Тайный смысл картины "постоянство памяти" сальвадора дали. «Постоянство памяти» Сальвадор Дали писал на пике увлечения теориями Фрейда Мягкие часы сальвадора дали смысл


Сальвадора Дали можно по праву назвать величайшим сюрреалистом. Потоки сознания, сновидений и реальности находили отображение во всех его работах. «Постоянство памяти» - одна из самых маленьких (24х33 см), но самых обсуждаемых картин. Это полотно выделяется глубоким подтекстом и множеством зашифрованных символов. А еще оно является самой копируемой работой художника.


Сам Сальвадор Дали рассказывал, что циферблаты на картине он создал за два часа. Его супруга Гала ушла в кино с друзьями, а художник остался дома, ссылаясь на головную боль. Находясь в одиночество, он рассматривал комнату. Тут внимание Дали привлек сыр камамбер, который они с Галой недавно ели. Он медленно таял на солнце.

Внезапно мастеру пришла в голову мысль, и он отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж окрестностей Порт-Лигата. Сальвадор Дали развел палитру и принялся творить. К моменту прихода супруги домой картина была готова.


На маленьком полотне скрыто немало аллюзий и метафор. Искусствоведы с удовольствием расшифровывают все загадки «Постоянства памяти».

Трое часов олицетворяют собой настоящее, прошлое и будущее. Их «тающая» форма – символ субъективного времени, неравномерно заполняющего пространство. Еще одни часы с копошащимися на них муравьями – это время линейное, которое поглощает само себя. Сальвадор Дали не раз признавался, что в детстве на него произвело сильное впечатление зрелище муравьев, кишащих на умершей летучей мыши.


Некий растекшийся объект с ресницами – это автопортрет Дали. Пустынный берег ассоциировался у художника с одиночеством, а высохшее дерево – с античной мудростью. Слева на картине можно рассмотреть зеркальную поверхность. Она может отражать как реальность, так и мир сновидений.


Через 20 лет взгляд на мир Дали изменился. Он создал картину под названием «Дезинтеграция постоянства памяти». По концепции она перекликалась с «Постоянством памяти», однако новая эпоха технического прогресса наложила отпечаток на мироощущение автора. Циферблаты постепенно распадаются, а пространство разбито на упорядоченные блоки и затоплено водой.

В 1931-ом году написал картину «Постоянство времени» , которую часто сокращенно называют просто «Часы». Картина имеет необычный, странный, диковинный, как и все творчество этого художника, сюжет и во истину является шедевром творчества Сальвадора Дали. Какой смысл вложил художник в «Постоянство времени» и что могут обозначать все эти тающие часы, изображенные на картине?

Смысл картины «Постоянство времени» художника-сюрреалиста Сальвадора Дали понять нелегко. На картине изображены четверо часов, расположенные на видном месте, на фоне пустынного пейзажа. Хоть это немного и странно, но часы не имеют обычных форм, какими мы привыкли их видеть. Тут они не плоские, а изгибаются под формы предметов, на которых они лежат. Возникает ассоциация, будто они тают. Становится понятно, что перед нами картина, выполненная в стиле классического сюрреализма, которая вызывает у зрителя некоторые вопросы, такие как, например: «почему часы тают», «почему часы в пустыне» и «где все люди»?

Картины сюрреалистического жанра, представая перед зрителем в лучшем своем художественном представлении, имеют своей целью донести до него мечтания художника. Бросив взгляд на любую картину этого жанра, может показаться, что ее автор шизофреник, который соединил в ней несоединимое, где места, люди, предметы, пейзажи переплетаются между собой в неподдающихся логике комбинациях и сочетаниях. Рассуждая над смыслом картины «Постоянство времени», в первую очередь на ум приходит мысль, что Дали запечатлел на ней свой сон.

Если «Постоянство времени» изображает сон, то плавящиеся, часы, потерявшие свои формы, обозначают неуловимость времени, проводимого во сне. Ведь мы, проснувшись, не удивляемся, что легли спать вечером, а уже утро и не удивляемся, что сейчас уже не вечер. Когда мы бодрствуем, то мы чувствуем ход времени, а когда спим, то это время относим уже к другой действительности. Существует много интерпретаций картины «Постоянство памяти». Если мы посмотрим на искусство через призму сна, то искаженные часы не имеют никакой власти в мире грез, поэтому и тают.

В картине «Постоянство времени» автор хочет сказать как бесполезно, бессмысленно и произвольно наше восприятие времени в состоянии сна. Во время бодрствования мы постоянно переживаем, нервничаем, спешим и суетимся, пытаясь сделать как можно больше дел. Многие искусствоведы спорят по поводу того какие это часы: настенные или карманные, которые были очень модным аксессуаром в 20 — 30-ые годы, эпоху сюрреализма, пик их творчества. Сюрреалисты высмеивали многие вещи, предметы, принадлежащие среднему классу, представители которого придавали им слишком большое значение, относились к ним слишком серьезно. В нашем случае это часы – вещь, которая всего-навсего показывает который час.

