Черная гитара цоя. Как виктор цой первую гитару купил


алла чередниченко

Секрет гитары Цоя

В Музее Виктора Цоя в котельной «Камчатка» хранится двенадцатиструнная гитара музыканта. Для поклонников Цоя – священный артефакт, а для ее знаменитого владельца это был качественный инструмент, сделанный в Ленинграде.

ФОТО Владимира НИКИТИНА (из архива газеты) " class="article-img">

Когда-то подростки играли не на американских гаджетах, а на ленинградских гитарах.
ФОТО Владимира НИКИТИНА (из архива газеты)

Как нам рассказали в музее, эту гитару Виктор купил в 1978 году в Гостином дворе. По тем временам это была одна из лучших представленных на витринах ленинградских музторгов гитара. Да и стоила она чуть ли не всю среднестатистическую зарплату советского гражданина. Чтобы осилить покупку, будущей легенде русского рока пришлось копить деньги, которые ему выделяли родители на пропитание. Разглядываю потертую этикетку на гитаре и вижу практически стертую надпись «Ленинградская фабрика щипковых музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского».

«Действительно, в то время ленинградские гитары «Луначарки» славились не только в СССР, но и за рубежом», – подтверждают и музыканты, и музыкальные мастера. А секрет успеха тех гитар был прежде всего в грамотно выстроенной технологической цепочке производственного процесса, серьезном отношении к подбору материалов и энтузиазме специалистов. Делали эти гитары в основном из ели и березовой фанеры. Также использовали бук и клен. Особенно ценилась древесина из Архангельской и Вологодской областей.

«Что касается гитары, которая была у Виктора Цоя, то ее высокое качество зависело в том числе и от естественных технологических особенностей, – объясняет потомственный гитарный мастер Андрей Бабичев. – Чтобы ускорить процесс лакировки, гитары покрывали специальным лаком только одним слоем. Особенность советского лака (а другого не было) в том, что он высыхал в ровную поверхность лишь при условии, если толщина покрытия была больше миллиметра».

В результате практически все «луначарские» гитары того времени были слишком сильно пропитаны этим лаком, что, естественно, сказывалось на качестве их звучания. И только 12-струнным моделям чрезмерная масса лака была не страшна благодаря высокому натяжению, которое давали 12 металлических струн, раскачивающих деку.

Согласно заводской легенде, образцом для таких инструментов послужила испанская гитара известного музыканта Андерса Сеговия, который в 1927 году с дружественным визитом гостил на ленинградской фабрике. Он подарил мастерам свой инструмент (по другой версии, они воспользовались инструментом тайно, пока хозяин отвлекся). Мастера вдоль и поперек изучили заморскую гитару, скопировали с нее лекала, тщательно изучили замеры и расположение пружин. Именно те скопированные лекала и послужили основой для лучших отечественных инструментов, многие из которых живы до сих пор.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

У главного исследователя истории рок-музыки в ЖЖ - soullaway , обнаружил фото из 1980-х: Виктор Цой в американском музыкальном магазине. Меня вообще давно занимал вопрос: на чём играли советские рок-музыканты в те годы. Решил немного поисследовать тему.

С Цоя и начну - тем более, что у него сегодня день рожденья. Перелопатил концертные фотографии и кое-какие гитары смог опознать.


Начнём с простого - пожалуй, самая популярная электрогитара на свете: Fender Stratocaster .


Впрочем, это может быть на Fender , а Squier - это эконом-бренд "Фендера". Профессиональному музыканту на таком играть несолидно, но думаю в СССР в те годы было вполне круто.


По крайней мере, Гребенщиков на знаменитом "Музыкальном ринге" 1986 года играл именно на "Скваере".

Довольно известное фото:

Фирма указана на деке: Ibanez, а вот модель опознать не смог.

И гитара - Kramer Ferrington

Ещё одна гитара из последних - Washburn AE .

Всё, что было выше - уже перестроечные времена, вторая половина 1980-х, когда импортные гитары, наверное, уже достать было можно. А следующие фотографии - первая половина 1980-х.

На многих фото Цой фигурирует с 12-струнной акустикой Ленинградской фабрики музыкальных инструментов им. Луначарского .

Кстати, у Каспаряна на этом фото - Yamaha SG

А вот совсем раннее фото:

Шик тех времён - чехословацкая Jolana Star

В серии ЖЗЛ вышла книга о знаменитом рок-музыканте

Триста шестьдесят страниц о детстве, юности, становлении и звездном периоде, пожалуй, главного отечественного рок-музыканта — биография представляет собой выдержки из интервью родственников, друзей, близких или не совсем близких людей. Одной из интриг этого сочинения является сам автор — «юрист из Чебоксар», как он себя называет, и «просто поклонник Цоя» — Виталий Калгин, человек, собственно, никогда не имевший отношения к группе «Кино», однако же составивший полноценное жизнеописание.

— Виталий, несколько слов о самой книге. Какую структуру она имеет?
— Поскольку книга вышла в рамках ЖЗЛ, она полностью соответствует формату серии. По содержанию издание делится на три части. Первая — детство и юность Цоя, с 1962 по 1977 год. Вторая часть раскрывает период с 1977 по 1987 год. Третья рассказывает о звездном периоде жизни Виктора с 1987 по 1990 год.

