Бедуин - это кочевник пустыни. Вечное движение


Статистика походов по месяцам и регионам

Статистика количества походов по месяцам

Я сделал выборку из 2500 походов от 20 туристических клубов. Выяснилось, что...

На лето приходится 66% походов за весь год . Нет ничего удивительного, что лето – лучшая пора для отдыха с рюкзаком. Во-первых, тепло и сухо; во-вторых, есть возможность взять отпуск под путешествие.

Осенью походов мало, потому что начинаются школа, учеба, работа, да и погода портится.

Зимой преобладают лыжные туры или проживания на базах отдыха, совмещенные с радиальными вылазками без тяжелых рюкзаков и снаряжения. На зиму приходится 6% всех походов.

Весной сидеть дома невтерпеж, поэтому достается снаряжение и планируются поездки. Погода в Крыму, на Кипре и Кавказе уже выше нуля, что позволяет совершать несложные переходы без боязни замерзнуть ночью в спальнике. Март – это 5% от общей статистики.

В апреле – внезапная пауза (3%), так как туристы копят время и деньги на майские праздники. Конец апреля – резкий старт сезона походов по Крыму, Кавказу, Саянам, Алтаю с захватом первомайских праздников. Кто хочет тепла, идут по турецеой Ликийской тропе или делают переход по кипрским горам Троодоса. Также в конце апреля много предложений, куда можно пойти с детьми. Конца апреля ждут все – и взрослые, и ребятня. Жизнь набирает обороты.

Май отличается ростом числа трекингов, походов в четыре раза – 13% от общей статистики. Открываются кемпинги, а туристические базы готовы к размещению туристов. К майским походам приплюсовываются походы, начинающиеся в последних числах опреля, чтобы захватить праздничные дни.

Пятерка самых посещаемых регионов выглядит так:

Первое место . Кавказ – 29%. Эльбрус и Казбек манят походников своей красотой.

Второе место . Крым – 15%. Приближенность моря и мягкий климат делают этот полуостров уникальным и словно созданным для недельных вылазок.

Третье место . Северо-Запад – 11%. Жителям Ленинградской области и Карелии повезло с природой: тут больше рек и озер, чем в Центральном округе. В Подмосковье особо и ходить некуда.

Четвертое и пятое места . Алтай, Байкал и Сибирь – по 7%. Туда дорого добираться из Москвы и Питера, но оно того стоит. Красивая природа, а туристов не так много, как в других местах.

внутренние страны Сахары и Аравийского полуострова. Затем они стали распространяться по Месопотамии, Сирии и Халдее. Сейчас бедуины арабского происхождения проживают на землях, простирающихся от Персии до берегов Атлантики, от Курдских гор до Судана. Но на этих обширных землях они господствуют лишь в пределах . Территории, удобные для земледелия, занимают другие народы.

Побережье Красного моря облюбовали для жизни два больших бедуинских племени: Аль-Аббади и Аль-Маази. Первые селятся неподалеку от побережья и опровергают представление о себе как о сухопутном народе. Представителей Аль-Аббади можно встретить даже среди местных инструкторов-дайверов и капитанов рыболовецких судов. Аль-Маази – пустынные бедуины, которые вышли к морскому побережью из внутренних областей более 100 лет назад. Первоначально между двумя кланами разгорались нешуточные споры из-за дележа прибрежных территорий, закончившиеся великим собранием старейшин и четким разделением границ владений племен.

В Египте учет бедуинов не ведется, так как они не имеют паспортов и не участвуют в переписях населения. Есть примерные цифры: от 50 до 150 тысяч человек.

Социальный строй, традиции, жизненный уклад

Бедуины живут в племенах и кланах (хамуллах) и исповедуют . Руководителем племени является шейх, эта передается по . В бедуинском обществе существует институт «кади». Его представляют лица духовного сана, на которых возлагаются права и обязанности по осуществлению актов гражданского состояния, например, регистрации брака.

Домами бедуинов традиционно являются палатки, но сейчас у многих кочевников, в особенности у , обосновавшихся где-нибудь на побережье, основным может быть и вполне фешенебельная вилла.

В среде бедуинов существуют традиция кровной мести, конфликты между племенами и кланами возникают по разным причинам. Для решения проблемы шейхи племен договариваются о денежном возмещении ущерба, после чего объявляется «сульха» - прощение.

