Социальный проект «Музыка для всех. Детская филармония – путь в мир музыкального искусства


МОУ ДОД "Детская музыкальная школа №20", г. Осинники

Детская филармония – путь в мир музыкального искусства

МОУДОД «Детская школа музыкальная школа №20» - это уникальное учреждение, расположенное в центре небольшого сибирского города, где одаренные и творчески способные дети, имеют возможность проявлять свои музыкальные способности. Взросло-детский коллектив детской музыкальной школы гармонично влился в творческую жизнь города и принимает участие во всех крупных социально значимых событиях.

Уникальным для музыкальной школы является наличие Детской филармонии.

Детская филармония музыкальной школы №20 – проект, обеспечивающий реализацию государственной политики в области культуры и искусства в городе, содействующий созданию условий для сохранения и приумножения культуры. Данный творческий проект стартовал в 2007 году. В настоящее время Детская филармония играет важную роль в популяризации классической, народной и джазовой музыки, мировых шедевров и русского народного творчества.

Цель детской филармонии - реализация творческих музыкальных способностей детей и ранней профессиональной ориентации, мотивация к продолжению музыкального творчества в любительских формах (создание ансамблей и игра в них, сочинение песен, работа над новыми аранжировками и т. д.).

Создание творческого объединения Детская филармония дало возможность решения целого комплекса задач - воспитательных, обучающих, творческих, позволило решить проблему создания творческой атмосферы в детском коллективе музыкальной школы.

Детская филармония успешно сочетает две важные функции. Во-первых, дает возможность совсем еще юным музыкантам проявить себя, выступая на лучших концертных площадках города и в великолепном концертном зале собственной музыкальной школы. А во-вторых, зарождает у своей публики интерес к классической музыке, подготавливая ее к большому искусству с детских лет, а затем и духовную потребность в классической музыке.

В Детской филармонии реализуется уникальная возможность – развиваются все уровни развития личности: а) индивидуальный, б) групповой, в) коллективный, г) предпрофессиональный.

Индивидуальный уровень - "сфера развития личности" () Ведущей задачей педагога является создание условий для развития способностей ребёнка к универсальному развитию (каждый ребёнок - суверенная личность, индивидуальность).
Групповой уровень - воспитание и развитие ребёнка в творческой среде (временные творческие группы, ансамбли и т. п.). Это реализуется через вовлечение детей в совместный художественно-творческий процесс (создание и подготовка творческих мероприятий, тематических концертов и т. п.); общение детей разного возраста (от 6 до 17 лет), разного уровня мастерства, разных классов, но объединённых общими творческими, профессиональными, духовными устремлениями.

Коллективный уровень - "создание пространства совместной жизнедеятельности" (). Воспитание в творческом объединении - путь к расширению жизненного, профессионального, общехудожественного кругозора юного музыканта, возможность формирования духовно-нравственных позиций, определяющих культуру личности, её статус в обществе. Именно на этом уровне отчетливо проявляется взросление и социализация подростка, происходит воспитание чувства ответственности, коллективизма.

Предпрофессиональный уровень - выход на творческую самореализацию, самопознание, самосовершенствование. В процессе событий, проектов в которых участвуют подростки, у них формируются устойчивые мотивации к художественно-творческой, исследовательской, концертно-просветительской деятельности. Сочетание музыкального образования с опытом практической творческой деятельности - основа нравственно-ценностной мотивации последующей самостоятельной деятельности.

Воспитательные возможности Детской филармонии заключаются в том, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, обогащает ее нравственно-эстетический мир, способствует формированию активной жизненной позиции. Особое внимание уделяется профессиональному росту юных и молодых исполнителей, объединению их в единое творческое пространство, созданию положительного имиджа Детской филармонии, как уникального и привлекательного объединения детей, прикоснувшихся к музыкальной культуре.

Каждый концерт Детской филармонии становятся настоящим событием в культурной и общественной жизни маленького сибирского города, содействуя повышению общего музыкального и культурного уровня учащихся, увеличению эмоциональной активности, что оказывает огромное влияние на их интеллектуальные способности и развитие творческих возможностей.

В распоряжении юных артистов Детской филармонии все кабинеты детской музыкальной школы, а главное – концертный зал с прекрасной акустикой на 250 зрительских мест, отвечающий самым современным акустическим и техническим требованиям, оснащенный музыкальными инструментами высокого качества, что позволяет успешно проводить концерты, лекции и встречи с детскими коллективами и профессиональными музыкантами.

Сегодня Детская филармония - это шестнадцать творческих коллективов, лауреатов и дипломантов областных, региональных и международных фестивалей и конкурсов. Занятия в детской филармонии мобилизуют ребят, заставляют правильно распорядиться свободным временем, позволяют развивать свои творческие способности.

Свою сегодняшнюю структуру и различные направления деятельности Детская филармония обрела в 2010 году. В настоящее время Детская филармония реализует проекты: «Встречи с искусством – дорога к творчеству», «Тайны музыкального мира», «Юные музыканты – городу», «Тропою доброты», «Как стать звездой», «Концерты к праздничным датам», «Мы Россияне».

