Государственный академический Русский хор им. А


    Свешников, Александр Васильевич - Александр Васильевич Свешников. СВЕШНИКОВ Александр Васильевич (1890 1980), хоровой дирижер. В 1928 37 и с 1941 художественный руководитель основанного им Государственного русского хора СССР (до 1936 вокальный ансамбль Всесоюзного радио).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Александр Васильевич Свешников Дата рождения 30 августа (11 сентября) 1890 Место рождения Коломна Дата смерти 3 января 1980 Место смерти … Википедия

    - (30.08.1890, Коломна 03.01.1980, Москва), композитор, хоровой дирижер, педагог, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Сталинской премии (1946). Окончил Музыкально драматическое училище Московского… … Энциклопедия кино

    - (1890 1980) российский хоровой дирижер, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). В 1936 37 и с 1941 художественный руководитель Государственного русского хора СССР, организованного на базе созданного им вокального… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 30.8(11.9).1890, Коломна], советский хоровой дирижёр и музыкальный деятель, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Член КПСС с 1950. Учился в Народной консерватории в Москве (в т. ч. по классу теории музыки у Б. Л … Большая советская энциклопедия

    - (1890 1980), хоровой дирижёр, педагог, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Организатор и художественный руководитель (1936 37, с 1941) Государственного хора СССР, в 1942 преобразованного в Государственный хор… … Энциклопедический словарь

    Род. 12 сент. 1890 в Коломне Моск. губ., ум. 3 янв. 1980 в Москве. Муз. деятель. Герой Социалистического Труда (1970). Нар. артист СССР (1956). В 1913 окончил Муз. драм. училище Моск. филармонич. об ва, занимался по муз. теоретич. предметам у А.… … Большая биографическая энциклопедия

Годы активности

с по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

Российская империя 22x20px Российская империя
СССР 22x20px СССР

Профессии Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Орден Ленина - 1970 Орден Ленина - 1960 Орден Ленина - 1966 Орден Трудового Красного Знамени - 1940
Орден Трудового Красного Знамени - 1950

: неверное или отсутствующее изображение

40px Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (1890-1980) - советский дирижёр , хормейстер , педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (). Герой Социалистического Труда (). Лауреат Сталинской премии второй степени (). Член ВКП(б) с 1950 года .

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года (по другим источникам - 12 сентября ) в Коломне (ныне Московская область).

Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).

Семья

Первая жена – Свешникова Лидия Александровна.

Дочь – Галина (умерла в младенчестве).

Сын – Вячеслав. Полковник медицинской службы. Участник ВОВ (1942 - 1945). Принимал участие в обороне Сталинграда и взятии Берлина. Награждён боевыми орденами и медалями.

Внуки – Сергей, Александр.

Вторая жена - Оксана Семеновна Свешникова. Детей не было. Квартира Свешниковых находилась в доме по адресу: Москва, ул. Горького, 9 .

Память

После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны. В 1981 году именем Свешникова был назван двухпалубный круизный теплоход, курсировавший по Волге, Каме и Оке .

В августе-сентябре 2015 года в фойе Большого зала Московской консерватории развёрнута экспозиция к 125-летию со дня рождения дирижёра.

Характеристика творчества и деятельности

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Могила Свешникова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Свешников, Александр Васильевич

– Разве вы забыли – я ведь детишек должен забрать, я обещал им.
– А где же Мишель? Вы что же – не вместе?
– Ну почему не вместе? Вместе, конечно же! Просто я обещал... Да и детей она всегда любила. Вот мы и решили побыть все вместе, пока их не заберёт новая жизнь.
– Так это же чудесно! – обрадовалась Стелла. И тут же перескочила на другое. – Ты очень счастлив, правда же? Ну, скажи, ты счастлив? Она у тебя такая красивая!!!..
Арно долго и внимательно смотрел нам в глаза, как бы желая, но никак не решаясь что-то сказать. Потом, наконец, решился...
– Я не могу принять у вас это счастье... Оно не моё... Это неправильно... Я пока его не достоин.
– Как это не можешь?!.. – буквально взвилась Стелла. – Как это не можешь – ещё как можешь!.. Только попробуй отказаться!!! Ты только посмотри, какая она красавица! А говоришь – не можешь...
Арно грустно улыбался, глядя на бушующую Стеллу. Потом ласково обнял её и тихо, тихо произнёс:
– Вы ведь несказанное счастье мне принесли, а я вам такую страшную боль... Простите меня милые, если когда-нибудь сможете. Простите...
Стелла ему светло и ласково улыбнулась, будто желая показать, что она прекрасно всё понимает, и, что прощает ему всё, и, что это была совсем не его вина. Арно только грустно кивнул и, показав на тихо ждущих детишек, спросил:
– Могу ли я взять их с собой «наверх», как ты думаешь?
– К сожалению – нет, – грустно ответила Стелла. – Они не могут пойти туда, они остаются здесь.
– Тогда мы тоже останемся... – прозвучал ласковый голос. – Мы останемся с ними.
Мы удивлённо обернулись – это была Мишель. «Вот всё и решилось» – довольно подумала я. И опять кто-то чем-то добровольно пожертвовал, и снова побеждало простое человеческое добро... Я смотрела на Стеллу – малышка улыбалась. Снова было всё хорошо.
– Ну что, погуляешь со мной ещё немножко? – с надеждой спросила Стелла.
Мне уже давно надо было домой, но я знала, что ни за что её сейчас не оставлю и утвердительно кивнула головой...