Еще по одной устоявшейся традиции, перед свадьбой семья жениха дает родителям невесты определенную сумму денег, на которые они покупают золотые украшения для новобрачной.

Большинство бедуинов Египта не стремятся поддерживать с современным обществом, они самодостаточны и сторонятся населенных пунктов. Старики учат молодежь чтению по Корану. Удел женщин – домашнее хозяйство и уход за скотом. Мужчины из-за жары охотятся по вечерам, а днем отдыхают в тени под тентами. Занимаются бедуины и сельским хозяйством, но это возможно лишь в горных районах с постоянными источниками воды.

Некоторые более современные и прогрессивные представители бедуинского общества занимаются коммерцией и другими видами трудовой деятельности. Так, одна семья, живущая на Синайском побережье, приручила стаю дельфинов, которые по приказу своих хозяев начинают развлекать туристов.

В последнее время наиболее прогрессивные бедуины участвуют даже в таких мероприятиях, как встреча нового года с туристами из России. Представьте: пустыня, жара, веселые россияне, кружащие по песку хороводы вместе с бедуинами – на что только не идут любители экзотического отдыха!

Бедуины, благодаря своей отчужденности от общества, самобытному жизненному укладу, независимости, выносливости и приспособленности к тяжелым условиям, для большинства цивилизованных народов остаются чем-то таинственным, экзотическим, непонятным. Но отголоски современной цивилизации нет-нет, да и пробираются в одинокие гордые кланы. Некоторые их представители, вопреки традициям, выбирают путь бизнеса и коммерции. Несмотря на это, врожденные гордость и независимость все равно остаются яркой чертой их

Считается, что бедуинов в Египте – 150 000 человек, но это очень приблизительная цифра, так как живут эти дети пустыни без паспортов и в переписях населения не участвуют.

Бедуин (обитатель пустыни, кочевник) – это не национальность, а приверженность к определенному образу жизни. На протяжении уже 25 веков бедуинские племена кочуют по Аравийским пустыням, продолжая свято придерживаться старых законов.

Они превосходные наездники, ловкие охотники, искусные танцоры и талантливые сказочники. Бедуины жилисты, юрки и выносливы, привычны к любым невзгодам. Живут они в шатрах родами. Роды объединяются в деревни, которыми управляет шейх. 40-50 деревень подчиняются кади, который является для них и судьей, и военачальником.

У бедуинов издавна существует традиция кровной мести и конфликты между племенами - не редкость. Примирения можно достичь, если судьей выступят шейхи или кади других племен. Обычно они договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба, и после его выплаты конфликт считается исчерпанным. Но бывают случаи, когда не может помочь даже кади.

Недавно в Египте произошла нашумевшая история. 14-летняя Алия повредила ногу. Народный лекарь табиб ничем не мог помочь – нога начала распухать. Тогда родители решили обратиться в местную больницу. На третий день они пришли навестить дочь, но пациентка бесследно исчезла из палаты.

Полиция стала ее разыскивать, и выяснилось, что одновременно с Алией из больницы пропал молодой врач из Шри-Ланки. Целый год беглянка не давала о себе знать, но потом все же объявилась. Родители были потрясены: оказывается, Алия сбежала вместе с молодым доктором и даже вышла за него замуж по всем правилам народа Шри-Ланки.

Видимо, причиной такого бесшабашного поступка был страх остаться старой девой. Дело в том, что у бедуинов девочки выходят замуж очень рано, в 13 – 14 лет. Пятнадцатилетняя невеста считается уже «залежалым товаром». Алие было уже 14 лет, а жениха все не было. Вот она и сбежала с первым встречным.

Семья новоиспечённого мужа жила в Коломбо и считалась зажиточной, девушке ни в чем не отказывали. Можно сказать – они открыли ей свои объятия, оформили паспорт как родственнице, сыграли свадьбу, выделили жилплощадь. Но бедуинка Алия недолго выдержала в таком раю. Ей не нравилась жизнь в большом городе, приемы гостей, походы по магазинам. Говорят, что она тосковала бескрайней египетской пустыне, где надо вставать с восходом и ложиться с закатом. Вполне вероятно, что Алия не любила своего мужа, и жизнь с ним была ей невыносима. Родив ребенка, через год она сбежала на свою суровую родину.

