Составные элементы интонации. Конспект урока "Понятие о бессоюзном сложном предложении


Страница 25 из 27


Интонация в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью

В сложных предложениях есть особенности вза­имодействия синтаксиса и интонации. Они разнооб­разны. Так, в сложноподчиненных предложениях с союзной связью наибольшие возможности интонации проявляются в структурах с препозицией главной синтаксически завершенной части: здесь средствами интонации передается увеличение или уменьшение смысловой самостоятельности главной части. С по­мощью ИК-1 на стыке частей выражается увеличе­ние смысловой самостоятельности, по своим инфор­мационным возможностям главная часть сближается с простым предложением: Семинар в этот день отменили/, так как не закончилась конфе­ренция; По этому вопросу организовали отдельную се 1 кцию, /чтобы выслушать разные мне 1 ния; Он потерял кассе 1 ту, /на которой была записана диску 1 ссия. Уменьшение смысловой самостоятель­ности главной части передается с помощью ИК-3. Эта интонация функционально соответствует расчле­ненным союзам (потому... что, для того... чтобы и др.) и анафорическим словам (тот... который, тот самый... который и др.); ср.: Семинар в этот день отмени 3 ли, /так как не закончилась конфе­ренция. - Семинар в этот день отменили потому 3 , /что не закончилась конференция; Он поте­рял кассе 3 ту, / на которой была записана диску 1 ссия. - Он потерял ту самую кассе 3 ту, / на которой была записана диску 1 ссия.

Возможности варьирования смысловой самостоя­тельности главной части сложноподчиненного пред­ложения зависят от ее лексико-синтаксического со­става. Покажем это на примере предложения с ко­торый. В данном случае существенно, чтобы распро­страняемое слово было информативно достаточным и обладало способностью включаться в ассоциативно-тематические связи: На студию он приехал по кон­тракту, / который заключили с ним после успеха его фи 1 льма. Эти связи (в данном случае - по кон­тракту, по приглашению, как турист) сближают информативные возможности главной части сложно­подчиненного предложения с простым предложени­ем. Если эти связи выражены лексически, то смыс­ловая самостоятельность главной части обычно не варьируется, на стыке частей, как правило, употребляется интонация завершенности: Кроме бо­лезни ма 3 тери, / были и други 1 е причины, / о ко­торых он не хотел говори 1 ть.

Если распространяемое слово в составе сложного предложения может передавать значение целого и части, то эти значения реализуются с помощью ИК-1 и ИК-3; ср.: Льготные путёвки выдавали студе 1 нтам, / которым трудно было оплатить их полную стоимость (т.е. в отличие от сотрудников, аспирантов). - Льготные путёвки выдали сту­де 3 нтам, / которым трудно было оплатить их пол­ную стоимость (т. е. некоторой части студентов).

В сложносочиненных предложениях посредством интонации сочинительные связи могут преобразовы­ваться в подчинительные; ср.: Я не был в этих местах три го 1 да, / и не узнал знакомую пло 1 щадь. - Я не был в этих местах три го 3 да, / и не узнал знакомую пло 1 щадь.

Говоря об особенностях взаимодействия синтак­сиса и интонации в сложных предложениях с бессоюзной связью, важно обратить внимание на роль интонации и смысловой связи между частями бес­союзного сложного предложения. Интонация является средством разграничения в тексте синтаксически простых предложений (высказываний) и бессоюзного сложного предложения с недифферен­цированными значениями. Например: Учительница была больна 1 . Уроки вела практикантка и Учи­тельница была больна 3 , / уроки вела практи ка 1 нтка - это соответствует предложению с союз­ной связью: Когда (если, так как) учительница была больна, уроки вела практикантка. При инто­национной выделенности глаголов в форме будущего времени значение условия проявляется более от­четливо: Пройду 3 конкурс, / меня возьму 1 ут на эту работу.

Роль смысловой связи наиболее ярко проявляет­ся при выражении обоснования, когда в первой час­ти бессоюзного сложного предложения выражаются такие смысловые отношения (отрицание чего-либо, оценка, необычная ситуация), которые требуют или допускают обоснование, мотивацию. Такая смысло­вая связь является самодостаточным различительным признаком бессоюзных сложных предложений с отношениями обоснования. Интонация в таких предложениях отличается большим разнообразием:

Отрицать городскую культу 3 ру /глупо и кощу 2 нственно: / именно го 2 род сделал Шукшина профессионалом культуры/ (газ.) (один из возможных вариантов осмысления).

