"золотые ворота" в древнюю русь. «золотые ворота» в древнюю русь Обведи то, что является объектом культуры


Цели: 1. Показать значение древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров. 2. Дать первичные представления о таких терминах, как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь. 3. Сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков. – Что вы понимаете под словом «культура»? (Если ученики затрудняются с ответами, то можно прочитать с ними объяснение из словарика: «Культура – это все достижения человечества, всё то полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой».) – Как вы представляете себе памятники? (Строим рассуждение от слова «память».) – Теперь попробуйте объяснить словосочетание «памятники культуры». (Учащиеся высказывают предположения.)

konsp_okr_ist_3kl_ur8.doc

Картинками

Окружающий мир (3­й класс) ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО Урок 8. РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» В ДРЕВНЮЮ РУСЬ Цели: 1. Показать значение древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров. 2. Дать первичные представления о таких терминах, как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь. 3. Сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. 2 1 3 – Что вы понимаете под словом «культура»? (Если ученики затрудняются с ответами, то можно прочитать с ними объяснение из словарика: «Культура – это все достижения человечества, всё то полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой».) – Как вы представляете себе памятники? (Строим рассуждение от слова «память».) – Теперь попробуйте объяснить словосочетание «памятники культуры». Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. © ООО «Баласс», 2013

(Учащиеся высказывают предположения.) Работа в рабочей тетради. – Откройте рабочие тетради на с. , выполните задание 1. (Что из изображённого на рисунке является объектом культуры?) – Сгруппируйте объекты «по тому, для чего они нужны человеку». Так, «вещи» делятся на группы «жилища», «средства передвижения», «инструменты», «хранители информации – знаний». Группа объектов под условным названием «мысли» включает в себя «поиск решения примера», «проект будущего автомобиля», «стихотворную строку, сложившуюся у поэта». Группа «чувства и образы, отражённые в искусстве», может складываться из «красивого пейзажа», «скульптурного портрета», «весёлой мелодии», «задорного танца». Задача учеников – пояснить, почему тот или иной объект подпадает под объяснение понятия «культура». Для этого изображенный объект надо описать и указать источник его появления: если он создан человеком, а не природой, и при этом красив и полезен, – это памятник культуры. Упрощая задачу, учитель при обсуждении объектов может не­ однократно задавать детям вопрос: «Зачем человек создал это?» Тем самым мы выявляем «полезность» того или иного объекта, указывая на потребности культурной творческой деятельности, направленной на его создание. Беседа. Работа с картами. – Предположите, что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и отдыхе. (Посуду, мебель, одежду, транспортные средства и т.д. Из духовной культуры – песни, танцы, сказки и т.д.) 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. © ООО «Баласс», 2013

– Где были распространены эти памятники культуры – в городах или деревнях? (И в городах, и в деревнях.) – Посмотрите на карту на с. 30 учебника – много ли было городов в Древней Руси? (Нет.) – Действительно, как подсчитали учёные, в городах в то время жили два­три человека из ста (для сравнения – в современных городах России живёт 64 человека из ста). На доске появляется запись: Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было мало. – Известно, что иностранцы называли Русь «Гардарика», что переводится как «страна городов». На доске появляется запись: Древняя Русь – «страна городов». – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Городов было мало, но Русь называли «страной городов».) – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Древнюю Русь называли «страной городов»? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. – Для того чтобы решить поставленную проблему, давайте заполним таблицу «знаем – не знаем». В левую колонку таблицы внесём всё, что мы можем сказать о городах, опираясь на ваши знания и иллюстрации к теме 6. В правую колонку – то, что нам необходимо выяснить для решения проблемы. © ООО «Баласс», 2013

Учащиеся рассматривают иллюстрации учебника на с. 32–36, перечисляют особенности городов. Учитель прикрепляет к доске заранее подготовленные листы или, наоборот, снимает листы бумаги, закрывающие заранее написанный текст. Так заполняется левый столбик таблицы (см. ниже). Далее учитель заполняет правый столбик таблицы. На доске должно получиться примерно следующее (без надписей в скобках): Что мы знаем о городах Древней Руси Были огорожены стенами с башнями и проездными воротами (тема 5, ил. на с. 32). Можно увидеть много домов, дворцов, торговую площадь (тема 5, ил. на с. 33). Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой (ил. на с. 34). В городах была распространена письменность (ил. на с. 34–36). Что не знаем о городах Древней Руси Кто постоянно жил в городе? Кто и для чего приезжал в город? Чем городская жизнь не похожа на деревенскую? – Составим план урока. План (примерный) 3 Учитель вместе с детьми составляет план на основе правой колонки в таблице. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? © ООО «Баласс», 2013

Совместное ΙΙ открытие знаний. Поиск решения проблемы. 1 3 6 3 3 Работа в учебнике. 1. Жители и гости древнерусских городов. – Как вы думаете, люди каких занятий и профессий жили в древнерусских городах постоянно? Ученики высказывают предположения, которые можно проверить с помощью текста учебника на с. 26–27 от слов «иностранцы приезжали…» до «…об искусных мастерах». В тексте упоминаются князь, ремесленники, купцы. Упоминание городского собора (храма) позволяет предположить, что в городе жили священники. – Зная, кем были жители древнерусских городов, можем предположить, кто к ним приезжал и зачем. Давайте попробуем разыграть «Сцены из городской жизни». Из числа учеников выбираются великий князь, дружина, помощники князя, купцы, крестьянами, заморскими гостями, мастерами из других городов, бродячими артистами и т.д. Ученики, играющие роли жителей города, придумывают, что они могут предложить друг другу и «гостям». Ученики, выступающие в ролях гостей, придумывают, для чего они приехали в город, обращаются импровизированные сценки. Учитель может предложить для них сюжеты: крестьяне привезли на продажу овощи; люди, назначенные князем, собирают дань; князь решает спор между «гостем» и «жителем» (например, о краже товара); иногородние мастера ищут работу и т.д. Ученики (группы учеников) Разыгрываются Остальные ремесленники, к «жителям». короткие будут священник. © ООО «Баласс», 2013 Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