Настроения гулять у меня, честно говоря, слишком большого не было, так как после всего случившегося, состояние было, скажем так, очень и очень «удовлетворительное... Но оставлять Стеллу одну я тоже никак не могла, поэтому, чтобы обоим было хорошо хотя бы «посерединушке», мы решили далеко не ходить, а просто чуточку расслабить свои, почти уже закипающие, мозги, и дать отдохнуть измордованным болью сердцам, наслаждаясь тишиной и покоем ментального этажа...
Мы медленно плыли в ласковой серебристой дымке, полностью расслабив свою издёрганную нервную систему, и погружаясь в потрясающий, ни с чем не сравнимый здешний покой... Как вдруг Стелла восторженно крикнула:
– Вот это да! Ты посмотри только, что же это там за красота такая!..
Я огляделась вокруг и сразу же поняла, о чём она говорила...
Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом... А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков...
Что это было?! Кому так нравился этот холодный цвет?..
Пока почему-то никто нигде не показывался, и никто не высказывал большого желания нас встречать... Это было чуточку странно, так как обычно хозяева всех этих дивных миров были очень гостеприимны и доброжелательны, за исключением лишь тех, которые только что появились на «этаже» (то есть – только что умерли) и ещё не были готовы к общению с остальными, или просто предпочитали переживать что-то сугубо личное и тяжёлое в одиночку.
– Как ты думаешь, кто живёт в этом странном мире?.. – почему-то шёпотом спросила Стелла.
– Хочешь – посмотрим? – неожиданно для себя, предложила я.
Я не поняла, куда девалась вся моя усталость, и почему это я вдруг совершенно забыла данное себе минуту назад обещание не вмешиваться ни в какие, даже самые невероятные происшествия до завтрашнего дня, или хотя бы уж, пока хоть чуточку не отдохну. Но, конечно же, это снова срабатывало моё ненасытное любопытство, которое я так и не научилась пока ещё усмирять, даже и тогда, когда в этом появлялась настоящая необходимость...
Поэтому, стараясь, насколько позволяло моё измученное сердце, «отключиться» и не думать о нашем неудавшемся, грустном и тяжёлом дне, я тут же с готовностью окунулась в «новое и неизведанное», предвкушая какое-нибудь необычное и захватывающее приключение...
Мы плавно «притормозили» прямо у самого входа в потрясающий «ледяной» мир, как вдруг из-за сверкавшего искрами голубого дерева появился человек... Это была очень необычная девушка – высокая и стройная, и очень красивая, она казалась бы совсем ещё молоденькой, почти что если бы не глаза... Они сияли спокойной, светлой печалью, и были глубокими, как колодец с чистейшей родниковой водой... И в этих дивных глазах таилась такая мудрость, коей нам со Стеллой пока ещё долго не дано было постичь... Ничуть не удивившись нашему появлению, незнакомка тепло улыбнулась и тихо спросила:
– Что вам, малые?
– Мы просто рядом проходили и захотели на вашу красоту посмотреть. Простите, если потревожили... – чуть сконфузившись, пробормотала я.
– Ну, что вы! Заходите внутрь, там наверняка будет интереснее... – махнув рукой в глубь, опять улыбнулась незнакомка.
Мы мигом проскользнули мимо неё внутрь «дворца», не в состоянии удержать рвущееся наружу любопытство, и уже заранее предвкушая наверняка что-то очень и очень «интересненькое».
Внутри оказалось настолько ошеломляюще, что мы со Стеллой буквально застыли в ступоре, открыв рты, как изголодавшиеся однодневные птенцы, не в состоянии произнести ни слова...
Никакого, что называется, «пола» во дворце не было... Всё, находящееся там, парило в искрящемся серебристом воздухе, создавая впечатление сверкающей бесконечности. Какие-то фантастические «сидения», похожие на скопившиеся кучками группы сверкающих плотных облачков, плавно покачиваясь, висели в воздухе, то, уплотняясь, то почти исчезая, как бы привлекая внимание и приглашая на них присесть... Серебристые «ледяные» цветы, блестя и переливаясь, украшали всё вокруг, поражая разнообразием форм и узорами тончайших, почти что ювелирных лепестков. А где-то очень высоко в «потолке», слепя небесно-голубым светом, висели невероятной красоты огромнейшие ледяные «сосульки», превращавшие эту сказочную «пещеру» в фантастический «ледяной мир», которому, казалось, не было конца...
– Пойдёмте, гостьи мои, дедушка будет несказанно рад вам! – плавно скользя мимо нас, тепло произнесла девушка.
И тут я, наконец, поняла, почему она казалась нам необычной – по мере того, как незнакомка передвигалась, за ней всё время тянулся сверкающий «хвост» какой-то особенной голубой материи, который блистал и вился смерчами вокруг её хрупкой фигурки, рассыпаясь за ней серебристой пыльцой...
Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки.
Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности...
– Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам?
– И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла.
И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»...
У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути.

Русский хоровой дирижер, директор Московской консерватории. Родился в Коломне 30 августа (11 сентября) 1890. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 регентовал и преподавал пение в московских школах. В 1921–1923 руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (храм Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928–1963 руководил хором Всесоюзного радиокомитета; в 1936–1937 – Государственным хором СССР; в 1937–1941 возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 организовал Государственный хор русской песни (впоследствии ) в Москве, которым и руководил до конца дней. С 1944 преподавал в Московской консерватории, в 1948 был назначен ее директором и оставался на этом посту более четверти века, продолжая вести хоровой класс. Среди консерваторских учеников Свешникова – крупнейшие хормейстеры А.А.Юрлов и В.Н.Минин. В 1944 организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7–8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище церковного пения.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения Рахманинова, осуществленная им в 1970-х годах. Умер Свешников в Москве 3 января 1980.