Включаясь в художественно-творческий процесс, дети и подростки вступают в сложнейшую сферу творческой деятельности - сферу исполнительского искусства, становясь полноправными участниками и создателями концертов-спектаклей, концертов-лекций, являясь пропагандистами классической и современной музыки. Такая направленность создаёт атмосферу духовной наполненности, в которой созревают наиболее благоприятные предпосылки для развития детского творчества, для личностного роста, гармонизации эмоциональной сферы ребёнка.

Детская филармония - благоприятная культурно-образовательная среда, в которой царит атмосферой взаимопонимания и дружбы, где младшие школьники и подростки, занимающиеся в классах разных педагогов-специалистов, в тех или иных творческих коллективах школы, получают уникальную возможность приобщиться к миру прекрасного, подлинной духовности, культуры, творчеству и гармонии.

Многие участники проектов Детской филармонии - лауреаты городских, областных, межрегиональных и международных конкурсов. К претендентам на сценические выступления предъявляются довольно высокие требования. Радует то, что после концертов одаренных ребят у большинства юных зрителей возникает желание посетить следующую концертную программу Детской филармонии. Юные артисты благодарны зрителям за их желание прикоснуться к миру музыки.

Детская филармония активно развивается, разворачивается и активная концертная деятельность в рамках проекта «Встречи с искусством – дорога к творчеству». Благодаря данному проекту Детская филармония стала большим творческим объединением.

В составе Детской филармонии большое число творческих коллективов:

· хор учащихся младших классов (рук.),

· хор учащихся средних классов (рук.),

· хор учащихся старших классов (рук.),

· оркестр русских народных инструментов младших классов (рук.),

· оркестр русских народных инструментов старших классов (рук.),

· ансамбль скрипачей «Волшебный смычок» (рук.),

· ансамбль скрипачей «Струночки» (рук.),

· ансамбль «Ложкари» (рук.),

· ансамбль «Балалаечка» (рук.),

· фольклорный ансамбль «Казачата» (рук.),

· инструментальный ансамбль «Экспромт» (рук. ,),

· ансамбль гитаристов «Фанданго» (рук.),

· ансамбль р. н.и. «Проталинка» (рук. ,),

· инструментальный дуэт «Сувенир» (рук. ,),

· дуэт кларнетистов (рук.),

· Эстрадный ансамбль «Ассорти» (рук.)

Все эти коллективы – прекрасная возможность для детей развиваться, получить новые умения и знания. Ещё важнее то, что детская филармония дает детям возможность с раннего возраста детям жить интересно и насыщенно. Детская филармония является инициатором многих художественно-просветительских музыкальных программ, проводимых в формате музыкально-литературного лектория.

Цель проекта «Тайны музыкального мира», реализуемого в рамках Детской филармонии, - популяризация музыкального искусства, классической и современной музыки, среди детской аудитории жителей города Осинники, способствующей обогащению ее нравственно-эстетического мира, приобщению к музыкальному наследству, воспитание уважения к культуре различных народов.

Данный проект Детской филармонии ориентирован на реальные запросы образовательных учреждений, детских садов и школ, и направлен на повышение уровня культуры учащихся г. Осинники, на формирование интереса современных детей к музыкальному наследию, предоставление возможности прикоснуться к мировой музыкальной культуре.

Детская филармония организует музыкальные занятия по темам:

I год занятий:

1. «В мире звуков».

2. «Знакомство с музыкальными инструментами» (фортепиано, духовые, скрипка).

3. «Знакомство с музыкальными инструментами» (домра, баян, балалайка , аккордеон).

4. «Музыкальный калейдоскоп».

II год занятий:

1. «Какая бывает музыка? Тайны музыкального мира».

2. «Композитор. Исполнитель. Слушатель».

3. «Природа в музыке».

4. «О чём рассказывает музыка?»

Главной целью лекций-концертов является становление музыкально-эстетического сознания детей дошкольников и учащихся общеобразовательных школ, приобщение подрастающего поколения к лучшим образцам музыкального искусства, развитие музыкального кругозора, воспитание в каждом ребёнке таких качеств личности как: художественное мышление, творческая активность и интеллект. Важной задачей считаем научить их слушать, понимать музыку, наслаждаться ею.

Важно отметить, что концептуально наш подход к приобщению детей к музыкальной культуре базируется на и трех генерализованных принципах новой педагогики в музыкальном обучении.

· Принцип первый. Точкой отсчета в педагогическом процессе является личность ученика, но не музыкальное произведение, не собственные заботы педагога о своем авторитете или значении музыкальной культуры. В данном случае подчеркивается еще и то, что, говоря о личности ученика как центральном моменте художественно-педагогического процесса во внеурочной деятельности , мы имеем в виду не столько то, что его выделяет, индивидуализирует, обособляет от мира, сколько то, что его с этим миром объединяет на значительной высоте.