Тебе-то хорошо 2 ! Сы 6 н поступил, / кварти 6 ру получила! (оценка, размышление)

Зря 2 ты переживаешь! / По ко 2 нкурсу-то / он прохо 3 дит! = По ко 2 нкурсу / он прохо 3 дит!

Употребление ИК-2 (или ИК-2 в сочетании с ИК-3) обычно усиливает обоснования и передает оттенки, которые словесно можно выразить так: вот в чём дело, вот почему. Высказывания типа По ко 2 нкурсу-то/ он про хо 3 дит могут употребляться и как вопросительные, образуя вопросно-ответную связь высказываний, при­надлежащих разным говорящим. Это еще один слу­чай проявления общей закономерности: в русском языке есть класс высказываний, в которых выражены синтаксическая структура, лексический состав, интонация, но еще остаются потенциальные значе­ния, реализуемые только с помощью смысловой свя­зи в контексте.

Таким образом, в разных высказываниях инто­нация завершенности (при нейтральной завершен­ности ИК-1, при подчеркивании ИК-2, при эмоцио­нальном подчеркивании ИК-5) связана с выражени­ем ремы или усилением смысловой важности, само­стоятельности какой-либо части внутри предложе­ния (высказывания); интонация незавершенности (ИК-3, ИК-4, ИК-6) связана с выражением усиления связи между частями высказывания в результате уменьшения их смысловой самостоятельности.

Часто задают вопрос: как же так? Такое интона­ционно-смысловое и интонационно-эмоциональное разнообразие речи - и всего семь типов интонаци­онных конструкций? Ответ кроется в множествен­ности комбинаций интонационно-звуковых и лексико-грамматических средств. Перечислим основные составляющие этой множественности.

Интонация представлена как система интонаци­онных средств: тип ИК, место центра ИК, членение предложения на ИК, пауза. Каждое из средств имеет свои системы оппозиций, обусловленных той или иной особенностью грамматического строя языка и семантических свойств интонационно выделенного слова.

Каждый тип ИК в потоке речи представлен ря­дом многочисленных реализаций, нейтральных и эмоциональных, имеющих какую-либо особенность строения. Средняя степень выраженности акустических компонентов каждого из средств является точ­кой отсчета, фоном, сравнением интонационных усилений или ослаблений.

Важнейшим является положение о том, что каж­дая из нейтральных и эмоциональных реализаций ИК может употребляться в предложениях с разным лексико-синтаксическим составом и в зависимости от этого имеет разную функциональную нагрузку и по-разному воспринимается. Выражаясь метафори­чески, можно сказать, что один и тот же тип ИК в разной лексико-синтаксической одежде воспринима­ется по-разному и с точки зрения смыслового, и е точки зрения эмоционального содержания. В звуча­щей речи разнообразные возможности лексико-синтаксических и интонационно-звуковых средств составляют неразрывное единство, поэтому пред­ставляется невозможным анализировать центр ИК вне интонационной конструкции, в отрыве от син­тагматического членения. При таком подходе к из­учению интонации сокращается терминология: та­кие понятия как логическое, синтагматическое, эм­фатического ударение, акцентное выделение отра­жают частные случаи употребления центра интона­ционных конструкций, разного по качеству (в зави­симости от типа ИК), по местоположению (конечное/неконечное), по смысловому эффекту (в зависимости от семантических свойств выделенного слова).

Теперь переходим к сложному вопросу о вос­приятии звучащей речи носителями языка, то есть узнавании, различении и способности воспроизвести сознательно тот или иной тип интонации. Содержание проблемы становится более ясным при сравнении механизма восприятия звучащего слова и предложения. Носители языка способны большей или меньшей точностью назвать звуки, составляющие какое-либо слово, например, стол, сто­лик. Но звучащее предложение воспринимается носителями языка в целом, как единство смыслового и эмоционально-стилистического содержания. Обратим внимание на то, что в словарном составе русского языка есть такие выражения: повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечислительная и др. интонации. Это свидетельствует о том, что, на­чиная различать интонацию, носители языка в од­ном случае определяют ее с точки зрения коммуни­кативного типа предложения, в других - с точки зрения эмоционального состояния говорящего, в третьих случаях - по синтаксическому признаку. В то же время носители языка, как правило, не заме­чают, что даже в нейтральной речи разными могут быть и вопросительная интонация (ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-6), и восклицательная (ИК-2, ИК-3, ИК-5, ИК-6, ИК-7), и перечислительная (при нейтральной лек­сике все типы ИК). Наиболее различаемыми явля­ются эмоциональные интонации, выражающие радость, гнев, испуг, растерянность и т. п.