Многие искусствоведы считают, что Дали написал эту картину на тему теории вероятности Альберта Эйнштейна, которая горячо и с возбуждением обсуждалась в тридцатые годы. Эйнштейн выдвинул теорию, которая поколебала уверенность в том, что время – величина неизменяемая. Этими тающими часами Дали показывает нам, что часы, как настенные, так и карманные, стали примитивным, устаревшим и не имеющим большого значения теперь атрибутом.

В любом случае картина «Постоянство времени» — одно из известнейших произведений искусства Сальвадора Дали, которая, по истине, стала иконой сюрреализма ХХ-ого столетия. Мы гадаем, интерпретируем, анализируем, предполагаем какой же смысл мог вложить в эту картину сам автор? У каждого простого зрителя или профессионала-искусствоведа свое восприятие этой картины. Сколько их – столько и предположений. Истинного смысла картины «Постоянство времени» нам уже не узнать. Дали говорил, что его картины несут в себе различные смысловые темы: социальные, художественные, исторические и автобиографические. Можно предположить, что «Постоянство времени» — это комбинация из них.

Художник сюрреализма, испанец Сальвадор Дали стал одним самых загадочных живописцев двадцатого века. Известная своим диковинным и неоднозначным сюжетом, его картина «Постоянство памяти»(1931) , признана величайшим шедевром сюрреализма. Но какую суть завуалировал гений на этом холсте? Толкований у картины много и они совершенно разные.

Ссылка на эту картинку:

Ссылка на эту картинку для форумов:

Ссылка на эту картинку в формате HTML:



Смысл под мазками нелегко ухватить. На картине изображено четверо часов и пустынный пейзаж на фоне. Блюстители времени, вопреки всему, вытекают из своей привычной формы, что выглядит немного зловеще. И, судя по всему, плавиться они намерены «до конца». «Милый» сюжет заставляет подумать. Почему часы растекаются? Почему они в пустыне и где затерялись люди? Смысл этой картины кажется неадекватным и нелогичным, но почти фотографическое исполнение намекает нам на обратное.

Возможно, Дали изобразил состояние сна, столь часто обсуждаемое сюрреалистами. Ведь только во сне, несвязанные между собой люди, места и предметы способны собраться в единое целое, ведь только во сне, секунды с минутами обесцениваются. Если это так, то деформированные часы символизируют неопределенность течения времени ночью. В течение дня мы способны отслеживать и держать время под контролем, но когда мы спим, оно играет по другим правилам. Если взглянуть под таким углом, то выглядит правдоподобно. Во сне часы бессильны, мы не чувствуем времени, а значит, часам остается только растаять от собственной ненужности.

Некоторые искусствоведы считают, что деформированные часы могут символизировать теорию относительности Эйнштейна, бывшую в 30-е годы новой и революционной. С её помощью, Эйнштейн предложил новую идею о времени, как о категории более сложной, неподвластной исчислению на циферблате. Сквозь такую призму начинает казаться, что искаженные часы символизируют некомпетентность своих карманных и настенных собратьев в постэйнштейновском мире.

Шутки, юмор, сарказм и игра словом были неотъемлемой частью творчества сюрреалистов. Неисключено, что этот самый сарказм дотронулся и до «Постоянства памяти». Ведь растекающиеся часы могут обозначать всё, что угодно, но только не постоянство. Муравьи, поедающие циферблат красных часов, возможно, олицетворяют людскую привычку тратить время бездумно и бессистемно.

Опустошенный, бесплодный ландшафт… Многие знатоки искусства полагают, что Дали изобразил береговую линию пляжа в своем родном городе. Предполагаемое, автобиографическое значение, отсылает нас к воспоминаниям из детской памяти Сальвадора. Необитаемый, всеми покинутый берег, мертвый с тех пор, как Дали покинул его. Искаженными часами Дали, вероятно, намекнул, что его детство – дело давно минувших дней

«Постоянство памяти» – настоящая икона сюрреализма двадцатого века. Ее подлинный смысл остаётся для нас загадкой по сей день, и вряд ли это изменится. Есть мнение, что здесь Дали собрал целую амальгаму идей и оттенков исторического, автобиографического, художественного и политического характера.

Сюжет

Дали как настоящий сюрреалист своей картиной погружает нас в мир снов. Суетливых, беспорядочных, мистических и в то же время кажущихся понятными и реальными.

С одной стороны, знакомые часы, море, скалистый пейзаж, высохшее дерево. С другой, их вид и соседство с другими, слабо идентифицируемыми предметами, оставляет в недоумении.