Энциклопедия Кругосвет

А.В. Свешников относится к тому замечательному поколению мастеров, начало деятельности которых пришлось на переломный момент истории России начала XX века. Многообразное проявление дарования Свешникова в хоровом исполнительстве, педагогике, общественно-музыкальной деятельности оказало заметное влияние на развитие отечественного певческого искусства.

Александр Васильевич Свешников родился в 1890 году в небольшом подмосковном городе Коломне, в простой семье. Трудным был путь мальчика из тогдашнего русского захолустья к вершинам музыкальной культуры, но призвание влекло его к намеченной цели. В юности он выделялся музыкальностью и хорошим голосом, был желанным участником многих хоров. С жадностью постигал основы нотной грамоты, учился у старых мастеров-хоровиков беглости пения нот с листа, доведя эту технику до виртуозности. Безмерная, до фанатизма, до самозабвения любовь к хоровому пению оказалась той силой, которая определила его жизненный путь.

Шестнадцати лет Свешников поступает в Московскую народную консерваторию к замечательному музыканту и педагогу, профессору Б.Л. Яворскому. В консерватории А.В. Свешников практически изучает оркестровые инструменты, берет уроки пения у П.В. Власова, затем у известной певицы и вокального педагога, современницы Чайковского Э.К. Павловской.

Но материальные затруднения вносят свои коррективы в жизнь студента, заставляя его временно оставить занятия. Он стал руководителем рабочего хора на фабрике Морозова в Богородске. Здесь Свешников быстро завоевывает авторитет отличного руководителя и педагога.

Вскоре возобновляются регулярные занятия музыкой в Москве, в Филармоническом училище, у известного композитора и педагога А.Н. Корещенко. Не ограничиваясь учебным курсом, Свешников стремился расширить свои музыкально-теоретические знания. Огромное влияние на Александра Васильевича оказали его встречи и занятия с С.И. Танеевым.

После революции 1917 года Свешников работает инструктором по школьному хоровому воспитанию в разных районах Москвы, руководит рабочими хорами, создает капеллу железнодорожников на станции Москва-Сортировочная, по направлению Наркомпроса принимает участие в формировании детских колоний на Полтавщине, несколько лет работает педагогом и воспитателем недавних беспризорников. В то же время он становится одним из организаторов украинской оперы и руководителем капеллы в Полтаве (1921-1923).

С 1923 года Александр Васильевич вновь в Москве. Он назначается заведующим вокальной частью первой студии Московского Художественного академического театра, преобразованной позже во МХАТ 2-й. Этот период имеет чрезвычайно большое значение в формировании творческого облика дирижера-исполнителя. Близкое знакомство со сценическим методом К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, встречи с М.П. Чеховым, И.Н. Берсеневым открыли Свешникову путь к овладению новым, до того не развитым в профессиональном хоровом искусстве исполнительским стилем, ставшим художественным принципом мастера: «Петь надо так, как говоришь, только еще доходчивее, выразительнее и красивее».

В первые годы после революции в России практически не было профессиональных хоров. И вот в 1928 году в Московском радиокомитете такой хор был создан. Возглавить новое дело пригласили Свешникова. Ансамблю ВРК (так назывался хор) предстояло «обслуживать» все виды радиовещания, исполнять произведения всевозможных жанров, от массовых песен до хоровой классики а cappella и сочинений крупных форм. Вскоре ансамбль ВРК завоевывает место одного из наиболее популярных певческих коллективов страны. За шесть лет ансамбль ВРК исполнил свыше тысячи произведений.

В 1936 году Свешников оставляет работу в хоре Радио и принимает активное участие в создании Государственного хора СССР . Но этот период работы продлился недолго. В Ленинграде скончался выдающийся хоровой деятель М.Г. Климов, возглавлявший прославленную Академическую капеллу, и Свешникова назначают ее художественным руководителем (1937-1941). Сохранив лучшие кадры старых мастеров пения, Свешников пополнил состав певцов молодыми, свежими голосами, в том числе из коллективов хоровой самодеятельности. Особенное внимание он уделил детской хоровой школе при капелле. Вскоре на базе школы, но только в Москве будет создано знаменитое хоровое училище, ныне носящее имя великого просветителя.

Весной 1941 года Александр Васильевич был назначен руководителем и главным дирижером Государственного хора Союза ССР .

Грянула Великая Отечественная война, и Свешников вступил в народное ополчение. Но его отозвали и направили в Среднюю Азию. В тяжелое время военной осени 1942 года было принято решение об организации Государственного академического хора русской песни, впоследствии переименованного в Государственный академический русский хор Союза ССР . Все, чем располагала богатейшая дарованием и опытом натура Свешникова, было отдано этому коллективу.

С поразительной энергией и знанием дела собирал Свешников народные песни и формировал из них концертные программы. Вспоминались и отыскивались сотни песен крестьянских, фабричных, городских, солдатских, студенческих, старинных и современных - все то, что еще с детства трогало сердце, что звучало в душе родным напевом. Интуиция его - человека, сызмальства влюбленного в родную песню, пронесшего эту любовь через всю жизнь большого музыканта, - безошибочно определяла лучшее, нужное.