Нерасчлененность восприятия интонации преодо­левается в процессе развития слуха, когда носи­тель языка начинает обращать внимание на опреде­ленные характеристики звучания, обобщает их и пробует воспроизвести сознательно. С этой точки зрения более легкими являются те интонации, с по­мощью которых различаются те или иные значения предложений с одинаковым лексико-синтаксическим составом. Наиболее трудными для различения и сознательного воспроизведения являются синоними­ческие употребления интонаций, например ИК-3, ИК-4, ИК-6, при выражении незавершенности в та­ких предложениях, как: Эту книгу / я еще не чи­тал. Именно в результате различения интонацион­ной синонимии и проявляются качественные изменения в развитии слуха, способность услышать ин­тонацию вне лексико-синтаксических воздействий.

В интонационно-звуковом и эмоционально-сти­листическом разнообразии участвует ритмическая структура речи, которая понимается как последо­вательности количественных чередований акустиче­ских компонентов (длительности, высоты основного тона, интенсивности, степеней отчетливости тембра) в пределах звука, слога, фонетического слова, интонационной конструкции, сочетаемостей интонацион­ных конструкций. Перечисленные сегменты речевой цепи взаимосвязаны. Так, для ритмической струк­туры речи небезразличны длина составных частей ИК, ударность/безударность конечного слога ИК, расположение интонационных центров и др.

Основные типы ритмической организации речи перечислимы, наметим их, включая верлибры, сти­хотворения в прозе, располагая в направлении от более строгих построений к более свободным: стихо­творные размеры поэтической речи, включая вер­либры, стихотворения в прозе, послоговая речь, ритмизация речи, относительно нейтральная речь. Дадим краткие пояснения.

В поэтической речи ритмическая структура стро­ки или строфы может быть организована самим сти­хотворным размером, когда интонационные разли­чия нивелируются и обозначаются лишь слабым по­вышением или понижением тона (Буря мглою небо кроет...). Роль интонации усиливается при выраже­нии противопоставлений, сопоставлений, оценок и других видов эмоционально-смысловых отношений, требующих разграничений и выделений (То как зве 6 рь она завоет, / то запла 6 чет, / как дитя 1 . А.С. Пушкин).

Ритмизация речи заключается в усилении фоне­тической самостоятельности нескольких слов и осуществляется как выделенность этих слов центром какого-либо типа ИК в его редуцированных реали­зациях, например: Ка 5 к жаль, / что этой чудесной пье 3 се / не хватает сло 2 в, - вырвалось у кого-то из гостей (из музыкальной радиопередачи; в этом высказывании хорошо сочетаются разные типы ИК, фонетическая самостоятельность слов, в данном слу­чае выделенных по типу ИК-2, убыстренный темп речи в длинной постцентровой части ИК-2).

Ритмическая структура слова, организуемая ударным слогом, его местом среди безударных сло­гов, является составной частью ИК. В звучащей ре­чи интонация вторгается в ритмическую структуру слова, способствуя его эмоционально-смысловому выделению как в изолированном произнесении, так и в составе предложения. Это относится к словам с так называемым побочным ударением (ср.: пяти­этажный и пятиэтажный), которое на самом деле реализуется как центр какого-либо типа ИК, при этом слово может члениться на две синтагмы. В зву­чащей речи наблюдаются разные произнесения, каждое из которых является достаточно распростра­ненным, например, самолётострое 1 ние (заметим, что отдельное слово всегда произносится с каким-либо типом ИК), самолё 3 то/строе 1 ние, самолё 6 то/строе 1 ние; в составе предложения: Здравомы 3 слящим / его не назовё 1 шь. Здра 3 вомыслящим / его не назовёшь. Здра 2 во/мы 3 слящим / его не назовё 1 шь. Здра 2 во/мы 4 слящим / его не назовёшь и др. В эмоционально окрашенной речи членение слова на две синтагмы используется довольно широко и зави­сит не столько от морфемного состава слова, сколько от коммуникативного намерения говорящего отве­тить в раздумье, ответить возражая, игриво и др.; например: хорошо - как хар ? /шо 1 , ха 3 р ? /шо 4 ; интернет - как интерне 1 т, и в нтер/не 1 т, и 3 нтер/не 4 т.