История эта вызвала много толков и пересудов во всем Египте. Алию активно осуждали, ведь она позволила себе нарушить устои целого народа. В жизни бедуинов не бывает внебрачных связей, поэтому нет и слова «проститутка». Но зато есть понятие - не уважающая родителей. К счастью, пятнадцатилетняя грешница Алия и ее ребенок не были отвергнуты бедуинским племенем. Спустя пару лет Алию взял в жены 30-летний кочевник в качестве второй жены, поскольку первая оказалась бесплодной.

В настоящее время большая часть бедуинов Египта сторонятся населенных пунктов. Старики учат детей чтению Корана. Женщины занимаются хозяйством, мужчины охотятся, а днем сидят в теньке под тентами без какого-либо движения, размышляя, видимо, об Аллахе.

Но есть часть бедуинов, которые открыли для себя неожиданные промыслы. Они занялись туристическим бизнесом и предлагают прогулки на верблюдах, культурную программу в виде плясок и песен у костра с незамысловатым ужином и кофепитием.

Бедуины говорят о кофе, что он должен быть крепкий, как любовь, и горький, как жизнь. Особенно примечательны рецепт приготовления напитка и сама церемония потребления. Его пьют из особой посуды, под жарким солнцем, ведя дружескую беседу, в том числе с туристами. Неважно, что не понимают язык друг друга. Если повезет, то туристам, во время экскурсии в бедуинские поселения, можно стать свидетелем бедуинской свадьбы.

Это очень красивая церемония, с ритуальными танцами и широким и щедрым застольем, с обилием праздничных блюд из мяса. Примечательно, что даже состоятельные цивилизованные бедуины, живущие в городах, проводят свадебные церемонии только в пустыне.

Обычно парень, если присмотрел себе невесту, приходит к вождю племени вместе со своими родителями. После этого вождь приглашает девушку к себе и просит приготовить ему и его гостям чай. Девушка подает его всем присутствующим. Отпивая первый глоток, юноша очень волнуется, ведь если его возлюбленная положила туда сахар – значит, она согласна быть его женой. Если же нет, то неудачливый жених, переживая отказ любимой, не пьет и не ест несколько дней.

После сладкого чая встает вопрос о калыме. Родственники девушки стараются увеличить его размер, родственники юноши делают все возможное, чтобы сэкономить. Они отыскивают у девушки физические недочеты - нездоровые зубы, некрепкие волосы. Чтобы определить, например, крепость волос, будущая свекровь встает на возвышение и наматывает прядь невестиных волос на кулак. Невеста обязана присесть и повиснуть на собственных волосах. Если она при этом не оставляет вырванных волос, то размер калыма должен быть увеличен. Тут можно и на хитрость пойти – например, взять более тонкую прядь.

После определение крепости волос доверенные кумушки раздевают девушку, изучают кожу (она должна быть без родинок и прыщей), белки глаз, ступни (ценятся узкие с удлиненными пальцами), фигуру, суставы (необходимо приседать без скрипа и хруста). После выплаты калыма назначается день свадьбы, куда приходит все племя. Чтобы стать участниками такого празднества, туристам достаточно выложить долларов по 80.

Также можно встретить в пустыне местного шейха, который содержит в Хургаде или Шарм-эль-Шейхе приличный особняк с целым парком автомобилей и прислугой, но время от времени бросает все и срываются в пустыню, чтобы неделю – другую пожить в тесной лачуге. Видимо, дух свободы и любовь к пустыне у всех бедуинов в крови.

Слово «Бедуин» происходит от арабского يود‎‎ب badawi - «обитатель пустыни (степи)», «кочевник». Обычно этим термином принято называть всё население арабского мира, которое ведёт кочевой образ жизни, независимо от их национальной принадлежности или вероисповедания. По данным современной науки, бедуины живут в пустыне не менее 4-5 тысяч лет.

В древние времена, большинство людей поселялись возле рек, но бедуины предпочитали жить в открытой пустыне. Бедуины в основном проживают в арабских и сирийских пустынях, на Синайском полуострове в Египте и пустыне Сахара в Северной Африке.

Бедуинские общины есть во многих странах мира, включая Египет, Сирию, Палестину, Иорданию, Саудовскую Аравию, Йемен и Ирак на Ближнем Востоке, а также Марокко, Судан, Алжир, Тунис и Ливию в Северной Африке. В общей сложности численность бедуинского населения составляет около 4 млн. человек.

В этой статье речь пойдёт о бедуинах Синайского полуострова, в частности о бедуинах, проживающих в окрестностях Дахаба.