С замечательным вкусом, тактом и разнообразием создает Свешников свои многоголосные переложения народных песен. Здесь вспомнились занятия композицией в юные годы. Он никогда не посягает на главенствующее значение мелодии; его переложения непосредственны и просты, как язык самой песни, они всегда великолепно звучат, будучи сделаны мастерской рукой исполнителя-практика. Многие из обработок русских песен Свешникова, например «Ах ты, степь широкая», «Вдоль да по речке», «Гибель «Варяга», «Дороженька» и другие, бесспорно, входят в число лучших песенных переложений.

Первый открытый концерт состоялся 20 июля 1943 года в Большом зале Московской консерватории. Он прошел с грандиозным успехом. Началась многолетняя триумфальная концертная деятельность Государственного академического русского хора Союза ССР , ставшего под руководством А.В. Свешникова одним из лучших хоровых коллективов своего времени.

С 1945 года хор почти ежегодно выезжает за границу: Германия, Венгрия, Румыния, Швейцария, Норвегия, Бельгия, Япония, Италия. Неизменно горячие отклики, аншлаги… Рецензии во всех странах были восторженными. Вот что писали итальянские газеты после концертов Государственного хора в знаменитом театре Ла Скала в Милане: «Это хор сильный и гибкий; временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способный не только взволновать, но окончательно потрясти».

Многие из классических произведений, сочинения крупной формы звучат в исполнении Государственного хора совместно с чудесным хором мальчиков Московского хорового училища. Здесь надо вспомнить еще об одной стороне многообразнейшей деятельности Александра Васильевича. Свешников - не только блестящий исполнитель, но и прирожденный педагог. Его детищем является одно из самых ценных и интересных учреждений школьного типа - Московское хоровое училище, созданное им в 1944 году. В нем занимаются музыкально одаренные мальчики, обладающие профессиональными голосовыми данными. Много сил и педагогического таланта отдал Свешников, чтобы поднять эту незаслуженно забытую у нас отрасль певческой культуры на уровень высокого профессионализма. Он полностью восстановил былую славу русских хоров мальчиков, потрясавших своим искусством Европу.

С необычайной осторожностью формировал Свешников хор мальчиков. Внимательно изучая опыт прошлого, сочетая его с данными своих наблюдений, Свешников создал методику детского певческого воспитания, основанную на развитии правильного дыхания, обеспечивающего распевное звучание, на выработке активности и свободы артикуляции при строгом соблюдении регламента времени и голосового диапазона мальчиков.

Хоровое училище готовит прекрасные кадры будущих хормейстеров, дирижеров, певцов, композиторов. Неслучайно именно училище стало мощным фундаментом при создании Академии хорового искусства, которую возглавил ученик Свешникова В.С. Попов.

В 1944 году Свешникова приглашают в Московскую консерваторию, где он занимает пост декана дирижерско-хорового факультета (1944-1948). Он уделяет особое внимание воспитанию практических навыков хорового дирижера. Повышается роль хорового класса, глубже изучается певческое мастерство. Впервые учебный хор овладевает искусством пения без сопровождения.

Александр Васильевич предложил новую и, безусловно, рациональную систему обучения студентов и аспирантов. Заключалась она в следующем: учащийся всегда должен быть на репетициях своего учителя, внимательно наблюдать, запоминать, делать собственные выводы. Процесс пассивного наблюдения может быть в любой момент прерван заданием педагога выполнить ту или иную часть работы дирижера с хором. Такое постоянное участие студента в практике живой работы - бесспорно лучший способ стать профессиональным дирижером. Эта школа практического опыта дала отличные результаты за сравнительно недолгое время.

Из класса профессора Свешникова вышли специалисты, пользующиеся заслуженной известностью. Среди них - художественный руководитель Русской академической республиканской капеллы, лауреат Государственной премии А.А. Юрлов (1927-1973), художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора В.Н. Минин, главный дирижер Казахской государственной капеллы А.В. Молодов, заведующий кафедрой хорового дирижирования Минской государственной консерватории В.В. Ровдо (1921-2007), профессора Московской консерватории - Б.И. Куликов, Б.Г. Тевлин (1931-2012), С.С. Калинин, такие мастера хорового искусства, как В.С. Попов (1934-2008), К.Б. Птица (1911-1983), Л.Н. Павлов и многие другие.

С 1948 года Свешников возглавлял Московскую консерваторию (1948-1975). Занятый огромной работой ректора, он, однако, неизменно находил время для интенсивной, не менее насыщенной, чем прежде, концертной деятельности.

Неукротимая энергия и чувство гражданской ответственности не дают Свешникову ограничиться творческой и педагогической работой. Он - крупный общественный деятель: депутат нескольких созывов Московского Совета, первый председатель Всероссийского хорового общества, ректор Народного музыкального университета.

Народный артист СССР , Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РСФСР , профессор Александр Васильевич Свешников за многолетнюю творческую, педагогическую и общественно-художественную деятельность награжден тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Международное признание авторитета выдающегося современного хорового дирижера выразилось также в избрании его в 1967 году почетным членом Королевской академии музыки (Великобритания), в награждении орденом Кирилла и Мефодия в 1968 году (Болгария).

При подготовке материала использованы фрагменты книги К. Птицы
«Мастера хорового искусства в Московской консерватории»: «Александр Васильевич Свешников».

Александр Свешников (Евг. Баранкин)

"Люди поющие всегда выглядят счастливее, они все делают с увлечением, они бодры, жизнерадостны, в них вы всегда найдете что-то привлекательное, красивое. Певческий голос - одно из чудес природы. Кто им одарен, тот может считать себя счастливым человеком".

