Что ожидало маленького принца на планете земля. Ты нам нужен, Маленький принц! Путешествие по планетам


На тему: Технология переговоров и организационное поведение участников

Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Как правильно составить официальное письмо или приглашение, принять партнера и провести переговоры с ним, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество? Всем этим вопросам во многих странах уделяется очень большое внимание. Особое значение деловое общение имеет для людей, занятых бизнесом. Во многом от того, насколько они владеют наукой и искусством общения, зависит успех их деятельности. На Западе соответствующие учебные курсы есть практически в каждом университете и колледже, издается множество научной и популярной литературы.

Общая характеристика переговоров

Для того чтобы вести переговоры, необходимо понять, что они из себя представляют. Переговоры - это вид совместной с партнером деятельности, как правило, направленной на решение проблемы. Они всегда предполагают, по крайней мере, двух участников, интересы которых частично совпадают, а частично - расходятся. В иных случаях мы имеем дело совсем с другими видами взаимодействия. При полном совпадении интересов сторон обсуждение не требуется, участники просто переходят к сотрудничеству. При полном их расхождении мы наблюдаем в наиболее явном виде конкуренцию, состязание, противоборство.

Обычно считается, что переговоры нужны только для того, чтобы договориться. В целом это утверждение справедливо. Переговоры нужны для того, чтобы совместно с партнером обсудить проблему, которая представляет взаимный интерес, и принять совместное решение. Однако переговоры порой используются и с иными целями.

В этом смысле переговоры могут выполнять разные функции, что необходимо учитывать, общаясь с партнером. Например, стороны заинтересованы в обмене взглядами, точками зрения, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия или решения, считая их, допустим, невыгодными или преждевременными. В этом случае функция переговоров будет информационная. В общем, это еще и не переговоры, а скорее предпереговоры.

Близкой к информационной является функция, связанная с налаживанием новых связей и отношений – коммуникативная(как ты думаешь, я правильно написала это слово?). Здесь основная задача также заключается в обмене точками зрения и информацией. Поэтому можно говорить о единой информационно-коммуникативной функции. Независимо от характера, типа конкретных переговоров эта функция обязательно в той или иной степени присутствует на любых переговорах.

К числу других существенных функций переговоров относятся регулирование, контроль, координация действий. Эти функции, в отличие от информационно-коммуникативной, реализуются, как правило, при наличии хорошо налаженных отношений партнеров, обычно в тех случаях, когда уже имеются договоренности и переговоры ведутся по поводу выполнения достигнутых ранее совместных решений.

В переговорной практике возможны и такие ситуации, когда одна из сторон (или несколько) идут на переговоры, не собираясь фактически не только ничего решать, но и даже обмениваться мнениями. Например, переговоры той или иной стороне нужны лишь для отвлечения внимания партнера.

И все же сегодня к переговорам обычно прибегают тогда, когда в одностороннем порядке решить проблему либо невозможно, либо это связано слишком с большими затратами.

Подходы и типы поведения на переговорах

Переговоры являются неотъемлемой частью деловых контактов. Американские специалисты считают переговоры «острием экономических отношений». Помимо хорошего знания предмета обсуждения необходимо владеть техникой ведения переговоров, получить определенную профессиональную подготовку.

Враги. В процессе ведения переговоров поведение участников может соответствовать трем различным подходам. Первый подход отвечает идее противостояния сторон. Стол, за которым ведутся переговоры, уподобляется своеобразному полю битвы. Согласно данной логике участники переговоров рассматриваются в качестве солдат, призванных отстоять ранее утвержденные позиции. Основной девиз таких переговоров можно выразить словами «кто - кого» или «перетягивание каната».

Друзья. Второй подход можно считать противоположностью первого. Стороны занимают дружеские позиции. Более слабая сторона ожидает от партнера по переговорам «дружеского» к себе отношения и ведет себя заискивающе. На практике этот подход встречается редко.

Партнеры. Наконец, третий подход основан на понимании сторонами необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Участники переговоров совместно анализируют ситуацию и заняты поиском таких решений, которые в максимальной степени отвечали бы интересам обеих сторон.

Как по-вашему, какой подход наиболее оптимальный для ведения переговоров? Я думаю, что все же партнеры.

На практике трудно встретить «чистые» варианты вышеописанных подходов. Скорее можно говорить об ориентации участников переговоров на один из подходов.

Реальная практика не исключает встречи с партнером, использующим разного рода «грязные уловки». Эти приемы необходимо знать и уметь их нейтрализовать.

Обращаю ваше внимания на листики, тут перечислены некоторые наиболее известные грязные уловки.

Одно из старых правил состояло в «максимальном завышении начального уровня». В ходе переговоров один из партнеров стремился как можно дольше отстаивать эту крайнюю позицию. Часто этот прием предусматривал включение таких пунктов, от которых впоследствии можно было безболезненно отказаться, выдавая это за уступку и ожидая аналогичных шагов от партнера по переговорам.