показывают сценки по очереди. Удобно, если парты будут расположены по кругу, а ученики рассядутся на стульях перед партами, как бы «внутри городских стен», лицом к «центральной городской площади» и друг к другу. Можно прикрепить всем заранее заготовленные таблички «князь», «купец», «крестьянин» и т.д. – А теперь представьте: всё, что вы показали, происходило в городе не по очереди, как в наших сценах, а одновременно! Что получится, если показать все сценки сразу? (Будет шум, неразбериха, толкотня.) – Попробуйте объяснить фразу «В деревнях жизнь текла, а в городах кипела». Ученики предлагают свои объяснения, подчёркивая, что в города съезжалось очень много народу, который толпился около дворца князя, в соборах, на торговой площади. 2. Значение городов Древней Руси. – Какие памятники культуры дошли до нас со времён Древней Руси? – Посмотрите на иллюстрацию на с. 36 и прочитайте задание. Вы можете его выполнить? (Нет, мы не знаем, кто такие монахи.) Ученики по цепочке читают фрагмент «Труды и молитвы» до слов «…яркая культура». После этого в группах или фронтально, с помощью учителя ученики выполняют задание к иллюстрации. – Давайте ответим на последний вопрос таблицы: Чем городская жизнь была непохожа на деревенскую? Ответы учеников можно свести к трём­четырём основным высказываниям. Города были центром: а) политической (сам князь и его помощники решали важные государственные вопросы); © ООО «Баласс», 2013

б) экономической (ремесленники и приезжие крестьяне торговали своими товарами); в) религиозной (в городах строили большие и красивые храмы, монастыри); г) культурной жизни страны (в городах накапливались и сохранялись разнообразные культурные богатства, привезённые из разных мест огромным количеством людей). – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ . Самостоятельное применение знаний. 2 1 4 1 4 Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?) – Посмотрите, на все ли вопросы таблицы мы ответили? (Да, на все.) Можем ли мы теперь дать ответ на главный вопрос урока? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Древнюю Русь называли «страной городов» за то, что города являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев поражали красота, необычность русских городов, а огромное количество народа на улицах могло создать впечатление, что всё население Руси живёт в городах. Работа в учебнике. – Прочитайте вопросы 1–6 после текста. Попробуйте ответить на вопросы. Ученики работают парами. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Работа в рабочей тетради. Можно предложить детям выполнить задания № 2 и 3. VΙ . Домашнее задание. Вопросы к ученику (формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Обязательное задание для всех: выполнить задания 2 и 3, повышенный уровень. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание: 1. – Представь, что ты попал на торговую площадь древнего Новгорода. Нарисуй или опиши словами, что ты увидел: какие товары, как одеты люди, как выглядит город и т.д. 2. – С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение о том, как ТОУУ © ООО «Баласс», 2013

возник город Москва (можно выступить от имени летописца, путешественника, воина из дружины Юрия Долгорукого и т.д.). – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? V. Итог урока. К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их материально­трудовой практики. Культура каждого народа предстаёт как часть мировой культуры, как результат творческих усилий, включающий в себя всё, что было создано умом и руками людей. Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура – это развитие техники, орудий труда, жильё, одежда, быт. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. Градостроительство, архитектура и искусство. Материалы археологических раскопок в соединении с дошедшими до нас письменными сообщениями позволяют судить о высокой хозяйственной культуре Древней Руси. Развитию ремесёл и культуры способствовал быстрый рост городов. К концу XII века существовало уже 238 городских поселений. Названия © ООО «Баласс», 2013

древних городов Руси в основном были славянскими: Белоозеро, Вышгород, Перемышль, Изборск и т.д. Располагались они обычно на холме или высоком берегу реки. Город делился на части: центральную, где располагался хорошо защищённый «детинец» – там стояли дома знатных людей, – и торгово­ремесленную – «посад» или «подол» – менее безопасную, но зато более выгодную и удобную. Почти все города имели деревянные укрепления. Вместо выражения «построить город» бытовало «срубить город». Городские стены состояли из деревянных срубов, наполненных землей, которые приставлялись один к другому, образуя кольцо укреплений. Слово «город» имело в то время несколько значений: крепость, крепостная стена, ограда, населённый пункт. (См. Кацва А.А., Юрганов А.Л. История России VIII– XV вв. Учебник для 7­го класса. – М.: МИРОС, РОСТ, 1998. С. 85–86.) Говоря о древнерусских городах домонгольского времени, следует заметить, что до конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки возводились деревянные или деревянно­земляные. В город вели ворота, количество которых зависело от размеров города. Самые торжественные назывались Золотыми. Над ними обычно возводили надвратную церковь. Много легенд связано с Золотыми воротами. Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу, через них же въезжали самые почётные гости. Сейчас нам известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас с того периода. Одно из первых каменных сооружений, возведённое греческими мастерами в конце X века, – это 25­главая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до наших дней сохранился лишь фундамент. В середине XI века при Ярославе Мудром в Киеве был сооружён Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота. Этими постройками город как бы подчеркнул своё желание не уступать по величию Константинополю. XI – начала XII веков, близких по стилю. Принципы строительства древнерусских храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31 х 31 см и толщиной 2,5–4 см, который назывался плинфой. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово­купольным. Четыре, шесть или более столбов в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения. Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тканями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, её место занял иконостас с 5–7 территории каменных На известно около Руси храмов 15 © ООО «Баласс», 2013

сырую в грунтовки. поверхность рядами икон. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находился князь с семьёй и его приближённые. Хоры, как правило, соединялись переходом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Техника фрески требовала от художника большого мастерства и чёткости в работе. На сырую штукатурку нужно было быстро нанести контур рисунка и наложить краски. Малейшая неточность в исполнении могла потребовать полной замены штукатурки. Фрески писали водяными красками, хорошо впитывающимися И хотя в них не было той яркости, блеска и разнообразия, как в мозаике, фресковая живопись Софии Киевской достигла большой выразительности. Исследования показали, что в древности фресковая живопись покрывала все стены и своды храма, пристройки, башни, галереи. Но затем от пожаров, разорения и небрежения часть фресок погибла, часть была забелена и записана заново. В Софии Киевской сохранились фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т.п. Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты – специального стекловидного материала. В технике мозаики выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской. Необходимым украшением храмов были иконы (в переводе с греческого – изображение, образ). Иконы писались на сухих, в течение нескольких лет выдержанных досках. На деревянную основу наклеивалась паволока (холст), а на неё накладывался левкас (слой мела), по которому писали красками. Для написания больших икон несколько досок скрепляли сзади шпонками. Нередко древние иконы были написаны на золотом фоне, символизировавшем Божественный свет, вечность. (См.: Тихомиров М.Н. Русское летописание. – М., 1979.) Первые иконы на Руси были написаны греческими мастерами, являлись, как правило, принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI–XII веков. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее). Великому художнику удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины­матери: радость материнства, нежное любование своим ребёнком и © ООО «Баласс», 2013