На сегодняшний день в Дахабе можно найти примеры культур всего мира. Люди из разных стран и разных национальностей решили поселиться в Дахабе или сделать этот городок своим вторым домом. Это придает Дахабу яркость и колорит.

Вторая по величине группа, населяющая Дахаб, состоит из бедуинских племен, которые поселились здесь около 800 лет назад и являются коренными жителями. За последние 30 лет они претерпели много изменений. Некоторые изменения оказали положительное влияние на их образ жизни, в то время как другие сказались отрицательно. Внедорожники «Jeep» уже давно заменили верблюдов в качестве транспортного средства, но, к счастью бедуинская культура в Дахабе осталась практически неизменной. Почти все бедуины живут на севере Дахаба – в районе «Ассала», главной бухте когда-то бедуинской деревни.

Сегодня в Дахабе проживает около 10 000 бедуинов и около 20 000 человек из остальной части Египта. Примерно 3 000 человек со всего мира живут или работают здесь.

Кто такие бедуины?

Бедуины, говорящие на арабском диалекте кочевых племен, являются выходцами из Аравийского полуострова (в основном из Саудовской Аравии), путешествующие по пустыне в поисках воды и подходящих мест для стоянки. Иногда, их путешествие до прибытия в пункт назначения, продолжалось несколько дней. Когда то каждое племя было ответственно за свой участок земли, от которой они получали доход, предоставляя ночлег, еду и безопасность путешественникам и торговым караванам. Как опытнейшие гиды в пустыне, они контролировали торговые пути и сопровождали караваны.

Бедуинам удалось сохранить свои природные качества пустынного образа жизни на протяжении многих тысяч лет. Они выживали в сухих и суровых районах пустыни Ближнего Востока, при этом, поставляя излишки скота, мяса и молочной продукции в близлежащие города. Бедуины на Синае могут научить вас выживанию в экстремальных условиях пустыни. Они отлично знают все повадки животных (в том числе и человека), так же они в состоянии найти свой путь в пустыне без компаса или карты.

Бедуинские мужчины и женщины традиционно выполняют различные роли в обществе. Бедуинские мужчины, как правило, зарабатывают на жизнь для своих семей. На сегодняшний день некоторые из них работают, как сафари-гиды, водители, некоторые владеют магазинами, кто-то задействован в строительстве или в сфере обслуживания. Женщины работают преимущественно в доме, занятые домашними хлопотами, семьей и поголовьем коз, овец и верблюдов.

Как правило, бедуинские женщины общаются только с мужчинами из их семьи или гостями, приглашенными в их дом. Однако эта традиция начинает немного меняться в Дахабе, и некоторые бедуинские женщины начинают работать вне дома, присматривая за детьми или в магазинах. Большинство бедуинских женщин Дахаба отлично владеют техникой изготовления ожерелий и браслетов, бисероплетением. Все эти изделия обычно продают их дети в городе и вокруг него.

Одежда бедуинов

Бедуинские мужчины носят длинные рубашки-платья «джалабея», преимущественно белого цвета, хотя могут встречаться и другие цвета. На голове носят «смагг» (красно-белый платок, в России и странах СНГ, именуемый «арафаткой») или «аймемма» (белый платок), иногда удерживаемый на месте при помощи чёрного обода («агал»).

Бедуинские женщины обычно носят яркие длинные платья (также как и у мужчин, называемые «джалабея»), но когда они выходят за пределы дома они одеваются в «абая» (тонкие, длинные черные платья-плащи, иногда покрытые блестящей вышивкой). Также они всегда покрывают свои головы и волосы, когда они покидают свои дома при помощи «тарха» (черный, тонкий платок). Когда-то, женское лицо по традиции было скрыто за богато украшенной «буркой», что сейчас можно увидеть только у старшего поколения. Представительницы молодого поколения сегодня покрывают свои головы просто платком («тарха»).

Бедуинское гостеприимство

Бедуины отличные хозяева и хорошо известны своим гостеприимством, и вы непременно почувствуете себя желанным гостем в их доме. Это часть традиции, которая передаётся из поколения в поколение. Вам обязательно предложат знаменитый бедуинский чай, заваренный из листьев чая и пустынных трав «хабак» и «мармарея».

Это придаёт чаю особый аромат, вкус «хабака» немного напоминает вкус шалфея. Обычно чай готовят на костре, как только гость прибывает, и обмениваются с ним историями и новостями.

