ) во всех падежах, кроме именительного (и сходного с ним винительного) падежа мужского рода единственного числа, пишется буква ь , например: волчь я (стая), волчь е (логово), волчь и (следы); волчь его, волчь ей, волчь их, волчь им и т. д. (но: волчий вой ).

Окончания именительного падежа

В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется окончание -ая или -яя , а в среднем роде — -ое или -ее (какая? заочная средняя школа ; какое? интересное всестороннее исследование ).

Во множественном числе всех трех родов пишется окончание -ые или -ие (какие? морозные зимние дни, ночи, утра ).

Окончания винительного падежа

В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), например: окончить (какую?) заочную среднюю школу .

Окончания творительного падежа

В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), например: наслаждаться (каким?) теплым осенним днем, утром .

В женском роде единственного числа пишется окончание -ой (-ою ) или -ей (-ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ), например: шефствовать над (какой? какою?) сменной средней школой .

Окончания предложного падежа

В мужском и среднем роде в предложном падеже единственного числа пишется окончание -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ), например: писать о (каком?) теплом осеннем дне, утре .

Склонения причастий, порядковых числительных

Так же, как качественные и относительные прилагательные, изменяются (склоняются) причастия, некоторые местоимения (каждый, всякий, самый, этот и др.), порядковые числительные (первый, второй, четвертый и т. д., кроме третий, склоняющегося, как притяжательное прилагательное волчий). Правописание окончаний всех этих слов можно проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, например: Он стремился почитать (какую?) каждую появляющуюся научную статью по (какому?) интересующему его вопросу.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.