одновременно предчувствие мук, ожидающих её дитя. Владимирская Богоматерь – одно из совершеннейших произведений мирового искусства. Письменность и просвещение. Распространение письменности на Руси началось задолго до принятия христианства в 988 г. О надписях по­русски на камне и дереве упоминают авторы, жившие в X веке. Текст договора Олега с греками (911 г.) был составлен как на греческом, так и на русском языках. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Братья­миссионеры из греческого города Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60­е годы IX века Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX века Кирилл и Мефодий, как считает сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит («глаголицу»), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма – так появилась нынешняя азбука, «кириллица», которой мы пользуемся до сих пор и которая была упрощена Петром I, а затем в 1918 г. Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Например, женщины подписывали пряслица – глиняные или каменные кольца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков. Киевский гончар написал на амфоре: «Благодатнейшая полна корчага сия». Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами «Господи помози», и далее следует текст просьбы. Надпись на стене Софии Киевской над саркофагом Ярослава Мудрого помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом. В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты, что говорит о высоком уровне грамотности среди новгородцев. В настоящее время найдено более 700 грамот – в Новгороде, Смоленске, Москве, Пскове и других городах. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром в Киеве школы, где обучалось более 300 детей. Дочь Ярослава Мудрого Анна – одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции. Распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек. Киевский князь Ярослав Мудрый был известен не только тем, что сам «к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днём», но и тем, что «собрал © ООО «Баласс», 2013

книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык». Написанные этими людьми книги положили начало библиотеке при соборе Св. Софии в Киеве. Летописец XI века неоднократно прославляет книгу и книжное учение. «Велика ведь бывает польза от учения книжного, книги наставляют и научают нас»; книги дают мудрость, они «реки, напояющие вселенную, ими мы в печали утешаемся»; «Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдёшь великую пользу для души своей» – эти изречения как бы наталкивают человека на познание духовных богатств, скрытых в книгах. Киевская Софийская библиотека не была единственной на Руси. Известно, что большие собрания книг имелись при храмах и в других древнерусских городах – например в Новгороде и Полоцке. Библиотеки собирались и крупными монастырями. В XI–XII веках Киево­Печерский монастырь, новгородский Юрьев монастырь располагали крупными собраниями как переводной, так и своей, оригинальной литературы. Книжники этих монастырей принимали участие в составлении летописей. Литература, устное народное творчество. От домонгольского времени до нас дошло около 150 книг. Древнейшая среди них – Остромирово Евангелие (1056–1057). Оно написано на пергаменте, на изготовление которого шли специально выделанные, как правило, телячьи кожи. Шкуру животного обрабатывали золой и поташом, тщательно очищали от мяса, шерсти и щетины, натирали мелом для обезжиривания, выглаживали пемзой и выскабливали ножом для получения ровной поверхности. От степени подготовленности мастера во многом зависело качество пергамента. Русские книги XI–XII веков писались, как правило, на пергаменте, который ввозился из Византии и из западных стран. Со временем появляется и русский пергамент, на котором написано большинство известных нам памятников, начиная с XIII века. Текст начинали писать с большой красной буквы, нередко как бы вплетённой в орнамент, – буквицы (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшались заставками – орнаментальными рисунками в начале новой главы – и миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). Книги стоили дорого, поэтому их бережно хранили, передавая как часть наследства. © ООО «Баласс», 2013

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Летописание на Руси стали вести вскоре после принятия христианства. Самая знаменитая летопись Древней Руси – «Повесть временных лет», составленная монахом Киево­Печерского монастыря Нестором в начале XII века. Все помнят созданный А.С. Пушкиным образ летописца – он повествует о событиях беспристрастно. В действительности же летопись носила тенденциозный характер, писалась по заказу князей, монастырей. «Рукой писца, – как отметил академик А.А. Шахматов, – управляли политические страсти и мирские интересы». В литературе периода феодальной раздробленности ведущей была идея единения Русской земли. Летописцы русских княжеств начинали с «Повести временных лет» и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шёл рассказ о местных событиях. Известными летописями являются также Псковская, Новгородская, Ипатьевская, Лаврентьевская летописи. «Ипатьевская летопись» названа так потому, что была обнаружена в одноимённом монастыре под Костромой. «Лаврентьевская летопись» названа в честь монаха Лаврентия, который написал её для суздальско­ нижегородского князя. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе нашего народа против кочевников, о его созидательном труде. © ООО «Баласс», 2013

Один из древнейших памятников архитектуры Киевской Руси – всем известные Золотые Ворота в столице Украины городе Киеве. Их строительство датируется «золотой эпохой» Ярослава Мудрого – в этот период Киевская Русь находилась в зените своего могущества.
Изначально Золотые ворота строились как часть оборонительного сооружения, которое должно было защитить Киев от вражеских нападений. Со временем границы города отодвигались, ворота разрушались, и вскоре потеряли свою оборонительную функцию. Точную дату строительства вором называют 1037 год, как раз когда было окончено строительство защитных валов вокруг городских стен и известного киевского собора Святой Софии.

Золотые ворота – один из древнейших памятников культуры, сохранившихся до сегодняшнего дня. Он не зря внесен в список ценнейших памятников культуры ЮНЕСКО, ведь это сооружение служит примером древнерусской архитектуры, построенной в адаптированном византийском стиле.