Этот прием часто приводит к отрицательным последствиям. Подобное поведение вызывает недоверие, да и современные методы оценки потенциала сторон оставляют мало возможностей для его использования.

Другой прием, близкий к описанному - «расстановка ложных акцентов в собственной позиции» и как один из вариантов этого приема - внесение явно неприемлемых для партнера предложений. Этот тактический прием заключается в том, что демонстрируется, например, крайняя заинтересованность в решении какого-либо вопроса, хотя на самом деле этот вопрос является второстепенным для данного участника переговоров. Мотивы такого поведения могут быть различными. Иногда это делается непосредственно для торга: вопрос в дальнейшем снимается, чтобы получить необходимые решения по другому, более важному вопросу.

Прием «вымогательства» также близок к только что описанным приемам. Различия скорее в том, когда эти приемы используются. Если применение первых двух наиболее характерно для начала переговоров, то вымогательство обычно используется в конце, когда стороны подошли к подписанию договоренностей. Иногда этот прием называется «выдвижением требований в последнюю минуту» . Одна из сторон в конце переговоров, когда практически становится очевидным успешное их завершение, вдруг выдвигает новые требования. При этом она исходит из того, что ее партнер, будучи крайне заинтересованным в подписании достигнутых договоренностей, пойдет на уступки. Последствия такого поведения достаточно очевидны. Конечно в этом случае, можно получить некие уступки от партнера. Но какими будут после завершения переговоров отношения между их участниками представить не трудно. Более того, репутация в современном деловом мире значит порой значительно больше, чем получение конкретных прибылей и преимуществ.

Другой прием - «постановке партнера в безвыходную ситуацию» . Довольно образно этот прием описан американским исследователем - Т.Шеллингом. Два грузовика мчатся навстречу друг другу по узкой дороге. Приблизившись, один водитель на глазах у другого выбрасывает свой руль в окно. У второго водителя два возможных варианта поведения: либо съехать на обочину, либо врезаться в него. Разумеется, первый водитель может и добиться уступки, но он, с одной стороны, рискует причинить себе значительный ущерб в случае столкновения, с другой - вызывает отрицательную оценку своего поведения с этической точки зрения. На переговорах - поставить партнера в безвыходную ситуацию - это, вероятнее всего, риск сорвать их. Соглашение же, полученное таким путем, вряд ли будет прочным. В лучшем случае можно добиться каких-то временных уступок, но не обойдутся ли они потом втридорога?

Довольно часто используются и другие приемы, связанные с оказанием давления на партнера. Один из них - «ультиматИвность требований»: либо вы соглашаетесь на наше предложение, либо мы уходим с переговоров. Понятно, что разговор с помощью ультиматума - это уже не переговоры, а попытка решить проблему в одностороннем порядке.

Еще один прием - «салями». Он состоит в том, что информация о собственных интересах, оценках и т.д. дается очень маленькими порциями по принципу нарезания колбасы салями - отсюда и название. Смысл приема в том, чтобы заставить партнера первым «раскрыть свои карты», а там уже в зависимости от этого соответствующим образом действовать. Применение этого приема оборачивается искусственным затягиванием переговоров в ущерб делу.

«Дача заведомо ложной информации или блеф». В целом этот прием исчезает из арсенала средств участников переговоров, поскольку в современных условиях его использование может стать легко и быстро очевидным, что ведет к потере репутации данного участника переговоров.

Другой тактический прием - «двойное толкование». Это как часто бывает в договорах-даются формулировки с двойным смыслом, дабы потом трактовать их в своих интересах, якобы не нарушая договор.Он предполагает следующее. Стороны в результате переговоров выработали некий документ. При этом одна из сторон «заложила» в формулировки двойной смысл, который не был замечен ее партнером, с тем, чтобы трактовать соглашение в своих интересах, якобы не нарушая его. Понятно, что подобное поведение может нести в себе весьма большую опасность.

Как быть, если партнер использует различного рода «грязные уловки? Одно из основных правил - не отвечать взаимностью. Второе, что имеет смысл сделать - это проанализировать причины, по которым партнер ведет себя „недостаточно честно“. В зависимости от результатов анализа следует в дальнейшем строить и свою линию поведения. Возможно в данной ситуации целесообразно обратиться к иной альтернативе и решать проблему либо на односторонней основе, либо совместно с другим партнером. При этом не стоит резко прерывать переговоры. Поведение, ориентированное на „хлопанье дверьми“, не лучший выход из данной ситуации. Оно осложняет в дальнейшем продолжение диалога.

Заключение

Не осознав общие закономерности, присущие процессу переговоров, невозможно правильно, с учетом ваших целей и задач, построить взаимодействие с партнером. На начальных этапах, приступая к ведению переговоров, не стоит жалеть время на анализ того, что произошло и происходит на данных переговорах, как строится процесс их ведения. В дальнейшем это будет сведено до автоматизма и не понадобится столь подробного разбора. Появится то, что обычно называется опытом ведения переговоров. Однако, чтобы это действительно произошло, придется потратить немало усилий.

