Общая характеристика древнерусской литературы. Общая характеристика древнерусской литературы XII века


В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.

Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.

Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале - пергаменте, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.

Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях - "Физиолог". Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.

К этому же периоду времени относятся такие вьдающиеся памятники церковной литературы, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова "потаенный". Самым популярным был апокриф "Хождение Богородицы по мукам".

В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, "Житие Алексея, человека Божия".

Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них "Слово" ("Моление") Даниила Заточника.

В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод - "Повесть временных лет". Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.

В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.

Выдающийся памятник древнерусской литературы, - "Поучение" Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.

И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". В основе произведения - предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись "Слова" сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.

древнерусская литература патристика

Расцвет Киевской Руси, время торжества христианства. только в Киеве было построено около четырехсот церквей. Поощряется разнообразие жанров, не иссякает влияние фольклора на Древнерусскую литературу. Утверждается приоритет книжной традиции.

Продолжает свое развитие стиль монументального историзма, как и в изображениях и фресках, князь в летописи всегда официален, как бы обращен к зрителю. Христианское мировоззрение при изображении людей было поставлено на службу укрепления феодального строя. Оно выступало преимущественно там, где речь заходила о правовых преступлениях: убийствах, мошенничестве.

В отношении к отрицательным героям писатель в меньшей степени официален, чем в отношении положительных героев своего повествования.

Один из самых отрицательных персонажей Ипатьевской летописи - Владимир Галицкий. Его главная черта: жадность; он действует не прямо, не войной, а подкупом, деньгами. В этом изображении Владимира сказалась ненависть представителей бедного Киевского княжества к более богатому в XII в. княжеству Галицкому. Литературные портреты князей также лаконичны, энергично вписаны в пространство.

На иконе XII в Третьяковской галереи из Новгородского Юрьева монастыря Георгий Победоносец стоит с щитом за спиной, с копьем и мечом в руках. Храбрость князей авторы стремятся подчеркнуть не только в описании, но и в похвальной характеристике героев, но и в описании действия. Здесь нет почти характеров и нет связи развития исторических событий с характерными чертами участниками. Каждый князь совершает свое жизненное дело как представитель определенного рода, князей.

Зависимые авторы-летописцы старались изобразить своего князя с точки зрения идеального поведения. Говорилось преимущественно о деятельности тех или иных слоев общества. Для XII характерно пробуждение мысли -считает Ключевский. Начальная русская летопись является наряду с другими памятниками русской литературы значительным показателем роста, народного самосознания в Древней Руси. Язык летописи, сохраняя в церковных повествованиях и в цитатах из библейских книг лексику, форму церковнославянского языка в других случаях, особенно познавательно в патерике входящим к народно поэтическим живым русским языком. Новые жанры по части образуются на стыке фольклора и литературы.

Самым выдающимся памятником этой эпохи является «Слово о Полку Игореве». «Слово было создано в 12 веке. Впервые произнесено на съезде в Любечи. Сущность этого события Автор видел в том, чтобы донести идею единения. Тема восстановления жанровой системы. Произведение имеет единство композиции. «Слово…» посвящено походу Игоря. В «Слове…» закономерно часто неожиданные переходы, от одной части к другой. текст Слова художественно однороден, по настроению, благодаря единой картине русской земли. Господствует тема любви, заботы. Связь «Слово о Полку Игореве» с устной народной поэзией яснее всего ощущается в пределах двух жанров, чаще всего упоминается в слове Плач и песенные прославления -«Славы»: упоминается не менее 5 раз плач Ярославны, плачи тех же самых русских воинов, в походе Игоря, плач матери Ярославны Плач же имеет в виду автор слова тогда, когда говорит о стонах Киева и Чернигова и всей Русской земли, после похода Игоря. Дважды автор приводит самые плачи: плач Ярославны, плач русских жен. Многократно отвлекается от повествования, прибегая к восклицаниям. Близость Слова к плачам сильна в плаче Ярославны. Автор Слова о Полку Игореве постоянно прибегает к образам животного мира, никогда не вводит в свое произведение иноземных зверей, прибегая только к образам русской природы.