Описанные выше членения показывают многоаспектность эмоционально-смысловой иерархии в звучащей речи.



Индекс материала

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Интонация сложного предложения".

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать знания об особенностях интонации в простых и сложных предложениях.

Задачи урока:

1) Обучающие:

Актуализировать знания учащихся о сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях, их средствах связи;

Сформировать умение интонационно правильно читать простые и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения; интонационно правильно строить сложные предложения из простых; составлять графические интонационные схемы сложных предложений.

2) Воспитательные:

Воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету;

Воспитывать трудолюбие, высокую работоспособность школьников.

3) Развивающие:

Содействовать развитию речи учащихся, обогащать их словарный запас;

- совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала;

- развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;

Учебно-методическое и техническое обеспечение:

1) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

2) Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2013.

3) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. - М.: ВАКО, 2008.

4) Ноутбук, проектор.

5) Раздаточный материал.

План урока.

1). Организационный момент (1-2 мин.)

2) Опорное повторение (5-6 мин.)

3) Объяснение нового материала (5-6 мин.)

4) Первичное закрепление знаний, умений (5-6 мин.)

5) Формирование умений (10 мин.)

6) Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений (5-6 мин.)

7) Задавание на дом (1-2 мин.)

8) Подведение итогов (2-3 мин.)

Методическое обоснование урока.

Урок проводится в системе уроков русского языка в 9 классе, является продолжением в изучении раздела "Сложное предложение". Учащиеся научились различать функции знаков препинания между частями сложного предложения. Большинство учащихся усвоили, что в СПП знаки препинания (запятые) выполняют только выделительную функцию, в БСП и ССП - разделительную. Урок нацелен на формирование умений и навыков правильно расставлять пунктуацию в сложных предложениях, употреблять знаки препинания в различных функциях (выделение и разделение) между частями сложного предложения. При изучении темы следует обратить внимание учащихся на то, что интонация в простых и сложных предложениях различна. Наиболее сложным для учащихся является составление графических интонационных схем. На уроке планируется использование мультимедиа (схемы, таблицы, упражнения проецируются на экране), привлечение раздаточного материала, чередование различных видов учебной деятельности, прослушивание аудиозаписи простых и сложных предложений. В ходе проведения урока учитываются индивидуальные особенности обучающихся класса (30 % учащихся имеют низкие учебные способности, недостаточную учебную мотивацию), поэтому урок построен на совместной работе учителя и учеников. В результате выполнения определенных действий планируется достижение главной цели урока - сформировать знания об особенностях интонации в простых и сложных предложениях.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее слово учителя (приветствие, выявление отсутствующих в классе, запись в тетради даты и вида работы)

Метод: списывание

Прием: неосложненное списывание

2

Опорное повторение

I . Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Материал для беседы:

1. Назовите средства связи частей в ССП и СПП.

2. Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

3. В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких - выделяют части сложного?

4. Как выражается интонация завершения (конца предложения)?

I . Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

3

Объяснение нового материала.

Метод: слово учителя

Прием: вводное, сообщающее слово учителя

Что такое интонация ? Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. То есть интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора.

Какую роль в предложении играет интонация? Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации. Примеры: “Молодец!”, “Я очень рад” - в устной речи подобные предложения могут выражать прямой смысл (похвалу, радость) и прямо противоположный ему (неодобрение, недовольство), если интонация ироническая.

Каковы особенности интонации различных типов предложений? Повествовательные предложения имеют восходяще-нисходящую интонацию. В вопросительном предложении в зависимости от места логического ударения интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу.

Метод: слушание

Прием: глобальное, оценочное слушание

4

Первичное закрепление знаний и умений

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее, сопровождающее слово учителя (материал учебника на стр. 32)

Сравните по интонации простые предложения и сложные. Прочитайте их в соответствии с графическим обозначением. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н. Рубцова. Понаблюдайте за тем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение или понижение тона.

Метод: наблюдение.

Прием:: наблюдение за текстовым материалом (, п. 10, стр. 32)

Аудиозапись простых и сложных предложений.