Другая часть гостеприимства бедуинов – это пища, предложенная гостю. Традиционная еда это вкусный бедуинский хлеб, приготовленный на открытом огне, а также рис, мясо, рыба и овощные блюда. Пища всегда готовится из свежих продуктов. Бедуины уделяют особое внимание приготовлению пищи, и еда, подаваемая гостям, всегда рассматривается, как особое, важное событие.

Для усталых пустынных путников вид бедуинских палаток был равнозначен оазису. По бедуинскому обычаю пища, вода и место для сна предоставляется всем путникам и гостям, и если есть необходимость этот срок может достигать трех дней. Обычно этого времени достаточно, для того, чтобы набраться сил и продолжать дальше путешествие по пустыне. Хотя, в современном мире легковые автомобили, изменили необходимость такого гостеприимства, оно по-прежнему формирует важную часть культуры бедуинов, и как и раньше приют предлагается в случае необходимости.

Бедуины обладают удивительным даром рассказчиков и могут поведать вам многочисленные истории о том, «какие события происходили в древние времена». Большинство историй это необычные рассказы о поведении верблюдов, о чудотворном лечении лекарственными травами, которые они применяют в своей семье. Многие бедуины обладают настоящим поэтическим талантом, часто используя его для особых случаев, таких как свадьбы.

Траволечение

Познания бедуинов в фитотерапии необычайно глубоки и с древних времён это было их единственным источником и надеждой на исцеление при болезнях в пустыне. Им известны сотни травяных лекарств и различных лекарственных средств, одним из наиболее популярных является верблюжье молоко. Оно используется при многих недугах, включая расстройство желудка и пищеварения, проблемах кровообращения и опорно-двигательного аппарата. Бедуины обладают обширными знаниями пустынных растений и тем, для чего они могут применяться. В Дахабе мы находим множество свидетельств тому, насколько эффективно эти лекарственные растения воздействуют на человеческий организм.

Религия и вера

Синайские бедуины являются мусульманами суннитского толка и исповедуют свою религию – Ислам с глубокой верой и искренностью. В рамках своей религии они сохранили тесную связь с миром природы. Как правило, бедуины знают, о том, что приближается буря, ещё до её начала, или когда дикое животное приближается к их дому. Жизнь в гармонии с природой – очень естественный способ сохранять свою веру. Множество современных бедуинов Дахаба часто оставляют свои дела и уходят, чтобы уединиться в удалённые, укромные места в горах или пустыне и насладиться первозданными ощущениями тишины и умиротворения.

Бедуинская традиция основана на строгих племенных законах и обычаях. Племенной закон запрещает уничтожение живых деревьев, наказанием за это может быть штраф, состоящий из 3 двухлетних верблюдов или их денежного эквивалента. Бедуины говорят, что "убийство дерева подобно убийству души".

Бедуинская свадьба

Бедуинские свадьбы обычно проводятся во время полной луны, и это событие является отличным способом познакомиться с этой уникальной культурой. Свадьба может длиться от 2 до 5 дней и большинство праздничных действий происходит в ночное время. Преимущественно это проходит в частных домах. Однако, большие свадьбы, один раз или два раза в год, проводятся в большой долине пустыни. Одни из кульминационных моментов включает в себя специальную ночь племенных танцев и живой музыки. В это время незамужние женщины используют шанс выбрать себе будущего мужа, танцуя перед потенциальными женихами. Возможно, это один из немногих моментов в году, когда молодые мужчины и женщины имеют возможность общаться, в надежде найти свою любовь. Так же как и свадьбы в других странах мира, во время бедуинской свадьбы, каждый наряжается в свои лучшие одежды, и празднества проходят с едой, музыкой и танцами.

Бедуинские ремёсла

Традиционно бедуинские женщины ткут шатёр для своей семьи из козьей или верблюжьей шерсти, и отвечают за строительство и установку палатки, если семья переходит на новые земли.

Сегодня бедуинские женщины владеют ремёслами изготовления красивых вещей, таких как ковры, ожерелья, браслеты и бурки. Это, как правило, вещи, вышитые или украшенные бисером, блестками и монетами с использованием традиционных техник, передающихся из поколения в поколение. Местная флора и фауна находит своё отображение в замысловатых рисунках и орнаментах, используемых в работе. В центре Дахаба вы встретите множество бедуинских детей, продающих эти красивые изделия.