Как уже было сказано, эти ворота были построены во времена Ярослава, в один период с собором Святой Софии. С тех пор они не терпели серьёзных разрушений вплоть до 1240 года, когда орда хана Батыя ворвалась в Киев и разрушила город. Золотые ворота были разрушены почти до самого основания. Историки сделали такой вывод из записок и зарисовок европейских путешественников. Первое их наименование – «Южные», так как расположены они были на южной стене города Киева. Вообще в древнерусскую столицу вело множество ворот с разных сторон, основными из них были Лядские, Южные (Золотые) и Львовские.

Золотые ворота изначально были каменными. Постройка сделана согласно технологическому процессу гибридной кладки, известной её во времена Античности. Процедура предполагала укладку камней, перемежая её слоями плинфы для выравнивания. Данная отличительная черта кладки заметна в фактуре стен.

Золотым воротам предназначалось быть составляющей оборонной постройки центральными воротами Киева. Они представляли из себя объемную арку, над которой находилась Благовещенская церковь, а под – боевая площадка. Каждый приезжий видел, что Киев – город христиан. Это произведение архитектурного искусства приводило в изумление жителей города и странников, а во врагов должно было вселить ужас и страх своей величественностью. Также они были подобием Триумфальной арки – через них в город тожественно въезжали князья с дружинами, возвращавшимися из военного похода.

Реставрационные работы над Золотыми воротами начинают вестись с 1832 года. Теперь они уже не выполняют оборонительную функцию, а становятся национальным историческим памятником, памятником древней архитектуры и военного искусства. Дальнейшее исследование археологами и восстановление исторического памятника продолжилось в начале 20-го века. В 1970 году было принято решение построить над воротами павильон, который уберег бы их от дальнейшего естественного разрушения.

К сегодняшнему дню Золотые ворота в Киеве представляют собой культурно- исторический музей. Тем, кто посетит этот музей, покажут внутреннее строение Золотых ворот, познакомят с историческими памятниками и экспонатами Древней Руси, расскажут о городе Киеве, его истории, и о самом сооружении в историческом контексте.

Также от экскурсоводов вы обязательно услышите легенду, связанную с событиями в Киеве в 1240 году. В этот год хан Батый собрал огромную орду и напал на Русь. Киев не сдавался дольше всех других городов. По легенде, самый умелый из киевских лучников 18-летний Михайлик, увидев, как Батый принимает обед со своими приближенными на Вышгородской горе во время осады Киева, выстрелил ему в руку с привязанной к ней запиской с требованием немедленно снять осаду с города. Напуганный и разозленный Батый потребовал от осажденных выдачи ему юношу, а напуганные в свою очередь жители города покорились. Михайлик обратился к жителям с речью, в которой сказал, что если бы он остался в городе, татары бы не взяли его вовек.

Экскурсоводы предложат вам подняться на входную площадку перед Благовещенской церковью. Оттуда открывает великолепный вид на окрестности – историческую часть города Киева.

Вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество».

Урок 8. «Золотые ворота» в Древнюю Русь.

Цели:

    сформировать у ученика образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших далёких предков;

    создать образ быта монахов средневековой Руси и монастырей как центров культуры, творческой деятельности, нравственного поведения;

    развивать умение осмысленно использовать в своей речи понятия и термины при решении творческих заданий;

    воспитывать чувство гордости за культуру своей Родины.

Ход урока.

1. Орг. момент

Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.


2. Актуализация знаний.

История – процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд. На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о Древней Руси. А о чём конкретно мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если продолжите предложение:

Древняя Русь славилась своими богатыми городами, в которых возникала неповторимая … (культура).

А что такое культура? (Все достижения человечества, всё то полезное или красивое, что было сделано человеком.)

Приведите примеры.

На прошлом уроке вы поняли, что такое культура и памятники культуры. А сегодня мы постараемся определить. Какие памятники культуры помогают нам рассказать о временах Древней Руси.

В какие века наше государство называлось Древней Русью? Откройте учебник на с. 22 и скажите. (9-13 вв.)

Откройте учебник на с. 30, посмотрите на карту и назовите, какие города входили в Древнюю Русь. (Киев, Галич, Пинск, Туров, Чернигов, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань, Курск и др.)

Встретились ли знакомые для вас названия городов, которые существуют в настоящее время?

А хотели бы вы совершить путешествие по Древней Руси, чтобы ещё лучше познакомиться с сохранившимися памятниками культуры?

А зачем вам это надо?

Мы побываем сегодня в городе Владимире. Посмотрите на карту и найдите, где находится Владимир.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
3. Создание проблемной ситуации.

Прежде, чем отправиться в путешествие, я предлагаю вам определить, какие понятия мы уже знаем и какие не знаем.

На доске понятия: культура, памятники культуры, фрески, алтарь, икона, кириллица, монах, монастырь, летопись.

(Распределить все понятия в 2 столбца)

Какое из этих понятий самое широкое? (культура)

Все ли остальные понятия можно отнести к культуре? Почему?

Проследим, пополнятся ли наши знания к концу урока.


4. Совместное открытие новых знаний.

Отправимся мы путешествовать не одни, а с героями нашего учебника.

Родители Анюты и Илюши решили продлить своё путешествие. Когда они приехали на вокзал Владимира, то отправились гулять по городу. На одной из площадей внимание Анюты и Илюши привлекло старинное сооружение. (Показ иллюстрации)

Рядом с ребятами стоял художник. Он зарисовывал это сооружение в свой альбом. Неожиданно он повернулся к детям и сказал: «Перед нами Золотые ворота крепостной стены Древнего Владимира. Они построены в 12 веке».

(Редчайший памятник древнерусской культуры. Здание построено из белого камня в 1158– 1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые.
Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью.)

Дети спросили: «А зачем вы их рисуете?» На что художник ответил: «Хочу нарисовать наш город таким, каким он был во времена Древней Руси. Для этого я должен хорошо изучить все уцелевшие в водовороте времени древнерусские здания, вещи, книги. Одним словом – все …(памятники культуры), которые сохранились до наших дней.

Итак, какие же памятники культуры помогут рассказать нам о временах Древней Руси?

Сравним наш вывод с выводом в учебнике, с.46.

Это основная мысль нашего урока и об этом мы будем сегодня говорить.