5

Формирование умений

Метод слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

(Упр. 56. Проследить за повышением и понижением голоса при построении сложных предложений из данных простых. Запишите сложные предложения, образовав их с помощью нужного по смыслу союза, без помощи союза.

Метод: упражнение

Упр. 56

6

Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений

Метод: слово учителя

(Упр. 57. Прочитайте с интонацией сложного предложения. Запишите предложения, составляя схему каждого и показывая особенности интонации графически)

I . Метод: упражнение

Упр. 57

7

Задавание на дом

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

п. 9, упр. 59

Метод: слушание

8

Подведение итогов

Метод: слово учителя

Прием: комментирующее, обобщающее слово (выставление отметок за урок, подведение итогов урока, выявление учащихся, усвоивших и неусвоивших новый материал)

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное слушание

РЕЗЕРВНЫЙ МАТЕРИАЛ

I . Синтаксический разбор сложного предложения:

Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет.)

II . Найдите «четвертое лишнее»:

1. Дом невелик, да скучать не велит.

2. Хлеб да каша - пища наша.

3. Маленький, да удаленький.

4. Хороша Маша, да не наша.

(Лишнее предложение -2: да=и , в остальных случаях да=но .)

Самоанализ проведенного урока.

Урок по теме "Интонация сложного предложения" состоялся, был рассчитан на один учебный час. Урок прошел по плану. Учащиеся активно работали, отвечали на вопросы, проявили интерес к выполнению упражнения 57. В конце урока осталось немного времени, поэтому удалось использовать резервный материал, играли в игру "Четвертое лишнее", в ходе которой анализировали каждое предложение по отдельности. Сделала вывод, что при составлении календарно-тематического планирования нужно было не выделять целый учебный час на изучение данной темы. можно было объединить ее с темой "Разделительные и выделительные знаки препинания".

Урок русского языка в 11 классе.

Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения.

(на материалах творчества И.А. Бунина)

Копылова Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ № 558

Выборгского района

__________________________________________________________________ Цель урока : формирование умений:1) осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения, как средство выражения мыслей, чувств, переживаний;

2) грамотно расставлять знаки препинания в конце предложений, разных по цели высказывания, интонации;

Задачи урока :

    повторить правописание приставок;

    выполнить упражнение по предупреждению речевой избыточности

(тавтология, плеоназм);

    проанализировать черты стиля И.А. Бунина.

Тип урока : обобщающий урок по теме

Оборудование : карточки для учащихся


I.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о предложении как средстве выражения мысли, о знаках препинания, которые отделяют предложения друг от друга. Упражнения на употребление знаков препинания в конце предложения будем сочетать с отработкой навыков выразительного чтения. Попутно будем повторять правописание приставок и выполним упражнения, предупреждающие речевую избыточность.

Запишите тему урока: «Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения».

II . Словарная работа.

Прецедент (лат. – предшествующий) – случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев.

Инцидент (лат. – случающийся) – случай, происшествие обычно неприятного характера.
III. Повторение и обобщение материала по теме «Правописание приставок» Объяснительный диктант.Небезызвестный талант; Серебряный век; презирать кого-либо; претворить идею в жизнь; беспрецедентная цельность бунинского литературного наследия; лиризм, органически присущий таланту Бунина; развивать традиции; приверженность «вечным темам»; приоритетные темы; пребывать в недоумении; привилегированный класс; претензии на мировое господство; предметная детализация; регламентация жизни; небеспристрастный взгляд художника; несбыточные мечты.
IV. Повторение теоретического материала по теме урока.

С предложением, знаками препинания, которые ставятся в конце предложения, вы знакомились еще в начальной школе. Затем с каждым годом ваши знания о предложении, о знаках препинания, о роли интонации, логического ударения обогащались. Вспомним теоретические сведения, которые непосредственно касаются темы сегодняшнего урока.

1) Что называется интонацией? Какова роль интонации в предложении?

Интонация- ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая для выражения смысла высказывания,а также чувств и настроения говорящего. Элементы интонации- паузы, логическое ударение (выделение голосом главного смыслового элемента предложения). Виды интонации: повествовательная, восклицательная, перечислительная, побудительная, вопросительная. Грамотное владение интонацией – признак понимания текста и правильного, выразительного чтения.

2) Какими бывают предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске?