Языческие элементы в слове о полку Игореве выставлены, как известно, сильно. Стройность композиции поддерживается делением слова на ряд песен, картина заканчивается рефреном. Поэма делится на строфы. Композиция определяется замыслом и лироэпической природы, автор дает оценку в сети соборного единения прошлого и настоящего. Русские женщины воплощают заботу, любовь к умершему сыну. И.П Еремин справедливо отмечает в «Слове о Полку Игореве» многие приемы ораторского искусства. Перед нами в Слове, как и во многих древнерусских памятниках автор чаще ощущает себя говорящим, чем пишущим, своих читателей - слушателями, а не читателями, свою тему - поучением, а не рассказом.

Победа оружия ковалось в праведном веку. В центре внимания люди, которые не призывают разные силы. Слово о Полку Игореве представляет собой лирическое откровение к природе. В эту эпоху происходит жанровое образование. Характерны произведение вне традиционных жанров, к чему относится вышеупомянутое «Слово» и «Моление Даниила Заточника».

«Моление» было открыто и частично опубликовано Н.М. Карамзиным. Моление дошло до нас в списках XVI-XVIII не ранее со следами позднейших вставок, интерполяций. Все известные списки Моления четко делятся на 2 редакции. Моление Даниила заточника представляет собой просительное письмо-челобитную, из которой следует, что некий Даниил, судя по тексту Моления, находится в заточении. Моление называет разных князей. Первое составлено так «Слово Даниила Заточника еже написана своему князю Ярославу Владимировичу». Вторая редакция относится к XII в. в одних источниках, других - XIII в.

Система фольклорных жанров достаточно была приспособлена, по преимуществу, для отражения потребностей языческой родовой общины. Создается культ братьев Бориса и Глеба, безропотно подчинившихся руке убийцы, последователей Святополка. Князья Борис и Глеб были первыми канонизированными русской церковью святыми. Борис и Глеб были первыми венчанными избранниками русской церкви, первыми признанными чудотворцами, ее признанными небесными молитвенниками за новых людей христианских. Борис и Глеб не были мучениками за Христа, но пали жертвой политического преступления в княжеской междоусобице, как многие до и после них.

Можно ли сегодня представить жизнь, в которой нет книг, газет, журналов, блокнотов для записей? Современный человек так привык к тому, что все важное и требующее упорядочивания, следует записывать, что без этого знания были бы не систематизированы, отрывочны. Но этому предшествовал очень непростой период, растянувшийся на тысячелетия. Литература представляла собой хроники, летописи и жития святых. Художественные произведения стали писать намного позже.

Когда возникла древнерусская литература

Предпосылкой появления древнерусской литературы послужили различные формы устного фольклора, языческие предания. Славянская письменность зародилась лишь в IX веке нашей эры. До этого времени знания, былины передавались из уст в уста. Но крещение Руси, создание азбуки византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием в 863 году открыло путь книгам из Византии, Греции, Болгарии. Через первые книги передавалось христианское учение. Так как в древности письменных источников было мало, то возникла необходимость в переписывании книг.

Азбука способствовала культурному развитию восточных славян. Поскольку древнерусский язык схож с древнеболгарским, то и славянским алфавитом, который использовался в Болгарии и Сербии, могли пользоваться на Руси. Восточные славяне постепенно усваивали новую письменность. В древней Болгарии к X столетию культура достигла пика развития. Начали появляться произведения писателей Иоанна экзарха болгарского, Климента, царя Симеона. Их работы повлияли и на древнерусскую культуру.

Христианизация древнерусского государства сделала письменность потребностью, ведь без нее невозможна государственная жизнь, общественная, международные связи. Христианская религия не способна существовать без поучений, торжественных слов, житий, а жизнь князя и его двора, отношения с соседями и врагами отражались в летописях. Появлялись переводчики, переписчики. Все они были церковными людьми: священниками, дьяконами, монахами. На переписывание уходило много времени, а книг все равно было мало.