Вам интересно оказаться в Древней Руси?

Ну, что ж, можно попробовать.

Закройте глаза и прислушайтесь к современному городскому шуму. А теперь представьте, что мы подошли к Золотым воротам, прошли в проём ворот, нас окутал полумрак. За спиною шумел город, гудели автомобили, доносился запах бензина. Впереди мы тоже слышим городской шум, но другой, и пахнет иначе: свежеструганным деревом и душистым мёдом (зажечь свечу для запаха). Мы прошли вперёд и перед нами предстал город Владимир 12-го века. Мы зачарованно смотрим на оживший древний город. В это время зазвонили колокола (запись звучания колоколов). Все горожане оставили свои дела и направились к верхней крепости, где сиял золотыми куполами белокаменный храм. Откройте глаза и посмотрите: это главный храм Владимира – Успенский собор.

Послушайте стихотворение и скажите, какие слова поэта доказывают, что собор или храм является памятником культуры.

...Но вверх взгляни - над серыми холмами
Увидишь ты ожившую мечту.
Как дым костра в безветрие, как пламя,
Как песня, храм струится в высоту;
Он рвется в высь торжественен и строен,
Певучей силой камень окрылен, -
Для бога он аль не для бога строен
Но человеком был воздвигнут он.
(Шефнер. Б.)

Итак, какие слова поэта доказывают, что собор или храм является памятником культуры?

Выберите те слова, которые подходят для характеристики Успенского собора:

величественный

белокаменный

торжественный

неприглядный

убогий

стройный

выразительный

златоглавый


А что же было внутри храма, мы узнаем, прочитав из учебника, с. 47.

Чтение текста, работа с понятиями и размещение их из области неизвестного в область известного на доске.

Фрески

Каким более коротким словом можно заменить слово священнослужитель? (священник)

Продолжение на с 48.

алтарь

икона

Рассматривание иллюстраций.

Дети увидели на одной из икон затейливые буквы, но прочитать не смогли. Буквы вроде бы были знакомы, но в слова не складывались. Как вы думаете, почему?

Посмотрите на старославянскую азбуку, которая называется кириллица . Чем она похожа на современную? Чем отличается?

Из истории кириллицы

Специально для славян эту азбуку придумали два брата, Кирилл и Мефодий. Как вы думаете, почему азбука называется кириллица? На с. 49-ой

На иллюстрации слева вы видите этих братьев. Как вы думаете, что это за изображение? (икона)

А теперь давайте рассмотрим иллюстрации на с. 50 и определим, на чём же писали такими замысловатыми буквами?

Рассматривание и обсуждение.

В 12-ом веке на Руси ещё не умели изготавливать бумагу и даже не знали, что на свете существует такой материал. Но грамотой владели многие и для каждодневных записей использовали берёзовую кору (бересту). Буквы на ней продавливали заострённой палочкой. А вот книги писали на пергаменте - специально обработанной коже животных. Книга была очень тяжёлой. Обложки делали из тонких досок и обтягивали кожей. Украшали обложку золотыми и серебряными пластинами и драгоценными камнями. Писали их от руки. Рассматривание иллюстрации на с. 49 и 53. А кто же их писал, мы узнаем из учебника, с. 51, последний абзац.

Кто же писал в Древней Руси книги?

А кто их переписывал от руки?

Чтение и рассматривание иллюстрации.

Кто такие монахи ?

Где они жили? (в монастыре )

Чтение текста на с52

Какую очень важную работу выполняли монахи?

Рассматривание иллюстрации.

Чем занимались в монастыре монахи?

После иллюстрации на с. 52 прочитайте текст самостоятельно и найдите ответ на вопрос «что такое летописи? ».

Чтение текста на с 52-53

Что такое летописи ?

Разговаривая с художником, Анюта и Илюша, а вместе с ними и мы вновь прошли под сводами Золотых ворот.

5. Обобщение.

На доске: Золотые ворота Владимирской крепости – ворота в Древнюю Русь. Почему мы можем так сказать?

Давайте ещё раз повторим, какие памятники культуры помогают нам узнать о временах Древней Руси.(дома, храмы, книги)

6. Применение знаний на практике.

Все понятия в течение урока из колонки незнания были перенесены в колонку знания. А сейчас мы проверим, как вы усвоили эти понятия.?

Откройте рабочие тетради на с.12 и самостоятельно выполните задание №21.

Проверка.

7. Итог урока.

Оценить работу учащихся.

Подведём итог урока. Начните с любых слов.

Я узнал…

Я удивился…

Я задумался…

8. Дом задание.

С.46-53 (уч). с.12№22(тет.)

5

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36 г. Мурманска

Урок окружающего мира в 3 классе

по образовательной системе «Школа 2100»

Тема :

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

Учитель начальных классов: Ильченко Л.В.

2017 г.

Урок окружающего мира в 3 классе по образовательной системе «Школа 2100», авторы Д.Д.Данилов, С.В. Тырин «Моё Отечество»

Тема : ,Золотые ворота, в Древнюю Русь

Цель : - сформировать представление о древнерусских памятниках культуры.

Дать первичное представление о таких терминах, как икона, кириллица, монах, монастырь.

Развитие воображения, памяти, речи

Воспитание чувства гордости за историю нашей Родины

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра на внимание

Сейчас мы увидим кто самый внимательный?

Слайд 2

–Какие слова спрятались?

АКИЕВРОНОВГОРОДТВИМУРОМЗО

Что объединяет эти слова? (города Древней Руси)

2 Фронтальный опрос

Какие тебе еще известны города Древней Руси?

Что знаете о городах Древней Руси? Где возникали? С какой целью строили?

(строили на высоком берегу в центре торговая площадь главное место вокруг которой разрастался город. Свое поселение окружали земляным валом, на котором возводили прочную ограду из заостренных дубовых бревен. Со стороны незащищенной реки, выкапывали глубокий ров, который заполняли водой? Через него перекидывался мост. В случае опасности мост поднимали. Не просто врагу было взять крепость.)

Почему нет города Москвы? (1147)

Кто был основателем?(Юрий Долгорукий)

Почему Москву называли белокаменной?

По карточкам НУО

Подчеркни правильный ответ.