По цели высказывания простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательными и невосклицательными.

3) Уточните правила употребления знаков препинания в конце предложений.

Знаки конца предложения – знаки завершения – точка, вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие. Могут наблюдаться сочетания знаков: вопросительный и восклицательный, вопросительный и многоточие, восклицательный и многоточие. Выбор одного из знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Т о ч к а

риторическими. Например:

может обойтись без России?
М н о г о т о ч и е
- Завершающие знаки препинания отделяют предложения друг от друга в тексте, оформляют каждое предложение как законченное, поэтому пропуск такого знака препинания, связанного с членением письменной речи на предложения, считается грубой ошибкой. Ошибка в выборе знака препинания не является грубой.Займемся практической работой. Выполним ряд заданий.
V. Практическая работа.
Задание 1. Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, дать характеристику предложения.Как холодно, как росисто и как хорошо жить на свете! (Предложения, начинающиеся со слов как, что за, какой обычно являются восклицательными.)
Действительно, тишина, и прескверная, черт её дери, тишина! (В предложении есть присоединительная конструкция с союзом и .)
А у нас одна песня: что почем? (В бессоюзном сложном предложении вопросительный знак ставится, если вопросительными предложениями являются обе части или только последняя.)
Так вот чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из неё… Но, может быть, она, эта душа, и впрямь не совсем была безумна? (Многоточие ставится, когда высказывание не завершено, это размышления рассказчика.)
Погасал блеск солнца, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала долгая, тревожная ночь… (Многоточие в середине и конце предложения помогает создать картину наступления ночи. Высказывание не завершено. Вводное слово «наконец» употребляется для усиления, выделяется запятой, так как завершает собой перечисление. Повторить обособление слова «наконец».)
Да разве можно без восторга говорить о превосходной прозе Бунина?! (Приоритет вопросительного знака, так как это основной знак, характеризующий предложение по цели высказывания, восклицательный знак выражает эмоции.)
Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, - ей-богу, так и написано: кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы… (Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения могут быть использованы для выражения сомнения, удивления, восторга.)
Задание 2.
Впереди была темнота и огни. Из темноты бил в лицо сильный, мягкий ветер, а огни неслись куда-то в сторону: пароход с волжским щегольством круто описывал широкую дугу, подбегая к небольшой пристани. Поручик взял ее руку, поднес к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке (она сказала, что едет из Анапы).
Задание 3. Упражнения по предупреждению речевой избыточности.
Найдите и исправьте тавтологию, плеоназмы (ненужные уточняющие слова).
Господин из Сан- Франциско, мечтающий о возможности быть господином над другими, целеустремленно стремится к своей цели .
Наружная внешность героини «Легкого дыхания» очень привлекательна.
Ведущим лейтмотивом рассказа является мысль о неоправданности претензий на мировое господство. (Лейтмотив в переводе с немецкого – «ведущий мотив». В предложении скрытая тавтология.)
Будущая перспектива приятно будоражила сознание. (Одно из значений слова перспектива – «будущее, виды на будущее».)
VI. Выводы по теме урока.- Что в теоретическом материале было новым, незнакомым?- Какие трудности возникали при выполнении практической работы?- Какие черты стиля И.А. Бунина вы отметили?(И.А. Бунин в своих произведениях использует экспрессивный синтаксис. Речь его героев прерывистая, незавершенная, эмоциональная. Это живая речь с многообразными синтаксическими конструкциями. Лексика тоже очень богата. Язык Бунина точен, правилен, благозвучен: внимание к слову – отличительная черта стиля писателя.)
- Мы сегодня говорили о том, что выражает тот или иной знак препинания, читали текст, в составе которого встречали различные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, убедились, как интересно наблюдать за ролью завершающих знаков препинания в тексте, насколько важно уметь грамотно расставлять их. Умение грамотно употреблять знаки препинания в конце предложений свидетельствует о понимании текста, его смысла, о наличии навыков выразительного чтения и является признаком высокой пунктуационной культуры и заслуживает уважения. «…Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но и в равной мере для врача, для инженера, для агронома», - писал ученый А. Б. Шапиро. Надеюсь, что и вы будете обладать достаточной пунктуационной культурой.
VII. Домашнее задание.Повторить темы «Чужая речь и способы её передачи», «Знаки препинания при цитировании», «Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях», «Правописание НЕ с прилагательными и причастиями»

Приложение 2.