· Второй принцип новой педагогики можно сформулировать так: личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога. Другие позиции педагога - наставник, руководитель, авторитетный специалист, репетитор, режиссер-постановщик репертуара и т. д.- оказывают оперативную и случайную помощь, но чаще всего приводят к разделению обучения и воспитания и не могут содействовать организации продуктивного диалога музыканта-ученика с музыкальным произведением.

· Третий принцип, связанный с двумя первыми, в общем плане может быть выражен так: содержанием образования в сфере искусства является не освоение информационно-знаковых сторон его произведений, а воспитание личностного способа отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе.

Концерты-лекции Детской филармонии, как показала практика, актуальны и востребованы как учащимися, так и преподавателями общеобразовательных школ. Каждый концерт-лекция по-своему интересен и неповторим. Каждый имеет своё яркое название: «Веселые нотки», «Будем с песенкой дружить», «Времена года», «Два друга - две подружки» и. т.д. Они позволяют вернуть богатейшую отечественную музыкальную традицию нашему народу, сделать ее доступной даже ребенку, начиная от элементарных народных песен, до сложного творчества современных композиторов. Такие встречи с музыкой позволяют маленьким слушателям прикоснуться к богатейшей отечественной музыкальной культуре. А значит главной целью этого проекта можно считать – воспитание культурной и гармоничной личности.

Детская филармония – это площадка, где дети творческих коллективов музыкальной школы демонстрируют свои музыкальные таланты и приобретают опыт концертной деятельности. Это прекрасная возможность проявить свой талант и умения, участвуя как в городских, так и в школьных концертах, проводимых в зале детской музыкальной школы, городском дворце культуры «Шахтер», в городской библиотеке , школах и детских садах, а летом юные артисты филармонии выступают для детей, отдыхающих в городских парке.

Совместно с другими учреждениями культуры создаются совместные проекты, в рамках которых организуются концертные мероприятия и фестивали детского творчества, большинство которых проходят в городском парке культуры и отдыха. Это значительно расширяет деятельность Детской филармонии и круг зрительской аудитории, а главное, что потенциальные возможности совместной творческой деятельности в данном направлении не ограничены.

Участники Детской филармонии из года в год демонстрируют зрителям самобытность детского творчества, где гармонично сочетаются классическое и современное искусство. Каждый концерт, каждая творческая встреча – настоящий праздник музыкального искусства, встречи с шедеврами мировой классики, инструментальной и вокальной музыки русских и зарубежных композиторов.

Каждая детская музыкальная школа ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе с детьми, который бы способствовал решению не только решению важнейшей педагогической задачи - формированию творческой, гармонично-развитой, но и социально активной и зрелой личности. Не является исключением и детская музыкальная школа №20, в которой активно осуществляется и развивается одно из направлений воспитательной работы в рамках Детской филармонии – волонтерская деятельность.

Главная цель волонтерских проектов, осуществляемых Детской филармонией – развитие и поддержка волонтерского движения в России, оказание добровольческой помощи людям, испытывающим потребность в общении с другими людьми, с музыкой. Волонтерство не только почетно, но и привлекательно, так как позволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость, но и приносит реальную пользу всем участникам этой деятельности, а не только тем, на кого она ориентирована.

Тесно сотрудничают участники Деткой филармонии с Городским Советом ветеранов , областной организацией «Союз Чернобыль России», центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, обществом слепых и инвалидов и т. д., используя разнообразные формы волонтерской деятельности (акции, концертные программы, музыкальные поздравления и др.).

Ежегодно преподаватели и учащиеся активно занимаются волонтёрской деятельностью, выезжая с концертными программами в учреждения культуры, а так же социально значимые учреждения и организации города, где проводятся встречи с пенсионерами, инвалидами, ветеранами, одинокими людьми, с детьми-сиротами. Традиционными стали встречи в городской библиотеке, городском выставочном зале, ДК «Шахтёр», ДК «Октябрь», управлении социальной защиты населения, пенсионном Фонде, центре социального обеспечения граждан и инвалидов пенсионного возраста, обществе слепых и инвалидов, детском доме «Проталинка» и др.

Проект «Как стать звездой» очень значим для одаренных учащиеся, так как они получают уникальную возможность проявить свое творческое дарование. В рамках этого проекта осуществляется совместная деятельность с профессиональными исполнителями, организациями культуры и искусства, образовательными учреждениями, основная миссия которых – взращивать детские творческие таланты. Что для этого надо? Конечно терпение, несомненно - труд, непременно талант и настойчивость. Но самое главное для юных музыкантов , это слушатели, их мнение и их отклики! В рамках данного проекта обучающиеся вовлекаются в различные конкурсы и фестивали. Живой звук, все стили музыки, авторское исполнение – увидеть всё это и представить на сцене своё исполнение - такова основная идея проекта.

Для стимулирования развития детского таланта и роста профессионализма юных музыкантов существует необходимость посещения Творческих лабораторий и Мастер-классов лучших педагогов России, проведение которых стало традицией для воспитанников и преподавателей детской музыкальной школы. Такие возможности предоставлены всем участникам Детской филармонии.