— Чем она отличается, если отличается, от других биографических трудов о Викторе Цое?
— В этом издании много новых материалов. Я собрал ранее не публиковавшиеся интервью, воспоминания, цитаты, комментарии и свидетельства как самих музыкантов «Кино», так и представителей его ближнего круга. Для меня было важным найти как можно больше правдивых свидетельств. В 1991 году вышла книга петербургского писателя Александра Житинского и Марианны Цой «Виктор Цой. Стихи. Документы. Воспоминания», которая на какое-то время стала неплохим подспорьем для поклонников (кроме того, известна еще книга Александра Житинского «Цой forever. Документальная повесть». — Прим. ред. ). Что касается других книг, увы, это были сплошные повторы, приуроченные к датам.

— С кем вы встречались во время работы над книгой?
— В процессе написания книги я познакомился с самыми разными людьми, в том числе и с близким кругом Цоя. Это было сложнее всего. О Викторе за эти годы было написано столько ерунды, что многие его друзья не хотели ни помогать, ни встречаться, ни по телефону разговаривать, априори считая, что я очередной журналист-фантазер, который все перепутает и присочинит. Но в результате мне удалось переговорить даже с теми, кто сначала категорически отказывался. Что касается конкретных имен, то, разумеется, это были музыканты «Кино». А еще — Инна Николаевна Голубева, мама Марианны Цой; гастрольный директор группы Олег Толмачев; друзья юности Виктора Цоя — Антон Галин, Игорь Петровский и многие другие.

— Были ли уже какие-то отклики со стороны отца, сына, друзей и единомышленников Виктора на книгу?
— Разумеется. Без одобрения музыкантов «Кино», родных и близких Цоя книга не увидела бы свет. Я всем разослал текст, чтобы они могли поправить неточности или высказать свое мнение по спорным вопросам. Я считаю, что главное — это дать всем возможность высказаться. А уж кто прав, кто виноват или как все на самом деле было, пусть решит читатель.

— Виталий, расскажите о себе. Чем вы занимаетесь?
— Последние два года я занимался книгой. Начиналось все как хобби, но времени стало отнимать все больше и больше. В перспективе я либо вернусь к юридической практике, либо буду продолжать свои исследования.

«Никакой политики, чисто внутренний мир»

Из биографии предстает довольно определенный образ Виктора Цоя. Человека, имеющего «редкий мелодический дар» и «безупречный слух». Упорного и трудолюбивого — если это касается его любимого дела. Простого в быту, сдержанного, сосредоточенного. И в то же время веселого и легкого. А также, по словам самых близких, — чрезвычайно ранимого.

Вот как характеризовал его друг Максим Пашков, рассказывая о безумных юношеских гулянках в компании первых питерских панков: «Надо отдать должное Виктору. Он хотя и участвует в этих мероприятиях, но на фоне других сохраняет человеческое лицо, чувство юмора и не опускается до пошлости. Цой был гораздо консервативнее всей остальной компании, и в наших «забавах» никогда не шел до конца. В нем никогда не было разнузданности».

О покупке первой профессиональной гитары довольно забавной историей делится лидер группы «АУ» Андрей Панов: «Родители уехали на юг, оставили Цою девяносто рублей из расчета треха в день. А у Цоя была мечта, как и у всех, — двенадцатиструнная гитара. Он побежал и тут же ее купил. 87 рублей она стоила. А на сдачу, поскольку голодный, у парка Победы купил беляшей по шестнадцать копеек. И значит, натощак их навернул. Он очень долго потом это вспоминал. Говорил, лежал зеленый, один в квартире, умирал. До туалета было не дойти. Лежал несколько дней. С тех пор беляшей не ел».

«Тогда как танком прокатило, — вспоминает о первой встрече с Цоем Борис Гребенщиков. — Я и подумать не мог, что такой величины автор вырос в Купчине и доселе никому не известен. На следующий день стал звонить друзьям-звукорежиссерам, уговаривая их немедленно записать песни Цоя, пока ребятам еще хочется играть. Я очень счастлив, что оказался в нужный момент и в нужное время».

Об одной из работ Цоя есть довольно неожиданный эпизод, рассказанный Инной Николаевной Голубевой: «Он устроился рабочим в управление паркового хозяйства, где вырезал детскую деревянную скульптуру в парке «Тихий отдых» на Каменноостровском проспекте, 81». До сих пор в том парке можно увидеть некоторые работы Виктора, к примеру «Грустный лев»…

«Цой не актер — с даром перевоплощения дела у него обстоят неважно, — приводятся в книге воспоминания Артемия Троицкого. — Он «зацепил» публику чем-то другим. Может, именно тем, что в нем нет ни капли суеты или наигрыша, а есть надежность, спокойствие и честность. Неудивительно, что в наши, склонные к истерике времена многие видят в нем если не спасителя, то во всяком случае настоящего героя».

А вот что говорил Георгий Гурьянов о так называемой революционности его песен: «По поводу песни «Перемен». В ней нет никакой политики. Совершенно. Абсолютно философский трактат, там нет ни слова о политике, чисто внутренний мир…»