Древнерусские книги писались в основном на пергаменте, который получали после специальной обработки свиной, телячьей, бараньей кожи. Рукописные книги в древнерусском государстве именовали «харатейные», «харати» или «телятины». Прочный, но дорогой материал делал и книги дорогими, потому так важно было найти замену коже домашних животных. Иностранная бумага, называемая «заморской» появилась только в XIV веке. Но вплоть до XVII века для написания ценных государственных документов использовали пергамент.

Чернила получали путем соединения старого железа (гвоздей) и дубильного вещества (наросты на листьях дуба, которые назывались «чернильными орешками»). Для того, чтобы чернила были густыми и блестели, в них вливали клей из вишни с патокой. Железистые чернила, имеющие коричневый оттенок, отличались повышенной стойкостью. Для придания оригинальности и декоративности использовали цветные чернила, листовое золото или серебро. Для письма использовали гусиные перья, кончик которых срезали, а в острие посредине делали разрез.

К какому веку относится древнерусская литература

Первые древнерусские письменные источники датируются IX веком. Древнерусское государство Киевская Русь занимало почетное место среди других Европейских государств. Письменные источники способствовали укреплению государства и его развитию. Завершается Древнерусский период в XVII веке.

Периодизация древнерусской литературы.

  1. Письменные источники Киевской Руси: период охватывает XI век и начало XIII века. В это время основным письменным источником является летопись.
  2. Литература второй трети XIII века и конец XIV века. Древнерусское государство переживает период раздробленности. Зависимость от Золотой Орды на много веков назад отбросила развитие культуры.
  3. Конец XIV века, который характеризуется объединением княжеств северо-востока в одно Московское княжество, возникновением удельных княжеств, и начало XV века.
  4. XV — XVI века: это период централизации Русского государства и появление публицистической литературы.
  5. XVI — конец XVII века– это Новое время, на которое приходится появление поэзии. Теперь произведения выпускают с указанием автора.

Древнейшим из известных произведений русской литературы является Остромирово Евангелие. Свое название оно получило от имени новгородского посадника Остромира, который и заказал писцу диакону Григорию его перевод. В течение 1056 – 1057 гг. перевод был завершен. Это был вклад посадника в Софийский собор, возведенный в Новгороде.

Второе евангелие – Архангельское, которое написано в 1092 г. Из литературы этого периода много сокровенного и философского смысла скрыто в Изборнике великого князя Святослава 1073 г. Изборник раскрывает смысл и идею милосердия, принципов морали. В основу философской мысли Киевской Руси легли евангелия и апостольские послания. В них описывалась земная жизнь Иисуса, а также описывалось его чудесное воскресение.

Источником философской мысли всегда были книги. На Русь проникали переводы с сирийского, греческого, грузинского. Были также переводы из Европейских стран: Англии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Их работы перерабатывались и переписывались древнерусскими книжниками. Древнерусская философская культура – это отражение мифологии, имеет христианские корни. Среди памятников древнерусской письменности выделяются «Послания Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника».

Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов. Возникло два литературных стиля, один из которых – «Высокий» торжественный, другой – «Низкий», который использовался в быту.

Жанры литературы

  1. жития святых, включают в себя жизнеописания епископов, патриархов, основателей монастырей, святых (создавались с соблюдением особых правил и требовали особого стиля изложения) – патерики (житие первых святцев Бориса и Глеба, игуменьи Феодосии),
  2. жития святых, которые преподносятся с иной точки зрения – апокрифы,
  3. исторические сочинения или хроники (хронографы) – краткие записи истории древней Руси, Русский хронограф второй половины XV века,
  4. произведения о вымышленных путешествиях и приключениях – хождения.

Жанры древнерусской литературы таблица

Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это погодные записи истории и событий Древней Руси. Летопись представляет собой сохранившийся письменный летописный (от слова – лето, записи начинаются «в лето») памятник из одного или нескольких списков. Названия летописей случайно. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.

Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, — «Повесть временных лет» 1068 года. Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше

Какое произведение мы называем памятником древнерусской литературы?