Одним из важнейших направлений в работе Детской филармонии является концертная деятельность (проект«Концерты к праздничным датам»). Основные задачи концертной деятельности - пропаганда музыкального исполнительства, расширение общего кругозора подрастающего поколения, приобщение широких масс слушателей к лучшим образцам музыкального культурного наследия, а также предоставление юным музыкантам возможность творческого самовыражения на большой сцене. Традиционными стали концерты: «Созвездие звуков», ко Дню знаний; «Сердцу милые седины», посвящённый Дню пожилого человека; «Птица материнской любви», посвящённый Дню матери, «Рождественский узоры», «Лучший город на земле», посвящённый Дню города; «Защитникам Родины посвящается…», «Улыбки весны», «Слава победному маю!», «Планета «Детство», посвящённый международному Дню защиты детей.

Концертная деятельность Детской филармонии – это возможность жителям города приобщиться к музыкальной культуре нашего народа, а также других народов мира.

С 2008 года особое место в работе Детской филармонии занимают социально значимые творческие проекты. Детско-взрослые социально значимые проекты это объединяющие обучающихся (воспитанников), педагогов, родителей, представителей внеобразовательных сфер. Это деятельность, имеющая определенную миссию и цели , свои традиции , передающие школьнику особое видение мира, личностное и гражданское самоопределение.

Проект «Мы Россияне»ориентирован на патриотическое воспитание детей и подростков, воспитание у детей патриотизма, формирование толерантности, знание истории своего народа. Тематика его мероприятий «Осинники. Прошлое. Настоящее. Будущее», «Подвиг героев бесценен» (посвящение ликвидаторам аварии на Чернобыльской атомной электростанции); «Я помню, я горжусь!» (проект о жизни и событиях блокадного Ленинграда) и др. позволяют развивать у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению, поколению фронтовиков и Защитникам Отчества, воспитание ответственности и трудолюбия. Кроме того, творческие проекты, реализуемые педагогами и обучающимися в рамках Детской филармонии, обогащают музыкально-культурное образование детей и молодежи.

Детское и юношеское творчество находится в сфере интересов городской и региональной власти, ведь внимание к культуре, музыкальному творчеству юных – это забота о социальной стабильности общества. Школа творчества, которую проходят дети, завоевывая сцену и зрителя, не сравнима ни с какой другой. И публика, которая год за годом воспитывается и взрослеет на этих концертах, - лучшее тому подтверждение.

Социальные проекты, идеи которых были воплощены в жизнь, можно различать в первую очередь по приоритетной цели, которую они преследуют. Во вторую они различаются по степени и качеству влияния на жизнь общества.

Справедливости ради стоит отметить, что идеи социальных проектов охватывают множество сфер человеческой жизни. Не всегда удается соблюсти «идеальность» приоритетных целей.

Приоритеты и цели

Социальные проекты, идеи которых можно назвать подлинно социальными, приоритетными целями имеют, как принято считать, значительное улучшение жизни общества. К примеру, в летний сезон во многих городах деятельные и инициативные люди организовывают и с успехом проводят уже не первый год проект под названием «Побежали». Суть его более детально раскрыта ниже, а сейчас важно упомянуть про результаты. Только в одном городе-миллионнике в подобного рода проекте добровольно приняли участие более 100 000 человек. Больше половины людей дошли до финиша, пробежав при этом более 300 километров суммарно за 3 месяца! Социальные проекты, идеи которых встречают такой отклик, реально меняют жизнь общества к лучшему.

Можно только представить, сколько людей стали здоровее, какое благотворное влияние оказано на подрастающее поколение бегающими родителями или родными. В результате участия в проекте у многих людей появляется полезная привычка заниматься собой и своим здоровьем системно. У них поялвются и новые друзья-единомышленники, с которыми легче и веселее двигаться вперед.

«Антисоциальный» проект

«Троллейбус счастья» - такое название имеет реализованный на практике «социальный» проект, который даже занимал призовые места в конкурсе на эту тему. В его заявленных целях — модернизация системы высшего образования путем развития экосистемы инноваций.

Руководители проекта, исходя из опубликованной информации, ставили перед собой достаточно прозаичные задачи. Реализуя «Троллейбус счастья», они хотели активизировать учебный процесс, провести тренинг для магистров и публично защититься в конкурсе подобных проектов.

Что на деле

На деле университет обратился к горэлектротрансу с предложением: «А давайте мы ваши троллейбусы украсим силами своих студентов, и вместе это все назовем социальным проектом?». Сказано - сделано. Выделили 4 троллейбуса, студенты в свободное время бесплатно их оформили, пригласили музыкантов, написали в прессу — готово! 4 пестрых троллейбуса, действительно красивых, ездят по городу и являют собой передвижные мини-выставки различных тематик — праздничной направленности, романтической, патриотической...

Как изменилась жизнь города? Принципиально никак. Как потраченная энергия и деньги людей, студентов, преподавателей модернизировала систему высшего образования? Принципиально никак. Как развилась система экоинноваций с помощью троллейбуса, который существует уже более 100 лет? Доподлинно неизвестно. Значительно ли улучшилась в результате Вряд ли так можно сказать.

