«Л. Толстой «Филипок»


Ирина Сахарова
«Л. Толстой «Филипок». Конспект урока чтения и развития речи в четвертом классе школы VIII вида

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида

Конспект урока чтения и развития речи

в 4 «Б» классе

Тема урока : Л. Толстой «Филипок »

Учитель начальных классов

Цель : формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения .

Задачи :

Обучающие :

Познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок »

Учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению ;

Учить выборочному чтению ;

Расширение словарного запаса.

Развивающие и коррекционные :

Коррекция устной речи через чтение по ролям ;

Коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны) ;

Расширение кругозора.

Воспитывающие :

Способствовать воспитанию познавательного интереса;

Воспитывать любовь к чтению .

Оборудование и наглядность :

З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида » М., «Просвещение» 2012

Мультимедиа проектор

Ноутбук

Колонки

Презентация

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога Деятельность учащихся

I Организационный момент.

Эмоциональный настрой

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку . Тихо сели.

Сдача рапорта.

Сегодня к нам на урок пришли гости . Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой. (СЛАЙД 2)

Дежурный сдает рапорт.

Дети улыбаются.

II Логопедическая минутка - А начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой.

Первый раз читаю я, вы слушаете и вспоминаете. (СЛАЙД 3)

Зимним утром от мороза

на заре звенят берёзы

Читаем хором, выделяя звук «з»

(громко, шепотом)

Дети хором читают чистоговорку

III Повторение изученного

Какой раздел по чтению мы с вами изучаем ?

Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке ?

Давайте его прочитаем.

(инд. работа – Бойцова Катя)

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? - «Идет волшебница зима»

Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Дети читают стихотворение

Работа по карточке

Радость, веселье…

IV Изучение нового

1. Подготовительная беседа

Работа с картиной

2. Чтение рассказа учителем

3. Ознакомительное чтение

4. Словарная работа

Посмотрите на экран. Какое время года изображено на картине? Как вы догадались? (Слайд 4)

Кто изображен на переднем плане картины?

Опишите мальчика. Какой он?

Кого вы видите на заднем плане?

Как вы думаете, где происходят события : в городе или деревне? Почему вы так думаете?

Кто главный герой рассказа? Где он жил?

Читаем рассказ самостоятельно и выделяем непонятные слова.

Инд. работа – Бойцова Катя (букварь)

Все ли слова вам были понятны? А когда я читала рассказ, мне встретилось много непонятных слов и выражений, давайте их разберем. (Слайд 6)

ПОДЁННАЯ РАБОТА (работа с оплатой по отработанным дням)

СЛОБОДКА (населённый пункт, очень близкий к городу – большое село, деревня)

ДВОР (частный дом)

ПОСТРЕЛЁНОК (непоседа, шалун)

ПОЛЫ ОДЕЖДЫ (нижняя часть раскрывающейся спереди одежды)

БЕЖАТЬ ВО ВЕСЬ ДУХ (бежать очень быстро)

Ответы детей.

Дети читаю выражения

Физкультминутка для глаз

- «Звездочет» (Слайд 7)

5. Объяснительное чтение

(Беседа по содержанию) .

Читаем рассказ вслух. Следим внимательно. Начнет читать…

Куда хотел пойти Филипок ?

Почему мама не пускала его в школу ?

Куда ушли родители Филипка ?

С кем остался мальчик?

На что решился Филипок ? Почему?

Где находилась школа ?

Что пережил Филипок пока бежал в школу ?

Кто помог Филипку ?

- Филипок хотел пойти в школу .

Он был маленький.

Родители ушли на работу.

- Филипок остался со старой бабкой.

- Филипок собрался пойти в школу , т. к. ему стало скучно.

- Школа находилась за селом .

На него залаяли собаки.

- Филипку помог мужчина . Он отогнал собак.

Физкультминутка

«Новогодняя» (Слайд 8)

6. Выборочное чтение

Прочитайте, что мы узнаем в начале рассказа о Филипке ?

Прочитайте, чем занимались его родители?

Прочитайте, почему Филипок решил пойти в школу ?

Прочитайте, что случилось с Филипком по дороге в школу ?