«Слово о полку Игореве» 1185-1188 годов считается главным памятником древнерусской литературы, описывающее не столько эпизод из русско-половецких войн, сколько отражает события общерусского масштаба. Неудавшийся поход Игоря 1185 г. автор связывает с усобицами и призывает к объединению ради спасения своего народа.

Источники личного происхождения – это разнородные словесные источники, которые объединяет общее происхождение: частная переписка, автобиографии, описание путешествий. Они отражают непосредственное восприятие автором исторических событий. Такие источники впервые возникают еще в княжеский период. Это воспоминания Нестора-летописца, например.

В XV веке наступает период расцвета летописания, когда сосуществуют объемные летописи и короткие летописцы, повествующие о деятельности одного княжеского рода. Возникают два параллельных направления: точка зрения официальная и оппозиционная (церковь и княжеские описания).

Здесь следует сказать о проблеме фальсификации исторических источников или создании никогда раньше не существовавших документов, внесения поправок в подлинные документы. Для этого вырабатывались целые системы методов. В XVIII веке интерес к исторической науке был всеобщим. Это повлекло появление большого количества фальсификата, представляемого в эпической форме и выдаваемого за оригинал. В России возникает целая индустрия по фальсификации древних источников. Сгоревшие или утраченные летописи, например «Слово», мы изучаем по сохранившимся копиям. Так были выполнены копии Мусиным-Пушкиным, А. Бардиным, А. Суракадзевым. Среди наиболее загадочных источников числится «Велесова книга», найденная в имении Задонских в виде деревянных дощечек с нацарапанным на них текстом.

Древнерусская литература XI – XIV веков – это не только поучения, но и переписывание с болгарских оригиналов или перевод с греческого огромного количества литературы. Проделанная масштабная работа позволила древнерусским книжникам за два века познакомиться с основными жанрами и литературными памятниками Византии.

Русь. X-XI века. Активное строительство школ, высокая грамотность простого населения, как правило, появление письменных литературных и хронографических памятников. Говоря о памятниках древнерусской литературы, можно "заблудиться" в этих дебрях - произведений достаточно много - более 1000. Тысяча рукописных творений, как тогда говорилось, в дикой и отсталой окраине Европейского континента. Это просто немыслимо!

Что собой представляли памятники древнерусской литературы? Здесь необходимо разделить письменность славян на два периода: дохристианский и христианский. В дохристианский период письменность древних славян представляла собой пиктографию - рисуночное письмо, которое не представляло собой передачу звуков и запись букв - оно являлось понятийным, то есть определенный рисунок мог означать, что-то, но не всегда одно и тоже. Например, нарисованное Солнце могло значить либо солнечную, ясную погоду, либо один день (в количественном отношении). Помимо пиктографии, во второй половине I тысячелетия нашей эры у славян появляются различные виды письменности, так как славяне жили родами и племенами, причем не всегда объеденными общими корнями и культурой, то и письменность у них могла развиваться обособленно. В это время большое значение имел вид письменности "черт и резов", который, был записан не одним путешественником, но расшифрован так и не был. Этим видом письма, как утверждают средневековые путешественники, славяне делали надписи на деревянных идолах своих богов и при высечении надписей на саркофагах и гробах усопших. В силу своего географического положения, Русь граничила с различными культурами, у которых имелась развитая звуковая система письма - это хазары и армяне, греки и римляне. В пограничных районах Руси с другими государствами русичи иногда перенимали их вид письменности, но он не становился общегосударственным. Вместе с тем, необходимо отметить, что с девятого века на Руси начинается постепенный переход на кирилловское письмо - кириллицу.

После принятия христианства на Руси в конце X века, государство начинает массировано проводить деятельность по переходу на единую систему письма. Этой система явилась кириллица, которая была более, чем какой-либо другой вид письменности приспособлена к специфическим звуковым формам славянских языков. Этим и был обусловлен выбор именно в сторону письменности, созданной болгарскими монахами Кириллом и Мефодием.

После этого исторического события на Руси началась эра подъема письменности. В том или ином крупном и мелком городе начали создаваться письменные памятники исторического и культурного характера. Основные направления письма, это, безусловно, летописи религиозные памятники, имеется в виду христианские.