Общая альтернатива

«Побежали» - один из настоящих проектов, которые можно было бы назвать истинно социальным. Суть его в том, что желающий бегать по утрам человек регистрируется в социальных сетях. Он делает определенный небольшой денежный взнос и дальше бегает 100 дней подряд.

После каждого занятия, согласно правилам проекта, необходимо выкладывать свои фото "в процессе" и выбранный маршрут. При отсутствии таких «доказательных» данных участник исключался без возврата денег. Конечно, правилами были предусмотрены и такие разные мелкие детали, как пропуск пробежки по уважительной причине и другие подобные моменты, но основные правила просты как дважды два.

После проекта имеющаяся сумма денег была разделена между оставшимися участниками. Что интересно, обратно получали сумму, на 50% превышающую внесенную. Многие после проекта не оставили своей полезной привычки и продолжили бегать сложившимися группами и без проекта, ожидая следующего массового «забега». Так с помощью проекта и люди здоровее стали, и общество объединилось, и подрастающему поколению хороший пример подали.

Еще примеры

«Ночлежка» и «Виртуальная рында» - социальные проекты, идеи и примеры которых можно было бы также отнести к истинно социальным. Они реализуются на средства благотворительных организаций и при использовании молодежи.

Первый проект представляет собой сеть ночлежек для бездомных. Создана карта, на которой указаны конкретные адреса мест, где можно покушать, переночевать либо получить помощь медицинского или юридического характера. Для многомиллионных мегаполисов такой проект значимо улучшает социальную ситуацию — становится меньше разбоев, снижается общий уровень преступности, меньше нагрузки на силовые органы. К тому же, проект позволяет более-менее сносно контролировать ситуацию с бездомными в городе и даже в некотором роде влияет на ситуацию.

Второй проект позволяет и разместить, и увидеть на интерактивной карте города запросы о помощи. Казалось бы, ничего такого. Кому это интересно? А на деле приложение оказалось весьма востребованным — потому что оно решило основную коммуникационную проблему, связав тех, кто нуждается в помощи и тех, кто может ее оказать. Более того, любой желающий может присоединиться к проекту. Он будет в курсе запросов вокруг себя и получит удобную возможность воспользоваться помощью в случае чего.

Сфера молодежи

Важную роль в популяризации социальных проектов играют идеи социальных проектов, направленных на студентов и учащихся. Они позволяют увеличить занятость этого активного слоя населения, развить чувство патриотизма и проявить личный потенциал во многих сферах.

Нужно отметить, что идеи социальных проектов для молодежи разнообразны. Они касаются, к примеру, сферы труда. Это организация строительных отрядов или мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проекты могут быть направлены на отдых молодежи, межкультурное взаимодействие и на практике.

Сфера культуры

Идеи которых можно найти в сфере культуры,обычно самые заметные. Их поддерживает государство с помощью правительственных грантов.

Не всегда можно назвать творческими социальные проекты, идеи которых касаются этой тематики. Мероприятия касаются поддержки библиотечной, музейной и клубной (развлекательной) сфер. Для идеи социальных проектов в сфере культуры критично важны.

Это создает дополнительную платформу для развития как личных талантов, к примеру, в области музыки или пения, а также развивает коммуникативные навыки. Иногда возникает возможность путешествовать и получать новые знания. Стоит отметить социально значимые проекты, идеи которых вдохновляют талантливую молодежь, позволяют раскрыть потенциал и талант. Зачастую это телевизионное шоу.

На рубеже соприкосновения понятий «молодежь» и «культура» находятся также социальные проекты, идеи которых не отличаются оригинальностью. Это образовательные экскурсии. Подобные проекты предоставляют возможность молодежи реально расширить кругозор и представление об окружающей действительности.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа г. Ярцево»

ПРИНЯТО:

Педагогический совет

Протокол №2

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО «ДМШ г. Ярцево»

В.И.Меренков

«______»_________________20___г.

Долгосрочный социально-значимый проект

«Воспитание искусством»

Жигунова Елена Романовна, преподаватель высшей категории отделения «Музыкальный фольклор», руководитель детского фольклорного ансамбля «Забава» МБУДО «ДМШ г. Ярцево».

г. Ярцево

2016

ПЛАН:

    Паспорт проекта

    Актуальность

    Педагогическая целесообразность проекта

    Особенности репертуара ДМШ и его значимость для детей дошкольного и школьного возраста

    Технология проведения творческих встреч

    Этапы реализации проекта

    Ожидаемые результаты

    Приложения

Паспорт проекта

Современное культурно-информационное пространство из подрастающего поколения формирует, главным образом, потребителя. Это определяет необходимость воспитывать ценностные ориентиры в сфере современной культуры у подрастающего поколения. Таким образом, необходимо сделать акцент на развитие эмоционально-эстетической сферы личности ребенка, уровень развития именно этой сферы в будущем во многом определит степень развития творческих способностей и ценностных категорий личности.

Цель проекта

Формирование системы востребованных событийных мероприятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста в сфере культуры и искусства; сохранение и развитие детского музыкально-эстетического просветительства, воспитание у детей системы ценностных ориентиров в сфере культуры и искусства.