1.Кто торговался в Древнерусском городе?

А) ремесленник

В) дружинник

2.С чем связано возникновение городов?

А) с торговлей

Б) с рыбной ловлей

3.Около чего строили города?

3 Проверка Д/З Слайд3,4

Тетрадь с 13 № 23, 24

Взаимопроверка и оценки.

4.Сообщение темы и цели урока

Слайд карта 5

Какая карта перед вами?

Наше путешествие продолжается, по городам Древнерусского государства?

Вспомните грибник посоветовал героям побывать в городе Владимир, т.к много памятников культуры

Слайд Владимир 6

Мы побываем в городе Владимире?

Тема: ,Золотые ворота, в Древнюю Русь

Слайд 7 ,Золотые ворота, Звук

А вот и наши герои, давайте внимательно послушаем о чем они говорят

(на Слайде запись )

Художник: - Перед нами Золотые ворота крепостной стены древнего Владимира. Он построен в 12 веке.

Анюта : А зачем вы их рисуете?

Художник: Я хочу нарисовать наш город таким каким он был во времена Древней Руси. А для этого я должен хорошо изучить все уцелевшие древнерусские здания, вещи, книги

Илюша : Вот было бы интересно оказаться в том времени.

Художник : Ну что ж можно попробовать.

Кто нам может рассказать о временах Древней Руси?

Что хочет изучить художник?

5 Новый материал

Учитель : И они отправились к Золотым воротам. Когда путешественники вошли в проём ворот, их окутал полумрак

Слайд вселенная 8 Звук

Перед путешественниками предстал Владимир 12в.

Слайд 9(Успенский собор) Звук

Мы видим главный Храм Владимира,

Это многокупольный собор т е имеет несколько куполов

Это мощное сооружение воздвигнутый из тонкого кирпича с вкрапленным в него природного камня.

,Успенский собор,

Каждый храм собирает в себе все культурное богатство Древней Руси.

А что это за богатство мы сейчас увидим?

Давайте войдем туда! Звук 10 Слайд служба и церковное песнопения

Учитель : Здесь идет служба, священнослужитель произносит молитву., а слышите вы церковное песнопение

Слайд11 Фреска

Давайте рассмотрим стены храма. Что мы видим? (рисунки)

Стены храма покрыты фресками

Задание

Прочитайте что такое фрески и что на них изображено с 47 последний абзац

Слайд12 Мозаики

В храмах встречаются мозаика- картина вдавленная в сырую штукатурку, стекловидных камешков.

Слайд 13Алтарь Иконостас.

Мы подошли к главной части храма. Как называется главная часть храма вы узнаете?

(стр 48 1 абзац)

Алтарь -Главная часть храма отделен преградой на которой располагается иконостас.

Иконостас- ряд икон

5 рядов. 1ряд-местных икон

2 ряд-главный(изображением Иисуса Христа и его жизни)

На остальных святые

Что такое иконы?

Иконы священные изображения Иисуса Христа, священных.

Сообщение ученика

Иконы это живопись на досках. Работа эта была сложной. Первый приступал плотник. Для изготовления икон предпочитали липу. Доску несколько лет высушивали. Плотник тщательно выглаживал топором. Дальше плотник передавал доску иконописцу. Он накладывал грунт- изготавливали из рыбного клея смешанного с толченым мелом. Эту массу полировали пемзой; медвежьим зубом. Краски готовились отдельно на яичном желтке. Когда все было готово наступал ответственный момент роспись. Писание икон считалось богоугодным делом.

С 48 рассматривание икон на рисунке

Слайд14 Владимирская Богоматерь

Главная икона в Успенском соборе Владимирская Богоматерь

А хотите узнать, почему главная?

Сообщение ученика

Юрий Долгорукий был князем деятельным. Особенно разросся при его правлении город Владимир

Юрий Долгорукий отправил княжить в южный Вышгород сына Андрея. В этом городе была икона, с которой происходило чудо она отделалась от стены Храма как будто хотела уйти. Андрей поехал обратно во Владимир и взял с собой эту икону. По пути его кони встали как вкопанные. Ничто не могло заставить их тронуться с места и тогда они заночевали,и во сне Богородица повелела ему поместить икону в городе Владимир. Андрея стали называть Боголюбов, а на этом месте был построено поселение Боголюбово.

После смерти отца Юрия Долгорукого Андрей стал князем и перенёс столицу из Киева во Владимир. Андрей Боголюбов заботился об укреплении новой столицы

Слайд 15 Физминутка

Учитель: В то время алфавит отличал от современного и назывался Кириллица

Какие буквы похожи на современные?

Слайд 16 Кириллица

А почему так назывался мы сейчас прочитаем?

Слайд.17Кирилл и Мефодий . Звук

Слайд 18 Много ли писало на Руси

Задание

Рассмотрим иллюстрацию с50 кто изображён? На чём писали?

Слайд 19Берестяная грамота Звук

В 12 веке на Руси ещё не умели изготавливать бумагу и не знали об этом материале.

В Новгороде было найдено 600 берестенных грамот. А писало в 40 Древнерусских городах.

-Давайте попробуем написать на бересте

Слайд20 Пергамент

Слайд 21 Книга Звук

Книги писали от руки, красками выводили заглавные буквы, рисовали картинки на полях. Писание считалось великим делом.

Каждая буква тщательно выписали строгим правилом Уставу.

Рисунки- миниатюры. Когда все листы книги были переписаны, соединяли в переплет. Его основной служили хорошо высушенные и обработанные доски. Доски обтягивали кожей и прикрепляли металлические уголки, которые,украшали и защищали кожу. На одну книгу уходило больше годы.

Много ли было книг в то время?

Кто их переписывал?

Слайд22 Монах .

Летопись- записи событий русской истории по годам.

Кто такие монахи? С 51

Чем еще занимались?

Работа с иллюстрацией с 52 А.Васнецов, Монастырь в Московской Руси,

Монахи не только молились, писали летописи, иконы, трудились, вставали на защиту Родины.

А где живут монахи?

Слайд23 Монастырь

Монахи сохраняли память об истории Русской земли.

Слайд24 иллюстрации монастырей

Что вы заметили? (монастыри построены около рек, обнесены стенами, в центре находится храм)

Путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться.