Задание 1 . Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, дать характеристику предложения.1)Как холодно, как росисто и как хорошо жить на свете!2)Действительно, тишина, и прескверная, черт её дери, тишина!3)А у нас одна песня: что почем?4)Так вот чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из неё… Но, может быть, она, эта душа, и впрямь не совсем была безумна?5)Погасал блеск солнца, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала долгая, тревожная ночь…6) Да разве можно без восторга говорить о превосходной прозе Бунина?!7) Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, - ей-богу, так и написано: кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы…
Задание 2. Выразительно прочитайте текст. Охарактеризуйте интонационные особенности предложений. Определите выделенные предложения по цели высказывания.
После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней. Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым, прелестным смехом, - все было прелестно в этой маленькой женщине, - и сказала: - Я совсем пьяна... Вообще я совсем с ума сошла. Откуда вы взялись? Три часа тому назад я даже не подозревала о вашем существовании. Я даже не знаю, где вы сели. В Самаре? Но все равно, вы милый. Это у меня голова кружится, или мы куда-то поворачиваем? Впереди была темнота и огни. Из темноты бил в лицо сильный, мягкий ветер, а огни неслись куда-то в сторону: пароход с волжским щегольством круто описывал широкую дугу, подбегая к небольшой пристани. Поручик взял ее руку, поднес к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке (она сказала, что едет из Анапы). (И.А. Бунин. Солнечный удар.)
Задание 3. Упражнения по предупреждению речевой избыточности. Найдите и исправьте тавтологию, плеоназмы (ненужные уточняющие слова).
1) Господин из Сан- Франциско, мечтающий о возможности быть господином над другими, целеустремленно стремится к своей цели.2) Наружная внешность героини «Легкого дыхания» очень привлекательна.3) Ведущим лейтмотивом рассказа является мысль о неоправданности претензий на мировое господство.4) Будущая перспектива приятно будоражила сознание.

Приложение 1.

    Интонация - ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая для выражения смысла высказывания,а также чувств и настроения говорящего. Элементы интонации- паузы, логическое ударение (выделение голосом главного смыслового элемента предложения). Виды интонации: повествовательная, восклицательная, перечислительная, побудительная, вопросительная. Грамотное владение интонацией – признак понимания текста и правильного, выразительного чтения.

    По цели высказывания простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательными и невосклицательными.

    Знаки конца предложения – знаки завершения – точка, вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие. Могут наблюдаться сочетания знаков: вопросительный и восклицательный, вопросительный и многоточие, восклицательный и многоточие. Выбор одного из знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Т о ч к а ставится в конце повествовательных предложений, цель которых – сообщение. Например:1)На чужбине еще больше родину ценят.

2)Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

В о п р о с и т е л ь н ы й з н а к является дополнительным средством оформления вопроса на письме и ставится в следующих случаях:

а) В простом предложении, заключающем в себе вопрос. Например: Вы любите читать стихи о природе? (Предложение читается с повышением тона в конце). Если вопрос обращен не к человеку (не к одушевленному лицу), то такое предложение не является вопросительным, несмотря на то, что на письме употреблен вопросительный знак. Такие вопросы называются риторическими. Например: Что день грядущий мне готовит? При чтении предложения с риторическим вопросом повышение тона незначительно.

Б) В ССП, в котором обе части или только последняя являются вопросительными предложениями. Например: 1)Что это? Вода булькает или тетерева бормочут, или лягушки урчат? 2) Россия без каждого из нас обойтись может, но кто из нас может обойтись без России? в) В СПП, которое имеет в своем составе вопросительное предложение. Например:1)Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Ужели никогда не удастся взглянуть на оригиналы и онеметь от ужаса, что ты стоишь перед произведением Микеланджело, Тициана и попираешь почву Рима? В конце предложения, которое содержит косвенный вопрос, вопросительный знак не ставится. Например: Меня часто спрашивают, как я стал писателем. г) В БСП, если обе части (или только последняя) являются вопросительными предложениями. Например: 1) Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня? В о с к л и ц а т е л ь н ы й з н а к передает на письме особую интонацию, которая может выражать восхищение, радость, гнев, приказ, окрик и т. д., и может ставиться в конце любого по цели высказывания и структуре предложения, если в нем дополнительно выражено чувство. Например: Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то, душа, должно быть! М н о г о т о ч и е ставится в конце предложения, если необходимо показать взволнованность речи или ее незавершенность, если необходимо сделать большую паузу. Например: Они сели и исчезли в облаке пыли… Я долго шел в нем и смотрел, как вдали исчезает телега, увозя стариков, прошедших многие тысячи верст, чтоб помолиться о маленькой девочке, которая заставила их полюбить себя… Если рядом оказываются многоточие и вопросительный или восклицательный знаки, то ставится соответствующий знак и две точки. Например: Мечтать – это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги!..