Акцент - особенности произношения, свойственные говорящему не на своем родном языке; ударение, выделение

Анализ - исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы

Блеф - выдумка, обман, введение в заблуждение, чаще всего с корыстными целями

Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей Девиз - краткое изречение (иногда латинское), изначально характеризовавшее жизненные принципы и цели

Заискивающе - извилисто, не прямо

Интерес - участие, принимаемое в каком-либо событии; выгода, польза материальная или нравственная

Информация - сведения, воспринимаемые человеком и (или) спец. устройствами

Логика - Способность правильно мыслить

Мнение - суждение общества о чем-н., отношение общества к чему-н

Ориентация - критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей

Опыт - знание, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений

Отношения - объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции

и положения других (эх как дискретно.., прим. Ежа)

Поведе? ние - способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации.

Поведение - овокупность действий, изменений изучаемой системы, ее всякая реакция на внешние воздействия (изменение, развитие, рост)

Позиция - положение, расположение чего-либо

Понимание - психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу

Правило - установленное требование

Проблема - в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения

Регулирование - управляющее, корректирующее воздействие

Репутация - за кем-либо или чем-либо добрая или худая слава; ходячее мнение о ком-либо

Решение - выбор одной или нескольких альтернатив из множества возможных

Смысл - идеальное содержание, идея, конечная цель (ценность) чего-либо

Тактический - искусный

Технология - совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых осуществляется производственный процесс

Толкование - то или иное объяснение, разъяснение чего-н., понимание чего-н. с какой-н. точки зрения

Требование - действие, выражающееся в настойчивой, категорической, просьбе исполнить что-либо

Уловка - прием, ухватка, сноровка, ловкость и привычка в деле, сметка, сручность; уменье или смышленость, проворство, либо навык

Ультиматум - требование, связанное с ограничением времени, данного на его исполнение, а также с угрозой серьёзных последствий в случае его неисполнения

Уровень - степень

Цель - назначение, желаемый к достижению смысл

Функция - работа, производимая органом, организмом

Честность - объективность, объективное отношение к чему-либо

Литература:

1) Лионель Белланже
Переговоры 2003

2) Пол Т. Стил, Том Бизор
Переговоры в бизнесе. Практическое пособие 2002

3) Данкел Жаклин «Деловой этикет», 2000г.

американский экономист, лауреат Нобелевской премии 2005 г. «За расширение понимания проблем конфликта и кооперации с помощью анализа в рамках теории игр». Профессор Мэрилендского университета. Президент Американской экономической ассоциации в 1991 г. Лауреат премии Фрэнка Сейдмана (1977).

17. Этический кодекс организации

Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности.

Первыми универсальными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (Десять заповедей Ветхого завета). Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей.

В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.

Потребность в частных кодексах (например, кодексы объединений, профессий) возникла в связи с тем, что универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизировала общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.

Проблема взаимоотношений между работодателями, наемными работниками, предприятиями не нова. Еще в 1912 г. российскими предпринимателями был разработан свод этических правил - «Семь принципов ведения дел в России».

1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавший, кто тебе поверит?». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности. Любая компания, или предприятие имеют свод законов и правил.

«Маленький принц» – легендарное произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Эта детская сказка для взрослых была впервые опубликована в 1943 году, с тех пор в мире нет человека, который бы не знал ее главного героя – мальчика с золотыми волосами.

«Маленький принц» переведен более чем на 180 языков, по его мотивам сняты фильмы, написана музыка. Книга стала частью современной культуры и разлетелась на цитаты.

«Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь»

В аллегорическом повествовании Антуана де Сент-Экзюпери планета – это душа, внутренний мир человека, а дурная трава – его плохие мысли, поступки и привычки. От семян «дурной травы» следует избавляться немедленно, пока она не пустила корни, не стала чертой характера и не разрушила личность. Ведь если планета очень маленькая, а баобабов очень много, они разорвут её на клочки.

«Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками»

Некоторые люди неприятны нам, «скользкие» и изворотливые, как гусеницы. Но это не значит, что внутри у них нет ничего прекрасного. Возможно, они лишь ищут свой путь, и когда-нибудь превратятся в прекрасных бабочек. Надо быть терпимее к недостаткам окружающих и уметь видеть прекрасное даже в нелицеприятном.

«Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз…»

Сочувствовать чужой боли, искренне и деликатно, – трудно. Почти так же, как просить прощения, когда обидел. Все слова кажутся ненужными и неправильными. «Страна слёз» действительно непостижима. Но главное – не разучиться сопереживать, не очерстветь, откручивая очередной неподатливый болт.