Что такое племя?

Племя – это группа, состоящая из некоторого количества кланов. Каждый клан включает в себя отдельные семьи, которые прослеживают свою родословную, ведущую к одному источнику. Каждый клан имеет свои собственные скважины, пастбища и земли. Также кланы дополнительно разбиты на группы, каждая из которых выполняет различные функции в племени, такие как скотоводство и выращивание крупного рогатого скота, руководящие и торговые функции и т.д. Во главе племени всегда есть лидер, которого называют Шейхом.

Кто такой Шейх?

Шейх является лидером племени и имеет значительное влияние, он следит за тем, чтобы племя всегда придерживалось традиционных обычаев и исполняло советы старейшин племен. Шейх всегда избирается из благородной семьи, и любой из семьи имеет право на эту позицию, однако обычно Шейх - старейший мужчина. Шейх является представителем своего племени и часто один призван разрешать споры или выступать в качестве переговорщика в целях урегулирования разногласий.

Самая большая задача, стоящая сейчас перед бедуинами Синайского полуострова заключается в поиске баланса между старым (кочевым) образом жизни и новым (городским укладом), который возник из-за развития туризма на Синае. Число кочевых бедуинов сегодня снизилось и настоящей проблемой является поддержание этой уникальной истории и культуры при попытке идти в ногу с современным миром.

Пустыня, верблюды, бедуины…
Каир и восточный базар…
Пирамиды и древности…
Египет в 1997 г. разительно отличался от того, что мы можем видеть в 2014 г.
Репортаж из Египта 1997 г.
Египет, каким мы его уже никогда не увидим.

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне)

Глава 2. Бедуины

Бедуины (араб. بدوي‎‎ badawī, во множ. числе beduan - «обитатель пустыни (степи)», «кочевник») – так принято называть всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности. В основном, их так называют европейцы, не очень желающие разбираться в отличиях разных кочевых племен. На наш взгляд, понятие бедуины так же условно, как понятие «советский народ». Вроде бы и есть такой народ, такое крупное сообщество, но, по сути, оно распадается на более мелкие группы. Так и бедуины распадаются на кочующие племена с родовой культурой.

Предполагают, что бедуины кочуют по пустыне не менее 4-5 тысяч лет. Точно никто не знает. Сначала бедуины были язычниками. Потом их обратили в христианство европейские миссионеры (те миссионеры, которых бедуины не зарезали). Потом молодая напористая религия ислам вытеснила христианство в сознании бедуинов. Кочевые племена (и бедуины в их числе) часто отдают предпочтение исламу, т.к. эта религия более удобна для кочевой жизни: каждый раз строить церковь и возить с собой иконостас с колоколами не очень комфортно. Бедуины стали говорить на арабском языке. Поскольку прокормить в пустыне ораву наездников и скотоводов трудно, бедуины совершали набеги на африканские племена, особенно племена Судана. Бескрайняя зловеще-красноватая Нубийская пустыня являлась отличным убежищем для воинственных племен бедуинов. Таким образом, через бедуинов ислам успешно распространялся на юг Африки, подрывая успехи христианских миссионеров. Бедуины захватывали, как отдельных черных жителей Африки, так и целые деревни, обращали их в рабство и уводили с собой в пустыню. Путь из рабства в бескрайней пустыне был только один – принять ислам.

Понятно, что большинство здравомыслящих пленников, не так давно принявших христианство под давлением миссионеров, достаточно легко соглашались на замену только что приобретенного христианства на ислам. При этом они, конечно, втайне сохраняли свои первоначальные языческие культы. Но обретя освобождение от рабства, бывшие пленники не получали полноценную свободу в нашем понимании. В сердце Сахары, вдали от родных мест у них был небольшой выбор: уйти и погибнуть в пустыне от жажды, уйти и погибнуть в пустыне от рук воинственных племен или остаться и стать полноценным бедуином-кочевником. Большинство выбирали жизнь.

Получается, что ислам как религия и культура, многим обязан «отсталым» бедуинам. Именно эти кочевники, в том числе, расширяли границы исламского мира на благо оседлых и более просвещенных мусульман. Получается, что нищие бедуины продемонстрировали успешность своего стиля жизни, подчинив себе огромные пустынные территории и увеличив свою численность за счет бывших пленников едва ли не быстрее, чем многодетные оседлые мусульмане крупных поселений. А то, что бедуины не скопили крупных материальных ценностей и не создали значительных памятников культуры – а зачем это бедуину? В пустыне понты не нужны.