В этих словах основателя и художественного руководителя Государственного академического русского хора Союза ССР, дирижера, композитора, педагога, крупнейшего музыкально-общественного деятеля Александра Васильевича Свешникова слышится та убежденная страстность, искренность, природное жизнелюбие, которые сопутствуют этому замечательному художнику на протяжении, всей его многообразной и многолетней творческой жизни в искусстве.

Признанный мастер советской музыкальной куль-туры, Свешников всегда находился и находится среди самых активных ее создателей, неустанно и последовательно отдавая свои творческие силы служению музыке, делая ее достоянием самых широких кругов слушателей.

Вся творческая биография Свешникова - это одна из тех связующих нитей между русской музыкальной историей и сегодняшним днем советского искусства, без которых нельзя себе представить ни преемственности артистических поколений, ни поступательного движения вперед. Когда сегодня в концертных залах встречаешься с вдохновенным искусством Свешникова - дирижера и хормейстера, трудно себе представить, что еще в начале века Сергей Иванович Танеев, один из учителей Александра Васильевича, поручал ему первые исполнения своих хоровых произведений, что личные дружеские отношения связывали его с Владимиром Галактионовичем Короленко...

Детство Александра Васильевича Свешникова прошло в небольшом русском городе Коломне. Город этот стоит на реке Оке с ее живописными берегами и известен своей старинной архитектурой. Вместе с тем Коломна - это и город фабрик, заводов, промышленных предприятий. Хоровое пение, связанное с народными истоками, с древней культурой русской земли, всегда было здесь неотъемлемой частью быта. На вопрос: "Кого Вы считаете своими учителями"? Александр Васильевич отвечает: "В смысле творческого воздействия - Сергея Танеева. В смысле становления музыкантом - жизнь. С восьми лет пел в церковном хоре, затем - филармоническое училище, народная консерватория. Работал на фабрике Морозова, преподавал в музыкальной школе. Горжусь тем, что моими учениками были машинисты, кочегары, ремонтные рабочие железнодорожной станции Москва-Сортировочная. Я никогда не забуду этот хор: перепачканные углем и мазутом люди сразу же после смены приходили на спевки. И как пели!.. Многие приносили в хор тексты и ноты революционных песен. С каким чувством исполняли мы их!" Юный Свешников поет сам, участвует во многих хорах, работает с любительским коллективом. Перед тем, как стать руководителем рабочего хора Морозовской фабрики, Александр Васильевич совершенствуется в хоровом искусстве, в пении, в овладении тайнами музыкального мастерства в Московской народной консерватории, где его учителями были профессор Б. Яворский, П. Власов, Э. Павловский. А затем филармоническое училище, занятия музыкой у известного композитора и педагога А. Корещенко.

С первых же дней Октябрьской революции хормейстер Свешников, несмотря на молодость оснащенный музыкант, активно включился в строительство новой музыкальной культуры, в напряженную жизнь революционной Москвы. Выполняя задания Хамовнического райкома партии, он вместе со своими товарищами добывает хлеб для тружеников Москвы, по поручению Наркомпроса и личному распоряжению А. В. Луначарского руководит эвакуацией и размещением на Украине пятнадцати тысяч детей-беспризорников. Не оставляет в эту бурную пору Свешников и музыкальную деятельность, совмещая педагогическую и воспитательную работу с организацией украинской советской оперы и руководством хоровой капеллой в Полтаве. Именно там и произошло знакомство Свешникова с замечательным русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко, которое переросло в искреннюю и теплую дружбу.

С 1923 года Свешников снова в Москве. Он назначается заведующим вокальной частью Первой студии Художественного театра. Общение с выдающимися режиссерами, с корифеями русской сцены, несомненно, оказывало влияние на Свешникова как на художника-интерпретатора, артиста и музыканта. Многие из его исполнительских принципов сформировались в скромном мхатовском вокальном ансамбле и нашли со временем свое самобытное развитие.

Массовое движение, революционный энтузиазм вызвали к жизни огромное количество произведений, написанных для хоров. Также стихийно возникали и хоры. Однако настоящих профессиональных хоровых коллективов еще не было и, естественно, появилась необходимость в их создании. У истоков рождения таких коллективов стоял Александр Васильевич Свешников. В 1928 году ему поручили руководство первым хоровым ансамблем Радиокомитета, который состоял всего из 12 певцов. Однако с распространением радиовещания ансамбль обрел громадную аудиторию, а с годами выросли и мастерство коллектива, и его численность. Ныне это один из лучших в стране хоровых коллективов и возглавляет его ученик Свешникова, народный артист СССР Клавдий Борисович Птица.

Творческий темперамент, незаурядные организаторские способности, великолепное профессиональное мастерство всегда помогали Свешникову даже за короткий срок добиваться значительных художественных результатов. Оставив работу в хоре Радио, который стал вскоре известен не только у нас в стране, но и за рубежом, Свешников принимает участие в создании Государственного хора СССР, становится во главе Ленинградской академической капеллы и, наконец, назначается художественным руководителем и главным дирижером Государственного хора Союза ССР. Это произошло весной 1941 года, а уже через несколько месяцев разразилась военная гроза, и Александр Васильевич Свешников вступил в народное ополчение. Однако в то трудное для страны время партия и правительство поручили Свешникову организацию хора русской песни, впоследствии переименованного в Государственный академический русский хор Союза ССР. Александр Васильевич вспоминает: "Когда в 1942 году мне предложили комплектовать хор, я подумал: до песен ли сейчас, когда враг у стен Сталинграда! Мне сказали: "Торопитесь, чтобы успеть подготовить к нашей победе программу. Нужно заранее подумать о зарубежных гастролях...". Примерно через год в Большом зале консерватории состоялось первое прослушивание...".