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

Дети удивительны. Пока их не научат думать «правильно», в их головках рождаются прекрасные идеи. Их фантазия безгранична и чиста. Жаль, взрослые не помнят, как невинна и прекрасна «планета» ребёнка. Антуан де Сент-Экзюпери на протяжении всей книги напоминает, как важно сохранить ребёнка внутри себя и не зарывать в землю свои детские мечты и таланты.

«Слова только мешают понимать друг друга»

Люди произносят миллиарды слов. Большая часть – ненужные и пустые. А о скольких словах приходится жалеть? Но так устроен мир – без слов, наверное, не было бы общества. Нужно лишь не забывать, какой силой они обладают – одной фразой человека можно сделать счастливым или несчастным, заставить плакать или смеяться. Будьте осторожнее. И берегите людей, с которыми вам комфортно молчать, – это бесценно.

«Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни»

«Земля – планета непростая! Люди занимают на Земле не так уж много места». Нас 7 миллиардов. Даже больше. Но у каждого из нас есть всего пару по-настоящему близких людей. Как ни цинично, мы любим не людей, а время, проведенное с ними. Общие переживания и приключения – вот что делает твою розу уникальной, непохожей на тысячи других роз.

«Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать»

Одиночкам проще. Сам за себя, зато и не обманется, не будет больно. Довериться сложно. Вернее очень страшно. Если бы всё-таки были магазины, где торгуют друзьями, многие бы стали постоянными покупателями. Но, к счастью, их нет. И приходится «приручаться». Чертовски страшно. Ведь все мы знаем, что редкая дружба обходится без слёз.

«Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Если кто-то поистине мудр, так это де Сент-Экзюпери. Люди обожают «выносить приговоры» друг другу (особенно в интернете – хлебом не корми, дай написать осуждающий комментарий). Это же так просто. Сказал человеку, в чём он не прав, и ничего больше делать не нужно. Другое дело – судить самого себя. Как минимум, придётся прополоть баобабы.

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

«Слушай своё сердце» – эту фразу часто можно услышать в песнях и фильмах. Пожалуй, она вторая по популярности после «Я тебя люблю». От этого мы не воспринимаем её всерьёз. Но это не отменяет её глубины и мудрости. Нельзя верить лишь внешнему, нельзя быть рациональным всегда и всюду. Доверяйте своему сердцу – оно не подведёт.

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

Это слова, не требующие рассуждений. Ни на минуту, ни на секунду нельзя забывать о близких. Мы обязаны делать так, чтобы они никогда не попадали в страну слёз. Мы обязаны укрывать их стеклянным колпаком своей заботы.

В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа»

Канашского района Чувашской Республики

Исследовательский проект

Вернется ли Маленький принц на Землю?

(по сказке Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»).

Номинация «Инновационные методики и технологии в обучении»

языка и литературы

МБОУ «Малобикшихская СОШ»

Канашского района Чувашской

Республики

Иванова Зоя Алексеевна.

2018 год

Ключ для жизни Экзюпери и его творчества

«Каждая минута нашего молчания убивает тех, кого я люблю…Держитесь… Мы идем… Идем… Мы спасем вас», - записал в своем дневнике Экзюпери, когда он и его механик несколько дней шли по пустыне Сахара.

Смерть страшна потому, что отзовется болью в сердцах любимых.

- ответственный,

- защищать утерянные ценности

Введение.

Выбор темы «Вернется ли Маленький принц на Землю?» по философской сказке для взрослых Антуана де Сент-Экзюпери неслучайный. Сказка написана в 1942 году, она окончательно закрепила его широчайшую популярность и писательский авторитет. Произведение впервые было опубликовано в 1943 году в Нью –Йорке.Экзюпери уже в 30-40 –х годах предупреждал, что «мы идем к самым черным временам мира». И если современный человек не изменится, то угроза жизни человеку неизбежна. Поэтому французский писатель создал концепцию современного человека. Он должен быть

- ответственный,

- иметь обостренное чувство самосознания,

- уметь выстоять в новой обстановке,

- уметь отвести от себя страшную угрозу,

- защищать утерянные ценности.

Антуан де Сент -Экзюпери показывает нам, что только сохранение детства в душе взрослых спасет человечество от катастрофы. Значит, выбор жизненного пути взрослыми - основной вопрос нашего времени – XXI века.

Так вернется ли Маленький принц на Землю?

Об этом исследовательский проект.

Французский поэт, писатель и летчик

Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе в семье инструктора страховой компании. Мать будущего писателя также происходила из старинного дворянского рода. Она, талантливая художница, создала для своих пятерых детей «край детства». Когда мальчику исполнилось 4 года, его отец внезапно умер.

Антуан блестяще знал математику, физику, латынь и французский язык, писал стихи и прекрасные сочинения, очень любил читать. Он всегда и во всем хотел быть первым, не любил проигрывать ни в споре, ни в игре. Он художник, играл на скрипке, хороший инженер – изобретатель.