«Натура у них корыстная, хищническая, вероломная; они сладострастны и мстительны до самозабвения, но в то же время трезвы, гостеприимны, даже самоотверженны, в особенности для близких им людей, и рыцарски вежливы. Политическое и социальное устройство их такое же, как у других племен, ведущих патриархальный образ жизни. Они живут родами в шатрах или шалашах, деревни их управляются шейхами, и род из 40-50 таких деревень подчинен кади, который в одно и то же время и судья, и военачальник. Все бедуины исповедуют теперь магометанство, за исключением некоторых племен в Сирии, образующих особые секты. Они превосходные наездники, ловкие охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча; другие удовольствия их состоят в танцах, пении и слушании сказок. В умственном отношении они очень мало развиты, но, тем не менее, им нельзя отказать в здравом смысле, живости ума и пламенной фантазии, как показывают их сказки и поэзия. Впрочем, общая характеристика бедуинов теперь едва ли возможна, так как, при широком распространении этих кочевников, многие черты их сгладились или, напротив, ярче обрисовались под влиянием различных помесей и местных условий. Вообще, название «бедуины» не может служить уже обозначением одной определённой народности, а скорее целой группы племён, с более или менее смешанным с арабским элементом. Все такие племена называют бедуинами – в отличие от тюркских кочевников Средней и Северной Азии». .

«Бедуинские племена арабского происхождения захватили пространство, простирающееся от западной границы Персии до Атлантического океана и от гор Курдистана до культурных государств негритянских народов Судана. Однако, на этом обширном пространстве, они являются господами только в пределах пустыни, тогда как в удобных для земледелия странах, в Месопотамии, Халдее, на сирийской границе, в Варварийских владениях, нельских странах и у северной окраины Судана, рядом с ними и посреди них живут народы иного происхождения. Особенно в Африке именем «бедуины» называют себя и такие кочующие племена, которые ничего общего не имеют с арабами, а принадлежат к хамитической отрасли, но которые с течением времени усвоили себе отчасти арабский язык и выдают себя за настоящих бедуинов или арабов, пришедших из Аравии. В физическом и нравственном облике бедуинов ясно сказывается их семитическое происхождение, но видоизмененное под влиянием другого склада жизни. В общем они хорошо сложены, очень худощавы, скорее жилисты, чем мускулисты, но вместе с тем отличаются силой, юркостью, выносливостью и привычкой ко всякого рода невзгодам». .

То, что среди бедуинов встречаются вполне успешные люди, доказывает фотография ниже.

Зайд бен Султан ан-Нахайян, впоследствии президент ОАЭ, во время бедуинского образа жизни. ( фото.) Об удивительном 14-м правителе из рода ан-Нахайян, правящего на территории эмирата Абу Даби уже около 250 лет, читайте в Википедии .

Бедуины делятся на племена и хамуллы (кланы). Управляющий родом кади обычно воплощает абсолютную власть: и духовную и светскую, и гражданскую судебную и военную лидерскую. Кади может управлять довольно большим сообществом в несколько десятков поселений. Руководителем поселения является шейх. Власть шейха передается от отца к старшему сыну.

«У бедуинов издавна существует традиция кровной мести, тем более что конфликты между племенами и хаммулами не являлись редкостью. Существует также традиционный для бедуинского общества механизм разрешения конфликтов между племенами и хаммулами. В этих случаях шейхи не участвующих в конфликте племён договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба и, после его выплаты, объявляется «сульха» (в переводе «прощение»), после чего конфликт считается исчерпанным. Среди бедуинов существует также обычай под названием «моар». Суть его состоит в следующем, перед свадьбой семья жениха выплачивает родителям невесты оговорённую заранее сумму денег, на которую невесте покупаются ювелирные украшения». .

«Традиционная бедуинская свадьба всегда проводится в палатке (даже если у семьи есть фешенебельная вилла) и считается тем более уважаемой, чем больше на ней присутствует гостей. Длится она 3 дня. Первый вечер предназначен для танцев и рисованию хной на ладони (традиция рисования хной на ладони, «хина», широко распространена в арабских странах Северной Африки и существует так же и у евреев – выходцев из мусульманских стран). Во второй вечер празднуют саму свадьбу – невеста должна быть в белом платье. А в третий вечер – праздничный стол с родственниками и друзьями, основным блюдом которого является мясо. Основа бедуинской кухни – это блюда, приготовленные из баранины. Специфические бедуинские блюда, такие как фалашиа (пресный хлеб, напоминающий еврейскую мацу), шай бил нана (мятный чай). Для приготовления праздничного свадебного стола обычно режется несколько десятков овец». .