К концерту-дебюту Свешников собрал огромный песенный материал, обработанный им для хора. Песни старинные и современные, городские и крестьянские, фабричные, солдатские, революционные были исполнены с той степенью мастерства, искренностью самовыражения, благородством трактовки, по которым всегда можно узнать свешниковский хор.

Концерт начался "Песней о "Варяге", песней о русской доблести, славе, бессмертии подвига. Она открыла первую страницу в летописи хора, одного из лучших художественных коллективов страны. Искусство Свешникова - дирижера, хормейстера - восхищает не одно поколение советских слушателей. Любовь к русской песне, умение донести ее красоту, тонкость и душевность, внимание к поэтическому слову, все эти качества - неотъемлемая часть его личности музыканта-интерпретатора.

Вот что пишет о Свешникове народный артист СССР Владислав Геннадиевич Соколов: "Кто из нас не восхищался концертами Государственного русского хора, руководимого им? Поражает и радует художественное кредо Свешникова-дирижера - его реалистический стиль исполнения классических и советских хоровых произведений. Необычная красота звучания хора, его чудесная напевность, четкая выразительность подачи музыкальной формы. Интерпретация хором Свешникова русской песни является эталоном для работы многих хоровых коллективов нашей страны" .

Естественно, что репертуар хора составляют не только русские народные песни. Все многообразие мировой хоровой литературы отражено в программах коллектива. Бах и Россини, Верди и Моцарт, Рахманинов и Танеев, Сен-Сане и Брукнер, Бортнянский и Березовский, Римский-Корсаков и Мусоргский - один лишь перечень этих композиторских имен позволяет судить о репертуарном диапазоне свешниковцев. А сколько сочинений советских композиторов впервые прозвучало в концертах хора, сколько написано специально для него! Не боясь преувеличений, можно сказать, что все лучшие хоровые сочинения советских авторов в то или иное время украшали его программы: от хоров А. Давиденко. А. Крейна, А. Кастальского, Л. Книппера до партитур С. Прокофьева, Ю. Шапорина, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Г. Свиридова, Р. Щедрина и многих других выдающихся мастеров нашей музыки. Монументальные оратории и кантаты, концерты и мессы, сложные полифонические хоры подвластны дирижеру и исполнителям так же, как лирические миниатюры, песни, былины, народные попевки.

Деятельность Свешникова-дирижера неотъемлема от деятельности его как воспитателя. Его талант педагога начал проявляться еще в те далекие годы становления Советской власти, когда он работал в детских колониях на Украине, вел большую работу в качестве преподавателя пения в школах. С тех пор вся его жизнь так или иначе связана с педагогикой.

Александр Васильевич воспитал несколько поколений дирижеров хора. С именем Свешникова связана организация детских хоровых школ, и, в первую очередь, его "исконного детища" - Московского хорового училища, созданного в 1944 году и руководимого им в течение почти двадцати лет. Ежедневные занятия с выдающимся мастером, сплоченный коллектив известных педагогов, творческая атмосфера, внимание и уважение к воспитанникам в короткий срок создали училищу репутацию одного из самых интересных профессиональных учебных заведений в стране.

Основная цель хорового училища - подготовка дирижеров хора. Наиболее одаренные выпускники совершенствуются в высших учебных заведениях, как по приобретенной специальности, так и в других отраслях искусства. Из стен училища вышли такие мастера хорового дирижирования, как Александр Юрлов, Владимир Минин, Юрий Уланов, Юрий Петров, Федор Козлов и многие другие. Но не только своими питомцами-хоровиками гордится училище. Александр Васильевич сумел разглядеть, выявить и иные возможности своих воспитанников: некоторые из них нашли в дальнейшем призвание в композиторском творчестве. Среди выпускников училища Родион Щедрин, Александр Флярковский, Ростислав Бойко, Владислав Агафонников, Валерий Кикта, Валерий Григоренко и многие другие. Свои первые опусы они несли Александру Васильевичу, и он не только бережно относился к этим, еще, быть может, несовершенным произведениям, но зачастую давал услышать их в живом звучании хора, а надо ли говорить, какое это имеет громадное значение для начинающего композитора.

"Однажды я написал песню на стихи Е. Долматовского "Появился в отряде мальчишка" к 30-летию ВЛКСМ,- вспоминает Александр Флярковский.- С нашим солистом Вовой Леоновым показали Александру Васильевичу, и вдруг... "Будете эту песню исполнять в Большом театре". Это вселяло огромное желание еще писать. Появились пьесы для рояля, для скрипки, хора. И все обязательно слушал Александр Васильевич, исправлял, советовал, направлял". А затем, в стенах консерватории, выпускники училища всегда находились под пристальным вниманием Свешникова.

"Наверное, любой из многочисленных выпускников Московского хорового училища мог бы рассказать о своем первом учителе и воспитателе что-то очень индивидуальное и только ему известное и близкое,- пишет Родион Щедрин.- Тот, кто стал хоровым дирижером, может быть, поведал бы о секретах свешниковского умения спеть фальцетом партию первых сопрано. Тот, кто стал дирижером симфонического оркестра, смог бы рассказать о поразительной работоспособности и репетиционной неутомимости Свешникова. Тот, кто стал педагогом, наверняка упомянул бы легендарную точность Александра Васильевича. Но все, без сомнения, все сошлись бы в чувстве признательности, благодарности этому суровому, но очень доброму человеку, что именно он призвал их в армию солдат музыки - самого многотрудного, но самого благородного из искусств".