Организатор

МБУДО «ДМШ г. Ярцево».

Целевая аудитория проекта

Дети образовательных и воспитательных учреждений (детские сады, школы), постояльцы геронтологических центров, учреждения культуры Ярцевского района.

Основные мероприятия

Ежегодные концерты, творческие встречи, ориентированные на реальные запросы учреждений и направленные на повышение уровня культуры обучающихся и населения района.

Период реализации

2016-2021 учебный год.

Итог (ожидаемый итог)

Повышение интереса к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди детей дошкольных и школьных образовательных учреждений, предоставление возможностей обучающимся музыкальной школы реализовать себя на сцене, создание единого культурно-образовательного пространства между музыкальной школой, образовательными учреждениями и учреждениями культуры.

Актуальность

Актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что эстетическая направленность играет определяющую роль в гуманизации образования и воспитания, пронизывает как учебную, так и внеурочную деятельность и позволяет на эмоциональном уровне развивать нравственные начала и эстетические потребности личности. Однако, развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой виды искусства преподносятся чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления, не способствует развитию эстетической культуры современных детей. Ребенок растет и развивается в окружающей его культурной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существуют прекрасное, высокохудожественное творчество, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких зрителей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. В результате этого у детей снижается познавательная активность, креативность мышления, уровень коммуникативных способностей.

Поэтому так важно уже в дошкольном и младшем школьном возрасте приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их ценностных ориентиров. Помочь ребенку не потеряться и не пойти по ложному пути в пространстве современной культуры, способствовать развитию системы ценностных ориентиров - вот главные задачи современной эстетической деятельности в образовательном процессе.

Музыкальное искусство в силу своей синтетической природы обладает огромным потенциалом в сфере эстетического воспитания. Репертуар коллектива музыкальной школы обладает особой эстетикой, патриотической направленностью, знакомство обучающихся детских садов, младших школьников с музыкальной программой музыкальной школы станет эмоционально-эстетическим событием в жизни детей, пожилых людей. Концерты или творческие встречи организованные обучающимися музыкальной школы произведут на дошкольников и младших школьников яркое впечатление, активизируют их интерес к разнообразию музыкального искусства, будут способствовать развитию творческой активности.

Цель проекта: сформировать систему востребованных событийных мероприятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста в сфере культуры и искусства используя возможности коллектива детской музыкальной школы.

Задачи:

    сохранение и развитие детского музыкально-эстетического просветительства;

    воспитание у детей системы ценностных ориентиров в сфере культуры и искусства.

    развитие эмоционально-эстетического восприятия и формирование творческой активности у детей и подростков.

Проект "Воспитание искусством" успешно сочетает две важные функции:

Дает возможность учащимся музыкальной школы проявить себя, способствует их творческой самореализации;

Зарождает у своей публики интерес к музыкальному искусству, готовит ее к большому искусству с детских лет, воспитывая духовную потребность в искусстве.

Социальная значимость проекта

Современные процессы обновления жизни нашего общества изменили и социокультурную ситуацию. Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у населения. Несмотря на это разнообразие в городе Ярцево наблюдается приоритет учреждений, предоставляющих населению широкий спектр культурно-досуговых услуг, выполняющих, как правило, развлекательные функции, а не развивающие .

Многочисленные объекты и субъекты социально-культурной деятельности (ДМШ, ДШИ, ДСЮШ, центр досуга «Современник», клуб «Ровесник», библиотеки, МУК «ЯРЦКИ»), осуществляющие разнообразные функции в досуговой сфере г.Ярцево охватывают детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста и реализуют образовательные и воспитательные программы раннего развития. Однако деятельность данных учреждений во многом не обеспечивает соприкосновения юного зрителя с миром искусства, его погружение в атмосферу прекрасного, в городе нет детской филармонии, музыкального театра. Для детей не хватает событийных мероприятий, которые бы стимулировали формирование потребности в эмоционально-эстетическом развитии иосвоении художественных ценностей. Эта проблема в культурно-досуговой сфере города легла в основу проекта «Воспитание искусством.

Педагогическая целесообразность

Возникновению проекта послужил ряд причин, одна из которых снижение нравственно-эстетических ориентиров среди подрастающего поколения. С целью изучения эмоционально-эстетической культуры у современных детей и в рамках реализации проекта была проведена диагностика уровня эмоционально-эстетического развития первоклассников.

Цель диагностики - выявление уровня эмоционально-эстетического развития первоклассников и воспитанников детских садов для обоснования социально-педагогической значимости проекта Воспитание искусством".

Опытно-исследовательская деятельность осуществляется по средствам специально организованных педагогических воздействий по эмоционально-эстетическому развитию детей. Диагностика эмоционально-эстетического развития первоклассников проходит в естественных условиях (в игровой форме на занятиях хореографии).

Результаты показали, что дети в целом с интересом участвуют в выполнении заданий, однако уровень их эмоционального и эстетического развития достаточно неоднороден и зачастую непредсказуем. Дети произвольно выполняют движения под музыку, не задумываясь над передачей его характера.