Летопись - это письменное свидетельствование истории в хронологическое порядке. Нельзя сказать, что это были труды исключительно объективные, так как писались они при дворах правителей и были направлены на его прославление и уничижение его врагов. Говоря по-русски, уже тогда была цензура. Касаемо второго направления письменности - религиозных памятников, можно сказать что это, первые действительно литературные памятники, наполненные глубоким смыслом и красивым слогом. В основном это описания жизни крупных религиозных деятелей или мучеников православной религии.

В те давние времена появились такие письменные образцы как "Правда Ярослава", «Иоакимовская летопись», «Сказание о распространении христианства на Руси» «Чтения о житии Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского» и многие другие литературные произведения, дошедшие до наших дней.

К наиболее выдающимся памятникам древнерусской литературы мы можем отнести, такие шедевры письменности как "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха", "Повесть временных лет".

"Повесть временных лет" является первым историческим произведением славян, летописный свод, который освещает вопросы не только политического развития страны, но и внутреннего положения в том числе бытовые отношения, традиции и нравы древнего населения русских земель.

"Поучение Владимира Мономаха" скорее всего, первое нравоучительное произведение русичей. Содержит в себе целый список предписаний, направленных молодому, подрастающему поколению. То есть детям, как своим родным, так и всем остальным. Предписывалось не проходить мимо человека не поприветствовав его, давать просящему, проявлять заботу о больных и немощным и другие "поучения".

Самым значительным памятником древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве". В этом масштабном произведении повествуется о военном походе князя Игоря (Святославовича), направленном против восточного соседа, кочевников половцев. Так произошло, что единственная рукопись этого замечательного памятника литературы сгорела при пожаре в Москве, во время Отечественной войны 1812 года. К сожалению, книгопечатания на Руси тогда еще не было и литературные памятники имелись почти всегда в единственном экземпляре, только иногда они переписывались, причем происходило искажение оригинального труда. Каждый переписчик мог что-то добавить или, наоборот, ему могло показаться, что какое-то предложение является лишним и его необходимо пропустить.

Таким образом, не все памятники древнерусской литературы дошли до наших дней, но даже та часть, дошедших до нас, произведений позволяет судить о творческой мысли и литературе древних славян, как о достижениях, находящихся на высоком культурном уровне.

В далекой древности на территории современной России проживали многочисленные племена с различными языческими верованиями и обрядами, связанными с поклонением многим богам. Одними из первых на этой территории стали жить славяне. Славяне вырезали из дерева идолов. Головы этих идолов были покрыты серебром, а борода и усы делались из золота. Поклонялись богу грозы – Перуну. Был бог солнца – Даждьбог, Стрибог - распоряжался воздушными стихиями, ветрами. Идолы ставились на высокое место, и чтобы задобрить богов приносили кровавые жертвы (птицу, животное). К IX веку племенные союзы восточных славян образовали княжества, которые возглавлялись князьями. Каждый князь имел дружину (разбогатевшая высшая знать) Отношения между князьями были сложными, часто вспыхивали междоусобные войны.

В I Х - Х в. различные княжества восточных славян объединились, создали единое государство, которое стало называться Русская земля или Русь. Центральным городом был Киев, во главе государства стоял великий князь киевский. Основателем династии киевских князей стал Рюрик. Славянские племена воевали друг с другом и тогда решили позвать кого-нибудь из чужеземцев. Славяне отправились к варягам, жившим на берегу Балтийского моря. Одному из предводителей по имени Рюрик предложили приехать в славянские земли и властвовать. Рюрик приехал в Новгород, где стал княжить. Он основал династию Рюриковичей, которая правила на Руси до XVI века. Славянские земли, управляемые Рюриком все чаще стали называть Русью, а жителей русичами, а позднее русскими. На языке варягов отряд гребцов, который приплыл во главе с Рюриком на большой лодке в Новгород, назывался русью. Но сами русские понимали слово русь иначе: светлая земля. Русый означало светлый. Князья, которые стали править после Рюрика (Игорь, княгиня Ольга, Олег, Владимир Святослав, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и др.) стремились прекратить междоусобицы внутри страны, отстаивали независимость государства, укрепляли и расширяли его границы.