Докажите, что Филипок очень испугался собак.

Прочитайте, кто помог Филипку . Работа с текстом.

Дети зачитывают отрывки

V Обобщение

Кто главный герой сказки?

Куда Филипок очень хотел пойти ?

Какой рассказ мы читали?

Понравился ли вам Филипок ? Почему?-

Какой он по характеру? (решительный, смелый, храбрый)

С какими новыми словами познакомились?

Ответы детей

VII Рефлексия

Подумайте, какое у вас было настроение на уроке ?

Если вам понравилось на уроке – похлопайте себе .

Если нет – помашите руками. (Слайд 9)

VIII Оценки ,

Инд. зад. – Бойцова Катя

Публикации по теме:

Интегрированный урок чтения и развития речи во 2–3 коррекционном классе «Мир русских народных сказок» Интегрированный урок чтения и развития устной речи во 2-3 специальном (коррекционном) классе 8 вида. Продолжительность урока: 40 минут.

Конспект по развитию речи в 3 классе 8 вида. Тема «Зимующие птицы: синица» Тип урока: комбинированный урок Тема: «Зимующие птицы: синица» Цели: 1. Формирование умения программировать устное высказывание; развитие.

Конспект урока биологии в коррекционной школе VIII вида «Растение – целостный организм» Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Цветковые растения» Цель: дать понятие воспитанникам о целостности.

Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы VIII вида по сказке «Заяц и белка» Н. Сладкова. Урок чтения во 2 классе сказка «Заяц и белка» Н. Сладкова. Цели урока: 1. Коррекционно-образовательные: - познакомить учеников с произведением.

Сценарий праздника «Осенняя сказка» для начальной школы (VIII вида) Казённое образовательное учреждение Омской области Исилькульская (коррекционная) школа интернат. Сценарий праздника «Осенняя сказка».

Урок литературного чтения

Цели урока:

  • познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Филипок”;
  • работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
  • развивать творческие способности детей, учить их различать автора и героя.

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого;
  • выставка книг Л.Н. Толстого;
  • словарь С.И. Ожегова;
  • кроссворд.

I. Минутки выразительного чтения

1. Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц” (вполголоса):

Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.

– О ком стихотворение?

– Что можете сказать о зайце?

– Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты.

2. Чтение учащимися вслух с инсценировкой.

Итог.

Минутки выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.

II. Работа над новым материалом

– Годы жизни писателя – 1828-1910.

Он был озабочен просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка…

– О каком писателе идёт речь? (Речь идёт о Л.Н. Толстом).

– Давайте разгадаем кроссворд. А для этого вспомним произведения Л.Н. Толстого, которые мы читали. (Приложение)

  1. Все вы знаете, что Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей бесплатную школу. Для того, чтобы детям легче было учиться, он написал учебную книгу. Как она называется? (Азбука).
  2. Какое интересное произведение читали, в котором мы говорили о добром сердце девочки Маши? (“Подкидыш”). Учитель показывает книгу.
  3. К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому завтра не поверят”. (“Лгун”).
  4. В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).
  5. Какое слово получилось? (“Быль”).

– Что такое быль?

Учитель показывает толковый словарь С.И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова быль. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).

– Сегодня читаем быль Л.Н. Толстого “Филипок”.

III. Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филипок”

1. Первичное чтение.

2. Беседа эмоционально-оценочного характера.

3. Чтение вслух “цепочкой” и проведение словарной работы:

поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;

слободка – пригород;

сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;

полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;

бедовый – шустрый, смелый.

4. Чтение по частям.

– Каков же Филипок?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение.

а) Чтение первой части “цепочкой”. (Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться).

– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).

– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

б) Чтение второй части “цепочкой”.

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе)

– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.

в) Чтение третьей части про себя.

– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

г) Чтение четвёртой и пятой частей.

– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)

– Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.

– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

– Мог ли писатель дать другое название рассказу?

– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

5. Инсценировка. Дети инсценируют пятую часть произведения Л.Н. Толстого “Филипок”.

IV. Итог урока. Составление синквейна

  • Самостоятельный, настойчивый.
  • Идёт, преодолевает, получает…
  • Филипок добивается своей цели.