Анализируя результаты диагностики, следует отметить, что в исследуемой группе 15% детей с высоким уровнем эмоционально-эстетического развития. Эти дети находятся в позиции активного участия, то есть вступают в контакт, поскольку происходящее вызывает не только интерес, но и эмоционально адекватные реакции на происходящее.

Больше всего детей со средним уровнем эмоционально-эстетического развития – 60%. У этих детей наблюдается желание участвовать в деятельности, они вступают в контакт в зависимости от обстоятельств. Следует отметить их пассивность в отношении к происходящему.

Дети с низким уровнем эмоционально-эстетического развития составляют 25%. Для таких детей характерна закрытая позиция, иногда отчуждение или безразличие по отношению к происходящему. Они не любят общаться со сверстниками, предпочитают играть в одиночестве.

Таким образом, по итогам диагностического исследования можно отметить что большая часть детей (а это 85% от исследуемой группы) находится в позиции пассивного участия, не проявляет заинтересованности и активного эмоционального реагирования. Это обуславливает актуальность, значимость проекта и педагогическую целесообразность проекта «Волшебный мир искусства».

Особенности репертуара детской музыкальной школы

и его значимость для детей дошкольного и школьного возраста

Тематика постановочной работы с детьми весьма обширна, и открывает большие творческие перспективы как для постановщика, так и для исполнителей. Однако статус музыкальной школы во многом определяет репертуар.

Репертуар является одним из показателей развития музыкально-эстетического развития, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции. Поэтому подбор репертуара в музыкальной школе требует четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач в области патриотического воспитания.

Основная особенность учебно-воспитательного процесса в музыкальной школе состоит в том, что главный акцент делается на освоение бытовых, сценических видах музыкального искусства.

Таким образом, репертуар выстроен главным образом на основе народной, классической, современной музыке.

Как правило, основой концертного репертуара является народно-сценический танец, так как он доступен большинству учащихся, дает возможность разнообразно строить репертуар, формировать его по степени сложности для каждой возрастной группы. Неисчерпаемые богатства народного и академического вокала, вокальных ансамблей (народный и эстрадный), детских академических хоров, игра на различных музыкальных инструментах раскрывают перед обучающимися широкую перспективу развития их творческих и исполнительских задатков. За несколько лет работы коллектив музыкальной школы накопил интересный и востребованный репертуар. Сюда входят отдельные номера в русском характере («Ой, да нарубила баба дров», хоровод «Веретёнце»), номера, постановка которых осуществлялась в рамках реализация казачьего компонента в музыкальной школе: «Казаки в Берлине», «Во саду дерево цветёт», хореографические миниатюры на военную тематику, обработки для балалайки в исполнении ансамбля балалаечников, классические и джазовые произведения для духовых инструментов.

Репертуар детского коллектива музыкальной школы на данный момент стабилен. Имеются музыкальные, вокальные номера, хореографические постановки, востребованные не только на школьных мероприятиях, но и на городских. Стабильность репертуара создает наглядную перспективу роста и движения коллектива музыкальной школы. Младшие участники видят на примере старших, каких результатов они могут добиться, к чему они могут придти через некоторое время. Такая преемственность имеет огромное значение для учащихся, способствует развитию в нем творческой атмосферы и стремлению к активным занятиям. Однако стабильность не означает, что репертуар должен быть неизменным. Репертуар постоянно обновляется. Репертуар музыкальной школы обладает особой эстетикой, патриотической направленностью, несет в себе элементы гендерного воспитания, все эти качества репертуара нашей школы неизменно важны для дошкольников, младших школьников в их эмоционально-эстетическом развитии.

Основными требованиями при отборе репертуара для проведения творческих встреч с детьми являются требования художественности и доступности.

Художественность предполагает отбор разнообразных произведений по жанру и характеру исполнения. Гармония музыкально-исполнительского образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность музыки - именно в этих критериях может быть охарактеризовано данное требование.

Доступность традиционно трактуется следующим образом: · содержание музыкальных произведений должно быть представлено яркими, понятными образами; художественное произведение должно соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка, возможностям детского восприятия. Практика показывает, что в ряде случаев дошкольников, младших школьников знакомят с музыкальными шедеврами, образный мир которых включает такие чувства и переживания, до которых дети просто «не доросли». Поэтому так важен строгий отбор музыкально-исполнительского репертуара, ее соответствие возрастным возможностям.

С точки зрения концепции ребенка как субъекта детской художественной деятельности требования к отбору репертуара для творческих встреч могут быть конкретизированы рядом принципов.

Принцип учета детского эмоционально-эстетического опыта и музыкальных интересов детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение искусству. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход к подбору репертуара.

Принцип учета деятельностной природы ребенка, который предполагает, что репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия - в рисунке, слове, игре. Кроме того, музыка могут допускать интерактивное включение ребенка - его непосредственные эмоциональные и двигательные реакции уже по ходу просмотра и прослушивания. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребенка.