Знаменательная дата в истории России-988г. Это год принятия христианства. Христианство пришло на Русь из Византии. С христианством распространяется письменность. Во второй половине IX века братьями Кириллом и Мефодием была создана славянская азбука. Были созданы две азбуки: кириллица (по имени Кирилла) и глаголица (глагол-слово, речь) глаголица не получила распространения. Братья почитаются славянскими народами как просветители и признаны они святыми. Письменность способствовала развитию древнерусской литературы. Литература Древней Руси обладает целым рядом особенностей.

I.Особенность – синкретичность т.е. соединение. Эта особенность связана с неразвитостью жанровых форм. В одном древнерусском жанре можно выделить черты, характерные другим жанрам, т. е. в одном жанре соединяются элементы нескольких жанров, например в “Хождениях” встречаются и описания географических, и исторических мест, и проповедь, и поучение. Яркое проявление синкретичности можно проследить в летописных сводах, в них содержится и воинская повесть, и предание, и образцы договоров, и размышления на религиозные темы.

II.Особенность - монументальность. Книжники Древней Руси показывали величие мира, их интересовала судьба Родины. Книжник стремится изображать вечное; вечные ценности определены христианской религией. Отсюда нет изображения внешности, быта, т.к. это все смертно. Книжник стремится вести повествование о всей Русской земле.

III.Особенность - историзм. В древнерусских памятниках, описывались исторические лица. Это повествования о битвах, о княжеских преступлениях. Героями выступали князья, полководцы, святые. В древнерусской литературе нет вымышленных героев, нет произведений на вымышленные сюжеты. Вымысел был равен лжи, а ложь была недопустима. Право писателя на вымысел было осознано только в XVII веке.

IV.Особенность – патриотизм. Древнерусскую литературу отмечает высокий патриотизм, гражданственность. Авторы всегда скорбят по поводу понесенных поражений русской земли. Книжники всегда пытались поставить на истинный путь бояр, князей. Худших князей осуждали, лучших восхваляли.

V.Особенность – анонимность. Древнерусская литература в основном анонимная. Очень редко некоторые авторы в конце рукописей ставили свои имена, называя себя “недостойными”, “многогрешными” иногда древнерусские авторы подписывались именами популярных византийских писателей.

VI.Особенность - Древнерусская литература была целиком рукописной. И хотя книгопечатание появилось в середине XVI в. еще до ХVIII века произведения распространялись путем переписки. При переписывании писцы вносили свои поправки, изменения, сокращали или расширяли текст. Поэтому памятники древнерусской литературы не имели устойчивого текста. С XI по XIV века основным писчим материалом был пергамент, изготовлявшийся из кожи телят. Пергамент от названия древнего города (в Греции) Пергам, где во II веке до н.э. начали изготовлять пергамент. На Руси пергамент называют “телятиной” или “харатьей”. Этот дорогостоящий материал был доступен только имущему классу. Ремесленники, торговцы пользовались берестой. Записи делали на коре березы. Деревянные дощечки скрепляли вместе в виде ученических тетрадей. Известные берестяные грамоты - памятники письменности XI-XV веков. Берестяные грамоты - источник по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков.

На бересте или пергаменте писали чернилами. Чернила делали из отваров ольховой или дубовой коры, из сажи. До XIX в. пользовались гусиным пером, т. к. пергамент стоил дорого, то для экономии писчего материала слова в строке не разделяли, все писалось слитно. Абзацы в рукописи писали красными чернилами – отсюда “красная строка”. Часто употребляемые слова писались сокращенно - под особым знаком – “титлом” Например глет (сокращенное от глаголет т.е. говорить) Бука (богородица)

Пергамент разлиновывали линейкой. Выписывалась каждая буква. Тексты переписывались писцами либо в ширину всей страницей, либо в два столбца. Различаются три типа почерков: устав, полуустав, скоропись. Устав – почерк XI - XIII в. Это почерк с правильным, почти квадратным начертанием букв. Письмо торжественное, спокойное, писались широкие, но не высокие буквы. Работа над рукописью требовала кропотливого труда и большого искусства. Когда писец завершал свой нелегкий труд, он с радостью отмечал это в конце книги. Так, в конце Лаврентьевской летописи записано: “радуйся книжный писатель, дошед до конца книгам”. Писали медленно. Так, “Остромирово Евангилие” создавалось семь месяцев.