Бедуины присутствуют не только в пустыне между Нилом и Красным море, о которой мы ведем речь, но и в Израиле. Более того, они играют там важную роль.

«В настоящее время численность израильских граждан бедуинского происхождения приближается к 150 тысячам человек. Израильские бедуины разделяются на «южных» и «северных», значительно разнящихся по своей культуре. Меньшая их часть («северные») в течение последних ста-ста пятидесяти лет осела на севере Израиля (поселения Аль Гейб, Заразир) и традиционно занимается земледелием. Основная же масса израильских бедуинов («южные») проживает в пустыне Негев, и основным их занятием издревле было кочевое животноводство (главным образом овцеводство). Их традиционным одеянием являет галабея – белая туника, и куфия – головной убор из ткани и двумя хлопковыми обручами. Женщины традиционно закрывают лицо бурку – платком, украшенном монетами, золотом или медными подвесками. Цвет вышивки на женских одеждах определяется их статусом. Красный носят замужние женщины, голубой или синий – незамужние.

Израиль, на всём протяжении своей истории, проводит в отношении бедуинов политику, направленную на расселение бедуинов в постоянных местах проживания и прекращение ведения ими кочевого образа жизни. Для этой цели бедуинам, решившим оставить кочевой образ жизни, предоставляется целый ряд льгот и привилегий. В результате основная масса израильских бедуинов переселилась в деревни. Первая из них (Телль Шева) была основана в 1974 году. Кроме этого в Негеве (главным образом, в районе Беэр-Шевы) существуют бедуинские деревни с многотысячным населением (Сегев Шалом, Лакия, Хура, Арроэр). Однако самым удачным проектом оказалась деревня Рахат, основанная в 1974 году невдалеке от автотрассы Беэр-Шева – Телль-Авив. В настоящее время в Рахате проживает 45 тысяч жителей (треть всех израильских бедуинов), и эта бедуинская деревня получила статус города. Бедуины, осевшие в организованных израильским правительством населённых пунктах (так называемые «законные бедуинские поселения»), практически все перешли от разведения овец к современным профессиям. В последние годы среди них стремительно растёт число имеющих высшее образование. Очень многие из них (в особенности жители Рахата) успешно занялись бизнесом. Но незначительное число израильских бедуинов и по настоящее время продолжает вести традиционный кочевой образ жизни, и периодически меняют своё место жительства (так называемые «незаконные бедуинские поселения»: аль-Бутым, ад-Денират и другие).

Бедуины служат в израильской армии, призываясь туда на добровольной основе. Примерно 50 % бедуинов служат сегодня в рядах ЦАХАЛ. Солдаты-бедуины в служат в боевых и элитных подразделениях на самых трудных и опасных участках. Немало бедуинов есть также в составе пограничной охраны и полиции. Есть также Бедуинский батальон ГАДСАР (Батальон бедуинских следопытов), входящий в состав Южного военного округа, бедуинский батальон спасателей при командовании тыла израильской армии и другие. Знание местности, острое зрение и прирождённые свойства воина пустыни делают бедуинов весьма полезными в разведке и в патрулировании. Как правило, גשש («гашаш» – бедуин-следопыт) идёт впереди воинской колонны, по только ему понятным признакам определяя заминированные участки. По сломанной веточке, по едва заметному следу на песке бедуин может понять, где и когда прошли террористы, где можно ждать засады. Они также способны организовать засаду таким образом, что бы она была полной неожиданностью для террористов». .

Ну, а теперь мы вернемся к классическим кочевым бедуинам, живущим и кочующим между Нилом и Красным морем. В то время как большинство наших соотечественников и даже иностранцев грели свои ленивые тела на пляжах, мы поехали к бедуинам. Посмотреть, как люди живут и свой кругозор расширить. В то время, в 1997 году, поездка к бедуинам не была таким откровенно туристическим шоу. Мы взяли проводника, который знал несколько десятков слов на английском, и поехали к бедуинам. Но об этом в следующей главе…

Электронное СМИ «Интересный мир». 24.03.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.