Опытно-исследовательская деятельность была организована в соответствии с диагностическими материалами: Яфальян А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку. Екатеринбург, 2000. и Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1999.

Актуальность В условиях стремительного развития искусства появляется потребность в новых подходах к его изучению. Практика функционирования музыкальных студий недостаточно развита в Сергиево. Посадском районе, а потребность в их существовании очень высока.

Результаты анкетирования Был проведен опрос среди учащихся 4 «А» среднеобразовательной школы № 28 в пос. Богородское Сергиево-Посадского района. учатся в музыкальной школе не учатся в музыкальной школе 38% 62%

Проблема Всего в 2012 году количество школьников в Москве составило 825 тысяч. По программам дополнительного образования в Москве обучаются более 600 тысяч детей что составляет 72%. От общей численности населения детей занимающихся в УДОД, 33% посещают учреждения дополнительного образования художественной направленности, из них лишь 18% посещают учреждения дополнительного музыкального образования. Проблема проекта заключается в снижении интереса среди школьников к музыкальному искусству в целом.

Целевая аудитория Мужчины и женщины в возрасте от 25 до 65 лет имеющие детей в возрасте от 11 до 17 лет

Цель проекта Формирование интереса к музыкальному искусству у детей и подростков путем изучения новых музыкальных направлений.

Задачи проекта Создание кружка-студии в рамках музыкальной школы, направленного на изучение новых музыкальных направлений. Использование вариативных подходов к организации образовательного процесса в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого обучающегося; Создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса с целью реализации его склонностей, интересов, потребностей; Воспитание гармонически развитой личности, всестороннее развитие способностей, приобщение учащихся к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкальноэстетического вкуса, расширение общего кругозора; Создание образовательной базы для развития творческого потенциала у детей и подростков.

Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно -образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в вокальном исполнении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений. Объединение детей и подростков на основе устойчивого интереса к развитию музыкальных способностей, расширению общего музыкального кругозора.

Уникальность Данный проект: Позволяет учащемуся выбрать музыкальное направление, в рамках которого будет проходить дальнейшее углубленное изучение музыки. Популяризует новые музыкальные направления и воспитывает позитивное отношение к новой музыкальной культуре среди детей, подростков и их родителей. Дает возможность развития собственного музыкального коллектива под руководством музыкального педагога и продюсера.

База проекта Детская школа искусств № 3 г. Сергиев Посад, ул. Ясная, д. 4 (мкр. Ферма)

План помещения: 1 - учебная аудитория для лекционных занятий 2 – аудитория с музыкальными инструментами для практических занятий 3– звукозаписывающая студия с необходимым оборудованием 4 -5 комнаты со звукоизоляцией 3 2 4 1 5

Описание проекта В студию «Наш Век» принимаются учащиеся закончившие 4 класса музыкальной школы, обучающиеся по образовательным программам: § общее фортепьяно § ансамбль фортепьяно § гитара § ансамбль гитара § вокал § саксофон § контрабас

Поступающий в студию учащийся выбирает музыкальное направление, в рамках которого будет происходить его дальнейшее обучение: Музыкальное направление Дисциплины Джаз История возникновения и развития, Сольфеджио, Основы композиции, Ансамблевая игра Инструменты: Саксофон Барабаны Контрабас (или бас-гитара) Синтезатор Вокал Рок История возникновения и развития, Сольфеджио, Основы композиции, Ансамблевая игра Инструменты: Электро-гитара Бас-гитара Барабаны Вокал Электронная музыка История возникновения и развития, Сольфеджио, Основы композиции, Ансамблевая игра Инструменты: Синтезатор Музыкальная рабочая станция

Классическую программу в музыкальной школе и программу студии учащиеся будут изучать параллельно. Программа рассчитана на 3 года обучения, которая включает в себя: 1 год: Знакомство с музыкальным направлением, его историей возникновения и развития, изучение особенностей композиции и специфики построения мелодии. Обучение игре на музыкальном инструменте в рамках выбранного жанра. 2 год: Обучение навыкам ансамблевой игры, объединение более успевающих учеников в ансамбли. Овладение такими практическими умениями и навыками как импровизация, инструментальное музыцирование, композиторство. 3 год: Концертная деятельность как в местных, городских мероприятиях, так и на конкурсах, фестивалях, концертах; студийная запись. Но при этом продолжается углубленное изучение музыкальной теории, с направленностью на самостоятельное творчество, по утвержденным методикам преподавания.

Финансирование проекта: Финансирование проекта предусмотрено из средств управления культуры, средств спонсоров, родительские взносы, выручка от продажи билетов на концерты.

Смета расходов на реализацию проекта Статья расходов Объем затрат Сроки реализации Перестройка помещения 500 000 рублей под нужды студии Сентябрь-декабрь 2015 Закупка и установка оборудования для звукозаписывающей студии 300 000 рублей Январь-февраль 2016 Закупка музыкальных инструментов 200 000 рублей Февраль – март 2016 Печатная продукция (афиши, информационные буклеты) 150 000 рублей Июнь-июль 2016