Богатая история многих советских музыкантов - выпускников Московской консерватории также связана с именем Свешникова - преподавателя, декана, заве-дующего кафедрой и, наконец, с 1948 года ректора этого прославленного учебного заведения. Свыше двадцати пяти лет находился Свешников на этом посту (случай, пожалуй, беспрецедентный!), никоим образом не прерывая своей дирижерской, исполнительской, творческой и педагогической деятельности.

Терпеливый и кропотливый педагогический труд в консерватории снискал Свешникову уважение многих поколений выпускников.

Хоровой класс Свешникова - это настоящая кузница мастеров хорового дирижирования. Многие из них ныне работают в разных уголках Совехского Союза. Пожалуй, нет оперного театра, филармонии, крупного хорового коллектива, в котором не трудились бы его воспитанники. Очевидно, что и общественно-музыкальная деятельность учителя служит достойным примером для его учеников: во главе двух крупнейших московских музыкальных учебных заведений - консерватории и Института имени Гнесиных сегодня стоят выпускники свешниковского хорового класса Б. Куликов и В. Минин . Безвременно ушедший из жизни А. Юрлов , чье имя теперь носит Республиканская академическая русская хоровая капелла, главный дирижер Казахской капеллы А. Молодов , художественный руководитель хора Белорусского телевидения и радио В. Ровдо , главный хормейстер Краснознаменного ансамбля Ю. Петров , руководитель Московского хора молодежи и студентов Б. Тевлин - этот перечень мастеров хорового искусства, вышедших из стен класса Свешникова, можно было бы множить и множить. Александр Васильевич сумел передать своим ученикам тот подлинный артистизм и вдохновение мастерства, ту высокую гражданственность, которые отличают его собственное творчество. В одном из интервью, данных Свешниковым, отвечая на вопрос "Что вы считаете главным в вашей педагогической деятельности?", он подчеркнул: "Воспитывать настоящих советских людей. Профессиональному мастерству в Московской консерватории испокон века учили хорошо. Для меня понятие советский музыкант всегда было значительно выше, значительно весомее, чем просто музыкант, какой бы высокой профессиональной школой он ни обладал".

Свешников видит смысл творчества в служении общественным интересам, интересам народа, видит в этом гражданский долг каждого, кто посвящает свою жизнь искусству. Для Свешникова профессиональная и общественная деятельность неотделимы друг от друга. И здесь нельзя не упомянуть о той громадной роли, которую он сыграл в организации и создании Всероссийского хорового общества. Став первым председателем правления общества, он сумел консолидировать творческие усилия многочисленных хоровых коллективов, помочь им в овладении богатством русской хоровой культуры, стать активным пропагандистом советской музыки. В хоровом пении, этом традиционном массовом искусстве нашего народа, таятся безграничные возможности. Их выявлению, популяризации хорового искусства посвятил Александр Васильевич долгие годы бескорыстного труда. Любовно и бережно собирая песни, находя незаслуженно забытые жемчужины, он вновь возвращает их к жизни, восстанавливает их заботливой рукой художника-реставратора. Поистине "второе дыхание" обрели такие песни, как "Вечерний звон", "Не слышно шума городского", "Плещут холодные волны", "Нелюдимо наше море" и многие другие, ставшие теперь неотъемлемой частью концертного репертуара.

Обработки песен, сделанные Свешниковым, а их десятки и сотни, всегда отличаются бережным отношением к мелодии, к поэтическому слову. В а"cappellном звучании всегда чувствуется ощущение емкости песни, ее естественность и простота. Неустанные поиски певческой красоты, слияния хоровых партий в единый голос-инструмент отличают его интерпретаторские и режиссерские замыслы. В своем хоре, этой лаборатории вокального и ансамблевого мастерства, он ищет звуковой и зрительный образ каждого произведения, без устали оттачивает его на репетициях, спевках, не оставляя этой кропотливой работы и после публичных исполнений. И может быть, поэтому многие, широко известные произведения из репертуара Свешникова зачастую звучат как бы по-новому, раскрывая еще неизвестные красоты. Этот упорный труд по выявлению основных образов драматургии произведения, по освоению всех тонкостей его музыкальной ткани приносит художественные результаты, доставляющие истинное наслаждение любителям хоровой музыки.

Хор Свешникова (а именно так его называют слушатели) поет удивительно ярко, осмысленно, с тем эмоциональным настроем, с той самоотдачей, без которых не мыслимо подлинное творчество. Высочайшее профессиональное мастерство коллектива, совершенство ансамбля, ровное во всех регистрах, красивое, слитное звучание, тембровое богатство, безупречность вокально-хоровой техники - во всем этом громадная заслуга бессменного руководителя Государственного академического русского хора СССР, который сегодня пользуется широкой популярностью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Гастроли хора за рубежом - важная составная часть жизни коллектива. И неизменно они превращаются в яркую демонстрацию достижений русской хоровой культуры, блестящих традиций советского искусства и исполнительства. "Музыка - искусство самых широких, я бы даже сказал, неограниченных возможностей общения людей,- говорит А. В. Свешников .- Присущее ей волшебное умение затрагивать самые глубинные чувства, переживания, мысли и вместе с тем способность отражать передовые прогрессивные идеи эпохи говорят о ее могучей роли помощника в сближении, во взаимопонимании людей. Не случайно общепризнанно, что язык музыки - всеобщий, понятный в равной мере всем народам мира, но лишь тогда он могуч, когда несет передовые, гуманистические идеи эпохи, когда содействует воспитанию высоконравственных помыслов людей, объединяет их в стремлении к социальному прогрессу, укреплению мира".