6. Итог

Какие предметы, вещи, сооружения нам рассказали о жизни людей Древней Руси?

Как мы это называем? (памятники культуры)

Что такое кириллица, и кто ее придумал?

Что узнали о монастыре?

Как древнерусские монахи помогли нам узнать о прошлом нашей страны?

7. Проверка ЗУН

Проверь себя. Слайд25

Представьте, что вы ученые историки и должны написать какие это памятники культуры. Справа цифры и названия, слева будет выходить изображение предметы, здания вы пишите под какой цифрой это название.

Дети выполняют задание в тетради Т. С 12 №22

    в) фрески

2. б) алтарь

3. а) кириллица

4. в) пергамент

5. б) монахи

6. б) летописи

Слайд26 Вселенная Звук

Книжная выставка

Если кому то захотелось продолжить путешествие вам в этом помогут книги вы сами совершите путешествие и побольше узнать о городах, иконах, книгах.

Игра ИСТОРИЧЕСКОЕ ДОМИНО

Д/З тетрадь с 12 № 21

Методическая литература :

2. Е.В. Сизова Н.В. Харитонова Самостоятельные и проверочные рабоы

3. Д.Д. Данилов, Г.Э. Белицкой, Н. В. Иванова «Поурочные планы» 2 часть.

Дополнительная литература :

    Энциклопедия юного историка.

    Энциклопедия «Я познаю мир» (История).

    Ход урока.

    1. Орг. момент

    2. Актуализация знаний.

    История - процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд. На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о Древней Руси. А о чём конкретно мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если продолжите предложение:

    … (культура).

    Приведите примеры.

    А зачем вам это надо?

    Оглянись на предков наших,
    На героев прошлых дней,
    Вспоминай их добрым словом.
    Слава им борцам суровым!
    Слава русской старине!
    И про эту старину
    Я рассказывать начну,
    Чтобы люди знать могли
    О делах родной земли…

    (Редчайший памятник древнерусской культуры. Здание построено из белого камня в 1158- 1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые.
    Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью.)

    Дети спросили: «А зачем вы их рисуете?» На что художник ответил: «Хочу нарисовать наш город таким, каким он был во времена Древней Руси. Для этого я должен хорошо изучить все уцелевшие в водовороте времени древнерусские здания, вещи, книги. Одним словом - все …(памятники культуры), которые сохранились до наших дней.

    Закройте глаза и прислушайтесь к современному городскому шуму. А теперь представьте, что мы подошли к Золотым воротам, прошли в проём ворот, нас окутал полумрак. За спиною шумел город, гудели автомобили, доносился запах бензина. Впереди мы тоже слышим городской шум, но другой, и пахнет иначе: свежеструганным деревом и душистым мёдом (зажечь свечу для запаха). Мы прошли вперёд и перед нами предстал город Владимир 12-го века. Мы зачарованно смотрим на оживший древний город. В это время зазвонили колокола (запись звучания колоколов). Все горожане оставили свои дела и направились к верхней крепости, где сиял золотыми куполами белокаменный храм. Откройте глаза и посмотрите: это главный храм Владимира - Успенский собор.


    Увидишь ты ожившую мечту.
    Как дым костра в безветрие, как пламя,
    Как песня, храм струится в высоту;
    Он рвется в высь торжественен и строен,
    Певучей силой камень окрылен, -
    Для бога он аль не для бога строен
    Но человеком был воздвигнут он.

    (Шефнер. Б.)

    величественный

    белокаменный

    торжественный

    неприглядный

    стройный

    выразительный

    златоглавый

    Фрески

    Продолжение на с 48.

    алтарь

    икона

    Рассматривание иллюстраций.

    кириллица

    Из истории кириллицы

    Е.М.Верещагин

    Рассматривание и обсуждение.

    Кто такие монахи ?

    Где они жили? (в монастыре )

    Чтение текста на с52

    Рассматривание иллюстрации.

    летописи? ».

    Чтение текста на с 52-53

    Что такое летописи ?

    5. Обобщение.

    На доске: Золотые ворота Владимирской крепости - ворота в Древнюю Русь. Почему мы можем так сказать?

    Проверка.

    7. Итог урока.

    Оценить работу учащихся.

    Я узнал…

    Я удивился…

    Я задумался…

    8. Дом задание.

    С.46-53 (уч). с.12№22(тет.)

Просмотр содержимого документа
«Золотые ворота в Древнюю Русь »

Вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество».

Урок 8. «Золотые ворота» в Древнюю Русь.

Цели:

    сформировать у ученика образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших далёких предков;

    создать образ быта монахов средневековой Руси и монастырей как центров культуры, творческой деятельности, нравственного поведения;

    развивать умение осмысленно использовать в своей речи понятия и термины при решении творческих заданий;

    воспитывать чувство гордости за культуру своей Родины.

Ход урока.

1. Орг. момент

Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.

2. Актуализация знаний.

История – процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд. На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о Древней Руси. А о чём конкретно мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если продолжите предложение:

Древняя Русь славилась своими богатыми городами, в которых возникала неповторимая … (культура).

А что такое культура? (Все достижения человечества, всё то полезное или красивое, что было сделано человеком.)

Приведите примеры.

На прошлом уроке вы поняли, что такое культура и памятники культуры. А сегодня мы постараемся определить. Какие памятники культуры помогают нам рассказать о временах Древней Руси.

В какие века наше государство называлось Древней Русью? Откройте учебник на с. 22 и скажите. (9-13 вв.)

Откройте учебник на с. 30, посмотрите на карту и назовите, какие города входили в Древнюю Русь. (Киев, Галич, Пинск, Туров, Чернигов, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань, Курск и др.)

Встретились ли знакомые для вас названия городов, которые существуют в настоящее время?

А хотели бы вы совершить путешествие по Древней Руси, чтобы ещё лучше познакомиться с сохранившимися памятниками культуры?

А зачем вам это надо?

Мы побываем сегодня в городе Владимире. Посмотрите на карту и найдите, где находится Владимир.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…

3. Создание проблемной ситуации.

Прежде, чем отправиться в путешествие, я предлагаю вам определить, какие понятия мы уже знаем и какие не знаем.