V. Домашнее задание

Наталья Семенова
Конспект ООД. Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок» в подготовительной группе

Цели :1. Расширять представление о жизни детей в давние времена, побуждать сравнивать современную и старую школы.

2. Дать детям представление о том, для чего нужны знания; воспитывать любовь к Родине.

3. Учить по плану и образцу рассказывать о предмете .

Методические приемы : выразительное чтение , вопросы.

Оборудование : иллюстрация А. Пахомова с изображением «Филипка » ,

репродукции картин Н. Богданова-Бельского «На пороге школы» , «Устный счет» , иллюстрации современной школы.

Ход занятия

I. Вступительная часть

Воспитатель напоминает детям, что скоро они пойдут в школу, показывает иллюстрации, комментирует их, уточняет, что так было не всегда.

Беседа по репродукции картины Н. Богданова-Бельского «На пороге школы» .

Куда пришел мальчик?

Как он одет?

Как вы думаете, близкий ли путь прошел мальчик?

Друзья мои, раньше не все дети имели возможность учиться, и на картине показано, что на пороге школы стоит бедный мальчик. Он в рваном пальтишке, худых штанах, на ногах большие лапти, в руках посох, на который он опирался, когда шел, за спиной котомка. По его лицу видно, что ему очень хочется учиться в школе, но он беден, ему нечем платить за обучение.

Затем воспитатель показывает репродукцию картины Н. Богданова-Бельского «Устный счет» . Объясняет, что на ней изображена школа для крестьянских детей. Поясняет, что немногие бедняки могли себе позволить отдавать детей в школу. С ранних лет дети были заняты на работах, но как они стремились учиться! (делается сравнение с современной школой) .

Физкультминутка «Улыбнись»

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце - ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем :

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Ребята, давайте послушаем рассказ Л . Толстого о маленьком мальчике, который очень хотел учиться. Это произведение написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой . У Льва Николаевича Толстого было много детей , и он прожил долгую жизнь. Он написал очень много книг для взрослых и детей. Лев Николаевич всегда думал и заботился о детях крестьян и рабочих. Он даже открыл для деревенских детей школу. Видел в крестьянских ребятах ум, любовь к родине, сострадание, умение прийти на помощь в трудную минуту, стремление к учению.

Чтение рассказа «Филипок » .

II. Основная часть :

Понравился ли вам рассказ и почему ?

(Потому что Филипок маленький , мальчик очень хотел ходить в школу и т. д.)

Почему Филипок стоит у крыльца , не решаясь сразу войти в школу?

(Боится, стесняется, думает его прогонят и т. д.)

Что чувствовал Филипок , когда вошел в класс?

(Смущение, любопытство, боязнь.)

Каким был Филипок ? Докажите, что он смелый, упорный, бедовый

(Смелым, шустрым, озорным, он хотел учиться и т. д.)

Чем закончился рассказ ? (Филипок стал ходить в школу .)

А как вы относитесь к Филипку ?

А какие эпизоды из рассказа вы бы хотели еще раз послушать? (воспитатель читает эпизоды по выбору детей)

III. Заключительная часть :

Сейчас мы рассмотрим иллюстрации .

Ребята, посмотрите на эту замечательную иллюстрацию А. Пахомова «Филипок » .

Что вы можете о ней сказать? (Показ воспитателем иллюстрации. Рассуждения детей и их ответы )

(Мальчик Филипок очень плохо одет , у него шапка большая, полушубок большой. Школа тоже бедная, стол и лавки деревянные. В лицах детей видны сосредоточенность и желание учиться.)

Мы сегодня узнали много хорошего, доброго о мальчике Филипке . И, наверно, все дети постараются взять из характера героя хорошие черты. Надеюсь, что все из вас с удовольствием будут ходить в школу и хорошо учиться!

Публикации по теме:

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» Задачи: 1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: Развивать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;.

Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Образовательная область: Речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: Подготовительная к школе.

Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект ООД по ознакомлению в подготовительной группе Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте, вежливости. Совершенствовать умение последовательно.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка» Программные задачи: Воспитывать у ребят положительные черты характера, доброту, желание делать добрые дела, дать новое понятие – скромность;.