Экзюпери любил пустыню, так как в пустыне никто не мешает погрузиться в себя. Здесь человек познает цену жизни. И арабы за бурную деятельность Экзюпери назвали его «Хозяином пустыни». Он несколько раз попадал в аварии и катастрофы, умирал от жажды и потери сил в пустыне.

Он пишет произведения, сценарии для кино, испытывает самолеты, читает лекции об авиации в разных странах, пишет репортажи и о нашей стране – о СССР.

Но главным делом для него была литература. Главное в произведениях Экзюпери –не рассказ о событиях, а его мысли. И насколько актуальны сегодня его высказывания!

«Работа – только ради материальных благ – духовная тюрьма» , - писал Экзюпери.

1941 год. Он отказывается от поста в Министерстве информации, рвется на фронт, в истребительную авиацию, хотя ему 43 года. А для летчиков предель- ный возраст – 35 лет. Он не только летает, но и пишет книги «Военный летчик», «Письмо заложнику», «Цитадель», работает над военными изобретениями совместно с американскими специалистами по аэродинамике. В 1942 году написал философскую сказку для взрослых «Маленький принц», она была издана в Нью – Йорке.

В мае 1944 года он пропал без вести. И только в 1950 –е годы в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись, документально подтверди-вшая, что самолет Сент –Экзюпери был сбит фашистским истребителем и сгорел над морем.

Но звезда Экзюпери не гаснет. Он признан во Франции национальным героем. Мемориальные доски, памятные медали, марки, портреты, кружки, улицы… носят его имя.

Во всем мире тиражи его книг огромны, ибо они рассказывают о смысле и цели в жизни, проникнуты верой в величие человека и его призвание. Они излучают человеческое тепло, обращены к людям. Они противоположны тому, чем стала сегодня литература.

Его биография вышла в серии «Лучшие писатели разных веков».

Российские космонавты поставили Экзюпери первым в списке своих самых любимых авторов.

После победы над фашизмом встанет основной вопрос нашего времени - о путях человека. Экзюпери уже в 30-40 –х годах предупреждал, что «мы идем к самым черным временам мира».

Экзюпери призывает людей жить по- человечески, то есть, как он пишет в своей сказке, «зорко одно лишь сердце»:


  1. Надо понять, что человек в ответе за все, кого приручил, за будущее в ответе.

  1. Люди должны научиться понимать друг друга.

  2. Осознать, что в душе каждого взрослого человека должна жить душа ребенка.

  3. Понять, что человеку нужен друг.

  4. Убедиться, что зорко лишь сердце.

  1. Учиться любить все живое на планете Земля, быть великодушным, нетерпимым к злу, верным, активным.
7. Понять особенность этой философской сказки: она отличается от народных и литературных сказок, так как в ней сама современность, сложные проблемы XXI века.

Актуальность исследования

Анализ необычной сказки «Маленький принц» ярко раскрывает основную мысль автора – его неравнодушное отношение к поднимаемой им проблеме выбора жизненного пути взрослыми , так как это основной вопрос нашего времени – XXI века.

Антуан де Сент -Экзюпери показывает нам, что только сохранение детства в душе взрослых спасет человечество от катастрофы.

Значимость исследования

Эту философскую сказку для взрослых должны прочитать все старшеклассники, так как понятие «Маленький принц» имеет расширенный смысл:

это твой внутренний духовный мир -мир детства,

это умение по – настоящему ценить жизнь,

это соответствие концепции современного человека.

Экзюпери - создатель концепции современного человека.

Современный человек должен быть ответственным, иметь обостренное чувство самосознания, уметь выстоять в новой обстановке, умеет отвести от себя страшную угрозу, защищать утерянные ценности.

Предмет исследования

Объектом исследования не случайно стала философская сказка Экзюпери «Маленький принц» (написана в 1942 году), ведь интерес к его книгам огромен во всём мире. Его произведения любят,потому что он пишет о самом главном – о смысле и цели в жизни, о вере в человека.

Книга отвечает на злободневный вопрос современности: «Что нам делать, как себя вести, чтобы не случилось самого страшного – техногенной катастрофы и гибели людей на планете Земля?».

Об этом и о многом другом мы узнаем из произведения Экзюпери «Маленький принц».

Проблемы, поставленные мною в проекте.

1.Показать, что в жизни людей XXI века выбор пути в будущее должен занимать важное место, чтобы сохранить мир на земле; понимать, что мы команда одной планеты, поэтому нам необходимо возвращение Маленького принца - возвращение взрослых в детство, чтобы люди были добрыми, человечными.

2. Доказать, что книга «Маленький принц» – произведение искусства, так как в нем все метафорично: и язык, и образы.