На картине трое часов: прошлое, настоящее и будущее. Художник следовал идеям Гераклита, который полагал, что время измеряется течением мысли. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.

Расплавленные часы Дали придумал, размышляя о камамбере

Твердые часы, кишащие муравьями, — это линейное время, которое само себя пожирает. Образ насекомых как символ гниения и разложения преследовал Дали с детства, когда он увидел, как насекомые копошились на тушке летучей мыши.

А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Художник изобразил себя спящего в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».

Сальвадор Дали

Дерево изображено сухим, потому что, как считал Дали, античная мудрость (символом которой это дерево и является) канула в Лету.

Пустынный берег — это крик души художника, который через этот образ говорит о своей опустошенности, одиночестве и тоске. «Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.), — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

При этом море — символ бессмертия и вечности. По мысли Дали, море идеально для путешествий, там время течет в соответствии с внутренними ритмами сознания.

Образ яйца как символа жизни Дали взял у древних мистиков. Последние считали, что из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Слева горизонтально лежит зеркало. Оно отражает все, что пожелаешь: и мир реальный, и сновидения. Для Дали зеркало — символ непостоянства.

Контекст

По легенде, придуманной самим Дали, он создал образ текучих часов буквально за два часа: «Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».

Гала: никто не сможет забыть эти мягкие часы, увидев их хотя бы раз

Через 20 лет картина была встроена в новую концепцию — «Дезинтеграция постоянства памяти». Культовый образ окружен ядерным мистицизмом. Мягкие циферблаты тихо распадаются, мир расчленен на четкие блоки, пространство находится под водой. 1950-е с послевоенной рефлексией и техническим прогрессом, очевидно, перепахали Дали.


«Дезинтеграция постоянства памяти»

Дали похоронен так, что по его могиле может пройтись любой желающий

Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.


Дали на крыше своего дома в Испании

Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.

Сальвадор Дали - Постоянство памяти (исп. La persistencia de la memoria).

Год создания: 1931

Холст, гобелен ручной работы.

Оригинальный размер: 24 × 33 см

Музей современного искусства, Нью-Йорк

«Постоянство памяти » (исп. La persistencia de la memoria, 1931) — одна из самых известных картин художника Сальвадора Дали. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1934 года.

Известна также как «Мягкие часы », «Твердость памяти » или «Стойкость памяти ».

Эта небольшая картина (24×33 см) — вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов — образ, который можно было бы описать так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти». Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж с Порт Лигат был уже готов, так что написать картину было делом двух часов. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра, о чем говорит его же цитата.

Описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти»

Величайший представителей сюрреализма в живописи Сальвадор Дали, поистине умело сочетал загадку и очевидность. Этот удивительный испанский художник выполнял свои картины в присуще только ему манере, заострял жизненные вопросы с помощью оригинального и противоположного сочетания реального и фантастического.

Одна из знаменитейших картин, известна под несколькими названиями, чаще всего встречается - «Постоянство памяти», но так же известна, как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».

Это совсем небольшая картина о времени произвольно текущем и неравномерно заполняющем пространство. Сам же художник пояснил, что возникновение этого сюжета связано с ассоциациями при размышлении о природе плавленого сыра.

Начинается все с пейзажа, на холсте он занимает мало места. Вдали виднеется пустыня и морское побережье, возможно, это отражение внутренней пустоты художника. Еще на картине трое часов, но они текут. Это временное пространство, по которому и льется течение жизни, но оно может изменяться.

О большей части картин художника, об их идеях, содержании, подтексте, становилось известно из записок в дневниках Сальвадора Дали. Но каково мнение самого художника по поводу этой картины не обнаружено, ни строчки. Существует немало мнений о том, что же хотел донести до нас художник. Есть и некоторые настолько противоречивые, что эти обвисшие часы говорят о страхах Дали, возможно, перед какими-либо мужскими проблемами. Но, несмотря на все эти предположения, картина обладает огромной популярностью, благодаря неординарности сюрреалистического направления.

Чаще всего, при слове сюрреализм, имеется в виду Дали, и на ум приходит его картина «Постоянство памяти». Сейчас это произведение находится в Нью-Йорке, увидеть ее можно в Музее современного искусства.

Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью, а Гала ходила по магазинам. После еды Дали заметил, что сыр плавится от жары, становится текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе. У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами. Он вернулся к незавершённой картине, над которой работал тогда, на ней изображалось дерево на платформе на фоне гор. В течение двух или трёх часов Сальвадор Дали развесил на картине расплавленные карманные часы, которые и сделали картину тем, чем она является сегодня.

Сальвадор Дали
Постоянство памяти 1931

История создания

Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив Галу с друзьями в кино, «я, — пишет Дали в воспоминаниях, — вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане — голый остов оливы с обломанной веткой.

Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу — но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».