"Посланцем мира" называли хор Свешникова зарубежные слушатели уже во время первых гастролей, проходивших сразу же после войны в освобожденных городах Чехословакии, Венгрии, Румынии, ГДР и других стран. Эти поездки способствовали налаживанию и дальнейшему плодотворному развитию культурных отношений между народами, демонстрировали высокую музыкальную культуру Страны Советов.

"Выступления Вашего хора в Будапеште,- писал А. В. Свешникову К. Е. Ворошилов в декабре 1945 года,- произвели неизгладимое впечатление, и русская песня, так чудесно исполненная, будет долго отзываться "эхом" в сердцах не только наших замечательных воинов, но и в сердцах граждан Будапешта, которые с таким неистовством рукоплескали хору и его руководителю".

С тех пор коллектив гастролировал по всему земному шару, вновь и вновь приезжая в страны, где его с нетерпением ждали слушатели. В Швеции и Норвегии, Австрии и Финляндии, Италии, Бельгии, Японии горячие овации, многочисленные "бисы", великолепные отзывы прессы сопровождали гастроли русского хора. Достойную оценку за рубежом получило дирижерское мастерство Свешникова. Во многих странах к нему обращались коллеги-музыканты за творческой помощью, с просьбой рассказать о методах работы с хором, раскрыть "профессиональные тайны", секреты мастерства. Надо ли говорить, что Александр Васильевич всегда охотно шел навстречу всем просьбам и пожеланиям, а его выступления всегда выходили за рамки чисто профессионального общения, отличались присущей ему горячей публицистичностью.

Акико Сэки - лауреат международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами", руководитель движения "Поющие голоса Японии", так писала в "Правде" о гастролях хора в Японии: "Можно с уверенностью сказать, что своими выступлениями в Японии хор Свешникова еще раз подтвердил способность песни, музыки, искусства вообще быть чудодейственной нитью, связывающей и сближающей сердца народов". Триумфальным был успех хора в Италии, где он выступал на сцене знаменитого миланского театра "Ла Скала". Произведения Бортнянского, Глинки, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Шостаковича, русские народные песни в обработке Свешникова звучали в этот вечер под гром аплодисментов переполненного зала. "Выступление академического хора еще раз подтвердило громкую известность и славу, которая его окружает... Руководит им специалист особо большого таланта",- писала итальянская газета "Коррьера делла сера".

А совсем недавно Александр Васильевич Свешников с присущим ему артистическим подъемом провел очередные гастроли хора в Японии, дирижируя концертами, встречаясь с давними поклонниками его искусства. Это ли не пример поистине неиссякаемого творческого долголетия!

Свешникова по-прежнему волнуют проблемы, связанные с массовой хоровой музыкальной культурой, с эстетическим воспитанием детей, повышением уровня художественного вкуса аудитории, он по-прежнему полон заботами о сохранении и приумножении народного песенного и хорового богатства. Его многочисленные выступления в печати, по радио, статьи, очерки, беседы со слушателями всегда пронизаны подлинной нетерпимостью к недостаткам, проникнуты гордостью за нашу страну, которая раскрывает перед каждым человеком богатые творческие возможности. Смысл и назначение творчества Свешников видит в верном служении народу, в гражданской активности художника-патриота.

Перечисление общественных обязанностей Свешникова заняло бы не одну страницу: депутат, председатель многочисленных жюри музыкальных соревнований, член правления Общества советско-чехословацкой дружбы, член Комитета по Государственным премиям РСФСР в области литературы и искусства, бессменный главный дирижер московских праздников песни - эти и многие другие обязанности выполняются с присущим Александру Васильевичу огромным чувством партийного и гражданского долга. Многогранная музыкальная и общественная деятельность Свешникова отмечена многими высокими званиями.

Когда видишь высокую худощавую, всегда подтянутую фигуру Свешникова, как-то невозможно поверить, что перед вами человек, перешагнувший теперь уже восьмидесятипятилетний рубеж. И совсем забываешь об этом, присутствуя на концертах хора, которыми он дирижирует.

А на традиционный журналистский вопрос: "Ваши творческие планы?"- Александр Васильевич по-прежнему решительно отвечает: "Работать, работать...".

Свешников Александр Васильевич, родился 12 сентября 1890 в Коломне. Герой Социалистического Труда (1970).

В 1913 окончил Московское филармоническое училище. С 1909 преподавал пение в школах Москвы, в 1921-1923 руководил хорами на Украине, в 1923-1928 заведовал вокальной частью Первой студии МХАТ. В 1928-1936 художественный руководитель организованного вокального ансамбля (хора) Всесоюзного радио. В 1936-1937 и в 1941 возглавлял Гос. хор СССР. В 1937-1941 художественный руководитель Ленинградской академической капеллы. С 1942 возглавляет организованный им Государственный академический русский хор. Организатор (1944) и директор Московского хорового училища. С 1946 профессор, в 1948-1974 ректор Московской консерватории. Автор песен и хоровых обработок русских народных песен. Лауреат Государственной премии СССР (1946). Лауреат Государственной премии РСФСР (1967). Заслуженный артист РСФСР (1934). Народный артист РСФСР (1946). Заслуженный артист Узбекской ССР (1950). Народный артист СССР (1956).

Лит. соч.: Хоровое пение - искусство истинно народное. М., 1962.

Лит.: А. В. Свешников. (Сборник статей. Сост. В. Подольская, общая ред. К. Птицы). М., 1970.