Выдвижение гипотез

1.Предполагаю, что книга Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» действительно учит нас правильно понимать смысл и цель в жизни , быть современными , то есть не забывать, что «ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

2.Увидеть психологизм в тексте: произведения искусства действительно волнуют душу читателя, учат переживать, болеть за свою судьбу и судьбу близких, за судьбу общества, человечества.

Цели исследования

1. Доказать, что утешить нас в нашей печали может только возвращение Маленького принца.

3.Обосновать, что нам не страшно жить, если есть у нас произведения Экзюпери, которые учат нас встать на пути Зла и Бессмертия.

Задачи исследования

2.Почувствовать, что именно метафорический язык выражает горячие чувства Экзюпери.

Цитаты из произведений французского писателя

У каждого человека свои звезды.

Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.

Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля.

С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

Судить себя куда труднее, чем других.

Мы чуть не погибли от разума, лишенного сущности.

Истину выкапывают, как колодец.

Подлинная радость – это радость разделенная.

Исследование первое.
Мир детства - это воображение, творчество…
Маленький принц - идеальное изображение детства
.

1. Принц 43 раза за один день видел заход солнца.

2. Произведение начинается с изображения странных рисунков. Это мир детства: шляпа –это удав, проглотивший слона. «Вот тебе ящик. А в нем сидит твой барашек».

3. Ежедневно выпалывает первые ростки баобабов., чтобы не было зла на планете - фашизма (Экзюпери это имеет в виду).

5. Дети верят плохо одетому человеку, не любят цифры, верят, что был Маленький принц.

6. «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби».

7 .Имеют друзей, краски, рисуют, не стареют душой, видят барашка сквозь стенки ящика.

Исследование второе.
Мир взрослых – у них нет воображения: повторяют то, что им скажешь.
Летчик – идеальное изображение взрослых.

(Расшифровка кодов – предложений)

1. Взрослые должны беседовать со своей душой, но это возможно только в пустыне. А на Земле люди заняты своими делами.

2.Что же делать людям? Постараться это сделать – заглянуть в свою душу. Увидеть закат…

3. Шляпа – это шляпа. Ящик – это ящик.

4. Взрослые не видят баобабов.

5. Сколько лет твоему другу? Сколько зарабатывают его родители? И т. д.

6.Взрослые не верят плохо одетому человеку, любят цифры. Не верят, что был Маленький принц. Но если им сказать, что он прилетел с планеты Б -612, то они поверят.

7 Я видел дом за сто тысяч франков. Какая красота!

8. Не имеют друзей, т.к. хотят все готовое иметь, как в магазине. В магазине нет друзей, не продают.

9.Не рисуют, стареют душой, не видят барашка сквозь стенки ящика.

Исследование третье - «Мир взрослых».

(Расшифровка кодов – предложений)

Планеты и их обитатели

Первая планета король: у него неограниченная власть и беспрекословное повиновение («Власть должна быть разумной» - это понравилось принцу).

Вторая планета честолюбец: у него равнодушие, эгоизм, самовосхищение и самовосхваление, тщеславие и пустота. Маленький принц сбежал на другую планету.

Третья планета горький пьяница: принц, растерянный и недоумевающий, отправился дальше.(«Взрослые очень, очень странный народ»).

Четвертая планета - «деловой человек»: занят бессмысленным подсчетом звезд. – Это уже социальная сатира автора на бизнесменов.(« Взрослые и правда поразительный народ», и принц ушел).


  • Пятая планета – фонарщик: он понравился Маленькому принцу («Думает не только о себе». Верный слову, умеет работать не покладая рук, вопреки лени и трудностям освещает людям путь. Принц хочет подружиться с фонарщиком).
Шестая планета географ: «никогда не выходит из кабинета»,«очень важное лицо», «ему некогда разгуливать», но думает о вечном, и принц вспоминает о своей недолговечной розе.

Седьмая планета Земля, непростая планета: здесь принц хочет найти праведников. Но – пустыня, «Но среди людей тоже одиноко», - сказала змея. Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти в ней товарищей.

Таким образом, принц понял, что взрослые посвятили свою жизнь неразумным целям. Почти все обитатели планет не понравились Маленькому принцу, то есть это не детство. А Экзюпери мечтал увидеть детство в душе взрослых.

Исследование четвертое.

Образы и их роль в сказке.

(Расшифровка символов – слов)

Гора –символ спасения, и человеческая жизнь мыслится как движение вверх, к совершенствованию духа и добродетели.

Летчик : в его душе сохранилось детство.

Почему сказка начинается и заканчивается встречей со Змеей?

(Маленький принц, жертвуя собой, спасает человека от укуса змеи, то есть ценой своей жизни побеждает зло.

И именно змея, по преданиям африканских племен, берет ребенка из рук Бога и передает его родителям. Еще змея – это символ чудодейственной силы и горестного знания судьбы человеческой.

Змея приняла принца на Земле, показала ему дорогу к людям и предсказала, что в конце повествования она поможет принцу, дав своего яда, вернуться на родную планету. Здесь змея –символ мудрости.