Со второй половины X1V века в употребление входит бумага и устав уступает место полууставу, более беглому письму. С полууставом связано разделение текста на слова и использование знаков препинания. Прямые линии устава сменяются косыми линиями. Устав русских рукописей - это рисование, каллиграфически четкое письмо. В полууставе допускалось большое количество сокращений слов, ставили ударение. Полууставное письмо было более быстрым и удобным, чем уставное. С XVI века полууставное письмо сменяется скорописью. “Скоропись”- тенденция к ускорению письма. Это особый тип письма, отличающийся своей графикой от устава и полуустава. Это упрощенный вариант двух этих типов. Памятники древнего письма свидетельствуют о высоком уровне культуры и мастерстве древнерусских писцов, которым поручалась переписка текстов. Рукописным книгам они старались придать высокохудожественную и роскошную внешность, украшая их различными видами орнамента и рисунками. С развитием устава развивается геометрический орнамент. Он представляет собой прямоугольник, арку и другие геометрические фигуры, внутри которых по сторонам заглавия наносились узоры, в виде кругов, треугольников и другие. Орнамент мог быть одноцветным и многоцветным. Использовали так же орнаменты с изображением растений, животных. Разрисовывали заглавные буквы, использовали миниатюры - т. е иллюстрации к тексту. Написанные листы сшивались в тетради, которые переплетались в деревянные доски. Доски обтягивались кожей, а иногда облекались в специально изготовленные из серебра и золота оклады. Замечательным образцом ювелирного искусства является оклад Мстиславова Евангелия (XII). В середине XV1 века появилось книгопечатание. Печатались церковные произведения, а художественные памятники еще долго переписывались. Первоначальные рукописи до нас не дошли, сохранились их более поздние списки XV1 в. Так, “Слово о полку Игореве”, написанное в конце 80-ых годов XII века было найдено в списке XVI века. Текстологи изучают памятники, устанавливают время и место их написания, определяют какой список более соответствует первоначальному авторскому тексу. А палеографы по почерку, по писчему материалу, миниатюрам устанавливают время создания рукописи. В Древней Руси слово книга в единственном числе не употреблялась, т. к. книга состояла из нескольких тетрадей, переплетенных вместе. К книгам относились бережно, считали, что плохое обращение с книгой может навредить человеку. На одной книге сохранилась надпись: “Кто испортит книги, кто похитит, пусть будет проклят”.

Центрами книгописания, образованности и культуры Древней Руси были монастыри. В этом отношении большую роль сыграл Киево-Печерский монастырь. Феодосий Печерский ввел в обязанность монахов писание книг. В своем житие Феодосий Печерский описывает процесс создания книг. День и ночь монахи в своих кельях писали книги. Монахи вели аскетический образ жизни, были образованными людьми. Они не только переписывали книги, но и переводили с греческого языка Библию, Псалтырь (песни религиозного содержания), церковные молитвы, разъясняли смысл церковных праздников. С XI века дошло несколько книг. Они оформлены с большим вкусом. Есть книги, отделанные золотом, жемчугом. Такие книги стоили очень дорого. На Руси книгопечатание считалось государственным делом.

Первая типография основана Иваном Федоровым в 1561 г в Москве. Он создает печатный станок, шрифт, по его схеме строят недалеко от Кремля Печатный двор. 1564г – год рождения русского книгопечатания. Федоров издает первый русский букварь, по которому обучались грамоте и взрослые и дети. Книги и древние рукописи хранятся в библиотеках Москвы, Санкт - Петербурга, Киева, Ярославля, Костромы. Пергаментных рукописей сохранилось мало, многие в одном экземпляре, но большая часть сгорела во время пожаров.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30