На доске понятия: культура, памятники культуры, фрески, алтарь, икона, кириллица, монах, монастырь, летопись.

(Распределить все понятия в 2 столбца)

Какое из этих понятий самое широкое? (культура)

Все ли остальные понятия можно отнести к культуре? Почему?

Проследим, пополнятся ли наши знания к концу урока.

4. Совместное открытие новых знаний.

Отправимся мы путешествовать не одни, а с героями нашего учебника.

Родители Анюты и Илюши решили продлить своё путешествие. Когда они приехали на вокзал Владимира, то отправились гулять по городу. На одной из площадей внимание Анюты и Илюши привлекло старинное сооружение. (Показ иллюстрации)

Рядом с ребятами стоял художник. Он зарисовывал это сооружение в свой альбом. Неожиданно он повернулся к детям и сказал: «Перед нами Золотые ворота крепостной стены Древнего Владимира. Они построены в 12 веке».

(Редчайший памятник древнерусской культуры. Здание построено из белого камня в 1158– 1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые.
Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью.)

Дети спросили: «А зачем вы их рисуете?» На что художник ответил: «Хочу нарисовать наш город таким, каким он был во времена Древней Руси. Для этого я должен хорошо изучить все уцелевшие в водовороте времени древнерусские здания, вещи, книги. Одним словом – все …(памятники культуры), которые сохранились до наших дней.

Итак, какие же памятники культуры помогут рассказать нам о временах Древней Руси?

Сравним наш вывод с выводом в учебнике, с.46.

Это основная мысль нашего урока и об этом мы будем сегодня говорить.

Вам интересно оказаться в Древней Руси?

Ну, что ж, можно попробовать.

Закройте глаза и прислушайтесь к современному городскому шуму. А теперь представьте, что мы подошли к Золотым воротам, прошли в проём ворот, нас окутал полумрак. За спиною шумел город, гудели автомобили, доносился запах бензина. Впереди мы тоже слышим городской шум, но другой, и пахнет иначе: свежеструганным деревом и душистым мёдом (зажечь свечу для запаха). Мы прошли вперёд и перед нами предстал город Владимир 12-го века. Мы зачарованно смотрим на оживший древний город. В это время зазвонили колокола (запись звучания колоколов). Все горожане оставили свои дела и направились к верхней крепости, где сиял золотыми куполами белокаменный храм. Откройте глаза и посмотрите: это главный храм Владимира – Успенский собор.

Послушайте стихотворение и скажите, какие слова поэта доказывают, что собор или храм является памятником культуры.

Но вверх взгляни - над серыми холмами
Увидишь ты ожившую мечту.
Как дым костра в безветрие, как пламя,
Как песня, храм струится в высоту;
Он рвется в высь торжественен и строен,
Певучей силой камень окрылен, -
Для бога он аль не для бога строен
Но человеком был воздвигнут он.

(Шефнер. Б.)

Итак, какие слова поэта доказывают, что собор или храм является памятником культуры?

Выберите те слова, которые подходят для характеристики Успенского собора:

величественный

белокаменный

торжественный

неприглядный

стройный

выразительный

златоглавый

А что же было внутри храма, мы узнаем, прочитав из учебника, с. 47.

Чтение текста, работа с понятиями и размещение их из области неизвестного в область известного на доске.

Фрески

Каким более коротким словом можно заменить слово священнослужитель? (священник)

Продолжение на с 48.

алтарь

икона

Рассматривание иллюстраций.

Дети увидели на одной из икон затейливые буквы, но прочитать не смогли. Буквы вроде бы были знакомы, но в слова не складывались. Как вы думаете, почему?

Посмотрите на старославянскую азбуку, которая называется кириллица . Чем она похожа на современную? Чем отличается?

Специально для славян эту азбуку придумали два брата, Кирилл и Мефодий. Как вы думаете, почему азбука называется кириллица? На с. 49-ой

На иллюстрации слева вы видите этих братьев. Как вы думаете, что это за изображение? (икона)

А теперь давайте рассмотрим иллюстрации на с. 50 и определим, на чём же писали такими замысловатыми буквами?

Рассматривание и обсуждение.

В 12-ом веке на Руси ещё не умели изготавливать бумагу и даже не знали, что на свете существует такой материал. Но грамотой владели многие и для каждодневных записей использовали берёзовую кору (бересту). Буквы на ней продавливали заострённой палочкой. А вот книги писали на пергаменте - специально обработанной коже животных. Книга была очень тяжёлой. Обложки делали из тонких досок и обтягивали кожей. Украшали обложку золотыми и серебряными пластинами и драгоценными камнями. Писали их от руки. Рассматривание иллюстрации на с. 49 и 53. А кто же их писал, мы узнаем из учебника, с. 51, последний абзац.

Кто же писал в Древней Руси книги?

А кто их переписывал от руки?

Чтение и рассматривание иллюстрации.

Кто такие монахи ?

Где они жили? (в монастыре )

Чтение текста на с52

Какую очень важную работу выполняли монахи?

Рассматривание иллюстрации.

Чем занимались в монастыре монахи?

После иллюстрации на с. 52 прочитайте текст самостоятельно и найдите ответ на вопрос «что такое летописи? ».

Чтение текста на с 52-53

Что такое летописи ?

Разговаривая с художником, Анюта и Илюша, а вместе с ними и мы вновь прошли под сводами Золотых ворот.

5. Обобщение.

На доске: Золотые ворота Владимирской крепости – ворота в Древнюю Русь. Почему мы можем так сказать?

Давайте ещё раз повторим, какие памятники культуры помогают нам узнать о временах Древней Руси.(дома, храмы, книги)

6. Применение знаний на практике.

Все понятия в течение урока из колонки незнания были перенесены в колонку знания. А сейчас мы проверим, как вы усвоили эти понятия.?

Откройте рабочие тетради на с.12 и самостоятельно выполните задание №21.

Проверка.

7. Итог урока.

Оценить работу учащихся.

Подведём итог урока. Начните с любых слов.

Я узнал…

Я удивился…

Я задумался…

8. Дом задание.

С.46-53 (уч). с.12№22(тет.)