Роза

Почему Маленький принц горько плачет, увидев на Земле сад с многочисленными розами? (Любимая Роза обманула его, сказав, что она единственная).

Что или кого символизирует в сказке Роза?

Это третья символическая фигура, наряду со Змеей и Лисом, которую принц выращивает на своей планете и которая доставляет ему столько забот и беспокойства. Прекрасная и капризная Роза символизирует женщину – жену писателя, Консуэло. Поэтому Роза для принца – единственная на свете, потому что он ее «приручил». Он возвращается к своей Розе, потому что человеку нужен всего лишь один цветок, который наполнит душу светом и заполнит его сердце любовью.

Лис – это герой из народных сказов, олицетворяет жизненную мудрость. Он знакомит принца с человеческим сердцем, учит любить и дружить. А люди забыли о любви и дружбе.

Но Лис помогает нам поверить, что лишь приручив, можно познать что –нибудь. Человек нуждается в общении с кем – нибудь. И человек в ответе за то, что приручил.

Маленький принц приручил Розу, единственную на свете. Она заполняет сердце любовью. Потому он возвращается к ней.

А любовь – это труд души, неустанная работа. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» – вот секрет, открытый принцу Лисом. « Это надо запомнить», - повторяет принц слова Лиса.

Выводы.

Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе: сгорать от стыда за нищету, гордиться победой товарищей… , отвечать за «прирученных» - кошку, цветок… А если надо, то и умереть за них: принц умирает, чтобы вернуться к своей Розе.

Принц изменился? Да, особенно после встречи с Лисом:он узнал дружбу и любовь. Маленький принц очень отличается от других сказочных героев, фэнтази-героев, наделенных волшебством, сверхсилами. Наоборот, автор показывает его хрупкость на фоне большого и не всегда дружелюбного мира. Часто мы не замечаем своих пороков. Они стали привычны. Но разве это хорошо: делать привычным, нормой жизни гордость, эгоизм, жадность, пьянство?

Вернется ли маленький принц на Землю?

Может быть, ведь писатель сказал: «Это очень печально, когда забывают друзей… Единственная настоящая роскошь – роскошь человеческого общения…». Это дороже катастрофы, войны!

Какой подарок подарил принц взрослому другу?

Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь – и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!... И тебе будет приятно…

Наш рост – это исправление ошибок, преодоление противоречий – единственно плодородная почва для духовного роста человека.

Кто мы? Мы - люди! И самое главное для нас – отношение между людьми; это бесценная, но очень хрупкая человеческая ценность. Нам надо беречь это!

По мнению Экзюпери, человеком становятся отдавая, а не приобретая, человек измеряется тем, что отдано другим людям, обществу.

Заключение


  1. Антуан де Сент –Экзюпери– Учитель, развивающий наш интеллект, наши человеческие чувства.

  2. Жизнь – подвиг французского писателя служат для нас примером, ведь он был очень активным: поэт, писатель, инженер, музыкант, художник, летчик – испытатель, изобретатель, патриот, целеустремленно боролся с фашизмом, имеет много наград.

  1. Экзюпери – один из самых любимых писателей на Земле.

  2. Солидарностью с детством мы защитимся от войны.
5. Я поняла, что современный человек отвечает за все на Земле.

6. Нужно уметь дружить, любить, помочь окружающим пробудиться.

7. Читая Экзюпери, мы учимся правильному общению с людьми, с природой, повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше, чище и богаче, а это очень важно в современном обществе.

8. Актуальность исследования очевидна: в наш век жить нужно в борьбе за выживание,

9. Две гипотезы и две проблемы мною доказаны, раскрыты. Для этого я использовала такие методы: компонентный анализ текста, коды Ролана Барта, символические фигуры – это наносмыслы и наносемы, смысловой анализ текста.

10. Вторая проблема и вторая гипотеза связаны с языком. Экзюпери создал настоящее произведение искусства, я восхищалась его умением обращаться со словом, а также почувствовала глубокий психологизм в тексте: боль писателя за судьбу людей, его переживания, горячее желание писателя помочь нам, читателям, сохранить жизнь на Земле.

Список литературы

2. Григорьев В.П. Антуан Сент –Экзюпери: пособие для учащихся. –Л.: Просвещение, 1973. – (Биография писателя).

3. Вайсман Н.И. «Зорко одно лишь сердце» («Маленький принц» Сент – Экзюпери в VIII классе)

// Лит –ра в шк. – 1992.- №1.- с.118 -124.

4. Сент – Экзюпери А.де. Планета людей: повесть. Военные записки.1939- 1944/ пер. с фр.: вступ. Ст. Л. Г, Андреева.- М.- Дет. Лит.2001.- (Школьная библиотека).