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

  • Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Любое предложение, в том числе и сложное, характеризует интонация конца предложения. Она выражается в понижении голоса к концу предложения.

Сравните по интонации простые предложения и сложное.

Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н. Рубцова.

Понаблюдайте за тем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение и понижение тона.

Ответьте на вопросы и сделайте вывод об особенностях интонации сложного предложения.

С какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения?

Обладает ли каждая из этих частей интонацией конца предложения или эта интонация присуща только концу всего сложного предложения?

В каких случаях интонация выступает грамматическим средством связи простых предложений в сложном самостоятельно, а в каких - одновременно с союзом?

Для каждого простого предложения характерно понижение голоса к концу.

Входя в состав сложного предложения, любое простое утрачивает интонацию завершённости, так как становится частью сложного. В сложном предложении интонация завершённости, характерная для конца предложения, реализуется один раз. Это помогает узнавать, когда заканчивается сложное предложение.

Обычно пауза между частями сложного предложения фиксируется. Ей предшествует повышение голоса.

Таким образом, интонация сложного предложения имеет три основных элемента: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения.

Интонация вместе с союзами или без них соединяет отдельные простые предложения в единое целое, поэтому она и является средством связи в сложном предложении.

56. Проследите за повышением и понижением голоса при построении сложных предложений из данных простых. Запишите сложные предложения, образовав их: а) с помощью нужного по смыслу союза, б) без помощи союза.

1. Поезд пришёл вовремя. Пассажиры заторопились к выходу.

2. Темнело быстро. Пламя костря разгоралось всё ярче и освещало лужайку.

3. Солнце садится. На траве появилась вечерняя роса.

4. Густо туман расползался по всей округе. Большой дуб на краю деревни ещё был виден.

5. Парома почему-то не было. Люди на пристани томились в ожидании.

57. Прочитайте с интонацией сложного предложения. Запишите предложения, составляя схему каждого и показывая особенности интонации графически.

1. Ещё слышалось где-то топанье, что-то похожее на рокот отдалённого моря, и скоро всё стало пусто и глухо. (Н. Гоголь.)

2. А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. (М. Лермонтов.)

3. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни. (А. Чехов.)

4. Миллионы листьев, стеблей, веток и венчиков преграждали дорогу на каждом шагу, и мы терялись перед этим натиском растительности, останавливались и дышали до боли в лёгких терпким воздухом столетней сосны. (К. Паустовский.)

5. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. (В. Солоухин.)

58. Прочитайте отрывок. Что произвело впечатление на героя в картине зимнего леса? Какова основная мысль текста? Запишите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы, определите вид сложного предложения. Охарактеризуйте графически интонацию сложных предложений.

Бабанов посмотрел вокруг и ахнул, словно впервые увидел, каким прекрасным может быть лес... Слева от тропинки стояли молодые с зеленоватой корой осины и корявые дубки, не сбросившие с себя сухих оранжевых, запорошенных теперь снегом листьев. Справа высокие, массивные, в шапках снега сосны. От них на тропе прозрачные синие тени. Под тяжестью снега ветки опустились вниз, и нет-нет то там, то в другом месте упадёт, пылью стечёт и рассыплется большой снежный навес. Ветки покачнутся, поднимутся выше, обнажатся, станут видны зелёные иглы, а внизу, у подножий, нетронутый наст пойдёт рябью. В тишине стучит дятел; вот он прошумел крыльями, перелетая на другое дерево. В небе чертит белую линию самолёт. Эти звуки не мешают, в лесу от этого кажется ещё тише.

(П. Федоренко.)

59. Сочинение. Прекрасным может быть любой уголок природы в любое время года в любой местности. Вы согласны? Напишите о том. что вы неожиданно или впервые открыли для себя прекрасного в той местности.