5. Гавриш Т. Р. «За всех в ответе…»: к 100- летию со дня рождения А.де Сент –Экзюпери //

Уроки лит- ры (прилож. К журн. «Лит –ра в шк.» № 6).-2000.-№2.- С.8 -11.

6. Урукова Л.А. Ты нам нужен, маленький принц!: сказка А.де Сент –Экзюпери //Уроки лит –ры.- 2000.- №2. С. 14 -15.

1. Вы прочитали сказку Сент-Экзюпери «Маленький принц». О ком и о чём эта сказка? Кто её герои? Расскажите о каждом из них.

В этой сказке рассказывается о встрече двух её персонажей - рассказчика и Маленького принца, об их жизни до этой встречи, их взаимоотношениях с другими людьми и не только с людьми (с розой, например).

Рассказчик - уже взрослый мужчина, лётчик, потерпевший аварию над Сахарой. Когда-то он тоже был маленьким мальчиком и чувствовал этот мир так же тонко, как сейчас это делает Маленький принц, но взрослые не понимали его порывов, не поддержали его творческих начинаний, и он уже перестал надеяться на то, что когда- нибудь он встретит человека, который его поймёт. Он стал обычным взрослым с обычными для взрослых интересами и проблемами. Но тут, в пустыне, он встретил Маленького принца - ив нём проснулись те самые его детские чувства, чистота, тонкость восприятия.

Маленький принц - житель одной маленькой планеты. Его образ - эго сосредоточение всего лучшего в человеке, особенно отчетливо проявляющегося в душе ребёнка. Он чист, наивен, любознателен, отзывчив.

Писатель рассказывает нам всего о двух героях (рассказчике и Маленьком принце), но мы чувствуем, что эта сказка далеко не так проста, как кажется: если вглядеться в неё повнимательнее, то мы понимаем, что эта сказка - вообще о мире и людях, его населяющих, об их взаимоотношениях, чувствах, поступках.

2. Что в этом произведении сказочного и что реального?

В этом произведении сказочна фигура Маленького принца и всё, что с ним связано: его появление, его рассказ о маленькой планете и о говорящей розе. Реальную же сторону повествования представляет рассказчик, а также рассуждения о человеческих взаимоотношениях (даже если они скрываются под видом отношений Маленького принца и розы).

3. О чём узнаёт Маленький принц и мы вместе с ним?

Маленький принц (а вместе с ним и мы) во время своего путешествия узнаёт, что гораздо важнее наслаждаться красотой природы, нежели заниматься бессмысленным делом и твердить, что ты человек серьёзный; что не все существа «с шипами» злые, просто они пытаются так защититься от тех, кто пытается на них нападать; что если кого-нибудь любишь, то ты уже счастлив от одного осознания того, что это существо есть на свете; что нужно следить за порядком «на своей планете».

Почему Экзюпери «Маленький принц» называют философской сказкой?

В сказке есть глубокий подтекст, который заставляет воспринимать прочитанное не как сказку, а как размышление о реальной жизни и отношении человека к ней.

Что такое аллегория?

Это иносказательное изображение предметов, понятий. Например, Маленький принц олицетворяет безграничное детство, чистоту души.

Почему действие сказки происходит в пустыне?

В чем заключается аллегорический смысл того, что Маленький принц показан путешествующим? Что олицетворяют планеты, на которых побывал Маленький принц?

Каждая из них — воплощение какого-то желания, перешедшего в манию: стремление к власти, жажда богатства, пристрастие к алкоголю и т. д.

Что видит принц на Земле? Чем она отличается от других планет?

Она вмещает в себя всех: и дельцов, и географов, и королей, и пьяниц, и многих других. Все они отреклись от детства, утратили чистоту, наивность, умение бескорыстно любить.

Что олицетворяет в сказке роза?

Все прекрасное: красоту, любовь, то, что нуждается в нашей заботе и внимании.

Что изменила в летчике встреча с Маленьким принцем?

Он возвращается понявшим, как надо жить: надо любить свою землю, дом , друзей, уметь ценить главное в жизни, не быть легкомысленным, не тратить жизнь на пустые и суетные дела, быть ответственным, доверять своему сердцу.

1. Кто были прообразами главных героев этой сказки - принца и лётчика, посадившего самолёт в пустыне?

Экзюпери в детстве, взрослый Экзюпери

2. Как Маленький принц попал на Землю?

Прилетел с другой планеты

3. Какая картинка впечатлила маленького Антуана настолько, что он решил нарисовать свой рисунок?

Огромная змея - удав, глотала хищного зверя

4. Что посоветовали взрослые, когда увидели рисунок шестилетнего Антуана «Удав, проглотивший слона»?

Не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием

5. С какого астероида, по предположению лётчика, прилетел принц?

Астероид Б-612

6. Что попросил нарисовать принц лётчика при встрече с ним в пустыне?

7. Как Маленький принц ухаживал за розой?

Поливал, оберегал от ветра, накрывал стеклянным колпаком